Традиции религиозной духовности в русской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Волкова, Ирина Васильевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 137
Оглавление диссертации кандидат философских наук Волкова, Ирина Васильевна
Введение
Глава I. Социокультурные основания православной традиции в России
1.1. Язычество как духовная традиция Древней Руси
1.2. Особенности православия в России
1.3. Диалог религиозной и светской форм духовности в российском обществе
Глава II. Социальный субъект православной традиции
2.1. Православие как интегратор российского социума
2.2. Личность и православная вера 95 ^ Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русская Православная Церковь: проблемы социального функционирования2010 год, кандидат философских наук Махоткина, Наталия Ивановна
Православный монастырь в социальном и историческом контексте духовной культуры России2003 год, кандидат философских наук Чадаева, Светлана Владимировна
Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович
Особенности русской духовности в XX веке: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Анисимова, Ольга Георгиевна
Диалектика язычества и православия в структуре русского менталитета2001 год, кандидат философских наук Горбунова, Мария Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции религиозной духовности в русской культуре»
Актуальность исследования.
Кризисная ситуация в российском социуме все настоятельнее требует формирования новой общенациональной системы духовных ориентиров, способной интегрировать различные народности и этносы России, обеспечить их: национальное согласие и единство, гармонизировать межнациональные отношения, устранить конфликты. Россия - полиэтническая и многоконфессиональная страна с большим количеством культурных и культовых традиций. Этнический фактор, наряду с другими, предопределяет сложную, синкретическую структуру русской культуры с многообразием составляющих ее идеалов, нравственных ценностей, типов поведения. Поэтому особую значимость приобретают дискуссии вокруг наднационального общественного идеала, вопроса соотношения традиции и современности. В современной социально-философской науке нет однозначного решения этой проблемы. Одни исследователи1 предлагают искусственно сконструировать систему ценностей (единую государственную идеологию по типу советской), другие2 считают, что идеалы и ценности российского народа должны быть нейтральными в классово-идеологическом, этническом и конфессиональном отношении.
В общественных науках и в массовом сознании широко распространено представление о традиционных религиозных ценностях как о гаранте определенности и стабильности дальнейшего развития российского общества; Религиозная традиция рассматривается не только как механизм закрепления и трансляции конкретных религиозно-конфессиональных ценностей, но и как
1 См.: Артемов И. Россия: Империя или цивилизация// Неизбежность империи. М., 1996. С. 115.
См.: Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация // Альманах центра общественных наук. М., 1997. №3. С. 39. способ сохранения национальной самобытности, социального самовыражения и самоутверждения, как. неотъемлемый; и обязательный компонент «русскости», способный защитить духовное пространство России от амбивалентного воздействия процессов американизации, вестернизации и глобализации.
Бесспорно, система духовных ценностей российского социума не ограничивается православной традицией: Но православие является базовым компонентом' русской духовности, благодаря; которому синтез культур различных этносов и народностей России» смог выйти на универсальный мировой уровень. Поэтому государство пытается сегодня в качестве интегратора российского общества в. духовной? сфере выдвинуть Русскую Православную Церковь. Может ли православие выступить в роли консолидирующей основы современного российского социума? Эта проблема волнует многих россиян, особенно ту часть населения, которая придерживается иных религиозных ценностей. В данной работе предпринимается попытка выявления особенностей православной духовности, ее места в русской» культуре, специфических черт и структуры.
Необходимость исследования религиозных традиций? диктуется ■ сложностью и противоречивостью духовной основы российского общества. В России, наряду с традиционной православной культурой, существуют и другие религиозные конфессии, деятельность которых активизировалась в последнее время в связи; с попыткой придать православию статус государственной религии. В" духовной? сфере российского социума продолжают развиваться и атеистические воззрения, являющиеся не менее динамичной формой социального наследования. Комплексный характер русской! духовности; и; ее многосторонние проявления объясняются; сложным процессом становления российской цивилизации, переплетением исторических времен, этносов, социальных общностей. Представляется, что для перехода России на новый качественный- уровень необходимо переосмыслить религиозные традиции прошлого в современном социокультурном контексте с целью определения новых возможностей' в духовном развитии общества. Общественный идеал, базирующийся на традиционных ценностях русской культуры, мог бы способствовать выживанию России в конкурентной борьбе: на мировой арене, подсказал бы формы и способы ее сохранения как самобытного национального типа;
Актуальность проблемы религиозной традиции обусловлена: распространением в России большого количества нетрадиционных религиозных культов, привносящих деструктивные элементы в духовную сферу нашего общества (Церковь унификации или Церковь Муна, АУМ Сенрике, Свидетели Иеговы и др.) В многоликом духовном пространстве современной России традиционные религиозные ценности могут выступать как способ самозащиты российского общества от дестабилизирующих и противоборствующих сил. Нравственная компонента религиозной традиции русского народа, выработанная и закрепленная веками, истории, не была разрушена в? период атеизма. Она всего лишь трансформировались в другие формы. Исследование религиозных ценностей как феномена социокультурного наследия позволяет по-новому взглянуть на природу национального самосознания, а осмысление исторически сложившихся устоев жизни и общественных взаимосвязей способно помочь в решении актуальных проблем. современности, таких как преодоление бездуховности и безнравственности.
Современные обстоятельства требуют нового осмысления проблемы религиозных традиций, переоценки роли языческого компонента в русской духовности и базовых ценностей православия, определивших важнейшие духовные ориентации русского народа.
Состояние научной разработанности проблемы.
Область исследования русской духовности, как национального феномена остается- дискуссионной. Современные научные подходы существенно обновляют категориальный аппарат и методологический инструментарий социально-философского исследования. Так, в социальной философии сформировались три основные программы изучения традиции: культурно-историческая (традиция как самобытность), эволюционистская (традиция как устойчивая форма коллективного сознания) и, функционалистская (традиция как определенная модель социального взаимодействия). Культурно-историческая программа сформулирована в трудах П.Сорокина, Э.Шилза; ее поддерживают И.В.Суханов, А.К.Уледов; эволюционистская получила развитие в работах Г.Спенсера, Дж.Фрезера, отечественных ученых: Э.С.Маркаряна, К.В. Чистова; основы, функционалистского подхода изложены в трудах Э.Дюркгейма и М.Вебера, КЛеви-Стросса и др. Эти различные трактовки традиций создают дополнительные трудности в исследовании религиозных традиций? русской духовности: В отечественной философии данные вопросы поднимались и осмысливались А.С.Хомяковым, Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, В.С.Соловьевым, СЛ.Франком и другими философами в контексте рассуждении о сущности и особенностях русской культуры, об исторических перспективах Русского государства, о ценности традиции прошлого в решении проблем настоящего и прогнозировании будущего. Характерно; что феномен религиозной традиции рассматривался вне конфессиональной; принадлежности, был символом «всеединства» веры,. духовности, социального бытия. Можно утверждать, что русские философы рубежа XIX - XX вв. выстроили концепцию о всеобщей религиозной традиции, непосредственно связанной с духовным миром: человека и определяющей смысл его существования.
В философской и социологической литературе советского периода традиции оценивались с позиций* марксистско-ленинской идеологии, как патриархальные пережитки, которые необходимо преодолеть в науке, искусстве, культуре. «Традиционализм» рассматривался как преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере. Но для 60-х годов XX в. характерно переосмысление понятия «традиция» с выделением ценностной значимости этой категории. Так, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов3 начали соотносить закономерности общественных отношений с привычками, правилами поведения, нормами морали, ценностными установками. Однако до 1980-х годов многие исследователи не различали понятия «традиция» - «обряд» -«обычай».
В последние десятилетия XX века отечественные мыслители стали, более глубоко исследовать феномен традиции как непрерывно развивающийся, действующий i во всех сферах общественной жизни. Традиция осмысливается как внутренняя связь человечества со своим прошлым, преодоление исторического разрыва с прошлым. Армянские ученые Э.С.Маркарян, Э.Г.Абрамян4 вывели толкование традиций на новый уровень. Культурная традиция < ими рассматривалась в качестве универсального стабилизирующего средства со своими, механизмами самоорганизации, служащим для передачи социокультурного опыта людей в определенных стереотипизированных формах (обряды, обычаи, ритуалы и т.д.). Э.С. Маркарян выделяет критерии, позволяющие классифицировать культурно-исторические традиции: 1) длительность существования традиций, 2) жесткость или лабильность стереотипизации опыта, 3) субъекта-носителя традиции, 4) средства передачи и аккумуляции опыта5.
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни, переживаемые российским социумом в 1990-е годы,, обусловили повышенный интерес к религиозной традиции, которая стала, рассматриваться как элемент системы функционирования социума, носитель высокой духовности и гарантия социальной устойчивости; как способ национального самосохранения. Методологическую ценность имеют исследования Г.М.Пурынычевой вопроса о соотношении традиции и новации в русской духовности; Л.П.Буевой,
3 См.: Сарсенбаев H.C. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколения. М., 1976.
4 См.: Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.
5 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 172. выделяющей светскую и религиозную традиции* в русской? духовности; результаты; компаративистского анализа русской и испанской национальных традиций, проведенного Л .ЕЛковлевой 6.
Для современной; науки1 сохраняют значение сочинения российских религиозных философов- Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова; И.А.Ильина, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского, С.Л.Франка,, П.А.Флоренского: современных религиозных философов А.Кураева, А.Меня, М.Н. Бессонова; исследования зарубежных философов по проблемам: психологии религии; К исследованию) истории русской s церкви, православной культуры обращались П.Н.Милюков, Н.М.Никольский и др.
При подготовке диссертационного исследования автор опирался на древние культурно-исторические источники. Одним из первых русских мыслителей, соединивших в единую концепцию; национальные и религиозные традиции Руси был митрополит Илларион. В древнерусском памятнике «Слово о законе ш благодати», принадлежащем Иллариону, прославляется: Русь и; оформляется идея будущей Великой России.
Нестор в «Повести временных лет» изложил идеи защиты Родины, идеи русского единства и» русской государственности, которые со временем воплотились в теорию «Москва - третий Рим». В концепции «Москва - третий Рим» получили продолжение политические традиции: отстаивание абсолютной монархии через сохранение религиозных традиций;
Идею» единства национального и религиозного элементов в; русской духовности- развивали славянофилы. Д.А.Хомяков7 в работе «Православие. Самодержавие. Народность» дает, интерпретацию данного; девиза, разбирая* каждый принцип; в отдельности; и подводит к мысли, что православное
6 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Вопросы философии. 1996. №21 С.3-9; Пурынычева Г.М: Истоки и сущность русской духовности. Дисс. д-ра филос.наук. М;, 1999; Яковлева Л.Е. Испанская философская традиция в XX веке: социокультурный анализ. М., 2003;
7 См.: Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997. понимание государственной формы есть только материальная оболочка, за которой скрывается наиболее важная задача государства - сохранение самобытной культуры русского народа.
Особенностью осмысления религиозной традиции русскими религиозными философами XIX - нач.ХХ вв. является рассмотрение этой проблемы через призму сохранения национальной самобытности, самостоятельности России.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к православной традиции со стороны широкого круга философов, публицистов, писателей, политиков. В условиях, когда марксистская идеология перестала быть приоритетной в современном российском обществе, началось активное возрождение религиозных традиций как. наиболее подходящих для выхода российского социума из духовно-нравственного кризиса, для сохранения национальной независимости нашей страны. Распространена точка зрения, что без православия нет русской нации, культуры и государственности /публицисты Mi Антонов, Л.Бородин, философы А.Гулыга, И.Шафаревич, политические деятели В.Аксючиц, В.Новодворская и др./.
Междисциплинарный характер проблемы потребовал обращения к трудам историков. Так, значительный вклад внес в осмысление русской духовности Б.А.Рыбаков, реанимировав язычество славянского народа. Л.Фейербах, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Маркс, В.С.Соловьев и др. пытались понять суть феномена религии и определить место религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире.
Анализ: литературы показал, что степень изученности традиции религиозной духовности в русской культуре недостаточна. На;наш взгляд, это связано с тем, что чаще всего религиозная традиция русского народа отождествляется только с православными ценностями, без учета языческого компонента и элементов светской культуры, которые бытийствуют в русской религиозной духовности; Другая причина заключается в одностороннем представлении данного феномена: приоритетной для авторов является либо материалистическая позиция, либо богословская. Необходимость всестороннего анализа феномена религиозной традиции с учетом различных подходов к проблемам духовного развития человека, религиозной духовности в отечественной философии диктуется требованиями модернизации современного социального познания.
Целью работы является общетеоретическая разработка проблемы религиозной традиции в ее социокультурной обусловленности (на материалах православной истории), исследование сущности и динамики традиции религиозной духовности российского народа и ее влияния на духовно-нравственное возрождение России.
Для реализации поставленной цели автор выделяет задачи: -проанализировать современное состояние социально-философского познания по проблеме религиозной традиции; дифференцировать существующие точки зрения и выработать свое понимание данного феномена;
-реконструировать языческий и православный компоненты в русской религиозной традиции, структуру и специфику светской и религиозной моделей духовности, их динамику и роль в духовно-нравственной жизни российского общества;
-обосновать интегрирующую роль православных традиций (святости, державности, соборности) в становлении российской государственности и базовых черт русского менталитета;
-выявить гармонизирующие возможности православия в формировании духовного мира личности и общества на путях их нравственного самосовершенствования.
Методологическая и источниковая база исследования.
Исходным, методологическим основанием в данном исследовании являются философский материализм, материалистическое понимание истории, принципы диалектики, раскрывающие возможности толкования традиции религиозной духовности, единства и многообразия его проявлений в историческом процессе. Вместе с тем, современный этап истории диктует необходимость использования и других подходов к исследованию проблем духовного развития: феноменологического, культурологического, системного, гуманитарного. Междисциплинарный комплексный; подход к проблеме определяется мировоззренческой ориентацией автора диссертации и предметом исследования, который не может быть исчерпан в рамках одной методологической; парадигмы. Применялись, формально-содержательный и системно-структурный; подходы, функциональный и сравнительно-исторический методы, элементы компаративистики и метод реконструкции.
Автор использует широкий круг источников и литературы, принадлежащих к классической мировой и отечественной философии, труды современных философов, социологов, теологов, историков, относящихся к различным научным; школам и направлениям, произведения различной мировоззренческой ориентации; сопоставляет светский и религиозный способы. осмысления духовности.
Источником^ для написания диссертационной работы послужила богословско-религиозная литература: Библия - Священная книга христиан и памятник мировой- культуры; православный молитвослов; и псалтырь; памятники культуры Древней Руси - «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора; жития святых; народный эпос. Данная литература позволили автору выявить языческий компонент в христианской культуре, исследовать процесс эволюции национального самосознания русского народа.
Значительное влияние на формирование познавательной и мировоззренческой позиции автора оказали труды русских философов христианско-православной ориентации: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, СЛ.Франка и др.
Эмпирической базой исследования феноменов религиозной духовности послужили и социологические опросы, проведенные в ходе экспедиционной научно-исследовательской работы в Оршанском, Новоторъяльском, Сернурском, Куженерском районах Республики Марий» Эл. Полученные результаты позволили определить ценностно-мировоззренческий уровень марийского народа, его духовные приоритеты.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозные: традиции в русской духовности представляют собой культурный субстрат российского общества; путем передачи от поколения к поколению они обеспечивают сохранение социального опыта в процессе эволюции этносов.
2. Языческие традиции в русской религиозной духовности, вытесненные в сферу «бессознательного» духовного опыта народа, органически соединяются с элементами восточного христианства и светской духовности, порождая самобытное национальное явление - русское православие.
3. Светская форма духовности, обусловленная наличием в русской культуре православной традиции и ориентированная! на нравственные ценности, имеет религиозные истоки.
4. Православие как духовная традиция российского общества влияет на формирование ценностно-смысловой структуры личности.
Конкретные результаты исследования и их новизна:
1. Проанализировано современное состояние социально-философского познания по проблеме религиозной традиции, проведена дифференциация различных подходов.
2. Реконструированы и обоснованы языческие и православные традиции в русской религиозной духовности.
3. Рассмотрено влияние православия на становление российской государственности; выделены консолидирующие Россию идеи: святости; державности, соборности.
4. Показана роль православия в гармонизации духовного мира личности и общества.
Научно-практическая значимость исследования.
Концептуальные положения диссертационной работы, создают предпосылки к объективному анализу роли религиозной традиций в духовной культуре российского общества, находящегося; в состоянии поиска новой системы ценностей, способной интегрировать социум. Диссертант изложил свое понимание этих проблем. Научные; результаты имеют практическое значение в осмыслении дискуссионных проблем гуманитарного знания: социальной философии, истории, культурологии, религиоведения; Их можно использовать в вузовских курсах философии: «Культура как предмет социально-философского анализа», «Проблема человека в философии», «Познание как предмет философского анализа» - соотношение веры и знания, истории философии, этики, религиоведения.
Основные положения исследования могут быть использованы при разработке спецкурса «Религии в современном мире», концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в рамках программы развития воспитания в системе образования республики Марий Эл.
Апробация работы
Основные идеи диссертации отражены в выступлениях автора на конференциях: «Христианское просвещение и русская культура» (Йошкар-Ола, 2002), «Природные и культурные ландшафты: проблемы экологии и-устойчивого развития» (Псков, 2002), на секционном заседании III международного финно-угорского конгресса, (Йошкар-Ола, 2003), на научной конференции профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и сотрудников МарГТУ по итогам НИР за 2002 г., 2003 г. (Йошкар-Ола, МарГТУ, 2002, 2003), «Духовность и нравственность в современном образовательном процессе» (Йошкар-Ола, 2003), на заседании круглого стола регионального отделения философского общества (Йошкар-Ола, 2004), «60 лет Великой победы» (Йошкар-Ола, 2004).
Апробация идей диссертации осуществлялась в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в ГУПУ №21, при чтении лекции по курсу философия в МарГТУ (2002 - 2004), при разработке и чтении спецкурса «Религии в современном мире».
По результатам исследования диссертации опубликованы 7 статей и тезисов.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка (200 наименований). Общий объем работы составляет!37 машинописных листов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феномен соборности и его роль в социокультурном развитии российского общества2009 год, кандидат философских наук Киреев, Владимир Константинович
Этническая и социокультурная самобытность русского православия2005 год, кандидат философских наук Николаева, Оксана Владимировна
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.2009 год, кандидат педагогических наук Бирючинская, Татьяна Александровна
Социальная концепция православия в жизни современной России2009 год, кандидат философских наук Денисенко, Мария Юрьевна
Православие как фактор современных российских трансформаций2009 год, кандидат философских наук Свистухина, Анастасия Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Волкова, Ирина Васильевна
Заключение
На рубеже XX-XXL вв. российское общество вновь оказалось перед историческим выбором пути развития, перед необходимостью сохранения национальной самобытности страны, формирования на основе традиционных ценностей новой системы взглядов и идеалов. В' этих условия обострился интерес к проблеме традиции. Традицию начали рассматривать как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия, в качестве предпосылки и конституирующего начала формирования идентичности человека, группы или целого общества. Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, анализ литературы показал, что существующие наработки по проблеме традиции религиозной духовности не являются достаточными.
Используя различные методы философского познания, диссертант реконструирует языческий компонент в русской религиозной традиции, раскрывает особенности православной духовности и ее базовые ценности, определившие духовные ориентации русского народа:
Религиозные традиции в русской духовности представлены как культурный субстрат российского общества; как способ сохранения (путем передачи от поколения к поколению) социального опыта при переходе этносов из одного состояния в другое;
В; русской религиозной духовности автор выделяет языческие и православные традиции.
Языческие традиции начинают складываться в эпоху родоплеменных отношений; Основными предпосылками возникновения5 язычества являются природно-климатические и социально-экономические условия. Языческая культура предполагает внедрение человека в мир природы, способствует гармонизации отношений в системе «человек-природа». G принятием христианства на Руси языческие традиции не исчезают, они вытесняются в бессознательную» сферу духовного опыта народа. Языческая вера оказывает влияние на; сознание и современных людей, актуализируясь в самых неожиданных проявлениях в духовном пространстве России (феномен новых религий неоязыческого происхождения).
Установлено, что трансформация феномена языческой религиозной традиции обусловлена изменениями; в идеологической, ценностно-коммуникативной и личностно-психологической сферах жизнедеятельности общества. Автор считает, что интенсивное возрождение языческих традиций в регионах (например, в Республике Марий; Эл) связано с развитием национального самосознания; малых народов, стремлением сохранить свою национальную культуру.
Языческие традиции, органически соединившись с элементами восточного христианства и светской духовности, породили самобытное национальное явление - русское православие. Языческий компонент в русской духовности прослеживается в иконографии, архитектуре, фольклоре, в народных праздниках, в менталитете русского народа.
Традиции русского православия проявляются в; идеях соборности, святости, почитании божественного Материнства, культовом эстетизме (иконопись) и. в, таких душевных качествах русского человека; как терпение, смирение, аскетизм, отсутствие прагматизма, внутренняя сосредоточенность. Все это способствовало формированию повышенной духовности русского народа, склонности к философско-религиозному осмыслению жизни.
В феномене русской духовности изначально оказались >переплетены вера и знание, рассудок и.набожность. Взаимосвязь светской и религиозной формы, духовности объясняется наличием в русской культуре единого универсального духовно-нравственного начала, сложившегося под влиянием ценностей православных, традиции, унаследованных от Византии; В ; результате анализа выделены два основных подхода к пониманию светской формы духовности.
В западной философской мысли доминировал рационалистический подход, согласно которому духовное отождествлялось с сознанием, мышлением, психикой и редуцировалось либо в интеллектуально-мыслительную, либо в чувственно-эмоциональную деятельность человека.
Для русской философии конца XIX - нач. XX вв. характерен аксиологический подход к рассматриваемой проблеме, согласно которому, духовное раскрывается через самосовершенствование внутреннего мира человека, неотделимого от нравственных ценностей: истины, добра, красоты.
Рассматривается роль православия в становлении российской: государственности. Древнерусское государство (IX -X вв.) с момента возникновения формировалось как государство имперское, основанное на традициях святости, державности, соборности. Выявлены консолидирующие Россию идеи: «Святой Руси», «Москва — Третий Рим».
Святость как высший нравственный идеал поведения, особая жизненная позиция; для которой характерны жертвенность, упование на ценности иного, нематериального, мира, определяет такие качества русского человека как терпение, смирение, аскетизм.
Державная традиция как комплекс представлении об Отечестве, Родине, включает в себя принцип сакральности, праведности и нравственной ответственности верховной власти, представление о приоритете общегосударственных интересов над личными; идею единства русской земли; идеологему «Москва - Третий Рим», формировавшую представление об особой миссии Российского государства.
Традиции; соборности изначально- были предопределены, природно-климатическими и социально-экономическими факторами. Суровые природные климатические условия не благоприятствовали занятию земледелием (основной вид деятельности восточных славян) и явились основной, причиной объединения, людей в общины для совместного ведения хозяйства. Община являлась не только хозяйственным институтом, она представляла собой еще и духовное объединение, основанное на общности интересов, связанных с трудом на земле, ш воспитывала; в русском человеке коллективные начала. Православная идея соборности, означавшая гармоничное сочетание свободы личности и общественных интересов, способствовала; дальнейшему закреплению общинных качеств русского человека: стремления к солидарности и взаимопомощи, гармоничному сосуществованию с другими людьми. Эти традиции могут найти свое воплощение в основных принципах российского общенационального идеала, таких как братство народов России, величие русской истории и творческого будущего, рост национального самосознания.
Традиции религиозной духовности образуют особое духовное пространство, в рамках которого формируется индивидуальная духовность человека. Выявлена роль православия в становлении индивидуального смысла* веры. Вера - это сложный, феномен, который имеет неоднозначную интерпретацию. В результате анализа выделены три подхода к пониманию веры: светский, религиозный и философский;
Светский подход к вере распространен в научных кругах и в обыденной жизни. Светское понимание веры основывается на; убежденности человека в истинности тех или иных научных, социальных идей, а в обыденной практике воспринимается как душевный акт.
Основанием религиозной веры является абсолютная любовь человека к Богу как воплощению» высшего разума, добродетели, справедливости и милосердия:
Эти разновидности веры пытается объединить философская вера, которая существует лишь в союзе со знанием. Русские- религиозные философы (С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Л.Франк) г обосновывают жизнеутверждающий характер веры, понимая ее как основную способность души человека, благодаря которой, все явления жизни переживаются как важные и неважные, радостные и тягостные.
Структура индивидуального смысла веры, в контексте русской религиозной философии может быть представлена как взаимоотношение человека с тремя духовными сущностями: Я, Софией?, и Богом. В поисках индивидуальной веры человек пытается гармонизировать свой духовный мир, а значит преодолеть противоречия во взаимоотношениях между этими тремя духовными сущностями, которые в светском варианте можно представить как отношение человека к самому себе (любовь к себе, но не эгоистическая), к другим-людям (любовь к людям), к природе, космосу, объединяющему все многообразие мира в единое целое (любовь к природе).
Установлено, что вера может рассматриваться не только как центральное мировоззренческое понятие, но и как психологическая установка, способствующая (в: филогенетическом плане) накоплению опыта самоорганизации, саморегуляции. Вера - это своеобразный индивидуальный духовный стержень. Потеря: веры может явиться причиной возникновения духовной опустошенности, как правило, в массовом масштабе, порождающая такой социальный порок как безнравственность.
В результате проведенного анализа выявлена роль православия как источника социокультурной! интеграции российского общества в организации; специфического образа жизни, политического уклада, морали, философии, науки и т.д. в, духовном пространстве России. Для русской истории православие, безусловно, является важным фактором, созидающим национальное чувство, национальную самобытность. Только в условиях полиэтнической и многоконфессиональной России ? православие вряд ли: будет единственной составляющей нового общенационального идеала, так как в государстве активно действуют и многие другие конфессии, которые не следует считать религиями второго сорта. Но в любом случае эта идея, на наш взгляд, г должна быть духовно-нравственной; базирующейся на традициях русской духовности: соборности, патриотизме, нравственной ответственности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Волкова, Ирина Васильевна, 2004 год
1.Абрамян, Э.Г. У истоков культурной традиции/ Э.Г.Абрамян.- Ташкент: Фан, 1988.-125 с.
2. Аванесова, Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь/ Г.А.Аванесова // Вестник МГУ. Философия.-1998. -№4.- С.3-17.
3. Алексеев, А.П. Проблемы динамики русского религиозного сознания/
4. A.П.Алексеев, Г.М.Пурынычева// Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы. Межвузовский сборник. Выпуск 1. Йошкар-Ола-Москва: Марийский государственныцтехнический университет, 2001. С.87-101.
5. Анисимова, О.Г. Особенности русской духовности в XX веке: социально-философский анализ. Автореферат / О.Г.Анисимова.- Чебоксары, 2004.-23 с.
6. Антоненко, Т.А. Религиозные нормы как регулятор общественных отношений: Текст лекции/Т.А.Антоненко. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.-15 с.
7. Арабаджян, А.З. Истоки духовности: Религия и атеизм/ А.З.Арабаджян. -М;: Наука, 1993.-110 с.
8. Артемов, И. Россия: Империя или цивилизация // Неизбежность империи./ И.Артемов.- М.,1996.
9. Атеистический словарь. М.: Издательство политической литературы, 1984.-511 с.
10. Баруллин, B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя/
11. B.С.Баруллин.- СПб.: Алетейя,2000.- 431 с.
12. Ю.Баруллин, В.С.Социальная философия. 4.1. Учебник/ В.С.Баруллин.-М.: Изд-во МГУ, 1993.- 336 с.
13. П.Безансон, А. Советское настоящее и русское прошлое. Сб. статей/А.Безансон.- М.:МИК, 1998. 334 с.
14. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России/ Н.А.Бердяев.- М.: «Сварог и К», 1997.541 с.
15. Бердяев, Н.А. Судьба России/ Н.А. Бердяев.- М.: Философское общество СССР, 1990.- 240 с.
16. Бердяев, Н.А. Смысл творчества/ Н.А.Бердяев.- М.: Аст, 2002.- 679 с.
17. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность/ Н.А.Бердяев.- М.: Канон + ОИ «Реабилитация», 1999.- 463 с.
18. Бердяев Н.А. Философия свободного духа/ Н.А.Бердяев.- М.: Республика, 1994.-480 с.
19. П.Бессонов, Б.Н. Судьба России/ Б.Н.Бессонов.- М.: Луч, 1993.- 252 с.
20. Бессонов, Б.Н. Православие в наши дни/ Б.Н.Бессовнов.-М.: ИПЛ, 1990.-303 с.
21. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Минск: Пикорп, 1996.- 292 с.
22. Билаонова, М.Ю. Роль национальной традиции в формировании общественного; идеала/ М.Ю.Билаонова,. Г.М.Пурынычева// Исторический процесс. Истоки, перипетии, перспективы.- Йошкар-Ола — Москва: МГУ им. М.В.Ломоносова, МарГТУ, 2003.- С. 11-33.
23. Боков,, Х.Х. Российская идея и национальная идеология народов России/Х.Х. Боков, С.В.Алексеев.- М.: Профиздат, 1996.- 96 с.
24. Борунков, Ю.Ф. Особенности религиозного сознания/ Ю.Ф. Борунков. М.: Знание, 1972.- 48 с.
25. Брянчанинов, И. О невозможности спасения иноверцев и еретиков/ И.О.Брянчанинов.- Спб.: Правда, 1999.- 29с.
26. Бубер, М. Два образа веры: Пер. с нем./М. Бубер.- М.: Республика, 1995.- 464 с.
27. Буева, Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность (круглый стол)/Л.П.Буева, В.П.Зинченко, А.Вознесенский, В.И.Гараджа,
28. И.Н.Экономцев, В.И.Шердаков, В. А. Лекторский, В.М.Неменский, Е.Г.Яковлев// Вопросы философии.- 1996.- №2.- С.3-40.
29. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения/ С.Н.Булгаков. М.: Республика, 1994.- 415 с.
30. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви/ С.Н.Булгаков.- М.: Тера, 1991.- 416 с.
31. Вагнер, Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX нач. XX вв;/ Г.К.Вагнер.- М.: Искусство: Рос.фонд культуры, 1993.- 175 с.
32. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К.Вагнер, Т.Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1993.- 255 с.
33. Вайнгартнер, П. Сходство и различие между научной и религиозной верой/ П;Вайнгартнер// Вопросы философии.- 1996.- №5. -С. 90-109.
34. Введение христианства на Руси/ин-т философии АН СССР.- М.: Мысль, 1987.- 302 с.
35. Вехи: интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910.М.: Молодая гвардия, 1991.- 462 с.
36. Выготский, Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский.Т.1. М.: Педагогика, 1982.- 488 с.
37. Гачев, Г. Национальные образы мира/ Г.Гачев.- М.: Академия, 1998.432 с.
38. Гегель, Г.В. Философия духа. Сочинения. Т.З./ Г.В. Гегель; Пер. с нем. Б.А. Фохта.- М., 1956. 371 с.
39. Государственные символы и награды Российской Федерации/Авт. и состав. Ю.Л.Кушер. М.: Книжная палата, 1999.- 272 с.
40. Государственные символы РМЭ. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1998.
41. Гудзий, Н.К. История древней русской литературы/ Н.К.Гудзий. М.: Просвещение, 1966.- 543 с.
42. Гумилев, JI.H. Древняя Русь и великая степь/ Л.Н.Гумилев.- М;: Мысль, 1989.- 764 с.
43. Гумилев, Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия/ Л.Н.Гумилев.- Баку: Азернешр, 1990.- 312 с.
44. Гусев, В.А. Д.А.Хомяков: интерпретация девиза «Православие. Самодержавие. Народность»/ В.А.Гусев// Социально-политический журнал.-1992.- №10.- С.82-89.
45. Диво дивное: Русские народные сказки. М.: Современник, 1988. -459 с.
46. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.)/ И.Н.Данилевский. - М.: Аспект пресс, 1998. - 399 с.
47. Джеймс, У. Воля к вере./ У.Джеймс. М.: Республика, 1997.- 431с.
48. Домников, С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество/ С.Д: Домников.- М;: Алетейа, 2002.- 672 с.
49. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы/ Ф.М.Достоевский. М.: Эксмо, 2002.- 800 с.
50. Ермаков, И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах/ И.А.Ермаков.- М.: Сервис, 2001. 508 с.
51. Ермаков, В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания/ В.М.Ермаков.-Чебоксары: Волго-Вят. Регион. Центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. 160 с.
52. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X -XX вв.- М.: Московский рабочий, 1992.- 333 с.
53. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов). Православие. Армия. Держава/ Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Н.А.Булгаков, А.А. Яковлев-Козырев.- М.: Русский Вестник, 1993. 110 с.
54. Ильин, И.А. Родина. Русская философия. Православная культура/ И.А.Ильин.- М.,1992.- 159 с.
55. Ильин, И. А. О грядущей России. Избранные статьи/ И.А.Ильин.-Нью-Йорк: Совместное издание Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс,1991.- 367с.
56. Ильин, И.А. Одинокий художник/ И.А.Ильин.- М.: Искусство, 1993.347с.
57. Ильин, И.А. Собр. Сочинений в 10 т. Т. 1./И.А.Ильин.- М.: Русская книга, 1993.- 400 с.
58. Ипатов, А.Н. Православие и русская культура/ А.Н.Ипатов.- М.: Сов. Россия, 1985.- 128 с.
59. Исмуков, Н.А. «Абстрактное и конкретное» в диалектике категорий единичного и общего/ Н.А.Исмуков// Потребительская кооперация -социально-ориентированная система. Чебоксары: Чебоксар, кооп. ин-т МУПК, 1997.-С. 22-23.
60. История русского искусства. Т. 1. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953.- 578 с.
61. Каждан, А.П. Возникновение и сущность православия/ А.П.Каждан.-М.: Знание, 1968.-48 с.
62. Календарные праздники и обряды марийцев// Этнографическое наследие. Вып. 1: Сб. материалов,- Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.- 286 с.
63. Калиев, Ю.А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного восприятия/ Ю.А. Калиев. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2003.- 216 с.
64. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви/ А.В.Карташев.-М.: Терра,1993. 686 с.
65. Керлот, Х.Э. Словарь символов/ Х.Э.Керлот. М.: REFL book,1994.602 с.
66. Кириллов, В.К. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности / В.К.Кириллов. Чебоксары: Из-во Чуваш. Ун-та, 1994. 268 с.
67. Клибанов, А.И. Религиозное сектанство в пропшом и настоящем/ А.И.Клибанов.- М.: Наука, 1973.- 256 с.
68. Клибанов, А.И: Духовная культура средневековой Руси/ А.И.Клибанов.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 368 с.
69. Ключевский, В.О. Сочинения в 9-ти т. Т.1. ./ В.О.Ключевский.- М.: Мысль, 1987.- 430 с.
70. Козлова, О.Н. Пространство социального бытия этничность/ О.Н.Козлова// Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №4. С. 129-142.
71. Комаров, Ю.С. Общество и личность в православной философии/ Ю.С.Комаров.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.-186 с.
72. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/ Н.И.Костомаров.- М.: Терра, 1990. кн.1.- 540 с.
73. Кривошеев, Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси/ Ю.В. Кривошеев.- Ленинград: Знание, 1988.- 31 с.
74. Крывелев, И.А. История религий. Очерки в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1975.-415 с.
75. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации/ С.Б.Крымский// Вопросы философии. 1992. №12. С. 21-29.
76. Куломзина, С.С. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым// Две тысячи лет. История Православной христианской церкви/ С.С.Куломзина.-М.: Паломник, 2000.- 333 с.
77. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ ЛЛеви-Брюль. М.: Педагогика-пресс, 1999.- 603 с.
78. Леви-Сторсс, К. Первобытное мышление/ К.Леви-стросс.- М.: Терра-книжный клуб. Республика, 1999.- 384 с.
79. Лебедева, Ю.А. Древнерусское искусство X-XVII веков. Пособие для учителей/ Ю. А. Лебедева.- М.: госуд. учебно-педагогическое изд-во министерства просвещ. РСФСР, 1962.- 239 с.
80. Лесной, С. Откуда ты, Русь?/ С.Лесной.-Ростов на/Д: «Донское слово», «Квадрат», 1995.- 352 с.
81. Лихачев, Д.С. О национальном; характере: русских/ Д.С.Лихачев// Вопросы философии. 1990. №6. С. 3-585Лосев, А.Ф. Диалектика мифа/ А.ФЛосев.- М.: Мысль, 2001. 558 с.
82. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 1./ Макарий.- М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1994.- 407 с.
83. Маслихин, А.В.Философское введение в науку/ А.В.Маслихин. -Йошкар-Ола: Марийский полиграф, изд. к-т, 1994. 216 с.
84. Материальная культура и мифология. Л.: Наука, 1981.- 227 с.
85. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С.Маркарян.-М.: Мысль, 1983.- 284 с.
86. Маркс, К. Сочинения/ К.Маркс, Ф.Энгельс. 2-е изд. Т.1.- М.:Тосуд-ое изд-во полит, лит-ры, 1955,- 698 с.
87. Мейендорф, И. Введение в святоотеческое богословие/ И.Мейендорф.-Клин: Христианская жизнь, 2001.- 447 с.
88. Мень, А.В. Культура и духовное восхождение/ А.В.Мень.- М.: Искусство, 1992.-495 с.
89. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры/ П.Н.Милюков,-Т.2.4.1.-М.: Прогресс-Культура, 1995.- 416 с.
90. Московичи, С. Машина, творящая богов/ С.Московичи. М.: Центр психологии и психотерапию. Издательство «КСП+», 1998.- 559 с.
91. Мчедлов, М. Социальная концепция православия/ М.Мчедлов// Свободная мысль- XXI. 2001. №7. С. 17-30.
92. Никольский, Н.М. История русской церкви/ Н.М.Никольский.- М.: Политиздат, 1988.- 445 с.
93. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.4.-М.: Мысль, 2001.- 605 с.
94. Новгородцев, П.И. Сочинения / П.И.Новгородцев.- М.: Раритет, 1995.448 с.
95. ЮО.Новгородцев, П.И. Об общественном идеале/ П.И.Новгородцев.- М.: Пресса, 1991.- 639 с.
96. Новиков, М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект/М.П. Новиков.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 173 с.
97. Новикова, Л.И. Русская философия истории: Курс лекции/ Л.И.Новикова, И.М.Сиземская.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-328 с.103 .Носова, Г.А. Язычество в православии/ Г.А.Носова.- М.: Наука, 1975.151 с.
98. Ю4.0жегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Институт русского языка им. В.В .Виноградова, 2000.- 939 с.
99. Ю5.0ртега-и-Гассет, X. Избранные труды/ Х.Ортега-и-Гассет.- М.: Весь мир, 2000.- 704 с.
100. Юб.Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире/ А.С.Панарин.- М.: Алгоритм, 2002.- 494 с.
101. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры: от язычества к империи/С.В. Перевезенцев.- М.: Вече, 2001.- 431 с.
102. Петров, Ю.А. Методология научного познания/ Ю.А.Петров, Э.З. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 590 с.
103. Петрухин, А.И. Методологические направления формирования научного мировоззрения/ А.И.Петрухин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1986.
104. ПО.Петрушенко, B.J1. Вера в духовном мире личности/ В.Л.Петрушенко, Г.Н.Щербакова.- Львов: Вища шк. Изд-во при Львов, гос. унив-те, 1989.- 94 с.
105. Ш .Платон. Сочинения/Платон.- Т.2. М.:Мысль, 1970.- 611 с.
106. Платонов, Г.В; Проблема духовности личности/ Г.В.Платонов. А.Д.Косичев//Вестник МГУ. Серия философия.- 1998.-№2. С.3-32. №3. С.16-33.
107. И З.Платонов, О. А. Терновый венец России. История русского народа в XX в. В 2-х т. Т.1./ О.А.Платонов.- М.: Родник, 1997. 887 с.
108. Повесть временных лет /Пер. Д.С.Лихачева.- Петрозаводск: Карелия, 1991.-191 с.
109. Полосин, B.C. Преодоление язычества/ В.С.Полосин.- М.: Ладомир, 2001.- 195 с.
110. Пб.Полякова, Л.П. Духовное развитие личности и современное православие/ Л.П.Полякова.- М.: Знание, 1972.- 40 с.
111. Попов, Н.С. Православие в марийском крае/Н.С.Попов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1987.- 111 с.
112. Попов, Н.С. Марийские молитвы-заклинания/ Н.С.Попов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 255 с.
113. И9.Православие в Древней Руси. Сборник научных трудов.- Ленинград: ГМИРИА, 1989.- 149 с.
114. Православие: pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви.- Спб.: Изд-во Рус. христианского гуман. института, 2001.- 791 с.
115. Православный молитвослов и псалтырь. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.- 256 с.
116. Пурынычева, Г.М. Сущность и истоки русской духовности. Дис. .д-ра филос. наук/ Г.М.Пурынычева.-М., 1999.- 328 с.
117. Пурынычева, Г.М. Проблемы национализации веры/ Г.М.Пурынычева/ // Современный исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы.- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 1999.- С.96-104.
118. Пурынычева, Г.М. Духовность как социокультурный феномен/ Г.М.Пурынычева// Общество и история. Сборник статей.- Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 1998.- С. 30-34.
119. Разум и вера: Межвуз. Сборник. Петрозаводск: Петрозав.гос. ун-т,1998.- 133 с.
120. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура / В.В.Розанов.- М.: Республика, 1992.- 399 с.
121. Розанов, В.В. Во дворе язычников/ В.В.Розанов.- М.: Республика,1999.- 463 с.
122. Россия и Европа: в поисках идентичности. Международный симпозиум. М.:Вахазар, 2000.- 256 с.
123. Русская идея: Сборник/ Под общ. ред. А.Маслина.- М.: Республика, 1992.- 494 с.
124. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.- 719 с.
125. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ Б.А.Рыбаков.-М.:Наука, 1981.- 606 с.
126. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII XIII вв./ Б.А.Рыбаков.- М.: Наука, 1982.- 589 с.
127. Рыбаков, Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории/ Б.А.Рыбаков.- М.: Молодая гвардия, 1987.- 351 с.
128. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI-XX века)/О.В.Рябов.- Иваново: Юнона, 1999.- 357 с.
129. Сборник пленарных докладов VI11 Международных рождественских образовательных чтений. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 2000.- 272 с.
130. Сергеенко, А. Слово в день памяти св. Андрея Первозванного/ А.Сергеенко//Журнал Московской патриархии.- 1962.- №12. С. 33-35.
131. Серяков, M.JI. Голубиная книга священное сказание русского народа/ МЛ.Серяков.- М.: Алетейя, 2001.- 664 с.
132. Симонов, П.В.Происхождение духовности/ П.В.Симонов, П.Н.Ершов, Ю.П.Вяземский.- М.: Наука, 1989.- 350 с.
133. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Омск: Издание Древнерусской Инглиистической церкви Проавославных Староверов-Инглингов, 2002. — 60 с.
134. МО.Слово Древней Руси/ Состав. О.В.Гладкова.- М.: Панорама, 2000.496с.
135. Соловьев, B.C. Вера, разум, опыт/В.С.Соловьев// Вопросы философии. 1994. №1. С. 113-128.
136. Соловьев, B.C. Соч. в 2 т. Т.2/В.С.Соловьев.- М.: Правда, 1989.- 735с.
137. Соловьев, B.C. Соч. в 2 т, Т.1/ B.C. Соловьев.- М.: Мысль, 1988.-892с.
138. Соловьев, B.C. Смысл любви. Избранное/ В.С.Соловьев.- М.: Сов. Россия, 1990.-496 с.
139. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание/ А.Г.Спиркин.- М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
140. Степанова, Е.А. Постижение веры/ Е.А.Степанова. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1998.- 251 с.
141. Степун, В.С.Дух, лицо и стиль русской культуры/ В.С.Степун// Вопросы философии.- 1997.- №1.- С. 154-165.
142. Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А.АЛковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.- 398 с.
143. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколения/ И.В.Суханов.- М.: Политиздат, 1916- 216 с.
144. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура/ Э.Б.Тайлор.- М.: Политиздат, 1989.- 572 с.
145. Тихомиров, М.Н. Русская культура X-XVIII веков/ М.Н.Тихомиров.-М.: Наука, 1968.- 447 с.
146. Тихомиров, М.Н. Российское государство XV XVII веков/ М.Н.Тихомиров.- М.: Наука, 1973.- 422 с.
147. Тойдыбекова, JL Марийская языческая вера и этническое самосознание/ Л.Тойдыбекова.- Карельский ин-т Университета Иоэнсуу Финляндия.- JOENSUU, 1997.- 397 с.
148. Трофимов, В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы/ В.КТрофимов.- Екатеринбург: Уральский государственный ун-т, 1998,- 158 с.
149. Трубецкой, Н.С. История. Культура. Язык/ Н.С.Трубецкой.- М.: Прогресс, 1995.- 797 с.
150. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе/ Е.Н. Трубецкой.-Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991.-111 с.
151. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни/ Е.Н.Трубецкой.- М.: Республика, 1994.- 431 с.
152. Тульцева, Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян/ Л.А.Тульцева.- М.: Знание, 1990.- 64 с.
153. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества/ А.К. Уледов.- М.: Мысль, 1980.- 271 с.
154. Успенский, Л. А. Богословские иконы православной церкви/ Л.А.Успенский.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 656 с.
155. Устинов, А.П. Место и роль религий в системе культуры/ А.П.Устинов// Узловые проблемы современного финно-угроведения. Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов.- Йошкар-Ола: Правительство РМЭ, МарНИИ, 1995. С. 261-263.
156. Устинов, А.П. Проблема «Восток-Запад» в учении В.С.Соловьева / А.П.Устинов // Общество и история. Сб. статей. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998. -С. 10-14.
157. Федотов, Г.П.Святые Древней Руси/ Г.П.Федотов.- М.: Московский рабочий, 1990.- 268 с.
158. Федотов, Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи/Г.П.Федотов.- Спб.: Издательство.- 154 с.
159. Фейербах, JI. Сочинения. Т.2./Л.Фейербах.- М.: Наука,1995.- 424 с.
160. Филатов, С.Б. Православие в контексте посткоммунизма// Век XX и мир. 1992. №1. С. 36-42.
161. Филатов, С. Сотая Епархия. Последний языческий народ Европы/ С.Филатов, А.Щипков// Независимая газета Религия. - 1994.- 17 марта.- С. 5.
162. Философский словарь. Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.560 с.
163. Философский словарь. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
164. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.814 с.
165. Флоренский, П. Сочинения в 4-х т./ П.Флоренский. Т.2.-М.: Мысль,1996.- 879 с.
166. Франк, С.Л. Реальность и человек/ С.Л.Франк.- М.: Республика,1997.- 479 с.
167. Фрэзер, Д.Д.Золотая ветвь.2-е изд./ Д.Д.Фрэзер.- М.: Политиздат, 1983.- 703 с.
168. Фурман, Д. Религиозная стабильность/ Д.Фурман, К.Каариайнен// Свободная мысль-XXI. 2003. №7. С. 19-32.
169. Хомяков, Д. А. Православие. Самодержавие. Народность/ Д.А.Хомяков. Минск: Бел. грамата, 1997.- 208 с.
170. Хомяков, А.С. Работы по богословию: В 2-х т. Т.2.// Хомяков А.С. Под ред. Е.В.Харитонова.-М.: из-во Моск. Филос. Фонда, 1994.- 476 с.
171. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание/ В.Ю.Хотинец. Спб.: Алетейя, 2000.- 240 с.
172. Хрестоматия по древней русской литературе/ Состав. Н.КГудзий.-М.: Просвещение, 1973.- 528 с.
173. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века.-М.: Ладомир, 1996.- 556 с.
174. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Данилевский Благовестник, 2000.- 187 с.
175. Чмыхов, Н.А. Истоки язычества Руси/ Н.А.Чмыхов.-Киев: Лыбидь, 1990.-381 с.
176. Чубайс, И.Б. От русской идеи к идее Новой России. 2 изд./ И. БЧубайс.- М.: Издат. дом «Социальная защита», 1997.- 79 с.
177. Шабатин, И.Н. Святой апостол Андрей Первозванный проповедник Истины Христовой на Руси / И.Н.Шабатин// Журнал Московской патриархии.-1962.-№12.- С. 60-66.
178. Шаповалов, В.Ф. Смысл национальной идеи/ В.Ф.Шаповалов// Независимая газета. 1996.- 23 авг.- С. 2.
179. Шаповалов, В.Ф. Россия как цивилизация/ В.П.Шаповалов//Альманах центра общественных наук. 1997.- №3.- С. 26-47.
180. Шацкий, Е. Утопия и традиция/ Е.Шацкий.- М.: Прогресс, 1990.456с.
181. Шишкина, В.И. История русской философии (XI- нач.ХХ вв.): Учебник/ В.И.Шишкина, Г.М.Пурынычева.- Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997.-264 с.
182. Щукин, Ю.М. Взаимосвязь мировоззрения и метода в художественном творчестве/ Ю.М.Щукин,- М.: Знание, 1984.- 63 с.
183. Энциклопедический словарь. Т.1. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 863 с.
184. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.- 556 с.
185. Юадаров, К.Г. Вера предков. Язычество/ К.Г.Юадаров.- Йошкар-Ола, 1999.- 47 с.
186. Юдин, А.В.Русская народная духовная культура: Учеб.пособие для студентов вузов/ А.В.Юдин.- М.: Высшая школа,1 999. 331 с.
187. Юм, Д. Трактат о человеческой природе/ Д.Юм. Кн.1. О познании.-М.: Канон, 1995.- 399 с.
188. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному// Архетип и символ/К.Г. Юнг.-М.: Ренесанс, 1991. 297 с.
189. Яковлева, JI.E. Испанская философская традиция в XX веке: социокультурный анализ/ Л.Е.Яковлева.- М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003.- 187 с.
190. Яковлев, В.Г. Пережитки язычества в христианстве/ В.Г.Яковлев.-Алма-Ата: Знание, 1975.- 39 с.
191. Яковлев, А.И. Нужен общественный идеал/А.И.Яковлев//Вестник Российского философского общества. -2002. №2. -С. 81-87.
192. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 525 с.
193. Eck. Ludo van. In Search of Holy Mother Russia.- M: Progress Publ.,187p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.