Культурное присвоение в китайской исполнительской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дуин

  • Дуин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 117
Дуин. Культурное присвоение в китайской исполнительской культуре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2021. 117 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дуин

Содержание

Введение

Глава 1. Философия китайской музыки и традиции национальной исполнительской культуры

1.1. Философско-культурологическое определение

феномена «исполнительская культура»

1.2. Национальные традиции китайского исполнительства

и актуальные образы музыкального стиля

Глава II. Музыкальное наследие И.С. Баха и феномен культурного присвоения в китайской исполнительской культуре

2.1. Специфика музыкальной интерпретации творчества И.С. Баха

в китайской исполнительской культуре

2.2. Современные концептуализации музыки И.С. Баха

китайскими исполнителями

Заключение

Список литературы

104

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурное присвоение в китайской исполнительской культуре»

Введение

Актуальность темы исследования. В самом общем виде актуальность работы связана с тем, что на фоне вопиющих противоречий современного мироустройства, системного кризиса человека и других деструкций, музыка обладает позитивной силовой динамикой переустройства, способствуя преодолению экзистенциального кризиса и достижения гармонии. Поскольку же в современном мире музыка сравнима с Божеством, спасающим человечество от нынешних и грядущих «безумств», постольку правомерны вопросы: в какой мере может национальная музыкальная культура противостоять энергии разрушения культурных миров? Где пролегает разумная грань между стремлением к «консервации» собственной музыкальной традиции и экспансией западноевропейских стандартов и пр.

В полной мере ситуация проецируется на китайскую модель исполнительской культуры в ее сегодняшнем «европеизированном» варианте, ставя, по меньшей мере, два проблемных вопроса. Первый: насколько согласуются устремления китайских музыкантов-исполнителей (идея мировой карьеры, «формула успеха» и пр.) с национальной этической парадигмой и духом конфуцианской традиции? И второй: о специфике интерпретации музыки И.С. Баха в контексте современного китайского исполнительства и представленности баховского классического репертуара на почве исполнительской китайской традиции.

В существенной мере актуальность работы обусловлена традиционной спецификой китайской культуры, формами и образцами ее воспроизводства в прошлом и настоящем, собственно национальными стилевыми особенностями и музыкальными концепт-образами. С одной стороны, они являются показателем своего собственного пути, которому на протяжении истории стремилась следовать «Империя Поднебесной». А, с другой -демонстрируют радикальное несовпадение ментальных основ духовных культур азиатского и европейского типов. Разумеется, все это затрагивает сферу китайского исполнительства, процессы овладения мировым опытом

классической музыки, включая наследие И.С. Баха. С учетом сказанного, полагаем, что объективное исследование представленности музыка Иоганна Себастьяна Баха в истории китайской исполнительской культуры не представляется возможным без целостной философско-культурологической концептуализации данного феномена.

Степень научной разработанности проблемы. Как таковая проблема музыкальной исполнительской культуры не нова и демонстрирует достаточно широкий и объемный источниковедческий багаж, многоаспектный и междисциплинарный уклон, о чем говорит ее аналитика с позиций целого «созвездия» наук, включая философские, культурологические, исторические. В эту орбиту активно включены также этика и эстетика, психология, музыкознание, педагогика музыкального образования и пр.

Большой пласт представлен специальными науками, предмет интереса которых фокусируется на искусствоведческой сфере. В этом ряду: Л.3. Корабельникова, Е.М. Левашов, О.Е. Левашова, И.В. Нестьев, МЕ. Тараканов, И.3. Зетель, Л.М. Кокорева, А.В. Малинковская, Г.М. Цыпин и др.

Поскольку современная исполнительская культура нами трактуется как междисциплинарная сфера философско-культурологического понимания, важное место отводится работам видных отечественных философов и культурологов, теоретиков и методологов. Так, на формирование специфической рефлексии феномена исполнительской музыкальной культуры большое влияние оказали теоретические и методологические концептуализации отечественных ученых в области психологии искусства и музыкальной психологии (Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Б.М. Теплов и др.); исследования по вопросам методики музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев и пр.); работы в области менеджмента, маркетинга в культуре, искусстве (Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел, Р. Дафт, Ф. Котлер, В. Вонг, Д. Сондерс, Ф. Котлер,

Н. Михеева, А. Рубинштейн, Г. Тульчинский и пр.); по теории и практике музыкального исполнительства (Л.А. Баренбойм, Л.М. Гинзбург, Л.С. Гинзбург, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз и пр.).

Методологическое направление в сфере культуры исполнения, включая баховское наследие, развивают Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.С. Нечаева, В.В. Краевский; также В.М. Бехтерев, Н.А. Бернштейн (концентрация на психофизиологическом ресурсе, психомоторике человека), Н.Д. Гордеева, B.М. Девишвили, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, И.М. Сеченов и пр.

Психолого-педагогическая проблематика в центре внимания Л.А. Баренбойма Л.И. Божович, Л.В. Занкова, Е.А. Климова,

A.M. Матюшкина, Т.И. Шамовой Г.И. Щукиной, В.В. Ивановой, Г.А. Тугулевой (понятие музыкального исполнительства, техники музицирования), также Л.В. Кордюковой, Л.А. Серебряковой, Е.Ю. Коробейниковой, М.С. Упорова и др.

Собственно, баховское наследие в разных аспектах изучается целой плеядой авторов, специалистов по бахиане: И.Н. Браудо, Н.К. Гудзий, М.С. Друскин, В.А. Жданов, Б.С. Казачков, Н.А. Копчевский,

B.О. Ландовска, С.А. Рейсер, А.Г. Чугаев, (об органной и клавирной музыке, текстологии), Л.М. Бутир, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.Е. Гаккелъ, Т.Н. Ливанова (проблема стиля, инструментальный концерт), А.П. Милка, Т.В. Шабалина (занимательная бахиана), И.Н. Форкель, П. Хиндемит, К.В. Чистов, А.И. Швейцер (о жизни, искусстве и о произведениях Баха), сюда же входят Баховские чтения разных лет (проблемы музыкального стиля И.С. Баха, ГФ. Генделя, других великих немецких композиторов) и др.

Трактовка и понимание китайской исполнительской культуры разрабатывалось крупными учеными, стоявшими у истоков российского исполнительства (30-е гг. прошлого столетия.), в числе которых Б.В. Асафьев, Г.М. Коган, Б.А. Струве и пр., развивавших ее ключевые

принципы, историко-теоретические аспекты, включая область музыкального исполнительства. В этот ряд мы помещаем современных авторов: Л.С. Васильев (история Востока), Т.И. Виноградова (о китайской классической драме), Л.Б. Дмитриев (мир итальянской оперы, певческое воспитание, голосообразование у певцов), В.В. Малявин, С. Образцов, С.А. Серова (о традиционном Китае XVI -XVII вв., театральной эстетике) и др. Показательна в этом плане книга С.А. Серовой «Зеркало Просветленного духа» Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра». Москва: Наука, 1979. 224 с., посвященная изучению сценического искусства китайского актера, эстетических критериев его мастерства

О музыкальной китайской культуре, восточных музыкальных традициях пишут: Е.В. Виноградова, Е.В. Васильченко, А.Н. Желоховцев (аспект музицирования на цине в китайской культуре, Е.В. Завадская, Г.М. Шнеерсоп и др.

Мы обращались также к базе китайских исследователей: Бянь Мэн (Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры, СПб., 1994), Сюй Бо (феномен китайского фортепианного исполнительства XX-XXI вв. Ростов-на-Дону, 2011); Хуан Пин (влияние русского фортепианного искусства на феномен китайской пианистической школы, СПб., 2008); Ян Бо (динамика профессионального сольного пения, Нижний Новгород, 2010; Сюй Чэн-бэй (феномен пекинской оперы в его специфике), Чан Лиин (народная песня как феномен китайской культуры), Линьцин Цао (музыка И.С. Баха в китайских музыкально-образовательных учреждениях) и пр.

Особую значимость для структурирования смыслового значения понятия музыкально-исполнительской культуры, особенно в исполнительских искусствах, имеют работы М.И. Бенюмова, дающие развернутый анализ понятия «исполнение» как вида деятельности (интонирование) и одновременно художественной практики; фундаментальные труды советского музыковеда, пианиста и педагога Я.И. Мильштейн по теории и истории исполнительства, проблемным

вопросам музыкальной культуры (эстетика исполнительства, воспитание пианистического мастерства и пр.) Отдельные очерки посвящены советским исполнителям (К. Игумнову, Г. Нейгаузу, С. Рихтеру и др.).

Обзор литературы говорит о том, что на сегодняшний день феномен исполнительской культуры по-прежнему активно привлекает внимание специалистов в самых разных аспектах, оставаясь в орбите междисциплинарных изысканий.

В целом анализ исследовательской базы позволил нам определиться с понятием музыкальной исполнительской культуры и реализовать реконструкцию творчества Баха в национальном наследии китайской исполнительской культуры.

Исходя из вышесказанного, мы выделили объект диссертационной работы: китайская музыкальная исполнительская культура.

Предмет исследования: культурная апроприация западноевропейской классической музыкальной традиции в китайской исполнительской культуре.

Цель исследования - выявление особенностей культурного присвоения западной музыкальной культуры китайскими исполнителями на основе интерпретации произведений И.С. Баха.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- осуществить культурно-историческую идентификацию феномена исполнительской культуры;

- описать национальные черты «китайского исполнительства» в его качественной специфике;

- выявить границы национальной исполнительской культуры;

- на материале творчества Баха проанализировать присвоение западной музыкальной традиции в конструктивных элементах китайской исполнительской культуры.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлена культурно-историческая идентификация феномена исполнительской культуры и дано ее понимание как открытого творческого процесса, в ходе которого интерпретационная передача музыкального произведения достигается на пути синтеза всех системообразующих факторов (от трансляции культурных ценностей и смыслов средствами личного исполнительского мастерства, до технической базы и индивидуально-личностного образа исполнителя);

2. Описаны национальные черты «китайского исполнительства», которые позволили эксплицировать концепт «национальная исполнительская культура» и уточнить его «китайскую специфику», которая характеризуется государственным регулированием, связью с китайской философией и ее основополагающей идей бесконечного равновесия «инь» и «янь»; этико-религиозным характером, восходящим к конфуцианскому пониманию музыки как способствующей объединению нации и ее духовному обогащению;

3. Выявлена представленность музыкального творчества И.С. Баха в конструктивных элементах китайской исполнительской культуры, что позволило определить основные коннотации концепта границы национальной исполнительской культуры, которая проявляется во взаимодействии/столкновении культур, языков (музыкальных языков, исполнительской культуры, традиций исполнения и слушания музыки), а также смыслов, имплицитно присутствующих в самих произведениях и создающих контекст понимания музыкальных произведений;

4. Осуществлена концептуализация культурной апроприации (присвоения) западной классической исполнительской культуры китайскими музыкантами с опорой на интерпретацию творчества И.С. Баха, связанную с трансформацией формы и содержания китайской исполнительской культуры (изменения нотации, используемых музыкальных инструментов, фигур исполнителя и композитора, смысловой наполненности произведений и их контекста).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Практика исполнительства актуализирует и раскрывает диалектическое противоречие в акте воплощения композиторского замысла, а также в создании собственной исполнительской трактовки музыкального произведения. Другой гранью является оппозиция «сотворческого» и «механистического» начал исполнительской культуры, под которой понимается открытый творческий процесс, в ходе которого интерпретационная передача музыкального произведения достигается на пути синтеза всех системообразующих факторов (от трансляции культурных ценностей и смыслов средствами личного исполнительского мастерства, до технической базы и индивидуально-личностного образа исполнителя).

2. Генезис и аксиология музыкально-исполнительской культуры выявляет ее органическую связь с национальными чертами китайского исполнительства, сопряжёнными с экзистенциональным проявлением «китайского человека» в мире природы. Влияние культуры и общества проявляется в 1) особом понимании звука, запечатленном в китайской трактатной традиции и в музыкальной практике (в тембрах инструментов, нюансах певческого голоса, специфике звука); 2) органичном сплетении философских концептов и конкретных звуковых образцов в единую музыкальную систему; 3) сакральном переживании передаваемого художественного образа.

3. Совокупность факторов, образующих качественную специфику неоднородно структурированной и внутренне многослойной китайской исполнительской культуры, обусловливают сложный контекст присвоения баховского музыкального наследия в сфере китайского исполнительства, что находит свою определенность в концепте границы национальной исполнительской культуры, которая проявляется во взаимодействии/столкновении культур, языков (музыкальных языков, исполнительской культуры, традиций исполнения и слушания музыки), а

также смыслов, имплицитно присутствующих в самих произведениях и создающих контекст понимания музыкальных произведений.

4. Трансформация формы и содержания китайской исполнительской культуры в ходе культурной апроприации западной классической музыкальной культуры раскрывается в интерпретационной специфике классического баховского репертуара, особенностях речевой конструкции, отсутствии интонационной системы выражения эмоций, визуально-символическом характере отображения чувств, ментальной специфике, преображения традиционного исполнения и имплементации западного разделения на «творца-композитора», «музыканта-исполнителя» и воспринимающего зрителя. Помимо этого, ситуацию присвоения углубляет критериальный сдвиг в оценочной шкале мирового исполнительского рейтинга.

Теоретико-методологические основы диссертационного

исследования составило научное наследие классиков отечественной и зарубежной гуманитарной науки: труды философов, культурологов, историков, педагогов, искусствоведов по проблематике генезиса мировой музыкальной культуры, формированию исполнительской культуры в контексте китайской национальной традиции, что обусловило общий контекст концептуализации проблемы.

Основным методологическим инструментарием диссертации выступает принцип диалектического единства, позволивший осуществить реконструкцию творчества И.С. Баха в национальном наследии китайской исполнительской культуры и рассмотреть его как музыкальный и культурно-исторический феномен.

Онтология феномена китайской исполнительской культуры была эксплицирована посредством обращения к культурно-семиотическому и герменевтическому методам, феноменологическому и системному принципам, тезаурусному и контекстному подходам. Важное значение для концептуализации темы имел кросскультурный и культурно-исторический

методы в сочетании с теоретической реконструкцией феноменологии китайской исполнительской культуры; автобиографический метод, необходимый для полноты реконструкции творческого пути И.С. Баха, других выдающихся композиторов-классиков, педагогов-новаторов, обращение к которым позволило добиться полноты образов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальными и новыми философско-культурологическими результатами, и выводами, полученными на основе понимания сегодняшних процессов в сфере китайского исполнительства. Автор, выходя за частные рамки представленности музыки И.С. Баха в истории китайской исполнительской культуры, осмысливает проблему границ национальной исполнительской культуры.

Результаты работы могут быть востребованы в учебном процессе, в проектах, инициируемых по линии образования, культуры и просвещения; в культурных практиках современной КНР, нацеливая на оптимизацию педагогической и творческой работы

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в новаторской постановке теоретической проблемы исследования музыкального наследия И.С. Баха в историческом контексте китайской исполнительской культуры; в культурно-исторической идентификации феномена «исполнительской культуры» и уточнении его качественной специфики; в обосновании проблемы границ исполнительской культуры и ее системообразующих факторов (мера освоения ценностей искусства профессионалом-исполнителем, «порог» мотивационно-творческой активности исполнителя); степень внутренней сценической свободы исполнителя (проблема артистизма); в оптимизации модели исполнительской культуры как целостной, индивидуально ориентированной и многоуровневой, сопряженной с моделью профессионала-исполнителя; в выявлении национальных черт и качественных характеристик «китайского исполнительства», позволивших описать актуальные концепты-образы

национального музыкального исполнительского стиля. Новыми стали реконструкция контекстов, смысловых значений ряда понятий и концептов: исполнительская культура, «китайское исполнительство», концепты-образы музыкального исполнительского стиля, музыкальное новаторство, музыкальная универсальность и космичность, музыкально-риторические фигуры - «знаки» понятий и чувств; расширенная интерпретация эстетических принципов музыкально-исполнительской культуры, синтезирующая композиторское, исполнительское и новаторское педагогическое творчество. Личный вклад имеет место в анализе представленности творчества Баха в конструктивных элементах китайской исполнительской культуры, в концептуализации интерпретационных особенностей музыки Баха современными китайскими музыкантами.

Личный вклад состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов, в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Международная научно-практическая конференция «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (г. Белгород, 21 марта 2018 г.); VI международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2018 года); Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция: Наука. Искусство. Культура: актуальные проблемы теории и практики (Белгород, БГИКИ, 8 февраля 2019 г.); Международная научно-практическая конференция (в рамках VIII научно-творческих «Маничкиных чтений» / «Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития» (Белгород, БГИИК, 21-22 марта 2019 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Государство и гражданское общество на современном этапе» (Белгород, 17 октября 2019 г.);

Межвузовская научно-практическая конференция, посвящённая Всемирному дню философии «Человек: Мировоззренческие, исторические и методологические проблемы науки и техники» (21 ноября 2019 г., г. Москва, МГТУ ГА, 2019; Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык - гарант межнационального мира и согласия в полиэтническом регионе» (Махачкала, 27 ноября 2019 г.); VII международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2020 г.) и др.

Положения и выводы диссертации были использованы при чтении курсов лекций по философии и культурологии для бакалавров и магистров Белгородского государственного института искусств и культуры.

По теме диссертации опубликовано 15 научных работы общим объёмом 9,15 п.л., в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 Scopus и 1 WoS.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКИ И ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Первая глава посвящена культурно-исторической и философской экспликации китайской исполнительской культуры в контексте музыкальной национальной традиции, в процессе чего мы ставим две задачи, одна из которых связана с реконструкцией генезиса «исполнительской культуры» и выработкой авторского определения данного феномена. В рамках второй задачи мы намереваемся выявить национальные черты «китайского исполнительства» и описать актуальные концепты-образы музыкального исполнительского стиля.

1.1. Философско-культурологическое определение феномена «исполнительская культура»

Прежде всего, обратимся к ряду понятий и концептов данного тематического поля и попытаемся эксплицировать наиболее важные для нас, в ряду которых, прежде всего понятие «музыкальной исполнительской культуры».

Нельзя сказать, что перед нами малоизученная сфера или «нехоженая земля» в гуманитарном ландшафте. Как раз-таки, напротив: данная тематика представлена достаточно солидной теоретической и методологической базой, включающей в свои ряды множество исследований, посвященных разным ракурсам формирования исполнительской культуры1. Одновременно заметен недостаток в области анализа феномена музыкального исполнения с позиции науковедения, присутствует и иная не вполне изученная аспектизация исполнительской культуры как понятия и феномена, погруженного в

1 См, например: Глинка М.И. О музыке и музыкантах. Москва., 1954. 98 с.; Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983. 262 с., Кононенко В.А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки: авто-реф. дис. ... канд. пед. н. Москва, 2008. 56 с.; Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций: автореф. дис. ... канд. пед. н. Казань, 2012. 23 с. и пр.

культурно-исторический климат конкретной эпохи и ее качественных характеристик. В частности, эту ситуацию иллюстрирует достаточно молодой возраст термина «исполнительская культура учащихся», рождение которого относится к недавнему времени (2004 год) и затрагивает преимущественно сферу педагогического пространства2. Авторы дают перечень основных признаков исполнительской культуры обучающихся, сопрягая таковые с понятием деятельности музыканта-исполнителя, по причине чего основополагающую роль отводится комплексной трактовке музыкально-творческих способностей.

В данном ряду присутствуют: «выраженные интересы, склонности, потребности к конкретному виду исполнительской деятельности; владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром произведения; отношение к исполнительству как творческому процессу; умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального звучания, исполнительской интерпретации произведения»3. С учетом сказанного, сегодня под музыкальным исполнением принято понимать «творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства»4.

То есть, становится очевидным: понятие исполнительской культуры неотделимо от индивидуально-творческой составляющей, с включающей в себя такие показатели, как: художественно-образное мышление, воображение, фантазия, музыкальная одаренность и т.д., что говорит о важности индивидуально-личностных качеств. Данный вывод авторов

2 Речь об учебном издании по теории музыкального образования. См.: Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., 2004. С. 94.

3 Там же.

4 Ямпольский И. Исполнение музыкальное // Музыкальная энциклопедия, т.2. М., 1974. С. 583. С. 583-591. / Yampol'skii I.M. Ispolnenie muzykal'noe. Interpretaciya [Musical performance. interpretation]. Muzykal'naya jenciklopediya [Musical encyclopedia]. Volume 2. Moscow, 1974, pp. 583-591. P. 583.

относительно многогранной содержательной (и технической) структуры музыканта-исполнителя с учетом специфики музыкально -исполнительской деятельности мы целиком разделяем.

С учетом сказанного, мы вправе констатировать следующую очевидность. Анализ справочной, энциклопедической и специальной источниковедческой литературы иллюстрирует общую ситуацию в области понимания и трактовок феномена музыкальной исполнительской культуры. В своем доминирующем объеме эта историографическая ситуация свидетельствует о том, что в современной гуманитаристике и философии феномен музыкальной исполнительской культуры представляет собой не эксплицированный концепт, допускает множественные интерпретации и вариативные коннотации. При этом, однако, подавляющее большинство исследователей, демонстрируя общую теоретическую платформу, сходятся по целому ряду существенных моментов. Это выражается в следующем.

Во-первых, в признании исполнительской культуры профессионально значим неотъемлемым качеством творческой личности в сфере музыкального исполнения: «исполнительская культура - дело громадной ценности»5; во-вторых, в вычленении ряда основных параметров и общего алгоритма формирования исполнительского мастерства, который включает в себя такие факторы, как: внутреннее влечение, погруженность в мир музыки, потребность сценического и личностно-индивидуального самовыражения (как правило, достаточно высокую), определенный уровень музыкально -исполнительской активности, наличие внешней и внутренней мотивации музыкально-педагогической и творческой деятельности; «порог» самостоятельного творческого мышления и пр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дуин, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. Асафьев.

- Москва: Музгиз, 1971. - 376 с.

2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии [Текст] / В. Богадуров. Ч. 1. - Москва: Музсектор, 1929. - 248 с.

3. Бай Го-цзе. Развитие китайской национальной оперы и некоторые мысли по этому поводу [Текст] / Го-цзе Бай // Китайская периодика. -Вансия. Аньхуэй, 2006. - С.155-156.

4. Бай Юнь-шэн. О выработке актерских навыков в традиционном музыкальном театре [Текст] / Юнь-шэн Бай. - Пекин, 1957. - 70 с.

5. Баренбойм Л.А. Звуковой идеал Моцарта [Текст] / Л.А. Баренбойм // Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. А.М. Меркулова. -Москва, 2003. - 184 с.

6. Бенюмов М.И. О понятии музыкального исполнения [Текст] / М. И. Бенюмов. // М-во культуры РСФСР, Красноярский гос. ин-т искусств.

- Красноярск: [б. и.], 1981. - 51 с. (Рукопись департамента в НИО Информацию тура Гос. б-ки СССР им В. И. Ленина 21. 07. 81; № 191).

7. Блок М. К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники [Текст] / М.К. Блок // Очерки по методике обучения игре на скрипке.

- Москва, 1960. - С. 3-18.

8. Ван Чжи-чэн. Музыканты русской эмиграции в Шанхае [Текст] / Чжи-чэн Ван. - Шанхай, 2007. - 579 с.

9. Ван Чжэнцзе. Кратко о влиянии западной оперы на современную китайскую оперу [Текст] / Чжэнцзе Ван. - Ляньюгань, 2000. - С. 26-27.

10. Ван Юй-хэ. История китайской музыки в новое время [Текст]. / Юй-хэ Ван - Пекин, 1994. - 468 с.

11. Ван Я-нань. История создания оперы "Седая девушка" [Текст]./ Я-нань Ван - Пекин, 1950. - 30 с.

12. Васильев Л.С. История Востока: В2т. [Текст] / Л.С. Васильев. -Москва: Высшая школа, 1976. - 495 с.

13. Васильченко Е. В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре [Текст]. В сб. Музыкальные традиции стран Азии и Африки. / Е. В. Васильченко. - Москва: музыкальное искусство. 1986. - С.99-130.

14. Великович Э. Великие музыкальные имена [Текст]. Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах. И.С. Бах. И. Гайдн. В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Ф. Шуберт. Ф. Шопен. / Э. Великович - Санкт-Петербург: Композитор, 2003. - 188 с.

15. Виноградова Т.И. Китайская классическая драма [Текст]. / Т.И. Виноградова - Санкт-Петербург: Северо-запад Пресс, 2603. - 414 с.

16. Виноградова Е. В. Китайская музыка [Текст] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Е. В. Виноградова, А. Н. Желоховцев. - Москва: Советская энциклопедия, 1973-1982. - Т. 2 : Гондольера - Корсов. - 958 с.

17. Вицинский А. Процесс работы пианиста исполнителя над музыкальным произведением [Текст] / А. Вицинский. - Москва: Классика-ХХ1, 2004. - 100 с.

18. Воинова, М. Символика И.С. Баха в органной музыке XX века [Текст]/ М. Воинова/ Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И.С. Баха: материалы научной конференции. - Москва: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. - 217 с.

19. Гао Син. Становление Пекинской оперы [Текст]. / Син Гао -Шанхай, 2006. - 191с.

20. Галушка В.Н. О некоторых принципах звукоизвлечения в фортепианной технике [Текст] // Проблемы музыковедения и гуманитарного знания: тезисы межвузовской научно-практической конференции / В.Н. Галушка . - Тамбов: ТГМПИ, 2003. - С. 8-10.

21. Галушка В.Н. Универсальный подход и примеры его применения в овладении фортепианной техникой [Текст] / В.Н. Галушка // Вопросы

музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвузовской научно -практической конференции. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова, 2004. - С. 2023.

22. Галушка В.Н. Формирование базовых основ техники звукоизвлечения на фортепиано [Текст] / В.Н. Галушка. Учебное пособие. -Тамбов: ТГМПИ, 2005. - 35 с.

23. Гобби Т. Мир итальянской оперы [Текст]. / Т. Гобби - Москва: Музыка, 1989. - 320 с.

24. Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство сфера проявлений художественной идеи [Текст] / Г.И. Гильбурд. - Томск: Изд-во Томского университета, 1984 - 198 с.

25. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве [Текст] / Г.Р. Гинзбург. -Москва: Музыка, 1968. - 207 с.

26. Глинка М.И. О музыке и музыкантах [Текст] / М.И. Глинка. -Москва: Музыка, 1954. - 98 с.

27. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве: сборник статей и материалов [Текст] / Н.И. Голубовская. - Ленинград: Музыка, 1985.

- 142 с.

28. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы [Текст]: Уч. пособие / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: НТК, 1985. -88 с.

29. Гуан Дин-и. История искусства европейского вокала [Текст]. / Дин-и Гуан - Пекин, 2005. - 359 с.

30. Да Я. Путешествие в Пекин [Текст] / Я Да. - Пекин, 2006. -250

с.

31. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Дмитриев.

- Москва: Радуга, 1962. - 56с.

32. Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в Италии и возможности использования этого опыта в советской вокальной педагогике [Текст] / Л.Б.

Дмитриев // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский, сборник трудов. Вып. ХХХП. ГМПИим. Гнесиных, - Москва: Музыка, 1977. - С.129-134.

33. Евдокимова А. Хоральные обработки И.С. Баха - перспективы формообразования [Текст] / А. Евдокимова // Традиции И.С. Баха в современной культуре: музыка, литература, кино. - Нижний Новгород, 2008.

34. Е Сию-шан. Старая китайская драма [Текст] / Сию-шан Е. -Пекин, 2007. - 495 с.

35. Е Чан-хай, Чжан Фу-хай. История китайской традиционной драмы [Текст] / Чан-хай Е, Фу-хай Чжан - Шанхай, 2004. - 473с.

36. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире

[Текст]. / Е. В. Завадская - Москва: Наука. 1977. - 245 с.

37. Зись А. Философское мышление и художественное творчество [Текст] /А. Зись. - Москва : Искусство, 1987. - 255 с.

38. Ин Ай-чин. Методика музыкального образования [Текст] \ Ай-чин Ин. - Пекин, 2009. - 285с.

39. И.С. Бах и современность [Текст]. Сборник статей. Сост. Н. Герасимова-Персидская. - Киев, Украина, 1985. - 159 с.

40. Иванова В.В. Структура и содержание исполнительской культуры музыканта //[Текст] / В.В. Иванова. // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 2 (40). - С.179-183.

41. Из неопубликованных записей А.А. Вицинского на лекции, прочитанной Г.Г. Нейгаузом в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте (Москва, середина 30-х годов) [Текст] // Вспоминая Нейгауза / сост. Е. Рихтер. - Москва: Музыка, 2007. - 164 с.

42. Кабалевский, Д. Б. Музыка свободного Китая [Текст] / Д. Б. Кабалевский // Советская музыка. - 1952. - № 5. - С. 124-135.

43. Каган М.С. Музыка в мире искусств [Текст] / М.С. Каган. -Санкт-Петербург: «Ш», 1996. - 232 с.

44. Каган М.С. Художественно-творческая способность как синтетический механизм психики [Текст] / М.С. Каган // Проблемы этики и эстетики. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1975. - 310 с.

45. Капустин Ю.В. Музыкант исполнитель и публика [Текст] / Ю.В. Капустин. - Ленинград : Музыка, 1985. -160 с.

46. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / Г.В. Келдыш. - Москва : «Сов. Энциклопедия», 1990. - 671 с.

47. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях [Текст] / Д.К. Кирнарская. - Москва : 1988. - 252 с.

48. Китайская Народная Республика: Справочник [Текст]. - Москва: Политиздат, 1989. - 274с.

49. Классическая драма Востока. Библиотека всемирной литературы [Текст]. - М.: Художественная литература, 1976. - 879 с.

50. Коган Г.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи. [Текст] / Г.М. Коган. - Москва : Сов. Композитор, 1968. - 461 с.

51. Коган Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. - Москва : Классика-ХХ1, 2004. - 136 с.

52. Коган Г.М. Работа пианиста [Текст] / Г.М. Коган - Москва : Музыка, 1972.- 182 с.

53. Коробейникова Е.Ю. Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития электронного музыкального творчества детей и юношества [Текст] / Инновации в профессиональном и профессионально -педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, - Екатеринбург, 2015. - 354 с.

54. Кононенко В.А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки: авто -реф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.А. Кононенко. - Москва, 2008. - 56 с.

55. Корыхалова Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в

современной буржуазной эстетике [Текст] / Н. Корыхалова. - Ленинград : Музыка, 1979. - 208 с.

56. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : «Эксмо», 2011. - 234 с. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Д. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : «ИД «Вильямс», 2012. - 752 с.

57. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : «Альпина Паблишер», 2015. - 211с.

58. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : «Юнити-Дана», 2012. - 1071 с.

59. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : «Классика-ХХ1», 2004. - 688 с.

60. Кравцова М.Е. История культуры Китая [Текст] / М.Е. Кравцова. - Санкт-Петербург: Лань, 1999, - 416 с.

61. Кривицкая Е. Некоторые аспекты в изучении органного наследия И.С. Баха/вопросы времени, атрибуции, стиля и аутентичной регистровки/. От барокко к романтизму; музыкальные эпохи и стили; эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация [Текст]. / Е. Кривицкая // Сб. статей. Вып.1.: Научные труды МГК. - Москва. - 2011. - 267 с.

62. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях [Текст] / В.Г. Кузнецов. -Москва : Музыка, 2000. - 246 с.

63. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: монография [Текст] / В.Г. Кузнецов. - Москва : Мелограф, 2005. - 160 с.

64. Кузнецов В.Г. Генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст] / В.Г. Кузнецов. - Москва: Вестник МГУКИ, 2004. - 20 с.

65. Ли Вэй-бо. Краткая история, развития вокала на Западе [Текст] / Вэй-бо Ли. - Пекин, 1999. - 228 с.

66. Ли Чао. Пекинская опера. Танец. Музыка. Пантомима [Текст] / Чао Ли. - СПб., 2003. - 266 с.

67. Ли Ли. О связи между манерой пения и созданием образа в национальной опере [Текст] / Ли Ли // Шэньдонъ. Газетам Хэцза, 2001. - С. 92-93.

68. Ли Су-сяо. Летопись западной культуры в Харбине [Текст] / Су-сяо Ли. - Харбин, 2000. - 335 с.

69. Ли Чгоань. Войти в европейскую оперу [Текст] / Чгоань Ли. -ГуанЧжон, 2008. - 222 с.

70. Лю Синь-синь, Лю Вэн-цин. История европейской музыки в Харбине [Текст] / Синь-синь Лю, Вэн-цин Лю. - Харбин, 2002. - 403 с.

71. Лю Сяо-чжон, Го Сиань-дон. Уханьская традиционная музыкальная драма [Текст]. / Сяо-чжон Лю, Сиань-дон Го. - Ухань, 1987. -347с.

72. Лю Цзинь. Влияние русских музыкантов на становление оперной культуры в Китае [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Цзинь Лю. - Санкт-Петербург., 2009, № АЯТШЗ. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm

73. Лю Цзинь. О системе подготовки артистов в театральных училищах и институтах Китая [Текст] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Российского государственного педагогического университета им. А.И.

Герцена. / Цзинь Лю - Санкт-Петербург: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009.

74. Лю Цзинь. Традиционный музыкальный театр Китая: грим в Пекинской опере [Текст] // Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации. Материалы международной конференции "Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации" / Цзинь Лю. - СПБ.: Издательство Политехнического университета. 2010 (март). - С. 462-466.

75. Лю Цзинь. Рождение китайской национальной оперы [Текст] // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов / Цзинь Лю. - СПБ.: Астерион, 2009. Вып. 4. - С. 105-111.

76. Малиновская Т. А. Очерки по истории китайской классической драмы в жанре цзацзюй (XIV XVII вв.) [Текст] / Т. А. Малиновская. - Санкт-Петербург.: Издательство СПБГУ, 1996. - 240 с.

77. Малявин В.В. Китай в XVI — XVII веках: Традиция и культура [Текст] / В.В. Малявин. - Москва: Искусство, 1995. - 288 с.

78. Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства [Текст] / Я. Милынтейн. - Москва : Советский композитор, 1983. - 266 с.

79. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. трудов [Текст] / С.М. Майкапар. - Челябинск : MPI, 2006. - 224 с.

80. Милка А., Шабалина Г. Занимательная бахиана [Текст] / А. Милка, Г. Шабалина. - Санкт-Петербург: Северный олень, 2001. - 516 с.

81. Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере [Текст]: Учеб. пособие / В. А. Михайлов. - Санкт-Петербург : «Ланъ», 2000. - 170 с.

82. Моль А. Социодинамика культуры [Текст] /А. Моль. - Москва : Прогресс, 1973. - 320 с.

83. Мэй Ланъ-Фан. Пекинская музыкальная драма [Текст] / Ланъ-Фан Мэй. - Пекин, 1959. - 364 с.

84. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования [Текст] / И.Т. Назаров. - Ленинград : Музыка, 1969. - 134 с.

85. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - Москва : Гос. Муз. Издательство, 1958. - 317 с.

86. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. Х. Нургаянова. -Казань, 2012. - 23 с.

87. Паваротги JL, Райт У. Мой мир [Текст] / Л. Паваротги, У. Райт. -М.: Вагриус, 1995. - 352 с.

88. Радаев В. Потребительское поведение: основные подходы [Текст] / В. Радаев. - Москва : «Социс», 2005. - 106 с.

89. Рапацкая Л.А., Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия [Электронный ресурс] / Л.А. Рапацкая, А.А. Ивахненко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/pedagogics/rapatskaya-ivakhnenko.pdf

90. Рифтин Б. Л. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе [Текст] / Б.Л. Рифтин. - М.: Наука, 1979. -360 с.

91. Рифтин Б. JI. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре [Текст]. / Б.Л. Рифтин. - М.: Изд-во вост. лит., 1961. -246 с.

92. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования [Текст] / Е.С.Романова, М.Ю.Горохова. - № 1. - 2004. - С.154-162.

93. Рубинштейн А. Экономическая теория культурной деятельности [Текст] / А. Рубинштейн / Экономика культуры. - Москва : Слово, 2005. -250 с.

94. Русинова Ф.М. Разу М.Л. Менеджмент [Текст] / Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - Москва : ФБК-ПРЕСС, 1999. - 198 с.

95. Савшинский С. Работа над музыкальным произведением [Текст] / С. Савшинский. - Москва : Классика-ХХ1, 2000. - 184 с.

96. Савшинский С. Пианист и его работа [Текст] / С. Савшинский. -Москва : Классика-ХХ1, 2002. - 244 с.

97. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество XVI XVH вв. [Текст] / С.А. Серова. - Москва: Наука, 1990. - 278 с.

98. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма: (середина XIX — 40-е годы XX в.). [Текст] / С.А. Серова. - Москва: Наука, 1970. - 195с.

99. Серова С.А. "Зеркало Просветленного духа" Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра [Текст]. / С.А. Серова. - М.: Наука, 1979. - 224 с.

100. Сидорова Е. Хорал и хоральная обработка в творчестве И.С. Баха. Лекции по курсу "Анализ музыкальных произведений" для слушателей ф-та повышения квалификации музыкальных Вузов [Текст] / Е. Сидорова. -Москва., 2006. - 356 с.

101. Скавронский А.Г. Педагогика открыла для меня вторую молодость. Из воспоминаний [Текст] // Хитрук А.Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. / А.Г. Скавронский. - Москва: Классика-ХХ1, 2007. - 354 с.

102. Стахевич А. Вокальное искусство Западной Европы: творчество, исполнительство, педагогика: Исследование. [Текст] / А. Стахевич. - Москва: НМАУ им. П.И. Чайковского, 1997. - 272 с.

103. Сюй Му-юнь. История китайской традиционном музыкальной драмы [Текст] / Му-юнь Сюй. - Шанхай, 1938. - 328 с.

104. Сюй Чэн-бэй. Пекинская опера [Текст] / Пер. с кит. Сан Хуа и Хэ Жу. / Чэн-бэй Сюй. - Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2003. - 136 с.

105. Тимохин В. Мастера вокального искусст ва XX века [Текст] / В. Тимохин. - Москва: Музыка, 1974. -173 с.

106. Толмачев Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика [Текст] / Ю.А. Толмачев. - Санкт-Петербург: «Вектор», 2006. - 208 с.

107. Тульчинский Г. Менеджмент в сфере культуры [Текст] / Г. Тульчинский. - Санкт-Петербург : «Ланъ», 2001. - 384 с.

108. Тульчинский Г., Герасимов С., Лохина Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры [Текст] / Г. Тульчинский. - Санкт-Петербург : «Ланъ», 2010. - 386 с.

109. Тульчинский Г. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : Учебное пособие / И. Болотникова, Г. Тульчинский. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. - 448 с.

110. Тульчинский Г. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Текст] / Г. Тульчинский. -Санкт-Петербург : «Ланъ», 2010. - 286 с.

111. . Традиционная музыка Дальнего Востока [Текст] / Ген-Ир У. -Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2005. - 342 с.

112. Усольцев А., Шамало Т. Создание системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельности : монография [Текст] / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало. - Москва - Берлин: «Директ-Медиа», 2014. - 251 с.

113. Уткин Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика [Текст] / Э. Уткин - Москва : «ЭКМОС», 2000. - 224 с.

114. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст]/ Н. Татьянченко. - Москва : Аделант, 2005. - 800 с.

115. У Цзюнь-да. Изучение вокальной' мелодики Пекинской оперы [Текст] / Цзюнь-да У. - Пекин, 1995. - 284 с.

116. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] : Учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. - Санкт-Петербург : Композитор, 2008. - 367 с.

117. Цай Мэн. Обзор музыкального творчества в Китае в XX веке. Опера [Текст] / Мэн Цай. // Китайское музыкальное образование. - № 12. -Пекин, 2001. - С. 26-29.

118. Цзинь Сян. Сомнения и поиск (современная китайская национальная опера) [Текст] / Сян Цзинь. - Шанхай, 2003. - 498 с.

119. Цзюй Ци-хун. История китайской музыки 1949-2000. [Текст] / Ци-хун Цзюй. - Хунанъ, 2002. - 238с.

120. Цзюй Ци-хун. Китайская музыка XX века [Текст] / Ци-хун Цзюй. - Шаньдун, 1992. - 258 с.

121. Цзюй Ци-хун. Общий обзор эстетики европейской оперы [Текст] / Ци-хун Цзюй. - Хэфы, 2003. - 383.

122. ЦзяБэньТайцзы. Музыкальный город Шанхай [Текст] / ЦзяБэньТайцзы. - Шанхай, 2003. - 321 с.

123. Цио Я-чжон. Теория и практика вокального искусство в китайской' национальной опере [Текст] . - Хэнань, 2009. - 363 с.

124. Чжан Ли-чжэнь. Современная китайская опера (история и перспективы развития) [Текст]. / Ли-чжэнь Чжан. Автореф. на соиск. уч.степ. кандидата искусствов. - СПБ., 2010. - 22 с.

125. Чжао Фын. Песня - голос сердца китайского народа [Текст] / Чжао Фын // Советская музыка. - 1949. - № 11. - С.24-31.

126. Чжон Ши-бин, Гон Чжэн. Анализ западного музыкального образования [Текст] / Ши-бин Чжон, Чжэн Гон. - Шанхай, 2007. - 372 с.

127. Чжэн Бин-и. Историческая концепция китайской музыки [Текст] / Бин-и Чжэн. - Чжон Чин, 2007. - 354 с.

128. Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика [Текст] / Г. Цыпин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 320 с.

129. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества [Текст] / Г. Цыпин. - Москва : Сов. Композитор, 1988. - 384 с.

130. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано м просвещение [Текст] / Г. Цыпин. - Москва : Сов. Композитор, 1984. - 176 с.

131. Цыпин Г.М. Уроки Зака [Текст] / сост., вступ. ст. А.М. Меркулова. [Текст] / Г.М. Цыпин. - Москва: Музыка, 2006. - 356 с.

132. Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха [Текст] / И. Форкель. - Москва: Музыка, 1974. - 124 с.

133. Фучито С. Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Б. Дж. Бейер. - Ленинград: Композитор, 2004. -56 с.

134. Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник [Текст] / Я. Хаммершлаг. - Будапешт, 1962. - 134 с.

135. Швейцер А. И.С. Бах [Текст] / А. Швейцер. - Москва: Классика-XXI, 2002. - 728 с.

136. Шидфар Б.Я. Театр и культура стран Азии [Текст] / Б.Я. Шидфар // Культуры. Диалог народов мира. Культура народов Востока. - N03, 1985. -С. 116 -122.

137. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая [Текст] / Г. М. Шнеерсон ; предисл. Д. Кабалевского. - Москва: Музгиз, 1952. - 251 с.

138. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ [Текст] / О. Шульпяков. - Москва : Музыка, 1986. -98 с.

139. Шульпяков О. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя [Текст] / О. Шульпяков. - Москва : Музыка, 1983. - 105 с.

140. Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя [Текст] / О. Шульпяков. - Санкт-Петербург: Композитор, 2005. - 36 с.

141. Ян Бо-хуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая [Текст] / Бо-хуа Ян. - СПБ., 2010. - 131 с.

142. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы [Текст] / Л.К. Ярославцева. - Москва: ГМПИ. - 1981. - 90 с.

143. Ярославцева Л. Опера, певцы, вокальные школы [Текст] / Л. Ярославцева. - Москва: Изд. дом "Золотое Руно", 2004. - 200 с.

144. Beniumov M.I. On the Concept of Musical Performance [Text] / M.I. Beniumov // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2014. 7) - P. 478.

145. Blok M.S. K voprosu o vospitanii muzykal'no-ispolnitel'skoi tehniki [On the education of music and performance techniques]. Ocherki po metodiki obucheniya igre na srkipke [Essays on how to learn to play the violin] [Text]. / M.S. Blok - Moscow, 1960. pp. 3-18.

146. Nineteenth-Century Piano Music: Essays in Performance and Analysis. [Text] - New York London: Garland Publishing, 1997. - 208 p.

147. Varro M. Der Lebendige Klavierunterricht. Seine Methodik und Psychologies N. Simrok [Text] / M. Varro - Hamburg -London, 1958. - 330 p.

148. Ситуация Пекинской оперы в Китае и как сохранять традиционную культуру, на китайском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ccom.edu.cn/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.