Начальная эстрадно-джазовая подготовка вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР: комплексный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Гао Тяньли
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Гао Тяньли
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические аспекты начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в образовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода
1.1.Комплексный подход как методологическая основа исследования
1.2. История развития вокального эстрадно-джазового искусства и образования в Китае
1.3. Модель начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики формирования готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода
2.1. Пилотажное исследование состояния изучаемой проблемы в современной музыкально-педагогической практике Китая
2.2. Диагностика уровней готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки
2.3. Основное содержание и результаты формирующего этапа экспериментальной
работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Приложение 1. Can't help falling in love with you (муз. и сл. Дж. Вайс, Х. Перетти,
Л. Креаторе)
Приложение 2. Dynamite (муз. Д. Стюарт, сл. Дж. Эндрюс)
Приложение 3. Someday my Prince will come (муз. Ф. Черчилль, сл. Л. Мори)
Приложение 4. Moon River (муз. Г. Мончини, сл. Дж. Мерсер)
Приложение 5. Dream a little dream of me (муз. Ф. Андрэ, сл. Г. Кан)
Приложение 6. Fly me to the moon (муз. и сл. Б. Ховард)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств2012 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Анна Сергеевна
Индивидуально-ориентированная педагогическая технология подготовки студентов эстрадно-джазового вокала к концертной деятельности2019 год, кандидат наук Куко Светлана Сергеевна
Формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии2018 год, кандидат наук Курдина Евгения Сергеевна
Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза2013 год, кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна
Формирование навыков эстрадного вокала: на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях2014 год, кандидат наук Свиридов, Павел Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Начальная эстрадно-джазовая подготовка вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР: комплексный подход»
Введение
Актуальность исследования. Последние несколько лет мир сотрясает череда непрекращающихся катастроф и кризисов. Если первые десятилетия XXI века гуманитарии осмысляли свои внутридисциплинарные проблемы сквозь призму расширения глобализационных процессов, то вступление в третье десятилетие радикально изменило не только оптику анализа, акценты и направления исследований - оно заставило по-другому взглянуть на ценность человеческой жизни, на ее хрупкость в условиях физической изоляции, ведь СОУГО-19 - это не только тысячи унесенных жизней, это время качественной рефлексии, для которой до этого у обывателя не было ни времени, ни желания. Последствия пандемии быстро перетекли в очередной экономический кризис и череду открытых или назревающих военных конфликтов, повышающих уровень тревожности во всем мире. В этой связи, особенно важно помнить о культуре и искусстве, которые, с одной стороны, являются банком человеческой памяти и высших гуманистических ценностей, с другой - способны сориентировать и вдохновить человеческое сознание на внутренний поиск и созидание. Важнейшим и одним из самых популярных видов современного искусства является музыка, которая независимо от уровня развития и воспитания человека, сопровождает его в течение всей жизни.
Современная популярная или эстрадно-джазовая музыка в Китае характеризуется эклектичностью и недостатком высокопрофессиональных исполнителей. Это связано не только с национальными и историко-культурными особенностями государства, но и с несовершенством образовательной системы, готовящей эти кадры. Очевидно, что процесс глобализации и вестернизации культуры в России и Китае является предметом пристального внимания не только культурологов, но также обретает особую ценность в рамках педагогического исследования. Учитывая природу эстрадно-джазового искусства, особенности его репертуарного фонда и сложности освоения хрестоматийных образцов обучающимися, не являющимися носителями английского языка, опыт российской музыкальной педагогики вкупе с достижениями западной школы может и должен
быть использован для создания эффективной методики обучения эстрадно-джазовому вокалу в стране, процесс вестернизации которой начался значительно позже, чем в России.
Музыка является неотъемлемым компонентом общеобразовательной системы Китая. Этому вопросу уделяется огромное внимание. В больших престижных школах существуют даже отдельные подразделения (art building), но объем получаемых там знаний чаще всего недостаточен для поступления в специализированные музыкальные образовательные учреждения. И если родители способного и увлеченного музыкой ребенка не имеют финансовой возможности для оплаты частных уроков, то возможность поступления в музыкальный колледж или консерваторию сводится к нулю.
Кроме того, в современной китайской системе профессионального музыкального образования существуют большие различия в методах обучения эстрадно-джазовых вокалистов и инструменталистов. Дело в том, что в целях предупреждения последствий глобальной «вестернизации», государство предпринимает попытки возрождения традиций. В этой связи основной акцент в вокальном образовании делается на репертуар народной традиции или ее актуализированных производных в виде джазовых или эстрадных адаптаций. Эта тенденция носит всеобщий характер. В тоже время, студенты инструментально-джазового отделения, например, Шанхайской консерватории, в отличии от студентов-вокалистов, обучаются по передовым американским методикам, позволяющим не только оставаться конкурентноспособными музыкантами, но и сформировать необходимый для любого джазового музыканта навык свободной импровизации. В программу их обучения заложены необходимые требования, среди которых: всё ладовое разнообразие, гаммы, активное «наслушивание» и анализ джазовых стандартов, «снятие» партий с переложением на свой инструмент, джазовое сольфеджио и джазовая гармония, импровизационная практика, написание аранжировок и мн. др. Формируемые в процессе такого обучения навыки позволяют инструменталистам более свободно существовать в пространстве джазового исполнительства, в то время как вокалисты,
концентрируясь только на репертуаре и процессах голосообразования, остаются исполнителями лишенными импровизационной свободы - качества, без которого джаз немыслим. Данный разрыв можно преодолеть посредством применения сходных педагогических инструментов в их комплексном единстве, в том числе в начальный период обучения эстрадно-джазовому вокалу школьников в процессе их внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в Китае, в отличие от России, не существует системы дополнительного художественного образования, где обучающиеся имеют возможность получать объем знаний, достаточный для дальнейшего профессионального развития, поступления в музыкальные вузы и колледжи. Единственной доступной альтернативой является внеурочная музыкально-образовательная деятельность, реализуемая на базе общеобразовательных школ. Вместе с тем, запрос на программы данной направленности постоянно возрастает. Всё большее число детей, при выборе внеурочных факультативов и программ, отдают предпочтение эстрадно-джазовому вокалу. Однако, дефицит специалистов и эффективных методик не позволяет восполнить существующий пробел и удовлетворить запросы общества.
Анализ современного положения внеурочной музыкальной деятельности в рамках общеобразовательных школ в Китае позволил выявить и сформулировать ряд противоречий между:
- объективной возможностью обучения школьников эстрадно-джазовому вокалу на основе комплексного подхода в процессе внеурочной музыкально-образовательной деятельности и отсутствием специальных исследований, направленных на разработку теоретико-методических основ данной проблемы;
- дефицитом эффективных программ обучения эстрадному вокалу, реализуемых в рамках внеурочной музыкально-образовательной деятельности в пространстве школы и наличием большого количества эффективных методик, успешно применяемых в мировой практике;
- запросом и потребностью обучающихся средних школ КНР в обучении эстрадно-джазовому вокалу и отсутствием специалистов, владеющих достаточными знаниями, позволяющими интегрировать различные методы и подходы в рамках такого обучения;
- фактом возрастающей потребности соблюдения принципа практикоориентированности в отношении любого знания и оторванностью большинства существующих программ и методик обучения эстрадному вокалу от настоящего творческого процесса, включающего не только понимание предмета, но и перспективу дальнейшего развития обучающихся.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему настоящего исследования: каковы основные педагогические детерминанты, обеспечивающие эффективность начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обуславливают выбор темы исследования: «Начальная эстрадно-джазовая подготовка вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР: комплексный подход».
Степень научной разработанности проблемы.
Общие и частные проблемы обучения вокальному и эстрадно-джазовому искусству на протяжении последних десятилетий находятся в фокусе различных научных направлений гуманитарного круга. Широкий спектр работ в области философии, истории, культурологии, искусствоведения, общей и музыкальной педагогики, психологии и социологии рассматривают данный вид искусства и образования с различных позиций, что позволяет получить наиболее объективное отражение действительности, необходимое для качественного поиска и выработки новых педагогических решений.
Важную роль для настоящего исследования имеют концептуальные взгляды на проблемы обучения с позиций философии, изложенные в работах Т. Гомперца, Б.С. Гершунского и др.
Большую ценность представляют искусствоведческие работы, посвященные истории, развитию и принципам существования джаза и современной эстрадно -
джазовой музыки. Среди них труды И.В. Юрченко, Д. Поттера, Дж.Л. Коллиера,
B.Д. Конен, Ю.Т. Верменич, М. Уильямса, Пэн Сюэли, Пэн Аоли и др.
Вопросы применения различных подходов к научному исследованию отражены в работах О.А. Артемьевой, Ю.В. Гуськова, М.С. Бакулиной, Е.И. Кудашовой и др.
Исследования М.Г. Семенищевой, Э.Ф. Печерской, Е.В. Павловой,
C.В. Горобец, О.Ш. Пирназаровой посвящены применению комплексного подхода в педагогической деятельности, связанной с музыкальным и общеэстетическим воспитанием.
Следует отметить научные труды в области психологии искусства, музыкальной психологии и психологии музыкальной деятельности Л.Л. Бочкарева, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой, В.И. Петрушина, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Е.Л. Яковлевой.
Многие вопросы, связанные с теорией и методикой музыкального обучения и воспитания и имеющие значение для нашего исследования, отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Т.И. Баклановой, О.А. Блока, В.Г. Воубы, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Е.Ф. Командышко, М.Д. Корноухова, Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой, Т.В. Надолинской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, Л.А. Рапацкой, Г.П. Стуловой, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, Д.В. Щирина, З.М. Явгильдиной и др.
В исследованиях Гао Шань, Ли Сяофэн, Хан Фэн, Ма Кэ, Шэнь Чэньян, Сунь Каннин, Чэн Цзяхуа раскрываются проблемы и особенности музыкального образования в Китае; в трудах Яо Вэй, Сунь Вэй, Сюй Лянъюй, Г.М. Шнеерсон, Го Юаньхун - вопросы истории вокального искусства и образования.
Особую ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные обучению, развитию и воспитанию эстрадно-джазовых вокалистов (А. Пикман, О.Я. Клипп, Т.А. Будницкая, Н.А. Егорова, А.Б. Арутюнова, Н.И. Ануфриева, Л.В. Романова, А.А. Плохоцкая, В.И. Коробка, Дж. Эстил, К. Сэдолин, Инь Лихуа, Пань Чонглинь, Д.В. Харичева, Юй Сяосяо, Ван Линьцзин), а также труды, в которых раскрываются вопросы вокальной
импровизации и методы формирования данного навыка (К.Г. Плаксина, Е.Б. Шпаковская, В.О. Усачева, И. Бриль, В. Столофф, Д. Дибласио, Ч. Уокер, Фан Чжанлян, Мэн Чэньсюй, Тянь Линь, Чжан Вэньбо, Ван Хуэйхуэй).
Результат анализа изученной литературы, позволяет сделать вывод о том, что проблемы, связанные с обучением эстрадно-джазовому исполнительству и вокалу, интересуют довольно широкий круг специалистов, что обусловлено высокой динамикой развития и распространения данного вида творчества, а также повышающихся требований, предъявляемых к каждому, кто предпринимает попытки освоить навыки исполнительства. Однако, исследований, нацеленных на изучение системы начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в образовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода, до сих пор не проводилось.
Цель исследования - разработка и обоснование теоретико-методических основ начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на базе комплексного подхода.
Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание обучающихся в общеобразовательных учреждениях Китайской Народной Республики.
Предмет исследования - формирование готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода в начальный период обучения.
Задачи исследования:
1. Обосновать эффективность применения комплексного подхода в процессе начальной эстрадно-джазовой подготовки обучающихся-вокалистов.
2. Осуществить анализ истории вокально-джазового искусства и образования в Китае и их современного состояния.
3. Спроектировать модель начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода.
4. Выявить педагогические условия, повышающие эффективность начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов.
5. Разработать диагностический инструментарий для проведения опытно-экспериментальной работы на различных ее этапах.
6. Создать методику формирования готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода; выявить эффективность и целесообразность разработанной методики в процессе опытно -экспериментальной работы.
Согласно поставленным целям и задачам, сформулирована следующая гипотеза исследования:
1. Процесс начальной эстрадно-джазовой подготовки обучающихся-вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР будет эффективным, если данный процесс осуществлять на основе комплексного подхода с учетом его специфики. Применение комплексного подхода в организации процесса обучения вокалистов подразумевает неограниченную совокупность инструментов для решения педагогических задач через извлечение и передачу достаточного количества знаний из единого междисциплинарного поля на основе соблюдения баланса между теорией и практикой, что исключает риск формирования однобокого представления не только о музыке, но и о культуре, являющейся многомерным пространством, определяющим ее развитие и бытование.
2. Модель начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода должна соответствовать четырем основным характеристикам (структурность, функциональность, интегративность, прогностичность) и включать разработку цели, задач, методологических подходов, дидактических принципов, содержания образовательного процесса, педагогических условий, методов, диагностического инструментария.
3. Результативность методики формирования готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода обеспечивается реализацией мотивационного (развитие мотивационно-ценностного отношения к изучению основ эстрадно-джазовой музыки); содержательного (теоретические знания об истории, развитии, принципах
организации и способах освоения различных жанров вокальной эстрадно-джазовой музыки и пр.) и операционального (умения и навыки, позволяющие осваивать вокальную эстрадно-джазовую музыку, способствующие повышению исполнительского уровня и дальнейшему развитию обучающихся) компонентов.
Методологическую основу исследования составили методологические подходы, направленные на успешное решение поставленных в исследовании задач: комплексный подход (базовый), позволяющий достигать необходимого результата путем привлечения неограниченного количества междисциплинарных инструментов, применяемых в соответствии с принципом внутренней согласованности системообразующих элементов; системный подход, реализующийся через изучение всех системообразующих связей между различными элементами системы; культурологический подход, способствующий формированию базовых у обучающихся достаточных навыков, необходимых для выявления историко-культурных детерминант, определивших становление не только отдельных стилей, направлений и жанров эстрадно-джазовой музыки, но и развитие мировой культуры в ее глобальном понимании; мультикультурный подход, формирующий представление о диалоге культур с обнаружением их общих и отличительных черт, примеров взаимовлияния и способов взаимодействия; информационно-деятельностный подход, способствующий организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с привлечением ресурсов ИКТ; индивидуальный и индивидуально -дифференцированный подход, позволяющие учитывать индивидуальные особенности, способности и уровень развития обучающихся, а также прогнозировать сценарий их развития.
Теоретическую основу исследования составили:
- научные труды, посвященные применению комплексного подхода в педагогической деятельности (М.Г. Семенищева, Э.Ф. Печерская, Е.В. Павлова, С.В. Горобец, О.Ш. Пирназарова);
- исследования в области музыковедения, истории музыки и стилистики, связанные с эволюцией джаза, эстрадно-джазовой музыки (А.С. Козлов,
Е.Л. Рыбаков, У. Сарджент, Э. Уилсон-Диксон, В. Фейертаг, П. Гуральник, В. Дж. Конен, Дж. Л. Коллиер);
- научные труды по теории и методике обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Н.И. Ануфриева, О.А. Блок, Т.И. Бакланова, Н.Б. Буянова, Д.Б. Кабалевский, Е.Ф. Командышко, М.Д. Корноухов, Л.С. Майковская, А.В. Малинковская, А.П. Мансурова, Т.В. Надолинская, Е.В. Николаева, М.С. Осеннева, Л.А. Рапацкая, Г.П. Стулова, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин, З.М. Явгильдина);
- труды о проблемах и особенностях музыкального образования в Китае (Гао Шань, Ли Сяофэн, Хан Фэн, Ма Кэ, Шэнь Чэньян, Сунь Каннин, Чэн Цзяхуа);
- работы о методах обучения вокальной импровизации (Т.А. Будницкая, К.Г. Плаксина, Е.Б. Шпаковская, В.О. Усачева, И. Бриль, В. Столофф, Д. Дибласио, Б. Роуз, Ч. Уокер, Фан Чжанлян, Мэн Чэньсюй, Тянь Линь, Чжан Вэньбо, Ван Хуэйхуэй);
- исследования, посвященные обучению, развитию и воспитанию эстрадно-джазовых вокалистов (А. Пикман, О.Я. Клипп, Т.А. Будницкая, Н. А. Егорова, А.Б. Арутюнова, Л.В. Романова, А.А. Плохоцкая, В.И. Коробка, Дж. Эстил, К. Сэдолин, Инь Лихуа, Пань Чонглинь, Юй Сяосяо, Ван Линьцзин);
- учебно-методические работы педагогов-вокалистов (П. В. Свиридов, А.Б. Арутюнова, Сет Риггс, Б. Мэннинг, О.Я. Клипп, Л.В. Романова).
Методы исследования: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение, синтез, моделирование, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Центральная экспериментальная средняя школа города Ченду, провинция Сычуань, КНР.
Этапы исследования: исследовательская работа проводилась с 2019 по 2023 гг.
На первом этапе (2019 - 2021 гг.) была сформулирована проблема исследования, определены цели и задачи, предполагающие ее разрешение, выдвинута гипотеза, произведены выборка и анализ литературы по проблеме
исследования, выявлена степень изученности и разработанности проблемы, разработан понятийный аппарат исследования; проведено пилотажное исследование в китайских средних общеобразовательных школах, позволившее получить представление о рассматриваемой проблеме и условиях ее преодоления.
На втором этапе (2021 - 2023 гг.) реализовывались констатирующий и формирующий этапы исследования, в ходе которых разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровней готовности участников эксперимента к освоению эстрадно-джазовой вокальной музыки; проводилась первичная диагностика; разрабатывалась авторская модель начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода, апробировалась методика формирования готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода. После успешного завершения формирующего этапа была проведена повторная диагностика участников контрольной и экспериментальной групп, в ходе которой определялся уровень полученных знаний, умений и навыков.
На третьем этапе (2023 г.) были проанализированы и обобщены результаты эксперимента; систематизировался теоретико-методический материал; подводились итоги и формулировались выводы по проведенному исследованию.
Научная новизна исследования:
- теоретически обоснована эффективность применения комплексного подхода в процессе начального обучения эстрадно-джазовых вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР;
- спроектирована модель начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР на основе комплексного подхода, соответствующая четырем основным характеристикам: структурность (описательность и иерархичность), функциональность (адекватность педагогических инструментов заявленным целям), интегративность (комплексное единство методологических средств) и прогностичность (ориентация на достижимый образ идеального результата);
- определены педагогические условия, способствующие повышению эффективности начальной эстрадно-джазовой подготовки вокалистов (знание педагогом принципов применения комплексного подхода к выбору методических инструментов; владение прогрессивными методиками обучения вокалу и импровизации; знание о психофизиологических особенностях обучающихся-вокалистов; соблюдение принципа практикоориентрованности на всех этапах обучения);
- разработан диагностический комплекс, позволяющий фиксировать уровни сформированности готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки, включающий показатели данной готовности, критерии оценки и систему заданий;
- создана авторская методика формирования готовности обучающихся-вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки на основе комплексного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны теоретические основы формирования готовности обучающихся вокалистов к освоению эстрадно-джазовой музыки в общеобразовательных учреждениях КНР: цели; задачи; дидактические принципы (поликультурности, диалогичности, деятельностного освоения музыкального искусства, целостности, доступности) с определением комплексного подхода, как базового; содержание обучения; система общедидактических и специальных методов музыкального обучения, направленных на решение учебных задач и освоение основных принципов эстрадно-джазового искусства; педагогические условия; формы обучения.
Уточнено понятие «комплексный подход», трактуемое как универсальный исследовательский и педагогический метод организации и проектирования эффективных процессов, направленных на достижение результата путем привлечения неограниченного количества междисциплинарных инструментов, применяемых в соответствии с принципом внутренней согласованности системообразующих элементов.
Сформулированы сущностные характеристики комплексного подхода в современном музыкальном образовании, реализуемые через: междисциплинарные связи (системный подход); выявление историко-культурных детерминант (культурологический подход); использование инструментов поликультурного (мультикультурного) подхода; принцип практико-ориентированного обучения; интегративное единство теории и практики; выявление связи обучения с текущей практической и/или будущей профессиональной деятельностью; актуализация содержания обучения (соответствие достижениям современной музыкальной культуры); баланс педагогических усилий и навыков самостоятельной работы, формируемых посредством информационно-деятельностного подхода; стимулирование вовлеченности в процесс посредством применения различных методов индивидуального и дифференцированного подходов.
Осуществлен ретроспективный анализ процесса эволюции эстрадно-джазового образования в Китае, дана объективная оценка его современного состояния, различных аспектов бытования, условий развития с определением роли и места западных традиций в культурно-историческом континууме.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования содержащихся в диссертации теоретических положений, методических разработок и рекомендаций не только в общеобразовательных учреждениях КНР, но и в российской системе основного общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования.
Разработанная модель призвана повысить эффективность процесса формирования готовности обучающихся вокалистов к исполнению эстрадно-джазовой музыки. Материалы диссертации могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения эстрадно-джазовому вокалу», а также на курсах повышения квалификации педагогов-вокалистов. Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавателей вокала в различных студиях, домах культуры, ДШИ, ДМШ и других учреждениях дополнительного музыкального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечены методологической
обоснованностью теоретических положений, сформулированных с учетом результатов анализа достижений современной науки (педагогики, в том числе музыкальной, психологии, физиологии) и мировой практики в области обучения эстрадно-джазовому вокалу, а также эмпирическим подтверждением, полученным в ходе экспериментальной апробации авторской методики; соответствием научных выводов исследования результатам педагогического эксперимента; применением математических методов статистической обработки результатов; проведением качественного и количественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Центральной экспериментальной средней школе города Ченду, провинции Сычуань, КНР; основные положения исследования отражены: в 6 публикациях автора в научных журналах, 4 из которых входят в рекомендуемый список ВАК; в выступлениях на ежегодной международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2020 г., 2023 г.); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования» (г. Москва, 2021 г., 2022 г.); в обсуждении основных материалов диссертации на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе2013 год, кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна
Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов2003 год, кандидат педагогических наук Клипп, Олег Яковлевич
Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста: на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля2010 год, кандидат педагогических наук Монд, Ольга-Лиза Леонидовна
Поликультурный подход в обучении подростков эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования2018 год, кандидат наук Егорова, Наталия Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гао Тяньли, 2024 год
Список литературы
1. Абдуллин, А. Б. Теория музыкального образования / А. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: АСАБЕМА, 2004. - 336 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. - СПб: Лань, 2014. - 368 с.
3. Ануфриева, Н. И. Методические основы формирования сценической культуры у будущих эстрадных вокалистов. Methodological Bases of Stage Culture Formation in Future Variety Vocalists / Н. И. Ануфриева, Е. В. Булкина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2020. - Том 19, N 2 (155). - С. 113-120.
4. Артемьева, О. А. Реализация комплексного подхода к человеку в работах В. М. Бехтерева /О.А. Артемьева // Бехтеревские чтения в Елабуге: материалы междунар. научн. конф. -Елабуга: Изд-во ЕПГу, 2008. - С. 29-33.
5. Арутюнова, А. Б. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: дис. ... канд. пед. н.: 13.00.02 / А. Б. Арутюнова. - Москва, 2013. - 192 с.
6. Бакулина, М. С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие /М.С. Бакулина //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. - С. 168-173.
7. Барвинская, Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Барвинская, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2009. - 208 с.
8. Беккерман, П. Б. Творческое развитие обучающихся в технических колледжах: подходы к исследованию и их ретроспектива / П. Б. Беккерман // Мировоззрение в XXI веке. - 2018. - Т. 1. - No 1. - С. 5-7.
9. Блок, О. А. Творческое воображение как фактор развития обучающихся-вокалистов / О. А. Блок, Е. Чжан // Образование и культурное пространство. - 2022. - № 3. - С. 37-42.
10. Блок, О. А. Педагогический потенциал музыкального искусства / О. А. Блок // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 227-232.
11. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности /Л.Л. Бочкарев. - М.: РАН, Ин.-т психологии, 1997. - 351 с.
12. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации. Учеб. Пособие /И. Бриль. - М.: КИФАРА, 2006. - 120 с.
13. Будницкая, Т. А. Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования: дис. ... канд. пед. н. /Т.А. Будницкая. -Москва, 2016. - 206 с.
14. Булатова, Л. Б. В творческой мастерской Генриха Нейгауза: лекция /Л.Б. Булатова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. - 46 с.
15. Буянова, Н. Б. Методологическая культура руководителя музыкально-исполнительского коллектива / Н. Б. Буянова // Школа будущего. - М.: МПГУ, 2016. - № 2.
16. Буянова, Н. Б. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре /Н.Б. Буянова, Е.Н. Никитина, С.Ш. Умеркаева // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 215-228.
17. Ва, Хэ. Исследование преподавания вокала в младших и средних школах в контексте новых учебных методик /Х. Ва // Музыка севера. - Харбин, 2016. - 100 с.
18. Верменич, Ю. Т. Джаз: История. Стили. Мастера / Ю. Т. Верменич. - СПб: Планета музыки, 2007. - 608 с.
19. Воуба, В. Г. Формирование личностных универсальных учебных действий младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами современных педагогических технологий / Воуба В. Г. -Санкт-Петербург: Научное мнение, 2015. - С. 158-163.
20. Гао, Т. Современное вокальное эстрадно-джазовое образование в рейтинговых университетах Китая: к вопросу о проблемах подготовки
педагогических кадров / Т. Гао // Педагогический научный журнал. - 2023. -Т. 6, № 6. - С. 82-85.
21. Гао, Т. Сущность и структура комплексного подхода в контексте поиска эффективных методик начального обучения эстрадно-джазовому вокалу в Китае / Т. Гао // Искусство и образование. - 2023. - № 1(141). -С. 148-153.
22. Гао, Т. Китайское эстрадно-джазовое образование в эпоху внешних перемен и внутренних реформ / Т. Гао // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2023. - № 8. -С. 255-260.
23. Гао, Т. Генезис и эволюция джазового искусства и эстрадно-джазового образования в Китае /Т. Гао // Мир науки, культуры, образования.
- 2022. - № 2(93). - С. 179-182.
24. Гао, Т. Современные тенденции в области эстрадного исполнительства и обучения в контексте эволюции жанра / Л. С. Майковская, Т. Гао // Bulleten of the International Centre of Art and Education. - 2021. - № 3. -C. 7-16.
25. Гао, Т. Место китайской и российской поп-культуры на мировой арене / Т. Гао // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2020. - № 18. - С. 282-290.
26. Гемаддиев, Д. И. Дистанционное обучение и интернет-ресурсы: к проблеме поиска и актуализации педагогического инструментария в классе эстрадно-джазового вокала /Д.И. Гемаддиев // Мир науки, культуры и образования. - 2021. - № 1. - С. 211-213.
27. Гершунский, Б. С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /Б. С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
28. Гомперц, Т. Греческие мыслители. Мн. /Т. Гомперц. - Харвест. Т.1.
- 1999. - С. 422- 446.
29. Горобец, С. В. Комплексные методы музыкального развития ребенка в народно-инструментальном классе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /С.В. Горобец. - СПб., 2005. - 244 с.
30. Гуськова, Ю. В. Имманентный и контекстуальный подходы к литературному произведению (к истории вопроса) Филология /Ю.В. Гуськова // Вестник нижегородского университета им. Лобачевского. - № 1 (2), 2013. -С. 67-73.
31. Егорова, Н. А. Поликультурный подход в обучении подростков эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. н. /Н.А. Егорова. - Москва, 2018. - 210 с.
32. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
33. Клипп, О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Я. Клипп. - М., 2003. - 120 с.
34. Козлов, А. С. Джаз, рок и медные трубы / А. С. Козлов: введение автора. - М.: ЭКСМО, 2005. - 766 с.
35. Коллиер, Дж. Л. Становление джаза. Пер. с англ. /Дж.Л. Коллиер. -М.: РАДУГА, 1984. - 392 с.
36. Командышко, Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход. Монография. - М.: ИХО РАО, 2011. - 284 с.
37. Конен, В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века /В.Д. Конен. - М.: Музыка, 1994. - 160 с.
38. Корноухов, М. Д. Воспитание «субъекта интерпретирующего»: от мастера к ученику / Корноухов М. Д. // Человеческий капитал. - 2019. - № 2 (122). - С. 78-84.
39. Коробка, В. И. Вокал в популярной музыке. Методическое пособие самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов / В. И. Коробка. - М.: Студия «Рекорд». - 1989. - 46 с.
40. Критская, Е. Д. Музыка. 7 класс. Учебник. ФГОС /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. - М.: Просвещение, 2022. - 126 с.
41. Кудашова, Е. И. Необходимость введения в дидактику принципа комплексности /Е.И. Кудашова // МНКО. - 2017. - №3 (64). - С. 87-91.
42. Лексикографический онлайн-портал: онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://lexicography.online (дата обращения 10.01.22).
43. Ло, Цзин. Размышления о некоторых особенностях социального музыкального образования /Ц. Ло. - Наньнин: Гэхай, 2010. - 211 с.
44. Майковская, Л. С. Роль музыкального образования в сохранении этнокультурного наследия / Л. С. Майковская // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2022. - № 1. - С. 6-19.
45. Майковская, Л. С. Опыт осмысления потенциала музыки и современной культуры в формировании гендерных стереотипов нового поколения школьников / Л. С. Майковская, В. Р. Акисов // Искусство и образование. - 2021. - № 6 (134). - С. 170-176.
46. Майковская, Л. С. Специфика и содержание понятия «информационно-библиотечная грамотность педагога-музыканта» / Л. С. Майковская, М. Н. Свирина // Мир науки, культуры, образования. -2021. - № 1(86). - С. 214-216.
47. Малинковская, А. В. Категориальная триада стиль - творческий метод-индивидуально-типологический статус как методологическая основа изучения искусства музыканта-исполнителя / А. В. Малинковская // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2017. - № 1(17). - С. 13-32.
48. Мансурова, А. П. К вопросу содержания методических дисциплин в подготовке педагогов-музыкантов в контексте основных международных тенденций / А. П. Мансурова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2016. - № 14. -С. 45-50.
49. Михельсон, М. И. Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний /М.И. Михельсон. - СПб.: Брокгаузен-Ефрон, 1912. Pdf. [Электронный ресурс]. - URL: http://enc.biblioclub.ru (дата обращения 12.09.22).
50. Надолинская, Т. В. Художественно-игровая деятельность как компонент педагогического мастерства учителя музыки /Т.В. Надолинская // Преподаватель XXI век. - 2007. - № 1. - С. 43-48.
51. Николаева, Е. В. Первые шаги к выразительному пению /Е.В. Николаева //Музыка в школе, 1990. - №2. - С.48.
52. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник /М.С. Осеннева. - М.: Академия, 2014. - 272 с.
53. Павлова, Е. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Павлова. - Чебоксары, 2003. - 212 с.
54. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 175 с.
55. Печерская, Э. Ф. Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах): дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02 /Э. Ф. Печерская. - Одесса: 1984. - 169 с.
56. Пирназарова, О. Ш. Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры на основе комплексного подхода к изучению музыкального искусства: на примере дополнительной специальности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /О. Ш. Пирназарова, Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2008. - 200 с.
57-Плаксина, К. Г. Формирование способностей к джазовой импровизации вокалистов-исполнителей: дис. ... канд. пед. наук /К.Г. Плаксина. - Самара, 2019. - 186 с.
58. Плохоцкая, А. А. Принципы развития вокального слуха в классе эстрадного вокала / А. А. Плохоцкая // Мир современной науки. - 2017. -N0 3(43). - С. 76-81.
59. Рапацкая, Л. А. Контекстный подход к содержанию профессиональной подготовки современного музыканта /Л.А. Рапацкая // Сборник статей по материалам 3-ей Международной научно-практической конференции. СПб., 2011, - С. 125-130.
60. Романова, Л. В. Школа эстрадного вокала: учебное пособие /Л. В. Романова. - СПб.: Лань, 2008. - 40 с.
61. Рыбакова, Э. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: дис. ...д-ра культурологии: 24.00.01 /Е. Л. Рыбакова. - Спб, 2007. - 340 с.
62. Сарджент, У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика /У. Сарджент. - М.: Музыка, 1987. - 225 с.
63. Свиридов, П. В. Формирование навыков эстрадного вокала на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / П. В. Свиридов. - Москва, 2014. -24 с.
64. Семенищева, М. Г. Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / М. Г. Семенищева. - Великий Новгород: 2013. - 215 с.
65. Снежинская, М. Г. Музыкальная индустрия как социокультурный феномен: дис. канд. соц. наук /М.Г. Снежинская. - Москва, 2019. - 226 с.
66. Стулова, Г. П. Дидактические основы обучению пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. П. Стулова. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. - 80 с.
67. Сунь, Вэй. Современные прикладные технологии музыкального образования / Вэй Сунь, Фан Пэй, Цзялян Нин. - Шанхай, 2003. - 136 с. (на китайском языке).
68. Теория и методика музыкального образования детей: науч.- метод. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
69. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов. - М.: Наука, 1985. - 340 с.
70. Торопова, А. В. НОМО-МШ1СШ в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. Монография. /А. В. Торопова. - М.: Граф-Пресс, 2008. - 288 с.
71. Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки / Э. Уилсон-Диксон. - СПб.: Мирт, 2001. - 428 с.
72. Усачева, В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: автореф. дисс. ... канд. педаг. наук: 13.00.02 / В. О. Усачева. - М., 2002. - 34 с.
73. Фейертаг, В. История джазового исполнительства в России /В.Фейертаг. - СПб.: Скифия, 2010. - 304 с.
74. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1988. - N0 6. - С. 31-41.
75. Фролова, Е. М. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е. М. Фролова. - М.: 2013. - 26 с.
76. Харичева, Д. В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. В. Харичева. - М., 2007. - 169 с.
77. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1980. - 71 с.
78. Холопова, В. Н. Теория музыкального содержания /В. Н. Холопова. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 24 с.
79. Хоу, Молань. Система школьного образования в китайской народной республике /М. Хоу // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-shkolnogo-obrazovaniya-v-kitayskoy-narodnoy-respublike (дата обращения: 21.08.2023).
80. Цыпин, Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Учебник для СПО /Г.М. Цыпин. - М.: Юрайт, 2019. - 189 с. - С. 99-112.
81. Черватюк, П. А. Система алгоритма в музыке: гармония и гармоническое сольфеджио / П. А. Черватюк // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - No 6. - С. 171177.
82. Чжэн Цзюаньи. Исследование структуры социального музыкального образования и его современное положение /Ц. Чжэн. - Ухань: Изд-во педагогического университета Хуачжу, 2015. - 120 с.
83. Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон / предисл. Д. Б. Кабалевского. - М.: Музгиз, 1952. - 251 с.
84. Шпаковская, Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Б. Шпаковская. - СПб., 2002. - 22 с.
85. Щербакова, А. И. Философия музыкального искусства: учебное пособие /А.И. Щербакова. - М. - Тула: Тульский полиграфист, РГСУ, 2012. — 558 с.
86. Щирин Д. В. Педагогическая интерпретация музыкальных произведений в процессе работы со студентами из КНР / Щирин Д. В. // Педагогический журнал. - 2019. - Том 9, N 4-1. - С. 178-184.
87. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /Д. Б. Эльконин. - М: Педагогика, 1989. - 560 с.
88. Юрченко, И. В. Джазовый свинг: явление и проблема: дис. ...канд. иск.: 17.00.02 / И. В. Юрченко. - М., 2001. - 187 с.
89. Юшманов, В. И. Вокальная техника и её парадоксы /В. И. Юшманов. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. - 128 с.
90. Явгильдина, З.М. Интеграция искусств в школьном образовании /З.М. Явгильдина //Интеграция образования, 2006. - №1 (42). - С.84-91.
91. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 223 с.
92. Яо, Вэй. Профессиональные вокальные образовательные заведения Древнего Китая. Наука и современность: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. /В. Яо. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - С. 218-221.
93. Яо, Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: автореф. дисс. канд. пед. Наук / Вэй Яо. - Волгоград, 2015. - 25 с.
94. Arman, M. J. The Voice: A Spiritual Approach to Singing&Communicating / M. J. Arman. - New York: Music Visions International, 2003.- 224 p.
95. Aussie Vocal Coach [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aussievocalcoach.com (дата обращения: 05.10.2022).
96. Beijing Midi School of Music [Электронный ресурс]. - URL: http://www.midischool.com.cn (дата обращения: 10.10.2022).
97. Cooper, Dr. Gloria. Jazz phrasing / Dr. Gloria Cooper, Don Sickler. -Second Floor Music, Hal Leonard Corporation, 2004. - 56 p.
98. DiBlasio, Dennis. Guide for Jazz and Scat Vocalists. Bloomington: Jamey Aebersold Jazz, 1997. - 24 с.
99. Estil, Jo. Belting and Classic Voice Quality: Some Physiological Differences. Medical Problems of Performing Artists 3. 1988. - P. 37-43.
100. FPVS pop vocal teacher Zhu Zhu Шт^^^^^Щ [Электронный
ресурс]. - URL: https://space.bilibili.com/453977772 (дата обращения: 20.10.2022).
101. Guralnick, P. The Listener's Guide to The Blues. - New York: Facts on File, 1982. - 152 p. [Электронный ресурс]. - URL: https://archive.org/details/listenersguideto00gura (дата обращения: 07.11.2021).
102. Guralnick, P. Sweet Soul Music: Rhythm and Blues and the Southern Dream of Freedom. - 1986. - 384 p.
103. Jacobs Vocal Academy [Электронный ресурс]. - URL: https://voicemasterycourse.com/freetrial40105383 (дата обращения: 09.06.2022).
104. Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression, University Press of Mississippi 2018. - 288 p.
105. Manning, B. Singing Success - Finding Edge In Your Mix: [Электронный ресурс]. URL: // https://youtu.be/gJnAUUR0BbI (дата обращения: 11.02.2022)
106. Mehegan, J. Tonal and rhythmic principles / J. Mehegan. New-York, 1984. - 206 p.
107. Peckham, A. The Contemporary Singer. Elements of Vocal Technique / A. Peckham. - Berklee Press, 2010. - 192 p.
108. Pitts, M. Hoffman, F. The Rise of the Crooners / M. Pitts, F. Hoffman. - Scarecrow Press, 2002. - 321 p.
109. Potter, J. Vocal Authority: Singing Style and Ideology. - Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 236 p.
110. Renkl, Alexander (2006): Lernen durch Lehren. In: Detlef Rost (Hrsg.): Handwörterbuch Pädagogische Psychologie. 3. Auflage. Weinheim 2006, - P. 416420.
111. Rose, B. Contemporary Singing Techniques / B. Rose. - New York: Hal Leonard, 2009. - 112 p.
112. Sadolin, C. Complete Vocal Technique / C. Sadolin. - Shout Publications, 2000. - P. 255.
113. Seth&Margareta Riggs: [Электронный ресурс]. URL: http: //www.riggsvocalstudio.com (дата обращения: 10.12.2022).
114. Singing Succes Program [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.singingsuccess.com и brettmanningstudios.com (дата обращения: 12.01.2023).
115. Stoloff, B. Vocal Improvisation. An Instru-Vocal Approach for Soloists, Groups, and Choirs / B. Stoloff. - Berklee Press, 2012. - 104 pp.
116. Stoloff, B. Blues Scatitudes / B. Stoloff. - Vocal Improvisations Of The Blues Gerard & Sarzin Publishing Co., 2003. - 77 p.
117. Sweet Vocal Class [Электронный ресурс]. - URL: https://space.bilibili.com/392035586 (дата обращения: 22.02.2023).
118. Vocal Teacher Jason ^ Ш [Электронный ресурс]. - URL:
https://space.bilibili.com/540564177 (дата обращения: 15.03.2023).
119. Walker Cherilee Wadsworth. Pedagogical Practices in Vocal Jazz Improvisation. Ph.D. diss., University of Oklahoma, 2005. - 132 p.
120. Williams, D.D. Improving use of learning technologies in higher education through participant oriented evaluations. Educational Technology & Society. No 5 (3), 2002. - Р. 11-17.
121. Williams, M. The Jazz Tradition / M. Williams. 2nd edit. (March 24, 1983). - Oxford University Press. - 298 pp.
122. Zimdars, Richard. The Piano Master Classes of Franz Liszt: Observations by August Göllerich, Journal of the American Liszt Society XLIV. Fall 1998. - P. 35-46.
Список литературы на китайском языке с переводом на русский язык
(перевод осуществлен соискателем)
123. Ван, Линьцзин. Обучение навыкам работы с различными музыкальными стилями в преподавании популярного пения /Л. Ван [J], Art
View, 2021(20):111-112. it^.i^i^t^^^Ht^MtilT^S^
124. Ван, Хуэйхуэй. Краткое обсуждение джазовой импровизации. Звук Желтой реки, 07(2014): 90-91 /Х.Ван. Doi: CNKI:SUN:HHZS.0.2014-07-
062, Щ ." а Ж Ш± £ ift IP ^ i Щ ." ЙМ^л . 07(2014):90-91.
doi:CNKI:SUN:HHZS.0.2014-07-062.
125. Гао, Шань. Пение с листа и тренировка слуха в джазовой музыке /
Ш.Гао [J], Искусствоведение, 2022 (12): 79-81+12,
ЖШШ 2022 (12): 79-81+129.
126. Го, Гуаньюй. Новые идеи качественного образования: теоретические и эмпи- рические исследования личностного подхода /Гуаньюй Го. Восточно-китайский педагогический университет, Шанхай, 2007. - No 5. -
с. 1-158. - йг^. ф
- ±Ш. 2007^. - - 1-158Ж.
127. Го, Юаньхун. О традициях китайского музыкального образования и традиционном музыкальном образовании /Ю.Го
f t£tW. .08(2022):35-37. doi:CNKI:SUN:DDMU.0.2022-
08-012.
128. Гуань, Цзяньхуа. Китайское и мировое музыкальное образование на грани двух веков / Ц. Гуань. - Наньцзин, 2002. - 381 с. - ^^Ф. ^
^Bt^tW^m^t^tW / «Ф. - ШЖ: 2002. - 381
Ж.
129. Дун, Чжунся. Исследование музыкального образования и всестороннего повышения качества обучения студентов колледжей /Ч. Дун. -
Шаньсийский финансово-экономический университет, Шаньси, 2007. - No
6. - С. 1- 44. шт ^Ш^^^ШШШШ^/Ш^Ш. ШВШ5
- ШВ. 2007^. - Ш^Ш. - 1-44Ш.
130. Инь, Лихуа. Мысли об адаптации преподавания вокала к развитию музыкального образования в начальной и средней школе /Л. Инь, С. Сунь [J],
Drama House, 2021(16):92-93,Я№,?/Ш.^Ш^^ЙФ/^Ш^Ш^Ж®
^S#[J].M^,2021(16):92-93.
131. Ли, Сяофэн. Развитие высшего музыкального образования в моей стране и его просвещение - комментарий к статье «Исследование музыкального образования в российских университетах» /С. Ли //Китайский журнал образования, 11 (2022): 127. doi:CNKI:SUN :ZJYX.0.2022-11-053, ^
W^T'J. 11(2022): 127. doi:CNKI:SUN:ZJYX.0.2022-11-053.
132. Лю, Сяолун. Роль студенческих художественных коллективов в популяризации художественного образования в колледжах и университетах /С. Лю, Г. Чжан. - Пекин, журнал «Образование», 2009. -No 5. - С. 57-58. -
ЖШ^, - ^Ж. 2009^. - Ш^Ш - 57-58Ш.
133. Ма, Да. Научный метод исследования музыкального образования / Д. Ма. - Шанхай, 2005. - 554 с. - / Ц&. -±Ш
:±ШШ/Ш^ЖМ±, 2005. - 554.
134. Ма, Кэ. Исследования по музыкальному образованию в колледжах и университетах и развитию инновационных способностей студентов /К. Ма
[J]. Music Life, 2022 (07): 64-67.
[J].t££^,2022(07): 64-67.
135. Мэн, Чэньсюй (2022). Исследование технологии импровизационного пения в популярном пении /Ч. Мэн //Искусствоведение (22), 45-48. doi:CNKI:SUN:YSPN.0.2022-22-012, (2022).ШтрШ£Ф№
^ЖЩЙЖ^. ^МЩШ (22), 45-48. doi: CNKI: SUN:YSPN.0.2022-22-012.
136. Пан, Линьлинь. Предварительное исследование способа преподавания музы- кальных курсов в обычных колледжах и университетах /
Л. Пан. - Пекин: Голос Желтой реки, 2009. - No 6. - С. 42-43. - ШШШ. ШШ Ш 42-43Ж.
137. Пань, Чонглинь. Анализ обучения навыкам работы с различными музыкальными стилями в преподавании популярного пения /Ч. Пань [J],
Shanxi Youth, 2022(17):104-106.
2022(17):104-106.
138. Пэн, Сюэли. Об исторической эволюции джазовой музыки и современной ситуации ее развития в моей стране /С. Пэн [J]. Журнал Университета Чифэн (издание китайской философии и социальных наук), 2010, 31(08): 147-149. .DOI: 10.13398/j.cnki.issn1673-2596.2010.08.032,
2010, 31(08): 147-149.DOI: 10.13398/j.cnki.issn1673-2596. 2010.08.03.
139. Пэн, Аоли. Китайский джаз бьет «новый пульс» /А. Пэн [N]. Новости культуры Китая, 2022-09-
29(002).D0I:10.28144/n.cnki.ncwhb.2022.003416. ШШ'Ш. £ Ш Й " Ш
Щ "[N]. Ф т X М Ш , 2022. - 09. -29 (002).
D0I:10.28144/n.cnki.ncwhb.2022.003416.
140. Сунь, Вэй. Современные прикладные технологии музыкального
образования /Вэй Сунь, Пэй Фан, Нин Цзялян. - Шанхай, 2003. - 136 с. -
. шт ^Ш&Ш^йЖ / - ±Ш: 2003. - 136 ж.
141. Сунь, Каннин. Просвещение концепции джазовой гармонии в преподавании импровизации /К. Сунь [J], Популярная литература и искусство,
,2022(09):167-169.
142. Сюй, Лянъюй. Джазовый стиль музыки и пение - вдохновение свингом и бибопом /Л. Сюй [J]. Music Life, 2009 (02):
т&Шт - 2009 (02): 42-43.
143. Тянь, Линь. Краткое обсуждение того, как исполнять импровизационное пение в поп-музыке. Drama House.19
(2019):93.doi:CNKI:SUN:XJZT.0.2019-19-064 /Л.Тянь
Ш^ЙШР^ШРВ." ШШУ^Ш .19(2019):93. doi:CNKI:SUN:XJZT.0.2019-19-064.
144. Фан Чжанлян, Краткая дискуссия об обучении «импровизационному пению» в преподавании вокала /Ч. Фан [J], Northern
Music, 2018, 38(07) :231,
&,2018,38(07):231.
145. Хан Фэн, «Исследование проблем инноваций в музыкальном образовании в среде Интернет /Ф. Хан
NH^." .09(2022):80-85. doi:CNKI:SUN:JXCY.0.2022-09-
012.
146. Хэ Сюймин. Возникновение интереса к учебе: влияние воспитания и преподавания учителя на интерес ученика к учебе / С. Хэ. -
Пекин: Научно-педагогическое издательство, 2011. - 305 c. - ^Ш^. ^^^
Й^ЖЭД: тттт^^^Шт^МШШ. - 1ЬЖ:
2011^. 305Ж.
147. Хэ Чуньхуа. Мысли о создании творческих коллективов студентов колле- джей / Ч. Хэ. - Журнал Пекинского технологического института: издание социальных наук. - Пекин, 2003. - No 1. - С. 19-20. -
^жах^^ж: ш, -
^Ж. 2003^. - т-Ш.19-20Ш.
148. Цзоу Айминь. Музыкальная педагогика /А. Цзоу. - Пекин: Народная музыка, 1996. - 251 с. - - ^Ж,
£, 1996 - 251 Ж.
149. Чжан Вэньбо, «Краткое обсуждение джазовой импровизации», Popular Songs /В. Чжан 11(2016):45-46. Doi:CNKI:SUN:TSGQ.0.2016-11-038,
& ." а $ £ ^ . .11 (2016): 45-46. doi:
CNKI:SUN:TSGQ.0.2016-11-038.
150. Чэн Цзяхуа, Методы развития инновационных способностей учащихся посредством музыкального образования в средней школе /Ц. Чэн [J],
Drama Home, 2022 (13): 175-177,
2022 (13): 175-177.
151. Шэнь Чэньян, Краткая дискуссия по преподаванию вокала и музыкальному образованию в начальной и средней школе /Ч. Шэнь [J],
Comedy World (вторая половина месяца), 2021 (12): 92-93, ^ШВ.Ш^^Ш
), 2021 (12): 92-93.
152. Юй Сяосяо Анализ технологии микширования в обучении эстрадному пению /С. Юй [J] //Искусство Критика, 2022 (10): 78-80,Т/ЖЖШ
птртшФьшрштт.яЖхт, 2022 (10): 78-80.
153. Янь Жухуай. Музыкальный анализ и творчество /Ж. Янь. - Пекин: Народная музыка, 1995. - 187 с. - в/^^ёШ / - i Ш:
ЛКв/, 1995 - 187 Ш.
Приложение 1
«Can't Help Falling in Love With You» муз. и сл. Дж. Вайс, Х. Перетти, Л. Креаторе
«Dynamite» песня корейской pop-группы BTS муз. Д. Стюарт, сл. Дж. Эндрюс
, ft
1-Й Л Л - Л , $ 4)
■ 1
й : www. lan8. com/yuepu-46243. html
7118296
Приложение 3
«Someday My Prince Will Come» муз. Ф. Черчилль, сл. Л. Мори
«Мооп Шуег» муз. Г. Мончини, сл. Дж. Мерсер
«Dream a Little Dream of Me» муз. Ф. Андре, сл. Г. Кан
Dream a Little Dream of Me
Gus Kahn J'W
Fabian Andre, Wilbur Schwandt
"i Stars shin - ing bright a - bove you, Say "nigh - ty-night" and kiss me. Sweet dreams till sun-beams find you,
Night bree-zes seem to whis-per "I love you;" Just M me tight and tell me you'll miss me; Sweet dreams that leave all mr-ries be-hind you;
Birds sing - ing in the syc-a-more tree While I'm a - lone and blue as can be But in your dreams what ev-er they be
t J T I j "T J f I j i
Dream и lit-tie dream of me..,
i
E7
С ДЬ7 G7 С ♦ A F*m ßm E7 A F#m
> ^ .]fuM> Г n Г= - '
Pi
Dreema lit-tledream of me
Stars fad ing but I tin - ger on,dear;
Still ua-ving your
t л Mi L с__ \ifpT nr ff гзг r^f r^^
-0- -0- j L r '&J J I 1 J J ^^
ßm E7 A F#m Bm ,_, E7
F#m , A>7 G7
Г
'f \
0
Щ
kiss; kiss; I'm hmg-ing to lin - ger 'till darn, dear
Just say-in thiii
W /JnJ^r j-Jr lrjf Яг I^rj-Jr I,j rl^j
Ab7 G7
: л
Al>7 G7
dreem a lit-tledream of me.
¥
ЙЛ
1|«>
J J J J
dream л lit - tie dream of me.
f1
M
«Fly me to the Moon» из сборника «Jazzboook» муз. и сл. Б. Говард
/Об.
inMrrfftfnrMiAl
V
Fk«1 . в' „ t1 ft* Ц^ЬЛ
№ С1
FjK.
Ш.
Ш ifJ. Щщ
i
ft
D/^J
ppe
СИ,"
гг P ^
ь- iw! n .'T' N
I Ш pJJ I J^
it
f
в*
I J. I J
iu V H.
1
J Г f^ 1
Ш
Si
l см v i -f1-'rf-—p-- a Ъ &_ ¡V-1
Ц- N г Ц ' 4 a ^ о =l -1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.