Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству: в процессе работы студенческого любительского хора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аликина, Екатерина Владимировна

  • Аликина, Екатерина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 175
Аликина, Екатерина Владимировна. Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству: в процессе работы студенческого любительского хора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аликина, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава I. Теоретические основы анализа проблемы интереса в научной и научно-методической литературе.

1.1. Природа, сущность и содержание феномена «интерес».

1.2. Возможности формирования интереса к музыке и музыкально-исполнительской деятельности в студенческом любительском хоре.

1.3. Специфика формирования интереса к музыкально-исполнительской деятельности студентов - участников любительского хора вуза.

Глава II. Учебно-воспитательный процесс в студенческом любительском хоровом коллективе как условие формирования и развития познавательного интереса к музыке его участников.

2.1. Организация и проведение констатирующей части эксперимента по развитию музыкально-познавательного интереса участников студенческого хорового коллектива.

2.2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы развития музыкально-познавательного интереса в студенческом любительском хоровом коллективе.

2.3. Повторная диагностика уровня музыкально-познавательного интереса участников студенческого любительского хора в процессе учебно-репетиционных занятий и её результаты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству: в процессе работы студенческого любительского хора»

Актуальность исследования.

Университет в современном понимании — это целый комплекс учебной; научно-исследовательской и воспитательной работы, задачей которого является не только подготовка специалиста широкого профиля, но и формирование культурного человека. Однако, если первые две функции вписываются в структуру университетских дисциплин, то последняя в большой мере ложится на систему эстетического воспитания, традиционно осуществляемую студенческими клубными учреждениями и действующими в них хоровыми, хореографическими, вокальными коллективами, театральными студиями, эстрадными ансамблями и другими самодеятельными художественными объединениями. В ходе занятий в этих коллективах, которые представляют собой различные формы досуговой деятельности, студенты овладевают основами музыкальной эстетики, у них развиваются* музыкальные: способности; развивается; их интерес к художественным; ценностям; совершенствуется их художественный вкус. Именно здесь естественная- потребность молодежи студенческого возраста в, самоопределении и самореализации, интерес к истинным художественным ценностям может органично соединиться с потребностью общества в формировании социально-адаптированной; интеллектуально и художественно развитой творческой личности. Реализация этой возможности зависит от того; как организован; процесс: обучения;, насколько высоки художественно-эстетические критерии руководителя коллектива-;

В связи с! этим сегодня; актуальна проблема активизации интереса5 студенческой молодежи к- занятиям в -художественных коллективах, , поскольку известно; что именно'' степень, развития1 интереса в большой мере определяет успех любой деятельности. Вопросы, связанные с его изучением и способами; активизации, всегда привлекали научное внимание. Тем не менее; в музыкальной педагогике, несмотря-на достаточное количество работ по данной проблематике, рассматриваемая проблема остается не решенной. Ещё меньше разработана она применительно к дирижерско-хоровой педагогике, и, в частности, в отношении участников студенческих хоров гуманитарных и технических вузов, хотя известно, что хоровой жанр является самым демократичным, самым доступным и потому самым эффективным в приобщении молодежи к музыке и музыкальному исполнительству. Об актуальности проблемы объективно свидетельствует тот факт, что хоровой жанр в студенческой среде постепенно утрачивает свои позиции, число студенческих хоров убывает, равно как и количество молодежи, желающей участвовать в их деятельности. Беспокоит также то обстоятельство, что даже те немногие студенческие хоровые коллективы, которые возникают в последние годы, и в большинство которых молодые люди пришли по желанию, через 2-3 года распадаются и прекращают своё существование из-за потери интереса к их деятельности у самих участников. I

Актуальность данной проблемы и противоречия: а) между необходимостью развития интереса у участников любительского хора в вузе и недостаточной разработанностью теории и методики развития исследуемого феномена; б) между общим интеллектуальным уровнем студентов технического вуза и их эстетическими ориентирами; в) между имеющимися и усваиваемыми специальными знаниями в области музыки, музыкального, и, в частности, хорового исполнительства технического вуза и уровнем их музыкального сознания* обусловили выбор темы диссертационного-исследования.

Степень научной^ разработанности проблемы исследования. Многогранность, проблемы интереса привлекает внимание исследователей, что-в свою очередь порождает разнообразное, его толкование: Существует ряд подходов 1 к изучению проблемы интереса, которые позволяют приблизиться к пониманию его сущности. При исследовании различных аспектов темы мы опирались на положения:

- о сущности потребностей и интересов как детерминантов деятельности (работы JI.C. Выготского, А.Г. Ковалёва, О.Д. Парыгина и др.); об активной, целенаправленной сущности человеческой деятельности (работы Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, М.С. Когана, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна др.)

Методологическую основу при анализе отдельных разновидностей познавательного интереса составили:

- в области изучения эстетического интереса — работы Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, М.Н. Афасижева, М.С. Кагана, Ю.У. Фохта-Бабушкина и др.; в области изучения информационного интереса — работы А. Моля, В.А. Волобуева, А.В. Соколова, Ю.А. Шрейдера и др. в области социальных основ интереса - исследования А.Г. Здравомыслова, Г.П. Карамышева, В.Г. Нестеренко, В. Ядова и др.; в области общедидактических подходов к учебно-воспитательному процессу — работы В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, А.Г. Казаковой, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Сластенина и др.; в области музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных вузов — труды М.И. Лучинина, Е.А. Малыгина, Н.А. Порошина, Е.В. Потменского, В.В. Шишкина и др.; в области освещения проблем психологии искусства и музыкальной психологии - труды Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, А.А. Деркача и др.;

- в области проблем восприятия музыки - труды М. Арановского, В.А. Цуккермана, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского и др.; в области вопросов-взаимосвязи музыки и-речи — работы Б.В.Асафьева, В.А. Васиной-Гроссман, И.В*. Лаврентьевой, Е.А. Еучьевской, Е.В. Назайкинского, А.Н: Сохора и др.; в области проблем, связанных с теорией и практикой музыкального исполнительства - работы Г.М. Когана, F.F. Нейгауза, А.Б. Гольденвейзера; Л:А. Баренбойма, Я.И; Милыптейна, Л.М. Гинзбурга, Л.С. Гинзбурга и др.; в области вопросов осмысления теории и практики дирижерско-хорового исполнительства - работы Г.А. Дмитревского, В.Г. Соколова, К.К. Пигрова, К.Б. Птицы, В.И. Краснощекова, B.JI-. Живова и др.;

- в области^ исследования проблем развития интереса к музыке — работы А.Н. Сохора, B.C. Цуккермана, Д.Б. Кабалевского, Е.Я. Бурлиной и др.; в области проблем освещающих познавательный интерес учителя музыки -труды О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, B.JI. Яконюка, Н.В; Соколовой, А.И. Паламарчук, Н.А. Овчаренко и др.; в области методики развития профессиональных интересов студентов музыкально-педагогического факультета педвуза — работы B.JI. Яконюка, Т. А. Колышевой, Н.В. Соколовой, А.И; Щербаковой и др.; в области организации и методики работы любительских студенческих хоровых коллективов, внешкольной деятельности, педагогически организованной музыкальной среды и развития познавательных интересов — работы Т.И. Баклановой, Г.И. Маленкович, Л.И. Уколовой, В.Ф. Чабанного и др.

Объект исследования: познавательный интерес к музыке и музыкально-исполнительской: деятельности в. любительском хоровом коллективе немузыкального вуза.

Предмет^ исследования: процесс формирования познавательного интереса к музыке и музыкальному исполнительству в процессе учебно-репетиционной и исполнительской5 деятельности любительского хорового коллектива;

Цель, исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования • и развития интереса к музыке и музыкально-исполнительской деятельности в студенческом любительском хоре.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику феномена' «интерес» в его философско-эстетическом и музыкально-педагогическом аспектах.

2. Проанализировать возможности формирования интереса к исполнительской деятельности у участников студенческого любительского хора; определить педагогические условия его развития;

3. Разработать методику развития музыкально-познавательного интереса студентов хора;

4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательного интереса участников студенческого любительского хора (констатирующая, формирующая, контрольная части исследования) и повторную диагностику сформированности интереса к музыкально-исполнительской деятельности участников хора, подтверждающую эффективность авторской методики.

Гипотеза исследования:

Развитие интереса к музыке и музыкально-исполнительской деятельности в процессе занятий в студенческом хоре будут эффективными при соблюдении следующих условий:

- реализации педагогических условий активизации познавательного интереса к музыке в процессе учебно-репетиционных занятий.

- целенаправленном усвоении участниками хора закономерностей экспрессивного и формообразующего воздействия музыкальных и музыкально-исполнительских средств и сознательном их использовании в процессе исполнительства.

- разработке и внедрении в учебно-репетиционный процесс методики развития познавательного интереса к музыке и её исполнению.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и др. о генезисе, природе интересов и их месте в системе общественных отношений. Анализ социальных основ феномена интерес основывался на положениях социологии культуры (Э. Дюркгейм, М. Вебер), современной Гарвардской школе (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), исследованиях отечественных психологов (С. Айзиковича, Г.И. Гака, Г.Е. Глезермана, С. Заозерова, А.Г. Здравомыслова, В.М. Межуева, Г.П. Карамышева, В.Г. Нестеренко, В. Ядова и др.); а также на работах эстетиков, искусствоведов, музыкантов-исследователей и музыкантов-педагогов (книги Б.В. Асафьева, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Л.С. Выготского, А.Н. Сохора, Г.Г. Нейгауза, Д.Б. Кабалевского, Б. Теплова, Л.И. Уколовой, B.C. Цуккермана, Г.М. Цыпина, и др.

Методы исследования.

Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались следующие группы методов: теоретические (изучение и обобщение теоретико-аналитического материала по проблеме исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование), эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, методы опроса - анкетирование и тестирование, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2004 по 2009 годы в три этапа, отражающих логику формирования авторской методики формированиями развития интереса участников студенческих любительских хоров.

Базы* исследования. Исследование проводилось на базе студенческого хора* Московского Государственного технического университета'(МГТУ) им. Баумана; а также студенческого хора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) и учебных хоров музыкально-педагогического- факультета Московского городского» педагогического университета (МГПУ),- которые* выполняли функцию контрольных для сравнения с результатами обучения в экспериментальном хоре. На отдельных-этапах педагогического эксперимента сравнения данных, полученных по различным вопросам исследования, проводились в рамках экспериментальных учебно-хоровых классов. Общее количество респондентов - 140 человек.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме; определялась структура, объект, предмет, формулировалась гипотеза исследования. Результатами данного этапа явились: анализ понятийно-категориального аппарата; формирование положений, выдвигаемых на защиту; изучение и анализ проблемы с точки зрения музыкознания, антропологии и физиологии; проведение сравнительного анализа существующих методических разработок; интервьюирование и анкетирование участников хоров.

На втором этапе (2005-2006 гг.) разрабатывалась авторская методика развития интереса участников студенческого любительского хора, проводилась диагностика исходного уровня его развития в экспериментальных (41 участник) и контрольных (41 участник) хорах; осуществлялось внедрение разработанной методики и её апробация в ходе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) проводилась повторная диагностика уровня развития интереса участников контрольных и экспериментальных хоров; систематизировался материал и обобщались данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; делались выводы на основе теоретических и эмпирических результатов, подтверждающих гипотезу диссертационного исследования, и подводились его итоги.

Научная новпзна^сследования заключается*в следующем: - рассмотрены природа, сущность и содержание феномена интерес, в частности, такого его аспекта как активный устойчивый познавательный интерес к музыке, в процессе анализа философской, социологической, психологической, педагогической и музыкально-педагогической научной литературы;

- выявлены возможности формирования познавательного интереса к музыкальному искусству у студентов - участников любительского хора, заключающиеся в расширении гносеологической составляющей учебно-репетиционного процесса, а именно: знаний о хоровом звукообразовании, хоровом строе, хоровом ансамбле и практическом освоении этих качеств; знаний о выразительных и формообразующих средствах музыкального языка исполняемых произведений; знаний и умений, связанных с выразительными и формообразующими музыкально-художественными средствами, используемыми композитором;

- определена специфика формирования и развития у певцов-любителей познавательного интереса к музыке и её исполнению с помощью расширения их знаний и умений в области искусства в целом, и углубления знаний, касающихся музыкально-хоровой сферы;

- обоснована, предложена и: апробирована авторская исследовательская методика, опытно-экспериментальной работы развития познавательного интереса к музыке и её исполнению у участников студенческого любительского хора, суть и содержание которой состоит в создании научно-педагогических условий эффективного развития данного феномена. Такими условиями являются: а) выявление степени сформированности познавательного интереса к музыке у певцов' хора (мотивов, широты музыкального кругозора, запаса необходимых знаний, определение содержания-, и последовательности работы и т.п.); б)> диагностика исходного уровня его развития; в), обоснование содержания- формирующего этапа экспериментальной работы, цель которого - внедрение разработанной модели формирования^ познавательного интереса к музыкально-исполнительской деятельности через осознание закономерностей творческой работы; г) и экспериментальная проверка педагогических условий и методов её реализации.

Уточнения с помощью повторной диагностики уровня развития музыкально-познавательного интереса участников студенческого любительского хора выявили эффективность применяемой нами методики работы с участниками экспериментальной группы. Сравнительный анализ диагностики уровней познавательного интереса на начальном этапе эксперимента и заключительном позволяет сделать вывод о более углублённом формировании познавательного интереса к музыке и музыкально-исполнительской деятельности у участников экспериментальной группы. г

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено понятие феномена «интерес к музыкально-хоровому исполнительству участника студенческого любительского хорового > коллектива», рассматриваемое как устойчивая направленность сознания певца-любителя на решение художественно-познавательных задач, . связанных с хоровым искусством;

- представлены гносеологические показатели познавательного интереса участника студенческого любительского хора в процессе занятий вокально-хоровой музыкой, а именно: расширение знаний об элементах хоровой звучности, выразительных средствах музыкального языка, применение полученных знаний в>исполнительской практике. осуществлено научное обоснование методики развития познавательного интереса к музыке и её исполнению в процессе1 учебно-репетиционной и концертно-исполнительской деятельности студенческого любительского хора, заключающееся^ в создании научно-педагогических условий его эффективного развития.

Практическая значимость исследования:

- разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс камерного хора Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана, студенческого хора МГППУ, а также учебных хоров музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета (МГПУ) методика, направленная на развитие познавательного интереса к музыке участников творческих молодёжных коллективов;

- разработана методика диагностики уровня развития познавательного интереса к музыке студентов - участников любительских и учебных хоров;

- материалы диссертационного исследования могут использоваться руководителями студенческих любительских хоров вузов России, при подготовке, повышении квалификации и переквалификации руководителей студенческих и школьных хоров в высших и средних специальных учебных заведениях, в лекционных курсах, читаемых на музыкальных факультетах педагогических вузов: «Хороведение», «Методика работы с хором», «История и теория* хорового исполнительства», в процессе преподавания дисциплин дирижерско-хорового цикла: «Хоровой класс», «Дирижирование», «Сольное пение», «Работа с хором», «Школьная практика», «Практика работы с детским хором», написании курсовых и дипломных работ, рефератов и т.п.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью решения поставленной проблемы; применением взаимодополняющих методов исследования в соответствии с его целями и задачами; использованием диагностических процедур для качественного анализа- полученных данных; личным участием автора в экспериментальной и практической работе; музыкально-исполнительскими достижениями участников экспериментального хора.

Положения, выносимые на защиту: 1 .Познавательный интерес к музыке участника студенческого любительского хорового коллектива — это устойчивая направленность сознания певца-любителя на решение творческих художественно-исполнительских задач, связанных с постижением исполняемого произведения и нахождением оптимальных средств передачи его образно-эмоционального содержания слушателям.

2. Особенности и направленность познавательного интереса к музыке студентов-участников хора обусловлена спецификой их будущей музыкально-хоровой деятельности (для участников любительского хора она заключается в расширении знаний и умений в области музыкального искусства, в углублении знаний в музыкально-хоровой сфере и, шире, в удовлетворении духовных запросов).

3. Процесс развития познавательного интереса к музыке у хоровых певцов-любителей эффективно осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий: готовности руководителя к развитию у воспитанников музыкально-познавательного интереса; «нацеленности» самих студентов - участников хора на развитие интереса к музыке и исполнительскому творчеству; освоения в процессе учебно-репетиционной работы закономерностей музыки и музыкального исполнительства; проверке результатов полученных теоретических знаний на практике в процессе концертно-исполнительской деятельности.

4. Эффективному развитию познавательного интереса к музыке и её исполнению в процессе хоровых занятий способствует применение специально разработанной методики, суть которой заключается в: направленности обучения на осознание участниками роли и значения интереса к музыке (мотивов, широты музыкального кругозора, запаса музыкальных» знаний) и исходного уровня его развития; обосновании содержания! формирующего» этапа эксперимента, цель которого - ВО' внедрении разработанной-модели-формирования познавательного интереса к музыкально-познавательной деятельности в исполнительскую практику; проведении итоговой повторной диагностики развития музыкально-познавательного интереса участников студенческого любительского хора.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в соответствии с его основными этапами через публикации научно-исследовательских материалов автора и в процессе следующих выступлений: на международных научно-практических конференциях в МГПУ (Москва, 2004 г., 2006 г., 2008 г.); межвузовских научно-практических конференциях (Москва, 2008 г. и 2009 г.), а также* в ходе обсуждений на кафедре пения и хорового дирижирования МГПУ хода и результатов опытно-экспериментальной работы со студенческим хором Московского Государственного технического университета им. Баумана (МГТУ), студенческим хором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), а также учебными хорами музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета (МГПУ). Результаты диссертационного исследования были внедрены в учебно-репетиционный процесс данных коллективов и положительно сказались на их концертно-исполнительской деятельности.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:

1. Аликина, Е.В. Формирование интереса к музыке и её исполнению в любительском хоровом коллективе немузыкального<> вуза / Е.В. Аликина //Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. -Краснодар, 2009 № 3.- С. 118-119.

2. Аликина, Е.В. Интеллектуализация'учебного процесса в хоре / Е.В. Аликина,// Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образованиями эстетического воспитания. - М., 2009.- №5.-С. 137-1421

3. Аликина, Е.В. Хороведение. / Е.В. Аликина, В.Л.Живов // Программа по специальности 030700 «Музыкальное образование» - М.: МГПУ, 2005. -15 с.

4. Аликина, Е.В. Рыцарь музыкально-эстетического воспитания /Е.В. Аликина, В.Л. Живов // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2005. - С. 18-21.

5. Аликина, Е.В. История и теория хорового исполнительства / Е.В.Аликина, В.Л. Живов // Программа по специальности 03700 «Музыкальное образование» - М.: МГПУ, 2006 - 20 с.

6. Аликина, Е.В. Студенческое любительское хоровое движение: корни, развитие, перспективы / Е.В. Аликина, В.Л. Живов // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию Московского городскогог педагогическогоv университета. - М.: МГПУ, 2006. - С. 29-33.

7. Аликина, Е.В. Мысли о хоровом классе / Е.В. Аликина, Живов В:Л. //-, Нравственное и> патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции-съезда. - М.: МГПУ, 2008. -С .82-85.

8. Аликина, Е.В. К вопросу о мотивации! участия студенческой молодёжи в. студенческом хоре / Актуальные^ проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность. Материалы.международной»научно-практической конференции. - Mi: МГПУ, 2008.- С. 12-16.

91 Аликина, Е.В. Формирование музыкально-познавательного интереса участников* любительского хора / Е.В. Аликина // Дополнительное образование в сфере культуры и музыкального искусства. Традиции и инновации. Тезисы межвузовской научно-практической конференции МГМИ им. А. Шнитке. - М., 2008. -С. 12-16.

10. Аликина, Е.В. К вопросу о «долгожительстве» студенческих любительских хоров / Е.В. Аликина, Живов B.JT. // Музыкально-исполнительское искусство в системе профессионального образования. Материалы научно-практической конференции. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. - С. 64-68.

11. Аликина, Е.В. Пути активизации интереса к учебно-репетиционной деятельности студенческого хора / Е.В. Аликина // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. Материалы 4-й научно-практической конференции. - Таганрог, Таганрогский Гос. пед. инст-т, 2009. - С. 42-48.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аликина, Екатерина Владимировна

Основные выводы

1. Теоретико-методологический анализ научно показал, что познавательный интерес к музыкальному (хоровому) исполнению, как качество, характеризующее отношение человека к данному виду деятельности, представляет собой особый вид умственной творческой художественной деятельности, направленной на освоение (чувствование, понимание, осмысление) эмоционально привлекательного музыкально-поэтического произведения. Как сложное многокомпонентное образование в структуре эстетического сознания он требует интегрированного подхода к его изучению и воспитанию.

2. Познавательный интерес к музыкально-исполнительской деятельности у студентов — участников любительского хора следует рассматривать как процесс поэтапного формирования познавательных действий, направленных на осознание художественно-образного содержания музыкально-поэтического произведения и средств1 его исполнительского воплощения.

3. Исследование подтвердило верность выявленных педагогических условий развития- познавательного интереса- к музыкальному исполнению у студентов — участников любительского хора, среди которых главным* является^ усвоение ими закономерностей экспрессивного и формообразующего воздействия музыкально-выразительных средств в процессе репетиционно-концертной работы. Исследование подтвердило также гипотезу, что усвоение этих закономерностей станет более эффективным, если оно будет осуществляться с помощью методов сопоставительного анализа хорового произведения, исполнительского анализа и метода проблемного обучения.

4. Исследование подтвердило эффективность разработанной диссертантом теоретико-методической модели организации учебно-репетиционного процесса хора для активизации познавательного интереса студентов к музыкальному исполнительству. Как показал эксперимент, предложенная диссертантом методика репетиционной работы, сочетающая традиционные разделы (приобретение вокально-хоровых навыков, изучение текста сочинения) и лекционно-познавательные элементы, является оптимальным вариантом, стимулирующим творческую активность, самостоятельность мышления и интерес участников хора к музыкальному исполнительству.

Заключение

Одной из форм музыкальной культуры являются студенческие любительские объединения и, в том числе, хоровые коллективы, в деятельности которых молодежь участвует в свободное от учебных занятий время. Перспектива их развития состоит в совершенствовании процесса учебно-репетиционных занятий и концертных выступлений.

В музыкально-педагогической парадигме важность рассматриваемой проблемы усиливается тем, что специфика музыкально-исполнительского искусства зиждется на учёте и постоянной концентрации интересов как в общекультурном, так и художественном плане. Это проявляется в учебно-репетиционном процессе и концертно-исполнительской деятельности хора, где особая роль отводится руководителю-хормейстеру.

Тем не менее в области музыкальной педагогики-, рассматриваемый вопрос остаётся нерешённым. Это подтверждается отсутствием достаточного числа исследований, посвящённых развитию интереса к музыкально-исполнительской деятельности у участников любительских хоров гуманитарных и технических вузов.

Теоретическая часть исследования посвящена анализу природы, сущности, содержательным основаниям формирования исследуемого феномена, возможностям познавательных аспектов проявления интереса в учебно-репетиционном процессе студенческого, любительского хора и специфике его формирования.

Так- интерес представлен» гранью общественных отношений, объективным образованием, независящим от сознания субъекта. Интерес связан, с потребностью и< отношениями, а не психикой и> сознанием. Кроме того, понимание интереса, обусловлено экономическим положением субъекта (В.Г. Афанасьева, О.Д. Парыгина). Интересы считаются внутренним импульсом к активной деятельности субъекта (А.Д. Гусев и И.И. Заозёров); прослеживается факт существования двух видов интересов — субъективного и объективного (М.В. Дёмин).

Социальные основы теории интереса рассматривают данный феномен в тесной связи с потребностями и проблемой ценностей (А.Г.Здравомыслов, Г.П.Карамышев, В.Г.Нестеренко, В .Ядов и др.).

Некоторые зарубежные учёные (Б. Бергер, Б. Вильяме, Д. Давидсон, Д. Парфит и др.) сосредотачивают своё внимание на анализе экономических интересов и интереса как психического явления.

В отечественной науковедческой литературе интересы различают по содержанию и направленности. В этом плане обычно выделяют материальные, общественные и духовные интересы, а также непосредственные и опосредованные интересы.

По уровню действенности различают пассивные и активные интересы, кратковременные и даже сиюминутные, а также устойчивые и долговременные.

Научная литература различает познавательный интерес, в том числе активный устойчивый познавательный интерес к музыке, что позволяет оперировать данным феноменом в условиях музыкально-любительской деятельности. v

В работе утверждается, что основным источником познавательного интереса является процесс деятельности, направленной на решение познавательной задачи (С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, И.Я.Лернер и др.) при этом выявляются три ступени понимания, имеющие прямое отношение к процессу обучения и познавательному интересу: первая ступень — непроизвольное внимание; вторая ступень — произвольное внимание; третья ступень — послепроизвольное внимание.

Анализ содержания этой деятельности свидетельствует о том, что в основе учебно-репетиционной работы студенческих хоров музыкального профиля (как любительских, так и «вузовских») лежат три блока знаний и умений. Это знания о хоре как о «поющем инструменте» и хоровом процессе вокально-хорового исполнительства, технологически базирующемся на трех составляющих - хоровом звукообразовании, хоровом строе, хоровом ансамбле и практическом освоении этих навыков; знания о выразительных и формообразующих средствах музыкального языка композитора; знания и умения, связанные с выразительными и формообразующими средствами исполнителя.

Хотя степень интереса участников любительского хора к музыкальной деятельности может зависеть от множества факторов (от ориентации и духовной'установки личности, от её эстетических критериев, от организации музыкальной среды и т.д.), именно овладение и совершенствование знаний и умений в обозначенных областях являются той основой, на которой должен базироваться познавательный интерес участников студенческого любительского хорового коллектива в вузе.

В данном исследовании анализируется музыкально-эстетическая познавательная деятельность, направленная на особый предмет -музыкальное и музыкально-исполнительское искусство, которая, естественно, зиждется на интересе к хоровому жанру.

Согласно мнению большинства исследователей художественного творчества" специфичным для- процесса формирования интересов и художественного познания, важным является- то обстоятельство, что мысли здесь выступают в эмоциональной форме, а не в привычных для гносеологии понятиях, суждениях, умозаключениях (Л.Выготский, Б.Теплов, А.Сохор, А.Адомян, С.Раппопорт) .

В отличие от научного познания, в основном понятийно-логического, музыкально-эстетическое познание в области вокально-хорового исполнительства можно скорее определить как чувственно-логическое.

Эмпирико-педагогическая часть диссертации посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе студенческого хора Московского Государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана (экспериментальная группа), а также студенческого хора Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), и учебных хоров музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета (МГПУ), которые выполняли функцию контрольных для сравнения с результатами обучения в экспериментальном хоре. В исследовании приняло участие всего 140 респондентов (участников студенческих любительских хоров), в эксперименте приняло участие 41 респондент (из них 41 студент) и использовался собственный опыт автора в качестве дирижёра-хормейстера студенческого любительского хора МГТУ им. Баумана и учебных хоров Московского городского педагогического университета.

Диагностика особенностей музыкально-познавательных интересов осуществлялась в результате применения специальных тестов, анкет, определения уровней сформированности интереса на основе:

- знаний о специфике хора как исполнительского «инструмента»;

- исходного уровня музыкального кругозора.

Срез основного этапа* констатирующей части эксперимента показал, что у основной массы занимающихся* в студенческих любительских хорах общий- уровень сформированности музыкально-познавательного интереса достаточно низкий.

В целях обоснования дальнейшей программы деятельности по формированию и развитию музыкально-познавательных интересов участников студенческого хора автор исследования включила в содержательную часть занятий установку, согласно которой каждый участник хора в процессе учебно-репетиционной работы коллектива должен: овладеть вокально-хоровыми навыками; научиться оценивать степень соответствия поэтического текста и музыки разучиваемого хорового сочинения и др. На основании этого диссертантом была предложена теоретико-методическая модель вокально-хоровой учебно-репетиционной работы любительского хорового коллектива, явившаяся программой дальнейшего развития музыкально-познавательного интереса участников студенческих любительских хоров.

В качестве теоретико-эмпирической базы для формирования и развития музыкально-познавательных интересов участников студенческого любительского хора и создания ценностных критериев автор использовала систему закономерностей, разработанную профессором В.Л.Живовым (См.: Приложение к диссертации).

Основная цель формирующей части эксперимента состояла во внедрении разработанной модели формирования интереса к музыкально-исполнительской деятельности через осознание закономерностей музыкальной и музыкально-исполнительской выразительности, а также экспериментальной проверке педагогических условий и методов её реализации. Она проходила одновременно в экспериментальной и контрольной группах, участники которых должны были продемонстрировать рост интереса участников к хоровым занятиям по мере овладения ими необходимым объемом знаний и навыков в области музыкальной и музыкально-исполнительской выразительности. Участники КГ обучались по традиционной методике, а участники ЭГ — по методике, предложенной автором. Их принципиальное отличие состояло в том, что> в экспериментальных группах автор исследования методом включённого наблюдения с помощью проблемных ситуаций вносила изменения в способ организации мыслительной деятельности участников хора, направляя их на самостоятельный поиск решения проблем. В контрольных группах занятия шли традиционно.

Использование такой методики и подходов способствовало развитию у студентов-участников любительского хора повышенного интереса к процессу учебно-репетиционных занятий. Полученные результаты с помощью повторной диагностики уровня развития компонентов музыкально-познавательного интереса участников студенческого любительского хора Государственного технического университета им. Баумана, студенческого хора Московского психолого-педагогического университета и учебного хора «заочников» Московского государственного педагогического университета значительно отличаются от первоначальных. Если на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы преобладал низкий уровень развития основных компонентов интереса участников хора, то на формирующем этапе у основной массы участников экспериментальной группы наблюдается средний и высокий уровень развития. В контрольных хорах рёзультаты остались практически без изменений. Эти данные подтвердили и итоги повторной диагностики.

На . основании данных, приведенных в экспериментальном исследовании, автор констатировала, что уровень интереса к знаниям и умениям в сфере вокально-хорового исполнительства у студентов экспериментальной группы хора значительно вырос. Если, в ходе констатирующего эксперимента испытуемые контрольной и экспериментальной групп показывали в основном средний и низкий уровень интереса к вокально-хоровым знаниям, то результаты формирующей части развивающего (формирующего) эксперимента дают принципиально» иную картину. Сравнительный анализ диагностики уровней познавательного интереса' в, контрольных и экспериментальных хорах позволяет сделать вывод о более углублённом формировании практических познавательных интересов к музыкальному материалу участников именно в экспериментальном хоре. Таким образом, полученные результаты в экспериментальных и контрольных группах, их сравнение и обобщение позволили автору диссертации отметить целесообразность разработанной методики учебно-репетиционной работы в студенческом любительском хоровом коллективе, способствующей развитию интереса к музыкально-хоровому искусству и формированию музыкально-исполнительских умений и навыков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аликина, Екатерина Владимировна, 2009 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1990. - 141с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для вузов; М., 2004.3 .Актуальные проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи. Сб. науч. работ. — Днепропетровск, ДГУД976. -123с.

3. Александров Е.П. Теория и практика дифференциального подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы. Автореферат на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 22 с.

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1987. — 417 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-232с. *

6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Ученые записки ЛГУ, 1959, Вып. 16 ,№265. 41 - 61с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222с.

9. Ю.Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - 59с.

10. Апраксина О.А. К вопросу о диагностике музыкальных способностей./ Музыкальное воспитание в школе. Вып.11. —М., 1976. -14-32с.

11. Ардентов Д.Н. Роль сравнения при анализе хоровых партитур. Труды ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1963.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия- учитель музыки. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984.- 111с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном воспитании, просвещении, образовании. М.- Л., «Музыка», 1965.

14. Асафьев Б.В. Хор как воспитатель слушателя. Сб. О хоровом искусстве. Л., 1980. - 188с.

15. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов на - Дону, 1970.

16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 1982.-192с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 329с.

19. Баренбойм Л.А'. Баренбоймовские традиции и наша современность// Советская музыка, 1967, №8.

20. Баренбойм Л.А. О самостоятельности.// Советская музыка, 1963, №9.

21. Баренбойм Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского. Сб. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л.: Музыка, 1969.

22. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Вопросы философии.-М., 1969. 99с.

23. Белобородова-В.К.Музыкальное восприятие / Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975, — с. 6-36.

24. Бобровский В.П., Головинский Г.Л. В.А. Цуккерман — педагог. Сб. О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.( и др.): Питер, 2008.-398с.

26. БочкаревЛ.Л. Психология музыкальной деятельности.- М., 1997.

27. Браудо И.А. Артикуляция/о произношении мелодии/ Л.: Музгиз,1961.

28. Бурлина Е.Я. Проблемы интересов советской молодежи ( на материале исследования школьников и студентов): Автореф. дисс. канд.искусствовед. —Л., 1978. -28с.

29. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -213 с. ^

30. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Метод, пособие. Под редакцией Щукиной Г.И. — Л., 1970,- 152с.

31. Ветлугина Ы. А. Музыкальное воспитание. Mi, 1978:-Вьш. 1. 38:Вилькеев Д.В. Некоторые вопросы проблемного преподавания:литературы в школе. Сб. Проблемное преподавание литературы в школе. Казань, Тат. книжн. изд-во, 1971.

32. Вильданова A.M. К вопросу общего музыкального развития учащихся. Казань. КГПИ.сб.4. 1976. -92,93с.

33. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. проф. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.

34. Волобуев В.А. Исседование искусства в западной эстетике: эволюция методологии. Автореф. дисс.докт. филос. наук . Моск. гос.ун-т культуры и искусств. — М., 2001. — 44с.

35. Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Казань, 1976. -128с.

36. Вопросы эстетического воспитания и музыкального образования учащейся молодежи. Свердловск. 1974.—207с.

37. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / под общ. редакцией Д.К.Гилева. Свердловск, 1970.

38. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития:/Научный архив. Вопросы психологии, 1972, №2.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. М;: Искусство, 1965.(?)

40. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции;-5-е изд.-М.: Лабиринт, 1998.-415с.

41. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова G.H. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.Д978.

42. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. — М., 1993.

43. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Mi: Музыка, 1975.

44. Готлиб А. Воспитание творческой самостоятельности./Советская музыка, 1962, №1.

45. Грибанов В.П. К психологической природе интереса / Проблема формирования духовных потребностей молодежи. Новосибирск, 1970. -112с.

46. Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Метод. Пособие для учителей. Юнипресс, 2006.

47. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

48. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. /Советская педагогика, 1969, №5.

49. Динор Г.М., Цыпин Г.М. Готовим учителей пения./ Советская музыка, 1965, № 10.

50. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1956.36с.

51. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз,1957.

52. Дмитриевская К.Н. Анализ хоровых произведений. М.: Советская Россия, 1965.

53. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272с.

54. Душков Б.А. Исследование системы доминирующих уровней деятельности студентов. В сб. Психолого- педагогические проблемы обучения в высшей школе.- М., 1978.

55. Егоров А.Г. Научно-техническая революция и искусство./ Проблемы эстетики.- М., 1974.

56. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. — М.: Музгиз ,1951.

57. Живов B.JI. Теория хорового исполнительства. — М.: изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. -282с.

58. Зарецкий А. Образ как информация./ Вопросы литературы, 1963,t73.3ильберман Б.Г. Проблемная ситуация на уроках литературы./Совет мэктэбе, 1965, № 5.

59. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- сПБ: Питер, 2000.

60. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях у школьников.- Ростов, 1971.

61. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1972.

62. Изард К.Э. Психология эмоций. сПб: Питер,2000. -464с.

63. Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов СССР и других социалистических стран. М.: Музыка, 1965.

64. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. — М.: Наука, 1981 -335с.

65. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. -334с.

66. Каган М.С. Музыка в мире искусств.- СПб, 1996.82'. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.83 .Казачков С.А. О дирижерско- хоровой педагогике. Сб. Музыкальное исполнительство. Вып. 6. — М.: Музыка, 1970.

67. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка. 1965.

68. Карчевский Г.С. Методологические проблемы эстетического воспитания студентов. В сб.Педагогика высшей школы. Вып. 6.- Минск: Вышейшая школа, 1981.-е.53-58.

69. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. В сб. Вопросы музыкознания, т.З.- М.: Музгиз, 1960.

70. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.: Мысль, 1968.

71. Китов Ю.В. Культурные интересы: сущность и структура. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора филос. наук .-М.,2001.

72. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека: В 2 т. Д., 1960, - Т.2: Способности.

73. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968.461с.

74. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1972.

75. Коловский О.П. Анализ хоровой партитуры. В сб. Хоровое искусство. Л.: Музыка, 1972.

76. Колышева Т.А. подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук.- М, MILL У, 1997.-51с.

77. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. /Вопросы психологии, 1963, №2.

78. Королева Г.И. Единство обучения и воспитания студентов. — Казань. КГУ, 1979. -230с.

79. Кочнев Ю.А. Музыкальное произведение pi его интерпретация./Советская музыка, 1969; № 12.

80. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977.— 263 с.

81. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969.

82. Кремлев Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М.: Музгиз, 1957.

83. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970.

84. Кругляк М.И. Знание и мышление./Народное образование. М., 1970, №1.

85. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.-335с.

86. Кудрявцев Т.В. Вопросы психологии и дидактики проблемного обучения. В сб. О проблемном обучении. Вып.1.- М.: Высшая школа, 1967.

87. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В сб. О проблемном обучении. Вып. 2.- М.: Высшая школа, 1969.

88. Левандо П.П. Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. Л.,ЛГИК 1971.

89. Юб.Леонтьев А .Я. Деятельность, сознание, Личность.-2е изд. М.: Политиздат, 1975. -304с.

90. Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974. -63с.

91. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат дисс. докт. пед. наук.

92. Лернер И.Я. Поисковые задачи как средство развития творческих способностей / Научное творчество. М.: Наука, 1969. -446с.

93. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 156с. 1 П.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М.:1. Искусство, 1965. -374с.

94. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики.- М.: Изд. Автора, 1927.262с.

95. Мазель Л.А. О двух важных принципах художественного взаимодействия./ Советская музыка.- М., 1964.

96. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.- М., 1978.

97. Мазель JI.A. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. В сб. Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1967.

98. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967.

99. Максимова В.А. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся./ Под. ред. Г.И. Щукиной.- Л., 1975.

100. Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения. В сб. Проблемное и програмированное обучение. М.: Советская Россия, 1973.

101. Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. В кн. В.Оконъ. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.

102. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. -208с.

103. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1972.- 543с.

104. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.364с.

105. Медушевский В.В.О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976. — 255с.

106. Менчинская Н.Д. Мышление в процессе обучения. В сб. Исследования мышления в советской'психологии. М.: Наука, 1966.125 . Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959.

107. Методы педагогического исследования*. / Под ред. Журавлева В.Н. -М., 1972.- 72с.

108. Методы педагогических исследований / Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В.- М.: Педагогика, 1979.- 112с.128: Мейлах Б.С. На рубеже науки и искусства. — Л., 1971.

109. Милыптейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя. В сб.: Мастерство музыканта- исполнителя.- М.: Советский композитор, 1972.

110. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990.288с.

111. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика. Учебное пособие.

112. Составитель Г.М.Цыпин.- Белгород,

113. Музыкально- эстетическое воспитание средствами хорового самодеятельного искусства. / Под. ред. Левандо П.П. Л., 1983.- 167с.

114. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы.- Сверд., 1989.- 119с.

115. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека.- Л.: Ученые записки ЛГУ, 1959. Т.265. с.41.

116. Nadel S.F. Zum Begriff der Musikalitat Zeits. F. Musikwissensch. Heft. 1. 1928.

117. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. Очерк 1. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — с.3-85.

118. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. В сб. Восприятие музыки. -М.: Музыка, 1981.

119. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение. 1987.253с.

120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музгиз, 1958.-317с.

121. Николаев А.А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера. В сб. Мастера советской пианистической школы. — М.: Музгиз, 1954.

122. Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986.-463с.

123. Общая психология / Под. ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1973 .-383с.

124. ИЗ.Обыскалова JI.P. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педвуза. Дисс. канд. пед. наук. Брянск. 1996.-197с.

125. Овчаренко Н.А. Дидактические основы формирования познавательного интереса будущих учителей музыки. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Харьков, 1994.

126. Оголевец А.С. Специфика выразительных средств музыки.- М., Советский композитор, 1959.

127. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение,1968.

128. О музыкальном исполнительстве. Под. ред. Л.С.Гинзбурга и А.А. Соловцова.- М.: Гос. муз. изд-во, 1954. -310с.

129. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под. ред. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608с.

130. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения/ Н. Перельман-Л.: Музыка, Ленинградское отд., 1986.-79с.

131. Петрушин В.И. Музыкально- эстетическое воспитание старшихшкольников в условиях свободного времени. Автореф. дисс.докт. пед. /наук.- М., 1991.-32с.

132. Пидкасистый П.И. Педагогика: Изд. 4. — М., 2000. 638с.

133. Пигров К.К. Руководство хором. -М.: Музыка, 1964.

134. Платонов К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий.- М.: Высшая школа, 1981.

135. Плеснина Т.П. Музыкальный интерес и динамика его развития/ Вопросы эстетического воспитания в школе.- М., 1974. — с. 32-56.

136. Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974.

137. Психологический словарь./Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Педагогика- Пресс, 1997.-634с.

138. Психологический словарь/Под.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. -М., 1990.- 358с.

139. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика./ Под. ред. Цыпина Г.М. М.: Академия, 2003.

140. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. -M.-JL: Музгиз, 1948.

141. Птица К.Б. Подготовительная работа хорового дирижера./ Работа в хоре.-М., 1977.

142. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства. В.сб. Музыкальное исполнительство, вып. 7. -М.: Музыка, 1972.

143. Раабен JT.H. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве. В сб. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.1. M.-JL, 1972.

144. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1970.

145. Ройтерштейн М.И. Выразительность и изобразительность музыки. — М.: Советский композитор, 1962.

146. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. сПБ: Питер, 1998.705с.

147. Рыжкин И.Я. Взаимоотношение образов в музыкальном произведении. В сб. Вопросы музыкознания, вып.2. — М.: Музгиз , 1955.

148. Рыжкин И.Я. Образная композиция музыкального произведения. В сб. Интонация и музыкальный образ.- М. :Музыка, 1965.

149. Сигети И. Композитор- исполнитель-слушатели.5 /Советская музыка, 1966, №6.

150. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М., 1986.- 121с.

151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Изд. 3. М., 2000.- 512с.

152. Славская К.А. Детерминация процесса мышления. В сб. Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.

153. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности.- М., 1999.

154. Соколов В.Г. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.

155. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: Советский композитор, т.1, 1980. — 295с.

156. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970.- 192с.

157. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально- педагогического факультета педагогического института. Диссертация. канд. пед. наук. — М., 1974.

158. Теплов Б.М; Психология музыкальных способностей.- M.-JL: АПН РСФСР, 1947.-335с.

159. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Известия АПН РСФСР, вып.2. M.-JL, 1947.

160. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: учебное пособие в 2-х частях.- СПб, 1994;

161. Фейнберг Е.Л. Кибернетика; Логика, Искусство.- М., 1981.

162. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.

163. Философский словарь, Изд.4.- М., 1980.

164. Фейгии М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -М.: Музыка, 1975.

165. Цуккерман В.А. Теория музыки и воспитание исполнителя. В кн. Музыкально- теоретические очерки и этюды.- М.: Советский композитор, 1970.

166. Цуккерман В.А, Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. В сб.: Интонация и музыкальный образ.- М.: Музыка, 1965.

167. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., Интерпракс, 1994.

168. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб., 2001.

169. Чабанный В.Ф. Музыкально- педагогическое руководство хоровым любительством. Учебное пособие. Ч.1.- СПб: Университет культуры, 1999.-132с.

170. Чабанный В.Ф. Музыкально- педагогическое руководство хоровым любительством как процесс. Ч. 2. СПб, 2008.-215с.

171. Чесноков П.Г. Хор и управление им,- М., 1961.

172. Шамова Т.И.Активизация учения школьников.- М., 1979.

173. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей.-М., 1969.196.1Дукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М., 1971.

174. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Педагогика, 1984.

175. Эстетика. Словарь. -М.: Политиздат, 1989.

176. Эстетическое сознание и процесс его формирования.// Институт философии АН СССР.- М.: Искусство, 1968.

177. Эстетическое воспитание студентов. Сб. статей/ Под. ред. М.Ф. Овсянникова.- М.: Высшая школа, 1980.-248с.

178. Юманова Т.А. Сопоставительный анализ музыки и поэтического текста как метод активного изучения хоровых произведений. Автореф. дисс. канд. пед.наук. -М., 1975.

179. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки.- М., 1923.

180. Ядов В.А. Методология и техника социологического исследования.-Тарту, 1969.-217с.

181. Якобсон П.М. Психологические основы мотивации поведения человека.- М., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.