Феномен музыкального инструмента моринхуур в культуре Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Насу

  • Насу
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 160
Насу. Феномен музыкального инструмента моринхуур в культуре Китая: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2021. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Насу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Культурно-феноменологическая идентификация

музыкального инструмента морин хуур

1.1. Генезис морин хуур в истории монгольской культуры

1.2. Артефакт морин хуур: традиционные и современные технологии изготовления

ГЛАВА 2. Влияние современных культурных трансформаций

на музыку и репертуар морин хуур

2.1. Морин хуур: переход от традиционной к современной стилистике исполнительства

2.2. Репертуар морин хуур в условиях социокультурных трансформаций современного Китая

Заключение

Список литературы

148

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен музыкального инструмента моринхуур в культуре Китая»

Введение

Актуальность исследования. Очевидно, что глобализация жизни, быта, традиционной культуры и искусств монголов современного Китая оказывает не всегда однозначное влияние на существование кочевой цивилизации в условиях модернизации, затрагивает и расшатывает её устои, ярким выражением которой является народный музыкальный инструмент морин хуур («степная жемчужина»). В этой связи первоочередным основанием для выбора данной темы явилось стремление не просто выделить морин хуур из культурной и музыкальной истории монголов, но и воссоздать технику и технологии изготовления и дизайна «артефакта морин хуур», правила настроек, гармонию практик музицирования и стилистики сочинения произведений.

Очевидна необходимость изучения истоков культурного феномена морин хуур, запечатленных в многовековых легендах и мифологии, передававщихся монголами в традициях поколений, что предполагает описание внутренних и внешних характеристик инструмента в контексте современных социокультурных процессов, в том числе и влияния глобализации и «европеизации» на цивилизационную систему КНР.

Все это предполагает философско-культурологическую реконструкцию музыкального инструмента морин хуур в широком диапазоне его всесторонней репрезентации. Целостное философско-культурологическое и историко-культурное представление музыкального инструмента морин хуур может показать, что он и сегодня в условиях духовных парадоксов техногенного мира требует освоения традиционных технологий изготовления и совершенствования практик исполнительства, является гордостью народной музыкальной культуры монголов.

Собственно, в этом тезисе заключается основная установка нашей работы и ее актуальность. Это и определило обращение в нашей диссертации

к философско-культурологическому и культурно-историческому исследованию феномена музыкального инструмента морин хуур.

Степень научной разработанности проблемы ориентирована на многообразные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «музыкально-культурная традиция», фундамента, на котором строилась и продолжает строиться сегодня музыкальная культура Китая. На фоне возрастающего размывания культурных границ тематика сохранения и даже умеренной консервации духовных традиций делает актуальным изучение музыкальной культуры и эстетики стран Дальнего Востока. Этим занимаются сегодня многие российские искусствоведы и музыковеды (К. Аджемов, М.И. Кириллова, С.М. Хентова, В. Шестаков, Г. Шнеерсон, О.Ф. Шульпяков (аспект народных инструментов Китая), Ю. Брюшков (подготовка музыкальных кадров КНР), В. Креадер (вопросы музыкальной педагогики), В. Кухарский (музыка «свободного Китая») и др.

Достаточно специфичны и глубоки работы таких исследователей, как Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинер, В.А. Петрушин, Г.М. Цыпин (вопросы теории исполнительства); следует отметить труды А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, В.Л. Живова, А.Г. Каузовой, Г.М. Когана, А.В. Малинковской, С.И. Савшинского (область психологии музыкально -исполнительской деятельности) и др. Контексты понятий «исполнение», «исполнительские искусства» представлены в фундаментальных работах известных мировых теоретиков м педагогов (М.И. Бенюмов, Я.И. Мильштейн), затрагивающих острые проблемы развития эстетики и гармонии музыки, мастерство и умение музыканта, принципы музыкального творчества.

Проблематике китайской музыки посвящён значительный массив работ китайских ученых: Ван Пейюан (о феномене «массовой музыки»), Ван Чин (вопросы китайского музыковедения), Чжао Щаошен, Цай Чжичжон, Чжуан -цзы Шо, Ян Иньлю, Ван Лисан (вопросы музыкальной истории Китая), Ли

Цзялу, Ляо Найсюн и Лин Эряо (аспекты вузовского преподавания музыки), Ляо Фушу, Линьцин Цао, Чан Лиин (народная песня в китайской культуре) и др. В этом же ряду свежие публикации таких китайских авторов, как Хуан Пин (2008); Ян Бо (2010); Бянь Мэн, Сюй Чэн-бэй, Сюй Бо (2011), Чжао Фэйлун (становление концертного вокального исполнительства в Китае в 2030-е годы ХХ в.) и др. Отдельный пласт представлен такими авторами, как У На (синтез китайской национальной традиции с современной европейской культурой), Лю Цзинь-юань, Чжэн Бин-и (история китайского музыкально искусства), Тань Фань Тянь Чуань, Цзин Лань (проблемы китайской культуры), Цио Я-чжон, Лю Цзинь (подготовка музыкальных кадров).

В русле собственно монгольской народной культуры, включая музыку, фундаментальные труды А.М. Позднеева (народная литература монголов), Бадамжавын Батжаргал (периодизация музыкальной монгольской культуры), Улзийбаатар Ариунболд, Ценд Эрдэнэтуяа (развитие монгольской вокально-хоровой культуры) и др. В этом же ряду стоят такие авторы, как

A.И. Андреев, Е.Н. Афонина, Д. Батбаяр, А.А. Бурыкин, Л. Дашням, С.В. Дмитриев, И.И. Иориш, С.А. Кондратьев, О.Ю. Коробейникова, И.В. Кульганек, В.Н. Митин, Б.М. Нармаев, П.О. Рыкин, А.Г. Сазыкин, Л.Г. Скородумова, В.Л. Успенский, A.Д. Цендина, Н.П. Шастина,

B.К Шивлянова, Я.П. Шишмарев, А.Г. Юрченко и др. Особо отметим коллективный сборник по духовной культуре монгольских этносов (Mongolica-VI: Сб. ст. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 160 с.).

Культурно-исторический генезис монгольского народного музыкального инструмента морин хуур нашел отражение в солидном массиве исторических рукописей, в которых даны определения древних музыкальных инструментов малочисленных древних северных народов Ши Чин (или Ху Чин). В этом ряду стоят «Стихи Чин Танга» (период государства Тан и Мон Хо Рань), «Музыкальные заметки» Чи Яна (государства Сун), «Заметки Ши Лин Ван» Чин Юан Ланья, цикл произведений Инжинаша

(«Сокровенное сказание монголов», «Основные краткие золотые записки хаанов», «Белая история книги десяти благодетелей», «История Юаней, заметки о церемониальной музыке»), а также сочинение японца Ли Шан Сан Ну «Исследование музыкальных инструментов Восточной Азии».

Существенны для понимания развития и эволюции истории культурного феномена морин хуура «История национальной музыки Монголии» и «История национальной музыки Монголии» Хугжилта. Важные и редкие ведения о морин хууре отражены также в китайских справочно-энциклопедических изданиях, почерпнуты нами в специальных статьях об уникальных народных музыкальных инструментах, аккумуляторах народной культуры. Помимо всего, полезными для нас являются аналитические материалы по избранной теме работы (Гонконгский институт, центр Азиатского научного исследования и др.), диссертационные фонды России, КНР, Внешней и Внутренней Монголии.

Повышенный интерес представляют специальные труды, посвященные изучению феномена морин хууру и его качественной специфики: работы исследователя музыки Бурэна («Обзор характеристик возникновения, развития морин хуура» «Степная жемчужина»); французского теоретика музыки Магсаржава («Хозяин волосинок - морин хуур» / Комитет печати культуры Внутренней Монголии, 2000 год). В этом же ключе пишут Улалж («Об истории Морин хуура» /Степные песни, 1985 г.), Л. Эрдэнэчимэг («Двенадцать мелодий Морин хуура» /Улан-Батор, 2003 г.) и др. Отметим также личное участие автора диссертационной работы в экспедиционных и полевых исследованиях по изучению характеристик морин хуура во Внешней и Внутренней Монголии (методом сравнительной аналитики и культурной антропологии), в подготовке энциклопедических материалов по морин хууру.

Однако, следует признать отсутствие целостной философско-культурологической интерпретации морин хуура как уникального феномена

народной музыкальной культуры Внутренней Монголии КНР, изучения влияния современных культурных трансформаций на качество музыки и репертуара морин хуур; в тени остаются аспекты технологий изготовления, динамики «техника - стиль - репертуар музыкального исполнительства»; актуальна проблема сопряжения традиций и новаторства в соотношении традиционного и современного морин хуура в музыкальной культуре.

В связи с этим можно определить объект исследования: монгольская народная музыкальная культура.

Предмет исследования - культурная феноменология и музыкальная стилистика монгольского инструмента морин хуур.

Цель исследования - философско-культурологическая интерпретация феномена морин хуур в контексте народной культуры Внутренней Монголии КНР.

Задачи исследования:

- дать интерпретацию представленности феномена морин хуура в истории эпоса монгольского народа и монгольской народной музыкальной культуры;

- исследовать артефактные технологии изготовления морин хуура в контексте традиций и современности и выявить общие и особенные черты древних практик его изготовления, дизайна и настройки во Внешней и Внутренней Монголии;

- описать стилистику музыкального исполнительства в период перехода от традиционного культурного феномена к современному морин

хууру;

- реализовать интерпретацию стиля и репертуара музыки морин хуура в условиях социокультурных изменений в современной КНР.

Научная новизна исследования:

- прослежена историческая феноменология морин хуура в монгольской народной музыкальной культуре, генетически связанной с уважением к

«древности» и несущей в себе традиции понимания и восприятия музыки как отражения природного мира, что объясняет эмоциональную специфику инструмента морин хуур и образцов звукового творчества, сохранивших и воплощающих сегодня весь комплекс черт кочевой культуры, дополненных осознанными принципами использования этнических музыкальных инструментов для повышения нравственных качеств человека;

- выявлены технологии изготовления морин хуура в контексте культурной традиции и современности и осуществлена их систематизация в зависимости от материала, качества дизайна, формы корпуса, методов и способов настройки, что позволило идентифицировать качественную специфику морин хуура в музыкальной культуре Внешней и Внутренней Монголии;

- описана эволюционная динамика музыкального исполнительства в переходный период от традиционного к современному морин хууру, в ходе чего выявлено, что внешние процессы музыкальной рационализации повышают требования к непрерывному совершенствованию стилистики игры и одновременно заостряют проблему границ возможных и допустимых трансформаций морин хуура в условиях современности, затрагивающих ментальные основания и уклад жизни монголов, «людей на лошадях»;

- осуществлена интерпретация репертуара моринххура в условиях социокультурных изменений в современной КНР, позволившая установить связи между падением интереса к традиционному морин хууру и трансформациями в обществе и культуре, и намечен механизм преодоления данного противоречия с учетом факторов и способов наследования монгольской музыкальной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Генезис музыкальной культуры этнических инструментов коренных монгольских племен восходит к древним ритуальным музыкальным практикам шаманского бубна и включал прообразы древней «конской арфы».

Мировоззрение культуры шаманизма было проявлением логики мифомышления в «бинарных оппозициях», состоящей из двух компонентов: поклонение Небу и Земле, Месяцу и Луне, Горе и Реке. В период горнолесной охотничьей культуры основными музыкальными жанрами были монгольские племенные шаманские песни и танцы, охотничьи коллективные песни и ранние героические эпосы, которые эволюционировали в условиях степной кочевой культуры «гу ли ян» (кочевого образа жизни). Отсюда берёт начало феномен традиционного морин хуур и его аналогов (чжур, хуибаси, икили, хуэр, эрху, банху, узинху, йэклер, синаган хул, худовочи и др.), выступающих носителями культурного кода пастбищной кочевой жизни. Морин хуур (этимология - «лошадь», «конь», «конская арфа») произошел от своего предшественника - щипкового инструмента и эволюционировал в инструмент со струной-тетивой лука.

2. В связи с тем, что традиционный морин хуур приобрел вид современного инструмента с деревянным корпусом, обострилась проблема стандартизации и выработки его универсального артефактного образца, что связано с преодолением рационализаторских тенденций «совершенствования» морин хуура, не имеющих достаточных обоснований. Проведенное нами во Внутренней и Внешней Монголии культурно-сравнительное исследование двух видов морин хуура, как инструмента 1) с деревянным и 2) с кожаным корпусом, выявило, что исконного, подлинного звучания и тембра можно добиться только при игре на морин хууре с кожаным корпусом, со струнами и смычком из волосинок лошадиного хвоста. В противном случае выход современного морин хуура на мировой концертно-конкурсный уровень проблематичен.

3. Эволюция стилистики музыкального исполнительства современного морин хуура, наследующего степную кочевую культуру монголов, обусловлена сопряжением традиций, преемственности и новаторства разных регионов Внутренней Монголии (длинные ключевые ноты в регионе Чахар,

короткие - в регионе Харьучи), в ходе чего сформировался уникальный «диверсифицированный и интегрированный» игровой стиль, не имеющий аналогов ни в одном географическом регионе мира. Проникновение в музыкальную культуру «других», в том числе западноевропейских, музыкальных тенденций сопровождается качественными трансформациями морин хуура как «степной жемчужины», затрагивает репертуар, технику, методы и стиль игры. При этом процессы адаптации современного морин хуура к новым культурным реалиям связаны с задачей сохранении его качественных характеристик.

4. В условиях тенденций мультикультурализма репертуар морин хуура претерпевает эволюцию музыкальных форм, а также несет в себе гуманистический духовный потенциал. В тематике игрового репертуара доминирующее место занимают 1) тема «Описание лошадиных шагов»; 2) народная песня; 3) короткая народная песня, отражающая новые эстетические потребности и музыкальные запросы на современную жанровую песню и сценическое исполнение. Традиционно центрирует тематику игрового репертуара «лошадиная», «конская музыка», общая для всего класса струнных щипковых инструментов (помимо морин хуура -игили, хуобаси, чжур, йеклера, синагана и др.).

Теоретико-методологические основы исследования обусловлены проблематикой работы. При анализе музыки, монгольского народного музыкального инструмента морин хуур нами использовались методы прикладного исследования, культурно-антропологического компаративизма, историзма, этномузыки, сравнительно-исторические методы анализа дизайна, настройки инструмента морин хуур.

В целях общей теоретической концептуализации темы мы обращались феноменологическому, герменевтическому и системному принципам, контекстному и культурно-историческому подходу, применяемых в области интерпретации музыкальной народной культуры монголов (Внутренняя и

Внешняя Монголия). Так же применялись специальные технологические методики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения основных результатов в практику преподавания дисциплин философско-культурологического, искусствоведческого цикла, в сферу музыкального образования и культурной политики КНР (включая Внутреннюю и Внешнюю Монголию), в систему общей гуманитарной и эстетической подготовки китайских специалистов.

Внедрение теоретических положений диссертации актуально при написании выпускных квалификационных работ, разработке спецкурсов, в сфере дополнительного музыкального обучения и т.д. Работа содержит авторские оригинальные идеи, представляющие потенциальный интерес для современных мастеров-изготовителей и специалистов по морин хууру, выступает путеводителем в их работе.

Личный вклад автора диссертации состоит в новаторской постановке философско-теоретической проблемы исследования монгольского народного музыкального инструмента морин хуур в контексте китайской и российской науки и философии. Оригинальна поисково-исследовательская работа, в том числе полевая экспедиционная, послужила в описании цикла легенд, связанных с инструментом морин хуур, в разработке собственной модели инструмента, актуальной для музыкантов Внутренней Монголии. Новизна представлена в изучении способов особенностей морин хуура с кожанным корпусом и методов его изготовления, обработки дерева для морин хуура с деревянным корпусом и методов его изготовления и особенностей настройки. Личный вклад несомненен в реализации сравнительного анализа традиционных и современных методов изготовления морин хуура, общих и отличительных черт настройки инструмента; в выработке авторского определения инструмента морин хуур, отражающего его качественную

специфику и диагностику состояния современного и перспективного развития.

Апробация результатов исследования. Всероссийская (с международным участием) научно -практическая конференция «Наука. Искусство. Культура: актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, БГИИК, 8 февраля 2019 г.); Международная научно-практическая конференция (в рамках VIII научно-творческих «Маничкиных чтений») «Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития» (Белгород, БГИИК, 21-22 марта 2019 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Государство и гражданское общество на современном этапе» (Белгород, 17 октября 2019 г.); Межвузовская конференция, посвящённая Всемирному дню философии «Человек: Мировоззренческие, исторические и методологические проблемы науки и техники» (21 ноября 2019 г., г. Москва, МГТУ ГА, 2019); Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык - гарант межнационального мира и согласия в полиэтническом регионе» (Махачкала, 27 ноября 2019 г.); УП-я международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России от национальных истоков к культурным инновациям» (Белгород, 25 апреля 2020 г.);

Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальности «1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества»; «1.16. Традиции и механизмы культурного наследования»; «2.5. История культуры и история культурологии»; «1.19. Культура и этнос»; «1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции»; «2.6. Культура и цивилизация: общее, особенное и единоличное»; «2.8. Методология культурологических исследований. Роль исторических методов в исследовании культуры»; «2.11. Культурно-исторический процесс».

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ общим объемом 8,45 п.л., в том числе 1 монография, 1 статья в журнале, индексированном в Scopus, и 4 статьи в журналах из списка ВАК РФ.

Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии, культурологи, науковедения Белгородского государственного института искусств и культуры и кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. Культурно-феноменологическая идентификация музыкального инструмента морин хуур

Данная глава посвящена исторической идентификации феномена монгольского музыкального народного инструмента морин хуур. В этой связи решаются две задачи: в русле первой прослеживается генезис морин хуура в истории монгольской народной музыкальной культуры с привлечением широкой источниковедческой базы: китайских манускриптов, древних прозаических и стихотворных рукописей 1-11 вв. до н.э., повествующих о музыкальных инструментах «малочисленных северных народов»1; записок китайских военачальников периода древнекитайского государства Хань I в. до н.э., описывающих «конский» музыкальный инструмент, на котором исполняется «прекрасная конская музыка»; полевых исследований монгольских ученых-культурологов по истории музыкальных инструментов монголов, в том числе и лично авторских.

Синтезируя данные источники, мы обосновываем длительную культурно-историческую эволюцию, связывающую в единую целостность: «человек на лошади» - «монгольская лошадь» - «монгольский этнический музыкальный инструмент морин хуур». Отдельному исследованию подвергаются проблемные зоны монгольской народной музыкальной культуры, в связи с чем анализируются причинно-следственные связи, оказывающие влияние на падение интереса у современных музыкантов к этническим инструментам, включая морин хуур.

Вторая задача связана с исследованием культурных технологий воспроизводства и изготовления морин хуура как артефакта в условиях традиций и современности. При этом мы, опираясь на монгольский эпос, отражающий процесс создания инструмента морин хуур, анализируем

1 В частности: «Стихи Чан Тана» периода государства Тан, «Музыкальные заметки» Чи Ян государства Сун, «Заметки Ши Лин Вана», «Сокровенные сказания монголов» Ин Жи Наша и др.

древние способы его изготовления в период перехода от горной, охотничьей культуры к культуре пастбищного кочевничества. И, во-вторых, посредством рассмотрения качественных характеристик морин хуура выявляем его общие и особенные отличия, касающиеся материала, дизайна, формы корпуса, методов настройки и репертуарной специфики музыкального исполнительской культуры Внешней и Внутренней Монголии.

1.1. Генезис морин хуур в истории монгольской культуры

В данном параграфе рассматривается происхождение морин хуура как традиционного музыкального инструмента Внутренней и Внешней Монголии; описываются основные характеристики, образующие качественную специфику его звуковых образов. В целях информативности отметим: Монголия - это историческая территория, населенная монголами. В XV веке она была разделена на Восточную и Западную Монголию, в XVI веке - на Северную и Южную, в XVII веке - на Внутреннюю Монголию и Внешнюю Монголию. Внутренняя Монголия - автономный район в составе Китая с населением около 10 миллионов человек. Территория стала называться Внутренней Монголией после того, как в 1636 году была включена в состав Китая. В 1936-1945 гг. западная часть Внутренней Монголии была оккупирована Японией, а в августе 1945 года освобождена Советской Армией. В 1947 году был создан на территории Китая автономный район Внутренняя Монголия. Внешняя Монголия - северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в конце XVII века и названная Внешней (в отличие от Внутренней Монголии, захваченной раньше). На территории Внешней Монголии в 1921 году возникла Монгольская Народная Республика.

При этом трансформация современной монгольской музыкальной культуры относится к периоду ХХ столетия. Как правило, это связывается с

революционными преобразованиями 1920-30-х годов. Первая монгольская революционная песня «Шивэ Кяхта» («Взятие крепости Кяхта») создана в 1921 г. Вслед за ней появились: «Красное знамя», «Песня об аэроплане». В свою очередь, собственно профессиональное монгольское музыкальное искусство зарождается и получило развитие в годы народной власти (первые образцы музыкальных драм возникли на основе песен-диалогов сказителей).

Прежде всего, логика делает уместным воспроизводство базового понятия «монгольская народная музыкальная культура», которая представляет собой пласт духовного творчества, культурно-исторически и генетически связанный с народной культурой, уважением к «древности» и несущий в себе музыкальные традиции: 1) восприятие музыки как отражения гармонии природы и человека; 2) осознанные принципы использования музыкальных произведений для повышения человеческих нравственных качеств. Данное понятие подразумевает множество смысловых значений и коннотаций, которые по мере необходимости будут уточняться нами в тексте.

В первую очередь, мы сформулируем тезис, поясняющий предпосылки

феномена народной монгольской музыки, отражающие генетическую

взаимосвязь между перцептивным культурно-историческим опытом, образом

жизни монгольских племен в их слиянии с окружающей природной средой, с

одной стороны, и ранними музыкальными практиками, рожденными в лоне

природы и ею же обусловленным. На эту особенность, в частности,

указывает Улзийбаатар Ариунболд: «Во всех скотоводческих обществах

отношения между людьми и животными носят не только практический, но и

эмоциональный характер и в значительной мере пропитаны ощущением

" 2

магического контакта с природой»2.

2 Улзийбаатар Ариунболд. Музыкальные традиции монголов в системе региональной цивилизации Центральной Азии // Вестник МГУКИ 4 (54), июль-август 2013. С. 250.

Предварительно следует подчеркнуть, по крайней мере две специфические черты, характеризующие самые ранние традиционные музыкальные практики монголов: это, во-первых, синкретизм (нерасчлененность) человека и природы, и, во-вторых, выраженный эмоциональный характер первичных (а также сегодняшних) образцов звукового творчества, образующих специфику взаимоотношений системы «человек - природа» и парадигму мироощущения «монгольского человека». И поскольку в эпицентре нашего внимания находится самый популярный музыкальный инструмент морин хуур, постольку представляется необходимым дать его определение как монгольского народного струнного смычкового инструмента, сотворенного согласно легенде из гривы и хвоста крылатого коня и издававшего чарующие мелодии при полете.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Насу, 2021 год

Список литературы

1. Афонина, Е.Н. К оценке политики тумэтского Алтан-хана (15071581) / Е.Н. Афонина // Мо^оНеа-УИ: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 39-48.

2. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1 / В. Багадуров. - М.: Музсектор, 1929. - 248 с.

3. Бадамжавын, Батжаргал. Проблема периодизации музыкальной культуры Монголии / Батжаргал Бадамжавын. Дисс. ... к. культурол. / 24.00.02. - Москва, 2000. - 192 с.

4. Бай Го-цзе. Развитие китайской национальной оперы и некоторые мысли по этому поводу / Бай Го-цзе // Китайская периодика Вансия. -Аньхуэй, 2006. - С. 155-156. (перевод с китайского)

5. Бай Юнь-шэн. О выработке актёрских навыков в традиционном музыкальном театре / Бай Юнь-шэн. - Пекин, 1957. - 70 с. (перевод с китайского)

6. Баренбойм, Л.А. Звуковой идеал Моцарта // Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. А.М. Меркулова / Л.А. Баренбойм. - М., 2003. -184 с.

7. Батбаяр, Д. Небо любимой (рассказ), прозаические миниатюры, афоризмы. Перевод с монгольского М. Петровой / Д. Батбаяр // Мо^оНеа-У1: Сб. ст. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - С. 137-142.

8. Бенюмов, М.И. О понятии музыкального исполнения / М.И. Бенюмов; М-во культуры РСФСР, Красноярский гос. ин-т искусств. -Красноярск: [б. и.], 1981. - 51 с. (Рукопись департамента в НИО Информацию тура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 21. 07. 81; № 191).

9. Ван Чжи-чэн. Музыканты русской эмиграции в Шанхае / Ван Чжи-чэн. - Шанхай, 2007. - 579 с. (перевод с китайского)

10. Ван Юй-хэ. История китайской музыки в новое время / Ван Юй-хэ. - Пекин, 1994. - 468 с. (перевод с китайского)

11. Васильев, Л.С. История Востока: В 2 т. / Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 1976. - 495 с.

12. Васильченко, Е.В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре / Е.В. Васильченко // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. - М., 1986.

13. Виноградова, Е.В. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 2. / Е.В. Виноградова, А.Н. Желоховцев. - М.: Советская энциклопедия, 1973-1982. - 958 с.

14. Владимирцов, Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм / Б.Я. Владимирцов. - Л., 1934.

15. Ву Ланжи. История монгольской музыки. Хух-Хото. Народное издательство Внутренней Монголии, 1998. (перевод с китайского)

16. Гильбурд, Г.И. Исполнительское искусство сфера проявлений художественной идеи / Г.И. Гильбурд. - Томск: Изд-во Томского университета, 1984. - 198 с.

17. Гинзбург, Г.Р. Заметки о мастерстве / Г.Р. Гинзбург. - Москва: Музыка, 1968. - 207 с.

18. Глинка, М.И. О музыке и музыкантах / М.И. Глинка. - Москва: Музыка, 1954. - 98 с.

19. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве: сборник статей и материалов / Н.И. Голубовская. - Ленинград: Музыка, 1985. - 142 с.

20. Гуренко, Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: Уч. пособие / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: НТК, 1985. - 88 с.

21. Гуан Дин-и. История искусства европейского вокала / Гуан Дин-и. - Пекин, 2005. - 359 с. (перевод с китайского)

22. Да Я. Путешествие в Пекин / Да Я. - Пекин, 2006. - 250 с. (перевод с китайского)

23. Дашням, Л. Сон (рассказ). Четыре времени года и одно чувство (стихотворение). Перевод с монгольского Л. Скородумовой / Л. Дашням // Мо^оНса-УГ: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 160 с.

24. Дмитриев, С.В. Атызы Йоллыг-тегин. Этюд из области тюрко-монгольской традиционной политической культуры / С.В. Дмитриев // Мо^оНса-У1: Сб. ст. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 160 с.

25. Дмитриев, Л.Б. Голосообразование у певцов / Л.Б. Дмитриев. -М.: Радуга, 1962. - 56 с.

26. Дмитриев, Л.Б. О воспитании певцов в Италии и возможности использования этого опыта в советской вокальной педагогике / Л.Б. Дмитриев // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Межвузовский, сборник трудов. Вып. ХХХП. ГМПИим. Гнесиных, М., 1977.

- С. 129-134.

27. Е Сию-шан. Старая китайская драма / Е Сию-шан. - Пекин, 2007.

- 495 с. (перевод с китайского)

28. Е Чан-хай. История китайской традиционной драмы / Е Чан-хай, Чжан Фу-хай. - Шанхай, 2004. - 473 с. (перевод с китайского)

29. Завадская, Е. В. Культура Востока в современном западном мире / Е.В. Завадская. - М.: Наука, 1977.

30. Записки Императорского Русского Географического общества. № 30, вып. 2. - СПб., 1894. - С. 145-184.

31. Зись, А. Философское мышление и художественное творчество / А. Зись. - Москва: Искусство, 1987. - 255 с.

32. Ин Ай-чин. Методика музыкального образования / Ин Ай-чин. -Пекин, 2009. - 285 с. (перевод с китайского)

33. Иванова, В.В. Структура и содержание исполнительской культуры музыканта / В.В. Иванова // Вестник МГУКИ. 2011. № 2 (40). Март

- апрель.

34. Из неопубликованных записей А.А. Вицинского на лекции, прочитанной Г.Г. Нейгаузом в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте (Москва, середина 30-х годов) // Вспоминая Нейгауза / сост. Е. Рихтер. - М., 2007.

35. Иориш, И.И. Важнейшие события жизни и деятельности А.М. Позднеева / И.И. Иориш // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение. 2003. - С. 26-39.

36. Кабалевский, Д.Б. Музыка свободного Китая / Д.Б. Кабалевский // Советская музыка. 1952. № 5.

37. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: «Ut», 1996. - 232 с.

38. Каган, М.С. Художественно-творческая способность как синтетический механизм психики / М.С. Каган // Проблемы этики и эстетики. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1975. - 310 с.

39. Калмыцко-русский словарь в пособие к изучению русского языка в калмыцких начальных школах / Составитель А. Позднеев. - СПб., 1911.

40. Капустин, Ю.В. Музыкант исполнитель и публика / Ю.В. Капустин. - Ленинград: Музыка, 1985. - 160 с.

41. Каталог петербургского рукописного «Ганджура» / Сост., введ., транслитер, и указ. З.К. Касьяненко // Памятники письменности Востока. -СП. (Bibliotheca Buddhica XXXIX). М., 1993.

42. Касьяненко, З.К. Монгольский рукописный Ганджур / З.К. Касьяненко // Востоковедение. Вып. 3. 1977.

43. К вопросу об организации изучения Востока в русских учебных заведениях. Докладная записка от 8 октября 1904 г. (Архив востоковедов СПбФ ИВ РАН, ф. 44, on. 1, ед. хр.150).

44. К вопросу об учреждении курсов восточных языков при Обществе востоковедения. 1907 г. (Архив востоковедов СПбФ ИВ РАН, ф. 44, on. 1, ед. хр. 152).

45. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш. - Москва: «Сов. Энциклопедия», 1990. - 671 с.

46. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарская. - Москва: 1988. - 252 с.

47. Китайская Народная Республика: Справочник. М.: Политиздат, 1989. - 274 с.

48. Классическая драма Востока. Библиотека всемирной литературы. - М.: Художественная литература, 1976. - 879 с.

49. Коган, Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. - Москва: Классика-ХХ1, 2004. - 136 с.

50. Коган, Г.М. Вопросы пианизма. Избранные статьи / Г.М. Коган. -Москва: Сов. Композитор, 1968. - 461 с.

51. Коган Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган - Москва: Музыка, 1972.- 182 с.

52. Коллингвуд, Р.Д. Принципы искусства / Р.Д. Коллингвуд; Пер. сангл. А.Г. Раскина под ред. Е.И. Стафьевой. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с.

53. Кондратьев, С.А. Стихи о Монголии (Предисловие И.В. Кульганек) / С.А. Кондратьев // Мо^оНса-УГ: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 124-135.

54. Кононенко, В.А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки: Автореф. дис. ... к. пед. наук / В.А. Кононенко. - Москва, 2008. - 56 с.

55. Коробейникова, Е.Ю. Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития электронного музыкального творчества детей и юношества / Е.Ю. Коробейникова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - 354 с.

56. Корыхалова, Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н. Корыхалова. - Ленинград: Музыка, 1979. - 208 с.

57. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван. - Москва: «Эксмо», 2011. - 234 с.

58. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 1999, - 416 с.

59. Кузнецов, В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. - Москва: Музыка, 2000. - 246 с.

60. Кузнецов, В.Г. Генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России / В.Г. Кузнецов. - Москва: Вестник МГУКИ, 2004. - 20 ^

61. Кульганек, К.В. Фонд А.М. Позднеева в Архиве востоковедов при СПбФ ИВ РАН / К.В. Кульганек // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение. - С. 24-26.

62. Лекции по истории монгольской литературы, читанные ординарным профессором С.-Петербургского университета А.М. Позднеевым в 1895/96 акад. году / Записал и издал студент X. П. Кристи. - СПб., 1896.

63. Лекции по истории монгольской литературы, читанные ординарным профессором С. -Петербургского университета А.М. Позднеевым в 1896 / 97 акад. году. Т. II / Записал и издал студент Х.П. Кристи. - СПб., 1897.

64. Лекции по истории монгольской литературы, читанные ординарным профессором Императорского С. -Петербургского университета А.М. Позднеевым в 1897/98 акад. году. Т. III / Записаны и изданы бывшими

студентами Факультета восточных языков Императорского университета Г.П. Подставиным и Г.Ц. Цыбиковым. - Владивосток, 1908.

65. Ли Вэй-бо. Краткая история, развития вокала на Западе / Ли Вэй-бо. - Пекин, 1999. - 228 с. (перевод с китайского)

66. Ли Су-сяо. Летопись западной культуры в Харбине / Ли Су-сяо. -Харбин, 2000. - 335 с. (перевод с китайского)

67. Ли Чгоань. Войти в европейскую оперу / Ли Чгоань. - ГуанЧжон,

2008. - 222 с. (перевод с китайского)

68. Лю Синь-синь. История европейской музыки в Харбине / Лю Синь-синь, Лю Вэн-цин. - Харбин, 2002. - 403 с. (перевод с китайского)

69. Лю Сяо-чжон. Уханьская традиционная музыкальная драма / Лю Сяо-чжон, Го Сиань-дон. - Ухань, 1987. - 347 с. (перевод с китайского)

70. Лю Цзинь. Влияние русских музыкантов на становление оперной культуры в Китае / Лю Цзинь // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб.,

2009, № АЯТШЗ. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm.

71. Лю Цзинь. О системе подготовки артистов в театральных училищах и институтах Китая / Лю Цзинь // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm.

72. Лю Цзинь. Традиционный музыкальный театр Китая: грим в Пекинской опере / Лю Цзинь // Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации. Материалы международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации». СПб.: Издательство Политехнического университета. 2010 (март). - С. 462-466.

73. Лю Цзинь. Рождение китайской национальной оперы / Лю Цзинь // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. - СПб.: Астерион, 2009. Вып. 4. - С. 105-111.

74. Лю Цзинь. Оперная культура современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров. Автореферат к. дис. / 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) / Лю Цзинь. - Санкт-Петербург, 2010.

75. Малиновская, Т.А. Очерки по истории китайской классической драмы в жанре цзацзюй (XIV XVII вв.) / Т.А. Малиновская. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. - 240 с.

76. Малявин, В.В. Китай в XVI - XVII веках: Традиция и культура / В.В. Малявин. - М.: Искусство, 1995. - 288 с.

77. Милынтейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Милынтейн. - Москва: Советский композитор, 1983. - 266 с.

78. Майкапар, С. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. трудов / С.М. Майкапар. - Челябинск: MPI, 2006. - 224 с.

79. Минаев, И.И. Апология ламства / И.И. Минаев // ЖМНП. - СПб., июнь, 1888.

80. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. А. Позднеевым. Т. I: Дневник и маршрут 1892 года. - СПб., 1896.

81. Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 160 с.

82. Монгольская хрестоматия для первоначального преподавания. Под ред. А.М. Позднеева. Предисловие проф. Н.И. Веселовского. - СПб., 1900 (рукопись).

83. Монгольские народные песни. (Перевод с монгольского И.В. Кульганек) // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 160 с.

84. Мэй Ланъ-Фан. Пекинская музыкальная драма / Мэй Ланъ-Фан. -Пекин, 1959. -364 с.

85. Назаров, И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И.Т. Назаров. - Ленинград: Музыка, 1969. -134 с.

86. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. -Москва: Гос. муз. Изд-во, 1958. - 317 с.

87. Нургаянова, Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций: Автореф. дис. ... к. пед. наук / Н.Х. Нургаянова. - Казань, 2012. -23 с.

88. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. - Элиста, 1993 (репринтное изд.).

89. Позднеев, А.М. Образцы народной литературы монгольских племен. Народные песни монголов. Вып. 1 / А.М. Позднеев. - СПб., 1880. -346 с.

90. Позднеев, А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии / А.М. Позднеев. - СПб., 1887. - 494 с.

91. Позднеев, А.М. Монголия и монголы. Т. I. С. ХХ1П-XXVI. / А.М. Позднеев. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. А. Позднеевым. Т. I: Дневник и маршрут 1892 года. - СПб., 1896.

92. Позднеев, А.М. К вопросу об организации изучения Востока в русских учебных заведениях (на правах рукописи) / А.М. Позднеев. - СПб., 1904.

93. Позднеев, А.М. Новооткрытый памятник монгольской письменности времен династии Мин / А.М. Позднеев // Восточные заметки. -СПб., 1895. - С. 367-386.

94. Позднеев, А.М. Ответ на рецензию проф. И.П. Минаева на сочинение «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии» / А.М. Позднеев // ЖМНП. - СПб., 1888.

95. Рапацкая, Л.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия / Л.А. Рапацкая, А.А. Ивахненко // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/pedagogics/rapatskaya-ivakhnenko.pdf (дата обращения: 23.11.2015).

96. Рифтин, Б. JI. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе / Б. JI. Рифтин. - М.: Наука, 1979. -360 с.

97. Рифтин, Б. JI. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре / Б. JI. Рифтин. - М.: Изд-во вост. лит., 1961. - 246 с.

98. Романова, Е.С. Личность и эмоциональное выгорание. / Е.С. Романова, М.Ю. Горохова // Вестник практической психологии образования. - № 1. - 2004.

99. Рыкин, П.О. Монгольская концепция родства как фактор отношений с русскими князьями: социальные практики и культурный контекст / П.О. Рыкин // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 160 с.

100. Савшинский, С. Работа над музыкальным произведением / С. Савшинский. - Москва: Классика-ХХ1, 2000. - 184 с.

101. Сазыкин, А.Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института востоковедения Академии наук СССР. Т. 1. № 413 / А.Г. Сазыкин. - М., 1988.

102. Серова, С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество XVI XVH вв. / С.А. Серова. - М.: Наука, 1990. - 278 с.

103. Сюй Му-юнь. История китайской традиционной музыкальной драмы / Сюй Му-юнь. - Шанхай, 1938. - 328 с. (перевод с китайского)

104. Сюй Чэн-бэй. Пекинская опера Сюй Чэн-бэй / Пер. с кит. Сан Хуа и Хэ Жу. - Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2003. - 136 с. (перевод с китайского)

105. Толмачев, Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика / Ю.А. Толмачев. - Санкт-Петербург: «Вектор», 2006. - 208 с.

106. Тульчинский, Г. Менеджмент в сфере культуры / Г. Тульчинский. - Санкт-Петербург: «Ланъ», 2001. - 384 с.

107. Тульчинский, Г. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Г. Тульчинский. - Санкт-Петербург: «Ланъ», 2010. - 286 с.

108. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока / У Ген-Ир. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 342 с.

109. Улзийбаатар Ариунболд. Музыкальные традиции монголов в системе региональной цивилизации Центральной Азии / Улзийбаатар Ариунболд // Вестник МГУКИ. № 4 (54), июль-август 2013. - С. 249-253.

110. Успенский, В.Л. Монгольские, ойратские и тибетские рукописи и ксилографы, поступившие в Санкт-Петербургский университет от А.М. Позднеева / В.Л. Успенский // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение. - С. 19-24.

111. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва: Аделант, 2005. - 800 с.

112. Цагарелли, Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор, 2008. - 367 с.

113. Цай Мэн. Обзор музыкального творчества в Китае в XX веке. Опера / Цай Мэн // Китайское музыкальное образование. № 012. - Пекин, 2001. - С. 26-29. (перевод с китайского)

114. Цацрангуй, Т. Методические вопросы настройки, обучения игры на Морион хууре / Т. Цацрангуй. - Улан-Батор, 2009.

115. Цзюй Ци-хун. История китайской музыки 1949-2000 / Цзюй Ци-хун. - Хунань, 2002. - 238 с. (перевод с китайского)

116. Цзюй Ци-хун. Китайская музыка XX века / Цзюй Ци-хун. -Шаньдун, 1992. - 258 с. (перевод с китайского)

117. Цзя Бэнь Тайцзы. Музыкальный город Шанхай / Цзя Бэнь Тайцзы. - Шанхай, 2003. (перевод с китайского)

118. Чжао Фын. Песня - голос сердца китайского народа / Чжао Фын // Советская музыка. - 1949. - № 11.

119. Чжон Ши-бин. Анализ западного музыкального образования / Чжон Ши-бин, Гон Чжэн. - Шанхай, 2007. - 372 с. (перевод с китайского)

120. Чжэн Бин-и. Историческая концепция китайской музыки / Чжэн Бин-и. - Чжон Чин, 2007. - 354 с. (перевод с китайского)

121. Цыпин, Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. Цыпин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. - 320 с.

122. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г. Цыпин - Москва: Сов. Композитор, 1988. - 384 с.

123. Цыпин Г.М. // Уроки Зака / сост., вступ. ст. А.М. Меркулова / Г.М. Цыпин. - М., 2006.

124. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

125. Шастина, Н.П. А.М. Позднеев (Подготовка к печати, примечания А.Г. Сазыкина) / Н.П. Шастина // Mongolica-VI: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 14-17.

126. Шидфар, Б.Я. Театр и культура стран Азии / Б.Я. Шидфар // Культуры. Диалог народов мира. Культура народов Востока. Документы. Ж. Unesco, № 3, 1985. - C. 116-122.

127. Шнеерсон, Г.М. Музыкальная культура Китая / Г.М. Шнеерсон; предисл. Д. Кабалевского. - М.: Музгиз, 1952. - 251 с.

128. Шульпяков, О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков. - Москва: Музыка, 1986. - 98 с.

129. Шульпяков, О. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя / О. Шульпяков. - Москва: Музыка, 1983. - 105 с.

130. Шульпяков, О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О. Шульпяков. -Санкт-Петербург: Композитор, 2005. - 36 с.

131. Эрдэнэчимэг, Л. Игра на хууре / Л. Эрдэнэчимэг. - Улан-Батор. 1984. (перевод с монгольского)

132. Ян Бо-хуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая / Ян Бо-хуа. - СПб., 2010. - 131 с.

133. Ярославцева, Л.К. Зарубежные вокальные школы / Л.К. Ярославцева. - М.: ГМПИ, 1981. - 90 с.

134. Krueger, J.R. Translated from the Russian by W. H. Dougherty / J.R. Krueger. Bloomington, 1977 (Indiana University Publications. Uralic and Altaic Series. 61/2).

135. Pozdneyev, А. М. Mongolia and the Mongols / А. М. Pozdneyev. Vol. 1. 1892. Translated from the Russian by J. R.

136. Shaw and D. Plank. Bloomington, 1971 (Indiana University Publications. Uralic and Altaic Series. 61). Vol. 2. 1893.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.