Антропологические традиции в отечественной философии образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Крылова, Нина Васильевна

  • Крылова, Нина Васильевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 307
Крылова, Нина Васильевна. Антропологические традиции в отечественной философии образования: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2004. 307 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Крылова, Нина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ).

ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. Образование в античную эпоху.

§ 2. Философско-религиозная антропология европейского

Средневековья и образование.

§ 3. Образование в эпоху Возрождения и Просвеще

§ 4. Образование в Новое время и современность.

ГЛАВА III. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИСТОРИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. Идеал личности в христианской антропологии.

§ 2. Философско-антропологическое обоснование образования в Древней Руси.

§ 3 . К вопросу об истории педагогики русской школы и образования.

ГЛАВА IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. Русская философия XVIII - начала XX вв. о философскоантропологических традициях формирования личности.

§ 2. К. Д. Ушинский и Ф. И. Буслаев об основах национального образования и русской школы.

§ 3. Культурно-педагогическая антропология П. Ф. Каптерева.

§ 4. Проблемы философии образования в Русском Зарубежье

С. И. Гессен и В. В. Зеньковский).

ГЛАВА V. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ.

§ 1. В.М.Бехтерев о формировании личности.

§ 2. Учение об ортобиозе (правильной жизни) И. И. Мечникова.

§ 3. Философско-антропологические основания доминантной теории

А. А. Ухтомского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологические традиции в отечественной философии образования»

Обоснование темы исследования и ее актуальность

Одним из важнейших условий выхода российского общества из затянувшегося кризиса является совершенствование образования. Определение адекватных путей его реформирования невозможно без предварительного уяснения антропологического смысла предпринимаемых инициатив. Нынешний интерес к человеку как предмету и проблеме философии образования является и выражением потребностей истолкования и объективной оценки современных «антропологических катастроф», связанных с дегуманизацией культуры, возрастанием отчуждения, конфликтами между различными социокультурными традициями, преобладанием прагматизма, ростом бездуховности и т.д.

Все это способствует выдвижению на передний план задач уяснения природы и значения антропологических традиций как формы теоретической осмысленности ценностей человеческой жизни и культуры в отечественной философии образования.

В силу внутренних особенностей, социальных потребностей и конкретных общественно-политических обстоятельств как европейская, так и отечественная педагогика и философия на протяжении всего их исторического развития определялись целями поиска образовательного идеала. Инициатором выдвижения новых его гуманистических форм с середины XIX в. стала отечественная педагогика, опирающаяся на фи-лософско-антропологические достижения русской философии. Подавляющее большинство деятелей отечественной культуры подчеркивали необходимость органичной взаимосвязи философских и педагогических исследований в разработке проблем формирования образовательного идеала. Между тем до настоящего времени их исторические и современные связи остаются мало изученными, в то время как сама проблема становится все более актуальной, поскольку налицо растущий интерес к прошлому отечественной национальной культуры в связи с потребностями решения неотложных практических задач сегодняшнего дня.

Рассмотрение сложных и противоречивых взаимосвязей между философией и педагогикой в духовной культуре России второй половины XIX -начала XX в. диктуется также настоятельной необходимостью дать целостную картину развития русской общественной мысли в ее единстве с эволюцией образовательной теории и практики. Исследование антропологических традиций в отечественной истории образования позволяет выявить и оценить их духовно-нравственный потенциал для реализации современных задач трансформации российского общества. Получение исследовательских результатов подобного рода является полезным не только в методологическом, но и в методическом, дидактическом смысле для совершенствования организации образовательного процесса в современных условиях.

Состояние и степень разработанности проблемы

Особую группу источников, обращение к которым позволило раскрыть особенности развития гуманистической образовательной традиции, составили работы классиков отечественной педагогики Н.А.Бердяева, Ф.И. Буслаева, А.И. Галича, С.И. Гессена, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, A.C. Макаренко, П.Ф.Каптерева, В.В.Зеньковского, H.A. Ильина, В В. Розанова, В.С.Соловьева и других, а также современных исследователей их творчества - С.А.Ан, С.А.Белозерцева, В.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, А.Н. Джуринского, Б.Г. Емельянова, Б.Е.Корнетова, Е.Г.Осовского, В.Я. Струминского, В.А.Сластенина, А.П.Тряпициной, З.И. Равкиной и др.

В исследовании эволюции образовательных традиций России в связи с влиянием христианских ценностей, византийского наследия значироль сыграли работы С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, К.Г. Исупова, A.A. Королькова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Г.Г.Майорова, а также, обращение к сочинениям основопожников христианской православной антропологии -Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Константина Туровского, Нила Сорского, Максима Грека, Иосифа Волоцкого и др.

Исследованию духовных поисков русской религиозной философии и раскрытию ее влияния на развитие духовно- культурного потенциала и образования России посвящены современные публикации М.К.Громова,

A.И.Ермичева, А.Ф. Замалеева, Н.С. Козлова, А.А.Королькова, С.С. Хору жего, A.A. Грякалова, А.П. Валицкой и др.

Проблемы целостного понимания человека рассматривались в монографиях B.C. Барулина, С.С.Батенина, Л.П. Буевой, П.С.Гуревича, Б.В.Маркова, Т.В. Карсаевской, М.С. Кагана, К.С. Пигрова,

B.С.Степина, И.Т. Фролова.; в работах, посвященных исследованию человека как социоприродного существа - Б.Г.Ананьева, Ю.И.Ефимова, В.П. Казначеева, В.И.Стрельченко, Г.Н.Хона и др.

Существенную ценность для понимания проблем отечественного образования составляют современные работы, посвященные выяснению антропологической составляющей в развитии общества, содержащие значительный эвристический потенциал. Это работы С.С.Батенина, Г.С. Батищева, В В. Гречаного, A.A. Грякалова, Ю.И.Ефимова, Э.В. Ильенкова, М.Г. Макарова, В.М.Межуева, А.П. Мозелова, В.Ф.Сержантова, Э.В.Соколова, В.И.Стрельченко, В.И. Тугаринова и др.

Весомый вклад в разработку вопросов антропологических традиций с позиций синтеза естественнонаучного и философского знания внесен работами по психологии В.М.Бехтерева, В.П.Зинченко, В.В. Давыдова, A.B. Брушлинского, А.Н.Леонтьева, И.И.Мечникова, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова и др.

В последнее десятилетие предметом острых дискуссий стало понятие «философии образования». По вопросам ее предмета, круга проблем и задач сложились не только различные, но и прямо противоположные представления.

Столь важной проблематике уделено значительное внимание в статьях журнала «Вопросы философии» (1999, №2,8): в работах авторов - Б.Г. Гершунского, О.В. Долженко, В.В. Кумарина, В.Г. Куликова, л

М.Л. Лезгиной, Ф.Т. Михайлова, А.П. Огурцова, М.И: Розина, Н.С. Розова и др.

Отсутствие единства взглядов о предмете, целях и задачах философии образования, широкое распространение случаев ее отождествления или абсолютного противопоставления с педагогикой требует обращения к исследованию антропологической традиции.

Тема антропологической традиции в отечественной «философии образования» требует неотложных систематических исследований не только в силу малой изученности, но и в силу практических потребностей решения задач выживания и исторической перспективы отечественной культуры и российского общества.

Методология, теоретические источники и концептуальная основа исследования

Исследование базируется на методах диалектики (принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному), системном и деятельностном подходах к пониманию антропологических традиций и образования, требований о единстве и взаимной обусловленности теории и практики образования; соотнесенности философско-теоретических и педагогических явлений прошлого с социально-политическими условиями их существования; методологической и практической востребованности отечественной философии образования, единства биологической, психической, духовной и социальной сущности человека.

Важнейшим методологическим ориентиром является аксиологическая установка исследования, рассматривающая человека как высшую ценность общества, а образование как процесс интериоризации культурных ценностей и саморазвития личности в континууме субъект-субъектных отношений.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в попытке систематической разработки проблемы взаимоотношений человека и образования в контексте анализа социокультурных условий становления антропологических традиций и форм их теоретической осмысленности в отечественной философии образования.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся следующие-задачи:

- обоснование реальности антропологических традиций в духовной культуре Европы; I

- изз^чение факторов пространственно-временной дифференциации антропологических традиций и форм их отражения в системе исторически релятивных и преемственно связанных философско-образовательных воззрений;

-исследование характера и направленности концептуальных изменений, возникающих в теории образования в связи с исторической эволюцией философско-антропологических идей;

- сравнительное изучение антропологических традиций в западноевропейской и отечественной духовных культурах;

- раскрытие содержания, особенностей и роли Византийского духовного наследия в процессах становления отечественных антропологических традиций образовательной культуры России;

- выявление зависимости между степенью антропологической репрезентативности и мерой адекватности теорий образования, обоснованности выдвигаемых в них образовательных идеалов;

- выяснение антропологического смысла и педагогического содержания духовного поиска в русской философии, определившего пути формирования и развития отечественной философии образования;

- изучение философско-антропологических и социальных оснований русской гуманистической педагогики в работах К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского;

- раскрытие образовательного значения философско-антропологических воззрений отечественной школы естественнонаучного материализма (В.М. Бехтерев, И.И. Мечников, A.A. Ухтомский).

Положения, выносимые на защиту:

1. Реконструкция философских и педагогических концепций свидетельствует, что каждая из них определена задачами построения теории человека как целостного существа, опирающимися на идеи развития, гармонии, трансцендирования, гуманизма, духовности, самоидентичности, морали и др., образующих в своей совокупности сложно дифференцированный пространственно-временной континуум представлений о человеке, каждое из которых служит выражением соответствующих антропологических традиций.

2. Характер и направленность концептуальных изменений в истории и теории образования находятся в прямой зависимости от особенностей эволюции философско-антропологических воззрений. Исторические и современные представления о природе человека (его происхождении и сущности), о становлении в человеке личностных качеств и т.д., служат источником формирования адекватных понятийно-терминологических конструкций образовательного идеала и средств его достижения (образование религиозное, светское, классическое и реальное, гуманитарное и техническое, западноевропейское и русское и др.).

3. Основной доминантой отечественной философско-антропологической традиции в образовании является духовно-нравственная креативность, задающая установки, преемственность и инновационную активность национальной русской школы.

4. Отечественная философия образования имеет глубинную связь с религиозно-философскими образовательно-воспитательными воззрениями, содержащимися в трудах византийских и древнерусских мыслителей, что определяет характер логико-дискурсивной осмысленности и аксиологической упорядоченности духовного и практического опыта человека.

5 .Отечественная образовательная традиция характеризуется органичной связью философско-антропологического и педагогического видения практики воспитания и обучения, а также стремлением учета факторов -внутрикультурного, межкультурного, социально-политического. Результатом поиска свойств антропологической составляющей национального образования явился проект гуманистической педагогики, исходящий из признания приоритетов социокультурной обусловленности педагогического процесса.

6. Русская философия и педагогика являются выражением мировоззренческого синтеза неповторимого духовного опыта отечественной культуры, существенной стороной которого является признание безусловного приоритета в образовательном процессе личностно-индивидуального подхода. Именно в этом вопросе, несмотря на существенные различия философско-антропологических и образовательных воззрений, обнаруживают полное единомыслие А.И.Галич, Н.О. Лосский, В.В.Розанов, Н А. Бердяев, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.И. Гессен, В.В.Зеньковский и др.

7. Основополагающую роль в формировании гуманистических субъект -субъектных отношений в национальной школе русские мыслители отводят культуросозидающему значению труда как силы, формирующей соборность и нравственность (К.Д. Ушинский), развивающего ребенка в социальном и нравственном отношениях (П. Ф.Каптерев), прививающего ему дух творческого отношения к действительности (С.И.Гессен).

8. Учение о рефлексивной деятельности И.М. Сеченова и «коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева способствовали разработке социальной психологии, открывшей перспективы изучения образовательного процесса в контексте анализа проблем диалектики биологического и социального. Тем самым было положено начало разработке и применению комплексного подхода к изучению человеческой личности Б.Г. Ананьевым и других и формированию важнейших современных стратегий воспитания и обучения.

9. Выдвинутые отечественной школой естественнонаучного материализма теория «ортобиоза» (И.И.Мечников) и «доминантная теория» (А.А.Ухтомский) послужили основой выявления физиологических механизмов проявления духовной жизни человека, что позволяет в настоящее время оптимизировать возможности и пути формирования личности благодаря органичному синтезу не только социогуманитар-ных, но и естественнонаучных знаний о ее природе и тенденциях образовательной эволюции.

Научная новизна результатов исследования:

1. Показано, что характер и направленность концептуальных изменений в теории образования находятся в прямой зависимости от особенностей эволюции философско-педагогических воззрений.

2. Обосновано положение о реальности и национальных особенностях содержания антропологических традиций в духовной культуре Европы и России.

3. Выявлены факторы и тенденции пространственно-временной дифференциации антропологических традиций, механизмы их отражения мышлением и объективации в историческом опыте построения образовательных теорий и практик.

4. Раскрыто содержание философско-антропологических традиций в истории русской философии в связи с выдвижением и реализацией национального образовательного идеала.

5. Выявлены философско-антропологические основания русской гуманистической педагогики, показана их связь с отечественной философией, а также определено значение для образовательной теории и практики сегодняшнего дня.

6. Раскрыто образовательное значение философско-антропологических воззрений отечественной школы естественнонаучного материализма для решения задач формирования целостного человека.

7. Обосновано положение о том, что преодоление кризиса российской системы образования и выработка его гуманистических стратегий возможны лишь при учете особенностей отечественной гуманистической традиции.

8. Реконструирован и обобщен опыт теоретического осмысления сущности и специфики антропологических традиций в отечественной философии образования.

9. Обоснована концепция отечественной философии образования, определяющая антропологическую составляющую образовательных идеалов и практик с позиции целостного формирования человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для решения фундаментальных и частных проблем образования. Это определяется его ориентацией на методологическую помощь: по-первых, для дальнейшей теоретической разработки антропологической проблематики в области социальной философии и философии образования; во-вторых, для использования в практике организации педагогической деятельности и разработке социальных программ по современным проблемам воспитания и образования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы для вузовских общих и специальных курсов: по философии, русской философии, социальной философии и социальной педагогике, философской и культурной антропологии, психологии, культурологии, вузовской педагогике. Результаты исследования могут быть практически применены для учебно-методической работы, формирования учебных планов и программ для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов и педагогических ВУЗов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Крылова, Нина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с эпохи Просвещения, универсальной характеристикой человека принято считать Разум. Атрибут разумности когда-то отделил нас от животного мира, а сейчас он отождествляет нас с искусственными техническими системами. Но прогресс технический все более усугубляет проблемы собственно человеческие. И современная эпоха, казалось бы, характеризующаяся как эпоха ноосферного периода (Н. Моисеев), ставит перед человечеством проблему целесообразности самоопределения человека как разумного существа и даже само существование его как системного биологического субъекта. Не легче ли человечеству выжить, с надеждой смотря в будущее, если системообразующим основанием нашего бытия считать способность верить, любить, помогать, надеяться, иметь волю и совесть и, протестуя против засилья сциентистско- технологического отношения к миру и призывая к человеческому измерению реальности, не следует ли прежде всего позаботиться о сохранении человеческого измерения Разума. Но ведь последний в человеческом измерении — это разум, включающий в себя наряду с интеллектом еще и «сердце» или так называемый экзистенциальный разум — Дух. Для сциентистского взгляда на смысл бытия человеческого общества Духа не существует вообще, как, естественно, и души. Для него — это, конечно, психика, которую изучает психология. Но ведь отличие психического от духовного заключается в том, что за последним не признается способности к самостоятельному бытию. Дух субстанционален, психика функциональна. Переживания, эмоции, смыслы — не «трансцендентны», не выходят за рамки вариантов ответов на обстоятельства, даже если таким ответом было бы предвидение, творчество или подвижническое поведение.Современный достаточно распространенный научный и образовательный подходы к пониманию человека и смысла его бытия не включают в себя ни нравственной оценки, ни трепетной веры, ни альтруистической любви. Такова установка чистого разума, обращенного к внешнему миру — Природе и к внутреннему — Духу. В первом случае она вещество, во втором — эмоции и информация. Охватыва-ние рациональным взглядом сфер духа приводит к тому, что они «усыхают». Все становится «типом рациональности», информации: литература (классическая и современная подается в виде стилизованных комиксов), музыка (пишется машинами или исполняется на неестественных для человеческого голоса и восприятия частотах, но «заводит»), компьютерная живопись (где может «заговорить» Мона Лиза) и т.д. Единственно доступным, собственно субъектно переживаемым состоянием становится (в иррациональном переживании) алкогольно-наркотическое состояние и информационное безумие, которые, если брать их субстанциональность, — тот же разум, но с обратной стороны. К сожалению, если взглянуть на устойчиво развивающиеся тенденции в осовремениваемом по западным меркам нашем российском образовании, то налицо — рационализация, т.е. обучение и формирование привычки (и даже доминанты) в процессе воспитания смотреть на мир и человека с позиций только его «полезности» (если даже речь идет о межличностных человеческих отношениях и в сфере природных отношений «мужчина-женщина»), Но такие технологии человеческих отношений — путь возможного манипулирования и мифологизации сознания в плане насыщения его стереотипами поведения, противоречащих гуманистическому пространству духовной культуры и образовательным стратегиям отечественной гуманистической педагогики как философии образования.

Кроме того, современные подходы, применяемые в науке и для оценки и организации процессов, происходящих в обществе, культуре, природе, используются методы анализа нелинейных систем. Но в сверхсложных нелинейных системах, каким является общество, отдельные рациональные решения в совокупности могут привести к непредсказуемым и неожиданным результатам и сугубо иррациональным (как в дурном сне!) процессам. Синергетика, активно используемая в современной методологии науки, исследует возникновение порядка из хаоса, предлагая различные векторные направления развития сложных систем, но на это можно посмотреть и по-другому: как хаос возникает из порядка; как конкретная рациональность, правильные решения могут породить общую иррациональность. Это уже не проявление чувственно-мистического, телесного, субстанционального, имеющего ограниченное возможное воздействие, хотя даже и для субъективного мировосприятия индивида нелинейность «мучительна», иррациональна— подчас трагична для его смысла бытия, а проблемы еще более сложные и подчас трудноразрешимые.

Воспитание и формирование личности в нашем современном российском обществе по аналогии с западными установками в области использования человеческого потенциала тоже реформируются на подобной «рационализирующей» технологии при отсутствии позитивных гуманистических ценностных идеалов и сокращении уровня гуманитаризации образования, а также уменьшении роли наставника-учителя (дистанционное обучение и т.п.). Формируется «подвешенная» личность, которая, казалось бы, всему учится, психологизируется, а, в общем-то ничего не делает профессионально и не может ни любить, ни работать самоотверженно.

Современное одностороннее «перекраивание» идеала человека исключительно в сторону рациональности ведет к ограниченному пониманию границ и оснований формируемой личности, вполне способной «впадать» в бесцельное, почти биологическое существование (жизнь ради удовлетворения потребностей на уровне выгодного индивидуалистического поведения).

Хотя единство чувственного и рационального, любви и расчета, веры и знания присущи человеку как родовому существу развивающемуся в социальных условиях, но в каждую эпоху, в каждой культуре структура духовной жизни устойчива по-разному. Начиная с Просвещения, вызвавшего и жизни истоки современного модернизма в понимании человека с позиций либеральной робинзонады в условиях информационного общества, возникает задача регулирования его интеллектуальной сферы, сферы свободы, размывания духовного компонента человеческого бытия. Еще И. Кант призывал ограничить притязания разума, оставив место для веры и долга. Он тем самым, выступил против эгоистических вариантов индивидуальной нравственности. Человек мыслился Кантом как существо активное, творящее культуру и творимое ею, но имеющее нравственный закон в себе. При этом сохранялся смысл культуры - всестороннее и свободное развитие человека. В действительности, культура не может существовать как некая сумма жизненных сюжетов отдельных индивидов, не обременных личной нравственной ответственностью за результаты как своего труда, так и за свои деяния, исходящие из внутренних помыслов. Культура в обществе, в контексте кан-товской философии, фактически означает систему гуманистических ценностей, а главное ее содержание - идея «моральности в нас». Он первый философ в западной цивилизации той эпохи, задавшей векторы модернизма, мировоззренчески предельно заострил проблему духовности, выступающей в качестве синтеза культурно-творческих потенций, морально-разумных начал бытия, воспитания доброй воли и осознания человеком своей ответственности и долга как высших ценностей.

Сохранение, воспитание, актуализация духовности — вот действительный смысл и содержание философского понимания человека в разрешении «антропологической катастрофы» (М. Мамардашвили) современной ситуации, оправдание его существования в эпоху постмодернизма. Чтобы противостоять веяниям, ставящим под сомнение задачу формирования и проявления духовности личности в бытии и в процессе воспитания и образования, надо опираться на эту, никогда не исчезающую духовную линию в философии образования, а нам в России необходимо исходить из отечественных фи-лософско-антропологических традиций, преодолевающих избыточность западного рационализма.

Основная задача данной работы — выявление положительного опыта истории отечественного образования. Значительное место в ней занимает исследование духовно-культурных традиций и «диалога культур» в плане рассмотрения византийской и древнерусской философской антропологии, педагогических традиций XIX — начала XX в. Западной Европы и России, «диалога» религиозной и материалистической линий философии образования.

Существенную роль в диссертации занимает исследование антропологических традиций христианства. Именно они являются одним из системных оснований создания сбалансированного учения о целостном человеке как предмете философии образования. В работе показано, как именно в христианской антропологии, а потом и в патристике были зафиксированы жизненно важные архетипы форм гуманистического потенциала общественного сознания. Для направлений западноевропейской и русской общественной мысли христианство служило некоторой доминантой определенности. Оно воспринималось либо позитивно, либо критически и служило развитию оснований системы, на фундаменте которой строились разные образовательные концепции. Русь восприняла проблему «Восток-Запад» как общедуховное противоречие, которое как бы было внесено в дух и бытие русского общества с 988 г. Оно является фундаментальным, но не фатальным, поскольку в своих общерелигиозных христианских истоках Запад и Россия едины, но это, в свою очередь, и предмет противоречий и определение своего «собственного пути. Эти положения очень важны для понимания поиска и формирования современного социально- образовательного идеала России.

Наше «национальное», как показывает исследование истоков и традиций, было и остается проявлением глубинных экзистенциальных поисков смысла бытия. Когда-то византийские мастера и философы, прибыв на русскую землю даровали ей мудрость свою и сами преисполнялись ее мудростью, живя на ее просторах. Русские ученики и их последователи продолжали по-своему развивать «привнесенные» гуманистические идеи. Их философское мирови-дение, личное подвижничество стали образцами поведения и теоретического понимания духовности и глубоко вписались в русские антропологические традиции, послужив примером воспитательного идеала.

В исследовании рассмотрены антропологические традиции естественнонаучного материализма (В.М. Бехтерев, И.И. Мечников, A.A. Ухтомский), история русской школы, развитие педагогики как науки в русле философии образования (П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский), наметивших пути развития национальной образовательной парадигмы во всех ее аспектах.

Рассмотрение «диалога» европейской и русской национальной традиций в плане образовательно-духовной культуры представляется нам актуальной и практически значимой в определения стратегических задач российского образования, его места, роли и значения в развитии глобальных проблем современности.

Гуманистическое мировоззрение, которым современный человек должен руководствоваться, это нечто гораздо более сложный процесс по сравнению с тенденциями универсального эволюционизма, который лишает самостоятельного статуса любую, существующую в данный момент форму бытия, поскольку она рассматривается только как фактор и средство дальнейшего развития прогресса. Это новое (и вечное) мировоззрение есть духовный взгляд на мир, отношение к нему целостного человека. Философия как любовь к мудрости утверждает приоритеты сохранения человеческого начала в мире и рассмотрение через эту призму всего, что в нем происходит. Онтологическим выражением духовности является понимание, что смысл личностного бытия находится вне своего эгоистического «я».

Развитие человеческого духа, как утверждали отечественные мыслители, это следствие и процесс развития взаимодействия природы и культуры, этно-и антропогенеза и других факторов. Не последнее место в их взглядах занимают рассмотрение религиозного мировоззрения, задающего определенное свойство ментальности.

Тема самосозидания человека чрезвычайно волновала русских религиозных мыслителей, педагогов, ученых. Проблема духовности ими тонко исследована с самых неожиданных сторон. Сегодня в новых условиях по-новому эта проблема встает и перед нами. И понимать и решать ее надо с учетом исторической традиции отечественного образования, национальной культуры и философско-педагогической мысли.

Особенностью образовательного идеала отечественной философии образования является неразрывность гуманистических взглядов на проблему формирования человека с позиции единства естестествознания, философской традиции и педагогики как теоретической и практической деятельности.

Исследование проблемы преемственности антропологических традиций в отечественном образовании актуализируется также трансформацией общественных отношений, обусловивших разрыв общественного сознания российского социума как уже не раз бывало в нашей истории. И в этом смысле история, анализ преемственности прошлых социальных и философско - педагогических идеалов в образовании позволит лучше понять их специфику, определить необходимость создания моделей и идеалов образования, учитывающих отечественные традиции в этой сфере, а также современные реалии и тенденции мирового развития.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Крылова, Нина Васильевна, 2004 год

1. Авакян Н. Г. Учение Введенского-Ухтомского о реагировании живой материи в свете марксистско-ленинской теории отражения: Автореф. канд. дис- Ереван, 1966.

2. Августин. Исповедь. М., 1990.

3. Авдеев С М. Проблема нравственного идеала в русской философско- педагогической мысли. (Истоки, становление, эволюция): Автореф. канд.дис. Спб,2001.

4. Аврелий Антоний. Размышления. СПб., 1996.

5. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

6. Аверинцев С. С. Византийская литература. М., 1975.

7. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, 1989, № 3,

8. Аверьянов В В. Проблема традиции в русской философии XX века. Автореф. канд. диссерт. -.М., 2000.

9. Аврус А.И. История российских университетов: курс лекций. Саратов, 1998.

10. Азнауров А. А. Этическое учение И. Г. Чернышевского,- М., 1960. 11 Алексеев А. В. Труд: деятельность или печаль? // Русская речь.№ 4,1. С.1 17-123.

11. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии ХУП XIX в. Политиздат, 1947.

12. Ананьев Б.Г. И.М. Сеченов и современные проблемы психологической науки. Л., 1959.

13. Ананьев Б.Г. Гносеологические и психологические характеристики принципа доминанты. // К столетию со дня рождения A.A. Ухтомского. Д.: ЛГУ, 1975.

14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания,- М.,1977.

15. Ананьев Б.Г. Возрастные аспекты онтопсихологии. СПб,1993.

16. Ананьев Б. Г. Педагогическая антропология К. Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии, № 2. 1969. С. 3-14.

17. Ананьев Б.Г. Академик A.A. Ухтомский, Айрапетьянц Э.Ш.- М.-Л., 1965.

18. Андреев В.И. Педагогика творческого развития,- Казань, 1996.

19. Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли конца XIX — начала XX в. Барнаул, 1993.

20. Антропологические идеи в русской и мировой культуре. М.,1994.

21. Алыпевская Л.В. Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова: социально -философский анализ Автореф. канд. дис. Иркутск, 1999.

22. Аршавский И.А. Роль А. А. Ухтомского, ученого и личности в создании физиологической школы Ленинградского университета,- М., 1971.

23. Ашин Г. К., Бережкова Л. Н., Карабущенко Л. Н. Теоретические основы элитологии образования. М., 1998.

24. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М.,1994

25. Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и место в них проблемы личности: Автореф. канд. дис. Свердловск, 1969.

26. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.

27. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни; стиль мышления. -М.,1978.

28. Баткин Л. М. Не мечтайте о себе,- М., 1992

29. Батуев A.C., Соколова JI.В. О соотношении биологического и социального в природе человека. //Вопросы психологии, 1994, № 1.

30. Батуев A.C., Соколова Л.В. Ухтомский и русская культура. // Российский физиологический журнал: Т.85, № 5, М., 1999, С.706-709.

31. Беляева C.B. Методологический анализ концепции A.A. Ухтомского. Ав-тореф. канд. дис., М.,1970

32. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.

33. Бердяев H.A. Философия свободного духа. -СПб., 1994.

34. Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии. // ОНС, 1998, № 5.

35. Бехтерев В. М. Рациональное использование человеческой энергии в труде. 1 Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. Вып 1,- М., 1921.

36. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные труды. М. 1997.

37. Бехтерев В. М. и современная психология. Тезисы международной научно -практической конференции 11-15 сент. 1995 г.- Казань, 1995.

38. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни,- СПб., 1999.

39. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения.-М., 1996.

40. Бим Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994.

41. Бим -Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX в. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: УРАО, 1998.

42. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Имману-илп Канта сегодня. М.: Открытый Университет, 1999.43. Библия.

43. Богословие в культуре Средневековья. -Киев, 1992.

44. Болбас В. В. Нравственно-просветительские идеи Кирилла Туровского. // Педагогика, 1999. № 6. С. 91-95.

45. Бычков В. В. Эстетика поздней Античности. М., 1981.

46. Бычков В. В. Русское средневековье. Эстетика XI -XVIII вв.- М., 1995.

47. Борзенков В., Гранин Ю., Юдин Б. К центру «человеческой души» (В поисках методологических основ комплексного изучения человека) // Свободная мысль. № 12 (1469). С. 32-42.

48. Бурханов Р. А., Любутин К. Н. Классическая философская антропология: И. Кант и Л.Фейербах. Екатеринбург, 1995.

49. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.,1941.

50. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М.,1959.

51. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской словесности и искусства.-Ыерг^, 1970.

52. Буслаев Ф.И.О русской иконе: Общие понятия русской иконописи. -М.,1997.

53. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. -СПб, 2001.

54. Валицкая А.П. Образование в России, стратегия выбора. СПб, 1998.

55. Ватулин А.И. Философско- педагогический анализ формирования идеала в российской педагогике XVIII нач. XX веков Автореф.дис. Спб., 2002.

56. Видякова З.В. Становление русской школы в теории и практике (С древнейших времен до октября 1917 г.). Елец., 2000.

57. Галич А.И. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образовательных сословий,- СПб, 1834.

58. Герменевтика древнерусской литературы. Вып.2., -М., 1990.

59. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1997.

60. Гессен И. С. Мое жизнеописание // Журнал Вопросы философии. № 7-8.

61. Гессен И. С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие. -М.,1993.

62. Гессен С.И. Избр. соч. М., 1999. М., 1995.

63. Гололобова Т А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX — начало XX вв.). Екатеринбург, 1999.

64. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. -М.,1974.

65. Глоссарий современного образования. Харьков, 1998.

66. Гриневич Г. С. Православная письменность. Результат дешифровки. М.,1993.

67. Громов М, Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль в культуре Киевской Руси XI — начала XII вв. -Киев, 1988.

68. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб,.2001.

69. Гриненко Г. В. Магия и логика истинных имен // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М„ 1995.

70. Грякалов A.A. Мысль и настоящее. // Известия РГПУ, № 2, 2002, с. 11-22.

71. Гуревич П. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль, №11 (1462). 1997. С. 34-44.

72. Гуревич П. Философия человека. Ч. 1-М., 1999.

73. Гуревич П.С. Философская антропология. -М., 1997.

74. Деменев А.Г. И.И. Мечников и Е.П. Аквилонов: проблема оптимизма (Псторико-философский анализ). Автореф.дисс.,-М.2001.

75. Грыжанова М. Ю. Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста: Автореф. канд. дис. -Саранск, 1999.

76. Дерюга В. Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887-1950): Автореф. канд. дис. -Казань, 1999.

77. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.

78. Джанибекова Э. X. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева. Автореф. канд. дис. -Пятигорск, 1999.

79. Долженко О. В. Очерки философии образования. М., 1995.

80. Донскова A.M. Идея классического университета и специфика ее реализации: социально- философский аспект (на материале российского образования и науки):Автореф. дисс., -М.,1998.

81. Духовные основы русского национального воспитания. Хрестоматия. Екатеринбург, 1994.

82. Европейская педагогика от Античности до Нового времени. Исследования и материалы. Сб. научных трудов. Ч. 1-3- М., 1993-1994.

83. Емельянов Б. В., Исаева М. В. Славянофилы: поиски идентичности. -Екатеринбург, 1999.

84. Ермолин Е. А. Теоретические основы изучения истории русской культуры в современном образовательном процессе: Автореф. докт. дис. -Ярославль, 1999.

85. Ермолин Е. А. Символы русской культуры XV -XVIII вв. -Ярославль, 1998.

86. Зинченко В. П., Моргунов Е. Г. Человек развивающийся. М., 1994.

87. Живов В.М. Краткий словарь агиографических терминов. -М., 1996.

88. Жохов А. В. Человек в храме как предмет социально-философского исследования: Автореф. канд. дис. -Пермь, 2000.

89. Жуков В.И. Российское образование: Проблемы и перспективы развития. -М., 1998.

90. Жуков В. Н. Общественный идеал в России в социальной философии славянофильства: Автореф. докт. дис. -М., 2000.

91. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963.

92. Замалеев А. Ф. Восточнославянские мыслители эпохи средневековья. -СПб., 1998.

93. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е. В. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. -Л.,1991.

94. Зарубежные системы образования (США, Япония). -М., 1996.

95. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. -М., 1994.

96. Зеньковский В. В. Избр. СочТЛ.-Л. 1992.

97. Зеньковский В В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М,.1996

98. Зеньковский В. В. Педагогика. -М., 1996.

99. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Соч.,т.2.-М,.-Париж, 1995.

100. Ивонин Ю.П. Проблема социального идеала в русской философии конца XIX — начала XX вв.: Автореф. канд. дис. -Екатеринбург, 1989.

101. Из истории отечественного образования (XVII- XX в.). Тезисы научной конфереции. По^ ред. Тряпицыной А.П. -СПб: РГПУ, 1997.

102. Йегер В. Па^дейя. -М., 1997.

103. Исихазм // Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993.

104. История философии. Запад — Россия — Восток. -М., 2000.

105. Из истории русской гуманистической мысли : Хрестоматия. /Под ред. А. Ф. Малышевского. -М., 1993.

106. Икона в русской культуре. Учебное пособие. -Шадринск: Исеть, 1997.

107. Каган М. С. Философская теория ценностей. -СПб., 1997.

108. Казначеев В.Г. Проблемы человековедения. -Новосибирск, 1997. Ю8.Кант И. О педагогике. 1803 г. // Кант И. Трактаты и письма. -М., 1980.

109. Кантор К. Свободная личность как идеал культуры // Свободная мысль, № 10 (1469). 1997. С. 87-105.

110. Каптерев П.Ф. Значение христианства в постановке первоначального воспитания и христианские теории./ Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.27-СПБ. 1900.

111. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. /Энциклопедия семейного воспитания и обучения, Вып.56. -СПБ. 1908.

112. Каптерев П.Ф. Ответственность родителей перед детьми. /Воспитание и обучение, 1896, №11.

113. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшия идеи, направления и деятели. С.-Пет.,1914.

114. Каптерев П.Ф. История педагогики. Курс лекций. -Ижевск, 1996.

115. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982.

116. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учебное пособие для студентов (статьи). -М., 2000.

117. Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. 1992. № 3-4.

118. Карапетян И. К. Тенденции развития категориального понятийного аппарата педагогической науки в России (1830-1930). -М., 2000.

119. Кинелев В.Г., Миронов В.Г. Образование, воспитание и культура в истории цивилизаций М., 1998.

120. Космос в русской иконе и современное художественное сознание. Материалы научно-практической конференции. -Челябинск, 1999.

121. Кессиди Ф.Х. Античная философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М. , 1991.

122. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. -М., 1996.

123. Колесов В.В. Древняя Русь: Наследие в слове. Мир человека. -СПб,2000.

124. Кононова Е С. Концепция человека в религиозно- философской антропологии Григория Паламы: Автореф. канд. дис. -М.,2000.

125. Климков О. С. Антропология исихазма в византийской культуре: Автореф. канд. дис. -СПб., 2000.

126. Клюкина Т.В. Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси: традиции и преемственность: Автореф. канд. дис. -Екатеринбург, 1998.

127. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России. Вторая половина XVII нач. XX в. Смена парадигм. -М., 2001.

128. Кондаков И.М. Метафизика души в произведениях русских мыслителей XVII-XIX вв. // Психологический журнал. Т. 20, № 6, С. 89-93.

129. Конева J1. А., Конева А. В. Антропологические идеи русской религиозной философии. Пособие по спецкурсу,- Самара, 1995.

130. Константинов H.A., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. ГУПИ, -М., 1953.

131. Корольков A.A. Русская духовная философия. -СПб, 1998.

132. Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII в. -М., 1999.

133. Коробкова С.Н. Антропология A.A. Ухтомского в контексте естественнонаучного (« физиологического материализма): Автореф. канд. дис. -СПб, 2000.

134. Корнетов В.Г. Становление воспитания как общественного явления. -М.,1992.

135. Костомаров Н И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. -М., 1999.

136. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексология. -Кемерово, 1999.

137. Кузьмина М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. -М. , 1977.

138. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования // Credo, Оренбург, 1998,№ 1-3.

139. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. -М., 1997.

140. Краткий словарь-справочник христианства. —Л., 1991.

141. Кураев А. Человек перед иконой (размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция. М., 1992, С. 241-250.

142. Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. -М., 1976.

143. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.,1995.

144. Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева: Жизнь и деятельность. Аналитико-биографический и библиографический обзор. -М., 1998.

145. Лезгина М.Л. Анатомия традиции в культуре и педагогике //Известия РГПУ, № 2, 2002, с.65-75.

146. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. -М, 1989.

147. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. -М., 1991.

148. Лошаков P.A. Отношение веры и разума в новоевропейской литературе (Августин, Декарт, Паскаль).- Архангельск, 1999.

149. Маврина И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: Автореф. докт. дис. -Тюмень, 2000.

150. Марк Аврелий Антоний. Размышления. -СПб, 1993.

151. Марков Б.В. Философская антропология,- СПб, 1997.

152. Материалисты Древней Греции,- М., 1955.

153. Меркулов В.Л. A.A. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности. -М.,1960.

154. Мечников И. И. Воспитание с антропологической точки зрения // Вестник Европы. 1881. Ч. 1.

155. Мечников И. И. Этюды о природе человека. Опыт оптимистической философии. -М., 1956. Т.П.

156. Мечников И. И. О некоторых этапах истории развития животных обществ. -М., 1956. Т. 12. С. 182-190.

157. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. -М., 1956. Т. 12, С. 198-234.

158. Мечников И. И. Наука и нравственность. -М., 1956. С. 242-256.

159. Мир в III тысячелетии. Диалог мировоззрений. Материалы

160. V Всероссийского научно-богословского симпозиума. -Нижний Новгород, 1999.

161. Деятельность. Идеал. Образование. Ценность / Новейший философский Словарь. -Минск, 1999.

162. Могилевский Б. Жизнь Пирогова. И. Мечников. Две биографические повести. -М., 1979.

163. Модзалевский JI. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до настоящих времен СПб, 1994.

164. М. Шелер Избранные произведения,- М., 1994.

165. М. Шелер. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии М. , 1998.

166. Никитенко А.И. Алек. Иван. Галич. -СПб, 1869.

167. Нисский Григорий. Об устроении человека,- СПб., 1995.

168. Образование: идеалы и ценности (Историко-теоретический аспект). -М., 1995.

169. Общие начала социально-философской антропологии. -М., 1994.

170. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. -М., 1996.

171. Очерки истории школы и педагогики с древнейших времен до XVIII в. -М., 1989.

172. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. -М., 1998.

173. Очерки социальной философии. -СПб, 1996,

174. Пионтковский И. JI. Учение И.И. Мечникова об ортобиозе. Приложение // Мечников И.И. Собр.соч. -М., 1956. С. 265-298.

175. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. -М.,1999.

176. Роль библейских переводов в развитии литературных языков и культуры славян. /Тезисы докладов междунар. науч.конференции. -М. 1999.

177. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Ч. III. Антропология. -СПб., 1999.

178. Семаева ИИ Православный энергизм и проблемы творчества в русской религиозной философии / Культура творчества. -Тверь, 1995.

179. Силонова Е.И. Философия образования; поиски выхода из антропологического кризиса. Автореф. дис. канд. филос. н. -Саратов, 2002.

180. Смирнов C.B. Ф.И.Буслаев. Очерк жизни-М., 1978.

181. Словарь книжников и книжности Древней Руси. т. 1-4, -М.1988 -89.

182. Современная парадигма человека. Сб. статей.-Саратов, 2000.

183. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. -M., 1994.

184. Спирин А. Д. Личность и отчуждение. Логико-мировоззренческие основания постановки проблемы. -Кемерово, 1999.

185. Столбун В. Д. Психология воспитания П.Ф. Каптерева. -Тверь, 1999.

186. Стрельченко В.И. Антропологический синтез в философии образования.//Антропологический синтез: религия, философия, образование-СПб, 2002.

187. Памятники литературы Древней Руси XIII в. -М., 1981.

188. Педагогика и политика в образовании России конца XIX — начала XX в. -M., 1999.

189. Пионтковский И.Л. Учение Мечникова об ортобиозе Приложение/Мечников И.И.Собр. соч. -М.,1956,т. 12, с. 265 -298.

190. Плеханов Г.В. Философские, взгляды А.И. Герцена // Избранные философские сочинения: В 5 т. -М.,1988. Т. 4.

191. Проблемы русской философии и культуры,- Калининград, 1999.

192. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. -М.,1995.

193. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди СПб., 1999.

194. Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства. -М., 1990.

195. Ричарл Онианс. На коленях богов (о личности).-М., 2000.

196. Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики, -М., 1997.

197. Российское зарубежье: Образование, педагогика, культура 2050-х годов XX в. -Саранск, 1998.

198. Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1995.

199. Русская философия: новое решение старых проблем. -СПб., 1993.

200. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М., 1995.

201. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения.4.1 -СПб, 1999.

202. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М., 1947.

203. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956.

204. Симонов П.В. Происхождение духовности. -М. , 1989

205. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества -М.,1993.

206. Современная парадигма человека. -Саратов, 2000.

207. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация. Фило-софско-методологические аспекты. -М., 1996.

208. Сафонова З.Г. История образования в России. Учебное пособие. Ч. 1. -Оренбург, 1997.

209. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. -М., 1973.

210. Смысл жизни в русской философии. -СПб, 1995.

211. Спирин А.Д. Личность и отчуждение. Логико-мировоззренческие основания постановки проблемы. -Кемерово, 1999.

212. Столбун В.Ю. Нравственные аспекты психологического наследия A.A. Ухтомского: Автореф. канд. дис.-Тверь, 1999.

213. Стратегия развития образовательных систем: понятийно- терминологический словарь. -М., 1993.

214. Струминский В.Я. Педагогика Киевской Руси на предмет исторического изучения. -М, 1940.

215. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского М., 1960.

216. Табакаев Ю. В. О методологической роли категории труда в образовании: Автореф. докт. дис. -М., 1998.

217. Тойнби А. Дж. Диалог Тойнби Икеда. Человек должен выбрать сам. -М., 1998.

218. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. -М., 1994.

219. Труды Первого Всероссийского съезд по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. -С-Пб, 1906.221 .Тряпицына А.П. Актуальные проблемы непрерывного образования. -СПб.: Образование, 1994.

220. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно -познавательной деятельности школьников. -JL: ЛГПИ, 1989.

221. Ухтомский A.A. Учение о доминанте как факторе поведения // Соч. Т.1. -Л., 1950.

222. Ухтомский A.A. В воспоминаниях современников. -Л., 1993.

223. Ухтомский A.A. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. -СПб., 1996.

224. Ухтомский A.A. Заслуженный Собеседник. Этика. Религия. Наука. -Рыбинск, 1997.

225. Федчин B.C. Антропологический подход в социально-философских традициях России: Автореф. докт. дис. -Иркутск, 2000.

226. Филиппович Л.Н. Философско-этический анализ православно-богословской концепции нравственных качеств человека. Научный доклад. -Киев, 1989.

227. Философия Греции: Основы основ: Логика. Физика. Этика. -М., 1999.

228. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. -М., 1995.

229. Философия образования. Сб. науч. трудов. -М, 1996.

230. Философия образования // Высшая Школа в России. № 9. 1997.

231. Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. 4.1 и 4.2. -М.:1988.

232. Франки В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.

233. Хоружий С.С. Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сборник. -М., 1995.

234. Хоружий С.С. О старом и Новом. -СПб., 2000.

235. Хлебникова И.Г. Педагогические идеи в творческом наследии В.Г. Ананьева: Автореф. канд. дис. -Л., 1978

236. Человек: Энциклопедический словарь. -М., 1999.

237. Человек как объект философского исследования. Античность. Средневековье. Хрестоматия. -М., 1993.

238. Чистякова О.В. Проблема человека в восточной патристике (культурологический анализ): Автореф. докт. дис. Ростов-на-Дону, 1999.

239. Чуковенко Ю.А. Антропология классической патристики // Историко-философский ежегодник. -М. , 1999.

240. Чукичев И.П. О единстве теоретических позиций И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, A.A. Ухтомского. -М., 1956.

241. Щедровицкий Г.А. Педагогика и логика. М., 1993.

242. Экология культуры и образования. -Тюмень, 1999.

243. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1993.

244. Э.Бюрнэ (Франция). И.И. Мечников // Вопросы истории естествознания и техники, 1993. С. 35-45.

245. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая наука .М., 1981.

246. Ярошевский М.Г. Социально- философская проблема науки и человека (К столетию со дня рождения A.A. Ухтомского). //Вопросы философии, 1975, № 5, С.119-132.

247. Ярошевский М.Г. A.A. Ухтомский и проблема мотивации поведения. // Вопросы философии, 1975, № 3, С.31-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.