Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят": этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Кушхова, Асият Лиуановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат наук Кушхова, Асият Лиуановна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Дилогия «Вершины не спят» и проблемы исторического романа
1.1. Становление и развитие исторического романа в национальных литературах
1.2. История создания романа «Вершины не спят»
1.3. Соотношение исторического факта и художественного вымысла в дилогии
Глава II. Художественное своеобразие прозы А.Кешокова
2.1. Образная система дилогии «Вершины не спят»
2.2. Этнофольклорная основа романа «Вершины не спят»
2.3. Поэтика жанра и стиля в романе
Глава III. Роман А.Кешокова «Вершины не спят» в контексте северокавказских литератур
3.1. О художественной типологии историко-революционного романа
3.2. Роль и место романа А.Кешокова «Вершины не спят» в национальных литературах
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина2005 год, кандидат филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна
Национальный мир как художественная модель в романе А. Кешокова "Сабля для эмира"2019 год, кандидат наук Срукова, Юлия Юрьевна
Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова2010 год, кандидат филологических наук Хамдохов, Сурен Юрьевич
Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов2002 год, кандидат филологических наук Тутаришева, Цуца Хаджумаровна
Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: Формирование историзма художественного мышления и проблемы художественной интерпретации исторической действительности1998 год, кандидат филологических наук Камбачокова, Римма Хажкеловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят": этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст»
Введение
Алим Пшемахович Кешоков (1914-2001) занимает в истории кабардинской литературы особое место. Поэт, прозаик, драматург, публицист, литературный критик, автор произведений для детей, он многое сделал для формирования родной художественной словесности, совершенствования кабардинского литературного языка. Первый сборник стихотворений и поэм А.Кешокова с символическим названием «У подножия гор» выходит в 1941 году. Военный период творчества писателя чрезвычайно насыщенный: из-под его пера выходят очерки, рассказы, новеллы, стихотворения, проникнутые пафосом победы. Война, несомненно, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшие произведения художника: совершенствуется язык, оттачивается стиль, вырабатывается индивидуальный авторский почерк. Жизненный опыт и мастерство художника-реалиста приводят А.Кешокова к жанру романа, расширяются привычные рамки творчества. Так, в 1958 году появляется первая часть будущей дилогии - роман «Чудесное мгновение», а в 1965 году - его продолжение - «Зеленый полумесяц», посвященные революционным событиям начала XX века. Уже в первом своем романе «Вершины не спят» А.Кешоков зарекомендовал себя как зрелый и талантливый мастер слова.
М.М. Бахтин отмечал «уникальные» возможности романного жанра «в освоении мира». Яркий тому пример - романистика А.Кешокова, которая предстает как необычайно многогранное и богатое явление. Романная проза писателя - это эпопея жизни кабардинского народа, начиная с дооктябрьского периода до современности. Щедрый талант Кешокова воссоздает события прошлого народа, повествует о сложных проблемах современности, и вместе с тем произведения обращены в далекое будущее. Автор удивительным образом соединяет в своем творчестве минувшее, настоящее и грядущее. Революция и гражданская война отражаются в дилогии «Вершины не спят» (1965) и романе «Сабля для эмира» (1981),
который тематически, сюжетно, а также главными героями близок дилогии; Великая Отечественная война реалистически верно и психологически глубоко изображена в романах «Долина белых ягнят» (1971), «Сломанная подкова» (1973), «Грушевый цвет» (1985); острые историко-политические, нравственно-этические проблемы художественно осмысливаются в романах «Восход луны» (1977) и «Корни» (1991).
Северокавказские исследователи романного жанра (Л.А. Бекизова, Н.Г. Джусойты, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаева, У.М. Панеш, З.Х. Толгуров, Ю.М. Тхагазитов, Р.Я. Фидарова и др.) отмечают, что роман в национальных литературах начинает свое развитие с историко-революционной разновидности.
Почти одновременно появляются в «младописьменных» литературах романы, посвященные историко-революционной тематике: «На берегах Зеленчука» (1930) Х.Абукова и «Зарево» (1934) М.Дышекова- в черкесской; «Шум бури» (1930) К.Фарниона - в осетинской; «Черный сундук» (1936) Х.Аппаева - в карачаевской и др.
«Популярность» историко-революционного романа в национальных литературах объясняется, в первую очередь, эпическими традициями народного героического эпоса «Нарты», который тематически и сюжетно у народов Северного Кавказа совпадает.
Первым опытом историко-революционного романа в кабардинской литературе является дилогия А.П. Кешокова «Вершины не спят» (1965). Эпической основой и предпосылкой для появления в национальной словесности романа А.Кешокова, несомненно, становится творчество основоположника кабардинской литературы Али Шогенцукова (1900-1941) и автора первого исторического романа Аскерби Шортанова (1916-1985). Это рассказы «Пуд муки» (1931), «Под старой грушей» (1933), роман в стихах «Камбот и Ляца» (1936) А.Шогенцукова, а также «Горцы» (1954) А.Шортанова, наряду с многочисленными очерками, рассказами и
новеллами. Исторический роман «Горцы» посвящен событиям начала XIX века и при некоторых недостатках, отмеченных исследователями, имеет до сих пор непреходящее значение для эволюции всей кабардинской литературы.
Положительным опытом для написания «Вершин...» является также созданный Кешоковым в 1956 году совместно с Владимиром Крипсом киносценарий «Лавина с гор» о революционных событиях в Кабарде, а также повесть «Живое седло», осмысливающий грандиозные события начала XX века через восприятие маленького мальчика.
Если в национальных литературах периода становления (20-30-е годы XX века) преобладают схематические способы изображения статических характеров и некоторая фольклорная «однобокость» их описания (оппозиция «доброе - злое», «хорошее - плохое», «положительный герой -отрицательный»), то историко-революционная проза 60-70-х годов (И.Базоркин, Ж.Залиханов, А.Кешоков, Х.Теунов, Е.Уруймагова и др.) отличается углубленным психологизмом и разнообразными способами характеристики персонажей, изображением роста характеров, их динамического развития. В этом несомненна заслуга русской литературы. Писатели Северного Кавказа опираются на богатый опыт русской классики и достижения реализма, творчески осмысливают и перерабатывают их традиции, тем самым расширяя эстетический и художественный диапазон и обогащая творческие лаборатории.
Проза А.Кешокова характеризуется, как мы знаем, особым отношением к фольклору, как «источнику лиризма» (А.Мусукаева), но вместе с тем специфическими ее чертами являются углубленный психологизм, художественный этнографизм, изображение ярких индивидуализированных персонажей, широкоохватность, способность обобщать и типизировать жизненные явления и характеры.
Актуальность темы научного исследования определяется необходимостью системного изучения прозы А.Кешокова на материале его романа «Вершины не спят» с выявлением жанровой специфики, поэтики в контексте литератур народов Северного Кавказа.
Историко-революционная дилогия А.Кешокова «Вершины не спят» -это явление глубинное не только в кабардинской, но и в северокавказской, а также в советской литературе 1950-60-х годов. Обращение к данному произведению объясняется постоянным вниманием (а в последнее время и возрастающим интересом) литературоведов к жанру исторического романа. Особенности романной формы - идейно-тематическая неоднозначность, многопроблемность, многогеройность, многогранность, широкоохватность -требуют особого художественного мастерства. Тем более, когда роман -исторический или историко-революционный. Жанр историко-революционного романа рожден самой жизнью, историей, необходимостью запечатлеть эти героические события прошлого. Сложное время требует сложных жанров и соответствующего художественного решения.
Вопросы соотношения в историческом романе документальных фактов и творческой фантазии, объективных способов отражения действительности и субъективного мира писателя, психологизма, этнографизма и т.д. остаются и в настоящее время научно-перспективными и дискуссионными.
Несмотря на разнообразие исследовательских аспектов творчества кабардинского писателя, и на сегодняшний день недостаточно разработаны и представляют научный интерес следующие вопросы: связь с фольклором, этнографизм, историзм, психологизм, стилевые особенности, жанровая специфика и сюжетно-композиционная структура прозаических произведений, изобразительно-выразительные средства и мотивы лирики, символика и многие другие.
Выбор нами для всестороннего анализа дилогии «Вершины не спят» обусловлен значительностью данного произведения. «Вершины не спят» -
это не только первый кабардинский историко-революционный роман (В.Гоффеншефер), но и первое серьезное прозаическое творение самого писателя.
Итак, актуальность настоящего исследования объясняется исследованием и теоретическим осмыслением важных и малоизученных проблем:
- история создания дилогии «Вершины не спят»;
- соотношение документального факта и художественного вымысла в
историческом романе;
- художественный и смысловой мир романного текста: система персонажей; этнофольклорная основа, символика; жанровое своеобразие; сюжетно-композиционные особенности и т.д.;
- своеобразие индивидуального стиля А.Кешокова;
- роль и место дилогии в романистике Северного Кавказа.
Цель нашего диссертационного исследования заключается в целостном и всестороннем анализе романа «Вершины не спят» А.Кешокова в контексте северокавказской романистики, в выявлении жанровой специфики произведения, его этно-поэтических особенностей.
В соответствии с поставленной целью необходимым представляется решение следующих задач:
- проследить путь развития жанра историко-революционного романа в национальных литературах;
- исследовать историю создания дилогии «Вершины не спят»;
- раскрыть специфику соотношения в произведении исторического факта и художественного вымысла, проблему взаимодействия прототипа и литературного героя;
- определить художественно-поэтическое своеобразие романа «Вершины не спят» (образную систему, язык, стиль писателя,
изобразительно-выразительные средства, этнофольклорную основу, жанрово-композиционное своеобразие);
- выявить характерные особенности творческого стиля писателя;
- изучить дилогию в контексте историко-революционных романов северокавказского региона;
- определить роль и место произведения А.Кешокова в ряду других историко-революционных романов, а также отметить его значение для развития не только кабардинской, но и всей северокавказской прозы.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются историко-революционные романы северокавказских писателей, выбранные нами по степени их художественной значимости: «Горные орлы» (1961) Ж.Залиханова, «Вершины не спят» (1965) и «Сабля для эмира» (1981) А.Кешокова, «Род Шогемоковых» (1969) Х.Теунова, «Навстречу жизни» (1956) Е.Уруймаговой, «Из тьмы веков» (1968) И.Базоркина.
Предмет настоящего исследования - своеобразие и оригинальность историко-революционной дилогии «Вершины не спят» А.Кешокова.
Степень научной разработанности темы. Широта охвата мира, многоплановость произведений и художественное мастерство кабардинского писателя не могли не стать постоянным объектом изучения теоретиков и критиков литературы. Анализу прозы и лирики А.Кешокова посвящены отдельные статьи и главы монографий известных литературоведов Северного Кавказа. Назовем некоторые из них: Х.Баков. Мэтр адыгской поэзии. // Всадник чести (2003); В.Гоффеншефер. Путь всадника (1969); А.Гутов. Стиль. Образ. Характер. // Всадник чести (2003); В.Дементьев. Со временем в ладу: Очерк жизни и творчества А.Кешокова (1985); Р.Камбачокова. Адыгский исторический роман (1999); А.Мусукаева, Ю.Тхагазитов. Эволюция жанра романа в кабардинской литературе 1950-80-х годов (2010); М. Сокуров. Лирика Алима Кешокова (1969); М.Хакуашева. Советский роман-миф и его герои (на примере романа-дилогии А.П. Кешокова
«Вершины не спят». // Вопросы кавказской филологии (2010); Х.Хапсироков. Восхождение: Творческий путь Алима Кешокова (2002) и т.д.
Названные ученые исследуют отдельные стороны творчества А.Кешокова: вопросы тематики и поэтики произведений, проблему историзма, связь с фольклором, анализируют различные грани философской поэзии, выявляют своеобразие художественного метода Кешокова-лирика и прозаика.
Следует отметить литературоведов, для которых становится решающим не анализ творчества писателя, а контекстуальное рассмотрение романного жанра: Л.Бекизова. От богатырского эпоса к роману (1974); А.Мусукаева. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология (1993); У.Панеш. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур (1990); Ю.Тхагазитов. Эволюция художественного сознания адыгов (1996); К.Шаззо. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах (1978)и др.
Между тем, следует признать, что при всем разнообразии и многочисленности научных работ, отдельного монографического исследования, посвященного анализу историко-революционной дилогии «Вершины не спят», на сегодняшний день не существует.
Остаются нерешенными и актуальными вопросы жанрового своеобразия, художественного этнографизма, историзма, поэтических особенностей романа. Недостаточная изученность дилогии Кешокова объясняется многогранностью и широтой охвата действительности, психологической глубиной и художественным своеобразием, а также сложностью самого жанра исторического романа. Настоящее утверждение обуславливает наше обращение к данному произведению.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
• «Вершины не спят» - это первая в кабардинской литературе историко-революционная дилогия, правдиво и глубоко воссоздающая события начала XX века;
• исторический роман А.Кешокова имеет мифоэпическую основу: легенды, мифы, предания и др. углубляют и расширяют прозаический текст;
• этнографизм, психологизм и историзм являются важнейшими принципами при написании дилогии «Вершины не спят»;
• художественный мир романа удивительно многопланов и многоступенчат, система образов сложна; изобразительно-выразительные средства богаты;
• роман «Вершины не спят» характеризуется лирической наполненностью - «лиризмом прозы»;
• особое место в романе занимает проблема «положительного героя», которая решается писателем на нравственно-психологическом уровне;
• «Вершины не спят» - новаторское произведение как в кабардинской, так и всей северокавказской литературе.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в нем впервые делается попытка целостного осмысления и монографического исследования историко-революционной дилогии «Вершины не спят». Особое внимание в работе уделяется поэтическому своеобразию романа. Основной акцент делается на интерпретацию художественного текста, раскрытие глубинных смыслов с опорой на символику, фольклорные источники. Выявляется общее и «индивидуальное» в наиболее ярких историко-революционных романах Северного Кавказа. Результаты научных поисков:
• изучена имеющаяся литературно-критическая и научная литература по творчеству А.Кешокова;
• рассмотрена проблема взаимодействия в романе «Вершины не спят» исторического документа и творческой фантазии автора;
• выявлены оригинальные качества стиля и языка писателя;
• проанализированы в контекстуальном и сравнительно-типологическом соотношении историко-революционные романы И.Базоркина, Ж.Залиханова, А.Кешокова, Х.Теунова, Е.Уруймаговой;
• установлено новаторство А.Кешокова-романиста;
• определены роль и место дилогии «Вершины не спят» в творчестве самого писателя и в романной прозе Северного Кавказа. Методологической основой диссертационного исследования
являются положения современного литературоведения, изложенные в трудах отечественных филологов: М.К. Азадовского, Ю.А. Андреева, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Л.Я Гинзбург, Л.И. Емельянова, Д.В. Затонского, В.В. Кожинова, Д.С. Лихачева, Н.С. Надъярных, М.Н. Пархоменко, В.Е. Хализева и многих других. Теоретической опорой служат и работы видных северокавказских ученых: Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, У.Б. Далгат, З.А. Кучуковой, А.Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, М.А. Хакуашевой, К.Г. Шаззо и др. Научные и критические принципы перечисленных авторов становятся существенным подспорьем при написании диссертационной работы.
Выполнение поставленных задач и достижение цели исследования достигается применением сравнительно-исторического, типологического, семантического методов, а также проведением комплексного анализа художественного текста.
Материалом изучения и анализа являются историко-революционные романы А.П. Кешокова «Чудесное мгновение» и «Зеленый полумесяц».
Кроме того, привлекаются и историко-революционные романы новописьменных литератур: «Из тьмы веков» И.Базоркина, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «Род Шогемоковых» Х.Теунова, «Навстречу жизни»
Е.Уруймаговой; а также произведения самого Кешокова: автобиографическая повесть «Вид с белой горы»; роман «Сабля для эмира», также повествующий о революционных событиях; лирические стихотворения, критические статьи и т.д.
Теоретическая и практическая значимость настоящей диссертационной работы мотивируется ее новизной и состоит в анализе и определении этапов развития и становления такой сложной жанровой разновидности, как северокавказский историко-революционный роман. Сделанные выводы и полученные результаты могут быть применены для последующего изучения жанра исторического романа в национальных литературах. Изложенная концепция текстологического и всестороннего анализа художественного произведения призвана устранить существующие пробелы по теории кабардинской литературы. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями и студентами при изучении истории кабардинской литературы, в частности романа А.Кешокова «Вершины не спят», а также служить вспомогательным материалом при составлении учебных программ и учебно-методических материалов.
Структура диссертационной работы определена основными целями, задачами и материалом исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава I
ДИЛОГИЯ «ВЕРШИНЫ НЕ СПЯТ» И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
1.1. Становление и развитие исторического романа в национальных
литературах
Развитие каждой литературы, как и культуры, индивидуально и специфично. Процесс рождения и роста - достаточно сложный, длительный и противоречивый, в каждой национальной культуре он происходит по-своему.
30-е годы в истории национальных литератур справедливо считают временем их зарождения и становления. Литературы народов Северного Кавказа - кабардинская, адыгейская, черкесская, абазинская, балкарская, карачаевская, чеченская, ингушская, осетинская - это литературы, заложившие основу в начале XX века. Формирование перечисленных литератур, связывается, прежде всего, с возникновением письменности. Отсюда появляется название - «младописьменные» или «новописьменные» -применительно к литературам народов Северного Кавказа. Однако названные литературы и до 20-30-х годов обладают специфическими формами творческого мышления и самовыражения - это и богатое устно-поэтическое творчество (нартский эпос), и художественное наследие писателей-просветителей.
Национальные литературы за сравнительно короткий период прошли достаточно большой путь развития и достигли высокого художественного мастерства. В связи с этим уместно будет обратиться к работе Г.Д. Гачева «Неминуемое: Ускоренное развитие литературы» (1989). Объектом научного осмысления ученого являются не литературы народов Северного Кавказа, но выдвинутая им теория может вполне быть применена и к «младописьменным» литературам. Конечно же, столь «поспешное»,
«форсированное» становление не было лишено противоречий и проходило не так гладко, хотя и носит название «ускоренного».
Первые шаги, как известно, всегда даются не просто. Трудное время зарождения и становления художественной литературы характеризуется существованием множества ожесточенных споров, касающихся вопросов традиций и новаторства, пути, по которому должна пойти литература, места нового в литературе при сохранении национальных качеств. Это естественные проблемы, возникновение которых обусловлено сложностью самого литературного процесса. Начальные страницы «новописьменных» литератур - это пора ученичества, время поисков и экспериментов, проб и ошибок, соперничества и борьбы различных жанров, направлений.
Так, ранний период развития кабардинской литературы характеризуется борьбой оппозиционных лагерей, возглавляемых писателем Дж.Налоевым и лингвистом Т.Борукаевым. Первый считал, что национальные литературы в своем развитии должны ориентироваться только на русскую литературу, исключая возможность продолжения традиций устно-поэтического творчества. По его словам, фольклор - «дырявая рубашка Сосруко». Второй, полностью игнорируя наследие русской литературы, призывал следовать национально-художественным традициям фольклора.
В настоящее время мы можем с полной уверенностью утверждать, что и тот и другой были не правы, потому что становление любой литературы не может быть в отрыве от самобытных фольклорных традиций и богатого наследия литератур развитых народов. Без единого творческого союза национального и интернационального «младописьменные» литературы не смогли бы достичь высот подлинного искусства. Тому доказательством богатое творческое наследие северокавказских писателей и поэтов (Т.Адыгова, И.Базоркина, А.Евтыха, Т.Зумакуловой, А.Кешокова, К.Кулиева,
А.Теппеева, З.Толгурова, М.Эльберда и т.д.), диалектически сплавивших в своих произведениях эстетические системы фольклора и литературы.
Таким образом, за период своего развития «младописьменные» литературы претерпевают значительные изменения, начиная с противопоставления и противостояния фольклора и художественной литературы до их творческого и результативного «сотрудничества».
Умелое использование арсенала устного народного творчества, художественная переработка фольклорных тем, мотивов, символов, жанров делает литературное произведение, вне всякого сомнения, богаче, красочнее, углубляет его содержание. Однако сказанное не относится к механическому «переносу» фольклорных средств и приемов в произведение. Оперирование народным творчеством у художника должно быть обдуманным, использование выразительных средств - избирательным; в некоторой степени литература «обязана» соревноваться с фольклором, в том смысле, что односторонность, прямолинейность должны быть преодолены.
«Робкие шаги» национальных литератур постепенно обретают твердость и уверенность. Коренные перемены, происходящие в окружающей действительности, вливаются в сферу искусства. Благотворно влияние и новой советской действительности, которая меняет отношение к человеку, происходит пересмотр роли и места индивида в обществе. Такие процессы, как революция, коллективизация, ликвидация безграмотности, строительство агрогородков, поднимают на несколько ступеней культуру и искусство. Революция открывает им путь к освоению преображенной действительности, приобщает к мировому литературному процессу и всеобщему культурному прогрессу. Сложные социально-политические и культурные условия жизни начала XX века формируют предпосылки для интенсивного становления литературных жанров. Происходит «ускоренное развитие» национальных литератур.
Как известно, проблема «ускоренного развития литератур» впервые была поставлена отделом литературы народов СССР, его заведующим Г.И. Ломидзе в период 1960-70-х годов. В частности, исследователь отмечал: «Новые молодые литературы нарушают ту иерархию жанров, которая считается иногда необходимой для «нормального» развития литературы. Они порой «перепрыгивают» через, казалось бы, обязательные историко-эстетические ступени, начиная свой путь с того, чем венчают свой путь зрелые письменные литературы. Изучая литературные явления в так называемом типологическом аспекте, в том числе развитие в молодых литературах самого трудоемкого, многосложного жанра - романа, мы постоянно должны учитывать конкретные особенности литератур, не всегда совпадающие с нашими схемами и предположениями [151: 18].
Закономерности «ускоренного развития» литератур не раз отмечали ведущие литературоведы северокавказского региона: Х.И. Баков, Л.А. Бекизова, З.А. Кучукова, А.Х. Мусукаева, З.Х. Толгуров и др. Появление непривычных жанров, открытие ранее не известных форм и способов изображения жизни, разумеется, было невозможно как в отрыве от национально-духовных ценностей, которые создавались народами в течение многих веков, так и без освоения опыта зрелых литератур.
Творческой школой для писателей Северного Кавказа становится учеба у художников русской и зарубежной литератур. Делаются многочисленные переводы на родные языки произведений классиков (И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, H.A. Некрасова, A.C. Пушкина, А.П. Чехова) и советских писателей (A.M. Горького, В.В. Маяковского, H.A. Островского, А.Т. Твардовского, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова) и т.д. Известны переводы трагедии «Коварство и любовь» Ф.Шиллера А.Шортановым; повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого и романа «Как закалялась сталь» H.A. Островского - адыгейским писателем Ю.Тлюстеном и др. Параллельно идет работа по сбору, систематизации и записыванию произведений устного
народного творчества. Усиливаются межкультурные связи, встречи писателей и поэтов разных республик, выезды, литературные диспуты и т.д. Приведем некоторые примеры: в 1926 году для оказания помощи начинающим писателям в Нальчик приезжает писатель А.Бусыгин; в 1928 году в Ростове-на-Дону проходит северокавказское совещание пролетарских и крестьянских писателей, в котором принимают участие и молодые писатели и поэты из Кабардино-Балкарии. В 1932 году в Кабардино-Балкарию приезжает бригада газеты «Правда» в составе М.Кольцова, Е.Зозули, С.Третьякова и др. В 1935 году КБАО посетила бригада московских поэтов и ученых во главе с профессором Ю.Соколовым. И подобных фактов можно привести немало. В дальнейшем процесс взаимодействия культур народов страны будет все более расширяться.
Привнесение на национальную почву традиций и опыта более развитых литератур на первых этапах не было лишено подражательности. Время 2030-х годов так и называют в истории развития национальных литератур -«время учебы», «годы собирания сил» (В.Дементьев). В некоторых случаях, конечно же, имеет место и простое копирование образов и сюжетов. Тем не менее, процесс учебы северокавказских писателей и поэтов мастерству более зрелых художников слова ни в коей мере нельзя назвать эпигонством, так как «работа» шла напряженная и трудоемкая, обдуманная и глубокая. Это был процесс созидательного поиска, процесс становления, и ориентир на уже сложившиеся литературы становится естественным. Этого требует само время.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественный мир Аскерби Шортанова2009 год, кандидат филологических наук Шадова, Ирина Хажисетовна
Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова1999 год, кандидат филологических наук Борова, Асият Руслановна
Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе2008 год, кандидат филологических наук Татарова, Рамета Хамидбиевна
Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе2002 год, кандидат филологических наук Шакова, Марина Эльбердовна
Философско-нравственные и жанровые искания Б. Тхайцухова в контексте развития абазинской литературы 60-80-х годов1998 год, кандидат филологических наук Дзамыхова, Миледи Карповна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кушхова, Асият Лиуановна, 2012 год
Библиография
I
1. Абитова С.Д. К высотам реализма. Проблемы развития адыгской прозы. -Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1968. - 103с.
2. Азадовский М.К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. - Л.: Художественная литература, 1988. - 293 с.
3. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма.
- Киев: Изд-во Киевского госуниверситета, 1971. - 156 с.
4. Андреев Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е годы). - М.: Художественная литература, 1987. - 399с.
5. Баков Х.И. Национально-эстетические аспекты изучения адыгской словесности: Избр. статьи. - Нальчик: Изд. М. и В. Котляровых, 2010. -224с.
6. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. - М: Современник, 1983 .-416с.
7. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987. - 314 с.
8. Баруздин С.А. Писатель. Жизнь. Литература. (Литературные заметки).
- М.: Советский писатель, 1990. - 432 с.
9. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. - М.: Крон-Пресс, 2000. - 504 с.
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
11. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. -СПб: Азбука, 2000. - 336 с.
12. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб: Азбука, 2000. - 304 с.
13. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974. - 288 с.
14. Бекизова Л.А. Литература в потоке времени. - Черкесск: Карачаево-
Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 2008. - 416 с.
15. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М: Наука, 1983.- 192 с.
16. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. - М.: Советский писатель, 1989.-498 с.
17. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. - М.: Советский писатель, 1983.-239 с.
18. Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. - 519 с.
19. Бочаров А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. - М.: Художественная литература, 1988. - 383 с.
20. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. - М.: Современник, 1980. - 334 с.
21.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
22.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1960. -360 с.
23.Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. -М.: Вече, 2006. - 528 с.
24. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и современная литература. - М.: Наука, 1988. - 262 с.
25.Всадник чести: А.Кешоков. Жизнь и творчество. - Нальчик: Эльбрус, 1985,236 с.
26. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. 18-19 в.в. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.-324 с.
27.Гачев Г.Д. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. - М.: Художественная литература, 1989. - 431 с.
28.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. - М.: Ин. ДИ-ДИК, 1999. - 368 с.
29. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975.-472 с.
30.Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 204 с.
31.Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Советский писатель, 1971. -464 с.
32.Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. -221 с.
33.Гинзбург Л.Я. О старом и новом. - Л.: Советский писатель, 1982. - 423 с.
34.Гоффеншефер В.Ц. Путь всадника: Очерк жизни и творчества А.Кешокова. - М.: Советская Россия, 1969. - 48 с.
35.Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. - М.: Современник. - 1976. -192 с.
36.Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
37. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. - М.: Советский писатель, 1988. - 429 с.
38.Гутов A.M. Слово и культура. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 160 с.
39.Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. - М.: Наука, 1972. - 467 с.
40.Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М: Наука, 1981.-303 с.
41.Дементьев В.В. Со временем в ладу: Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 240 с.
42.Джусойты Н. Книга друзей: Сочинения последних лет. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 176 с.
43.Днепров В. Проблемы реализма. - Л.: Советский писатель, 1980. -352 с.
44. Дремов А.К. Идеал и герой. - М.: Искусство, 1969. - 200 с.
45.Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л.: Наука, 1978.-206 с.
46.Ершов Л.Ф. Русский советский роман: Национальные традиции и
новаторство. - Л.: Наука, 1967. - 339 с.
47.Ершов Л.Ф. Память и время. - М.: Современник, 1984. - 287 с.
48.Жанрово-стилевое единство художественных произведений: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Новосибирский педагогический институт, 1989. - 127 с.
49.Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971.-351 с.
50.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. - Л.: Наука, 1979. -493 с.
51.3атонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
52.Инджиев А.А. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н/Дону: Феникс, 2010.-219 с.
53. История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева: Сб. статей и документов. - Нальчик: Эль-Фа, 2005. - 903 с.
54.История советской многонациональной литературы: В 6 т. - М.: Наука, 1970-1974.
55. Казанов Х.К. Культура адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 256 с.
56.Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Н.: Эль-Фа, 1999. -118с.
57.Кармоков М. Созвездие. Сб. статей. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 144 с.
58.Кашежева Л. Кабардинская советская проза. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное изд-во. - 147 с.
59. Климович Л.И. Историзм, идейность, мастерство (Исследования. Этюды). - М.: Советский писатель, 1985. - 256 с.
60.Ковский В.Э. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). - М.: Наука, 1983. -336 с.
61.Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. -
М.: Советский писатель, 1963. - 439 с.
62.Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: Современник, 1991.-526 с.
63.Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. - М.: Изд-во МГУ, 2002.-112 с.
64.Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. -Нальчик: Эльбрус, 2008. - 296 с.
65.Кучукова З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2005. - 312 с.
66.Ленобль Г. История и литература. - М.: Художественная литература, 1977.-304 с.
67. Литературный процесс и творческая индивидуальность. - Кишинев: Штиинца, 1990. - 168 с.
68. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
69.Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1981. -215 с.
70.Лихачев Д.С. Книга беспокойств: Статьи, беседы, воспоминания. - М.: Новости, 1991.-528 с.
71.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1967. -372с.
72. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.
73.Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб: Искусство-СПб, 2005. - 704 с.
74.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эль-Фа, 2002. - 364 с.
75.Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М.: Советский писатель, 1987. - 320 с.
76.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2000.-407 с.
77.Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 516 с.
78. Мифология: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-736 с.
79.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. — Нальчик: Эльбрус, 1992. - 238 с.
80.Мусукаева А.Х. Северокавказский роман (художественная и этнокультурная типология). - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.
81.Мусукаева А.Х., Шетова P.A. Художественный мир Хачима Теунова. -Нальчик: Эльбрус, 2003. - 190 с.
82.Мусукаева А.Х., Тхагазитов Ю.М. Эволюция жанра романа в кабардинской литературе 1950-1980-х годов. - Нальчик: КБИГИ КБНЦ, 2010. -64 с.
83.Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма: Годы первой русской революции. - М.: Наука, 1972. - 248 с.
84.Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. - М.: Художественная литература, 1988. - 495 с.
85.Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Сост. по преданиям кабардинцев. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 232 с.
86.0скоцкий В.Д. Роман и история: Традиции и новаторство советского исторического романа. - М.: Художественная литература, 1980. - 294 с. 87.0сманова З.Г. Встречи и преображения: Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. - М.: Наследие; ИМЛИ РАН, 1993. - 232 с.
88.Очерки истории балкарской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1981. -400 с.
89. Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. -
302 с.
90.Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп: Изд. Адыгейского научно-исследовательского института, 1990. - 275 с.
91. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых. - М.: Художественная литература, - 1987.-332 с.
92.Пауткин Л.И. Советский исторический роман. - М.: Советский писатель, 1980.-310 с.
93.Петров С.М. Русский советский исторический роман. - М.: Советский писатель, 1980. - 484 с.
94.Проблема историзма в русской советской литературе (60-80-е годы). -М.: Наука, 1986.-263 с.
95.Проблемы литературных жанров. - Материалы VI научной межвузовской конференции. - Томск: ТГУ, 1990. - 235 с.
96.Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. - Нальчик: РАН КБНЦ, 2001.-147 с.
97. Скачков Н.Б. Герой и история. Современный роман о революции. - М.: Советский писатель, 1988.-351 с.
98.Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. - М.: Книга, 1981.-320 с.
99. Советский многонациональный роман. - М.: Наука, 1985. - 298 с.
100. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа). - М.: Наука, 1989. - 152 с.
101. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М.: ИМЛИ РАН. - 2001. - 300 с.
102. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. - М.: Советский писатель, 1958.-384 с.
103. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1991. -
208с.
104. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М: Аспект-Пресс, 2002. - 334 с.
105. Тресков И.В. Взаимоотношения народных поэтических культур. -Нальчик: Эльбрус, 1979. - 179 с.
106. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 448 с.
107. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Национально-эпическая традиция и современность. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 110 с.
108. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). - Нальчик: Эльбрус, 2006.-280 с.
109. Урусбиева Ф.А. Портреты и проблемы: Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. - Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164 с.
110. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. - М.: Советская Россия, 1989. - 544 с.
Ш.Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. - Орджоникидзе: Ир, 1990. -240 с.
112.Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. - Нальчик.: КБНЦ РАН, 2007. - 378 с.
ПЗ.Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 437с.
114. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгейских литератур. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. - 266 с.
115.Хапсироков Х.Х. Восхождение: Творческий путь Алима Кешокова. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 319 с.
Пб.Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Наука, 1990. - 370 с.
117.Ципинов A.A. Мифопоэтическая традиция адыгов. - Нальчик, 2004. -178 с.
118. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.
119. Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. - Нальчик: Эльбрус, 2002. - 218с.
120. Эйхенбаум Б. О литературе. - М.: Советский писатель, 1987. - 544 с.
121. Юдин В.А. Человек. История. Память. - М.: Современник, 1990. - 255 с.
II
122. Айтматов Ч. С высоты времени. // Литературная газета, 1967. - № 20.
123. Алиму Кешокову - 70 лет. // Литературная Россия, 1984. - № 29.
124. Алиму Кешокову - 80 лет. // Терек, 1994. - 26 июля.
125. Барт Р. Писатели и пишущие // В кн. «Избранные работы: Семиотика. Поэтика». -М.: Прогресс, 1989.
126. Бахтин М. Эпос и роман. // Вопросы литературы, 1970. - № 1.
127. Белая Г. Нравственный мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1983. -№ 4.
128. Бикмухаметов Р.Г. Прошлое и настоящее. // Вопросы литературы, 1977. -№3.
129. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы, 1971. -№ 9.
130. Богданова М. От фольклора к письменной литературе. // Вопросы литературы, 1957. -№ 1.
131. Борова А.Р. О художественном слиянии мифа и истории в романах А.П. Кешокова («Вершины не спят», «Сломанная подкова»). // Вестник КБГУ. Сер. Филологич. науки. Вып. 2. - Нальчик, 2002.
132. Брянская И. Путь всадника. // Литературная Россия, 1974. - № 7.
133. Гоффеншефер В. Народ предстал перед своей судьбой. // Новый мир, 1961.-№ 11.
134. Гринберг И. Поэзия горской прозы // Дон, 1969, №6.
135. Гутов А. Стиль. Образ. Характер: К портрету А. Кешокова. //
Литературная Кабардино-Балкария, 2001. - № 6.
136. Дементьев В. Вечность и миг. // Маяк, 2004. - 29 июня.
137. Джусойты Н. Все начинается с размышления... // Вопросы литературы, 1976. -№5.
138. Джусойты Н. От сказителя к писателю - путь далекий. Вопросы литературы, 1971. -№ 9.
139. Изотов И.Т. Современный исторический роман. // Литература в школе, 1972.-№2.
140. Исаков С. Веление времени. // Вопросы литературы, 1977. - № 3.
141. Камбачокова Р.Х. К проблеме определения жанра исторического романа в кабардинской прозе. // Материалы III республиканской научной конференции «Проблемы развития государственных языков в Кабардино-Балкарии». - Нальчик, 1998. - 15-16 мая.
142. Кедрина 3. Многообразие национальное, многообразие художественное. // Вопросы литературы, 1977. - № 8.
143. Книга, несущая людям радость (Отзывы читателей о романе А.Кешокова «Чудесное мгновение»). // Литература и жизнь, 1962, 4 февр.
144. Кожинов В. Историзм // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. - М.: Наука, 1996.
145. Козлов С.Я. Этнолитературоведение - это интересно и перспективно. // Этнографическое обозрение. - М., 2005, № 2.
146. Колпаков А. Дорога к вершинам. // Октябрь, 1967. - № 9.
147. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1968. -№ 8.
148. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. // Литературная газета, 1982.16 декабря.
149. Лихачев Д.С. Служение памяти. // Наш современник, 1983. - № 3.
150. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие советской литературы (19321941). // История советской многонациональной литературы: В 6 т. Том II.
Кн. 1.-M.: Наука, 1971.С.5-61.
151. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы, 1971. -№9.
152. Ломидзе Г. Детище Октября (новаторство советской многонациональной литературы). О творчестве А.Кешокова. // Литературная Россия, 1977. - 4 ноября.
153. Мастерство и красочность: к 70-летию А.Кешокова. // Книжное обозрение, 1984. - 20 июля.
154. Машбаш И. Чувство высоты: А.Кешокову - 75 лет. // Маяк, 1989. - 22 июля.
155. Мидов М., Сокуров М. Он нашел верный путь. // Кабардино-Балкарская правда, 1972. - 26 мая.
156. Мкртчян Л. Остановись, мгновенье!.. // Литература и жизнь, 1961. - 8 декабря.
157. Мусукаева А.Х. О поэтике романной прозы А.Кешокова. // Литературная Кабардино-Балкария, 2004. - № 5.
158. Панеш У.М. XX век как литературная эпоха и особенности современной новописьменной литературы. // Филологический вестник, 2002. - № 4.
159. Пархоменко М. Рождение нового эпоса. //Вопросы литературы, 1972. -№ 5.
160. Пауткин Л.И. Авторское присутствие в советском историческом романе наших дней. // Вестник МУ. Серия 9. Филология. - 1989. - № 6.
161. Писатели о себе. // Вопросы литературы, 1959. - № 4.
162. Писатели об А.Кешокове: В.Дементьев, К.Кулиев, В.Полторацкий, М.Светлов. // Коммунист, 1989. - 22 июля.
163. Пискунова С.И. Русский роман как сюжет исторической поэтики. // Ветник МУ. Серия 9. Филология. - 2004. - № 6.
164. Полторацкий В. Восхождение на вершину. // Октябрь, 1974. - № 7.
165. Сабуров А. Об историзме романа «Война и мир» // Вопросы литературы, 1978.- №9.
166. Сапаров А. А вершины действительно не спят. // Звезда, 1967. - № 11.
167. Селихов К. Жираслан выбирает дорогу. // Литературная газета, 1982. -19 мая.
168. Соболев Л.С. Советская литература и воспитание нового человека. // Литературная газета, 1965. - № 27.
169. Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении. // Филологические науки, 2002. - № 2.
170. Солоухин В. А.Кешокову - 60 лет. // Литературная газета, 1974. - № 30.
171. Старикова Н. Исторический роман. К проблеме типологии жанра. // Вестник МУ. Сер. 9. Филология. - 2007. - № 2.
172. Султанов К.К. Неизбежность выбора. // Литературное обозрение, 1982. -№8.
173. Султанов К.К. Художественное осмысление социального и духовного опыта прошлого. // Проблема историзма в русской советской литературе (6080-е годы). - М.: Наука, 1986.
174. Суровцев Ю.А. А вершины действительно не спят. // Звезда, 1987. - № 1.
175. Фидарова Р.Я. Роль мифопоэтического сознания в формировании романного мышления А.Кешокова. // Вопросы кавказской филологии. Вып. 7. -Нальчик, 2010.
176. Филатова А.И. Современный советский исторический роман (Вопросы классификации). // Русская литература, 1977. - № 4.
177. Хадарцева A.A. Осетинский историко-революционный роман (19601975). // Вопросы осетинской советской литературы. Том XXXVII. -Орджоникидзе: НИИ истории, экономики, языка и литературы, 1981. - 199с.
178. Хакуашева М.А. Особенности формирования адыгской литературы (2030 годы XX века) // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2007, №3.
179. Хакуашева М. А. Советский роман-миф и его герои (на примере романа-дилогии А.П. Кешокова «Вершины не спят»). // Вопросы кавказской филологии. Вып. 7. - Нальчик, 2010.
180. Шакова М.К. Кешоков Алим Пшемахович. // Писатели Кабардино-
Балкарии. XIX-конец 80-х годов XX века. Биобиблиографический словарь. -Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 443 с.
Ш.Шукуров М. От фактографии - к теоретическому осмыслению. // Вопросы литературы, 1977. -№ 10.
182. Юсуфов Р.Ф. Верность историзму. // Вопросы литературы, 1977. - № 10.
III
183. Адыгов Т. Щит Тибарда. - М.: Современник, 1988. - 272 с.
184. Антология ингушского фольклора. Т. 4: Нартские сказания, легенды.
- Нальчик: Эль-фа, 2006. - 488 с.
185.Базоркин И.М. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Из тьмы веков. Роман.
- Магас: «Сердало», 2001. - 384 с.
186. Базоркин И.М. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Из тьмы веков. Роман.
- Магас: «Сердало», 2001. - 352 с.
187. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2: Статьи и рецензии 1841-1845 годов. - М.: ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. - 879 с.
188. Залиханов Ж. Горные орлы. - М.: Советская Россия, 1974. - 320 с.
189.Кешоков А.П., Крипе В. Лавина с гор: Литературный сценарий художественного фильма. - Н.: Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1957.-80 с.
190. Кешоков А.П. Вид с белой горы. - М.: Современник, 1977. - 431 с.
191. Кешоков А.П. Живое седло. / Пер. с каб. - М: Гос. изд-во детской литературы Мин-ва Просвещения РСФСР, 1961. - 320 с.
192. Кешоков А.П. Знак мастера. // Лауреаты России. - М., 1976.
193. Кешоков А.П. Чудесное мгновение. Роман в двух книгах. Чать 1- М.: Сов. Россия, 1970. - 448 с.
194. Кешоков А.П. Зеленый полумесяц. Часть 2. - М.: Сов. Россия, 1970. -420 с.
195. Кешоков А.П.Сабля для эмира. Грушевый цвет. - М.: Художественная
литература, 1986.
196. Кешоков А.П. Корни: Роман. / Пер. с каб. JI.M. Маремкуловой. -Нальчик: Эльбрус, 2009. - 288 с.
197. Кешоков А.П. Мед воспоминаний: Стихотворения и поэмы. - М.: Современник, 1987. - 127 с.
198. Кешоков А.П. Час исполнения клятвы. // Всадник чести. -Нальчик: Эльбрус, 2003.-10 с.
199. Кешоков А.П. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 2. Чудесное мгновение. - Н.: Эльбрус, 2005. - 488 с. - На каб. яз.
200. Кешоков А.П. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 3.Сабля для эмира; Зеленый полумесяц. - Н.: Эльбрус, 2005. - 752 с. — На каб. яз.
201. Машбаш И. Адыги. - Москва: Советский писатель, 2003. - 736 с.
202. Машбаш И. Жернова. - МайкошГУРИПП «Адыгея», 2006. - 760 с.
203. Островский H.A. Как закалялась сталь. Роман. - М.: Правда, 1982. - 457с.
204. Теунов X. Род Шогемоковых. Роман. - М.: Советская Россия, 1981. - 368с.
205. Уруймагова Е. Навстречу жизни. - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издателство, 1958. - 466 с.
206. Хакуашева М. Дорога домой. - Нальчик: Эльбрус, 2009. - 356 с.
207. Эльберд М. Страшен путь на Ошхапмахо. - М.: Советский писатель, 1987. -384 с.
IV
208.Гиреев Д. Езетхан Уруймагова. - На сайте: http://osetia.kvaisa.ru/l-rubriki/06-den-kalendarya/ezetxan-uruimagova-shla-navstrechu-novoi-zhizni/
209.Громова Л.П. В творческой лаборатории А. П. Чехова' - Ростов-на-Дону: РГУ, 1963 - с. 176. На сайте: http://apchekhov.ru/books.shtml
210.Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре. // В кн. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994, с. 39-104. - На сайте:
http://www.ruthenia.ru/folklore/meletneklgrinc.htm
211. Реизов Б.Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXX. Вып. 4. - М., 1971. - С. 306-311. - На сайте: http://www.philology.ru/literature3/reizov-71 .htm
212.Своеобразие труда советских писателей. - На сайте: http://www.blog-stihov.ru/the-peculiarity-of-the-labor-of-soviet-writers-patriotic-duty/
213.Толстой А.Н. Разбор и оценка исторического романа начинающего писателя. - На сайте: http://editorium.ru/566/
214.Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман (Вопросы типологии, жанра и стиля): Дис. ...д-ра филол. наук: 10.01.02: Уфа. 2005. - 457 с. РГБ ОД, 71:06-10/124. - На сайте: http://www.dslib.net/literatura-rosii/hasanov.html
215.Хуболова М.Е. От исторического романа к эпопее (традиции жанра в русской и осетинской литературах). - На сайте: http://svarkhipov.narod.rU/vip/hubu.htm# ednrefl 3
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.