Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Козлов, Сергей Валерьевич
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Козлов, Сергей Валерьевич
Введение
Глава 1. Понятие религиозной безопасности: политико-правовой анализ.
§ 1. Религиозная безопасность в контексте обеспечения национальной безопасности институционально-правовые аспекты.
§ 2 Религиозная безопасность в условиях глобализации.
Глава 2. Религиозная безопасность в современной России: политико-правовые институты и технологии обеспечения
§ 1. Правовая политика в области обеспечения свободы совести и вероисповедания.
§ 2 Политико-правовые технологии противодействия религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных объединений.
§ 3. Юридическая институционализация традиционных религий.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Политико-правовая конфликтогенность российских государственно-этноконфессиональных отношений2008 год, кандидат юридических наук Пономарева, Наталья Витальевна
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: Философско-правовой анализ2004 год, доктор философских наук Володина, Нина Витальевна
Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России2004 год, кандидат юридических наук Скворцова, Татьяна Александровна
Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений: на примере Республики Дагестан2008 год, кандидат юридических наук Бабошина, Елена Владимировна
Институционально-правовое измерение этноконфессиональных общественных объединений2006 год, кандидат юридических наук Санджиева, Баира Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности»
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что приоритетным направлением деятельности государства на современном этапе является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, включающее в себя также защиту исторических традиций и норм общественной жизни, духовно-нравственного, в том числе религиозного наследия В этой связи одной из задач современного Российского государства является, с одной стороны, достижение межконфессионального мира и согласия в обществе, с другой, - обеспечение религиозной безопасности, являющейся гарантией его стабильного функционирования
Угрозы религиозной безопасности в современном обществе проистекают из различных источников, как внешних, так и внутренних В частности, неконтролируемая этническая миграция населения способствуют возникновению межконфессиональных конфликтов и усилению националистических настроений Набирающие силу глобализационные процессы, как и повсеместное присутствие иностранных миссионеров, несут опасность деформации традиционных для российских народов религиозных духовно-нравственных ценностей
Многочисленные конфликты, возникающие на религиозной почве, показывают что проблемы, касающиеся религиозной сферы, в настоящее время не только не утратили значимости, но и, напротив, продолжают оставаться одними из наиболее значимых. Крайняя либерализация государственной религиозной политики, пришедшая на смену методичному игнорированию религиозной сферы в советское время, привела к проникновению и распространению на территории России многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского содержания, которые представляют угрозу национальной безопасности Российского государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку не только в нашей стране, но и за ее пределами. Почти на всей территории России получили 3 распространение различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы граждан России.
В настоящее время правовая политика, проводимая Российским государством в религиозной сфере, не приносит должного результата, а действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных идеологий в нашей стране В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной ситуации государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов и обеспечения религиозной безопасности, которая включала бы комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и деятельности религиозных объединений деструктивной направленности При этом политика Российского государства в области конфессиональных отношений не должна противоречить конституционно провозглашенным принципам свободы совести и вероисповедания
Степень научной разработанности проблемы. В условиях секуляризованного государства вопросы, касающиеся обеспечения религиозной безопасности, не могли стать предметом комплексного научного исследования
В настоящее время анализу права человека на свободу вероисповедания и возможных моделей государственно-конфессиональных отношений посвящены работы И А Куницина, А С. Ловинюкова, С А Мозгового, И.В Понкина, Н А. Трофимчука, С Б Филатова и др. Заслуживают внимания труды ученых, изучающих вопросы соотношения религии и политики: А.Г. Дугина, М И. Мчедлова, С И. Самыгина, Л А. Тихомирова и др В других исследованиях уделено внимание государственно-правовым аспектам обеспечения свободы совести и вероисповедания, взаимоотношений государства и религиозных объединений В этой связи можно отметить исследования С А Авакьяна, Н С Бондаря, Л.И. Григорьева, Ю.В. Тихонра-вова, Б.С. Эбзеева и др
Распространение на территории России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера нашло свое отражение в трудах Т. Бажан, Е.Г. Балагушкина, Л.И. Григорьевой, Н А Трофимчука, И Н Ябло-кова и др
Большое количество работ посвящено изучению исламского фундаментализма В этой связи заслуживают внимания труды И Добаева, А А Иг-натенко, А В. Малашенко, И В. Кудряшовой и др. Особый интерес представляют исследования, касающиеся сущности религиозного экстремизма, среди которых труды Н Н Афанасьева, В Ю. Верещагина, М И Лабунца, А Ну-руллаева и др.
Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями, совершенными на религиозной почве, посвящены работы С В Бородина, В Ю Тихонравова, А В Наумова, С Н. Миронова, С.Н Фридинского и др.
Также уделялось внимание трудам представителей русской философии права, такие как И А Ильин, И.В. Михайловский, Л.И. Петражиц-кий, Е Н. Трубецкой и др
Вместе с тем, несмотря на наличие большого количества отдельных работ по религиозной тематике, комплексный анализ угроз и рисков в сфере религиозной безопасности не проводился, а система политических и правовых институтов, обеспечивающих конфессиональную идентичность народов, проживающих на территории Российской Федерации, на уровне монографических, концептуальных исследований не рассматривалась
Объектом исследования является современная религиозная политика Российского государства, а предметом - политико-правовые технологии обеспечения религиозной безопасности и конфессиональной идентичности народов России.
Цель диссертационного исследования состоит в анализе политико-правовых механизмов и институтов, обеспечивающих религиозную безопасность в современном Российском государстве.
Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть религиозную безопасность в контексте обеспечения национальной безопасности России;
- выявить основные угрозы религиозной безопасности в процессах модернизации российской государственности, рассмотреть влияние глобализации на религиозные процессы в современном обществе,
- проанализировать государственную политику в области свободы совести и вероисповедания,
- обозначить политико-правовые технологии противодействия религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных объединений,
- изучить политико-правовые аспекты признания традиционности отдельных религий.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем
- определены основные характеристики религиозной безопасности как политико-правового института, ее основные сферы и место в единой концепции национальной безопасности государства;
- изучены политико-правовые, институциональные и системные характеристики обеспечения религиозной безопасности в контексте модернизаци-онных и глобализационных процессов;
- проанализированы концептуальные основания государственной политики в области свободы совести и вероисповедания, система государственно-правовых институтов, регламентирующих реализацию основных прав в области религиозной свободы,
- рассмотрена система мер предупреждения и пресечения деятельности религиозных объединений антисоциальной, деструктивной и экстремистской направленности;
- обозначено место традиционных религий в процессах духовно-нравственного воспитания населения и развития принципов толерантности, 6 рассмотрены основные исследовательские подходы к вопросу о юридическом оформлении «традиционной религиозности» в российском правовом пространстве.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозная безопасность - это состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России Основным объектом защиты в ходе обеспечения религиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая базируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных предпочтений. Потеря авторитета традиционных религиозных организаций приводит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограниченное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бесспорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь.
2 Порожденный глобализацией мировой процесс изменения базовых нравственных ценностей угрожает не только религиозной безопасности отдельной нации, но и безопасности человечества в целом. Глобализационные процессы унифицируют культуру и образ жизни различных религиозных сообществ, чем разрушают не только систему традиционных религиозных ценностей, но и индивидуальность национального самосознания этносов, нивелируют место и роль традиционных религий в жизни общества В духовно-нравственной сфере однополярная глобализация может быть определена как американизация Система ценностей массовой культуры более универсальна по сравнению со всеми остальными, поэтому она адекватна провозглашаемому универсальному порядку, несет секуляризацию, бездуховность, разрушает традиционные религиозные ценности и составляет духовную основу глобализации.
3 Свобода совести и вероисповедания может быть реализована только при условии равнозначного учета интересов как верующей, так и атеистически настроенной части населения, недопущения ограничения в правах по признаку религиозной принадлежности и какого-либо государственного преследования «нетрадиционных» религиозных объединений, деятельность которых не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Законодательство в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания выступает в качестве нормативно-правового выражения обеспечения религиозной безопасности
4 Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных объединений, является одним из элементов обеспечения национальной безопасности в целом. Данная система представляет собой комплекс юридических и профилактических институтов и механизмов, направленных на предотвращение распространения экстремистских и деструктивных религиозных идеологий и создание системы санкций за совершаемые религиозными объединениями правонарушения Для предупреждения проявлений религиозного экстремизма огромное значение имеет институциональное обеспечение национальной безопасности в духовно-нравственной сфере российского общества Получение полноценного религиоведческого образования также является одним из важнейших условий оздоровления религиозной ситуации в России
5. Большинство традиционных для России религий и верований заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками толерантности, в том числе и в межконфессиональной сфере. Возрождение традиционных религий может не только существенно оздоровить духовно-нравственную систему взаимоотношений государства и гражданского общества, но и способствовать развитию установок на терпимость и ненасилие в процессах межконфессионального общения. В свою очередь, проявления религиозного экстремизма обычно свойственны религиозным объединениям, относимым к так называемой «оппозиционной религиозности», т.е. объединениям, активно противопоставляющим себя сложившемуся порядку в религиозной сфере отношений Развитие и культивирование 8 морально-нравственных ценностей традиционных религий должно происходить в условиях, максимально соответствующих основным принципам, гарантирующим свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования определили как общенаучные (исторический, логический, системно-структурный, социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) современные методы познания права
В ходе анализа кризисных явлений в сфере межконфессионального взаимодействия и религиозной свободы были привлечены современные концепции социокультурной идентичности российской цивилизации, ее истории, самобытности и политико-правовой преемственности.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования Предпринятый в диссертационном исследовании политико-правовой анализ религиозной безопасности позволит предпринять шаги по обеспечению государственной защиты конфессиональной идентичности народов Российской Федерации, что является необходимым условием стабильного развития поликонфессионального российского общества и достижения межконфессионального согласия Материалы исследования могут быть использованы в качестве источников по религиоведению, политологии, теории государства и права, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на международных и всероссийских конференциях По теме диссертационного исследования автором опубликовано 4 научных статьи.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Институционально-правовое обеспечение государственно-конфессиональной безопасности в постсоветской России2008 год, кандидат юридических наук Шустева, Анна Ивановна
Современная российская государственно-конфессиональная политика: юридические формы институционализации2006 год, кандидат юридических наук Епифанова, Татьяна Владимировна
Государственно-правовое регулирование этноконфессиональных конфликтов в современной России2002 год, кандидат юридических наук Аванесова, Нелли Геворговна
Этапы и особенности реализации государственной политики в сфере свободы совести в России и Индии: сравнительно-политологический анализ2012 год, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал, Регина Массаровна
Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики2010 год, кандидат политических наук Плужников, Евгений Николаевич
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Козлов, Сергей Валерьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ Концепции национальной безопасности Российской Федерации в контексте формирования юридических механизмов обеспечения религиозной безопасности показывает, что Концепция заложила основания для развития и политико-правового обеспечения религиозной безопасности. Сюда следует относить защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят, в том числе, в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, и его последствий - религиозных конфликтов, терроризма
Проблемы формирования юридических механизмов обеспечения религиозной безопасности представляют собой особую область исследований в сфере национальной безопасности. Отмечая тот факт, что религиозная безопасность является основной составляющей безопасности любого общества и государства, необходимо выделить возможные последствия несоблюдения режима религиозной безопасности в современной России В качестве таковых можно предложить:
- нарушение баланса религиозных сил в стране, чем создается почва для проявления конфликтов на религиозной и национальной основе;
- увеличение количества религиозных групп экстремистской и террористической направленности,
- уход детей и подростков от родителей в новые, зачастую деструктивные, религиозные объединения;
- возникновение радикальных группировок, выступающих против деятельности «новых» религий;
- разрушение традиционных семейных отношений;
110
- создание угрозы генофонду российских народов и т д Анализ основных точек зрения на проблемы религиозной безопасности и определение ее параметров и признаков указывает на то, что национальная самобытность тем быстрее утрачивается, чем быстрее происходит признание религиозной составляющей социума неактуальной и даже тормозящей его развитие Потеря религиозного опыта нации не сможет обеспечить безопасности ее духовной культуры. В свою очередь, потеря авторитета традиционных религиозных организаций может привести к тому, что деструктивный религиозный опыт окажет колоссальное влияние на социум При этом пренебрежение религиозной традицией государствообразующего народа не делает национальную безопасность прочнее. В этой связи должна быть не только признана бесспорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь.
Анализ различных признаков и характеристик религиозной безопасности позволяет определить ее как состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России. Основным объектом защиты в ходе обеспечения религиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая, как правило, базируется на устойчивых и воспроизводящихся системах морально-нравственных ценностных предпочтений.
Идеологический смысл национальной безопасности немыслим без религиозного опыта и религиозной безопасности. А отсутствие внимания к религиозной безопасности приводит к дезориентации общественного механизма, который начинает работать на самоуничтожение.
Анализируя основные угрозы религиозной безопасности в контексте современных глобализационных тенденций, а также их духовно-нравственных предпосылок, можно обратить внимание на то, что взаимовлияние культур - это тенденция, постоянно усиливающаяся уже в течение нескольких веков При этом последние десятилетия придали этому процессу
111 качественно новую глубину и значимость, что и привело к возникновению самого термина «глобализация». Многие исследователи находят ее причину в прогрессе информационных технологий, развитии единого мирового рынка товаров и услуг и других материальных факторах. Однако в рамках данного исследования основное внимание было сосредоточено на явлениях социальных, мировоззренческих и «духовных».
В этой связи с некоторой долей обобщения можно говорить о том, что в духовно-нравственной сфере глобализация - это американизация. Американская система ценностей и общественного устройства более универсальна по сравнению со всеми остальными, поэтому она адекватна провозглашаемому универсальному порядку, несет секуляризацию, бездуховность и разрушает традиционные религиозные ценности
При этом большая часть институтов западно-христианского мира отнюдь не являются глобальными, что относится и к институтам религиозно-нравственного характера Усугубляется данная ситуация тем, что для самого «западного мира» такого рода институты вполне закономерным образом постепенно утрачивают свое идеологическое значение, тогда как для остального человечества они продолжают его сохранять. По своей сути мотивы и цели глобализации основываются на процессе, в ходе которого капиталы, товары, услуги, а иногда даже и рабочая сила пересекают национальные границы, приобретая транснациональный характер. При этом сопутствующий им набор ценностей, представлений и предпочтений способствует изменению образа мира, в том числе, в сфере духовно-нравственной и религиозной.
Кроме того, глобализация популяризировала культуру потребительства, в рамках которой люди придают большее значение материальным ценностям, чем основополагающим человеческим. Обеспечение основными предметами первой необходимости, требующимися человеку исключительно для поддержания жизни, уже не выступает в качестве нравственного императива Таким образом, религиозная система ценностей и свойственные американскому обществу место и роль религии составляют духовную основу глобализации.
В этой связи целесообразен анализ основных, принципиальных черт, присущих американской религиозности, претендующей на звание всеобщей, и системе взаимоотношений религиозных организаций и общества Среди них наиболее очевидны следующие: уменьшение значения обряда, литургической жизни, аскетики, основной упор на социальное служение и благотворительность, а также большая роль свободного выбора верующего, неподконтрольного ни церковному, ни государственному авторитету
Таким образом, глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий Благодаря информационным технологиям очень прибыльным и коммерчески эффективным бизнесом стало преобразование живого человеческого сознания, как индивидуального, так и коллективного. Порожденный глобализацией мировой процесс изменения базовых нравственных ценностей угрожает не только религиозной безопасности отдельной нации, но и безопасности человечества в целом Глобализационные процессы унифицируют культуру и образ жизни различных религиозных сообществ
Обобщив различные точки зрения, можно сделать вывод о деструктивном характере доминирующей парадигмы однополярной глобализации по отношению к конфессиональной идентичности российских народов. Глоба-листские тенденции разрушают не только систему традиционных религиозных ценностей, но и индивидуальность национального самосознания этносов, нивелируют место и роль религии в жизни общества Таким образом, идет процесс разрушения социальных отношений, в которые религия была органично встроена веками.
Анализ системы государственно-правовых институтов, регламентирующих реализацию основных прав в области религиозной свободы показывает, что осознание важности религиозно-нравственных ценностей было пре
113 допределено признанием исторического вклада религии в формирование российской государственности и культуры. Следствием этого стало обращение государства к интересам верующих и представляющих их религиозных объединений. Данная тенденция предопределила и возможное сотрудничество светских и религиозных институтов в различных сферах общественной жизни, в частности в тех сферах, где большое внимание придается духовно-нравственному воспитанию и образованию.
Рассматривая изменение отношения к религиозным ценностям со стороны основных государственных и общественных институтов и определенное повышение уровня религиозности населения России, можно указать на то, что оно явилось следствием юридического провозглашения свободы совести и вероисповедания в соответствии с принципами и нормами международного права. В определенной степени этот процесс был спровоцирован и естественной эволюцией массового общественного сознания, однако дискуссии на тему соотношения истинной религиозности россиян и их конфессиональной идентификации, не предполагающей следование ни обрядовой, ни догматической составляющей религиозной традиции, с которой они себя отождествляют, на сегодняшний день являются одними из наиболее активных В этой связи необходимо обратить внимание и на относительно толерантное отношение к религиозным институтам атеистически настроенной части населения.
Законодательство в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания выступает в качестве нормативно-правового выражения обеспечения религиозной безопасности В этой связи целесообразен анализ системы государственных гарантий осуществления религиозных прав индивидов и конфессиональных групп в качестве одного из звеньев политико-правового обеспечения национальной безопасности.
Анализ современного отечественного законодательства в области свободы совести и вероисповедания показывает, что оно в большинстве своих положений соответствует основным нормам и принципам в области международного права Основные положения в области религиозной свободы, прямо или косвенно закрепленные в ст. 14, 17, 28, 45, 55 Конституции РФ, раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который, упорядочив условия и процедуру регистрации религиозных объединений, создал условия для их нормального функционирования и сотрудничества с государственными и общественными институтами. В этой связи следует указать на то, что помимо указанного Федерального закона на федеральном уровне действуют и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы реализации свободы совести. При этом достаточное количество вопросов по-прежнему требуют своего законодательного разрешения и урегулирования.
Исследуя систему нормативных правовых актов по данной проблематике, необходимо отметить, что конструктивный анализ государственной политики в области обеспечения свободы совести и вероисповедания предполагает определение некоторых центральных понятий, имеющих важное теоретическое и методологическое значение. Часть из них не относится к собственно юридическим категориям и в лучшем случае только претендует на свое юридическое оформление, другие же являются особенно важными, так как используются непосредственно в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве При этом анализ специальной литературы по данной тематике показывает, что связанные с религией категории достаточно сложно облечь в юридическую форму, и даже в случаях, когда это происходит, дискуссии, касающиеся толкования того или иного «религиозного» термина, не прекращаются
Такой основополагающий принцип построения нашего государства, как свобода совести и вероисповедания может быть реализован только при условии равнозначного учета интересов как верующей, так и атеистически настроенной части населения, недопустимости ограничения в правах по признаку религиозной принадлежности и какого-либо государственного преследования «нетрадиционных» религиозных объединений, деятельность кото
115 рых не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации При этом плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество государства с наиболее традиционными религиозными объединениями может оказать действительную помощь в развитии и совершенствовании различных социальных институтов.
Особую важность исследованию системы мер предупреждения и пресечения деятельности религиозных объединений антисоциальной направленности придает тот факт, что в соответствии с «Концепцией национальной безопасности России» нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма и их последствий -религиозных конфликтов и терроризма, составляют национальные интересы России во внутриполитической сфере. При этом система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных объединений, является одним из элементов обеспечения национальной безопасности в целом. Данная система представляет собой комплекс юридических и профилактических механизмов, направленных на предотвращение распространения экстремистских и деструктивных религиозных идеологий и создание системы санкций за совершаемые религиозными объединениями правонарушения.
Анализируя комплекс мероприятий, касающихся предупреждения создания и распространения деструктивных и экстремистских религиозных объединений, можно указать на то, что для религиозных организаций предусмотрен более усложненный порядок регистрации по сравнению с другими юридическими лицами, а также более широкий круг оснований для отказа в государственной регистрации. Это лишний раз подтверждает тот факт, что контроль за деятельностью религиозных организаций на стадии их регистрации играет существенную роль в пресечении негативных и деструктивных проявлений в их деятельности. С другой стороны, борьба с проявлениями деструктивного потенциала религиозной свободы возможна и путем создания комплекса предупредительных профилактических мер, направленных на уст
116 ранение причин его возникновения. В этой связи нельзя не указать на религиозное просвещение, которое одновременно является одним из способов поддержания толерантного отношения в процессе межконфессионального взаимодействия Анализ специальной литературы по данной проблематике свидетельствует, что получение религиоведческого образования является одним из важнейших условий оздоровления религиозной ситуации в России Для предупреждения проявлений религиозного экстремизма очень большое значение имеет также обеспечение национальной безопасности в духовно-нравственной сфере российского общества.
Анализируя уголовно-правовое законодательство в сфере борьбы с различными проявлениями религиозного экстремизма и деятельностью деструктивных религиозных объединений, можно обратить внимание на то, что сложность юридических конструкций и дефиниций приводит к неоднозначности толкования многих статей, что на практике означает их фактическое неприменение Законодательная основа деятельности, направленной на борьбу с религиозным экстремизмом и нейтрализацию деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов, нуждается в совершенствовании Это касается как оснований ликвидации религиозной организации и запрета функционирования религиозной группы, так и необходимости корректировки системы санкций за уже совершенные правонарушения. Также необходимо ужесточить контроль за деятельностью религиозных объединений, действующих без соответствующей государственной регистрации.
Особое внимание также необходимо обратить на взаимодействие государства и религиозных объединений в части выработки мер, направленных на раннее предупреждение межрелигиозных конфликтов, воспитание терпимости и уважения к представителям различных вероисповеданий.
Отельного внимания заслуживают вопросы, касающиеся места и роли традиционных религий в процессах духовно-нравственного воспитания населения и развития принципов толерантности.
В самом общем виде все «религии», существующие на территории нашего государства, можно разделить на традиционные и нетрадиционные При этом, несмотря на разнородность состава нетрадиционных религий, они все же представляют собой типологическое явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для таких объединений характерна пропаганда новых социально-религиозных концепций обновленческой, оппозиционной либо иной альтернативной направленности.
Как следует из анализа научных работ, именно вопрос о «традиционных» и «нетрадиционных» религиях является наиболее остро обсуждаемым и дискутируемым в современном юридическом и богословском диспуте по данной проблематике Сторонников активного использования этого термина и юридического оформления особого статуса «традиционных» религиозных организаций можно разделить на два направления. Первое предполагает введение в законодательство термина «традиционные» религиозные объединения и изменение Конституции РФ в части провозглашения светского характера нашего государства. Второе направление преследует цель добиться более «точной» трактовки уже существующих юридических терминов в области светскости нашего законодательства и равенства религиозных объединений перед законом
Противников данной точки зрения также можно условно разделить на два направления В первом случае оспаривается сам тезис о том, что религиозные или конфессиональные объединения могут быть в ситуации только лишь юридического, но не формального равенства. В этом случае апелляция идет к недопустимости «предвзятого» толкования термина «светское государство» и оспаривается большая часть положений федеральных законов, допускающих хоть какое-то разделение с точки зрения традиционности религии или срока ее давности. Другие авторы, соглашаясь с тем, что невозможно реализовать фактическое равенство религиозных объединений, категорически возражают против введения какого-либо дополнительного неравенства
118 между религиозными объединениями и предлагают рассматривать закрепление фактического неравенства в качестве юридического некорректным как с правовой точки зрения, так и с позиций формальной логики.
Анализируя проблему целесообразности особого отношения государства к наиболее традиционным религиям, можно заметить, что большинство традиционных для России религий и верований заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками толерантности, в том числе, и в межконфессиональной сфере. В этой связи можно говорить о том, что возвращение традиционных религий в постсоветское общество может не только существенно оздоровить духовно-нравственную систему взаимоотношений, но и способствовать развитию установок на терпимость и ненасилие в процессах конфессионального общения. В свою очередь, проявления религиозного экстремизма обычно свойственны религиозным объединениям, относимым к так называемой «оппозиционной религиозности», т е объединениям, активно противопоставляющим себя сложившемуся порядку в религиозной сфере отношений Исторический анализ взаимоотношений нашего государства с различными религиозными направлениями показывает, что созданная в начале 90-х годов модель государственно-конфессиональных отношений, обеспечившая в полной мере свободу совести и вероисповедания, не только не устранила религиозный экстремизм как явление, а наоборот, явилась одной из причин массовости его проявлений
Необходимо учитывать, что принцип отделения религиозных объединений от государства и невмешательства государства в дела религиозных объединений не означает абсолютно индифферентное отношение государства к религиозным объединениям. Обращаясь к истории, культуре, традициям народов, объединенных в рамках нашего государства, нельзя не увидеть, что для каждого из них частью их прошлого и настоящего является та или иная традиционная религия. Без всякого сомнения, ее сохранение и поддержка отвечают интересам как самих индивидов, так и государства в целом. Однако способствовать этому следует без ущемления чьей бы то ни было свободы
119 совести и вероисповедания Время показывает, что изгнание религиозной составляющей из жизни общества способно привести к ослаблению позиций важнейших нравственных ценностей, глобальной унификации и десакрализа-ции культуры, однако излишне тоталитарное толкование принципа свободы совести также приводит, в конечном счете, к негативным последствиям для общества и государства. В этой связи развитие и культивирование морально-нравственных ценностей традиционных религий должно происходить в условиях, максимально соответствующих основным принципам, гарантирующим свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Козлов, Сергей Валерьевич, 2006 год
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 г)
2. Всеобщая Декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г)
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г, вступил в силу 23 марта 1976 г)
4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана 4 ноября 1950 г представителями государств первоначальных членов Совета Европы)
5. Резолюция Комиссии ООН по правам человека о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости (принята Комиссией ООН по правам человека на Пятьдесят восьмой сессии в апреле 2002 г.).
6. Федеральный конституционный закон «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002 № 5 Ст. 375.
7. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 (в ред. Федерального закона от 05.01 2006)
8. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 25 мая (в ред. Федерального закона от 02.02.2006).
9. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 №39 Ст. 4465 (вред Федерального закона от29 06 2004).
10. Федеральный закон «Об экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля
11. Абашидзе А X , Ананидзе Ф Р Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ М , 1997.
12. Абдулатипов Р Г Россия на пороге XXI века Состояние и перспективы федеративного устройства М , 1996
13. Абдулатипов РГ Национальный вопрос и государственное устройство России. М, 2000
14. Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации конституционно-правовые основы. М, 1996.
15. Авакьян С А Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета Серия 11 Право 1999. № 1
16. Алексеев В А Постперестройка' несвободная совесть? М, 1992.
17. Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве // Русский народ и государство. М., 1998.
18. Алексеевский А., Кузьменко И. О необходимости восстановления понятия «традиционная религия» в России // Миссионерское обозрение 1997 № 12.
19. Алиев А.А. Защита права на объединение в Конституционном Суде РФ. Дис . канд. юрид наук М , 2000.
20. Альтерматт У Этнонационализм в Европе. М., 2000.
21. Андерсон Б., Бауэр О , Хрох М. Нации и национализм М., 2002.
22. Андреева Л А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России М., 2001.
23. Андрианов Н П Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М., 1981.
24. Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология М , 2000
25. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М , Сусоколов А А Этносоциоло-гия. Учебное пособие для вузов М , 1999.
26. Атеистический словарь. М., 1998.
27. Бабосов ЕМ. Пропаганда научно-материалистических взглядов среди населения // Вопросы научного атеизма. Вып. 34. М , 1986
28. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.,2000.
29. Баграмов Э Нация как согражданство? // Независимая газета 1994.15 марта
30. Бажан Т.А Оппозиционная религиозность в России' социально-философский анализ: Дис. . докт филос. наук. М, 2000.
31. Балагушкин Е Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфол анализ М,1999 Ч 1
32. Баранов В М К теории ограничения прав человека// Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Н. Новгород, 1998. Ч. 1.
33. Барчукова Н. Международные пакты о правах и свободах человека М, 1967
34. Безвербный А А, Безвербный А С. Этнос и межэтнические отношения (философско-политический аспект) Ростов н/Д, 2000
35. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
36. Белков ПЛ. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы М, 1993.
37. Белла Р Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М, 1972
38. Бовт Г Политкорректность эффективна, даже с недостатками // Известия. 2002 15 ноября
39. Большой юридический словарь. М , 1997.
40. Бородин С В. Преступления против жизни. СПб , 2003.
41. Буйда Ю. Между собакой и волком, государство, общество и церковь оказались перед лицом серьезной угрозы Эта угроза религиозные секты // Известия. 1998. 4 июля.
42. Бурковская В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан // Уголовное право 2002 №1.
43. Бурьянов С А. Государственная политика РФ в сфере свободы совести // Право и политика 2000. № 1.
44. Бурьянов С.А. Государственно-церковные отношения против свободы совести и правового государства // Отечественные записки 2001 № 1.
45. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2.
46. Бурьянов С А Свобода совести. Отношения государства с религиозными объединениями // Закон и право. 2003 № 9.
47. Бурьянов СЛ., Мозговой С.А. Некоторые тенденции современных государственно-религиозных отношений в Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 1
48. Буряковский А Л. Глобализация и философия религии как прикладная дисциплина // Религия и нравственность в секулярном мире Материалы научной конференции, 28-30 ноября 2001 года СПб., 2001
49. Васильев Л.С. История религий Востока М , 1988.
50. Васильева Е.И Институализация социального конфликта* современный опыт США // Социальные конфликты Вып № 6. М, 2000.
51. Бахтин Н Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации СПб, 1993
52. Вдовин А И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. 1994. № 1.
53. Вельяминов Г.М, Сомонов В С Бог и право (много- или однопо-лярный мир) // Московский журнал международного права. 1999. № 3.
54. Веремчук В.И. Военная служба и религия: социологический анализ взаимодействия // Социологические исследования 2003. №12.
55. Верещагин В Ю , Гавриш Г Б., Нечепуренко П.Я. Чеченская эт-нонациональная государственность от самобытности к сепаратизму. Ростов н/Д, 2003
56. Воеводин Л Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М, 1972
57. Волкова А Нацисты как они есть // АиФ Москва 2001. 7 ноября.
58. Володина НВ Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (философско-правовой анализ): Дис. . докт. филос наук М, 2004.
59. Гаджиев К С. Введение в геополитику. 2-е изд М, 2000.
60. Гараджа В И. Религиоведение. М., 1995.
61. Геллнер Э Нации и национализм. М., 1991.
62. Гонов А.М Проблемы депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа- 20-90-е годы XX века: Автореф дис. докт. истор. наук. Ростов н/Д, 1998
63. Гончаров И В. Ограничение прав и свобод человека при чрезвычайном положении// Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Н Новгород, 1998. Ч 1
64. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) М, 1996.
65. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии М., 1993.
66. Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав человека «Круглый стол», проблемы, дискуссии, предложения. М , 2000.
67. Григорьева J1 И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. №4. 12 июня.
68. Гришина Е, Ламцов М. Показательные избиения // Аргументы и факты. 2002.14 июня.
69. Громов И.А, Мацкевич А Ю., Семенов В А Западная теоретическая социология СПб , 1996
70. Губогло МН. В лабиринтах этнической мобилизации // Общественная история. 2000. № 3. С. 121
71. Гулиев М А Политическая толерантность в посредническом урегулировании этнического конфликта: Дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
72. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.,2003.
73. Джемпль Г. Оппозиция в эпоху глобализма // Завтра. 2001. № 51
74. Добрускин ME. О социальных функциях церкви (на материалах126
75. Русской православной церкви) // Социологические исследования. 2002. № 4
76. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России//Российская юстиция. 1999 №2
77. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России история и современность М , 2000.
78. Доронченков А И. Межнациональные отношения и национальная политика в России. Актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб., 1995.
79. Дроздов С Сеанс спиритизма с кровавым исходом // Комсомольская правда. 1991.14 августа
80. Епифанова Т В Современная российская конфессиональная политика юридические формы институционализации: Дис. . канд. юрид. наук Ростов н/Д, 2006
81. Законодательство о свободе совести и миротворческая деятельность религиозных организаций // Многонациональная Россия: диалог религий и культур. М, 2002
82. Зарипов А Я Общие проблемы этногенеза и научная теория // Журнал социологии и социальной антропологии 1999. Т. 2 №4.
83. Здравомыслов А Г «Священность» этноса или релятивизм национальной конструкции? (Размышления о книге В.А. Тишкова «Очерки теории и политики этничности в России». М • Русский мир, 1997) // Социологический журнал. 1998. Т. 3. № 4.
84. Здравомыслов А Г Социология конфликта. М., 1996.
85. Иванов НГ. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право 2003. № 5
86. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности // Вестник московского университета Сер. 11. Право 1997 № 5. С 14
87. Иншаков С М. Криминология Учебник М , 2000
88. История религий в России / Под ред Н А Трофимчука М , 2001.
89. Казьмина О Е., Пучков П И. Религии современного мира М, 1998
90. Каневский КГ Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в РФ: Дис. . канд. юрид. наук М., 2004.
91. Каневский К Г. Религиозный ренессанс в России, проблемы государственно-конфессиональных отношений // Российская юстиция 2002 №11.
92. Карп X Ю. Церкви перед лицом тоталитарного вызова // Вопросы философии 2001 № 5.
93. Клочков В В Религия, церковь, правонарушение // Советское государство и право 1993 №8
94. Козлов В Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль 1996 №5
95. Козлова Н В. Государственное регулирование деятельности религиозных объединений в РФ. теоретико-правовой анализ1 Дис. . канд юрид. наук Уфа, 2004
96. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ ред. Ю В. Кудрявцева М., 1996.
97. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Особенная часть / Под ред Ю И. Скуратова, В М Лебедева М, 1996.
98. Ю1.Коныгина Н Милиция старается скрыть ксенофобский характер преступления // Известия. 2004. 10 февраля.
99. Коробеев А. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право. 2001. № 2. С. 19
100. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме1? // Pro et Contra 1997. Т. 2. № 3
101. Костюк К Н Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001 № 1
102. Красиков А. Глобализация и православие // Религия и глобализация на просторах Евразии. М , 2005.
103. Кривельская НВ Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение М, 1999. № 4
104. Криминология: Учебник / Под ред В.Н. Бурлакова, Н М Кропа-чева СПб., 2002
105. Кудрявцев А.И. Государство не может быть нейтральным (о новом Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Бюллетень МЮ РФ М., 1998. № 7
106. Кудряшова И.В. Исламский фундаментализм как идеология, сравнительные характеристики // Проблемы развития современного мира Сб научных работ молодых преподавателей и аспирантов МГИМО М , 2000.
107. Кузнецов М., Понкин И Противоречит ли понятие «традиционные организации» Конституции России? Реализация права государства на выбор, с кем ему сотрудничать, не ущемляет прав верующих // НГ Религия 2002. № 22.
108. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в современной России: особенности и актуальные проблемы. М., 2000.
109. Кучуков М М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996.
110. Кьеза Д Прощай, Россия' М, 1997 С. 257.
111. Лабунец МИ. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация: Автореф. дис. . канд полит, наук Ростов н/Д, 2002.
112. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф. СПб , 2002
113. Левашев В К. Безопасность и терроризм // Социологические исследования. 2005 № 7
114. Линденберг К. Технология зла: к истории становления национал-социализма М., 1997.
115. Ловинюков АС. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 3.
116. Лопаткин РА. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара-совещания Москва, 23-26 мая 2000 М, 2000 С. 49.
117. Лурье С В Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999. № 4
118. Малинкин А.Н «Новая российская идентичность» исследование по социологии знания // Социологический журнал 2001. № 4.
119. Малько А В. Правовые ограничения, от отраслевого понимания -к теоретическому // Правоведение 1993. № 5. С 19.
120. Малькова В.К Москва многонациональная конфликт или согласие? Анализ московской прессы // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М, 1998.
121. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М, 1999
122. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов М., 1990.
123. Мень А Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести М , 1989.
124. Миллер А И. Национализм как теоретическая проблема // Политические исследования. 1995. № 6.
125. Милюков П Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи. Pro et Contra. Антология. СПб., 1998.
126. Митрохин Н. Русская православная церковь М,2004.
127. Мнацаканян М.О. Нации1 психология, самосознание, национализм М, 1999
128. Могусев В. Почва для веры Религиозные объединения как участники земельных отношений // Бизнес-адвокат 2005. № 1.
129. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии 1995. № 1.
130. Моссе Дж. Нацизм и культура Идеология и культура национал-социализма. М, 2003
131. Мчедлов М Религиозный компонент этнического сознания // Свободная мысль. 2004 № 1
132. Мчедлов МП, Гаврилов ЮА, Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социс. 2004 № 9
133. Народы и религии мира Энциклопедия. М,1998
134. Наумов А В Мотивы убийств. Волгоград, 1969.
135. Национальное государство1 теория, история, политическая практика // Политические исследования. 1992 № 5-6.
136. Национальный вопрос и государственное строительство проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы научной конференции / Под ред. С А. Авакьяна М , 2001
137. Нечепуренко П.Я. Процессы чеченского этнонационального самоопределения: государственно-правовая институциализация1 Автореф дис. . канд. юрид наук. Ростов н/Д, 2002.
138. Новиков Д В Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе. методы противодействия (политико-правовой анализ): Автореф дис канд. юрид наук. Ростов н/Д, 2002.
139. Новые Конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов Вып. 2. М, 1997.
140. Нуруллаев A.A. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия. Политология. 2001 №3.
141. Общая теория прав человека / Под ред. Е А. Лукашевой. М,1996.
142. Овчинников А И., Тащиян A.A. Национальный вопрос в истории политико-правовой мысли. Ростов н/Д, 2004.
143. Одинцов М И. Русская православная церковь в XX веке' история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
144. Осуществление принципов интернационализма в национальной политике КПСС / Отв ред. И И Грошев. М., 1975.
145. Павлов А.С Курс церковного права. СПб., 2002.
146. Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и ци-вилизационные ответы // Социальная философия и философская антропология- Труды и исследования. М , 1995.
147. Папаян P.A. Христианские корни современного права М , 2002
148. Пейкова 3 И. Отношение к церкви в России и других странах // Исторический вестник. 2000 № 9.
149. Пивоваров ДВ Религия взаимосвязь натуроцентрической и со-циоцентрической форм // Религия, общество и государство в XX в М , 1991
150. Пилявец В В Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в сфере деятельности религиозных объединений. Калининград, 2002. С. 55.
151. Подмарев А А Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. . канд юрид наук Саратов, 2001. С.111
152. Подопригора РА Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы) Апмата, 2002
153. Поздняков Э.А. Национализм: теория и практика. М, 1994
154. Поздняков Э.А Философия политики. М,1994
155. Познышев С.В Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М, 1906.
156. Полосин В. Миф Религия Государство. М , 1999
157. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. № 3.
158. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования М., 2003.
159. Понкин ИВ. Теоретико-правовые и международно-правовые аспекты регулирования отношений между государством и религиозными объединениями. М, 2000
160. Поспеловский Д В Русская православная церковь в XX веке. М ,1995.
161. Права человека' Сборник международных документов М, 1998.1. С 71
162. Права человека'Учебник для вузов / Отв. ред ЕА Лукашева М,1999.
163. Примаков Е Война с исламом может расколоть Россию//Известия 5.11 2002 г
164. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» // Государство и право 1998 № 7.
165. Протопопов АО Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов М, 2002.
166. Разделенность этноса' проблемы, концепции, подходы // Латинская Америка 2000. № 7.
167. Реальность этнических мифов / Под ред. М.Б. Олкотт. М., 2000 Вып. 3
168. Резниченко О.В. Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика: Дис. . . канд полит, наук М, 2004. С 93-94
169. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А В. Пчелинцев, В В Ряхов-ский. М., 2001.
170. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник М, 1996
171. Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию эт-нополитической динамики России / Отв. ред. А Г. Здравомыслов. М., 1998.
172. Росенко МН Нации в современном обществе, теоретико-методологический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии 1999. Т. 2. №4.
173. Росенко М.Н Этнонациональные процессы в современном обществе СПб, 1996.
174. Российские православные и мусульмане: общие проблемы разные взгляды//Общественные науки и современность 2004. №2. С 145.
175. Руткевич М.Н. Теория нации- Философские вопросы // Вопросы философии. 1999 №5.
176. Самыгин С И , Нечипуренко В Н , Полонская И Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.
177. Семенова Е А. Этнонациональное и универсальное в современной обыденной культуре // Наука о культуре Итоги и перспективы: Научн.-информ. сб. М., 2001 Вып. 3.
178. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России М., 1996.
179. Сикевич З.В О соотношении этнического и социального// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т 2 № 2.
180. Симонов И В. Религиозные традиции России и проблема модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историософия, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н Новгород, 1997.
181. Скворцов H Г. Этничность, раса, способ производства1 неомар-кситская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1
182. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991
183. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2003
184. Соин ДЮ. Этнополитические конфликты: аналитический обзор // Социологический журнал 1998. №3/4
185. Соловцов НЕ., Ловцов ДА, Сергеев НА Национальная безопасность базисные аспекты // Стратегическая стабильность 2000 № 3
186. Спирин Ю МВД Объявляет войну скинхедам//Известия 2004. 2 марта
187. Степанов Е И. Конфликтология переходного периода методологические, теоретические, технологические проблемы // Центр конфликтологии Института социологии РАН M , 1996
188. Стешенко Л А Многонациональная Россия, государственно-правовое развитие X-XXI вв M , 2002
189. Сухачев В Ю. Этническая и национальная составляющая в кавказском конфликте пришествие чужого // Россия и Кавказ сквозь два столетия Исторические чтения. СПб , 2001.
190. Тихомиров Л А. Христианство и политика M , 2002.
191. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998
192. Тихонравов Ю В. Судебное религиоведение. М., 1998.
193. Тишков В А Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии 1998 № 9.
194. Тишков В А Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997
195. Ткачев В.Н. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека // Права человека в России1 время надежд и разочарований. Ростов н/Д, 1998
196. ТойнбиА Дж. Постижение истории М,1991.
197. Улунян А Балканский перекресток. Падение коммунизма помогло церквям укрепить позиции, но породило новые проблемы // НГ — Религии. 2001 21 января
198. Умнова И А Конституционные основы современного российского федерализма М, 1998.
199. Устинов В С Основания и критерии ограничения прав и свобод личности в законодательстве и теории// Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву Н Новгород, 1998. Ч 1.
200. Уткин А И Глобализация: процесс и осмысление М., 2002
201. Федоров В А Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700-1917 М,2003.
202. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии М , 2005.
203. Филатов С Б. Новое рождение старой идеи, православие как национальный символ // Полис. 1999. № 3. С. 141
204. Филатов С.Б., Фурман Д Е. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. № 7.
205. Филь М. Религия и этнонационализм в постсоветской России // Свободная мысль 2005. № 7.
206. Фридинский С Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты)' Автореф. дис. . канд. юрид наук Ростов н/Д, 2003.
207. Фридинский С Н. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация // Сборник научных статейученых-юристов Северо-Кавказского региона Краснодар, 2003 Т 4
208. Христианство. Энциклопедический словарь М, 1993. Т. 1.
209. Чалидзе В. Уголовная Россия М, 1990.
210. Чечня: от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции) / Отв. ред Д Д. Гакаев, А Д Яндаров. М, 2001
211. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций//Вопросы истории 2001 №3 С 41
212. Чуркина ИВ. Национальная церковь и формирование южнославянских наций//Вопросы истории 2001 №3.
213. Шихсаидов АР Дагестан и арабский халифат. VII-X вв //История Дагестана Махачкала, 1996. С. 195-207.
214. Шмитт К. Политическая теология М., 2000.
215. Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями Дис . канд юрид наук М, 2004.
216. ЭбзеевБС Конституция Правовое государство. Конституционный Суд1 Учебное пособие для вузов. М., 1997.
217. Эбзеев Б С Ограничение конституционных прав, понятие и пределы // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву Н Новгород, 1998. Ч. 1.
218. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе М, 1975.
219. Этнические и этносоциальные категории: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. В И Козлов М, 1995
220. Этнический фактор в жизни общества М , 1991
221. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1993.
222. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России / Под ред А Б Юнусовой и А В. Малашенко. М., 1998.
223. Этничность, национальные движения, социальная практика: Сборник статей. СПб , 1995.
224. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994
225. Юзелл JI. Проблема свободы религии в современной России // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв ред. и сост С Б. Филатов М.; СПб , 2002
226. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
227. Ян Э. Демократия и национализм' единство или противоречие? // Полис 1996 № 1.
228. Ярославский ВМ Коммунизм и религия Антирелигиозный учебник для кружков самообразования М., 1940.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.