Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Илларионова, Надежда Николаевна

  • Илларионова, Надежда Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 201
Илларионова, Надежда Николаевна. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2014. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Илларионова, Надежда Николаевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов

1.1. Философско-культурологический аспект понятия «музыкальный вкус» в зарубежной и российской науке

1.2. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадных вокальных жанров

1.3. Формирование компонентов музыкального вкуса эстрадных 68 вокалистов в образовательной среде вуза

Глава 2. Методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования

2.1. Диагностика проблемы формирования музыкального вкуса

в естественных условиях учебно-воспитательного процесса

2.2. Основные направления работы на констатирующем этапе эксперимента

2.3. Реализация и проверка эффективности методики формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке эстрадных вокалистов

Заключение Список литературы Приложения

153 159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Система высшего профессионального образования в России в последнее время претерпевает значительные качественные изменения. Одним из показателей этих изменений является осуществившийся переход вузов на многоуровневую систему образования, а также на образовательные стандарты 3 поколения (ФГОС ВПО), которые отразили теоретические и практические поиски научного и педагогического сообщества в дальнейшей оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В целом реформирование системы высшего профессионального образования вызвано необходимостью переосмысления процесса развития личности выпускника вуза, его способности к преобразованию себя и действительности, так как именно виды профессиональной деятельности, определенные требованиями ФГОС ВПО, предполагают его ориентацию в сущности каждого из этих видов, их элементов, соотношений, а также взаимодействия и концентрации. Динамика овладения студентами вузов различными видами будущей профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от сформированных ценностных и смысловых отношений между участниками образовательного процесса, их позиций и убеждений; оценок и суждений по проблемам профессионально-личностного самосовершенствования.

Профессиональное музыкальное образование как многоаспектное, многоплановое явление в практике учебно-воспитательной деятельности вузов представляет собой исторически сложившуюся совокупность направлений обучения молодого поколения музыкантов, которое по своей природе активно влияет на уровень художественно-творческой информированности студентов, профессиональную подготовленность,

степень их развития, характер интереса к будущей практической деятельности, а также на проявление устойчивой потребности в системном, целостном познании эстетических ценностей мировой художественной культуры. Анализ фундаментальных исследований в области педагогики высшей школы дает основание определить понятие системы профессионального музыкального образования как совокупности специфических свойств и характеристик его результатов, способных удовлетворить реализацию целей по формированию и развитию личности музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, музыканта-просветителя, обладающего способностью к самостоятельным профессиональным отношениям, основывающимся на определенных творческих стратегиях.

При этом следует отметить, что в отличие от накопленного, систематизированного по видам музыкального исполнительства обширного материала академических и фольклорных жанров, исследование эстрадного вокального искусства для современной педагогической науки в настоящее время приобретает особую значимость, поскольку во всем мире различные эстрадно-музыкальные жанры, в том числе, популярная вокальная и инструментальная, рок и поп- музыка, джаз и др., пользуются огромной популярностью, как у слушательской аудитории, так и у профессиональных исполнителей. Проблема, прежде всего, заключается в остро ощущаемой необходимости организации обучения молодого поколения музыкантов в профессиональных образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства эстрадному вокальному искусству, способствующей их духовно-нравственному, творческому становлению и успешной социализации в динамично меняющемся рынке труда.

Профессиональное обучение эстрадного вокалиста - это область, предоставляющая студенту возможности и условия для расширения

эмоционально-ценностных эстетических ориентаций, углубляющих познание мира, включения в активную музыкально-творческую жизнь, обретение профессиональной (социально-культурной, музыкальной) компетентности, «творческой индивидуальности в эстрадном и джазовом исполнительстве» (В.Г. Кузнецов). Парадокс вокальных эстрадных жанров заключается в том, что при зачастую некоторой банальности содержания, они, как правило, имеют определенный уровень эмоциональной открытости, общительности высказывания и простоты чувств. В свою очередь преимущества этих жанров определены ролью эстрадного певца, который в процессе исполнения выступает проводником новых тенденций и идей, новых взглядов и чувств, нового художественного языка, художественно-эстетического и музыкального вкуса.

Вокальные эстрадные жанры характеризуются сопутствующими факторами, вытекающими из их массового характера: мощная индустриальная оснащенность, широкая доступность по языку, по способу коммуникативных связей, и, конечно, мастерство исполнителей. Именно поэтому в подготовке эстрадного певца не может быть обязательных или факультативных направлений и задач: он должен обладать высоким уровнем интеллекта, потребностью к разносторонней аналитической работе в процессе выбора и интерпретации произведений и способностью безошибочно определять их художественную ценность; творчески подходить к использованию опыта своих предшественников, демонстрируя при этом отточенную, собственную манеру исполнения, музыкальный вкус, то есть все те компетенции, которые необходимы современному эстрадному вокалисту для достижения «социально-культурного благополучия», высоких творческих результатов.

Однако решение проблемы подготовки современного эстрадного вокалиста, обладающего высоким уровнем сформированного вкуса в

соответствии с требованиями современного рынка труда, осложняется тем, что в философской, психолого-педагогической науке недостаточно уделено внимания теоретическим и методологическим основам содержания, методам и технологиям обучения, которые реализуются в вузе и основываются на понимании особенностей и специфики становления мировоззрения эстрадного исполнителя, системы его ценностного восприятия произведений различных видов искусств, сформированности его исполнительской манеры, стиля и музыкального вкуса.

В общих чертах процесс формирования музыкального вкуса личности, являющего собой разновидность художественно-эстетического вкуса исполнителя, протекает при активном взаимодействии сознания, общей культуры и деятельности, при решающей роли последней. Вокально-техническое мастерство, оригинальный тембр, артистизм, выразительность, тонкий вкус - это основные требований к артисту эстрады, благодаря которым исполнитель становится, мгновенно узнаваем и отличим, от других. Следовательно, от исполнителя - эстрадного певца -требуется не только безупречное владение вокальной техникой, искусством перевоплощения, артистизмом, но и высокий уровень музыкального вкуса, включающего в себя наличие сформированных художественно-эстетических взглядов, эстетически-ценностных установок, идеалов, определяющих как выбор музыкального произведения, так и особенности его интерпретации.

В данном контексте музыкальный вкус эстрадного вокалиста выступает как оформившийся феномен конкретного проявления творческого освоения художественной действительности в рамках научного подхода к исследованию данной проблемы, но со своими, специфическими художественно-оценочными средствами. Оставаясь завершенной и сложившейся моделью функциональной и действенной

эстетической системы в исполнительской практике, музыкальный вкус эстрадного певца становится бесспорной репрезентативной массой для научного осмысления.

Анализ и обобщение категории «музыкальный вкус» заняли в научных исследованиях гуманитарных, искусствоведческих направлений определенное место. Характер взаимосвязи между перечисленными выше конституантами наглядно репрезентируется в многомерной сфере оценок. Наряду с изложением методологических предпосылок анализа различных трактовок категории «музыкальный вкус», в них затрагиваются также отдельные вопросы, прямо или косвенно соприкасающиеся с темой данного исследования.

В процессе изучения научных трудов по данной проблематике была выявлена связь между суждением о музыкальном вкусе и особом способе творческо-познавательной, оценочной деятельности, а также наличием интеллектуального механизма интуиции и обобщения в деятельности исполнителя. Тем не менее, несмотря на наличие определенных научных исследований, посвященных профессиональному обучению музыкантов -эстрадных вокалистов, указанный предмет изучен неполно, многочисленные справочные издания по музыкальному искусству не содержат конкретного определения данной категории. Многие формулировки, представляющиеся на первый взгляд ясными, при углубленном рассмотрении оказываются далеко неоднозначными.

Актуальность исследования оптимальных педагогических условий формирования музыкального вкуса будущего эстрадного вокалиста в вузе, максимально способствующих его духовно-нравственному и профессиональному совершенствованию обусловлена следующими противоречиями между:

- потребностью общества в высококвалифицированных музыкантах-исполнителях, педагогах-музыкантах в области эстрадного вокального музыкального искусства и отсутствием теоретических знаний по формированию их художественно-эстетических профессиональных ориентиров, определяющих уровень музыкального вкуса;

- необходимостью применения методологически оправданной целостной системы формирования профессиональной компетентности эстрадного вокалиста, обязательным компонентом которой является музыкальный вкус, и недостаточным количеством научных исследований, освещающих способы и методы его формирования в современной системе профессионального образования;

- потребностью в изучении природы музыкального вкуса личности эстрадного вокалиста и отсутствием теоретических и методологических разработанных подходов к решению данной проблемы;

- ориентацией педагогического сообщества вузов культуры и искусства на воспитание высококультурной личности эстрадного вокалиста, готового реализовать свой творческий потенциал на концертной эстраде, и наличием у различных социальных групп населения низкого уровня музыкальных потребностей, сформированных исполнителями, не обладающими высоким уровнем музыкального вкуса.

Следовательно, исследование проблемы формирования музыкального вкуса у будущих профессиональных эстрадных исполнителей различных вокальных жанров в вузе при современном распространении массовой культуры выступает как актуальная проблема, так как степень его сформированности позволяет выпускнику по данному направлению подготовки анализировать не только эстетические структуры различных по жанрам произведений эстрадного искусства, но и: определять оригинальность поэтического и мелодического материала;

формировать концертный и педагогический репертуар; свою собственную исполнительскую манеру; творчески осмысливать тенденции в зарубежной и отечественной исполнительских школах.

Степень научной разработанности проблемы. В разные годы к рассматриваемому аспекту осмысления художественно-эстетических отношений и личностно-ценностных ориентаций обращаются специалисты, исследующие различные вопросы становления и развития творческой личности в контексте исторического хода развития культуры (A.A. Аронов, А.Н. Арнольдов, Ю. В. Борев, В. В. Бычков, Ш.М. Герман, Б.Д. Греков, В.А. Гусаковская, В.М. Василенко, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.П. Каджан, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, A.A. Конев, Н.И. Киященко, В.В. Кускова, А.Ф. Лосев, С.Х. Раппопорт, Н.С. Розов, Б.А. Рыбаков, Р.Г. Скрынников, С.М. Соловьев, Л.Н. Стенина, Н.И. Хлебников, Ф. Шлегель, Е.Г. Яковлев и др.), социологическим аспектам самореализации художника (С.А. Войтова, Г.Л. Головинский, Б.Г. Ионин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, А. Моль, А.Н. Сохор, B.C. Цуккерман, E.H. Шапинская и др.); психологии художественного творчества (Л.А. Антонова, М.Г. Арановский, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, П.С. Гуревич, В.Е. Кащаев, И.А. Корсакова, М.М. Муратов, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.В. Селиванов, A.A. Фарбштейн, П.В. Флоренский, В. А. Цуккерман, Ю. А. Цагарелли и др.); работы в области музыкознания, раскрывающие сущность искусства как феномена культуры (Т.В. Адорно, М.М. Бахтин, М.Ш. Бонфельд, H.A. Брылева, A.C. Клюев, A.A. Мазель, Б.С. Мейлах, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Е.В. Славина, В.Н. Суханцева, Ю. Н. Холопов, Г.М. Цыпин, А.Н. Якупов и др.); музыкально-педагогические исследования, направленных на совершенствование современной системы музыкального образования (Н.И. Ануфриева, Л.Г. Арчажникова, A.C. Базиков, А.Г. Болгарский, М.Х. Балтабаев, С.И.

Бержинская, Е.Р. Ильина, O.A. Кривцун, Г.Г. Коломиец, Е.И. Максимов, В.П. Матонис, Е.В. Николаева, С.Ю. Рыбин, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова, H.JI. Яконюк и др.).

Перечню вопросов становления и развития профессионального мастерства музыканта-исполнителя в контексте дидактических и психологических аспектов посвящены исследования Е.А. Ануфриева, И.В. Арановской, Е.В. Булатовой, Н.И. Голубовской, Л.Г. Лобовой, Е.П. Макуренковой, Г.В. Маяровской, Е.А. Мелешкиной, Г.М. Цыпина, В.Ф Щербакова и др.; специфика подготовки исполнителя в области музыкального искусства эстрады раскрыта в работах - А.Б. Арутюновой, В.М. Гребельной, A.C. Зайцевой, И.О. Исаевой, В.Г. Кузнецова, О.Я. Клиппа, В.Я. Калиш, О.Н. Лысаковой, Д.П. Панова, О.И. Поляковой, Л.В. Романовой, Е.Д. Уваровой, С.В. Шаповалова и др.

Проблема формирования вкуса рассматривалась с различных позиций в диссертационных исследованиях: культурологического направления (H.A. Благодарова), эстетического (С.М. Борисова, Т.И. Домбровская, Л.С. Зорилова, Е.М. Калачева, С.А. Наумов, С.М. Подъянова, Т. А. Суханова, Т.В. Чередниченко, Л.Г. Ясенева), исторического (O.A. Буракова); психолого-педагогического (А.Б. Арутюнова, И.В. Курышева, И.В. Сахнова и др.).

Некоторые особенности и этапность формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования прослеживается в ряде работ отечественных исследователей (С.С. Басюк, В.Д. Конен, О.Я. Клипп, Д.О. Карамолдаева, В.Г. Кузнецов, Е.Л. Рыбакова, Е.А. Савицкая, Ю.С. Саульский, И.В. Сахнова, Т.В. Чередниченко, Ю.Н. Чугунов и др.).

Однако, несмотря на изучение различных аспектов выдвинутой проблемы, следует констатировать, что целостной, теоретически

обоснованной модели формирования музыкального вкуса в профессиональной подготовке современного эстрадного вокалиста современными исследователями пока не предложено.

Объект исследования: профессиональная подготовка эстрадного вокалиста в современной системе высшего образования.

Предмет исследования: процесс формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования.

Цель исследования: выявить теоретико-методологические основы формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего образования; создать и апробировать экспериментальную методику, опирающуюся на авторскую модель формирования музыкального вкуса; осуществить качественную и количественную оценку эффективности разработанной методики в процессе профессиональной подготовки эстрадных вокалистов. Задачи исследования:

- рассмотреть сущность и содержание понятия « музыкальный вкус»; -выявить педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста в профессиональном музыкальном образовании;

- определить основные параметры и критерии уровней сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов;

- разработать и апробировать авторскую экспериментальную методику формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального вкуса у эстрадных вокалистов в вузе будет успешным если:

- музыкальный вкус эстрадного певца в образовательной среде вуза будет выступать как личностное образование, проявляемое в процессе

художественно-ценностного анализа произведений вокальных жанров эстрадного музыкального искусства;

- в процессе формирования музыкального вкуса студентов в системе высшего профессионального музыкального образования будут выявлены педагогические условия, направленные на личностное развитие и самореализацию личности будущего эстрадного вокалиста;

- будет разработана и апробирована экспериментальная методика, опирающаяся на модель формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов;

- в процессе реализации авторской модели формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов в вузе будут учитываться, как специально предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие педагогические установки, создающие оптимальные условия для их последующей успешной социализации на рынке труда.

Методологическую базу исследования составляют философские концепции зарубежных и отечественных мыслителей, раскрывающие сущность художественно-эстетического начала в жизни и деятельности творческой личности (Аристотель, Платон, Сократ, труды Э. Бёрка, Ф. Вольтера, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, J1.H. Когана, В.В. Миронова, X. Ортеги-и-Гассета, К.Б. Соколова, У. Хогарта, Ф.В. Шеллинга и др.).

Теоретическую базу исследования составляют работы, освещающие:

- теоретические проблемы развития эстетически-ценностных ориентаций личности (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Аронов, А.И. Арнольдов, Н.М. Бердяев, Ю.М. Бромлей, A.B. Кирьякова, Г.Г. Коломиец, Н.И. Кроневельд, JI.K. Лебедев, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев, Н.И. Непомнящая, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.);

- общие вопросы подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Б.Ц. Бадмаев, В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкий, В.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г. Казакова, Е.А. Климов, Б.Б. Косов, A.A. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, H.A. Лызь, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, A.A. Мотков, A.M. Новиков, З.А. Решетова, A.A. Реан, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, Т.В. Христидис, В.А. Якунин и др.);

- проблемы реформирования художественно-творческого образования в России (Э.Б. Абдуллин, Г.З. Апресян, Ю.Е. Архангельский, И.М. Бадаян,

A.C. Базиков, В. М. Гребельная, Л.С. Зорилова, Л.С. Майковская, В.Г. Мозгот, В.Г. Ражников, H.H. Табаченко, Н.М. Сокольникова и др.);

- теоретические вопросы обучения современных музыкантов в системе высшего профессионального образования (Е.А. Ануфриев, Н.И. Ануфриева, Л.С. Афонченко, Е.А. Баженова, Е.В. Бакшаева, Ю.Н. Бычков,

B.В. Ванслов, В.В. Горлинский, Е.В. Гребенюк, Г.Б. Двойнина, Е.В. Зеленкова, A.C. Казурова, И.С. Кобозева, О.П. Козьменко, В.П. Матонис, Е.В. Николаева, И.Н. Немыкина, Л.В. Парунина, С.А. Протасова, Г.А. Праслова, H.A. Терентьева, И.А. Трифонова, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова и др.);

психолого-педагогические проблемы развития индивидуальности музыканта-исполнителя (М.Г. Арановский, И.В. Арановская, O.A. Блох, Т.С. Богданова, И.А. Богданов, Л.Б. Дмитриев, Н.И. Ильичёва, H.A. Калугина, Л.И. Кобина, В.В. Коваленко, B.C. Корина, В.Н. Медведева, Г.Е. Найденышева, Э.Г. Панаиотиди, Н.Ю. Перевышина, О.И. Полякова, Е.Р. Сизова, В.А.Телепов, М.А. Чершинцева, Г.М. Цыпин, В.И. Юшманов, и

др-);

- психологические особенности музыкальной деятельности (В.Б. Беликова, Л.Л. Бочкарев, H.A. Беркман, И.А. Дергаева, Г. В. Иванченко, Э. Курт, Р.Г.

Кадыров, Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, А.Г. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, A.B. Торопова, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.);

- вопросы выявления сущности художественно-эстетического вкуса в музыкально-исполнительском искусстве (Ю.А. Носорев, Г.П. Овсянкина, JI.B. Парунина, Э.Р. Симонова, В.К. Скатерщиков, Т. JI. Стерхова и др.);

- задачи подготовки будущих эстрадных вокалистов к исполнительской деятельности (H.A. Адулов, К.З. Акопян, А.Б. Арутюнова, A.C. Зайцева, О.В. Далецкий, В.Г. Кузнецов, О.Я. Клипп, JI.B. Львова, Э.Л. Рыбакова, И.В. Сахнова, В.И. Юшманов, O.K. Ярославцева и др.).

Методы исследования: теоретические - отбор, анализ, изучение философской, культурологической, психологической, педагогической,

искусствоведческой, музыковедческой литературы по исследуемой проблеме;

- выявление, анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблематике;

- сопоставительный анализ, синтез конститутивных теорий, идей, концепций, официальной нормативной документации;

- методы эмпирические - научное наблюдение, анализ результатов творческой деятельности студентов, преподавателей, анкетирование, беседы, оценка экспертная, эксперимент педагогический и др.;

- методы динамических рядов, табличного представления данных.

Этапы исследования: первый этап (2008-2009 гг.): сформулирована проблема научного исследования, проведен анализ значительного по объему и глубине ретроспекции перечня научной литературы, определен понятийно-категориальный аппарат исследования, проведены педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование абитуриентов,

студентов и педагогов-музыкантов с целью определения начального уровня сформированности музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов, что послужило исходным материалом для разработки диагностического комплекта эксперимента. На первом этапе экспериментальной работы количество участников составило 374 человека.

В рамках второго этапа (2009-2011), ставшего основным, была разработана и реализована модель, целью которой является формирование музыкального вкуса эстрадного вокалиста. На протяжении указанного этапа на основе эмпирических методов были организованы и проведены констатирующий и формирующий компоненты экспериментальной деятельности. На этом этапе в экспериментальной работе приняли участие 250 респондентов, в т.ч. 200 студентов 1-5 курсов очной формы обучения и 50 выпускников 2010-2012 годов. Общее количество участников эксперимента составило 624 человека.

В ходе третьего этапа исследования (2011-2013 гг.): решены задачи, направленные на проверку надежности, достоверности, адекватности полученных результатов, уточнены основания, послужившие для выработки критериев, показателей уровня сформированности музыкального вкуса молодых эстрадных певцов, обобщены результаты проведенного исследования, сделаны соответствующие выводы и подведены итоги работы. Третий этап работы предоставил новые материалы, позволившие уточнить некоторые теоретические положения, в ходе его были апробированы методические рекомендации по профессиональной подготовке эстрадных вокалистов как итог пятилетней работы по обозначенной проблематике.

Научная новизна исследования:

- предложена уточненная формулировка понятия «музыкальный вкус» эстрадного вокалиста, который интерпретируется как двуединая динамическая форма музыкально-эстетического сознания, синтезирующая в себе эмоциональное и интеллектуальное начала, что определяет как способность к постижению, так и творческому преобразованию художественного образа в процессе создания яркой, оригинальной исполнительской, педагогической или исследовательской интерпретации музыкального сочинения, наполненной личностными смыслами и ценностями;

- определены когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный критерии, выявлены показатели выраженности каждого из критериев;

- доказано, что сущность музыкального вкуса эстрадного певца необходимо раскрывать на основе целостного анализа его творческой деятельности;

- выявлена зависимость между высоким уровнем сформированности музыкального вкуса эстрадного вокалиста и:

• степенью его творческой активности;

• аргументированным выбором различных форм профессиональной деятельности;

• формированием исполнительского и педагогического репертуара;

• созданием ярких, обладающих значительными художественными достоинствами авторских интерпретаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе проведенной работы были выявлены педагогические условия формирования музыкального вкуса будущих эстрадных вокалистов в вузах

в контексте их профессионального и духовного становления, определены основные параметры, критерии и охарактеризованы уровни сформированного музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов, а также разработана и экспериментально апробирована методика формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных певцов, учитывающая, как специально предназначенные требования к подготовке выпускников, так и общие психолого-педагогические установки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт создания педагогических условий для формирования музыкального вкуса эстрадных вокалистов в системе профессионального музыкального образования, позволяющий решить проблему совершенствования профессиональной подготовки современного музыканта в области эстрадного искусства, может быть широко востребован в системе профессионального музыкального образования.

Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном практике вузов культуры и искусства, при разработке преподавателями учебных, учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, рабочих учебных программ, методических рекомендаций, НИМов, НОМов, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов различных образовательных учреждений в области культуры и искусства.

Апробация работы и внедрение результатов осуществлялась:

- в обсуждениях на заседаниях кафедры искусств и художественного творчества, социологии и философии культуры РГСУ;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Илларионова, Надежда Николаевна, 2014 год

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета.- 2009. - 21 янв.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный вып.- 2012.- 1 декабря.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. №228 (с изм. от 31 мая 2011 г. №1975) (Зарегистрирован в Минюст России от 11 мая 2010 г. №17170) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс 3000 [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. №751 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.referent.ru, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

5. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р // «Консультант Плюс 3000 [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Концепция художественного образования в Российской Федерации: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №1403 // ПБД «Консультант Плюс 3000 [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.- Яз. рус.

7. Проект концепции художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ybs.ru, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

8. Дорожная карта художественного образования [Электронный ресурс] / ООН по вопросам образования, науки и культуры. Вопросник по осуществлению Дорожной карты художественного образования.- Режим доступа: http://adu.by/observatory, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

9. Абрамов, А.И. Мера [Текст] / А.И. Абрамов [и др.] // Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева. - Москва: Политиздат, 1989. - С. 200-201.

10. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Наука,1980. - 335 с.

11. Адорно, Т.В. Философия новой музыки [Текст] / Т.В. Адорно; пер. с нем. Б. Скуратова; вступ. ст. К. Чухрукидзе. - Москва: Логос, 2001.-352 с.

12. Акопян, К.З. Формально-структурные основания эстетической культуры [Текст] / К.З. Акопян // Эстетическая культура. - Москва: Институт философии РАН, 1996. - С.56-74.

13. Акопян, К.З. Мировая музыкальная культура: творчество, исполнители, слушатели [Текст] / К.З. Акопян, Н.И. Ильичёва, М.А. Чершинцева.- Москва: Эксмо, 2012. - 478 с.

14. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.

15. Античные мыслители об искусстве: сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве [Текст] / Общ. ред., ввод. ст. и коммент. В.Ф. Асмуса. -2-е изд., доп. - Москва: Искусство, 1938.-242 с.

16. Антонова, Л. А. Антропомерность эстетического феномена: автореферат диссертации... философских наук [Текст] / Л.А. Антонова. -Тбилиси, 2004. - 42 с.

17. Антонова, Л. А. Эстетический вкус в аспекте структурно-функциональной характеристики общественного сознания: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук [Текст] / Л.А. Антонова. - Саратов, 1972.- 15 с.

18. Антонова, Л.А. Философская антропология вкуса [Текст] / Л.А. Антонова // Сборник материалов международного симпозиума «Человек: соотношение национального и общечеловеческого»: вып. 2 (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.). Санкт-Петербург, 2994.- С.38-46.

19. Ануфриев, Е.А. Ресурсный потенциал возможностей образовательной среды в решении профессионально-личностного становления выпускников вуза культуры и искусства [Текст] / Е.А. Ануфриев // Ученые записки РГСУ. - 2012. - № 10. - С. 209-212.

20. Ануфриева, Н.И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей народной художественной культуры [Текст] / Н.И. Ануфриева // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 231-233.

21. Ануфриева, Н.И. Системный подход к подготовке педагога-музыканта: монография [Текст] / Н.И. Ануфриева. - Москва: РГСУ, 2009.168 с.

22. Аристотель. Сочинения: в 4 т. [Текст] / Аристотель. - Москва: Мысль, 1984.-Т.4.-830 с.

23. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель. - Москва: Политиздат, 1957.-56 с.

24. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] / Р. Арнхейм; пер. с англ. - Москва: Прометей, 1994.- С.272-279.

25. Арутюнова, А.Б. Метод самостоятельного подбора вокального репертуара [Текст] / А.Б. Арутюнова // Ступени хорового мастерства (к 200-летию со дня рождения Г.Я. Ломакина): материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 19 апреля 2012 г.) / Ред.-сост. И.Н. Карачаров, М.Ю. Скворцова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012.-С. 152-154.

26. Арутюнова, А.Б. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук [Текст] / А.Б. Арутюнова.-Москва, 2013.- 34 с.

27. Асафьев, Б.В. Речевая интонация [Текст] / Б.В. Асафьев. - Москва; Ленинград: Музыка, 1965. - 136 с.

28. Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д. Аспелунд; под ред. М. Львова. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1952.- 192 с.

29. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов [Текст] / А.Н. Афанасьев. - Москва, 1994.- Т.1.- 411 с.

30. Ахметов, И.А. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук [Текст] / И.А. Ахметов. - Москва, 1986. - 16 с.

31. Ашмарин, И.И. Зачем человеку музыка? [Текст] / И.И. Ашмарин // Человек.-1998.- №2,- С.57-79.

32. Белоброва, Е.К. Техника эстрадного вокала [Электронный ресурс] / МуПра§е.- Режим доступа: http://zvonkie-golosa.mylivepage.iri, свобод. -Загл. с экран.- Яз. рус.

33. Беляков, А.О. Алла Пугачева [Текст] / А.О. Беляков,- Москва, 2009. -С. 222.

34. Бёрк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Текст] / Э. Берк. - Москва: Искусство, 1979. -237 с.

35. Марк Бернес: ст., воспоминания о Марке Бернесе [Текст] / Сост. JI.M. Бернес-Бодрова; общ. ред. и вступ. ст. H.H. Смирновой.- Москва: Искусство, 1980. - 216 с.

36. Богданов, И. А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания: диссертация ... искусствоведения [Текст] / И.А. Богданов.- Санкт-Петербург, 2005.- 398 с.

37. Бонфельд, М. Музыка. Язык. Речь. Мышление [Текст] / М. Бонфельд.- Санкт-Петербург: Композитор, 2006. - 648 с.

38. Борев, Ю.В. Основные эстетические категории [Текст] / Ю.В. Борев. - Москва: Высшая школа, 1960. - 446 с.

39. Бочкарев, J1.JI. Психология музыкальной деятельности [Текст] / JI.JI. Бочкарев. - Москва: Издат. Дом «Классика XXI», 2008. - 352 с.

40. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности [Текст] / Е.А. Булатова. -Екатеринбург, 2001. - 145 с.

41. Бычков, В.В. Эстетика: учебник [Текст] / В. В. Бычков. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Гардарики, 2006. - 573 с.

42. Вартанова, Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности: автореферат диссертации ... кандидата, филос. наук [Текст] / Ж.А. Вартанова. - Киев, 1978. - 22 с.

43. Василенко, В.М. Сущность эстетической культуры личности, диалектика ее формирования и развития (философский и социологический анализ): диссертация доктора философских наук [Текст] / В.М. Василенко. -Москва, 1993.-240 с.

44. Василенко, Ю.С. Голос: фониатрические аспекты [Текст] / Ю.С. Василенко.- Москва: Музыка, 2002.- 282 с.

45. Веретнов, В. Коуч и коучинг: сущность, роли и предназначение [Электронный ресурс] / Проза. Ру: сайт.- Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/11/22/35 свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

46. Войня, И.А. Проблемы современного музыкального образования: межвузовский сборник научных трудов. [Текст] / И.А. Войня. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2000. - 52 с.

47. Вольтер, Ф. Эстетика: статьи, письма, предисловие и рассуждения [Текст] / Ф. Вольтер; сост. B.JI. Бакушинский.- Москва: Искусство, 1974. -С. 279-390.

48. Воскресенский, С. Эстрадные жанры [Текст] / С. Воскресенский; под ред. Р. Пикеля. - Москва: Теакинопечать, 1930. - 188 с.

49. Выготский, J1.C. Психология искусства [Текст] / JI.C. Выготский. -Минск: Современное слово, 1998. - 480с.

50. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры [Текст] / Г.П. Выжлецов.-Санкт-Петербург: С.-Петербург. Университет, 1996.- 148 с.

51. Вюнш, В. Формирование человека посредством музыки [Текст] / В. Вюнш. - Москва: Парсифаль, 1998. - 158,[1] с.

52. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. T.I [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. -Москва: Искусство, 1968.-312 с.

53. Гёте, И.В. Простое подражание природе, манера, стиль [Текст] // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т. -Москва: Искусство, 1962-1970.- Том 3.- С.16.

54. Гонтаренко, Н.В. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] / Н.В. Гонтаренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 192 с

55. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь [Текст] / К. Горанов.- Москва, 1970. - 519 с.

56. Горюнова, JI.O. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: диссертация кандидата, социологических наук [Текст] / JI.O. Горюнова.-Саратов, 2004.- 181 с.

57. Гребельная, В.М. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера [Текст] / В. М. Гребельная // Известия Уральского государственного университета. - 2010.- № 5(84). - С.63-71.

58. Гребельная, В.М. Постановка вокального номера на эстраде: диссертация... кандидата искусствоведения [Текст] / В.М. Гребельная.-Москва, 2012.- 180 с.

59. Гусаковская, JI.A. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: автореферат диссертации ... кандидата философских наук [Текст] / JI.A. Гусаковская.- Минск, 1982. - 15 с.

60. Давлетшина, Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: автореферат диссертации ... кандидата. Социологических наук [Текст] / Д.М. Давлетшина. - Казань, 1998. -156 с.

61. Далецкий, О.В. Обучение пению: Путь к бельканто. Из опыта педагога: учебное пособие [Текст] / О.В. Далецкий. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва: ФАИНА, 2011 - 352 с.

62. Демченко, А.Д. Первые шаги в вокале [Текст] / А.Д. Демченко // Книга первая. Секреты вокальной техники. - Москва, 2005. - 122 с.

63. Дергаева, И. А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: диссертация... кандидата, психологических наук[Текст] / И.А. Дергаева.- Ярославль, 2005.- 197 с.

64. Дерский, Ю. Некоторые вопросы постановки вокального аппарата эстрадного певца [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

65. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: учебник [Текст] / Л.Б. Дмитриев.- Москва: Музыка, 2012.- 368 е., ноты, ил.

66. Дмитриев, Ю. Леонид Утесов [Текст] / Ю. Дмитриев.- Москва: Искусство, 1982.- 208 с. - (Мастера советской эстрады).

67. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. -Москва: Политиздат, 1978. - 272 с.

68. Домбровская, Т.И. Эстетический вкус: опыт концептуального анализа монография [Текст] / Т.И. Домбровская, Т.Г. Строева.- Луганськ: Книжковий св1т, 2012.- 187 с.

69. Драбкина-Заргарян, И. Ренат Ибрагимов [Текст] / И. Драбкина-Заргарян // Певцы советской эстрады. - Москва, 1985. - вып. 2.- С. 155-165.

70. Егорычева, М. Упражнения для развития вокальной техники [Текст] / М. Егорычева.- Киев: Музична Укра'ша, 1980.- 117 с.

71. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Санкт-Петербург: Лань, 1997. - 341 с.

72. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. - Новосибирск: Наука, 1991.- 276 с.

73. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3-х т. Т.З. Философия и социология образования и культуры [Текст] / В.И. Жуков.- Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: Изд-во РГСУ, 2007.- 614 с.

74. Зайцева, A.C. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах

культуры и искусств: автореферат диссертации... кандидата. Педагогических наук [Текст] / A.C. Зайцева.- Москва, 2012. - 25 с.

75. Зацепин, A.C. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата, реализуемая Международной академией бизнеса и управления по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» и профилю подготовки «Мюзикл, шоу-программы» [Текст] / A.C. Зацепин, Д.Н. Козлов.- Москва, 2011.- 19 с.

76. Зорилова, JI.C. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: диссертация доктора культурологических наук / JI.C. Зорилова.- Москва, 1999.- 559 с.

77. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард.- Москва: Изд-во МГУ, 1980.-439 с.

78. Илларионова H.H. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадного вокального жанра [Текст] / H.H. Илларионова // Человеческий капитал.- 2013.- №8 (56).-С.113

79. Илларионова, H.H. Становление исполнительской школы эстрадного вокального искусства в России XVIH-XIX вв.: историко-культурологический аспект [Текст] / H.H. Илларионова // Ученые записки РГСУ. - 2013.- № 2(113) Т.1. -С. 190

80. Илларионова H.H. Формирование ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза [Текст] / H.H. Илларионова // Человеческий капитал.- 2013.- № 8 (56).-С.113

81. Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей [Текст] / И.О. Исаева.- Москва: Аст-Астрель, 2006.- 320 с.

82. Исхакова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи [Текст] / Н.Р. Исхакова, Р. Болтачев // Социс.- 2006.- №.6.- С. 103-106.

83. Каган М.С. Музыка в мире искусств [Текст] / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 231 с.

84. Каган М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 416 с.

85. Калиш В. Елена Камбурова. Певцы советской эстрады. Вып.2 [Текст] / В. Калиш; сост. М. Успенская. - Москва: Искусство, 1985.- 279 с.

86. Кант И. Сочинения: в 6 т [Текст] / И. Кант; пер. с нем. - Москва: Мысль, 1965. - Т.4. - 4.2. - 544 с.

87. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре [Текст] / Н.И. Киященко// Эстетическая культура. - Москва, 1996. - С.9-31.

88. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука [Текст] / Н.И. Киященко. - Москва: Издат. дом «Вильяме», 2005. - 592 с.

89. Клипп О.Я. Задачи постановки голоса эстрадного певца: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Я. Клипп. - Москва: МПГУ, 2005. - 18 с

90. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: диссертация кандидата педагогических наук [Текст] / О.Я. Клипп.- Москва, 2003.- 120 с.

91. Клипп О.Я. Теоретические и методические основы эстрадной, вокальной и инструментальной музыки [Текст] / О.Я. Клипп, О.И. Полякова. - Москва: МПГУ, 2003. - 46 с.

92. Клюев А.С. Некоторые прогнозы относительно развития музыки [Электронный ресурс] // Материалы научной конференции, 20-21 октября 1999 г. «Эстетика сегодня: состояние, перспективы: тезисы докладов и выступлений». - Санкт-Петербург, 1999. - Режим доступа: http://www.narratif.narod.ru/apin.htm, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

93. Коган JI.H. Художественный вкус [Текст] / JI.H. Коган.- Москва: Мысль, 1966,- 216 с.

94. Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста [Текст] / Н.И. Козлов // Известия Рос. Гос. Пед. университета им. А.И. Герцена.-2007.- №53.- С.132-137.

95. Коллегова Е.А. Природа внутренней техники актёра эстрады: автореферат... диссертации кандидата. Искусствоведения [Текст] / Е.А. Коллегова. - Москва, 2012.- 28 с.

96. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход): моногр. [Текст] / Г.Г. Коломиец. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001.-240 с.

97. Конен В. Дж. Рождение джаза [Текст] / В.Дж. Конен. - Москва: Советский композитор, 1984. - 311 с.

98. Конников A.n. Мир эстрады [Текст] / А. Конников. - Москва: Искусство. 1980. - 272 с.

99. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке: методическое пособие [Текст] / В.И. Коробка; М-во культуры СССР, Всесоюзный научно-методический центр, Студия популярной музыки «Рекорд». - Москва, 1989.-44 с.

100. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности [Текст] / Н.З. Короткое.- Пермь: Книж. изд-во, 1981.182 с.

101. Корсакова И.А. Онтологические характеристики музыки в структуре мироздания [Текст] / И.А. Корсакова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012.- Т. 14. - № 2 (3). - С. 826-831.

102. Костюк Е.Б. История поп-музыки XX в.: учебно-методический комплекс: специальность 070208.65 звукорежиссура театрализованных

представлений и праздников: учебное электронное издание / Е.Б. Костюк.-Санкт-Петербург: СпбГУП, 2009.- 1 электрон, опт. диск.

103. Крусанов A.B. Русский авангард, 1907-1932 (Исторический обзор): в 3-х т. Т.1. Боевое десятилетие [Текст] / A.B. Крусанов. - Санкт-Петербург, 1996,-319 с.

104. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации [Текст] / Н.И. Крюковский. - Минск: Изд-во БГУ, 1974.288 с.

105. Кубанцева Е.И. Музыка в системе искусств и культуре в целом [Текст] / Е.И. Кубанцева // Искусство и образование. - 2007. - №1. - С.19-20.

106. Кудрявцева И. Музыкальная культура как неотъемлемый фактор духовно-нравственного состояния общества [Текст] / И. Кудрявцева // Музыкальное образование: современные технологии социум рынок: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2007. - С. 10-14.

107. Кузнецов В.Г. Генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст / В. Г. Кузнецов // Вестник МГУКИ. -2005.-№ 3.- С. 102-106.

108. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: моногр. [Текст] /В.Г. Кузнецов.- Москва: Мелограф, 2005.- 180 с.

109. Кузнецов В.Г. Музыкально-пластическое решение эстрадного номера и театрализованных представлений [Текст] / В.Г. Кузнецов // Культура образования и образование в сфере культуры: Материалы II Московского форума культуры (сборник научных статей). - Москва: МГУКИ, 2012,- С. 140-143.

110. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, проф. подготовка: диссертация ... доктора педагогических наук. / В.Г. Кузнецов. - Москва, 2005.- 601 е.: ил.

111. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады [Текст] / Е.М. Кузнецов,- Москва: Искусство, 1958. - 368 с.

112. Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям [Текст] / Ф. Ламперти.- Санкт-Петербург: Лань, 2009.- 192 с.

113. Левин, Д. 20 советов по применению микрофонов [Текст] / Д. Левин // Шоу-Мастер. - 2009. - №2.- С.80-81.

114. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т.Т.1 [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983.-318 с.

115. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - С.372-377.

116. Лосев А.Ф. История эстетических категорий [Текст] / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков.- Москва: Искусство, 1965. - 374 с.

117. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / В. Луканин.- 2-е изд.- Ленинград: Музыка, 1977.- 87 с.

118. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун [Текст] / Сост. H.H. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.

119. Лушина А.П. Формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук [Текст] / А.П. Лушина.- Владикавказ, 2012.- 24 с.

120. Лушина А.П. Эволюция категории «эстетический вкус» [Текст] / А.П. Лушина // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова.- Книга 17.- Воронеж: ВГПУ, 2008 - С.143-155.

121. Львов М. Из истории вокального искусства [Текст] / М. Львов. -Москва: Музыка, 1964. -228 с.

122. Львова Л.В. Особенности постановки певческого дыхания певца-актера [Текст] / Л.В. Львова // Филология, искусствоведение и культурология в XXI в.: материалы международной заочной научно-практической конференции. (Новосибирск, 18 марта 2013 г.). -Новосибирск, 2013. - С.89-94.

123. Мазель A.A. Вопросы анализа музыки [Текст] / A.A. Мазель. -Москва: Советский композитор, 1991. - 376 с.

124. Мархасёв Л.С. XX век в легком жанре. Взгляд из Петербурга -Петрограда - Ленинграда: хронограф музыкальной эстрады, 1900 - 1980 / С приложением из хит-парадов к. XX в. [Текст] / Л.С. Мархасёв.- Санкт-Петербург: Композитор, 2006.- 502 с.

125. Мастера эстрады / Сост. Б.М. Поюровский.- Москва: Аст-Пресс книга, 2003.- 304 с.

126. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности [Текст] / В.П. Матонис. - Ленинград: Музыка, 1988. - 88 с.

127. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский.- Москва: Музыка, 1976. -254 с.

128. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. - Москва: Музыка, 1987.- 289 с.

129. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения [Текст] / А.Г. Менабени. - Москва, 1995.- 30 с.

130. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры: моногр. [Текст] / В.В. Миронов.- Москва: Современные тетради, 2005.- 424 с.

131. Мозгот В.Г. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса [Текст] / В.Г. Мозгот // Вопросы психологии.- 1991.- №1.- С.64-71.

132. Мозгот В.Г. Музыкальный вкус молодежи [Текст] / В.Г. Мозгот // Социс.- 2012.- №10.- С.70-77.

133. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности [Текст] / В.Г. Мозгот.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992.- 159 с.

134. Молчанова A.C. На вкус, на цвет... Теоретический очерк об эстетическом вкусе [Текст] / A.C. Молчанова. - Москва: Искусство, 1966. -199 с.

135. Морозов В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. -Ленинград: Наука, 1967.- 204 с.

136. Музыка как форма интеллектуальной деятельности [Текст] / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - Изд. 2-е.- Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-240 с.

137. Музыкальная коммуникация в пространстве культуры: моногр. [Текст] / Н.И. Ануфриева, И.А. Корсакова, А.И. Щербакова; отв. ред. И.А. Корсакова. - Москва: РГСУ, 2012.-392 с.

138. Музыкальная психология [Текст] /Эрнст Курт; пер. с нем. Л. Товалевой, О. Галкина; науч. ред. М. Старчеус.- Минск: БелГИПК, 2007.496 с.

139. Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры: диссертация ... кандидата философских наук [Текст] / М.М. Муратов. -Казань, 2005.- 158 с.

140. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук [Текст] / Л.Э. Муртазина.-Казань, 2005.- 227 с

141. На путях исследования музыкальных вкусов [Текст] // Сов. музыка. -1973.- №1.- С.59-69.

142. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание [Текст] / С.А. Наумов.- Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета, 1997.226 с.

143. Нестьев И. Звезды русский эстрады [Текст] (Панина, Вяльцева, Плевицкая). Очерки о русских эстрадных певицах начала XX века [Текст]/ И. Нестьев. - Москва: Советский композитор, 1970.- 177 с.

144. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец X - середина XVII столетия: учебное пособие /Е.В. Николаева. -Москва: ВЛАДОС, 2003. - 378 с.

145. Носорев Ю.А. Предпочтения студентов-музыкантов. О возможности формирования музыкального вкуса [Текст] / Ю.А. Носорев // Социологические исследования. - 2008. - №1.- С. 115-118.

146. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп.- Москва: Рус. Язык, 1989.-921 с.

147. Олейник М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре [Текст] / М.А. Олейник // Философия и общество.-2009,-№1,- С.167-173.

148. Оннегер А. О музыкальном искусстве [Текст] / А. Оннегер; пер. с фр.; коммент. В.Н. Александровой, В.И. Быкова. - Ленинград: Музыка, 1979.-264 с.

149. Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер [Электронный ресурс] / Музыка и вокал: учимся петь.- Режим доступа: http://cjcity.fdstar.ru, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

150. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071600.62 Музыкальное искусство

эстрады Профиль «Эстрадно-джазовое пение» Квалификация (степень) «Бакалавр» Форма обучения - очная [Текст] // ФГБОУ ВПО Ростовская государственная консерватория (академия) им. C.B. Рахманинова.- Ростов на/Дону, 2012.- 32 с.

151. Основы вокальной методики: учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение» [Текст] // ФГОУ ВПО Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.- Тюмень, 2011.- 43 с.

152. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство [Текст] // В.А. Панпурин; науч. ред. А.Ф. Еремеев. - Свердловск: Изд. Уральского университета, 1990. - 209 с.

153. Парунина JI.B. Историко-педагогический анализ генезиса проблемы художественного вкуса [Текст] / JI.B. Парунина // Известия Рос. Гос. Пед. университета им. А.И. Герцена.- 2008.- №70. - С.267-270.

154. Певцы советской эстрады [Текст] / Сост. JI. Булгак. - Москва: Искусство, 1977.- 312 с.

155. Подъянова С.М. Развитие художественного вкуса студентов педагогического вуза: диссертация кандидата педагогических наук [Текст] / С.М. Подъянова.- Челябинск, 2004.- 185 с.

156. Поликультурная музыкально-художественная коммуникация: моногр. [Текст] / Н.И. Ануфриева, И.А. Корсакова, А.И. Щербакова. -Москва: РГСУ, 2011. - 199 с.

157. Полякова Е.С. Педагогические закономерности становления и развития личностно-профессиональных качеств учителя музыки: монография [Текст] / Е.С. Полякова.- Минск, 2009. - 542 с.

158. Популярные исполнители российской эстрады [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://svoystil.com, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

159. Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования в России (XI - начало XXI века) [Текст] / Г.А. Праслова. - Санкт-Петербург: Астерион, 2006.- 200 с.

160. Психология личности в трудах зарубежных психологов [Текст]/ Сост. и общая ред. A.A. Реана. - Санкт-Петербург: Питер, 2000.-320 с.

161. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности [Текст] / В.А. Разумный. - Москва: Мысль, 1985.-190 с.

162. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе [Текст]/ В.А. Разумный. - Москва: Госполитиздат, 1961.- 64 с.

163. Рамзина И. Общий фундамент любой вокальной техники [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vocalmechanika.ru, свобод.-Загл. с экрана.- Яз. рус.

164. Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. Техника пения в речевой позиции [Текст]/ С. Риггс. - Москва: Guitar College, 2005. - 104 с.

165. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст]/ Н.С. Розов.-Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. - 1998. - 292 с.

166. Романова JI.B. Школа эстрадного вокала [Текст] / JI.B. Романова.-Москва: Лань, 2008,- 39 с.

167. Росс А. Дальше - шум. Слушая XX век [Текст] / А. Росс; пер. с англ. М. Калужского, А. Гиндиной.- Москва: Астрель: CORPUS, 2013. - 560 с.

168. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-Москва, 1946. -712 с.

169. Русская музыка и XX век: монография [Текст] / Ред.-сост. М. Арановский. - Москва, 1998. - 874 с.

170. Ручьевская Е.А. Работы разных лет: сборник статей: в 2-х т. Т.П. О вокальной музыке [Текст] / Е.А. Ручьевская; отв. ред. В.В. Горячих.-Санкт-Петербург: Композитор, 2011. - 504с., нот.

171. Рыбакова Е.Л. Джаз и рок. Музыка современной России: учебное пособие с аудио приложением [Текст] / Е.Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург: Композитор, 2011. - 336 с.

172. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования [Текст] / Е.Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006.- 278 с.

173. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: диссертация... доктора культурологии [Текст] / Е.Л. Рыбакова. - Санкт-Петербург, 2007. - 340 с.

174. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст] / С.Ю. Рыбин.-Москва, 2001.- 172 с.

175. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания: учебно-практ. Пособие [Текст] / А.И. Савостьянов. - Москва: Педагогическое общество России, 2002. - 77, [3] с.

176. Савченко Б. Кумиры забытой эстрады [Текст] / Б. Савченко. -Москва: Знание, 1992.- 206 с.

177. Савченко Б.А. Кумиры российской эстрады [Песен, эстрада XX века от А до Я] [Текст] / Б.А. Савченко.- Москва: Панорама, 1998.- 430 с.

178. Савченко Б.А. Опальный Орфей [Текст] / Б.А. Савченко. - Москва: Знание, 1991.- 56 с.

179. Самородова T.B. Некоторые рекомендации по работе с начинающими певцами [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rusnauka.com, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

180. Сахнова И.В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств: диссертация ... кандидата, педагогических наук [Текст] / И.В. Сахнова. - Москва, 2008. -238 с.

181. Симонова Э.Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto: автореферат диссертации... доктора искусствоведения [Текст] / Э.Р. Симонова. - Москва, 2007. - 42 с.

182. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе [Текст] / В.К. Скатерщиков. - Москва: Педагогика, 1974. - 169 с.

183. Скороходов Г.А. Звезды советской эстрады: очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни [Текст] / Г.А. Скороходов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Советский композитор, 1986.- 184 е.: ил.

184. Смирнова Н. Песня на эстраде. Русская советская эстрада. 1946-1977 [Текст] / Н. Смирнова. - Москва: Искусство, 1981. - 528 с.

185. Современные концепции эстетического воспитания [Текст].- Москва: ИФРАН, 1998.-313 с.

186. Сокол A.B. Теория музыкальной артикуляции [Текст] / A.B. Сокол. -Одесса: ОКФА, 1995. - 208 с.

187. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки.- Вып. 1. [Текст]. -Ленинград, 1980.- 296 с.

188. Социология молодежи: учебник [Текст] / Под ред. В.Т. Лисовского. -Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.- 460 с.

189. Стенина Т.Л. Формирование эстетических ориентаций у студентов [Текст] / Т. Л. Стенина.- Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2004.- 180 с.

190. Стерхова Н.С. Генезис проблемы художественного вкуса [Текст] / Н.С. Стерхова // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сборник научных статей. -Шадринск, 2008.- С.256-260.

191. Столович JI.H. Красота, Добро, истина: очерк истории эстетики, аксиологии [Текст] / JI.H. Столович.- Москва, 1994.- 464 с.

192. Стражникова Т.И. Моделирование процесса формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности в вузе / Т.И. Стражникова, С.С. Широкова // КубГАУ.- 2013.- №85(01).

193. Суханцева. В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки [Текст] / В.К. Суханцева.- Киев: Факт, 2000. - 176 с

194. Сюзан Ригвава-Дюма «Я хочу знать все, на что способен мой голос» [Электронный ресурс] / Блог о вокале и не только.- Режим доступа: http://www.vocalblog.ru, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

195. Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества [Текст] / О.И. Табидзе // Вопросы философии. - 2001. - №6. - С. 124 - 130.

196. Толстых A.B. Искусство понимать искусство: психологический коллаж [Текст] / A.B. Толстых. - Москва: Педагогика, 1990.- 160 с.

197. Торопчина Е.А. Феномены и направления современной музыкальной культуры и их значимость в формировании музыкально-эстетического сознания [Текст] / Е.А. Торопчина // Музыкальное образование: современные технологии, социум, рынок: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2007. - С. 96-100.

198. Турук Г.П. Распознавание художественных вкусов [Текст] / Г.П. Турук. - Москва: Совершенство, 1999. - 168 с.

199. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945) [Текст] /Е. Уварова. - Москва: Искусство, 1983.- 320 с.

200. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов [Текст] / Д.Н. Ушаков.- Москва: ACT, 2004,- 1268 с.

201. Ушкова Н.В. Размышление об эстетическом воспитании [Текст] / Н. В. Ушкова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 392-394.

202. Фельцман О.Б. Костюм от Фишмана, и другое: повесть и рассказы / Оскар Фельцман; [Худож. Г.Н. Бойко, И.Н. Шалито].- Москва: Знание, 172,[3] с. ил., нот.

203. Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке: материалы международной заочной научно-практической конференции (18 марта 2013 г.) [Текст].- Новосибирск: СибАК, 2013.- 156 с.

204. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П.А. Флоренский. - Москва: Прогресс, 1993.- 324 с.

205. Хайду П. Воспитание ценностных ориентации [Текст] // Моральные ценности и личность / П. Хайду; под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. - Москва: Изд-во МГУ, 1994. -С.255-164.

206. Ховард Э. Техника пения: вокал для всех [Текст] / Э. Ховард, X. Остин.- М., 2009.- Электрон, изд.- 1 электрон, опт. диск.

207. Хогарт У. Анализ красоты [Текст] / В. Хогарт. - Ленинград: Искусство, 1987. - 252 с.

208. Холопов Ю. Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века [Текст] / Ю. Холопов // Российская музыкальная газета. - 2003. - № 7-8. - С. 12.

209. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century : analytical report [Текст]/ Л.Л. Алексеева и др. ; Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э. Разлогов. - М., 2011. - 72, 68 е., табл. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002120/212073m.pdf, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.

210. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор, 2008. 368 с.

211. Цалер И.В. Великие легенды рока. 100 историй о музыке, «взорвавшей» весь мир [Текст] / И.В. Цалер.- Москва: Центрополиграф,. 2013.-543 с.

212. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: опыт социол. исслед. [Текст] / B.C. Цукерман.- Москва: Музыка, 1972. - 204 с.

213. Чередниченко Т.В. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типологии советской массовой культуры [Текст] / Т.В. Чередниченко. - М.: РИК «Культура», 1993. - 255с.

214. Чишко О.С. Певческий голос и его свойства [Текст] / О.С. Чишко.-Ленинград: Музыка, 1966.- 48 с.

215. Шапинская E.H. Массовая культура в зеркале концепций [Текст] / E.H. Шапинская, В.А. Шалинский.- Москва: Прометей, 1992. - 40с.

216. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса [Текст] / В.Н. Шацкая. -Москва, 1947.- 120 с.

217. Шелыгин А. Проблема эстетического канона в советской песенной эстраде 80-х годов [Текст] / А. Шелыгин // Проблемы развития современного эстрадного искусства: сборник статей. - Москва, 1988.- С. 117-124.

218. Штенникова Е.Г. Проблемы формирования ценностей будущего специалиста-музыканта [Текст] / Е.Г. Штенникова // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема: материалы науч.-метод. сессии 29-30 марта 2007 г. - Ижевск: Удмурт, ун-т, 2007. - С.420-423.

219. Штенникова Е.Г. Формирование гуманистических ценностей студентов, будущих профессиональных музыкантов, театрально-

музыкального отделения УдГУ средствами учебной и внеучебной деятельности [Текст] / Е.Г. Штенникова, Э.А. Мальцева, И.В. Штенников // Вестник Ижевского гос. техн. ун-та. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2011.-Вып.1 (49).- С. 161-164.

220. Щербакова А.И. Культурологический взгляд на проблемы осмысления музыки и музыкального образования [Текст]/ А.И. Щербакова // Фэн-наука. - 2012. - № 1. - С. 34-36.

221. Щербакова А.И. Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое исследование: моногр. [Текст] / А.И. Щербакова. - Москва: Изд-во РГСУ, 2011 .-318 с.

222. Щербакова А.И. Феномен музыкального искусства в постижении стихии духовной жизни: диссертация... доктора культурологии [Текст]/ А.И. Щербакова.- Краснодар, 2012.- 463 с.

223. Щербакова А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование: учебное пособие [Текст] / А.И. Щербакова; Фед. агентство по образованию, РГСУ.- Москва, 2010.- 284 с.

224. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования [Текст]/ М.Н. Щербинин.- Тюмень, 2005.- 312 с.

225. Эстетическая культура [Текст].- Москва: Институт философии РАН, 1996.-201 с.

226. Эстрада в России 20 век: лексикон [Текст] / Под ред. Е.Д. Уваровой. - Москва: РОССПЭН, 2000. - 782 с.

227. Эстрадные исполнители [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://yiyi.ru, свобод.- Загл. с экрана,- Яз. рус.

228. Юдин С.П. Формирование голоса певца [Текст]/ С.П. Юдин. -Москва: Музыка, 1962. -167 с.

229. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса [Текст] / Р. Юссон. - Москва: Музыка, 1974.-262 с.

230. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В.И. Юшманов. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2007. - 127 е.: ил.

231. Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда [Текст] / А. Якимович. -Москва: Искусство, 2004.- 492 с.

232. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики [Текст] / Е.Г. Яковлев. - Москва: Знание, 1986.- 64 с.

233. Яковлева A.M. Кич и художественная культура [Текст] / A.M. Яковлева.- Москва, 1990. - 64 с.

234. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: монография [Текст] / С.Д. Якушева.- Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004.- 170 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.