Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Аленко, Вера Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Аленко, Вера Владимировна
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
1.1 .Теоретико-методологические основы анализа духовно-нравственных традиций.
1.2.историческая ретроспектива трансформации духовно-нравственных традиций российского общества.
1.3. Место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России.
ГЛАВА 2.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Духовно-нравственные ориентиры личности в условиях реформации российского социума.
2.2 Влияние православия на формирование духовно-нравственных традиций российского общества и личности.
2.3. Основные направления и тенденции духовно-нравственного и эстетического воспитания современной молодёжи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном российском обществе2010 год, кандидат философских наук Ераносов, Олег Игоревич
Духовно-нравственная традиция в жизни общества2011 год, доктор философских наук Даминдарова, Фания Валиевна
Русская сельская молодежь полиэтнического региона: трансформация духовно-нравственных ценностей в условиях становления гражданского общества: на материалах Республики Бурятия и Читинской области2007 год, доктор социологических наук Бояк, Татьяна Николаевна
Проблема духовно-нравственной преемственности поколений в условиях трансформации общества2007 год, кандидат философских наук Рамазанов, Магарам Рагимович
Духовная культура российской молодежи (социально-философский анализ)2006 год, доктор философских наук Багаутдинов, Айрат Маратович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности»
Актуальность темы исследования определяется серьёзными изменениями, происходящими в духовной сфере современного российского общества, обусловленными глубинными трансформациями всего российского социума в 1990-е - начале 2000-х гг. Радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных образов и идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло за собой определённую социальную деструкцию и дегуманизацию социальных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Такое состояние духовно-личностной сферы можно определить как ценностный кризис, выход из которого видится, прежде всего, в совершенствовании духовного мира личности, восстановлении социокультурной трансляции, обращении к традиционному культурному наследию России. Повсеместный процесс инверсии социальных систем, когда экономика, находясь в критическом состоянии, в виде императива становится доминантой социального развития, определяющей цель этого развития, для достижения которой оправдываются все средства, превращает современное российское общество в арену потребительской гонки, разрушает духовно-нравственные традиции, интегрирующие вековые социальные структуры.
Радикальное реформирование российского общества во многом имеет неудачные результаты вследствие игнорирования авторами реформ менталитета своего народа; не учитывался своеобразный «духовный код» российского социума, в ходе реформ возникли явления, в корне противоречащие духу россиян, всегда стремившихся к общественным идеалам и социальной справедливости - коррупция, преступность, бедность большинства на фоне баснословного богатства меньшинства, бездуховность, равнодушие к ближнему. Идеологи реформаторства зачастую объясняли эти пороки современного этапа развития России неким маргинальным цивилизационным положением России в мировом социокультурном пространстве, «недозрелостью» России как народа до уровня современной западной жизни и т.д.
Поэтому, стремясь вырваться из этого состояния духовного кризиса и на основе переосмысления опыта реформ 1990-х гг., всё большая часть российской интеллектуальной элиты осознает необходимость обращения к истокам российского менталитета, совершенствования духовного мира человека на основе традиционных ценностей в соответствии с современными реалиями бытия.
Таким образом, социокультурная ситуация, сложившаяся в России настоятельно требует переосмысления многих философских концепций, получивших широкую популярность в 1990-е гг. и казавшихся бесспорными ещё десятилетие назад, переоценки сложившейся за десятилетие реформ системы ценностей с гипертрофированной ролью материального благополучия, отрицанием гуманности, справедливости, нравственности.
Все более очевидным становится тот факт, что ретроспективный взгляд на духовно-нравственные традиции оказывается перспективным для гармоничного развития российского общества, его целостности и стабильности, что эти ценности могут стать не препятствием дальнейшей модернизации страны, а её органической основой.
Существующее состояние российского социума, его духовно-нравственной сферы вызывает потребность в осмыслении достаточно большого количества научно-теоретических проблем. Но главной среди них является проблема формирования личности молодых людей на основе духовно-нравственных традиций, то есть тех ценностных ориентаций, которые не просто позволили ли бы этому поколению выжить, но и сделали бы его деятельность социально-позитивной. С этой точки зрения проблема формирования личности в кризисных состояниях социума остается не только актуальной в практическом аспекте, но и приобретает новые познавательные горизонты. Это проблема взаимодействия традиций и инноваций, проблема актуализации традиций в современной жизни, определённая социальная селекция традиций как инструмента модернизации. Особое место в научном познании имеет проблема взаимодействия традиционных религиозных ценностей российского общества с современной культурой и научной картиной мира, возможности использования религиозно-нравственных мотивов в социализации современного человека.
Таким образом, заявленная тема диссертационного исследования представляется актуальной как в практическом, так и научном аспектах.
Степень разработанности проблемы. Феномен традиций и традиционализма, роль традиций в формировании цельной и нравственной личности, соотношение традиций и новаций в современном мире, место духовно-нравственных традиций в реформировании российского общества являлись и являются предметом философской рефлексии и объектом научного интереса ряда социально-гуманитарных наук (истории, культурологи, социологии, педагогики и др.).
Общие теоретико-методологические и социально-философские основы традициеведения получили фундаментальную разработку как в зарубежной, так и отечественной философской мысли. Аксиологические аспекты исследуемой проблемы подробно представлены в работах П. Берга, Д. Бонхеффера, К. Брата, Э. Бруннера, Р. Бультмана, В. Виндельбанда, Ф. Гогартена, Г. Когена, Э. Ласка, Г. Мюнстерберга, Р. Нибура, Г. Риккерта, Э. Турнейзена, П. Тиллиха, М. Шелера и других авторов. В современной западной социально-философской, философско-антропологической и культурологической мысли анализ отдельных аспектов данной проблемы содержится в исследованиях А. Арона, Д. Белла, П. Бергера, Ж. Бодрийара, Г.Х. фон Вригта, Э. Гуссерля, Ж. Делеза, Ж. Деррида, В. Дильтея, Д. Коллингвуда, У. Куайна, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Нозика, М. Мерло-Понти, Т. Парсонса, X. Патнэма, К. Поппера, Г. Райла, П. Рикера, Р. Рорти, К. Стэнли, М. Уолцера, Т. Уэлдона, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, А. Щюца, и некоторых других западных исследователей.
В отечественной философской традиции проблемы аксиологии и традициеведения, значимые для темы диссертационного исследования, нашли отражение в работах С.Ф. Анисимова, Е.А. Ануфриева, Б.Г. Ананьева, В.Г. Афанасьева, B.C. Барулина, Л.И. Божович, JT.C. Выготского, В.А. Горшкова, В.Е. Давидовича, В.В. Давыдова, В.Т. Ефимова, С.Н. Иконниковой, М.С. Когана, В.П. Кохановского, А.И. Кравченко, Н.П. Медведева, Г.М. Миньковского, A.JI. Никифорова, С.Д. Ползикова, М.А. Раджабова, A.A. Радугина, JT.M. Столовича, В.П. Тугаринова, В. А. Трубицина, М.В. Удальцовой, Н.З. Чавчавадзе, П.Н. Шихирева, А.Г. Эффендиева, Э.Г. Юдина и других.
Что касается изучения основ традиционализма русского этноса и российской культуры, видное место в этом направлении исследований занимают работы русских религиозных философов К.С. Аксакова, Н.С. Арсеньева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, JI.A. Зандера, В.В. Зеньковскош, Н.М. Зернова, И.А. Ильина, М.А. Каллаша, Л.П. Карсавина, A.B. Карташева, И.В. Киреевского, П.Е. Ковалевского, И.М. Концевича, К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, И.Ф. Мейендорфа, B.C. Соловьева, Ф.А. Степуна, E.H. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, A.C. Хомякова, Л.И. Шестова, А.Д. Шмемана, и других.
Значительный вклад в исследование современной социокультурной ситуации в России, осмысление функций, форм и конкретных проявлений отечественного традиционализма, а также сущности отечественного менталитета внесли ученые, проводящие исследования в различных областях социального и гуманитарного знания: В.А. Авксентьев, С.С. Алексеев, Э.М. Андреев, Ю.В. Артюхович, А.Г. Асмолов, А.Б. Багдасарова, М.М. Бахтин, И.А. Бокачёв, А.И. Володин, Э.Ф. Володин, A.A. Галактионов, ТА. Голикова, В.А. Горшков, М.Н. Громов, A.A. Гусейнов, М.Я. Гефтер, В.Е. Давидович, В.Г. Долгов, В.Я. Ельмеев, A.A. Зиновьев, В.В. Ильин, В.Л. Иноземцев, Л.Г. Ионин, Н.С. Козлов, Д.С. Лихачев, Я.В. Любивый, М.В. Махортова, Н.П. Медведев, В.М. Межуев, П.Ф. Никандров, Л.И. Новикова, И.Б. Орлова, A.C. Панарин, М.В. Попов, М.Р. Радовель, М.Н. Руткевич, Б.А. Рыбаков, A.B.
Рябов, В.П. Свечников, И.Н. Сиземская, Э.Ю. Соловьев, B.C. Степин, В.П. Тоидис, В.И. Толстых, З.И. Фейнбург, А.Ю. Хоц, A.C. Ципко, А.Е. Чучин-Русов, В.Н. Шердаков, JI.B. Юревич и другие.
Особый интерес для рассматриваемой в диссертации проблемы представляют работы, в которых рассматривается влияние религии и церкви на духовную жизнь общества, роль религиозных ценностей в структуре ценностного сознания общества. В зарубежном обществоведении этими проблемами занимались Р.Н.Белла, Ф.Босе, Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Г.Спенсер, К.А.Стросс и др. В отечественной философии и социологии культуры эта проблема стала предметом анализа в исследованиях А.П.Андреева, В.И.Гараджи, В.И.Добренькова, М.И.Комарова, А.А.Радугина, И.Н.Яблокова и др.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы диссертационной работы, сама проблема не может считаться решённой; динамика современного общественного развития выдвигает новые вопросы, а накапливающийся опыт социальных преобразований в России требует дальнейшего философского осмысления, что и обусловило выбор диссертантом темы исследования.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования: принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования. Методологической основой диссертационного исследования является системный подход, позволяющий представить духовно-нравственные традиции как систему, состоящую из структурированных в соответствии с выполняемыми функциями элементов, интегрирующих социум; обосновать механизм воздействия этнокультурных факторов на процесс формирования современной личности; проанализировать диалектику соотношений традиций и инноваций в социокультурном пространстве современной России.
Учитывая комплексный характер исследуемой проблемы, наличие большого количества эмпирического и теоретического материала, накопленного в различных отраслях социогуманитарнош знания, и необходимость его интеграции в единую концепцию, в исследовании также был использован метод междисциплинарного синтеза.
Объектом исследования являются духовно-нравственные традиции российского общества.
Предметом исследования выступает механизм влияния духовно-нравственных традиций на формирование личности в условиях реформации российского социума.
Целью исследования является системная экспликация социальных доминант и духовных факторов формирования целостного самосознания личности на базе этнокультурных и духовно-нравственных традиций российского общества.
Для достижения поставленной цели в диссертации осуществляется постановка и решение следующего комплекса задач:
• провести теоретико-метологический анализ духовно-нравственных традиций как социокультурного феномена;
• показать историческую ретроспективу становления отечественного традициеведения;
• определить место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России;
• исследовать духовно-нравственные ориентиры личности в условиях трансформации российского социума;
• конкретизировать представления о месте и роли этнических традиций и ценностей в формировании современной личности;
• выявить механизмы воздействия этнокультурных факторов на процесс формирования современной личности;
• изучить взаимодействие духовно-нравственного и эстетического факторов в современном воспитательном процессе.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
• уточнены теоретико-методологические основы анализа традиций и их роли в современном обществе;
• проведён анализ отечественных традициеведческих концепций и представлен авторский взгляд на историческую ретроспективу традициеведческой мысли в российской философской мысли;
• определены место и роль духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве современной России;
• изучено влияние социокультурных трансформаций в современной России на духовно-нравственные традиции и ценностные ориентации современной личности;
• предложено авторское видение места и роли православия в формировании духовно-нравственных традиций современного российского социума;
• конкретизирован механизм воздействия этнокультурных факторов на формирование современной личности;
• выявлены и охарактеризованы духовно-нравственные и эстетические факторы воспитания российской молодежи на современном этапе общественного развития.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Отечественной философской мыслью накоплен богатейший опыт исследования традиций как социокультурного феномена, традициеведческая проблематика являлась одной из ключевых в проблемном поле отечественной философии и во многом определила её своеобразие и вклад в европейскую философскую мысль. Традициеведческие концепции, созданные в отечественной философии, сохраняют свою эвристическую ценность для анализа современного социокультурного процесса в России и, при соответствующем дополнении и уточнении, могут послужить методологической основой для анализа современных проблем духовно-нравственного возрождения России.
2. Постсоветские трансформации российского общества вызвали радикальную переоценку ценностей и сопутствующий ей духовно-нравственный кризис, выход их которого лежит на пути обращения к традиционным ценностям российского общества, к истокам, духовно-мировоззренческим основам и идеалам формирования и развития личности, выработанным отечественной культурой.
3. Менталитет любого общества обусловливается как влиянием официально признанной идеологии, так и традиционно устоявшейся обыденной психологией, формировавшейся столетиями. Психологический компонент общественного сознания обеспечивает межпоколенную трансляцию обыденных образов, норм и механизмов повседневной деятельности человека, непосредственно связан с традиционностью и не может быть радикально изменён в короткие сроки. Поэтому любые реформы, которые противоречат традиционному мировоззрению народа, не могут быть успешными и влекут за собой мировоззренческие и идентификационные кризисы.
4. Оптимальные пути выхода из кризисной ситуации, детерминированной всем ходом культурно-исторического развития России последних десятилетий, необходимо искать не только и не столько в технической модернизации общества, основывающейся на вульгаризированных вариантах экономического детерминизма, сколько в выработке органичной национально-государственной идеологии модернизации, на основе которой можно сплотить социум и раскрыть его духовно-нравственный потенциал.
5. В условиях ценностного и идентификационного кризиса в России, отсутствия общепринятых социальных норм и ценностей, существенно влияющих на межпоколенную культурную трансляцию и социализацию новых поколений россиян, в обществе и молодёжной среде происходят процессы самоорганизации и саморегуляции, которые зачастую выливаются в возникновение новых молодежных движений, создание неформальных объединений, которые, тяготеют к одной общей культурной черте -мировоззрению современного постмодернизма. В этом контексте причинами неудовлетворительного положения в системе управления молодежными процессами является то, что социальное управление формальными молодежными и неформальными образованиями осуществляется без соответствующей парадигмы духовно-нравственного развития общества и в весьма ограниченном объеме.
6. Резкая смена типов морального сознания в молодежной среде ведёт к распространению прагматизма, наблюдается значительное смещение ценностных ориентаций современной молодёжи в сторону полезности, выгоды, эффективности. Приоритет прагматического осмысления своего существования молодыми людьми, игнорирование ими диалектики материального и духовного мира приводит к неадекватному реагированию молодого поколения на духовно-нравственные традиции российского общества, игнорированию их конструктивного, в том числе модернизационного потенциала что, в свою очередь, обусловливает широкое распространение как социокультурных, так и поведенческих девиаций .
7. Одним из важнейших элементов возрождения и развития российской духовности являются религиозные ценности, сформированные в русле традиционных для России конфессий и обеспечивавших межпоколенную культурную трансляцию в течение жизни многих поколений россиян. Наряду с традиционными религиозными ценностями важную роль в российской культуре имеют такие ценности религиозного сознания, как веротерпимость, умение совместно жить и взаимодействовать с представителями других религий и культур, что может послужиь конструктивной основой для консолидации полиэтничного, поликультурного, поликонфессионального российского социума.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты и выводы диссертационного исследования уточняют понимание механизма взаимодействия традиций и новаций в современном российском обществе. Полученное в результате исследования новое знание может получить дальнейшее развитие в рамках специальных и прикладных гуманитарных дисциплин - социологии, культурологи, педагогики, психологии.
Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области управления культурой и образованием, политических и общественных деятелей при разработке программ и концепций культурной, образовательной и воспитательной политики. Материалы диссертации могут быть использованы работниками средств массовой информации и коммуникации для формирования адекватных современной ситуации культурных образов традиций и инноваций, перспектив обновления России и сохранения её цивилизационного своеобразия
Материалы диссертации могут стать теоретической базой для разработки специальных и элективных дисциплин в учебной практике высших и средних учебных заведений гуманитарного и социального профиля, при освещении проблем традиций, духовно-нравственного и патриотического воспитания личности в системе повышения кваликации педагогических кадров.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межрегиональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференций, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Положения и выводы диссертационного исследования использованы автором при разработке курса «Духовно -культурные и религиозные доминанты российских традиций в патриотическом воспитании молодёжи», читаемого в филиале РГГУ г.Георгиевск.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано четыре научные работы, в том числе одна монография, общим объемом 10,2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и примечания. Общий объем работы - 185 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Системообразующая роль духовности в традиции отечественной философии образования2002 год, кандидат философских наук Крючков, Виктор Константинович
Традиции религиозной духовности в русской культуре2004 год, кандидат философских наук Волкова, Ирина Васильевна
Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе2006 год, доктор педагогических наук Хамматова, Светлана Ангамовна
Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества2003 год, кандидат философских наук Рёдель, Алина Ивановна
Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации2010 год, кандидат социологических наук Торосян, Джульета Рантиковна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Аленко, Вера Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что в системе взаимодействия любого субъекта и объекта социальная действительность включает в себя все естественные предпосылки истории и предыстории человека, то есть историческая мера, заключающаяся в своеобразных духовно-нравственных традициях этноса должна быть адекватна его историческим возможностям характеризующим данное общество. Следовательно, объективное развитие общества может происходить только с учётом особенностей его детерминизма устоявшегося в духовно-нравственных традициях.
Таким образом, устойчивый характер функционирования социума находится в прямой зависимости от структур общественной жизни опирающихся на традиционную метафизичность его ценностей проверенных столетиями.
Нормативно-ценностный характер культуры рекомендуется нам сегодня как универсальный ключ к инновациям общественного развития, по мнению многих, она облегчит введение новой техники и ее общественное «признание», будет способствовать международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста ведущим критерием общественного развития.
Хорошо известно положение о том, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего ХГХ-го века и продолжающиеся до сих пор, породили разные мнения. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления «восточной отсталости». Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней прежде всего общинно-православное начало. Позднее выявилась и оформилась евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.
Анализируемый нами в настоящем исследовании феномен духовно-нравственных традиций российского традиционализма является весьма многомерным и многоаспектным, что и определило использование автором разнообразных методологических принципов при анализе многочисленных, подчас противоречивых социальных теорий и концепций культурно-исторического развития. Российское общество в современный период переживает сложный, но предельно ответственный для будущего развития поколений процесс идеологического оформления мировоззренческих концепций, долженствующих определить в самое ближайшее время направление и стратегию реформирования системы образования и воспитания молодежи.
Выход из системного кризиса, в котором находится современное российское общество, нам видится, прежде всего, в изменении духовного мира личности, в формировании новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности и нравственности, где доминирующим фактором становления личности в ее высших духовно - нравственных и эстетических началах является традиционное Православие, ведущее к достижению духовной целостности человека.
Молодежь в последние годы является объектом пристального внимания специалистов различных областей знания. Это не удивительно, поскольку кризисная ситуация сложившаяся в нашей стране может быть изменена в лучшую сторону только, если молодое поколение должным образом будет сориентировано и иметь установки на позитивную социальную деятельность. Пока же мы видим, что молодежная среда обладает высокой степенью дифференцированное™, причем, наиболее наглядно эта проявляется в духовно-нравственной и социально-политической сфере.
В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что отклоняющееся поведение, дезориентация и другие негативные явления в молодежной среде развиваются обратно пропорционально уровню образования. Так, например, криминализация молодежной среды во многом зависит не от уровня доходов семьи, а от уровня образованности самих молодых людей. Наиболее отчетливые либеральные ориентиры имели также молодые люди с более высоким образовательным стандартом. Все эти выводы есть в работе, и мы не будем их повторять. Во всяком случае, очевидно, что основой формирования ценностных ориентаций молодежи и ее политической активности в современном российском обществе является высокий уровень образования и широкий охват образовательными программами молодых людей всех социальных групп и регионов. И поэтому именно те социальные субъекты, которые используют этот фактор в работе с молодежью, получат существенное социально-экономическое, правовое, политическое и нравственное преимущество в будущем.
Вот почему важно более рационально подходить к критике коллективных форм воспитания молодого поколения. Здесь необходимо остановиться и разобраться, что в этих формах достойно сохранения, а что не заслуживает внимания. Система воспитания человеческой социальности, общности, если хотите, общинности, коллективности необходима при любых формах собственности. Это подтверждает реальная ситуация, складывающаяся в стране. Общинно-коллективистский характер массового сознания россиян плохо приспосабливается к нарастанию индивидуализации жизнедеятельности и доминирования стратегии индивидуального жизненного успеха. В результате это приводит к тому, что коллектив, в отдельных случаях, заменяется "стаей", группой, бандой, сектой и тому подобное, где все равно действует групповая мораль, но уже без опоры на духовность.
Главный вопрос социокультурной политики современного общества -это вопрос о том, каков традиционный автопортрет данного общества и как он может быть реально воплощен в действительность? Как общество объясняет самое себя, каковы существенные черты его традиционной нормативно-ценностной модели? Именно на него мы и постарались ответить в своем исследовании.
165
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аленко, Вера Владимировна, 2004 год
1. Августин Блаженный. О граде Божьем. -М., 1994.
2. Авдеев В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования //Психология и педагогика. М., 1996.
3. Авдеев Д.А. Наука о душевном здоровье: основы православия и психотерапия. М., 2001.
4. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. //Новый мир, 1988, №7. С. 210-220; №9.
5. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного //Восток-Запад. М., 1988.
6. Аксаков И.С. Славянофильство и западничество 1860-1886 гг. Т. 2. -М., 1886.
7. Андреев Ю.П. Категория социальный институт//Философские науки, 1984, № 1.
8. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века//Вестник Московского Университета, сер. 7, философия, 1994, № 4.
9. Артюхович Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности, специфика формирования в современных условиях. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Ставрополь, СГТУ, 1999.
10. Архангельский A.C. Творения Отцов Церкви в Древнерусской письменности. В 4-х т. Казань, 1889-1990.
11. Батищев Г.С. Истина и безусловные ценности: к критике аксиологического антропоцентризма//Гуманистические ценности современной культуры.-М., 1988.
12. Баткин Л.М. Макиавелли: опыт и умозрение//Вопросы философии, 1977, № 12.
13. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники, ежегодник, 1984-1985.
14. Белл Д. От священного к светскому//Этическая мысль. М., 1990.
15. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовно-сти//Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
16. Бердяев Н.А. К вопросу об отношении христианства к общественно-сти//Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной эти-ки//Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
18. Бердяев Н.А. Самопознание.-М.: Мысль, 1991.
19. Бердяев Н.А. Христос и мир (ответ В.В. Розанову)//Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910.
20. Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии, № 5, 2000.
21. Бибихин В.В. Философия и религия/ТВопросы философии, 1992, №7.
22. Библия. Книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические.-М., 1988.
23. Благая весть: Антология выстаивания и преображения//Составитель Г.С. Померан. СПб.: Унив. Кн., 2000.
24. Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство "Путь к истине", 1992.
25. Бокачёв И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. М., 2000.
26. Бойко В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994.
27. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культу-ре//Человек, 1993, № 1.
28. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства челове-ка//Культура, образование, религия. Материалы "круглого стола"/Педагогика, 1995, №5.
29. Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1994.
30. Булгаков С. Тихие думы.-М., 1996.
31. Булгаков С.Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов.-М., 1911, т. 1. 303 е.; 1911, т. 2.
32. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова Думка, 1991.
33. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностных измерении//СОЦИС, 1993, № 4.
34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
35. Ветошкин А.П., Емельянова Б.В., Шумихина JI.A. Генезис русской духовности//Вопрос о философии, №5, 2000.
36. Власова В.Б. Традиции в мире духовных ценностей. М.: 1983, Деп. В ИНИОК АН СССР от 4.11.83, №14284.
37. Власова В.Б. Традиция как социально-философская катего-рия//Философские науки, №4, 1980.
38. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. «Энциклопедический словарь» Человек. М.: Гардарики, 2000.
39. Володин Э.Ф. Русский мир: очерки по общественной психологии и идеологии русского народа. М.: Воениздат, 2000.
40. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России//Социально-политический журнал, 1994, № 3-6.
41. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. //Вопросы философии, 1990, № 4.
42. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
43. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное созна-ние//Вопросы философии, 1994, № 1.
44. Гараджа В.И. Политика и религия//Наука и религия, 1991, № 5.
45. Гараджа В.И. Религия и образование/ЛСультура, образование, религия. Материалы "круглого стола"/Педагогика, 1995. № 5.
46. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анали-за//Религия и общество. М., 1994.
47. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995.
48. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.
49. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия//Этика ненасилия. М., 1991.
50. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интериоризации отечественной философии/ЛЗопросы философии, 1994, № 1.
51. Громов М.Н. -Виктор Бычков 2000 лет христианской культу-ры//Вопрос о философии, № 1, 2001.
52. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
53. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984.
54. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динами-ки//Вопрос о философии. № 10, 2000.
55. Гусейнов A.A. Этика ненасилия/УВопросы философии, 1990, № 5.
56. Джемс У. Многообразие религиозного опыта/Пер. с анг. М.: Наука, 1993.
57. Джемс У. Прагматизм. СПб., 1910. - 166 с.
58. Добреньков В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии. М.: МГУ, 1989.
59. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов XIX нач. XX вв. М., 1994.
60. Домострой: Сборник. М.: Художественная литература, 1991.
61. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
62. Дронов Михаил Протоиерей. Православная аскетика и психоанализ. Отцы, материи, дети. Православное воспитание исовре-менный мир. М; 2001.
63. Дюркгейм Э. Социология религии и теория позна-ния//Религия и общество. М., 1994. 4.1.
64. Жильсон Э. Философия и теология. М.: Гнозис, 1994.
65. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. -СПб., 1907.
66. Зеньковский В.В. Русская педагогика XX века. Париж, 1960.
67. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. 4.1. -Л., 1991.
68. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. 4.1. Париж, 1934.
69. Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994.
70. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. -М.: Православная беседа, 1992.
71. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
72. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России//В кн.: Профессор Ильин о грядущей России. Избранные статьи: Совместное издание Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джордан-вилл.
73. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи/Под ред. Н.П. Поторацкого. М.: Воениздат, 1993.
74. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
75. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: об основах духовного характера. Новосибирск: Русская архитектура, 1991.
76. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: Ленинградский университет, 1991.
77. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направление и деятели. СПб., 1914.
78. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО "Алетейя", 1994.
79. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1992.
80. Карташев А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1-2; Очерки по истории русской Церкви. М.: ТЕРРА, 1992.
81. Качоха В. Проблема общего блага современной демокра-тии//Вопросы философии, 2000, №9.
82. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России//Вопросы философии, 2000, №6.
83. Кинкулькин А.Г. Деятельность и духовный мир челове-ка//Социально-политический журнал, 1995, № 2.
84. Киселев Г.С. Современный мир и новое религиозное соз-нание//Вопросы философии, №6, 2000.
85. Ключевский В.О. Новые исследования по истории древнерусских монастырей//Православное обозрение, 1869, № 10.
86. Кожевников В.А. О значении православного подвижничества в прошлом и настоящем. СПб., 1910.
87. Козлов В.Н. Роль ценностных ориентаций в формирований духовной культуры личности. Автореферат дисс. кан. филос. наук. СПб., 1994.
88. Козлова Н. Социология повседневности: переоценка цен-ностей//ОНС, 1992, № 3.
89. Козлова 0,Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М., 1994.
90. Козлова О.Н. Духовная культура современного общест-ва//Социально-политические науки, 1991, № 10.
91. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.
92. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993.
93. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России//Вопросы философии, 2000, №2.
94. Кураев А. Традиция. Церковь, Человек//Путь, 1992, № 2.
95. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформа-ции//Вопросы философии, 2000, №6.
96. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992.
97. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм//Вопросы философии, 2001, №4.
98. Лихачев Д.С. Книга беспокойства. М., 1991.
99. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. В 3-х т. М., 1915.
100. Лопухин А.П. Христианское учение о нравственности. -СПб., 1890.
101. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
102. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
103. Лосский Н.О. Свобода воли//Избранные произведения. -М.: Правда, 1991.
104. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.
105. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
106. Льюис К. Любовь, страдание, надежда, притчи: Пер. с анг. -М.: Республика, 1992.
107. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
108. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1985.
109. Манхейм К. Христианские ценности и изменение социальной среды//ОНС, 1993, № 5.
110. Маркова Л.А. О возможности соотнесения науки и рели-гии//Вопросы философии, 1997, № 11.
111. Масарик "Россия и Европа " том III, IV. Религия и нравст-венность//Вопросы философии, 2000, №11.
112. Махортова M.B. Духовно нравственное воспитание личности на основе православной этики (соц. фил. анализ). Автореф. канд. фил. наук. - Ставрополь, 2000.
113. Мачалкина H.A. Формирование ценностных ориентаций личности студента. Диссертация к.ф.н. Барнаул, 1993.
114. Мейендорф Иоанн, протоиерей. О Византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. JL, 1974.
115. Мень А. Феномен человека//Знание сила, 1993, № 1.
116. Мень А. История религии: В 2-х кн. Кн. 1 :В поисках Пути, Истины и Жизни. М.,1998.
117. Митрополит Антоний (Храповицкий). Чтения по пастырскому богословию. Белград, 1935.
118. Миголатьев А. А. Социальн. Философ. Человек и вре-мя//Социально-гуманитарные знания, 1999, № 2.
119. Миголатьев A.A. Русская философия IXX в//Социально-гуманитарные знания, 2001, № 5.
120. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть (учение о человеке в христианской традиции и современное общество)//Человек, 1990, № 1.
121. Моисеев H.H. Мир XXI века и христианская тради-ция//Вопросы философии, 1993, № 8.
122. Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990.
123. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы//Свободная мысль, 1993, № 5.
124. Никандров А. И. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.,2000.125. Новый мир. 1989, № 2.
125. О вере и нравственности по учению православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 1991.
126. О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Со-ровского с Николаем Александровичем Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914.
127. Образование в конце XX века (материалы "круглого столам/Вопросы философии, 1992, № 9.
128. Орбели P.A. Христианская социология//СОЦИС, 1991, №12.
129. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1999.
130. Петров К.Ю. Экология человека и культура: Учебное пособие. ХИМИЗДАТ, 1999.
131. Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма (в творениях Макария Египетского). Свято-Троицкая Сергия Лавра, 1905.
132. Посошков И.Т. Завещание отеческое. СПб., 1893.
133. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
134. Протоиерей Мень А. Духовная жажда в современном ми-ре//Малая Церковь. М.: Русский мир, 1992.
135. Радугин A.A. Введение в религиоведение. М., 1996.
136. Религия, нравственность и молодежь. Методические разработки в помощь лектору выступающему в молодежной аудитории. -Пермь, 1985.
137. Религия, общество и государство. Материалы конференции 22 октября 1991 г. М., 1991.
138. Риккерт Г. О системе ценностей//ЛОГОС, 1914, вып. 1, Т. 1.
139. Рождественский Ю.В. Религия и мораль/Культура, образование, религия (материалы "круглого стола")//Педагогика,1995,№5.
140. Розанов В.В. Теория исторического прогресса и упад-ка//Русский вестник, 1892, Т. 2, № 219.
141. Русский инок. Февраль, 1912.
142. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. -Самара, 1998.
143. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.
144. Смирнов С.И. Духовный отец в древней Восточной Церкви (история духовничества на Востоке). Сергиев Посад, 1906.
145. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982.
146. Соловьев B.C. О духовной власти в России//0 возрождении русской Церкви. Вышний Волочок, 1905.
147. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1988.
148. Соловьев B.C. Россия и вселенская Церковь. М., 1911.
149. Соловьев B.C. Собр. соч. в 10 т. 2-е изд. Т.8. СПб.', 19111914.
150. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.
151. Творения. Сергиев Посад, 1912.
152. Толкование на Евангелие Иоанна. Сергиев Посад, 1912. 4.15.
153. Толкование на Послание Святого апостола Павла к Ефеся-нам, беседа 2, 1. В кн.: Творения. Т.П. Сергиев Посад, 1912.
154. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе: Умозрения в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. -М., 1991.
155. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960.
156. Устав об управлении русской Православной Церкви. М., 1989.
157. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11-ти томах, Т.2. М., 1948.
158. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.
159. Федотов Г.П. Социальное значение христианст-ва//Философские науки, 1991, № 3.
160. Федотов Г.П. Социальное значение христианст-ва//Философские науки, 1991, № 3.
161. Феофан (Говоров Г.В.), епископ. Путь к спасению (краткий очерк аскетики). Начертания христианского нравоучения. М., 1899.
162. Феофан (Говоров Г.В.), епископ. Четыре слова о молитве. -М., 1904.
163. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. М., 1882.
164. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе, духовных ценностей современной российской интеллигенции//Кентавр, 1993, №> 5.
165. Философский словарь. М., 1988.
166. Философский словарь. Новейший философский словарь. -Минск 1999.
167. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
168. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1980.
169. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.
170. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
171. Франк C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
172. Франк С.Л. Религия и науки//Малая Церковь. М.: Русский мир, 1992.
173. Франк С.Л. Философия религии У. Джемса//Русская мысль, 1910.
174. Франк С.Л. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
175. Хомяков A.C. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского//Философские науки, 1991, № 11.
176. Хомяков A.C. Разговор в Подмосковной. Полное собр. соч. М., 1900.
177. Хорунжий С.С. Путем зерна: Русская религиозная философия сегодня//Вопросы философии, 1999, № 9.
178. Хорунжий С. София-космос-материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова//Вопросы философии, 1989, № 12.
179. Хорунжий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991.
180. Шевырногова Л.А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Красноярск, 1983.
181. Шеррер Ю. В поисках христианского социализма в России/Вопросы философии, 2000, №12.
182. Экономцев И.Н. Роль Церкви в нравственном воспитании в государственной школе. Культура, образование, религия (Материалы "круглого стола")//Педагогика, 1995, № 5.
183. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/Пер. с англ. -М., 1996.
184. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М„ 1978.
185. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
186. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.
187. Ядов В.А. Социология в современной России//Социология, 1996, № 12.
188. Яковлев А.И. Эффективность идеологической работы. -М.: Политиздат, 1984.
189. Янг С. Система управления организацией. М., 1972.
190. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность Рос-сии//Социс., 1995, № 8.
191. Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.
192. Ярская В.Н. Научное предвидение. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1980.
193. Aberstein Z. The Foundations of Religious. L., 1995.
194. Hartz L. The Liberal Tradition America. N.-Y., 1955.
195. Manning O. Liberalism. L., 1976.
196. Parkin F. Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. -L., 1979.
197. Parsons T. The Social System. N.-Y.,1951.
198. Spencer H. The Principles of Sociology. L., 1904.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.