Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Хабибулина, Галина Николаевна

  • Хабибулина, Галина Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Хабибулина, Галина Николаевна. Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Елабуга. 2007. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хабибулина, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Д.И. СТАХЕЕВ В КРУГУ РУССКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ.

ГЛАВА 2. ПОИСКИ «ГЕРОЯ ВРЕМЕНИ» В РОМАНЕ

НАСЛЕДНИКИ».

2.1. Купеческий мир глазами русских писателей XIX века.

2.2. Формирование «героя времени» в раннем романе

Д.И. Стахеева «Наследники».

ГЛАВА 3. «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В РОМАНАХ

СТАХЕЕВА.

3.1. Взгляды критиков и писателей XIX века на женскую эмансипацию.

3.2. Типология женских образов в романах Д.И. Стахеева 80-х гг.

ГЛАВА 4. ЦЕРКОВЬ И ВЕРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ

Д. И. СТАХЕЕВА.

4.1. Проблема церкви в русской жизни конца XIX века.

4.2. Образы священнослужителей в романе «Обновлённый храм».

4.3. Обыватели города N.

4.4. «Новый человек» в романе «Обновлённый храм».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.»

Имя Дмитрия Ивановича Стахеева, незаслуженно забытого в нашем литературоведении, было возвращено читателю лишь в конце XX века в некоторых отдельных публикациях его художественных текстов (1,2), а главное, в целостном исследовании жизни, личности, творчества в работах Н.М. Валеева (3-7). Двенадцать томов произведений Стахеева, изданных после его смерти, - это рассказы, повести, лирика, драматургия, 12 романов, критические статьи и многие другие публикации, а, кроме того, остались за рамками издания материалы, связанные с журналистской деятельностью писателя.

Актуальность исследования. Творчество Д.И. Стахеева (1840-1918), самобытного писателя второго ряда яркой литературной эпохи, весьма значительно по объёму и жанрово разнообразно.

Его художественное наследие, существенно обогащающее литературный процесс второй половины XIX века, исследовано далеко не полно. Оно открывается сейчас по-иному в результате обращения отечественного литературоведения к духовным пластам культуры, к религиозным и нравственным исканиям русских писателей.

Уже в середине XIX в. русская литература ощутила грядущие исторические перемены, нашедшие отражение в таких художественных образах, как Базаров (Тургенев), Раскольников (Достоевский), Болконский (Толстой). Именно эти писатели первыми выразили тревогу за судьбу человечества, когда возникла фанатичная вера в науку, в её абсолютную безупречность, когда радикально настроенные мыслители считали, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Однако к предупреждениям русской классической литературы о понижении духовного уровня жизни век глобальных и социальных потрясений оказался не очень чутким.

Уроки русской классической литературы до сих пор ещё не усвоены и даже не поняты вполне, современное общество на рубеже XX-XXI в. только пытается осознать их, переживая горький опыт потрясений XIX-XX в.

В последнее время наблюдается усиленное внимание к духовной стороне общества: месту женщины, значению церкви в жизни России. Эти проблемы, актуальные и на рубеже XIX-XX веков, нашли отражение в творчестве Д.И. Стахеева, чем и обоснован возрастающий интересе к наследию романиста и значению литературной деятельности писателей второго ряда, которые решали глобальные проблемы особым образом, изображая картины провинциальной жизни, «малую родину» (Иван Панаев, Николай Полевой, Николай Языков, Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, Дмитрий Стахеев).

Важная черта современной литературоведческой ситуации: обращение к творчеству своих земляков. Исследователи Татарстана по существу впервые в науке открывают имена Стахеева, Каменева, Невоструева, Дьяченко, арзамасцы - Марии Жуковой, орловцы изучают не только вечных «своих» Лескова, Тургенева, Бунина, Андреева, но и в последнее время Иосифа Каллиникова.

Степень изученности темы: произведения Д.И. Стахеева высоко ценили современники, такие как Н.Н. Страхов, видевший в творчестве писателя: «. по меткости, выпуклости и юмору типов нечто гоголевское» (8, с.800); биограф романиста И. Гурвич, более других изучивший творческое наследие и жизненную судьбу писателя, обстоятельно осведомленный об отзывах критики о нем в текущей периодике, так говорит о причинах, повлекших за собою столь тягостное замалчивание стахеев-ских произведений: «Молодой писатель, очевидно, хорошо взвесив все данные своего дарования, хорошо проанализировав свои влечения, остановился на области русского быта, русских нраbob и, чтобы оставаться ее объективным и прямым художником, решил ни к какому лагерю не приставать, а ходить без партийных указок, лишь туда, куда направит его художественное чутье. Такое решение было для того времени слишком смело и не могло не оказаться чреватым весьма реальными последствиями. Критика, лучшими и всевластными представителями которой были люди прямые и последовательные, и не подумала простить Стахееву его самостоятельность и объявила ему бойкот, выражавшийся в замалчивании произведений .» (9, с.155). Согласен с Гурвичем и В. Русаков, который писал: «. Я всё больше и больше прихожу к заключению, что Стахеев далеко не оценён по достоинству и что непременно должно прийти время этой оценки.» (10, с.220). С. Крившенко в своей книге «Берег отечества» заметил: «. В произведениях Стахеева бьется живая мысль.» (11, с.146), (12), (13).

Период забвения с 1918-1980 гг. объясним философской позицией автора.

С начала восьмидесятых годов XX века Н.М. Валеев занимается литературно-краеведческими поисками. В своих трудах и исследованиях, посвящённых творчеству Д.И. Стахеева,он обозначил основы литературно-краеведческого исследования творчества писателя, дал новую методологию изучения забытого автора, открыл широкие пласты купеческой культуры, воссоздал научную биографию романиста, показал его место в литературном процессе XIX века, очертил существенно важную проблематику стахеевского творчества, ввёл в научный оборот неизвестные ранее архивные материалы. Н.М. Валеевым были инициированы исторические (Маслова) (14), филологические (Гра-хова, Данилова) диссертационные исследования последних лет.

В кандидатских диссертациях С.И. Грахова, O.JI. Данилова обратились к литературным параллелям: Стахеев и Максимов, Стахеев и Салтыков-Щедрин, анализируя раннее творчество, в центре которого были малые жанры (очерки и рассказы). В работе С.И. Граховой, в опубликованных ею статьях, стахеевское наследие исследовано с точки зрения фольклорного начала и типологии образов писателя (15). В диссертационном исследовании O.JI. Даниловой сделана попытка выявления особенностей реализма Д.И. Стахеева на раннем этапе его творчества (16).

Однако за пределами исследований остаётся деятельность Стахеева - журналиста, редактировавшего в разные годы журналы «Нива», «Русский вестник», ежедневную петербургскую газету «Русский мир», не изучены десятки искусствоведческих статей писателя, посвященных живописи, большим ценителем которой он был, лирических и драматических произведений.

В стенах Елабужского государственного педагогического университета сформировалась школа учёных, которая занимается исследованием творчества забытых писателей под руководством Н.М Валеева. В последние годы он серьёзно и глубоко изучает судьбу и творчество другого великого елабужанина, члена-корреспондента Императорской академии наук, члена Сербского учёного общества в Белграде и Югославянской академии в Загребе, профессора-археографа - Капитона Ивановича Невоструева, написавшего десятки книг по древнерусской литературе и истории русской церкви. Семитомное «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки», - научный подвиг, оценённый первой Ломоносовской премией Академии наук. (17,18,19,20).

Елабужская земля богата талантами. В историю русской культуры и литературы возвращается ещё одно имя несправедливо забытого выдающегося сына Отечества - Виктора Анатольевича Дьяченко, создателя более двух десятков пьес, на полвека ставших основными на центральных сценах страны 1860 - 1870-х гг., несмотря на то, что это время совпало с расцветом творчества А.Н.Островского. Изучением наследия этого писателя под руководством Н.М. Валеева занимается аспирант госпедунивер-ситета А.А. Деготьков (21), (22), (23).

Подводную часть айсберга историко-литературного процесса составляют именно писатели второго ряда, подобные К.И. Не-воструеву, Д. И. Стахееву, В.А. Дьяченко.

Данная работа является первым опытом изучения духовной жизни России в романном творчестве Д.И. Стахеева.

Цель работы: описать и ввести в активный научный оборот общественно и эстетически значимые сведения о Стахееве-романисте в контексте историко-литературного процесса последней трети XIX века, уяснить своеобразие его творческой индивидуальности.

Задачи диссертационного исследования:

1) охарактеризовать круг литературных знакомств писателя, их влияние на творчество Д.И. Стахеева;

2) определить степень участия романиста в литературном процессе своего времени;

3) раскрыть значительное по объёму и творческой специфике романное наследие Д.И. Стахеева;

4) очертить основные семантические аспекты романов писателя, которые помогают понять духовную жизнь России II половины XIX века;

5) выявить концепцию личности в зрелой романистике Д.И. Стахеева и проследить её эволюцию;

Предметом диссертационной работы стали эпические произведения писателя - его романы, раскрывающие духовную жизнь России второй половины XIX века: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак», «Походы на доходы» (1880-1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1887), «Неугасающий свет» (1889), «Обновлённый храм» (1891), «Горы золота» (1892), «Торжество правосудия» (1894), «Духа не угашайте» (1896). Акцент сделан на тех романах Стахеева, в которых наиболее зримо прослеживаются духовные искания писателя

Во второй главе основополагающим для анализа становится ранний роман Д.И. Стахеева «Наследники», написанный в 1875 году, где писатель после реформы 1861 года делает первую попытку создать глубокий образ деятельного человека-купца, в котором видит «героя времени». Однако своей цели автор достигает в зрелом романе, написанном в 1891 году, «Обновлённый храм», который является итоговым произведением. Стахеев внимательно наблюдает за сложнейшим процессом нравственного взросления купца. Зайчиков - герой, воплощающий авторский идеал человека, возрождающий храм (не только вечное нетленное создание человеческого духа, а ещё и храм духовный внутри каждого человека).

Исследуя романы, мы обратили внимание на то, что только в двух из них главные герои мужчины, а в десяти из двенадцати романах - женщины, ибо женская проблема становится одной из основных в конце XIX века. В III главе для детального анализа мы выбрали опубликованный роман «Избранник сердца», так как в нём чётко прослеживается авторская позиция, отношение писателя к эмансипации, и, наконец, в этом романе заявлено новое видение героини, борющейся за свою независимость, за право самостоятельного выбора.

Последняя глава диссертации посвящена вопросу о нравственной роли церкви и религии в русской жизни конца XIX века, который содержательно представлен в предпоследнем романе «Обновлённый храм».

В 1896 году выходит в свет последний роман Стахеева «Духа не угашайте», а в 1905 году писатель переселяется в Ялту и больше романов не пишет, а занимается мемуарами «Группы и портреты». Более подробную информацию о личности Д. И. Стахеева можно найти в монографиях Н.М. Валеева (4), (5), (6), (7).

Целая галерея лиц и сословий проходит перед нами в романах, оживляя эпоху, воскрешая забытые картины прошлого, нередко ускользавшие из поля зрения более именитых современников. Романиста упрекали в излишней детализации, растянутости сюжета, в «топтании на месте». Однако такова художественная манера и метод писателя, таков способ видения мира и людей, таково художественное своеобразие миропостижения. Современным литературоведам это даёт драгоценную возможность исследовать микросреду, в которой протекала жизнь русского общества II половины XIX века.

Научная новизна диссертации: впервые специальному изучению подвергается духовная жизнь русского общества 70-90-х гг., отражённая в романах Д.И. Стахеева, привлекается малоизученный и неизвестный ранее историко-литературный материал, что позволяет решить поставленные задачи.

Методологической базой явились монографии классиков отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, В.В. Кожи-нова, М.Б. Храпченко; Теоретические исследования в области жанрологии, поэтики, метода и стиля: Ю.М. Лотмана, В.М. Марковича. Работы критиков XIX века: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Страхова, Н.Г. Чернышевского. В работе были применены сравнительно-типологический и системный методы изучения, принцип целостного анализа художественных произведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

- романист был связан с русской литературой своего времени и такими её представителями, как Страхов, Толстой, Достоевский, Леонтьев, Вольф и др., ставящих перед собой вопросы будущего развития нации, ее духовного возрождения;

- в своих произведениях Д.И. Стахеев, подобно писателям второго ряда (Фофанов, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Гаршин), отдавал предпочтение частной жизни, раскрывая при этом эпическую широту характера русского человека, его духовные первоосновы;

- романы Стахеева - живая художественная летопись, очевидное доказательство стремительной смены передовых общественных и культурных типов, воскрешённых к жизни после отмены крепостного права и определивших духовную жизнь русского общества в 70-90-е годы XIX века;

- Д.И. Стахеев, подобно русской литературе и критике последней трети XIX века, озабочен поиском нравственных решений «вечных вопросов», поэтому в его романах центральными стали проблемы «героя времени», эмансипации и «женского вопроса», значения церкви в русской жизни;

- очевидна эволюция стахеевского героя, авторский идеал - образ русского купца, верующего, созидающего жизнь, множащего духовное богатство России. Подобный герой появляется в одном из последних романов «Обновлённый храм» (1891) - Зайчиков -«маленький великий человек», хотя предпосылки к его появлению обозначены писателем уже в первом романе «Наследники» (1875).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть учтены в историко-литературных исследованиях.

Третья треть XIX в. - переходный период в истории русской литературы. Падение художественного вкуса, эклектизм почувствовали не только старшие «метры» русской литературы (Толстой, Салтыков-Щедрин), но и писатели второго ряда, такие как Случевский, Фофанов, Стахеев.

Менялся человек. Исчезло ощущение величия личности, сужаясь до индивидуализма, стремление к общественному благу принимало ограниченный характер: великое дело служения родине заменялось теорией «малых дел». С нарастающей тревогой говорила литература и критика о катастрофическом понижении духовного уровня во всех слоях общества, в том числе и в среде интеллигенции - при внешнем уровне роста образованности.

Перед лицом этой опасности русские писатели (Толстой, Достоевский, Лесков) взывали к самосознанию человека, уповая на то, что совершенствование личности приведёт к совершенствованию общества.

Угасал интерес к жанру романа, он уходил в прошлое, как реализм исторический, на смену пришли малые жанры.

Потребности нового времени выразил Тургенев, создавая «Стихотворения в прозе», Толстой в рассказах и повестях 80-90-х гг., романе «Воскресение». Не случайно в последней трети XIX в. и появление писателей, не лишённых литературного таланта. Убеждёнными сторонниками небольшого дела, немудрёного счастья выступают: В. Бибиков, В. Тихонов, А. Луговой, И. Потапенко и др. Изображение «текущей действительности» нашло отражение в творчестве Д. Мамина-Сибиряка; непреук-рашенная «правда факта» и субъективное начало отличают произведения В. Короленко.

Романное творчество Д.И. Стахеева приходится на 70-90-е гг. XIX века. Его романы нельзя назвать универсальными. Писатель не стремился к решению глобальных проблем бытия, не включался в философские дискуссии своего времени, не создавал масштабных героев, подобных Базарову, Раскольникову. Стахеевский герой - провинциальный человек, купец, множащий материальное и духовное богатство страны.

В 70-е гг. ведущим стал тип романа, в котором центральными проблемами явились поиски «героя времени», осмысление места женщины в обществе, роли церкви в духовной жизни нации. В нём ослабляется событийность, на первый план выходит исследование сознания героя, представленного в его нескончаемой динамике и психологических нюансах. Стахеев наряду с другими русскими писателями обращается к самосознанию человека, утверждая необходимость построения духовного храма, способного противостоять пошлости жизни. Эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Стахеева скептическим отношением ко всем попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей. Отсюда возникла неприязнь писателя к «догме» и «ярлыку».

В романах Д.И. Стахеева нет глобальных исторических событий, глубоких трагических конфликтов, как не было их в тихом течении провинциальной жизни, из которой вышли его герои. Писателя больше интересует внутреннее пространство человека. Русский романист хорошо знал и настойчиво показывал, что «потрясающие события» - меньшее испытание для человеческих отношений, чем будни с мелкими неудовольствиями.

Авторскую позицию Стахеев доносит до читателя, с помощью реминисценций из Библии, фольклорных источников, произведений современных ему писателей, героев - резонёров (Чух-лымов «Наследники», Зайчиков «Обновлённый храм» и др.).

Д.И. Стахеев, как и вся русская литература конца века, был озабочен поиском решений «вечных проблем», писатель видел в своих героях некие универсальные фигуры, сопряженные с «всечеловеческим» бытием. Противоречивость любой души, ее метания между «небом» и «землей», страстное желание обрести Истину, за познание которой любая личность платит страданием, — вот центральные мотивы его произведений.

Апробация результатов исследования осуществлена в 7 публикациях, в выступлениях на научных конференциях в ЕГПУ (Елабуга, 2002-2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции в МГУ «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004); VII Ручьёвских чтениях «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты»

Магнитогорск, 2004); Международных Стахеевских чтениях (Елабуга, 2003); Толстовских чтениях (Тула, 2003); Прозоровских чтениях «Меценатство, благотворительность, предпринимательство и соц. политика государства (традиции и современность)» (Киров 2006). Сформулированные в диссертации концептуальные положения по зрелому творчеству Д.И. Стахеева апробированы в ходе чтения спецкурса по русской литературе XIX века, проведения практикумов по анализу художественного текста, в выполнении курсовых и дипломных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из «Введения», четырёх глав, «Заключения», «Примечаний», «Библиографии».

В первой главе «Д.И. Стахеев в кругу русских писателей» объектом внимания становятся литературные связи романиста.

Необходимость обращения к данной главе вызвана недостатком публикаций о литературном окружении автора романов, без которых понять творчество невозможно. Однако мы не ставим цели рассмотреть творческие параллели, а лишь делаем попытку очертить круг общения, тем самым, включая Стахеева в культурный и духовный процессы эпохи.

Во второй главе «Поиски «героя времени» в романе «Наследники» исследовались культурно - исторические и литературные предпосылки появления этого романа «Наследники», выявлены первые попытки создания образа «героя времени». В раннем творчестве (в очерках) будущее как категория отсутствует, и это подчёркивается открытостью финала, однако уже в романе «Наследники» отчётливо видна надежда автора на таких людей как купеческий сын Чухлымов. Писатель нашёл свою нишу, не повторяя предшественников, он обратился к русской провинции, которая особенно прельщала его, и в которой он видел залог будущего возрождения России, не случайно и то, что ста-хеевский «герой времени», «наследник» - купец из провинции.

Третья глава диссертации «Женский вопрос» в романах Д. И. Стахеева» посвящена анализу системы художественных образов более поздних романов писателя, здесь рассмотрены женские образы, даны различные грани понятий «эмансипация», «феминизм», «женский вопрос».

В четвёртой главе работы «Церковь и вера в мировоззрении Д.И. Стахеева» мы обратили внимание на проблему церкви в русской жизни конца XIX века. Автор пишет о непрочности современного храма, показывает противоречие между законами (вшсаниф/и священнослужителями. Кризис русской церкви глубоко разработан в романе «Обновлённый храм» благодаря колоритным образам отца Никанора, отца Павла, дьякона Леонида и др. Каждый из этих героев создан индивидуально, с использованием разнообразных художественных средств. Им противостоит идеальный образ русского купца, верующего и созидающего жизнь.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы научной работы в данном направлении.

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Хабибулина, Галина Николаевна

Заключение.

1. Гурвич, И. Забытый писатель / И. Гурвич// Историч. вестник. - 1914. - № 9. - 176 с.

2. Валеев, Н. М. Гармония культур. Избранные труды/ Н. М. Валеев. - Казань: Издательство «Фэн» 2001. - 328 с.

3. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. - М., 1903. -Т. 7. - 295 с.

4. Достоевский, Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях // Собр. соч.: В 15 т. - Л., 1989. - Т. 4. - 410 с.

5. Тынянов, Ю. Н. Предисловие (о законах литературной славы) / Введение в литературоведении. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов/ Под ред. П. А. Николаева, -М: ВШ, 1988.-450с.

158

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хабибулина, Галина Николаевна, 2007 год

1. Аксаков, С. Т. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1966. - Т. 1. - 380 с.

2. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. М.: Высш. шк., 1995. - 383 е., ил.

3. Алексеев, А. А. К. И. Невоструев / А. А. Алексеев. // Славяноведение в дореволюционной России: Библиографический словарь. М.: Наука, 1979. - С. 248.

4. Антропов, Л. Н. Театральные заметки (По поводу произведений Дьяченко, Самарина, Стахеева и новой комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты») / Л. Н. Антропов. // Заря. 1869. - С.169-174.

5. Айвазова, С. Идейные истоки женского движения в России / С. Айвазова. // Общественные науки и современность. -1991. № 4.- С. 125-133.

6. Айхенвальд, Ю. Пушкин / Ю. Айхенвальд. М.: Мир, 1916. - 200 с.

7. Архив Н.Н. Страхова.// РО ГПБ. Ф. 608. ОП. 1. - № 4047.

8. Архив А.Н. Майкова.//РО ИРЛИ. Ф. 16.946 / С. VIII6 4.

9. Блок, А. А. Собрание сочинений в 8 т. М.-Л., 1962. - Т. 6. -140 с.

10. Большая советская энциклопедия, 3-е издание. В 30-ти томах. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

11. Большой толковый социологический словарь. М.: ACT, 1999. Т. 1. - С. 109-110.

12. Барышников, Е. П. Диалектика эстетического и художественного в прозе Л. Н. Толстого / Е. П. Барышников. Воронеж: ВГПИ, 1986 - 79 с.

13. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. Изд. 4-е. М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

14. Бахтин, М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи.1. М., 1986. 498 с.

15. Бердяев, Н. Смысл истории, философия неравенства, новое средневековье / Н. Бердяев. М.: Правда, 1989. - С. 254-534

16. Берковский, Н. Я. О русской литературе / Н.Я. Берковский. Сб. ст. Д., 1985. - 386 с.

17. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Издательство АН СССР, 1953-1959. - Т. 1. - 370 с.

18. Боборыкин, П. Д. Европейский роман в XIX столетии / П. Д. Боборыкин. СПб., 1900. 597с.

19. Бочаров, С. Г. Роман JI. Н. Толстого «Война и мир» / С. Г. Бочаров. М., 1978. - 340с.

20. Брандт, Г. А. Природа женщины / Г. А. Брандт. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. - 180 с.

21. Булатов, Н. Старейший русский романист / Н. Булатов. // Вестник литературы. 1915. - №2. - с. 38.

22. Бурсов, Б. И. Л. Н. Толстой. Семинарий / Б. И. Бурсов. JI., 1963. - 435 с.

23. Валеев, Н. М. Возвращение / Стахеев Д.И. Благоприобретение. / Н.М. Валеев: Избр. сочинения. Елабуга, 1999.- 240 с.

24. Валеев, Н. М. Выдающиеся люди на Елабужской земле. Историографы Елабуги / Н. М. Валеев. // История и культура Елабужского края (к 100-летию ЕГПИ). Елабуга: Изд-во ЕГПИ. - 1997.-С. 6-8.

25. Валеев, Н. М. Гармония культур / Н. М. Валеев. Казань: ФЭН, 2001. - 328 с.

26. Валеев, Н. М. Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество: По-соб. для спецкурса / Н. М. Валеев. Елабуга, 1994. - 70 с.

27. Валеев, Н. М. Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя / Н. М. Валеев. Предисл. акад. М. Хасанова. Казань: Академия наук Татарстана, 1995. - 176 с.

28. Валеев, Н. М. Искры под пеплом: Творческий портрет писателя Д. И. Стахеева / Н. М. Валеев. Елабуга, 1994. - 64 с.

29. Валеев, Н. М. К. И. Невоструев / Н. М. Валеев. // Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров: Изд-во ВГПУ,1999. -С. 93-97.

30. Валеев, Н. М. Мотивы вечности в творчестве Г. Р. Державина и Д. И. Стахеева / Тезисы научно-практической конференции. Казань, 1993. - С. 9-10.

31. Вердеревская, Н. А. Роман Чернышевского «Что делать?» / Н. А. Вердеревская. М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

32. Вердеревская, Н. А. Русский роман 40-60-х гг. XIX века (типология жанровой формы) / Н.А. Вердеревская. Казань: Казанский университет, 1980. - 136 с.

33. Вердеревская, Н. А. Становление типа разночинца в русской реалистической литературе 40-60-х гг. XIX века / Н. А. Вердеревская. М.: Просвещение, 1981. - 174 с.

34. Вершинина, Н. JI. Русская беллетристика 1830-х 1840-х г. (Проблема жанра и стиля) / Н. JI. Вершинина. - Псков, 1997. - 263 с.

35. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселов-ский М.: ВШ, 1989. - 404 с.

36. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы: Избр. тру-ды / Послесловие А.П. Чудакова. — М.: Наука, 1980. -360 с.

37. Виноградов, В. В. Реализм и развитие языка художественной литературы / О языке художественной литературы./ В. В. Виноградов. — М.: Наука, 1959. С. 466-477.

38. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений: В 6 т. М, 1953. - Т. 5. - 462 с.

39. Гончаров, И. А. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Гослитиздат, 1952-1955 Т. 6, 8.

40. Горький, М. Собрание сочинений: В 30 т. М. - Т. 19. -310 с.

41. Горький, М. Собрание сочинений: В 30 т. М,- Т. 24.- 310с.

42. Горький, М. Собрание сочинений: В 30 т.- М. Т. 27. -315 с.

43. Галанов, Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б.Е. Галанов. — М.: Сов. писатель, 1974. 343 с.

44. Гинзбург, JI. О психологической прозе / JI. Гинзбург. Ленинград, 1971. - 339 с.

45. Глушков, Н. И. Очерк в русской литературе / Н. И. Глуш-ков. Ростов: Изд-во Ростов, 1966. - 75 с.

46. Григорян, А. П. Анализ структуры литературного произведения / А. П. Григорян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984. - 187 с.

47. Гуляев, Н. А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков / Н. А. Гуляев. М.: Просвещение, 1983. - 203 с.

48. Гурвич, И. Забытый писатель / И. Гурвич // Историч. вестник. 1914. - № 9. - 176 с.

49. Тендер как интрига познания. Тендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации. -М.: Рудомино, 2002. 144 с.

50. Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом, наук М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.

51. Гордеева, Н. Б. Изучение мастерства Л.Н. Толстого в школе (Война и мир) / Н. Б. Гордеева. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1958. - 120 с.

52. Грахова, С. И. К восприятию темы купечества в раннем творчестве Д. И. Стахеева / С. И. Грахова. // Вторые Стахе-евские чтения. Материалы международной научной конференции. Елабуга: ЕГПУ, 2003. - С.59-63.

53. Грахова, С. И. Мотив преступления и наказания в «Благоприобретении» Д. И. Стахеева / С. И. Грахова // Художественный мир русской литературы. — Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2002. С. 50-53.

54. Грахова, С. И. Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В. Максимова: Дис . канд. филол. наук / С.И. Грахова; Елаб. гос. ун-т Е., 2001. - 144 с.

55. Григорьев, А. А. Обозрение научных литературных деятелей / А.А. Григорьев // Москвитянин. 1855. - Т. 4 - № 1516. - Кн. 1-2. - 209 с.

56. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т.Ленинград: Наука, 1988. Т. 30. - 456 с.

57. Достоевский, Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях // Собр. соч.: В 15 т. Л., 1989. - Т. 4. - 410 с.

58. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова. — М.: Сов. Россия, 1990. 304 с.

59. Добин, Е. С. Герой. Сюжет. Деталь. / Е.С. Добин. М.: Просвещение, 1962. - 343 с.

60. Добин, Е. С. Искусство детали. Наблюдения и анализ о творчестве Гоголя и Чехова / Е. С. Добин. Л., 1975. - 192 с.

61. Данилова, О. Л. Изображение провинции в «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина / О. Л. Данилова // Художественный мир русской литературы: Сборник научных статей. Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2002. С. 41-49.

62. Данилова, О. Л. Социальная биография как средство очерковой типизации. Биография автора в художественном преломлении / О. Л. Данилова // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. Елабуга: ЕГПУ, 2003. - С. 83-88.

63. Данилова, О. JI. Типология раннего творчества Д.И. Стахеева / О. JI. Данилова // Объединенный научный журнал. -М.: Фонд научных публикаций, 2004. № 20. С. 71.

64. Данилова, О. JI. Типология раннего творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и Д. И. Стахеева: Дис . канд. филол. наук /О. Л. Данилова; Елаб. гос. ун-т Е., 2005. - 186с.

65. Дмитренко, С. Беллетристика породила классику (К проблеме интерпретации литературных произведений) / С. Дмитренко // Вопросы литературы. Москва, сентябрь-октябрь 2002. - С. 75.

66. Дмитриев, В. И. Реализм и художественная условность / В.И. Дмитриев. М.: Советский писатель, 1974. - 279 с.

67. Дружинин, А. В. Литературная критика / А.В. Дружинин. -М.: Советская литература, 1983. 432 с.

68. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Гослитиздат, 1963. - Т. 7. - 634 с.

69. Дубинская, А. Н. А. Некрасов / А. Н. Дубинская,- М.: 1954. -319 с.

70. Ермилов, В. Антон Павлович Чехов. «Художественная литература» / В. Ермилов. М., 1953. - 287 с.

71. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. — М.: Просвещение, 1988. 176 с.

72. Ефимов, А. И. Стилистика русского языка / А. И. Ефимов. -М.: Просвещение, 1969. 262 с.

73. Жданов, В. Любовь в жизни Льва Толстого / В. Жданов. -М.: Планета, 1993. 302 с.

74. Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей / Редактор-составитель Круминг JI. С. М.: Информация. -XXI век, 2000. - 332 с.

75. Жеребкина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров:Очерк. Фельетон / Е.И. Жеребкина. М.: Мысль, 1969. - 399 с.

76. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисловие проф. В. Ф. Яковлева. — 4е. изд., изм. и доп. / С. Э. Жилинский.- М.: Издательство Норма, 2003,912 с.

77. Жук, А. А. Русская проза второй половины XIX века / А. А. Жук. М.: Просвещение, 1981. - 254 с.

78. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон / Е.И. Журбина. М.: Мысль, 1969. - 399 с.

79. История русской литературы XIX века. (Вторая половина). / Под ред. проф. Скатова Н.Н. М.: Просвещение, 1991. -511 с.

80. История русского романа: В 2т. М.- Л., 1964. - 641 с.

81. Ищук, Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Т.Н. Ищук -М.: Книга, 1984. 189 с.

82. Капов, И. П. Словарь авторологических терминов / И.П. Карпов. 2-е изд., испр. и доп. - Йошкар-Ола: Марийский государственный педагогический институт; Лаборатория аналитической филологии, 2004. - 170 с.

83. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. Сурков А.А. М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - Т. 6. - 1039 стб.

84. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т./ Гл. ред. А.А. Сурков М.: Сов. энциклопедия, 1968. - Т. 5. - 976 с.

85. Карпов, И. П. Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов) / И. П. Карпов. Йошкар-Ола: Марево, 2003. 448 с.

86. Казин, A. JI. Художественный образ: Опыт эстетико-искусствоведческого исследования / А. Л. Казин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 120 с.

87. Карасев, П. С. Проблемы теории публицистики / П. С. Ка-расёв. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 40 с.

88. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX веков / Н. А. Кожевникова. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994. - 336 с.

89. Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения: Проблемы структурной лингвистики / Н. А. Кожина. М., 1984. - 254 с.

90. Кожинов, В. В. Слово как форма образа. / Слово и образ. / В.В. Кожинов: Сб. статей / Сост. Н. А. Кожевникова. М.: Просвещение, 1964. - С. 8-30.

91. Кожинов, В. В. Размышления о русской литературе / В.В. Кожинов. М.: Современник, 1991. - 524 с.

92. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX веков / Н. А. Кожевникова. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994. - 336 с.

93. Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Содержательность форм в художественной литературе / Б.О. Корман. Куйбышев, 1990. - С. 7-23.

94. Кормилов, С. И. Основные понятия литературы. Литературное произведение. Проза и стих: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / С. И. Кормилов. М.: МГУ, 1999. - 1 12 с.

95. Казани, Л. Н. Герцен об истинной и ложной эмансипации женщины / Феминизм и российская культура. Сб. трудов. Под ред. Г. А. Тишкина. СПб.: ГАК, 1995. - С. 91-96.

96. Казани, Л. Н. Проблема эмансипации женщин в социальномучении А. И. Герцена: Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата философских наук / JI. Н. Казани. Л.: ЛГПИ, 1989. - 18 с.

97. Крамов, И. Литературные портреты. Боровский. Лариса Рейснер. - Матэ Залка. - Эффенди Капиев. - Александр Ма-лышкин / И. Крамов. - М.: Худож. лит., 1976. - 366 с.

98. Краснощёкова, Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова / Е.А. Краснощёкова. М.: Худож. лит., 1970. - 95с.

99. Крившенко, С. Ф. Берег отечества / С. Ф. Крившенко // Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1988. - 328с.

100. Круглов, А. В. Первые шаги. / Моё знакомство с петербургскими писателями / А. В. Круглов. // Ист. вестник. -1894. №4 - Т. 56 - с. 99.

101. Кудрявцев, В. Ф. Старина, памятники, предания и легенды Прикамского края / В. Ф. Кудрявцев. Вятка, 1898. - 350 с.

102. Кулешов, Ф. И. Л. Н. Толстой: (Из лекций по рус. литературе XIX в.) / Ф. И. Кулешов. Мн.: Изд-во БГУ, 1978. -288 с.

103. Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова: Очерк / В. И. Кулешов. М.: Дет. Лит. 1982. - 175 с.

104. Купреянова, Е. Н. Эстетика Л.Н. Толстого / Е.Н. Купрея-нова. М.- Л.: Наука, 1966.

105. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского / Г. Б. Курляндская. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

106. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Изд-во «Правда», 1989. - Т. 1.- 405 с.

107. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: В 12 т.- М.: Изд-во «Правда», 1989. Т. 12. - 450 с.

108. Литературоведческий энциклопедический словарь. / Под. общ. ред. В.Н. Кожевникова, Николаева П.А. М.: Сов. энциклопедия., 1987. 750 с.

109. Лотман, Л. М. Драматургия 1860-х годов: Общий обзор / Л.М.Лотман. // История русской литературы. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - Т.8. - 4.2. - 254с.

110. Лотман, Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века / Л. М. Лотман Л.: Наука, 1974. - 350 с.

111. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова, Пушкин, Лермонтов, Гоголь. / Ю. М. Лотман М.: Просвещение, 1988- 348 с.

112. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. -Т.2. - 478с.

113. Лотман, Ю. М. Массовая литература как историко литературная проблема / Ю. М. Лотман // Радуга. - 1991. - №9.- С. 41-51.

114. Леонтьев, К. Н. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001. - 635 с.

115. Лебедев, Ю. В. Проблемы поэтики очерковых и новеллистических циклов 1840-1850-х годов / Проблемы теории и истории литературы: Сб. научных статей, вып. 36. Ярославль, 1973. - С. 26-71.

116. Левидов, А. М. Автор образ - читатель / А. М. Леви-дов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 350 с.

117. Либрович, С. Ф. На книжном посту: Воспоминания: Записки; Документы. Пгр.;. - 1916. - с. 228-231.

118. Литвак, Б. Г. Русское православие в XIX веке/ Русское православие: вехи истории / Науч. Ред. Клибанов А. И. М.: Политиздат, 1989. - С. 309-381.

119. Линский, В. Забытый драматург / В. Линский. // Театр и искусство. 1900. - №18. - С.45.

120. Литературное произведение в движении эпох: Сб. статей. / Ред. Н.В. Осьмаков. М.: Наука, 1979. - 288 с.

121. Лихачев, Д. Внутренний мир художественного произведения / Д. Лихачёв // Вопросы литературы, 1968. — № 8 -С. 78.

122. Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. / Д.С. Лихачёв. - Л.: Наука, 1981. - 215с.

123. Лесков, Н. С. Русские женщины и эмансипация / Н. С. Лесков // Русская речь. 1861. - № 44. - С. 655-658; № 46. -С. 688-690.

124. Магд-Соэп, К. Эмансипация женщин в России: литература и жизнь. Пер. с англ. / К. Магд-Соэп. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. - 252 с.

125. Макк, А. По Каме. Путевые впечатления / А. Макк// Светоч и дневник писателя. 1913, с. 25-26.

126. Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа/ Ю.В. Манн. — М.: Сов. писатель, 1987. 320 с.

127. Маркович, В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы / В. М. Маркович. С.-Петербург, 1997. - 216 с.

128. Маркович, В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. / В.М. Маркович. Л., 1986. - 198 с.

129. Маркович, В. М. Человек в романах И. С. Тургенева / В. М. Маркович. Ленинград, 1975. - 152 с.

130. Маслова, И. В. Во благо детей. Станицы истории Елабуги / И. В. Маслова, И. Т. Сабиров. Елабуга: ЕГПУ, 2003.- 40 с.

131. Маслова, И. В. Стахеевы: жизнь во благо общества / И. В. Маслова // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. Елабуга: ЕГПУ, 2003.192 с.

132. Маслова, И. В. Купеческая династия Стахеевых (Вторая половина XIX века по 1917): Автореф. Дис. . канд. филол. наук / И.В. Маслова. К., 2002. - 19 с.

133. Маслова, И. В. Стахеевское Епархиальное Женское училище / И. В. Маслова. Елабуга: ЕГПУ, 2003. - 27 с.

134. Маслова, Н. М. Путевые записки как публицистическаяформа / Н.М. Маслова. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 1 15 с.

135. Маслова, Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра/ Н.М. Маслова. М.: Знание, 1980. - 64 с.

136. Машинский, С. Художественный мир Гоголя / С. Машин-ский. М.: Просвещение, 1971. - 318 с.

137. Милюков, А. П. Мёртвые души большого света («В ожидании лучшего, роман В. Крестовского) / Милюков А. П. Отголоски на литературные и общественные явления: Критические очерки. СПб.: Типография Ф.С. Сущинского, 1875. -С. 58-81.

138. Михайлов, М. JI. Избранное / М. JI. Михайлов. М.: Художественная литература, 1979. - 558 с.

139. Михайлова, Е. Н. Проза Лермонтова / Е.Н. Михайлова. -М.: Худож. лит., 1967. 384 с.

140. Мольтманн-Вендель, Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: феминистская теология и человеческая идентичность / Э. Мольтман-Вендель. // Вопросы философии. 1991. -№ 3.- С. 91-103.

141. Недзвецкий, В. А. И. А. Гончаров романист и художник / В. А. Недзвецкий. - М, 1992. - 278с.

142. Недзвецкий, В. А. Русский социально универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция / В. А. Недзвецкий. - М.: Диалог-МГУ, 1997. - 263с.

143. Некрасов, Н. А. Полное собр. сочинений и писем: В 15 т. Т. 10. Л.: Наука, 1983. - 488 с.

144. Некрасов, Н. А. Стихотворения. Поэмы / Н. А. Некрасов. М.: Худож. лит., 1978. - 415 с.

145. Незлобии, А. Нигилизм и литературное развитие / А. Незлобии. Одесса: Издание Е.П. Распопова, 1880. - 90 с.

146. Никольский, М. Биография Д. И. Стахеева / Стахеев Д.И. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 1. СПб., 1902. - С. I-XIV.

147. Одиноков, В. Г. Проблемы поэтики и типологии русскогоромана XIX в. / В.Г. Одиноков. Новосибирск, 1971. - 192 с.

148. Омаров, А. М. Предприимчивость руководителя/ A.M. Омаров. — М.: Политиздат, 1990. 256 с.

149. Опульская, JI. Д. Роман-эпопея JI. Н. Толстого «Война и мир» / JI. Д. Опульская. М.: Наука, 1979. - 287с.

150. Петряев, Е. Д. «Кяхтинский листок» (к столетию первой забайкальской газеты) / Е. Д. Петряев. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. - с. 3-4.

151. Писарев, Д. И. Литературная критика в трёх томах. — Л.: Художественная литература, ЛО, 1981.

152. Пичугина, Г. П. И. С. Тургенев и Ю. П. Вревская / Г. П. Пичугина // Литература в школе. М., 1997. - № 3. - С. 35-39

153. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов М., 1971. 271 с.

154. Пустовойт, П. Г. От слова к образу / П. Г. Пустовойт. -Киев, 1974. 192 с.

155. Пушкарёва, Н. Л. Русская женщина в семье и обществе X-IX вв.: этапы истории / Н. Л. Пушкарёва// Этнографическое обозрение. 1994. - № 5. - С. 3-14.

156. Русские писатели. 19 век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 2. М-Я. / Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 448 с.

157. Рабажева, М. Женская эмансипация как опыт конструирования тендера (на материале социокультурной ситуации в России 50-60-х гг. XIX в.) / М. Рабажева // Тендерные исследования. 2000. - № 5. - С. 172-189.

158. Распутин, В. Cherchez la femme / В. Распутин// Наш современник. 1990. - № 3. - С. 164-172.

159. Ревякин, А. И. Проблема типичности в художественной литературе / А. И. Ревякин. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 171 с.

160. Репина, JI. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия / Л.П. Репина.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. 352 с.

161. Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство / И.Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб. 1174-1 177.

162. Российскому купечеству посвящается. Специальный выпуск, посвященный 150-летию со дня рождения купца, литератора Д.И. Стахеева. Составитель Н.М. Валеев. Елабуга, типогр. КАМАЗА, 1990, 5 п.л.

163. Розанова, Л. А. о творчестве Н.А. Некрасова / Л.А. Розанов. — М.: Просвещение, 1988. 239 с.

164. Розанов, В. В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. - 734 с.

165. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. -М.: Аграф, 1997. 381 с.

166. Русаков, В. Две литературные карьеры: Максим Горький и Дмитрий Стахеев / В. Русаков // Новый мир. 1901. № 71. -С. 421-423.

167. Русаков, В. Полвека литературного труда / В Русаков // Вестник литературы. 1907. - № 11.-е. 219-221.

168. Русская классическая литература. Разборы и анализы: Сб. статей. / Сост. Устюжанин, Д.И. — М.: Просвещение, 1969. 406 с.

169. Русские писатели XIX века: Биографии: Большой справочник. М.: Дрофа, 2000. - 461 с.

170. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция. М., 1997. - 398 с.

171. Рябинский, Н. С. Азбука бизнеса / Н.С. Рябинский. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

172. Зеленин, Д. Н. Кама и Вятка: Путеводитель и этнографическое описание Прмкамского края / Д. Н. Зеленин. Юрьев. - 1904. - с. 48.

173. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.1632 с.

174. Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. М.: Одиссей, 1996. - 608 с.

175. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имен/ А.В. Суперанская. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 528 с.

176. Салтыков-Щедрин, М. Е. Полное собрание сочинений: В 20-ти т. Т. 13. М.: Худож. лит., 1971. - 704 с.

177. Старосельская, Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв» / Н. Д. Старосельская. М., 1990. - 198с.

178. Стахеев, Д. И. Благоприобретение: Избр. сочинения/ Д.И. Стахеев. Елабуга, 1999. - 240 с.

179. Стахеев, Д. И. Глухие места. СПб.: Изд-е А. И. Щербаков, 1868. - 326 с.

180. Стахеев, Д. И. Духа не угашайте: Избр. произведения/ Д.И. Стахеев. Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. - 417с.

181. Стахеев, Д.И. За Байкалом и на Амуре: Путевые картины. -СПб.: Тип. К. Вульфа, 1869. 347 с.

182. Стахеев, Д. И. На память многим: Рассказы из жизни в России, Сибири и на Амуре. — СПб.: Изд-е автора, 1867. — 303 с.

183. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1902. - Т. 1. - 300 с.

184. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1902-1903. - Т. 2. - 267 с.

185. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1902. - Т. 5. - 229 с.

186. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М.,1902. Т. 6. - 258 с.

187. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М.,1903. Т. 7. - 295 с.

188. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1903. - Т. 8. - 305 с.

189. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1903. - Т. 9. - 377 с.

190. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В12 тт. / Биографич. очерк М. Никольского; Критич. этюд П.В. Быкова. Спб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1903. - Т. 10. - 372 с.

191. Стахеев, Д. И. Собрание сочинений: В 12. т. СПб. М., 1903. - Т. 11. - 371 с.

192. Стахеев, Д. И. Группы и портреты / Д. И. Стахеев // Ист. вестник, 1907. № 1-3, 7-8.

193. Самый великий человек, который когда-либо жил. М.: Watch Tower Bibli and Tract Society of Pennsylvania, 1991.138 c.

194. Свительский, В. А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы. Проблемы автора в русской литературе XIX-XX веков / В. А. Свительский. -Ижевск, 1978. 315 с.

195. Синенко, В. С. Эпическое произведение. Опыт практического анализа / В. С. Синенко. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1991. - 131 с.

196. Сиповский, В. Русский исторический роман первой половины XIX столетия / В. Сиповский // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. JL; АН СССР, 1928. -С. 63-68.

197. Скабичевский, А. М. Из воспоминаний о пережитом / Скабичевский А. М. Литературные воспоминания. М.-Л.: Земля и фабрика, 1928. - С. 15-161.

198. Соколов, Н. И. Русская литература и народничество. Литературное движение 70-х годов XIX века / Н. И. Соколов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 254 с.

199. Соловьёв, В. С. Русская идея / В. С. Соловьёв. М.: Республика, 1992. - 495 с.

200. Соловьёв, Н. Женщинам / Н. Соловьёв// Эпоха. 1864. -№ 12. - 408 с.

201. Страхов, Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе / Н.Н. Страхов. СПб., 1882. 297 с.

202. Страхов, Н. Н «Критическая статья об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом» 1865 1885. Издание И.П. Матиченко. - Киев, 1908. - 369 с.

203. Страхов, Н. Н. Литературная критика / Вступ. ст. Скатова Н.Н. М.: Современник, 1984. - 431 с.

204. Страхов, Н.Н. Наследники Д. И. Стахеева / Н.Н. Страхов // Рус. вестник. 1875. - №6 (июнь). - Т. 117. - С. 799-817.

205. Сухотина-Толстая, Т. Л. Дневник. Сост. и автор вступит, статьи Т.Н. Волкова. М.: Современник, 1984. - 559 с.

206. Толстой, Л. Н. Анна Каренина. «Книга. Просвещение. Милосердие» / Л.Н. Толстой. М.: 1994. - 885 с.

207. Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений: В 28 т. М.-Л., 1964. - Т. 7 - 514 с.

208. Тесиддер, Д. Словарь символов: Пер. с анг. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 444 с.

209. Тимофеев, Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов / Л.И.Тимофеев, Венгеров М.П. М.: Гос. учебно-педагог. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958.188 с.

210. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. / Под. общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - 416 с.

211. Ткачёв, П. Н. Примечание к статье Г.Т. Бокля «Влияниеженщин на успехи знания» / Ткачёв П.Н. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 358 с.

212. Толстой и наше время. М.: Наука. - 1978. - 368 с.215. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. / Сост. Платонов О. М.: Современник, 1995. - 639 с.

213. Успенский, Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. «Выпрямила» / Г.И. Успенский. М.: Олимп, 1998. - 592 с.

214. Успенский, Г.И. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 2 М.: 1955. 544 с.

215. Утехин, Н. П. Жанры эпической прозы / Н. П. Утехин -Л.: Наука 1982. 185с.

216. Фортунатов, Н. Творческая лаборатория Л.Толстого/ Н. Фортунатов. М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.

217. Фирсов, А. По Каме. / А. Фирсов // Исторический вестник. 1910. -№11 - с.724-725.

218. Фридлендер, Г. М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. / Г. М. Фридлендер. Л.: Наука, 1971. - 298с.

219. Хабибулина, Г. Н. Д. И. Стахеев и Н. Н. Страхов / Г. Н. Хабибулина // Вторые Стахеевские чтения. Материалы международной научной конференции. Елабуга: изд-во ЕГПУ, 2003. - С. 54-59.

220. Хабибулина, Г. Н. Л. Н. Толстой и Д. И. Стахеев / Г. Н. Хабибуллина // Толстовский сборник. Тула: Изд-во ТГПУ, 2003. - С. 360-365.

221. Хигир. Г. Имя и судьба / Г. Хигир. М.: Крон-Пресс, 1955. - 400 с.

222. Храпченко, М. Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития / М. Б. Храпченко. М.: Наука, 1987. - 575 с.

223. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя. Собр. соч: В 4т. Т. 3. М., 1981. - 266 с.

224. Храпченко, М. Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. М.: Сов. писатель,1978. 366 с.

225. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» Второе издание / О.А. Воронина. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. 368 с.

226. Шаталов, С. Е. Время метод - характер в художественном мире русских классиков / С. Е. Шаталов - М.: Просвещение, 1976. - 237 с.

227. Шилов, А. Невоструев Капитон Иванович / А. Шилов // Русский библиографический словарь, т. 11. СПб., 1914. -С. 181-183.

228. Цейтлин, Е. JI. Писатель в провинции: Литературные путешествия / Е. Л. Цейтлин. М.: Сов. писатель, 1980. - 352 с.

229. Чехов, А. П. Собрание сочинений: В 30т. М., 1983. -Т. 1. - 606 с.

230. Чернец, Л. В. Виды образа в литературном произведении / Л. В. Чернец // Филологические науки. 2003. № 4. - С. 3-13.

231. Чернец, Л. В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

232. Чернов, А. В. Русская беллетристика 20-х 40-х годов XIX века (Вопросы генезиса, эстетики и поэтики) / А. В. Чернов. - Череповец, 1997. - 310с.

233. Чернышевский, Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3.— М.: ГИХЛ, 1947. — 548 с.

234. Чуприна, И. В. Трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» / И. В. Чуприна. Саратов, 1961. -202 с.

235. Энциклопедия мировой литературы. М.: Вагриус, 2001. -656 с.

236. Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной .» Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. -М.: Высшая школа, 1990. 303 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.