Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов: начальный период обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Крупина, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат наук Крупина, Ольга Александровна
Содержание
Введение
Глава 1. Любительские хоровые коллективы: исторический, теоретический, психолого-педагогический и методический аспекты
1.1. Из истории любительского хорового пения России
1.2. Любительский хоровой коллектив: сущность и современная специфика...
1.3 Особенности работы с взрослыми участниками любительских хоровых
коллективов. Понятие взрослости
1.4. Исторические аспекты методики начального периода обучения хоровому
пению в России. Понятие «вокально-хоровые умения и навыки»
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование начального периода формирования певческих и навыков у участников любительских хоровых коллективов
2.1. Методические рекомендации по обучению пению взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов. Упражнения и комментарии
2.2. Педагогические наблюдения за процессом обучения
2.3. Педагогические беседы, опросы, анкетирование и тестирование
2.4. Обучающий эксперимент
Выводы
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению2010 год, кандидат педагогических наук Вьюнова, Анастасия Владимировна
Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества2000 год, кандидат педагогических наук Любомудрова, Анна Юрьевна
Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса2002 год, кандидат педагогических наук Сапрыкина, Елена Евгеньевна
Конвергенция исполнительского и слухового опыта в хоровом обучении в современном Китае2021 год, кандидат наук Чжао Ваньюэ
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов: начальный период обучения»
Введение
Актуальность проблемы исследования
XX век, несмотря на свою противоречивость, выразившуюся в двойственности влияния на индивида колоссальных преобразований и масштабных изменений в различных областях общественно-политической, экономической, социокультурной жизни страны, в то же время открыл широкие возможности для реализации личностного потенциала во многих его проявлениях. Поэтому основным направлением развития образования нашего времени стала концепция обучения человека в течение всей его сознательной жизни, отразившаяся в развитии андрагогики, теории обучения взрослых1. Одним из ключевых мотивационных факторов процесса непрерывного образования является стремление человека к более полному выявлению и развитшо своих личностных возможностей в различных сферах жизнедеятельности. Все острее ощущается необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность.
Наиболее ярко этот процесс заметен в сфере культуры и искусства, что проявляется в возрождении в стране традиций, прерванных в первой половине XX века.
Актуализация ценностных ориентаций, передаваемых из поколения в поколение, способствует формированию в сознании гражданина различных аспектов духовной культуры, которая проявляется в уважении к своим национальным корням. Вместе с тем, воспитание, построенное на этнокультурной основе, служит универсальным средством приобщения и к мировой культуре.
По мнению Кукуева А. И., «андрагогика», являясь развивающимся понятием, находится в предметном поле педагогики и определяется им как отрасль педагогической науки. См. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук, Ростов-на-Дону, 2010).
Одной из традиций, отразившей в своем историческом развитии вехи становления национальной культуры, для России является хоровое пение, накопившее богатейший самобытный опыт хорового творчества и исполнительства. Приобщение взрослых любителей пения к хоровому исполнительству позволяет, с одной стороны, соприкоснуться с этой культурой, а с другой, реализовать потребность в самоактуализации в области музыкального искусства.
Любительские вокально-хоровые коллективы сегодня являются одной из возможностей для реализации творческого потенциала человека, его саморазвития, осознания своего «я» в окружающем мире. Участники таких хоровых коллективов (в дальнейшем - хористы), как правило, не имеют начальной подготовки, не обладают достаточными музыкальными данными, у многих из числа начинающих обучение пению взрослых людей отсутствует элементарная координация слуха и голоса, другими словами, способность звуковысотного интонирования. Кроме того, участники любительских коллективов принадлежат к разным возрастным группам, обладают различными музыкальными вкусами и предпочтениями. В таких условиях для создания полноценного хорового коллектива требуется подготовительное звено, которым, по мнению автора работы, является вокальный ансамбль. Именно в условиях небольшого вокального ансамбля осуществляется формирование певческих умений и навыков у взрослых участников таких коллективов. Понятие «певческие умения и навыки» в рамках данного исследования применяется автором для обозначения специфики навыков и умений пения в хоре в любительских коллективах, в отличие от профессиональных вокально-хоровых умений и навыков. Поскольку вокальный ансамбль рассматривается здесь как подготовительная форма любительского хора, в работе фигурируют такие понятия как: «вокально-хоровой коллектив», «вокально-хоровые умения и навыки» и т.п.
В арсенале хормейстеров имеются пособия, касающиеся технологической стороны процесса обучения пению в самодеятельных коллективах, относящиеся преимущественно к 40-90-м годам XX века. В то же время современных работ, посвященных комплексному подходу к проблеме формирования и совершенствования умений и навыков у взрослых на начальном этапе, недостаточно. Более того, психолого-педагогическим аспектам процесса формирования умений и навыков, проблеме дифференцированного подхода к хористам, не уделено должного внимания.
Хормейстерам необходимы современные профессиональные методики, отражающие в полной мере специфику работы с хористами на начальном этапе обучения, учитывающие все особенности любительских коллективов.
Цель настоящего исследования - выявить психолого-педагогические условия формирования и совершенствования певческих умений и навыков у взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в любительских вокально-хоровых коллективах.
Предмет исследования - формирование певческих умений и навыков на начальном этапе обучения.
Объект, предмет и цели диссертационного исследования определили следующие задачи:
— проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— выявить специфику понятия «любительский вокально-хоровой коллектив» как базы формирования умений и навыков у взрослых хористов на начальном этапе обучения;
— уточнить содержание понятия «вокально-хоровые (певческие) умения и навыки», выявить и обосновать его структуру;
— определить психолого-педагогические условия, необходимые для формирования и совершенствования певческих навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов на начальном этапе обучения;
— теоретически разработать и экспериментально проверить модель формирования певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов и выработать соответствующие методические рекомендации для руководителей любительских вокально-хоровых студий;
Гипотеза исследования: процесс формирования и совершенствования умений и навыков у взрослых участников любительских хоровых коллективов на начальном этапе обучения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
решения проблемы творческого взаимодействия для всех участников репетиционного процесса на основе применения метода «гибких решений» - выбора того или иного хорового, упражнения в зависимости от условий репетиции и состава участников, методов тренинга и дискуссии;
обеспечения дифференцированного подхода к начинающим хористам различного возраста и музыкальных способностей; - применения специфических методов, выработанных на базе методов, основанных на «глиссандировании» голосом (Д. Огороднов и В. Емельянов), на свободном и естественном пении («пение в речевой позиции» С. Риггса), применительно к особым условиям и требованиям работы в любительских вокально-хоровых коллективах, детерминированных природой и особыми свойствами данного вида деятельности. При этом решение «технологических» задач не должно заслонять от педагога первостепенной - формирования у обучаемых стойкого интереса к вокально-хоровому искусству;
формирования умений и навыков в условиях небольшого вокально-хорового коллектива (ансамбля), как обязательной переходной формы к любительскому хору;
у
синтеза традиционных способов обучения пению и методов обучения взрослых, среди которых центральным может быть назван «метод анализ опыта», позволяющий взрослым обучающимся овладевать новым знанием как новым образовательным опытом путем активизации преподавателем-андрагогом их личного опыта с помощью системы специальных способов и приемов организации учебной работы, присущих интерактивному обучению .
Методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические и методологические положения, освещающие проблемы обучения взрослых, утвердившиеся в современной отечественной системе андрагогики (О. В. Агапова, Л. Л. Бочкарев, С. И. Змеев, А. И. Кукуев, Т. С. Панина и другие);
- педагогические подходы, отражающие основные направления теоретической и практической деятельности ряда ведущих российских специалистов в области музыки (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова,
A. С. Базиков, Д. Б. Кабалевский. Б. Д. Критский, А. Н. Малюков, Е. В. Николаева, Г. П. Стулова, П. А. Хазанов, Г. М. Цыпин и другие);
- фундаментальные исследования истории вокально-хорового исполнительства в России (в т.ч. любительского), рассматривающие его эволюцию, возникновение методики обучения в данной сфере (В. П. Ильин, А. А. Наумов, К. Ф. Никольская-Береговская, С. В. Попов, М. П. Рахманова, А. В. Свешников, Л. В. Шамина и другие);
- традиционные подходы ведущих представителей хорового искусства, освещающие вопросы формирования вокально-хоровых умений и навыков (И. Г. Агафонников, Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров,
B. Л. Живов, В. П. Мухин, С. В. Попов, В. Г. Соколов, В. О. Семенюк, Б. Г. Тевлин, П. Г. Чесноков и другие);
Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. //Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук., - Ростов-на-Дону, 2010, с.42.
Теоретическая и историческая достоверность исследования
обусловлена: опорой на фундаментальные теоретические положения общей и музыкальной педагогики; изучением истории, теории, практики вокально-хорового искусства; использованием комплекса методов эмпирического и логико-теоретического уровня; свидетельствованиями непосредственных участников становления и развития системы музыкального образования в сфере хорового и ансамблевого исполнительства, зафиксированными автором исследования в личных беседах с выдающимися представителями этого жанра.
Методы исследования:
- изучение научно-литературных источников, имеющих отношение к проблематике исследования (педагогика, андрагогика, психология, хороведение и др.);
- анализ передового музыкально-педагогического опыта, способствующего выработке необходимых ориентиров при формировании умений и навыков у начинающих обучение взрослых;
- обобщение личного педагогического опыта автора настоящего исследования.
Широко применялись также методы эмпирического уровня: беседы, педагогические интервью, наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Любительские вокально-хоровые коллективы, определяемые как относительно стабильная группа лиц без специального музыкального образования, желающая приобрести вокально-хоровые знания, умения и навыки, в которых решены, в первую очередь, проблемы творческого взаимодействия хористов и хормейстера, сегодня способны послужить одной из возможностей для реализации творческого потенциала человека,
осознанию его «я», саморазвитию, являются базой для формирования умений и навыков у участников таких коллективов.
2. Важным условием успешного формирования умений и навыков, является объединение хористов разного возраста, природных возможностей и уровня подготовки в любительском вокально-хоровом коллективе, путем применения дифференцированного подхода, который находит свое выражение в степени сложности предлагаемых упражнений, выборе репертуара. Им же определяется необходимость занятий в переходной к хору форме - ансамбле, то есть, небольшими группами от трех-четырех до десяти-двенадцати человек, когда у преподавателя есть возможность отслеживать развитие как индивидуальных, так и групповых умений и навыков, а также применять дифференциацию участников в условиях одной группы.
3. Отсутствие музыкальной подготовки хористов на начальном этапе обучения компенсируется применением интегративного подхода к построению репетиционного процесса, предполагающего органичный синтез музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских и художественно-эстетических знаний. Особое внимание при этом должно уделяться закреплению и совершенствованию умений и навыков у хористов, которое должно проходить в ходе основных видов работы хорового коллектива, таких как разучивание интонационных и ритмических упражнений; разучивание и исполнение вокальных сочинений; слушание музыки и собственных аудиозаписей; декламация; импровизация.
4. Педагог-хормейстер, формирующий вокально-хоровые умения и навыки в условиях любительского вокально-хорового коллектива, должен осуществлять этот процесс комплексно, с применением метода «анализа опыта», обеспечивающим создание условий, позволяющих взрослым обучающимся овладевать новым знанием, как новым образовательным опытом через эффективное привлечение их личного опыта; методов,
основанных на «глиссандировании» голосом; метода «пения в речевой позиции», основанного на свободном и естественном пении.
Научная новизна диссертационного исследования
• Осуществлен ретроспективный анализ некоторых отечественных методик вокально-хоровой работы, исследованы их генетические корни; рассмотрен с позиции современной педагогики процесс становления воспитания и образования в сфере любительского музыкального исполнительства.
• В диссертации выявлена, апробирована и подвергнута комплексному теоретико-методологическому анализу совокупность методов, принципов и способов формирования, закрепления и совершенствования умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов.
• определены психолого-педагогические условия формирования умений и навыков у взрослых участников любительских коллективов на начальном этапе обучения.
• Произведена классификация умений и навыков хористов по степени сложности и доступности в тот или иной период обучения.
• Обосновано решение проблемы усиления уровня интереса хористов к занятиям путем сочетания традиционно построенных репетиций и репетиций с элементами дискуссии, аудио-тренинга и т.п.
Теоретическая значимость
Изучены закономерности образования любительских хоров в России прошлого и настоящего. На основании проанализированных теоретико-практических работ хоровых дирижеров определено понятие «любительский хоровой коллектив». Раскрыто с современных позиций понятие «вокально-хоровые знания, умения и навыки». Дана классификация современных любительских хоровых коллективов, определена их специфика.
Представлен оригинальный взгляд автора исследования на репетиционный процесс в любительских хоровых коллективах и его закономерности. Обоснован комплексный и дифференцированный подход к работе в любительском вокально-хоровом коллективе в его различных формах.
Практическая значимость
В процессе исследования разработаны и экспериментально проверены конкретные методические рекомендации, адресованные преподавателям-практикам, ведущим занятия в любительских вокально-хоровых коллективах (ансамблях), кружках, клубах и других подобных заведениях.
Доказана целесообразность использования в современной практике обучения пению ряда приемов и методов, отработанных в настоящем исследовании и повышающих эффективность занятий в соответствующих условиях применения, из смежных психолого-педагогических отраслей знаний.
Обоснована педагогическая актуальность синтеза методов, откристаллизовавшихся в русле традиций российской вокально-хоровой педагогики, с одной стороны, и, с другой стороны, - утвердившихся сегодня в передовой педагогической практике в деятельности современных специалистов.
Материалы работы могут использоваться в рамках лекционных курсов и на практических занятиях по специальным хоровым дисциплинам в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования, а также как специальные курсы в рамках курсов повышения квалификации или дополнительного образования.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2005-2009) - поисково-теоретический. На этом этапе изучалась специальная литература; конкретизировались основные
теоретико-методологические позиции, уточнялся понятийный аппарат, определялась гипотеза и т.д.
Второй этап (2007-2011) - теоретико-аналитический и опытно-экспериментальный. Здесь продолжалась теоретико-методологическая стадия исследования; одновременно осуществлялся комплекс мероприятий эмпирического свойства (лонгитюдные педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент, проведение Фестивалей молодых любительских вокально-хоровых коллективов в 2010 и 2011 году).
Третий этап (2010-2011) - обобщающий и резюмирующий. На данном этапе подводились итоги исследования, формировались выводы, редактировался текст автореферата и диссертации.
Апробация исследования проводилась: а) на занятиях вокально-хоровой студии «Хормейстер», организованной диссертантом; б) в ходе организации и проведения фестивалей молодых любительских вокально-хоровых коллективов (2010, 2011); в) на заседаниях кафедры хорового дирижирования МГИМ им. А. Г. Шнитке; г) на заседаниях ПК Хорового училища при ПСТГУ; д) посредством публикаций научных статей по теме диссертации в открытой печати.
Полученные в ходе исследования результаты применялись автором работы на занятиях со студентами Хорового училища при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете в рамках лекционной части курса «Хоровое сольфеджио».
Отдельные положения диссертации изложены в учебно-методических пособиях и представлены в виде тезисов, устных докладов на научно-практических конференциях (2008, 2009, 2010,2011 годов).
Глава 1. Любительские хоровые коллективы: исторический, теоретический, психолого-педагогическнй и методический аспекты
1.1. Из истории любительского хорового пения России
В работах ряда авторов (Т. И Королева, К. Ф. Никольская-Береговская, В. А. Самарин, Л. В. Шамина и др.) довольно подробно воссоздана картина появления хорового пения в России. В этих трудах, как правило, авторов интересовало становление русского хорового искусства в целом, без четкого разделения на профессиональное и любительское хоровое пение.
Между тем научно-исторический подход к любым процессам развития и становления предполагает обращение не только к принципам логичности и постепенности, но и к анализу истоков и отличительных качеств.
История любительского хорового пения в России уходит далеко вглубь веков. Несмотря на отсутствие источников, повествующих о музыкальной культуре на Руси до принятия христианства, о развитии русского хорового пения известно, что оно, являясь одним из значимых элементов художественной этнической культуры, издревле сопровождало быт и досуг славянских народов.
Народное музыкальное творчество возникло в недрах языческих воззрений восточных славян задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства. С течением времени в языческой культуре сложилась система обрядов, подчиненных земледельческому календарю, где и возникли самые ранние виды музыкального фольклора.
Народно-песенное творчество было первоисточником, заложившим основу русской музыкальной культуры. «Народ «сказывал» свои песни под эмоциональным воздействием окружающей его среды, и в частности природы, которую он обожествлял, живя по ее уставу» [184,с.11]. В этом процессе песнетворения участвовали, безусловно, все желающие «по
велению сердца». Стремление всех певцов «ладить» между собой становиться объединяющим началом в таком коллективном творчестве.
Именно здесь зарождались основные характеристики манеры исполнения русской народной песни.
«Известно, что в русских народных песнях речевая и музыкальная стороны сливаются. Песню без слов народ не признает, напев мелодии может повторяться столько раз, сколько того требуют слова песни. Эмоциональная и выразительная подача слова, естественность звуковедения, умение владеть дыханием — вот главное, что определяло сущность вокальных принципов народного исполнительства» [184,с. 11].
Русское народное пение формируется из естественной интонации речи, а мелодическая линия как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство — интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность, искренность.
Манера исполнения песен и, соответственно, формирующиеся вокально-хоровые приемы складывались под влиянием жанрово-стилистических особенностей.
Например, протяжная русская народная песня, требовавшая широко льющейся непрерывной мелодии, повлекла исполнение ее на цепном дыхании с многозвучными распевами на одном слоге, что подчеркивало красоту мелодии, богатство хоровой полифонии, способствовало большей задушевности и выразительности. Удобство расположения певцами мелодии напева объясняется преимущественно исполнением без сопровождения музыкального инструмента. В песне ярко отражались индивидуальные
свойства тембра голосов, которые, как известно, эффективнее всего проявляются в примарной зоне певческого диапазона.
«Так постепенно складывались самобытные русские певческие традиции и тот исполнительский стиль, который послужил основой церковной и светской школы хорового пения» [184,с.11].
В музыкальной культуре Древней Руси развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.). Ко времени становления русской православной певческой традиции фольклор имел многовековую исторшо, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности.
С принятием в 988 году Православия, вокально-хоровая музыка Древней Руси переживает новый виток развития, претерпевая изменения, связанные с ее новым предназначением. В древнерусском богослужебном пении нашли непосредственное воплощение общехудожественные закономерности, такие как: символичность, каноничность, внеличностность и соборность. Отличительной чертой храмовых песнопений была зависимость музыки от текста. В союзе слова и звука приоритет снова принадлежит слову, музыка же должна доносить его суть до верующих. Главенствующая роль слова привела к утверждению канонического принципа, существенного для православного храма - музыка должна быть вокальной. Поэтому в церкви звучало хоровое пение без инструментального сопровождения.
В практике православной церкви слова 150-го псалма Библии: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя» - были переосмыслены, и человеческий голос признан единственным музыкальным инструментом.
Обращение русского народа к христианскому учению, имело первостепенное значение и для отечественного музыкального образования.
В первые века принятия Христианства богослужение было общим, совместным молением: община не делилась на «лик» и «предстоящих», в пении участвовали все верующие. Но со временем, Церковью было решено ограничить «гласное» участие в богослужении всех присутствующих, был особо выделен церковный хор — «лик». Лаодикийский Поместный Собор (367 год) пятнадцатым правилом постановил, что только певцы, стоящие на клире должны петь в церкви: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви3» К богослужебному пению, таким образом, допускались только профессиональные певчие. Примечательно, что «в древности постановления певцов удостаивались члены общины, избранные ею самой не только по музыкальным способностям, но и по их духовному уровшо» [131, с. 13]. С этого времени прихожанам разрешалось лишь повторять за церковным клиром то, что уже спето, а не петь самостоятельно. По сути, эту дату можно считать точкой отсчета разделения пения на профессиональное (на клиросе со специальной подготовкой) и любительское (прихожане) уже в недрах самой Православной Церкви.
Однако сразу после обращения Руси к Христианству выполнение этого правила было практически невозможным. «Среди русского населения еще не было певцов, готовых к профессиональному пению на клире. Вот почему подготовка таких певчих стала одной из насущных задач Русской Православной Церкви фактически с первых лет ее существования» [183, с. 121]. На первых порах приглашенные святым равноапостольным князем Владимиром из Византии певцы-доместики организовали церковные хоры и первые певческие школы.
Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://krotov.info/acts/canons/03431aod.html свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Соответственно, «с принятием христианства в отечественном музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений. Одно из них стало развиваться в русле педагогических воззрений православия, что дало основания определить его как музыкальное образование православной ориентации... Оно опиралось на византийские православные традиции и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе <.. .>
Другое направление продолжало ориентироваться на традиционную народную культуру и, следовательно, может быть обозначено как музыкальное образование народной ориентации» [183, с. 30].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству: в процессе работы студенческого любительского хора2009 год, кандидат педагогических наук Аликина, Екатерина Владимировна
Начальное интенсивное хоровое пение2001 год, доктор искусствоведения Венгрус, Любовь Анатольевна
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре1982 год, Глушакова, Татьяна Ивановна
Педагогическое руководство хоровой самодеятельностью.1990 год, доктор педагогических наук Чабанный, Владимир Федорович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крупина, Ольга Александровна, 2013 год
Список литературы.
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983.
2. Абдуллин Э. Б., Цыпин Г.М. Программа, устремленная в будущее //Сов. музыка. - 1978, №10. - С. 45-56.
3. Абдуллин Э. Б. Теория и методика преподавания музыки /Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки. Серия «Педагогический университет». - М.: Педагогика, 2000. - 720 с.
4. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М.: издательство ГНОМ, 2010. 1983. -414 с.
5. Агарков О. М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении//Вопросы физиологии пения и вокальной методики. - М., 1975. (Труды ГМПИ им. Гнесиных)
6. Адамян А. Вопросы эстетики и теории искусства. - М.: Искусство, 1978.-303 с.
7. Адорно Т. В. Философия новой музыки. - М.: Музыка, 2001. - 345 с.
8. Адорно Т. В. Эстетическая теория. - М.: Изд-во Республика, 2001. -527 с.
9. Активные методы педагогического общения и его оптимизация /под ред. А А. Бодалева и Г. А. Ковалева. - М.: Просвещение, 1983. - 167 с.
Ю.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
П.Алексеев Б. К. Гармоническое сольфеджио. — М., Музыка, 1966.
12.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта — М.: ВЛАДОС, 2002.-336 с.
13.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 1998.
14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
15. Ананьев Б. Г. О соотношении способности и одаренности. Проблема способностей /под ред. В.Н. Мясищева. - М.: ЛГУ, 1968. - 326 с.
16. Андреева Л., Бондарь М.Г., Локтев В., Птица К. Искусство хорового пения. — М.: Гос. муз. изд.-во, 1963. - 144 с.
17. Андреева Л.М., Бондарь М.Г. Николай Михайлович Данилин /Искусство хорового пения. -М.: Музгиз, 1963. - 168 с.
18.Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. - Л.: Музыка, 1976. - 159 с.
19.Антошина M. Н., Надежина Н. С. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. -М., Музыка, 1970.
20. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними//Музыкальное воспитание в школе. - М., 1975. -Вып. 10.
21. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
22. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М.: Изд-во: МГИК, 1992. - 240 с.
23.Арчажникова Л. Г. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки /Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. - М.: изд. МГЗПИ, 1982. - С. 13-26.
24.Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. -М., 1952.
25. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. — Л., 1980
26.Асеев В. С. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. - 155 с.
27.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичес кого анализа. -М.: изд. Центр Академия, 2002. - 416 с.
28.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактичский аспект. -М., 1977.
29.Багадуров В. А. Начальные приемы развития детского голоса. - М., 1954.
30.Багадуров В. Глинка как певец и вокальный педагог//М. И. Глинка. -М., 1950.
31. Баранов Б. В. Курс хороведения. Учебник. - М., 1991.
32. Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М., «Большая Российская энциклопедия», 1998.
33.Брандель О. Дифференцированное обучение пению в 1 классе общеобразовательной школы//Музыкальное воспитание в школе. - М., 1970.-Вып. 6.
34.Багриновский М. А. Дирижерская техника рук. -М., 1947. — 157 с.
35.Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. - М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.
36.Басин Е. Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. - Электронный ресурс ЬИр://\у\у\у.цитеглпГо/Ьоцо51оу Викз/РЬПс^/Ва.чЛЖрЬр.
37.Безбородова Л. А. Дирижирование. - М.: Музыка, 1985. - 159 с.
38.Бережная М. С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. — М.: ИХО РАО, 2007.-376 с.
39.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. — Электронный ресурс: 1Шр://\у\у\у.е!ао5.ги/юита1/2005/0910-12.htm).
40.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. - СПб.: Братство, 1992. - 432 с.
41.Бердяев Н. А. Философия свободы. СПб., 1911
42.Бессонов Б. H. Философия: Курс лекций / Б. Н. Бессонов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 317, [3] с. - (Высшая школа).
43.Бодалев А. А. Психология о личности, - М.: Изд. МГУ, 1988. - 188 с.
44. Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М., «Большая Российская энциклопедия», 1998.
45.Бочкарев JI. JI. Психология музыкальной деятельности. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2008. - 352 е., ил.
46.Братченко С. JI. Экзистенциальная психология глубинного общения. -М: Смысл, 2001.-197 с.
47. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. - С.-Петербург: Типография B.C. Балашова. 1883. - 50 с.
48.Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
49.Вальдорфская педагогика: Антология/ Сост. А. А. Пинский и др.; Под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2003. - 494 е.: ил.
50.Варламов А. Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. -Спб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. - 120 е.: нот.
51.Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. - Л.: Музыка, 1991.- 117 с.
52.Василькова Т. А. Основы андрагогики: учебное пособие / Т. А. Василькова. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.
53.Вашкевич Н. Болгарская «столбица» в гармоническом сольфеджио. — М., РАМ им. Гнесиных, 1993.
54.Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
55.Вербов А. Техника постановки голоса. - М., 1962.
56.Виардо-Гарсиа П. Час упражнений, экзерсисы для женского голоса. Ч.. -М., 1924.
57.Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. - М.: «Музыка», 1967. -101 с.
и
58.Владиславлев А. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. -М., 1978.
59.Волков Ю. Г. Как написать и защитить диссертацию: Практическое пособие/ Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2009. - 144 с.
60.Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под.ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
61.Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. — М. —Л.., 1948.
62. Глинка м. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. -М.; Л., 1951.
63.Глухов Л. В. Московское синодальное училище церковного пения: Дирижерско-хоровое образование России в деятельности В.С.Орлова. Историко-педагогический очерк. - Пермь, ПГПУ, 2001 г., ЬИр://\ууу\у.р5ри.ш/регзопа1/1\у/5!п.Ь{т
64.Гембицкая Е. Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся V-VIII классов общеобразовательной школы - М.: АПН СССР, 1970.
65.Генрих Нейгауз и его ученики. Пианисты-гнесинцы рассказывают. -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. - 144 е., ил., компакт-диск.
66. Грибанов В.В., Грибанова Г.И. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - Л.: Мысль, 1991. - 310 с.
67. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
68. Давыдова Е. Как развить музыкальный слух. - М., 1975.
69.Дадиомов А. Е. Начальная теория музыки. Учебно-методическое пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств. - М., В. Катанский, 2002.
70. Добровольская Н. Н. Распевание в школьном хоре. - М., Музыка, 1969.
71. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
72.Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика /сост. Л.М. Гинзбург. - М.: Сов. композитор, 1975. — 262 с.
73. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-240 с.
74. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. - М., 1948.
75. Дмитревский Г. А. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. -М., 1972.
76. Дмитревская К. Н. Анализ хоровых произведений. - М.: Музыка, 1965. -30 с.
77.Дмитриенко Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе //Высш. образование сегодня. - 2003, № 8. — С. 26-30.
78. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1996.-368 е., нот, ил.
79. Дубровский И. И., Евсеев С. В., Способин И. В.,Соколов В. В. Учебник гармонии. - М., Музыка, 1999.
80. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. М. - Л., 1951.
81.Елисеева В. Обучение хормейстеров в дореволюционной России /Вопросы русской и советской хоровой культуры, вып. 23. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. С. 42.
82.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / Оформление обложки А. Лурье - СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
83.Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. - Спб, 1993.-244 с.
84.Жаков К. Ф. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. - редактор А. П. Фурсов. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 192 с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 67).
85. Живов B.JI. Теория хорового исполнительства. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 282 с.
86.Живов В. JT. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
87.Зиновьева Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании. - СПб.: Композитор, 2007. - 152 с.
88.3лобин К. В. Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата. - М.; Л., 1958.
89. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
90. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
91.Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973. -77 с.
92. Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера. -Минск: Изд. центр БГУ, 2005. - 143 с.
93.Ильин E.H. Искусство общения. Педагогика. - М., 1982. - 398 с.
94.Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. - М., 1985.
95. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - М.: Питер, 2009. - 448 с.
96.Искусство и эстетическое воспитание молодежи /отв. ред. В.Г. Кисунько. -М.: Наука, 1981.-335с.
97.История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. академика РАО Н. Д. Никандрова. -М.: Гардарики, 2007. - 413 с.
98.Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Молодая гвардия, 1984.-189 с.
99.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 206 с.
100. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. - М.: Молодая гвардия, 1977.-192 с.
101. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. - 193 с.
102. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы /Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М.: МО РФ, 2001. — 241 с.
103. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М. Педагогика, 1986. - 192 с.
104. Кабалевский Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. -М.: Музыка, 1987. - 125 с.
105. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. - М.: ИХО РАО, 2004. - 251 с.
106. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. - Казань: Казан, гос. Консерватория, 1998. — 308 с.
107. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.: Музыка, 1967. - 111 с.
108. Казачков С.А. О вокально-хоровой фразировке: беседы в форме рондо. - Казань: Казан, гос. Консерватория, 2001. - 48 с.
109. Казачков С.А. От урока к концерту. — Казань: Изд-во Казан, унта, 1990. -343 с.
110. Казачков С. А. О дирижерско-хоровой педагогике. - М., 1970.
111. Как преподавать сольфеджио в XX веке. Сост. Берак О. Л., Карасева М. В., - М., Классика - XXI, 2006. - 224 е., ил.
112. Калужская Т. А. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами// Из опыта методической работы педагогов детских музыкальных школ (г. Москва). - М., 1970.
113. Кан Э. Элементы дирижирования. - JL: Музыка, 1980. - 216 с.
114. Карасева М. В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. - М., Композитор, 2002.
115. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. Вольской 3. П./ Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 1989. - 224 с.
116. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей /под ред. В.П. Зинченко и Ю.М.Жукова. - Спб.: Лениздат, 1992. - 708 с.
117. Касеян Н. Ручная двусторонняя столбица — эффективное средство комплексного формирования слухового восприятия учащихся в младших классах ДМШ. Методические разработки. - М., РАМ им. Гнесиных, 1993.
118. Кехо. Д. Подсознание может все! / Д. Кехо; пер. с анг. - 4-е изд. -Мн.: «Попурри», 2007. - 224 с. (Серия «Живите с умом»).
119. Кирнарская Д. К. Классическая музыка для всех. - М.: Слово, 1998.-246 с.
120. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты -XXI век, 2004. - 496 с.
121. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И. и др. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений /под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. -368 с.
122. Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио. Вып. I. - М., Композитор, 1993.
123. Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио. Вып.Н. - М., Композитор, 1993.
124. Кончаловская Н. Нотная азбука. - М., 1976.
125. Котляревская-Крафт М. А., Москалькова И. И., Батхан Л. Я., Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. - Л., Музыка, 1984.
126. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. - 1996, № 2. - С. 14-21.
127. Ковин Н. Управление хором //Хоровое и регентское дело. — 1909, №3. - С. 34.
128. Кожухар В. М. Основы научных исследований: Учебное пособие/ В. М. Кожухар. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-216 с.
129. Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Под ред. И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
130. Кондрашин К.П. Мир дирижера: технология вдохновения. - Л.: Музыка, 1976.- 192 с.
131. Королева Т. И. Регентское мастерство: Учебное пособие/Т. И. Королева. В. Ю. Перелешина. - М.: Изд-во П.С.Т.Г.У., 2010. - 216 с.
132. Кохут X. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. - М.: Когито-Центр, 2003. — 368 с.
133. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь - Л.: Музыка, 1986. -70 с.
134. Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. - М., 1968.
135. Краснощеков В. И. Поэтический текст в хоровом пении./ Работа с хором. -М., 1972.
136. Кремлёв Ю.А. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка, 1966. - 62 с.
137. Кричевский Р. JI. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты / Р. JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М., 1991.
138. Крупина О. А. «Игорь Германович Агафонников. Творческий портрет мастера», МГИМ им. А. Г. Шнитке, М. 2005 - 140 с.
139. Крупина О. А. «Хоровое сольфеджио на хоровом отделе ДМШ и музыкального училища (колледжа)», МГИМ им. А. Г. Шнитке, М. 2007 -94 с.
140. Крупина О. А. Андрагогические аспекты работы с любительским хоровым коллективом // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С.118-120.
141. Крупина O.A. Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе // Человек и образование. - 2011. - № 3. - С. 118-121.
142. Крупина О. А. К вопросу о сущности и содержании понятия «вокально-хоровые умения и навыки» в условиях любительского хорового коллектива// Дополнительное образование в сфере культуры и музыкального искусства: традиции и инновации. Тезисы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2008 с.47-48.
143. Крупина О. А. Методическое обеспечение вокально-хорового обучения в России в XX веке// Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009 с.55-60.
144. Крупина О. А. Создание комфортного микроклимата в вокально-хоровом коллективе // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Третьей межвузовской
научно-практической конференции 24 апреля 2010. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2010 с. 62-65.
145. Крупина О. А. Работа со взрослым самодеятельным хоровым коллективом. Содержание первой репетиции // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы VII международной научно-практической конференции 28 января 2011 г. - Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2011 с. 90-92.
146. Крупина О. А. - Крещение Руси как точка размежевания народного самодеятельного и профессионального хорового пения // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Четвертой межвузовской научно-практической конференции. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2011с.13-22.
147. Крупина О. А. Психолого-педагогические особенности начального этапа работы со взрослыми в вокально-хоровом любительском коллективе// Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. Материалы V Межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 18-19 апреля 2011 года. - М.: МПГУ, 2011 с.58-64.
148. Кузнецов Ю. М. Практическое Хороведение. - М.: Издательство «Спутник+»,2009. - 362с.
149. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук., Ростов-на-Дону, 2010
150. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985.
151. Курчан H.H. Музыкальная культура XX века /Мировая художественная культура. - М.: Питер, 2008. - С. 238-239
152. Лагутин А. H. Подготовка учащихся к педагогической работе в музыкальной школе // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.З. — М., Музыка, 1991.
153. Лапшин А. В. Интуиция - основной инструмент в процессе принятия решения //Инновации. - СПб.: Трансфер, №1, 2002. — С. 78 -80.
1^4. Левандо П. П. Проблемы хороведения. - М., 1974.
155. Левандо П. П. Хоровая фактура. - Л.: Музыка, 1984. - 124 с.
156. Леви В. Л. Искусство быть собой. - М., 1977.
157. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976.
158. Ляшко Б. М. Распевание в хоре//Художественный тип человека. Комплексные исследования. — М., 1994.
159. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 164 с.
160. Лобачева Е. Н. Хор и хороведение. — М.: Музыка, 1964. - 62 с.
161. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. - М.: изд.-во АПН РСФСР, 1957. - 296 с.
162. Ломакин Г. Я. Краткая метода пения. M., 1882.
163. Ломакин Г. Я. Руководство к обучению пению в народных школах. СПб., б/г.
164. Маркарян Н. А. Портреты современных дирижеров. - М.: «Аграф», - 304 е., ил.
165. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
166. Мелик-Пашаев A.A. Педагогическое искусство и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
167. Мелик-Пашаев A.A. Первый пласт эстетического развития /Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Вып. II. - М.: ИХО РАО, 2008. - С. 3042.
168. Металлов В. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. - М.: Типография т/д. Н. Бердоносов, Ф. Пригорин и Ко., 1911. - 149 с.
169. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.З. Составитель Лагутин А. И., - М., Музыка, 1991.
170. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие/ Автор, колл.: Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др. - Москва; Берлин, 1999.
171. Микконен Ю. В. Хоровое сольфеджио (дипломная работа). — М., МГК им. П. И. Чайковского, 2000.
172. Морозова 3. П. Основы педагогики. - М., МГИМ, 2001.
173. Музыкальная акустика. Общ. ред. Гарбузов Н. - М., 1954.
174. Моделирование педагогических ситуаций /под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 114 с.
175. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому/Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2004. - 272 е., илл.
176. Мусин И. Я. О воспитании дирижера. - Л.: Музыка, 1987. — 247 с.
177. Мусин И.Я. Техника дирижирования. - Л.: Музыка, 1967. — 352 с.
178. Мухин В. П. Вокальная работа в хоре//Работа в хоре: Сборник. М., 1964.
179. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. - В кн.: Восприятие музыки, М., 1980.
180. Назаренко И. Искусство пения. - М., 1963.
181. Незванов Б. А. Интонирование в курсе сольфеджио. - Л., Музыка, 1985.
182. Незванов Б. А. Сольфеджио на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ // Хоровое искусство. Вып. 3. - Л., 1977.
183. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. Московский Педагогический Государственный Университет Кафедра Методологии и Методики преподавания музыки. М.: 2002.
184. Никольская-Береговская К. Ф. Развитие школы хорового пения в России. -М., 1974.
185. Никольская К. Ф. Начальный этап обучения пению в хоре старшеклассников//Работа хормейстера в детском хоре. — M., 1992.
186. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. Методическое пособие. -М.: «Языки русской культуры», 1998.-192 с.
187. Новоблаговещенский В. Я. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей). Автореф. дисс. канд. пед. наук. МК МГИМ им. А. Г. Шнитке. -М., 1997.
188. Обухова JI. Ф. Возрастная психологи. М., 2005.
189. Ольхов В.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров /ред., сост. и комм. И.В. Нестьева. - М,: Музыка, 1975.-255 с.
190. Ольхов К.А. О дирижировании хором. - Л.: Музыка, 1984. — 160с.
191. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. - Л.: Музыка, 1984.-160 с.
192. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - Санкт-Петербург -Воронеж, 1995.-232 с.
193. Осенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М.: Академия, 1999.-224 с.
194. Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио. - Л., Музыка, 1970.
195. Памяти Александра Васильевича Свешникова. статьи. Воспоминания/ сост. С. С. Калинин. - М.; Музыка, 1998. 328 е., нот., илл.
196. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т. С. Панина, JI. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
197. Петелина Е.А. Становление личности дирижера-хормейстера в рамках акмеологического подхода //Образование и общество №32. -Электронный ресурс http://www.education.rekom.ru/3_2009/125.html).
198. Петровская JT.A., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог //Вопросы психологии. - М., 1979. - С. 17-35.
199. Пигров К. К. Руководство хором. - М., 1964.
200. Поет детская хоровая студия Веснянка. Учебно-методическое пособие. Авторы-составители: Дуганова JI. П., Алдакова JI. В. -М.,ВЛАДОС, 2002.
201. Приемы хорового сольфеджио. Методическое пособие. Авторы-составители: Гринчак Г., Сукало JL- С-Пб., Союз художников, 2006.
202. Пономарьков И. П. Строй и ансамбль хора// Работа в хоре. - М., 1960.
203. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д. Б. Кабалевского. М., 2006.
204. Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990.
205. Птица К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство /Работа с хором. - М.: Музыка, 1972. - С. 13-55.
206. Птица К.Б. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет /сост. Б.Г. Тевлин, JI.B. Ермакова. - М.: Мистикос Логинов, 1994. - 438 с.
207. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором: Материал к курсу техники дирижирования.— М." JI.: Музгиз, 1948. - 160 с.
208. Птица К. Б. Подготовительная работа хорового дирижера//Работа в хоре.-М., 1977.
209. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. — М., 1972.
210. Рапацкая Людмила Александровна. История Русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.: ноты.
211. Рачина Б. Петь в хоре может каждый /Воспитание музыкой /ред.-сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. - М.:Просвещение, 1991. - С. 74-102.
212. Романовский Н. В. Хоровой словарь. - М., Музыка, 2000.
213. Русская духовная музыка в документах и материалах /сост. С.Г. Зверева, A.A. Наумов, М.П. Рахманова. Т. 1-5. - М.: Гос. Центр. Музей муз. Культуры им. М.И. Глинки, 1998. - 1998-2006.
214. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. - М.: Музгиз, 1958. - 80 с.
215. Самарин В. А. Хороведение. Учебное пособие. - М., Академия, 1998.
216. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня. - М.: Сов. композитор, 1976. -192 с.
217. Свешников A.B. Хоровое пение - искусство истинно народное. -М.: Молодая гвардия, 1962. - 30 с.
218. Семенюк В. О. Заметки о хоровой фактуре. - М: «Московский Государственный Институт Музыки имени А. Г. Шнитке», 2000. -175 с.
219. Сет Риггс «Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов» - М.: «Guitar college», 2000.
220. Сивизьянов A.C. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. - Шадринск: Изд.-во ПО Исеть, 1997. - 371 с.
221. Сивизьянов A.C. Проблема мышечной свободы дирижера хора (начальное обучение). - М.: Музыка, 1983. - 55 с.
222. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Баренбойма JT. А. - Л., Музыка, 1970.
223. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Возрастная психология для социальных педагогов: Учебное пособие для студентов пед. специальностей/ Под общей ред. Т. В. Скляровой. — М.: Изд-во П.С.Т.Г.У., 2010.-336 с.
224. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 5-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
225. Соколов Вл. Г. Многоголосное сольфеджио. - М., Музгиз, 1945.
226. Соколов Вл. Г. Работа с хором. - М., Музыка, 1967.
227. Сольфеджио для 1-Й классов ДМШ. Составители: Баева Н. Д., Зебряк Т. А. - JL, Советский композитор, 1987.
228. Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. Составитель Калужская Т. А. - М., 1984.
229. Советские хоровые дирижеры /сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. - М.: Сов. композитор, 1986. - 304 с.
230. Советское хоровое исполнительство (50-80- гг): Сб. тр.; Вып 98 / Гос. муз. - пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1988. 144 с.
231. Соловьев Д.Н. Азбука хорового пения с практическими упражнениями и краткой хрестоматией. - С.-Петербург: изд. книжного магазина П.В. Луковникова, 1886. - 120 с.
232. Сохор А.Н. Музыка и общество. - М.: Знание, 1972. - 148 с.
233. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Совет, композитор, 1970.-200 с.
234. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусство, 1951.-667 с.
235. Старчеус М. С. Выразительный человек//Музыка. Миф. Бытие. -М., 1995.
236. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. -Л., 1981.
237. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997
238. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. - С-Пб., Лань, 1999
239. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио (Методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах). - М., Советская Россия, 1976.
240. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1979.
241. Струве Г. А. Школьный хор. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1981.
242. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2010.-176 с.
243. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.:ноты.
244. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990.-288 с.
245. Съедин В. Г. Вопросы хорового ансамбля в курсе истории и теории хорового исполнительства. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-тет им. Г.Р. Державина., 1996. - 20 с.
246. Тест вербальной креативности С. Медника. - Электронный ресурсШр:
//www.psyfiles.ru/2007/07/15/test_verbalnojj_kreativnosti_rat_s._mednika_ vzroslyjj_variant..html.).
247. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей//Избранные труды в 2-х томах. - М., 1985. - Т.1.
248. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.-328 е., ил.
249. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Под ред. М. Г. Ярошевкого. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с. -(Серия «Психология России»)
250. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общей редакцией О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. — СПб.: КАРО, 2008. -176 с. - (Серия «Уроки для педагогов»).
251. Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио (К проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров). Автореф. дисс. канд. Искусствоведения. ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - Л., 1980.
252. Тихонова И. Е. Хрестоматия по сольфеджио (хоровая музыка русских композиторов). - С.-Пб., Композитор, 2004.
253. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. - М., ACT, 2001.
254. Уколова Л. И. Дирижирование. - М.: Владос, 2003. - 207 с.
255. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. -Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 2007. - 55 с.
256. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания /сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
257. Фромм. Э. Искусство любить / Пер с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева. 2-е изд. - Спб.: Азбука классика, 2004. - 224 с.
258. Фромм. Э «Иметь» или «быть» / Эрих Фромм; пер. с нем Э. Телятниковой. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 314, [6] с. -(Философия. Психология).
259. Хазанов П. А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью) -М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. - 281 с.
260. Хазанова А. П. Вокально-хоровое и общемузыкальное развитие певцов мужского самодеятельного хора. Дипломный реферат. М.: МГК им П. И. Чайковского, 2007.
261. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. — М.: Сов. композитор, 1984. - 240 с.
262. Хакимова А. Хор a capella (исторические, эстетические и теоретические вопросы жанра). - Ташкент, 1992.
263. Халабузарь П. В. Традиции хорового пения в школе Гнесиных. -М., РИП работников искусства, культуры и туризма, 1994.
264. Халабузарь П. В. Хоровое пение и музыкальное воспитание в начальной общеобразовательной школе. Учебное пособие. - М., РИП работников искусства, культуры и туризма, 1994.
265. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. -М., Музыка, 1990.
266. Харышн В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика /под ред. В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова. - М.: NB Магистр, 1992.- 159 с.
267. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология: конспект лекций. -М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2010. - 194 с.
268. Хоровое сольфеджио. Программа для музыкальных училищ по специальности 0503.01 Хоровое дирижирование. - М., 1999. http://www.gnesin.ru/teach/choir_solf.htm
269. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
270. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 560 с.
271. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества. Кн. 1. -М.: Советский композитор, 1988.-382 с.
272. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
273. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.
274. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Геннадий Моисеевич Цыпин; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т. им. С. В. Рахманинова. - Тамбов, 2005. - 337 с.
275. Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М., 1952.
276. Чукаев О. В. Организация исследовательской работы по педагогике студентов педвузов: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу / Науч. ред. A.A. Орлов.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2001- 132 с.
277. Чуприкова Н. И. Система JI.B. Занкова: взгляд психолога //Педагогика. - 2007, №7. - С. 3-9.
278. Шаляпин Ф. М. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах/Сост., вступит, ст. М. Б. Иванова; Примеч. и указ. имен В. И. Гармаша. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 384 с.
279. Шамина JI. В. Развитие хоровой самодеятельности в СССР (19781984). М., 1985.
280. Шахназарова Н. Чудо ступени (Учебное пособие по сольфеджио). - М., В. Катанский, 2004.
281. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2008. - 128 е.: ил. (Серия «Посоветуйте, доктор!»).
282. Юрлов А. А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора. -М.: Музыка, 1983.-167 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.