Западноевропейский романтический балет. Становление музыкально-театральной стилистики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Груцынова, Анна Петровна

  • Груцынова, Анна Петровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 450
Груцынова, Анна Петровна. Западноевропейский романтический балет. Становление музыкально-театральной стилистики: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2005. 450 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Груцынова, Анна Петровна

Введение.

Глава 1. Балет как романтическое искусство.

Понятие романтизма у ранних литературных романтиков и его развитие в западноевропейском балетном театре первой половины

XIX века.

Сюжеты романтических балетов и их особенности.

Привлечение «романтической мифологии» в балет.

Особые «миры» романтического балета.

Национальные особенности сюжетов романтического балета.

Параллели с романтической литературой.

Глава 2. Балет как музыкальное целое.

Влияние оперных постановок на возникновение феномена романтического балета.

Взаимопроникновение оперы и балета, параллельное развитие в них феномена лейтмотива.

Музыкальная логика построения балетной партитуры.

Проявление национального в музыке.

Самоценность балетной партитуры.

Глава 3. Балет как явление романтического театра.

Возникновение техники романтического танца.

Костюм и сценография романтического балета.

Костюм романтического балета.

Сценография романтического балета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Западноевропейский романтический балет. Становление музыкально-театральной стилистики»

Культура XIX века, складывающаяся из многих искусств, чрезвычайно многообразна, и одна из составляющих многообразия - балет. Несмотря на то что, романтический балет возник уже почти два столетия назад, он до сих пор интересен артистам, публике и исследователям. Некоторые произведения этого жанра десятилетиями остаются в репертуаре музыкальных театров, сочиняются новые балеты в романтическом стиле, хореографы начинают стремиться к «аутентичности» сочинения, создавая реконструкции постановок, давно сошедших со сцены. И все же проблема соотнесения балета с другими жанрами стала своеобразным открытием нашего времени. Как правило, в исследованиях рассматриваются вопросы обновления хореографической техники, костюмов, сценографии, то есть, сугубо театральные стороны. Следовательно, и занимались изучением балета преимущественно театроведы и историки танца. В связи с этим может возникнуть превратное впечатление, что музыка балета не представляет никакого интереса.

Литературы, посвященной именно балетной музыке того времени (или, точнее сказать, музыке в романтическом балете), к сожалению, нет. Целью данной работы являлось частичное заполнение этой исследовательской лакуны. Мы попытались вернуть музыку романтического балета первой половины девятнадцатого века в общую картину культуры той эпохи.

Подобного рода проблематика, соответственно, заставила обратиться к истокам романтического балета, то есть, к сочинениям как широко известным, так и остающимся до сих пор мало исполняемыми. Основными произведениями, на материале которых построена работа, являются балеты - ярчайшие примеры романтизма в этом виде искусства1 - «Сильфида» (в двух своих равноценных вариантах)2, «Жизель» (как общепризнанная вершина развития романтического балета первой половины XIX века), а так же ряд других балетов, созданных в интересующее нас время и развивающих новую романтически-фантастическую идею. Мы обратились к еще одному сочинению А.Адана - балету «Дева Дуная» и к произведению Jl.B.Maypepa «Тень». Таким образом выстроилась линия развития романтического балета - от первого примера в виде «Сильфиды» через «Деву Дуная» и «Тень»- к его вершине - «Жизели».

В работе над темой мы столкнулись с проблемой, которая для музыканта-исследователя весьма значительна. К сожалению, партитуры и клавиры балетов первой половины XIX в. в большинстве своем не изданы, а потому при работе с датским вариантом «Сильфиды» мы опирались на рукописные партитуру и клавир, имеющиеся в библиотеке Московского театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, на видеозапись спектакля Датского королевского балета. Французская версия балета, забытая в начале XX в. на некоторое время, была доступна в форме видеозаписи восстановленного П.Лакоттом спектакля3 и рукописного клавира, ставшего основой возрожденной версии «Сильфиды». Балет «Дева Дуная» имеется в печатном варианте, так же, как «Жизель», которая была неоднократно издана. Для удобства анализа балета «Тень» автору работы пришлось самостоятельно расшифровать звучащую в видеозаписи музыкальную партитуру.

Основной задачей данного исследования стало создание собирательного образ романтического балета в период его создания (1830-1840 гг.) и вплетение

1 Это балеты, имеющие в основе новую романтическую фантастику, которая первой провозгласила новую эпоху в балетном театре.

2 Данному балету посвящена дипломная работа автора, под названием «„Сильфида". К истории создания первого романтического балета». - М., 2000 г.

3 П.Лакотг поставил свою «Сильфиду» в первый раз в 1972 году для французского телевидения. его в единую линию развития искусства того времени. Будучи рожденным под влиянием активно развивающейся романтической оперы, балет впитал в себя и черты оперной музыкальной драматургии первой половины XIX века, и литературно-поэтические мотивы, и новые визуальные представления о прекрасном в природе и человеке. Все это, рассмотренное в комплексе, составило более полное представление о романтическом балете XIX века.

Впервые поставлена проблема возникновения и бытования романтического балета в его связях с другими областями искусства (литературой, живописью, инструментальной музыкой XIX века) и эстетическими воззрениями романтиков. Основываясь на конкретных балетах и рассматривая их как музыкальное явление, мы доказываем, что балетные партитуры столь же интересны для музыковедов, как и другие произведения музыкального театра первой половины XIX века. В диссертации впервые рассмотрены новаторские стороны романтического балета не только в сфере танца, но и в музыке (лейттемы, лейттембры, воссоздание локального колорита).

Романтические балеты были обусловлены во многом общими предпосылками, и это отразилось в строении нашей работы. Наряду с обзором изменений, произошедших в сюжетах балетов, в их партитурах и сценическом воплощении, мы посчитали необходимым дать и короткие биографические обзоры создателей романтических балетов, которым посвящена работа. Если в случае с хореографами и танцовщицами сведений довольно много, то материалов о жизни и творчестве большинства композиторов, создававших балетные партитуры, практически нет. В наших обзорах мы попытались восполнить образовавшийся в музыкознании пробел.

Литература, посвященная проблеме романтического балета в определенном смысле довольно обширна. Это касается работ, так или иначе рассматривающих данный жанр в целом. В данных сочинениях романтический балет присутствует как явление прежде всего театральное. Среди наиболее интересных зарубежных изданий1 надо назвать книгу «Complete book of ballets» (С.Бомонт), «Histoire de la danse» (П.Бурсье), «Le ballet de l'Opera de Paris» (А.Гест), «Movement and metaphor: Four centures of ballet» (Л.Керстайн), «Histoire de ballet» (М.-Ф.Кристу), «Le monde du ballet» (С.Додц), большой исторический обзор «L'Academie Imperiale de Musique» (Кастиль-Блаз).

С этими же работами соприкасается другая часть сочинений, которая так или иначе связывает проблему романтического балета с проблемой музыкальной (или шире - музыки с балетом или танцем). Это книги «Danse et Musique romantiques» (М.Бутрон), «Music in the Romantic Era» (А.Эйнштейн), «Histoire de la dance et de la musique du ballet» (П.Неттл). К уже упомянутым сочинениям надо добавить и недавно вышедшую книгу2 «Ballet and Opera in the Age of „Giselle"» (М.Смит). Кроме того, существуют не слишком многочисленные исследования, авторы которых включают балетную музыку в общую линию истории музыкального искусства. Это книги «Le romantisme dans la musique europeene» (Ж.Шантавуан), «La musique romantique francaise» (Р.Дюмениль), «Histoire de la musique francaise» (Ж.Годфруа-Демомбин), «La musique au temps romantique» (Ж.Тьерсо), «Histoire de la musique depuis les temps anciens jusqu'a nos jours» (Ф.Клеман). Подобные издания интересны тем, что, порой даже не уделяя балетным партитурам особого внимания, рассматривают их в контексте единого развития истории музыки XIX века (пусть зачастую подобное сравнение оказывается и не в пользу балета). Здесь ощущается явный недостаток знания о музыке этого жанра, что порождает пренебрежительное к ней отношение.

1 Здесь мы не касаемся многочисленных энциклопедических изданий и словарей.

2 Правда, во многом спорную.

Из литературы, посвященной композиторам (и в их числе - авторам балетных партитур), исключая многочисленные справочные издания, мы можем указать на два издания. Это книги «Histoire du conservatoire imperial de musique et de declamation» (М.Лассабати) и «Les musiciens celebres depuis le seizieme siecle jusqu'a nos jours» (Ф.Клеман). Кроме того, надо сказать о книге, посвященной жизни и творчеству А.Адана «Adolphe Adam. Sa vie, sa carriere, ses memoires artistiques» (А.Пужен) и о книге воспоминаний самого композитора «Souvenir d'un musicien»1.

Что касается литературы, связанной с именами хореографов и танцовщиц, то здесь тоже можно говорить о том, что она неоднородна. Если о хореографах (правда, по большей части - наиболее известных, тогда как, например, о Ж.Коралли сведений почти нет) исследований довольно много, и почти все они относятся к разряду строго научных, то о работах, касающихся жизни и творчества танцовщиц такого сказать нельзя. Часто подобные исследования создавались непосредственно во время их триумфов или вскоре после их ухода со сцены, а потому имели характер любительский и необъективный. Сочинения XIX - начала XX веков представляют собой, как правило, отзывы балетоманов, видевших ту или иную исполнительницу, и эти книги являются не столько серьезными монографическими работами, сколько собраниями историй из жизни танцовщиц. Среди сочинений, посвященных творчеству хореографов, мы можем назвать наиболее интересные книги, одну из которых мы уже упоминали выше: «Complete book of ballets» (С.Бомонт), «A.Bournonville» (А.Бурнонвиль, К.Бурнонвиль), «Artists of the dance» (JI.Myp). К этому перечню надо добавить и работу об А.Бурнонвиле, переведенную на русский язык - книгу «А.Бурнонвиль. Балетмейстер, отразивший в своем творчестве идеалы и борьбу века»

1 Вышедшая в 2003 г. книга «Адольф Адан. Воспоминания музыканта» в переводе Е.Овчаренко-Чернодубровской не является полным переводом воспоминаний композитора, представляя собой перевод отдельных ее фрагментов.

А.Фридеричиа). Творчеству танцовщиц посвящено больше, и из них следует указать исследования «The dancer's heritage. A short history of ballet» (А.Гест), «La Sylphide. The life of Marie Taglioni» (Л.Хилл), «Marie Taglioni (1804-1884)» (А.Левинсон), «Lucile Grahn. En Skaebne i Dansen» (Р.Нейендам).

Кроме того, в силу специфики данной работы, нам пришлось обратиться к смежным областям музыкального театра, связанным с особенностями сценографии и декораций. Среди этих книг нельзя не упомянуть работу «Ballet designs and illustrations, 1581-1940» (Б.Рид), «Decors et costumes du XIX siecle» (Н.Вилд) и альбом «Baroque and romantic stage design».

В отечественном балетоведении существуют два труда, которые можно считать основными, включающими, к тому же, и проблему романтического балета (в общей истории развития этого жанра). Это книга «Классический танец. История и современность» (Л.Блок) и четырехтомное исследование «Западноевропейский балетный театр: очерки истории» (В.Красовская). Помимо столь всеобъемлющих трудов1, существуют некоторые исследования, темой которых являются те или иные аспекты возникновения и развития явления балета вообще и романтического балета - в частности. Это прежде всего несколько исследований Ю.Слонимского - «Драматургия балетного театра XIX в. Очерки. Либретто. Сценарии», «„Жизель": Этюды», «Петербургские мастера балета XIX столетия» и четыре тома (из которых четвертый том остался неизданным) исследования «История танцев» (С.Худеков). Кроме уже названных исследований мы упомянем о работах «Дивертисмент: Судьбы классического балета» (В.Гаевский), «Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища» (М.Борисоглебский).

1 Они рассматривают балет, все же, большей частью как явление сугубо театральное, за некоторыми исключениями, когда упоминания о его музыкальной составляющей ограничиваются довольно краткими сведениями о композиторах или общими отзывами о партитурах, основанными, как правило, на мнениях современников.

Литература о хореографах и танцовщицах на русском языке тоже не слишком обширна, и из созданного отечественным балетоведением надо сказать о книге «Мастера балета (очерки истории и теории танца)» (А.Левинсон), «Мария Тальони. 23 апреля 1804 г. - 23 апреля 1884 г.» (Н.Соловьев) и о сборнике «Классики хореографии» под редакцией Е.Чеснокова.

Кроме всего прочего, так же, как среди краткого обзора зарубежных изданий, мы упомянем работы, посвященные балетному костюму. Это исследование «История костюма» (Ф.Комиссаржевский) и статья «Секреты балетной туфельки» (Н.Годзина).

Обладая информацией, почерпнутой из названных (и не названных в столь коротком перечне) изданий, мы ставили своей целью определенным образом упорядочить и расширить сведения, касающиеся момента зарождения и периода становления такого понятия, как романтический балет. Выстраивая единую линию развития этого жанра вплоть до вершины - «Жизели» - мы постарались охватить все его составляющие, среди которых не на последнем месте присутствует музыкальная партитура. К сожалению, работы, посвященной серьезному ее рассмотрению, пока нет. В некоторой мере мы ставили себе целью восполнить этот досадный пробел.

В процессе сбора материалов нам приходилось обращаться за помощью и консультацией к разным специалистам, которым мы хотим выразить свою признательность. Сердечно благодарим г-на П.Лакотта за то, что он любезно согласился ответить на вопросы автора работы в устной беседе. Автор выражает благодарность солисту Государственного театра «Русский балет» Ю.Бурлаке за представленные материалы. Благодарим также библиотекаря музыкальной библиотеки Московского музыкального театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко А.Фатькину за возможность ознакомиться с партитурой и клавиром «Сильфиды» Лёвенсколля. Выражаем благодарность преподавателю Московской государственной консерватории Л.Грининой за консультации при переводах литературы с французского языка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Груцынова, Анна Петровна

заключение

Изучение романтического балета периода, которому мы посвятили нашу работу, то есть, первой половины XIX века, не только интересно само по себе, но и позволяет по-новому взглянуть на всю музыку этой эпохи. Балет во многом повлиял на развитие инструментальной музыки (симфонических и фортепианных жанров). Это воздействие могло быть связано с откликом на конкретную постановку, впечатлением от исполнения роли одним танцовщиком или просто подсознательным обращением к танцевальному образу, родившемуся, тем не менее, во многом под влиянием увиденного на сцене. Кроме того, по-видимому, сильно было и обратное воздействие - инструментальной музыки на балетные образы. В качестве примера прежде всего следует привести фортепианные произведения Вебера, в частности, «Блестящее рондо» (Es-dur, ор.62), «Polacca brillante» (E-dur, ор.72) и, конечно же, знаменитое «Приглашение к танцу» (ор.65), Можно сказать, что в «Приглашении к танцу» проявилось отношение к танцу (тому самому танцу вообще, о котором говорили ранние литературные романтики) как к своеобразному общению родственных по складу душ (вспомним, возвращаясь к первой главе, что «в танце плоти должен просвечивать танец души»). Три фортепианные пьесы Вебера, написанные в 1819 году, были в определенном смысле предшественницами аналогичного взгляда на танец со стороны создателей романтического балета. Не даром произведения этого композитора стали основой для созданных позже неоромантических балетов, и уже упомянутое «Приглашение к танцу» было использовано в XX веке для самостоятельного одноактного балета Фокина «Видение розы».

Если бросить взгляд на фортепианную музыку уже не начала XIX века, а его первой половины и даже середины, то обязательно надо сказать о нескольких тенденциях преломления танца в творчестве разных композиторов. В первую очередь это пьесы, связанные с танцем, который вполне мог быть позаимствован из традиции балов. В данном случае надо вспомнить о богатом инструментальном наследии Шопена, основу стиля которого условно можно определить как несомненное влияние вокального bel canto и балета1. Кстати - еще Анджолини предлагал по аналогии с пением назвать один из стилей балета bella danza. Особое место в творчестве Шопена занимают пьесы-танцы, частью - более похожие на бальные танцы, частью - более философские. Так же, как и произведения Вебера, позже они естественно «перейдут» на балетную сцену в «Шопениане» Фокина и в менее известном, теперь уже почти забытом, балете Горского «Евника и Петроний». Такое же обращение к танцу, связанному в воображении слушателей с образами бала, мы встретим и у другого композитора -Ф.Листа («Большой бравурный вальс» (1836 г.), «Меланхолический вальс» (1839 г.), «Вальс-экспромт» (ок. 1850 г.), «4 забытых вальса» (1881-1885 г.))

Совершенно особое место в «диалоге» танца и инструментальной музыки занимает творчество Шумана. Здесь более всего чувствуется влияние театральности. Театральность его фортепианных произведений (особенно -программных) настолько явная, что навевает зримые танцевальные ассоциации всем, кто их изучает. Это связано с яркой карнавальностью, отличительным признаком фортепианных сочинений Шумана. Прежде всего это касается циклов композитора, в названиях которых естественным образом присутствует само слово «карнавал». Недаром М.Фокин, поставивший на основе «Карнавала» Шумана одноактный балет, как отмечает В.Красовская, почерпнул саму идею этого сценического воплощения у великого пианиста и педагога. Еще в 1908 году (а Фокин поставил «Карнавал» в 1910 г.) музыкальный критик Н.Д.Бернштейн писал: «Какие чудные детали рисовал Рубинштейн, разбирая «Карнавал» Шумана

1 В данном случае мы не касаемся произведений, связанных с польскими «воспоминаниями» Шопена. во время своего знаменитого фортепианного курса»2. Вероятно, хореограф тогда и задумал свою постановку. Но одним «Карнавалом» влияние театра вообще и балета - в частности - на творчество Шумана не ограничилось. Удивительно, насколько интересовала эта тема композитора. Это и «Венский карнавал» (1839 г.), и «Римский карнавал» (1844 г.). Кроме того, Шуман обращался и к теме бала, теме, которая по своей сути балетна - это и «Бальные сцены» (1851 г.), и «Детский бал» (1853 г.).

Интерес к фантастике, которая, как мы уже писали, отразилась во всех жанрах музыкального театра, несомненно, имел свое отражение и в инструментальной музыке (в данном случае мы можем говорить о параллельном влиянии романтических тенденций на разные искусства). Это знаменитые «Фантастические пьесы» Шумана (для фортепиано - ор.12 и op. 111, для фортепиано, скрипки и виолончели - ор 88, для кларнета и фортепиано - ор.73) или пьесы, относящиеся к сказкам - «Сказочные картины» для альта и фп. (ор.113), «Сказочные повествования» (для кларнета, альта, фортепиано и скрипки ad libitum, op. 132). Можно вспомнить и некоторые сочинения Ф.Листа, навевающие мысли о романтической балете и его «странном и мистическом народе», воспетом Готье. Это, например, один из концертных этюдов под названием «Хоровод гномов» (1863 г.). Тому же Листу принадлежат и танцы, уводящие нас в совершенно другую область, область «фантастики ужасов», которая свойственна так же и балету. В творчестве этого композитора она преломилась в многочисленные танцы, связанные с дьявольщиной или с самой л смертью («Пляска смерти» (1838-49гг.), три «Мефисто-вальса» (1860-1883 гг.), «Чардаш смерти» (1882 г.), «Мефисто-полька» (1883 г.)).

2 Берштейн Н. Вечер танцев. «Петербургскаягазета», 1908, №351,21 декабря. С.11. Цит. по: Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. Т. 1. Хореографы. С.349.

3 В данном случае получила свое развитие тема, весьма популярная с XIII века, и возродившаяся уже в эпоху романтизма.

Романтическое влияние испытала и симфоническая музыка. В некотором роде можно говорить и о балетном влиянии, потому что образы, рожденные симфоническими произведениями, напрямую театральны. В связи с этим нельзя не упомянуть о творчестве Г.Берлиоза и о его «Фантастической симфонии». Во многом это сочинение символично для нашего понимания романтического балета. Во-первых, именно здесь вальс появился как отдельная часть симфонии. Во-вторых, так как симфония программна, сама эта часть стала картиной бала, что само по себе сугубо театрально. В-третьих, необычен финал произведения, в котором на шабаше идеал - возлюбленная - предстает в преображенном и пугающем виде. Ну и, конечно же, надо напомнить еще и о том, что произведение Берлиоза было написано в 1830 году, то есть, за год до хореографической сцены в «Роберте-Дьяволе», тоже рисующей некую «дьявольскую картину». Интересы хореографов и композиторов в этом отношении явно совпадают. Идеи, «витавшие в воздухе» первой трети XIX века, были созвучны представителям разных искусств.

В дальнейшем вальсовость все больше и больше будет проникать в инструментальную музыку и - в частности - в такой канонический жанр, как симфония. Кульминацией «завоевания» вальсом симфонии можно назвать «Шестую симфонию» П.И.Чайковского, в которой третья часть - это романтический, но при том пятидольный вальс. Правда, такого рода «странный» размер этого по сути своей трехдольного танца в первый раз появляется не в симфонии Чайковского, а в балете Перро и Пуни «Катарина, дочь разбойника», в котором «к числу находок принадлежал „вальс в пять темпов". На музыкальный размер 5U Катарина - Гран и Дьяволино - Перро наращивали бешеную скорость танца» 4.

Если влияние танца вообще и балетного танца - в частности - на музыку инструментальную вполне очевидно, то очевидны и обратные влияния, обрисовке которых мы посвятили немало времени и которые хотели бы еще раз подчеркнуть, не останавливаясь на них подробно. Это использование в балетных партитурах лейтмотивов, причем, как относящихся к конкретным героям, (или связанных с их душевным состоянием), так и тем-символов, и объединение музыкального материала с помощью возвращающихся эпизодов или стройной формы какого-либо отдельного фрагмента, и использование в балетной партитуре локального национального колорита, который был популярен и в музыке инструментальной, когда, например, Берлиоз обращается к ирландскому фольклору («Девять ирландских мелодий» ор.2, 1829-30 гг.), а Лист пишет свое «Фантастическое рондо на испанскую тему Контрабандист» (1836г.).

Помимо музыкальных взаимовлияний разных жанров можно упомянуть и о другом значении балета в XIX веке. В то время, когда другие виды искусства обращались к реализму, балет сохранял свой особые «романтические» образы. И это касается прежде всего образа женщины, который продолжает сохранять некий свой «потусторонний», «неуловимый» ореол. Этот образ, возникший в романтической литературе в конце ХУШ - начале XIX вв., в середине века большинстве искусств постепенно сошел на нет, но только не в балете, где женщина идеализируется и как бы «застывает» в том самом облике, который был так характерен для начала XIX века: гладкая прическа, отсутствие украшений, скромное белое платье с пышной юбкой, напоминавшей газовое облачко или венчик цветка. Такие образы мы можем встретить в литературе начала XIX века.

4 Красовская В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. С.321.

Например, в «Жане Сбогаре» (1812 г.) Нодье: «роста она была высокого и развитием не отличалась от сверстниц; но была в движениях ее высокого, тонкого стана какая-то беспомощность, которая выдавала ее слабость; наклон ее милой, полной очарования головки, небрежно подобранные белокурые волосы, сияющее белизной лицо, чуть тронутое нежным румянцем, немного затуманенный взгляд, которому врожденная близорукость придавала тревожное и робкое выражение, становившееся неопределенным и печальным, когда она смотрела на отдаленные предметы, - все в ней говорило о привычном состоянии какой-то болезненности. Она не испытывала никаких страданий, просто она жила как бы неполной жизнью, словно через силу»5. Романтизированный женский образ - это то, что отличало и отличает балет поныне и то, что пришло в балет именно в романтическую эпоху.

В целом же мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что романтический балет является неотъемлемой частью культуры XIX века. Взаимовлияния и взаимопроникновения между ним и другими искусствами (музыкой, литературой, живописью) огромны. А потому для лучшего понимания, в частности, музыки романтической эпохи, нам необходимо осознать и такой феномен, как романтический балет во всей его многогранности.

5 Нодье Ш. «ЖанСбогар»// Нодье Ш. Избранные произведения. Сс.155-156.

6Ъ -г.г.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. П.И.ЧАЙКОВСКОГО

На правах рукописи

Груцынова Анна Петровна

Западноевропейский романтический балет Становление музыкально-театральной стилистики

Специальность 17.00.02-Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Груцынова, Анна Петровна, 2005 год

1. АДАНА. Воспоминания музыканта (перевод Е.Овчаренко-Чернодубровской). -М„ 2003.- 102 с.

2. АКУЛОВ Е. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978. - 453 с.

3. АСАФЬЕВ Б. О балете. -Л., 1974. 296 с.

4. АСМУС В. Музыкальная эстетика философского романтизма // Советская музыка. 1934. №1. - С.54-71.

5. БАЙРОН Д. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М., 1981. - 319 с.

6. БАКРАДЗЕ К. Проблема конфликта в немецкой раннеромантической опере (На примере опер К.Вебера «Фрейшютц» и «Эврианта»). Автореферат дисс. . кандидата иск. - Тбилиси, 1989. - 24 с.

7. БАЛАНЧИН Д., МЭЙСОН Ф. Сто один рассказ о большом балете. М., 2000. -493 с.

8. Балет. Энциклопедия (гл. ред. Ю.Григорович). М., 1981. - 623 с.

9. Балет молодых. О балетной труппе Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Л., 1979. - 151 с.

10. БАХРУШИНЮ. История русского балета. М., 1965. - 249 с.

11. БЕРКОВСКИЙ Н. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. -М., 1971. Вып.2. - С.5-18.

12. БЕРКОВСКИЙН Романтизм в Германии. Л., 1973. - 567 с.

13. БЕРЛИОЗ Г. Избранные статьи. М., 1956. - 406 с.

14. БЕРЛИОЗ Г. Мемуары. М., 1962. - 915 с.

15. БЛАЗИС К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. -М., 1864.-225 с.

16. БЛОК JJ. Классический танец. История и современность. М., 1987. — 556 с.

17. БЛОК Л. Полный клавир «Жизели» // Музыкальная жизнь. 1976. № 17. -С.24.

18. БОРИСОГЛЕБСКИЙ М. Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Т.2 - JL, 1939. — 356 с.

19. БОСС АН Ф. Людовик XIV, король-артист. М., 2002. - 266 с.

20. БРУН В., ТИЛЬКЕ М. История костюма от древности до Нового времени. -М„ 1995.-462 с.

21. БЭЛЗА И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М., 1985. — 200 с.

22. ВАГАНОВА А. Основы классического танца. Л., 1980. - 191 с.

23. ВАЗ ЕМ Е. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884.-Л., 1937.-244 с.

24. ВАНСЛОВ В. Эстетика романтизма. М., 1966. - 404 с.

25. ВАСИЛЬЕВА-РОЖДЕНСТВЕНСКАЯ М. Историко-бытовой танец. М., 1987. -382 с.

26. ВОРБСХ.К Мендельсон-Бартольди. М.,1966. - 319 с.

27. В память 50-летия сценической деятельности артиста балетной труппы Н.О.Гольца. 1822-1872. СПб., 1872. - 62 с.

28. Все о балете. Словарь-справочник (сост. Е.Я.Суриц). М.-Л., 1966. - 454 с.

29. ВЮИЛЬЕ Г. Танцы, их история и развитие с древних времен до наших дней. -СПб., 1902.- 118 с.

30. ГАБАЙ Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма // Проблемы музыкального романтизма. Л., 1987. -С.5-30.

31. ГАЕВСКИЙ В. Дивертисмент: Судьбы классического балета. М., 1981. -383 с.

32. ГАЛУШКО M. Музыкально-драматургические функции лейтмотива в немецкой романтической опере первой половины XIX века. Автореферат дис. . кандидата иск. - Л., 1980. - 25 с.

33. ГЕЙНЕ Г. Собрание сочинений в 10-ти тт. Т.6. - М.,1958. - 467 с.

34. ГЛИНКА М. Записки. Л., 1953. - 283 с.

35. ГОДЗИНА II. Секреты балетной туфельки // Советский балет. 1983. № 1. -С.46-49.

36. ГОФМАН Э. Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987.-464 с.

37. ГРИГОРЬЕВ В. Музыкальный романтизм. Сущность стиля и проблемы интерпретации // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. Сб. научных трудов МГК. - М., 1994. - № 6. - С.3-26.

38. ГУБКИНА II Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIXвека. СПб., 2003. - 564 с.

39. ДЕВА ДУНАЯ. Либретто. М., 1838. - 32 с.

40. ДЕМИДОВА. Возвращение к «Сильфиде»// Театр. 1973. № 9. - С.93-106.

41. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Г. О хореографическом тематизме // Музыка. Язык. Традиция. Л., 1990. - С.68-83

42. ДРУСКИН М. К полемике о романтизме // Друскин М. Избранное. М., 1981. С. 166-195.

43. ДРУСКИНМ. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936. - 205 с.

44. ДУЛОВА Е. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XIX-начала XX веков). Минск, 1999. - 375 с.

45. Европейский романтизм (отв.ред. И.Неупокоева, И.Шетер). М., 1973. - 511 с. #/ 46. ЖИЗЕЛЬ. Либретто.-СПб., 1842.-31 с.

46. ЖИТОМИРСКИЙ Д. Музыкальная эстетика Э.Т.А.Гофмана // Житомирский Д. Избранные статьи. М., 1981. - С. 14-78.

47. Заграничные известия // Русская музыкальная газета 1903. №31-32. С.714.

48. ИВАНОВСКИЙН. Бальный танец XVI-XIX вв. Калиниград, 2004. - 207 с.

49. История русской музыки. В 10-ти тт. Т.4 - М., 1986. - 415 с. - Т.5. - М., 1988. -519с.

50. КИРИЛЛИНА Л. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия. 1995. № 1. - С.60-71.

51. Классики хореографии. JI-M., 1937. - 358 с.

52. КОМИССАРЖЕВСКИЙ Ф. История костюма. Минск, 2000. - 495 с.

53. КОНСТАНТИНОВА М. «Спящая красавица». М., 1990. - 239 с.

54. КРАСОВСКАЯ В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до середины ХУШ века. JL, 1979. - 295 с.

55. КРАСОВСКАЯ В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Преромантизм. JL, 1983. - 431 с.

56. КРАСОВСКАЯ В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. М., 1996.-431 с.

57. КРАСОВСКАЯ В. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Эпоха Новерра.-Л., 1981.-286 с.

58. КРАСОВСКАЯ В. Русский балетный театр начала XX века. Т. 1. Хореографы. -Л., 1971.-526 с.

59. КРАСОВСКАЯ В. Статьи о балете. Л., 1967. - 340 с.

60. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов (сост.М.Миркин). -М„ 1969.-267 с.

61. КРЕМЛЕВ Ю. Прошлое и будущее романтизма. М., 1968. - 78 с.

62. КУБЛИЦКИЙ М. История оперы в лучших ее представителях. Композиторы. -Певцы. Певицы. - М., 1874. - 267 с.

63. ЛА МОТТ ФУКЕ Ф. ДЕ. «Ундина». М., 1990. - 552 с.

64. ЛАРОШГ. Избранные статьи в 5 тт. Т.2. - Л., 1975. - 366 с.

65. ЛЕВИНСОН А. Мастера балета (очерки истории и теории танца). СПб., 1914. -136 с.

66. ЛИДИНР. Иностранные фамилии и личные имена (словарь-справочник). — М., 1998.-319 с.

67. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. - 638 с.

68. ЛИФАРЬ С. Мемуары Икара. М., 1995. - 358 с.

69. МАКФЕРСОНДж. Поэмы Оссиана. Л., 1983. - 589 с.

70. МАРКУС С. История музыкальной эстетики. Т.2. Романтизм и борьба эстетических направлений. - М., 1968. - 687 с.

71. МАХОВ А. Ранний романтизм в поисках музыки. Слух, воображение, духовный быт. М., 1993. — 127 с.

72. МИТЕЛЬМАН Е. Лермонтов-театрал // Музыкальная жизнь. 1987. № 23. -С.18-19.

73. МИХАЙЛОВ А. Романтизм. // Музыкальная жизнь. 1991. №5. - С.20-23. - №6.- С.20-23.

74. МЛАДА. Либретто. СПб., 1896. - 16 с.

75. Музыкальная энциклопедия. Т.1. - М., 1973. - 1070 с. - Т.2. - М., 1974. - 958 с.- Т.З. М., 1976. - 1102 с. - Т.4. - М., 1978. - 974 с. - Т.5. - М., 1981. - 1054 с. -Т.6. -М., 1982.-1002 с.

76. Музыкальная эстетика Германии XIX в. Т.1 - М., 1981. - 415 с. - Т.2 - М., 1982.-432 с.

77. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. М., 1971. - 687 с.

78. Музыкальная эстетика Франции XIX века. М.:, 1974. - 327 с.

79. Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Материалы научных конференций. Ростов, 1998. - 191 с.

80. НАЗАЙКИНСКИЙЕ.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003. - 248 с.

81. НОДЬЕШ. Избранные произведения. M.-JL, 1960. - 567 с.

82. НОВЕРР Ж. Письма о танце и балетах. Л., 1927. - 316 с.

83. ОДОЕВСКИЙ В. Сочинения в 2-х тт. Т.1. - М., 1981. - 365 с.

84. ПАНАЕВА А. Воспоминания. М., 1986. - 509 с.

85. Периодическая печать о музыке // Русская музыкальная газета. 1903. №38. -С.863-866.

86. ПЕТРОВ О. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX века.-М., 1982.-319 с.

87. ПЛЕЩЕЕВА. Наш балет (1673-1899). СПб., 1899.-473 с.

88. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М., 1992. — 167 с.

89. ПУШКИНА. Евгений Онегин. СПб., 1837. - 310 с.

90. Романтизм: эстетика и творчество. Сб. научных трудов. К 80-летию со дня рождения Н.А.Гуляева. Тверь, 1998. - 156 с.

91. POCJIABJIEBA Н. Гастроли датского королевского балета // Музыкальная жизнь. 1973. -№15. С.6-7.

92. РУМНЕВ А. О пантомиме. Театр. Кино. М., 1964. - 243 с.

93. САБУРОВА Т. Мария Тальони миф и реальность // Балет. 2000. - №5-6. -С.11.

94. СЕРОВ А. Статьи о музыке. Т.2Б. - М., 1986. - 351 с. - Т.5. - М., 1989. - 346 с. - Т.6. - М., 1990. - 342 с.

95. СИЛЬФИДА. Аннотация к спектаклю ГАБТ (05.08.1997).

96. Сильфида из Нанси // Балет. 1999. № 1. С.26-29.

97. Скальковский К. Танцы, балет; их история и место в ряду изящных искусств. -СПб., 1886.-280 с.

98. СКОТТ В. Певерил Пик. М.: Правда, 1990. - 479 с.

99. СЛОНИМСКИЙ Ю. Вигано и его «Весталка» // Музыка и хореография современного балета. JL, 1977. - Вып.2. - С. 224-233.

100. СЛОНИМСКИЙЮ. В честь танца. М„ 1968. - 371 с.

101. СЛОНИМСКИЙ Ю. Драматургия балетного театра XIX в. Очерки. Либретто. Сценарии. М., 1977. - 343 с.

102. СЛОНИМСКИЙЮ. «Жизель». Л., 1926. - 59 с.

103. СЛОНИМСКИЙЮ. «Жизель». Этюды. Л., 1969. - 159 с.

104. СЛОНИМСКИЙ Ю. Петербургские мастера балета XIX столетия. Л., 1937. -286 с.

105. СЛОНИМСКИЙЮ. П.И.Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956. -335 с.

106. СЛОНИМСКИЙЮ. «Сильфида». Л., 1927. - 57 с.

107. СМОНДЫРЕВ М. «Жизель»: Парижская опера, 1841-й // Балет. 2003. №2. -С.52-57.

108. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. - 1600 с.

109. СОЛЛЕРТИНСКИЙИ Дж. Мейербер. Л., 1936. - 48 с.

110. СОЛЛЕРТИНСКИЙ И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. М., 1962.-47 с.

111. СОЛОВЬЕВ Н. Мария Тальони. СПб., 1912. - 90 с.

112. СТРАВИНСКИЙ И Диалоги.-Л., 1971.-414 с.

113. СУРИЦЕ. Хореографическое искусство 20-х годов. М., 1979. - 358 с.

114. ТАРАСОВ Н. Классический танец. М., 1971. - 491 с.

115. Театральный альбом. 1842 г. - Тетрадь 1.

116. ТЕНЬ. Либретто. М., 1844. - 24 с.

117. ТИМОФЕЕВА Н. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. М., 1993. -365 с.

118. ТРУСКИНОВСКАЯД. Душа и дьявол // Век дракона. М., 1991. С.263-332

119. ТУРАЕВ С. От Просвещения к романтизму. М., 1983. - 255 с.

120. ФАЙЕР Ю. О себе. О музыке. О балете. М., 1970. - 571 с.

121. Феи и эльфы. М., 1996. -141 с.

122. ФЕРМАН В. Немецкая романтическая опера // Ферман В. Оперный театр. Статьи и исследования. М., 1961. - С.185-211.

123. Философский словарь (под ред. И.Т.Фролова) М., 1981. - 446 с.

124. ФРИДЕРИЧИА А. А.Бурнонвиль. Балетмейстер, отразивший в своем творчестве идеалы и борьбу века. М., 1983. - 272 с.

125. ХУДЕКОВ С. История танцев (в 4-х тт.). Т.З. - Пг, 1915. - 400 с. - Т.4 (рукопись). - Пг, 1918. - 309 с.

126. ЧЕРНОВА Н. Здесь не одно воспоминанье. // Театр. 1978. № 5. - С.131-140.

127. ШЕКСПИР У. «Гамлет». М., 1994. - 187 с.

128. ШЛЕГЕЛЬ А. Эстетика. Философия. Критика (в 2-х тт.). Т.1. - М., 1983. -479 с.

129. Шотландские сказки и предания (перевод с английского М.Клячиной-Кондратьевой). М., 1967. — 327 с.

130. ШУМАН Р. О музыке и музыкантах. Т.1 - М., 1975. - 407 с. - Т.2А - М., 1978. - 327 с. - Т.2Б - М., 1979. - 294 с.

131. ЭЛЬЯШ Н. Из страны Андерсена // Театральная жизнь. 1973. № 4. - С.28-29.

132. ЭЛЬЯШН. Образы танца. М., 1970.-239 с.

133. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. - 480 с.

134. ЯМПОЛЬСКИЙИ. Никколо Паганини. М., 1968. - 447 с.

135. ADAM A. Dernier souvenirs d'un musicien. Paris, 1859. - 319 p.

136. ADAMA. Souvenir d'un musicien.-Paris, 1859.-298 p.

137. BAIGNERES C. Ballets d'hier et d'aujourd'hui. Paris, 1954. - 168 p.

138. Baker's biographical dictionary of musicians. N-Y., 1958. - 1855 p.

139. Balletten danser ud Billeder fra den Kongelige danske ballet. Copenhagen, 1961. -112 p.

140. Baroque and romantic stage design. N-Y., 1962. - 121 p.

141. BEAUMONT C. The ballet called «Giselle». London, 1945. - 141 p.

142. BEAUMONT C. A Bibliography of dancing. London, 1929. - 228 p.

143. BEAUMONT C. Complete book of ballets. London, 1956. - 1106 p.

144. Les beautes de l'opera au chefs-d'oeuvre lyriques illustres par les premiers artistes de Paris et de Londres sous la direction de Giraldon avec un texte explicatif relige par Th.Gautier, J.Janin et Ph.Chasles. Paris, 1845. - 250 p.

145. BIE O. Der Tanz. Berlin, 1905. - 370 S.

146. BINNEYE. Glories of the romantic ballet.-London, 1985. 134 p.

147. BOURCIER P. Histoire de la danse. T.2. - Paris, 1994. - 158 p.

148. BOURNONVILLE A., BOURNONVILLE C. A.Bournonville. Kobenhavn og Kristiania, 1905. - 259 p.

149. The Bournonville ballets. A photographic record 1844-1933. Compiled and annotated by Rnut Arne Jurgensen. Dance books. — London, 1887. 179 p.

150. Boumonvilleana (red. Marianne Hallar og Alette Scavenius). Kjetbenhavn, 1992. -271 p.

151. BOUTERONM. Danse et Musique romantiques. Paris, 1927. - 181 p.

152. BRUHNE., MOOREL. Bournonville and ballet technique. London, 1961.-70 p.

153. CALVOCORESSIM. Music and ballet. Recollections of. London, 1933. - 302 p.

154. CASS J. Dancing through History. Prentice Hall-Englewood, 1993. - 386 p.

155. CASTIL-BLAZE. L'Academie Imperiale de Musique. Histoire litteraire, musicale, choreographique. T.2 (1792-1855). - Paris, 1855. - 512 p.

156. CLEMENT F. Histoire de la musique depuis les temps anciens jusqu'a nos jours. -Paris, 1885.-819 p.

157. CLEMENT F. Les musiciens celebres depuis le seizieme siecle jusqu'a nos jours. -Paris, 1878.-672 p.

158. CHANT A VOINE J., GAUDEFROY-DEMOMBYNES J. L'ere romantique. Romantisme dans la musique europeene. — Paris, 1955. 611 p.

159. CHOGUET G. ~ Histoire de la musique dramatique en France depuis ses origines jusqu'a nos jours. Paris, 1873. - 256 p.

160. CHRISTOUTM-F. Histoire de ballet. Paris, 1966. - 126 p.

161. DAHLHAUS C. Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Bd.6. - Berlin, 1980. -360 S.

162. Dances of Scotland. London, 1958. - 40 p.

163. DA UPHINL. Les Maitres de la musique. Paris, 1887. - 177 p.

164. DEVIRAS J. Bournonville l'humaniste // Danser. 1999. №173 (janvier). - P.22-25.

165. Dictionnaire de Musique Theorique et Historique par les freres Escudier. Paris, 1854.-Т.1.-354 p.

166. DODD C. Le monde du ballet. Paris, 1985.-192 p.

167. DUMESNIL R. Histoire de la musique illustree. Paris, 1934. - 276 p.

168. DUMESNIL R. La musique romantique francaise.-Paris, 1944. 255 p.

169. ECKARDTH. Die Musikanschauung der franzosischen Romantik. Kassel, 1935. -79 S.

170. EINSTEIN A. Music in the Romantic Era. N-Y., 1947. - 371 p.

171. FETIS F-J. Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. T.5. - Paris, 1878. - 480 p.

172. FISKER. Ballet music. London-Toronto-Wellington-Sydney, 1958.-88 p.

173. FONTEYNM. The magic of dance. N-Y., 1979. - 326 p.

174. GAUDEFROY-DEMOMBYNES J. Histoire de la musique francaise. Paris, 1945. -397 p.

175. Great ballet stars in history photographs (248 Potraits of Dancers 1855 to 1955). -N-Y., 1985,- 138 p.

176. GUESTI. Balet romantyczny w Paryzu. Warszawa, 1978. - 288 p.

177. GUEST I. Le ballet de l'Opera de Paris: Trois siecles d'histoire et de tradition. -Paris, 1976.-349 p.

178. GUESTI. The dancer's heritage. London, 1960. - 156 p.

179. GUESTI. The Empire ballet. London, 1962. - 111 p.

180. HILL L. La Sylphide. The life of Marie Taglioni. London, 1967. - 142 p.

181. HOPKINSON C. A Dictionary of Parisian music publishers: 1700-1950. London, 1954.- 131 p.

182. JUNK V. Handbuch des Tanzes. Stuttgart, 1930. - 264 S.

183. KIRSTEIN L. Movement and metaphor. Four centures of ballet. London, 1971. -290 p.

184. KRAGH-JACOBSEN S. The Royal Danish Ballet. An old tradition and a living present. -Kbh., 1955. —89 p.

185. LASSABATHIE M. Histoire du conservatoire imperial de musique et de declamation. -Paris, 1860.-572p.

186. LA VER J. Costume in the theatre. N.-Y., 1967. - 212 p.

187. LA WSONJ. A history of ballet and its makers. London, 1964. - 202 p.

188. LEVIN SON A. Marie Taglioni (1804-1884). Paris, 1929. - 141 p.

189. LIFAR S. «Giselle». Apotheose du Ballet Romantique. Paris, 1942. - 301 p.

190. LOEWENBERGA. Annals of opera 1597-1940. 1978. - 1756 p.

191. LONGYEAR R. Nineteenth-century romantism in music. N-Y., 1969. - 220 p.

192. LUNNS. La vie musicale au Danemark. Copenhague, 1962. - 135 p.

193. MACKENZIE D. Scottish folk-lore and folk-life. Studies in race, culture and tradition. London and Glasgow, 1935. - 130 p.

194. The Macmillan Encyclopedia of music and musicians in one volume. N-Y., 1938. — 2089 p.

195. MAXWELL S., HUTCHISON R. Scottish costume 1550-1850. London, 1958. -184 p.

196. MENDEL H. Musikalisches Conversations Lexikon. Eine Encyklopadie der gesammten musikalischen Wissenschaften fur Gebildete aller Stande. - Berlin, 1883. -578 p.

197. MILLEA. DE The book of the dance. N.-Y., 1963. - 252 p.

198. MILLIGAN J., MACLENNAN D. Dances of Scotland.-London, 1958.-40 p.

199. MOORE L. Artists of the dance. N.-Y , 1960. - 320 p.

200. MOORE L. Bournonville's London spring. N-Y., 1965. - 26 p.

201. NEIIENDAMR. Lucile Grahn. En Skaebne i Dansen. Kjabenhavn, 1963. - 88 p.

202. NETTL P. Histoire de la dance et de la musique du ballet. 100 ans d'art choreographique. Paris, 1966. — 209 p.

203. NETTL P. The Story of Dance music. N.-Y., 1947. - 370 p.

204. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. V.l. - London, 2001. - 912 p. - V.4. - London, 2001. - 938 p. - V.15. - London, 2001. - 945 p. - V.16. - London, 2001. - 946 p. - V.l8. - London, 2001. - 957 p. - V.22. - London, 2001. - 922 p.

205. The New Grove Dictionary of Opera. V.4. - London, 1994. - 1342 p.

206. NIEHAUSM. Ballett. Munchen, 1954. - 207 S.

207. NIEMANN W. Die Musik Skandinaviens. Ein Ftihrer durch die Musik von Danemark, Norwegen, Schweden, Finnland. Leipzig, 1906. - 155 S.

208. NORLIND Т. Allmant Musiklexikon. Del. I. - Stockholm, 1928. - 659 p. - Del. П. - Stockholm, 1928. - 607 p.

209. PARNAC V. Histoire de la dance. Paris, 1932. - 84 p.

210. PASTORIJ. Pierre Lacotte. Tradition. -Paris, 1987. 128 p.

211. PAUL O. Handlexikon der Tonkunst. B.II. - Leipzig, 1873. - 656 p.

212. PITROUR. Musiciens romantiques. Paris, 1946. - 199 p.

213. POUGIN A. Adolphe Adam. Sa vie, sa carriere, ses memoires artistiques. Paris, 1877.- 150 p.

214. POUGIN A. Dictionnaire historique et pittoresque du theatre et des arts qui s'y rattachent: Poetique, musique, danse, pantomime, decor, costume, machinerie, acrobatisme. Paris, 1885. - 775 p.

215. POUGIN A. Herald. Biographie critique. Paris, 1908. - 127 p.

216. RAVNKILDE S. Danish musik 1800-1850. Golden Age. Copenhagen, 1994. -26 p.

217. READEB. Ballet designs and illustrations, 1581-1940. London, 1967. - 56 p.

218. REBLING E Ballet A-Z. Berlin, 1984. - 198 S.

219. REGNER O. Das Ballettbuch. Frankfurt, 1956. - 207 S.

220. RIEMANN H. Musik Lexikon. - B.I. - Mainz, 1972. - 698 S. - В.П. - Mainz, 1975.-964 S.

221. SACHS C. Eine Weltgeschichte des Tanzes. Berlin, 1933. - 325 S.

222. SCHIKOWSKIJ. Geschichte des Tanzes. Berlin, 1926. - 163 S.

223. SCHOUVALOFF A. Set and costume designes for ballet and theatre. London, 1987.-268 p.

224. SCHUMANNR. Tagebucher. B.2. 1836-1854. - Leipzig, 1987. - 737 S.

225. SEARLE H. Ballet music. An introduction by H.Searle. London, 1958. - 228 p.

226. SECHANG. Souvenirs d'un homme de theatre. Paris, 1883. - 322 p.

227. SMITH M. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, 2000. - 306 p.

228. The songs of Scotland (edited by J.Pittman and C.Brown). Vol.1. — London, s.a. -223 p.

229. SUHR W. Das Gesicht des Tanzes. Hamburg, 1927. - 40 S.

230. THOMPSON O. The international cyclopedia of music and musicians. N-Y., 1939. -2287 p.

231. WILD N. Decors et costumes du XIX siecle. Paris, 1987. - 307 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.