Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Омаршаева, Эльмира Магомедовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 342
Оглавление диссертации доктор филологических наук Омаршаева, Эльмира Магомедовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Формирование и становление дагестанского исторического романа
1.1. Интерпретации понятия «исторический роман» в литературоведении
1.2.Становление исторического романа в мировой, общероссийской, дагестанской литературах
1.3. Дагестанские авторы и их исторические произведения второй половины
XX века
Глава 2. Типология исторических и вымышленных персонажей в дагестанском историческом романе второй половины XX века
2.1. Своеобразие вымышленных героев в дагестанском историческом романе
2.2. Реальные персонажи и принцип историзма
2.3. Изображение этносов в дагестанском историческом романе
Глава 3. Особенности конфликта и характер его разрешения в дагестанском историческом романе
3.1. Частноисторическая и архетипическая проблематика в дагестанском историческом романе
3.2. Типология конфликта в дагестанском историческом романе; конфликт на почве веры
3.3. Своеобразие эпохального конфликта в дагестанском историческом
романе
Глава 4. Типология структурных и содержательных аспектов дагестанского исторического романа второй половины XX века
4.1. Пространственно-временной аспект дагестанского исторического романа
4.2.Исторические события как основа композиции (функция и доля вымысла, типология исторических событий и точек зрения на них)
4.3.Типологические особенности художественного языка дагестанского исторического романа (нарративная структура дагестанского исторического романа; общеисторическая и национально-специфичная лексика; характер
художественной образности)
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роман Ахмедхана Абу-Бакара "Манана": комплексный анализ2010 год, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Гидаят Камалудиновна
Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: Формирование историзма художественного мышления и проблемы художественной интерпретации исторической действительности1998 год, кандидат филологических наук Камбачокова, Римма Хажкеловна
Историческая проза Ю. Давыдова 1960-х - 2000-х гг.: проблематика и поэтика2009 год, кандидат филологических наук Сидоров, Антон Владимирович
Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе2000 год, кандидат филологических наук Дахужева, Нуриет Аслановна
"Вымышленная биография" Энн Бронте как тип автобиографического романа2012 год, кандидат филологических наук Елисеева, Ирина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность»
ВВЕДЕНИЕ
Сущностной особенностью дагестанской литературы современного этапа является то, что в ней сложились и успешно развиваются повествовательные жанры. При этом значительные успехи достигнуты в жанре романа, обращенного к исторической тематике. Учитывая динамику формирования романа и его жанровых разновидностей в литературах Дагестана, можно констатировать становление и успешное функционирование в них исторического романа.
Проблема самобытности и типологической общности дагестанского исторического романа еще не исследована в полной мере и требует дополнительного анализа со стороны литературоведов, чему и посвящено настоящее исследование.
Актуальность. В свете неослабевающего интереса к жанру исторического романа его исследование представляется особенно актуальным. Данный интерес обусловлен новым осмыслением исторического прошлого и некоторых спорных форм освещения таких периодов, как периоды Октябрьской революции и Великой Отечественной войны; в настоящее время дискуссии на этот счет давно вышли за рамки чисто литературоведческих.
Изучение дагестанского исторического романа особенно актуально в контексте активно развивающихся исследований в области истории литературы. Проблемы поэтики жанров и их сравнительного изучения считаются перспективными, особенно когда речь идет о таком нерегламентированном, «живом» явлении, как роман, — жанре, относительно молодом для дагестанской литературы и продолжающем эволюционировать.
Кроме того, в дагестанской литературе пласт исторической прозы играет значительную роль. Подобные произведения призваны обозначить пути взаимовлияния прошлого и настоящего, приоткрыть завесу над будущим. Отметим и то, что исторический роман, как ни один другой жанр
художественной литературы, обусловлен общественно-политической обстановкой, главенствующей идеологией периода его создания. По этой причине не только изображенные в произведении события, но и само историческое полотно, особенности его поэтики, структуры и т.д. являются ценным объектом для исследования соответствующей эпохи. Можно также констатировать, что некоторые произведения на историческую тему порой соперничают по степени своей достоверности и полноты изображения с учебниками по истории и другими научными трудами.
Что касается выбранного для исследования периода второй половины XX века, то он стал наиболее продуктивным для дагестанской литературы в целом и для исторического романа в частности. Именно тогда было сделано много художественных открытий, а произведения дагестанских авторов вышли далеко за пределы республики.
Степень изученности темы исследования. В последние десятилетия были проведены следующие значительные исследования, посвященные жанру исторического романа: «Положительный герой в современной советской литературе», «Формы общности советской многонациональной литературы», «Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня») Ч. Гусейнова; «Поэтика исторического романа. Проблема ' инварианта и типология жанра (На материале русской литературы XIX - начала XX века)» В.Я. Малкиной; «Грузинский советский исторический роман 30-х годов (В сопоставлении с русским историческим романом)» М.О. Каджаи; «Украинский исторический роман 60-80-х годов. Проблема исторической и художественной правды» В.Г. Чумака; «Адыгский исторический роман (становление и развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности)» Р.Х. Камбачоковой; «Исторический роман в русской литературе последней трети XX века» Н.М. Щедриной; «Северокавказский роман: Художественная
У ?
и этнокультурная типология» А.Х. Мусукаевой; «Истоки и развитие башкирского исторического романа» Мурзагуловой З.Г. и др.
Что касается жанра исторического романа в дагестанской литературе, то его освещение можно найти в исследованиях Х.М. Хамзаевой «Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе»; С.Х. Ахмедова «Ахмедхан Абу-Бакар», «На путях развития дагестанской советской прозы», «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы», «Художественная проза народов Дагестана»; A.M. Вагидова «Социалистический реализм и развитие даргинской литературы», «Поиск продолжается», «Дагестанская проза второй половины XX века»; Г.Г. Гамзатова «Дагестан: историко-литературный процесс», «Преодоление. * Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской
литературы», «Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанской литературы»; М.А. Гусейнова «Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов», «Кумыкская проза начала XX века».
Ориентирами для нашего исследования во многом послужили вышеназванные монографии С.Х. Ахмедова, где историческая проза Дагестана, в частности исторический роман, показаны именно в процессе эволюции и неизбежных трансформаций [1975, 1978, 1990, 1996, 1999].
Ценность для нашего исследования представляет также труд М.А. Гусейнова «Кумыкская проза начала XX века», хотя в нем анализируются период и авторы, не затронутые нами (Н. Батырмурзаев, А.-Г. Ибрагимов-Кизлярлы, 3. Батырмурзаев и др.) [2003]. По его мнению, мощный импульс дагестанские проза и поэзия получили именно в первые десятилетия советской власти, когда громко заявили о себе такие одаренные прозаики, : , как С. Абдуллаев, Ю. Гереев, Р. Динмагомаев и другие [2003]. М. Гусейнов
касается таких важных сторон, как стилеобразующие факторы романа (фольклорные истоки, родство со стилем исторических трактатов), проблемы
авторства, композиции, трактовки исторических персонажей и т.д. Всего того, что для настоящего исследования необходимо [2003].
Особо отметим монографию A.M. Вагидова «Дагестанская проза второй половины XX века», где наряду с жанровым многообразием прозы указанного периода рассматривается роман как молодой, продолжающий свое становление жанр дагестанской литературы [2005]. В частности, анализируются такие аспекты, как историческое прошлое в качестве объекта изображения, война и менталитет горцев, социалистическое и постсоциалистическое бытие дагестанских граждан. Указанный автор делает много ценных выводов относительно бытования и особенностей развития жанра исторического романа в интересующий нас промежуток времени [2005].
Рассматривая различные точки зрения на исторический роман, можно условно разделить их в зависимости от оценки того или иного критерия романа данного типа (документализма и доли вымысла, соотношения реальных исторических лиц и вымышленных, временной дистанции и временных границ и т.д.)
Несмотря на обилие соответствующих литературоведческих работ, до сих пор существуют спорные моменты в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это связано с тем, что для большинства исследователей в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Отметим, что принадлежащие различным авторам определения исторического романа порой значительно отличаются. Обнаруживается и недостаточность большинства называемых критериев для выявления специфики данного жанра. Данное обстоятельство вызывает затруднения в определении круга произведений, относящихся к жанру исторического романа.
По мере формирования жанра исторического романа в дагестанской прозе возникла необходимость его всестороннего исследования, глубокого изучения различных видов исторических романов, исследования генезиса его
идейно-художественных функций, рассмотрения проблемы связей фольклора и современного литературного процесса, соотношения исторического факта, вымысла и домысла в произведениях этого жанра и т.д.
Отметим, что исследованию исторической прозы в дагестанском литературоведении долгое время не уделялось достаточного внимания. Причиной была малочисленность произведений этой жанровой разновидности, а также элементарная недоступность читателям и исследователям даже тех образцов исторической прозы, которые существовали. Ситуация изменилась во второй половине XX века, когда историко-литературных повестей и романов стало гораздо больше.
Объектом исследования являются самобытность и типологическая общность дагестанского исторического романа второй половины XX века, в частности, его становление и развитие на данном этапе, типология исторических и вымышленных персонажей, особенности конфликта и характер его разрешения, а также типология структурных и содержательных аспектов данного жанра. .
Обычно в работах, посвященных исторической романистике, предметом исследования чаще всего выбираются либо творчество какого-то одного писателя, либо определенный аспект поэтики, либо отдельный период в развитии жанра. Мы пошли по последнему пути, выбрав для исследования период второй половины XX века как наиболее плодотворный для развития жанра исторического романа в Дагестане.
Предмет исследования. Степень разработанности интересующей нас проблемы в дагестанском литературоведении кажется нам недостаточной, что заставляет обратиться к некоторым образцам дагестанской исторической прозы. Это «Сулак — свидетель» М. Хуршилова с его широким охватом действительности; первый в дагестанской прозе историко-биографический роман «Махач» И. Керимова; романы М. Магомедова «Месть», «Раненые скалы», «Гром над горами», «Горы и степь»; произведение К. Меджидова «Сердце, оставленное в горах»; романы М.-С. Яхьяева «Три солнца: повесть
об Уллубие Буйнакском» и «В полдневный жар...», основанные на документах и исторических фактах; историко-революционный роман «Манана» А. Абу-Бакара; романы А.П. Соловьева «Сын Мариона», «Рождение государства»; наконец, произведение «Батырай» X. Алиева.
Цель исследования - описание самобытности и типологической общности дагестанского исторического романа второй половины XX века, а также динамики данного жанра и его поэтики.
Достижение указанной цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:
— выявление путей и форм эволюции жанра исторического романа в дагестанской литературе;
— исследование жанровых модификаций дагестанского исторического романа;
— изучение способов реализации в исследуемом типе романа принципа историзма, в частности, художественной философии истории и изображения персонажей, обусловленных спецификой жанра, соотношением художественного и документально-исторического;
— анализ различных форм выражения авторского сознания, позиции автора-повествователя и автора-героя в дагестанском историческом романе;
— характеристика ключевых хронотопов, типов композиции и конфликта, проблематики, а также структурно-организующей роли лейтмотивов;
— систематизация типологических особенностей дагестанского исторического романа и выявление закономерностей их функционирования;
— описание идейно-художественных особенностей, самобытности, традиционного и новаторского в дагестанском историческом романе второй половины XX века, а также его роли и тенденций развития в дагестанской литературе и в русле общероссийского литературного процесса.
Методологические и теоретические основы исследования. Говоря о теории жанра, следует учитывать не отдельные составляющие, общие для разных романов, а поэтику жанра в целом. Кроме того, необходим единый метод для анализа произведений различных авторов и эпох. Поэтому методика исследования предполагает целостный анализ тех произведений, которые находятся в центре внимания. Нами учитываются следующие аспекты:
- пути развития и функционирования жанра исторического романа в дагестанской литературе;
- типы конфликтов и характер их разрешения;
- сюжетная организация (построение сюжета, хронотопа);
- система персонажей (соотношение главных и второстепенных, реальных и вымышленных героев, функции различных персонажей);
- речевые формы и система точек зрения (слово повествователя и слово персонажа, функции различных видов описаний, вставных текстов и т.д.).
Методология диссертационного исследования основывается на разработанных в литературоведении вопросах теории жанра исторического романа, на анализе жанра исторического романа в дагестанской литературе с точки зрения его эволюционного развития.
Научно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-литературоведов,
разрабатывающих проблемы, связанные с анализом вопросов жанра и
"У
поэтики исторического романа. Это работы JTJJ. Александровой, Ю.А. Андреева, Т.Г. Богатыревой, И.К. Горского, Ч.Г. Гусейнова, H.A. Дахужевой, А.Х. Дзыбы, В.Д. Днепрова, Т.И. Дроновой, М.О. Каджаи, Р.Х. Камбачоковой, В.В. Кожинова, В.Я. Малкиной, З.Г. Мурзагуловой, А.Х. Мусукаевой, О.С. Октябрьской, В.Д. Оскоцкого, С.М. Петрова, А.И. Филатовой, JI.M. Чмыхова, Н.М. Щедриной, В.М. Юдина и др. А также труды известных дагестанских литературоведов А.-К.Ю. Абдуллатипова,
З.Н. Акавова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, М.А. Гусейнова, К.К. Султанова, Х.М. Хамзаевой и др.
Методы исследования. В диссертации использованы историко-сопоставительный, историко-функциональный методы, а также теоретические аспекты, функциональный, системный и типологический подходы.
Научная новизна работы состоит в следующем:
— на основе исследования социально-исторического контекста произведений отдельных дагестанских писателей охарактеризованы особенности и закономерности функционирования дагестанского исторического романа второй половины XX века;
— описаны некоторые содержательные аспекты дагестанского исторического романа названного периода: события, положенные в основу романов (типология исторических событий и точек зрения на них); концепция истории в каждом романе, различия и точки соприкосновения; идейная направленность произведений; частноисторическая и архетипическая проблематика; конфликты, характер их разрешения; доля вымысла, герои реальные (и их исторические прототипы) и вымышленные;
— проанализированы структурные особенности дагестанского исторического романа (нарративная структура; композиционные особенности; пространственно-временные характеристики; образная система; поэтика заглавий);
— исследованы художественный язык дагестанского исторического романа, система исторических имен и топонимов, различные пласты общеисторической и национально-специфичной исторической лексики, а также приемы художественной образности (связь с фольклором, метафоры, сравнения, пословицы, историческая стилизация, интертекстуальность и т.д.).
— выявлены и систематизированы типологические, традиционные черты и своеобразие, национальный колорит дагестанского исторического
романа второй половины XX века, а также определена его роль для дагестанской литературы в целом.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она существенно дополняет имеющиеся представления о дагестанском историческом романе второй половины XX века, в частности раскрывает следующие его особенности: бытование в виде разнообразных жанровых модификаций; «правдоподобие» и типичность изображаемых вымышленных персонажей и порой недостаточную художественность реальных исторических фигур; фактическую независимость историзма в произведениях от соотношения доли вымысла и правды; изображение этносов в качестве ключевых героев дагестанских исторических полотен; изменение приоритетов в области лиро-эпических конфликтов в рассматриваемых романах; довлеющую над стилем дагестанского исторического романа анализируемого периода публицистичность и, как следствие, близость к документальной прозе; сходство поэтики дагестанского исторического романа с фольклорной; рассмотрение второй половины XX века как переломного, рубежного периода для дагестанского исторического романа, с признаками интенсивного углубления и психологизации, обогащения всех художественных аспектов произведений данного жанра и т.д.
Настоящее исследование нацелено на анализ специальной литературы по интересующему нас жанру и обобщение полученных данных с опорой на конкретный материал дагестанского исторического романа. Его изучение на примере дагестанской формы бытования может не только содействовать анализу других инвариантов романа, но и позволит учитывать его национальный колорит. Кроме того, исследование типологии дагестанского исторического романа позволяет подвести некоторые итоги, значимые не только для дагестанской литературы. Таким образом, применение данного подхода помогает полноценному описанию дагестанской литературы второй половины XX века с целью лучшего понимания ее истоков и тенденций ее дальнейшего развития.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при анализе произведений других жанров и стилей, других_национальных литератур. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в вузах, а также при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях.
Исходя из цели и задач диссертационного исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. Дагестанский исторический роман второй половины XX века опирается на фольклорные источники, а также на достижения советской многонациональной литературы; превалирует фольклорно-эпическая героизация образов, активно используются преувеличения, а также антитеза как организующий принцип в расстановке персонажей, в результате чего герои произведений, как правило, поляризуются (в романе советского периода, в первую очередь, - по принципу классовой принадлежности).
2. В основе дагестанского исторического романа - всегда подлинные исторические лица. В ранних произведениях советского периода при их изображении часты отступления от принципа историзма и психологизма, но постепенно концепция исторических личностей (и положительных, и отрицательных) потеряла свою однозначность. Вымышленным персонажам в большинстве случаев сообщаются типические черты, приближающие их к достоверности реальных персонажей. Так что историзм дагестанского исторического романа зависит не столько от количества исторических фигур, сколько от достоверности, адекватности изображаемого, даже вымышленного. Основные события в произведениях названного типа — это революция и Великая Отечественная война, сплав документальности и художественного вымысла, причем у каждого автора их соотношение варьируется: в зависимости от времени создания произведения (постсоветский период ознаменован отказом от однополярности и социологизированности: на первый план выходит психологизм, углубляется
принцип историзма); выбора изображаемой эпохи (дагестанский историко-революционный роман более приближен к документальной прозе); замысла художника; наличия документальной основы или иных целей.
3. Дагестанский исторический роман второй половины XX века затрагивает разнообразные темы, в основе которых — традиционные архетипы (жизнь и смерть, любовь и вера, творчество в широком смысле слова и т.д.). Функцию идейно-тематической квинтэссенции выполняют афоризмы, а также пословицы и поговорки. Преобладают лиро-эпические конфликты: в советский период - это классовые конфликты, связанные с революцией, коллективизацией, а также конфликт на почве веры. В последнем случае часто ислам отождествляется с насилием, превалирует негативное, порой сатирическое освещение религии. В произведениях же постсоветского периода появляются образы высоконравственных духовных лиц; акценты с внешних событий и конфликта классов перемещаются в область духовных исканий отдельных героев.
4. Ключевые хронотопы дагестанского исторического романа второй половины XX века — это традиционные горы и аулы; как и иные хронотопы здесь, они социально окрашены. Эпицентрами исторических потрясений становятся места людских скоплений: открытые пространства улиц, годеканов, площадей, базаров, городов, характеризующие и количественное соотношение сил, и масштабность происходящего. Анализируемые произведения отличаются также обилием исторических топонимов, обеспечивающих достоверность, фактологичность повествования.
Время в дагестанских исторических романах кризисное, переломное. Это период социальных потрясений и торжествующего зла, которое ведет свою непрерывную летопись.
5. В дагестанском историческом романе последних десятилетий XX века усиливается субъективное начало, активизируется авторское присутствие. Позиции автора-повествователя и «автора-героя» во многом определяют сюжетную и композиционную организацию анализируемых
г
1.1
произведений; следует говорить о жанрообразующей роли автора. Повествование выражается в композиционном плане с помощью описания (природы, местности, внутреннего переживания и внешних черт персонажей), рассуждений и комментариев, а также элементов рамочной композиции, вставных новелл, ретроспекции и проспекции, скачкообразности, прерывности, параллельности и многоплановости. Основные типы композиционно-стилистических единств в дагестанских исторических романах - прямое авторское повествование, стилизация различных форм устного бытового повествования и различных форм «полулитературного» (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п.), а также различные формы авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания и т.п.). В лексике переплетаются архаизаторски-стилизаторское направление и живая народная речь; в поэтике наблюдается близость к фольклору (обилие сравнений — чаще людей с животными, традиционных метафор и синтаксического параллелизма и т.д.).
6. Дагестанский исторический роман второй половины XX века представлен в виде таких основных модификаций, как: а): историко-реалистический жанр (главный герой — выдающаяся историческая личность, в центре изображения — крупные исторические события; вымысел используется, но больше при описании вымышленных героев); б) историко-романтический жанр (свободное обращение с документом, историческим фактом; преобладание романтического и приключенческого начал над исторической достоверностью; изображение вымышленных событий наряду с реальными историческими; не конкретное воспроизведение исторических фактов, а раскрытие образов героев в качестве главной цели).
7. Во второй половине XX века дагестанский исторический роман интенсивно развивался, обладая всеми необходимыми типологическими чертами жанра (историзм как ядро, суть исторического романа; эпическое сознание, художественная философия истории, концепция исторической
личности, единство мира (эпохи) и человека (личности), причинная связь между характерами и обстоятельствами, временная дистанция между писателем и изображаемой эпохой, архетипическая проблематика, диалектика исторических перемен и т.д.). При этом он сохранил собственное, неповторимое лицо и национальный колорит (близость к фольклорной поэтике; постепенная утрата первостепенности документализма для жанра исторического романа, и, как следствие, меняющиеся по мере развития данного жанра в дагестанской литературе формы сочетания и соотношение историзма и художественного вымысла; активное субъективное авторское начало; отпечаток публицистичности на стиле, сложное композиционное строение, значительные этнический (этнос как основной персонаж романа) и религиозный компоненты, сочетание реалистического и романтического принципов изображения действительности).
8. Дагестанский исторический роман второй половины XX века претерпел существенные и сущностные изменения почти всех своих художественных аспектов, эволюционировав от фольклорной эстетики к советской, далее - к постсоветской. В дагестанской литературе появились вначале социально-исторические, затем историко-биографические романы, пройдя все стадии от односложности к многомерным народным характерам, от исследования классовых конфликтов — к анализу нравственных проблем. Пора расцвета исторического романа в Дагестане — 70-80-е годы XX века, с последующим расширением тематического и жанрово-стилевого многообразия.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры литератур народов Дагестана Дагестанского государственного университета. Его1 основные положения и выводы нашли отражение в монографиях, статьях, научных докладах представленных на международных, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в четырех
монографиях, двадцати семи статьях (из них восемь в реферируемых журналах).
Структура и объем диссертации. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав — «Формирование и становление дагестанского исторического романа», «Типология исторических и вымышленных персонажей в дагестанском историческом романе второй половины XX века», «Особенности конфликта и характер его разрешения в дагестанском историческом романе», «Типология структурных и содержательных аспектов дагестанского исторического романа второй половины XX века», - заключения, библиографии. Диссертация представляет собой рукопись на 342 страницах в компьютерном варианте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Хронотоп в дагестанском историческом романе2005 год, кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна
Башкирский исторический роман: Вопросы типологии, жанра и стиля2005 год, доктор филологических наук Хасанов, Ришат Фаукатович
Историческая проза Марка Алданова: Философия истории, типология характеров, жанровые формы1999 год, кандидат филологических наук Матвеева, Ольга Владимировна
Тенденции развития осетинского исторического романа2002 год, кандидат филологических наук Тибилова, Лаура Анзоровна
Романное творчество Н. Мейлера 1980-х-2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика, поэтика2010 год, кандидат филологических наук Чернецова, Екатерина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Омаршаева, Эльмира Магомедовна
Выводы
1. Ключевой хронотоп дагестанского исторического романа — это традиционные горы и аулы; как и иные хронотопы в дагестанском историческом романе, они социально окрашены. Эпицентрами исторических потрясений становятся места людских скоплений: открытые пространства улиц, годеканов, площадей, базаров, городов, характеризующие и количественное соотношение сил, и масштабность происходящего. Анализируемые произведения отличаются также обилием исторических топонимов, обеспечивающих достоверность и фактологичность повествования.
2. Анализ дагестанских исторических романов второй половины XX века демонстрирует, что основные события, интересующие их авторов, - это революция и Великая Отечественная война. Основой таких романов является сплав документальности и художественного вымысла, причем у каждого автора их соотношение варьируется в зависимости от времени создания произведения (в постосоветский период писатели были более раскованы и свободны от официальных установок), выбора изображаемой эпохи (историко-революционный роман в дагестанской литературе более приближен к документальной прозе), замысла художника, наличия документальной основы или иных целей. Романы о Великой Отечественной войне формируют особый тематический цикл произведений в дагестанской литературе, затрагивая темы обобщающего значения: человек и время, человек и война.
3. Описываемый тип романа в дагестанской литературе тяготеет к многоплановости и охвату значительных и многочисленных исторических событий, но не всегда широта охвата действительности сочетается с глубиной социального анализа. Вместе с тем дагестанский исторический роман второй половины XX века демонстрирует и постепенный отход от пристрастных официозных установок, и усложнение мотивации поведения героев, и стремление к многогранному изображению характеров и действительности, — то есть движение к более объективному изображению описываемой эпохи.
4. Отличительной чертой романов последних десятилетий XX века является усиление субъективного начала, а также активизация авторского присутствия. Позиции автора-повествователя и «автора-героя» в современной дагестанской исторической романистике во многом определяют их сюжетную и композиционную организацию; можно говорить о жанрообразующей роли автора в данных произведениях. Близость историка-писателя с историком-ученым налагает отпечаток публицистичности на стиль дагестанского исторического романа, в качестве же повествователя преобладает повествователь в форме «я» как действующее лицо и рассказчик.
5. Повествование в дагестанском историческом романе выражается в композиционном плане чаще всего с помощью описания (природы, местности, внутреннего переживания и внешних черт персонажей), рассуждений и комментариев. Элементы рамочной композиции, вставные новеллы, ретроспекция и проспекция, скачкообразность, прерывность, параллельность и многоплановость также характеризуют стиль повествования исследуемых авторов. Основными типами композиционно-стилистических единств в дагестанских исторических романах являются прямое авторское повествование, стилизация различных форм устного бытового повествования и различных форм полулитературного (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п.), а также различные формы авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания, и т. п.). Что касается лексики дагестанских исторических романов, можно говорить о переплетении архаизаторски-стилизаторского направления и опоры авторов на живую народную речь, а также о близости поэтики дагестанского исторического романа фольклору как первоисточнику и начальной форме бытования исторического повествования (это обилие сравнений (чаще людей - с животными), традиционных метафор и синтаксического параллелизма и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были исследованы самобытность и типологическая общность дагестанского исторического романа второй половины XX века на материале произведений: А. Абу-Бакара («Манана»), X. Алиева («Батырай»), И. Керимова («Махач»), М. Магомедова («Месть», «Раненые скалы», «Гром над горами», «Горы и степь»), К. Меджидова («Доктор с белой прядью»), А. Соловьева («Рождение государства», «Сын Мариона»), М. Хуршилова («Сулак - свидетель»), М.-С. Яхьяева («Три. солнца: Повесть об Уллубии Буйнакском», «В полдневный жар.» (Роман о Джелалутдине Коркмасове)).
Цель данного диссертационного исследования заключалась также в описании динамики данного жанра в дагестанской литературе и его поэтики.
В соответствии с поставленной целью, в работе реализован ряд исследовательских задач:
1) рассмотрены интерпретации понятия «исторический роман» в отечественном литературоведении и пути, формы эволюции данного жанра в дагестанской литературе;
2) исследованы жанровые модификации дагестанского исторического романа во второй половине XX века;
3) изучены способы реализации в исследуемом типе романа принципа историзма, в частности художественной философии истории и изображения персонажей, обусловленных спецификой жанра, соотношением художественного и документально-исторического;
4) проанализированы различные формы выражения авторского сознания, позиции автора-повествователя и автора-героя в дагестанском историческом романе указанного периода;
5) охарактеризованы ключевые хронотопы, типы композиции и конфликта, проблематика, а также структурно-организующая роль лейтмотивов;
6) отобраны и систематизированы типологические особенности структурных и содержательных аспектов дагестанского исторического романа второй половины XX века (типология исторических и вымышленных персонажей; типология конфликта и исторических событий, точек зрения на них; типологические особенности художественного языка дагестанского исторического романа);
7) описаны идейно-художественные особенности, специфика, традиционное и новаторское в дагестанском историческом романе второй половины XX века, а также его роль и тенденции развития в дагестанской литературе и в русле общероссийского литературного процесса.
В ходе исследования данного жанра в дагестанской литературе мы пришли к следующим выводам:
1. Дагестанский исторический роман второй половины XX века опирается на фольклорные источники, а также на достижения советской многонациональной литературы; превалирует фольклорно-эпическая героизация образов, активно используются преувеличения, а также антитеза как организующий принцип в расстановке персонажей, в результате чего герои произведений, как правило, поляризуются (в романе советского периода, в первую очередь, — по принципу классовой принадлежности).
2. В основе дагестанского исторического романа — всегда подлинные исторические лица. В ранних произведениях советского периода при их изображении часты отступления от принципа историзма и психологизма, но постепенно концепция исторических личностей (и положительных, и отрицательных) потеряла свою однозначность. Вымышленным персонажам в большинстве случаев сообщаются типические черты, приближающие их к достоверности реальных персонажей. Историзм дагестанского исторического романа зависит не столько от количества исторических фигур, сколько от достоверности, адекватности изображаемого, даже вымышленного. Основные события в произведениях названного типа — это революция и Великая Отечественная война, сплав документальности и художественного вымысла, причем у каждого автора их соотношение варьируется: в зависимости от времени создания произведения (постсоветский период ознаменован отказом от однополярности и социологизированности: на первый план выходит психологизм, углубляется принцип историзма); выбора изображаемой эпохи (дагестанский историко-революционный роман более приближен к документальной прозе); замысла художника; наличия документальной основы или иных целей.
3. Дагестанский исторический роман второй половины XX века затрагивает разнообразные темы, в основе которых — традиционные архетипы (жизнь и смерть, любовь и вера, творчество в широком смысле слова, и т.д.). Функцию идейно-тематической квинтэссенции выполняют афоризмы, а также пословицы и поговорки. Преобладают лиро-эпические конфликты: в советский период — это классовые конфликты, связанные с революцией, коллективизацией, а также конфликт на почве веры. В последнем случае часто ислам отождествляется с насилием, превалирует негативное, порой сатирическое освещение религии. В произведениях же постсоветского периода появляются образы высоконравственных духовных лиц; акценты с внешних событий и конфликта классов перемещаются в область духовных исканий отдельных героев.
4. Ключевые хронотопы дагестанского исторического романа второй половины XX века - это традиционные горы и аулы; как и иные хронотопы здесь они социально окрашены. Эпицентрами исторических потрясений становятся места людских скоплений: открытые пространства улиц, годеканов, площадей, базаров, городов, характеризующие и количественное соотношение сил, и масштабность происходящего. Анализируемые произведения отличаются также обилием исторических топонимов, обеспечивающих достоверность, фактологичность повествования.
5. В дагестанском историческом романе последних десятилетий XX века усиливается субъективное начало, активизируется авторское присутствие. Позиции автора-повествователя и «автора-героя» во многом определяют сюжетную и композиционную организацию анализируемых произведений; следует говорить о жанрообразующей роли автора. Повествование выражается в композиционном плане с помощью описания (природы, местности, внутреннего переживания и внешних черт персонажей), рассуждений и комментариев, а также элементов рамочной композиции, вставных новелл, ретроспекции и проспекции, скачкообразности, прерывности, параллельности и многоплановости. Основные типы композиционно-стилистических единств в дагестанских исторических романах - прямое авторское повествование, стилизация различных форм устного бытового повествования и различных форм «полулитературного» (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п.), а также различные формы авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания, и т.п.). В лексике переплетаются архаизаторски-стилизаторское направление и живая народная речь; в поэтике наблюдается близость к фольклору (обилие сравнений (чаще людей — с животными), традиционных метафор и синтаксического параллелизма и т.д.).
6. Дагестанский исторический роман второй половины XX века представлен в виде таких основных модификаций, как: а) историко-реалистический жанр (главный герой — выдающаяся историческая личность, в центре изображения — крупные исторические события; вымысел используется, но больше при описании вымышленных героев); б) историко-романтический жанр (свободное обращение с документом, историческим фактом; преобладание романтического и приключенческого начал над исторической достоверностью; изображение вымышленных событий наряду с реальными историческими; не воспроизведение исторических фактов, на раскрытие образов героев как главная цель).
7. Во второй половине XX века дагестанский исторический роман интенсивно развивался, обладая всеми необходимыми типологическими чертами жанра (историзм как ядро, суть исторического романа; эпическое сознание, художественная философия истории, концепция исторической личности, единство мира (эпохи) и человека (личности), причинная связь между характерами и обстоятельствами, временная дистанция между писателем и изображаемой эпохой, архетипическая проблематика, диалектика исторических перемен и т.д.). При этом он сохранил собственное, неповторимое лицо и национальный колорит (близость к фольклорной поэтике; постепенная утрата первостепенности документализма для жанра исторического романа, и, как следствие, меняющиеся по мере развития данного жанра в дагестанской литературе формы сочетания и соотношение историзма и художественного вымысла; активное субъективное, авторское начало; отпечаток на стиле публицистичности, сложное композиционное строение, значительные этнический (этнос как основной персонаж романа) и религиозный компоненты, сочетание реалистического и романтического принципов изображения действительности).
8. Дагестанский исторический роман второй половины XX века претерпел существенные и сущностные изменения почти всех своих художественных аспектов, эволюционировав от фольклорной эстетики к советской, и далее - к постсоветской. В дагестанской литературе появились вначале социально-исторические, затем историко-биографические романы, пройдя все стадии от односложности к многомерным народным характерам, от исследования классовых конфликтов — к анализу нравственных проблем. Пора расцвета исторического романа в Дагестане — 70-80-е годы XX века, с последующим расширением тематического и жанрово-стилевого многообразия.
Итак, исследуемый тип романа в дагестанской литературе имеет признаки разнообразных жанровых модификаций: биографического, философского, семейно-бытового, историко-романтического, историко-документального и иных романов. Особую тематическую группу составляют историко-революционный роман, а также роман о Великой Отечественной войне.
Принципы изображения персонажей в дагестанском историческом романе второй половины XX века близки поэтике фольклора в силу «молодости» данного жанра в дагестанской литературе. Как следствие, авторы следуют фольклорным принципам подачи героев, согласно которым те являются воплощением одних положительных или отрицательных качеств. Это историческая данность, которую названный жанр со временем преодолел.
В дагестанской литературе советского периода герои изображались, как правило, психологически немотивированно, официозно, буквально же понимаемый принцип историзма подчас сближал исторические произведения с документальной прозой. В произведениях советского периода дагестанские авторы часто поступались исторической правдой из-за идеологических соображений, что явственно проявляется именно в изображении реальных героев. Одновременно в 1960—1980-е годы в дагестанском историческом романе меняется концепция исторической личности, отрицательные герои уже изображаются по-человечески сложными личностями, усиливаются философское и психологическое начала, произведения демонстрируют органичное сочетание историзма и художественной фантазии авторов.
Основным объектом воссоздания в дагестанских исторических романах второй половины XX века становится чаще всего целый этнос или же отдельная личность как его олицетворение. Концентрация же действия на конкретном герое, как правило, характеризует такую жанровую модификацию исторического романа, как роман-биография. Главное назначение этнических зарисовок в дагестанских исторических романах -усиление правдоподобия лиц и событий.
Что касается проблем, поднимаемых в дагестанском историческом романе, то их специфика состоит в усилении социальных, идеологических аспектов как своеобразных катализаторов и основной мотивации. При этом идейная направленность дагестанского исторического романа второй половины XX века характеризуется постепенным отказом от однополярности и социологизированности: на первый план выходит психологизм, что приводит к углублению принципа историзма, философской мысли.
Эпохальный конфликт в дагестанских исторических романах базируется на почве социально-экономических разногласий; различные частные, лирические конфликты связаны между собою своеобразием соответствующего эпохального конфликта и являются, по сути, его инвариантами (правомерно определить их как лиро-эпические конфликты). Соответственно дагестанский исторический роман характеризуется преобладанием социальных, эпохальных конфликтов, связанных с революцией, коллективизацией и т.д. и вовлекающих в себя почти всех персонажей.
Основные события, интересующие авторов дагестанских исторических романов, - это революция и Великая Отечественная война. Основой таких романов является сплав документальности и художественного вымысла. Описываемый тип романа в дагестанской литературе тяготеет к многоплановости и охвату значительных и многочисленных исторических событий, но не всегда широта охвата действительности сочетается с глубиной социального анализа. Вместе с тем дагестанский исторический роман второй половины XX века демонстрирует и постепенный отход от пристрастных официозных установок, и усложнение мотивации поведения героев, и стремление к многогранному изображению характеров и действительности, - то есть движение к более объективному изображению описываемой эпохи. Близость историка-писателя с историком-ученым налагает отпечаток публицистичности на стиль дагестанского исторического романа, в качестве же повествователя преобладает повествователь в форме «я» как действующее лицо и рассказчик.
Можно заключить, что анализируемый жанр во второй половине XX века занимал одно из ключевых мест в дагестанской литературе и в русле общероссийского литературного процесса, усложняясь по мере своего существования по структурно-содержательным критериям и обрастая все новыми жанровыми вариациями.
Накопив большой художественный опыт, составляя мощное течение в национальных литературах и имея важнейшее значение в изучении истории родины, формировании и воспитании культуры патриотических чувств, дагестанский исторический роман заслуживает тщательного и всестороннего исследования. Настоятельная потребность в его дальнейшем развитии и изучении вызвана духовными нуждами и запросами эпохи, общества, личности, философским осмыслением ее бытия в протяженности времени. Наконец, дагестанский исторический роман - это продукт десятилетий, синтез прошлого и настоящего, показатель духовной, моральной и политической зрелости дагестанского народа, глубины его ценностных ориентиров.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Омаршаева, Эльмира Магомедовна, 2011 год
Список использованной литературы
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской дореволюционной литературы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. — 134 с.
2. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (1917—1965 гг.). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. — 187 с.
3. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. -Махачкала, 1984.
4. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917-го года). 1 ч. - Махачкала, Изд-во РАН, 1995.
5. Абрамов Г. Введение в литературоведение. -М.: Учпедгиз, 1953. -319с.
6. Абуков К.И. Выход на магистраль: Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.— 175 с.
7. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание уч. ст. д-ра филол. наук. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. - 11 с.
8. Абуков К.И. Об авторе и его романе // Яхьяев М.-С. В полдневный жар ... (Роман о Джелалутдине Коркмасове). - Махачкала: Юпитер, 1995. -С. 5-13.
9. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. — 23 с.
10. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - 159 с.
11. Акавов З.Н. Диалог времен. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности. - Махачкала, 1995.
12. Акбиев С.Х. Истоки: Этапы развития арабописьменной литературы кумыков. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. — 198 с.
13. Александрова Л.П. Историческая тема в русской советской литературе. - Киев: КГУ, 1959. — 64 с.
14. Александрова Л.П. Особенности жанра русского исторического романа. - Львов: ЛГУ, 1960. - 27 с.
15. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. - Киев: КГУ, 1987. - 155 с.
16. Александрова Л.П. Советский исторический роман: Типология и поэтика. - Киев: КГУ, 1987. - 158 с.
17. Аминов М.-З. Блистательный знаток жизни // Дагестанская правда. - 1986. - 10 июня.
18. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. -М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962. - 167 с.
19. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. - М - Л.: Изд. АН СССР, 1968. - 149 с.
20. Архангельская А.К. Проблема конкретной исторической личности в узбекской советской прозе: Автореф. ... дис. канд. филол. наук. -Ташкент, 1977. - 28 с.
21. Асеков И. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 179 с.
22. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. - М.: Наука, 1981. - 224 с.
23. Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. —Махачкала: Дагучпедгиз, 1975.-95 с.
24. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. - Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1978. — 274 с.
25. Ахмедов С.Х. Проза // Дагестанская литература: закономерности развития (1965-1985). - Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - С. 177-255.
26. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. — 152 с.
27. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 277 с.
28. Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба. — Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2001. - 45 с.
29. Баимов Р. Судьба жанра. Литературоведческая монография. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.
30.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. - 348 с.
31. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Просвещение, 1975. - 398 с.
32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Просвещение, 1979. — 423 с.
33. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. —Черкесск: Научная мысль, 1974. - 244 с.
34. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М.: Просвещение, 1964. - 478 с.
35. Белинский В.Г. Исторический роман // Собр. соч.: В 6 т. -М.: Просвещение, 1954. - Т. 4.
36. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. - Л.: Худ. лит-ра, 1981. - 495 с.
37. Бершнтейн И.А. Исторический роман и литературный процесс в литературах социалистических стран Европы. — М.: Наука, 1989. - 177 с.
38. Богатырева Т.Г. Проблема связи с современностью и идейно-художественное обогащение исторического романа (70-80-е годы): Дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1992. - 192 с.
39. Божко Г. Формы психологического анализа в современной советской прозе: Дис. ... канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1977. — 183 с.
40. Болдарев В. Историческая хроника как разновидность художественно-документального жанра в советской литературе // Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тез. докладов межвуз. науч. конф.: Иваново: Изд. Ивановского гос.пед. ин-та, 1970.-С. 104.
41. Боршуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1978. - 211 с.
42. Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. - 1974. - № 5.
43. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Дорогой правды, дорогой гуманизма. - М.: Худ. лит-ра, 1978. — 321с.
44. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. - М.: Худ. лит-ра, 1977. - 364 с.
45. Бочаров Н. Утверждая цельность личности // Вопросы литературы. - 1965. - №1.
46. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. — М.: Изд. АН СССР, 1962.
47. Буров Б. Национальное своеобразие русской литературы. — 2-е изд., доп. - Л.: Советский писатель, 1967. — 399 с.
48. Бучис А. Роман и современность. Становление и развитие литовского советского романа. - М.: Сов. писатель, 1977. — 414 с.
49. Вагидов A.M. Восхождение к единству. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. - 252 с.
50. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. - 565 с.
Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. - 460 с.
52. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 378с.
53. Вагидов А. Так рождается песня // Алиев X. Батырай. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994.
54. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: Проблемы, типологии и поэтики. - Ташкент, 1984. - 111 с.
55. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. - Ташкент, 1979. - 157 с.
56. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 352 с.
57. Веселовский А.Н. Избранные статьи. - JL: Гослитиздат, 1939. — 527 с.
58. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высш. школа, 1989.-404 с.
59. Взаимосвязи фольклора и литератур народов Дагестана: Сб. ст. -Махачкала: Даг. филиал АН СССР, 1986. - 141 с.
60. Воробьева H.H. Принципы историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. — М.: Наука, 1978. — 262 с.
61. Воронский А.К. Литературно-критические статьи. -М.: Советский писатель, 1963. — 423 с.
62. Гаврилов А.П. Характер как художественная структура в романе:
С)
, Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Кишинев, 1975. - 30 с.
63. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — 308 с.
64. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. — М.: Наука, 1982.-527 с.
65. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1996. — 651 с.
66. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становение. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. - 464 с.
67. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала: Дагкнишиздат, 1978. -420 с.
68. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанской литературы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 174 с.
69. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. -М.: Просвещение, 1968. - 303 с.
70. Геворкян А. Панорама многонационального романа // Вопросы литературы. - 1986. - №5.
71. Гегель. Эстетика // Собр. соч.: В 4-х т. - Т. 1. - М., 1968. - С. 275276.
72. Гей Н.К. Типический характер и проблема художественности // Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. — М.: ГИХЛ, 1960.-С. 118.
1/73. Гей Н.К. Художественность литературы. — М.: Сов. писатель, 1975.-225 с.
и74. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Сов. писатель, 1979. -340 с.
75. ^у Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Сов. писатель, 1977.-412 с.
76. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. - М.: Гослитиздат, 1974. — 193 с.
77. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе //Современный литературный процесс и критика. — М.: Сов. писатель. 1975.-285 с.
78. Горбунова Е. Единство внутреннего и внешнего в конфликте // Вопросы литературы. - 1959. — №11.
79. Горбунова Е. Характеры. - М.: Сов. писатель, 1960. - 419 с.
80. Горский И.К. О двух подходах к изучению произведений историко-литературного жанра // Филологические науки. — 1997. - № 3.
81. Горский И.К. Польский исторический роман и проблема историзма. - М.: Наука, 1963. - 134 с.
82. Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. — 104 с.
83. Гулыга A.B. Эстетика истории. - М.: Наука, 1974. — 128 с.
84. Гусев Ю. Художественные конфликты и реальность // Вопросы литературы. - 1986. - №2.
85. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. - Махачкала: Даг. фил. АН СССР, 1964. — 36 с.
86. Гусейнов М. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. - Махачкала: Наука - Сервис, 1993. - 165 с.
87. Гусейнов М. Кумыкская проза начала XX века. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2003. - 284 с.
88. Гусейнов Ч:Г. Нравственные конфликты в современной литературе // Методологические проблемы современной литературной критики. - М.: Мысль, 1976. - 350 с.
89. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. - М.: Мысль, 1978. - 181 с.
90. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. -М.: Сов. писатель, 1988. -429 с.
91. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: Сб. ст. / Сост. Гаджиева 3.3. - Махачкала: Даг. филиал АН СССР, 1985.- 149 с.
92. Дахужева H.A. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе. — Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2000.
93. , Деркач Д.Б. Современный историко-революционный роман. (Проблемы поэтики). - Киев: Наукова думка, 1989. - 189 с.
94. Джусойты Н. Все начинается с размышления... // Вопросы литературы. - 1976. - № 5. - С. 79.
95. Добренко Е.Д. Социалистический реализм в поисках «исторического прошлого» // Вопросы литературы. - 1997. — №1. - С. 52.
96. Добролюбов H.A. О русском историческом романе // Собр. соч.: В 3 т.-М.-Л.: Гослитиздат, 1961.-Т. 1. -С.134-188.
97. Додонова Н.И. Исторический роман о Степане Разине // Проблемы стиля и жанра. - М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1984. - С. 110-132.
98. Дзыба А.Х. Генетические и типологические особенности исторического романа в абазинской литературе 60-80-х годов. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 1999.
99. Днепров В.Д. Проблемы реализма. — М.: Наука, 1963. — 257 с.
100. Дронова Т.И. История и современность в советской исторической романистике 70-х годов // Актуальные проблемы современной филологии. -Саратов, 1984.
101. Дронова Т.И. О типологическом исследовании современной советской исторической романистики // Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX-XX веков. - Саратов, 1985.
102. Дронова Т.И. Проблема факта и вымысла в современной исторической романистике // Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. - Саратов, 1985.
103. Дронова Т.Н. Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1989. — 178 с.
104. Дюришин Д. Проблемы особых межлитературных общностей: Сб. ст. / Под ред. Д. Дюришина. - М.: Наука, Восточная литература, 1993. — 263 с.
105. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. - М.: Прогресс, 1979.-320 с.
^ 106. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. — М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
107. Ершов JI. Русский советский роман, национальные традиции и новаторство. — Д.: Наука, 1967. - 340 с.
V
108. Жанр романа в классической и современной литературе: Межвуз. науч. сб. - Махачкала: ДГУ, 1983. - 163 с.
109. Жанузаков М.Н. Исторический роман Дмитрия Балашова и проблемы развития жанра: Дис. ... канд. филол. наук. -М., 1989.
110. Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова. -М.: Издательство Московского университета, 1999. - 347 с.
111. Жирмунский В.М. Н^эодный героический эпос. -М.: Просвещение, 1962. - 369 с.
112. Журчинский В. Теория литературы. - JL: Наука, 1977. - 404 с.
113. Зайнутдинова Н.К. Изображение характера и обстоятельств в узбекских исторических романах 70-х годов: Автореферат дисс. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1981. - 23 с.
114. Злобин С.П. 0 моей работе над историческим романом / Советская литература и вопросы мастерства: Сб. ст. — М., 1957. — 198 с.
115. Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. -М., 1988.- №7.
116. Изотов И.Т. Проблемы советского исторического романа в связи с развитием критики. - Оренбург: Научное слово, 1974. — 546 с.
117. Иванова Л. Категории исторического в романе о Великой Отечественной войне. — М., 1987.
118. Иванова Л. Современная историческая проза о Великой Отечественной войне. - М.: Наука, 1979. - 200 с.
119. Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе // Проблема психологизма в советской литературе. - Л.: Наука, 1970. — 209 с.
120. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л.: Наука, 1974.-274 с.
121. История дагестанской советской литературы в 2-х т. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.
122. История русского романа в 2-х т. - М - Л.: Наука, 1962. - 627 с.
123. Каджая М.О. Грузинский советский исторический роман 30-х годов (В сопоставлении с русским историческим романом). - М.: МГУ, 1990.
124. Камбачокова Р.Х. Адыгейский исторический роман (становление и развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности). — Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т, 1999. — 117 с.
125. Камбачокова Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгейской прозе. - Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т, 1998.-135 с.
126. Кассиева Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 120 с.
127. Киселев И.М. Герой и обстоятельства.-М.: Просвещение, 1982. -211 с.
128. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. - М.: Сов. писатель, 1963. - 439 с.
129. Козина Т.Н. Становление исторической прозы в литературах Поволжья. - Саранск, 1995. - 141 с.
130. Ковский В.Е. Дагестан А. Абу-Бакара // Новый мир. - 1968. - №5.
131. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов (Динамика развития и проблема изучения современной советской литературы). -М.: Просвещение, 1983. - 176 с.
132. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 336 с.
133. Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма / Проблема историзма в русской советской литературе. 60-80-е годы. - М.: Наука, 1986. - 194 с.
134. Кормилов С.И. Художественный историзм как теоретическая проблема // Филологические науки. - 1977. -№4. - С. 90.
135. Косиков Г.К. Вопросы повествования в романе // Литературные направления и стили. -М.: Современник, 1975. - 157 с.
136. Косиков Г.К. О генезисе и основных особенностях жанрового содержания романа // Филологические науки. -М., 1972.
137. Кудряшова Е.И. Степан Злобин как автор исторических романов. Критико-библиографический очерк. - Белгород: Белгородское кн. изд-во, 1961.-221 с.
138. Кузнецов Ф. Пафос историзма // Избранное. — М.: Современник, 1981.-558 с.
139. Кузнецов М.М. Советский роман: Пути и поиски. — М.: Знание, 1980.- 160 с.
140. Кузнецов М.М. Современный роман: статьи, портреты. -М.: Советский писатель, 1986.
141. Купреянов E.H. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. — Л., 1974.
142. Куприянова Е.И., Макогонеко Г.П. Национальное своеобразное русской литературы. Очерки и характеристики. - Л.: Наука. 1976. - 416 с.
143. Ленобль Г.М. История и литература. — М.: Художественная литература, 1977. — 300 с.
144. Лихачев ' Д.С. Литература-реальность-литература. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 271 с.
145. Лобанова Т.К. Исторические романы Василия Яна. -М.: Наука, 1979.- 191 с.
146. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона // Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 20-21.
147. Ломидзе Г. Сила реализма. (Заметки о современной .прозе). //
Вопросы литературы. - 1963. — №5. - С. 63.
* (
148. Лейдерман Н.Л. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе (195070-е годы): Автореф. дис. ... докт. филол. наук. -М.: МГУ, 1983. - 19 с.
149. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1986. - №8.
150. Лихачев Д.С. Прошлое -настоящему. Статьи и очерки. -Л.: Наука, 1985.-576 с.
151. Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик. - 1987. №7, 9, 12.
152. Макаровская Н. Типы исторического повествования. -М.: Знание, 1988.-201 с.
153. Мамий Р. Вопросы изучения современного адыгейского романа // Проблемы адыгейской литературы и фольклора: Сб. статей. - Майкоп: Адыгейский НИИ экономики, языка, литературы и истории, 1977.
154. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра (На материале русской литературы XIX -начала XX века): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: РГТУ, 2001. - 21 с.
155. Марченко А. Опыт общественного романа // Новый мир. - 1986. -№9.
- 156. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - JL: Наука, 1986. — 318 с.
157. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. — Л.: Наука, 1955. -304 с.
158. Мифология народов Дагестана: Сб. ст. - Махачкала: Даг. фил. АН СССР, 1984.-188 с.
159. Михеева A.A. Проблема использования художественного вымысла в историческом романе С.П. Злобина «Степан Разин»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск: ТГУ, 1999. - 16 с.
160. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1974.-236 с.
161. Мурзагулова З.Г. Истоки и развитие башкирского исторического романа: Автореф. дис. ... канд. филол.наук. - Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2005.-27 с.
162. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: проблемы эволюции романа в литературах Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1987.- 167 с.
163. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - 140 с.
164. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. -М.: Художественная и этнокультурная типология. - М.: ИМЛИ РАН, 1993. - 191 с.
165. Мусукаева А.Х. Судьбы романа в адыгских литературах. -Нальчик: Кабардино-балкарский гос. ун-т, 1995. — 42 с.
166. Нестеров М.Н. Документированное^. языка как стилеобразующая категория в русском советском историческом романе (20-е-30-е гг.): Автореф. докт. дисс. — Днепропетровск, 1981. - 73 с.
167. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблема системного и сравнительного анализа. - М.: Наука, 1976. — 359 с.
168. Новиков В. Движение истории —движение литературы. -М.: Советский писатель, 1982. - 576 с.
169. Нурмухамедова З.Д. Проблемы создания характера исторической личности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1974. - 27 с.
170. Нусинов И.М. Проблема исторического романа В. Гюго и А. Франса. - М.- Л.: Гос. кн. изд-во, 1927. - 319 с.
171. Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70-80-х годов XX века (проблема жанра): Дис. ... канд. филол. наук. -М.: МГУ, 1989. -168 с.
172. Омаршаева Э.М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе // Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Махачкала: Дагестанский гос. ун-т, 1997. - 24 с.
173. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. - М.: Советский писатель, 1976. - 368 с.
174. Оскоцкий В. Д. Единство пути, многообразие поиска: (О национальном и интернациональном в советской литературе). - М.: Знание, 1969.-64 с.
175. Оскоцкий В. Д. История глазами писателя: (Традиции и новаторство советского исторического романа). — М.: Знание, 1980. — 40 с.
176. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. — М.: Худ. лит-ра, 1980. — 384 с.
177. Оскоцкий В. Д. Связь времен (Историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). - М.: Знание, 1974. - 159 с.
178. Пауткин А.И. Советский исторический роман. — М.: Просвещение, 1970. - 111 с.
179. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Махачкала: Дагестанский гос. ун-т, 1985.-22 с.
180. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. — М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
181. Петров С.М. Русский советский исторический роман. -М.: Современник, 1980. - 412 с.
182. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. - Киев: Наукова думка, 1981. — 267 с.
183. Поспелов Г.Н. К типологии трагического в русской прозе XX века. -М.: Просвещение, 1972. - 198 с.
184. Поспелов Г.Н. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1978. -332 с.
185. Рамазанова П.К. Хронотоп в дагестанском историческом романе: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Махачкала: Дагестанский гос. ун-т, 2005.-26 с.
186. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л.: Наука, 1958. - 166 с.
187. Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвуз. науч. сб. - Махачкала: ДГУ, 1992. - 180 с.
188. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. - Воронеж, 1989. - 177
с.
189. Серебрянский М.И. Советский исторический роман. - М. Гослитиздат, 1936. - 158 с.
190. Серебрянский М.И. Тема гражданской войны в советской литературе. - Ростов-на-Дону: Азчериздат, 1935. —48 с.
191. Старчаков А. Заметки об историческом романе // Новый мир. — 1935.-№5, 6.
192. Султанов К. Владение души // Литературное обозрение. - 1978. -№1.
193. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. -М.: Наука, 1989. - 151 с.
194. Султанов К.К. Идеализация, развенчание и сопричастность: образ Шамиля как репрезентация национального самосознания в литературах Северного Кавказа // Новое литературное обозрение. - 2004. — №70 (6).
195. Султанов К.К. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая: Сб. ст. Вып. 1. -М.: Наследие, 1995. - 199 с.
196. Султанов К.К. Контекст родства: Типология характера: общее и особенное // Единство: Сборник статей о многонациональной советской литературе. - М.: Худ. лит-ра, 1982. - Вып.4.
197. Султанов К.К. По законам художественности. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1979. - 128 с.
198. Султанов К.К. Преемственность и обновление: (Современная проза Северного Кавказа и Дагестана). - М.: Знание, 1985. - 64 с.
199. Султанова Т.Ю. Сопряженность времени в повестях А. Абу-Бакара // Литературный Дагестан. - 1987. - №2.
200. Суровцев Ю.В. 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса. — М.: Худ. лит-ра, 1985. — 535 с.
201. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Обр^з, метод, характер. - М.: Изд. АН СССР, 1962. - 452 с.
202. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Современник, 1963.-464 с.
203. Типология жанров и литературный процесс: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.В. Стадникова. - СПб.: Образование, 1995. - 116 с.
204. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. - М.: Современник, 1961. - 49 с.
205. Фархатова И.Ф. Система характеров в романах Ч. Гусейнова «Магомед, Мамед, Мамиш» и «Семейные тайны»: Дис. ... канд. филол. наук. -Махачкала: ДГУ, 1994. - 167 с.
206. Филатова А.И. Русский советский исторический роман конца 50-х — середины 70-х годов. Новое в идейно-художественной проблематике: Дис. ... докт. филол. наук. - JL: Наука, 1981. — 178 с.
207. Филатова А. Современный советский исторический роман (Вопросы классификации) // Русская литература. - JL, 1977. — №7.
208. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
209. Хайбуллаев С.М. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. ст. / Под ред. С.М. Хайбуллаева. — Махачкала: Б.и., 1986. — 154 с.
210. Хамзаева Х.М. Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1968.- 18 с.
211. Ханмурзаев Г.Г. Проблема национального характера: образы северокавказских горцев в русской литературе XIX века: Дис. ... докт. филол. наук. - Махачкала: ДГУ, 1991. - 374 с.
212. Хотимский Б.И. Герой и время (образы исторических деятелей в современной советской прозе). — М.: Знание, 1976. — 63 с.
213. Хотимский Б.И. Ради грядущего (Современный исторический роман). - М.: Знание, 1979. - 168 с.
214. Хотимский Б.И. Рыцари справедливости: (Нравственно-воспитательное значение образа героя историко-революционной прозы). — М.: Знание, 1977. - 64 с.
215. Храповирецкая Г. К вопросу о категории характера в системе художественного произведения конца XIX- начала XX века // Категория характера в эстетике и художественном творчестве. -М.: Изд-во МГПИ, 1980.
216. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Вопросы литературы. - 1975. — №3.
217. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Советский писатель, 1976. - 365 с.
218. Художественный текст и литературный жанр: Межвуз. науч. сб. -Махачкала: ДГУ, 1980. - 147 с.
219. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. -М.: Советский писатель, 1958. - 372 с.
220. Чичерин A.B. Идеи и стиль. — М.: Советский писатель, 1965. — 365 с.
221. Чмыхов JI.M. Писатель и история: О советском историческом романе 60-70-х гг. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1982. — 191 с.
222. Чмыхов JI.M. Советский исторический роман 60—70-х годов: Типология. Поэтика: Дис. ... докт. филол. наук. - М.: МГУ, 1984. - 384 с.
223. Чулкова К.Г. Эстетические принципы создания характера в современной советской прозе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М.: МГУ, 1965.-13 с.
224. Чумак В.Г. Украинский исторический роман 60-80-х годов. Проблема исторической и художественной правды. — Ужгород: Книжный город, 1989.- 176 с.
225. Шамота Н.З. О художественности. — М.: Современник, 1958. — 185 с.
226. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1973.
227. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века. (Пути развития. Концепция личности. Поэтика). -Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1995. - 123 с.
228. Щедрина Н.М. Концепция личности в современном историко-революционном романе. - Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1988. - 70 с.
229. Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья. - Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1993. - 176 с.
230. Щедрина Н.М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века. - Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1997. — 131 с.
231. Эркебаев A.A. Киргизский роман: Истоки, пути становления, поэтика и типология. - Бишкек: АН PK, Институт языка и литературы, 1991.
- 147 с.
232. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. -М.: МГУ, 1985.- 183 с.
233. Эсалнек А.Я. Типология романа. (Теоретические и историко-литературные аспекты). - М.: МГУ, 1991. - 156 с.
234. Юдин В.М. Жанровое новаторство русского исторического романа 1970-80-х годов: Дис. ... докт. филол. наук. — М.: МГУ, 1992. - 389 с.
235. Юдин В.А. Человек. История. Память. — М.: Просвещение, 1990.
- 287 с.
236. Юсуфов Р.Ф. Дагестанская и русская литература конца XVIII и первой половины XIX века. - М.: Наука, 1964. - 269 с.
Источники художественного текста
1. Абу-Бакар А. Манана. - Мерани, 1987. - 293 с.
2. Алиев X. Батырай. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. - 312 с.
3. Керимов И. Махач. - Махачкала, 1964.
4. Магомедов М. Горы и степь. - М.: Современник, 1976. - 205 с.
5. Магомедов М. Гром над горами. - М.: Советский писатель, 1974. -471 с.
6. Магомедов М. Месть. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1960. — 267 с.
7. Магомедов М. Раненые скалы. - М.: Советский писатель, 1970. -264 с.
8. Меджидов К. Доктор с белой прядью. - М.: Советская Россия, 1971.-237 с.
9. Соловьев А.П. Рождение государства. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. - 584 с.
10. Соловьев А.П. Сын Мариона. - М.: Современник, 1989. - 316 с.
11. Хуршилов М. Сулак - свидетель. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.-212 с.
12. Яхьяев М.-С. В полдневный жар ... (Роман о Джелалутдине Коркмасове). — Махачкала: Юпитер, 1995. — 360 с.
13. Яхьяев М.-С. Три солнца: Повесть об Уллубии Буйнакском. - М.: Политиздат, 1985. - 425 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.