Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время: на материале Республики Казахстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Утегенов, Жеткерген Мусаевич

  • Утегенов, Жеткерген Мусаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 206
Утегенов, Жеткерген Мусаевич. Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время: на материале Республики Казахстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2011. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Утегенов, Жеткерген Мусаевич

Введение.

Глава I. Теоретические основы воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время

1.1 Сущность, содержание, структура и критерии воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

1.2 Психолого-педагогическое обоснование личностных факторов этнической толерантности.

1.3 Взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания в формировании этнической толерантности студентов.

Выводы I главы.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время

2.1 Средства, формы и методы воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

2.2 Психолого-педагогические инструментарий воспитания этнической толерантности студентов.

2.3 Эмпирическое изучение воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

Выводы II главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время: на материале Республики Казахстан»

Актуальность. Казахстан в своем историческом развитии сформировался как многонациональное государство. Данные 2011 года Агентства Республики Казахстан по статистике свидетельствует, что общая численность населения в Республике Казахстан более 16 млн. человек. От общего числа всех ка-захстанцев - казахи составляли 64,03%, русские - 22,83 %, украинцы - 1,95%, узбеки - 2,92%, татары - 1,24%, уйгуры - 1,42%, немцы - 1,10%, другие этносы - 4,51%. Современная ситуация в обществе характеризуется проявлением идей общественного развития, отражающих потребность во взаимодействии на демократических принципах, сотрудничестве, терпимости. В то же время дифференциация его культурного, социального, религиозного, политического пространства выдвигают на первый план проблему этнической толерантности.

Одностороннее направление взглядов к своей национальности, рост межэтнической нетерпимости, ксенофобия в странах СНГ обострили межнациональные отношения. Об актуальности толерантности в межкультурных взаимодействиях в Казахстане свидетельствует проект Доктрины Национального единства Казахстана, разработанный по инициативе Главы государства на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года. В настоящее время в Казахстане проводится работа по поддержанию благоприятных межнациональных отношений в рамках Программы Ассамблеи Народов Казахстан, созданной по инициативе президента Республики Казахстан. Программа активно обсуждается во всех регионах республики. Для сохранения единства, мира и спокойствия в многонациональном государстве, каковым является Казахстан, необходимо воспитывать молодежь в духе этнической толерантности.

Толерантность как принятие и уважение культурных различий рассматривается Г.Д. Дмитриевым и др., как позитивный образ иной культуры - Н.М. Лебедевой, Ф.М. Малхозовой и др.; как сочувствие, сострадание к другим

А.Г. Асмоловым, Г.У. Солдатовой и др. Воспитанию учащихся в духе толе3 рантности посвящены работы В.Я. Ершова, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, JI.JI. Сапуновой и др. Основы поликультурного образования разрабатываются А.Н. Джуринским, Р. Башарулы, Ф.Е. Утеулиева и др., методология поликультурной компетентности в межэтнических взаимодействиях М.А. Абсато-ва, определение поликультурной личности З.Б. Кабылбековой и др.

В трудах Г.У. Солдатова, Г.В. Палаткина этнотолерантность рассматривается как взаимоотношение этнофоров; в работах Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гаса-нова, В.А. Тишкова и др. - как воспитание культуры межнационального общения. Как интегративное качество личности рассматривает этнотолерантность Г.И. Пилиева и др., как активное отношение и сотрудничество - H.A. Платонов , как личностное качество - М.Н. Шаяхметов и др. Изучению особенностей межэтнической толерантности в образовательных учреждениях посвящены труды О.Ю. Межина, Ю.С. Яценко, Р.Н. Сафина и др.

Патриотизм как качество толерантной личности рассматривается в работе A.B. Лукинова и др., положительная этническая идентичность как готовность к межэтническим контактам - A.A. Байченко, роль народной педагогики в образовательной системе исследуют Т.И. Березина, Л.Б. Иваниченко и др., воспитательное пространство вуза - М. Г. Резниченко.

В Казахстане выполнен ряд фундаментальных исследований по народной педагогике (Г.Р. Бахтиярова, С.Д. Жамансариева, К.Б. Жарикбаев, С. Калиев, Б.Ж. Муканов, К.Ж. Кожахметова, А.К. Калыбекова, А.Х. Мухамбаева А. Та-былдиев). Психологические аспекты в нравственном воспитании средствами народной педагогики отражены в работах А.Е. Дайрабаева, С.К. Касенова, А.К. Кисымова, Ж.Б. Садирмекова, У.Т. Толенова, Р.К. Толеубекова и др. Однако до настоящего времени воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время не было предметом самостоятельного исследования.

Толерантность становится политическим и законодательным требованием государств, народов, людей. Возникла необходимость формирования этнической толерантности у молодежи. Уважительное отношение к личности, не4 смотря на её этническую принадлежность, понимание особенностей культур других национальностей способствует развитию духовности.

Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме этнической толерантности в самых разных ее аспектах, до сих пор не существует её общего понимания в педагогике. Многие исследователи (Г.У. Солдатова, Г.В. Палаткина, H.A. Платонова и др.) сходятся во мнении относительно социокультурной актуальности разработки этого направления. По сравнению статистики 2011 года с 1999 годом в Республике Казахстан общая численность казахов возросла на 11,61% по отношению к численности других этносов, проживающих в этом государстве. Согласно утверждению Т.Г. Стефаненко, чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, так и скрытой [101]. При таких условиях полиэтничность казахстанского общества выдвигает необходимость проведение эмпирических исследований и реализацию эффективных практико-ориентированнных программ по этнической толерантности. Толерантное отношение казахской молодежи к другим этносам является условием отсутствия дискриминации этнических меньшинств, сохранения баланса межэтнических отношений в поликультурной среде Казахстана. Отсутствие четких классификаций, их критериев свидетельствует о том, что данная проблема является актуальной, но пока еще недостаточно разработанной.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

- потребностью целенаправленного воспитания этнической толерантности студентов и недостаточной реализацией данного аспекта воспитательной работы в вузовской практике;

- этнической идентификацией личности, ориентирующейся на свою культуру и потребностью субъектов образования во взаимоотношениях в поликультурной среде;

- необходимостью этнотолерантного отношения в поликультурном обществе и недостаточным уровнем сформированности этнической толерантности студентов вуза.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания этнической толерантности студентов вуза во внеучебное время?

Решение данной проблемы составило цель исследования. Объект исследования - процесс воспитания студентов в вузе. Предмет исследования - педагогические условия воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время.

Гипотеза исследования предусматривает, что воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- использование в воспитательном процессе во внеучебное время ценностей народной педагогики и поликультурного воспитания, основанных на общечеловеческих ценностях;

- обеспечение социальной активности студентов в межкультурном взаимодействии, самоопределении в поликультурной среде, готовности к толерантному взаимодействию с иной культурой.

- реализация воспитательной программы «Воспитание этнической толерантности во внеучебное время» и деятельности клуба «Толерантность», выступающих психолого-педагогическим сопровождением воспитанности этнической толерантности студентов вуза;

- комплексное использование методов и форм воспитания, средств поликультурного воспитания, осуществление интеграции современных педагогических технологий с этнокультурными традициями.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

-определить сущность, структуру и критерии этнической толерантности студентов вуза;

-выявить личностные качества, влияющие на формирование этнической толерантности студентов вуза;

- раскрыть взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания;

- разработать и в условиях педагогического эксперимента выявить эффективность использования педагогических условий воспитания этнической толерантности студентов;

Методологической основой исследования выступили: гуманистический подход В.А. Сластенина, поликультурный подход А.Н. Джуринского, социализирующий подход A.B. Мудрика, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, работы этнопедагогов, этнопсихологов, культурологов по использованию народного опыта в воспитании молодежи.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие методологию и методику психолого-педагогических исследований (Е.М. Аджиева, Аль-Фараби, Ш.М. Арсалиев, JI.K. Гребенкина, В.Н. Гурова, В.М Золотухин, К. Ж. Кожахметова, В.Г. Крысько, A.B. Мудрик, К.А. Оразбекова, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова, З.Б. Цаллагова и др.); психологическое изучение характеристики и развития личности (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, А.К. Кисымова, B.C. Мухина, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Р.К. Толеубекова и др.); теория воспитания и учение о закономерностях целостного педагогического процесса (А.Н. Джуринский, O.E. Кондратьев, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова, А.Н. Чиж и др.); историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть историко-культурного процесса (В.Д. Афанасьев, И.М. Афонасенко, Ж. Баласугун, Ч.Ч. Валиханов, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, К. Жарикбаев, А. Э. Измайлов, С. Калиев, B.C. Кукушин и др.); теоретическое обоснование проблемы воспитания этнической толерантности (Б.З. Вульфов, Б.Л. Вульфсон, Н.С. Ладыжец, М.С. Мириманова и др.).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплексный метод, включающий: теоретический анализ философской, психологической, социологической и педагогической 7 литературы по теме исследования; специально разработанный диагностический блок, включающий методики: измерения толерантности (B.C. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура), определения эмоциональных способностей В.В. Бойко, «Тест коммуникативной установки» В.В. Бойко, 16-факторный личностный опросник Кеттела, коэффициент корреляции Пирсона, методика определения нравственного отношения к представителям других культур «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, O.A. Кравцова и др.), традиционные методы воспитания этнической толерантности.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2011 гг. в Казахстане на базе Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата. В констатирующем и формирующем этапах эксперимента участвовали 120 студентов вуза.

Этапы исследования. На первом этапе исследования (2008-2009 гг.) -поисково-теоретическом - изучалась степень разработанности проблемы в науке и педагогической практике, определялись его исходные параметры, библиографическая база, проводился теоретический анализ литературы по проблеме, осуществлялось накопление эмпирического материала по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время.

На втором этапе исследования (2009-2010 гг.) - опытно-экспериментальном - выявлялась эффективность работы по воспитанию этнической толерантности студентов во внеучебное время. Проводился формирующий эксперимент по оценке эффективности использования содержания, форм и методов педагогических решений в воспитании этнической толерантности студентов с использованием моделирования, наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, тренинга.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) - контрольно-обобщающем - анализировались и обобщались результаты экспериментального исследования, формулировались выводы, внедрялись в практику полученные результаты.

Научная новизна исследования заключается:

- в уточнении сущности этнической толерантности, которая определяется как интегративное качество личности, характеризующееся открытостью, доброжелательностью, уважением к ценностям своей культуры и других этносов, проявлением дружелюбия, равноправной установки в межличностном взаимодействии, культуры общения с представителями других этносов, уважением прав других, ответственностью, взаимопониманием; социальной активностью, эмпатией, сотрудничеством;

- в выявлении структуры и критериев воспитания этнической толерантности студентов вуза, к которым отнесены компоненты:

• мировоззренческий, характеризующий толерантное убеждение (наличие знаний о другой культуре, осмысление ситуации, понимание ценности других этнических групп), интеллектуальность, понимание индивидуальности других людей и оценка их поведения, отсутствие категоричности в оценке людей;

• эмоциональный, определяющий проявления эмпатии, эмоциональной устойчивости, доверчивости, общительности в поликультурной среде;

• деятельностный, характеризующий сотрудничество, приспособляемость, компромисс, проявление активности в социальных контактах. Общая воспитанность этнической толерантности студентов предусматривает сформированность всех составляющих ее компонентов.

- в выявлении личностных факторов формирования этнической толерантности студентов: открытость в социальных контактах, эмоциональная устойчивость, социальная активность, доверие и дипломатичность в межкультурных взаимоотношениях;

- в определении педагогических условий воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время;

-в использовании ценностей казахской культуры и поликультурной среды в воспитании этнической толерантности на основе общечеловеческих ценностей.

Теоретическая значимость исследования заключается:

-в расширении представлений о сущности этнической толерантности в студенческом возрасте путем определения понятия «этническая толерантность» как интегративного качество личности, предполагающего адекватный выбор решения заданной ситуации. Она основана на общечеловеческих ценностях, терпимом и уважительном отношении к представителям других этнических групп, уважении и понимании ценности своей и других культур, в структуру которого входят совокупность взаимосвязанных компонентов: мировоззренческого, эмоционального, деятельно-стного, отражающих знание ценностей других культур, уважительное отношение к особенностям других культур, позитивный эмоциональный настрой, умение сотрудничать в поликультурной среде, -в выявлении личностных факторов толерантности, проявляемые в открытости в социальных контактах, эмоциональной устойчивостью, социальной активностью, доверием и дипломатичностью в межкультурных взаимоотношениях, которые обусловлены характеристикой свойствами толерантной личности;

- в раскрытии этнопедагогического своеобразия казахского народа в воспитании этнической толерантности на основе традиций, ориентированных на общечеловеческие ценности, в основе которых - уважение к человеку, старшим, знание своих корней; взаимосвязь педагогики рода, общности, народности и нации с источниками этнопедагогики; использование в воспитании этнических обычаев, обрядов, родного слова, в которых воплощена народная мудрость. Формирование положительного отношения к другим этническим группам с использованием народных традиций и средств поликультурного воспитания, их ориентация на общечеловеческие ценности в воспитании этнической толерантности раскрывает взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания. Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы при раз

10 работке спецкурсов, направленных на воспитание этнической толерантности студентов. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку технология воспитания этнической толерантности студентов может применяться в воспитательном процессе средних учебных заведений и вузов Казахстана. Подготовленный в ходе исследования воспитательно-методический комплекс (программа «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время», тематические планы воспитательной работы клуба «Толерантность», задания для самостоятельной работы, методические разработки форм воспитания этнической толерантности, практико-ориентированные кейсы, конспекты занятий по анализу литературных произведений казахских писателей) может использоваться во внеучебной воспитательной работе по воспитанию этнической толерантности.

Выявленные в исследовании особенности структурных компонентов, критерии этнической толерантности и факторы, определяющие ее развитие, целесообразно использовать при разработке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межкультурного взаимодействия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность этнической толерантности рассматривается как социально-интегративное качество личности, основанное на общечеловеческих ценностях (уважительность, нравственность, миролюбие, доброжелательность и др.). Она состоит из мировоззренческого, эмоционального, деятельностного компонентов, отражающих полноту и глубину знаний о поликультурной среде, овладение основами этнопедагогики, поликультурности, проявляемых в сопереживании, уважении к людям других культур, умении сотрудничать в межкультурных взаимодействиях.

2. Определены критерии и уровни воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время, которые позволяют рассматривать ее позитивную динамику, базирующуюся на межкультурных взаимодействиях и проявляющуюся в совокупности следующих компонентов:

• мировоззренческий, характеризующий толерантное убеждение (наличие знаний о другой культуре, осмысление ситуации, понимание ценности других этнических групп), интеллектуальность, понимание индивидуальности других людей и оценка их поведения, отсутствие категоричности в оценке людей.

• эмоциональный, определяющий проявления эмпатии, эмоциональной устойчивости, доверчивости, общительности в поликультурной среде.

• деятелъностный, характеризующий сотрудничество, приспособляемость, компромисс, проявление активности в социальных контактах. Общая воспитанность этнической толерантности студентов предусматривает сформированность всех составляющих ее компонентов. С учетом выделенных критериев этнической толерантности и с учетом их показателей определены уровни воспитанности этнической толерантности (высокий, средний, низкий).

3. Воспитанность этнической толерантности обусловлена личностными качествами студентов: общительностью, эмоциональной устойчивостью, социальной активностью, дипломатичностью в межкультурных отношениях, доверчивостью к человеку. Эти качества способствуют разрешению сложных ситуаций, адекватному оцениванию степени воздействия социальных факторов на поведение собеседника, проявлению эмпатии, сопереживанию, сотрудничеству в межкультурных отношениях, положительному эмоциональному контакту в межкультурных отношениях, предполагают доверительные взаимоотношения.

4. В воспитании этнической толерантности взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания проявляется тогда, когда средства этнокультурного воспитания ориентированы на межэтническое взаимопонимание и общечеловеческие ценности. Тем самым подчеркнута взаимосвязь этнокультурного и поликультурного воспитания на основе общечеловеческих ценностей, определяются возможности единого их функционирования в обществе.

5. Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время имеет структурно-содержательное строение, базируется на идеях гуманистического, этнопедагогического и поликультурного подходов и сопровождается следующими педагогическими условиями: включение в содержание воспитания общечеловеческих ценностей (уважительность, нравственность, миролюбие, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, взаимопомощь, открытость и др.); использование воспитательных программ; интеграция современных педагогических технологий с этнокультурными традициями, содержание которых включает комплекс проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг, воспитательную работу (дискуссии, круглые столы на темы межкультурных отношений); гуманизация образования, призванная обеспечить студентов знаниями о нравственности, формирующая отношение к самому себе и другим людям, понимание и уважение ценностей других культур; использование форм и методов воспитания, ценностей народной педагогики и поликультурного воспитания; развитие социальной активности студентов во внеучебной деятельности, побуждение к самоопределению, самопознанию, самовоспитанию.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается его методологическими основами, сочетанием теоретического анализа и обобщением количественных и качественных эмпирических данных; применением совокупности методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; репрезентативной выборкой экспериментальных данных; практическим подтверждением основных положений исследования, статистической обработкой полученных в ходе эксперимента данных; успешной апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 3 п.л., которые доложены и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: г. Москва (2009 г.), г. Липецк (2009 г.), г. Алматы (2009 г.), «Педагогическое образование: вызовы XXI века» г. Москва

13

2010 г.), г. Кызылорда (республиканская конференция, 2010 г.), на методических семинарах кафедры педагогики и психологии профессионального образования (2008-2011 гг.), ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов Mill У (2009 - 2011 гг.). Результаты исследования внедрены в воспитательную работу во внеучебное время в Кызылординском государственном университете им. Коркыт Ата и университете «Болашак» (г. Кызылорда).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован 16 таблицами и 2 рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Утегенов, Жеткерген Мусаевич

Выводы по второй главе

Проведение воспитательных работ во внеучебное время способствует развитию личностных качеств и саморазвитию студентов на основе свободного выбора субъектной позиции, принятия жизненных ценностей. Внеучеб-ная деятельность как компонент педагогического процесса подчеркивает роль в воспитании социально значимых качеств студентов. Она включает: экскурсии в музеи, посещение театров, клубную работу, дискуссии, круглые столы, встречи с деятелями и героями из разных культур, КВН, конференции и другие виды, способствующие формированию нравственных и общечеловеческих качеств личности. Участие в такой деятельности повышает уровень прогностических способностей студентов, развивает умение моделировать результаты межкультурных отношений, проявлять эмпатию к другим куль

170 турам, терпимость к взглядам представителей других культур, соблюдать этику межкультурных взаимодействий, способность к открытости, компромиссу. Соблюдение принципа преемственности воспитательной работы позволяет акцентировать внимание на возрастных особенностях студентов, опираться на их активность, творческую инициативу, самостоятельность, выделять те основные направления, которые способствуют познанию и пониманию ценностей других культур, овладевать умениями и навыками межкультурного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций. Эффективность воспитательной работы повышается, когда она соответствует целям и задачам воспитания, потребностям студентов, которые вытекают из ценностей общества: общечеловеческих (нравственность, уважение к другим культурам, их традициям, принятие личности с ее культурными особенностями, этика взаимоотношений); социальных ценностей, соотнесенных с культурными и историческими традициями народа и определяющих знание истории и культуры жителей родного края, знакомство с их жизнедеятельностью; образованность и воспитанность личности являются важными критериями успешности проявления культуры межэтнического взаимоотношения, этики межкультурного взаимодействия. Методы воспитания этнической толерантности характеризуют способы достижения успешности социального взаимодействия в поликультурной среде с целью решения воспитательных задач. Они направлены на развитие потребностей и способностей студентов. Системой методов воспитания этнической толерантности выступают: методы формирования мировоззрения (рассказ, беседа, слова, диспуты); методы стимулирования поведения и формирования эмоциональных качеств (воспитывающие ситуации, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта межкультурного взаимодействия (упражнение, поручение, педагогическое требование). Разработанный комплекс диагностических методик позволяет обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания этнической толерантности студентов.

Первоначальные результаты изучения уровней этнической толерантности студентов выявили, что существующая система воспитательной работы по формированию у студентов качеств личности не обеспечивает необходимого уровня воспитанности их этнической толерантности. Неподготовленность студентов к взаимодействию с представителями иной культуры проявляется, в частности, в слабом знании ценностей других культур, в разрыве между этнокультурным и поликультурным воспитанием, низким уровнем позитивного эмоционального отношения к традициям иной культуры, в недостатке опыта взаимоотношения в поликультурной среде и адекватном поведении молодежи в отношении других культур.

Опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение и обогащение опыта взаимодействия студентов в поликультурной среде, на важнейшие аспекты межкультурных отношений; на исследование влияния использования методов и средств этнопедагогики и поликультурного образования на уровень воспитанности этнической толерантности студентов.

Процесс воспитания этнической толерантности студентов как этап соци-ально-интегративного развития личности осуществлялся посредством освоения разработанной автором программы «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время» в условиях совместной деятельности педагогов, студентов и обеспечивал выполнение функций их социального и личностного самоопределения.

Структура и содержание воспитательного процесса обеспечивают формирование толерантных установок и внутренней готовности студентов к жизни в поликультурной среде. Воспитание этнической толерантности студентов реализуется на основе принципов народности, культуросообразности, гуманизации в совокупности с непрерывностью, целостностью, интеграцией воспитания и развития, взаимосвязи знаний и практической деятельности, учета региональных особенностей проживания в монокультурной среде и уровня воспитанности этнической толерантности студентов.

Анализ результатов исследования свидетельствует об эффективности ис

172 пользования педагогических условий, таких, как: гуманизация образования, формирующая отношение к самому себе и другим людям, понимание и уважение культуры и личности других; воспитательные ситуации, транслирующие культуру; формы и методы воспитания на основе народных традиций, повышение роли поликультурного воспитания в формировании этнической толерантности студентов. В результате совместной организации клубной деятельности и реализации воспитательной программы «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время» у студентов произошло осознание значимости этнической толерантности в поликультурной среде, необходимой для успешной жизнедеятельности в ней, повышения культуры общения с представителями иной культуры и воспитанности.

Социально-интегративное развитие личности проявляется в ее качественном изменении в процессе воспитания этнической толерантности, приобщении её к лучшему наследию прошлого, к истокам педагогической мудрости народного опыта, к общечеловеческим ценностям (уважение, взаимопомощь, сотрудничество, нравственность, дружелюбность и др.), выступающим основными понятиями поликультурного воспитания. Поэтому в процессе воспитания нового поколения необходимо использовать прогрессивные народные традиции, приоритетные идеи поликультурного воспитания, способствующие формированию гражданственности, патриотизма, позитивного отношения к иным культурам, наполняя их новым содержанием; следует устранять негативные пережитки, пропагандировать лучшие образцы народных традиций и современного поликультурного общества, что значительно обогатит программу воспитания и расширит кругозор студентов.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила действенность, целесообразность и эффективность предлагаемой методики воспитания этнической толерантности студентов с использованием материалов и технологий во взаимосвязи этнопедагогического и поликультурного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной мерой профилактики межкультурного конфликта представляется эффективное воспитание этнической толерантности молодежи. Теоретический анализ, изучение практического этнопедагогического и поликультурного опытов воспитания этнической толерантности выявили многогранность данной проблемы, ее актуальность и сложность.

На основе гипотезы исследования нами интерпретированы его эмпирические результаты и получены определения для всестороннего понимания факторов этнической толерантности. Этнопедагогические особенности и поликультурное воспитание как преобразующие элементы предмета нашего исследования вызвали планируемое нами изменение уровней воспитанности этнической толерантности студентов. Для функционирования преобразующего элемента предмета исследования были разработаны соответствующие задачи исследования, в которых теоретически обоснована сущность преобразующих элементов, раскрыто понятие «этническая толерантность»; выявлено этнопе-дагогическое своеобразие воспитания этнической толерантности. Из большого количества традиций этнопедагогики учитывались этнические и социокультурные особенности, способствующие успешному воспитанию этнической толерантности, определены возможности поликультурного воспитания; раскрыты сущность, содержание и структура этнической толерантности с учетом этнических особенностей, традиций казахов и поликультурной среды; разработаны критерии и уровни воспитанности этнической толерантности.

Разработана и апробирована воспитательная программа «Воспитание этнической толерантности», создан воспитательно-методический комплекс для практической реализации авторских программ. Воспитательно-методический комплекс как элемент целостной педагогической системы воспитания этнической толерантности студентов включает авторскую воспитательно-познавательную программу клуба «Толерантность», которая состоит из трех блоков: первый определяет усвоение студентами этнической ценности и осо

174 бенности поликультурной среды; ценности разных культур и этносов. Второй определяет чувство сопереживания, дружелюбия, милосердия к иным культурам, человеку как основу поликультурной среды, подчеркивает значимости межкультурного взаимоотношения, определяет факторы риска и успеха в межкультурных отношениях, осознания студентами необходимости уважительного отношения как функции единства. Третий блок предоставляет знание о поликультурной среде; умений сотрудничества и приспособления в ней.

В комплексной программе усилена практическая направленность воспитательных работ за счет обогащения содержания каждой темы творческими, проблемными заданиями, социально-психологическими тренингами, ролевыми играми, ситуациями, включением в комплекс материалов устного народного творчества. Содержание каждого раздела наполнялось соответствующими активными формами, методами (экскурсии, выставки, дискуссии, круглые столы, диспуты, сочинения, моделирование, музыкально-поэтические диалоги, тематическая подборка пословиц и поговорок).

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что материалы по этно-педагогике и поликультурного воспитания помогают студентам осознать конкретный смысл ее содержания, глубже понять особенности и историческую преемственность образа жизни народа и одновременно выделить общечеловеческие ценности. Основываясь на этом, студенты имели возможность свободы выбора ценностей, их принятие или отрицание как реальное руководство, действенную установку в совершенствовании личных качеств и поведения, изменений взглядов.

В ходе эксперимента значительно увеличилось число студентов с высоким уровнем воспитанности этнической толерантности, сократилось их число с низким уровнем проявления воспитанности.

Полученные опытно-экспериментальные данные подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время будет успешным, при соблюдении следующих условий:

-системное использование в воспитательном процессе внеучебное время ценностей народной педагогики и поликультурного воспитания, основанных на общечеловеческих ценностях; -воспитание обеспечивает формирование у студентов социальной активности в межкультурном взаимодействии, самоопределения в поликультурной среде, готовность к толерантному взаимодействию с иной культурой.

- программы «Воспитание этнической толерантности во внеучебное время» и деятельности клуба «Толерантность» выступают психолого-педагогическим сопровождением воспитанности этнической толерантности студентов вуза;

- комплексное использование методов и форм воспитания, средств поликультурного воспитания, осуществляется интеграция современных педагогических технологий с этнокультурными традициями, гуманизация образования.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Сущность этнической толерантности определяется сформированностью нравственно-психологических качеств личности, основанных на народной педагогике и общечеловеческих ценностях, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов, способствующих осознанию межкультурных отношений. Она характеризуется адекватным восприятием студентами социальных норм поведения в поликультурной среде, обязанностей и требований, которыми регламентируется межкультурные отношения.

2. Содержание научно-педагогических основ воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время имеет структуру, представляющую единство мировоззренческого, эмоционального, деятельностного компонентов. Мировоззренческий компонент проявляется в гуманистической направленности личности. Ее составляющими элементами являются знание особенности своих и других культур, осознание принадлежности к мировому сообществу, понимание ценности разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к этнонациональ

176 ным особенностям народов, имеющие свои критериальные показатели: толерантное убеждение (наличие знании о другой культуре, осмысление ситуации, понимание ценности других этнических групп), интеллектуальность, понимание индивидуальность других людей и оценка поведения других людей, некатегоричность в оценке людей. Эмоциональный компонент сводится к желанию создать хорошие условия в межкультурных отношениях, любви к людям, положительному эмоциональному настрою на создание и укрепление межкультурного взаимодействия в различных ситуациях, овладению совокупностью знаний о межкультурных отношениях, сопереживание, коммуникабельность, использованию народной педагогики в межкультурных отношениях. Критериальными показателями являются: эмпатия, эмоциональная устойчивость, доверчивость, общительность. Деятельностный компонент проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в межкультурных отношениях: коммуникативные, адаптационные, умение строит нравственное отношение с другими членами этнических групп, умения и навыки прогнозировать ситуацию и поставить себя в место другого, навыки сотрудничества, умение разрешить сложные межэтнические ситуаций, способность к толерантному взаимодействию, саморегуляцияю, умение активно участвовать в обсуждения проблем межкультурных отношений. Их критериальными показателями выступают: сотрудничество, приспособляемость, компромисс, проявление активности в социальных контактах.

Единство компонентов отражает совокупность устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность. Их становление сопровождается решением личностью задач: социально-психологических, культурных, общественных. Целостная реализация содержания обеспечивает формирование толерантных установок, воспитанности этнической толерантности и внутренней готовности студентов к межкультурному диалогу.

3. Выявленные критерии и уровни воспитанности этнической толерантности позволяют рассматривать ее позитивную динамику в совокупности следующих признаков: полнота и глубина знаний о культуре своей и других этносов,

177 народных традиций; умение принимать эти знания в поликультурной среде; умение ценить человека как личность, общечеловеческие ценности, межкультурные отношения; положительный взгляд к ценностям иных культур; наличие потребности в духовном самосовершенствовании своей личности; потребность в общении с представителями других культур, сопереживание им, уважение, доброта, внимание. На их основе выделены уровни воспитанности этнической толерантности: высокий, средний, низкий. 4. Определены педагогические условия, влияющие на изменение уровней воспитанности этнической толерантности с устойчивой тенденцией к их повышению. Они охватывают:

- использование ценностей народной педагогики (этнических обычаев, обрядов, родного слова, в которых воплощена народная мудрость, значимость народных черт характера: уважение старших, гостеприимства, взаимопомощи, терпимости и др.);

- комплексность в использовании мировоззренческих методов (рассказ, беседа, слова, диспуты), методов стимулирования поведения и формирования эмоциональных качеств (воспитывающие ситуации, метод примера, способствующие установлению эмоциональных связей между людьми через идентификацию, достижение общности чувств), методов организации деятельности и формирования опыта межкультурного взаимодействия (упражнение, поручение, педагогическое требование); форм (этнография (знания о национальных традициях), поликультурное (знание о традициях иных культур, уважение представителей других культур, нравственное отношение к традициям других этносов, терпимость к их убеждениям, умение поставить себя на место другого), устное народное творчество (пословицы, поговорки и т.д.), приемов (показ умений, подражание, ориентация на ценности, этикет обращения); средств (^материальная культура, народные ремесла, фольклор, творчество других культур, ценности иных этнических групп, культурное объекты, культурно-массовые работу, с помощью которых обеспечивается формирование этнотолерантных качеств студентов и др.) педагогического воспитания;

- социальные ценности, соотнесенные с культурными и историческими традициями народа, определяют знание истории культуры жителей родных краев, знакомство с их жизнедеятельностью.

- развитие социальной активности студентов во внеучебной деятельности, побуждение к самоопределению, самопознанию, самовоспитанию;

- ориентация на общечеловеческие ценности (любви к Родине, миролюбие и человеколюбие, доброжелательное отношение к другим национальностям, компромисс, сотрудничество, уважение индивидуальности каждого человека, нравственность, уважение к другим культурам, их традициям, принятие личности с ее культурными особенностями, этику взаимоотношения, личное знакомство людей разных наций и др.) в воспитательном процессе.

- осуществление программы «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время» способствует укреплению ценности своей культуры, способствующих формированию уважительного взаимодействия в поликультурной среде; усвоению знания о поликультурной среде, развивать умения и навыки взаимодействия с представителями иных культур, необходимые в будущей социальной, личной и профессиональной жизни.

- гуманизация образования, формирующие отношение к самому себе и другим людям, понимание и уважение культуры личности других, обеспечить их знанием о нравственности, развивает умение взаимодействовать с иной культурой, формирует нравственные качества, выступающие основами поведения в межкультурных отношениях.

5. Установлено, что эффективность воспитания этнической толерантности студентов базируется на идеях этнопедагогического и поликультурного подходов и сопровождается:

- включением в содержание воспитания этнических особенностей культурной и социальной среды, традиций народа, поликультурной среды;

- исследовательской и творческо-целевой направленностью воспитательного процесса;

- осмыслением студентами личностных качеств, способствующих к положительному взгляду другим культурам.

6. Стержнем воспитательно-методического комплекса выступает работа клуба, целью которой является оптимизация процесса пропаганды общечеловеческих ценностей, воспитание на основе народной педагогики и поликультурного воспитания. Воспитательно-методический комплекс (программа «Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время» и воспитательная программа в клубе «Толерантность») выступает как основной элемент систематизации знаний, умений, навыков и ценностей воспитания этнической толерантности с опорой на опыт народной педагогики, национальной культуры и вовлечения в реалии поликультурной среды. Задачи клуба реализуются через организацию информационно-познавательной, эмоционально-оценочной и игровой деятельности ее участников.

Таким образом, проведенное исследование может послужить основой для дальнейших творческих поисков в разработке научных основ воспитания этнической толерантности в единстве этнопедагогического и поликультурного воспитания. Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся опыта зарубежных стран по воспитанию этнической толерантности; формирования готовности преподавателей и студентов педагогических вузов в воспитании этнической толерантности в учебное время и в предметных занятиях, в школьном воспитательном процессе с учетом взаимосвязь национально-региональных особенностей и поликультурной среды.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Утегенов, Жеткерген Мусаевич, 2011 год

1. Абай. Книга Слов. Поэмы. Перевод с казахского К. Серикбаевой, Р. Сей-сенбаева. Алматы: EJ1, 1992. - 272 с.

2. Абсатова М.А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников. Автореф. дисс . док-ра. пед. наук. Алматы, 2009. - 44 с.

3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. Пер. с нем. М., «Коги-то-центр»,2002. - 220 с.

4. Адлер А. Понять природу человека. СПб: Гуманитарное агенство «Академический проект», 1997. - 228 с.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А.Адлер; пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.

6. Аль Фараби. Социально-этические трактаты. Алматы, 1973. - 180 с.

7. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? 2-е изд., Москва «Просвещение», 1991,- 175 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351 с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности/ Под ред. Логиновой H.A. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. - 549 с.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003. Изд. пятое. - 363 с.

11. Антилогова Л.Н. Семья как фактор формировния нравственного сознания личности ребенка: Материалы Всероссиской научно-практической конф. (2930 мая, 2001 г.). / Под ред. С.Н. Крыгиной и др. Магнитогорск: Изд: МагУ, 2001.-215 с.

12. Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев. Алматы: Рауан, 1995. - 512 с.

13. Аристотель. Этика/ Аристотель; Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер.

14. М.: «Издательство ACT», 2002. 492,4. с.181

15. Арсалиев Ш.М. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов: Диссертация . д-ра пед. наук. -Москва, 1999. 317 с.

16. Аширбагина H.JÏ. Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения. Автореф. дисс . канд. пед. наук. Омск, 2005. - 24 с.

17. Байченко A.A. Формирование этнической идентичности городских подростков. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1999. -252 с.

18. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. - М., 2000. - 188 с.

19. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. М.: Высшая шк., 1980. - 155 с.

20. Белинский В.Г. Собрание сочинения. В 9-х т. Т.З. М.: Худ. Лит., 1982. -783 с.

21. Бируни А.Р. Избранные произведения. Ташкент, 1963. - с. 58.

22. Брачун Т. А. Этническая культура в глобализирующемся мире (на материале чукотского этноса). Магадан: Ноосфера, 2010. - 255 с.

23. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальных процессов/ Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР: Сборник/АН СССР Отв. ред. Ю.В. Бромлей. Таллин, 1978. - 130 с.

24. Букреев В.И. Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). М.: МПСИ, 2007. - 336 с.

25. Валиханов Ч.Ч. Избранные. 2-е издание. Алматы: «Жазушы», 1985. -560 с.

26. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. - 291 с.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашская кн. изд., 1974. -380 с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

29. Воспитание как педагогический процесс/Под общ. ред. Н. Е. Щурковой. М.; ГНО «Прометей» МПГУ, 2004.-352 с.

30. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

31. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. / Б. JL "Вульфсон М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. - 80 с.

32. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

33. Головинская Е.В. Воспитание толерантности подростков в процессе межкультурного общения (на примере Ассоциированных школ ЮНЕСКО). Ав-тореф. дисс . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 21 с.

34. Гребенкина JI.K., Аджиева Е.М. Своеобразие национального и патриотического воспитания // Педагогическое образование и наука. МАНПО. М., 2006. № 3, С. 49-54.

35. Демократия: конфликтность и толерантность: монография / Под ред. B.C. Рахманина. Воронеж: Воронеж.гос.ун-т, 2002. - 402 с.

36. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. М.: Академия, 2008. - 304 с.

37. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., Прометей, 2002. - 72 с.

38. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. - 67 с.

39. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. 3-е изд. - М.: Московск. психолого-соц. институт: Флинта, 2004.-336 с.

40. Жарикбаев К.Б. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. Алма-Ата, 1978. - 82 с.

41. Желнович О.В. Воспитание толерантности студентов ВУЗА. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. - 23 с.

42. Жусуп Баласугуни. Кутты билик / Перевод А. Егеубаев. Алматы, 1986. -298 с.

43. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетенции специалиста-менеджера: монография / Е.Г. Залюбовская, А.Н. Стрижков. Череповец, 2009. - 193 с.

44. Захарова И.В. Социальная психология: учебно-методический комплекс. -Ульяновск, 2005. 140 с.

45. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: Автореферат дисс . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2004. - 44 с.

46. Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001. - 145 с.

47. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. -М.: Академия, 2008. 272 с.

48. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2009. 208 с.

49. Измаилов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Москва «Педагогика», 1991. - 256 с.

50. Исаева О.В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе ВУЗА. Оренбург, 2004. Дисс. канд. пед. наук. - 180 с.

51. Калиев С. История и основы теории казахской этнопедагогики. Алматы «Рауан», 1998. 128 с.

52. Кадацких И. Ю. Особенности этнокультурного "Я" в структуре самосознания формирующейся личности Текст.: монография. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2010. - 178 с.

53. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 310 с.

54. Келли А.Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. - 225 с.

55. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики, 2004. - 528 с.

56. Кожахметова К.Ж. Теоретико-методологические основы казахской этно-педагогики. Дисс . д-ра. пед. наук. Алматы, 1998. -431 с.

57. Кожухарь Г.С. Проблемы толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии, 2006. № 2. с. 8.

58. Кондратьева O.E. О формировании педагогических знании и умений у старшеклассников / Подготовка школьников к семейной жизни: материалы семинара. Под ред. И.В. Гребенникова, JI.B. Ковинько. М., 1987. С. 54-58.

59. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

60. Кудзиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования. Дисс . канд. пед. наук. Москва, 2003. - 163 с.

61. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте. Дисс . канд. псхол. наук. Астрахань, 2006. - 152 с.

62. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М: Наука. 1997. - 446 с.

63. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука. 1995. - 271 с.

64. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие, М: Гардарики, 2002. - 603 с.

65. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. - 288 с.

66. Майерс Д. Социальная психология. СПБ.: Изд-во «Питер», 1999. - 688 с.

67. Маликов Р. Татарские пословицы как средство народной педагогики. // Принцип гуманизма основа народной педагогики: Тезисы докладов 3-ей международной научно-педагогической конференции. В 2-х частях. - Казань. 1996. Часть 1.С. 127-130.

68. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой A.M. -СПб: Евразия, 1999. 478 с.

69. Матвеев П.Е. Межэтническая толерантность: религиозные и нравственные аспекты: Материалы научно-практических конференций. Проблемы межэтнической толерантности и этноконфессиональных отношений в Центральной России Текст. Владимир, 2010. - 277 с.

70. Межкультурная коммуникация основа формирования толерантности в молодежной среде / Общ.ред. В.А. Рамих. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2005. - 102 с.

71. Мирзоянов A.A. Воспитание этнической толерантности учащихся средствам народной педагогики (из опыта школ республики Татарстан). Автореф. дисс. канд . пед. наук. Елабуга, 2006. с. 17.

72. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. М., 2002. № 2. С. 104-116.

73. Мириманова М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. Монография. М: Прометей, 2004. - 256 с.

74. Мудрик А. В. Психология и воспитание. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 472 с.

75. Мухамбаева А. Самобытная национальная культура как средство воспитания школьников // Воспитание школьников. М., 1982. №6. С. 6-9.

76. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. - М., 2006. - 456 с.

77. Невмержицкая Е. В. Этнокультурное воспитание молодежи в процессе изучения немецкого языка: концепции и реалии Текст.: монография. М.: Граница, 2010- 159, 1. с.

78. Новикова В. И. Народная мудрость как источник воспитания доброты у младших школьников. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2009. - 102 с.

79. Оконешникова H.JI. Формирование толерантности в семье. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 2006. - 156 с.

80. Осеров Н., Естаев Ж. Ислам и традиция казахов. Алматы «Казахстан», 1992, 152 с.

81. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А. 3-е изд., - Москва, 2004, 576 с.

82. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем, слово», 2005. 720 с.

83. Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время вузе. Автореф. дисс . канд. пед. наук. Москва, 2008. - 22 с.

84. Платонова H.A. Воспитание межэтнической толерантности студентов педколледжа. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Барнаул, 2007. - 21 с.

85. Помилуйко В.П. Годы возмужания. М.: Лениниздат, 1985. - 189 с.

86. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский Самара, 2001. - 672 с.

87. Преодоление негативного и деструктивного этноконфликтологического влияния в молодёжной среде: научно-методическое пособие/ Леванова Е.А., Серякова С.Б., Плешаков В.А. и др. М.: Акрополь, Mill У-МОСПИ, 2008. -76 с.

88. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой,

89. Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. - 172 с.187

90. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, A.A. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 240 с.

91. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза. Автореф. дисс . канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. - 24 с.

92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

93. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.II. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

94. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы лично-сти//Вопросы психологии. -М., 1957. № 3. С 131.

95. Сафонова М.В. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссиской научно-практической конференции / Под ред. С.Н. Крыгиной, O.A. Копцевой. Магнитогорск, 2001. - С 68.

96. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебн.пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластени-на. М.: Изд.центр «Академия», 2000. - 336 с.

97. Серякова С.Б. Этнокультурная компетентность педагога дополнительного образования: монография. М.: Mill У, 2005. - 132 с.

98. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

99. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд.испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 368 с.

100. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

101. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, Изд-во: «Радянська школа», 1975. - 236 с.

102. Тоидис В. П. Образовательное пространство Северокавказской поликультурной среды в контексте этнокультурных проблем Текст.: монография. Карачаевск, КЧГУ, 2011. - 166 с.

103. Толерантность. Сборник статей под ред. Н.С. Ладыжец. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2002. - 254 с.

104. Толеубекова Р.К. Научно-педагогические основы нравственного воспитания старшеклассников в современном социокультурном обществе. Дисс. . д ра. пед. наук. - Алматы, 2001. - 311 с.

105. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. 1. Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), М: «Педагогика», 1974. - 584 с.

106. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988. Т.2. - 492 с.

107. Федорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. Дисс.д ра пед. наук. - М., 2006. 528 с.

108. Флоренская П.А. Плач богоматери. Тр. Сергиевой лавры, 1907. - 24 с.

109. Формирование духовной культуры студенческой молодежи. Л. А. Аза, Н. А. Бегека, В. И. Казачков и др. К.: Выща шк., 1990. - 110 с.

110. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов В.Н. Галяпина и др. -М., 2004. 240 с.

111. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М., 1990. - 368 с.

112. Фромм Э. Искусство любить / Под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. СПб.: Азбука классика, 2005. - 430 с.

113. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.

114. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. -390 с.

115. Цаллагова 3. Б. Теория и практика функционирования афористическихсредств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа.

116. Дисс. . д-ра пед. наук. Москва, 1998. - 427 с.189

117. Цируль О.В. Формирование толерантности учащихся как фактор социализации личности. Дисс . канд. пед. наук. М., 2005. - 214 с.

118. Чиж А.Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960 1980 - е годы. Дисс . д-ра пед. наук. — Луганск, 1998.-258 с.

119. Шеина И.М. Личная идентичность в межкультурной коммуникации // Педагогическое образование и наука. М.: МАНПО, 2008. № 7. - С 27-33.

120. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала / Редактор-составитель энциклопедии Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2010. 790 с.

121. Яценко Ю.С. Воспитание толерантности студентов в процессе межкультурной профессиональной коммуникации. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 22 с.

122. Dollard J., Neal Е. Miller. Personality and Psychotherapy: An Analysis in Terms of Learning, Thinking, and Culture. Ney York, 1966. - 488 p.

123. Kirk L., Burton M. Meaning of Maasai Personality descriptors. American Ethnologist. 1978, vol. 4, № 4. c. 734-764.

124. Kirson S. Weinberg. Social problems in modern urban society. Second Edition. Chicago: Prentice-Hall, Inc., 1970. - 566 p.

125. Sahakian W. S. Introduction to the Psychology of learning. Itasca, Illinois: F.E. Peacock Publishers, Inc, 1984. - 505 p.

126. Кцсымова А. К,. Кдзактыц хальщтык; педагогикасы аркылы окушыларга адамгершшпс тэрбие беру. Пед. гыл. канд. дисс. Алматы, 1994, - 137 с.

127. Оразбекова К.А. Жеке т^лга ^лттьщ тэрбиесшщ гылыми-педагогикалыкнепздерь Пед. гыл. д ры . дисс. - Алматы, 2001. - 298 с.190

128. Сэд1рмекова Ж.Б. Жеткшшектерд1 хальщтьщ педагогика аркылы адамгершпикке тэрбиелеу. Пед. гыл. канд. дисс. Алматы, 1994, - 159 с.

129. Мустафаев Н. Полиэтничность как фактор развития Электронный ресурс.. URL: http://zonakz.net/articles/28951. Загл. с экрана. Яз. рус. - Аналог печат. изд. (Журнал "Правила игры", 2010, апрель) (Дата обращения 22.04.10).

130. Нечаева E.JI. Этнополитическая ситуация в Казахстане Электронный ресурс. URL: http://kazregion.kz/2010/03 (дата обращения 22.04.10).

131. Соловьева Г. Эпоха, схваченная в мысли Электронный ресурс./ Соловьева Г. 1999-2010 АО «Республиканская газета „Казахстанская правда"» -Электрон, ст. Архив - 20.04.2006. http://www.kazpravda.kz/c/l 145479023 (дата обращения 24.04.10).

132. План работы клуба «Толерантность»

133. Тема Цель Методы Форма проведения1 2 3 4 5

134. Наш Гани Спектакль Воспитание патриотизма, дружбе, взаимопониманию, активности, умение позитивно взаимодействовать с иными культурами Пример, рассказ, наблюдение Обсуждение после просмотра спектакля Круглый стол

135. Не делайте друг другу больно спектакль Воспитание сочувствию, сопереживанию, нравственности, уважения в межличностных отношениях объяснение, наблюдение Обсуждение после просмотра спектакля Круглый стол

136. Ах, этот хромой мир! спектакль Воспитание чувство юмора, сочувствие, сопереживание, нравственности, открытости, коммуникабельности в межкультурных взаимоотношениях Пример, объяснение, наблюдение Обсуждение после просмотра спектакля Круглый стол1 2 3 4 5

137. Права гражданина Воспитание законопослушности, равноправию всех граждан, выявление роли личности, его прав, уважение прав личности других культур, уважению закона РК Объяснение, беседа Круглый стол, встреча с представителями правовых органов

138. Дружба народов Знание творчеств разных культур, освоение их ценности. Воспитание сотрудничеству, уважению представителей других культур пример, требование Молодежное шоу, театрализованные выступления

139. Уважение к старшим, забота о младших Воспитание к уважительному отношению к старшим, снисходительность к другому, взаимопомощи, умения сопереживания пример, воспитывающие ситуаций Воспитательный час

140. Монокультурность или поликультурность. Расширение понимания особенностей монокультурной и поликультурной среды, ценности поликультурного общества, воспитание критическому мышлению убеждение, диспут Дискуссия

141. Свой среди чужих Способствовать пониманию студентов культуры других этносов, уважение представителей других этнических групп как личность, развитие межкультурного взаимопонимания Рассказ, наблюдение, моделирование тренинг

142. Мы с тобой одна семья! Создание чувства сопричастности, воспитание дружелюбности, умение видеть равным других Познавательная игра игра1 2 3 4 5

143. Ищу друга! Создать условие осознанию нравственных качеств, коррекция качеств личности, осознание себя как гражданина, эмпатия Познавательная игра Тренинг-игра

144. План программы «Воспитания этнической толерантности студентов вовнеучебное время»

145. Тема Цель Методы Форма проведения1 2 3 4 5

146. Этнотолерант-ность залог мира! Формирование научное понятие об этнической толерантности, о ее роли в межкультурных отношениях Убеждение, объяснение, проблемный Лекция-беседа

147. Основы поликультурного воспитания Передача особенности взаимоотношения в поликультурной среде, ее научное основы, взаимосвязь с народной традициями Убеждение, воспитание словом (метод требование), Лекция-семинар

148. Человек в культурах этноса Передача знаний о человеке как ценности, о природе жизнедеятельности разных культур, воспитание уважительным отношениям Объяснение, лекция, рассказ Лекция-семинар

149. Факторы конфликтов в межкультурных отношениях Передача знаний о конфликтологии, информации о факторах конфликтов, позиции личности в конфликтных ситуациях Объяснение, убеждение Лекция-беседа

150. Традиция и толерантность Воспитание нравственности с использованием народных традиций, определение взаимосвязи традиций и толерантности, расширение понимания понятии толерантность Объяснение, пример, дискуссия Диспут1 2 3 4 5

151. Экскурсия в областной музей Воспитание патриотизму, межнациональному взаимопониманию, уважение других культур Беседа, наблюдение, демонстрация Обсуждение после экскурсии, круглый стол

152. Экскурсия в районный музей Воспитание патриотизму, уважение личности, эмоциональной устойчивости, активности Метод примера, беседа, наблюдение Обсуждение после экскурсии, круглый стол

153. Поликультурность наша среда Воспитание пониманию важности поликультурности, пониманию разнообразности мира, уважение как личности представителей других культур Метод проблемного изложения, дискуссия Диспут

154. Бумажный бум Воспитание неагрессивному поведению, развитие умение взаимодействовать Познавательная игра, упражнение Тренинг игра

155. Этнос Воспитание межкультурному взаимопониманию Познавательная игра Тренинг игра

156. Уровни этнической толерантности студентов контрольной группы по завершению эксперимента100 -1908070605040302010 ■ щ0г низкий73,3мировозренче скии компонентэмоциональный компонентдеятельностный компонентнизкии среднии высоким

157. Уровни этнической толерантности студентов экспериментальной группы по завершению экспериментамировоззренческий компонентэмоциональный компонентдеятельностный компонентнизкий среднии высоким

158. Тест «Умеете ли Вы слушать»

159. Цель: определить уровни умения слушать в межличностном общении с представителями иной культуры1. Инструкция

160. На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: "почти всегда" 2 балла, "в большинстве случаев" - 4 балла, "иногда" - 6 баллов, "редко" - 8 баллов, "почти никогда" - 10 баллов.

161. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

162. Раздражают ли вас манеры партнера из иной культуры по общению?

163. Может ли неудачное выражение человека другой национальности спровоцировать вас на резкость или грубость?

164. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком другой культуры?

165. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

166. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

167. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

168. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

169. Поправляете ли вы человека другой национальности, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

170. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению представителя другой культуры?1. Обработка и интерпретация

171. Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать! Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

172. На основе теста в процессе формирующего эксперимента получены результаты умение слушать других, необходимое в толерантном взаимодействии и свидетельствующее об эффективности воспитательной программы. Таблица 15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.