Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I: « Историко-теоретические аспекты детского хорового исполнительства в России».
I.I «Из истории детского хорового искусства».
I.II «Психолого-педагогические аспекты управления детскими хоровыми коллективами»
I.III «Профессиональный облик дирижера детского хора: основные характеристики и параметры»
Глава II: «Взаимосвязь специальных (музыкальных и психолого-педагогических) дисциплин в процессе профессиональной подготовки дирижера-хоровика».
Вводная часть.
II.I «Методика профессионального ориентирования будущего дирижера-хоровика в процессе занятий».
II.II «Моделирование проблемных ситуаций в практическом обучении - как способ профессиональной адаптации».
Глава III: «Опытно-экспериментальное исследование проблемы подготовки учащегося к работе с детским хоровым коллективом».
Вводная часть.
III.I «Педагогические наблюдения».
III.II «Педагогические беседы, интервью и анкетирование».
III.III «Обучающий (формирующий) эксперимент».
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов2003 год, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки2005 год, кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу обучения хоровому пению: на материале работы со студентами музыкальных факультетов педагогических вузов2009 год, кандидат педагогических наук Стулов, Игорь Харьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов»
Проблема эстетического воспитания учащегося, развитие его творческих способностей, и как результат, формирование позитивного мировоззрения, является одной из основополагающих задач музыкальной педагогики.1 Эстетическое образование в целом можно рассматривать как «развитие творческих побуждений человека к красоте». В каждом учащемся есть «творческое ядро», но в силу внешних и внутренних причин оно развивается в разной степени и в разных областях; следовательно, творческих потенциал личности ребенка требует постоянного развития, «шлифовки», целеустремленности, так как воспитание в своей последовательности - необратимый процесс и ошибки воспитания практически не исправляются.
XX век характеризуется большими достижениями в области технологий и художественной культуры, но он же породил и понятие «массовой культуры». Ультрасовременные «культуртехнологии» и, в частности, средства массовой информации имеют непосредственное воздействие на личность и духовную среду человека. В позитивном аспекте массовая культура позволила обществу преодолеть «элитарность» искусства и приобщиться к шедеврам мировой культуры; в негативном смысле массовая культура, опускаясь до примитивных вкусов обывателя, упрощается и деформируется, переходит в антикультуру. Хоровое искусство как наиболее демократичный вид музыкального творчества по самой своей сути является массовым, однако, именно это качество позволяет положительно воздействовать на учащегося вне зависимости от степени его музыкальной одаренности. Хоровая музыка (от самых простых песен до
1 С научной точки зрения термин «музыкальная педагогика» является своеобразным «симбиозом»,однако он имеет широкое распространение в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки и его использование достаточно оправданно. развернутых полотен вокально-симфонического жанра) приобщает к шедеврам мировой культуры, способствуя развитию творческого потенциала каждого участника хора (имеются в виду такие качества как эмоциональность, художественный вкус, стремление к самовыражению и творческой самореализации). Выдающийся немецкий композитор и просветитель Р. Шуман писал: «Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим и единственным. Помни, что существуют и другие, притом столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре».3 Именно потому хоровое воспитание детей и становится приоритетным для современного общества, что оно приобщает к искусству и художественному творчеству огромные массы людей разных возрастов и поколений.
В эстетическом образовании и воспитании детей сегодня все больше проявляются черты нового гуманистического подхода. Это связано, прежде всего, с переменами в современной российской ментальности, с осознанием человека как полноправной творческой личности. Усиление гуманистического компонента в педагогическом мышлении выражается в акцентуации антропологического подхода в воспитании ребенка, в поисках новых путей и средств становления его личности. Индивидуально-личностные ориентиры ребенка и его «креативная доминанта» рассматриваются сегодня в качестве стратегической цели воспитательно-образовательного процесса.
В связи с этим новые задачи возникают в наше время и при формировании методологической культуры педагогов-музыкантов, в частности, хормейстеров. Только высокая профессиональная культура позволяет эффективно решать многообразные задачи, встающие перед
2 Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976, стр. 30.
3 Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. - М,: Музгиз, 1959, стр. 12. педагогом-практиком, открывает ему путь к овладению комплексом современных научно-теоретических знаний, умений и навыков.
В контексте сказанного выше, проблема профессиональной ориентации и адаптации дирижера-хормейстера в процессе работы с детским хоровым коллективом является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и важных. В наше время появились новые, профессионально значимые предпосылки для целенаправленной подготовки руководителей детских хоров. Изменились сами эти хоры: в лучших своих образцах они стали самостоятельными творческими единицами, способными к высокохудожественной исполнительской деятельности. Возросли их выразительно-технические возможности, расширился репертуар. Подтверждением сказанному могут служить широко известные достижения таких детских хоровых коллективов как хор Института художественного воспитания детей при Академии педагогических наук СССР, которым на протяжении многих лет руководил В.Г. Соколов, Ансамбль песни и пляски при Московском дворце пионеров (B.C. Локтев), хор мальчиков Московского хорового училища под руководством А.В. Свешникова, хоровая студия «Пионерия» (Г.А. Струве), Детский хор радио и телевидения (B.C. Попов), хоровая школа «Весна» (А.С. Пономарев) и др. Есть основания утверждать, что активизация детского хорового исполнительства в сегодняшней России детерминирована естественной потребностью сохранения и дальнейшего развития традиций отечественной хоровой культуры.
В этой связи возрастает ответственность, лежащая на специальных музыкальных учебных заведениях, целью которых является подготовка дирижеров хоров - людей, способных решать, и на достаточно высоком уровне, те задачи, которые ставит перед ними их профессия. Следует учитывать при этом, что специальность «дирижер хора» вбирает в себя целую совокупность многообразных и разноплановых качеств и свойств, требуя от дирижера быть одновременно и музыкантом-исполнителем, и педагогом - воспитателем, и организатором (менеджером).
И еще одно необходимо дирижеру-хоровику в дополнение к перечисленным качествам. Это - знание возрастных особенностей людей, поскольку хормейстеру приходится подчас иметь дело не только со взрослыми, но и с подростками и детьми, а работа с ними по целому ряду психолого-педагогических и профессионально-музыкальных параметров имеет свои специфические особенности.
Нельзя не отметить в связи с вышесказанным, что проблема целенаправленной подготовки дирижеров для работы с детскими хорами до настоящего времени изучалась явно недостаточно; что она далека от своего теоретического и практического решения. Это и определило актуальность данного исследования. Можно констатировать, иными словами, наличие противоречия между существующей учебной практикой подготовки дирижеров-хоровиков в музыкальных учебных заведениях - и требованиями, которые предъявляются реальными условиями работы с детскими хорами.
Отсюда цель исследования - оптимизация процесса профессиональной подготовки руководителей детских хоровых коллективов.
Объект исследования - учебно-образовательный процесс на дирижерских факультетах (отделениях) музыкальных учебных заведений.
Предмет исследования - содержание и формы обучения в условиях дифференцированного подхода к подготовке специалистов для работы как со взрослыми, так и детскими хоровыми коллективами.
Задачи исследования:
1) изучить историко-теоретические и методические аспекты преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в российских музыкальных учебных заведениях; выявить в этом контексте специфику работы с детскими хоровыми коллективами;
2) проанализировать передовой опыт хормейстеров, руководителей детских хоровых коллективов; определить профессиональные параметры дирижерско-хоровой деятельности, обусловленные специфическими условиями работы с детьми;
3) выявить и систематизировать психолого-педагогические и методические аспекты работы с детьми - участниками хоровых коллективов; охарактеризовать компоненты, оптимизирующие этот вид деятельности;
4) проверить обоснованность и целесообразность выработанных в ходе исследования теоретико-методических положений; испытать их «на прочность» в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза
Процесс профессиональной подготовки будущих руководителей детских хоровых коллективов может стать более эффективным в случае если:
1) В ходе занятий со студентами дирижерско-хоровых отделений музыкальных учебных заведений будет учитываться возрастная специфика работы с детьми, отличающая ее от работы со взрослыми участниками хоров; если в результате этого будут внесены необходимые коррективы в процесс подготовки молодых специалистов (хормейстеров) к их будущей деятельности.
2) В процессе учебной работы со студентами-хоровиками акцент будет ставиться а) на изучении особенностей голосового аппарата детей (и, соответственно, особенностей вокальной работы с ними); б) на овладении комплексом специальных мануальных приемов и средств управления детскими хоровыми коллективами; в) на знании студентами и отработке в ходе учебной практики способов эмоционально-психологического воздействия на детей (участников хоровых коллективов) с целью активизации их интереса к хоровому пению и, как следствие, повышению художественного уровня исполнения хоровых произведений.
Методологической основой исследования послужили: теории отечественных ученых (JI.C. Выготский, А.В. Петровский, П.Я. Гальперин,
А.В. Запорожец, Е.А. Леванова и др.), отражающие закономерности развития психики индивидуума и особенности этого развития на различных стадиях онтогенеза; положения отечественной школы психологии мышления (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепции музыкального мышления и его проявления в соответствующих видах деятельности (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, М.Г. Арановский, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.); исследования и практические разработки, связанные с дирижерско-хоровой деятельностью (П.Г. Чесноков, Н.М. Данилин, В.Г. Соколов, К.Б. Птица и др.); труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.П. Стулова и др.); исследования по проблемам подготовки педагогов-музыкантов (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.).
В ходе исследования применялись следующие методы:
- Изучение научно- теоретических источников по педагогике, психологии, музыкально-эстетическому воспитанию и образованию;
- Освоение и обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта;
Осмысление и рефлексивный анализ-обобщение личного профессионального (дирижерско-хорового) опыта автора диссертации;
- Методы эмпирического уровня, среди которых приоритетное значение имели: а) педагогические наблюдения; б) педагогические беседы и интервьюирование; в) обучающий (формирующий) эксперимент .
Научная новизна исследования в том, что:
- проанализированы в музыкально-педагогическом аспекте особенности формирования вокальных (певческих) умений и навыков у участников детских хоровых коллективов;
- изучен специфический комплекс мануальных (основанных на движениях рук дирижера) приемов и средств управления детскими хорами;
- выявлены целесообразные и педагогически перспективные способы эмоционально-психологического воздействия на детей и подростков -участников хоровых коллективов;
- разработан и теоретически обоснован спектр педагогических условий и факторов, способствующих оптимизации профессиональной подготовки студентов дирижерско-хоровых факультетов (отделений) к будущей работе с детскими хорами; проведено научно-практическое исследование взаимосвязи и взаимодействия специальных музыкальных дисциплин в контексте профориентации учащихся (дирижеров-хоровиков) на их будущую деятельность.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработаны психолого-педагогические основы подготовки специалистов в области руководства детскими хоровыми коллективами; б) определены и теоретически обоснованы приемы и способы педагогических воздействий на детей и подростков в ходе музыкальных (хоровых) занятий; в) раскрыты на теоретическом уровне механизмы корреляции специальных музыкальных дисциплин в рамках единого музыкально-образовательного процесса на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) музыкально-педагогических учебных заведений.
Достоверность исследования обеспечена а) использованием спектра методов, адекватных природе и характеру исследуемых явлений; б) обращением к широкому кругу научно-литературных источников (отечественных и зарубежных), связанных с основной проблемой диссертации.
Практическая значимость исследования в том, что предложенные автором и экспериментально подтвержденные научно-практические рекомендации способствуют повышению качественного уровня преподавания на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) музыкальных учебных заведений. Оптимизируются содержание, формы и методы занятий в дирижерско-хоровых классах. Результаты проведенного исследования, будучи адаптированными к специфическим условиям работы в различных музыкально-исполнительских классах (вокал, фортепиано и т.д.), могут найти широкое применение в современном музыкально-педагогическом обиходе, войти в качестве компонентов в лекционные курсы по соответствующим музыкально-исполнительским дисциплинам.
Положения на защиту:
1. Существующая практика профессиональной подготовки будущих дирижеров-хоровиков в средних и высших музыкальных учебных заведениях отмечена рядом серьезных недочетов. Не учитываются в ходе этой подготовки возрастные аспекты работы с различными хоровыми коллективами; игнорируются психолого-педагогические и анатомо-физиологические факторы, отличающие формы и методы работы со взрослыми хористами - от форм и методов работы с младшими школьниками и подростками. Тем самым создаются серьезные трудности для выпускников специальных музыкальных заведений в их будущей профессиональной деятельности.
2. Учебно-образовательный процесс на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) должен предполагать определенную бифуркацию (раздвоение, расщепление) на два взаимосвязанных, но в то же время не идентичных направления в работе, одно из которых должно быть сориентировано на профессиональные контакты дирижера со взрослыми хористами, а другое на работу с детьми (до 9-10 лет) и подростками (до13-14 лет) со всеми вытекающими отсюда методологическими особенностями.
3. Занятия с детскими хоровыми коллективами имеют ряд специфических свойств - организационно-структурных, содержательных и др. Поскольку главное в этих занятиях - пробудить активность детей и подростков, инициировать их эмоциональные реакции, вызвать интерес к певческой деятельности, увлечь ею, - мы включали в структуру занятий со студентами элементы игры, органично сочетая (сплавляя) их с процессом научения хоровому пению. В контексте игровой деятельности (даже в простейших ее разновидностях) прочнее усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Одновременно должна сохраняться направленность на высокое качество исполнения музыки, на выработку качеств самоконтроля в действиях юных хористов.
4. Среди факторов, обеспечивающих успех работы дирижера-хоровика с детьми и подростками, первоочередное значение имеют: а) умелый подбор певческого репертуара, способного заинтересовать и увлечь хористов; б) живая, образная речь педагога, иллюстрирующего музыкальный материал разного рода сравнениями, метафорами и т.д.; в) ясный и четкий дирижерский жест, ориентированный на детское восприятие и адекватно передающий содержание музыки; г) динамичная смена различных видов и форм занятий.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений материалов на заседаниях кафедры хорового дирижирования Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке. Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях. Теоретические материалы исследования излагались: 1) на Всероссийской педагогической конференции «Практическое обучение хормейстера» (Москва, Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, 2003 год); 2) на научно-практической конференции «Наука и педагогика в учебном процессе» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2003 год); 3) на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы исполнения народно-песенного материала: история и современность» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2004 год).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич
Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры2009 год, кандидат искусствоведения Сабадышина, Евгения Михайловна
Теория и методика музыкальной подготовки руководителя любительского оркестрового коллектива в вузах Республики Корея2001 год, кандидат педагогических наук Кан Джи Дин
Невербальное общение учителя музыки в процессе хоровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Матросова, Наталья Сергеевна
Условия достижения художественного результата в работе с детско-юношеским оркестровым коллективом1999 год, кандидат искусствоведения Васькевич, Виктор Станиславович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Буянова, Наталия Борисовна
выводы
1. Проблема профессиональной ориентации и адаптации дирижера-хормейстера в процессе работы с детским хоровым коллективом является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и важных. Это связано в первую очередь с необходимостью активизации детского хорового исполнительства, что обусловлено естественной потребностью общества в сохранении и дальнейшем развитии традиций отечественной хоровой культуры. Не менее значим (в контексте профессиональной подготовки студентов-хормейстеров) и «статус» детского хора как самостоятельного исполнительского направления в современном искусстве, что подтверждают высокие творческие достижения детских хоровых коллективов под руководством В.Г. Соколова, А.В. Свешникова, B.C. Локтева, B.C. Попова, Г.А. Струве, А.С. Пономарева. Следовательно, в наше время появились новые, профессионально значимые предпосылки для целенаправленного обучения руководителей детских хоров и возникла насущная необходимость в их «адресной» конкретной профессиональной подготовке.
2.Вместе с тем, между существующей учебной практикой подготовки дирижеров-хоровиков в средних и высших музыкальных учебных заведениях и реальными требованиями и условиями работы с детскими хорами заложено некое противоречие. В обучении дирижеров-хоровиков имеется ряд серьезных недочетов, поскольку в ходе этой подготовки: а) не учитываются возрастные аспекты работы с различными хоровыми коллективами; б) недостаточно раскрываются психолого-педагогические и анатомо-физиологические факторы, отличающие формы и методы работы со взрослыми хористами - от форм и методов работы с детьми и подростками.
3.В связи с этим в исследовании обосновано положение о необходимости дифференцированного подхода к подготовке специалистов для работы как со взрослыми, так и с детскими хорами. Для этого в содержание учебно-образовательного процесса необходимо внести соответствующие коррективы. Эти коррективы предполагают бифуркацию учебно-образовательного процесса на два взаимосвязанных, но не
147 идентичных направления: 1) ориентация на профессиональные контакты со взрослыми исполнителями; 2) раскрытие специфики работы с детьми-хористами. При этом наименее разработанной является методика целенаправленной подготовки руководителей детских хоровых коллективов, подразумевающая профессиональную ориентацию учащихся и их профессиональную адаптацию.
4.Исходя из этого, стратегической целью учебно-образовательного и воспитательного процесса в музыкальном учебном заведении среднего и высшего звена является оптимизация процесса практической подготовки руководителей детских хоров, где особое внимание должно уделяться наиболее действенным компонентам, оптимизирующим данный вид деятельности. Процесс обучения вокально-хоровым навыкам должен органично сочетаться в сознании студентов с элементами игры (в том числе обучающего и развивающего характера). Вместе с тем, этот процесс должен опираться на знание особенностей психофизического и эмоционального развития детей, специфики их музыкального мышления. В соответствии с этим необходим: а) умелый подбор репертуара; б) образно-эмоциональное воздействие дирижера; в) использование приемов «рабочего жеста», способных зримо и рельефно «транслировать» детскому хору творческие намерения дирижера; г) динамичность и многообразие видов и форм хоровых занятий.
5. Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что методика профессионального ориентирования позволяет вызвать и воспитать у студентов устойчивый интерес к сфере детского хорового исполнительства и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует формированию определенных профессионально-творческих приоритетов и творческому самоопределению студента-хормейстера.
6. Наиболее действенным способом практической подготовки дирижеров-хоровиков является методика моделирования проблемных ситуаций. Эта методика позволяет оснастить будущих хормейстеров комплексом практических приемов, включающих психолого-педагогические, организационные, культурологические и воспитательные аспекты работы с детскими хоровыми коллективами. Вместе с тем, оснащение учащихся приемами психолого-педагогического воздействия создает благоприятные условия (или предпосылки) для раскрытия личностных качеств будущих руководителей детских хоров и инициирует развитие креативного хормейстерского мышления с усилением творчески-созидательного компонента в действиях студентов.
7. Опытная проверка разработанной системы (концепции) обучения подтвердила ее целесообразность и продуктивность. Предложенные и опробованные в ходе эксперимента методические положения и рекомендации, связанные с профессиональной ориентацией и адаптацией студентов-хоровиков в условиях работы с детскими хорами способствуют оптимизации учебно-образовательного процесса на дирижерско-хоровых кафедрах (отделениях, факультетах) и могут быть использованы в образовательном процессе, а также экстраполированы в контексте других музыкальных специализаций.
8.Однако окончательное формирование личности дирижера -руководителя детского хора зависит от множества «частных» факторов, поскольку работа с детским хором требует огромного труда, терпения, и определенного склада характера и темперамента. Это различные аспекты профессиональной деятельности, включающие значимость профессиональных приоритетов хормейстера, уровень творческой фантазии, способность к самоотдаче в работе, волевой потенциал, знания и «талантливость» в области психологии, музыкальную одаренность. Совокупность этих факторов определяет творческий потенциал личности, а способность к аккумуляции и реализации приобретенных знаний в конкретной деятельности является личностной доминантой будущего дирижера, предопределяющей дальнейший уровень его творческого роста, перспективы и т.д. Задача учебно-воспитательного процесса заключена в формировании профессиональных качеств, знаний, умений, дающих «ключ» к вершинам профессионального мастерства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна, 2004 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1983. -111с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 186 с.
3. Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я. Детский хор института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР: Содержание и методы работы. М.: Музыка, 1976. - 120 с.
4. Аверина Н.В. Условия певческого развития ребенка в детской хоровой школе «Весна».//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999,- 104-111 с.
5. Алиев И.Ю. Певческая подготовка дирижера-хормейстера.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999. - 81-88 с.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: МОДЕК, 1998.- 350 с.
7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002. - 334 с.
8. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования: Учебное пособие для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов. -М.: Музыка, 1969. -118 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
10. Ю.Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.
11. П.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
12. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности.//Формирование музыкальноисполнительского мастерства. М., 1981. - 22-30 с.
13. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки.//Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. М.: МГОПУ, 1994.-5-16 с.
14. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально педагогического образования.//Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. - М., 1980. - 4-12 с.
15. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание второе. Л.: Музыка, 1973.- 143 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 189 с.
18. Базиков А.С. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий (к проблеме активизации учебной деятельности). //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - 178-180 с.
19. Батюк И.В. Современная хоровая музыка: Теория и практика. М.: 1999.- 192 с.
20. Баранов Б.В. Курс хороведения: Учебник. М., 1991. - 214 с.
21. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
22. Березин А.А. Дирижер и хор: Обзор учебно-методических пособий за 1959 1964 годы. //Хоровое искусство: Сборник. - Л.: Музыка, 1967. - с. 130- 154.
23. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.: Музыка, 1974.- 144с.
24. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ACADEMIA, 2002. -317с.
25. Бондарь М.А. Выявление и воспитание эмоционального начала устудента на уроках дирижирования//Научно методическая работа. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979.
26. Борис Тевлин. Хоровые пути. Статьи. Воспоминания. Материалы. -М.: Музыка, 2001.-381 с.
27. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера. Екатеринбург, 1977.
28. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-415с.
29. Виноградова Л.И. Проблемы развития эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М.: 1999.9-12 с.
30. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 224 с.
31. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
32. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 567с.
33. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия.//Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Музыка, 1979. - 187 с.
34. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
35. Гоноболин Ф.Н. Психология: Учебное пособие. /Под редакцией Н.Ф. Добрынина/ М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
36. Гончарук А.Ю. Гармоническое развитие личности ребенка -реальное дело. М., 2000. - 18 п/л
37. Горяйнов Ю.С. Гавриил Якимович Ломакин. /Издание 2-е, уточненное/ Белгород: Везелица, 1993. - 64 с.
38. Горяйнов Ю.С. Степан Аникеевич Дегтярев. /Издание 2-е,уточненное/- Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
39. Горяйнов Ю.С. России славу пел. Воронеж: Центрально -черноземное издательство, 1987.- 151 с.
40. Горяйнов Ю.С. Г.Я. Ломакин. /Издание 2-е, уточненное и дополненное/ Белгород: Везелица, 1993. - 238 с.
41. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Опытно экспериментальная работа. - М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999.- 59 с.
42. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
44. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. -М.- Л.: Гос. Муз. изд-во, 1948. 105 с.
45. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1989.- 207 с.
46. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. /Второе издание, переработанное/.- М.: Музыка, 1996. 368 с.
47. Дмитриев Л.Б. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002.- 188 с.
48. Егоров А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: Пособие для педагогов консерваторий. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1958.-186 с.
49. Елисеева А. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. //Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXIII. М., 1975. - с.42-65.
50. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 282 с.
51. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.323с.
52. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1986, Т.2. -296 с.
53. Засорина JI.H. Голос в развивающем обучении: Книга для педагога. СПб.: издательство «Лицей», 1999. - 132 с.
54. Зверева С.Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба.Монография. М.: Вузовская книга, 1999.- 240 с.
55. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Составитель О.А. Апраксина/ М.: Просвещение, 1990.- 207 с.
56. Ильин В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера хормейстера.// Хоровое искусство. Выпуск третий. -JL: Музыка 1977. - с. 32-46.
57. Ильичева А.В. Игровая деятельность как средство развития музыкального восприятия школьников. /Автореферат канд. диссертации/ -М.: МПГУ, 2003.- 16 с.
58. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.
59. Киященко Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983.- 224 с.
60. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Мол. Гвардия, 1977.191 с.
61. Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. - 104 с.
62. Коменский Я.А. Дидактические принципы. (Отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940. - 91 с.
63. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
64. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
65. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.-10 п/л
66. Кравченко A.M. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. М., АО «СофтЭрго», 1993. - 160 с.
67. Критский Б.Д. Художественность как методологическая основа педагогики искусства.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997. - 8284 с.
68. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.- 316 с.
69. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 2-е издание. М.:УРАО, 1997. - 175 с.70 .Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
70. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие для учащихся музыкальных училищ. М.: Музыка, 1985. - 143 с.
71. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. — М., 2002.
72. Леванова Е.А. К вопросу о воспитательных системах.//В сб. науч. Статей: Проблемы педагогического образования. -М., 1999. 0,5 п/л
73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 304с.
74. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.//Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983, Т. 1.- 391 с.
75. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 40 с.
76. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс. М.: Прометей, 1995.-280 с.
77. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. уч. Заведений. М.: Прометей, 1993. - 526 с.
78. Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 132 с.
79. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-634 с.
80. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос,1994.-96 с.
81. Макаренко А.С. Избранные педагогии, сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, Т. I. - 397 с.
82. Малинина А. Вокальное воспитание детей. Д.: Музыка, 1967.- 88с.
83. Мартынов И. Золтан Кодай. М.: Сов. композитор, 1983. - 231 с.
84. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско хоровых дисциплин. - М.: Музыка, 1978. - 135 с.
85. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России.//Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1985. - 150 с.
86. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. - 496 с.
87. Морозова С.Н. Далекое близкое. (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей). /Музыкальное воспитание в школе, выпуск 16, составитель О.А. Апраксина/ - М.: Музыка, 1985.
88. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 3./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1964. - 92 с.
89. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 11 ./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1976. - 136 с.
90. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 16./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1985. - 92 с.
91. Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л., 1987.
92. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
93. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.
94. Издание четвертое/- М.: Музыка, 1982.- 300 с.
95. Немыкина И.Н. Методология и методика организации профессиональной подготовки учителя музыки. Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 10п/л
96. Никольская Береговская К.Ф. Русская вокально - хоровая школа IX - XX веков. Мет. пособие. - М.: «Языки русской культуры», 1998.- 192 с.
97. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки. /Автореферат канд. диссертации/ М.: МИГУ, 1997. - 25 с.
98. Огороднов Д.Е. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - JL, 1972.-152 с.
99. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. JL: Музыка, 1984.- 160 с.
100. Ольхов К.А. О дирижерском жесте и его элементах. /Хоровое искусство: Сборник/ Л.: Музыка, 1967.- с. 42-75.
101. Орлова Н.Д. О детском голосе. М., 1966.
102. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов муз. пед. факультетов. - М., 1999.
103. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
104. Памяти Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания. Документы. Сборник статей. /Сост. ред. А.А. Наумов/- М.: Советский композитор, 1987.- 312 с.
105. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания/сост. С.С. Калинин. М.: Музыка, 1998. - 328 с.
106. Петрушин В.И. Музыкальная психология. /Издание 2-е, исправленное и дополненное/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
107. Пигров К.К. Руководство хором. /Под редакцией К.Б. Птицы/ -М.: Музыка, 1964.-219 с.
108. Подуровский В.М. Психологическая коррекцияпрофессиональной музыкально — педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000.- 246 с.
109. Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970.- 119 с.
110. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором: материал к курсу техники дирижирования. М.- JL: Гос. муз. изд-во, 1948. - 157 с.
111. Психологический словарь. /Под общей редакцией Ю.Л. Неймера/ -Ростов на - Дону: Феникс, 2003. - 637 с.
112. Работа в хоре: Сборник статей. / под ред. Д.Л. Локшина/ -издательство ВЦСПС, ПРОФИЗДАТ, I960.- 294 с.
113. Работа с детским хором. /Сборник под редакцией В.Г. Соколова/. -М.: Музыка, 1981.
114. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Владос, 1997. - 63 п/л
115. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
116. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки в педагогическом университете (культурологическая концепция).//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. -М.: МПГУ, 1997. -128-131 с.
117. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-600 с.
118. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989, T.I. - 485 с.
119. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.- 147 с.
120. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002.- 352 с.
121. Семенюк В.О. На полях конкурсных программ .//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборникстатей. -М., 1999.- 17-22 с.
122. Семенюк В.О. Заметки о хоровой фактуре. МГИМ им. А. Шнитке, 2000. - 174 с.
123. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. - 221 с.
124. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995,- 383 с.
125. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. Пресса, 2000.-416 с.
126. Соколов В.Г. Работа с хором. М., Музыка, 1967.- 227 с.
127. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Моск. психол- соц. ин-т: Флинта, 1998.- 363 с.
128. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. М.: Моск. психол.-соц. институт; Воронеж: изд-во МОДЕК, 2001.-352 с.
129. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
130. Струве Г.А. Музыка для всех. М.: Молодая гвардия, 1978.-206 с.
131. Стулова Г.П. О формировании творческих способностей учащихся.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997.- 39-41 с.
132. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 172 с.
133. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1988. - 269 с.
134. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-хт. М: Педагогика, 1979. T.I. - 558 с.
135. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
136. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
137. Тенета Бартенева Л.Б. Лебедев Константин Михайлович: Очерк о жизненном и творческом пути. - М., 2002. -128 с.
138. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
139. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-113 с.
140. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 5. -526 с.
141. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. - 447 с.
142. Фрейд А. Лекции по введению в психоанализ. М.: Апрель-Пресс: Эксмо- Пресс, 2001. - 526 с.
143. Хазанов П.А. Музыкальное обучение и гуманная педагогика. //Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Сборник научных статей. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001.-с. 3-13.
144. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: Музыка, 1990.
145. Хоровое искусство: Выпуск третий.//Сб. статей. М.: Музыка, 1977.- 142 с.
146. Хоровое искусство: Сборник статей. Л.: Музыка, 1967. - 154 с.
147. Цыпин Г.М. Музыкально исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. -320 с.
148. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
149. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994. - 372 с.
150. Чабанный В.Ф. Стили управления хором. Санкт - Петербург, 1995.- 53 с.
151. Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.: Государственное музыкальное издательство, 1952.- 223 с.
152. Шепелев В. Некоторые особенности работы над выразительностью пения.//Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 3. -М.: Музыка, 1964.
153. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.: Музгиз, 1959.-40 с.
154. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. I М.: Музыка, 1975.-407 с.
155. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. II М.: Музыка, 1978.-327 с.
156. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии М.: Межд. пед. акад., 1995. - 219 с.
157. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 358 с.
158. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет) М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
159. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. /Издание второе/ СПб.: ДЕАН, 2002.- 128 с.
160. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.
161. Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебное пособие по курсу «История вокального искусства»/2-е издание, исправленное/-М., 2003. 96 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.