Взаимодействие культур народов Дальнего Востока России и Китая в процессе освоения музыкального наследия с применением музыкально-компьютерных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор наук Мезенцева Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 387
Оглавление диссертации доктор наук Мезенцева Светлана Владимировна
Введение
Глава 1. Музыкальная культура Дальнего Востока как объект
культурологического исследования
1.1. Дальний Восток как уникальный этнический регион. Этнохарактеристика Дальнего Востока: данные современных 46 исследований
1.2. Дальний Восток - Европа: общее и различное. Характеристика культур
Глава 2. Формирование музыкальной культуры Дальнего Востока
России и Китая
2.1. Музыкальная культура Дальнего Востока России: коренные народы и переселенцы
2.2. Музыкальная культура Китая: особенности современного этапа. Роль русских эмигрантов-музыкантов в Китае
Глава 3. Музыкально-компьютерная информационно-коммуникационная среда как новый фактор формирования культурных традиций и их взаимодействия
3.1. Сочинение и исполнение музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ). Новая концепция звукового пространства: синестезия искусств и цифровые технологии
3.2. Исследование и сохранение музыкально-культурных традиций с использованием МКТ. Музыкально-компьютерный постфольклоризм как культурологический феномен
3.3. Музыкальная культура в рамках комплексной модели семантического пространства музыки (роль МКТ)
3.4. Российский электронный музыкальный синтезатор (РЭМС) как инструмент сохранения и пропаганды культур народов России и мира
Глава 4. МКТ в современной музыкально-педагогической практике (на примере Дальневосточного региона)
4.1. Творческие вузы России и Китая как поле взаимодействия культур народов Дальневосточного региона
4.2. Пути и формы освоения музыкального наследия в рамках профессиональных музыкальных дисциплин в российском вузе с применением МКТ
4.3. Роль МКТ в вузовском образовательном процессе Китая
Глава 5. Современные цифровые технологии как инструмент сохранения, трансляции и взаимодействия культурных традиций Дальнего Востока России и Китая
5.1. МКТ и проблемы классификации в ракурсе их функционирования как инструмента освоения музыкального наследия
5.2. МКТ - перспективный инструмент взаимодействия культур, трансляции и сохранения музыкальных традиций России и
Китая
5.3.Освоение музыкального наследия как поле взаимодействия культур народов Дальнего Востока России и Китая с
применением МКТ
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Список принятых в работе сокращений и аббревиатур
Приложение 2. Учебный план по направлению подготовки бакалавриата
«Музыкальное образование» Хэйхэйского университета
Приложение 3. Учебная программа бакалавриата по дисциплине «Электронный клавишный инструмент» (автор-составитель - С.В.
о од
Мезенцева)
Приложение 4. Учебная программа бакалавриата по дисциплине «Компьютерные музыкальные программы» (автор-составитель - С.В.
Мезенцева)
Приложение 5. Учебная программа магистратуры по дисциплине «Компьютерные музыкальные технологии» (автор-составитель - С.В.
Мезенцева)
Приложение 6. Иностранные издания на китайском языке, используемые автором диссертации в педагогической деятельности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Русская музыкальная традиция в развитии художественной культуры Якутии конца XIX – середины XX вв.2022 год, кандидат наук Устьянцева Елена Валентиновна
Академическое музыкальное искусство на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века: история, традиции, инновации2023 год, кандидат наук Матвеева Алина Игоревна
Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий2006 год, кандидат культурологии Чжен, Ирина Абрамовна
История народно-инструментальной музыкальной культуры юга Дальнего Востока России: конец XIX в. - начало 90-х гг. XX в.2007 год, кандидат исторических наук Барашок, Ирина Викторовна
Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики2015 год, кандидат наук Айзенштадт, Сергей Абрамович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие культур народов Дальнего Востока России и Китая в процессе освоения музыкального наследия с применением музыкально-компьютерных технологий»
Введение
В настоящее время особенности международной политики и географического положения ориентируют Дальний Восток России на активное сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии. Дальневосточный регион становится своеобразной узловой зоной взаимодействия культур, являясь пограничным пространством, так называемым «международным перекрёстком» (по А.Дж. Тойнби). Дальний Восток на протяжении последних лет является динамично развивающимся регионом России. Указом Президента Российской Федерации с 2015 года в г. Владивостоке ежегодно проводится Восточный экономический форум «в целях содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [293].
Отмечается тенденция увеличения числа студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российской высшей школе. Понятие «диалога культур» сегодня является одним из наиболее актуальных в различных сферах культуры, областях знаний, часто употребляемых в самых разных областях знаний, а в философских трудах В.С. Библера - основателя школы «диалога культур» - последний выдвигается в качестве возможного основоположения философии в канун XXI в.
По данным различных исследований, в последнее десятилетие число граждан Китайской Народной Республики (далее - КНР), обучающихся в российских вузах, возросло почти в три раза. В целом, в последние десятилетия прослеживается тенденция возрастания российско-китайских контактов в политико-экономической, образовательной и культурной сферах. Так, 2006 г. был объявлен «Годом России в Китае», а 2007 г. - «Годом Китая в России». Увеличение численности иностранных студентов из Китая в российской высшей школе способствует развитию глобального информационного и культурного обмена; возрастает интерес к двустороннему изучению
художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран, постижению своеобразия национальных традиций.
Актуальность исследования. Проблемы расширения межнационального пространства в мировой музыкальной культуре в настоящее время все больше входит в круг научных интересов исследователей. Само освоение европейского музыкального наследия представителями восточных культур является особым процессом, который все больше волнует исследователей, ученых разных областей науки, педагогов-музыкантов. В круг изучения постепенно входят проблемы менталитета, социальной адаптации, интернационализации образования и связь с традициями музыкального образования России, межкультурной коммуникации и традиционных ценностей, вопросы вокального и инструментального исполнительства и исполнительских школ, проблемы учебно-методического обеспечения, освоения музыкально-теоретических дисциплин.
Освоение музыкального наследия в нашей работе понимается в широком и узком смыслах. В узком смысле имеется в виду освоение как непосредственный процесс изучения музыкальных произведений, получения музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также непосредственный исследовательский (научный) процесс изучения музыкальной культуры. Особая роль здесь видится в функционировании творческих вузов, институтов культуры. В более широком смысле освоение музыкального наследия видится нами как культурологический феномен, выраженный в композиторской, музыкально-исполнительской деятельности, сборе, сохранении и каталогизации народной музыки, а также в музыкальном образовании в широком понимании. В результате указанных процессов происходит взаимодействие культур народов (в ракурсе нашего исследования - народов Дальнего Востока России и Китая). Под музыкальным наследием мы подразумеваем достояние музыкальной культуры, накопленное человечеством, неотъемлемую часть человеческой культуры; в настоящем диссертационном исследовании - это академическая музыкальная культура и музыкальный фольклор. Мы
сознательно ограничиваемся именно этими двумя большими направлениями музыкальной культуры, видя в них большой потенциал для проблемы нашего исследования. Это позволило увидеть определенные тенденции, характерные для народов всего мира.
Взаимодействие культур понимается в настоящей работе как особый вид связей (культурных контактов) и взаимных влияний между культурами, со своими механизмами взаимодействия ценностей и норм. Особая роль здесь принадлежит культурной политике общества, национальным и региональным аспектам культурной политики (в нашем случае - Китая и Дальнего Востока России), а также сама система распространения культурных ценностей и приобщения к культуре. Среди широко спектра проявлений духовной культуры - искусство, наука, мифология, религия, философия, нравственность, этика, эстетика, воспитание и просвещение и пр. - мы выделяем для исследования музыкальную культуру как поле взаимодействия культур народов на примере Дальневосточного региона. Коммуникационный фактор культуры мы прослеживаем на основе анализа применения музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ) как современного инструмента взаимодействия культур народов Дальневосточного региона и как особой творческой среды, обеспечивающей функционирование, взаимодействие и освоение музыкальной культуры (музыкального наследия). Различные процессы, происходящие в области музыкальной культуры и обусловленные взаимодействием культур (прямым или косвенным), являются особыми маркерами нашего времени. В условиях глобализации процессы взаимодействия культур ускоряются и переходят на принципиально иной уровень и особую роль в этом процессе играют МКТ. МКТ впервые рассматриваются как культурно-трансляционная система, как инструмент сохранения и трансляции музыкальной культуры на примере Дальневосточного региона.
Состояние и степень разработанности проблемы. В контексте темы исследования особенно значимы труды основоположника школы «диалога культур» В.С. Библера [40; 41], М.М. Бахтина - создателя культурологической
концепции диалога [27], Ю. М. Лотмана - создателя семиотической концепции культурного диалога [207]. Отметим также представителей западной «философии диалога» Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, П. Фрейре. Диалогу посвящены и исследования Л.С. Выготского, в которых диалог исследуется как механизм человеческого мышления [66].
В рамках проблематики исследования и в связи с целью и задачами работы выделим области, которые вошли в круг научного осмысления диссертанта и стали опорой для представления составления полноты картины рассматриваемых явлений и осуществления настоящего диссертационного исследования: исследования академической музыкальной культуры региона, исследования традиционной музыкальной культуры Дальнего Востока России и Китая, исследования в области МКТ.
Считаем важным особо отметить и круг исследователей - представителей КНР, который в последние десятилетия активно расширяется. Отдельно необходимо выделить исследования, которые послужили необходимым научным основанием для осуществления научной работы в рамках проблемы взаимодействия культур Запада и Востока, с которых и начнем обзор исследований.
Проблема взаимодействия культур Запада и Востока. Тема «Восток -Запад» в самом широком смысле всегда занимала важное место в сознании философов и мыслителей разных времен и широко представлена в европейской и отечественной философии культуры XIX - XX веков, хотя сама постановка проблемы разности западной и восточной культур ведет свои истоки еще с античности.
Существуют разнообразные виды, формы и механизмы взаимодействия культур Запада и Востока, а также и различные взгляды на осмысление этого взаимодействия. Так, с точки зрения Г.В.Ф. Гегеля, только народы, способные к контактам, способны к развитию, а всемирная история «направляется с Востока на Запад, так как Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия её начало» [73, с. 147]. Согласно О. Шпенглеру, суть взаимодействия культур
Запада и Востока не во влиянии и воздействии друг на друга, а в соприкосновении [417; 418].
По мнению А.Дж. Тойнби, будущее - в соединением восточной (китайской) стабильности и западного динамизма, т. к. Запад открыт для восприятия и осмысления восточного опыта [358]. Такие мыслители, как А. Швейцер, К. Ясперс, Э. Фромм и многие другие также отмечают открытость Запада для диалога. Близкими к пониманию описанного взаимодействия культур являются концепции комплементарности культур Запада и Востока К. Ясперса [435], К. Юнга [423], Г. Гессе (романы «Игра в бисер», «Степной волк» и др.), Т.П. Григорьевой [123; 124].
Проблема «Восток - Запад» в русской философии конца XIX - начала XX вв. рассматривалась, в том числе, и с точки зрения ее влияния на судьбы России и коррелировалась с пониманием роли России в мировой истории. Являясь многонациональным, многоконфессиональным государством, наша страна занимает территорию, являющуюся как частью Европы, так и частью Азии, поэтому вопрос культурной «ориентации» всегда стоял достаточно остро и обусловил полярность русской философии, ее деление на два направления -славянофильство и западничество. Славянофил Н.Я. Данилевский признавал значимость для всемирной истории как «уединенных» (изолированных), так и «преемственных» цивилизаций, выделяя при этом три типа взаимодействия последних: «пересадку», «прививку» и «удобрение». Проблема взаимодействия культурно-исторических типов поставлена в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» [131]. Н.А. Бердяев же смотрит на проблему «Восток-Запад» сквозь призму современных ему политических событий начала XX в., признавая ее «основной темой всемирной истории, ее осью», и видит развитие Востока и Запада по пути движения навстречу друг другу [37].
Различные концепции взаимодействия культур Запада и Востока освящены в работе Н.В. Выжлецовой, которая отмечает, что в «XX веке особенно распространен «пограничный», раздвоенный тип личности переходной эпохи, предрасположенный к «наведению мостов» между своей и
чужой культурой, переходом культурной границы Востока и Запада» [67]. Культурологическому анализу межкультурного и межцивилизационного взаимодействия музыкальных систем в их информационно-семантической представленности посвящено исследование А.Б. Каяк [175]. Один из интересных аспектов раскрывается в работе Е.А. Широковой, посвященной музыкальному фестивалю в диалоге культур как специфической форме коммуникации [415].
Проблемы расширения межнационального пространства в области академической музыкальной культуры можно рассматривать с двух сторон: проникновение европейских традиций на Восток и влияние восточной культуры на западную. Один из первых масштабных трудов, в котором детально исследован долгий исторический пусть зарождения и формирования русско-китайских музыкальных связей (начало XX века - наши дни), способствовавших взаимообогащению и взаимопроникновению культур Востока и Европы принадлежит Цзо Чжэньгуань [394]. Отечественные работы освещают проблемы менталитета, социальной и межкультурной адаптации китайских студентов в условиях российского вуза (А.Л. Арефьев [18], Н.В. Варламова и Л.А. Исаева [54; 55], В.Г. Подзолков [302], Л.Н. Ваулина и Н.А. Коношенко [57], Л.Р. Мустафина и A.P. Нурутдинова [283], М.В. Долгова [140], П.В. Гайдай [72] и др.), вопросы исполнительских школ стран Дальневосточного региона (С.А. Айзенштадт [2; 3; 4]). Впервые в научной практике молодые фортепианные школы Дальнего Востока были рассмотрены С.А. Айзенштадтом в качестве комплексного феномена. Проблемы интернационализации высшего образования в Китае рассматривают И.А. Шведова [413], В.В. Калита и Е.Б. Марин [169]. Вопросы межкультурной коммуникации и традиционных ценностей в современной высшей школе КНР изучает Е.В. Ковтун [180], проблемы взаимодействия с традициями российского музыкального образования - Г.А. Дивеева [138; 139]. Проблемам освоения музыкально-теоретических дисциплин иностранными обучающимися
занимаются Л.Р. Джуманова [138], Ю.Л. Фиденко [369], Т.Ю. Федотова и И.Д. Немировская [368] и др.
Исследования академической музыкальной культуры региона. Начало систематическому изучению академической музыкальной культуры Дальнего Востока России было положено в конце 1950-х - 1960-х годах, когда здесь было сформировано Дальневосточное отделение Союза композиторов России, а в музыкальной жизни прочное место заняли формы филармонического исполнительства, развивавшиеся и прежде, но отныне - на постоянной основе 1. В публицистике центральной прессы - статьях В. Крюкова, Ю. Корева, В. Фере, а также региональной прессы - работах В. Рожковского, Я. Константиновского, Ю. Владимирова, П. Ивачева - были четко разграничены ставшие затем значимыми темы гастрольного и «своего» музыкального исполнительства, общероссийского (общесоветского) и дальневосточного композиторского творчества. В статьях Б.Д. Напреева (о Н. Менцере), Н.А. Соломоновой (о Ю. Владимирове и Э. Казачкове), П. Вольхина (о песенном и кантатно-ораториальном творчестве) 1970-80-х годов исследовательское внимание концентрировалось и на отдельных произведениях и именах композиторов, и на проблемах развития регионального композиторского творчества в целом [286; 338; 339; 343]. Причем, стержневыми для этих авторов, а также А.А. Никитина, В.П. Козловской стали вопросы становления и общей направленности развития Дальневосточной композиторской организации, вопросы жанровых и стилевых тенденций.
Естественно, что на следующем этапе 1990-2010-х годов в дальневосточном музыковедении произошла дальнейшая дифференциация научно-исследовательской проблематики, что ознаменовалось появлением ряда фундаментальных трудов. Так, диссертационные исследования [141; 140] и монография «Николай Менцер и музыка народов Севера» [342]
1 Прежде, с 1890-х годов Дальний Восток отличался развитием любительского музыкального исполнительства, а с середины 1930-х годов, наряду с филармониями, значимой оказалась деятельность местных музыкально-драматических театров, концертно-эстрадных бюро, дальневосточных радиокомитетов во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и других городах региона, со времени Великой отечественной войны и позже - работа воинских коллективов.
Н.А. Соломоновой охватили большой комплекс вопросов функционирования традиционного и современного музыкального фольклора и возникшего на его основе композиторского творчества. Дальневосточное фортепианное образование, исполнительство и творчество получили всеобъемлющий анализ в монографии Л.А. Матвеевой «Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока России (конец XVIII в. - 1980-е гг.)» [221]. Общие процессы жанрово-стилевого развития региональной музыки и ее особая сфера, посвященная интерпретации дальневосточного фольклора композиторами, представлены в изданиях «Творчество композиторов Дальнего Востока России» [189] и «Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России» Т.В. Лесковой [190; 191]. Ряд частных исследований Ю.Л. Фиденко, Л.А. Михайленко, Т.П. Пакуловой, В.С. Захарченко, С.В. Мезенцевой, С.С. Сырвачевой дополняет данную картину в плане конкретизации некоторых жанровых и стилевых «отраслей» дальневосточной музыки, в плане анализа отдельных произведений и творческих биографий композиторов Ю.Я. Владимирова, Н.Н. Менцера, А.В. Новикова, С.С. Москаева, А.Т. Гончаренко (см. Л.А. Михайленко [271]; Т.В. Лескова и С.В. Мезенцева [192]; С.С. Сырвачева [351] и другие). Таким образом, более чем за полувековой период в дальневосточной музыкальной науке сложилась регионоведческая, краеведческая область знания, которая является весомым дополнением в осмыслении процессов развития современной отечественной музыкальной культуры.
Профессиональное композиторское творчество Китая академической направленности известно в России относительно мало. Так как многие композиторы стран Востока получили европейское образование (наряду с образованием в Китае) и сочиняют в традициях западных композиторских школ, то возникает резонный вопрос о самом предмете исследования китайской композиторской музыке (в частности на этом акцентирует внимание Т.С. Сергеева, рассматривая музыкальное востоковедение как одно из новых направлений российской гуманитарной науки [323]). Из последних работ также отметим исследование И.А. Чжен, посвященное профессиональной
музыкальной культуре стран Дальнего Востока [404], композиторские школы Востока изучает М.Н. Дрожжина [134] и другие исследователи. Научные работы российских исследователей более акцентированы на музыкальное исполнительство и музыкальной образование, исполнительские школы Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).
В силу различных причин традиционная музыкальная культура Дальнего Востока России долгое время системно не изучалась. Среди наиболее значимых оснований назовем проблемы ее восприятия, трудности фиксации и расшифровки ее образцов - как письменной, так и аудиофиксации, научной систематизации собранного материала, что стало возможным лишь в ХХ веке. К числу тех, кто внес огромный вклад в изучение музыкального фольклора приамурских этносов, стал отечественный исследователь А.М. Айзенштадт. Наибольший интерес был проявлен им в отношении культуры малочисленных народов районов Нижнего Амура, где был собран и проанализирован богатый экспедиционный материал. В работах А.М. Айзенштадта акцент сделан на изучении стилевых особенностей образцов песенной культуры, а также музыкального инструментария. Но главное, что он был первым, кто создал обобщающий труд по данной проблеме [1]. Другим важным шагом в деле изучения музыкальной культуры дальневосточных народов и ее «открытия» для музыкального наследия России стали работы И.А. Бродского (Богданова). В первую очередь мы имеем в виду выход в свет ценнейшей пластинки с аннотацией «Музыка народов Дальнего Востока СССР» [45] и другие его работы.
Заключительные десятилетия ХХ века кардинально изменили научную ситуацию по изучению указанной проблемы. Такими исследователями, как Н.А. Соломонова [341; 340], Т.Д. Булгакова [48], Ю.И. Шейкин [411], А.В. Сиськова [325], Н.А. Мамчева [219] и другими сделан большой вклад в исследование музыкального фольклора коренных народов Дальнего Востока. В опоре на богатый экспедиционный материала был значительно расширен исторический период изучения традиционной музыкальной культуры
дальневосточных народов - с середины XIX по XX вв. (Н.А. Соломонова). В научную орбиту вовлечено творчество дальневосточных профессиональных композиторов (Н.А. Соломонова). Системное изучение музыкального фольклора народностей Сибири и Дальнего Востока в работах Ю.И. Шейкина привело к созданию одного из наиболее масштабных сравнительно -исторических исследований, посвященных данной проблематике [411], а также ряду ценных научных статей. В числе научных проблем, свидетельствующих об относительной зрелости дальневосточной ветви музыкальной фольклористики, следует назвать проблему классификации жанров музыкального фольклора аборигенов Дальнего Востока России, которая впервые была решена в диссертации Н.А. Соломоновой [341]. Свое продолжение изучение данной проблемы получило в работах автора настоящей диссертации, осуществившего жанровую типологию инструментальной музыки обрядовой культуры тунгусо -маньчжуров [233; 234].
Среди первых работ, освещающих музыкальную культуру Китая, труды Г.М. Шнеерсона «Музыкальная культура Китая» [416], И.З. Алендера [14], В.С. Виноградова [59], Е.В. Виноградовой и А.Н. Желоховцева [60]. Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония входит в круг научных интересов У Ген-Ир [361]. Традиционной музыкальной культуре стран Востока также посвящали свои научные исследования Р.И. Грубер [126], М.С. Друскин [142], С.Б. Лупинос [209; 210], С.П. Волкова [61], Е.В. Васильченко [56], Е.М. Алкон [15; 16], М.И. Каратыгина [174], С.И. Ключко [178], А.Г. Алябьева [17], С.П. Галицкая [71], В.Н. Юнусова, которая изучала, в том числе, формирование синологического направления в отечественной музыкальной науке [423; 424] и другие исследователи.
Важно отметить активное пополнение рядов исследователей представителями КНР. Ареал их научных интересов освещают различные ракурсы музыкального образования и исполнительского искусства в Китае и России: система музыкального образования в Китае, в том числе в условиях глобализации (Хуан Сяньюй [387], Лю Цин [214; 215], Ян Бо [430], Лю Гэ [211],
Цуй Хунхай [396]), вопросы музыкального образования детей в Китае (Цзян Цохун [395], Ян Бохуа [431; 432; 433], Хоу Юэ [382; 383; 384], Хуан Чжулин [389]; Джуан Сун [136]). Проблемы высшего профессионального музыкального образования в Китае, в том числе с точки зрения интеграции образовательных систем и применения музыкально-компьютерных технологий, широко освещают и иностранные исследователи из Китая, например, Яо Вэй [436], Мэн Го [284], Ли Лина [193; 194; 195; 196; 197; 198], Ню Яцань [292], Чжао Ишань [495], Цзян Цинфэн [494], Пэн Пэйвэй [485], Юань Липин [497]), вопросы мировоззренческих особенностей музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России (Хуан Сяньюй [387; 388], Ню Яцань [292], Вэй Яньгэ [69]), вклад советских специалистов в становление музыкального искусства Китая (Цзо Чженьгуань [393; 394], Хуан Пин [385; 386], Лю Сюецин [212; 482], Чуньин Чэ [405]), профессиональное музыкальное исполнительство в Китае и его формирование (Хоу Юэ [383; 383; 384], Сюй Бо [352; 353; 354], Ван Ин [51; 52], Му Цюаньчжи [280], Лю Цзынь [213], Юймин Чи [422], Бянь Мэн [49], Не На [288]), концертная жизнь Китая (Ло Чжихуэй [204; 205]) и другие.
Особое место в научных исследованиях занимают вопросы адаптации китайских студентов к профессиональному обучению за рубежом (Ли Сюеань [200], Ли Минь [199], Сунь Сяопэн [348], Вэй Син [68]). Отдельного внимания заслуживают работы, посвященные анализу композиторского творчества Китая, открывающие неизвестные страницы творчества (Фань Юй [366], Пэн Чэн [310; 311; 312], Вэй Яньгэ [69], Цюй Ва [398], Дай Юй [130], Го Хао [75; 76], Цинь Цинь [392]) проблемам освоения европейского опыта в музыкальной культуре Китая (Чэнь Ин [406], Сун Яньин [347], Хань Инь [378], У На [360]) и другие исследования. Ценный материал по взаимодействию национальных культур России и Китая содержится также в работах Ван Чжичэн [50], Лу Лэй [208], Пэй Хан [309] и других.
Растет количество научных диссертаций авторов из КНР, защищенных в Российских диссертационных советах, которые раскрывают различные аспекты
академической музыкальной культуры Китая: Фань Юй, Шао Сяоюн, Ло Шии, Го Хао, Чэнь Ин, Янь Цзе, Ян Бо, Цюй Ва, Цинь Цинь, Хуан Чжулин, Хоу Юэ, Фань Юй, Сюй Бо, Сун Яньин, Пэй Хан, Ню Яцань, Не На, Му Цюаньчжи, Лю Цин, Ло Чжихуэй, Джуан Сун, Дай Юй, Ван Ин, Бянь Мэн и другие (см. авторефераты диссертаций соответствующих авторов в списке литературы).
Большое значение для данного исследования имеют работы ученых, анализирующих влияние МКТ на современную музыкальную культуру. Одним из примеров научного осмысления в этом образовательном векторе является деятельность учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, рассматривающей, в том числе и сферу использования МКТ в образовании. Значимыми являются работы И.Б. Горбуновой, которая ввела сам термин «Музыкально-компьютерные технологии» в отечественную педагогику в 2002 году [93] (дав позднее более развёрнутую характеристику феномена МКТ и, соответственно, связанного с этим терминологического аппарата [100]), под руководством которой была разработана сама концепция МКТ в образовании и создана указанная лаборатория в 2002 году на базе РГПУ им. А.И. Герцена. В контексте данного подхода МКТ определяются как «междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно -аппаратных средств, требующая знаний и умений, как в музыкальной сфере, так и в области информатики» [100].
В современной науке разрабатывается концепция музыкально-компьютерного педагогического образования в России, а также намечаются перспективы развития концепции музыкально-компьютерного педагогического образования как нового вида образовательной и художественной деятельности в общем, профессиональном, дополнительном и инклюзивном образовании. Особенно значимыми в этом смысле являются работы В.В. Белунцова [34], И.М. Красильникова [185], И.Б. Горбуновой [443; 44; 445; 457]. В круг научного осмысления ученых входят самые различные аспекты, связанные с
МКТ и информатизацией современного общества: вопросы влияния МКТ на профессиональное творчество музыкантов и композиторов раскрываются, проблемы информатизации современного музыкального образования и другие. Разработке концепции электронного музыкального творчества в художественном образовании посвящены исследования и методические разработки ученого и композитора И.М. Красильникова [184; 185; 186]. Исследуются вопросы влияния МКТ на профессиональное творчество музыкантов и композиторов самими композиторами [29; 30; 31; 32; 451]. Проблемы моделирования творческих процессов с помощью музыкально -компьютерных технологий были исследованы в работах М.С. Заливадного, Э.В. Кибиткиной, С.В. Чибирёва [107; 447; 462; 464] и др. Вопросы влияния МКТ на современную музыкальную практику и инклюзивное образование затрагивались в работах Н.А. Бергер [35; 36], А.А. Говоровой [449], А.М. Воронова [62], Н.А. Яцентковской [434].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Баянно-аккордеонная культура Внутренней Монголии Китая: философско-культурологическая интерпретация2024 год, кандидат наук И Лань
Произведения для кларнета китайских композиторов: стилевой диалог Востока и Запада2023 год, кандидат наук Чжан Мини
Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX–XXI столетий2017 год, кандидат наук Недлина Валерия Ефимовна
Китайская вокальная музыка XX века2023 год, кандидат наук Чжан Цяньвэй
У Цзуцян и его наследие в истории российско-китайского музыкального сотрудничества2024 год, кандидат наук Чжао Юн
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Мезенцева Светлана Владимировна, 2022 год
использования в
своей светового и лазерного
исполнительской оформления; навыками
деятельности использования
современных технических средств: звукозаписывающей аппаратуры. возможностей радио, телевидения и информационно-коммуникационной сети «Интернет».
2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины
Вид учебной работы Очная форма обучения
Всего часов Семестры
Контактная работа (всего) 28 7
В том числе:
-лекции (ЛЗ) 20 7
-практические занятия (ПЗ) 8 7
Самостоятельная работа обучающегося (СРС) 44 7
Общая трудоемкость: (всего зачетных единиц/кол-во часов по ФГОС) 2/72 7
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) семестры:
Зачет 7
2.2. Тематический план дисциплины ОФО (очная форма обучения)
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов ЛЗ ПЗ СРС
1. Компьютерный звук и технология работы с ним 19 5 2 12
2. Виды компьютерных музыкальных программ 28 7 3 18
3. Нотные редакторы 21 8 3 10
Подготовка к зачету 4 4
Итого за 7-й семестр: 72 20 8 44
Всего часов: 72 20 8 44
2.3. Краткое содержание разделов и тем
Введение
Цели и задачи дисциплины. Программно -техническое обеспечение.
Тема 1.1. Компьютерный звук и технология работы с ним
Начальные сведения об оцифровке и синтезе звука. Представление звука в цифровой форме. Сэмплирование и таблицы волн. Звуковой синтез. Модуляция. Звуковые эффекты. Компьютерная работа со звуком.
Форматы записи звука. Программы для записи и обработки звука. Программы многоканального сведения. Программы звукового синтеза. Технология редактирования и монтажа музыкальных фонограмм. Методы достижения выразительности звучаний средствами звукорежиссуры.
Тема 1.2. Виды компьютерных музыкальных программ
Типы программ, онлайн-ресурсов и их использование
в профессиональной деятельности. Музыкальные секвенсоры, синтезаторы, нотоиздательские программы, редакторы звука, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура. Планшетные приложения для музыкантов и их применение в профессиональной деятельности.
Тема 1.3. Нотные редакторы
Обзор современных нотных редакторов.Назначение и функции нотных редакторов. Общее знакомство с наиболее популярными нотными редакторами: Finale, Sibelius, MuseScor. Основы работы в нотных редакторах.Технология набора и редактирования нот в современных нотных редакторах. Подготовка к печати. Сравнительный анализ программ нотных редакторов. Применение в профессональной деятельности.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Задания для самоконтроля по разделам дисциплины
Проверка практических навыков:
1. Владение функциональными возможностями работы в наиболее распространенных компьютерных музыкальных программах, изучаемых в курсе (ОПК-2, ПК-14).
2. Компьютерный набор в одной из современных программ и подготовка к печати фрагмента партитуры (ОПК-2, ПК-14).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения дисциплины необходимо изучить основные характеристики компьютерныех музыкальных программ:
1. Finale. Один из первых популярных нотных редакторов - первая версия программы была выпущена в 1988 году. Finale широко используется профессиональными издателями и композиторами. Работать с можно используя клавиатуру и мышь или MIDI клавиатуру.
2. Sibelius. Нотный редактор, с удобным наглядным интерфейсом, не требующим глубокого вникания в меню. Меню хорошо структурировано. Программа позволяет выполнить аранжировку нот любой сложности. Предусмотрены функции проигрывания файлов и аудио записи.
3. MuseScore. Удобная альтернатива Finale и Sibelius. MuseScore также обладает широким спектром возможностей, включая печать, импорт/экспорт нот, поддержку MIDI клавиатуры. Поддерживает нотный набор для ударных
инструментов. Имеет наглядный интерфейс.
4. AdobeAudition. Adobe Audition (бывший Cool Edit Pro) — аудиоредактор. Многофункциональная цифровая звуковая станция. Audition обладает специальным интерфейсом, позволяющим одновременное редактирование нескольких треков. Пакет Adobe Audition 3.0 позволяет создавать, редактировать, записывать и микшировать музыку, очищать звук в фильмах, редактировать звуки для презентаций. В новой версии появилась поддержка виртуальных инструментов VSTi, современные средства микширования, стали доступны новые звуковые эффекты, функции восстановления звука и др.
5. Cubase. Cubase - это цифровая звуковая станция для создания, записи и микширования музыки. Примечательной чертой последней версии Cubase является усовершенствованный синтезатор, барабанная установка и возможность растянуть аудио в реальном времени, а также скорректировать его темп.
6. Sound Forge. Цифровойаудиоредактор Sound Forge. Позволяет создавать и редактировать звуковые файлы быстро и с высокой точностью, создавая из сырого и необработанного звука мастер-копию. С помощью Sound Forge можно анализировать и редактировать аудио (обрезать, вырезать куски, накладывать фильтры и эффекты и многое другое), создавать звуковые петли, производить цифровой ремастеринг и очищение старых записей, моделировать акустические образы, создавать потоковые медиафайлы и создавать мастер-диски.
7. WaveLab. Многоканальный редактор, который позволяет заниматься не только редактированием одного файла, но и аудиомонтажом, сведением. Данная программа также предоставляет возможности создания звука, семплов, радиопередач и компьютерных телефонных приложений. С помощью Wavelab можно преобразовывать форматы данных, осуществлять резервное копирование, организовывать музыкальную коллекцию в виде базы данных и т.д.
8. Yamaha Visual Arranger. Аранжировщик Yamaha Visual Arranger. Программа для автоматической аранжировки, сочетающая в себе удобный и понятный интерфейс и хорошие возможности Она почти не требует от пользователя музыкальных знаний, что дает возможность использования ее в музыкальной педагогике.
9. Band-in-a-Box. Виртуальный аранжировщик, генератор стилей. Выбирая стиль, необходимо заполнить таблицу тактов аккордами, расставить значки куплета/припева. После создания аккомпанемента можно дописать мелодию и сохранить пьесу.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень компетенций и этапы их формирования
Код Формулировка компетенции
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-2 способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации
ПК Профессиональные компетенции
ПК-14 готов к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры
Этапы формирования компетенций:
На начальном этапе (пороговый уровень) обучающийся знакомится с видами музыкально-компьютерных программ; способами расшифровки нотных обозначений, мелизмов, штрихов, педали, аббревиатур, каденций, фермат и др.; основами работы современных технических средств и поиска информации в электронной телекоммуникационной сети Интернет.
На основном этапе (стандартный уровень) обучающийся исследует особенности современные компьютерные методы работы со звуком, возможности современных компьютерных нотных редакторов; передает содержание музыкального произведения с учетом его жанровых и стилистических особенностей; исследует вопросы, касающиеся исполнительской и музыкально-просветительской деятельности, а так же электронной телекоммуникационной сети Интернет.
На завершающем этапе (эталонный уровень) обучающийся практически готов использовать полученные знания, владеет совокупными знаниями в области компьютерных программ, связанных со звукозаписью и звуковоспроизведением, компьютерных методов работы со звуком и компьютерных нотных редакторов для профессиональной деятельности; готов пользоваться навыками создания собственного исполнительского текста на основе глубокого постижения авторского текста и уважительного отношения к нему, а также навыками использования возможностей радио,
телевидения и информационно-коммуникационной сети «Интернет».
5.2. Показатели и критерии оценивания компетенций
Критерии оценивания ответов баллы
Демонстрация уверенных знаний об основных музыкально-компьютерных программах. Грамотный сравнительных анализ программ. Уверенное владение практическими навыками. зачтено
Неуверенное владение практическими навыками. Неточные, неубедительные ответы на вопросы. Несвязное, нелогичное изложение материала. не зачтено
5.3. Материалы для оценки и контроля результатов обучения
Промежуточный контроль (зачет): Контрольные вопросы:
1. Компьютерный звук.
2. Представление звука в цифровой форме.
3. Звуковой синтез.
4. Классификация современных программ для работы со звуком.
5. Форматы записи звука.
6. Программы для записи и обработки звука.
7. Программы многоканального сведения.
8. Программы звукового синтеза.
9. Технология редактирования и монтажа музыкальных фонограмм.
10. Средства и методы звукорежиссерской работы.
11. Классификация современных компьютерных нотных редакторов Finale. Sibelius. MuseScore. Функциональные возможности и основные принципы работы.
12. Музыкальные секвенсоры. Обзор и технология применения. Редакторы звука. Основные принципы работы.
5.4. Методические материалы по оцениванию результатов обучения
Текущий контроль и самоконтроль за уровнем результативности изучения дисциплины осуществляется по итогам работы и выполнению предлагаемых самостоятельных практических заданий. Текущий контроль
осуществляется после освоения каждой темы дисциплины и включает в себя следующие элементы:
1. Проверка уровня освоения учебного материала, представленного на занятиях;
2. Проверка знаний и умений, полученных в ходе самостоятельной подготовки студентов к разным типам занятий;
3. Проверка знания и навыков владения основным терминологическим аппаратом;
4. Проверка практических навыков в освоении компьютерных музыкальных программ;
Промежуточный контроль (зачет) осуществляется в конце 7 семестра на зачетном занятии.
Текущий контроль включает:
- ответы на контрольные вопросы в устной форме.
- проверку практических навыков работы в компьютерных музыкальных программах
Промежуточный контроль включает (зачет):
- ответы на контрольные вопросы в устной форме.
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6.1. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Горбунова, И. Б. Информационные технологии в музыке Т. 4. Музыка, математика, информатика : учеб. пособие/И.Б.Горбунова, М.С.Заливадный. - РГПУ им. А. И. Герцена, 2013 - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=42825
2. Петелин, Р.Ю. Музыкальный компьютер для начинающих / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.
3. Петелин, Р.Ю. Steinbergcubase 5. Запись и редактирование музыки / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 896 с.
Дополнительная литература
1. Косяченко, Б. В. Набор и редактирование нотных текстов в программе Finale: учеб. пособие/ Б.В.Косяченко. - ННГК им. М. И. Глинки, 2015.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312215 -
2. Петелин, Р.Ю. Fl. Studio: музыкальная фабрика на компьютере /
Р.Ю. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 400 с.
3. Фурманов, В. И. Компьютерный набор нот (Finale 2012). Практическое пособие для начинающих/ В.И.Фурманов. - М.: Современная музыка, 2012. - 150 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220995&sr
6.2. Программно-информационное обеспечение
Программно-информационное обеспечение учебного процесса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Для проведения занятий практического типа, текущего контроля и промежуточной аттестации используется следующее проприетарное программное обеспечение:
- лицензионное программное обеспечение:
6. Microsoft Windows.
7. Microsoft Office (в состав пакета входят: Word, Excel, PowerPoint, FrontPage, Access).
8. Adobe Creative Suite 6 Master Collection (в состав пакета входят: Photoshop CS6 Extended, Illustrator CS6, InDesign CS6, Acrobat X Pro, Dreamweaver CS6, Flash Professional CS6, Flash Builder 4.6 Premium Edition, Dreamweaver CS6, Fireworks CS6, Adobe Premiere Pro CS6, After Effects CS6, Adobe Audition CS6, SpeedGrade CS6, Prelude CS6, Encore CS6, Bridge CS6, Media Encoder CS6).
9. секвенсоры: Ableton Live, ACID Pro, Cakewelk Sonar, Fl Studio, Logic Pro, PreSonus One, REAPER, Steinberg Cubase, Steinberg Nuedo, Studio one Pro.
10. нотаторы: Finale, Sibelius.
- свободно распространяемое программное обеспечение:
6. набор офисных программ LibreOffice
7. аудиопроигрыватель AIMP
8. видеопроигрыватель Windows Media Classic
9. интернет-браузер Chrome.
10. нотный редактор MuseScore
11. опН^ cексенсоры, нотаторы.
Для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине требуется обращение к программному обеспечению MicrosoftWindows, MicrosoftOffice, в том числе для подготовки мультимедийных презентаций по темам семинаров в программе PowerPoint. Для создания конечных нередактируемых версий документа рекомендуется использовать
AcrobatXPro, входящий в состав пакета AdobeCreativeSuite б MasterCollection.
Приложение 5.
Учебная программа для магистратуры по дисциплине «Компьютерные музыкальные технологии»
Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ» (ХГИК)
Кафедра искусствоведения, музыкально-инструментального и
вокального искусства
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Уровень магистратуры
(2020 год набора) (для иностранных обучающихся)
Направление подготовки
53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство
Профиль подготовки
Фортепиано
Квалификация
Магистр
Форма обучения
очная
Хабаровск 2020
Автор-составитель:
Светлана Владимировна Мезенцева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства; заведующий кафедрой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
1.1 Наименование дисциплины
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
1.3 Цель и задачи освоения дисциплины
1.4 Планируемые результаты обучения по дисциплине
2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём дисциплины
2.2 Тематический план дисциплины ОФО
2.3 Краткое содержание разделов и тем
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
3.1 Планы практических занятий
3.2 Вопросы для самоконтроля по разделам дисциплины
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1 Перечень компетенций и этапы их формирования
5.2 Показатели и критерии оценивания компетенций
5.3 Материалы для оценки и контроля результатов обучения
5.4 Методические материалы по оцениванию результатов обучения
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Основная и дополнительная учебная литература
6.2. Программно-информационное обеспечение
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ 1.1. Наименование дисциплины
Настоящая рабочая программа дисциплины «Компьютерные музыкальные технологии» предназначена для магистров, обучающихся по направлению подготовки 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство», профиль подготовки «Фортепиано», квалификация «Магистр», разработана на кафедре искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства Хабаровского государственного института культуры в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - магистратура по направлению подготовки 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 815.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Данный курс является дисциплиной по выбору и по реализуемым компетенциям связан с такими дисциплинами, как «Специальный инструмент», «Информационные технологии в науке и образовании», «Методология исследовательской деятельности» и др.
1.3. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - формирование представлений о компьютерных технологиях в музыке.
Задачи дисциплины: выработка у обучающихся потребности и умения самостоятельно использовать современные технологии компьютерного музыкального творчества, практическое применение новых информационных технологий в современном образовании и творчестве, осознание роли компьютерной музыки в контексте цифровых искусств.
1.4. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции Индикаторы достижения компетенций Планируемые результаты практической деятельности, обеспечивающие формирование компетенций
Профессиональные компетенции
ПК-2 ПК-2.1. ПК-2.1
быть мобильным в Знать: современные Знать
освоении музыкальные стили и жанры, современные технические средства поиска
разнообразного их особенности, условия репертуара, расширения его посредством
классического и концертно-просветительской и музыкально-компьютерных технологий;
современного педагогической деятельности. специфику применения их в
репертуара, образовательной и исполнительской
участвовать в деятельности.
культурной жизни
общества, создавая ПК-2.2. ПК-2.2
художественно- Уметь: быстро осваивать Уметь
творческую и репертуар различных применять полученные знания в
образовательную современных стилей и жанров, исполнительской и педагогической
среду преодолевать языковые и деятельности; использовать возможности
технические трудности при его расширения репертуара посредством
освоении. компьютерных музыкальных технологий
с целью участия в культурной жизни
общества, создавая художественно-
творческую и образовательную среду
ПК- 2.3. ПК-2.3.
Владеть: обширным Владеть
современным репертуаром полученными знаниями и умениями в
целях мобильности в освоении
разнообразного классического и
современного репертуара, участия в
культурной жизни общества, создавая
художественно-творческую и
образовательную среду посредством
музыкально-компьютерных технологий
2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины
Вид учебной работы Очная форма обучения
Всего часов Семестры
Контактная работа: практические занятия (ПЗ) 44 2
Самостоятельная работа студента (СРС) 64 2
Общая трудоемкость: (всего зачетных единиц/кол-во часов по ФГОС) 3 / 108
Вид промежуточной аттестации семестры
зачет 2
2.2. Тематический план дисциплины (очная форма обучения)
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов ПЗ СР С
Введение в дисциплину 2 2 -
Роль компьютерных
1. музыкальных технологий в образовании и инструментальном исполнительстве 60 20 40
2 Компьютерная музыка в 42 22 20
композиторском творчестве
Подготовка к зачету: 4 - 4
ИТОГО по курсу 108 44 64
2.3. Краткое содержание тем
Введение в дисциплину
Цели и задачи дисциплины. Программное и учебно-методическое обеспечение.
Тема 1. Роль компьютерных музыкальных технологий в образовании и инструментальном исполнительстве
Новые интерфейсы музыкального выражения. Технологии для художественной деятельности в целях усиления и обогащения различных аспектов музыкальной выразительности. Информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве.
Тема 2. Компьютерная музыка в композиторском творчестве
Композитор и компьютер. Традиции и новаторство. Программные продукты для композиторов. Роль музыкально -компьютерных технологий в жанрово-стилевом и репертуарном расширении.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Планы практических занятий
Практические занятия направлены на работу над расширением своего исполнительского и педагогического репертуара: компьютерная аранжировка произведений (аудио- и нотная) из своего репертуара или педагогического репертуара, создание фонограммы для исполнения произведения соло, поиск необходимых музыкально-компьютерных технологий и работа с их помощью для освоения компетенций дисциплины.
3.2. Вопросы для самоконтроля по разделам дисциплины
13. Каким образом компьютерные музыкальные технологии способствуют расширению репертуара? Назовите программные продукты.
14. Роль компьютерных музыкальных технологий в композиторском творчестве. Традиции и новаторство.
15. Технология редактирования и монтажа музыкальных фонограмм. Их применение для расширения репертуара и концертной практики.
16. Редакторы звука. Применение для расширения репертуара.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль и самоконтроль за уровнем результативности изучения дисциплины осуществляется по итогам работы и выполнению предлагаемых самостоятельных практических заданий. Текущий контроль осуществляется после освоения каждой темы дисциплины и включает в себя следующие элементы:
1. проверка уровня освоения учебного материала, представленного на занятиях;
2. проверка знаний и умений, полученных в ходе самостоятельной подготовки обучающихся;
3. проверка знания и навыков владения основным терминологическим аппаратом;
4. проверка практических навыков в освоении компьютерных музыкальных технологий.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень компетенций и этапы их формирования:
Код Формулировка компетенции
Профессиональные компетенции
ПК-2 быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду
Этапы формирования компетенций:
На начальном этапе (пороговый уровень) обучающийся знакомится с видами музыкально-компьютерных технологий, современных информационных и коммуникационныхе технологий.
На основном этапе (стандартный уровень) обучающийся исследует особенности современных технические средств поиска репертуара, расширения его посредством музыкально-компьютерных технологий; специфику применения их в образовательной и исполнительской деятельности.
На завершающем этапе (эталонный уровень) обучающийся практически готов использовать полученные знания, владеет совокупными знаниями, умениями и навыками в области компьютерных музыкальных технологий, современных информационных и коммуникационных технологий в области профессиональной деятельности.
5.2. Показатели и критерии оценивания компетенций
При оценивании формирования компетенций на различных этапах учитываются качество освоения учебного материала (умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и качество изложения (исполнения) изученного материала), компетентность в раскрываемых вопросах. Дисциплина заканчивается зачетом во 2 семестре.
Шкала оценивания зачета:
Критерии оценивания ответов баллы
Демонстрация уверенных знаний о возможностях музыкально-компьютерных технологий. Грамотный сравнительных анализ технологий. Уверенное владение практическими навыками. зачтено
Неуверенное владение практическими навыками. Неточные, неубедительные ответы на вопросы. Несвязное, нелогичное изложение материала.
5.3. Материалы для оценки и контроля результатов обучения
Промежуточный контроль включает ответы на вопросы к зачету в устной форме, демонстрацию одной композиции (общей продолжительностью - 3-5 минут) из своего репертуара (исполнительского или педагогического), обработанной при помощи одного из видов компьютерных музыкальных технологий (на выбор: автоаранжировщик, секвенсор (в т.ч. электронный синтезатор), опНпе-секвенсор и т.п.).
Вопросы к зачету:
1. Классификация современных программ для работы над расширением репертуара.
2. Электронная музыка в композиторском творчестве.
3. Программы для записи и обработки звука.
4. Программы звукового синтеза.
5. Технология редактирования и монтажа музыкальных фонограмм.
6. Средства и методы звукорежиссерской работы.
7. Музыкальные секвенсоры в композиторском творчестве.
8. Редакторы звука. Применение для расширения репертуара.
9. Компьютерная аранжировка как метод расширения репертуара.
5.4. Методические материалы, определяющие процедуры
оценивания
При оценивании уровня усвоения компетенций необходимо опираться на качество сформированности у магистранта знаний современных информационных и коммуникационных технологий в области профессиональной деятельности, современных технических средств поиска репертуара, расширения его посредством музыкально-компьютерных технологий; специфику применения их в образовательной и исполнительской деятельности, умений применять полученные знания в исполнительской и педагогической деятельности; использовать возможности расширения репертуара посредством компьютерных музыкальных технологий с целью участия в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду, использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности, владений навыками работы в сфере компьютерных музыкальных технологий, с современными
информационными и коммуникационными технологиями в области профессиональной (музыкально-педагогической) деятельности,
полученными знаниями и умениями в целях мобильности в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участия в культурной жизни общества, создавая художественно -творческую и образовательную среду посредством музыкально-компьютерных технологий.
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 7.2.Основная и дополнительная литература
Основная литература:
1. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие. В 4 т. Т. 1: Архитектоника музыкального звука / И.Б. Горбунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. - 175 с.
2. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие. В 4 т. Т. 2: Музыкальные синтезаторы / И.Б. Горбунова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. - 206 с.
3. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие. В 4 т. Т. 3: Музыкальный компьютер / И.Б. Горбунова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 411 с.
4. Горбунова, И.Б., М.С. Заливадный. Информационные технологии в музыке Т. 4. Музыка, математика, информатика : учеб. пособие/И.Б.Горбунова, М.С.Заливадный. - РГПУ им. А. И. Герцена, 2013 -Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=428257
5. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) / Г.Г.Белов, И.Б.Горбунова, А.В. Горельченко. Учебное пособие. - СПб.: СМИО Пресс, 2006. - 216 с.
6. Мезенцева, С.В. Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Ч. I. Звук. Нотное письмо. Ритм и метр. Интервалы. Лад и тональность. Переводчик Сон А.В / С.В. Мезенцева, пер. А.В. Сон.-Хабаровск: Хабаровский гос. ин-т искусств и культуры, 2015. - 52 с.
7. Мезенцева, С.В. Теория музыки: учеб. пособие для иностранных студентов. Часть II: Аккорды. Хроматизм. Мелодия. Фактура. Транспозиция. Мелизмы. Штрихи. /С.В. Мезенцева, пер. Цзяо Янь, Гао Цзинь Ци. -Хабаровск : ХГИК, 2019. - 53 с.
8. Петелин, Р.Ю. Steinberg cubase 5. Запись и редактирование музыки / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 896 с.
Дополнительная литература:
1. Андерсен. А.В. Современные музыкально -компьютерные технологии [Электронный ресурс] /А.В. Андерсен Г.П., Овсянкина Р.Г. Шишкова - Режим доступа: http://elanbook.com/ - М.: Планета музыки, 2013. - 244 с.
2. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография / В.В. Беличенко, И.Б. Горбунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 221 с.
3. Белов, Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) / Г.Г. Белов // Современное музыкальное образование - 2002: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 43-61.
4. Белунцов, В. Компьютер для музыканта / В. Белунцов. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
5. Горбунова, И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке / И.Б. Горбунова // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 9. - С. 97-101.
6. Горбунова, И.Б., Чибирёв, С.В. Музыкально -компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: Монография / И.Б. Горбунова, С.В. Чибирёв. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. - 159 с.
7. Камерис, А. Методические рекомендации в преподавании программ -секвенсоров для музыкантов / А. Камерис // Современное музыкальное образование - 2003: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С.242-245.
8. Косяченко, Б. В. Набор и редактирование нотных текстов в программе Finale: учеб. пособие/ Б.В.Косяченко. - ННГК им. М. И. Глинки, 2015.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312215
9. Садкова, О.В. Словарь терминов музыкальной акустики и психоакустики : учебное пособие / О.В. Садкова ; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Нижний Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2012. - 163 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312211
10. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников ; Государственное учреждение Институт художественного образования Российской академии образования. - Дубна : Издательство Феникс+, 2007. -
496 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=25648
7.3. Программно-информационное обеспечение
Программно-информационное обеспечение учебного процесса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Для проведения занятий практического типа, текущего контроля и промежуточной аттестации используется следующее проприетарное программное обеспечение:
- лицензионное программное обеспечение:
11. Microsoft Windows.
12. Microsoft Office (в состав пакета входят: Word, Excel, PowerPoint, FrontPage, Access).
13. Adobe Creative Suite 6 Master Collection (в состав пакета входят: Photoshop CS6 Extended, Illustrator CS6, InDesign CS6, Acrobat X Pro, Dreamweaver CS6, Flash Professional CS6, Flash Builder 4.6 Premium Edition, Dreamweaver CS6, Fireworks CS6, Adobe Premiere Pro CS6, After Effects CS6, Adobe Audition CS6, SpeedGrade CS6, Prelude CS6, Encore CS6, Bridge CS6, Media Encoder CS6).
14. секвенсоры: Ableton Live, ACID Pro, Сakewelk Sonar, Fl Studio, Logic Pro, PreSonus One, REAPER, Steinberg ^base, Steinberg Nuedo, Studio one Pro.
15. нотаторы: Finale, Sibelius.
- свободно распространяемое программное обеспечение:
12. набор офисных программ LibreOffice
13. аудиопроигрыватель AIMP
14. видеопроигрыватель Windows Media Classic
15. интернет-браузер Chrome.
16. нотный редактор MuseScore
17. опН^ cексенсоры, нотаторы.
Для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине требуется обращение к программному обеспечению MicrosoftWindows, MicrosoftOffice, в том числе для подготовки мультимедийных презентаций по темам семинаров в программе PowerPoint. Для создания конечных нередактируемых версий документа рекомендуется использовать AcrobatXPro, входящий в состав пакета AdobeCreativeSuite 6 MasterCollection.
Приложение 6.
Иностранные издания на китайском языке, используемые автором диссертации
в педагогической деятельности
Рис. 14. Сюй Чжихэн. Краткая история китайской музыки. - Пекин, 2016. - 180 с.
> (
Рис. 15. Лю Сюецин. Харбинский симфонический оркестр (к столетию): 1908-2008 г.
- Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2008. - 64 с.
В области музыкально-компьютерных технологий:
Рис. 16. Звукозаписывающее искусство (курс акустической режиссуры) / Сост.: Юань Юань, Ван И. - Шанхай: Шанхайский музыкальный издательский дом, Издательский дом Shanghai Art Audio Video, 2016. - 152 с.
HuU
im.1,,1 *»««*«*«*
« » « « i»tf*5!t*»4!
яямклят
—тштттп
MIDI f JftMHMHfl*
ACOUSTIC AND MIDI ORCHESTRATION FOR THE CONTEMPORARY COMPOSER
[CI Andrea Pejrolo Richard DeRosa Ï
sa m » *«« *
Рис. 17. Пьероло, А., Де Роза, Р. Акустическая и MIDI оркестровка для современного композитора /А. Пьероло, Р. Дэ Роза. Перевод ка кит. яз.: Лиу Дие, Ся Тиен. - Пекин: Пекинская киноакадемия. Отдел звукозаписи и серии искусств, 2010. - 269 с., DVD.
Рис. 18. Звук. Музыкальное пособие / Сост. Лян Гуан Ченг, Дю Луан Шенг, Ван Дья Ши, Ли Сианг Джанг. - Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2007. -287 с.
В области сольфеджио:
Рис. 19. Сольфеджио. Для студентов бакалавриата / Под ред. Сюй Цзинсин, Сунь Хун,
2011. - Пекин. - 263 с.
Рис. 20. Двухголосное сольфеджио. Учебное пособие
/Группа преподавателей и исследователей сольфеджио Шанхайской консерватории. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2015. - 106 с.
Рис.21. Сольфеджио: чтение с листа/Сост.: Ч. Гуйронг, Г. Лемуан и Дж. Карулли. -Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2017. - 75 с.
Рис. 22. Сольфеджио (с упрощенной (нумерованной) системой нотации) / Под ред. Чжао Фангпин. - Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2015. - 180 с.
Рис. 23. Песенник (с упрощенной (нумерованной) системой нотации) / Под ред. Лу Чжунци. - Пекин: Издательство «People s Music Publishing House,
2017. -162 с.
В области гармонии:
^ m z ^ m. H A «
CHINESE ART EDUCATION ENCYCLOPAEDIA MUSIC VOLUME
"S" fa M-
wmnfiu
SHANGHAI MUSIC PUBLISHING HOUSE
fc&M/V X
©smPH
± * » SjWK tt
Рис. 24. Ян Тонпа. Учебник гармонии. - Пекин:
Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2013. - 359 с.
Рис. 25. Гармонический анализ / Сост. Цзян Чжиго. - Хунань: Литературное и
художественное издательство, 2015. - 300 с.
Рис.26. Костка С., Пейн Д. Тональная гармония. Введение в музыку XXвека. Рабочая тетрадь по гармонии. - Peoples Music, 2013. - 331 с.
Рис.27. Мигель А. Ройг-Франколи. Понимание пост-тональной музыки (гармонии).
Перевод на китайский язык выполнен издательством МеОгомИШ ЕёосаЫоп и Pugic Мте, 2012. - 413 с.
ттир^тт
§ише Ьо Ьпе <Ргаа1саС 31исСу о/ ^Гагтопу
к» шп ■ 1)1 тъ ■ шлш я
Шп $
Рис.28. Путеводитель по практическому изучению гармонии П.И. Чайковского. Пер. Ван Сюцина. - Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2016. - 190 с.
В области теории музыки:
Рис. 29. Ли Чунгуан. Теория музыки. - Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2012. - 253 с.
Рис. 30. Основы теории музыки. Пед ред. Сунь Пэна, Лю Кэ, Ван Сяона. - Харбин: Народное издательство Хэйлунцзян, 2011. - 247 с.
Рис. 31. Словарь музыкальных терминов / Под ред. Чжан Нинхэ и Ло Цзилань. - Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2015. - 118 с.
Рис. 32. Словарь иностранных музыкальных терминов. - Пекин: Издательский дом «Народное музыкальное издательство», 2015. - 313 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.