Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хоу Юэ
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хоу Юэ
Введение.
Глава I Основы китайского фортепианного образования.
1.1 Атмосфера традиционной музыкальной культуры.
1.2 Появление клавишных инструментов в Китае.
1.3.Этапы истории китайского фортепианного образования.
1.3;1 Китайское фортепианное образование в ранний период (конец 19 — начало 20 вв.).
1.3.2.Создание государственных музыкально-образовательных учреждений и фортепианное обучение в них (1919 - 1937).
1.3.3. Военные годы (1937-1949).
1.3.4. Первые 17 лет после образования КНР.
1.3.5. Период «культурной революции» (1966-1976).
1.3.6. 1980-е годы 20 века — новый этап развития китайского фортепианного искусства. Небывалый «фортепианный бум».
Глава П. Становление и развитие китайского детского фортепианного образования^.
2.1 Детская фортепианная музыка китайских авторов до 1980-х годов.
2.2 Фортепианное обучение и труды китайских педагогов "по детской фортепианной музыке.
2.3.Китайское детское фортепианное творчество 1980-х-2000-х годов.
2.4 Специфические черты китайских фортепианных сочинений для детей.
2.5 Система образования в начале 21 века: государственные и частные детские музыкальные школы.
Глава Ш. Исследование китайского детского фортепианного образования в свете существующих проблем.
3.1 План анкетирования и его проведение.108<
3.1.1.Исходные вопросы. Масштаб анкетирования > и выборка.
3.2 Общие итоги анкетирования. Его второй этап.
3.2.1 Цель обучения музыке.
3.2.2 Процесс обучения
3.2.3 Учителя, семья и родители. Причины ухода учащихся из Детской школы искусств.
3.2.4. Внешкольное детское музыкальное образование.
3.3 Итоговые выводы.
3.4 Китайская детская фортепианная, педагогика : проблемы века.
3.4.Юдностороннее понимание функции музыкального воспитания.
3.4.2 Нарушение закономерностей психического развития, детей и особенности; обучения.
3.4.3 Игнорирование развития интереса к музыке, неуважение к активности детей.
3.4.4 Недостаточное понимание важности аттестации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы2008 год, кандидат искусствоведения Хуан Пин
Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков2011 год, кандидат искусствоведения Сюй Бо
Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее: XX век2000 год, кандидат искусствоведения Бэк Хи Сук
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Ван Ин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития»
Китай - многонациональная страна с древней культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в искусстве, в том числе и в музыке.
Вплоть до сегодняшнего дня китайская музыка сохраняет своеобразие и особенности, свойственные ей столетиями. И, в то же время, постепенно включается в процесс глобальной эволюции мирового музыкального пространства. Исключительное место в современном китайском социуме принадлежит фортепианному искусству. На протяжении более чем 100-летнеш периода своего существования оно укоренилось в сознании миллионов людей, достигнув значительных высот в исполнительстве, композиторском творчестве, педагогике. Такие фортепианные сочинения китайских композиторов как «Малая флейта пастушка» Хэ Лутина, «Удар грома в засушливую погоду» Чэнь Пэйсюна, «Вышивание рамки доски с надписью золотом» Ван Цзяньчжун, «Танец утреннего ветра» Дин Шаньдэ, «Лан Хуахуа» Ван Лисаня, «Кошкерский танец» Шу Фу, «Фестивальная ночь с факелами» Ляо Шэнцзина, «Три вариации Янгуан» Ли. Инхая по популярности у китайской публики можно сравнить с «Временами года» Чайковского и «Лирическими пьесами» Грига, пользующимися известностью во всем мире.
Особое место в онтологии и гносеологии фортепианного искусства занимает детская фортепианная музыка.
Вопрос о влиянии музыкального воспитания на развитие ребенка изучался многими музыкантами, педагогами и философами. Китайцы считали и считают, что музыка имеет самое непосредственное отношение к нравственности. Все они, начиная с Конфуция и кончая сегодняшними музыкантами-педагогами, рассуждали о влиянии музыки на развитие людей. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. Он полагал, что музыкальное воспитание 4 делает людей добрыми и душевными.
Об эстетической функции музыкального воспитания много спорят ученые. Некоторые из них считают, что основное внимание надо уделять анализу музыкальных способностей, подчеркивая роль умений и навыков. Другие считают, что ценность эстетического воспитания несравнима с собственно интеллектуальным развитием. Автор диссертации уверен, что эти две точки зрения имеют право на существование, но ему кажется, что мало исследуется внутренняя связь между ними. Выдающаяся функция детского музыкального воспитания, без всякого сомнения, заключается„ в его художественном содержании. Как уникальное искусство музыка действительно является катализатором эстетического воспитания, она играет огромную роль в формировании художественных способностей детей и прививании им благородных моральных качеств. А рост эстетического чувства естественно ведет к повышению музыкальных способностей.
Кроме функции эстетической музыкальное воспитание играет важную роль в умственном развитии, детей. Этого, кажется, многие не осознают, уделяя серьезное внимание лишь эстетической стороне вопроса и фактически отрицая другие функции. В практике детского музыкального воспитания автор, долгие годы наблюдая за процессом художественного роста большого числа детей, обнаружил со всей очевидностью, что музыкальное воспитание влияет не только на культуру, но и на развитие других качеств и способностей. Поэтому, нельзя считать, что функция детского музыкального воспитания только в формировании достойных эстетических взглядов. На самом деле ребенок узнает и открывает для себя много нового и интересного в иных сферах; музыкальное обучение направлено на развитие воображения, создаёт условия для развития произвольного внимания; в современной психологии есть основания говорить о том, что эволюция музыкального воспитания тесно связана с психологическими особенностями обучающихся (JI.C. Выготский); музыка передает и вызывает такие чувства и переживания, которые иногда нельзя полноценно вербально выразить. Одном словом, музыкальное воспитание влияет на эстетическое восприятие, способность к познанию, интеллектуальное и внеинтеллектуальное развитие, ум, чувственность, внимание, понимание, мышление в целом и т.д. Хорошее музыкальное воспитание воздействует на характер детей, помогает им вырасти жизнерадостными, активными, уверенными и ловкими. Музыку невозможно сравнить ни с чем. Именно поэтому воспитание посредством музыки нам кажется сегодня столь же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.
Исключительная роль в этом процессе отводится детской фортепианной музыке. В современном мире она стала своего рода универсальным языком, который осваивают будущие музыканты разных специальностей и будущие слушатели — любители музыки.
Актуальность данного диссертационного исследования. Будучи одной из важнейших областей национального музыкального искусства, детская фортепианная музыка и исполнительство Китая тесно связаны со всей национальной музыкальной культурой и отражают характерные особенности ее развития. Это неотъемлемая составная часть многонациональной китайской культуры, опирающаяся на богатства, уникального народного песенного и инструментального фольклора, уходящего своими корнями в глубокую древность. В наше время огромное значение детского фортепианного образования в духовном развитии личности и общества постепенно получило заслуженное признание, было высоко оценено и принято представителями педагогических и искусствоведческих кругов, интеллектуальной и политической элиты современного китайского государства.
Детская фортепианная музыка Китая сформировалась в самостоятельную область музыкального творчества. Однако, необходимо отметить, что многочисленные интереснейшие факты и историко-хронологическая информация, касающаяся этого вопроса, в целом остаются неизученными. На сегодняшний день в Китае еще нет 6 фундаментальной музыковедческой работы, которая бы рассматривала бы, национальную фортепианную музыку для детей с точки зрения комплексного историко-теоретического анализа. Не исследован вклад выдающихся китайских композиторов в становление детской музыки как средства воспитания, формирования личности. Не существует сколько-нибудь значительных работ, посвященных характеристике прошлого и настоящего детского фортепианного образования в КНР.
В^ последние четверть века в связи с кардинальными изменениями в социальной и духовной сферах китайского общества обострилось внимание к , личности детей, стремление к ее разностороннему развитию; Главные задачи заключаются в формировании, у детей музыкальных интересов и вкусов, раскрытии творческого потенциала ребенка, на уроках музыки, воспитании у подрастающего поколения любви и уважения к родной природе, родному краю. Поэтому изучение истоков китайского детского фортепианного образования, периодов ее развития, способов преломления народных традиций является» актуальным как в плане историко-теоретическом, так и в свете его эстетико-педагогической: значимости.
Степень изученности проблемы; Проблема систематического исследования детского «фортепианного образования Китая в, настоящее время еще не приобрела должного освещения, несмотря на то, что в Китае 80 процентов, из обучающихся музыке детей учатся игре на фортепиано; В той или иной мере интересующие нас вопросы освещены в публикациях Бянь Мэн, Ван Лисан, Вэй Тингэ, Дань Чжаои, Ин Шичжэнь, Ли Инхая, Ли Пэйлань, Чжао Щаошэн, Чжу Гун-и. Все они посвящены различным вопросам истории и теории китайской музыки, китайским композиторам, фортепианному исполнительству и упражнениям для детей. Детское фортепианное творчество рассматривается в них либо в русле общего развития музыкальных жанров, либо в процессе анализа сочинений того или иного композитора. Авторы этих трудов не ставили своей задачей дать полное представление о детской фортепианной музыке. Но их значение в 7 накоплении и осмыслении музыковедческих знаний о детском фортепианном образовании бесспорно.
Объектом данного диссертационного исследования служит музыкальное воспитание детей и юношества в классе фортепиано.
Предмет исследования - самобытный путь становления и развития китайского детского-фортепианного искусства (композиторского творчества, исполнительства, образования) в его тесных связях с традиционной музыкальной культурой, процесс обучения игре на фортепиано учащихся детских музыкальных школ и курсов, особенно в последние десятилетия.
Диссертация ставит своей целью систематизацию фактов и событий, обобщение особенностей эволюции китайского детского фортепианного образования, а также выявление его связи с народным творчеством, анализ проблем, разработку теоретических основ использования фортепианного искусства в современном образовательном процессе.
Осуществляемый впервые анализ китайского детского фортепианного образования неизбежно затрагивает широкий круг проблем. Использованный в работе материал дал возможность вести исследование в трех основных ипостасях: истоки становления и развития (исторический аспект), условия бытования (творческий аспект), процесс профессиональной подготовки юных пианистов (методико-аналитический аспект).
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи диссертации:— охарактеризовать особенности становления и развития китайской фортепианной культуры; выявить главные исторические предпосылки становления и развития детского фортепианного искусства в Китае; систематизировать теоретические и практические взгляды китайских педагогов о детской фортепианной музыке; комплексно проанализировать ряд наиболее ярких фортепианных опусов для детей китайских композиторов конца XX - начала XXI веков и 8 обобщить их характерные черты;
- рассмотреть фортепианное обучение, учебные материалы и репертуар в государственных и частных детских музыкальных школах и курсах;
- разработать и экспериментально апробировать предложенную методику начального обучения детей и юношества в классе фортепиано, проанализировать её эффективность и предложить конкретные рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс учебных заведений Китая.
Основной методологической и исследовательской базой диссертации послужили труды отечественных музыковедов-исследователей И. Кайцзи, Хун Шикуй, Чжоу Гуанжэн, Бянь Мэн и др. поднимающие вопрос о детском фортепианном искусстве; работы исследователей-пианистов, музыкантов-педагогов, среди которых необходимо назвать Чжу Гун-и, Ин Шичжэнь, Дань Чжаои, Ли Пэйлань, Ли Инхая и др, которые уделяют большое внимание фортепианной исполнительской технике и педагогике. Изучены системы музыкального воспитания иностранных мастеров, актуальные ныне и в Китае (Эмиля Жак-Далькроза, Карла Орфа, Золтана Кодаи, Шиници Судзуки, Дмитрия Кабалевского и др.).
В диссертации проведен исторический, научно-методический, музыкально-теоретический анализ детского фортепианного искусства — творчества, исполнительства, педагогики и использованы следующие методы исследования:
- наблюдение за процессом преподавания фортепиано в детских музыкальных школах и курсах;
- целостный анализ учебных планов и программ, учебников, методической литературы и учебных пособий, предназначенных для детских музыкальных школ и курсов;
- типологический анализ - в ходе проведения педагогического эксперимента в классе фортепиано детской музыкальной школы;
- анкетирование и обобщение полученных результатов;
- сравнительный анализ эффективности методики; систематическое социолого-аналитическое исследование и изучение разных аспектов музыкальных интересов учащихся, их родителей, педагогов.
В целом было опрошено 600 детей и родителей. Дети в возрасте 4-12 лет, обучающиеся в различных детских музыкальных школах, среди них большинство в Детской школе искусств при Цзилиньском институте искусств.
Основные положения, выносимые на защиту: китайская фортепианная культура пережила разные этапы развития и впитала в себя национальные традиции различных народностей страны; начиная с 80-х годов фортепианное искусство, особенно детское, в результате общественных реформ стало пользоваться в КНР небывалой популярностью; китайская детская фортепианная музыка выросла на почве народных традиций, являясь частью современного профессионального музыкального искусства; фортепианные произведения для детей можно вычленить в самостоятельную область, имеющую свои характерные стилистические отличия; проблемы в области детского фортепианного образования имеюи комплексный характер и касаются детей, их родителей, педагогов.
Научная новизна. Впервые прослежен путь детской фортепианной музыки для детей в Китае, выведены определенные закономерности ее развития. Одновременно показана целостная картина фортепианного творчества национальных композиторов, посвященного детям, открыта возможность расширить сферу исследовательских поисков и теоретических обощений. В то же время настоящая работа представляет собой первую попытку комплексного исследования китайского детского фортепианного образования, исполнительства, композиторского творчества. Цель, предмет и задачи диссертации определили научную новизну настоящей работы.
Впервые в китайском музыкознании предпринято целенаправленное изучение ю детского фортепианного образования, как феномена музыкальной культуры, возникшего в последние десятилетия, в историко-культурном и педагогическом контекстах.
Также в диссертации впервые привлечены материалы, характеризующие состояние детской фортепианной музыки Китая конца XX — начала XXI столетий, что позволило выявить истоки некоторых существенных явлений китайского детского фортепианного искусства.
В результате обобщенные фактические данные о детском фортепианном образовании обеспечивают возможность их более широкого использования в музыкально-образовательном процессе. Материалы диссертации могут быть широко использованы для изучения истории музыкального образования, истории фортепианного искусства, для методики обучения игре на фортепиано; в процессе работы над исполнением фортепианных сочинений китайских композиторов в музыкальных школах, училищах, институтах и других учебных заведениях страны, а также при проведении воспитательной работы с учащимися. В этом заключается практическая значимость диссертации.
Теоретическую значимость приобретают выявляемые универсальные и специфические черты, методы и приемы изучения детского фортепианного образования.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание дисциплин по истории китайского фортепианного искусства, могут быть использованы при составлении учебных программ, служить пособием для педагогов начального, среднего и высшего звена.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения диссертации были изложены автором в четырех публикациях, в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях.
Структура и объем диссертации
Диссертация включает 184 страниц. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография содержит 173 наименования, в том числе 125 на китайском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры1994 год, кандидат искусствоведения Бянь, Мэн
Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия2007 год, кандидат искусствоведения Хайновская, Татьяна Александровна
Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приёмами европейского письма2009 год, кандидат искусствоведения У На
Фортепианное искусство Якутии: Творчество, исполнительство, образование2004 год, кандидат искусствоведения Варламова, Александра Васильевна
Содержание начального обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и колледжах Республики Корея: На материале Российской фортепианной школы2003 год, кандидат педагогических наук Ким Ми Енг
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хоу Юэ
Результаты исследования доказывают, что, бесспорно, при преподавании фортепиано учителю не нужно слепо стремиться лишь к реализации технических навыков, игнорируя восприятие учениками красоты мелодии, гармонии. Актуальная цель обучения — в том, чтобы дети прислушивались к музыки и чувствовали музыку. Мы должны защищать и поддерживать их интерес к музыке, с тем чтобы они могаи почувствовать и сохранить в душе уникальный шарм фортепианного звучания. Тоща с возрастом этот интерес и любовь к искусству станут стабильными, и в то же время у некоторых одаренных детей возникнет желание глубже изучить исполнительство. А это уже начало пути к вершинам профессионализма.
Очевидно, что, невзирая на все успехи, китайское детское фортепианное образование изучено пока недостаточно. Надеемся, эта работа станет основой для ещё более широкого распространения и восприятия в Китае как детского фортепианного воспитания, так и музыкального образования в целом, поможет нынешним и будущим пианистам и педагогам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги.
Современная китайская музыкальная культура впитала в себя национальные традиции различных народностей страны. Этот процесс характерен и для детской фортепианной музыки.
В настоящее время она представляет собой неотъемлемую часть духовной культуры народа, имеет большое значение в деле массового музыкального воспитания, ибо ею охвачены десятки миллионов детей и подростков.
Китайское фортепианное образование в своем развитии прошло несколько этапов. В ранний период китайские музыканты-педагоги, которые получили подготовку за границей либо на родине у иностранных учителей, пользовались традиционными пособиями: Школой Бейера, этюдами Черни, упражнениями Ганона и Сонатинами Клементи. С тех пор эти пособия оставались базовыми в учебном репертуаре. К ним постепенно прибавились сочинения разных направлений и эпох, охватывающие весь спектр фортепианной литературы — от классической полифонии Баха и Генделя до опусов композиторов второй половины 20-го-начала 21-го веков.
На разных этапах эволюции китайского фортепианного образования, начиная с 1920-х годов, создавались специальные учебные музыкальные заведения, в первую очередь, Шанхайская государственная консерватория и Центральная государственная консерватория. Консерватории обращали особое внимание на совершенствование профессионального уровня преподавателей, приглашали иностранных музыкантов-педагогов для обучения игре на фортепиано и чтения фортепианной теории, составляли пособия в соответствии с китайскими учениками. Узловую роль в повышении качества педагогического процесса сыграла деятельность представителей
148 русской и советской школ, работавших в Китае.
Параллельно становлению китайской детской фортепианной педагогики появляется необходимость в её научном осмыслении. Она оказывается реаализованной в последние десятилетия прошедшего столетия, когда увидели свет фундаментальные работы Ин Шичжэнь, Дань Чжаои, Ли Фэйлань, Ли Инхая, посвященные теоретическим и практическим проблемам детского фортепианного образования.
Накапливался также новый репертуар: начиная с середины 1930-х годов китайские композиторы регулярно создавали фортепианные произведения для детей, используя сокровища китайского народного творчества, мелодику вокального и инструментального фольклора и традиционной (пекинской) оперы. Произведения Хэ Лутина, Дин Шаньдэ, Ли Инхая и др. признаны за границей.
В 80-е годы 20-го века в связи с началом реформирования китайского общества, быстрым экономическим развитием и ростом жизненного уровня, большое внимание уделяется духовным и культурным потребностям подрастающих поколений. В новом столетия во главу угла ставится повышение качества образовательного процесса. В связи с этим происходит диверсификация фортепианного обучения с включением разнообразных учебных пособий, в том числе переводных. «Фортепианный бум» 1990-х-2000-х вызвал к жизни множество детских и юношеских конкурсов, охвативших буквально всю страну. Возможность получения дополнительных баллов при поступлении в вуз, с одной стороны, стимулировало процесс дальнейшего профессионального роста фортепианной культуры, с другой, привело к «натаскиванию» юных музыкантов, ради приобретения сертификата из года в год «зубрящих» одни и те же сочинения.
Детское музыкальное образование в новый период и в новой среде приобрело новый смысл. Его социально-художественный статус не может быть проигнорирован, ибо стал одним из краеугольных камней всекитайского национального образования. В целом, детское образование должно быть
149 своего рода эмоциональным образованием, которое сосредоточено на синтезе морального, интеллектуального, физического аспектов гармоничного развития детей. Место музыки в этом процессе исключительно велико. Интерес к ней может стимулировать, поддерживать, поощрять детей желание к творческой самореализации, воспитывает позитивные человеческие качества. Проведенное нами исследование на базе музыкальной школы при Цзилиньском институте искусстве, продемонстрировало, как нынешнее поколение китайских детей и их родителей относятся к разным сторонам фортепианного обучения, в чём видят его эстетическую и социальную значимость.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хоу Юэ, 2009 год
1. Библиографический список использованной литературы на китайском языке
2. Анализ материалов о зарубежном музыкальном образовании. / Под ред. Чжоу Шибиня, Гун Чжэна. -Шанхай, Музыка, 2007. 372 с.
3. Би Сучжи. Современные зарубежные образовательные системы. —Пекин, Народное образование , 1993. —268с.
4. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Пекин,Хуа Юе, 1996. -181с.
5. Бянь Ся. Внешнее преподавание и внутреннее направление в области детского обучения искусству. Ж. «Детское воспитание» . Пекин, 2000, №10.С.12.
6. Ван Дань. Влияние детской музыкальной образовательной системы Кодаи на занятия детей искусством в наше время. Ж. ((Вестник Китайского женского института» . Пекин,2001, №2.С.24 .
7. Ван И-ин. Цель детского музыкального воспитания. Ж. { Китайское музыкальное образование» . Пекин, 2002,№4.С.8 .
8. Ван Лисан. Тон, интонация и другое. — Письмо к участникам совещания «Новая музыкальная история Китая — Воспоминания и размышления: 1885-1985». Ж. (( Гонконгский институт, Центр Азиатских научных исследований)) .Гонконг, 1991.С. 18.
9. Ван Лэй. История китайского современного социального образования. -Пекин, Народное образование , 2003. -407 с.
10. Ван Пейюан. Когда клавикорд появился в нашей стране. Ж. ((Массовая музыка» . Пекин, 1981, №4.С.9 .
11. Ван Тянь-и, История зарубежного образования, т.2. Пекин, Изд. Пекинского педагогического университета, 2000. —441с.
12. Ван Цзянь. Развитие дошкольного воспитания детей и научный образовательный метод. -Пекин,Народное образование , 1997. -245с.
13. Ван Чин. Анализ сочинений победителей конкурса Чжон Щи Бей.— 1987. Ж. ((Китайская музыка» . Пекин, 1991, № 1.С. 12 .
14. Вэй Минь. Положение дел и реформа детского музыкального воспитания. Ж. « Изучение дошкольного воспитания» . Пекин, 1998,№1.С. 15.
15. Вэй Тингэ. Взаимоотношение традиционного и современного музыкальных направлений в китайской фортепианной музыке.Ж. «Китайская музыка)) . Пекин, 1987, № З.С. 16.
16. Вэй Тингэ. Избранные произведения Вэй Тингэ. -Пекин, Народная музыка, 2007.-485с.
17. Вэй Тингэ. О фортепианном творчестве в нашей стране. // Сборник диссертаций на соискание степени магистра искусствоведения. —Пекин, Народная музыка, 1983. -265с.
18. Вэй Хуан, Хо Цзиньхун. Советское музыкальное образование. — Шанхай, Шанхайское музыкальное образование, 1990.-456с.
19. Гао Ваньцин. Влияние музыки на детское воспитание. Ж. «Ганьсуское образование)) .Ланьчжоу. 2001, №10.С.9 .
20. Гун Нили. Музыкальная эстетика. -Пекин,Китайская Академия общественных наук, 2002. — 262 с.
21. Гун Ци. Чжоу Гуанжэн рассказывает о фортепианной педагогике. Ж. «Народная музыка» . Пекин,1985, №1.С.17 .
22. Гу Сяохун. О музыкальном воспитании в раннем возрасте. Ж. «Вестник Хэйлунцзянского образовательного института» . Харбин, июля 2001, №4.С. 9.
23. Гу Юфэй. Фортепианное преподавание. -Наньцзин, Изд. Педагогического университета Наньцзин, 2001. 115 с.
24. Гэ Дэюе. О фортепианной педагогике Чжу Гун-и. -Пекин, Народная152музыка,1989.- 121с.
25. Дай Хайпон. Дин Шандэ и его музыкальные произведения. Сборник статей 4-ой конференции современной музыки. -Шанхай,Шанхайская консерватория, 1998. -268 с.
26. Дань Чжаои. Детское фортепианное обучение и консультирование. -Пекин,Хуа Юе, 1999. 198с.
27. Жэнь Инь.Гимнастика пальцев для начинающих играть детей. —Шанхай, Музыка, 2008.-81с.
28. И Каицзи. Мой взгляд на развитие фортепианного исполнительства. Ж. ((Народная музыка)) . Пекин, 1962, № 11.С. 14 .
29. Интерпретация «Программы воспитания и обучения в детском саду». —Наньцзин,Цзянсуское образование, 2002. -253с.
30. Ин Шичжэн. Фортепианная педагогика. -Пекин, Народная музыка, 1990. -155с.
31. История китайской музыки / учебное пособие для студентов музыкального факультета вуза в 21 веке. —Чунцин,Изд. Юго-Западного университета, 2007. —354 с.
32. История китайской современной музыки. / Под ред. Ван Юхэ. -Пекин, Народная музыка, 2002. —377 с.
33. История Центральной консерватории 1950-1990.Редакция Центральной консерватории, —Пекин, изд. Центральной консерватории, 1989. —188с.
34. История Шанхайской консерватории 1927-1987. — Под ред. Дин Шандэ. -Шанхай, изд.Шанхайской консерватории, 1987. —132с.
35. Как повысить уровень фортепианного исполнительства I . Под редакцией вестника ЦК. —Пекин, Хуа Юе, 2003. —301с.
36. Как повысить уровень фортепианного исполнительства П. Под редакцией вестника ЦК. -Пекин, Хуа Юе, 2003. — 415с.
37. Как повысить уровень фортепианного исполнительства Ш. Под редакцией вестника ЦК. Пекин, Хуа Юе, 2003. - 284с.
38. Как повысить уровень фортепианного исполнительства IV. Под редакцией153вестника ЦК. -Пекин, Хуа Юе, 2003. 351с.
39. Креадер В. Фортепианная педагогика в прошлом и сегодняшнем Китае. Беседы с Ли Щанмин. Ж. (( Музыкальное искусство» . Шанхай, 1984, №4.С.19 .
40. Ли Дань. Детская развивающаяся психология. —Шанхай,Изд. Восточно-китайского педагогического университета, 1986. —156с.
41. Линь Цундэ. Развивающаяся психология. —Пекин,Народное образование , 1995. -522с.45 .Ли Су, Яао Вэй. Сборник уроков музыки в детском саду. — Пекин, изд. Пекинского педагогического института, 1999. —86с.
42. Ли Фейлань. Вопросы и ответы на фортепиано для малышей. -Пекин, Народная музыка, 2004. -66 с.
43. Ли Фейлань.Детские фортепианные пальцевые этюды. -Пекин,Народная музыка,2007. —143с.
44. Ли Цзялу. Исчезновение фортепианного звука. Ж. ((Вей-хуй-бао» . Шанхай,апрель 1979.С.16 .
45. Ли Цэхоу. История эстетики. -Пекин, Общество и наука, 1989. -386с.
46. Ли Щифань. И Юань Пянь. -Пекин, Китайская молодёжь, 1991. —275с.
47. Лу Лэсань. Принципы дошкольного воспитания. -Пекин, образовательное издательство Пекинского педагогического университета, 1991. —189с.
48. Лун Хун. Влияние музыки на формирование культурных и общественных эмоций у детей. Ж. ((Образование в Ганьсу» . Ланчжоу,2001,№З.С.11 .
49. Лю Сяодун. О педагогике детского музыкального воспитания. Ж. (( Вестник Ланчжонского образовательного института » . Ланчжоу,2001,№1.С. 18 .
50. Jbo Хайминь. Принципы образования. — Чанчун,Изд. Северо-Восточного педагогического университета, 2000. —285с.
51. Лю Цансун. Теория современного качественного образования. -Ухань, изд. педагогического университета Центрального Китая, 2007. —398 с.
52. Лю Цзиньхуа. Детская развивающая психология. —Шанхай, изд. Восточно-китайского педагогического университета, 2006. —280с.
53. Лю Цинган. Фортепианное исполнительство и обучение / изучение фортепианного обучения Ян Цзюня. Пекин, Народная музыка , 2003. -125 с.
54. Лю Чи. Когда клавикорд появился в Китае. Ж.((Китайская музыка». Пекин, 1986. №3. С. 15.
55. Лю Юанцзюи. Эпоха фортепиано . —Пекин, Шиши,2001.3—60с.
56. Лян Маочунь, Мин Янь. История современной китайской музыки. -Пекин: Народная музыка, 2008. —713 с.
57. Ляо Фушу. О Мэй Байчи. Ж. (( Известия Пекинской консерватории» .Пекин, 1992,№ 1.С. 15 .
58. Наслаждение музыкой. / Под ред. Лю Вэя. —Пекин, Народная музыка, 2008. -379 с.63 .Наука: китайское образование-2006. / Под ред. Китайского образовательного общества. — Пекин,Народное образование , 2007. — 602 с.
59. Ни Хуйцзюнь. Стереоперспектива воспитания в детей искусства в наше время. Ж. ((Модернизация образования» .Пекин,2001. №6.СД7 .
60. Новая классификация образования 21 века. / Под ред. Шэн Лицюня. -Ханчжоу,Чжэцзянское образование, 2008. —370 с.бб.Основы педагогики. / Под ред. Е Лань. -Пекин: Народное образование , 2007. -327 с.
61. Пан Ифей и Ян Цзюнь. О фортепианных педагогических принципах Чжу Гун-и. Ж. ((Известия Пекинской консерватории» .Пекин,1986. №1. С. 32.
62. Поиск и новаторство. / Под ред. Мэн Синьяна. -Пекин, изд. Центрального национального университета, 2007. —769 с.
63. Пу Хэнцян. Новый обзор китайской музыки.-Наньцзин:155
64. Изд.Наньцзинского педагогического института, 2002. -224 с.
65. Пэн Чжиминь. Сборник анализов музыки 20 века. — Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. 508 с.
66. Сборник по истории китайской музыки. / Под ред. Тянь Кэвэя. Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. —393 с.
67. Ce Цзясин, Ян Янь-и, Сунь Хай. Очерк немецкого музыкального образования. Шанхай, Шанхайское образование, 1999. —327с.
68. Суя Цин. Влияние активности при музыкальной деятельности на развитие детского творчества. Ж. € Шанхайское образование и изучение» . Шанхай, 2001, №9 (об. №165).С.25 .
69. Сунь Пэйцин. История китайского просвещения. — Шанхай, Изд. Восточно-китайского педагогического университета, 1992. — 797с.
70. Сыту Бичунь, Чэнь Ланцю. Фортепианная педагогика. — Чунцин,Изд. Юго-западного университета, 1999. —143 с.
71. Сю Хайлинь, Ло Сяопин. Введение в музыкальную эстетику. Шанхай, Шанхайская музыка, 1999. 4—36 с.
72. Сюй Ху, Синь Еян. Направление иностранного современного образования. -Пекин, Народное образование , 2008. —371 с.
73. Ся Е. Краткая история китайской музыки / учебное пособие для студентов музыкального факультета вуза. —Пекин,Высшее образование, 2007. -152 с.
74. Сян Цянькунь. Интерпретация известных китайских фортепианных произведений. -Чэнду, Сычуаньское издательство литературы и искусства, 2007.-156 с.
75. Сяо Юмэй. Сочинения Сяо Юмэя. В 2 т. Т. 2 . Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. -612 с.
76. Ся Саоянь. Фортепианная мелодия и язык души (фортепианное искусство Чжэн Шусина). Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. - 373 с.
77. Теория музыкального образования и её изучение. / Под ред. Хуан Сяомина. -Гуйлинь, Изд. Гуансийского педагогического университета, 2007.156
78. Тун Даоцзинь, Сунь Минчжу. Изучение фортепианного искусства. В 3 т. -Пекин,Народная музыка, 2003. -1377 с.
79. У Инте. Краткая фортепианная педагогика. — Пекин, Хуа юе, 1997. -136 с.
80. У Сяона, Ван Цзянь. Курс обучения игре на фортепиано. — Ухань, изд. Уханьского университета, 2006. — 293с.
81. Фань Тао. Улучшение музыкального образования и развитие качеств детей. Ж. «Образование в Хэнань» Чжэнчжоу,2001,№1.С. 16 .
82. Фань Хэсинь. Фортепианная педагогика. -Пекин, Народная музыка, 2008. -319 с.
83. Фу Лэй. Письма Фу Лэя родным.Под редакцией Фу Мин. -Шэньян,Ляонинское образование.2004. — 387с.
84. Фу Лей. Развитие Фу Цуна. — В кн.: Под редакцией Фу Мин. Беседы о музыке с Фу Цуном. -Пекин,Сан Лянь-жизнь,учеба,новые знания. 1984. -399с.
85. Фэн Чанчунь. Идея современной китайской музыки. — Пекин,Народная музыка, 2007. — 402 с.
86. Хэ Пин. Суть музыки и её развитие. Пекин,Народная музыка, 2007. 190 с.
87. Хуан Зи. Современная образовательная теория. Пекин,Народное образование , 2005. — 620с.
88. Хуан Ли. Развитие активности детей в музыкальной образовательной деятельно сти.Ж. <( Изучение дошкольного воспитания » Пекин,2002,№2.С.14.
89. Ху Юнцин. Восприятие и эмоция. Ж. « Шаньдунское образование и изучение» . Цзинань,2002,№6.С.21 .
90. Цай Цзичжоу. Музыкальная теория и теория музыкальных дисциплин. — Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. —335 с.
91. Цзинь Чжунмин. Музыкальное образование и китайская культура. — Шанхай, Шанхайское образование, 1994. -414с.
92. Цзоу Айминь. и др. (перевод). Музыкальная педагогика. Составитель: редакционный отдел издательства "Народная музыка". -Пекин, Народная музыка, 1996. —345 с.
93. ЮО.Цюй Цзинли. Выбор собственного образования. — Шанхай, Сюелинь, 2008.-201 с.
94. Цян Боань, Чжоу Кай. Музыкальная культура и эстетика / учебное пособие для студентов вузов в 21-м веке. — Ухань, Издательства Уханьского университета, 2007. -392 с.
95. Цянь Жэньпин. Китайская новая музыка. — Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. -373 с.
96. ЮЗ.Чжан Фан. Введение в музыкальное образование. — Пекин, Китайская Академия общественных наук, 1997. —252 с.
97. Чжан Вэйминь. Двухстороннее влияние традиционной культуры на новаторство в области детского художественного воспитания. Ж. «Вестник Хунаньского педагогического института)) . Чанша, июнь 2002, том 6, №2.С.19 .
98. Чжан Гунминь. Влияние Орфа на занятия детей искусством в наше время. Ж. «Изучение современного образования)) . Пекин, 2001,№1.С.4 .
99. Чжан Гунминь. Учебный эксперимент по музыкальному творчеству детей Кофмана. Ж. «Изучение дошкольного воспитания)) . Пекин, 2001, №З.С.20 .
100. Чжан Цзянь. Влияние музыкального образования на воспитание детей. Ж. «Вестник Лоянского педагогического института)) . Лоян,2001. №З.С. 7. 108.Чжан Чжунхуа. Теория современного образования. Пекин, Изд.литературных общественных наук, 2008. — 358 с.
101. Чжао Саошэн. Пути к постижению фортепианной игры.158
102. Чанша,Хунанное образовательное издательство, 1991. —325с. 110. Чжао Цуйсинь. Некоторые проблемы обучения на коллективных уроках фортепианной музыки. Ж. «Научный вестник Центральной консерватории». Пекин, 1996, №3. С.26.
103. Ш.Чжон Сяохун. Учебная теория. — Чан Чунь: Изд. Северо-восточного педагогического института, 2001. -266с.
104. Чжоу Гуанжэнь (под ред.). Китайская пианистка — поэт — Гу Шэнин. -Шанхай, Музыка, 2001. -271 с.
105. ПЗ.Чжоу Чан. Музыка и эстетика (серия книг о китайских музыкантах). -Пекин, Издательство «Цзинхуа», 2001. — 412 с.
106. Чжэнь Шуцинь. Игра в детском музыкальном образовании. Ж.
107. Шаньдунекое образование и изучение)) . Цзинань, Дополнительный номер, 2000.С.16 .
108. Чэн Сыху. Путь к образованию, Хэфэй, Аньхуйское образование , 2007. -398 с.
109. Чэн Цзин-е. Изучение «Юегэ Ли Шутуна в Сюетан». Пекин, Китайская издательская компания, 2007. - 170 с.
110. Чэн Цяньпин. Музыка и творческая мысль. Шанхай, Шанхайская музыка, 2007. —245 с.
111. Чэн Чженвей. Как Фу Цун учился музыке. Ж. «Известия Шанхайской консерватории)) . Шанхай, 1983, № 2.С. 5.
112. Э Вэй. Педагогическая психология / серия известных педагогических произведений 20 века. -Фучжоу, Фуцзяньское образование , 2007. 436 с. 123 .Юань Дин. Фортепианное обучение. - Пекин,Ассоциация китайской159культуры, 2003. -184 с.
113. Ян Жухуай. Музыкальный анализ и творчество. В 2 т. -Пекин, Народная музыка, 2003. -1286 с.125 .Ян Иньлю. Очерки по истории китайской музыки. -Шанхай, музыка, 1953. -488с.
114. Библиографический список использованной литературы на русском языке
115. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М.:Музыка, 1971.-278с.
116. Алексеев А.Д.История фортепианого искусства.(Часть II ) —М. :Музыка, 1967. -286с.
117. Алексеев А.Д.Советская фортепианная музыка(1917-1945) . -М.: Музыка. 1974. -248с.
118. Баренбойм Л.А.Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. —Ленинград. Музыка. 1969.—288с.
119. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. —М.:Издательский дом «Классика-ХХ1» ,2007. 192с.
120. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. —М.:Просвещение.1964. -220с.
121. Благой Д.Д., Гольденвейзер Е.И. В классе А.Б.Гольденвейзера. -М.:Музыка. 1986.-214с.
122. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская-исполнитель и педагог. -Л.,Музыка.1978. -136с.
123. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. -СПБ.: 1994. -105с.
124. Вебер К.Э.Путеводитель при обучении игре на фортепиано. — СПБ.:Союз художников,2002. —128с.
125. Волъф К. Уроки Шнабеля. -М.:Издательский дом «Классика- XXI», 2006. -176с.
126. Выборгский Н.И.Ремонт и настройка фортепиано. —2-е изд. -М.гМузыка. 1982. -135с.
127. Гинзбург JI.C.0 работе над музыкальным произведением.-^-е изд.,доп. -М.: Музыка. 1981. 143с.
128. Гогоберидзе А.Г. Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.,Издательский центр1. Академия» , 2005. -320с.
129. Голубовская Н.И.О Музыкальном исполнительстве:Сб.статей и материалов/Сост.Е.Бронфин. . —Л.:Музыка. 1985. —142с.
130. Григорьев Л.Г.Платек Я.М.Современные пианисты:Биографические очерки. — М.:Сов.композитор. 1985. — 472с.
131. Гринштейн С.Великие фортепианные педагоги прошлого. -СПБ.: 2004. -144с.
132. Грум-Гржимайло Т.Л.Музыкальное исполнительство -М.:3нание. 1984. -160с.
133. Зимин П.Н. Руководство по уходу за фортепиано/ Второе издание,дополне-нное и переработанное. М. Государственное музыкальное издательство. 1959. —192с.
134. Корыхалова Н.П.За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПБ.:Композитор-Санкт-Петеобург, 2006. -552с.
135. Корыхалова Н.П.Играем гаммы. СПБ.: Композитор-Санкт-Петеобург, 2003.-84с.
136. Кременштейн Б.Л.Воспитание самостоятельности учащегося//в классе специального фортепиано. — М. Музыка. 1966. 120с.
137. Кубанцева Е.И.Концертмейстерский класс:Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр ((Академия)) ,2002.-192с.
138. Либерман Е.Я.Работа над фортепианной техникой. М.гМузыка, 1971. -144с.
139. Либерман Е.Я.Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.:Музыка. 1988.-236с.
140. Любомудрова Н.А.Методика обучения игре на фортепиано:Учеб.пособие. -М.: Музыка, 1982. -143с.
141. Мальцев С.М.Метод Лешетицкош. СПБ.:ВВМ,2005. -224с.
142. Метлов Н.А. Музыка—детям.:Пособие для воспитателя музыкального руководителя детского сада. — М.-.Просвещение, 1985. 144с.
143. Под редакцией Ветлугиной Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.:Просвещение,1982. — 271с.
144. Порвеков В.Г. .Акустика и настройка музыкальных инструментов:Методическое пособие по настройке. М.гМузыка, 1990. 192с.
145. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. — М.:Издательский дом «Классика1. XXI » ,2008.-208с.
146. Радынова О.П.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. :Пособие для студентов педагогических институтов,учащихся педагогических училищ и колледжей,музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. М.:Просвещение:Владос, 1994. - 223с.
147. Савшинский С.И.Работа пианиста над музыкальным произветением. -Ленинград. Музыка, 1964.-188с.
148. Савшинский С.И.Работа пианиста над техникой. Ленинград. Музыка,162
149. Седракян JI. М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. -М.: 2007.-94с.
150. Смирнов М.А.Русская фортепианная музыкагЧерты своеобразия. — М.: МузыкаД983. -336с.
151. Стуколкина С.М. Путь к совершеству. Диалоги,статьи и материалы о фортепианной технике. — СПБ.: «Композитор-Санкт-Петербург)), 2007. —392с.
152. Тимакин Е.М.Воспитание пианиста:Методическое пособие:Издание 2-е. -М.:Советский композитор, 1989. -144с.
153. У Ген-ир. Традиционная музыка Дальнего Востока(Китай,Корея,Япония). СПБ.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2005. -342с.
154. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. — СПб: Астерион, 2009. — 160 с. 171 .Шекалов В.А.Ванда Ландовская и возрождение клавесина. СПБ.:Канон, 1999. -336с.
155. Щукина Г.И.Формирование познавательных интересов учащихся на уроке. Сов.педагогика.1957. - №8. — С.ЗЗ.
156. Юдовина-Гальперина Т.Б.Музыка и вся жизнь. — СПБ.:Композитор,2007. -156с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.