Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна

  • Коваль, Лариса Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 198
Коваль, Лариса Михайловна. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты интегративного подхода к обучению

эстрадных певцов

1.1. Сущность и содержание основных категорий исследования

1.2. Специфика исполнительской деятельности эстрадного певца,

как фактор формирования его профессионально значимых качеств

1.3. Особенности интегративного подхода к обучению эстрадных певцов

1.4. Обобщение опыта методических систем вокального обучения

Выводы по1 главе

Глава II. Основные компоненты вокальной подготовки эстрадных

певцов

2.1. Роль эмоций при обучении пению

2.2. Особенности эстрадного вокального искусства

2.3. Основные компоненты методики вокально-технической подготовки будущего эстрадного исполнителя

Выводы по 2 главе

Глава З.Опытно-экспериментальная проверка эффективности теоретико-методических положений методики интегративного

подхода к обучению эстрадных певцов

3.1 .Констатирующий этап эксперимента

3.2. Поисковый эксперимент

3.3. Формирующий эксперимент 134 Выводы по 3 главе 149 Заключение 151 Библиография

Приложение 1. «Комплекс вокально-тренировочных упражнений»

Приложение 2. «Образовательная программа «Основы исполнительского

мастерства эстрадного вокалиста»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Наряду с политическими, экономическими и социальными преобразованиями осуществляемыми в России, произошли серьезные изменения в области культуры и искусства. В этих условиях особенное внимание привлекает музыкальное искусство эстрады. Эстрада, как часть музыкальной культуры XXI века, пользуется особой популярностью у молодежи. Успеху этого жанра способствуют: экспрессивность образов, простота, художественная ясность, концентрированность и лаконичность эстрадных номеров, формирование и укрепление позитивного эмоционального тонуса зрителя, высокая гражданственность и любовь к людям, а также доступность широкому кругу слушателей. Эстрадному искусству, как одному из самых массовых видов, может принадлежать важная роль в формировании духовного облика человека и особенно молодежи. Воздействие эстрадного жанра на молодежную аудиторию может быть, как положительным, так и отрицательным, и во многом зависит от профессионально значимых качеств эстрадного певца, которые отражаются в его исполнительской деятельности и выборе репертуара. В этой связи очень важна роль музыкальных колледжей и вузов выпускающих эстрадных исполнителей.

Начиная с 80-х годов XX столетия наблюдается тенденция профессионализации эстрадного образования. На сегодняшний день в России подготовка эстрадных исполнителей ведется в учебных заведениях различных типов: это профессиональные учебные заведения, к которым относятся вузы, академии (высшее звено), колледжи, училища, эстрадные отделения средних специальных профессиональных учебных заведений (средне звено), детские музыкальные школы и школы искусств, в которых ведется эстрадная подготовка (начальное звено, получающее статус «начального профессионального образования»).

Обучение эстрадному пению - задача многогранная, так как эстрадное вокальное исполнительство имеет свою специфику. Оно отличается повышенной эмоциональностью и основано на синтезе целого ряда искусств:

пения, актерского мастерства, искусства хореографии, на особом характере общения со зрительным залом, когда зритель становится партнером исполнителя. Эстрадный певец это всегда - индивидуальность, с неповторимым имиджем и оригинальной трактовкой художественного образа. Эстрадная вокальная манера основана на полуоткрытом звуке, с превалированием грудного резонирования и использования принципа пения в речевой позиции. Характерными признаками эстрадного исполнения (особенно в джазе), являются: ипровизационность музыкального мышления (свинг, мелизмы, скэт-импровизация и др.); использование специфических приемов эстрадного направления (субтон, белтинг, йодль и др.); эклектика стилей, основанная на привнесение в эстрадный номер приемов академического или народного пения и др. Цель педагогического процесса - воспитать самобытную и неповторимую личность, способную к творческому индивидуальному самовыражению.

Смена образовательной парадигмы в России с 90х годов предъявляет новые требования к личности выпускника музыкального факультета педагогического вуза в формировании творческой индивидуальности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, высоким интеллектом, ценностно-эстетическим мировоззрением, творческим потенциалом, который развивается и совершенствуется в процессе исполнительской деятельности и реализации его творческих способностей в сфере искусства. Для достижения этой цели необходимы инновационные теоретические и научно-методические подходы к организации профессиональной подготовки эстрадных исполнителей. В известных нам работах, посвященных обучению эстрадному пению таких авторов, как: В.Г. Кузнецов, Л.С. Зорилова, О.Я.Клипп, А.Пекхам, С.Риггс, Е.Л.Рыбакова, Сахнова И.В., О.Степурко, Д.В. Харичева, О.Ховард, Э.Ховард рассматриваются, главным образом, вопросы методики вокально-технического развития учащихся и формирования у них исполнительских навыков. Несмотря на важность выводов, и рекомендаций, содержащихся в указанных работах, можно констатировать, что никто из них не ставил задачу

формирования профессионально значимых качеств певцов средствами эстрадного вокального искусства.

Таким образом, возникает противоречие между потенциальными возможностями обучения эстрадному пению, способного оказывать воздействие на интеллектуальную, волевую, эмоциональную, и нравственную сферы личности учащихся, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы развития не только вокально-технических и исполнительских навыков учащихся, но и формирования у них профессионально значимых качеств.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования; каковы педагогические условия, структура и содержание процесса обучения эстрадных певцов, обеспечивающие положительную динамику их профессионального становления?

Недостаточная теоретическая и методологическая разработанность избранной проблемы исследования, ее научная и практическая значимость в условиях изменения образовательной политики обусловили выбор темы исследования: «Интегративный подход к обучению эстрадных певцов» (на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза).

Степень научной разработанности проблемы. Исходной идеей разработки вокальной методики явилось положение Е.П.Фролова о том, что «голос - это сам человек» [222, 223]. Подготовка исполнителя-вокалиста должна осуществляться с учетом целостности личности. Структура целостности личности основательно разработана в трудах Б.Г.Ананьева. В соответствии с его концепцией, целостность человека представлена следующей структурой: 1 - индивид (природные, психофизиологические характеристики), 2 - личность (социальные характеристики), 3 - субъект деятельности (профессиональные навыки и их использование в трудовой деятельности), 4 -индивидуальность (духовно-ценностные и мировоззренческие устремления). В процесс становления человека включаются различные факторы:

эмоциональные, • интеллектуальные, волевые, духовно - нравственные, творческие.

Большинство традиционных программ подготовки вокалистов (как академического, так и эстрадного направления) ставят своей целью получение знаний, умений и навыков, современные методики нацелены на развитие и совершенствование личности учащихся.

На сегодняшний день проблема подготовки эстрадно-джазовых исполнителей в системе музыкального образования является мало разработанной.

Разным аспектам указанной проблемы посвящены теоретические и педагогические подходы к освоению эстрадного и джазового исполнительства (В.Г.Кузнецова, Л.С.Зориловой, О.Я.Клиппа, Л.Д.Норинской, В.Озерова, А.Пекхам, О.В.Поповой, С. Риггса, Е.Л.Рыбаковой, И.В.Сахновой, Ю.В.Степняка, О.Степурко, Д.В.Харичевой, О.Ховард, Э.Ховард, К.А.Ушакова и др.).

Существуют фундаментальные методические пособия по изучению джаза в вузе и среднем звене: «Гармония в джазе» Ю.Чугунова, «Курс практической импровизации» И.Бриля, «Системный курс гармонии джаза»

A.Г.Рогачева, «Скэт-импровизация и орнаментика стиля соул» О.Степурко. Однако комплексные исследования проблемы вокальной подготовки эстрадно-джазовых исполнителей отсутствуют.

Специфика эстрадного жанра исследована в работах А. Г.Алексеева, Е.Ю.Белобровой, И.А.Богданова, В.Дж.Конен, В.Г.Кузнецова, М.М.Муратова, Е.Л.Рыбаковой.

Специфике вокальной деятельности посвящены труды известных педагогов-вокалистов академического жанра (Ю.Б. Алиев, Д.Л.Аспелунд, Ю.А.Барсов, В.А.Багадуров, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф.Заседателев,

B.М.Луканин, Н.М.Малышева, А.Г.Менабени, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, Ф.Пановка, Г.П.Стулова, П.Л.Тронина, Р. Юссон, A.C. Яковлева).

Психология личности исследована в трудах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г.Ананьев, П.Анохин, В.Вилюнас, Л.С.Выготский,

A.Н.Леонтьев, В.И.Петрушин, С.Л.Рубинштейн).

Общетеоретические и методологические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов В.В.Давыдова, В.П.Зинченко,

B.А.Крутецкого, В.Н.Мясищева, В.В.Петухова и др. Более специальные вопросы музыкальной психологии получили широкую разработку в работах: В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова,

A.В.Тороповой и др.

Различным аспектам обучения и воспитания посвящены диссертации Л.Л.Алексеевой, Л.Г.Арчажниковой, Т.И.Баклановой, М.С.Чвановой и др. В сфере музыкального искусства проблемы вокальной подготовки и формирования музыкально-эстетической культуры личности рассматриваются в диссертациях С.И.Бержинской, А.И.Богданова, В.Н.Галушка, М.И.Егоричевой, Е.Б.Шпаковской, Л.В.Шаминой и др.

В нашем исследовании мы опирались на теоретические и методические идеи педагогов, деятелей различных видов искусств:

музыкального (Б.В. Асафьева, Л.Н.Баренбойма, Л.О.Гинзбурга, Д.Б.Кабалевского Г.Г.Нейгауза, и др).;

театрального (К.С.Станиславского, М.А.Чехова, Г.П.Ансимова,

B.М.Букатова, С.В.Гиппиус, А.А.Гончарова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой,

C.С.Клитина, М.О.Кнебель, А.Д.Попова, Н.В.Рождественской, Е.Д.Уваровой, И.Г.Шароева);

хореографического (А.Я. Вагановой, К.Я.Голейзовского, И.А.Моисеева, Н.И.Тарасова, Р.В. Захарова, Ж.Ж.Новер) и др.;

Проблеме исполнительской вокальной деятельности в системе подготовки педагога-музыканта достаточно много внимания уделено в работах учёных, музыкантов и педагогов Э.Б.Абдуллина, И.Ю.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбойма, А.И.Медянникова, Е.В.Николаевой, Т.Н.Овчинниковой, Л.А.Рапацкой, Г.П.Стуловой, Г.М.Цыпина.

Между тем, литературы, освещающей опыт работы с эстрадными музыкальными коллективами и солистами, достаточно мало. Среди этих работ в основном имеются труды музыковедческого и просветительского характера: С.С.Клитина, О.Коллиера, В.О.Конен, Е.В.Овчинникова, Г.С.Сарджента. Проблемы активизации процесса обучения в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях, совершенствования подготовки руководителей для этих коллективов рассматриваются в диссертациях В.А.Волобуева, В.Г.Кузнецова, Ф.А.Соломоника.

Как показывает анализ научной литературы, в том числе диссертационных исследований (Е. А. Ануфриева, Е.Ф. Командышко, Д.В. Харичевой, и др.) в педагогике музыкального образования практически не уделялось специального внимания проблеме формирования профессионально значимых качеств эстрадных певцов. Несмотря на важность выводов и рекомендаций, содержащихся в указанных работах, можно констатировать:

1) отсутствие программ и методик интенсивной подготовки эстрадных певцов на основе интегративного подхода.

2) отсутствие теоретических разработок формирования профессионально значимых качеств эстрадных певцов при обучении пению.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики обучения эстрадных певцов, на основе интегративного подхода.

Объект исследования: процесс обучения эстрадных певцов в классе сольного пения.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности процесса подготовки эстрадных певцов на основе интегративного подхода.

Гипотеза исследования: Процесс обучения эстрадных певцов будет эффективным с точки зрения его функций и решаемых задач, если:

- организация учебного процесса направлена на формирование не только вокально-технических и исполнительских навыков эстрадных певцов, но и целого комплекса профессионально значимых качеств обучающихся;

- методики обучения базируются на системе общедидактических и специфических для эстрадного вокального искусства принципах и методах работы, целенаправленном и комплексном воздействии на личность обучающегося, включении её в активную познавательную и концертно-исполнительскую деятельность, и постоянном стимулировании её способности к рефлексии;

- разработан комплекс творческих заданий и вокально-тренировочных упражнений для каждого этапа обучения эстрадных певцов, реализуемый с позиции всех компонентов эстрадного жанра и особенностей профессионально значимых качеств обучающихся;

- репертуар специально подобранных стилевых направлений эстрадного вокального искусства учитывает уровень развития и индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание интегративного подхода к обучению эстрадному пению.

2. Выявить и систематизировать профессионально значимые качества эстрадного певца и разработать критерии оценки уровней их развития в процессе обучения.

3. Выявить и апробировать педагогические условия эффективности процесса подготовки эстрадных певцов.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику интегративного подхода к обучению эстрадных певцов.

Методологическую основу исследования составили следующие концепции и фундаментальные труды в области:

общей психологии (П.Я. Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина);

психологии творчества, развития личности, о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготскоий, Л.Б.

Ермолаева-Томина, Н.А.Логинова, А. Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И.Петрушин, Б.М. Теплов, И.Т.Фролов, А.И. Щербакова, Г.М.Цыпин.);

отечественной и зарубежной педагогики - (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, A.C. Макаренко, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий, Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци);

интегративного подхода (С.М. Гапеенков, О.Г. Гилязова, И.Д. Зверев, В.А. Караковский, В.Н. Максимова, Л.И. Новиков, A.B. Петровский, Г.Ф. Федорец, М.Г.Чепиков);

театральной педагогики — (К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Г.П.Ансимов, C.B. Гиппиус, М.О. Кнебель, И.Г. Шароев.); музыкального искусства - (Б.В. Асафьев, Л.Н. Баренбойм, Л.О. Гинзбург, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Кузнецов, Г.Г.Нейгауз, В.Г. Ражников, Ю.С.Саульский, Г.М. Цыпин, Ю.Н. Чугунов.);

академической вокальной методики постановки певческого голоса в трудах отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов (Ю.Б. Алиев, Д.Л. Аспелунд, Ю.А. Барсов, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Ф.Ф. Заседетелев, В.М. Луканин, В.П. Морозов, И.К.Назаренко, Г.П. Стулова, Е.П. Фролов, Р. Юссон.);

стилевых направлений джазового искусства (В. Д. Конен, О.Н. Коваленко, Н.М. Провозина, К.А. Ушаков.);

эстрадного и джазового исполнительства (В.Г.Кузнецов, О.Я.Клипп, Л.С.Зорилова, М.М.Муратов, А.Пекхам, С. Риггс, Е.Л.Рыбакова, И.В.Сахнова, О.Степурко, Д.В.Харичева, О.Ховард, Э.Ховард). Методы научного исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, художественно-эстетической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ образцов джазового искусства; анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта.

Эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование; беседы с эстрадными исполнителями и преподавателями эстрадного и джазового вокала; педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов экспериментального обучения, творческие задания.

Этапы исследования

Первый этап (2008—2010 гг.) — аналитико-констатирующий: анализ научной литературы, изучение проблемы исследования; обоснование актуальности, выявление противоречий, определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования; разработка программы реализации цели и задач исследования; подготовка диагностического инструментария.

Второй этап (2011-2012 гг.) - формирующий: обоснование основных положений гипотезы, апробация теоретической модели, условий, критериев и показателей эффективности процесса обучения эстрадных певцов на основе интегративного подхода; опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий совершенствования не только вокально-технических и исполнительских навыков эстрадных певцов, но и их профессионально значимых качеств.

Третий этап (2012-2013 гг.) - заключительный: анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; оценка эффективности реализованных - педагогических условий уровня развития профессионально значимых качеств эстрадных певцов; систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов исследования; подготовка практических рекомендаций педагогам, специалистам в области подготовки эстрадных певцов; оформление диссертационного исследования.

База исследования: кафедра пения и хорового дирижирования федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».

Новизна исследования:

- определены сущность и содержание интегративного подхода к обучению эстрадному пению как системы принципов, способов и приемов организации целостного процесса творческого развития обучающихся с учетом ключевых компонентов эстрадного жанра, профессионально значимых качеств эстрадных певцов.

- выявлены профессионально значимые качества эстрадных певцов, главными из которых являются: знание о музыке и музыкальном искусстве; владение вокально-техническими и исполнительскими навыками; оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений; адекватность определения ценностного смысла содержания художественного образа вокальных произведений; самостоятельность поиска способов смыслового интонирования.

- разработана методика интегративного подхода к обучению эстрадных певцов, включающая систему вокально-тренировочных упражнений и творческих заданий для каждого этапа обучения эстрадному пению, позволяющая рассматривать вокально-техническую и исполнительскую подготовку, как составную часть, и как условие развития профессионально значимых качеств обучающихся;

- выявлены критерии и предложены показатели оценки уровня развития профессионально значимых качеств будущих эстрадных певцов, а также педагогические условия определяющие эффективность процесса подготовки будущих эстрадных певцов в классе сольного пения.

Теоретическая значимость исследования:

заключается в обосновании интегративного подхода к реализации процесса подготовки эстрадных певцов, что обогащает теорию и методику музыкального образования.

В научный оборот введено понятие «интегративный подход к обучению эстрадному пению», заключающееся в отражении процесса реализации

потенциала интегративного подхода в развитии профессионально значимых качеств эстрадного певца, обеспечивающие и развивающие его конкурентоспособность в профессиональной деятельности.

Комплекс выявленных принципов и выстроенная система методов экспериментального обучения, позволят по-новому подходить к профессиональной подготовке будущих эстрадных вокалистов в вузе.

Определены и структурированы этапы подготовки эстрадного певца в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями и возможностями обучающегося, что содержательно дополняет концепцию «личностно-ориентированного образования» и дает методологическую основу для разработки инновационных технологий нового поколения.

Практическая значимость:

1) результаты исследования используются в процессе групповых и индивидуальных занятий по эстрадному пению: в МШУ (Московском педагогическом государственном университете), ГБУК «Детском театре эстрады» г. Москвы, Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ) г. Москва.

2) разработаны комплексы творческих заданий в соответствии с этапами обучения, которые могут быть использованы в практике подготовки не только эстрадных, но и академических, и народных певцов;

3) теоретические разработки исследования могут быть использованы в лекциях по методике обучения пению на музыкальном факультете педагогического вуза.

4) разработаны методические рекомендации и образовательная программа на тему: «Основы исполнительского мастерства эстрадного вокалиста».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений отечественных и зарубежных исследователей в области философии, психологии, педагогики,

музыкознания; практическим воплощением основных теоретических положений, соответствующих объекту, цели, задачам исследования; итогами опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством публикации статей по теме диссертации; в ходе выступления автора с докладами и сообщениями на научных конференциях (в Московском педагогическом государственном университете и Российском государственном социальном университете в 2008-2013 гг., в практической деятельности автора, и в проведении «Мастер-классов» для молодых эстрадных исполнителей в рамках различных вокально-исполнительских конкурсов эстрадных певцов.

На защиту выносятся следующие положения

1. Интегративный подход к обучению эстрадному пению - это система устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации целостного процесса творческого развития учащейся молодежи в условиях их взаимодействия с искусством. Особенность интегративного подхода к обучению будущих эстрадных певцов заключается в учете всех компонентов эстрадного жанра и взаимосвязи профессионально значимых качеств учащихся с их вокально-технической и художественно - исполнительской подготовкой, в системном раскрытии эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, волевой и творческой составляющих личности будущего музы канта-ис пол нител я.

2. Специфика эстрадного вокального исполнительства обусловлена синтетическим характером эстрадного жанра, который базируется на сочетании целого комплекса искусств (хореографии, актерского мастерства, эстетики костюма, режиссуры, света, звука, вокально-технического развития, умения петь в ансамбле с музыкальным сопровождением). Эстрадное исполнительство — это особый вид социального поведения, где переплетаются потребности социума и духовные устремления личности исполнителя,

происходит формирование и развитие у него ярко выраженной социально-профессиональной мотивации и направленности на коммуникативное взаимодействие с публикой.

3. Профессионально значимые качества эстрадного певца - это интегративное понятие на структурном и содержательном уровнях которого органично отражено взаимодействие знаний о музыке и музыкальном искусстве, владение вокально-техническими и исполнительскими навыками, оригинальность сценического воплощения художественного образа исполняемых произведений, адекватность определения ценностного смысла содержания художественного образа вокальных произведений, самостоятельность поиска способов смыслового интонирования в процессе работы над исполнением произведения.

4. Вокальная методика базируется на законах эстрадного вокального жанра (пение в речевой позиции; полуоткрытая манера пения; превалирование грудного резонирования) и состоит из четырех логически связанных этапов обучения эстрадному пению: начального (.пропедевтического), где акцент делается на раскрепощение тела певца и снятие мышечных зажимов при помощи различных двигательных техник («Фредерик Матиас Александер»), с использованием приема «Речепения», и отдельных упражнений из «Дыхательной гимнастики» А.Н. Стрельниковой, а также на активизацию эмоциональной сферы учащихся в процессе исполнения одних и тех же упражнений и попевок с различным эмоциональным настроением; исполнительно-технического - усложнение технических и исполнительских задач в упражнениях, а внимание педагога направляется на развитие и совершенствование слухового самоконтроля и рефлексии ученика; жанрово-стилевого, где происходит постепенное освоение вокальной техники и специфических исполнительских приемов, свойственных различным эстрадным вокальным жанрам; индивидуально-исполнительского направленного на освоение репертуара, подобранного с учетом

индивидуальных особенностей учащегося и его вокально-исполнительских возможностей.

5. Эффективность процесса обучения эстрадных певцов находится в зависимости от: организации учебного процесса на основе интегративного подхода, нацеленного на формирование вокально-технических, исполнительских навыков и комплекса профессионально значимых качеств; ориентации содержания обучения на эмоциональную, интеллектуальную, волевую, духовно-нравственную и творческую составляющие личности будущего исполнителя; полноты реализации принципов (индивидуализация личности будущего эстрадного исполнителя; создание эмоциональной обстановки и ситуации успеха; обогащение музыкально-слухового опыта учащихся) и методов (направленность творческих заданий на активизацию их аналитических и мыслительных способностей; использование комплекса вокально-тренировочных упражнений, специально разработанных для каждого этапа обучения; организация бесед на основе субъект-субъектного творческого диалога; подбор репертуара с учетом его художественных достоинств, нравственности содержания, уровня вокально-технического развития учащихся); включенности учащихся в активную познавательную и концертно-исполнительскую деятельность.

Структура диссертации. Работа состоит из введения; трех глав, включающих 10 параграфов; заключения; библиографии и двух приложений. Диссертация иллюстрирована диаграммами и таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования. М., 2004.

2. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Азаров Ю.П. Чувство, техника, мастерство. М., 1962.

4. „ Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. М., 1967.

5. Алексеева Л.Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития. Дисс... доктора педагогических наук. М., 2009.

6. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. Методология теории и практики творческой организации художественно-педагогического процесса. М.: Педагогика, 2001.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 1980.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Изд. 2-е. СПб., 2001. 272 с.

9. Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. М.-Л., 1942.

10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. М.-Воронеж, 1996. 384 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

12. Ананьев Б.Г., Шнирман А.Л. Поведение // Большая медицинская энциклопедия. Т. 25. М., 1933. С. 725-733.

13. Ансимов Г.П. Лабиринты музыкального театра XX века. М.: РАТИ-ГИТИС, 2006. 183 с.

14. Ануфриев Е.А. Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования. Автореф. ... дисс. канд. пед. наук.

15. Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания. М., 1990.

16. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. ... д-ра. пед. наук. М., 1986. 36 с.

17. Арилинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. -М., 1999.

18. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. M.-JL, 1952. 191 с.

19. Ахматова А. Избранное. Воспоминания об А. Блоке. М., 1974.

20. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953.

21. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. 2-е изд. М., 1956.

22. Баженова Л.М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1982.

23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Д., 1974.

24. Баренбойм Л.А., Перунова H.H. Путь к музыке. Л., 1988. 168 с.

25. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., 1982. С. 6-36.

26. Барсов Ю.А. Креативность личности как необходимое условие для овладения искусством пения / Вокальные фрагменты. Нижний Новгород, 2002.

27. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982.

28. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М.: Академия, 2002.

29. Белоброва Е.Ю. Рок-вокалист. Методика обучения роковому вокалу // http:/ www.rock_vocalist.ru;

30. Бережной H. M. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. 1991. № 1.

31. Бержинская С.И. Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца. Дис... канд. искусств. Н.Новгород, 2005.

32. Богданов И.А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Дисс... докт. искусствоведения. СПб., 2005.

33. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании:

(На примере курса Концепции современного естествознания): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.

34. Бочкарев JJ.JJ. Психология музыкальной деятельности. М., 1997. 352 с.

35. Бочкарев Л.Л. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одаренности // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в творческих вузах: Межвуз. сб. науч. тр. / Гос. ин-т театр, искусства им. А.В.Луначарского / Под ред. А.Л.Гройсмана. М., 1984.

36. Буева Л.П. Комплексные проблемы человека. М., 1989. Вып. 1.

37. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Дисс... канд. пед. наук. Тюмень, 1998.

38. Ванслов В. Эстрада и цирк // Марксистско-ленинская эстетика / В.Ванслов; под ред. М.Ф.Овсяникова. М.: Книга, 1973.

39. Вербов A.M. Техника постановки голоса. М., 1961.

40. Вербовская Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М.,1964.

41. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб., 2006. 496 с.

42. Волобуев В.А. Формирование коллективистских отношений участников самодеятельных ансамблей в учебно-воспитательном процессе: Дис ... канд. пед. наук.-М, 1989.

43. Волъпи Дж. Лаури. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972.

44. Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей. Вып. 6. Л., 1982.

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. М., 1991.

46. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М., 1936.

47. Галицких Е.О. Интегративный подход к профессиональному становлению учителя на этапе вузовской подготовки// Вестник Вятского государственного педуниверситета.1999 №2.

48. Галушка В.Н. Современные подходы к формированию исполнительской техники в процессе обучения (на материале учебной работы в фортепианном классе музыкального вуза). Автореф. Дисс.... Канд. пед. наук. М., 2006. 21 с.

49. Ганешина М.А., Лотоцкая Ю.Ю. Некоторые особенности вокально-хоровой подготовки драматических актёров. Сургут, 2000.

50. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1997.

51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

52. Главатских Е.Е. Эмоциональное и рациональное как основа продуктивного взаимодействия педагога и учащегося // Музыкальное образование в 21 веке. Т. 1. М., 2004. С. 86-89.

53. Глушакова Т.Н. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре. Автореф... дис. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.

54. Гончаров А.А. Режиссёрские тетради. — М.: Всероссийское Театральное Общество, 1980. — 375 с.

55. Гончарова Е.П. Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях профильного музыкально-педагогического обучения. Дис... к.п.н. М., 2007.

56. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-ХХ1, 2006. 156 с.

57. Громакова Е.И. Синергетика и изменение форм научной рациональности. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1997.

58. Губман БЛ. Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека. Тверь, 1991.

59. Гуревич Я. Творчество актера. О природе художественных переживаний актера на сцене. М., 1927.

60. Деркач A.A. Акмеология. М., 2006.

61. Джидаръян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. 192 с.

62. Дидро Д. Парадокс об актере. J1.-M., 1938.

63. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

64. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. М.: Музыка, 1974.

65. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей. Вып. 7. / Сост. А.Яковлева. М., 1984.214 с. С. 135-155.

66. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2000. 368 с.

67. Дрожжина Н. Феномен личности на эстраде: к методике анализа исполнительского имиджа (на примере творчества Сдит Пиаф) // Традицп та новащ1 у вищий арх1тектурно-художшй освт. Випуск 1,2,3,-Харюв, 2008.

68. Дюпре Ж. Искусство пения. М,.1955.

69. Егоричева М.И. О психологических основах вокально-педагогического процесса. Дисс...канд. искусствоведения. К., 1947.

70. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. JI. ,1970.

71. Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренинг. СПб.: Лань, 2000. 183 с.

72. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. 2-е изд. М., 2005. 304 с.

73. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1929.

74. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика. - 1981.

75. Ильина Е.К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М., 1986.

76. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Учебное пособие к спецкурсу / Сост. Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников. М., 1991. 194 с.

77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. Л., 1991.

78. Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 3. Л., 1980.

79. Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании: Монография. М., 1998. 248 с.

80. Качармина Т.А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано. - Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1990. - 16 с.

81. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI — XVIII веков. — Автореф. дисс. ... канд. пед. н. - М., 1982. - 16 с.

82. Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980.

83. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов. Дисс... канд. пед. наук. М., 2003. 120 с.

84. Кнебель М.О. О действенном анализе Пьесы и роли. Улан-Удэ, 2003.

85. Ковалев А. Психология личности. М., 1970.

86. Коваленко О Н. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке : Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1997

87. Коваль Л.М. Современный комплексный подход к воспитанию эстрадного певца // Музыковедение (журнал, зарегистрированный ВАК.) - 2009. №11. -0,25 п.л.

88. Коваль Л.М. Методологические основы вокального обучения: характеристика современных подходов // X Международный научно-педагогический социальный конгресс Инновационная стратегия развития социального образования 3-4 июня 2010 г. Человеческий капитал. № 7 (19) -2010. ( журнал, зарегистрированный ВАК).- 0,2 п.л.

89. КовальЛ.М. Преимущества комплексной методики в преподавании эстрадного вокала журнал ВАК Преподаватель XXI ВЕК №4. - 2011г. часть1. -0,5 п.л.

90. Коваль JI.M. Некоторые методические рекомендации к преподаванию эстрадного вокала // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. - Сборник научных трудов. Вып. 11. -М., - 2005. - 0,2 п.л..

91. Коваль Л.М. Роль эмоций в технологическом процессе обучения эстрадному пению // Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 16-17 ноября 2006г. - М.: МПГУ, - 2006. - 0,2 п.л.

92. Коваль Л.М. Мастер-класс как форма повышения профессионального уровня молодых исполнителей в жанре эстрадного пения // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. Серия -Гуманитарные науки. - М., - 2006. - 0,2 п.л.

93. Коваль Л.М. К вопросу об эстрадном пении // Вокально-хоровая работа (Научное направление Г.П. Стуловой): Сборник научных статей / Под ред. Г.П. Стуловой. - Саранск, - 2008. - 0,2 п.л.

94. Коваль Л.М. Проблема становления исполнителя в процессе обучения эстрадному вокалу // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск I. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2009. - 0,5 п.л..

95. Коваль Л.М. Социальная направленность личности эстрадного вокалиста // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск I. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2009. - 0,4 п.л.

96. Коваль Л.М. Диалогический стиль общения в работе современного педагога-музыканта // IX Международный социальный конгресс Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации. -М.,- 2009.- 0,2 пл..

97. Коваль Л.М. Индивидуальные особенности и эмоциональный мир певца-исполнителя // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск

III. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2010. - 0,5 п.л..

98. Коваль J1.M., Огородников П. А. Творческий портрет композитора и певца Н. Носкова // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск III. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2010. - 0,2 п.л. (авт. вклад - 50%).

99. Коваль Л.М., Попова И. А. Аннотация к песне HE'S A PRETENDER (три версии) // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Вып. III. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2010. - 0,2 п.л. (авт. вклад - 50%>).

100. Коваль Л.М., Фоменко Е. В. Зарождение электронной музыки // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М.: Российский государственный социальный университет, - 2010г. - 0,5 п.л. (авт. вклад - 50%).

101. Коваль Л.М., Тойминцева А.Н. Иодль-технический приём и выразительное средство в исполнении эстрадной вокальной музыки // Музыка в информационном пространстве культуры III тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск IV.-M.: Российский государственный социальный университет, - 2010. - 0,2 пл. (авт. вклад - 50%).

102. Коваль Л.М. Имидж эстрадного певца //Сборник научно методических статей кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ Вопросы музыкально-педагогического образования выпуск 1. - 0,3п.л.

103. Коган Л. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью / Сост. В.Ю.Григорьев. М., 1987.

104. Козлов A.C. Рок. Истоки и развитие. М., 1997.

105. Кокин A.B. Культурологические исследования цивилизации: перспективы и границы применимости синергетического подхода: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новгород, 1999.

106. Колесник И.П. Комплексный подход к социальному воспитанию и специальному обучению - основной путь социализации глухих школьников. М., 1990. 67 с.

107. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. Пер. с англ. М., 1984.

108. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход. Автореф...дисс. док. пед. наук.

109. Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997. 476 с.

110. Кон И.С. Личность в философии и социологии // Философская энциклопедия. Т. 3. — М., 1964.

111. Конен В.Дж. Рождение джаза. М., 1990. 320 с.

112. Контарович А.И. Культура вокального слова. М., 1957.

113. Корсаков С.Н. Комплексная концепция человека в философии И.Т.Фролова. Тверь, 2009. 172 с.

114. Кочнев В.И. К вопросу о структуре актерских способностей // Психологический журнал. Т. 10. 1989. № 2.

115. Кох Н.Э. Основы сценического движения. Л., 1970.

116. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Книга, 1983. 223 с.

117. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.

118. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России. Монография. М: Мело-граф, 2005.

119. Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоре: проблема изучения. Вопросы хорового творчества. Межвузовский сборник статей. Магнитогорск, 2009 г. С. 133-151

120. Кузнецова Г.В. Театральная педагогика в творческом процессе музыкально-педагогического факультета // Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации. Т.2. М., 2004. С. 23-30.

121. Лебедева И.А. О.Н.Благовидова - педагог. М., 1984.

122. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999. 487 с.

123. Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.

124. Липский H.A. Социальная педагогика: Методологический анализ. Монография. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

125. Логинова H.A. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. СПб., 2005. 285 с.

126. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. Л., 1982.

127. Львов М. Из истории вокального искусства. М., 1964.

128. Мазо Т.В. Изменение психологического состояния человека в процессе пения. Дипл. работа. М.: МГУ, 1996.

129. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта. М., 2006. 111 с.

130. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. М., 2005.

131. Малинская Г. Подготовка вокального и речевого аппарата // http/www.academy-vocal.com;

132. Малышева Н.М. О пении. М., 1988.

133. Маслоу А. Мотивация и личость. СПб., 1999.

134. Медушевский В. В. О художественном моделировании эмоций в музыке // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1. Ч. 2. М.: МПГУ, 1991.

135.. Медушевский ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

136. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка.

1980. №9.

137. Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения. // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.

138. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М., 2000.

139. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.,

1981.

140. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. М., 1987.

141. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1987.

142. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

143. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

144. Мирзоева М.М. Анализ исполняемого вокального произведения, в сб.: Вопросы вокальной педагогики, вып. 2, М., 1964.

145. Михайлова H.H., Семенова O.A. Комплексный подход к применению педагогических технологий. М., 2004. 132 с.

146. Монахова Г.А., Монахов Н.Л. Новейшие педагогические технологии. -М., МГУ, «МАКС Пресс», 2006.

147. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977.

148. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965.

149. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. 496 с.

150. Морозов В.П. Эмоциональный слух и музыкальная одаренность // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия Б. М. Теплова в отечественной и мировой науке» (к 110-летию со дня рождения), М.: Изд-во ПИ РАО, 2006. С. 198-203.

151. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. С. 141-180.

152. Морозов В.П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М., 1984. С. 173-213.

153. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М., 1967.

154. Мощинова Е. Л. Интегративный подход к обучению музыке как путь формирования мировоззренческого и профессионального самоопределения студентов, festival. 1 september.ru/authors/

155. Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры. Дисс... кфн. Казань, 2005. 158 с.

156. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988.

157. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

158. Назаренко И.К. Искусство пения. Хрестоматия. М.: Музыка, 1968.

159. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958.

160. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: Дис. ... д-ра пед. наук. М.„ 2004. 455 с.

161. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 63 с.

162. Норинская Л. Рэгтайм, блюз, буги-вуги : учеб. пособие / JI. Норинская. - М.: МГУКИ, 1997.

163. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения. Днепропетровск, 1975.

164. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003

165. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951.

166. Панова С. Человеческий голос - король музыкальных инструментов. www.panovasun.ru

167. Пансо В. Школы и таланты. М., 1995.

168. Пеленкова Л.Л. Эмоциональная отзывчивость как специфическая способность в профессии учителя музыки // Обучение и воспитание учителя музыки на муз.-пед. факультете пединститутов. Куйбышев, 1980.

169. Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка! // Советская музыка. 1971. № 12. С. 6-17.

170. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

171. Подуровский В.М. Формирование ощущений как фактор профессионального обучения музыке // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 8. М., 2002. С. 54-67.

172. Попков H.H. Постановка голова. Для вокалистов. Изд. 2-е. М.: Сопричастность, 2002. 206 с.

173. Попов АД. Воспоминания и размышления о театре. М., 1963.

174. Попов АД. Спектакль и режиссер. М., 1961.

175. Попова О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения (на материале учебной работы в ДМШ). Автореф. Дисс... кандидата педагогических наук. М., 2003. 16 с.

176. Провозима Н.М. История джазовой и эстрадной музыки : учеб. пособие / Н. М. Провозина. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2004. - 195 с.

177. Прянишников И. Советы обучающимся пению. М., 1958.

178. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. М., 2003.

179. Пузанкова Е. H., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.

180. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.

181. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. М.: Владос, 2003.

182. Риггс С. Как стать звездой. М.: Гид, 2000. 287 с.

183. Рождественская Н.В. Специальные актерские способности // Наука о театре. Межвуз. сб. науч. тр. JL, 1975.

184. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России. Дисс... доктора культурологии. Спб., 2007.

185. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

186. Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. 1979. М., 1980.

187. Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. / Пер. с англ. М.Н.Рудковской, В.А.Ерохина. М., 1978. 273 с.

188. Семенов В.Б. Искусство созидающее и искусство разрушающее. J1., 1984.

189. Сергеева П. А. Роль эмоций и чувств в содержании вокально-хорового процесса при разучивании народных песен // Музыка и педагогика. Вып. 3. Казань, 2005. С. 221-226.

190. Серов А. М. И. Глинка. / Избранные статьи. М.: 1957

191. Сикур П.И. Воспою тебе. М.: Русский Хорнографъ, 2006. 408 с.

192. Симоненко В. Лексикон джаза. Киев, 1981.

193. Симоненко В. Мелодии джаза. Антология. Изд. 2-е, перераб. Киев, 1972.

194. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

195. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1984.

196. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 416 с.

197. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

198. Соловъянова О.Ю. Система методических приемов в вокальной работе с детьми // Музыка и педагогика. Вып. 3. Казань, 2005. С. 367-369.

199. Соломоник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как Фактор гармонического развития личности: Дисс ... канд. пед. наук.- Л., 1984

200. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. М., 1972.

201. Спиркин А. Сознание и самосознание. М., 1972.

202. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 2003.

203. Степанов Н.И. Действие-переживание - сущностная категория музыкально-исполнительского творчества и ее объединяющая роль в формировании личности музыканта // Музыкальное образование в 21 веке: традиции и инновации. М., 2004. Т. 1. С. 58-64.

204. Степурко О. Джаз на трубе. М., 2001.

205. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994.

206. Столович Л.Н. Философия красоты. —М., 1978.

207. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М., 1980.

208. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. М., 2005. 152 с.

209. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МГТГУ, 1992.

210. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961. 536 с.

211. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - Л., 1947

212. Тимохин В.В. Выдающиеся итальянские певцы. М., 1962.

213. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965.

214. Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (19171945). М., 1983.

215. Уварова Е.Д. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М., 2004. 862 с.

216. Ушаков К.А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре : дис. ... канд. культурол. наук. Кемерово , 2000. - 187 с.

217. Ушинский К Д. Избранные труды. Кн. 3. Человек как предмет воспитания. М., 2005.

218. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.-Л.,1990.

219. Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 43. М., 1979. С. 107-118.

220. Федоров Е. О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению // Вопросы музыкознания. Новосибирск, 1999. С. 164-178.

221. Фролов Е.П. Звукотерапия. Физиологический, психоэмоциональный, медицинский и социальный аспекты голоса и слова. М., 2004. 620 с.

222. Фролов И.Т. Системно-структурный подход и диалектика // Вопросы философии. 1969. № 12. С. 153.

223. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

224. Фюнфштюк К. Синергетика как новая познавательная модель в гуманитарных науках: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М.,1998.

225. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1994

226. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1.М., 1988.

227. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

228. Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов:

Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

229. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 371-372.

230. Чехов М.А. О технике актера. М., 2003.

231. Чишко О. Певческий голос и его свойства. М., 1966.

232. Шаляпин Ф.И. Маска и душа // Шаляпин. Литературное наследство. М., 1957.

233. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1996. - 44 с.

234. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 5.

235. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. Вып. 3.

236. Шпаковская Е.Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2002. 191 с.

237. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М., 1999.

238. Юдин С.П. Формирование голоса певца. М., 1962.

239. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.

240. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Спутник, 2004.

241. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. СПб., 2001.

242. Яковлев A.B. Физиологические закономерности певческой атаки. Л., 1971.

243. Яковлева A.C. В классе М.М. Мирзоевой // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1984. Вып. 7. С. 32—65.

244. Яндарова C.B. Имидж личности: содержание, функции и мотивации построения. Дис... канд. психол. н. М., 2005.

245. Addessi A., Baroni М., Zuzzi С. The development of musical stylistic competence in children // Bulletin of the Council for Research in Music Education. - 1995/1996. -№ 127.-P.8-15.

246. Adrian J. Musical experience // Musical Times. - 1992. - № 1794. - P. 386-383.

247. Alexander, F. M. The Resurrection of the Body. New York: Delta Books, 1969.

248. Coker J. Improvising jazz. - New Jersey: Prentice - Hall Inc., 1964. - 115 p.

249. Flectcher P. Education and music. - Oxford; New York: Oxford unit press, 1987.-208 p.

250. Graham F.W., Desmond C.S., White P.J. The singing competencies of five-yearold developing singers // Bulletin of the council for Research in Music Education. -1995/1996. -№ 127. - P.155-162.

251. Gridley M. Jazz Styles (history and analysis). -N.Y., 1985.

252. Gross Kopf G. I musicisti «colti» difronte alia musica popolare. Alcune riflessioni // Rasseqna musicale curci. - 1996. - № 3. - P.9-18.

253. Kaminska B. Factors determining correct intonation in singing // Bulletin of the International Kodaly society. - 1996. - Vol. 21. - № 2. - P.27-30.

254. Keiser U. Harmonielehre: Was willst du mir?: Eine Anleitung zur Improvisation mit satztechnischen Modellen // Musica. - 1995. - № 1. - S. 14- 19.

255. Komorovska M. О natur ze glosu//Ruch muzyerny. - 1997. - № 11. - S. 16-17.

256. Mc Pherson G.E. Fine aspects of musical performance and their correlates // Bulletin of the council for Research in Music Education. - 1995/1996. - № 127. -P.115-121.

257. Perkham Anne. Berklee workshop. Vocal technique. Developing you voice for Performance. DVD video, Boston, Berklee Press, USA, Toronto, 1971. 552 p.;

258. Schmidt J. Basics of singing. - New York, 1994. - 304 p.

259. Steane J. Voices: singers and critics. - Amadeus press. - 260 p.

260. Sundberg J. Phonatory vibrations in singers: a critical review // Music Perception. - 1992.-Vol. 9. - № 3. - P.361-381.

261. Vannini P. Education and creativity // Bulletin of the International Kodaly society. - 1996. - Vol. 21. - № 1. - P. 33-41.

262. Welch G. F., White P. The developing voice: Education and vocal efficiency - a physical perspective // Bulletin of the Council for Research in Music Education. -1993/1994.-№ 119.-P. 146-156.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.