Человек в музыкальной культуре Китая: история, современность и парадигмы образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Аотегенхуар Аотегенхуар

  • Аотегенхуар Аотегенхуар
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 155
Аотегенхуар Аотегенхуар. Человек в музыкальной культуре Китая: история, современность и парадигмы образования: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2024. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аотегенхуар Аотегенхуар

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Культурно-исторические основания китайской музыкальной культуры и образования человека

1.1. Музыкальная культура человека в истории Китая

1.2. Парадигмы музыкального образования в китайской цивилизации

ГЛАВА 2. Музыкальное образование и воспитание человека в контексте культурной политики КНР

2.1. Музыкальная культура человека в государственной образовательной политике Китая

2.2. Человек в системе музыкального образования современного

Китая

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

141

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в музыкальной культуре Китая: история, современность и парадигмы образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемы китайской музыкальной культуры в её генезисе, исторических трансформациях и современных формах являются не вполне прояснённым исследовательским полем. Эта проблематика также требует должного понимания места, роли и значения музыки в образовательном процессе, равно как и ее органичной представленности в качестве программной дисциплины школьного обучения.

Китайская музыкальная культурная и образовательная системы с древних времён выступают неотъемлемой частью государственной политики и являются областью реализации национального стратегического курса. Тем более, что сегодня китайские музыканты активно и вполне успешно осваивают мировое музыкально-педагогическое пространство. Причем в такой мере и такими неслыханными темпами, что феномен виртуозного «китайского исполнительства» приобрел повсеместную известность, буквально шокируя мировые конкурсные площадки потрясающими успехами молодых китайских музыкантов («фортепьянный бум», «китайская фортепьянная мечта» и т.п.).

Однако в музыкальной культуре КНР мы фиксируем достаточно противоречивую картину. С одной стороны, исторически сложившаяся китайская культурная традиция предполагает взаимосвязь музыкального образования и воспитания, что генетически ориентировано на сохранение философско-этических установок и национальной аксиологии. При этом музыка в «китайской модели мира» - это в равной мере как облагораживающий, так и сильнейший воспитательный фактор, отражающий и сегодня эстетические предпочтения и нравственные идеалы «китайского человека».

С другой стороны, при наличии определенных запросов и потребности общества в полноценной и эффективной музыкально-образовательной системе, мы вынуждены констатировать, что сегодня она не отвечает в полной мере задачам проектного государственного реформирования, провозглашенного в рамках культурной политики КНР. В первую очередь это касается первичных ступеней

музыкального образования как наиболее проблемного звена данной системы.

Сегодня сфера китайской музыкально-образовательной культуры и система музыкального образования остаются достаточно проблемной зоной с множеством нерешенных вопросов, которые связаны с исследованием феномена музыкальной культуры и образования КНР и требуют целостного философско-культурологического исследования и понимания.

Степень научной разработанности проблемы. Надо отметить, что древняя китайская музыкальная культура попала в зону повышенного научного интереса европейских и российских ученых лишь в 50-60-е годы XX века, что ознаменовалось серией монографий и статей таких авторов, как Л. Пиккен,

B. Кауфман, И. Алендер, Г. Шнеерсон, С. Серова, В. Сорокин, Е. Васильченко,

C. Волкова, В. Сисаури, Цзо Чженьгуань и др. В связи с этим нами привлекались артефакты музыкальной археологии и сведения о путях торговые караванов по «Великому шёлковому пути», который стал также и своеобразным транслятором культурно-цивилизационных ценностей (работы Т. Вызго, Р. Садоков, В. Мешкерис, С. Кибирова и др.).

Интересны работы китайских ученых, которые исследовали историю своей национальной музыкальной культуры в контексте цивилизационного влияния Великого шелкового пути с привлечением широкой исторической, этнической и археологической базы: Ван Дон Мэй, Лю Мау-цай, Хо Сюй Чу, Тян Лэн Тао, Ти Чху О, Лу Зи Мин.

Для более глубокого понимания китайской концептуальной картины мира, концептуальных образов духовной культуры Китая мы обращались к концептуальным результатам в работах видных современных синологов и лингвистов: Б.Б. Виногродский, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов, В.В. Малявин, Б.Л. Рифтин, М.Л. Титаренко.

Теоретико-методологическое осмысление феномена музыкального образования охватывает собой обширные зоны гуманитарного знания: музыкознание, педагогику и психологию, этику и эстетику музыкального исполнительства, историю и философию музыки, что свидетельствует о

междисциплинарном, философско-культурологическом характере

рассматриваемой нами проблематики.

На формирование специфической междисциплинарной теории музыкального образования оказали большое влияние исследования в области искусствоведения, психологии и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев, Л.3. Корабельникова, Г.М. Цыпин, В.Н. Чепуров и многие другие учёные). Психологические, физиологические особенности психомоторики личности музыканта изучаются Ю.К. Бабанским, В.М. Бехтеревым, Н.А. Бернштейном, В.В. Краевским, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткиным, В.С. Нечаевой и другими учёными.

На стыке педагогики и психологии музыкальной подготовки и культуры исполнительства располагаются работы целой плеяды российских ученых, в ряду которых Л.А. Баренбойм, Л.И. Божович, Л.В, В.М. Девишвили, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, Е.А. Климов, A.M. Матюшкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.В. Иванов, Г. А. Тугулева, Л.В. Кордюков, Л.А. Серебрякова, Е.Ю. Коробейникова, М.С. Упоров, Н.Е. Шереметьевская, А.А. Шмидт-Шкловская, Б.Я. Шидфар, Г.М. Шнеерсон, Е.Б. Шпаковская и другие авторы. Методологические основы музыкальной культуры, теории и истории исполнительства, исполнительской культуры и музыкальной педагогики развиваются в трудах Б.В. Асафьева, М.И. Бенюмова, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейн, Б.А. Струве и др.

Трактовка и понимание музыкальной культуры традиционного Китая, включая вопросы певческого воспитания и голосообразования, правил музицирования представлены в работах Л.С. Васильева, Е.В. Васильченко, Е.В. Виноградовой, Л.Б. Дмитриева, А.Н. Желоховцева, Е.В. Завадской, В.В. Малявина, С.А. Серовой, Г.М. Шнеерсон и других исследователей. Е.А. Бодина в цикле статей поднимает проблему результативности музыкального образования человека в современной зарубежной педагогике.

О феномене «китайской фортепьянной мечты», специфике современного китайского исполнительства и музыкального преподавания пишут Линьцин Цао, Сюй Бо, Ян Бо, Сюй Чэнбэй, Чан Лиин и др. Эволюция системы подготовки

высококвалифицированных кадров в музыкальном образовании и методики музыкального воспитания представлена трудами многих китайских авторов: от Ван Пэйюань и Ли Чуцай до У Шуньчжана и Чжу Юнбэй.

Бай Го-цзе, Гао Син, Ду Вы-сиан, И Биань, Ли И-ман плодотворно изучили китайскую национальная оперу, Бай Юнь-шэн, Ван Чжи-чэн писали о музыкальной русской эмиграции в Шанхае. Ван Чжэнцзе, Гуан Дин-и, Оу Лан в своих работах описали западную музыкальную традицию. Ван Я-нань, Ван Юй-хэ работали над проблемами модернизации китайской музыки в «новое время»; Хоу Юэ, Хуан Чжу Лип, Чжуан Суп - проблематику детского китайского фортепианного образования; Лго Чан писал о музыкальной выразительности в фортепианной игре, Се Чапцин, Фэи И о гуманитарном воспитании в фортепианном исполнительстве. Чжуп Ин и Ян Синыой описали музыкально-слуховое представление в фортепианной игре, а Хуан Пин дал сравнительное понимание русского и китайского фортепьянного искусства.

Мы использовали труды И.Э. Рахимбаевой (аспект художественно-педагогического проектирование), Я.И. Мильштейна (история, теория исполнительства, включая исполнительские, педагогические принципы), К.Н. Игумновой (по истории и современности музыкального исполнительства и творчества), М.В. Воротного, О.Ю. Кошелевой, А.Г. Скавронского (о фортепианном искусстве и проблемах исполнительства), М.С. Дядченко Г.Р. Тараевой, Т.Ф. Шак и др. Полезными были для нас работы А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, Л.Е. Гринина, Р.П. Трофимова, П.С. Селезнева, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец по культурной политике и законодательной базе современного Китая, а также научные издания Московской государственной консерватории, Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, ГМПИ им. Гнесиных, Саратовского издательского центра «Наука», Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова и др. Мы опирались на источники по генезису китайского фортепианного исполнительства в электронных ресурсах сети Интернет, обращались к диссертационному фонду РББ (В.Н. Галушка, А.В. Новоселова и др.).

Проработка научно-теоретической и культурно-исторической литературы, источниковедческой базы по теме диссертации демонстрирует достаточный массив исследований обозначенного проблемного поля, но также очерчивает и неизученные и спорные аспекты, к которым мы и обратились в нашей работе, рассматривая феномен музыкальной культуры образования и воспитания человека в контексте культурной истории и политики Китая.

Это позволило нам выделить объект диссертационной работы - человек в музыкальной культуре и образовании Китая.

Предмет исследования - культурно-исторический феномен музыкального образования и воспитания человека в контексте культурно-цивилизационных традиций Китая.

Цель исследования - реконструкция истории китайской музыкальной культуры и описание основных парадигм музыкального образования человека в культурной политике современной КНР.

В соответствии с объектно-предметной областью мы решали следующие задачи:

- описать специфику китайской музыкальной культуры в её исторической эволюции;

- исследовать основные парадигмы музыкального образования человека в истории китайской цивилизации;

- выявить место и роль музыкальной культуры человека в образовательной политике исторического и современного Китая;

- реализовать анализ специфики воспитания человека в современной системе музыкального образования КНР.

Научная новизна исследования:

- с философско-культурологических позиций описаны генезис и специфика воспитания человека в китайской музыкальной культуре, что позволило определить самобытность и общечеловеческую значимость китайской музыкальной эстетики и предложить периодизацию культурно-исторической эволюции китайской музыкальной системы;

- исследованы основные парадигмы музыкального образования и воспитания человека в истории китайской цивилизации и выявлен универсальный принцип: осознанный государственный подход к музыке как фундаментальной духовной и практической ценности нации, не исключающей синтеза музыкального профессионализма восточного и западного образцов;

- дана философско-теоретическая характеристика китайской музыкальной культуры человека в исторических трансформациях и современной системе образовательной политики Китая, что связано с сохранением национальных философско-этических установок и традиционно-нравственных задач музыкального воспитания человека в условиях диалога с основными мировыми культурно-цивилизационными регионами;

- критический анализ системы музыкального образования и воспитания человека в КНР позволил определить опасности феномена «раннего профессионализма», порождающего эффект «механической виртуозности» и схоластичности исполнения, соединенных с рациональной методикой, что чревато серьезной трансформацией музыкальных стандартов качества исполнительского мастерства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен музыкальной культуры человека в истории Китая в сравнении с другими азиатскими культурами состоит в многосоставной системе, представленной видовым, жанровым и стилевым многообразием, которая включает музыкальные традиции этнических субкультур (обрядовые, календарные, семенно-бытовые и др.) и комплекс самобытных музыкально-эстетических форм, типичных для китайской цивилизации в целом. Специфика китайской музыкальной культуры также состоит в длительной временной - три тысячи лет - протяженности и устойчивости музыкальной традиции, её роли в инкорпорации человека в общество через формирование особого статуса религиозно-философских воззрений, воплощённых в музыкально-образном восприятии мира. В китайской музыкальной системе базисные позиции занимают народно-фольклорные музыкальные формы, связанные с государственной парадигмой музыкального обучения и воспитания, а

также сопряжённые с японской, корейской, монгольской, вьетнамской и другими музыкальными традициями Востока.

2. Исторически культурная политика Китая ориентируется на задачи сохранения традиционных цивилизационных компонентов, а профессиональная модель музыкального образования и воспитания человека подчинена формированию национальной исполнительской школы. Однако, само понятие «национальная школа» порой оказывается размытым и аморфным, постепенно становится периферийным в культуре, так как единый эталон в мировой музыкальной жизни сформировался уже к ХХ веку, и академическая традиция сосуществует в широком спектре музыкальных стилевых техник (народных, эстрадных, джазовых и т.п.), дополненных новейшими стилевыми направлениями. В силу внутренней неоднородности академического стиля он разделён на западно-ориентированную традицию («бельканто») и традицию, связанную с национальной оперной драмой, что и образует проблемный «сюжет», «болевую точку» и раздвоенность в исторической эволюции китайской музыкальной культуры человека.

3. Базовую основу классической китайской педагогики составила конфуцианская школа, утвердившая демократические установки и идеологию воспитания человека, что обусловило историческую связь музыкального образования, нравственности, красоты и добродетели, предвосхитив многие принципы современной музыкально-образовательной системы КНР. В силу объективных трудностей и слабой теоретико-методической музыкальной базы в системе профессионального и общего музыкального образования доминирует консервативный «миметический» подход, сохраняющий традиционные установки, регламентирующие обучение молодого человека музыке. Данный подход основан на информативном запоминании как основной задаче учебного процесса и сакральной роли учителя, искушенного в технике расчленения психомоторного исполнительского процесса и достижении технического мастерства (кредо китайской педагогики) в ущерб развитию творческих способностей человека.

4. Музыкальное образование и воспитание человека в современном Китае

включает в себя дошкольное (семейное) и школьное воспитание, ряд профессионально-образовательных ступеней и в своих основаниях строится на традиционных китайских этических принципах дисциплинированности, терпения, настойчивости, целеустремленности в достижении желаемого. Это позволяет активно инкорпорировать в себя лучшие стороны европейской музыкальной культуры и музыкальных школ, что выводит музыкально-образовательную систему КНР на новый результативный уровень и включает её в мировую музыкальную культуру. В целом современная модель музыкального образования КНР является результатом синтеза музыкальных тысячелетних традиций и достижений современной культуры.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций диссертационного исследования связаны с включением философско-культурологического и философско-антропологического подходов в междисциплинарное сопряжение с философией музыкального образования и воспитания, что позволило реконструировать специфику китайской музыкальной культуры человека в истории и современности Китая. Это также определяется научно-профессиональным использованием категориально-понятийного аппарата философии и социально-гуманитарных наук.

Достоверность и обоснованность научных философско-теоретических выводов и положений основана на значительном использовании историко-культурных и историко-философских материалов и источников по проблеме исторической эволюции музыкальной культуры Китая и её современных форм в воспитании человека.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования составило зарубежное и собственно китайское научное наследие, включая труды учёных Внешней и Внутренней Монголии, гуманитарные исследования в области философии, культурологии, музыкальной педагогики, этики и эстетики, в поле которых так или иначе рассматривались проблемы музыкальной культуры и образования человека, генезиса мировой музыкальной культуры и этнокультурных традиций, формирование исполнительской культуры. Мы опирались на труды

крупных востоковедов, монголоведов, специалистов по восточной культуре и быту. Документальную базу исследования составили Положения Пленумов ЦК КНР, Основы культурной политики КНР и другие государственно-партийные документы.

Историческая феноменология музыкального образования человека в культуре КНР рассматривается посредством обращения к системе методов: диалектическому, культурно-историческому, культурно-антропологическому и герменевтическому в их соединении с философско-культурологическим подходом. Кросскультурный метод в сопряжении с философско-антропологической реконструкцией эволюции китайской музыкальной культуры и образования человека способствовал достижению основных выводов и результатов диссертационного исследования.

Теоретическая и практическая значимость диссертации связана с возможностью актуального применения инновационных результатов в понимании специфики китайской музыкальной культуры в практике музыкального образования и воспитания человека.

Диссертация открывает новые возможности научного поиска действенных механизмов формирования высокой культуры в творчестве музыкантов, преодоления явлений «профессионального выгорания», что будет востребовано в культурных и образовательных практиках современной КНР.

Основные научные положения, выводы и рекомендации кандидатской диссертации «Человек в музыкальной культуре Китая: история, современность и парадигмы образования» в ходе прохождения педагогической практики аспирантов были внедрены в учебный процесс кафедры философии и теологии института общественных наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» в преподавании дисциплины «Культурология» для бакалавров направления подготовки 48.03.01 Теология, а также отражены в тезисах докладов на международных научно- практических конференциях.

Личный вклад автора диссертационной работы нашёл отражение в авторских трактовках проблемной области исследования; в рассмотрении генезиса китайской музыкальной культуры в контексте ее специфики как важной части

государственной образовательной политики и социального курса; в выявлении самобытности китайской музыкальной эстетики и музыкальной теории и разработке авторской периодизации эволюции культурно-исторической эволюции китайской музыкальной системы. Внесён авторских вклад в доказательство единства культурно-исторических парадигм музыкального образования в развитии китайской цивилизации на основе универсального принципа государственного подхода к музыке как фундаментальной духовной и практической ценности китайской нации. Автором новаторски обоснованы границы современной парадигмы музыкального образования КНР, балансирующей между традиций и открытостью к западноевропейским новациям в системе музыкального образования. Реализована авторская конструктивная критика и дана аксиологическая оценка феномена «раннего «профессионализма» и «музыкальной технологизации» как угрозы кардинального смещения мировых музыкальных стандартов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования получили апробацию в ряде выступлений с докладами на научных конференциях: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Освоение региональных певческих традиций: памяти В.М. Щурова» (в рамках IX научно-творческих «Маничкиных чтений») (Белгород, 22-24 апреля 2021 г): «Китайская культура: музыкальный и философский дискурс»; Международная научная конференция «Ф.М. Достоевский в отечественной и мировой культуре» (К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского) (Белгород 25-26 ноября 2021 г.): «Русская литература в истории китайского музыкального искусства»; Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Национальные традиции в музыкальном фольклоре: проблемы и перспективы освоения» (в рамках Десятых Юбилейных научно-творческих «Маничкиных чтений»), (Белгород, 20-21 апреля 2023 г.): «Музыкальная культура Китая в древности: гармония музыки и природы»; Всероссийская научная конференция с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические

парадигмы» (Белгород, 25-26 апреля 2023 г.): «Креативные индустрии в современном китайском музыкальном искусстве» и др.

Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта специальности: 6. Человек как микрокосм и макрокосм; 13. Философия человека в средние века; 25. Способы представления человека в философии Китая; 44. Культурогенез; 46. Культура и цивилизация; 53. Философия культуры и история культуры; 61. Теоретические модели культуры древнего и средневекового Китая.

По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объёмом 10,17 п.л., личный вклад автора 3,84 п.л., в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также 1 глава в коллективной монографии.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии, культурологи, науковедения Белгородского государственного института искусств и культуры, на заседаниях кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Культурно-исторические основания китайской музыкальной культуры и образования человека

В первой главе нашей диссертации мы ставим задачи на основе культурно-исторических и историко-философских материалов и источников рассмотреть и описать генезис и специфику китайской музыкальной культуры человека в эволюции китайской культурно-цивилизационной системы. Это позволит нам также исследовать основные парадигмы музыкального образования человека в истории китайской цивилизации и современности.

Музыка всегда играла ключевую роль в культурной истории Китая, от древних времен до наших дней, претерпевая значительные трансформации и влияя на многие аспекты китайского общества. Сложные музыкальные формы, традиционные инструменты и уникальные мелодии отражают богатую и многогранную историю китайской цивилизации. От императорских дворов до обыденной жизни простых людей - музыка вплетена в саму ткань китайской культуры, служа не только развлечением, но и средством общения с божественным миром и средством воспитания человека.

В данной главе мы погрузимся в историю музыкального искусства Китая, рассмотрим его развитие от древнейших времен до настоящего момента. Мы узнаем о влиянии музыки на китайскую философию, литературу и образ жизни, а также о том, как традиции и инновации переплетаются в современном музыкальном ландшафте страны. Это логическое путешествие откроет для нас не только культурно-историческое значение музыки в Китае, но и ее неизменную роль в сохранении и развитии культурного наследия нашего великого народа.

Мы исходим из того нового взгляда на проблематику, что с философско-культурологических позиций генезис и специфика воспитания человека в китайской музыкальной культуре связаны с самобытностью и общечеловеческую значимость китайской музыкальной эстетики и культурно-исторической эволюцией китайской музыкальной системы как средства нравственного совершенствования человека.

При этом основные парадигмы музыкального образования и воспитания человека в истории китайской цивилизации коренились в универсальном принципе: осознанный государственный подход к музыкальной культуре нации, не исключающей синтеза музыкального профессионализма восточного и западного образцов.

1.1. Музыкальная культура человека в истории Китая

Музыка не может «мыслить» так, как философия или литература, но она воплощает мысль (Р. Вагнер), что становится в равной мере как облагораживающим, так и воспитательным фактором в культуре. В полной мере это распространяется на культурно-исторический генезис китайской музыкальной культуры.

Музыка является важной частью китайской культуры и имеет богатую историю, которая начинается с древних времен. Китайская музыка отличается от западной музыки и имеет свои уникальные характеристики и традиции. Древняя китайская музыка имела глубокую философскую подоплеку, связанную с китайской культурой и традициями. Музыка служила не только для развлечения, но и для создания духовной гармонии и баланса в жизни людей.

В данном контексте мы полагаем, что целостное, философско-культурологическое и философско-антропологическое понимание феномена музыкального образования человека, сопряженного с генезисом китайской музыкальной культуры, не представляется возможным вне исследовательского погружения в культурно-исторический контекст «китайской древности», в недрах которой, собственно, и шло начальное становление и последующее формирование общего музыкального культурного поля и собственно китайской модели музыкально-образовательной парадигмы Китая в её бесконечном и вечном балансе «инь» и «янь».

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аотегенхуар Аотегенхуар, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - Москва: МПГУ, 1990. - 287 с.

2. Аврамкова, И.С. Формирование этики ответственности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ирина Семеновна Аврамкова; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2013. - 54 с.

3. Адорно, Т.В. Избранное: социология музыки / Т. Адорно. - Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. - 445 с.

4. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия / А.Д. Алексеев. - Киев: Музичина Украша, 1974. - 160 с.

5. Анализ материалов о зарубежном музыкальном образовании / под ред. Чжоу Шибиня, Гуп Чжэна. - Шанхай: Музыка, 2007. - 372 с.

6. Андрущенко, Е.Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960 - 1980-х годов: сюжеты, жанр, стилистика: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Андрущенко Елена Юрьевна; Рост. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.

7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Москва: Музгиз, 1971. - 376 с.

8. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Москва: Музыка, 1974. - 336 с.

9. Баутина, О.В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан: музыка конфуцианского ритуала, светская традиция / О.В. Баутина // Музыка и ритуал: Структура, семантика, специфика: материалы междунар. науч. конф. (3-6 окт.2002 г.) / Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки; ред. Г.Б. Сыченко. -Новосибирск, 2004. - С. 429-434.

10. Бахтин, A.A. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Бахтин Андрей Александрович; [Рос. акад. театр, искусства - ГИТИС]. - Москва, 2006. - 34 с.

11. Бодина, Е.А. Проблема результативности музыкального образования в современной зарубежной педагогике / Е.А. Бодина // Известия ВГПУ №3 (264). -2014. - С. 102-105.

12. Бельская, Е.В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации: учеб. пособие: [рек...] / Е. В. Бельская; Учеб.-метод, об-ние вузов по образованию в обл. нар. худож. культуры, соц.-культ, деятельности и инф. ресурсов. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, [2013]. -159 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр.: с. 148-149. -Прил.: с. 150-157.

13. Бенюмов М.И. О понятии музыкального исполнения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1631-1635. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53329.htm.

14. Бернстайн Л. Концерты для молодежи: пер. с англ. Е.Ф. Бронфин / Л. Бернстайн. - Ленинград: Музыка, 1990. - 232 с.

15. Будаева, Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Будаева Туяна Баторовна; [Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского]. - Москва, 2011. - 253 с.

16. Будницкая, Т.А. Саунд как стилевая категория джазового вокала / Т.А. Будницкая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 6. - С. 246-249.

17. Ван Дун. Западный мюзикл и его положение в Китае / Дун Ван // Научный вестник Института Искусств Народно-Освободительной армии. 2007. - №2 2. - С. 28-33.

18. Ван Гоань. От практики до решения: реформа и развитие музыкального образования в школах нашей страны. - Гуанчжоу, 2005. - 273 с.

19. Ван Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Рос. ин-т истории искусств. - Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.

20. Ван Пэйюань. История Государственного музыкального специального иниститута в провинции Фуцзянь. - Фуцзянь, 1999. - 235 с.

21. Ван Сичи. Эстрадная музыка в настоящее время / Сичи Ван. - Шанхай, 2009. - 291 с. - Ориг. на кит. яз.

22. Ван Юйхэ. Краткая история современной китайской музыки. Пекин, 1991. - 277с.

23. Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве (на примере Пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / Ван Цюн; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 23 с.

24. Ван Юйхе. История китайской музыки в новой эпохе / Юйхе Ван. -Пекин, 2006. - 468 с. - Ориг. на кит. яз.

25. Ван Юйхе. История современной музыки Китая (1949-2000) / Юйхе Ван. - Пекин, 2009. - 297 с. - Ориг. на кит. яз.

26. Ван Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 18401949: сборник документов и материалов / И. Юн Ван. - Шанхай, 1999. - 408 с. - Ориг. на кит. яз.

27. Ван Юхэ. 2009. История современной китайской музыки. Пекин: Издательство народной музыки. 372 с. (Ориг. на китайском языке). ISBN 978-7-10303447-7.

28. Ван Бинжао и Юань Гохуа. Общая история педагогической мысли в Китае. В: 8-ми т. - Чанша. Педагогическое издательство провинции Хунань, 1994 г. (на кит. яз.).

29. Ван Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры. Автореферат дис. к. искусствоведения. Специальность: 17.00.02 - Музыкальное искусство. - Санкт-Петербург. 2004. - 27 с.

30. Ван Яохуа, Чжэн Цзиньян. Музыкальная педагогика в высших учебных педагогических заведениях. Фучжоу, 1996. - 184 с.

31. Вейнмейстер, А.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий / А.В. Вейнмейстер, Ю.В. Иванова // Международный журнал исследований культуры. - 1 (26) 2017. - URL: www.culturalresearch.ru; https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-industrii-i-kreativnye-industrii-granitsy-ponyatiy/viewer.

32. Виноградова, Е.В. Китайская музыка / Е.В. Виноградова, А.Н. Желоховцев // Музыкальная энциклопедия. [В 5 т.]. Т. 2. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. - Москва, 1974. - С. 807-815.

33. Виноградова, Т.И. Китайская классическая драма / Т.И. Виноградова. -Санкт-Петербург: Северо-запад Пресс, 2005. - 416 с.

34. Вопросы методики музыкального воспитания детей: в помощь учителю общеобраз. шк. - Москва: Музыка, 1975. - 127 с.

35. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 140, [3] с.

36. Выготский, Л.С. Психология искусства / общ. ред. Вяч. Иванова; [предисл. А. Н. Леонтьева]; коммент. Л.С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Искусство, 1968. - 576 с.

37. Вэй Вэй. Отражение китайской концептуальной языковой картины мира в русском научно-популярном тексте // Весшк БДУ Сер. 4. - 2008. - № 2. -С. 34-36.

38. Гайда, И.В. Китайский традиционный театр сицюй / И.В. Гайда; АН СССР, Ин-т Дальнего Востока. - Москва: Наука, 1971. - 126 с.: ил. - Список лит.: с. 118-124 (173 назв.).

39. Гао Сяо Чуань. Определение целое учебных курсов. - Пекин, 2001. -

308 с.

40. Го Шэнцзянь. Тематика и методика написания статьей о музыкальном образовании. - Шанхай, 2003. -156 с.

41. Го Шэнцзянь. Теория музыкального образования. - Чаныпа, 2004. -

328 с.

42. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ - начало XXI вв.) [Текст] / Го Мэн // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 3. - С. 5-11.

43. Гу Инь. Материалы по истории северо-восточной современной музыки.

- Шэньянь, 1988. - 204 с.

44. Гуань Цзяньхуа. Введение в музыкальную антропологию. - Наньцзин, 2004. - 253 с.

45. Гуань Цзяньхуа. Китайское музыкальное образование и мировое музыкальное образование на грани двух веков. - Наньцзин, 2002. - 381 с.

46. Далькроз Ж.Э. Ритм / Ж.Э. Далькроз. - Москва: Классика - XXI, 2001.

- 248 с.: ил.

47. Дай Байшэн. Фортепианная педагогика. - Ухань, 1998. - 186 с.

48. Дай Динчэн. Перспективы музыкального образования. - Шанхай, 2001.

- 397 с.

49. Дай Пэнхай. Дин Шаньдэ. Музыкальная хроника. - Пекин, 1993. -

178 с.

50. Древняя и современная культура Китая. - Москва: Прогресс, 1984. -

184 с.

51. Доклад о развитии мировой культуры - культурное многообразие, столкновение и сосуществование множества (2000). - Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2002 (на китайском языке).

52. Ду Высиан. Направление развития Пекинской оперы / Высиан Ду. -Пекин: [б. и.], 2005. - 265 с. - Ориг. на кит. яз.

53. Дуин. Культурное присвоение в китайской исполнительской культуре. Автореферат дисс. ... канд. филос. н. / 24.00.01 Теория и история культуры. -Белгород: НИУ «БелГУ», 2021. - 22 с.

54. Дяо, Пей-э. Идти своей дорогой к новаторскому обучению. - Шанхай, 2000. - 378 с.

55. Е Чанхай. История китайской традиционной драмы / Чанхай Е, Фухай Чжан. - Шанхай: [б. и.], 2004. - 473 с. - Ориг. на кит. яз.

56. И Биань. Китайская Пекинская опера / Биань И. - Пекин: [б. и.], 2005. - 145с. - Ориг. на кит. яз.

57. Иконникова, С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 205 с.

58. Инновационные процессы в образовании. I Образование за рубежом, сборник статей. СПб, 1997. - 204 с.

59. Искусство в системе культуры: сб. науч. ст. / ред. М.С. Каган. -Ленинград: Наука, 1987. - 272 с.

60. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.

61. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: «Ut», 1996. - 232 с.

62. Как учат музыке за рубежом. Сост., авт. предисл. Д. Дж. Харгривз, А.К. Норт. - M.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 208 с.

63. Китайская драма [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. -Электрон. дан. [Б. м.], 1997-2015. - Режим доступа: http: //www. kiTigo svetm/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kmo/KITASKAYA_DR AMA.html. - Загл. с экрана.

64. Китайская музыка // Музыкальный словарь Гроува / ред. Л.О. Акопян. -2-е рус. изд., испр. и доп. - Москва, 2007. - С. 406-407.

65. Китайская музыка [Электронный ресурс] // Этническая музыка. Электрон, дан. [Б. м.], 2011. - Режим доступа: http://ethnic.com.ua/articles/26.

66. Китайская опера: Традиционное театральное искусство в Китае. -Taipei : Гуанхуа Об-ние «Тепломех», 1996. - [10] с.: цв. ил. - (Традиционная китайская культура на Тайване). - Ориг. на кит. яз.

67. Классическая драма Востока. - Москва: Художественная литература, 1976. - 879 с. - (Библиотека всемирной литературы).

68. Клепиков, В.З. Школа и педагогическая мысль в Китайской Народной Республике. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / В.З. Клепиков / Под ред. К.И. Салимовой. В 3-х т. - М., 1988-1991.

69. Клюев, A.C. Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире: монография / A.C. Клюев. - Санкт-Петербург: «Ut», 1997. -160 с.

70. Кобзев, А.И. Энциклопедия «Духовная культура Китая» как summa sinologiae / А.И. Кобзев // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. Т. 1. Философия. - М., 2006 [а]. - С. 33-42.

71. Кобзев, А.И. Жэнь / А.И. Кобзев // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. Т. 1. Философия. - М., 2006. - С. 262-264.

72. Комплексная стратегия «могущественного культурного государства» утверждена в октябре 2011 г. на шестом пленуме ЦК КПК 17-го созыва [Постановление специального Пленума ЦК КПК 17-го созыва 2011].

73. Конфуций: сб. работ: пер. / сост. В.В. Малявин. - Москва: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 176 с. - (Антология гуманной педагогики).

74. Костюк, Е.Б. Телесность как характеристика музыкальной культуры XX - начала XXI века / Е.Б. Костюк // Вопросы культурологии. - 2012. - № 12. - С. 6266.

75. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцов. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 416 с.

76. Краткая энциклопедия международного образования. Том II. Ред. Циян Шань-е. - Пекин, 1991. - 450 с.

77. Кузык, Б.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. I-IV. Цивилизации: прошлое и будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: Институт экономических стратегий. - М., 2006-2008.

78. Культура и искусство Китая. - Москва: Искусство, 1956. - 42 с.: ил.

79. Ли Босу. Педагогическая психология. - Шанхай, 2001. - 453 с.

80. Ли Дана. Квинтэссенция мировой музыкальный педагогики. - Шанхай, 2002. - 302с.

81. Ли Дэлун. Введение в музыкальную педагогику в высших педагогических учебных заведениях. Шанхай, 2004. - 198 с.

82. Ли Жуми. Теория искусства преподавания. - Цзинань, 1995. - 428 с.

83. Ли Сюй. Ведущие идеи китайской эстетики. - Пекин, 1999. - 258 с.

84. Ли Хунюй. Динамика обучения. - Ухань, 1999. - 360 с.

85. Ли Цзиньюань. Детское музыкальное образование. - Пекин, 1999. -

75 с.

86. Ли Чуцай. История образования в период империалистической агрессии в Китае. - Пекин, 1987. - 629 с.

87. Лу Миндэ. Художественная педагогика в современных начальных и средних школах. - Наньцзин, 1999. - 317 с.

88. Лунь юй / комм, на кит. яз. Чжан Яньзин. - Пекин, 2006. - 308 с.

89. Лю Пэй. Практика и теория музыкального образования. - Шанхай, 2004. - 278 с.

90. Лю Сян-ю. Краткая история китайского педагогического образования.

- Пекин, 1984. - 175 с.

91. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае. Дис. ... к. пед. н. - СПб., 2008. - 154 с.

92. Лю Цзинь. Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров. Автореферат дис. ... канд. пед. наук / 13.00.02

- Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). - Санкт-Петербург, 2010. - 23 с.

93. Люй Ишэн. Педагогика танца. - Шанхай, 2000. - 266 с.

94. Ма Да. Китайское массовое музыкальное воспитание в XX в. - Шанхай. 2002. - 353 с.

95. Ма Да. Научный метод исследования музыкального образования. -Шанхай, 2005. - 554 с.

96. Ма Дунфэн. Музыкальный воспитание - теория и практика. - Пекин, 1990. - 232 с.

97. Ма Кэ, Гуан Цзианхуа, Циао Сиаодун. Современное музыкальное образование. - Шаньсы, 2006. - 331с.

98. Малиновская, Т. А. Очерки по истории китайской классической драмы в жанре цзацзюй (XIV-XVn вв.) / Т.А. Малиновская. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1996. - 240 с.

99. Малявин, В.В. Китай в XVI-XVII веках: традиция и культура / В.В. Малявин. - Москва: Искусство, 1995. - 288 с.

100. Малявин, В. В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент / В.В. Малявин. - Москва: Европа, 2005. - 303, [1] с.: ил.; 20 см. - (Серия "Формы правления")

101. Мао Лижуй и Шэнь Гуэньцюнь. Общая история образования в Китае. В: 6-ти т. - Цзинань: Педагогическое издательство провинции Шаньдун, 1985-1989 гг. (на кит. яз.)

102. Махлина, С.Т. Семиотика культуры и искусства: опыт энциклопедического словаря: в 2 ч. / С.Т. Махлина; СПбГУКИ. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2000. - 2 т.

103. Министерство просвещения. Вторая хроника китайского образования. - Пекин, 1948. - 350 с.

104. Министерство просвещения КНР. Хроника китайского образования (1949-1981). - Пекин, 1985. - 751 с.

105. Министерство культуры КНР. Досье художественного образования (1949-1966). - Пекин, 1980.

106. Министерство просвещения КНР. - URL: http://www.moe.edu.cn/.

107. Министерство культура КНР. - URL: http://www.ccnt.gov.cn/87.

108. Музыка: Китайское музыкальное искусство. - Москва: Об-ние "Те-пломех"; Taipei: Гуанхуа, 1996. - 11 с. - (Традиционная китайская культура на Тайване). - Ориг. на кит. яз.

109. Музыкальная энциклопедия. - Шанхай: [б. и.], 2004. - 700 с. - Ориг. на кит. яз.

110. Музыкальная педагогики и педагогика искусства. Концепции XXI века.

- URL : https : //studme.org/104631/pedagogika/kitay.

111. Новая классификация образования 21 века / под ред. Шэн Лицюня. -Ханчжоу: Чжэцзянское образование, 2008. - 370 с. - (Ориг. на кит. яз.)

112. Образцов, С. В. Театр китайского народа / C.B. Образцов. - Москва: Искусство, 1957. - 379 с.: ил.

113. Перловский, Л. Эволюция сознания и музыки / Л.И. Перловский // Звезда. - 2005. № 8. - С. 192-223.

114. Постановление специального Пленума ЦК КПК 17-го созыва «О некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры». 2011.

- URL: http: russian.cri.cn>841/2011/10/20/1s401204.htm.

115. Савенко, С.В. Достижения современной китайской системы музыкального образования / С.В. Савенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). -Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 57-60. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14053/ (дата обращения: 24.06.2019).

116. Салимова, К. Педагогика народов мира: История и современность / К. Салимова, Н. Додде. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.

117. Сон Эньжон, Чжан Сянь. Свод образовательных законов Китайской Республики. - Наньцин, 1990. - 754 с.

118. Сум Бэр. Китайская народная музыка как фактор воспитания (традиции и современность) // Наука. Искусство. Культура. - Вып. 1 (25). - Белгород, 2020. -С. 58-65.

119. Сунь Вэй, Пэй Фан, Нин Цзялян. Современные прикладные технологии музыкального образования. - Шанхай, 2003. - 136 с.

120. Сунь Цзинань. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000. -Шаньдун, 2004. -669 с.

121. Сунь Цзинань. Краткое изложение общей истории музыки в Китае / Цзинань Сунь, Чжуцюань Чжоу. - Цзинань: Образование провинции Шаньдун, 1993. на кит. яз.

122. Сун Энчжан. Сборник законов образования в Китайской Республике (1912-1949) / Энчжан Сун, Вэй Чжан; - Наньцзин: Образование провинции Цзянсу, 1990. - 754 с. на кит. яз.

123. Сун Эньжун. Очерки по изучению современных педагогов Китая. В: 25-ти т. - Шэньян. Педагогическое издательство провинции Ляонин, 1995.

124. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже XX-XXI веков: исполнительские достижения и система обучения / Сюй Бо // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2011. - № 1. - С. 59-68.

125. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков. Автореф. дис. / 17.00.02 - Музыкальное искусство. - Ростов-на-Дону, 2011.

126. Сыма Бичунь. Фортепианная педагогика. - Пекин, 2007. - 194 с.

127. Сю Хайлинь. Китайское музыкальное образование древности. -Фуцзянь, 2004. - 410 с.

128. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков. Дис. ... канд. искусствоведения / 17.00.02 Музыкальное искусство.

- Ростов-на-Дону, 2011. - 149 с.

129. Сюй Вэйминь. Музыкальная эстетика. - Цзянсы, 2003. - 226 с.

130. Сяо Чаожань. История Пекинского университета (1898-1949). -Шанхай, 1981. - 328 с.

131. Титаренко, М.Л. Духовная культура Китая / М.Л. Титаренко, А.Е. Лукьянов // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. Т. 1. Философия.

- М., 2006. - С. 13-32.

132. Трофимова, Р.П. Культурная политика как алгоритм «локальных цивилизаций» / Р.П. Трофимова, П.С. Селезнев // Философские науки. - 2017. - № 10. - С. 111-120.

133. Метафизика цивилизациологии. Культурно-экономический аспект / Р. П. Трофимова. - Москва: Финансовый ун-т, 2011. - 167 с.

134. Тушишвили, Д. Романтический пианист современной формации / Д.А. Башкиров: беседа с музыкантом Д.А. Башкировым / Д. Тушишвили // Музыкант-классик. 2009. - № 6. - С. 2-6.

135. Тянь Хайпин. Вопросы искусства с точки зрения философии. -Наньцзин, 2000. - 321 с.

136. Тянь Хуйшэн. Введение в образовательную деятельность. - Пекин,

2000. - 319 с.

137. У Вэнькань, Ян Вэньцин. Сравнительная педагогика. - Пекин, 2000. -

624 с.

138. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / У Ген-Ир. - Санкт-Петербург: Планета Музыки: Лань, 2010. - 541 с.

139. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока / Ген Ир У - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2005. - 342 с.

140. Флиер, А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии / А.Я. Флиер [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2012. № 3 (май - июнь). - URL: http://zpu-j ournal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/.

141. Хезмондалш, Д. Культурные индустрии [Текст] / Дэвид Хезмондалш; перевод с английского Инны Кушнаревой. - 2-е изд. - Москва: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2018. - 453, [1] с.

142. Хо Ипин. Высшее образование в современном Китае. - Шанхай, 1999. - 163 с.

143. Хуан Цзинь. Дошкольное детское музыкальное образование. - Шанхай,

2001. - 307 с.

144. Ху И Цзюань. Музыкальное образование в Китае конца XIX и начала XX века // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2009. - №2 4 (54). - С. 112118. URL: core.ac.uk>download/pdf/323972978.pdf.

145. Цао Ли. Педагогика общего музыкального воспитания. - Шанхай, 1993. - 425 с.

146. Цзинь Цяо. Сяо Юмэй и китайское музыкальное образование новой эпохи. - Шанхай, 2006. - 315 с.

147. Цзо Линлин. Развитие музыкальных качеств и навыков: соединение зарубежной системы музыкального образования с реальной ситуацией китайского образования. - Пекин, 2004. - 132 с.

148. Цзоу Айминь, Ма Донфэн. Педагогика музыкального образования. -Пекин, 1996. - 345 с.

149. Цзун Байхуа. Эстетика и эмоции. - Пекин, 1987. - 483 с.

150. Цзя Синьфэн. Введение в музыкальное образование. - Шанхай, 1937. -

166 с.

151. Цзя Сюйдун. Культурная Политика и индустрия Китая в контексте глобализации // Век глобализации. - № 2. - 2018.

152. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 320 с.

153. Чжан Инцян. Культура высшего образования. - Наньцзин, 1999. - 234

с.

154. Чжан Ляньци. Методический опыт музыкального образования. -Пекин, 2002. - 233 с.

155. Чжан Сянь, Чжан Юань. Сборник законов современного художественного образования в Китае. - Пекин, 1997. - 546 с.

156. Чжао Сунгуан. Введение в психологию музыкального образования. -Шанхай, 2003. - 384 с.

157. Чжао Фэнянь, Чжан Жун. Курс вокального искусства по специальности музыкальное образование. - Пекин, 2005. - 233 с.

158. Чжоу Шибинь. Музыкальное образование и метод психологического исследованя. - Шанхай, 2005. - 367 с.

159. Чжэн Ли, Цзинь Явэнь. Новый взгляд на фундаментальное музыкальное образование. - Пекин, 2004. - 228 с.

160. Чжу Муцзюй. Приближение к новому курсу. - Пекин, 2002. - 264 с.

161. Чжу Юнбэй. Исследование музыкального образования в высших педагогических заведениях XXI века. - Чанына, 2004. - 322 с.

162. Чжун Цицюань. Теория современных курсов. Шанхай, 2003. - 537 с.

163. Чи И, Чжан Вэньчуань. Музыкальная педагогика. - Пекин, 2004. -

262 с.

164. Чэнь Юнмин. Теоретические основы подготовки современных учителей. - Шанхай, 1999. - 426 с.

165. Чэнь Сюэсюнь. Материалы для преподавания современной истории образования в Китае. В: 3-х т. - Пекин. Народное педагогическое издательство, 1986. (на кит. яз.).

166. Шань Дин. Исследование направлений и течений в разработке учебных курсов. - Шаньдун, 2000. - 847 с.

167. Шнеерсон, Г.М. Музыкальная культура Китая / Г. Шнеерсон; [предисл. Д. Кабалевского]. - Москва: Музгиз, 1952. - 251 с.

168. Ши Чжунсин. Биография Хе Лудин. - Шанхай, 2000. - 369 с.

169. Шу Синьчэн. Зарубежное образование китайцев в период современной истории. - Шанхай, 1989. - 300 с.

170. Шу Синьчэн. Материалы по истории музыкального образования в Новом Китае / Синьчэн Шу; на кит. яз. - Пекин: Народное образование, 1981 - Т. 3.

171. Ху И Цзюань. Музыкальное образование в Китае конца XIX и начала XX века. - Пекин: Научное образование, 2008. - С. 108-113.

172. Хэ Дунчан. Образование в современном Китае. В: 2-х т. - Пекин: Изд-во «Современный Китай», 1996 г. (на кит. яз.).

173. Юань Шаньци. Фундаментальная теория и практика музыкального образования. - Ухань, 2001. - 286 с.

174. Юй Бинь, Се Цзясинь. Музыкальное образование и методика: учебники телевизионного образовани через ИСЗ. - Пекин, 1991. - 105 с.

175. Юй Даньхун. Справочник по музыкальному образованию. - Шанхай, 2006. - 243 с.

176. Юй Жэньхао. Введение в музыку. Пекин, 2000. - 365 с.

177. Яо Сыюань. Документация музыкального образования современных китайских школ: 1945-1995. - Шанхай, 1999. - 477 с.

178. Яо Сыюань. Музыкальные воспитание. - Пекин, 2004. - 181 с.

179. Ямпольский, И. Исполнение музыкальное / И. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия, т. 2. - М., 1974. - С. 583-591.

180. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). - СПб, 209. - 25 с.

181. Ян Иньлю. 1981. Проект истории древней китайской музыки. Том первый. Пекин: Издательство народной музыки (Ориг. на китайском языке). ISBN 978-7-103-00511-8.

182. Ян Иньлю. 1981а. Проект истории древней китайской Том второй. Пекин: Издательство народной музыки. С. 459-1070 (Ориг. на китайском языке). ISBN 978-7-103-00511-8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.