Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Гожев, Кахун Магометович

  • Гожев, Кахун Магометович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 264
Гожев, Кахун Магометович. Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2005. 264 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Гожев, Кахун Магометович

Глава первая. Образ мира и социализация личности.

1.1. Образ как форма организации пространства антропологического познания.

1.2 Проблема образа в философии и традиция образования.

Глава вторая. Противоречие и социальный конфликт.

Противоречие как принцип познания и выражения сущности бытия.

2.1. Противоречие как форма мышления и бытия в немецкой классической философии.

2.2. Развитие теории противоречия в условиях господства социальных антагонизмов 20-х - 30-х гг. XX в. и конфликтность современного мира.

2. 3. Теория противоречия и опыт современных образовательных реформ.

Глава третья. Образование и конфликт в * полиэтническом пространстве современности.

3.1. Мультикультурализм, антропология образования и диалог.

3.2. Теория элит и социально-философский анализ конфликтных ситуаций.

3.3. Конфликт и диалог в полиэтническом обществе.

Глава четвертая. Глобализация, образование и социальный конфликт.

4.1. Глобализация и образовательный прогресс в контексте социокультурных противоречий конца XX - начала XXI вв.

4.2. Глобализация - Капитал - Образование. Идеологические и антропологические условия общепланетарного рынка.

4.3. Глобализация, образование и «евразийский вызов».

4.4. Проблема антрополого-образовательных перспектив глобализации в Восточной Европе.

Глава пятая. Социально-философские стратегии разрешения конфликта и антрополого-образовательный смысл диалога.

5.1. Диалогический образ мира и образование.

5.2. Образовательный идеал в отечественной философской традиции.

5.3. Историчность и диалогичность: историческая антропология, щ диалогическая традиция и ментальность. 5.4.Человек и образование в философии диалога.

5.5. Антропологический смысл модернизации образования и проблема образовательных стратегий региона

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта»

Общая характеристика диссертации

Актуальность темы.

Потребность систематического исследования вопросов антрополо-го-образовательной детерминации социального конфликта обусловливается острой противоречивостью современной социокультурной реальности, антиномичностью отражающих ее образовательных теорий, гипотез и идей, оказывающих существенное влияние на формирование как стабилизирующих, так и деструктивных тенденций в процессах развития человека и общества.

Европейская и отечественная история XX в. являет примеры круп* номасштабных антропологических и культурно-цивилизационных катастроф, не виданных ранее по степени напряженности межиндивидуальных и социальных антагонизмов (мировые войны, социальные революции, региональные конфликты, терроризм). Это хронологически прошлое, но событийно-практически далеко не изжившее себя сейчас продолжающееся столетие со всей очевидностью продемонстрировало наличие определенной зависимости между антрополого-образовательными установками культуры и ее способностью к нейтрализации социальных противоречий и конфликтов. Более того, опыт истории информационного и «постсоветского» обществ последних свидетельствует, что одной из важнейших причин порождения социальных антагонизмов является несоответствие стратегий модернизации антропологическим и образовательным традициям культуры. Именно поэтому, несмотря на существующие поистине безграничные возможности информационного манипулирования общественным и индивидуальным Щ сознанием, наиболее существенные проекты либерализации в области щ производственно-экономической, политической, образовательной и других видов деятельности не только не достигают целей, но оказываются чреватыми последствиями совершенно противоположными теоретически обоснованным благоприятным ожиданиям. Такие основополагающие ценности «открытого общества» как индивидуализм, плюрализм и толерантность, встраиваемые в формальные институты управления, образования и власти, хотя и способствовали расширению условий свободного выбора, вместе с тем стали причиной нравственно-этической и образовательной нестабильности, распада антропологически существенных социальных связей. Из осознания беспомощности человека перед лицом им же созданных образовательных проблем, проистекают драматические пророчества интеллектуалов о «закате Европы», «смерти человека», «конце истории», «гибели биосферы» и т. д.

Разработка стратегий понимания природы социального конфликта в контексте анализа антрополого-образовательных условий его формирования и нейтрализации принадлежит к числу первоочередных задач, выдвинутых на передний план современного научного поиска назревшими потребностями создания идеалов человека и гражданина, адекватных нынешнему этапу отечественных реформ (экономических, политических, образовательных).

Философские представления об антропологическом и образовательном идеале чрезвычайно значимы для определения концептов будущего. Ведь сложность и неопределенность программ социального действия в мировой и отечественной жизни порождает необходимость постоянного диагностирования ситуации с целью оптимализации социального поведения и действия. Очевидно, что возможности самобытного и свободного развития в области социальной жизни серьезно ограничены повсеместно происходящими деструктивными процессами, опасными для европейского и мирового сообщества, что требует определения общих и специфических характеристик социального действия в образовательных сферах разных стран.

Однако в настоящее время развились тенденции предельного обособления позиций, что делает чрезвычайно затрудненным создание поля интерактивного взаимодействия. Пафос мирного сосуществования, теоретически продолжает сохранять свою актуальность, но на деле оказывается почти устраненным из сферы образовательной теории и практики. В этой ситуации только ориентированная на диалог философия образования может устранить разрыв между социальными идеологиями и либеральной утопией и способствовать созданию жизнеспособных особенных образов будущего. Установление диалогических отношений между культурно-национальными стратегиями представляет возможность построения интеркультурального образовательного пространства, в котором вопросы мировоззрения сближаются с вопросами педагогической осмысленности социального действия. Безусловно актуальной является задача социально-философского исследования механизмов антрополого-образовательной детерминации социального конфликт в контексте сравнительного анализа реалий жизни западно-европейского и российского обществ сегодняшних дней.

Степень разработанности проблемы и теоретические предпосылки исследования.

Начиная от создателей античной пайдейи вопросы антропологических традиций и философско-антропологических воззрений разрабатываются в связи с потребностями уяснения механизмов формирования в человеке собственно человеческих качеств, социализации личности и условий построения неантагонистических общественных отношений. Вместе с тем основное внимание философско-педагогического сообщества концентрировалось на изучении образовательных и антропологических предпосылок воспитания личности. Проблемы реальности, природы и значения укорененных в их составе антрополого-образовательных структур, порождающих межличностные противоречия и социальные конфликты остаются мало изученными.

Существенный вклад в изучение закономерностей исторической эволюции и тенденций пространственно-временной дифференциации образов человека в духовной культуре Европы внесен исследованиями С.С. Аверинцева, С.С.Батенина, М.М. Бахтина, Ю.М. Бородая, В.В. Бычкова, В.В Гречаного, А.А. Грякалова, А. В. Гулыги, Ю.И Ефимова, К.Г Исупова, А.А. Королькова, А.Ф. Лосева, В.О. Степина, Г.Г. Майорова, М.Г. Макарова, А.П. Огурцова и др.

Для уяснения сущности и границ производственно-экономической и социально-политической обусловленности образовательного процесса, механизмов его влияния на духовную и материальную сферы жизни современного общества принципиально важное значение имеют классические социально-философские исследования К.Маркса и Ф. Энгельса, а также работы таких отечественных и зарубежных ученых как B.JI. Иноземцев, А.С. Панарин, JI. фон Хайек, Г. Дебор, Ф. Фукуяма и др.

Для понимания культурно-цивилизационных и интеллектуальных условий формирования образовательных и философско-антропологический концепций и связанных с ними соответствующих педагогических практик большую ценность представляют работы Г.-Х. Гадамера, А. П. Валицкой, А.С.Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, О.Шпенглера, В. М. Межуева, В.А. Щученко, В.И.Стрельченко, К.В.Султанова, А.П.Тряпициной.

Существенным продвижением на путях выявления и рационального истолкования антрополого-образовательной роли нации, факторов этнокультурного этноконфессионального и т.д. являются исследования в области проблем глобализации и социального прогнозирования JI.H Гумилева, А. Дугина, Ч.С. Кирвеля, Ф. Фукуямы, Н.С.Гордиенко, И. Ф. Ке-фели, Ю.И.Семенова.

Сама возможность не только плодотворных исследований, но и сколько-нибудь строгой постановки проблемы антрополого-образовательной детерминации социального конфликта не мыслима без предварительных специальных исследований целого ряда вопросов логико-гносеологических и мировоззренческих оснований социогумани-тарного и педагогического познания. В числе этих исследований особую ценность представляют работы последних лет, прямо или косвенно затрагивающие проблемы философии образования (Г.С.Батищев, Ю.М.Бородай, П.П.Гайденко, С.С.Гусев, М.Л.Лезгина, И.Б.Романенко, B.C. Степин, В.И.Стрельченко, В.А.Светлов).

Трудно переоценить результаты сравнительно-исторических исследований антропологических и образовательных традиций Европы (Восток - Запад; Россия - Европа и др.) для понимания сущности диалога культур, условий построения интеркультурального образовательного пространства адекватного целям нейтрализации социальных антагонизмов и конфликтов (А.П., Валицкая, А.В.Гулыга, К.Г.Исупов, А.А.Корольков, Н.В.Крылова, А.П.Огурцов, А.П. Тряпицына, В.И. Стрельченко).

Принципиально важное значение для развития современных представлений о природе социального конфликта имеют отечественные (и отчасти зарубежные) исследования проблемы противоречия вообще, и социального противоречия, в частности. Достигнутый высокий уровень знаний в этой области обеспечен работами Г.С. Батищева, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, Ф.Ф.Вяккерева, Т.И.Ойзермана, Ю.А.Харина и др.

Цель и задачи исследования.

Цель данного исследования состоит в выявлении оснований и факторов антрополого-образовательной детерминации социального конфликта. Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- разработка системы средств антрополого-образовательной аналитики социального конфликта на основе изучения диалектики образа как специфической формы организации социогуманитарного и педагогического познания;

- обобщение и исследование материалов комплекса социальных наук, (истории философии, философской антропологии, философии культуры и культурологи, философии образования и история педагогики), отражающих движущие силы, основные этапы и тенденции пространственно-временной дифференциации образов человека и связанных с ними образовательных традиций в духовной культуре Европы и России;

- изучение исторического и современного опыта разработки проблемы диалектического противоречия в контексте анализа вопросов формирования и рациональной осмысленности социального конфликта в условиях «переходных периодов» общества;

- определение характера зависимостей между формированием деструктивного, девиантного поведения и практикой реализации антропологических и социальных идеалов;

- изучение и социально-философская оценка образовательного значения «диалога культур» и принципов мультикультурализма, а также их роли в нейтрализации социальных антагонизмов (классовых, национальных, этнокультурных);

- выявление и анализ философских оснований (теоретико-познавательных, онтологических, антропологических, социально-этических, мировоззренческих, идеологических) педагогических доктрин с точки зрения адекватности их образовательных идеалов потребностям гуманизации и культурно-цивилизационного роста;

- определение характера и границ инновационной активности по модернизации образования в контексте анализа проблемы роли антрополого-образовательной традиции как стабилизационного механизма культуры;

- выяснение и исследование особенностей антрополого-образовательной детерминации социального конфликта, актуализации проблем региональной и этнической конфликтологии в условиях глобализации.

Методологическая основа диссертации, теоретические источники и концептуальная основа исследования.

Исследование антрополого-образовательной детерминации социальной конфликтности основано на методах диалектики (принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, принцип историзма). Применен системно осуществленный деятельностный подход к пониманию образа и образования. Принципы диалектики соотнесены с принципами диалогического понимания существования, творчества, мышления. Методы и принципы историко-культурной герменевтики применены при рассмотрении сложных этнокультурных ситуаций и конфликтов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработана система методологических, концептуальных и терминологических средств антрополого-образовательной аналитики, адекватной целям уяснения природы структур человеческого существования и педагогической практики, порождающих условия формирования, или напротив, нейтрализации социального конфликта в европейской культуре XX века вообще, и в жизни современного Российского общества, в особенности. Теоретико-познавательную основу развитого в диссертации подхода составляет диалектика образа как специфической формы рационализации, проектирования и мысленного конструирования антропологической реальности и образовательного процесса. Образ в данном контексте обнаруживает одновременно логико-гносеологический смысл и непосредственное бытийно-онтологическое значение, выступает в качестве «регулятивного» принципа и принципа конституирования социокультурных условий человеческого существо|ания. |

2. Образы человека и образовательные традиции существенно дифференцированы в пространственно-временном отношении, что служит выражением их зависимости от конкретных исторических и социокультурных форм жизнедеятельности людей, от общих и специфических культурно-цивилизационных, этно-психологических, конфессиональных, логико-дискурсивных, лексико-грамматических «механизмов» социализации и образования.

3. Деструктивное поведение формируется в процессах предметно-практического преобразования человеком природы и образовательных условий его индивидуального и общественного бытия в принципиальной соотнесенности со структурами ментальной и логико-дискурсивной оформленности процессов выдвижения и реализации социальных и антропологических идеалов. В конечном счете процессы генезиса, протекания и разрешения социальных конфликтов детерминированы укорененными в культуре стратегиями формирования образов мира и человека.

4. Социальный конфликт является одним из следствий развития противоречий, присущих обществу как органически целостной системе на определенных этапах его истории. Они не сводимы к оппозициям интеракций и непосредственно не выводимы их них. Вместе с тем исторические и современные социальные антагонизмы представляют собой сложно опосредованное выражение антропологических и образовательных интересов доминирующих общественных классов и групп.

5. Послеоктябрьский и современный переходные периоды в развитии российского общества обнаруживают очевидные черты сходства по степени «насыщенности» и характеру социальных антагонизмов, по способам их отражения в общественном сознании и специальных философских исследованиях в теории противоречий. Освоение опыта общетеоретических, социально-философских и политических репрезентаций социального конфликта начала построения социализма в СССР - необходимый этап на пути к формированию адекватных целям выживания отечественной культуры современных образовательных стратегий.

6. Проблемы региональной и этнической конфликтологии в ситуации современности могут быть строго сформулированы и решены лишь в их соотнесенности с вопросами гражданского устройства общества, принципами мультикультурализма, толерантности и с учетом характера стратегий коммуникации в полиэтническом пространстве. Региональные этноконфликты служат противоречивым выражением общих и специфических черт конфликтных ситуаций. Разрешение регионального этноконфликта должно исходить из общих законов его протекания в условиях интенсивной межкультурной коммуникации.

7. Производство культуры есть не что иное, как воспроизводство определенной серии практик социализации, которые формируются на основе соответствующих образовательных программ, служащих выражением как конструктивных, так и деструктивных интересов. Каждая из образовательных программ имеет собственную идеологию. В современные образовательные программы внедрены не столько бы-тийно-онтологические образы мира, сколько различного рода идеологические конструкции.

8. Опыт традиции, культуры и духовности определяет характер социально-антропологической обусловленности человеческого поведения. Инновационная образовательная активность в должной мере не учитывающая опыт антропологической и образовательной традиции, являются главным источником формирования общественных антагонизмов.

9. Системный кризис российского общества является результатом обострения ранее сформировавшихся, а так же вновь возникших социальных противоречий, отражающих изменения антрополого-образовательных структур отечественной культуры под влиянием несвойственных ей стандартов существования и деятельности.

10. Крупномасштабные отрицательные социальные последствия нынешнего этапа «модернизации» отечественной системы образования обусловлены развитием тенденций глобализации культурно-цивилизационных стратегий «открытого общества» (антропологических, социальных, образовательных и др.). Не глобализация, а построенный на принципах интернационализации, ориентированный на сотрудничество конструктивный диалог антрополого-образовательных традиций может служить основой преодоления конфликтности межиндивидуальных и общественных отношений.

Достоверность полученных результатов обеспечивается тем, что все положения и выводы, сформулированные в диссертации, обоснованы социально-философским анализом обширного теоретического материала (из области истории философии, новейших социологических, политико-экономических, философско-антропологических, культурологических), подкреплены конкретно-научными данными истории и теории образования, психологии, этнокультурологии, конфликтологии. Проблема достоверности решается в диссертации путем привлечения специальной разработки адекватной методологической базы, допускающей возможность комплексного анализа вопросов антрополого-образовательной детерминации в единстве с вопросами социального конфликта.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Обоснована реальность и ведущая роль антрополого-образовательных факторов в детерминации социального конфликта.

2. Обоснованы принципы и реализован опыт разработки системы методологических, концептуальных и терминологических средств антрополо-го-образовательной аналитики социального конфликта.

3. Показано, что образы человека и образовательные традиции существенно дифференцированы в пространственно-временном отношении и их теоретическая реконструкция возможна лишь в контексте анализа форм культурно-цивилизационного творчества людей.

4. Выявлены универсальные предпосылки детерминации процессов генезиса, протекания и разрешения социальных конфликтов, связанные со стратегиями формирования образов мира и человека.

5. Обосновано положение, согласно которому деструктивное поведение формируется в процессах предметно-практической деятельности в принципиальной соотнесенности со структурами ментальности и логико-дискурсивной оформленности процессов символизации и социализации человека. Существующие типологические инварианты знаково-символических выражений образов человека в языке и его объектива-циями в культуре специфически интенсифицированы в ситуации социального конфликта.

6. Установлено, что социальные противоречия и конфликты не сводимы к оппозициям интеракций и непосредственно не выводимы из них. Вместе с тем, исторические и современные социальные антагонизмы представляют собой сложно опосредованное выражение антропологических и образовательных интересов доминирующих общественных классов и групп.

7. Показано, что освоение опыта изучения и практического преодоления социальных противоречий и конфликтов начала построения социализма в СССР является необходимым этапом на пути формирования адекватной целям выживания отечественной культуры современной образовательной стратегии.

8. Установлено, что проблемы этнической и региональной конфликтологии могут быть строго сформулированы и решены лишь в контексте этнической и региональной конфликтологии в соотнесенности с принципами мультикультурализма и толерантности, истолкованными в духе диалогически ориентированной антрополого-образовательной традиции.

9. Опыт традиции, культуры и духовности определяет меру инновационной образовательной активности, горизонты и характер модернизации, а также бытийно-онтологический статус образовательных программ.

10. Показано, что системный кризис современного российского общества является результатом обострения ранее сформировавшихся и вновь возникших социальных антагонизмов, отражающих изменения ан-трополого-образовательных структур отечественной культуры под влиянием искусственного навязывания несвойственных ей стандартов существования и деятельности.

11. Обосновано, что не глобализация, а ориентированный на сотрудничество конструктивный диалог антрополого-образовательных традиций совместим с целями нейтрализации социальных антагонизмов.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что в нем выдвинут и разработан новый подход к пониманию механизмов социокультурной обусловленности социального конфликта, допускающий возможность его антрополого-образовательной идентификации и разрешения. Материалы диссертации могут служить методологической и теоретической основой для осуществления фундаментальных исследований в области социальной философии, философии образования и философской антропологии, социальной конфликтологии, культурологии, педагогики.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности их использования для разработки эффективных программ преодоления социальных конфликтов с наименьшими потерями, построения образовательного процесса с учетом требований мультикультурализма и толерантности, чтения лекций по курсам социальной философии, философии образования и философской антропологии.

Апробация исследования

1. Результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на Международной научной конференции «Космизм и новое мышление» (СПб., 2000); пяти Международных конференциях «Ребенок в современном мире» (СПб., 2000-2005); Российской конференции «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования» (СПб., 2002); Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества» (Ставрополь, 2002); Международной научной конференции «Науки о человеке в современном мире» (СПб., 2002); Международной научной конференции «Образ современности: этические и эстетические аспекты» (СПб., 2003); Международном философском конгрессе (Стамбул, 2003г.); III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге Ш-го тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2003); II Международном конгрессе конфликтологов ( СПб., 2004 г. ); на региональных конференциях и симпозиумах «Ритмы в образовании» (СПб., 2003); «Актуальные проблемы социальных наук» (СПб., 2003); Межвузовской научной конференции «Стратегия взаимодействия философии, культурологии и связей с общественностью (СПб., 2003); Научно-практической конференции Санкт-Петербургского университета МВД РФ «Философия права» (СПб., 2004) и др.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии РГПУ им. А.И.Герцена 4 июня 2004 г.

Внедрение материалов и результатов исследования осуществлялось в курсах лекций по социальной философии, культурологии, общей и региональной конфликтологии, а также в публикациях учебно-методических и учебных пособий по философии для студентов и аспирантов. Философия. Методические материалы для аспирантов. СПб., 2002; Философия. Учебно-методическое пособие для студентов. СПб., 2003; Философия и мировоззрение. Методические материалы для аспирантов и соискателей. СПб., 2003; Демографическая политика России: ситуация, тенденция и перспективы. Программа и методические рекомендации по демографии. Карачаевск, 2003; Введение в философию. Учебное пособие для студентов и аспирантов. Кн.1. СПб., 2004.)

Содержание диссертации отражено в 48 научных публикациях (общий объем - 44,7 п.л.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гожев, Кахун Магометович

Заключение

Философское представление об образовательном идеале и философии образования чрезвычайно значимы для определения концептов будущего. Ведь сложность и неопределенность современных программ социального действия в европейской и мировой общественной жизни порождает необходимость постоянного диагностирования ситуации с целью оптимализации социального поведения и действия.

Очевидно, что возможности самобытного и свободного развития в области социальной жизни серьезно ограничены повсеместно происходящими деструктивными и дезорганизующими тенденциями, опасными для европейского и мирового сообщества. Что требует определения общих и специфических характеристик социального действия в разных странах.

Философия в таком случае выступает как важнейшая составная часть культуры и идеологии - именно философия задает стратегии формирования представлений о будущем.

В центре внимания находятся вопросы стратегии философии и философии образования, позиции воздействия философии на социальную практику, особенности философских программ и вопросы этноцентризма и национальной политики в области философии и образования, влияющего на образы настоящего и будущего.

Особо важным является установление диалогических отношений между национальными стратегиями социального действия в сфере образования.

Выстраивая стратегию исследования образов будущего, нужно исходить из общей гипотезы о принципиальности смены темы чужого темой другого. Это дает возможность построения интеркультурального пространства философии, в котором вопросы мировоззрения сближаются с вопросами образования и организации социального действия.

Определение образов будущего и формирование его в практике преподавания противостоит действиям, связанным с этноцентризмом и социальной нетерпимостью

При этом становится особенно значимым проанализированный в диссертации опыт русской религиозной философии, создавшей (при всех расхождениях отдельных авторов) связный образ мира и человека и соответствующее понимание образовательных практик. Высокая степень продуманности предпосылок собственных проектов делает тексты подобных авторов вдвойне интересными и актуальными, что, хотя и не предполагает безусловного принятия соответствующих стратегий, безусловно способствует философскому пониманию феномена образования, что представляется в современной ситуации неопределенности антропологического идеала жизненно необходимым.

Дальнейшие перспективы исследования антропологии образовательного идеала связаны как с осмыслением специфических позиций философских концепций человека в мировой и отечественной мысли, так и с анализом особенностей взаимодействия философско-антропологического и педагогического знания в современной ситуации.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Гожев, Кахун Магометович, 2005 год

1. Абакарова P.M. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции и этнокультуре. СПб., 2003.

2. Адорно Т. Негативная диалектика // Метафизические исследования. 2001. № 6;

3. Азродну Э. Глобализация: катастрофы или путь к развитию. М., 2002.

4. Алдер Г. НЛП графика: мышление в рисунках и образах. М., 1997.

5. Алексеев И. С. Деятельностная концепция жизненной реальности. М., 1995. С. 90-91.

6. Апель К-О. Трансформации философии. М., 2001. С. 146.

7. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.

8. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.

9. Артемьева Т.В. Философский язык в России XVIII: между физикой и метафизикой // Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена. СПб., 2002. № 2.

10. Асеев Ю.И., Гожев К.М. Современные миграции на Северном Кавказе: социологический анализ. Ставрополь, 2000;

11. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.

12. Баева О.Н., Каширин В.И. Метаобразование идеология непрерывного образования // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. СПб., 1999.

13. Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Выпуск восьмой. М., 2002.

14. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

15. Батай Ж. Внутренний опыт, СПб., 1998.

16. Батищев Г.С. Диалектика и творчество М., 2003.

17. Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

18. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 71

19. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

21. Бескова И.А. Эволюция и сознание. М., 2003.

22. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1997;

23. Богданов А.А. Философия живого опыта. М., 1920.

24. Богданов А.А. Пределы научности рассуждения // Вестник Коммунистической Академии. 1927. Кн. 21.

25. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Политика и поэтика. СПб., 1999.

26. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино, № 10. М., 1992.

27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000

28. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000.

29. Бодрийяр Ж. Америка. Пер. с фр. Д. Калугина. СПб., 2000.

30. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. М., 2002.

31. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1996.

32. Бородкин А.Н. Диалектическое противоречие. М., 2003.

33. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

34. Брановский Ю.С. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Ставрополь, 2001.

35. Боэций С. Трактат о музыке. М., 1996.

36. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

37. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М., 1997.

38. Буева JI. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

39. Бубер М. Я и Ты. М., 1994.

40. Бургете А. Р. К вопросу о философской мысли мезоамериканских цивилизаций. // Историко-философский ежегодник. М., 1992.

41. Ваганов А. Г. Мифов. NET // Философские науки, № 2. М., 2004.

42. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // ЛОГОС. 1994. № 6.

43. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск, 1999.

44. Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.

45. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные работы. М., 1990.

46. Введение в биоэтику. Учебное пособие. М., 1998.

47. Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее. Материалы XII Международного конгресса. СПб., 2002.

48. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

49. Волова Л.А. Диалог культур: теория и реальность (на примере Северного Кавказа). Пятигорск, 2003.

50. Вяккеров Ф.Ф. Предметное противоречие и его теоретический «образ» // Диалектическое противоречие. М., 1979.

51. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., «Прогресс» 1988.

52. Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Уровни высшего образования, степени и дипломы высших учебных заведений в зарубежных странах. М., 2002.

53. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

54. Гайденко П.П. История новоевропейской философии М., 2000.

55. Гегель Г. Феноменология духа. М., 1959.

56. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т 1. М., 1970.

57. Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М., 1972.

58. Гегель Г. Лекции по истории философии. Соч. Т.11. М.-Л., 1935.

59. Гессен С.И. Основы педагогики. М. 1995.

60. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М., 1998.

61. Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003.

62. Гожев К.М. Эстетический диалог в конфликтогенной этнической ситуации // Образ современности: этические и эстетические аспекты. Материалы международной научной конференции. СПб., 2002.

63. Гожев К.М. Феномен детства и противоречия культуры // Философия детства и социокультурное творчество. Материалы X Международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб., 2003.

64. Гольбах П.А. Система природы // Гольбах П.А. Избранные произведения. Т.1. М., 1963.

65. Горский А.К. Николай Федорович Федоров и современность // Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М., 1995.

66. Горячева С.П. Стратегические ресурсы страны в современной социокультурной ситуации // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры. СПб., 2001.

67. Гражданское образование путь к демократическому обществу. Материалы международной конференции. СПб., 1999.

68. Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003.

69. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник III. М., 1997.

70. Грякалов А.А. Константы чудесного и образ мира // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 8. СПб., 1997.

71. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

72. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

73. Гуссерль Э. Картезианские медитации. СПб., 1998.

74. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

75. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб, 2004.

76. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1996.

77. Дебор Г. Общество спектакля. М., 2002.

78. Джегутанов Б.К. Глобализация и актуальные проблемы российских реформ. Автореф. докт.филос.наук. СПб., 2003.

79. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.

80. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. М., 1977.

81. Дубровский Д.Н. Открытие сознания? // Вопросы философии. 2003. №7.

82. Дудник С.И. Философия как самосознание культуры (к генезису культурологических идеологем XX века). Автореф. дисс. докт. филос. наук. СПб., 2002.

83. Евлампиев И.И. Образ человека в русской философии и культуре // Что такое человек? Основы человековедения. Кн. 1. СПб., 1996.

84. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.

85. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментально-сти: картина мира и власть. СПб., 2001.

86. Жидков В. С. Культурная политика и формирование картины мира // Символы, образы, стереотипы. Исторический и экзистенциальный опыт. СПб., 2000.

87. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. М., 2002.

88. Запад или Человечество? Историософия балканского конфликта. СПб., 2000.

89. Зайцев Д. Ф. Человек и мироздание. СПб., 1999.

90. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. СПб., 1990.

91. Зигуненко С.Н. Тайны человека и его эволюция. М., 2003.

92. Зингер Н.Д. Этнонациональные традиции образования в условиях глобализации // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. СПб, 2003.

93. Зихаржевский В.Б. Физиологические аспекты соматопсихогений и кортико-висцеральная концепция. СПб., 1994.

94. Зуева Т.М. Образы политической власти в массовом сознании россиян. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону. 2001.

95. Иванова Н. Н. Бытие как история онтологическое открытие // Метафизические исследования. № 2.

96. Иваненков С.П., Ю.Б.Иванов. Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации // CREDO new. Теоретический журнал. 2003. № 3 (35).

97. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1977;

98. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.

99. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

100. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: «Республика». 1993.

101. Ильин А.И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1994.

102. Империя пространства. Хрестоматия по геополитике и геокультуре России / Сост. Д.Н.Замятин, А.Н.Замятин. М., 2003.

103. Исаков А. Н. Философия поступка Бахтина и трансцендентально-феноменологическая традиция // М.М. Бахтин и философская культура XX века. СПб, 1991.

104. История теоретической социологии. Т.1. От Платона до И.Канта. М., 1995.

105. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 2000.

106. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

107. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

108. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1966.

109. Кант И. Педагогический трактат // Кант И. Трактаты и письма. М., 1987.

110. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1966.

111. Кант. И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.2. М., 1964.

112. Кант и кантианцы. М., 1978.

113. Карнаух В. К. Глобализация: критика неолиберальнго подхода // Глобализация в социально-философском измерении. СПб., 2003.

114. Карсавин Л.П. Философия истории. М., 1993.

115. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Беседа. Религиозно-философский журнал. Ленинград-Париж. 1991. № 10.

116. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно философские сочинения. Т.1. М., 1992.

117. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

118. Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2002.

119. Киссель М.А. Метафизика XX в. М., 2003.

120. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

121. Клике Р. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

122. Козлова М. С. Идея «языковых игр» // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996.

123. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

124. Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики //Гуманитарий. Ежегодник. 1995. № 1.

125. Колосков В.Н. Очерк истории марксистско-ленинской философии в СССР. М., 1978.

126. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб; 1998;

127. Кортен Д. Когда корпорации правят миром. М., 2001.

128. Кроукер А., Кук Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарии. 1997. № 11.

129. Крылова Н.В. Антропологические традиции в отечественной философии образования. Автореф. дисс. докт. филос. наук. СПб., 2004.

130. Ксенофонт. Киропедия. М., 1963.

131. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

132. Кудрявцева Е. И. Культурные феномены как модели осмысления реальности // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры. СПб., 2001.

133. Кусжанова А.Ж. Социальный субъект образования // CREDO new. Теоретический журнал. 2003. № 3 (35).

134. Кутырев В.А. Челюсти рационализма // Свободная мысль. 2000. №

135. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического миропонимания. М., 2002.

136. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45.

137. Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М., 1908.

138. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001.

139. Ломако О.М. Генеалогия воспитания. Философско-педагогическая антропология. СПб., 2003.

140. Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990.

141. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

142. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемам искусственного разума. М., 1977.

143. Мамсуров Т.Д. Специфика Российского регионализма // Вестник Российского философского общества. Вып. 1. М., 2001.

144. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

145. Любутин К.М., Мошкин С.В. Российские версии марксизма. Екатеринбург, 2002.

146. Ляпин С.Х. Педагогические концепты и образование // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. СПб., 1998. Вып. 3.

147. Макаров М. Г. Развитие понятий и предметов философии в истории ее учений. Л., 1982.

148. Мамардашвили М.К. «Классический и неклассический идеалы рациональности». М., 1994.

149. Майоров Г. Г. Северин Боэций и его роль в западно-европейской культуре // Вопросы философии. 1981. № 4.

150. Малахов В. Ностальгия по идентичности // Логос. Философско-литературный журнал. 1999. № 3;

151. Мамсуров Т.Д. Специфика Российского регионализма // Вестник Российского философского общества. Вып. 1. М., 2001.

152. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

153. Марков Б. В. Два лица нации // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. В.В. Парц-вания. СПб., 2003.

154. Марков Б. В. Разум и история // Метафизические исследования, № 3. СПб, 1997.

155. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах Л. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М, 1966.

156. Маркс К, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М, 1956.

157. Материалы II Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования». Новосибирск, 1997.

158. Марчук Г. И, Кондратьев К. Я. Приоритеты глобальной экологии. М, 1992.

159. Маслов Н.А. Социальный конфликт: понятие и роль в индустриальном «генотипе» // Современной гуманитарное знание и социальная практика в поисках новой парадигмы: опыт междисциплинарного диалога. Йошкар-Ола, 1999.

160. Модзалевский JI. Н. Очерк истории воспитания и обучения. СПб., 2000.

161. Мосолова Л.М. Современный цивилизационный процесс, проблемы актуализации традиции этнических культур и образование // Проблемы изучения регионально-этнических культур и образовательные системы. СПб., 1995.

162. Медоуз Д. X. и др. За пределами роста. М., 1994.

163. Молчанов К. Капитал Маркса. М., 2002.

164. Мыльников А.С. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм? // Гуманитарий. Ежегодник. 1995. № 1.

165. Мухин А.П. Мораль в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф. Автореф. докт. филос.наук. СПб., 1997.

166. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1995.

167. Неклесса А. И. Конец эпохи Большого Модерна // Постиндустриальный мир и Россия. М., 2001.

168. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики. СПб., 1997.

169. Никитин М.В. Что рисуют нам «картины мира» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2003. №3 (5).

170. Образование в переходный период. М., 1994.

171. Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. СПб., 1998.

172. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогики И Человек. 2004. № 4.

173. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2000.

174. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб, 1996.

175. Панич А. Иное Другое - Чужое: попытка типологии культурных моделей // Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт. СПб., 2000.

176. Патннем X. Разум, истина и история. М., 1999.

177. Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов-на-Дону. 2002.

178. Платон. Соч.: В 3. Т. М., 1968-1971.

179. Перов Ю.В., Сергеев К.А. "Бытие-как-история" (Наброски к современной философии истории) // Вестник СПбГУ. 1995. Сер. 6. Вып. 3.

180. Петровичев В.М. Региональное образование. Тула, 1994.

181. Полоньи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб, 2002.

182. Покровский М.Н. Воспоминание о Ленине. М., 1993.

183. Попова В. Онтология дискриминации в исследовании наций: социальная обусловленность науки и политические последствия // Этничность и национализм в современном мире. СПб., 2000.

184. Проскуряков М.Р. Дискурс власти (Очерк культуры политической речи) // Современная русская речь. Состояние и функционирование. СПб, 2004.

185. Пугацкий М.В. Этнорелигиозное образование в современной России // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. СПб., 2003.

186. Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. СПб., 2003.

187. Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. М., 2003.

188. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

189. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

190. Рожанский И. Д. Античный человек // Культурный переворот в древней Греции. М., 1991.

191. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.

192. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.

193. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб., 1994.

194. Романов Ю. И. Образ, знак в искусстве. СПб., 1993.

195. Романцов М.Г. Формирование гуманистических ценностей личности в процессе обучения // Человек. Природа. Общество (Актуальные проблемы). СПб, 2001.

196. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории философии. Автореф. докт.филос.наук. СПб., 2003.

197. Рормозер Г., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М,. 1996.

198. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996

199. Рыклин М. К. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М, 2002.

200. Рыклин М. К. Тела террора // Рыклин М. К. Террорологики. Тарту-Москва, 1992.

201. Рыклин М. К. Сознание и речь в концепции М. М. Бахтина // Бахтин как философ. М., 1992.

202. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. М., 1997.

203. Савчук В. В. Чистая критика Вальтера Беньямина // Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.

204. Савва М.В. Особенности сепаратизма на Северном Кавказе // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Этническая и региональная конфликтология. Вып. 18. Москва-Ставрополь, 2002.

205. Савельева М.Ю. Введение в метатеорию сознания. Киев, 2002.

206. Садовничий В. Отечественная высшая школа й Российская государственность. Вестник МГУ. 1998. № 6.

207. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974;

208. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М., 1999.

209. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

210. Семенов Ю.И. Философия истории. М., 1999.

211. Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.

212. Силуянова И. В. Биоэтика в России, ценности и законы. М., 1997.

213. Современная русская речь. Состояние и функционирование. СПб, 2004.

214. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. М., 2000.

215. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнический конфликт. М., 1994.

216. Социальные конфликты. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18. Этническая и региональная конфликтология. Москва-Ставрополь, 2002.

217. Спенсер Г. Основания биологии. СПб., 1900. Т. 2. Предисловие.

218. Сиверцев H.JI. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социс. 1994. № 3.

219. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994.

220. Сикевич З.В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 2.

221. Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.

222. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на северном Кавказе (социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнический конфликт. М, 1994.

223. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М, 2001.

224. Степин С. В. Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция. М, 1999.

225. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М, 1998.

226. Степин B.C. Теоретическое знание. М, 2002.

227. Стратегии ориентации в постсовременности. СПб, 1996.

228. Стризое А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград, 1999.

229. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга). М.-СПб, 2002.

230. Сунягин Г. Ф. Образование в переходном обществе // Философия образования. СПб, 2002.

231. Суслов А.А. Теория элит в социальной философии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Волгоград, 1997.

232. Сухачёв В. Ю. К генеалогии современного русского национализма // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сб. статей. С-Пб.: Петрополис. 1995.

233. Сыров В.Н. Расцвет и закат философии истории. Томск, 1997.

234. Судьбы гегельянства. М, 2000.

235. Темиров С.С. Межэтнический конфликт: проблемы, пути разрешения (культурологический аспект). Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, типологии разрешения. Этническая и региональная конфликтология. Вып. 18. Ставрополь, 2001.

236. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М, 1977;

237. Тищенко П. Д. К началам биоэтики // Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

238. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001.

239. Тоффлер А. Третья волна. М., 2003.

240. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской школе. Париж, 1985.

241. Тхагапсоев X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. (Проблема регионального в философии образования). Нальчик, 1997.

242. Туроу Л. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999. С. 113

243. Уколова В. И. Последний римлянин. М., 1987.

244. Украинцев Б. С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.

245. Франк С. Л. Духовные основы общества // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

246. Шелер М. Избранные произведения. М., «Гнозис». 1994.

247. Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма. М., 1936.

248. Шенкао Г.Х. Имя как социокультурный феномен. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Нальчик, 2002.

249. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч. 1. М., 1992.

250. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1 М., 1993.

251. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998.

252. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1996.

253. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 1.

254. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

255. Чернобровкин И.П. Этнический национализм: затяжной конфликт и его контроль // Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов-на-Дону. 2002.

256. Честнов И.Л. Всеобщая декларация прав человека и реалии конца XX века // Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры. Международная научно-практическая конференция. Тезисы выступлений. СПб., 1998.

257. Человек: образ и сущность. М., 2002.

258. Человек. Природа. Общество. (Актуальные проблемы). СПб.260. Фукуяма Ф. Конец истории.

259. Laihiala-Kankainen S. Reflections on Russian Education: the Ideas of Internationalisation and Nationalisation // Russia: More different than most / Edited by Markki Kangaspuro. Helsinki, 1999.

260. Schoenebeck von H. Antipadagogik in Dialog. Weinheim-Basel. 1989.

261. Antipadagogik in Dialog. Weinheim-Basel. 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.