Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Медведченкова, Марина Владимировна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Медведченкова, Марина Владимировна
Название №№ страниц
Введение 1
Глава 1. Социально-психологические аспекты развития концепций правового сознания в истории 12
1.1 .Правовые представления в Древней Греции и Древнем Риме. 12
Связь правовых взглядов с психологией.Общая характеристика периода 12
1.1.1 Правовые представления в натурфилософском сознании и в учении Сократа 15
1.1.2 Представления о справедливости у Платона 16
1.1.3 Правовая концепция Аристотеля 17
1.1.4 Правовое сознание в Древнем Риме: М.Т.Цицерон 22
Выводы о развитии конструкта "правовое сознание" в эпоху античности 23
1.2 Развитие концепции правового сознания в период Средневековья. 24
1.3. Основные направления развития правового сознания в Новое Время 26
1.4. Правление права как политическая теория. Правовые подходы А.Дайси и Ф. Хайека 32
1.5. Концепции правового сознания в русской естественно-правовой школе конца 19-го-начала 20-го веков 36
1.5.1 Общая характеристика антропологических (психологических оснований концепций правового сознания) взглядов представителей направления 36
1.5.2 Концепция правового сознания Б.Н.Чичерина и ее психологические основания 38
1.5.3 Концепция правового сознания И.А.Ильина 47
1.5.3 С.Л.Франк о правовом сознании. Правовое сознание как выражение категории "должное" в социальных отношениях 50
Выводы к 1.5.
Выводы к главе 1 61
Глава 2. Социально-психологические основания исследования: концепции справедливости в западной социальной психологии. Социальные представления и социальная установка. 63
2.1 Различные подходы к классификации справедливости. Определение понятия 63
Индивидуально-психологический подход. 2.2 Краткий обзор концепции распределяющей справедливости 69
2.3 Онтогенетические теории справедливости 71
• Теория заслуживания результатов М.Лернера (бихевиоральное 71направление)
• Подход когнитивного развития Л.Колберга 73
• Концепция К.Жиллигэн 77
• Общая теория справедливости Л.Ферби 82
2.4 Справедливость в рамках межгруппового социально-психологического подхода. Интерпретация социальной несправедливости. Роль политической власти в формировании социальных установок на легитимность 86
2.5 Институциональный подход к концепции справедливости. О понятии политической справедливости 89
2.6 Понятие прав человека. Позитивные и моральные права. Связь прав и справедливости 94
2.7 Краткий обзор истории развития и изучения понятий "социальные представления" и "социальная установка". 97
Выводы к главе 2 107
ГлаваЗ. Эмпирическое исследование правового сознания 110
3.1 Описание проблемы, основных понятий и характеристик 1-й части эмпирического исследования 110
3.2 Используемая методика 113
3.3 Описание выборки и выделенных групп
3.4 Описание способов анализа данных
3.5 Описание основных направлений и результатов качественного анализа 116
3.5.1 Сравнительный анализ мотивации выбора политической ориентации в группах /по 1 -му блоку анкеты/ 116
3.5.2 Сравнительный анализ представлений о принципах социальной справедливости в выделенных группах /по 2-му блоку анкеты/ 119
3.5.3 Сравнительный анализ ответов испытуемых выделенных групп по 3-му блоку анкеты /шкале "политической авторитарности-демократичности"/ 122
3.5.4 Сравнительный анализ ответов испытуемых выделенных групп на 4-й блок вопросов анкеты/ 125
3.6 Описание результатов количественного анализа ранговых предпочтений 127
3.7 Психологический анализ ранговых корреляций между отдельными правами 132
Выводы по 1-й части эмпирического исследования 135
3.8 Описание 2-й части эмпирического исследования: цель, гипотеза, задачи, используемая методика и выборка исследования 137
3.9 Основные результаты исследования 139
Выводы по 2-й части эмпирического исследованиия 165
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания2004 год, кандидат психологических наук Голынчик, Елена Олеговна
Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе2011 год, кандидат философских наук Сандул, Яна Вячеславовна
Правовые представления личности с различной установкой к участию в суде присяжных2007 год, кандидат психологических наук Верстова, Марина Викторовна
Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников2005 год, кандидат социологических наук Костина, Марина Васильевна
Психологические особенности развития и проявления правового сознания учащихся младших и средних классов2011 год, кандидат психологических наук Ботанов, Александр Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости»
Наша работа - "Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости" - посвящена проблеме малоисследованной в психологической науке, а именно социально-психологическому анализу феномена "правовое сознание" и раскрытию связи и взаимоотношения данного феномена с представлениями о справедливости.
Подобная тема появилась на свет не случайно. Ее возникновение связано с реформой экономической и социально-политической системы в нашей стране, с постановкой задачи построения в России основ правового государства. Произошедшие изменения социально-экономического характера обострили потребность в изучении тех психологичесих факторов и механизмов, которые находятся в основании правового сознания граждан и могут оказать влияние на формирование соответствующего изменениям социальной системы типа сознания.
Правовое сознание общества является той психологической базой, без учета состояния которой не могут быть произведены соответствующие социальные изменения.
Поскольку одним из основополагающих принципов в функционировании правового государства является принцип приоритета Закона в координации жизни общества, то особенно остро встает вопрос об изучении отношения к данному институту в современном правовом сознании российских граждан. В настоящее время в нашем государстве актуализирована потребность в более тщательной регламентации общественных отношений, в создании новых законов. Введение, анализ и учет психологических факторов может усилить эффективность влияния правовых норм на регламентацию общественных отношений, а также поможет расширить общее представление о законе с точки зрения его полифункциональности, включающее его оценку по критерию справедливости.
Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
Поскольку в государстве, организованном на правовых началах, одним из важнейших принципов является приоритет прав человека, то в рамках нашего исследования представляет особый интерес выяснить, каким образом видят и воспринимают свои права, как относятся к ним члены современного российского общества.
Понятие справедливости является одним из целеполагающих для правового государства. И это исторически оправдано, поскольку сама проблема права, правовой организации общества возникла в связи со стремлением реализовать принцип справедливости в устроении общественных отношений.
В рамках многочисленных теорий права, возникших первоначально в философии, их авторы пытались ответить на вопрос о том, как должно быть устроено общество, организованное справедливо? В этой связи они ставили перед собой и отвечали также .на другие вопросы: к чему должен стремиться человек в своем социальном развитии, на каких принципах должны строиться его отношения с обществом, каким должно быть отношение человека к государству, каковы границы вторжения общества и государства в частную жизнь человека? Ответы на эти социально-психологические вопросы мы хотим получить, анализируя динамику развития правовых представлений, рассмотрев их с начала зарождения проблемы права - с эпохи античности. Подобный исторический анализ поможет нам лучше уяснить проблему правового сознания в ее развитии, а также раскрыть теоретические представления о справедливости, зародившиеся в рамках правовых теорий, и их взаимосвязь с правовым сознанием.
Ответы на данные вопросы были в дальнейшем конкретизированы в теориях прав человека, а также в современных психологических концепциях справедливости, поэтому они также будут являться объектом нашего исследования.
В рамках психологии проблема правового сознания была впервые поставлена в США в конце 1960-х гг. Тогда же были определены основные задачи психологов, работающих в данном направлении. В качестве предмета исследования выделялись следующие аспекты правового сознания: понимание функции и ценности законов, условия и мотивы законопослушности, понятие справедливости, понимание индивидом прав личности /О.П.Николаева, 1993/. Большинство подобных исследований проводилось в рамках когнитивного подхода /Дж. Тапп, Л. Колберг и др./.
В советской науке правовое сознание долгое время изучалось в юриспруденции и социологии права, где решались, в основном, вопросы подчинения гражданина советской системе законодательства /законопослушность/ и формирования социалистического правосознания.
В последние годы в отечественной психологии были проведены немногочисленные исследования в области правового сознания, предметом анализа которых послужили: ценностные установки по отношению к праву и их формирование у школьников /Б.С.Круглое., 1983/, сравнительный социо-культурный анализ морально-правовых суждений студентов на примере государств с правовой и неправовой системами /О.П.Николаева, 1993/, социо-культурный сравнительный анализ отношения к законам в России и США /И.Н.Трушков, 1995/, социокультурный анализ правовой социализации школьников России и Франции /Ш.Курильски-Ожвэн, О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, 1996/, социальные представления о правонарушениях, их участниках и работниках правоохранительных органов /О.А.Гулевич, 2000/.
С момента зарождения темы правового сознания в психологии, как в советских, так и в западных исследованиях оно рассматривалось прежде всего с точки зрения проблемы законопослушности. Исследователей интересовал ответ на вопрос о соблюдении гражданами законов и об условиях их ненарушения, при этом законы рассматривались прежде всего с точки зрения их императивности /предписывание определенного поведения, санкции запрета и наказания/. По данным исследований Х.Бермана /Н.Вегтал, 1977/, Г.Х.Ефремовой, Н.Д.Гранат /1988/, закон воспринимался бывшими советскими гражданами прежде всего как аппарат репрессии и наказания.
В то же время опыт других государств, существующих в условиях иной правовой системы, свидетельствует о том, что закон - это не только аппарат репрессии и наказания, но прежде всего средствр регуляции социальных отношений, не последняя роль в которых отводится не только обязанностям, но и правам гражданина.
Некоторые зарубежные авторы,. работающие в данном направлении /Л.Фридман, 1971 /США/, Ж.Карбонье, 1977/, обратили внимание на тот факт, что в демократических государствах существуют некоторые законы, которые дают права индивидам, разрешают, но не требуют действия, просто облегчая его осуществление. Подобные законы несут функцию защиты прав и свобод граждан, являются гарантом их соблюдения на практике. Наличие подобных законов является необходимым в правовом государстве.
В рамках нашего исследования мы хотим получить ответы на следующие вопросы: каким образом члены современного российского общества /в лице его потенциально наиболее активной части - молодежи - студентов и школьников/ воспринимают действующие законы, что они думают о справедливом законе, каковы их представления о собственных /реальных и должных/ правах, которые им должен обеспечивать закон и которые им гарантированны конституцией, каково их отношение к институтам суда и государства?
Под правовым сознанием в рамках нашей работы мы понимаем прежде всего систему представлений человека об институтах права и государства, а также комплекс установок по отношению к ним.
Под справедливостью мы понимаем морально-оценочную установку по отношению к определенным социальным институтам и социальным взаимосвязям, в структуру которой входят принцип сравнения с определенной нормой или образцом -ожидания /критерий/ справедливости, в соответствии с которыми происходит оценка получаемого результата соответствующих отношений, а также восприятие равенства-неравенства получения олределенных благ по сравнению с другими участниками данных отношений.
Актуальность темы обусловлена конкретной задачей построения правового государства в современном российском обществе.
Правовое государство не может быть построено без соответствующей психологической базы, а именно подготовленности людей жить в обществе, которое функционирует по определенным, строго предначертанным правилам, и главная координирующая роль в котором принадлежит закону. Сознание общества должно соответствовать, быть готовым к жизни в правовом государстве, поэтому в настоящее время особое значение имеет теоретическое обоснование и эмпирическое изучение психологического конструкта "правовое сознание".
Как показали исследования, проведенные в последние годы /Б.А.Сосновский, 1994, П.Н.Шихирев, 1999/, современное общество отличается нестабильностью. Главным психологическим следствием переживания состояния социальной нестабильности является образ неопределенности социальной ситуации. Расшатанность социальной системы порождает обострение социальной потребности как в процессе индивидуализации, так и в процессе конгломерации - объединении людей в группы /например, политические партии/. Поэтому в настоящее время является актуальным изучить те психологические факторы, которые лежат в основе реакции на неопределенность, а также рассмотреть те механизмы, которые способствуют перераспределению усилий на преодоление преград.
Тема правового сознания неразрывно связана с вопросом о восприятии "справедливого-несправедливого" в сфере общественно-политических отношений, поскольку проблема правовой организации общества исторически была поставлена и решалась в связи с ответом на вопрос о справедливой организации социальных отношений в государстве.
Необходимость исследования правового сознания тесно связана также с задачей осуществления легитимности действующей политической власти, а именно согласия управляемых членов общества подчиняться власти управляющих.
В государстве, организованном на основе демократических принципов, граждане согласны подчиняться именно той власти, которую они воспринимают как законную, или легитимную.
В основе действующей социальной установки на легитимность политической власти находится определенный критерий справедливости - сформировавшиеся через механизм политической социализации ожидания членов общества по отношению к власти /L.Furby, 1986; Cook & Hegtvendt, 1986; Hamilton & Rytina, 1980/, при помощи которого они оценивают действующую власть и формируют свое представление о должных нормах и формах взаимотношений с властью. Подобные ожидания справедливости складываются из сопоставления людьми представлений о своих должных и реальных правах, оценки действующих законов по шкале "справедливости - несправедливости", их представлений о справедливых нормах и формах общественных и политических отношений. Поэтому ожидания справедливости (существующие в общественном сознании представления людей о должных ценностях, образцах, нормах, которые должны регулировать отношения в обществе) являются составной частью правового сознания, которые, как можно предположить, оказывают существенное воздействие на установление определенной формы политического правления.
Тема правового сознания непосредственно связана с представлением о законе как регулирующем механизме общественных отношений, а значит, и с его оценкой с точки зрения справедливости. Закон будет исполняться в том случае, если он будет восприниматься большинством членов общества как справедливый, и если его исполнение будет социально значимым. Иными словами, проблема законопослушности сводится к интериоризации целесообразности исполнения законов, закон будет исполняться тогда, когда целесообразность его исполнения перейдет в "личностный смысл" /А.Н.Леонтьев/.
Основной целью работы является психологический анализ 2-х базовых конструктов - правового сознания и справедливости, эмпирическое исследование реальных феноменов, обозначаемых данными понятиями, а также выявление взаимосвязи между ними.
Объект исследования - феномен правового сознания, а также составляющие /компоненты/ правового сознания .
Предмет исследования - представления и социальные установки по отношению к институтам государства и права у представителей социальных групп студентов и школьников.
Теоретические гипотезы исследования заключаются в следующих положениях:
1/ существующие концепции правового сознания основаны на представлении о "справедливом-несправедливом" в организации общественной жизни и определяют конкретные способы реализации справедливых отношений.
2/ В основе правовых взглядов находятся определенные психологические воззрения, которые касаются проблемы идеала развития личности человека в рамках определенной социальной системы и проблемы восприятия, оценки и реализации способов установления справед ливых взаимоотношений человека с другими людьми, обществом и государством.
Основная эмпирическая гипотеза исследования: представления людей о "справедливом-несправедливом" в сфере политико-правовых отношений связаны в их сознании с конкретными правовыми установками (отношением к законам и правам) и политическими взглядами (установками по отношению к государству и форме политического правления), а также с принадлежностью к определенной социальной группе.
Основные задачи исследования:
1/ проследить динамику развития концепций правового сознания в историческом аспекте, вычленяя социально-психологические взгляды и основания в рамках анализа философско-правовых теорий;
2/ раскрыть соотношение проблемы справедливости и правового сознания с теоретической точки зрения;
3/ осуществить анализ современных психологических концепций справедливости;
4/ определить взаимосвязь представлений о справедливости в организации общественной жизни и политике- правовых установок у студентов.
5/ описать характерные особенности правового сознания в группах студентов и школьников.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы; теоретического анализа научных источников, интервью, анкетного опроса, ранжирования, контент-анализа, психосемантические методы исследования правового сознания, методы статистической обработки данных (Т-критерия
Стьюдента, критерия чи-квадрата, критерия Фишера /двух-факторного дисперсионного анализа/, корреляционного анализа - критерии Спирмена и Кенделла).
Теоретико-методологической базой исследования являются: теоретико-аналитические методы анализа в рамках психологии социального познания (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.С.Агеев, Л.Я.Гозман), концепция социальных представлений С.Московиси, разработанная также в трудах А.И.Донцова, Т.П.Емельяновой, ВЛ.Кальковой, Е.В.Якимовой, теория социальной установки (У.Томас и С.Знанецкий, Г.Олпорт, В.АЛдов, В.Н.Мясищев, Л.И.Божович, П.Н.Шихирев), социально-психологическая концепция справедливости в рамках когнитивного подхода (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Дж.Тапп), теоретические и методологические положения акмеологии в области междисциплинарного подхода (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), антропологические, социально-психологические и философско-правовые положения Б.Н.Чичерина, С.Л.Франка, И.А.Ильина; комплексный, системный, структурно-функциональный и антропоцентрический подходы в рамках социально-психологического анализа взаимоотношений человека и общества. новизна.
1. Показано развитие философско-правовых и психологических взглядов в концепциях правового сознания и выявлены единые социально-психологические основания данных концепций, каковыми являются:
• определенная теория личности, лежащая в основании любой правовой концепции (сущностные характеристики личности человека и идеал его развития в рамках соответствующей социально-правовой системы;
• отношение человека к закону;
• отношение человека к обществу;
• отношение человека к государству.
Выявлена внутренняя логика развития социально-психологических взглядов в концепциях правового сознания, которая изменялась по линии представлений о соотношении индивидуального и социального начал в системе взаимоотношений человека с обществом и государством.
2. Прослежено происхождение психологических концепций справедливости т философско-правовых теорий правового сознания, которые находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом, а именно:
• как часть и целое - представление о справедливости, является составной частью правового сознания;
• как аргумент и функция - если граждане оценивают реально действующие в практике социальных отношений правовые нормы как несправедливые, то их поведение не будет подчиняться данным нормам.
Психологические концепции справедливости произошли из естественно-правового способа мышления в концепциях правового сознания, который возник в результате ответа на запрос социально-психологической проблемы восприятия справедливости в рамках системы взаимоотношений человека с обществом и государством.
3. В результате проведенного теоретического анализа выявлены и уточнены компоненты структуры правового сознания, каковыми являются:
• система социальных представлений и социальных установок по отношению к институтам государства и права;
• совокупность представлений о социальной свободе и восприятие меры распределения социальной свободы в обществе, которая юридически может быть зафиксирована в виде прав человека и гражданина;
• восприятие социальной справедливости и представление о ней.
С целью решения теоретических и эмпирических исследовательских задач в работе сформулированы и использованы определения правового сознания и справедливости.
4. Разработана оригинальная методика - опросник, направленная на выявление политико-правовых представлений и актуальных правовых потребностей испытуемых. Применены также авторские модификации методик теста свободных ассоциаций и семантического дифференциала, нацеленные на изучение представлений и установок испытуемых в сфере политико-правовых отношений.
5. Выявлено, что преобладающая часть обследованной выборки ориентирована более на авторитарную (в противовес демократической) модель политического управления, в которой ведущая роль принадлежит сильной единоличной власти главы государства, а не власти единой для всех граждан социальной нормы поведения - закона.
6. Продемонстрированы некоторые изменения в ценностных ориентациях правового сознания школьников по сравнению с правовым сознанием студентов, правовая социализация которых происходила в разных социально-политических условиях (до начала реформы 1989 г. и после). Для школьников более значимыми являются некоторые ценности правового государства: понятия группы человеческого фактора" (гражданин, общество) и понятие группы демократических ценностей (частная собственность), более ценным является для них также соблюдение закона. На уровне установок школьники, по сравнению со студентами, являются более законопослушными и менее "жестокими" в случае несоблюдения правовой нормы (понятие "наказание" они оценивают значимо ниже студентов).
7. Показано, что правовое сознание обследованной выборки студентов имеет, преимущественно, "внешний" локус контроля. Это означает, что они склонны приписывать ответственность за происходящие с ними события (обладание определенными правами) в первую очередь "внешним" в противоположность "внутренним" факторам (и прежде всего государству), и только во вторую очередь -собственной активности и потребностям.
8. Выявлено, что при восприятии основных функций закона студентами ведущая роль в их правовом сознании принадлежит регулятивной функции закона (координации социальных отношений), затем следуют функции выражения интересов государства и карательная, и лишь на последнем месте - функция защиты прав и свобод отдельного человека.
9. Продемонстрированы определенные тендерные различия на когнитивном и эмоциональном уровнях анализа (на уровне социальных представлений и социальных установок). Мужчины, по сравнению с женщинами, обладают большей политико-правовой активностью; соответственно, сфера политико-правовых отношений имеет для них большее личностное значение, чем для женщин.
10. Показана зависимость между оценкой переживания чувств справедливости-несправедливости и восприятием человеком своих прав. Выявлено, что в правовом сознании студентов присутствуют социальные представления, сформированные в условиях неправовой социальной системы ("страхи тоталитарного сознания"), а именно: они воспринимают реализацию права на свободу мысли и слова как угрозу частной собственности и материальному достатку, а также как угрозу реализации основных социальных прав - на образование и на труд. В восприятии студентов наиболее актуальной правовой потребностью, а следовательно, незащищенным законом правом, является право на свободу и личную неприкосновенность.
Практическое значение диссертации состоит в том, что в результате проведенного эмпирического исследования получено описание современного состояния правового сознания и политико-правовой культуры у студентов московских вузов и школьников.
Текст диссертации может быть использован в качестве методического пособия для обучения студентов гуманитарного профиля, а также при экспертном анализе конфликтных социально-политических ситуаций.
Некоторые из методов и методик, разработанных, модифицированных и примененных автором для эмпирического исследования правового сознания, могут быть использованы другими исследователями.
Надежность и достоверность результатов работы определяется теоретико-методологической базой исследования, применением общенаучных и специальных методов анализа, репрезентативностью выборки исследования, сочетанием качественного и количественного методов анализа эмпирических данных, применением методов математической статистики при обработке эмпирической информации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическим основанием для установления в обществе отношений на основе права является соответствующий уровень развития правового сознания и политико-правовой культуры основных социальных групп, который с социально-психологической точки зрения может быть операционализирован как соответствующее содержание представлений и установок представителей данных групп по отношению к институтам закона и государства, своим правам и обязанностям.
2. В рамках социально-психологического анализа в структуру конструкта "правовое сознание" могут быть включены следующие компоненты:
• система социальных представлений и социальных установок по отношению к институтам государства и права;
• совокупность представлений о социальной свободе и восприятие меры распределения социальной свободы в обществе, которая юридически может быть зафиксирована в виде прав человека и гражданина;
• восприятие социальной справедливости и представление о ней.
3. Восприятие справедливости действующих законов связано в правовом сознании с их защитой на практике и реальной гарантией основных прав и свобод человека, а также с фактическим соблюдением принципа равенства всех граждан перед законом.
4. Правовое сознание обследованной выборки студентов, которую можно рассматривать в качестве представителей авангардной части молодого поколения современного российского общества, ориентировано более на авторитарную, а не на демократическую, модель политического управления, главная роль в которой принадлежит сильной единоличной власти главы государства, а не власти единой для всех социальной нормы поведения - закона.
5. Установка на законопослушность (степень конформности - девиантности подчинения действующей правовой норме) зависит от степени восприятия справедливости-несправедливости действующих законов, которая определяется сложившимися ожиданиями (критерием) справедливости и сравнением индивида себя как субъекта правовых отношений с другими членами соответствующих отношений по критерию равного распределения санкций, обязанностей, прав и свобод в референтной социальной группе или всем социуме.
Текст диссертации имеет следующую структуру.
1-я глава посвящена анализу развития теоретических правовых и социально-психологических представлений в концепциях правового сознания в историческом аспекте, начиная с эпохи античности и кончая современными взглядами;
2-я глава содержит анализ современных концепций справедливости в западной социальной психологии и проблемы прав человека, а также рассматривает социально-психологические основания исследования - понятия социальных представлений и социальной установки.
3-я глава представляет собой описание эмпирического исследования правового сознания, которое состоит из 2-х частей; далее следуют общие выводы по исследованию, заключение, библиография и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Справедливость как объект социально-философского исследования2013 год, кандидат философских наук Гроздилов, Сергей Вячеславович
Деформация правового сознания молодёжи и юридические способы ее преодоления: Теоретико-правовой аспект2004 год, кандидат юридических наук Каландаришвили, Зураб Нодарович
Влияние направленности профессионального обучения на динамику семантики стереотипа "преступное поведение" у студентов вуза2004 год, кандидат психологических наук Буняева, Галина Валерьевна
Особенности правового сознания студенческой молодежи: Политико-психологический аспект2003 год, кандидат психологических наук Иванова, Светлана Петровна
Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Сажин, Александр Викторович
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Медведченкова, Марина Владимировна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
На основании результатов проведенного теоретического и эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Развитие социально-психологических взглядов в рамках концепций правового сознания в историческом аспекте шло по линии изменения представлений о соотношении индивидуального и социального начал в системе взаимоотношений человека с обществом и государством. Данное соотношение в рамках социально-психологического анализа правового сознания может быть рассмотрено как:
1/ совокупность представлений о свободе и восприятие меры распределения степеней социальной свободы в обществе, которая юридически может быть зафиксирована в виде прав человека и гражданина;
2/ отношение человека к закону: восприятие реализованное™ основных функций закона /равенство представителей разных социальных групп перед законом, чьи интересы - государства или отдельного человека более он защищает/.
2. Проведенный теоретический анализ показал, что: а/ восприятие социальной справедливости, а также переживание чувств справедливости-несправедливости по отношению к институтам права И государства могут быть включены компонентами в структуру правового сознания; б/ ответом на запрос проблемы восприятия справедливости в рамках системы взаимоотношений "человек - общество - государство" явилось возникновение естественно-правового способа мышления в концепциях правового сознания, который был развит на основе потребности защиты интересов отдельного человека в соотношении с интересами общества и государства; в/ практическим результатом естественно-правового способа мышления явилось формулирование основных принципов, норм справедливых взаимоотношений между человеком и обществом, человеком и государством, зафиксированных в виде прав человека и закрепленных в соответствующих юридических документах.
3. а/ Люди склонны ощущать чувство несправедливости в сфере социальных отношений, когда нарушаются их ожидания практической реализации соответствующих моральных прав.
При восприятии несправедливости в сфере взаимоотношений с институтами права и государства нарушаются ожидания о практической реализации естественных прав человека, которые являются разновидностью моральных прав. б/ Восприятие членами общества защиты законом их естественных и гражданских прав, осознание ими своих актуальных правовых потребностей (востребованных потребностей в обладании теми или иными правами) является важным эмпирическим показателем степени сформированности правовой культуры общества, которую можно рассматривать как соответствующее психологическое основание для организации общественных отношений на основе права.
4. а/ В результате эмпирического исследования было выделено 3 группы студентов с разными видами ориентации на форму политического управления, которые по-разному оценивают роль институтов государства и права в справедливой организации системы общественных отношений /правового общества/. Группа с ориентацией на парламентскую республику отдает предпочтение закону как основному средству регуляции социальных отношений, тогда как группы с ориентацией на президентскую республику и на монархическую форму правления основную роль в организации социальной жизни отводят сильной государственной власти, сосредоточенной.в руках одного человека - монарха или президента. б/ Правовое сознание обследованной выборки современных московских студентов более ориентировано на авторитарную модель политического управления. Это означает, что авторитет власти личности главы государства является для них более высоким, чем авторитет власти закона - абстрактного правила социального поведения. Этот факт можно объяснить исторически сложившимися, традиционными для России, соответствующими условиями политико-правовой социализации и опытом жизни в условиях неразвитой системы права. в/ Представления о должных и реальных правах и актуальные правовые потребности как элементы правового сознания мало связаны с предпочитаемым видом политической ориентации их носителя и определяются, скорее, общей правовой и социально-политической ситуацией в стране. г/ Занятие "конструктивной" политической деятельностью, или соответствующая гражданская активность (реализация прав на участие в управлении государством и объединение в общественно-политические организации), связаны в политико-правовом сознании испытуемых с детерминированностью нравственной мотивацией, с определенным нравственным выбором. д/ Реализация права на свободу мысли и слова воспринимается испытуемыми как угроза частной собственности и материальному достатку, а также как угроза реализации основных социальных прав - на образование и на груд. Данное явление мы обозначили как "страхи тоталитарного сознания" испытуемых, относящиеся к сфере социальных представлений, сформированных в условиях неправовой социальной системы.
5. а/ Сравнительный анализ правового сознания групп студентов и школьников продемонстрировал некоторый "сдвиг" в сторону большего принятия ценностей правового государства и демократических ценностей школьниками: они придают более высокое значение роли человеческого фактора (понятия гражданина и общества являются для них значимо более ценными) и частной собственности в системе общественных отношений.
Подобные различия мы объясняем произошедшими изменениями в политико-правовой социализации школьников, поскольку соответствующая социализация обследованных студентов осуществлялась, в основном, до 1989 г., т.е. до начала социально-экономических реформ. б/ У школьников, по сравнению со студентами, наблюдается иное отношение к правонарушениям - на уровне установок они являются более законопослушными: ценность соблюдения закона является для них более высокой. Это можно объяснить 2-мя причинами: 1/ более сформированным уровнем правовой культуры у школьников в результате изменений в системе образования и 2/ наличием меньшего опыта взаимодействия в системе реальных правовых отношений. в/ Для студентов ведущим критерием при определении справедливого закона является критерий "удовлетворения интересов всех слоев общества".
Это свидетельствует о том, что они воспринимают принцип юридического равенства всех граждан перед законом малодейственным и слабо реализованным на практике. г/ Анализ оценки восприятия студентами реально действующих правовых норм показал, что законы слабо связаны в их сознании с понятием о справедливости, и, следовательно, обладают низкой эффективностью регуляции их поведения. Авторитет законов с точки зрения выражения интересов отдельного человека оценивается как низкий, а обращение в суд с целью защиты своих гражданских прав рассматривается как слабоэффективное. Таким образом, испытуемые склонны оправдывать нарушения закона, поскольку он противоречит их представлениям о нормах справедливости. д/ Установка на законопослушность зависит от восприятия степени справедливости - несправедливости действующих законов. е/ Правовое сознание обследованной выборки имеет преимущественно "внешний", а не "внутренний" локус контроля. Это означает, что испытуемые связывают происходящие с ними события (обладание определенными правами) прежде всего с "внешними" (воля государства), а не с "внутренними" (собственная активность и потребности) факторами. ж/ Мужчины на когнитивном и эмоциональном уровнях анализа (на уровне социальных представлений и социальных установок) обладают большей политико-правовой активностью по сравнению с женщинами. Соответственно, сфера политико-правовых отношений имеет для них большее личностное значение, чем для женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование мы посвятили изучению взаимосвязи и взаимоотношения феномена правового сознания и представлений о справедливости как в области теоретического анализа, так и в сфере эмпирической - выявлению особенностей реальных социальных взаимоотношений, отражающих современную социальную ситуацию.
С теоретической точки зрения наша работа внесла определенный вклад в ответ на вопрос о структуре психологического конструкта "правовое сознание", а также о взаимовлиянии и связи между конструктами и феноменами "правовое сознание" и "справедливость".
В нашей работе мы показали, что в рамках психологического анализа справедливость и правовое сознание не только связаны друг с другом как часть и целое (представление о справедливости является составной частью правового сознания), но и зависят друг от друга как аргумент и функция: ибо если граждане оценивают реально действующие в практике социальных взаимоотношений нормы права как несправедливые, то их поведение не будет подчиняться предписанным нормам.
Гот же тип зависимости поведения от оценки по шкале "справедливости-несправедливости" мы наблюдаем и в сфере политических отношений, во взаимоотношениях гражданина и власти. Граждане согласны подчиняться именно той власти, которую они расценивают как легитимную, или законную. Сложившиеся в общественном сознании социальные установки на легитимность действующей власти зависят от сформированного, преобладающего в данном сообществе или социальной группе критерия справедливости, при помощи которого происходит оценка этой власти на соответствие определенным ожиданиям справедливости, которые формируются через механизм политической социализации.
Таким образом, восприятие и оценка справедливости права и власти тесно связаны друг с другом, взаимовлияют и зависят одно от другого в реальной практике социальных отношений, оказывая влияние на соответствующее поведение: подчинение действующим законам и действующей власти.
В нашей работе мы показали также, что оценка справедливости установленных в обществе правовых и политических отношений зависит от их соответствия и практической реализации в них прав человека, а также от степени сформированное^ ожиданий граждан, их подготовленности, и, в конечном счете, их потребности иметь и пользоваться соответствующими правами.
Эмпирическая часть нашего исследования выявляет некоторые конкретные особенности правового сознания молодежи, сложившиеся под воздействием современной социально-политической ситуации, а также традиционные его особенности, характерные для нашего общества в целом и складывавшиеся на протяжении длительного времени под влиянием комплекса факторов /политических, экономических, социально-психологических и т.п./. Описанные особенности правового сознания могут быть использованы для более глубокого понимания процессов, происходящих в современном общественном сознании, а также при воплощении определенных социально-политических замыслов или при реализации определенной правовой политики.
Понимание психологических механизмов и факторов, лежащих в основе правового сознания граждан, может способствовать выработке определенной стратегии для формирования того типа сознания, которое будет соответствовать требованиям взаимоотношений в условиях жизни в правовой системе.
Наше исследование поднимает лишь небольшой спектр вопросов в рамках столь многогранной проблемы правового сознания, которая, несмотря на многовековую историю ее изучения, продолжает волновать умы исследователей, исходящих, прежде всего, из потребностей практики реальных социальных взаимоотношений. Мы надеемся, что наша работа внесла определенный вклад в изучение и развитие проблемы правового сознания, которая является столь актуальной в настоящее время для нашей страны. Исследования в данном направлении ждут своего продолжения.
Перспективные направления дальнейших исследований могут состоять в более детальном изучении состояния правового сознания и политико-правовой культуры на уровне различных социальных групп, репрезентирующих современное российское общество, в анализе зависимости уровня развития и содержания компонентов правового сознания от различных личностных и социальных факторов, в разработке и апробации методического инструментария, позволяющего адекватно оценивать состояние уровня развития правового сознания и политике-правовой культуры в зависимости от возраста и образования испытуемых.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Медведченкова, Марина Владимировна, 2001 год
1. Абалакина М.А., Агеев B.C.,McFarland S.G. Авторитарная личность в США и СССР //Человек. 1990,- № 6. - С. 110-118.
2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: 2 типа духовности. //Новый мир. -1988.- №№7-9.
3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. -189 с.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. - 253 с.
5. Азаров А.Я. Права человека. М.: 1995. - 255 с.
6. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М.:МГУ, 1987. 120 с.
7. Андреев С.С. Политический идеал и политическая действительность. //Социально-политический журнал.- 1992. № 9. с.22-23.
8. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1988. 432 с.
9. Андреева Г.М.: Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. - 271 с.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания.- М.: МГУ, 2000 294 с.
11. Арендт X. Массы и тоталитаризм.// Вопросы социологии. 1992. - Т. 1 .-№ 2. - с.24-31.
12. Арон Рене. Демократия и тоталитаризм.- М.: Прогресс, 1993 158 с.
13. Арон Рене. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1992.-608 с.
14. Архив современной политики: Российский монитор. ИнДем. Вып. 2, 3, 4, 5 за 1993, 1994, 1995 гг.
15. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: МГУ, 1984. 104 с.
16. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.- М.: МГУ, 1986. 95 с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.- М.: МГУ, 1990. 367 с.
18. Бельская Я.Л. О некоторых подходах к концепции прав человека. М., 1991.-151 с.
19. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей,- М.: Луч. РАУ, 1993.-252 с.
20. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. /Пер. с англ. М., 1992.-135 с.
21. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -310с.
22. Боботов C.B. Проблемы правосознания в современной буржуазной юридической социологии./ В кн. Вопросы эффективности правового воспитания. М., 1977-с. 177-193.
23. Боровой A.A. Власть./В кн. Анархия и власть.- М., 1992 с. 151-167.
24. Боровиков А.П. Понятие демократии. Спб., 1992. - 18 с.
25. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство,1994 - 60 с.
26. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.- М., 1977.
27. Бхаскар Р. Общество как предмет социального познания.// Социо-логос. 1991. Вып. 1.- с.219-240.
28. Быстрицкий А. Социальные причины реформ общества.// Новый мир. -1994. № 3.
29. Валицкий А. Право и нравственность в теориях русских либералов.// Вопросы философии. 1989. - № 7 - с.23-31.
30. Валицкий А. Источники тоталитаризма в России, //Общественные науки и современность.-1991. № 1.
31. Валицкий А. Россия.// Вопросы философии. 1990 - № 12.
32. Василенко И.А. Современные политические доктрины. М. 1992. - 35 с.
33. Васильев Л.С, Марксистский тоталитаризм и революция в России. /В кн. Угол зрения.- М.,1992 с.4-47.
34. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 - 525 с.
35. Всеобщая декларация прав человека.- Нью-Йорк, 1949 32 с.
36. Вундт В. Проблемы психологии народов. М„ 1912 142 с.
37. Гозман Л.Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов- на-Лону, 1996-448 с.
38. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Культ власти: структура тоталитарного сознания./ В кн. Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989 - с. 337381.
39. Головаха Е.И., Бекешкина И.Э., Небоженко B.C. Демократизация общества и развитие личности. От тоталитаризма к демократии. Киев, 1992- 125 с.
40. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания.// Философские науки. 1989. - № 6 - с. 85-89.
41. Громыко Ю.В. Стыки: как перейти из одной системы общественных отношений в другую. М.,1993. - 187 с.
42. Гулевич O.A., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. -М.: МГУ, 1999- 144 с.
43. Гэлбрейт К.Дж. Анатомия власти. // Власть. -1994. № 1 - с. 105-109.
44. Даль P.A. Введение в теорию демократии.- М.: Прогресс, 1993. 124 с.
45. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии. М.: МГУ, 1987. -128 с.
46. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994- 279 с.
47. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М., 1992. - 37 с.
48. Естественные права человека. Сборник материалов Моск. Хельсинской группы под ред. Л.И. Богораз. М., 1993. Вып.4. - 175 с.
49. Захарова Н.В. Права человека в системе политических диспозиций.// Архив современной политики. 1992. Вып. I.-c. 179-188.
50. Зеньковский В.В. История русской философии в 4-х т. Т.З. Л., 1990 -258 с.
51. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Установки личнети и противоправное поведение //Вопросы психологии. 1991 - № 2 - с. 97102.
52. Ильин И.А О сущности правосознания.- М.: Рарогъ, 1993.- 235 с.
53. Ильин И.А. О грядущей России. Избр. Статьи под ред. Н.П.Полторацкого. Совм. Издание Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс, США, 1991. - 367 с.
54. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Париж-М., 1993.- 448 с.
55. Ильин В.В. Власть.// Вестник МГУ. Социально- политич. исс-я. 1992. -№3-с. 10-23.
56. Исаев И.А. Из истрии юридической психологии в России. //Психологический журнал. 1986 - Т.7- №4 - с. 131-137.
57. История философии в кратком изложении под ред. И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. -591 с.
58. Калькова B.JI. Исследование социальных представлений в европейской социальной психологии (сводный реферат).// Общественные науки. Сер. Социология. 1992 - №4 - с.92-109.
59. Кальман К. Основы социологии права. М., 1981 - 256 с.
60. Капустин Б.Г. Кризис ценностей и шансы российского либерализма. // Полис. 1992. - №№ 5-6. - с. 76-83.
61. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян.//Полис. 1994. - №№ 1, 2.
62. Круглое Б.С. Психологические особенности отношения старшеклассников к социальным нормам. /В кн. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977 - с. 146-157.
63. Круглое Б.С. Психологические особенности отношения к социальным нормам. Автореферат канд. Дис. М., 1977 - 24 с.
64. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы.- М., 1983. -231 с.
65. Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность.-Спб., 1993.-137 с.
66. Крэнстон М. Права человека. Paris, 1975 - 123 с.
67. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции. М.: Аспект Пресс, 1996 - 215 с.
68. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989 - 205 с.
69. Лаппо-Данилевский. О русской государственной идее.//Полис,- 1994.- № 1.- с.178-185.
70. Лебедев, Ямпольский. Введение в общую психодиагностику. М., 1988 -232 с.
71. Лебедева Т.П. 2 подхода к ревизии классической демократии: Мэдисон и Токвиль. //Вестник МГУ. Социально- полит. Исслед-я. 1992,- № 3. - с. 59 - 63.
72. Лекции по методике конкретных социальных исследований под ред. Г.М.Андреевой. -М.: МГУ, 1972. 157 с.
73. Лейст ОЗ. Три концепции права. //Советское государство и право. -1991,- № 12 с. 3-11.
74. Лившиц Г.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов. // Советское государство и право. 1990 -№10-с. 13-20.
75. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Рарогъ, Моск. рабочий, 1993. - 400 с.
76. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений.// Психолог, журнал, 1981. Т.2 . - № I.
77. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х частях. М., 1990.
78. Лосев А.Ф, История античной эстетики в 2-х частях. Ч. 2. М.: Искусство, 1969. - 715 с.
79. Маяковский В.В. Соч. в 2-х тт. Т.2.- М., 1988.
80. Малахов В.П. Философия права: лекция. М., 1993. - 24 с.
81. Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н. Права человека в массовом сознании. Мм 1995. - 53 с.
82. Московичи С. От коллективных представлений к социальным.// Вопросы социологии. 1992.- № 2. - с.83-97.
83. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. Диссертация канд. Психол. Наук. М.: Самиздат, 1993.
84. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-правовых суждений. //Психол. Журнал. Т. 16. № 4, 1995. - с. 79-88.
85. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. -М., 1909. 246 с.
86. Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. Спб., 1911.-48 с.
87. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909 -564 с.
88. Новгородцев П.И. История философии права. -М., 1897. 270 с.
89. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Мысль, 1991 - 638 с.
90. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985 - 176 с.
91. Ожиганов Э.Н. Политическая теория М. Вебера. -Рига, 1986 160 с.
92. Основы политической науки под ред. В.П.Пугачева в 2-х частях. М.: Политические науки, 1993.
93. Охотский Е.В.Политическая элита. М.: РАУ, 1993 - 21 с.
94. Пищулин Н.П., Сокол С.Ф. Политическое лидерство. М: РАУ, 1992.
95. Парамонов Б.М. Пантеон: демократия как религиозная проблема. //Социо-логос. 1991. Вып. 1. - с.361-381.
96. Петрова JI.B. О естественном и позитивном праве. //Государство и право. -1995. № 2. - с.32-41.
97. Пивоев В.М. Психология и философия политики. Петрозаводск, 1991. -132 с.
98. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. Л.: ЛГУ, 1972.- 152 с.
99. Политический процесс и политическое сознание: анализ взаимоотношений политики, власти и идеологии. Под ред. В.В.Мшвениерадзе. М., 1986. - 153 с.
100. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М: Феникс, 1992.
101. Практикум по общей психодиагностике. М.: МГУ, 1988. -125 с.
102. Психологические исследования социального развития личности. М.: ИПАН, 1991.-231 с.
103. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: ИПАН, 1979.-335 с.
104. Психология. Словарь под ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
105. Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. - 535 с.
106. Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности.// Психолог, журнал. 1984. -Т. 5. - №№ 2-3.
107. Розов А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социокультурных норм. //Вопросы психологии. 1990. - № 5 - с. 112-121.
108. Салмин A.M. Идейное наследие А.Токвиля и современная политическая традиция на Западе. -М.: Прогресс, 1983 136 с.
109. ПО. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова В.А. Л, 1979.
110. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989 178 с.1.O
111. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах А.Валицкого. М., 1991. Вып.1. -192 с.
112. Соловьев А.И. Культура власти современного российского общества. -М., 1992. -40 с.
113. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л.: ЛГУ, 1973.
114. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколапов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ. - 79 с.
115. Строгович М.С. Проблемы общей теории права. Т.1. М.: Наука, 1990. - 303 с.
116. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. - 559 с.
117. Тарасов E.H. Государство как институт политической системы.// Социально-политический журнал. 1994. - №№ 1-2 - с.68-80.
118. Трушков H.H. Социокультурные особенности отношения к закону. Текст канд. Диссертации. Спб.: Спб.ГУ, 1995.
119. Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения. /В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
120. Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. / В кн. Психологические проблемы социальной регуляции социального поведения. М.: Наука, 1976.
121. Фисун Ю.И., Долот Г.Н. Духовная культура и ее человекоформирующая сущность. /В кн. Философские проблемы человека в контексте современной социально-политической ситуации. -Харьков, 1992. с. 22-30.
122. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.
123. Франк С.Л. По ту сторону "правого" и "левого". //Новый мир. 1990. -№4.
124. Фурман Д. Сталин и мы с религиоведческой точки зрения. /В кн. Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1990. - с. 402-408.
125. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства./Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - 319 с.
126. Чеснокова М.Д. Социально-психологический аспект изучения правосознания./В кн. Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977 -с. 182-184.
127. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1990 - 389 с.
128. Чичерин Б.Н. История политических учений в 5-и частях. М., 18691904.
129. Ш.Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государственному праву. М., 1861.-23 с.
130. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858. - 389 с.
131. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина. //Вестник МГУ. Социально-полит, исследования. 1994. - № 1. - с. 6071.
132. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология в 3-х частях./ Пер. с фр. -М., 1992.
133. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М.:ИНИОН, 1990. -139 с.
134. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1998 - 203 с.
135. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования /В кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, !976. - с.278-295.
136. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 1999 - 447 с.
137. Шпакова Р.П. Легитимность политической власти: Вебер и современность.// Советское государство и право. 1990. - № 3 - с. 134144.
138. Шутов А.Ю. Типология политических процессов (социо-культурный контекст). //Вестник МГУ. Социально-полит, исслед-я. 1994 - № 2 - с.28-39.
139. Элдерсфельд С. Дж. Политические элиты в современных обществах. Эмпирические исследования и демократическая теория. М„ 1992. - 20 с.
140. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. * Спб: СпбГУ, 1992.- 232 с.
141. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссия 80-90-х гг. М.: ИНИОН.1996. -115 с.
142. Adams, J. Toward and understanding of inequity. Journal of Abnormal and Social Psycholody, 1963, 67, pp.442-436.
143. Arendt, H. The oridins of totalitarism. N. Y„ 1973. - 389 p.
144. Arendt, H. Thinking, jurding, freedom. Sydney, 1989. - 234 p.
145. Arendt, H. Between past and futuru: 8 exercises in polit thought. -Harmondsworth, 1977. 198 p.
146. Blau, P.M. Exchange and power in social life. -N. Y., 1964. -167 p.
147. Bloom, L. Two dimensions of moral reasoning: Social principledness and social humanism in cross-cultural perspectives. Journal of Social Psycholody, 1977, 101, pp. 29-44.
148. Cook,K.S. & Hegtvendt, K.L. Justice and power: An Exchange analyses. N.Y., 1986, pp. 19-41.
149. Damon, W. Early conceptions of positive justice as related in the development of logical operations. Child Development, 1975,46, pp. 301-312.
150. Deaux, K. The behavior men and women, 1976. Belmont. 215 p.
151. Deutsch, M. Distributive justice. A social-psycolodical perspective. Yale Yniversity PRESS. Neu Haven and London. 1989, 305 p.
152. Edney,J .Rationality and social justice.Human relational, 1984, 37, pp. 163180.
153. Emier, N., Renwick, S., & Malone, B. The relationship between moral reasoninge and political orientation, 1983. Journal of Personality and Social Psychology, 45, pp. 1073-1080.
154. Finnis, J. Natural law and natural ritghts. Oxford, 1980, 425 p.
155. Furby, L. Psycholody and justice. Sochial sciences. N.Y., 1986, pp. 153203
156. Galbrait, J.K. The anatomy of power. Boston, 1985. 287 p.
157. Gilligan, C. In a different voice: Psycological theory and womens development. Cambridge, 1982. 185 p.
158. Haan, N., Block, J., & Smith,B. Moral reasoning of young adults. Journal of Personality and Social Psychology, 1968, 10, pp. 183-201.
159. Hamilton, V.& Rytina,S.Social consensus on norms of justice. American journal of Sociology, 1985, pp.1117-1144161162.163,164.165.166,167168,169.170,171,172.173.174175.176,177178
160. Hoffman. M. L. Sex differences in empathy and related behaviors. Psychological Bulletin, 1977, 84, pp.712-722.
161. Homans, G.S. Social behavior: its elementary forms. N.Y., 1961. 198 p. Kadarsky, A. Human rights in American and Russian political thought. Washington, 1982. - 235 p.
162. On human rights. The Oxford Amnestry lectures. 1993, 262 p.
163. Ranney, A. Governing: an introduction to political science. The University of
164. California, Bercely, 1993,490 p.
165. Rawls, J. A Theory of justice. 1971, Cambridge. 436 p.
166. Reis, H. The multidimensionality of justice in The sense of injustice, in
167. R Folger (Ed.), 1984, N.Y., pp. 25-61.
168. Sampson, E. Cognitive psychology as ideology, 1981. American Psychologist, 36, pp.730-743.
169. Shapiro, I. The evolution of rights in liberal theory. Cambridge, 1986. 215 P
170. Seligman, M. Learned helplessness, San Francisco, 1975. 189 p. Smetana, J.G. Morality and gender: A commentary on Pratt, Golding, and Hunter, 1984.-268 p.
171. Какими наиболее существенными признаками обладает. но Бош взгляд, общестно. организованное справедливо?
172. Допишите, пожалуйста, предложение:
173. Сопиальнля справедливость означает для меня прежде всего.а/ государства; б/ отдельного человека.ущемленности каких-либо Ваших прав /или прав людей, близких, знакомых Вам/а/ Да; б/ Нет.
174. Если Да> то в че/д конкретно оно состояло?
175. Если Да* то укажите, в каких именно и по какому поводу
176. Какие право являются, по Вашему мнению, наиболее актуальными Лично для $дс?
177. Й. Как Вы понимаете выражение "свобода человека в обществе"? В чем лично для Вас заключается понятие свободы7а/ против государства; б/ против личности. Объясните, почему?
178. Как Вы считаете, что сможет лучше защитить Ваши право: о/ сильная государственная власть;б/ закон,
179. Свобода совести и религиозная свобода
180. Право на свободу и личную неприкосновенность
181. Право на невмешательство в частную жизнь /тайна переписки, телефонных разговоров, неприкосновенность жилища и т.п./
182. Свобода мысли, слова и бесприпятсвенное выражение мнений и убеждений
183. Право на свободный доступ к информации, ее поиск, получение и распространениев. Равенство всех граждан перед судом и законом
184. Право на частную собственность
185. Право на достаточный жизненный уровень
186. Право на участие в управлении государством
187. Свобода объединения групп, союзов
188. Свобода уличных шествий и демонстраций12. Право на труд13. Право на образование
189. Право на медицинское обслуживание за счет средств социального страхования15. Свобода передвижения
190. Спасибо! Мы благодарим Вас за участие в исследовании.
191. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
192. Ваш пол, возраст, образование, специальность, вероисповедание /если православное, то кок чосто Вы причащаетесь/.г1. JÍS
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.