Педагогическое руководство хоровой самодеятельностью. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, доктор педагогических наук Чабанный, Владимир Федорович
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 499
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Чабанный, Владимир Федорович
Введение. I
Глава I Хоровая самодеятельность как объект педагогического руководства
1.1. Специфическая сущность хоровой самодеятельности
1.2. Современное состояние хоровой самодеятельности и проблема прогнозирования ее дальнейшего развития
1.3. Специфические черты самодеятельного хорового коллектива.
1.4. Индивидально-психологичеекие особенности участников самодеятельного хорового коллектива
Глава П Руководитель самодеятельного хора как субъект педагогического воздействия
2.1. Социально-демографические особенности руководителей и мотивация их выбора профессии как объект научного анализа.
2.2, Стили управления самодеятельными хоровыми коллективами.
Глава Ш Подготовительная стадия педагогического руководства хоровой самодеятельностью
3.1. Восприятие руководителем хоровых произведений как поисково-творческий процесс
3.2. Социально^педагогический аспект составления репертуара для самодеятельного хорового коллектива
Глава 1У Педагогическое руководство хоровой самодеятельностью как процесс.
4.1. Опытно-экспериментальная работа как предпосылка моделирования оптимальных психолого-педагогических условий руководства хоровой самодеятельностью
4.2. Психолого-педагогическое руководство самодеятельными хорами в репетиционный период . 326 4.3. Концертное управление самодеятельными хоровыми коллективами.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе1985 год, кандидат педагогических наук Ивлева, Любовь Дмитриевна
Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества2000 год, кандидат педагогических наук Любомудрова, Анна Юрьевна
Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива1984 год, кандидат педагогических наук Русанова, Лариса Петровна
Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)1984 год, кандидат педагогических наук Садыгов, Фарахим Балакиши оглы
Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе1984 год, кандидат педагогических наук Велединский, Валерий Георгиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическое руководство хоровой самодеятельностью.»
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ. Глубокие социально-экономические преобразования в нашей стране охватили все сферы общественной жизни. Перестроечные явления, вызванные изменением государственного механизма управления всеми областями человеческой деятельности, обусловили динамичный процесс все большей гуманизации общества. В условиях такого общественного развития непрерывно возрастает сфера и роль интеллектуального труда. Все области деятельности нуждаются в разносторонне образованных людях, расположенных к творчеству. На первый план выступает проблема воспитания творческой личности советского человека.
Формирование творческой личности нашего современника тесно связано с актуализацией и активизацией цроцесеа нравственно-эстетического развития советского народа, который в нашей стране обеспечивается сложным комплексом мероприятий в повседневной работе всех институтов воспитания, в первую очередь школы, телевидения и радио, культурно-цросветительных учреждений, печати и т.д.
Важное место в этом комплексе занимает клуб, деятельность которого в современном культурно-цросветительном процессе весьма многогранна. Она аккумулирует вопросы просветительства, культуры, науки, искусства и т.д.
Специфические черты клуба наиболее явственно проявляются в форме массовой художественной самодеятельности. Роль социально-культурной и художественной самодеятельности в формировании богатого внутреннего мира, воспитании культуры советских людей, • в понимании ими лучших национальных традиций наших народов становится все более значимой. В сложных современных условиях развития межнациональных отношений культура и искусство выступают одним из важнейших факторов нравственного сплочения наций, ибо художественная и социально-культурная деятельность по своей природе с одной стороны отличается многообразием национальных форм, с другой - является интернациональной по своему внутреннему содержанию.
Изучение закономерностей развития и функционирования любительского искусства на современном этапе показывает, что в течение последних лет художественным творчеством в нашей стране занимаются около 28 миллионов взрослых и детей (150), приобщаясь к миру црекрасного через художественную самодеятельность, которая на всех этапах формирования и развития советского государства "играла важную роль в системе производства, распространения духовных ценностей; внесла значительный вклад в дело культурной революции, помогая в короткие исторические сроки поднять массы до сознательного творчества в области искусства, приобщить их к величайшим завоеваниям культуры" (52, 4).
В многообразии видов и жанров любительского художественного творчества советских людей особое место занимает академическая хоровая самодеятельность, которая располагает большими потенциальными возможностями нравственно-эстетического воспитания многочисленных любителей хорового пения и массы их слушателей.
В условиях педагогически направленного руководства хоровая самодеятельность создает благоцриятные и объективные предпосылки "самостоятельного художественного творчества народа, формирования здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов" (3, 169). Наблюдения со всей очевидностью убеждают в том, что участники самодеятельных хоровых коллективов, как цравило, тлеют возможности не только нравственно-эстетического, но и общеинтеллектуального развития. Б процессе рационального и эмоционального восприятия хоровых произведений у любителей пения формируются разносторонние элементы чувств и памяти, мышления, сознания, воображения и представления, которые оказывают сильное влияние на развитие творческих способностей участников хоровой самодеятельности. Иными словами, хорошо организованная и педагогически направленная хоровая самодеятельность создает для ее участников такие творческие и психолого-педагогические условия, при которых "каждый" из них "в ком сидит Рафаэль" (по выражению Маркса 15, 251) имеет возможности гармонического развития.
Поэтому социальная потребность в дальнейшем развитии и динамизации хоровой самодеятельности в стране исключительно велика. Расширение масштабов и массовости хорового любительства является важным фактором усиления процесса нраветвенно-эстетичес-кого воспитания советских людей, с одной стороны, с другой - выступает одной из ведущих проблем в деятельности институтов воспитания и культурно-просветительной работы.
Однако исследования современных тенденций развития хорового любительства убедительно свидетельствуют о том, что нынешняя академическая хоровая самодеятельность переживает наиболее кризисный период своей истории. Исследователи отмечают, что современный этап развития хоровой самодеятельности обнаруживает небывалый контраст уровней мастерства, на котором находятся коллективы: небольшое количество "вырвавшихся" вперед хоров, ставших по отдельным компонентам исполнительства в один ряд с профессионалами, и абсолютное большинство малопрогрессирующих, исполнительски слабых хоровых кружков (217, 85).
Заметна устойчивая тенденция снижения популярности хорового пения во всех регионах страны. Исследования показали, что заметно упал црестиж хоровой самодеятельности даже в некогда самых "хоровых регионах" Советского Союза таких, как Ленинград, Москва, Горький, Ярославль, Новгород, Псков, Киев, Харьков, Донбасс, Урал, Крым и в других крупных городах союзных республик.
Темпы снижения количества любителей хорового пения приняли угрожающий характер, что обусловило значительное сокращение рабочих академических хоров, студенческих, школьных, молодежных, армейских коллективов. Эти обстоятельства родили парадоксальную ситуацию в современном кулътурно-просветительном процессе, когда многие люди, имеющие врожденные способности восприятия хорового искусства и творческой самореализации в сфере хорового любительства, не приобщаются к миру прекрасного через хоровую музыку.
Указанные и другие обстоятельства обусловили появление такого негативного явления в духовной жизни общества, при котором наиболее доступный человеку жанр любительского музыкального искусства, каким является хоровое пение, практически не выполняет своей общественно-эстетической функции. Это обусловлено тем, что в современном культурно-просветительном процессе в целом и в функционировании хоровой самодеятельности, в частности, явно недостаточно реализуется значительный нравственно-эстетический воспитательный потенциал хоровой музыки. Под воздействием неблагоприятной эстетической ситуации, сложившейся в нашей музыкальной культуре и ряда негативных тенденций развития художественной самодеятельности хоровое пение потеряло эстетическую привлекательность в народе. Ослабление певческих навыков лвдей, использование в музыкальной практике хорового искусства как средства массово-политического влияния на человека, принижение роли хоровой музыки как эстетической формы отражения действительности и постижения художественной истины привели к значительному снижению художественного интереса к хоровому искусству практически среди всех групп населения страны.
Утрата ведущей роли хоровой культуры в эстетическом воспитании людей, снижение общественно-художественного престижа хорового пения как искусства породили серьезные противоречия между социальным заказом в хоровой самодеятельности, несущей в себе значительный воспитательный потенциал и уровнем ее реального функционирования, с одной стороны; с другой - вызвали рассогласование между привычной ведущей ролью хорового искусства в нраветвен-но-эстетическом воспитании людей и их способностью восприятия и исполнения хоровой музыки как особой духовной ценности.
Разрешение сложившихся противоречий возможно лишь с позиций комплексного подхода, предполагающего повышение внимания к решению этой проблемы со стороны Министерств культуры СССР и РСФСР, Министерства просвещения, ВЦЖ, средств массовой информации. Необходимы общие и целенаправленные усилия этих компетентных организаций, а также телевидения и радио, общеобразовательных и музыкальных школ, клубов по повышению уровня общего музыкального воспитания и расширения масштабов хорового движения в стране как основы музыкальной культуры народа.
Одним из путей разрешения возникших противоречий между заданным социумом, системой целей и задач хоровой самодеятельности и современным уровнем ее функционирования является создание таких фундаментальных, научно обоснованных работ, которые бы не только всесторонне раскрывали творческий, общественный и воспитательный потенциал хоровой самодеятельности, но и выявляли бы структуру благоцриятных психолого-педагогических условий функционирования хоровой самодеятельности и предлагали бы эффективные пути управления самодеятельными хоровыми коллективами с целью нравственно-эстетического воспитания и гармонизации художественного досуга любителей хорового пения.
Анализ специальной научной литературы со всей очевидностью показывает, что подобных исследований еще не проводилось, хотя потребности практики обусловили повышенный интерес ученых к ряду важных, нередко частных вопросов этой многогранной проблемы. До настоящего времени отдельные аспекты хоровой самодеятельности исследовались с позиций хороведения, искусствоведения и клубо-ведения.
I. Исследования в области хороведения ведись преимущественно в трех направлениях: I) истории хоровой культуры; 2) хоровой теории; 3) методики работы с хором.
I.I. Исторический аспект изучения хоровой культуры в целом связанна) с творчеством композиторов (Б.В.Асафьев, О.П.Коловский, Д.Л.локшин, П.ПДевандо, К.А.Ольхов, К.Н.Дмитревская, В.П.Ильин и др.); б) с историей хорового исполнительства (ДД.Лок-шин, К.Б.Птица, В.П.Ильин, А.П.Ершов, ДЛ.Ткачев, Ю.С.Горяйнов и др.); в) с развитием хорового образования (К.Б.Птица, В.А.Васильев, 1.Андреева и М.Бондарь, К.Никольская-Береговская,
Ю.С.Горяйнов, В.П.Фомин и др.). Важным результатом исследования истории развития хоровой культуры явилось изучение и осознание ее исторического значения в возникновении музыкального искусства, воспитательной функции хоровой музыки, соотношение традиционных и новаторских форм хорового исполнительства и т.д.
1.2. Теоретические проблемы хорового искусства всесторонне рассмотрены в трудах Б.В.Асафьева, П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, К.К.Пигрова, В.И.Краснощекова, П.П.Левандо, И.Г.Лицвенко, М.Н.Копытмаяа, А.С.Ленского и других авторов. Продуктивным итогом фундаментальных работ этих авторов явилось то обстоятельство, что они составили методологическую основу адекватной интерпретации важнейших проблем хороведения, хорового письма, хоровой фактуры, аранжировки.
1.3. Вопросы методики руководства хором освещены в трудах П.ГДеснокова, Г .А.Дмитревского, А,А.Егорова, В.Г .Соколова, А.И.Анисимова, Н.И.Демьянова, С.В.Попова, Ю.ПДСустова, В.Ф.Ча-банного, Л.В.Шаминой и других. Значительный вклад этих авторов заключается в том, что их работы являются важными учебными пособиями для студентов и учащихся хоровых отделений специальных высших и средних учебных заведений.
П. Отдельные аспекты хоровой самодеятельности исследованы искусствоведами (А.М.Ахундов, В.П.Ильин, А.Й.Косарева, И.П.Шилова, ИЛ.Штиглер и др.), рассмотревшими воспитательную функцию непрофессиональной сферы хорового искусства. Они убедительно доказали то обстоятельство, что хоровая самодеятельность, наряду с другими жанрами художественного любительства, играет важную роль в эстетическом воспитании любителей пения.
Ш. По ряду проблем хоровой самодеятельности были защищены кандидатские диссертации (Т.Й.Бакланова, Р.П.Гудзялис, Ю.П.Кус-тов, В.Ф.Чабанный, Т.Г.Томашевская, Г.А.Шепилов, Н.Й.Ыарожная, Г.В.Скотникова и др.) . Авторы с позиций клубоведения рассмотрели актуальные проблемы музыкально-образовательной работы в самодеятельных хорах различных типов и видов, изучили лучший хормейстерский опыт создания положительных психолого-педагогических условий управления хоровыми коллективами. Ученым удалось по-новому, с позиций общей и клубной педагогики рассмотреть роль хоровой самодеятельности в нравственно-эстетическом воспитании участников.
Итак, благодаря большому вкладу ученых в изучение многих частных, но весьма существенных аспектов хорового любительства, теория и хоровая практика достигли определенного уровня научной интерпретации хоровой самодеятельности как сферы художественного досуга. В то же время, в силу установившегося стереотипа уз-коцреддоетного подхода к изучению этого специфического явления, хоровая теория и практика располагает явно недостаточными знаниями о хоровой самодеятельности как о социо-культурной и художественной сфере. Анализ специальной литературы показал, что авторы еще не ставили своей целью всестороннее изучение этой проблемы. Ученые чаще изучают отдельные ее аспекты, порой через призму решения других специальных задач.
Современный уровень познания генезиса хоровой самодеятельности обнаруживает тот факт, что до сих пор клубная педагогика практически не рассматривает важнейщую проблему для художественной самодеятельности - сотворчество руководителей и участников. В общефилософском и общепедагогическом плане эта проблема разрабатывалась и разрабатывается (Сократ, Платон, Ж.-Ж.Руссо, И.Гегель, ЛЛ.Толстой, Э.В.Ильенков, Ф.Х.Кессиди, И.Д.Рожанский, Й.ФГончаров, И.П.Волков, И.Л.Иванов и др.). Есть основания утверждать, что общая педагогика уже создала базу для адекватного толкования проблемы сотворчества, в то время как клубная теория и практика по существу еще не касались этого актуального вопроса непрофессионального художественного творчества.
Современной наукой еще не исследована художественно-организационная и психолого-педагогическая природа хоровой самодеятельности и поэтому пока не создана законченная педагогическая концепция руководства хоровой самодеятельностью.
Остаются до сих пор не изученными психолого-педагогические факторы хоровой самодеятельности, важнейшими компаненташ которых являются нравственно-психологический климат, творческая атмосфера самодеятельных хоровых коллективов. Это затрудняет адекватную интерпретацию процесса психологических изменений участников и их нравственного совершенствования в условиях любительского хора, с одной стороны, с другой - мешает придать процессу художественно-эстетического развития любителей педагогически управляемый характер.
Не предпринимались попытки исследования структуры творческого цроцесса руководителей хоров, предполагающего выполнение дирижерами-хормейстерами выполнение различных творческих актов, включающих художественное восприятие новых хоровых цроизведений, их эстетическую оценку, творческое воплощение в репетиционный период управления и сценическое исполнение концертной программы.
Совсем не исследована проблема стилей управления самодеятельными хоровыми коллективами, типологии и мотивации поведения в хорах участников хоровой самодеятельности, их эстетических, художественных и других потребностей.
Специалисты до сих пор не располагают полными знаниями о тенденциях развития и современного функционирования хоровой самодеятельности, ее реальной социально-художественной роли в духовной жизни общества, что затрудняет диагностику состояния хорового любительства и прогнозирования тенденций его будущего развития и т.д.
Следовательно, современный уровень теоретического анализа недостаточен для стимулирования и обеспечения продуктивного педагогического руководства хоровой самодеятельностью. Запас знаний о хоровом любительстве на современном этапе лишь создает необходимые предпосылки всестороннего изучения этого сложного социально-художественного феномена, актуализирует проблему формирования оптимальной модели учебно-воспитательного цроцесса в самодеятельных хоровых коллективах, направленного на организацию ценностного художественного досуга любителей пения и их нравственно-эстетического воспитания.
Поэтому фундаментальное исследование хоровой самодеятельности как специфического социо-культурного явления, действенного средства художественного и нравственного развития трудящихся и создание на научной основе законченной концепции педагогического руководства любительскими хоровыми коллективами с целью гармонизации досуга участников самодеятельности и формирования их творческой активности является особо актуальным.
Исходя из этого целью настоящего исследования является комплексный научный анализ хоровой самодеятельности как специфического художественного и социо-культурного явления в совокупно с ти всех его проблем, с необходимостью обусловливающий выявление благоприятных психолого-педагогических условий, предпосылок и факторов педагогической деятельности специалистов по возрождению художественного престижа хорового пения в народе и стимулированию процесса нравственно-эстетического воспитания трудящихся средствами хорового искусства.
Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили его теоретические и практические задачи.
Теоретические задачи исследования: а) дать анализ состояния развития хоровой самодеятельности на современном этапе в целях определения условий педагогического руководства любительскими хоровыми коллективами; б) вскрыть противоречия в педагогической деятельности руководителей как на уровне макрообъекта (коллектив), так и на уровне микрообъекта (участники коллектива) педагогического воздействия; в) обнаружить типологические признаки участников хоровой самодеятельности, на основе чего определить методы, формы, механизмы и способы индивидуального педагогического воздействия хормейстера на певцов-любителей; г) выявить профессионально-содержательные формы и характеристики различных видов руководства хорами, определить типологические признаки руководителей, ансамбль их профессионально значимых качеств и на этой базе установить стили управления самодеятельными хоровыми коллективами.
Практические задачи исследования: а) создать концептуальную модель управления самодеятельными хоровыми коллективами с учетом выявленных и экспериментально проверенных методов, форм, механизмов и способов эффективного педагогического воздействия руководителя на участников; б) научно обосновать личностный подход в процессе педагогического руководства самодеятельностью, обеспечивающий творческий рост хоровых коллективов под воздействием общехоровых форм управления, с одной стороны, с другой - обусловливающий нравственно-эстетическое и художественное развитие личности каждого участника под влиянием индивидуального педагогического воздействия руководителя на самодеятельных певцов; в) выявить характер педагогических действий и структуру регулятивных функций руководителя, реализуемых им при помощи таких средств воспитательного воздействия на участников, как дирижерский "показ" и "объяснение", "привлечение" и "принуждение", "убеждение" и "внушение" и других методов руководства; г) на базе материалов комплексного исследования определить методические основы составления репертуара для самодеятельного хора, особо выделив при этом педагогические, воспитательные и концертные функции хоровых произведений, обеспечивающих нравственно-эстетическое и художественное развитие участников; д) найти педагогические формы, методы, механизмы и способы разрешения обнаруженных в ходе настоящего исследования противоречий в профессиональной деятельности руководителей по управлению любительскими хоровыми коллективами; е) выработать методы внедрения созданной в ходе исследования системы педагогического руководства хоровым коллективом (макрообъектом) с целью повышения общественного престижа хорового пения в народе, интенсификации процесса нравственно-эстетического воспитания и формирования творческой активности массы любителей хорового искусства.
Объектом исследования является хоровая самодеятельность как специфический социально-художественный феномен культуры и досуга трудящихся в ретроспективном, современном и в перспективном аспекте ее развития.
Предметом исследования выступают участники хоровой самодеятельности на коллективном (совокупном) и индивидуальном уровнях как объект педагогического воздействия и субъект творческой, общественной деятельности, самовоспитания и самореализации; руководители самодеятельных хоровых коллективов как субъект педагогического воздействия в процессе управления любительскими хорами.
Гипотеза исследования. Достижение продуктивного процесса педагогического руководства хоровой самодеятельностью, обеспечивающего высокий уровень нравственно-эстетической воспитанности, художественного развития и плодотворной предметно-коммуникативной деятельности участников хоровой самодеятельности возможно лишь цри условии:
- комплексного изучения хоровой самодеятельности как целостного явления художественного досуга, позволяющего выход на более высокие уровни социально-теоретического анализа хорового любительства как объекта психолого-педагогического и художественного воздействия;
- преодоления противоречий в педагогическом руководстве на уровне макрообъекта (хоровые коллективы), выражающихся в несоответствии высокого воспитательного потенциала хоровой самодеятельности и степени реального ее функционирования в современном культурно-просветительном процессе, с одной стороны, с другой -разрешение противоречий на уровне микрообъекта (участники хоровых коллективов) педагогического воздействия, проявдякщихся в рассогласовании художественных притязаний (мотивов "хочу") и творческих навыков ("могу") их практической реализации;
- создания и апробации педагогической системы руководства хоровой самодеятельностью, представляющей собой совокупность методов, форм, механизмов и способов воздействия общей и профессиональной (музыкальной) педагогики, психологии и управления;
- обоснования личностного подхода в управлении любительскими хорами, предполагающего выявления типологических признаков участников хоровой самодеятельности и стилевых особенностей управления хорами с целью определения наиболее рациональных общехоровых и индивидуальных форм педагогического руководства, обеспечивающих повышение общей исполнительской культуры хоровых коллективов и нравственно-эстетическое развитие личности их участников;
- выявление содержания творческого процесса руководителя самодеятельного хора, предполагающего выполнение им самых разнообразных творческих актов в рамках художественной коммуникативной системы, включающей творческое восприятие, эстетическую оценку новых хоровых произведений, художественное их воплощение в редервдионный период работы с хором и сценическое исполнение концертной программы;
- повышения уровня специального образования хоровых дирижеров в соответствии с требованиями реального содержания ж условий труда хормейстера, вытекающих из контекста современного культур-но-цросветительного процесса;
- создания единой государственной системы нравственно-эстетического воспитания людей средствами искусства.
Методология и методы исследования. Стремление к целостному охвату хоровой самодеятельности как объекта исследования обусловило рассмотрение комплекса вопросов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Многоплановость объекта научного анализа потребовала комплексного подхода автора в изучении проблемы с использованием различных методов исследования.
1. Общеметодологической основой диссертационного исследования явился подход марксистско-ленинской науки к изучению личности через анализ ее деятельности и общественных отношений, предполагающий при этом учет диалектики субъективного и объективного, индивидуального и общественного. Методологию исследования в значительной мере определили труды ученых, освещающих теоретические проблемы музыкального просвещения, нравственно-эстетического воспитания, теории и психологии творчества, музыкального исполнительства и культурно-просветительной деятельности.
2. Теоретический анализ проблемы. Его цель: отыскать базовые теоретические положения, научно обработать собранный материал на основе изучения хороведческой, музыковедческой, психолог о-педагогиче с кой , философской, управленческой и клубоведчес-кой литературы.
3. Конкретно-научными методами, выделенными на основе анализа современной социологической и психолого-педагогической наук, явились методы изучения личности в системе внутриколлективных связей и отношений, анализа взаимосвязи творческого развития личности участников и уровня общей художественно-исполнительской культуры хора, выявления воспитательных возможностей хорового коллектива и изучение хоровой самодеятельности как объекта педагогического руководства.
4. Группа психолого-педагогических методов содержала:
- метод включенного наблюдения в ходе констатирующего и формирующего эксперимента как метод педагогического диагноза уровня предметно-коммуникативной деятельности участников 14-ти экспериментальных коллективов и прогнозирования путей нравственно-эстетического воспитания любителей хорового пения;
- метод косвенного действия, предполагающий воспитательное воздействие на участников самодеятельности, через хоровой коллектив;
- метод сравнения как педагогический инструмент диагностики роста уровня предавтно-коммуникативной деятельности, музыкального вкуса, общеинтеллектуального и творческого развития участников хоровой самодеятельности;
5. Группа социологических методов предполагала:
- массовый оцрос участников хоровой самодеятельности и руководителей хоров при помощи специально разработанных анкет "Баше мнение о коллективе" и "Вы и Ваша профессия" с последующей обработкой и обобщением полученной научной информации;
- стандартизированное, нестандартизированное и экспресс-интервью участников и руководителей по ведущим проблемам культурно-просветительной работы, структуры педагогической деятельности по управлению хором, учебно-воспитательного процесса, вопросам репертуара и удовлетворенности творческой деятельностью;
- социометрический метод, позволяющий выяснить уровень творческого развития и музыкального вкуса; установить характер художественных предпочтений, творческих и коммуникативных связей участников; определить стадию формирования творческой атмосферы хоровых коллективов.
Новизна исследования. Работа обнаруживает принципиально новый подход в исследовании проблемы педагогического руководства хоровой самодеятельностью как специфическим социально-художественным явлением. С комплексных позиций научного анализа объекта исследования впервые в работах подобного рода сделана попытка обоснования педагогики хоровой самодеятельности с использованием наиболее преемлемых теоретических изысканий в области хороведения, педагогики, общей и социальной психологии, клубоведения и науки об управлении. Конкретно содержательные аспекты новизны диссертационного исследования заключаются:
- в комплексном подходе к изучению творческой и психолога-педагогической природы хоровой самодеятельности как специфического объекта научного познания с позиций разных наук (хороведения, искусствоведения, общей и профессиональной педагогики, социальной и общей психологии, управления), ранее недостаточно используемых в работах;
- в создании педагогических основ руководства хоровой самодеятельностью на базе результатов комплексного изучения объекта исследования, апробации системы управления хором в 14-ти экспериментальных хорах, обобщения лучшего профессионального хормейстерского опыта и 35-летнего стажа диссертанта по управлению любительскими хоровыми коллективами;
- в теоретическом раскрытии структуры совокупного психолого-педагогического и творческого феномена самодеятельного хорового коллектива, основными элементами которого являются: а) репертуар как фактор творческого и нравственно-эстетического развития участников; б) творческая атмосфера, стимулирующая музыкальное воспитание самодеятельных певцов; в) нравственно-психологический климат; г) мотивация и типология участников;
- в разработке структуры оптимальных творческих, психолого-педагогических условий стимулирования творческой активности и продуктивной предметно-коммуникативной деятельности участников и формирования их нравственно-эстетического облика;
- в определении характера и содержания индивидуального педагогического воздействия на участников в процессе управления хоровыми коллективами в зависимости от личноетно-типологических признаков самодеятельных певцов;
- в раскрытии содержания самостоятельного творческого процесса хормейстера как диалектического единства его импровизации, воображения, представления в ходе художественного восприятия хоровых произведений и составление на этой основе репертуара для хора как основы творческого развития его участников;
- в обосновании концептуальной модели профессионально значимых свойств личности руководителя, включающих творческие, дирижерские, педагогические, интеллектуальные, коммуникативные, организационные и другие способности хормейстера, наиболее характерно проявляющихся в творческо-демократическом стиле педагогического руководства самодеятельным хоровым коллективом;
- в разработке стилей управления любительскими хорами как совокупности, преобладания тех или иных методов, форм, механизмов и способов педагогического воздействия на участников в условиях хоровой самодеятельности.
Базой экспериментальной работы послужили четырнадцать академических самодеятельных хоров, расположенных в различных регионах страны (См.Приложение №13).
Основная опытно-экспериментальная работа велась в течение двадцати лет в хоре рабочих ДК им .И.И.Газа производственного объединения "Кировский завод" в Ленинграде под управлением диссертанта.
С целью сравнения результатов поисковой работы в экспериментальных хоровых коллективах с результатами, достигнутыми с использованием общепринятых форм руководства в самодеятельности, систематически проводились замеры соответствующих параметров учебно-воспитательного процесса в четырнадцати контрольных коллективах различных городов Советского Союза (См.Приложение № 14).
Сравнительный анализ действенности педагогических механизмов управления хором, найденных в ходе педагогического эксперимента с общепринятыми формами хоровой работы проводился также и руководителями-экспериментаторами, принимавшими участие в нашем исследовании (см.Приложение & 15).
Ряд отдельных положении научно-практической организации процесса педагогического руководства самодеятельным хором, выдвинутые диссертантом в качестве гипотезы, кроме экспериментальных коллективов, апробировались во многих хорах РСФСР, Украины, Крыма, Прибалтики, Москвы, Ленинграда и области, а также в ряде городов Кавказских и Среднеазиатских республик. В коллективах названных регионов апробировались в первую очередь предложенные диссертантом педагогические методы составления репертуара, создания положительного нравственно-психологического климата и формирования на этой основе творческой атмосферы в самодеятельном хоре.
Проверке идей педагогической системы управления хором, интерпретируемой диссертантом, служат ряд публикаций, материалы которых уже длительное время внедряются в практику управления самодеятельными хоровыми коллективами многих городов союзных республик. Актуальность и действенность некоторых педагогических принципов управления хоровым коллективом успешно апробирована в диссертационном исследовании Стороженко А.М. "Формирование творческой активности личности в музыкальной самодеятельности клуба", в различных статьях аспирантов, выполненных под руководством диссертанта и опубликованных в различных издательствах страны.
Практическая значимость работы состоит в достоверности полученных результатов комплексного исследования диссертационной проблемы, позволивших обосновать и экспериментально подтвердить эффективность целевой программы педагогического воздействия на участников, обеспечивающих органическую связь социально-культурной и предаютно-коммуникативной деятельности участников, а также формирование нравственно-эстетической направленности их поведения.
Материалы исследования, опубликованные в печати, внедрены и внедряются в учебно-воспитательный процесс вузов культуры, искусств, музыкальных и культурно-просветительных училищ страны. В качестве типовой учебной программы по одному из профшшрующих предметов хоровой специализации Министерством культуры СССР рекомендована вузам культуры программа "Методика работы с самодеятельным хором", разработанная автором на материалах диссертационного исследования и успешно апробированная в Ленинградском институте культуры.
Основные теоретические положения и практические выводы полученных результатов исследования были многократно апробированы на факультете повышения квалификации преподавателей вузов культуры и искусств и культурно-просветительных училищ при Ленинградском институте культуры.
Результаты диссертационного исследования, имеющие практическую направленность, широко используются в опыте хоровой самодеятельности основных регионов страны руководителями практиками 96-ти хоровых коллективов.
Учебно-методические разработки и различные учебные пособия, выполненные автором на материалах диссертационного исследования, используются практически всеми областными научно-методическими центрами страны в их работе по методическому обеспечению управления хоровой самодеятельностью.
Многие материалы диссертационного исследования прошли успешную апробацию в форме многочисленных публикаций по теоретическим и практическим проблемам хоровой самодеятельности в жанре монографии, учебных пособий, учебно-методических материалов, научных статей, методических рекомендаций общим объемом около 45 печатных листов.
Обозначенные в исследовании цели и задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Матук, Вячеслав Альфредович
Развитие эстетического вкуса студенческой молодежи (на материале музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности)1984 год, кандидат педагогических наук Дряпика, Владимир Иванович
Музыкально-творческое развитие участников детской хоровой студии в клубных учреждениях1983 год, кандидат педагогических наук Естемесова, Сауле Сметуллаевна
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи2001 год, кандидат социологических наук Колчинская, Вероника Юлиевна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Чабанный, Владимир Федорович
378 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всякая теория вызывается к жизни в конечном счете потребностью практики. Она выдвигает перед теорией определенные задачи и требует их решения. Потребность культурно-просветительной практики обусловила необходимость проведения нашего исследования, основные результаты которого имеют теоретическую и практическую направленность.
Наиболее важным итогом научного анализа данной диссертационной проблемы являются полученные в ходе исследования объективные представления об организационно-художественной и психолого-педагогической природе хоровой самодеятельности как части музыкальной культуры общества и спёцифического объекта педагогического руководства. В многообразной системе институтов воспитания хоровая самодеятельность может рассматриваться как перспективный фактор нравственно-эстетического воспитания, формирования эстетических потребностей, творческих мотивов, установок на самовоспитание и саморазвитие личности. Системный подход в изучении специфического целого хорового любительства дал основания для общего вывода о том, что функционирование современной хоровой самодеятельности причинно обусловлено ее специфической -содержательной структурой, конкретно предполагающей:
I. Образно-музыкальный и организационный (досуговый) ракурс хорового любительства с необходимостью требует изучение специфики непрофессиональной формы хорового искусства с применением различных методов диагностики современного состояния развития хоровой самодеятельности, специфики организации учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах и в конечном счете прогрозирования качественного и количественного развития хорового любительства на ближайшие 10-20 лет;
2. Социологический аспект хоровой самодеятельности, включающий в себя проблемы количественного и качественного состава самодеятельных хоров как объекта педагогического руководства, творческой активности и эстетической потребности самодеятельных певцов. Социологический ракурс содержательного аспекта предполагает также изучение социально-демографических особенностей руководителей самодеятельных хоров и влияния этих особенностей на характер профессиональной деятельности хормейстеров.
3. Социально-психологический аспект, предполагающий рассмотрение вопросов типологии самодеятельных певцов и руководителей самодеятельных хоров, их ценностно-профессиональных ориентаций; мотивов выбора профессии "руководитель хора" и степени соответствия ранних представлений профессиональной деятельности по управлению хорами реальному труду хормейстера; изучения характера предметно-коммуникативных связей участников, уровня их творческого развития, музыкального вкуса, процесса нравственно-эстетического развития и т.д.
4. Педагогический, содержащий вопросы организации, сплочения и творческого единения хоровых коллективов; сочетания свободы творчества с необходимой для коллектива дисциплиной участников самодеятельности; моделирование и организацию оптимального учебно-воспитательного процесса; положительного нравственно-психологического климата и творческой атмосферы в условиях хоровой самодеятельности; создание на базе опытно-экспериментальной работы педагогической системы руководства хоровой самодеятельностью с целью нравственно-эстетического воспитания ее участников.
5. Управленческий, предусматривающий изучение вопросов текущего, перспективного планирования и контроль за выполнением планов; дисциплину творчества каждого участника ж коллектива в целом, управление вопросами внутренней дисциплины, нравственно-психологическим климатом коллективов через Бюро или Совет хора и т.д.
Исследование обозначенной содержательной структуры функционирования хоровой самодеятельности со всей очевидностью указали на необходимость пересмотра ныне действующей государственной и црофсоюзной системы общего музыкального воспитания народа средствами хорового искусства, создания благоприятных социально-организационных условий массового развития хоровой самодеятельности в стране как наиболее демократического, художественно доступного и поэтому ценностного вида музыкального досуга советских людей.
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Чабанный, Владимир Федорович, 1990 год
1. Государственные и партийные документы
2. Конституция (Основной Закон) СССР. - М.: Политиздат, 1980.31 с.
3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.:Политиздат, 1987. - 79 с.
4. Материалы ЛШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986, 352 с.
5. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается.
6. I7 - 1987. Доклад на соилестном заседании Щ KDCC, Верховного Совета СССР и Верховного Совета PCiCP, посвященном 70детию Великой Октябрьской социадистичевкой революции 2 ноября 1987 г. - М.: Политиздат, 1987. - 61 с.
7. Материалы Пленума ЦК ШЮС 25-26 июня 1987 г. - М.: Политиздат, 1987. - Ш с.
8. О журнале "Коммунист". Постановление ЦК КПСС. - КоммунистШ 12, - 3-8.
9. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. Постановление ЦК ШЮС. 28 марта 1978// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - 8-е изд. - М.: Политиздат, I98I. - т.13. - 62-66.
10. КШС о культурно-цросветительной работе //Сб.документов:Сов.Россия, I98I. - 136 с.
11. Об идеологической работе КПСС //Сб.документов. - М.: Политиздат, 1977. - 639 с.
12. О 60-й годощжне образования Советского Союза. Постановление ЦК КШС от 19 февраля 1982 г. - М.: Политиздат, 1982.31с. П. Труды классиков марксизма-ленинизма
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.1. - 699 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.18. - 807 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.20. - 827 с.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23. - 907 с.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.32. - 804 с. *
18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.33. - 788 с,
19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.46, ч,2. - 618 с.
20. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В,И. О морали ж нравственномвоспитании, - М.: Политиздат, 1985. - 528 с.
21. Ленин В,И, О литературе и искусстве. - М.: Политиздат,1979, - 576 с.
22. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.7. - 622 с.
23. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.25. - 646 с.
24. Левин В.И. Поли.собр.соч., т.29. - 782 с.
25. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.33. - 433 с.
26. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.35. - 599 с.
27. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т,36. - 741 с.- 392 Ш. Диссертационные иссдед^ования
28. Алексеева 1 Л . Художественная самодеятельность как средствоформирования нового человека: Автореф.дис. . .Канд.пед.наук. -М.: 1970. - 21 с.
29. Амиров Р. Пути педагогического руководства внеклубшши формами самодеятельного художествевиого творчества: Автореф. дис. ..Канд^пед.наук. - I.: 1982. - 15 с.
30. Ариарскжй М.А. Клуб в системе формирования общественно-политического опыта будущих работников: Дисс. ..Канд.пед.наук. I.: 1977. - 187 с.
31. Афанасьев Ю.Л. Роль моделирования в художественном отражении и его проявления в музыке: Автореф.дис. ..канд.рлос. наук. - Киев: 1977. - 24 с.
32. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Автореф. дис. ..канд.пед.наук. - М.: 1979. - 23 с.
33. Бирженюк Г.М. Единство общих и специфических принципов деятельности культурно-просветительных учреждений: Автореф. дис. ..канд.пед.наук. - I.: 1980. - 19 с.
34. Бицадзе И. Закономерности художественного познания: Автореф.дис. ..д-ра филоснаук. - Тбилиси: 1983. - 43 с.
35. Блкмин В.А, Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в сохщалистическом обществе): Автореф. ..дис.д-ра пед.наук. - М,: 1979. 47 с.
36. Буров А.И. Марксистско-ленинская эстетика как теоретическаяоснова эстетического воспитания: Дис. ..д-ра риюс.наук. М.: 1969. - 489.
37. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного хзщожественноготворчества в трудовом коллективе: Дис. ..канд.пед.наук. - 393 Л.: 1984. - 156 с.
38. Верещагина Ж.М. Исследование особенностей личности клубногоработника: Автореф.дис. ..канд.пед.наук. - Д.: I97I. - 21 с,
39. Виноградова 0.1. Педагогическое стимулирование социальнойактивности участников коллективов художественно! самодеятельности: Дис, ..канд.пед.наук. - I.:I983. - 148 с.
40. Генкин Д.М. Сощально-педагогические основы массового праздника: Дис. ..д-ра пед.наук. - I98I. - 359 с.
41. Дадашев В Д . Фактор удовлетворенности участников в педагогическом руководстве художественным самодеятельным коллективом: Автореф.дис. ..канд.пед.наук. - I.: I98I. - 16 с.
42. Дергачев Г.Б. Художественная потребность и з^р;ожеотвенныйцроцесс: Автореф.дис. ..канд.рлос.наук. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 24 с.
43. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество - путь формированиятворческой личности: Автореф.дис. ..канд.пед.наук. - I.: 1978. - 18 с.
44. Дуков Е.В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра: Автореф.дис. ..канд.филос.наук. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 24 с.
45. Евтеева Г.А. Социально-педагогические цроблевш использования свободного времени: Дис. ..д-ра пед .наук. - Л.: 1980. 435 с. - 394
46. Ефшова Й.Н. Творчество как предмет рлософского исследования: Автореф.дис. .«канд.фндос.наук. - М.: Изд-во 1€7, 1982. - 23 с,
47. Ильин В.П. Музыкальная самодеятельность Ленинграда (I9I71967 гг.): Дне. ..канд.искусствоведения. - I . : 1968. 258 с.
48. Кадцын I.M. Возможности системного подхода: Автореф.дис.л..канд.искусствоведения. - Киев: 1982. - 19 с.
49. Каргин А.С. Социально-педагогические проблемы становленияи развития художественной самодеятельности в клубных учреждениях РСФСР (I9I7-I932 гг.): Дис, ..д-ра пед.наук. - I.: 1986. - 389 с.
50. Каргин А.С. Социально-педагогические проблемы становленияи развития художественной самодеятельности в клубных учреждениях РСФСР (I9I7 - 1932 гг.): Автореф.дис. ..д-ра пед. наук. - 1.: 1986. - 41 с.
51. Комаров В.Д. Проблема авторитета и становление коммунистического самоу11равления: Дис. ..канд.филос.наук. - I.: Изд-во Л У , 1968. - 186 с.
52. Маденкович Г.й. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебно-воспитательного щ)оцесса: Автореф.дис. ..канд.пед.наук. - М.: 1970. - 33 с.
53. Мамедова А.А. Художественная самодеятельность как средствопатриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны: Дис. ..канд.пед.наук. - Л.: 1987. - 189 с,
54. Марков А.П. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами: Автрреф. дис. ..канд. пед .наук. - Ж,: 1д82, - 15 с.
55. Михайлик А.Г. Тенденции развития художественной самодеятельности на современном этапе: Автореф.дис. ..канд.пед .наук. Д.: 1977. - 19 с.
56. Михайлов М.й. Природа художественного воображения: Автореф.дис. ..канд.puttoc,наук. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 16 с.
57. Органова 0,Н. Специфика эстетического воспитания: Автореф.дис. ..д-ра рлос.наук. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 46 е.
58. Нарожная Н.И. Пути становления сельской хоровой самодеятельности на основе современных тенденций ее развития. - Дис. ..канд.пед.наук. - I.: 1985. - 158 с.
59. Подоленко А.Г. Развитие и удовлетворение комвяуникативныхпотребностей личности в условияк клубной деятельности: Дис. ..канд.пед.назгк. - Л.: 1987. - 231 с.
60. Ревенко Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководителя: Автореф.дис. .. канд. псйхол.наук. - М,: Изд-во МЕУ, 1980. - 16 с.
61. Ромах О.В. Музыкальная пропаганда художественного самодеятельного коллектива как средство повышения культуры сельско- 396 го населения: Дис. ..канд.пед.наук. - I.: 1983. - 178 с.
62. Смирнова Е.И. Зудожественная самодеятельность как социальнопедагогическое явление: Автореф.дис. ..д-ра шд.науЕ. Л.: 1989. - 35 с.
63. Степанов С. Эстетические цроблемы мотивации личности: Автореф.дис. ..канд.филос.наук. - М.: Изд-во Н У , 1 9 ^ . - 16 с,
64. Степкин Ю.П, Исследование авторитета личности как социальнопсихологического явления: Автореф.дис. ..канд.рлос.наук. I.: Изд-во Ж У , 1976. - 18 с.
65. Тельчарова Р.А. ^зшшльный вкус как объект эстетическогоанализа: Автореф.дис. ..канд.рлос,наук. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 21 с.
66. Томашевская Т.Г. Самодеятельное художественное творчество впроцессе га1монического развития личности студентов технических вузов: Дис. ..канд.пед.наук. - I.: 1985. - 186 с.
67. Триедин В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: Дис. ..д-ра пед.наук. - I.: 1985. 368 с.
68. Фаблел М. Теория мотивации в зарубежной и советской психологии: Автореф.дис. ..канд.пед .наук. - М.: Изд-во МГУ, 1977. 14 с.
69. Фомин В.П. Развитие дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования: Дне. ..канд.пед.наук. - Л.: 1984, - 230 с.
70. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф.дис. ..д-рафилос.наук. - Свердловск, 1984. - 39 с.
71. Чабанный В.Ф. Психолого-педагогические условия управденжясамодеятельным хоровым коллективом: Дис. ..канд.пед.наук. I.: 1976. - 235 с. 397
72. Шепидов Г.А. Условия оптимизации творчества личности в самодеятельном хоровом коллективе: Дие. ..канд.пед.наук. I.: 1979. - 186 с.
73. Штигдер И Л . Самодеятельное искусство и его роль в коммунистическом воспитании: Автореф.дио. .. канд. филос. наук. - М.: 1965. - 29 с. "Л, Моногра^и. сборники, статьи
74. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения //Проблема общения в психологии. - М.: I98I. - 218 241.
75. Александров Б. Песня зовет. - М.: Молодая гва|5дия, 1982.157 с.
76. Алешина Н. Соотношение изобразительности ж выразительностив искусстве. - Философские науки, М.: 1965. - № 6. - 51-59.
77. Анисимов А.И. Работа с самодеятельным хором. - Я.: Искусство, 1938. - 83 с. '-"^
78. Ащ)есян Г.З. О самодеятельном искусстве /ДГроблемы эстетического воспитания и современность. - М.: Советский художник, 1963. - 122-125.
79. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия //Эстетические очерки. ВЕШ.5. - М,: 1979. 137-174.
80. Арнольдов А. Духовная культура - объект научного управления.М.: Коммунист, 1973. - й 16. - C.I00-II2.
81. Артановский Н. Историческое единство человека и взаимноевлияние культур. - I.: Просвещение, 1970. - 268 с.
82. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, - Л,:1971. - 376 с,
83. Асафьев Б.В. Вопросы музыки в шкоде. - I.: 1926. - 284 с.- 398
84. Асафьев Б.В. Хоровая культура, - I.: Музыка, 1968. - П7139.
85. Асафьев Б. О хоровом искусстве. - Л.: Музыка, 1980. - 212 с.
86. Асафьев Б.В, Нечто о музыкальном 11росвещенжи//Избранные статьи о музыкальном просвещении. - M.-I.: Музыка, 1965. 24-34.
87. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом, - М.: Политиздат, 1977. - 382 с,
88. Афанасьев В.Г. Социальная информация и зщравление обществом. - М.: Наука, 1977. - 408 с.
89. Баранов С П . Сущность процесса обучвЕия, - М.: Просвещение,1.8I. - 142 с.
90. Баренбойм М. Музыкальная педагогика ж исполнительство. - I.: ^Музыка, 1974. - 336 с.
91. Батыров А.Ш. Проблема авторитета в марксистско-ленинскойэтике. - Ташкент, 1976. - 18 с.
92. Белова Т.Н. Диалектика потребностей и способностей в гармоническом развитии личности //Научные основы формирования гармонически развитой личности. - Дн-ск, 1983, - 74-84.
93. Белинский В.Г, Собр.соч,: В 3-х томах. - М.: 1948. - T.I,547 с ; Т.П. - 678 с ; т.З. - 684 с.
94. Березин Б., Косолапов Художественное творчество масс - важнейшая часть дукоБНой культуры общества. - М.: Коьмунист, & 17. - 1973. - 78-88.
95. Бирюков В.Ф. ЭБЙОЦИИ И эстетическое восприятие //ВестникМГУ, серия 7, философш Л 2. - М.: 1982. - 26-38.
96. Блишва М. Музыкальное творчество и закономерности высшейнервной деятельности. - I.: Музыка, 1974. - 143 с.
97. Бодалев А.А. Личность и общение /Друды Кубанского ун-та,Краснодар, вып.279. - 1979. - 3-14. - 399
98. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком,М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
99. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во Ж У , 1988.187 с.
100. Болотников И.М. Научное управление культурно-просветительными э^ревдениями. - М.: Просвещение, 1976. - 143 с.
101. Болотников И.М. Основные направления деятельности в культурном строительстве: Методологические аспекты. - I.:I98I.- 80с.
102. Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е жзд.испр. ж доп,М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - 500 с.
103. Вуд Г. О дирижировании (Пер. с англ.). - М.: Музгжз, 1958.103 с.
104. Генкин Д.М., Соломоник А.Г. ;^дожвственная хфопаганда в клубе. - М.: Сов.Россия, 1977. - 126 с.
105. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. - М.: Музыка,1975. - 415 с.
106. Гольдендрихт С. О природе эстетического творчества.2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 248 с.
107. Гончаров И. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1975. - 158 с.
108. Григ Э. Избранные статьи и письма.- М,: Музыка, 1966. - 448 е.
109. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат,1987. - 285 с.
110. Громов E.G. Природа художественного таланта/Лйарксистсколенинская эстетика ж художественное творчество. - М.: 1980. 229-245.
111. Громов E.G. Природа хуцожественного творчества. - М.: Просвещение, 1986. - 237 с.
112. Гуревжч А.П. Музыка и борьба идей в современном мире.М.: Музыка, I98I. - 128 с,
113. Гуренко В.Г. Специ^а художественной интерпретащи/ХВопросы исполнительского искусства. - Новосибирск, 1974. - 17-42.
114. Даринский А.В. Педагогика взрослых, ее предмет ж задачж//Сов.педагогика, й 16. - 1969. - 21-29.
115. Демьянов Н.й. Школа хорового пения. - 4.1. - М.: 1935. -32 с,
116. Дирижерское исполнительство //Сб.статей. Сост.1.Гинсбург.М.: 1975. - 630 с. - 401
117. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором, - М.: Музгиз, 1957, - 107 с.
118. Двдитриевская К.Н. Русская советская хоровая музыка. - М.:Советский композитор, 1974. - 128 с,
119. Добрович А. Общение. Искусство. Наука. - М,: 1980. - 143 с,
120. Дранков В.Л, Природа таланта Шаляпина. - Л.:Музыка, 1973.215 с.
121. Дранков В. Л. Искусство быть человеком. - М.: Сов .Россия,1984. - 125 с.
122. Духовный мир развитого социалистического общества. 1.:Наука, 1977. - 479 с.
123. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические воцросы клубной работы, - Л.: 1976. - 136 с.
124. Евтеева Г,А. Что полезно знать клубному работнику. Д.:Лениздат, 1976, - 166 с.
125. Евтушенко И,И. К цроблеме авторитета личности //Некоторыепроблемы формирования активности личности, - Тула: 1977, 0,151-160,
126. Егоров А.А, Теория и практика работы с хором, - М,: Музгжз,1.5I, - 240 с.
127. Ельчанинов В.А, Проблемы творчества в историческом познанииискусства. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979, - 192 с.
128. Еремеев А.Ф, Лекции по марксистско-ленинской эстетике.Свердловск, I97I, - 4,2-3, - 358 с,
129. Ершов П. Режиссура как црактическая психология. - М.: Искусство, 1972. - 352 с.
130. Ершов А, Старейший русский хор, - Л,: Советский композитор,1978. - 190 с, - 402
131. Живов В. Художественное слово и музыкальное жсполнжтельство/Друды НИИ культуры. Л 20, Народное творчество. - М.: 1974. - 133-146.
132. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. - М.:Музыка, 1987. - 93 с.
133. Землянникова Л. Радость творчества. - Правда, I98I. - 2 ноября.
134. Иванов В.П, Человеческая деятельность - Познание - Искусство. - Киев: 1977. - 250 с.
135. Иванова И.И. Проблемы социальной организации учревденжйкультуры. - НИИ Культуры, Труды, № 29. - М.: 1975. - 236 с.
136. Иванов К. Волшебство музыки. - М.: Молодая гвардия, 1983.158 с.
137. Иконникова Н. Проблема всестороннего и гармонического развития личности //Духовная культ^а развитого социализма и личность. - Л.: 1980. - С,3-49,
138. Иконникова С,Н,, Соколов Э.Б, Диалектика развития личности//Духовная культура развитого социализма и личность. - I,: 1980. - C.I42-I5I.
139. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. - М.: Сов.писатель, 1965. - 187 с.
140. Ильин В.П, Искусство миллионов. - I.: Музыка, 1967. - 200 с.
141. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры, - М.:Советский композитор, 1985. - 227 с,
142. Каган М.С, Лекции по марксистско-ленинской эстетике, - 2-еизд. - Л.: Изд-во Ж 7 , I97I. - 766 с.
143. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство,1972. - 440 с.
144. Каган М.С. Социальные функции искусства. - Л,; Знание,1978, - 33 с. - 403
145. Каган М.С. Художественная культура как сжстема//Во11росысоциологии искусства. - Л.: 1980. - 150 с.
146. Казачков А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.:Музыка, 1967. - 112 с.
147. Камышев Э.Н. Модель специалиста в системе личностных социальных качеств//Йаука и образование в условиях развитого социалистического общества. - Томск: 1983. - 0,153-166.
148. Канаева К, Формирование потребности в искусстве. - М.: Эстетика и жизнь, Вып.4. - 1975. - 260-272.
149. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория, Практика. - М.: Высшая школа, 1988. - 270 с.
150. Кац В., Тиманчик Р. Анна Ахматова и од"зыка, - Л.: Советскийкомпозитор, 1979, - 334 с.
151. Кейзеров Н,М, Власть и авторитет (Критика буржуазных теорий), - М,, 1973, - 263 с.
152. Киселев Ю.В. К вопросу о понятии авторитета как категориисоциологии//Некоторые воцросы развития социализма. - I.: 1984. - 26-37.
153. Китаенко Д. Передать духовную сущность музыки. Советская музыка, Л 4. - М.: 1983. - 36-40.
154. Клубоведение /Под ред. Зазерского Е.Я, и Соломоника А,Г.М.: Просвещение, 1972. - 203 с.
155. Клубоведение /Под ред. И.Иконниковой. - М.: Просвещение,1980. - 390 с.
156. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М,: Политиздат,1983. - 256 с.
157. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемыруководства. - М.: Политиздат, 1975. - 271 с.
158. Ковалев А.Г., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. - М.; Просвещение, 1975. - 175 с. 404
159. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. - Л.: 1ениздат, 1987, - 143 с.
160. Коллектив и личность. - М.: Наука, 1975. - 262 с.
161. Кон И.О. Открытия "Я". - М.: 1979. - 367 с.
162. Концертное обозрение. - Советская музыка, i 9. - М.: 1983.С.5-7.
163. Конников А.П. Мир эстрады. - М.: 1980. - 99-112.
164. Костылев В. О советской песне. - Литературная газета,1958. - 16 октября.
165. Коежцкий Цивилизация и сердце. - М.: Наука, 1978. - 183 с.ЗВЗ. Котляр В.Н., Поспелова Т.А. Противоречия в восприятии художественного произведенжя//Методологические вопросы наука об обществе. - Томск: 1979, - С,61-71.
166. Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969.298 с.
167. Крупская Н.К. Главполитпросвет ж ис1^сство//Пед.соч. в 10-тит. - М,, 1959. - Т.УП. - 85-88.
168. Крупская Н.К. О клубе//Пед.соч, в 10-тж т. - М., 1969.Т.УШ. - 128-133.
169. Кудряшова 1.Д. Какша быть руководителю. - I,: Дениздат,1986. - 158 с.
170. Кузьмин E.G., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель жколлектив. - Л.: Лениздат, 1974. - 167 с.
171. Кузьмин E.G. Основы социальной психологии. - Л.: 1976.173 с.
172. Кукшанов В.В. Сочетание профессионального щ самодеятельногоискусства//Эстетическое воспитание трудящихся в период развернутого строительства коммунистического общества. - М.: Высшая школа, 1963. - 663. 405
173. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М.: Наука, I98I. - 238 с.
174. Кулаковский Л. Песня. Ее язык. Структура. Судьбы. - М.:Советский композитор, 1962. - 341 с.
175. Куртиков Н. Социальный объект управления - коллектив. - М.:Московский рабочий, 1974, - 199 с.
176. Лебедева Л.Н. Обусловленность художественной модели социальным назначением искусства //Вопросы эстетики. Вып.З. Саратов, 1969. - 26-40.
177. Левандо П.П. Проблемы хороведе1Шя. - Л.: Музыка, 1974.280 с.
178. Левандо П.П. Хоровая фактура. - Л.: Музыка, 1984. - 123 с.
179. Лилов А. (НРБ) Природа художественного творчества. - М.:Искусство, I98I. - 479 с.
180. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. - М.:Педагогика, 1974. - 493 с.
181. Лихачев Б.Т, Воспитательные аспекты обучения. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
182. Лобанов Б.Е. Философия и социология творчества. - Саратов:Изд-во Сарат. ун-та, 1983. - 152 с.
183. Локшин Д. Выдащиеся русские хоры и их дирижеры. - 1.: Музгиз, 1953. - 132 с.
184. Луначарский А.В. Художественная задача советской власти.М.: Вестник искусства, Ш 1. - I9I9. - 2-13.
185. Луначарский А.В. Игра: Вып.I, - Пг,Изд-во театр.отдела Наркомата по просвещению. - I9I8. - 19 с.
186. Д^уначарский А.В. О коммунистическом воспитании. - Киев:"Радяньска школа**, 1977. - 144 с.
187. Макаренко А.С, Избр.пед.соч. - М.: йзд-во АПН СССР, I94I.Т.1У. - 432 с. - 406
188. Макаренко А,С. Избр.пед.соч. - М.: Изд-во А Ш СССР, 1958.Т.У. - 510 с.
189. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
190. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение,1968. - 371 с.
191. Марков М. Искусство как процесс. - М., 1970. - 239 с.
192. Мельников В.М., Шпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985. - 319 с.
193. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь,1.7I. - 119 с.
194. Методы социальной психологии /Под ред. Е.СБузьмина, В,Е.Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с,
195. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. - М.: Наука, 1980, - 317 с.
196. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. - М.: Изд-во МГУ,1986. - 126 с.
197. Мальштейн Я.И. Вопросы теории и исполнительства. - М.: Советский композитор, 1983. - 261 с.
198. Мжлынтеин Я.И. О некоторых тенденциях развжтия исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителя /Дастерство музыканта-исполнителя. - М.: Сов,композитор, 1972. - C.I8-29.
199. Минин В.Н. Ближе к практике, - Советская музыка, 1 2 . - М.:1975. - 84-87.
200. Музыкальное исполнительство. Вып. 10. -М.: Музыка, 1979.235 с.
201. Музыкальная энциклопедия. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1978. - Т. - 838-839. - 407
202. Мусин И. О воспитании дирижера. I.: Щвика, 1987. 246 с.
203. Муха А.А. Процесс композиторского творчества. - Киев: "Mjзычна Украина", 1979. - 269 с.
204. Мялкин А.В, Способности и потребности личности: диалектикаформирования. - М,: Мысль, 1983. - 260 с.
205. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.:Музыка, 1972. - 382 с.
206. Народное творчество/Труды НИИ культуры .Выл. 2. - М.: 1974.-102 с.
207. Народное творчествоДруды НИИ культуры.Вып.5. - М.: 1976.-246 с.
208. Нжкольская-Береговская К.Ф. Развитие школы хорового пения вРоссии. - М.: Сов.Россия, 1974. - 77 с.
209. Новиков А.Г. Отчетный доклад правления Всероссийского хорового общества. - М.: Сов.Россия, 1972. - О.3-13.
210. Образование в современном мире. - М.: Педагогика, 1986.357 с.
211. Общая психология. Изд.З/Йод ред. А.В.Петровского, - М.: Просвещение, 1986, - 403 с.
212. Омаров A.M. Ухфавление: Искусство общения, - М,: Сов .Россия,1983. - 237 с.
213. Омаров А.М. Руководитель.-М.:Политиздат, 1987, - 365 с.
214. Орджоникидзе Г, Звуковая среда современностж/ЛЛузыкальныйсовременник, Вып,4, - М,: Советский композитор, I98S. 272-304.
215. Организация и методика клубной работы. - М.: Просвещение,1975. - 332 с.
216. Организация и методика художественно-массовой работц//Сборник статей. - М.: Просвещение, 1987. - 188 с,
217. Основы психологии и педагогики пропагандистской работы,Киев: Политиздат Украины, 1988. - 234 с. - 408
218. Очеретовская Н. Об отражении действительности в музыке, 1.: Музыка, 1979. - 70 с.
219. Очеретовская И. Содержание и фэрма в музыке. Л.: Музыка,1985. - П О с.
220. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе,I.: Наука, I98I. - 192 с.
221. Педагогика высшей школы. - Воронеж; Изд-во Воронежскогоун-та. - 1969. - 173 с.
222. Педагогические условия организации самодеятельного творчества/Друды ЛГИК им .Н.К.Крупской. - Л., 1982. - 145 с.
223. Педагогический поиск//С(3.статей Сост.Баженова И.Н. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
224. Петровский А.В. Методика изучения мотивации межличностных выборов в коллективе школьников"//йзмерения в исследовании проблем психологии творчества. - Тарту, 1973. - 5-14.
225. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений. Психол.журн.12. - М.: I98I. - 33-42.
226. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 225 с.
227. Петренко В.Ф. Педагогический подход к исследованию мотивации/ДДотивация личности. - М.; 1982, - 67-80.
228. Пигров К.К. Руководство хором. - М.: Музыка,1964. - 215 с.
229. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: 1972. - 216 с.
230. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. T.I. - М., 1972.
231. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса/Доследование Щ)облем психологии творчества. - М.: Наука, 1983, - 3-25.
232. Попова Т.Б. О музыкальных жанрах. - М.: Знание, I98I. - 57 с.
233. Праздников Г, Направленность художественной формы//2удожники публика. - Л., I98I. - 154 с. - 409
234. Проблемы музыкального мы1мения//Сб.стате1. - М.: Музыка,1974. 334 с.
235. Проблема управления хфоцессом воспитания//!1атериалы симпозиума/Под ред.Н.Ф.Талызиной и Л.Й.Рувинского.-М.:Изд-во МЕТ, 1.7I. - 146 с.
236. Проблемы музыкальной самодеятельностй//Сб.статей. - М,-Л.:Музыка, 1965. - 133 о.
237. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, I98I. - 280 с.
238. Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессиональногохудожественного творчества. - М., 1982. - 155 с.
239. Проблемы традиций и новаторства в современной щгзыке. - М.:Советский композитор, 1982. - 230 с.
240. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987,238 с.
241. Психологическая теория коллектива//Под ред. А.В .Петровского .М.: Педагогика, 1979. - 230 с.
242. Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970. 120 с.
243. Пушкин А.С. О русской литературе /Полн.собр.соч. - Т.П. М.: йзд-во АПН СССР. - 1949.
244. Работа в хоре //Сб.статей. - М., I960. - 62 с.
245. Работа над хоровой партитурой//Сб.статей. Сост. П,П.1евандо. М.: Сов .Россия, 1985. - 91 с.
246. Разумный В.А. Эстетическая культура личности и духовный потенциал общества. - М.: 1983. - 46 с.
247. Разршый В.А, Воспитание политической культуры. - М.: Сов,Россщ, 1985. - III с.
248. Раппопорт I. Искусство и эмоции. - 1.: Музыка, 1972.168 с. - 410
249. Растоев Ю,Е. Коллектив и его руководитель. Барнаул: 1978,87 с.
250. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. - M.:Goв.кoмпoзитop, I98I. - 184 с.
251. Роббот Б.С. Проблемы эксперимента в социологическом исследовании. - М.: 1970. - 212 с.
252. Роль духовной культуры в развитии личности //Сб.науч.статей.I.: 1979. - 159 с.
253. Роль клубных учреждений в развитии музыкального творчества//Сб.науч.статей. - 1.: 1982. - 136 с.
254. Роль музыки в жизни человека. - Советская музыка, J 12,1983. - 2-8.
255. Романовский Н.В. Хоровой словарь. - I.: Музыка, 1980. - 141 с,
256. Рубинштейн C.I. Основы общей психологии. - М.: Педагогика,1973. - 424 с.
257. Рубинштейн C.I. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР,1957. - 208 с.
258. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. - М.: 1удожественная Россия, 1977. - 206 с.
259. Самосуд А. Статьи, Воспоминания, Шсьма. - М,: Советскийкомпозитор, 1984. - 230 с.
260. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В,А,Язова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
261. Санкин JE.A. Авторитет как общественные отношешш://Обществвнные отношения, их виды и структура. - Рязань, 1980, - 31-48.
262. Свешников А,В. Хоровое пение - искусство истинно народное.М.: Молодая гвардия, 1962. - 32 с.
263. Светланов Е, Музыка сегодня. - М,: 1976, - 268 с,
264. Севастьянов А.С, Самодеятельное искусство как средство эстетического воспитания рабочего класса,-М.:Сов.Россия,1963,-193 с, - 411
265. Севастьянова Т.В. Мотивация в структуре морального сознанияи поведения/Лйораль. Общество. Люшость. Вып.2. -М., 1980. 24-34.
266. Семенов М.Н. О моральном авторитете, - Алма-Ата, 1967. -83 с.
267. Семенов В J*. О месте чувственности в структуре сознания //Проблемы философии. Вып.60. - 1983. - Киев: 87-98.
268. Симонов П.В. Предисловие к книге "Режиесура как практическаяпсихология. - М.: Искусство, 1972. - C.3-II.
269. Симонов Ю. Смотр достижений, зеркало проблем. - Советскаямузыка, il 9. - М.: 1983. - 21-28.
270. Сичевица О.М. Методы и формы научного познания. - М.: Высшаяшкола, 1972. - 94 с.
271. Смирнова Е.И, Клубные объединения. - М.: Просвещение, 1977,157 с.
272. Смирнова Е.И. Теория и методика организаири самодеятельноготворчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
273. Современные проблемы советского музыкально-исполнительскогоискусства//Сб.статей. - М,:Советский композитор, 1985. - 213 с,
274. Соколов В,Г, Работа с хором. - М,: Музыка, 1983. - 189 с,
275. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Д.: 1977.205 с.
276. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности:Вопросы теории и практики. - М.: Сов.Россия, 1984, - 155 с,
277. Соловьев-Седой В,П, Интервью для журнала "Клуб и хуцожественная самодеятельность", № 10. - 1973. - 14-15,
278. Соломоник Ф.А. Музыка. Сашодеятельность, Коллектив. - М.:Сов.Россия, 1983. - 115 с.
279. Сохор А.Н. Музыка и общество. - М.: Знание, 1972. - 48 с.- 412
280. Сохор А.Н. Социология музшш и культура. - М.: Советски!композитор, 1975. - 203 с.
281. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.: СоветскиЁ композитор, 1975. - 108 с.
282. Сохор А.Н. Русская советская песня. - М.: Советский композитор. - Л., 1959. - 506 с.
283. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество//Вощ)осы социологии музыки. - Л., 1980. - 41-58.
284. Социальные и творческие проблемы художественной самодеятельности/Друды Ш Ш культуры. № 107. - М., 1984, - 116 с.
285. Социально-психологические исследования фщкпт художественной самодеятельности//Труды НИИ культуры. Ш 125. - 1.: 1983,127 с.
286. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.; 1972. - ЭЭЗ с.
287. Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве, - 1., 1982. - 135 с.
288. Станиславский К. Сочинения.-!!.-.Искусство,I955.-T.3. - 274 с.
289. Стиль и методы руководства//Сб.статей. - М.: Московский рабочий, 1985. - 207 с,
290. Стоковский I. Искусство быть дирижером. - Музыкальная жизнь,Ш 9. - М.: 1959. - 17-18,
291. Структура личности и некоторые закономерности форшрования еесознания. - Томск: Изд-во Том.ун-та. - 1979. - 161 с.
292. Стравинский И. Хроника моей жизни. - I.: 1963. - 273 с.
293. Сценическое общение: труд актера//Вып.22. Составитель 0.1.Кудряшов. - М.: Советская Россия, 1979. - 174 с.
294. Сухобская Г.С. Психологический контакт с аудиторией. -I.:Ieнинградская организация об-ва "Знание" РСФСР, 1984. - 17 с. - 413
295. Сухобская Г.С, Особенности восприятия информации взрослымиЛЮД1МИ//С6.статей под ред. Г.С.Сзгхобской. - I.: 1975. - 79 с,
296. Сухомдинский В.А. Рождение грааданина. - М.: I97I. - 336 с,
297. Сухомлинский В.А. 1Дщ)ая власть коллектива, - М.: 1979.239 с.
298. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, I98I. - 192 с.
299. Теоретические и методические проблемы социальной психологии.ми. М.: 1977. - 315 с.
300. Теплев Б.М. Проблема одаренности. - Советская педагогика,* 4. - М.: 1940. - C.I49-I5I.
301. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, - М.-Л.:Изд-во АПН, 1947. - 335 с.
302. Тугаринов В.П. Философия сознания. - М,: Мысль, I97I. - 198 с,
303. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительнойработы. - Л.: 1980. - 117 с.
304. Узнадзе Д,Н, Психологические исследования. - М,: 1966. - 274 с.
305. Уманский 1,И. Организаторские способности и их разшЕтие//Ученые записки. Выл.21. - Курс: 1967, - 112 с.
306. Учебно-воспитательный процесс в коллективах художественнойсамодеятельности//Труды Моск.гос.ин-та культуры. - М.: 1983.158 с, 325. §айер Ю. О себе, о музыке, о балете. - М.: 1974. - 570 с.
307. Физиологические особенности положительных и отрицательныхэмоциональных состояний. - М.: 1972. - 158 с.
308. Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. - М.: Советский композитор, 1984. - 238 с,
309. Хоровая самодеятельность как средство воспйтанш1//Сб,науч.трудов, - Л.: I98I. - 181 с. - 414
310. Хренников Т.Н. Путеводны! маяк в повседневной работе.Советская музыка, 1 9 . - М.: 1983. - 2-12.
311. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. - М.: 1968. - 62 с.
312. Чабанный В.§. Самодеятельный хоровой коллектив. Организациятворческого и воспитательного процесса. -Ж,: 1980. - 72 с.
313. Чабанный В.Ф. Управление самодеятельныгл хором. Монография.М.: Сов.Россия, 1987. - 126 с.
314. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мек т.1. - 643 с.
315. ЧеснокоБ П.Г. Хор и управление им. - М.: Музгиз, I96I.240 с.
316. Шаляпин Ф.И. Собр. в 2-х томах. - М.: 1958. - 724 с.
317. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.М.: Музыка, 1988. - 173 с.
318. Шацкий С Т . Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.М.: Педагогика, 1980. - 385 с.
319. Швецов Е.В. Основные средства и фо|мы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1985. - 189 с.
320. Шиллер Ф. Собр.соч., т.6. - 791 с.
321. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, I97I. - 350 с.
322. Щукина Т.е. Самооценка и оценка в современной художественной критике //Советское искусствознание. Вып,1. - М.: 1982. G.I0-3I.
323. Юссон Р. Певческий голое (Пер. с франц.). - М.: 1^ 1узыка,1974. - 261 с.
324. Прочитать внимательно вопросы и прилагаемые к ним варианты ответов.
325. Обвести кружком вариант ответа, совпадающий с Вашиммнением.
326. Если предлагаемые варианты ответов не совпадают с Вашиммнением, то напишите его в отведенном месте.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.