Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Макушева, Оксана Владимировна

  • Макушева, Оксана Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Киров
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 204
Макушева, Оксана Владимировна. Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Киров. 2013. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Макушева, Оксана Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТИП КОНФЛИКТА В РОМАННОЙ

ПРОЗЕ Д.И. СТАХЕЕВА

1.1. Проблема типологии романа как объект

литературоведческого исследования

1.2. Классификация романов Д.И. Стахеева по типу конфликта

1.3. Социальный конфликт и характеры героев в романном

творчестве Д.И. Стахеева

1.4. Семейный конфликт в романах Д.И. Стахеева

1.5. Психологический конфликт в романах Д.И. Стахеева

ВЫВОДЫ

ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНОВ Д.И. СТАХЕЕВА

2.1. Нравственно-религиозный смысл романов Д.И. Стахеева

2.2. Типология героев в романах Д.И. Стахеева

2.3. Особенности психологизма в романах Д.И. Стахеева

2.4. Пространственно-временная организация романов Д.И. Стахеев

2.5. Авторская позиция в романах Д.И. Стахеева

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева»

ВВЕДЕНИЕ

Дмитрий Иванович Стахеев (1840 - 1918) - один из русских писателей второй половины XIX века, чье творчество остается недостаточно исследованным. Будучи выходцем из елабужского купечества, Д.И. Стахеев избрал делом своей жизни литературный труд. О том, что талантливый писатель сразу заинтересовал читательскую аудиторию своеобразным взглядом на российскую действительность, свидетельствует представленность его прозы в таких популярных журналах, как «Вестник Европы», «Русский вестник», «Наблюдатель», «Новь» и других. В 1902-1903 годах издается двенадцатитомное собрание сочинений Д.И. Стахеева. В романах писатель реалистично представил разные стороны российской действительности, приближаясь иногда по силе художественных обобщений к лучшим представителям отечественной литературы той эпохи: И.А. Гончарову, И.С. Тургеневу, А.Н. Островскому. В своих произведениях Д.И. Стахеев отдавал предпочтение показу частной жизни, раскрывая при этом духовные первоосновы характера русского человека.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что одним из значимых направлений современного литературоведения стало возвращение читателю «забытых» русских писателей, которые внесли немалый вклад в духовную копилку национальной культуры. Для полного понимания истории развития литературы необходимо обращаться не только к творчеству классиков, но и писателей «второго» ряда, мало заметных на фоне литературных вершин.

Возвращение имени Д.И. Стахеева в историко-литературный оборот обусловлено тем, что в своих произведениях он пишет о непреходящих ценностях человеческого бытия. На страницах его романов с достаточной полнотой запечатлена духовная жизнь представителей различных сословий России второй половины XIX столетия. Исследуя творчество Д.И. Стахеева, мы обращаемся ко всем двенадцати романам. Целостное изучение романного

творчества писателя еще не становилось предметом специального изучения. Между тем, важно выявить круг наиболее значимых проблем, поднятых автором, определить специфику средств типизации и индивидуализации, своеобразие художественных особенностей в его крупных эпических произведениях.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что нами впервые исследуется жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева. Данная диссертация является фактически первым комплексным научным анализом романного творчества писателя. Также научная новизна состоит в том, что исследование базируется на материале романных произведений Д.И. Стахеева, не изученных до сегодняшнего дня.

Степень изученности темы. Литературная деятельность Д.И. Стахеева в дореволюционной критике изучена мало. Заслуживают внимание биографический очерк М. Никольского и критический этюд П.В. Быкова, написанные в качестве предисловия к двенадцатитомному собранию сочинений писателя (1902-1903). Несколько статей печатает журналист и прозаик

B. Русаков, в том числе статью «Полвека литературного труда» в связи с пятидесятилетием творчества Д.И. Стахеева («Вестник литературы» 1907, № 11), в которой прослеживает становление писателя и отмечает своеобразие его произведений. В «Историческом вестнике» (1914, № 9) публикуется очерк литературного критика И. Гурвича «Забытый писатель» о личности и творчестве Д.И. Стахеева.

После долгих лет забвения творчество писателя вновь начинает вызывать интерес с конца 1980-х годов. К его ранним произведениям обращается

C. Крившенко в работе «Берег Отечества: Романтика героизма в литературе о Дальнем Востоке» (1988). Особая же заслуга в возвращении имени Д.И. Стахеева принадлежит Н.М. Валееву. Используя историко-краеведческий материал, он публикует монографии о творчестве писателя-елабужанина: «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя» (1995), «Гармония культур. Избранные труды» (2001). В этих работах представлен «подробный анализ

конкретных стахеевских произведений: это и обстоятельное толкование ранних рассказов, дающее ключ ко всему творчеству писателя, и всестороннее изучение нелегкой судьбы двух пьес его («Луч света в темном царстве» (1867) и «Знакомые все лица» (1868), и развернутое комментирование центральных романов»1 [51, с. 7]. По словам В.В. Кожинова, Н.М. Валеев не просто написал о каком-то писателе, он «открыл нам этого писателя, причем писателя очень высокого ранга, вполне сопоставимого и никак не уступающего рангу Писемского», писателя, который, «может быть поставлен в один ряд с Гончаровым» [116, с. 3].

В Елабуге, на родине Д.И. Стахеева, периодически проводятся посвященные ему международные чтения, куда приезжают и потомки знаменитой династии купцов-меценатов Стахеевых, и литераторы, и языковеды, и историки. Объектом научных изысканий ученых стали переизданные в 90-х годах XX века романы «Избранник сердца» и «Обновленный храм», а также рассказы и повести. В 2000-х гг. защищен ряд кандидатских диссертаций по творчеству писателя. Так, в работах «Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В.Максимова» (2001) С.И. Граховой, «Типология раннего творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина и Д.И. Стахеева» (2005) О.Л. Даниловой исследованы литературные параллели между писателями на материале очерков и рассказов. Г.Н. Хабибулина в своем научном изыскании «Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 18701890 гг.» (2007) рассматривает культурно-исторические и литературные предпосылки появления стахеевских романов, связь писателя с русской литературой второй половины XIX века и такими ее представителями, как H.H. Страхов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев и другие. Объектом внимания в исследовании становятся два романа Д.И. Стахеева: «Наследники» и «Обновленный храм». Параграфы диссертации, посвященные этим романам, сосредоточены на анализе образной системы. Отдельно в

' Хасанов M.X. Предисловие // Валеев Н.М. Гармония культур. Избранные труды. - Казань: Издательство Фэн, 2001.-328 с. С.7.

диссертации Г.Н. Хабибулина изучает «женский вопрос» и проблемы эмансипации, связывая их с героинями стахеевских романов 1880-х годов.

Последнее прижизненное издание произведений Д.И. Стахеева было ^

осуществлено в 1902-1903 годах, и только почти через сто лет были опубликованы сборники «Духа не угашайте» (Казань, 1992) и «Благоприобретение» (Елабуга, 1999). Основная часть произведений по-прежнему недоступна широкому читателю, выпадает из поля зрения исследователей русской словесности.

Объектом диссертационной работы является романное творчество Д.И.Стахеева: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак» (1882), «Походы на доходы» (1880-1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1888), «Торжество правосудия» (1889), «Обновленный храм» (1890), «Неугасающий свет» (1893), «Горы золота» (1894), «Духа не угашайте» (1896).

Предмет исследования - типологическое единство и жанровые особенности романов Д. И. Стахеева.

Целью диссертационной работы является целостное исследование жанровой природы романов Д. И. Стахеева, определение их типологической общности, выявление особенностей конфликта и художественного своеобразия.

Задачи диссертационного исследования:

1) выявить жанровую специфику романов Д.И. Стахеева, исследовать их художественное своеобразие в аспекте идейно-художественной целостности;

2) изучить проблемы жанровой типологии романа, обосновать критерии типологии романов;

3) обосновать структурно-типологические особенности художественного конфликта в романах Д.И. Стахеева;

4) выявить идейную направленность романов Д.И. Стахеева;

5) проанализировать формы сюжетного развертывания характеров героев, представить систему образов персонажей;

6) выявить приемы психологизма в романах Д.И. Стахеева;

7) изучить художественное время и пространство в романах Д.И. Стахеева.

Основные научные положения диссертационного исследования

состоят в следующем:

- впервые романное творчество Д.И. Стахеева исследовано целостно на основе единых критериев, которыми явились конфликт, типология персонажей, психологический анализ, пространственно-временные отношения. Такой подход позволил определить типологическую общность романов Д.И. Стахеева, раскрыть их жанровое и художественное своеобразие;

- выявлены характерные типы конфликтов - социальный, семейный, психологический, - которые явлены в сложном синтезе; установлено, что социальный конфликт составляет структурную основу произведения;

- показано, что приоритетная для писателя социально-нравственная проблематика раскрывается на основе изображения жизни «рядовых» представителей таких слоев общества второй половины XIX века, как дворянство, чиновничество, духовенство, купечество, крестьянство;

- доказывается, что важнейшей характеристикой идейного мира и в целом типологической вариации романа, созданной Д.И. Стахеевым, является религиозно-нравственное начало; обеспокоенность состоянием общества и вместе с тем отсутствие в романах социальной сатиры объясняется особенностью мировоззрения писателя, для которого характерны консервативность во взглядах на социальное бытие и вера в человека, берущая истоки в системе христианских ценностей;

-установлено, что характеры героев изображаются в сложном сочетании общечеловеческих, социально-типических и индивидуальных проявлений; героем времени является «рядовой» человек, при любых обстоятельствах сохраняющий в себе лучшие личностные черты;

- предложена типология персонажей романов Д.И. Стахеева;

- определена особенность психологического анализа в романах писателя;

- дана характеристика пространственно-временных отношений в произведениях Д.И. Стахеева.

- показано, что произведения Д.И. Стахеева принадлежат к таким жанровым разновидностям как «социальный» и «нравоописательный» роман с элементами семейного и психологического конфликта; выявлено значение различных художественных средств, способствующих воплощению авторского замысла (оценочных описаний, философских и лирических отступлений, заглавий, эпиграфа, библейских и литературных цитат и др).

Методологической базой явились труды классиков отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.В. Кожинова; современные исследования Л.В. Чернец, М.Г. Соколянского, А.Я. Эсалнек,

A.Б. Есина, Н.М. Валеева.

Сопоставительный анализ романов Д.И. Стахеева является исходным началом диссертационного исследования. В работе были применены принцип целостного анализа художественных произведений, сравнительно-типологический и системный методы исследования. Сравнительно-типологический метод необходим для определения различных связей между романами. Разностороннее сопоставление произведений выявляет специфику их идейно-художественной структуры, устанавливает ту общность, которая характеризует романы как явление конкретного исторического времени в русской литературе.

Теоретической основой диссертационного исследования являются положения о жанровой специфике и типологии реалистического романа Б.А. Грифцова, М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, М.Б. Храпченко, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, Д.Е. Тамарченко, М.Г. Соколянского, А.Я. Эсалнек,

B.Г. Одинокова, Л.Г. Якименко, С.И. Машинского, H.A. Вердеревской, Г.М. Фридлендера, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы.

Жанр представляет собой тип словесно-художественного произведения как целого и обозначает: 1) разновидность произведений, например, эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; 2) «идеальный» тип или логически

сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта (это значение термина присутствует в любом определении того или иного жанра, то есть тогда, когда мы не только констатируем принадлежность к нему данного произведения, но и объясняем, в чем состоит его сущность)» [18, с. 69].

В.Е. Хализев, рассматривая жанровую сущность романа, отмечает его двоякую содержательность. Во-первых, роман обладает специфичной содержательностью, а именно, духовное самостоянье и эволюция героя, явленные в его частной жизни. Во-вторых, роман владеет содержательностью, пришедшей к нему из иных жанров. Романы могут обретать традиции агиографии, черты эпопеи, запечатлевая события национально-исторического масштаба, черты сатирического нравоописания или стихии, присущей комедийно-фарсовым жанрам. В.Е. Хализев пришел к выводу, что жанровая сущность романа синтетична. Он «способен с непринужденной свободой и беспрецедентной широтой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как смеховых, так и серьезных. По-видимому, не существует жанрового начала, от которого роман остался бы фатально удаленным» [227, с. 369].

В.Е. Хализев считает, что в истории романа прослеживаются два его типа, которые соответствуют двум стадиям литературного развития. К первому типу относятся произведения событийные, напряженные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Ко второму типу принадлежат романы, получившие развитие в литературе последних двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем становится духовное самостоянье человека. При заметном ослаблении событийности усиливается писательское внимание к сознанию героя, его многоплановости и психологической сложности. Персонажи изображаются не только устремленными к частным целям, но и осмысляющими свое место в мире, реализующими свою ценностную ориентацию. Описание повседневной жизни исполнено подлинной человечности, отвечает веяниям данного времени,

универсальным бытийным основам, осваивает серьезнейшие конфликты. Именно в этом типе романов специфика жанра раскрылась с максимальной полнотой [227, с. 371].

В.И. Тюпа пишет, что точнее было бы определить жанр как тип организации художественного целого, как его системность [219, с. 96]. В свою очередь художественность служит качественной характеристикой произведений художественной деятельности, предполагающей достижение совершенства своих изделий [18, с. 288]. Данное специфическое свойство характеризует отражение действительности в литературном произведении, а также представляет степень художественного совершенства литературного произведения.

Раскрывая своеобразие произведений, необходимо не только найти отличия и оригинальность, но и выявить их сходство. Жанровое своеобразие романов Д.И. Стахеева мы пытаемся установить посредством определения типа романа. Типологические разновидности романов, по мнению А.Я. Эсалнек, зависят от качественных свойств компонентов, «удельного веса каждого из них в пределах целого и характера связи между ними внутри структуры» [252, с. 142]. Несмотря на множество работ по научной проблеме жанра и типологии романа, сегодня остается много спорных вопросов, не выработана единая классификация, не существует и терминологического единства. Учитывая разнообразный опыт изучения романа, в целом мьт будем опираться на предложенный многими учеными подход, в основе которого лежит понимание конфликта как ведущего признака романа. В диссертации мы придерживаемся точки зрения М.Г. Соколянского, что основу своеобразия жанровых разновидностей романа следует искать в «сфере реализации конфликта» [198, с. 122], которая определяется художественным пространством и художественным временем. В качестве дополнительных признаков он предлагает: во-первых, тип героя и его отношение к сюжетно-ситуативному контексту, во-вторых, отношение повествователя к событийному ряду в произведении.

В нашей диссертации задействованы компоненты (личность, среда, микросреда, пространственно-временные параметры романного . текста, психологизм, монологизм, конфликтность), представленные в работах А .Я. Эсалнек для определения конкретного типа романа. Произведения русской классики XIX века (A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского) нами взяты в качестве «меры» для раскрытия сущности их типических признаков, что необходимо для выявления специфики и общности романного творчества Д.И. Стахеева.

Таким образом, попытка представить в настоящей диссертации тип романов Д.И. Стахеева основывается на анализе конфликта и образов героев, отношения повествователя к событийному ряду в произведении, на анализе психологизма, художественного времени и пространства, что в совокупности характеризует жанровое и художественное своеобразие.

Теоретическая значимость работы предполагает применение разработки типологии романов Д.И. Стахеева для изучения в типологическом аспекте романного творчества писателей «второго» ряда. Материалы и результаты работы можно использовать в теоретических, историко-литературных исследованиях по проблемам типологии жанра романа последней трети XIX века.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть учтены при изучении литературы второй половины XIX века в процессе преподавания в школе и вузе, при составлении учебных программ и пособий, при чтении общих и специальных курсов, в музейной работе.

Апробания результатов исследования осуществлялась на итоговых научных конференциях ЕГПУ (Елабуга 2008, 2009, 2011), в журнале «Вопросы филологических наук» (Казань, № 1, 2010); на XXXII Зональной конференции литературоведов Поволжья «Анализ и интерпретация художественного произведения» (Астрахань, АГУ, 2010); на научно-практической конференции «Культурологическая интерпретация художественного текста и проблемы

литературоведческого анализа» (Комсомольск-на-Амуре, АмГПГУ, 2011); на международной научно-практической конференции IX Ручьевские чтения «Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства» (Магнитогорск, МГУ, 2011); в журнале «Вестник Чувашского университета» (Чебоксары, ЧГУ, 2011). Всего по теме диссертации имеется 8 публикаций.

Структура работы. Задачи исследования обусловили композицию работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении объясняется выбор темы, уточняются объект и предмет исследования, выявляются актуальность и научная новизна, формулируются цель и задачи, определяются методы работы, приводится обоснование теоретической и практической значимости, очерчиваются положения, выносимые на защиту, представлена апробация исследования.

В первой главе «Тип конфликта в романной прозе Д.И. Стахеева» рассматриваются основные теоретические проблемы и вопросы типологии романа, неоднозначно трактуемые до настоящего времени, представляется обзор наиболее значимых исследований в области теоретических основ жанра романа. Рассматривая все двенадцать романов по существующей в сюжете конфликтной ситуации и учитывая их тематически-образную основу, мы выявили три типа конфликта (социальный, семейный, психологический), ведущим из которых будет социальный. Каждому типу конфликта посвящен отдельный параграф с подробным анализом каждого романа по конфликтной ситуации и раскрытием главных образов героев.

В первом параграфе «Проблема типологии романа как объект литературоведческого исследования» анализируются связанные с темой диссертации теоретические вопросы. Во втором параграфе «Классификация романов Д.И. Стахеева по типу конфликта» конфликты рассматриваются с точки зрения их тематической реализации и наполненности в художественном мире произведения. Обосновывается исследование сходства романов Д.И. Стахеева по типу конфликта. В параграфах третьем «Социальный

конфликт и характеры героев в романном творчестве Д.И. Стахеева», четвертом «Семейный конфликт в романах Д.И. Стахеева», пятом «Психологический конфликт в романах Д.И. Стахеева» осуществляется анализ конфликта с учетом его типологической принадлежности (социальный, семейный, психологический) и значимости на материале двенадцати романов Д.И. Стахеева.

Вторая глава нами названа «Идейно-художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева». В этой главе представлены устойчивые мировоззренческие и поэтические ориентиры в романах Д.И. Стахеева. Доказывается значительное типологическое сходство между романами писателя по религиозно-нравственному аспекту, обосновываются причины забвения его литературного творчества. Рассматривается типологическая близость героев, основные типы героев структурируются нами по их этико-философской позиции. Систематизируются приемы и выявляются особенности психологизма в художественных текстах Д.И. Стахеева. Охарактеризовано художественное время и пространство как сложное отражение социально-общественных противоречий столицы и провинции в романах Д.И. Стахеева. Завершает главу параграф, посвященный реализации авторской позиции в романах. В первом параграфе «Нравственно-религиозный смысл романов Д.И. Стахеева» анализируются модели поведения персонажей по степени включенности в традиционную православную жизнь. Во втором параграфе «Типология героев в романах Д.И. Стахеева» рассмотрены и систематизированы типы героев. В третьем параграфе «Особенности психологизма в романах Д.И. Стахеева» предметом исследования явились те элементы поэтики, которые в совокупности дают представление о психологизме в данном произведении. Психологический анализ в романах проводится при помощи традиционных средств типизации и индивидуализации, таких как портретная и речевая характеристика, описание поведения и внутреннего состояния героя, художественная деталь, пейзаж, вещный мир, цитирование и др. В четвертом параграфе «Пространственно-

временная организация романов Д.И. Стахеева» хронотоп столичных городов и провинции является структурообразующим компонентом, который организует отдельные романы в единое целое, а также дает возможность для сравнительно-сопоставительного анализа романов. В пятом параграфе «Авторская позиция в романах Д.И. Стахеева» доказывается выражение авторской позиции через типологические определения романов, валентность конфликта, писательские комментарии, эпиграф, заглавия, имена собственные, библейские цитаты, использование скрытого автобиографизма.

В Заключении обобщаются полученные в результате исследования данные, основные выводы и типологические особенности романного творчества Д.И. Стахеева в целом.

15

Глава I

ТИП КОНФЛИКТА В РОМАННОЙ ПРОЗЕ Д.И. СТАХЕЕВА

Определение жанрового и художественного своеобразия романного творчества Д.И. Стахеева невозможно без учета типических признаков реалистического романа XIX века. В связи с этим в первом параграфе данной главы рассмотрен жанр романа в типологическом аспекте и предпринята попытка выявления литературных параллелей романного творчества Д.И. Стахеева и творчества его предшественников и современников. В следующих параграфах сосредоточено внимание непосредственно на специфике конфликта в романах писателя. Анализ строился с учетом современных классификаций конфликта как в литературоведении, так и в других гуманитарных науках. Каждому выявленному типу конфликта посвящается отдельный параграф.

1.1. Проблема типологии романа как объект литературоведческого

исследования

Выдвинувшись на авансцену литературного процесса середины XIX века, став своеобразным зеркалом эпохи, роман развивается, эволюционирует неразрывно с историей, с общественно-политической жизнью народа. В этом виде художественного произведения соединяются новое и традиционное: тяготение, с одной стороны, к детальному анализу частного случая, локальной ситуации, с другой - к глубокой постановке социально-нравственных и философских вопросов. Роман - это многоплановое, многопроблемное произведение, показывающее частную жизнь человека в широких связях с обществом. Внимание писателей привлекает изображение реального исторического времени и образ человека в нем.

В целом общий для русского романа конфликт индивида с миром со временем видоизменяется и обусловливает появление трех фаз возникновения и развития отечественного романа. Одна из них - синкретическая форма 30-х

годов (A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Вторая фаза - это роман в строгом смысле понятия (А.И. Герцен, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев). На 6070-е годы XIX века приходится универсально-синтетическая фаза развития отечественного романа (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

В центре внимания любого исследователя, занимающегося изучением историко-литературного процесса XIX или XX веков, стоит вопрос жанрового синтеза романа. В тесной же связи с ним находится и проблема типологии романа.

Типологический подход является способом осмысления материала художественных произведений, результатом типологического описания и сопоставления, может расцениваться как вариант изложения результатов исследования, определяющий внутреннюю логику литературного творчества писателя. Академик М.Б. Храпченко пишет, что типологическое изучение литературы предполагает «...раскрытие тех принципов и начал, которые позволяют говорить об известной литературно-эстетической общности, о принадлежности данного явления к определенному типу, роду. Принадлежность эта нередко обнаруживается и тогда, когда литературные факты не находятся в непосредственной связи между собою» [229, с. 58-59].

М.М. Бахтин высказал принципиальное замечание о жанровом определении романа: «...никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Макушева, Оксана Владимировна, 2013 год

3. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

29.Авторская позиция в художественном произведении [Текст]: (сборник научных трудов). - Минск: 1984. - 98с.

30.Амирханян, A.M. Евангельские изречения в романе Л. Толстого «Воскресение» [Текст] / A.M. Амирханян // Филологические науки. -2010.-№ 1.-С. 31 -41.

31.Анищенко, Г. Православие. Литература. Революция [Текст] / Г. Анищенко. - М.: Паломник, 2010. - 303 с.

32.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А .Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

33.Барышников, Е.П. Диалектика эстетического и художественного в прозе Л. Н. Толстого [Текст] / Е.П. Барышников. - Воронеж: ВГПИ, 1986 - 79 с.

34.Бахтин, М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) Статья является записью доклада, прочитанного М. Бахтиным 1938 году ИМЛИ; [Текст] / М. Бахтин; подготовлена к печати В. Кожиновым // Вопросы литературы, - 1970.-№ 1.-С. 95- 122.

35.Бахтин, М.М. «Эстетика словесного творчества» [Текст] / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. - 424 с.

36.Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. -изд. 4-е. - М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

37.Бердяев, Н. О русской философии [Текст] / Н.Бердяев; [сост., вступ. ст. и примеч. Б.В.Емельянова, А.И.Новикова]. - 4.1. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-288 с.

38.Бочаров, А. Эпос повседневности [Текст] / А. Бочаров // Литературное обозрение, - 1981.-№3.-С. 8-12.

39. Бочаров, А.Г. Современный семейно-бытовой роман [Текст] / А.Г. Бочаров. - М.: издательство «Знание», 1978. - 64 с.

40.Бочаров, С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» [Текст] / С.Г. Бочаров. -М., 1978.-340 с.

41.Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы [Текст] / С.Г. Бочаров. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 632 с.

42.Буданова, Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог [Текст] /-Н.Ф. Буданова. - Ленинград: Издательство «Наука» Ленинградское отделение, 1987. - 200 с.

43.Булатов, Н. Старейший русский романист [Текст] / Н. Булатов // Вестник литературы, - 1915.-№ 2.-С. 38-41.

44.Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви [Текст] / С.Н. Булгаков. - М.: Терра, 1991. -416 с.

45.Бурсов, Б.И. Лев Толстой и русский роман [Текст] / Б.И. Бурсов. -Москва-Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1963. - 152 с.

46.Быков, П.В. Дмитрий Иванович Стахеев очерк [Текст] / П.В. Быков //Новый мир. - 1901. - № 70 - С. 409-412.

47.Быков, П.В. Дмитрий Иванович Стахеев. Критический этюд [Текст] / П.В. Быков // . — Спб. - М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1902. с. XVII - XXX. -(Собрание сочинений: в 12. т. / Д.И. Стахеев; 1 т. - 300 с.)

48.В мире Лескова [Текст]: (сборник). - М.: Советский писатель, 1983 -368 с.

49.Валеев, Н.М. Возвращение [Текст] / Н.М. Валеев // Д.И. Стахеев Благоприобретение: Избр. сочинения. - Елабуга, 1999. - 240 с. С. 5 - 14.

50.Валеев, Н.М. Выдающиеся люди на Елабужской земле. Историографы Елабуги [Текст] / Н.М. Валеев // История и культура Елабужского края (к 100-летию ЕГПИ). - Елабуга: Изд-во ЕГПИ. - 1997. - С. 6 - 8.

51 .Валеев, Н.М. Гармония культур. Избранные труды [Текст] / Н.М. Валеев. - Казань: Издательство Фэн, 2001. - 328 с.

52.Валеев, Н.М. Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество: Пособ. для спецкурса [Текст] / Н.М. Валеев. - Елабуга, 1994. - 70 с.

53.Валеев, Н.М. Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя [Текст] / Н.М. Валеев; предисл. акад. М. Хасанова. - Казань: Академия наук Татарстана, 1995. - 176 с.

54.Валеев, Н.М. Искры под пеплом: Творческий портрет писателя Д.И. Стахеева [Текст] / Н.М. Валеев. - Елабуга, 1994. - 64 с.

55.Валеев, Н.М. Мотивы вечности в творчестве Г.Р. Державина и Д.И. Стахеева [Текст] / Н.М. Валеев // Тезисы научно-практической конференции. - Казань, 1993. - С. 9 - 10.

56.Валеев, Н.М. Несправедливо забытый писатель [Текст] / Н.М. Валеев // Тезисы докладов и выступлений на XXX вузовской научно-практической конференции. - Елабуга, 1994. С. 31 - 33.

57.Валеев, Н.М. Пришло время тишины и томительного дня (Из эпистолярного наследия Д.И. Стахеева) [Текст] / Н.М. Валеев // Гасырлар авазы - Эхо веков, научно-документальный журнал - 2005. - № 2. - С. 133 - 138.

58.Валеев, Н.М. Роль купеческой династии Стахеевых в судьбах России [Текст] / Н.М. Валеев // Научный Татарстан теоретический, научно-популярный и информационный журнал. - 2004. - № 1/2. - С. 137 - 145.

59.Валеев, Н.М., Алиев, Д.О. Проблемы семьи в литературном творчестве Д.И. Стахеева (1840 - 1919) [Текст] / Н.М Валеев, Д.О.Алиев // Тезисы

докладов и выступлений на XXX вузовской научно-практической конференции. - Елабуга, 1994. С. 36 - 38.

бО.Венгеров, С.А. Героический характер русской литературы [Текст] / С.А. Венгеров. Собрание сочинений. - 2-е изд. - Петроград: Издательство «Светоч», 1919. - T. I. - 176 с.

61 .Вердеревская, H.A. Роман Чернышевского «Что делать?» [Текст] / H.A. Вердеревская. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

62.Вердеревская, H.A. Русский роман 40 - 60-х XIX века (типология жанровых форм) [Текст] / H.A. Вердеревская. - Казань: Издательство Казанского университета, 1980. - 136 с.

63.Вердеревская, H.A. Становление типа разночинца в русской реалистической литературе 40-60-х гг. XIX века [Текст] / H.A. Вердеревская. - М.: Просвещение, 1981. - 174 с.

64.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. -М.: ВШ, 1989.-404 с.

65.Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды [Текст] / В.В. Виноградов; [послесл. А.П. Чудакова]. — М.: Наука, 1980. - 360 с.

66.Виноградов, В.В. Реализм и развитие языка художественной литературы / О языке художественной литературы [Текст] /В.В. Виноградов. — М.: Наука, 1959. С. 466-477.

67.Галанов, Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь [Текст] / Б.Е. Галанов. — М.: Сов. писатель, 1974. - 343 с.

68.Гаршин, В.М. Красный цветок. Рассказы [Текст] / В.М. Гаршин. -Ленинград: Издательство «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1970. - 232 с.

69.Гинзбург, Л. О психологической прозе [Текст] / Л.Гинзбург. - Ленинград: «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1976. - 448 с.

70.Гоголь, Н.В. Петербургские повести [Текст] / Н.В. Гоголь. - М.: Сов. Россия, 1978.-208 с.

7 [.Гончаров, И.А. Обломов: Роман в четырех частях [Текст] / И.А. Гончаров. - М.: Дет. лит., 1989. - 575 с.

72.Гранин, Д. Роман и герой [Текст] / Д. Гранин // Вопросы литературы. -1976.-№5-С. 107-117.

73.Грахова, С.И. К восприятию темы купечества в раннем творчестве Д.И. Стахеева [Текст] / С.И. Грахова // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. - Елабуга: ЕГПУ,_ 2003.-С. 59-63.

74.Грахова, С.И. Мотив преступления и наказания в «Благоприобретении» Д.И. Стахеева [Текст] / С.И. Грахова // Художественный мир русской литературы. — Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2002. - С. 50-53.

75.Грахова, С.И. Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В.Максимова [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Грахова Светлана Ивановна. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001. - 19 с.

76.Грифцов, Б.А. Теория романа [Текст] / Б.А. Грифцов - М.: Государственная академия художественных наук, 1927. - 151 с.

77.Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб: Питер, 2002.-464 с.

78.Гулак, А.Т. «Тайный психолог» (Приемы словесного выражения личности в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо») [Текст] / А.Т. Гулак, И.Р. Сапрун // Филологические науки-2005.-№.6.-С. 32 - 39.

79.Гуляев, H.A. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков [Текст] / H.A. Гуляев. - М.: Просвещение, 1983.-144 с.

80.Гурвич, И. Забытый писатель [Текст] / И. Гурвич // Историч. вестник. 1914.-№9.- 176 с.

81. Данилова, О. Л. Изображение провинции в «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина [Текст] / О.Л. Данилова // (сб. научных статей: Художественный мир русской литературы). - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2002.-С. 41 -49.

82. Данилова, О. Л. Социальная биография как средство очерковой типизации. Биография автора в художественном преломлении [Текст] / О.Л. Данилова // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной науч. конф. - Елабуга: ЕГПУ, 2003. - С. 83 - 88.

83.Данилова, О.Л. Типология раннего творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина и Д.И. Стахеева [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Данилова Оксана Леонидовна - Елабуга, 2005. - 19 с.

84.Денисова, Э.И. Пушкинские цитаты и реминисценции в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова [Текст] / Э.И. Денисова // Филологические науки. - 1990. - № 2 - С. 26 - 36.

85.Дмитренко, С. Беллетристика породила классику (К проблеме интерпретации литературных произведений) [Текст] / С. Дмитренко // Вопросы литературы. - Москва, сентябрь-октябрь, 2002. - С. 75.

86.Днепров, В. Проблемы реализма [Текст] / В. Днепров. - Ленинград: Советский писатель, 1960. - 352 с.

87.Днепров, В.Д. Черты романа XX века [Текст] / В.Д. Днепров. - Москва -Ленинград: Советский писатель, 1965. - 548 с.

88.Добин, Е.С. Герой. Сюжет. Деталь [Текст] / Е.С. Добин. - М.: Просвещение, 1962. - 343 с.

89.Добин, Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ о творчестве Гоголя и Чехова [Текст] / Е.С. Добин. - Л., 1975. - 192 с.

90.Дремов, А.Н. О художественном образе [Текст] / А.Н. Дремов. - М.: 1956. -227 с.

91.Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности [Текст] /И.А. Есаулов-М.: Кругъ, 2004.-560 с.

92.Есин, А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды [Текст] / А.Б. Есин - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 352с.

93.Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие [Текст] / А.Б. Есин. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003.-248 с.

94.Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы [Текст] / А.Б. Есин. —М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

95.Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII-XX веков [Текст]: Киев - Одесса: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1985. - 148 с.

96.Жук, A.A. Русская проза второй половины XIX века [Текст] / A.A. Жук. -М.: Просвещение, 1981.-254 с.

97.Зверев, А. Дворец на острие иглы. Динамика романа в мировой литературе [Текст] / А. Зверев // Новый мир. - 1985. - № 9. - С. 237 - 253.

98.Из истории русской культуры, том V (XIX век) [Текст]: М.: «Языки русской культуры», 1996. - 848 с.

99.Именослов [Текст]: К.: Издательство Киево-Печерской Лавры, 2010. -256 с.

100. История русского романа [Текст]: в 2 т. Т 1. / ред. Г.М. Фридлендер.^. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 627 с.

101. История русского романа [Текст]: в 2 т. Т 2. / ред. Б.П. Городецкий, Н.И. Пруцков. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - 641 с.

102. История русской литературы XIX века. (Вторая половина) [Текст]; под ред. проф. H.H. Скатова. - М.: Просвещение, 1991. - 511 с.

103. История русской литературы [Текст]. В 4 т. Т. 4. Литература конца XIX - XX века (1881 - 1917); под. ред. К.Д.Муратова. - Ленинград: Наука, 1983.-784 с.

104. История русской литературы [Текст]. В 4т. Т. 3. Расцвет реализма;-под ред. Ф.Я. Прийма, Н.И. Пруцков. - Ленинград: Наука, 1982. - 890 с.

105. Казин, А. Л. Художественный образ: Опыт эстетико-искусствоведческого исследования [Текст] / А.Л. Казин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-120 с.

106. Карасев, П.С. Проблемы теории публицистики [Текст] / П.С. Карасев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 40 с.

107. Карпов, И.П. Авторология русской литературы (И.А.Бунин, J1.H. Андреев, A.M. Ремизов) [Текст] / И.П. Карпов. - Йошкар-Ола: Марево, 2003.-448 с.

108. Карпов, И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей [Текст] / И.П.Карпов. - М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.

109. Касаткина, Т.А. Типологическое различие жанровых структур (романы Достоевского и «Жизнь Клима Самгина» Горького) [Текст] / Т.А. Касаткина // Филологические науки. - 1992. - № 1. - С. 31 - 38.

110. Кирпотин, В. «Братья Карамазовы» как философский роман [Текст] / В. Кирпотин // Вопросы литературы. - 1983. - № 12. - С. 106 - 135.

111. Кирпотин, В. Типология русского романа [Текст] / В. Кирпотин // Вопросы литературы. - 1965. - № 7. - С 104- 129.

112. Коваленко, А.Г. «Художественная конфликтология (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX века)». Пособие по спецкурсу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web-local.mdn.rU/web-local/uem/filolog/2/HTMLl/Doc/xudug.pdf.

113. Коваленко, А.Г. Диалектика конфликта в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба» [Текст] / А.Г. Коваленко // Филологические науки. -1991. -№ 5.-С. 25-32.

114. Кожевникова, H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX веков [Текст] / H.A. Кожевникова. - М.: Ин-т русского языка РАН, 1994.-336 с.

115. Кожина, H.A. Заглавие художественного произведения: Проблемы структурной лингвистики [Текст] / H.A. Кожина. - М., 1984. - 254 с.

116. Кожинов, В. Русский и татарин [Текст] / В. Кожинов // Звезда Поволжья. - 2009. - № 38 (489). - С. 3.

117. Кожинов, В.В. Основы теории литературы (краткий очерк) [Текст] / В.В. Кожинов - М.: Издательство «Знание», 1962. - 48 с.

118. Кожинов, B.B. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк [Текст] / В.В. Кожинов. - М.: Советский писатель, 1963. - 440 с.

119. Кожинов, В.В. Слово как форма образа. / Слово и образ [Текст] / В.В. Кожинов. сб. статей / составитель H.A. Кожевникова. - М.: Просвещение, 1964. - С. 8 - 30.

120. Кормилов, С.И. Основные понятия литературы. Литературное произведение. Проза и стих: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам [Текст] / С.И. Кормилов. - М.: Издательство МГУ, 1999. -112с.

121. Краеведы Елабуги [Текст] / авторы - составители Н.М. Валеев, ИВ. Корнилова. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 436 с. +40 с. илл.

122. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова [Текст] / Е.А. Краснощекова. - М.: Худож. лит., 1970. - 95 с.

123. Кронштадтский Иоанн. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечения из дневника [Текст] / И. Кронштадтский. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата Белорусской Православной Церкви, 2006. - 687 с.

124. Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского [Текст] / Г.Б. Курляндская. - М.: Просвещение, 1988. -256 с.

125. Курляндская, Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов [Текст] / Г.Б. Курляндская. - Тула: Приок. Кн. изд-во, 1977. -270 с.

126. Кушнир, О.Н. «Макроконцепты «право/закон» и «мораль/нравственность»: «фигуры конфликта» в поле взаимодействия» [Текст] / О.Н.Кушнир // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2012. -№ 1 (12).-С. 98- 100.

127. Лебедев, Ю.В. В середине века: - Историко-литературные очерки [Текст] / Ю.В. Лебедев. - М.: Современник, 1988. - 384 с.

128. Лебедев, Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. [Текст] / Ю.В. Лебедев - М.: Просвещение, 1989.-207 с.

129. Левидов, A.M. Автор - образ - читатель [Текст] / A.M. Левидов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 360 с.

130. Лейтес, Н.С. Роман как художественная система [Текст]: учебное пособие по спецкурсу / Н.С. Лейтес. Пермь, 1985. - 80 с.

131. Лихачев, Д. Литература - реальность - литература: Сборник [Текст] / Д. Лихачев. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 271 с.

132. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь [Текст] / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

133. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры [Текст] / Ю.М. Лотман. - Санкт-Петербург: «Искусство СПБ», 2002. - 768 с.

134. Лотман, Ю.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века (Истоки и эстетическое своеобразие) [Текст] / Ю.М. Лотман. -Ленинград: Издательство «Наука» Ленинградское отделение, 1974.-352 с.

135. Льговский, Л. Женские типы Максима Горького очерк [Текст] / Л. Льговский // Новый мир. - 1902. - № 78. - С. 82 - 84.

136. Маймин, Е. Проблема общественного романа в русской пореформенной литературе [Текст] / Е. Маймин // Вопросы литературы. -1973,-№2.-С. 108- 128.

137. Манн, Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души»: Писатель -критика - читатель [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Книга, 1987. - 350.

138. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа [Текст] / Ю.В. Манн. — М.: Сов. писатель, 1987. - 320 с.

139. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Худож. литература, 1978. - 398 с.

140. Маркович, В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. [Текст] / В.М. Маркович. - Л., 1986. - 198 с.

141. Маркович, В.М. Человек в романах И.С.Тургенева [Текст] / В.М. Маркович. - Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1975.- 152 с.

142. Маслова, И.В. Во благо детей. Станицы истории Елабуги [Текст] / И.В. Маслова, И.Т. Сабиров. - Елабуга: ЕГПУ, 2003. - 40 с.

143. Маслова, И.В. Купеческая династия Стахеевых (Вторая половина

XIX века по 1917) [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук : 07.00.02 / Маслова Инга Владимировна. - Казань, 2000.-19 с.

144. Маслова, И.В. Купеческая династия Стахеевых: Монография [Текст] / И.В. Маслова. - Елабуга, 2007. - 144 с.

145. Маслова, И.В. Стахеевское Епархиальное Женское училище [Текст] / И.В. Маслова. - Елабуга: ЕГПУ, 2003. - 27 с.

146. Машинский, С.И. Слово и время [Текст] / С.И. Машинский. - М.: Советский писатель, 1975. - 560 с.

147. Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя [Текст] / С.И. Машинский. - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.

148. Михайлова, E.H. Проза Лермонтова [Текст] / E.H. Михайлова. - М.: Худож. лит., 1957. - 384 с.

149. Михеева, И.Н. Амбивалентность личности (морально-психологический аспект) [Текст] / И.Н. Михеева.-М.: Наука, 1991.-128 с.

150. Мотылева, Т. Роман - свободная форма [Текст] / Т. Мотылева. - М.: Советский писатель, 1982. - 400 с.

151. Назарова, Л.Н. Тургенев и русская литература конца XIX - начала

XX в. [Текст] / Л.Н. Назарова. - Ленинград: «Наука» ленинградское отделение, 1979.-201 с.

152. Недзвецкий, В.А. И.А.Гончаров романист и художник [Текст] / В.А. Недзвецкий. - М, 1992. - 278 с.

153. Неклюдов, С. А. О специфике жанра романа в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст] / С.А. Неклюдов // Филологические науки -2011.-№ 5-С. 15-24

154. Некрасов, H.A. Стихотворения. Поэмы [Текст] / Н.А.Некрасов. -М.: Худож. лит., 1978. - 415 с.

155. Нигматуллина, Ю.Т. Национальное своеобразие эстетического идеала [Текст] / Ю.Т. Нигматуллина. - Казань: изд-во КГУ, 1970. - 212 с.

156. Николаев, Д.П. Сатира Гоголя [Текст] / Д.П.Николаев. - М.: Худож. лит., 1984. - 367 с.

157. Николаев, П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий [Текст] / П.А. Николаев // Филологические науки - 1996. - №3. С. 3-13.

158. Никольский, М. Биография Д.И. Стахеева [Текст] / М. Никольский // Собр. соч.: в 12 т. Т. 1. / Д.И. Стахеев - Спб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1902.-300 с. С. 1 - 14.

159. Новикова, A.A. Основы формирования религиозно-нравственной позиции Н.С. Лескова [Текст] / A.A. Новикова // Филологические науки -2003.-№3.-С. 21 -29.

160. Новоселов, Вл. Духовенство в русской литературе очерк [Текст] / Вл. Новоселов // Новый мир. - 1902. -№ 91. - С. 270 - 271.

161. Новоселов, Вл. Чиновничество в русской литературе [Текст] / Вл. Новоселов // Новый мир. - 1902. - № 94. - С. 321 - 322.

162. Одесская, М.М. Идеал красоты и любви в произведениях И.А. Гончарова [Текст] / М.М. Одесская // Филологические науки - 2010. - № 2. - С. 49 - 60.

163. Одиноков, В.Г. Поэтика русских писателей XIX в. и литературный прогресс [Текст] / В.Г. Одиноков. - Новосибирск: Наука, 1987. - 160 с.

164. Одиноков, В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. [Текст] / В.Г. Одиноков - Новосибирск: Издательство Наука, Сибирское отделение, 1971. - 192 с.

165. Одиноков, В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского [Текст] / В.Г. Одиноков. - Новосибирск: Издательство «Наука». Сибирское отделение, 1981. - 144 с.

166. Одиноков, В.Г. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения [Текст] / В.Г. Одиноков. -Новосибирск: Издательство «Наука» Сибирское отделение, 1976. - 196 с.

167. Оскоцкий, В. Богатство романа [Текст] / В. Оскоцкий. - М.: Советский писатель, 1976. - 368 с.

168. Осмоловский, О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Глава 1. Проблемы психологического романа [Текст] / О.Н. Осмоловский. - Кишинев: Штиинца, 1981. - 168 с.

169. Островский, А.Н. Пьесы [Текст]. В 2 ч. Ч. 2. «Бесприданница» /Александр Островский. - М.: Просвещение, 1985.-240 с.

170. Переверзев, В.Ф. У истоков русского реалистического романа [Текст] / В.Ф. Переверзев. - М.: Издательство «Художественная литература», 1964. - 216 с.

171. Покровский, Г.А. Мученик Богоискательства (Ф.Достоевский и религия) [Текст] / Г.А. Покровский. - М.: Изд-во «Атеист», 1929. - 106 с.

172. Португалов, М.В. Женщина в русской художественной литературе XIX века (1823-1876). Вступительная статья и избранные отрывки из произведений [Текст] / М.В. Португалов. - С.-Петербург:-Книгоиздательство типо-литографии «Энергия», 1914. - 156 с.

173. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст] / Г.Н. Поспелов. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

174. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля [Текст] / Г.Н. Поспелов.-М.: Издательство Московского университета, 1970, 330 с.

175. Проблемы типологии русского реализма / под ред. H.JI. Степенова, У.Р. Фохта. - М.: издательство «Наука», 1969. - 475 с.

176. Проскурина, Т.Д. О семейной свитости и разъединенности семьи Карениных [Текст] / Т.Д. Проскурина // Филологические науки - 2003. № 4. - С. 14-21.

177. Пруцков, Н.И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы [Текст] / Н.И. Пруцков. - Ленинград: Издательство «Наука» ленинградское отделение, 1974. - 204 с.

178. Пруцков, Н.И. Русская классическая литература и наша современность [Текст] / Н.И. Пруцков. - Ленинград: Издательство «Наука» Москва, 1965 - 248 с.

179. Пумпянский, Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы [Текст] / Л.В. Пумпянский. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 864 с.

180. Пустовойт, П.Г. От слова к образу [Текст] / П.Г. Пустовойт. - Киев, 1974.- 192 с.

181. Пушкин, A.C. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма [Текст]: в 3 т. Т.1 / A.C. Пушкин. -М.: Худож. лит. 1985. - 735 с.

182. Ребель, Г. «Гений меры»: Тургенев в русской культуре [Текст] / Г. Ребель // Вопросы литературы - 2009. - № 6. - С. 305 - 348.

183. Ребель, Г. Кто «виноват во всем этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» [Текст] / Г. Ребель // Вопросы Литературы - 2007. -№ 1.С. 190-227.

184. Ревякин, А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н.Островского [Текст] / А.И. Ревякин. - М.: Московский рабочий, 1962. - 544 с.

185. Ревякин, А.И. Проблема типического в художественной литературе [Текст] / А.И. Ревякин. - М.: учпедгиз, 1959. - 367 с.

186. Религия И.С.Тургенева [Текст]. - Саратов: Типография Союза Печатного Дела, 1913. - 18 с.

187. Российскому купечеству посвящается. Специальный выпуск, посвященный 150-летию со дня рождения купца, литератора Д.И. Стахеева [Текст] / составитель Н.М. Валеев. - Елабуга, типогр. КАМАЗА, 1990,- 5 п.л.

188. Русаков, В. Две литературные карьеры: Максим Горький и Дмитрий Стахеев [Текст] /В. Русаков // Новый мир,- 1901. -№ 71.-С. 421 -423.

189. Русаков, В. Стахеев. Полвека литературного труда // Вестник литературы [Текст] / В. Русаков. - 1907. - № 11. - С. 217 - 221.

190. Русская литература конца XIX - начала XX в. Девяностые годы. [Текст]. - М.: Издательство «Наука», 1968. - 502 с.

191. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра [Текст] / под ред. Б.С. Мейлаха. - Ленинград: Наука, 1973. - 568 с.

192. Рыжухина, Г.В. Время в литературе [Электронный ресурс] / Г.В. Рыжухина. - Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/TERMS/ ryzhukhina_vremya.htm. - Загл. с экрана.

193. Рябов, Ю.А. Богохранимая страна наша Российская [Текст] / Ю.А. Рябов. - С-П: Сакисъ Держа, 2004. - 459 с.

194. Савельева, В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации [Текст] / В.В. Савельева. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996.- 192 с.

195. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собрание сочинений [Текст]: в 20 т. Михаил Салтыков-Щедрин. — М.: Издательство «Художественная литература», 1970. - Т. 10. - 840 с.

196. Скафтымов, А. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках [Текст] / А. Скафтымов. - М.: Художественная литература, 1972 - 544 с.

197. Советский роман Новаторство. Поэтика. Типология [Текст] / под ред. H.H. Воробьева, Г.И. Ломидзе, A.A. Кутейникова, З.Г. Османова, А.И. Хайлов, С.М. Хитарова. Ответственные редакторы: Г.И. Ломидзе, С.М. Хитарова - М.: Наука, 1978. - 696 с.

198. Соколянский, М.Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения [Текст] / М.Г.Соколянский. Киев - Одесса: головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1983. - 140 с.

199. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня [Текст] / Н.Я. Соловьев. -Вильнюс: «Минтис», 1977. -256 с.

200. Старосельская, Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв» [Текст] / Н.Д. Старосельская. - М., 1990. - 198 с.

201. Старыгина, H.H. Поэтика игры «На ножах» Н.С. Лескова [Текст] / H.H. Старыгина. // Филологические науки - 1996. - №3. С. 94 - 101.

202. Стахеев, Д.И. Благоприобретение: Избр. сочинения [Текст] / Д.И. Стахеев. - Елабуга, 1999. - 240 с.

203. Стахеев, Д.И. Глухие места [Текст] / Д.И. Стахеев. - СПб.: Изд-е А. И. Щербаков, 1868. - 326 с.

204. Стахеев, Д.И. Духа не угашайте: Избр. произведения [Текст] / Д.И. Стахеев. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. - 417с.

205. Стахеев, Д.И. За Байкалом и на Амуре: Путевые картины [Текст] /. Д.И. Стахеев - СПб.: Тип. К. Вульфа, 1869. 347 с.

206. Стахеев, Д.И. На память многим: Рассказы из жизни в России, Сибири и на Амуре [Текст] / Д.И. Стахеев. — СПб.: Изд-е автора, 1867. — 303 с.

207. Стахеев, Д.И. От автора [Текст] / Дмитрий Стахеев. - Спб. - М., 1902. — 300 с. С. XXXI - XXXIII. (Собрание сочинений: в 12. т. / Дмитрий Стахеев; т. 1).

208. Страхов, H.H. Наследники Д.И. Стахеева [Текст] / Н.Н.Страхов // Рус. вестник. - 1875. - № 6 (июнь). - Т. 117. - С. 799 - 817.

209. Тамарченко, Д.Е. Из истории русского классического романа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) [Текст] / Д.Е. Тамарченко. - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1961. - 168 с.

210. Тамарченко, Н.Д. Реалистический тип романа [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Тамарченко. - Кемерово: КемГУ, 1985. - 92 с.

211. Тамарченко, Н.Д. Типология реалистического романа (на материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века) [Текст] / Н.Д. Тамарченко. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 200 с.

212. Тарасова, H.A. Библейские аллюзии и цитаты в творчестве Ф.М. Достоевского: художественно-публицистический контекст [Текст] / H.A. Тарасова // Филологические науки - 2011. - № 4. - С. 14-22.

213. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов [Текст] / авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 2001. - 467 с.

214. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) [Текст]. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 592 с.

215. Типология русского реализма второй половины XIX в. [Текст] / под ред. Г.Ю. Стернин. - М.: Наука, 1979. - 352 с.

216. Толстой, Л.Н. «Анна Каренина»: Роман в восьми частях [Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Дом, 1993. - 648 с.

217. Томашевский, Б.В. Писатель и книга [Текст] / Б.В. Томашевский. -М.: Государственное издательство «Искусство», 1959. - 280 с.

218. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное [Текст] / В.Н. Топоров. - М.: Издателская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 - 624 с.

219. Тюпа, В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии [Текст] / В.И. Тюпа. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987.-224 с.

220. Ф.М. Достоевский, как проповедник христианского возрождения и вселенского православия. Издание религиозно-философской библиотеки [Текст]. - М.: печатня А.И. Снегиревой, 1908. - 59 с.

221. Фортунатов, Н. Творческая лаборатория Л.Толстого [Текст] / Н. Фортунатов. - М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.

222. Фридлендер, Г.М. Литература в движении времени: Историко-литературные и теоретические очерки [Текст] / Г.М. Фридлендер. - М.: Современник, 1983. - 300 с.

223. Фридлендер, Г.М. Методологические проблемы литературоведения [Текст] / Г.М. Фридлендер. - Ленинград: Наука, 1984. - 240 с.

224. Фридлендер, Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века [Текст] / Г.М. Фридлендер. - Д.: Наука, 1971.-293 с.

225. Хабибулина, Г.Н. Д.И. Стахеев и Н.Н. Страхов [Текст] / Г.Н. Хабибулина // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. - Елабуга: изд-во ЕГПУ, 2003. -С. 54-59.

226. Хабибулина, Г.Н. Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг. [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Хабибулина Галина Николаевна - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 177 с.

227. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]: учебник / В.Е. Хализев. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.

228. Храпченко, М. Типологическое изучение литературы и его принципы [Текст] / М. Храпченко // Вопросы литературы - 1968. - №2. С. 55-82.

229. Храпченко, М.Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития [Текст] / М.Б. Храпченко-М.: Наука, 1987.-575 с.

230. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы [Текст] / Михаил Храпченко. - М.: Худож. лит., 1981.-431 с._ (собрание сочинений: в 4-х т. / Михаил Храпченко; т. 3).

231. Храпченко, М.Б. Художественное творчество, действительность, человек [Текст] / М.Б. Храпченко. - М.: Сов. писатель, 1978. - 366 с.

232. Христианство и русская литература. Взаимодействие этнокультурных и религиозно-этических традиций в русской мысли и литературе [Текст]. - Санкт-Петербург: Наука, 2010. - 504 с.

233. Цейтлин, А.Г. Мастерство Тургенева-романиста [Текст] / А.Г. Цейтлин. - М.: Советский писатель, 1958. - 436 с.

234. Цейтлин, А.Г. Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк) [Текст] / А.Г. Цейтлин. - М.: Наука, 1965.-320 с.

235. Цейтлин, А.Г. Труд писателя [Текст] / А.Г. Цейтлин. - М.: Советский писатель, 1961.-592 с.

236. Чернец, Л.В. «Как слово наше отзовется...». Судьбы литературных произведений [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк.,-1995.-239 с.

237. Чернец, Л.В. Виды образа в литературном произведении [Текст] / Л.В. Чернец // Филологические науки. - 2003. - № 4. - С. 3 - 13.

238. Чернец, Л.В. К теории литературных жанров [Текст] / Л.В. Чернец -2006. -№3. -С. 3-12.

239. Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) [Текст] / Л.В. Чернец. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 192 с.

240. Чубарев, М.А. В чем красота американской женщины. Впечатления и наблюдения [Текст] / М.А. Чубарев // Новый мир. - 1902. - № 96. - С. 338-340.

241. Шайтанов, И. Зачем сравнивать? Компаративистика и/или поэтика [Текст] / И. Шайтанов // Вопросы литературы - 2009. -№ 5.-С. 5-31.

242. Шаталов, С.Е. Время метод - характер в художественном мире русских классиков [Текст] / С.Е. Шаталов.-М.: Просвещение, 1976.-237 с.

243. Шишкин, И.В. История города Елабуги [Текст] / И.В. Шишкин. -Елабуга: Издательство Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, 1991. - 54 с.

244. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной» Система" пейзажных образов в русской поэзии [Текст] / М.Н. Эпштейн. - М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

245. Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX в. [Текст] / М.Н. Эпштейн - М.: Сов. писатель, 1988. - 414 с.

246. Эсалнек, А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения [Текст] / А.Я. Эсалнек. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. - 184 с.

247. Эсалнек, А.Я. К вопросу о специфике романа [Текст] / А.Я. Эсалнек // Филологические науки. - 1968. - № 5 - С. 32 - 41.

248. Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста: учебное пособие. [Электронный ресурс] / А.Я. Эсалнек. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/asiya_yanovna_yesalnek/osnoviy_ literaturovedeniya_analiz_romann/read_online.html?page=l. - Загл. с экрана.

249. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [Текст]: Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта: Наука, 2001,- 112 с.

250. Эсалнек, А.Я. Романный текст: истоки и сущность понятия [Текст] / А.Я. Эсалнек // Филологические науки. - 2008. - № 2 - С. 21-28.

251. Эсалнек, А.Я. Споры о романе продолжаются [Текст] / А.Я. Эсалнек // Филологические науки. - 1966. - № 1 - С. 140- 150.

252. Эсалнек, А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты) [Текст] / А.Я. Эсалнек. - М.: Изд-во МГУ, 1991. -159 с.

253. Якименко, Л.Г. На дорогах века (Актуальные вопросы советской литературы) [Текст] / Л.Г. Якименко. - М.: Худож. лит., 1973. - 368 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.