Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Козлов, Николай Иванович
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат наук Козлов, Николай Иванович
Оглавление
Введение
Глава I. Пластическая культура и пластическая выразительность:
общность и отличие
§1. Пластическая культура. Основные составляющие понятия
§ 2 Пластическая выразительность - одна из составляющих процесса
художественного творчества эстрадного певца
§ 3. Основные структурные образующие элементы пластической
выразительности эстрадного певца
§ 4. Пантомима как один из элементов пластической выразительности
эстрадного певца
§ 5. Элементы спортивной техники в структуре пластической
выразительности эстрадного певца
§ 6. Особенности пластической выразительности эстрадного певца в
различных поджанровых группах вокально-эстрадного номера
Глава II. Проблемы формирования пластической культуры эстрадного
вокалиста
§ 1. Значение хореографии как одного из основных средств воспитания
пластической культуры
§ 2. Классический экзерсис - основа формирования пластической
культуры средствами хореографии
§ 3. Современный сценический танец и музыкально-эстрадная миниатюра в структуре пластической выразительности эстрадного певца
§ 4. Основы сценического движения в системе пластической культуры
эстрадного вокалиста
§ 5. Ритмопластика в формировании пластической культуры
§ 6. Формирование правильного дыхания
Глава III. Пластическая культура в художественной структуре эстрадно-
вокального номера
§ 1. Импровизация как отправной момент формирования пластического
образа эстрадно-вокального номера. 113 § 2. Этикетные нормы, как часть пластической культуры эстрадного
певца
§ 3. Художественный образ музыки в пластике
§ 4. Создание пластического рисунка эстрадно - вокального номера
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Постановка вокального номера на эстраде2012 год, кандидат наук Гребельная, Варвара Михайловна
Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза2013 год, кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна
Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе2013 год, кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна
Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания2005 год, доктор искусствоведения Богданов, Игорь Алексеевич
Совершенствование вокальной подготовки будущих оперных певцов средствами инновационных творческих проектов в Китае2023 год, кандидат наук У Цзинь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде»
Введение
Морфология эстрадного искусства разнообразна и сложна, что связано, в первую очередь, с множеством основных эстрадных жанров: речевые (разговорные) жанры, оригинальные и эстрадно-цирковые жанры, инструментальные музыкальные жанры, танцевальные жанры, вокальные жанры. По классификации, выдвинутой профессором С.С.Клитиным, следует группировать их по родам: вокальному, речевому, цирковому и др. А внутри каждого «рода» еще и по «поджанрам». Таким образом, структура эстрады необычайно разветвлена. Подобного разнообразия не имеет ни одно из зрелищных искусств.
Большинство искусствоведческих трудов, посвященных эстраде, представляет собой локальные исследования того или иного отдельно взятого жанра. В подтверждение можно привести одну из фундаментальных работ -очерки истории «Русская советская эстрада»1 в трех томах, где история российской эстрады, практически всего советского периода предстает как история развития ее различных и вполне самостоятельных жанров. В этом смысле настоящая работа не является исключением в общепринятой методике изучения искусства эстрады. Она содержит исследования проблем, связанных с развитием исполнительского искусства эстрадного вокала, наиболее востребованной формы современной зрелищной культуры.
Вокальная эстрада по популярности вышла на первый план. Песня главенствует на эстрадных подмостках. Поэтому научное осмысление проблем эстрадного вокального исполнительства, определяющего вектора развития эстрадного искусства сегодня и в ближайшей обозримой перспективе, является одной из самых важных и актуальных задач искусствознания в области эстрады.
Актуальность работы состоит в том, что объём исследования и предлагаемая автором система формирования пластической культуры
1 См.: Русская советская эстрада. Очерки истории в 3-х ТТ. М., 1976-1977, 1981
Я I ¡г к > . < 1 м
и
5
эстрадного певца позволяют создавать на концертной сцене образцы
/
вокального искусства, тем самым воспитывается художественный вкус артиста и, через исполнителя, - зрителя. Обращение к проблемам пластической культуры определяет активное стремление автора противостоять ординарности и дурновкусию, бытующим на современной вокальной эстраде.
Степень научной разработанности проблем пластической культуры применительно к артистам вокальной эстрады невысока. Значительно глубже осмыслены: структура песни, как музыкального произведения; музыкальные стили; интонационно-вокальные особенности исполнительства; музыкальные формы и т.п. Музыковедческие исследования песенной культуры двадцатого столетия принадлежат нескольким учёным. В числе ведущих в этой области -Н.3авадская «Певец и песня», М., 1979; В.Кухарский «О музыке и музыкантах наших дней», М.,1979; Е.Рыбакова «Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования», СПб, 2006 и другие.
Последующая литература об эстрадной вокальной музыке носит скорее мемуарный характер: Н.Смирнова «Мастера советской песни», М., 1980.; Ю. Сосудин «Незабываемые певцы», СПб, 2003; Ю. Рогозин «Звёзды российской эстрады », М., 2006.
К проблематике настоящего исследования, а также в подходах к анализу взаимосвязи актёрского и вокального мастерства эстрадного певца наиболее близки научные разработки С.Клитина: «Эстрада. Проблемы, теория, история и методики», Л., 1987, «Эстрадные заведения», М., 2003, «История искусства эстрады», СПб, 2008 и И.Богданова «Постановка эстрадного номера», СПб, 2004.
Объект исследования - содержание и ход развития вокального жанра на российской эстраде в XX столетии.
Искусство эстрады в целом и вокально-эстрадные жанры в частности по самой своей сути являются одним из самых демократичных видов зрелищных
> I
"V
I *
г"
искусств. Корни эстрады «лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов» 1
От игр скоморохов на ярмарках и базарах, балаганных театров XVIII столетия (подобных петербургским балаганам у Адмиралтейства), эстрада в XIX веке вышла на собственную концертную площадку. Здесь, наряду с другими жанрами, уже звучала песня, нередко имеющая сюжетную основу, наполненная мелодичностью и красотой. Искусны и неповторимо индивидуальны исполнители тех лет: Александр Давыдов, Мария Пуаре, Анастасия Вяльцева, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Раиса Раисова, Мария Каринская.
В начале XX века отечественная эстрада органично сочетала в себе все жанры и модные тенденции - от оперных арий и романсов до французских шансонеток.
В 1920-1930 годы, отгородившись от «тлетворного влияния запада», советская эстрада создала самобытную отечественную песенную и джазовую культуру. При этом и та, и другая имела миллионные массы поклонников.
Особый период - песни Великой Отечественной войны, формой и содержанием отражавшие трагические события, выпавшие на долю страны и народа в 1941 - 1945 годах и, вместе с тем, их непреклонную веру в победу.
Послевоенные 1950-1960 годы стали временем подлинного восстановления и возрождения, в том числе и музыкальной эстрады. В музыке этого периода отражалась атмосфера новых надежд, жизнерадостность и оптимизм народа, готового к новым трудовым свершениям. Родился и вышел на концертную сцену ещё один «поджанр» - авторская песня, отличавшаяся сердечным лиризмом, личностным началом и простодушной романтикой.
Песенная эстрада этого времени раскрывает талант блистательных артистов: Изы Кремер, Леонида Утесова, Изабеллы Юрьевой, Лидии Руслановой, Александра Вертинского, Кето Джапаридзе, Вадима Козина, Ольги Ковалевой, Тамары Церетери, Ирмы Яунзем, Екатерины Юровской,
1 Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С.25
Ч ( (
Аркадия Погодина, Клавдии Шульженко, Марии Мордасовой, Марка Бернеса, Гелены Великановой, Нины Дорды, Капиталины Лазаренко, Людмилы Зыкиной, Муслима Магомаева, Ольги Воронец, Иосифа Кобзона, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля, Тамары Миансаровой. В последующем тексте диссертации достаточно подробно изложены особенности исполнительского искусства многих из выше перечисленных певцов в подтверждение различных аспектов содержания пластической культуры и её влияния на художественные результаты творчества.
В начале 1970-х годов на сцене появились музыкальные электрические инструменты ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), в домах -телевизоры и магнитолы. На концертных афишах заблистали новые имена исполнителей эстрадной песни: София Ротару, Алла Пугачева, Лев Лещенко, Андрей Миронов, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко, Валерий Леонтьев.
Зарождается, т.н. популярная музыка, получившая впоследствии короткое название - «попса». На смену старой, которую можно назвать классической, постепенно приходит новая эстрада. Характерной приметой времени стал полный отказ от идеологизированного содержания песен. Постепенно песня утрачивает массовость и с концертной афиши исчезают блестящие коллективы, такие, как Хор имени Пятницкого или Хор Трудовых резервов. И дома за праздничным столом, на улице, в электричке хором поют всё реже и реже. Одновременно на нашу отечественную сцену выходит «рок», воинственно противопоставляющий себя «легкому жанру» и воюющий с «попсой». Наметилась потеря интереса и стали «уходить в тень» вокально-инструментальные ансамбли.
В первой половине 1990-х годов прежняя эстрада закончилась. Постепенно музыка становится бытовым фоном, на который человек не реагирует эмоционально. На сцену вышел «шоу-бизнес», где главное не музыка и слова, а видеоряд, в котором зрелище призвано ошеломлять. Характерной особенностью современного исполнительства на эстраде является стремление движением подтвердить для глаз то, что слышат уши зрителя. По-
V
4'
| и' >( 1 '
С ' V
> л * ?ч * '' I
8
видимому, именно эта стилистика оформилась в новую европейскую конкурсную номинацию - «модерн -вокал» ( Вена, 2012 г.).
, Анализ этого явления, подробно рассматриваемого в данной диссертационной работе, свидетельствует о том, что пластическая культура большинства сегодняшних певцов, к великому сожалению, является всего лишь отражением стереотипов, форм массового повседневного поведения отдельных групп молодёжи. Внешне эффектная, изобретательная, подчас сложная, она не создаёт художественного образа музыкального произведения, нередко сводится к разряду активных раздражителей физиологических инстинктов.
Предмет исследования — пластическая культура и на её основе пластическая выразительность артиста современной вокальной эстрады; художественный образ вокального эстрадного произведения и его составляющие.
Цель исследования - определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа вокального произведения на эстраде.
Основные задачи исследования: - сформулировать и обосновать понятия «Пластическая культура» и «Пластическая выразительность» эстрадного вокалиста;
выявить и классифицировать стили и особенности пластической выразительности современных эстрадных певцов;
обосновать и сформулировать новый подход к структурированию пластической лексики в современном вокальном исполнительском искусстве на эстраде;
выявить характерные особенности пластической выразительности эстрадных певцов, применяемые в различных поджанрах эстрадного вокального искусства;
сформулировать составляющие понятия «художественный образ» эстрадного вокального произведения и пластического рисунка концертного номера;
обосновать и предложить авторскую методику формирования
пластической выразительности эстрадного вокалиста с применением основ
< 1
4 м }
искусства хореографии;
обосновать и предложить ряд практических мер повышения
пластической культуры эстрадных певцов.
Теоретико-методологические основания настоящей работы лежат в теории эстрадоведения — особой части искусствознания; научных трудах по искусству танца, а также пластике драматических актёров: М.Лентовский «Эстрада и цирк глазами влюблённого», М.,1971; Е.Уварова «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945)»,М., 1983, С.Клитин «История искусства эстрады», СПб, 2008, А.Ваганова «Основы классического танца», Л. - М., 1963, М.Фокин, «Против течения», М., 1981, А.Мессерер, «Танец, мысль, время», М., 1990; Ю.Громов «Воспитание пластической культуры актёра средствами танца», М., 1971, Е.Маркова «Современная зарубежная пантомима», М.,1975, И.Кох «Основы сценического движения», Л., 1976, З.Фильденрай «Осознавание через движение», М., 1994, А.Буренина «Ритмическая мозаика», СПб., 2000, Е.Лукьянова «Дыхание в хореографии», М., 1979, Р.Ботавина «Этика деловых отношений», М., 2001, Т.Забозлаева «Искусство хороших манер», СПб., 1995 и другие.
Однако, с сожалением приходится отмечать недостаточную разработанность проблем, а следовательно и литературы по вопросам пластической культуры эстрадных вокалистов и значения пластики в создании художественного образа песни на эстраде.
В сегодняшней библиографии по эстрадному искусству наиболее полно представлены творческие портреты, очерки об искусстве и биографии актеров, а также мемуарная литература: Бабкина Н. «Душа русской песни», М., 2002; Вертинский А. «Дорогой длинною», М., 1976; Утёсов Л. «Спасибо, сердце!», М., 1976; Шевалье М. «Мой путь и мои песни», М., 1997; Шульженко К. «Когда вы спросите меня...», М., 1981. Всё это необычайно важно, поскольку, таким образом, фиксируется фактический материал истории развития
отечественной эстрады. Однако фундаментальных трудов, не столько перечисляющих факты биографии, сколько осмысляющих законы творчества эстрадного певца, и на этой основе ведущих к познанию тенденций развития эстрадно-вокального искусства, явно недостаточно.
В начале нового столетия положение несколько изменилось. Рамки научного осмысления тенденций в развитии жанра, отдельных составляющих спектра проблем при создании эстрадного произведения (номера) расширяются. Об этом свидетельствуют такие издания как «Джазовый вокал» А. Корягиной, СПб. 2008; «Распевки. Хрестоматия для вокалистов» О.Сафроновой, СПб, 2010; «Эстрадное пение». Экспресс-курс развития вокальных способностей», И. Исаевой, М. 2006 и другие.
Несомненный вклад в современное искусствоведение в области эстрады вносят исследования и печатные труды И.А.Богданова. Одна из последних его работ - «Постановка эстрадного номера», СПб., 2004, посвящена важнейшей составляющей части режиссуры эстрады. В книге содержится изложение общих закономерностей режиссуры номера, а также представлена специфика режиссерской постановочной работы над эстрадными номерами различных жанров - речевыми, оригинальными, эстрадно-цирковыми и, что важно для настоящего исследования, вокально-эстрадными.
Богданов выделяет чрезвычайно важный аспект, говоря об отличительной особенности жанра эстрадного пения: «Только прекрасной вокальной техникой, только интересным пластическим рисунком во время пения, только актерскими способностями по отдельности удивить зрителя сегодня в этом жанре практически невозможно. Именно поэтому речь идет о комплексе выразительных средств»1.
Вместе с тем, несмотря на главенствующее по популярности положение лёгкой музыки в структуре современного искусства и её влияние в процессе формирования духовной культуры общества, проблеме эстрадной вокальной музыки уделяется всё ещё недостаточно внимания искусствоведов.
1 Богданов И.А. Постановка эстрадного номера, СПб, 2004. С. 217
Источники исследования:
• творчество наиболее заметных эстрадных исполнителей ХХ-го и начала текущего века;
• научные исследования, посвященные эстрадно-вокальному исполнительству;
• труды, статьи, отклики, рецензии на концертные программы и отдельные выступления;
• опыт Ленинградской - Петербургской театральной и хореографической школ в формировании пластической культуры актера. (ЛГИТМиК - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, - СПб ГАТИ - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, - Санкт - Петербургская Академия русского балета им. А.Я.Вагановой);
• собственный постановочный опыт в работе с артистами-вокалистами (режиссер по пластике, балетмейстер);
• педагогический опыт автора диссертации и преподавателей специальных музыкальных учебных заведений по формированию пластической культуры студентов и учащихся вокальных факультетов и отделов. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что,
анализируя искусство эстрадного вокала, автор выходит за рамки традиционных, свойственных музыковедению подходов. В оборот отечественной науки об эстраде вводится принципиально новое структурирование пластической лексики, применяемой современными эстрадными певцами, основывающееся на синтезе вокального и актёрского мастерства. В предлагаемую структуру входят три группы элементов пластической лексики:
- первая группа включает в себя элементы активного пластического компонента, в т.ч. хореографии, позволяет создавать песни-сценки,
У »/и1 ; I " ',Л 1
12
миниатюрные вокально-драматические спектакли, то есть посредством пластики интерпретировать сюжет вокального произведения;
- вторая - содержит элементы пластической лексики ассоциативно-поэтическои образности, являющейся метафорой, аллегорией, поэтическим символом;
- третья (самая лаконичная по объёму) включает в себя позу, жест, мимику, -пластическую лексику выразительной статики.
Сформулированы понятия «пластической культуры» и «пластической выразительности» применительно к артистам современной отечественной вокальной эстрады, определены общность и отличие в содержании этих понятий.
Предпринимается попытка определить основные закономерности формирования пластической культуры современного эстрадного певца в различных поджанровых областях искусства эстрадного вокала.
Методологические принципы сформированы на основе анализа современного состояния исполнительской культуры в вокальном жанре на эстраде. Впервые в теорию искусства эстрадного вокала вводится понятие «вокально-хореографический образ».
В диссертации выявляются, обосновываются и формируются основные приемы и способы постановочной работы режиссера по пластике и хореографа в эстрадно-вокальном номере.
Постановка проблемы пластической культуры эстрадных вокалистов в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде в искусствоведческой литературе практически отсутствует, в чём и состоит основная научная ценность и новизна настоящего диссертационного исследования в целом.
Практическая значимость работы состоит в том, что она вооружает системой методических приёмов, дополняющих учебный процесс при формировании пластики артистов эстрады вокального жанра. Сформулированные положения и выводы исследования могут быть
* * Л Г »
использованы как в режиссуре, так и в педагогике.
'«■н »
I
) £
t '{
В исследовании найдены и обоснованы способы использования определенных закономерностей и факторов психомоторной деятельности организма артиста, прежде всего, правильного дыхания при постановке вокально-хореографического образа концертного номера.
Несомненную пользу практикам дают сформированные и предложенные в рамках данного исследования принципы постановки пластического рисунка эстрадно-вокального произведения, как основы воплощения вокально-хореографического образа.
Наиболее важной особенностью, отличающей эстраду от драматического театра, является существование специфической формы, своеобразного «конечного продукта» творчества эстрадных актеров - концертного номера как самостоятельного произведения сценического искусства. Он крайне короток по времени, при этом строится по всем законам драматургии. Концертный номер -своеобразный мини-спектакль эстрадного вокалиста. Именно номер является «единицей измерения» мастерства конкретного актера.
Известный ленинградский - петербургский учёный в области эстрадоведения С.С.Клитин в своей книге «История искусства эстрады» подчёркивает, что «единицей измерения» эстрадного искусства является не шоу программа, не спектакль-обозрение, а номер, т.е. произведение малой формы. И рассматривать теоретический вопрос о видовом уровне искусства эстрады следует именно в пределах номера, а значит и в пределах образующегося каждый раз «особого жанра», - и далее, - «искусство эстрады в целом - это область особых жанров всех видов исполнительских искусств. Область, в которой яркими звёздочками поблёскивают отдельные номера и их исполнители — явления подлинного, бескомпромиссного высокого искусства»1. Особую значимость работе придаёт исследование именно этой специфики искусства вокальной эстрады. При этом пластика артиста эстрады вокальных жанров складывается не только из его индивидуальных выразительных средств,
1 Клитин С. История искусства эстрады, СПб, 2008. С. 178
но в совместном творчестве - из замыслов певца, режиссера и балетмейстера в процессе постановочной работы над эстрадно-вокальным номером. В целом, работа представляет по существу новую (дополнительную) практическую систему, углубляющую профессиональную подготовку эстрадного певца. В диссертации особо подчёркнута и убедительно доказана необходимость формирования пластической культуры артиста, работающего на концертной эстраде, его ответственность за результаты воздействия на зрительскую аудиторию.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается проблематика исследования, намечаются его перспективы, дается обзор литературы.
Структурное построение диссертации опирается на следующую логику: от рассмотрения, научного обоснования и формулирования самого понятия «пластическая культура» эстрадного певца - к подробному анализу ее составляющих. На этой основе - переход к выявлению основных способов формирования пластической культуры современного эстрадного вокалиста в процессе подготовки к сценической деятельности.
В первой главе «Пластическая культура и пластическая выразительность: общность и отличие» анализируется современное состояние вокального исполнительства на современной концертной эстраде. Проводится теоретический анализ содержания основных понятий настоящей работы: пластическая культура и пластическая выразительность, определяются их общие характеристики и отличие. Предлагаются определения:
Пластическая культура — комплекс специальных знаний о совокупности физических навыков и психофизических качеств личности, морально-нравственных и эстетических категорий;
пластическая выразительность — комплекс специальных навыков и умений , артиста, способствующих художественному воплощению образа
ей
вокально-эстрадного произведения.
Пластическая выразительность рассматривается как составная часть художественно - творческого стиля эстрадного певца. Выявляются особенности пластической выразительности эстрадного певца в различных поджанровых группах вокально-эстрадного номера. Определена и структурирована пластическая лексика, применяемая современными эстрадными исполнителями.
Подтверждается вывод о том, что пластика эстрадного певца свидетельствует о наличии или отсутствии пластической культуры у артиста. В свою очередь владение пластической культурой рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной подготовленности артиста концертной эстрады.
Вторая глава посвящена проблемам формирования пластической культуры эстрадного вокалиста, как на этапе обучения, так и в художественно-постановочном процессе. Подчёркивается значение хореографии как одного из основных средств воспитания пластической культуры артиста. Исследуются специфические особенности вокала в сочетании с движением. Отдельному анализу подвергаются проблемы формирования правильного дыхания эстрадного вокалиста в процессе оснащения его пластической выразительностью с применением танцевальной лексики.
В третьей главе предлагается принцип работы над созданием пластического рисунка (эстрадно-вокального) концертного номера как одного из определяющих компонентов воплощения художественного образа музыкального произведения. Особое значение придаётся владению артистом эстрады этикетными нормами и правилами поведения в обществе и на сцене. Исследуется, каким образом социальные, эстетические, музыкальные аспекты взаимодействуют в природе исполнительского искусства. Обосновывается их комплексное влияние на содержание жанра вокала на российской эстраде.
В заключении делаются основные выводы исследования, детализируются аспекты практического применения результатов работы автора-исследователя.
В конце приводится библиография, - списки литературы, включающие в себя более 300 названий.
Завершает диссертацию — приложение, где предлагается элементарные комплексы и последовательность упражнений и элементов танцев современных стилей, освоение которых может быть использовано в процессе обучения молодых эстрадных вокалистов для формирования их пластической выразительности.
17
Глава I
Пластическая культура и пластическая выразительность:
общность и отличие.
§ 1. Пластическая кулыура. Основные составляющие понятия
В природе эстрадного вокального искусства социальный, эстетический, музыкальный компоненты тесно взаимодействуют между собой. Выпадение одного из них из продукта сценического творчества - вокально-эстрадного произведения неизбежно приводит к нивелированию уровня, а порой, полному исчезновению со сцены продукта творчества в его художественном смысле и назначении.
Анализ показывает, что сегодня на песенной эстраде повсеместно наблюдается унификация исполнительских приёмов. Возникшие, чаще заимствованные стандарты сводят на нет индивидуальность, уничтожают пластическую неповторимость артиста. Этот процесс можно назвать «тиражированием кумира», и именно он, к сожалению, превалирует и составляет суть современного шоу-бизнеса. В подтверждение можно напомнить о попытках разных эстрадных певцов «походить» на Майкла Джексона. При этом никого не смущало ни несоответствие прототипу собственной индивидуальности, ни выбранный для исполнения музыкальный материал.
В «пластическом кругозоре» отечественного шоу-бизнеса - конвейера массового производства эстрадных артистов явственно проступает влияние не лучших, вторичных образцов англоязычной культуры. Отсутствие или весьма скромная пластическая подготовка приводит к тому, что отдельные исполнители вставляют в свои концертные номера элементы западноевропейского или американского современного танцевального направления, имея о них весьма расплывчатое представление, и выглядят при этом просто нелепо.
* I
18
Пластика исполнителя чаще всего не выражает идейно-смыслового содержания музыкального произведения, поэтому даже активное
I
эмоциональное воздействие становится бессмысленным. Вся сила направляется на уровень подсознания. Целью его является удовлетворение психофизиологических потребностей в сфере различных типов удовольствия (удовлетворения). Ведущий компонент - ритм, выраженный в пластике и частотных характеристиках на уровне инфразвука, обладающего эффектом подсознательного воздействия на психику и психопрограммирования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования2014 год, кандидат наук Илларионова, Надежда Николаевна
Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств2012 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Анна Сергеевна
Формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии2018 год, кандидат наук Курдина Евгения Сергеевна
Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста: на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля2010 год, кандидат педагогических наук Монд, Ольга-Лиза Леонидовна
Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений2021 год, кандидат наук Ду Хуэйцю
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Козлов, Николай Иванович, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ Книги, монографии:
1. Аркина Н. «Языком танца». М., 1975. (157 стр.)
2. Асафьев Б. «О балете». Л., 1974. (296 стр.)
3. Бабкина Н. «Душа русской песни». М., 2002. (381 стр.)
4. Барро Ж.-Л. «Размышления о театре». М., 1963. (300 стр.)
5. Барро Ж.-Л. «Воспоминания для будущего». М., 1979. (391 стр.)
6. Басков Н. «Я, голос и художественный образ...» // Монография. СПб, 2006. (360 стр.)
7. Богданов И. «Постановка эстрадного номера». Учебное пособие. СПб, 2004. (319 стр.)
8. Богданов-Березовский В. «Статьи о балете». Л., 1962. (207 стр.)
9. Борисоглебский М. Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Л., 1939. (380стр.)
Ю.БотавинаР.Н. «Этика деловых отношений». М., 2005. (208 стр.) П.Берто С. «ЭдитПиаф». М., 1991. (313 стр.)
12. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб, 2000. (220 стр.)
13.Ванслов В. «Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета». Л., 1980. (192 стр.)
14.ВасилинаИ. «Алла Пугачева». М., 1991. (60 стр.)
15. Викторов А. «Начинаем эстрадный концерт». М., 1974. (47 стр.)
16. Вертинский А. «Дорогой длинною. Воспоминания». М., 1991. (573 стр.)
17. Вертинский А. «За кулисами». М., 1991. (303 стр.)
18.Вечеслова Т. «О том, что дорого. Воспоминания». Л., 1984. (200 стр.)
19. Ваганова А. «Основы классического танца». Л.-М, 1963. (207 стр.)
20. Волынский А. «Статьи о балете». СПб, 2002. (399 стр.)
21.Деген А., Ступников И. «Ленинградский балет. 1917-1987». Л., 1988. (264 стр.)
22. Добровольская Г. «Танец. Пантомима. Балет». Л., 1975. (128 стр.)
23.Гиммерверт JI. «М.Кристалинская - и всё сбылось и не сбылось». М., 1999 (480 стр.)
24.ГинзбургИ. «Ленинградский балет». Л., 1940. (48 стр.)
25.Григорьев С. «Балет Дягилева. 1909-1929». М., 1933. (153 стр.)
26.Громов Ю.И. «Воспитание пластической культуры актера средствами танца». М., 1971. (36 стр.)
27. Добровольская Г. «Балетмейстер Леонид Якобсон». Л., 1968. (177 стр.)
28.Ghi Déni. Luc Dasseville. «Le guide marabout de toutes les dances.
Des pas de base aux improvisatons spectaculaires». Belgique, 1970. (288 стр.)
29.Гульянс E. «Три сказки - сказки о Золушке, балете и музыке или необыкновенные приключения Золушки из сказки Шарля Перро». М., 1977. (80 стр.)
30.Гершуни Е. «Рассказываю об эстраде». М., 1968. (254 стр.)
31.Гиммерверт А. «Майя Кристалинская». М, 1999. (480 стр.)
32. Дмитриев Ю. «Советская эстрада. Краткий очерк истории». М, 1968. (77 стр.)
33. Дмитриев Ю. «Искусство советской эстрады». М., 1962. (127 стр.)
34. Дмитриев Ю. «Эстрада и цирк глазами влюбленного». М, 1971. (207 стр.)
35.Дюллен Ш. «Воспоминания и заметки актера». (145 стр.)
36. Дункан А. «Моя исповедь». Рига, 1991. (287 стр.)
37.Ершов П. «Режиссура как практическая психология». М., 1972. (352 стр.) 38.3авадская Н. «Певец и песня». М., 1979. (86 стр.)
39.3ахава Б. «Мастерство актера и режиссера». М., 1978. (334 стр.) 40. Захаров Р. «Записки балетмейстера». М., 1976. (351 стр.) 41.Захаров Р. «Искусство балетмейстера». М., 1954. (430 стр.) 42.3ахаров Р. «Слово о танце». 2ое издание. М., 1979. (160 стр.) 43.Захаров Р. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта».
М., 1983. (237 стр.) 44. Зверева Н. «Мастерство режиссера». М., 2002. (472 стр.) 45.3вёздочкин В. «Творчество Леонида Якобсона». СПб., 2007. (220 стр.) 46.3озулина Н.Н. Алла Осипенко. Л., 1987. (220 стр.)
47.3олотницкий Д. «Зори театрального октября». JI., 1976. (392 стр.) 48.Зыкина Л. «Течет моя Волга». М., 1998. (416 стр.)
49. Иванов А. «Искусство пения». М., 2006. (221 стр.)
50.Каган М. «Морфология искусства». Л., 1972. (439 стр.)
51.Карп П. «Балет и драма». Л., 1967. (246 стр.)
52. Карп П. «Младшая муза. Об искусстве балета». «Детская литература», 1986. (237 стр.)
53.Карп П. «О балете». М., 1967. (235 стр.)
54.Катонова С. «Музыка советского балета». Л., 1980. (296 стр.)
55.Катышева Д. «Магия театра». СПб., 2005. (198 стр.)
56. Келлер Е. «Праздничная культура Петербурга. Очерки истории». СПб, 2001. (319 стр.)
57.Кизимова С. «Несравненная Анастасия Вяльцева» (в 2-х книгах: кн.1 «Чайка русской эстрады». Брянск, 1999. 218 стр.;
кн. II «Под чарующей лаской твоею». Брянск, 1999. 153 стр.)
58.Клитин С. «Искусство эстрады Х1Х-ХХвеков. Учебное пособие». СПб, 2005. (46 стр.)
59. Клитин С. «История искусства эстрады». СПб, 2008. (446 стр.)
60.Клитин С. «Режиссер на концертной эстраде». М., 1971. (118 стр.)
61. Клитин С. «Эстрада. Проблемы теории, истории и методики». Л., 1987. (190 стр.)
62. Клитин С. «Эстрадные заведения». М., 2003. (352 стр.)
63.Кожевников С. «Акробатика». М., 1984. (222 стр.)
64.Козинцев Г. «Глубокий экран». Собрание сочинений, т.2. М., 1983. (527 стр.) 65 .Козлов Н. «О пластической культуре эстрадного вокалиста». Известия РГТ1У им.
А.И. Герцена. СПб, 2007. (436 стр.)
66.Козлов Н. «Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа». СПб, 2006. (20 стр.)
67.Конников А. «Мир эстрады». М., 1980. (270 стр.)
68.Кончаловская Н. «Песня, собранная в кулак». М., 1965. (92 стр.)
«f I {
'V 171
69.Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца. Учебник для хореографических училищ и хореографических отделений ВУЗов искусства». JL, 1968. (261 стр.)
70.Коралли В. «Сердце, отданное эстраде: записки куплетиста из Одессы». М.: «Искусство», 1988. (206 стр.)
71.Кох И. «Основы сценического движения». JL, 1970. (222 стр.)
72.Красовская В. «Статьи о балете». Л., 1967. (337 стр.)
73.Кугель Л. «Листья с дерева. Воспоминания». Л., 1926. (212 стр.)
74.Кугель Л. «Театральные портреты». Петроград, 1923. (182 стр.)
75.Кузнецов Е. «Из прошлого русской эстрады». М., 1958. (367 стр.)
76. Культура русской речи. Отв. ред. Граудина Л, Ширяев Е. М., 1999. (549 стр.)
77. Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир Древней Руси». Л., 1976. (204 стр.)
78. Лихачев К. «Мастера острого слова». М., 1965. (111 стр.)
79. Лук А. «Юмор. Остроумие. Творчество». М., 1977. (184 стр.)
80. Лук А. «Психология творчества». М., 1978. (127 стр.)
81. Лавровский Л. «Документы, статьи, воспоминания». М., 1983. (423 стр.)
82. Лопухов Ф. «Хореографические откровенности». М., 1972. (216 стр.)
83. Лукьянова Е. «Дыхание в хореографии». М., 1979. (184 стр.)
84. Луначарский А. «А.В.Луначарский о массовых празднествах, эстраде, цирке». М., 1981. (224 стр.)
85. Львов Н. Грим и образ. М., 1960. (55 стр.)
86.Магомаев М. «Любовь моя - мелодия». М., 1999. (317 стр.)
87. Марков П. «Персоны: Звёздные досье». М., 1999. (364 стр.)
88.Маркова Е. «Марсель Марсо». Л., 1975. (143 стр.)
89.Маркова Е. «Современная зарубежная пантомима». М., 1985. (191 стр.)
90. Маркова Е. «Пантомима XX века». Сценарии и описания. СПб, 2006. (158 стр.)
91. Маркова Е. Этье Декру. Теория и школа «MIME PUR». СПб, 2008. (224 стр.)
92.Мархасев Л: «В легком жанре. Очерки и заметки». Л., 1986. (290 стр.)
93.Мечик Д. «Искусство актера на эстраде». Л., 1972. (119 стр.)
94.Мессерер А. «Танец. Мысль. Время». М., 1979. (259 стр.)
95.Михайлов М. «Жизнь в балете. Балетная эстрада». JI.-M., 1966. (314 стр.)
96. «Музыка и хореография современного балета». JL, 1974. (208 стр.)
97.Немеровский А. «Пластическая выразительность актера». М., 1988. (191 стр.)
98.Нестьев И. «Звезды русской эстрады». М., 1974. (182 стр.)
99. Песни XX столетия. Сост. Юрьев Г. Челябинск, 2002. (198 стр.)
100. Песни военных лет. Сост. Моисеева М. СПб, 1994. (55 стр.)
101. Петров О. «Русская балетная критика второй половины XIX века». СПб -Екатеринбург, 1995. (415 стр.)
102. Пиаф Э. «Моя жизнь». М., 1992. (176 стр.)
103. Пиз А. «Телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам». Н.Новгород, 1992. (262 стр.)
104. Плевицкая Н. «Воспоминания». СПб, 1994. (176 стр.)
105. Пожидаев Г. «Повесть о танце». М., 1972. (176 стр.)
106. Пономарев Я. «Психика и интуиция». М., 1967. (267 стр.)
107. Попов А. «О художественной целостности спектакля». М., 1957. (203 стр.)
108. Психология мотивации и эмоции. М., 2006. (752 стр.)
109. Психология процессов художественного творчества. JL, 1980. (285 стр.)
110. Раззаков Ф. «Досье на звёзд: Правда. Домыслы. Сенсации». М., 1999. (686 стр.)
111. Розанова О. «Елена Люком». Л., 1983. (192 стр.)
112. Розовский М. «Режиссер зрелища». М., 1973. (112 стр.)
113. Рошаль Г. «Мир и игра». 1973. (168 стр.)
114. Румнев А. «О пантомиме. Театр. Кино». М., 1964. (243 стр.)
115. «Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории под редакции доктора искусствоведения профессора Е.Уваровой». М., 1976. (407 стр.)
116. Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории под редакции доктора искусствоведения профессора Е.Уваровой». М., 1977. (415 стр.)
117. Русская советская эстрада. 1946-1977. Очерки истории под редакции доктора искусствоведения профессора Е.Уваровой». М., 1981. (527 стр.)
118. Савченко Б. «Эстрада ретро». М., 1996. (400 стр.)
119. Скороходов Г. «Звезды советской эстрады». М., 1982. (126 стр.)
120. Суриц Е. «Хореографическое искусство 20х годов». М.: «Искусство», 1979. (358 стр.)
121. СлавскийР. «Искусство пантомимы». М., 1962. (133 стр.)
122. Смирнова М. «Мастера советской песни». М., 1980. (48 стр.)
123. Сохор А. «Основные этапы развития советской музыки». JL, 1969. (20 стр.)
124. Соллертинский И. «Статьи о балете». JL, 1973. (208 стр.)
125. Слонимский Ю. «Драматургия балетного театра XIX века. Очерки, либретто, сценарии». М., 1977. (343 стр.)
126. Смирнов И. «Искусство балетмейстера». М., 1986. (190 стр.)
127. Таиров А. «Записки режиссера». М., 1970. (603 стр.)
128. Тихвинская JI. «Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917» М., 1995. (412 стр.)
129. Товстоногов Г. «Зеркало сцены». JL, 1980. (368 стр.)
130. Толшин А. «Импровизация в обучении актёра». СПб., 2011. (132 стр.)
131. Териков Г. «Куплет на эстраде». М., 1987. (222 стр.)
132. Уварова Е. «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. 19171945». М., 1983. (320 стр.)
133. Утесов JI. «Спасибо сердце. Воспоминание, встречи, раздумья». М., 1976. (479 стр.)
134. Успенская М. «Певцы советской эстрады». М., 1991. (304 стр.)
135. Уральская В. «Рождение танца». М., 1982. (143 стр.)
136. Филиппов Б. «Актеры без грима». М., 1971. (383 стр.)
137. Фокин М. «Против течения». JL, 1981. (510 стр.)
138. Чистякова В. «В мире танца: беседы о балете». М.-Л., 1964. (131 стр.)
139. Шапировский Э. «Образы и маски эстрады». М., 1976. (120 стр.)
< 1 t
140. Шароев И. «Режиссура эстрады и массовых представлений». М., 1968. (461
стр.)
ч
141. Шеламова Г.Н. «Этикет делового общения». М., 2007. ( 192 стр.)
142. Шереметьевская Н.Е. «Танец на эстраде». М., 1985. (414 стр.)
143. Шереметьевская Н.Е. «Прогулка в ритмах степа». М., 1996. (240 стр.)
144. Шереметьевская Н.Е. «Длинные тени». М, 2007. (446 стр.)
145. Школьников С. «Прически, головные уборы и украшения для сцены». Минск, 1975. (223 стр.)
146. Шульженко К. «Когда вы спросите меня». М., 1981. (144 стр.)
147. Шумилова Э. «Правда балета». М., 1976. (153 стр.)
148. Эльяш М. «Образы танца». М., 1970. (239 стр.)
149. Энтелис JI. «Заметки на нотных страницах. Статьи о балете, джазе, песне». JL-М.: «Советский композитор», 1974. (184 стр.)
150. Юриков А. «Валерий Леонтьев. Биография популярного певца, рассказанная им самим, а также теми, кто его знает и любит». М., 1998. (158 стр.)
Тематические сборники, отдельные статьи:
151. «Актер на эстраде». Составитель Викторов А. В помощь художественной самодеятельности. М., 1979. (72 стр.)
152. «Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады. Сборник статей ЛГИТМиК. Л., 1987. (119 стр.)
153. Бармак А. «О дилетантизме и школе. Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988. (244 стр.)
154. Бернес М. «Главное - неповторимость. Мастера эстрады советуют». М., 1967. (28 стр.)
155. Бубенникова А. «Современная молодежная эстрада как инструмент социализации. Искусство в художественной жизни социалистического общества. М., 1990. (155 стр.)
156. Ваксберг А. «Ночь на ветру. Рассказы о деятелях современного
Y Ч i
i* ,'„ >
зарубежного искусства». М., 1982. (239 стр.)
157. Ванслов В. «К методологии анализа содержания и формы в искусстве. Философия искусства в прошлом и настоящем». М., 1981. (37 стр.)
158. «Взаимодействие и синтез искусств». JL, 1978. (269 стр.)
159. «Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады». Составитель А.Бейлин. Л., 1971. (207 стр.)
160. «Вопросы вокальной педагогики». М., 1982. (181 стр.)
161. Гуляева Н. «Нани Брегвадзе. Певцы советской эстрады». Выпуск 2. М, 1985. (45 стр.)
162. Дуков Е. «Развлекательное искусство в социо-культурном пространстве 1990-х годов». СПб, 2004. (208 стр.)
163. Завадская Н. «Певец и песни». М., 1979. (86 стр.)
164. Завадская Н. «Людмила Зыкина. Творческий портрет». М., 1978. (24 стр.)
165. Зинченко Н. «Земля моя. Песни в сопровождении баяна и фортепиано». Ставрополь, 1979. (126 стр.)
166. Зись А. «В поисках художественного смысла». Избранные работы. М., 1991. (350 стр.)
167. Зись А. «Виды искусства». М., 1979. (128 стр.)
168. «Искусство и общение». Л., 1984. (168 стр.)
169. «Искусство и социокультурный контекст». Л., 1986. (160 стр.)
170. «Искусство режиссуры за рубежом. Первая половина XX века». Хрестоматия, отв. редактор проф. Л.Гительман. СПб, 2004. (319 стр.)
171. Кадышев И. «Искусство шансонье. Искусство и массы в современном буржуазном обществе». М., 1979. (309 стр.)
172. Кадышева Н. «Как наша песня русская, как русская душа...». М., Гудок, 17 авг. 1996. с. 6
173. Клявина Т. «Актеры - легенды Петербурга». СПб., 2004. (507 стр.)
174. Конников Л. «Размышления об эстрадной режиссуре. Мастера эстрады - самодеятельность». М., 1975. (79 стр.)
175. Конников Л. «Режиссура на эстраде. Мастера эстрады советуют». М., 1967. (88 стр.)
176. Конников Л. «Эстрада без парада». Сов. Культура, 1972 №3. с. 3.
177. Краснянский Э. «Слуги трех муз. О мастерах театра, сатиры, эстрады и цирка». М., 1987. (182 стр.)
178. «Маска и маскарад в русской культуре XVIII-XX веков». Сборник статей. Отв. редактор Е.Струтинская. М., 2000. (339 стр.)
179. «Массовая культура на рубеже веков». Сборник статей ГИИ. М.-СПб,2005. (261 стр.)
180. «Мастерство режиссера». Сборник статей. М., 1956. (458 стр.)
181. Мечик Д. «Профессия? Артист эстрады». Смена, 1977. 9 авг. С. 4
182. Мечик Д. «Уникальный талант. Эстрада и цирк». 1992. №1. С. 22-23
183. Морщанская К. «Сон Пьеро. Е. Камбурова». М., 1995. (256 стр.)
184. «О воспитании режиссеров эстрады и массовых представлениях. Сборник научных трудов. М., 1980. (160 стр.)
185. «Певцы советской эстрады». Сборник статей. Выпуск 3. М., 1991. (304 стр.)
186. «Проблемы синтеза в художественной культуре». М., 1985. (286 стр.)
187. «Проблемы современного актерского искусства». Л., 1990. (160 стр.)
188. «Психология процессов художественного творчества». Сборник статей. Л., 1980. (286 стр.)
189. «Развлекательная культура России XVIII-XIX веков. Очерки истории и теории». СПб, 2001. (371 стр.)
190. Рождественская Н. «Проблема «актер-зритель» в режиссерских системах XX века. Художник и публика». Л., 1981. (143 стр.)
191. «Театральная жизнь: взаимосвязи во времени и пространстве». Материалы международной конференции 17-19 окт. 1998г. СПб, 1998. (136 стр.)
192. «Театрально-концертные площадки Ленинградской области». Л., 1980. (328 стр.)
193. Тетеревкина Т. «Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады». СПб, 2002. (22 стр.)
194. Уварова Е. Вокзалы, сады, парки. // Развлекательная культура России XVIII-XIX веков». М., 2001. (349 стр.)
195. Успенская Н. «Николай Сличенко» // Певцы советской эстрады. Выпуск 2. М., 1985. (279 стр.)
196. Хренов Н. Переходные процессы в русской художественной культуре: новое и новейшее время. М., 2003. (495 стр.)
197. Чаплин. Сборник статей. JL, 1925. (103 стр.)
198. «Эстрада без парада». Авт. вст. сл. Е.Д.Уварова. М., 1991. (447 стр.)
Статьи в периодике:
199. Алянский Ю., Золотницкий Д. «Если звезды зажигают». ЭЦ. 1992. №2. С. 6-8.
200. Архангельский А. «О новом альбоме «Оранжевое настроение рок-группы «ЧайФ». Огонек, 2002, № 4. С. 56-67.
201. Бернес М. «Тревожит гладкость их пути».М., 1980. С. 52-55.
202. Богданов И.А. «Жанры эстрадного номера: лекция по программе курса «Режиссура эстрады»». СПбГАТИ-СПб, 2004. (31 стр.)
203. Богданов И.А. «Режиссер как создатель драматургии эстрадного
номера: лекция». СПбГАТИ - факультет драматического искусства. Кафедра . эстрадного искусства и музыкального театра. СПб, 2003. (27 стр.)
204. Гурович А. «Приятный вечер». СЭЦ, 1985, №2. С. 18-19.
205. Гриншпун И. «Вокалист или поющий актер?». Сборник «Проблемы сценической речи». JL, 1979. С. 94-99. Гриншпун И. «О воспитании актера оперетты. Сценическая педагогика». Сборник трудов. Выпуск 2. JL, 1976. С. 85-93.
206. Зверева Н. «О роли сверхзадачи и предлагаемых обстоятельствах в эмоциональном звучании спектакля». М., 1974. (46 стр.)
207. Золотницкий Д. «Очерки о советской эстраде». СЭЦ, 1977, №3. С. 20-21.
208. Золотницкий Д. «Профили эстрады». Театр, 1971, №1. С. 100-111.
209. Зотолницкий Д. «Режиссура в пути». Л., 1966. (212 стр.)
210. Жарков А. «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория,-технология». М., 2003-2004. Ч. 2. (215 стр.)
211. Кухарский В. «О музыке и музыкантах наших дней». М., 1979. (493 стр.)
212. Рудин Р. «Театр малых форм». Новое в жизни, науке, технике, 1980, №12. (48 стр.)
213. Русланова Л. «Жизнь моя песня». СЭЦ, 1968, №7. С. 5-7.
214. Черноземов К. «Пантомима и режиссура». СЭЦ, 1981. №4. С. 10-12.
215. Черноземов К. «Пластическая партитура роли. Сценическая педагогика». Сборник трудов. ЛГИТМиК, 1973. С. 77-86.
216. Щербаков В. «О пластическом театре». Театр, 1985, №7. С. 28-36.
217. Шульженко К. «Волшебное «чуть-чуть»». СЭЦ, 1966, №5. С. 8-10.
Энциклопедии:
218. «Балет». Энциклопедия. М., 1981. (623 стр.)
219. «Цирковое искусство России». Энциклопедия. Авторы-составители Швыдкой М., Белякова Г., Славский Р. М., 2000. (480 стр.)
220. «Кино». Энциклопедический словарь. Главный ред. С.Юткевич. «Советская энциклопедия». М., 1987. (640 стр.)
221. «Театральная энциклопедия». «Советская энциклопедия». М., 1961. Т. I. (1215 стр.)
222. Уварова Е. «XX век. Лексикон. Энциклопедия». М., 2000. (784 стр.)
223. Уварова Е. «Эстрада России XX века (энциклопедия)». М., 2004. (862 стр.)
224. «Этикет». Энциклопедия. М., 2006. (512 стр.)
Новая и новейшая литература
1."Агата Кристи": песни веры и отчаяния = Songs of faith and despodency (сост. И. Croroff) СПб, 2007. (199 стр.)
2.Айзеншпис Ю. Зажигающий звезды: записи и советы пионера шоу-бизнеса. М. 2005. (381 стр.)
3.Актеры-легенды Петербурга (сб. ст.) отв. Ред. Т.А. Клявина. СПб, РИИИ. 2004. (507 стр.)
4.Алахверзов JI. Как молоды мы были. Правдивые байки из жизни эстрадных артистов периода Великого застоя. СПб, 2000. (286 стр.)
5.Александрова Н., Голубева В. Танец модерн. Предисловие Козлова Н.И. СПб-М.-Краснодар, 2007. (128 стр.)
6.Алексеев А. Энциклопедия российской поп-и-рок-музыки. "Кто есть кто". М. 2001. (432 стр.)
7.Алмазов Б. Не только музыка к словам: мемуары под гитару. М.-СПб, 2003. (543 стр.)
8.Алянский Ю.Л. Веселящийся Петербург. СПб: Изд. Н. Куприянова, 2002. (326 стр.)
9.Аникина И. Звезды скандаля. М.: Рипол классик, 2000. (478 стр.) Ю.Бабкина Н. Душа русской песни. Мемуары. М., 2002. (381 стр.)
11.Барбой Ю. К теории театра. СПб, 2008. (237 стр.)
12.Барсова А. Человек есть тайна. СПб, 2008. (223 стр.)
13.Басков Н. "Я голос и художественный образ". Монография. Мадаптация как современная форма функционирования старинного русского романса и других вокально-инструментальных жанров. СПб, 2006. (360 стр.)
14.Бахарева Н. Эдита Пьеха. Признание в любви. СПб, 2007. (202 стр.)
15.Безрукова Л. Эдита Пьеха: Секреты красоты и молодости. СПб, 2002. (94 стр.)
16.Белинский А. "...Не бог, не царь и не герой": факты и фантазии.
i 180 СПб, 2008. (253 стр.)
1 Т.Белова-Колесникова JI. Мои кумиры. СПб, 2007. (147 стр.)
18.Берковский В. Я выбрал песню (сб. песен и воспоминаний). М, 2008. (575 стр.)
19.Богатырев В. Актер и роль в оперном театре. СПб, 2008. (254 стр.)
20.Богданов И. Жанры эстрадного номера: Лекция по программе курса "Режиссура эстрады". СПбГАТИ, 2004. (31 стр.)
21.Богданов И. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПбГАТИ, 2003. (108 стр.)
22.Богданов И. Политическое кабаре на стыке веков: Международный симпозиум: Тезисы докл. (отв. Ред. И.А. Богданов). СПбГАТИ, СПб ГОС. театр "Буфф", ин-т "Открытое о-во" (фонд Сороса - Россия). СПб, 2001. (21 стр.)
23.Богданов И. Постановка эстрадного номера. СПб, 2004. (319 стр.)
24.Богданов И. Режиссер - как создатель драматургии эстрадного номер; Лекция по программе "Режиссеры эстрады". СПбГАТИ, 2003. (27 стр.)
25.Богданов И. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПбГАТИ, 2005. (38 стр.)
26.Богданов И., Виноградский И. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПбГАТИ, 2009. (419 стр.)
27.Бондаренко В. Энциклопедия популярной музыки. Минск: Экономпресс, 2002. (415 стр.)
28.Бродская И. Голая правда о звездах эстрады. М., 2007. (255 стр.)
29.Буланова Т. Территория женщины. М., 2007. (255 стр.)
30.Буренина А. Ритмическая мозаика, СПб, 2000. (220 стр.)
31.Бутенко Э. «Имитационная теория сценического перевоплощения». М., 2004. (271 стр.)
32.Валерия. И жизнь, и слезы, и любовь. СПб, 2007. (207 стр.)
33.Вертинская Л. Синяя птица любви. М., 2004. (455 стр.)
34.Вертинский А. Дорогой длинной. Сост. Лидия Вертинская. М, 2004. (608 стр.)
35.Ветров Г. Сквозняк между кулисами. Актерские байки. М., 2007. (190 стр.)
36.Винокур В. Артист - это навсегда. М., 2001. (292 стр.)
37.Волынский А. Статьи о балете. СПб, 2002. (399 стр.)
38.Все движется любовью: воспоминания о Народном артисте РСФСР Л.С. Маслюкове. Автор послесловия Е.Уварова. М., 2003. (415 стр.)
39.Высоковский 3. Жизнь моя - анекдот. М., 2002. (319 стр.)
40.Гальцев Ю. Веселые картинки. СПб, 2006. (127 стр.)
41.Герасимова О. Импровизация шоумена. Ростов-на-Дону, 2006. (125 стр.)
42.Гиммерверт А. Непохожая на всех Алла Баянова. «Известная и неизвестная». М., 2004. (302 стр.)
43.Глоба П., Раззаков Ф. «Знаменитые Скорпионы». М., 2011. (640 стр.) 44.Глушко С.А. «Система театральной импровизации». Киев. 2010.
(45 стр.)
45.Гройсман Я. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. Нижний Новгород, 2003. (285 стр.)
46.Гришков В. Легенды. Символы. Атрибуты. Цвет. СПб., 2008. (128стр.)
47.Дрознин А.Б. «Дано мне тело...Что мне делать с ним?». М., 2010. (462 стр.)
48.Дунаевская Т. Судьба Режиссера. СПб, 2008. (203 стр.)
49.Жак-Далькроз Э. Ритм. М. Классика XXI, 2006. (248 стр.) 50.3везды российской эстрады. Сб. сост. Ю. Рогозин. М., 2006.
S I I !
(358стр.)
51.3вёздочкин В. «Творчество Леонида Якобсона». СПб., 2007. (221 стр.)
52. Игнатьев А. Хроноскоп русского рока 1953 - 2004. М., 2005. (599 стр.)
53.Измайлов Л.М. Какие люди: рассказы об известных людях эстрады, музыки, литературы. М., 2008. (285 стр.)
54.Иошпе А. Хлеб с - солью - и пылью. М., 2006. (219 стр.)
55.Ирма Яунзем. Автор сост. Е.А. Грощева. М., 2001. (495 стр.)
56.Истомин С. Самые знаменитые: Барды России. М., 2002. (416 стр.)
57.Каган М. «История культуры Петербурга». СПб, 2000. (231 стр.)
58.Каневский А. Смейся, паяц! М., 2006. (582 стр.)
59.Капитановский М. Во всем виноваты "Битлз". М., 2006. (383 стр.)
60.Катышева Д. «Магия театра». СПб., 2005. (231 стр.)
61.Ким Юлий. Не покидай меня. Екатеринбург, 2004. (319 стр.)
62.Ким Юлий. Песни, песни из мюзиклов, мюзиклы, стихотворения, воспоминания, пьеса. М., 2006. (436 стр.)
63.Клавдия Шульженко. Петь значит жить. Сб. сост. А. Вартанян. М., 2005. (511 стр.)
64.Клитин С. Искусство эстрады XIX-XX веков. Учебное пособие. СПб, 2005. (46 стр.)
65.Клитин С. История искусства эстрады. СПб, 2008. (448 стр.)
66.Клитин С. Эстрадные заведения. М., 2003. (352 стр.)
67.Кобзон И. Как перед Богом. М., 2006. (414 стр.)
68.Коваленко С. Современные музыканты. Поп, рок, джаз. М., 2002. (606 стр.)
69.Козлов Н. О пластической культуре эстрадного вокалиста. Известия РГПУ Им. А.И. Герцена. СПб, 2007. С. 132-137.
70.Козлов Н. Пластическая выразительность как один из
определяющих компонентов в создании художественного образа. СПб, Композитор, 2006. (20 стр.)
71. Козлов Н. О некоторых проблемах пластической выразительности в современном вокале. Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского государственного университета. № 1 - 2012. С. 357 - 359.
72. Козлов Н. Особенности пластической выразительности эстрадного певца. Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского государственного университета. № 2 - 2012. С. 336 - 338.
73 .Коновалов А. Маленькие секреты большого шоу- бизнеса: продвижение артиста на музыкальном рынке России. СПб, 2005. (187 стр.)
74.Кравчинский М. Легенды и звезды шансона. От Вертинского до Шафутинского. СПб, 2008. (413 стр.)
75.Крыжановский Е. От аншлага до "Аншлага" (записки юмориста). Минск, 2008 (285 стр.)
76.Крымова М. Все что хотите знать об «Аквариуме», но не решаетесь спросить. Ростов-на-Дону, 2001. (127 стр.)
77. КулишА. Театрон. СПб, 2008. (125 стр.)
78.Лещенко Л. Аналогия памяти. М., 2001. (363 стр.)
79.Лопатин А. Эдита. М., 2007. (446 стр.)
80. Макаревич А. «Сам овца - автобиографическая проза». М., 2003. (268 стр)
81. Макаров С. Театр, эстрада, цирк: к 95-летию д-ра искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Ю.Дмитриева. М., 2006. (270 стр.)
82.Мархасев А. XX век в легком жанре. Взгляд из Петербурга-Петрограда-Ленинграда: Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980.
СПб, 2006. (502 стр.)
83 .Маркова Е. Пантомима 20-го века. Сценарии и описания. СПб,
2006. (158 стр.)
84.Маркова Е. Этье Декру. Теория и школа "mime pur". СПб, 2008. (224 стр.)
85."Маска и маскарад в русской культуре XVIII - XX веков". Сборник статей. Отв. Ред. Е. Струтинская. М., 2000. (339 стр.)
86.Массовая культура на рубеже веков. Сб. статей. ГНИ, М.-СПб, 2005. (261 стр.)
87.Мастера эстрады. М., АСТ-ПРЕСС-Книга, 2003. (304 стр.)
88.Машкова Т., Рыбакова JI. «Большой театр. Золотые голоса». М., 2011. (1024 стр.)
89.Моисеев Б. Птичка. Живой звук. М., 2007. (319 стр.)
90.Молодёжная эстрада. Литературно-музыкальный альманах № 1 : «Я танцевать хочу» и «Танец на эстраде». М., 2001. (157 стр.)
91.Музыкальная анатомия поколения независимых. Ред. Сост. С. Жариков. М., 2006. (431 стр.)
92.Никитин Р. Легенды русского шансона. С. Наговицин, А. Полотко, Г. Жарков, В. Токарев, М. Круг, Петлюра, Трофим. М., 2002. (219 стр.)
93 .Панорама "Молодежной эстрады" №1, №2, №3: Кумиры и корифеи искусства XX века (композиторы, дирижеры, звезды эстрады и др.). М., 2006. (400 стр.)
94.Порохня Л. Nautilus Pompilius: история культовой рок-группы. СПб,
2007. (330 стр.)
95.Портнова Т. Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX - начала XX века. М., 2007. (412 стр.)
96.Привалов К. Звездные исповеди. М., 2005. (366 стр.)
97.Раззаков Ф. Популярная энциклопедия звезд. М., 2000. (687 стр.)
98.Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. СПб, 2000. (522 стр.)
99.Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов. Сб. статей. М., 2004. (208 стр.)
ЮО.Развлечение и искусство. СПб, 2008. (623 стр.)
101.Резник И. Пугачева и другие: Аллочка, Лаймочка, Филя. М., 2006. (431 стр.)
102.Рогальская О. XX век. Знаменитые музыканты. СПб, 2000. (159 стр.)
ЮЗ.Розенбаум А. Бультерьер. М., 2000. (207 стр.)
104.Рыбакова Е. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования. СПб, 2006. (278 стр.)
105.Савченко Б. Вадим Козин. Смоленск, 2001. (416 стр.) Юб.Савченко Б. Лариса Мондрус. М., 2003. (351 стр.)
107.Савченко Б. Кумиры Российской эстрады. М., 2003. (380 стр.)
108.Сариева Е. Городская развлекательная культура пореформенной Москвы. М., 2000. (20 стр.)
109.Сергеев А. Циркизация театра. СПб, 2008. (157 стр.)
1 Ю.Сидорович Д. Великие музыканты XX века. М., 2003. (512 стр.)
111.Сироткина И. «Свободное движение и пластический танец в России». М., 2011, (319 стр.)
112.Скороходов Г. Алла и Рождество. То, что вы хотели узнать о Пугачевой, но не у кого было спросить. М., 2003. (316 стр.)
113.Скороходов Г. В поисках утраченного. М., 2000. (412 стр.)
114.Скороходов Г. Леонид Утесов. Друзья и враги. М., 2007.
(317 стр.)
115.Скороходов Г. Тайны граммофона. Все о неизвестных пластинках и звездах грамзаписи. М., 2004. (447 стр.)
116.Скороходов Г. Три влечения Клавдии Шульженко. М., 2006. (255 стр.)
117.Скороходов Г. Ты - божество, ты - мой кумир. М., 2005. (398 стр.)
118.Сметанкина Л. Звезды оперы и эстрады. СПб, 2003. (157 стр.)
119.Стили интерьера: от классики до авангарда. М., 2004. (94 стр.)
120.Смирнова-Мерли А. Дорога домой. М., 2004. (283 стр.)
121.Соловьем залетным. Приношение Юрию Гуляеву (авт. Сост. Л. Гуляева, Ю. Гуляев-младший) М., 2006. (274 стр.)
122.Сосудин Ю. Незабываемые певцы. СПб, 2003. (131 стр.)
123.Стинг. Разбитая музыка (перевод с англ. Н. Макарова). Екатеринбург, 2005. (393 стр.)
124.100 лет К.И. Шульженко: 10 лет Харьковскому городскому музею. К.И. Шульженко (буклет). Харьков, 2006,1л. (слож. вчетверо)
125.Стронгин В. Валерий Ободзинский. Отлучение от песни. М., 2006. (334 стр.)
126.Стронгин В. Тюрьма и воля Лидии Руслановой. М., 2005. (239 стр.)
127.Субботовская Л. Музыка в театральном ВУЗе. СПб, 2008. (119 стр.)
128.Талькова О. Крестный путь Игоря Талькова. М., 2006. (399 стр.)
129.Териков Г. Куплеты в цирке и на эстраде. М., 2005. (303 стр.)
130.Тетеревкова Т. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. искусствоведения. СПб ГАТИ, 2002. (22 стр.)
131.Тихонова Н. Белая цыганка: к 100- летию Изабеллы Юрьевой. М.,
2000. (459 стр.)
132.Толшин А. Импровизация в процессе воспитания актёра. СПб., 2005. (114 стр.)
133. Толшин А. «Импровизация в обучении актёра».СПб., 2011. (132 стр.)
134.Уварова Е. Вокзалы, сады, парки. Развлекательная культура России. ХУШ-Х1Х вв. СПб, 2000. (349 стр.)
135.Уварова Е. Как развлекались в российских столицах. СПб, 2004. (278 стр.)
136. Фрумкин В. Певцы и вожди. Нижний Новгород, 2005. (181 стр.)
137. Хорт А. Король и свита. Забавные картинки из жизни Леонида Утёсова, его друзей и его Одессы. М., 2000. (204 стр.)
138. Цой В. Группа крови. М., 2007. (318 стр.)
139. Цой В. История жизни и творчества В.Цоя и группы «Кино» М., 2001. (400 стр.)
140. Чаусов С. Мир Елены Камбуровой. Архангельск, 2006. (191 стр.)
141. Шеламова Г. Этикет делового общения. М., 2007. (192 стр.)
142. Щёлкин В. Легенды ВИА. М., 2007. (462 стр.)
143.Ястребов В. Женщины в зарубежной популярной музыке. М., 2004. (912 стр.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.