Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ющенко, Наталья Сергеевна

  • Ющенко, Наталья Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 224
Ющенко, Наталья Сергеевна. Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ющенко, Наталья Сергеевна

Содержание

Введение

Глава I Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста как социально-психологическая и педагогическая проблема

1.1.Принцип социальной ответственности в профессиональном и духовно-нравственном становлении личности: основные методологические подходы к проблеме исследования

1.2.Художник и время: социальный статус профессии эстрадного вокалиста в современном пространстве отечественной культуры

1.3.Разработка теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании эстрадного вокалиста

Глава II Методика формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания современного эстрадного вокалиста

2.1. Диагностика актуальности выдвинутой проблемы на первом этапе исследования

2.2.Методы реализации модели формирования социальной ответственности в обучении и воспитании будущего эстрадного вокалиста

2.3.Проверка эффективности разработанной модели на основном и дублирующем этапах экспериментального исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадного вокалиста»

Введение

Актуальность исследования. Сегодня мы постоянно слышим

напоминания о необходимости сохранять среду обитания, в которой существуют наши современники и в которой предстоит жить будущим поколениям, о высокой мере социальной ответственности, которая лежит на их плечах, поскольку современная цивилизация создала множество проблем, решение которых необходимо для сохранения человека и человечества. Несомненно, сохранение среды обитания является одной из важнейших проблем современности. Но среда обитания — это не только чистый воздух, растительный и животный мир, это еще и богатейший духовный мир, частью которого является музыкальная культура, то удивительное звуковое пространство, которое создавалось и накапливалось на протяжении многовековой истории развития человечества. Для каждого профессионального музыканта, независимо от того принадлежит ли он к академической ветке музыкальной культуры или к музыкальному искусству эстрады как ее неотъемлемому компоненту, очевидно, что подобно тому, как на протяжении тысячелетий формировался язык, устная и письменная речь, отражающая специфику, менталитет, особенности каждого народа, так и музыкальное искусство России — это особая музыкально-эстетическая среда, в которой бережно сохраняется «русский дух», в которой, несмотря ни на какие обстоятельства всегда «Русью пахнет». На это обращает внимание исследователей В.Г. Кузнецов, который убежден в том, истоки отечественного музыкального искусства эстрады следует искать глубоко в недрах народной культуры, в музыкальном фольклоре России, в творчестве скоморохов — первых профессиональных эстрадных артистов.

Это удивительное музыкально-информационное поле, где человек получает особое знание о мире и о себе, потому что «пока звучит музыка, возникает и объединенное, „сознание, индивидуумов, психологическая,-эмоциональная общность, присущая и необходимая социуму, социальной

группе, народу»1 Именно поэтому сохранение музыкально-эстетической среды обитания — задача не менее социально значимая, чем сохранение лесов, рек, озер, морей и их обитателей. В такой среде открывается путь не только к постижению отечественной культуры, но и путь к себе, к осознанию себя личностью, испытывающей потребность и готовой внести свою лепту в процесс созидания отечественной культуры, в процесс сохранения и приумножения ее духовной сокровищницы.

Это самым непосредственным образом связано с необходимостью повышения качества музыкального образования, где осуществляется процесс обучения и воспитания будущих исполнителей, педагогов, исследователей, руководителей и участников художественно-творческих коллективов, всех, кому доверено сохранять и развивать художественную культуру человечества. В том числе и музыкантов, избравших профессию эстрадного вокалиста, что накладывает на каждого из них значительную социальную ответственность за осуществление возложенной миссии.

В этом заключена сущность социальной ответственности эстрадного вокалиста, что, свою очередь, позволяет рассматривать процесс формирования социальной ответственности как необходимый компонент обучения и воспитания, способствующий и профессиональному, и духовно-нравственному становлению личности эстрадного вокалиста как субъекта художественного действия, которому предстоит осуществлять активную социокультурную деятельность, создавать и реализовывать определенный «творческий продукт», от качества которого в значительной степени зависит вектор дальнейшего развития отечественной культуры.

Сегодня, очевидно, что существует острое противоречие между требованиями, выдвигаемыми передовой общественностью, осознающей социальную значимость музыкального искусства эстрады, и тем, что

1 Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. — - - — М., 2000.-С. 128.

основная масса людей воспринимает его исключительно как сферу досуга и развлечения, то есть эти люди являются, по классификации Т. Адорно, «потребителями развлекательной музыки». Результатом чего становится неизбежным понижение общего уровня художественно-эстетических потребностей общества.

Следует также осознавать, что чем ниже опускается «планка» художественно-эстетических потребностей слушательской аудитории, тем ниже опускается и планка массового «музыкального продукта», поскольку массовое искусство и его потребители связаны нерасторжимыми узами. Так происходит «экологическая катастрофа» в художественно-эстетической среде обитания, не менее опасная, чем страшные техногенные катастрофы, с которыми постоянно сталкивается человечество на протяжении последних десятилетий. Осознанием необходимости преодоления этого противоречия обусловлен выбор темы исследования, согласно которой формирование социальной ответственности рассматривается как обязательный компонент обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста, как фактор, способствующий его профессиональному и духовно-нравственному самоопределению.

Степень изученности проблемы. Проблема формирования социальной ответственности как значимого компонента профессионального и духовно-нравственного облика специалиста в различных сферах деятельности широко обсуждается как в России, так и странах ближнего и дальнего зарубежья. Американские ученые Г. Айзенк, Г. Адлер, Л. Кэмин связывают проблему становления профессионала с самой природой интеллекта, с «битвой за разум», с творческой сущностью интеллектуальной деятельности, которая обязательно должна содержать в себе социальную составляющую, не позволяющую действовать во вред человеку, обществу, человечеству в целом. __

Т. Бьюзен ассоциирует эту проблему с могуществом духовного

интеллекта, с его вербальной составляющей (коммуникативная компетенция), с формированием «социального интеллекта» (социальная компетенция). Понятие «социальный интеллект» представляет значительный интерес для нашего исследования, поскольку особую роль в его формировании играет социальная ответственность как один из важнейших ценностных ориентиров, определяющих стратегическую направленность профессиональной деятельности будущего эстрадного вокалиста. В работах психологов М. Буянова, Е. Рогова, Е. Руденского, К. Роджерса и др. фактор социальной ответственности неразрывно связан как с понятием «профессиональная компетентность», так и с с самим процессом социализации личности, ее встроенности в систему «Человек-Мир». Р. Джай, Дж. Каунт, Р. Лилей, Дж. Льюис, Р. Фрай рассматривают процесс формирования социальной ответственности в контексте профессионального становления личности в качестве одного из условий достижения успеха в профессиональной деятельности.

Интерпретируя профессиональную компетентность как «философию жизни эффективного человека», Н. Козлов также не оставляет без внимания социальный аспект, связывая воедино социальный статус профессии с социальной ответственностью профессионала перед обществом. Такой же точки зрения придерживается и российский исследователь И. Иваницкий. Российский исследователь А. Гаязов соединяет проблему формирования профессиональной компетентности с выявлением сущности образования и образованности в современном мире, выявляя при этом огромную роль социального компонента, социальной ответственности в жизни и деятельности подлинно образованного человека.

С. Коноваленко уверен, что достижение успеха в профессиональной

деятельности никогда не является случайностью, это всегда результат

высокого уровня профессиональной компетентности, высокого уровня

6

социальной ответственности, сформированной в процессе обучения и воспитания специалиста. Для М. Асаиновой, Т. Сабирова, В. Сорокина, Е. Чижиковой формирование профессиональной компетентности является основой социокультурной деятельности на современном этапе, что также требует достижения высокого уровня социальной ответственности.

Различным аспектам повышения профессиональной компетенции современного музыканта - исполнителя, педагога, исследователя, руководителя творческого коллектива посвящены исследования Э. Абдуллина, А. Ахметовой, А. Березняк, А. Горбачевой, Т. Житенёвой, О. Лысаковой, Г. Малютина, Л. Мельниковой, О. Милициной, А. Казуровой, В. Карташева, И. Левиной, Е. Петелиной, А. Хотенцева, Г. Цыпина, А. Щербаковой и др. В каждом из этих исследований обязательно упоминается о личной ответственности музыканта за осуществление социокультурного строительства, за сохранение музыкально-эстетической среды обитания для будущих поколений, за создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Во всех этих работах социальной ответственности отводится очень высокая позиция в иерархии профессиональных и духовно-нравственных ценностей, современного музыканта.

О том, что формирование высокого уровня профессиональной компетентности артиста эстрады, является важнейшей социальной проблемой, решение которой жизненно необходимо для дальнейшего развития культуры, пишут в своих исследованиях А. Баташев, И. Бриль, Ю. Верменич, А. Дугин, В. Кузнецов В. Озеров, А. Петров, У. Сарджент, А. Троицкий и др. Однако, несмотря на то, что существует множество работ, в которых в той или иной степени раскрывается роль социальной ответственности в деятельности современного музыканта, не существует комплексной методологии разработки целостной образовательной .модели _ _ _ формирования социальной ответственности в обучении и воспитании

будущего эстрадного вокалиста, как и не разработана методика реализации такой модели в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в вузах культуры и искусств.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания эстрадных вокалистов.

Предмет исследования: формирование социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного самоопределения будущих эстрадных вокалистов; разработка и реализация модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания эстрадных вокалистов.

Гипотеза исследования:

Эффективность обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов будет значительно повышена, если:

• формирование социальной ответственности будет признано обязательным компонентом их профессиональной подготовки;

• для создания модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов будет разработана комплексная методология, включающая в себя следующие современные подходы: системно-синергетический, социально-философский, социально-психологический, социально - педагогический, аксиологический, историко-культурологический, профессионально-компетентностный, художественно-деятельностный;

• будут изучены и проанализированы: сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;____________________-

• будет разработана и реализована в условиях естественного учебно-воспитательного процесса теоретико-методическая модель формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов. Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующего круга задач:

• уточнить понятие «социальная ответственность эстрадного вокалиста» в контексте его профессионального и духовно-нравственного самоопределения;

• выявить сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;

• разработать комплексную методологию создания теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов;

• разработать методику реализации теоретико-методической модели формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов;

• реализовать в процессе проведения эксперимента разработанную теоретико-методическую модель;

• провести на основе методов математической статистики обработку полученных в процессе проведения эксперимента данных и определить эффективность авторской модели формирования социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов.

Теоретике - методологическую базу исследования составляют фундаментальные исследования в области философии, социологии, культурологи, психологии, общей и музыкальной педагогики, освещающие: культуротворческую роль личности (Аристотель, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Ф. Шлегель и др.); психологию искусства и художественного творчества (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Л.

Бочкарев, J1.C. Выготский, С.П. Иванов, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, П.М. Якобсон и др.); роль искусства в гуманизации социокультурного пространства (К.З. Акопян, Н.И. Ануфриева, А. А. Аронов, А. Я. Айзенберг, А. И. Арнольдов, O.A. Блох, В.А. Волобуев, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, Н.И. Киященко, Л.С. Майковская, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, А.И. Щербакова и др.); вопросы социальной адаптации в области профессионального обучения и творческого становления личности (Е.М. Авраамова, М.П. Будякина, Дж. Гилфорд, В.И. Жуков, Ю.А. Карпов, П.С. Кузнецов, В.И. Лобачев, Л.В. Мардахаев, Л.П. Павлова, Б.М. Петров, А. Русалинова, В.А. Семиченко, У. Томас, Л.В. Федякина, А.Ф. Эсаулов и др.); проблемы самосознания, профессионального и духовного самоопределения личности (H.A. Бердяев, Р. Берне, В.А. Бодров, Л.И. Божович, У. Джемс, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.Б. Орлов, В.В. Столин, В.Д. Шадриков и др.); проблему формирования профессиональной компетентности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Бодров, ТА. Дергунова, А.Г. Казакова, В.П. Кваша, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Я.С. Турбовской и др.); различные аспекты развития музыкального искусства и образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Н.И. Ефимова, В.В. Медушевский, Е.А. Минаев, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); историю развития джаза и рок-музыки (А. Баташев, А. Дугин, Дж. Коллиер, В. Конен, Е. Минх, Е. Овчинников, Ю. Панасье, П. Печерский, У. Сарджент, А. Троицкий, М. Уильяме и др.); историю становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России (М. Германова, А. Жарков, В. Иванов, Д. Коллиер, В. Г. Кузнецов, Л. Мархасёв, Ю. Саульский, Е. Уварова, И. Шароев и др.); воззрения вокалистов-исполнителей и педагогов - вокалистов, отражающие различные аспекты вокальной педагогики (Б.Дж. Бейер, О-В. Далецкий, М. Гарсиа, Дж. Лаури-Вольпи, Н.М. Малышева, H.H. Сизоненко, Г. П. Стулова, Ф.И,_ Шаляпин.и _ _

ДР-)-

База исследования: Российский государственный социальный университет, факультеты - социальной работы, педагогики и ювенологии; психологии; социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта; социального управления и социологии; охраны труда и окружающей среды; социального страхования, экономики и социологии труда; юриспруденции и ювенальной юстиции; социально-гуманитарный факультет; иностранных языков; информационных технологий; искусств и социокультурной деятельности;

Основная экспериментальная база исследования: факультет искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета, кафедра социологии и философии культуры, кафедра искусств и художественного творчества.

Методы исследования. В диссертационном исследовании применялись теоретические, эмпирические и социологические методы исследования, а также методы математической статистики, включающие в себя: анализ широкого круга философской, культурологической, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, систематизация и обобщение передового исполнительского и музыкально-педагогического опыта; анализ и обобщение личного педагогического опыта; педагогические наблюдения и педагогические беседы; анкетирование и интервьюирование студентов (бакалавров, магистров), аспирантов и педагогов-музыкантов; математико-статистическая обработка полученных данных; анализ результатов эксперимента и разработка теоретико-методических рекомендаций.

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2008 -2013гг. Ход исследования можно разделить на четыре основных этапа.

На первом этапе (2008-2010 гг.), который можно рассматривать как теоретико-аналитический, изучалась научная литература по проблеме, исследования; разрабатывались его основные методологические

//

характеристики и теоретико-методические основы; создавался экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста». На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого анализировалось актуальность поставленной проблемы, проводилось анкетирование и интервьюирование студентов (бакалавров, магистров), аспирантов и педагогов-музыкантов, разрабатывалась авторская модель формирования социальной ответственности в профессиональной подготовки будущих эстрадных вокалистов.

На втором этапе (2010-2011 уч. г.), который можно рассматривать как основной, диагностировался исходный уровень сформированности социальной ответственности у участников эксперимента (контрольная и экспериментальная группы), осуществлялся учебно-формирующий эксперимент, в процессе которого проводилась работа по внедрению авторской модели и экспериментального курса «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», проводился анализ и статистическая обработка полученных результатов

На третьем, дублирующем этапе (2011-2012 уч.г.) для проверки достоверности полученных результатов на Факультете искусств и социокультурной деятельности РГСУ проводился дублирующий эксперимент. Общее количество участников на всех этапах экспериментальной деятельности составило 556 человек.

На четвертом, заключительном этапе (2012-2013 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе исследования, проводилась математико-статистическая обработка полученных данных, подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертации, уточнялись выводы, разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит_в^_м,_что:_____________

• впервые специальному анализу подвергнут процесс формирования

12

социальной ответственности как обязательного компонента обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста;

• определены сущность, содержание и механизмы влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления личности будущего эстрадного вокалиста;

• разработана комплексная методология и на ее основе создана модель формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке будущего эстрадного вокалиста;

• разработан экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста», позволяющий раскрыть социальную значимость профессиональной деятельности эстрадного вокалиста;

• определены уровни социальной ответственности и разработана методика их диагностики в процессе проведения эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: сформулировано понятие «социальная ответственность эстрадного вокалиста», рассматриваемое как компонент его профессионального и духовно-нравственного облика; дано теоретическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социальной ответственности на процесс профессионального и духовно-нравственного становления будущих эстрадных вокалистов; сформулированы критерии и параметры уровней сформированности социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов; разработана методика диагностики уровней сформированности социальной ответственности, позволяющая проследить динамику процесса ее формирования и определить степень готовности молодых музыкантов к реализации принципа ответственности в активной социокультурной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения позволяют вести

систематическую и целенаправленную работу по формированию высокого уровня социальной ответственности у будущих специалистов в области эстрадного вокала. Предложенные в работе методические рекомендации по формированию социальной ответственности в процессе обучения и воспитания будущих эстрадных вокалистов и разработанный авторский экспериментальный курс «Принцип социальной ответственности в профессиональной деятельности эстрадного вокалиста» могут быть востребованы в вузах, готовящих специалистов данного профиля. Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия, содержанием которых является профессиональная подготовка будущих эстрадных артистов-вокалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

• в процессе экспериментальной работы со студентами факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета;

• в занятиях со студентами очной и заочной формы обучения по дисциплинам: «Специальность», «Вокальный класс», «Вокальный ансамбль», «Методика преподавания эстрадного вокала»;

• в публикациях научно-методических материалов автора;

• в выступлениях на Международных и Российских научно-

практических конференциях: IX Международный социальный конгресс

«Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и

проблемы консолидации» (25-26 ноября 2009 г.) - М., 2009 г., «Социальные

технологии в исследованиях молодых ученых. Аспирантские чтения 23

апреля 2011 г., XI международный социальный конгресс «Социальная работа

и социальное образование в контексте инновационного развития России» (2-3

июня 2011г.) - М., 2011 г. XII Международный социальный конгресс

«Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути

решения» (27 ноября 2012 г.) — М., 2012 г., II Международная научная

14

конференция «Образовательное пространство: вызовы XXI века» — М., 28 января 2013 г. и др.;

• в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре социологии и философии культуры и кафедре искусств и художественного творчества (факультет искусств и социокультурной деятельности РГСУ).

Достоверность полученных результатов обеспечивается: изучением и системным анализом широкого круга научных источников в области философии, культурологи, психологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики, освещающих различные аспекты поставленной проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических положений; разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования; разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы; адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования; результатами опытно-экспериментальной работы на основном и дублирующем этапах, подтверждающими эффективность применения модели формирования социальной ответственности в профессиональной подготовке будущих эстрадных вокалистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс обучения и воспитания будущего эстрадного вокалиста на современном этапе нуждается в новых подходах, направленных на осознание социальной значимости осуществляемой профессиональной деятельности, на повышение ее социального статуса, на формирование социальной ответственности, определяющей направленность дальнейшего развития культуры.

2. Разработка на основе комплексной методологии теоретико-методической модели формирования социальной ответственности в процессе

обучения и воспитания будущего эстрадного ^окалиста^)твечает^ задаче___

совершенствования профессионального образования на современном этапе.

3. Реализация разработанной модели требует применения экспериментальной методики, включающей в себя методы диагностики уровней сформированности социальной ответственности, социокультурного прогнозирования и моделирования.

4. Разработка критериев и параметров уровней сформированности социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов позволяют проследить динамику личностного развития участников эксперимента и определить пути дальнейшего совершенствования их профессиональной подготовки.

5. Осуществление процесса формирования социальной ответственности у будущих эстрадных вокалистов способствует их профессиональному и духовно-нравственному становлению, устремленности к активной социокультурной деятельности, направленной на сохранение и художественно-эстетической среды обитания, на дальнейшее социокультурное строительство в пространстве отечественной культуры.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ющенко, Наталья Сергеевна, 2013 год

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Текст / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2003.-223 с.

2. Адорно, Т. В. Избранное: Социология музыки. Текст / Т.В. Адорно. -М.-С.-П.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

3. Алексеев, А. Кто есть кто в российской рок-музыке. Текст / А. Алексеев. - М.: Астрель, 2009. - 560 с.

4. Андреева, И.В. Педагогика и психология. Текст / И.В. Андреева. -СПб.: Изд.Дом «Нева», 2004. - 256 с.

5. Андреева, И.Н. Философия и история образования. Текст / И.Н. Андреева. -М.:МГПО, 1999. - 190 с.

6. Антология исследований культуры. Т.1. Текст - СПб.: Университетская книга 1997. - 728 с.

7. Апрелева, В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. Текст / В.А. Апрелева.- СПб.: Инфо-да, 2004. - 380 с.

8. Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.З. Текст / Аристотель. -М. :Мысль, 1981.-613 с.

9. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. Текст / Е.И. Артамонова.- М.:Прометей, 2000. - 128 с.

10. Арутюнова, А.Б. Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов). Текст / А.Б. Арутюнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета №8 (62). - Волгоград, 2011. - С.94-98.

11. Арутюнова, А.Б. Профессионально ориентированная подготовка эстрадных исполнителей-вокалистов. Текст / А.Б. Арутюнова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2012. - №3 (46). - С. 88-90.

12. Арутюнова, Е.Г.Связь учебного и воспитательного процессов на основе интегративного подхода. Текст / Е.Г. Арутюнова // Образование и культура: взаимодействие и пути реформирования. Сб. Науч. Труд. Молодых ученых, аспирантов и соискателей. Вып. 1. / Под ред. П.Е. Решетникова. - Белгород: БелГИКИ, 2007. - С.33-37.

13. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т. 1.Текст /Б.В. Асафьев. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1952. - 399 с.

14. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т.2. Текст / Б.В. Асафьев. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1954. - 384 с.

15. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т.З. Текст /Б.В. Асафьев. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1954. - 335 с.

16. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т.4. Текст / Б.В. Асафьев. - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1955. - 439 с.

17. Асафьев, Б.В. Избранные труды. Т.5. Текст /Б.В. Асафьев . - М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1957. - 388 с.

18. Асташев, Д.А. Смысловые грани феномена «музыка» в учениях Античности и европейского Средневековья. Две лекции по «Истории музыки» / Д.А. Асташев. - М.: МГУКИ, 2007. - 38 с.

19. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. Текст / В.И. Байденко // Высшее образование в России, 2004. Выпуск №11. - С. 3.-13.

20. Барбан, Е. Черная музыка, белая свобода. Текст / Е. Барбан. - Спб.: Композитор, 2007. - 284 с.

21. Барбан, Е. Джазовые портреты. Издание второе, дополненное. Текст / Е. Барбан. - Спб.: Композитор, 2010. - 588 с.

22. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства. Текст / Е.Я. Басин. -М.:ИФРАН. - 192 с.

23. Бахтин М.М. и гуманитарное мышление на пороге XXI века в двух частях. 4.1. Текст. - Саранск: Изд. Мордовского университета, 1995. -44 с.

24. Бахтин М.М. и гуманитарное мышление на пороге XXI века в двух частях. 4.2. Текст. - Саранск: Изд. Мордовского унивеситета. - 239 с.

25. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд - поиск - решение. Текст / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.

26. Белик, A.A. Культурология. Текст / A.A. Белик . - М.:РГГУ, 1999. -239 с.

27. Белоброва, Е.Ю. Техника эстрадного вокала. Аудиокнига / Е.Ю, Белоброва. - М.: Изд. Аудиокнига своими руками, 2009. - 128 kbps

28. Бердяев, Н. Духи русской революции. Текст / Н. Бердяев,- Рига: Общ. друзей книги Латвии, 1990. - 31 с.

29. Бердяев, Н. Русская идея. Текст / Н. Бердяев. - М.: ACT, Харьков: Фолио, 2002. - 624 с.

30. Бердяев, Н. Самопознание. Текст / Н. Бердяев. - М.: Эксмо, Харьков -Фолио, 2003.-624 с.

31. Бердяев, Н. Философия свободы. Текст / Н. Бердяев. - Харьков: Фолио, М.: Act, 2002. - 733 с.

32. Березовая, Л.Г. История русской культуры. 4.1. Текст / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400 с.

33. Березовая, Л.Г. История русской культуры. 4.2. Текст / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400с.

34. Бернандт, Гр. Статьи и очерки. Текст / Гр. Берн андт. - М.: Советский композитор, 1978. -405 с.

35. Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып.4. Текст / Ред.-сост. Е.Л.Сафонова. - М.: МГК им. П.ИЛайковского, 1999. - 78 с.

36. Болотов, В.Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. Текст / В.Х. Болотов,

A.M. Кумыков. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 480 с.

37. Бонфельд, М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Текст / М.Ш. Бонфельд. - М., 1991.- 125 с.

38. Борев, Ю.Б. Эстетика. Текст / Ю.Б. Борев. - М.: Русь-Олимп, ACT: Астрель, 2005. - 829 с.

39. Бубер, М. Два образа веры. Текст / М. Бубер. - М.: ACT, 1999. - 592 с.

40. Введение в культурологию. Текст / Рук. авт. коллект. Е.В. Попов. - М. Владос, 1996.-336 с.

41. Виндельбанд, В. О свободе воли. Текст / В. Виндельбанд. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 208 с.

42. Власова, З.И. Скоморохи и фольклор. Текст / З.И. Власова. - СПб.: Алетейя, 2001.-524 с.

43. Воспоминания о Б.В.Асафьеве. Текст /Сост. А.Крюков. - Л.:Музыка, 1974.-511 с.

44. Встречи с прошлым. Вып. 2. Текст /Отв. ред. Н.В.Волкова. - М.: Советская Россия, 1986. - 352 с.

45. Выготский, Л.С. Психология искусства. Текст / Л.С. Выготский - М.: педагогика, 1987. - 341 с.

46. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Текст / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.

47. Гайденко, П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. Текст / П.П. Гайденко. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 472 с.

48. Гаккель, Л. Величие исполнительства: М.В.Юдина и

B.В.Софроницкий. Текст / Л. Гаккель.- Спб.: Советский композитор, 1994-96 с.

49. Гаккель, JI. Исполнителю, педагогу, слушателю. Текст / Л. Гаккель-Л.: Советский композитор, 1988. - 168 с.

50. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Текст / П. Гальперин - М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.

51. Гершунский, Б.С. Философия образования. Текст / Б.С. Гершунский. -М.: Флинта, 1998.-432 с.

52. Гобозов, И.А. Социальная философия. Текст / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2007. - 352 с.

53. Гоголь, Н.В. Духовная проза. Текст / Н.В. Гоголь. - М.: «Русская книга», 1992. - 560 е., 1.л. Порт., 16 л. ил.

54. Гонтаренко, Н. Сольное пение. Текст / Н. Гонтаренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 164 с.

55. Гордон, A.B. Цивилизация нового времени между мир-культурой и культурным ареалом. Текст / A.B. Гордон. - М.: ИНИОН РАН, 1998. -130.

56. Гордон, Г. Философия искусства. Текст / Г. Гордон. - М.: Слово,2004. -256 с. с илл.

57. Григорьев, A.A. Искусство и нравственность. Текст / A.A. Григорьев. -М.: Современник, 1986. - 351 с.

58. Гулыга, А. Русская идея и ее творцы. Текст / А. Гулыга. - М.: Эксмо, 2003.-448 с.

59. Гуманистическая парадигма и личностно-оринтированные технологии профессионального педагогического образования, /под общ. ред. В.Л.Матросова. - М.: МПГУ, 1999. - 116 с.

60. Гуревич, П.С. Культурология. Текст / П.С. Гуревич. - М.: Знание, 1998, - 286 с.

61. Гуревич, П.С. Философия человека. 4.1. Текст /П.С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 1999.-221 с.

62. Гуревич, П.С, Философия человека. 4.2. Текст / П.С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 2001.-209 с.

63. Гребельная, В.М. Основные направления специфики эстрадной драматургии при постановке эстрадного вокального номера / В.М. Гребельная // «»Научное мнение» №1, Спб., 2011. - С. 64-68.

64. Григорьев, А. Эстетика и критика. Текст / А. Григорьев. - М.: Искусство, 1980. - 496 с.

65. Грум-Гржимайло, Т.Н. Музыкальное исполнительство. Текст / Т.Н. Грум-Гржимайло. -М.: Знание, 1984. - 160 с.

66. Диагностика эффективности личностного развития учителя в инновационном музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Монография. Текст /Под ред. И.С. Кобозевой. -Саранск: Изд. МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2012. - 188 с.

67. Дмитриевская, Е. Рахманинов в Москве. Текст / Е. Дмитриевская, В. Дмитриевский. - М.: Московский рабочий. - 1993. - 160 с.

68. Должанский, А. Симфоническая музыка Чайковского. Текст / А. Должанский. - JL: Музыка1965. - 240 с.

69. Долинская, Е. Фортепианное творчество Н.Я.Мясковского. Текст / Е. Долинская. - М.: Советский композитор, 1980. - 207 с.

70. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. Текст / В.Е. Дружинин. - М.: Сфера, 2003. - 96 с.

71. Друскин, М. Избранное. Текст / М. Друскин. - М.:Советский композитор, 1981. - 336 с.

72. Дьюи, Дж. Демократия и образование. Текст / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 3834 с.

73. Егорычев, А.И. Формирование социальной зрелости личности учащихся в условиях воспитательной системы современной гимназии. Учебно-методическое пособие / А.И. Егорычев, JI.A. Калашникова. -

М.:МГПУ, 2012.-87 с.

74. Зильберквит, М.А. Музыкально-исполнительское искусство. Текст / М.А. Зильберквит. - М.: Знание, 1092. - 56 с.

75. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. Текст / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

76. Зорилова, J1.C. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. Текст / JI.C. Зорилова. - М.: Альма-Матер: Академический проект, 2008. - 253 с.

77. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта.Текст / С.П. Иванов. - М.: МОДЭК, 2003. - 640 с.

78. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. Текст / Г.В. Иванченко. - М.: Смысл, 2002. - 264 с.

79. Ивашкин, А. Альфред Шнитке. Штрихи к творческому портрету / А. Ивашкин //Муз. жизнь, 1988, №5, С,19-21.

80. Ильичева, И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). Текст / И.М. Ильичева. - М.Воронеж: Модэк, 2003. - 208 с.

81. Ионин, Л.Г. Социология культуры. Текст / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 1998.-280 с.

82. Исаева, И. Эстрадное пение. Текст / И. Исаева. - М.: ACT, Астрель, 2009. - 320 с.

83. История русской музыки в десяти томах. Т.З. Текст /Авт.: В.В.Доброхотов, Ю.В.Келдыш, A.B. Лебедева, Е.М.Левашев, О.Е.Левашева, А.В.Полехин, А.М.Соколова. - М.: музыка, 1985. - 424 с.

84. История русской музыки в десяти томах. Т.6. Текст /Авт.: Ю.В.Келдыш, Л.З.Корабельникова, Е.М. Левашев, В.Н.Романова. - М. Музыка, 1989.-384 с.

85. История русской музыки в десяти томах. ТДОА. Текст /Авт.: Ю.В.Келдыш, Т.Н.Левая, М.П.рахманова, С.Г.Зверева, А.А.Баева, А.М.Соколова, М.Е.Тараканов. - М.: Музыка,1997. - 540 с

86. История русской музыки в нотных образцах. - Т. 1. Текст / Сост. и ред. С.Л.Гинзбурга. - М.: Музыка, 1968. - 499 с.

87. История русской музыки в нотных образцах . Т.2. Текст / Сост. и ред. С.Л.Гинзбурга, М.: 1969.-480 с.

88. Кабалевский, Д. Текст / Сост.и общ ред. В. Викторова. - М.: Советский композитор, 1974. - 398 с.

89. Кабалевский Д.Б. и ИСМЕ (К столетию со дня рождения). Текст /Сост.: Э.Б. Абдуллин, Б.С. Диментман. - М.: Репроцентр, 2004. - 144 с. с илл.

90. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. Текст / М.С. Каган. -СПб. :Петрополисс, 1997. - 543 с.

91. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. Текст / В.Г. Казанская -М,- СПб. и др.: ПИТЕР, 2003. - 366 с.

92. Казурова A.C. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: опыт и перспективы. Текст/ A.C. Казурова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 93 с.

93. Каменец, A.B. Основы культурной политики. Текст / A.B. Каменец. -М.: Перспектива, 2012. - 147 с.

94. Кандинский, В. О духовном в искусстве. Текст / В. Кандинский. - Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. - 87 с.

95. Кармин, A.C. Основы культурологии. Текст / A.C. Кармин. - С.-П.: Лань, 1997.-512 с.

96. Карпушина, С. История мировой культуры. Текст / С. Карпушина, В. Карпушин. - M.: Nota bene, 1998. - 536 с.

97. Касьянова, К. О русском национальном характере. Текст / К.

Касьянова. - М.: Академический проект, 2003. - 560 с.

98. Катарсис. //Шаляпин-центр.Вып.1.-М.; Сфера, 1994. - 138 с.

99. Кинус, Ю. Джаз. Текст / Ю. Кинус. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 151 с. ЮО.Киященко, Н.И. Человек на своем месте. Виды эстетической

деятельности. Творческое развитие личности. Текст / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров.- М.: Знание, 1984. - 110 с.

101.Клипп, О.Н. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов. Текст / О.Н. Клипп. Диссер. на соиск. Учен. степ, к.п.д. - М.: МПГУ,2003. - 120 с.

102.Кострикова, Д.К. Музыка как источник знания-переживания. Текст / Д.К. Кострикова // Система ценностей современного общества. -Новосибирск: ЦРИС, 2010. - С. 68-73.

ЮЗ.Кремлев, Ю. Избранные статьи. Текст / Ю. Кремлев - Л.: Музыка, 1969.-204 с.

1 (М.Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. Текст / Т.М. Ковалева. - М.- Воронеж: МОДЭК, 2003. - 256 с. 105.Козловский, О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. Текст / О.В. Козловский. - Ростов н/Д: Феникс, Донецк: Кредо, 2006. - 800 с.

Юб.Корнев, Д.В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков: монография / Д.В. Корнев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 136 с.

107.Костина, A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Текст / A.B. Костина. - М.: Изд. ЛКИ, 2011. - 352 с.

108.Костина, A.B. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. Текст / A.B. Костина. - М.: «Либроком», 2013. - 216 с.

Ю9.Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь — справочник. Текст / В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. -688 с. Культурология. Теория и

история культуры ./рук. Авт. кол. В.И.Добрынина. - М.: Знание, 1998. -272 с.

110. Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России. Монография /В.Г. Кузнецов - М.: Мелограф, 2005. - 180 с.

1 п.Кузнецов, П.С. Социологическая теория социальной адаптации. Текст / П.С. Кузнецов. Дис. на соиск. уч. ст. д.с.н. - Саратов, 2000. - 335 с. 112.Кулль, М. Ступени восхождения. Текст / М. Кулль. - М.: Изд. Книга-Сэфэр, 2009. - 352 с.

ИЗ.Курганская, O.A. К проблеме сценического волнения и методов его преодоления / O.A. Курганская // Культурная жизнь Юга России. - 2008. -№1. - С. 58-60.

114.Кустова, J1.C. Тайна национального характера. Текст / JI.C. Кустова. -М.: Икар, 2003- 164 с.

115.Левяш, И.Я.Культурология. Текст / И.Я. Левяш. - Мн.: Тетра -Системе, 1998.-544 с.

116.Лемешев, С. Путь к искусству. Текст / С.Я. Лемешев. - М.: Искусство, 1968.-312 с.

117.Лосский, Н.О. История русской философии. Текст / Н.О. Лосский - М. Советский писатель, 1991. - 468 с.

118.Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры. Текст / Ю.М. Лотман. - Мн.: Харвест, 2003. - 849 с.

119.Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. Текст / Ю.М. Лотман. - С.-П.: Искусство - Спб, 1996. - 848 с.

120.Лотман, Ю.М. Об искусстве. Текст / Ю.М. Лотман - С.-П.: Искусство -СПБ, 1998.-702 с.

121.Лотмановский сборник /Ред-сост. Е.В.Пермяков. - М.: ИЦ-Гарант, 1995.-734 с.

122.Луначарский, A.B. Религия и просвещение. Текст / A.B. Луначарский. -М.: Советская Россия, 1985. - 544 с.

Ш.Лысакова, О.Н. Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже. Текст / О.Н. Лысакова . Автореф. Диссертации на соиск. ученой степени к.п.д. -М., 2010., 20 с.

124.Мазель, Л. О природе и средствах музыки. Текст / Л. Мазель. - М.: Музыка, 1991.-80 с.

125.Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Текст / А.Н. Малюков. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

126.Малюков, А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. Текст / А.Н. Малюков.- М.: Прометей, 1993. - 138 с.

127.Мамардашвили, М. Эстетика мышления. Текст / М. Мамардашвили. -М..МШПИ, 2001. -416 с.

128.Мандельштам, О.Э. Об искусстве. Текст / О.Э. Мандельштам. - М.: Искусство, 1995. - 416 е., порт.

129.Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. Текст / Т.Г. Мариупольская. -М.: 2002.-204 с.

130-Медведев, Ю.П. Уникальный квартет / Ю.П. Медведев. - Кирсанов, 2013. - 64 е., илл.

Ш.Медушевский, В.В. Как устроены художественные средства музыки. Текст / В. В. Медушевский //Эстетические очерки. Вып.4 - М.: Музыка, 1977. - С.79-113.

Ш.Медушевский, В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. Текст /В.В. Медушевский //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб.статей. Сост. И.А.Котляревский и др. - Киев: Музычна Украина, 1988. - С.5-17.

133.Мельникова, JI.JI. Организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств / Л.Л. Мельникова // Наука. Образование. Педагогика. Искусство. Вып.2. - М., 2005. - С. 89-93.

134.Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Текст / Н.К. Метнер. - М.: Гос. муз. изд., 1963. - 96 с.

135.Метнер, Н.К. Статьи, материалы, воспоминания. Текст / Н.К. Метнер / Сост. З.А.Арапетян. -М.: Советский композитор, 1981. -352 с.

136.Милыптейн, Я.И. Статьи, воспоминания, материалы. Текст / Я.И. Милыптейн- М,: Советский композитор, 1990. - 288.с с илл.

137.Минаев, Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. Текст / Е.А. Минаев. - М.: музыка, 2000. - 392 с. с илл.

138.Мошков, К. Бдюз. Введение в историю. Текст / К. Мошков. - Спб.: Планета Музыка, 2010. - 384 с.

139.Музыка, мысль, творчество. У истоков традиций. Текст. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1998. - 244 с.

140.Музыкальное искусство и культура: наблюдения. анализ, рекомендации. Вып. 3. Текст / Отв. ред. И.Н. Гомиеров. - Новосибирск: Изд. Новосибирской государственной обл. библиотеки, 1997. - 208 с.

141.Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Текст / Е.В. Назайкинский //Восприятие музыки, Сб. статей.-М.: Музыка, 1980. -С. 91-110.

142.Назайкинский, Е.В. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник слуха. Текст / Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Pare //Сб. статей. - М.: Музыка, 1964. - С.79-100.

143.Николаева, Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X - Середина XVII столетия. Текст / Е.В. Николаева. - М.: Владос. - 208 с. с илл., нот.

144.0вчаров, И.В. Джазовые направления 50-80-х гг. / И.В. Овчаров // Образование и культура: Взаимодействие и пути реформирования. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и соискателей. Вып. 2 /Под ред. П.Е. Решетникова. - Белгород:БелГИКИ, 2008. - С. 9197.

145.0 композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. - Сб.З. Текст / Ред.-сост. А.И.Кандинский. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1993.- 186 с.

146.Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека. Текст / А.Б. Орлов. - M.:ACADEMA, 2002. - 272 с. 147.0тяковская, Э.Г. Практические пути реализации компетентностного подхода в обучении учителя музыки / Э.Г. Отяковская // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. - сб. науч. труд. Вып. 4. Т.2. - Краснодар, 2006. - С. 253-257.

148.Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия / Сост. Б.М.Целковников, отв. ред Э.Б.Абдуллин - М., 1998. - 126 с.

149.Пивницкая, О.В. Развитие интонационного слуха у детей на народно-песенной основе / О.В. Пивницкая // Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития. Мат. международной очно-заочной научно-практической конференции 29 марта 2006 г. -Нижневартовск: Изд. НГТУ, 2007. - С. 95-99.

150.Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения. Текст / Д.И. Писарев. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

151.Питерсон, О. Джазовая Одиссея. Автобиография. Текст / О. Питерсон. -СПБ.: Скифия, 2011. - 544 с.

152.Платон Собрание сочинений. Т.2. Текст-М.: Мысль, 1993. - 528 с.

153.Подготовка современного учителя: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля

2004 г. Посвящается 200-летию со дня рождения М.И. Глинки. Текст. -Смоленск, 2004. - 110 с.

154.Покровский, М. Русская история в трех томах. Т.1. Текст / М. Покровский - СПб.: Полигон, 2002. - 346 с.

155.Покровский, М. Русская история в трех томах. Т.2. Текст / М. Покровский. - С.Пб.: Полигон, 2002. - 383 с.

156.Покровский, М. Русская история в трех томах. Т.З. Текст / М. Покровский. - СПб.: Полигон. - 367 с.

157.Пономарев, В. На обратной стороне звука. Текст / В. Пономарев. - М.: Аграф, 2003. - 272 с.

158.Попова, Т. Мусоргский. Текст / Т. Попова. - М.: Музгиз, 1955. - 271 с.

159.Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств. Текст / М.В. Попова. Авт. дис. на соис. уч. ст. к.п.н. - М.:МГУКИ, 2010. - 23 с.

160.Попова, М.В. Комплексное изучение и учет личности ученика как необходимые условия организации эффективного профессионального обучения вокалистов. Текст / М.В. Попова // Материалы III международной конференции «Личность в межкультурном пространстве». - М.: РУДН, 2008. - Т.2. - С. 311-313.

161.Признаковое пространство культуры. Текст - М.: Индрик, 2002. - 432 с.

162.Прокофьев, С.С. Текст / С.С. Проковьев - сост. О. Очаковская. — М.: Музыка, 1990. - 160 с. с илл.

163.Психология самосознания. Текст / Ред.-сост. Р.Я.Райгородский-Самара: Изд.дом Бахрах - М, 2003 - 672 с.

164.Психология XXI века. Текст /Под ред. В.Н.Дружинина. - М.: ПЕР СЕ, 2003.-863 с.

165.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Текст. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. -544 с.

166.Рапацкая, Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Текст / Л.А. Рапацкая.- М.: МГОПУ, 1996.- 142 с.

167.Рапацкая, Л.А. Искусство «Серебряного века». Текст / Л.А. Рапацкая. -М.:Владос, 1996. - 192 с. с илл.

168.Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура. Текст / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 1997. - 608 с. с илл.

169.Рахманинов, С. Воспоминания. Текст / С. Рахманинов. - М.: радуга, 1992.-256 с.

170.Рогов, Е.И. Психология общения. Текст / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003 - 336 с. с илл.

171.Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. Текст / Е.И. Рогов. - М.:Владос, 2003. - 336 е., илл.

172.Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Текст / Л.Н. Рожина. - Мн.: «Вышейшая школа», 2003. - 272 с.

173.Розанов, В.В. Сумерки просвещения. Текст. / В.В. Розанов. - Сост. В.Н.Щербаков. - М.:Педагогика, 1990. - 624 с.

174.Романова, Л. Школа эстрадного вокала. Текст / Л. Романова. - Спб.: Лань, 2007. - 40 с.

175.Росенко, М.Н. и др. Основы этических знаний. Текст / М.Н. Росенко и др. - СПб.: Лань, 1998. - 256 с.

176.Российская цивилизация. Текст / Ред. М.П.Мчедлова. - М.: Академический проект, 2003. - 656 с.

177.Русская идея. Текст /Сост Е.А.Васильев, пред. - А.В.Гулыга, комм. -И.С.Андреева. - М.:Айрис-Пресс, 2002. - 512 с.

178.Русский фольклор. Текст / Сост. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. - М.: Флинта, Наука, 2001.-480 с.

179.Русский фольклор. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. Текст - М.: Мнемозина, 1998. - 63 с. с нот.

180.Русская поэзия XIX века. Т.1. Текст. - М.: Художественная литература, 1974.-702 с.

Ш.Ручимская, C.B. Феномен просветительства в деятельности русских музыкантов. Текст / C.B. Ручимская //Актуальные проблемы современной науки. - М., 2009. №5 (49). - С. 116-119.

182.Рыбин, В.А. Гуманизм как этическая категория. Текст / В.А. Рыбин. -М.: Логос, 2004.-270 с.

183.Саймон, Дж.Т. Гленн Миллер и его оркестр. Текст / Дж. Т. Сайсон. -Спб.: Скифия, 2005. - 360 с.

184.Сахнова, И.В. Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады: исторический и теоретический аспекты. Текст / И.В. Сахнова // Вестник МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2008. №1. - С. 193-195.

185.Сахнова, И,В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств. Текст / И.В. Сахнова. Авт. Дис. На соиск. уч. ст. к.п.н. - М.: МГУКИ, 2008. - 24 с.

186.Семиченко, В.А. Психология личности. Текст / В.А. Семиченко. -Киев: MaricTp - S, 2001. - 427 с.

187.Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации. Текст / А.Н. Славская. - Дубна: Феникс, 2002. - 240 с.

188.Сластенин, В.А. Педагогика. Текст / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов - М.:Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

189.Сластенин, В.А. Психология и педагогика. Текст / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: АС ADEMA, 2003. - 478 с.

190.Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию. Текст / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: АС ADEMA, 2003. - 19439 с. с илл. с.т

191.Стасов, В.В. Избранные сочинения в трех томах . Т.1. Текст / В.В. Стасов. - М.: Искусство, 1952. - 732 с. с илл.

192.Стасов, B.B. Избранные сочинения в трех томах. Т.2. Текст / В.В. Стасов. - М.: Искусство, 1952. - 774 с.

193.Стасов, В.В. Избранные сочинения в трех томах. Т.З. Текст / В.В. Стасов. - М.: Искусство., 1952. - 888 с.

194.Стравинский, И.Ф. Статьи, воспоминания. Текст / И.Ф. Стравинский. -М.: Советский композитор, 1985. - 376 с.

195.Страницы истории русской музыки. Текст /Общ. ред и сост. Е.М. Орловой и Е.А. Ручьевской. - Л.: Музыка, 1973. - 184 с.

196.Страницы минувшего. Текст- М.: Советский писатель, 1991. - 624 с.

197.Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. Текст / Е.Ю. Стрельцова. Авт диссер. на соиск. учен. степ, д.п.н. - М., 2005. - 40 с.

198.Стрельцова, Е.Ю, Социальная педагогика и социокультурная деятельность. Текст / Е.Ю. Стрельцова // Социально-культурная деятельность: Поиски, проблемы, перспективы. - М.: МГУКИ, 2003. - 3641.

199.Соколов, А. Музыкальная композиция в XX веке: диалектика творчества. Текст / A.C. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 230 е., нот.

200.Соловьев, B.C. Избранное. Текст / B.C. Соловьев. - М.: Советская Россия, 1990. - 496 с. Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. - Мн.: Харвест, 1999. - 912 с.

201.Таранов, П.С.. От Периандра до Ван Шоужения. Текст / П.С. Таранов. -М.: ACT, 2001.-352 с.

202.Телешов, Н. Записки писателя. Текст / Н. Телешов. - М.: Московский рабочий, 1966. - 384 с.

203.Толстой, Л. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни. Текст / Л. Толстой. - М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 944 е.: ил.

204.Туманина, Н. Чайковский. Великий мастер. Текст / Н. Туманина. - М.: Наука, 1968. - 486 с.

205. Федосеева, И. А. Преподаватели высшей школы в условиях инновационного образования в России / И.А. Федосеева // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности. Мат. всерос. научно-прак. Конфер., посвященной 80-летию В .Г. Леонтьева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С. 70-73.

206.Фейертаг, В. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник. Текст / В. Фейертаг. - Спб.:Скифия, 2009. - 538 с.

207.Фейертаг, В. История джазового исполнительства в России. Текст / В. Фейертаг. - Спб.: Скифия, 2010. - 304 с.

208.Философия культуры. Текст / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В. Прозерского, Э.Л.Юровской. - С.-П.: Лань, 1998.-448 с.

209.Философско-психологические предположения Школы диалога культур. Текст /Под общ. ред В.С.Библера. - М.: РОССПЭН, 1998. - 216 с.

2Ю.Харионовская, М.В. Совершенствование уровня профессиональной подготовки преподавателей — музыкантов: теория и практика / М.В. Харионовская. - Рязань: ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования», 2008. - 16 с.

211.Харламов, И.Ф. Педагогика. Текст / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002.-517 с.

212.Холодковский, В. Дом в Клину. Текст / В. Холодковский. - М.: Московский рабочий. - 336 с.

213.Холопов, Ю. Эдисон Денисов. Текст / Ю. Холопов, В. Ценова. - М.: Композитор, 1993. - 312 с. с илл.

214.Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Текст / В.Н. Холопова. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1994. - 248 с.

215.Холопова, В. Альфред Шнитке. Текст / В. Холопова, Е. Чигарева. - М.: Советский композитор, 1990. - 346 с.

216.Христидис, Т.В. Теория и методика развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной

деятельности. Текст / Т.В. Христидис. - Авт. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н. - М., 2006. - 49 с.

217.Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в поисках смысла. Текст / Б.М. Целковников. - М.: МПГУ, 1999. - 232 с.

218.Цуккерман, В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Текст / В. Цуккерман- М.: Советский композитор, 1969. - 560 с.

219.Человек. Добродетели и пороки, достоинства и недостатки. Текст /Авт-

сост. В.В. Марасин. - М.: «АСТ», Донецк: «Сталкер», 2002. - 556 с. 220.Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1. Текст / Т.В.

Чередниченко. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 216 с. 221.Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2. Текст / Т.В. Чередниченко. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 173 с. 222.Чижикова, Е.В. Психолого-педагогические основы развития профессиональной направленности студентов в вузе культуры. Текст / Е.В. Чижикова // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. труд. - Вып.4. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 87-96.

223.Шаляпин, Ф.И. Литературное наследство. Письма. Т.1. Текст / Ф.И. Шаляпин. - М.: Искусство, 1960. - 767 с.

224.Шаляпин, Ф.И. Статьи, высказывания. Воспоминания о Шаляпине. Т.2. Текст / Ф.И. Шаляпин- М.: Искусство, 1960. - 631 с.

225.Шапиро, Н. Послушай, что я тебе скажу... Текст / Н. Шапиро, Н. Хентофф. - М.: Синкопа, 2000. - 368 с.

226.Шор, Ю.М. Культура как переживание. Текст / Ф.И. Шаляпин. - СПб., 2003.-220 с.

227.Щербакова, А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. Текст / А.И. Щербакова. - М.: Прометей, 2001. - 424 с.

228.Щербакова, А.И. Музыка и человек в созидании пространства культуры. Текст / А.И. Щербакова. - М.: Изд. РГСУ, 2011. - 322 с.

229. Этнопсихологические проблемы Вчера и Сегодня. Текст -Мн.:Харвест, 2004. - 496 с.

230.Ющенко, Н.С. Динамика развития западных музыкальных эстрадных стилей и жанров: историко-культурологический анализ /Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №12 (36) М.: РГСУ, 2011 г. - С. 44-47

231. Ющенко, Н.С. Музыкальное искусство эстрады как фактор единения в современном пространстве культуры: к проблеме профессиональной подготовки современного эстрадного вокалиста/ Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №2(38) М.: РГСУ, 2012. -С. 13-15

232.Ющенко, Н.С. Вокальная миниатюра в становлении русской музыки: историко-культурологический аспект / Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Ученые записки» №5 (105). - М.: РГСУ, 2012. - С. 127-130

233.Ющенко, Н.С. Личность и профессия: к проблеме совершенствования профессиональной подготовки современного эстрадного вокалиста/ Н.С. Ющенко // Научно-практический журнал «Ученые записки» №2 (113). -М.: РГСУ, 2013,- С. 137-140

234.Яковлев, Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. Текст / Е.Г. Яковлев - М.: КДУ, 2005. - 640 с. Яхонтова, Е.С. Мировая художественная культура. Текст / Е.С. Яхонтова. - М.: Знание, 2003. -144 с. с илл. 232

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.