Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Емузова, Нина Гузеровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Емузова, Нина Гузеровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
ЧЕСТИ И СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА КАК НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
§1. Философско-этические и психолого-педагогические основы понятий "честь и собственное достоинство".
§2. Проблемы воспитания чести и достоинства детей в адыгской этнопедагогике.
§3. Особенности проявлений чувства чести и собственного достоинства у современных подростков
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ЧЕСТИ И СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ПОДРОСТКОВ
§1. Самоутверждение - основной путь формирования чувства чести и собственного достоинства
§2. Социальные, психолого-педагогические и правовые условия формирования чувства чести и собственного достоинства
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Абатнина, Ирина Анатольевна
Патриотическое воспитание подростков в условиях поликультурной среды2006 год, кандидат педагогических наук Литвиненко, Владимир Васильевич
Формирование основ человеческого достоинства у школьников-подростков средствами психологии2001 год, кандидат педагогических наук Зарубина, Татьяна Ивановна
Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям1989 год, Гавриловец, Клара Всеволодовна
Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе2009 год, кандидат педагогических наук Левкина, Татьяна Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков»
Проблема формирования чувства чести и собственного достоинства не нова, однако в современных условиях развития нашего общества актуальна по нескольким причинам социального, психолого-педагогического и правового характера.
Во-первых, это связано с конкретными требованиями к человеку изменяющегося общества. Не "винтик" отработанной системы, а личность, "ядро" которой составляют такие качества, как уверенность в себе, собственное достоинство, честь, индивидуальность, предприимчивость, трудолюбие, работоспособность, профессионализм, готовность и способность учиться и переучиваться и т.д.
В настоящее время происходит активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентаций подростков и молодежи. В их глазах заметно меняется роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. Соответственно растет и понимание человеком себя как самоценности. Постановка вопроса о правах и свободах человека, о защите его чести и достоинства из пропагандистской плоскости стала быстро переходить в плоскость практическую, человеческая личность ставится в центр нового мировоззрения, и это важный залог успеха в формировании нового общества. Лишь 13% опрошенных подростков надеются на помощь государства в трудную минуту, на родителей -половина, на друзей - каждый пятый. Молодые люди все яснее осознают, что гарантией реализации их жизненных планов, достижения жизненного успеха сегодня является только сама личность (71% опрошенных).
Во-вторых, с изменениями в способах регулирования поведения человека, т.е. переходом от старых внешних регуляторов поведения, которые принципиально не применимы в условиях демократического общества, к внутренним регуляторам поведения, ориентированным на более высокий тип личности. А одним из таких регуляторов является развитое чувство чести и собственного достоинства, так как именно через них осуществляется наиболее типичный для морали способ регулирования поведения человека, который добровольно, в полном соответствии со своими чувствами и убеждениями, совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества.
К сожалению, процесс ослабления и вытеснения старых, жестких форм регулирования идет быстрее, чем становление новых внутренних духовных регуляторов поведения, что приводит к тому, что в сознании части людей возникает духовно - нравственный "вакуум", особенно опасный для детей и молодежи, процесс социализации которых еще не завершен.
Это проявляется и в утверждении индивидуалистической морали у части детей и молодежи.
Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими, самоограничиваться (что отвечало бы их же интересам), и в результате вступают в конфликт с обществом.
Ценности, которые составляют прежде всего цели человеческой жизни (познание, образование, труд, творческая деятельность, наука, искусство, культура и т.д.), резко снизили свое значение, переместились в нижнюю часть ценностной иерархии, из ценностей-целей превратились в ценности -средства, то есть наряду со снижением ценности служения надличностным целям происходит упрощение, примитивизация истинно сущих ценностей, выхолащивание из них духовного, возвышенного начала. Но чем ниже значение ценностей, которым служит и ради которых он живет, тем ниже достоинство личности. Прагматизм, который исповедует большинство нынешней молодежи, ведет к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
В-третьих, с позитивными изменениями в стране, связанными с восстановлением прав человека. Юридические, правовые акты, принятые за последние годы, являются благоприятной почвой для сохранения человеком своего достоинства, приумножения чести, таким образом создаются внешние условия формирования внутренних регуляторов развивающейся нравственной личности.
В-четвертых, существование этнопедагогических корней формирования интересующих нас качеств в национальной республике, так как учет особенностей, традиций народов, условия среды, в которой складываются основы развития личности ребенка, очень важны при проведении воспитательной работы.
Причин может быть намного больше, мы охарактеризовали только основные, однако и здесь напрашивается вывод о необходимости в нынешних условиях усиления внимания к формированию у подростков чувства чести и собственного достоинства как качеств личности. На наш взгляд, по мере усложнения задач совершенствования общества значение ЧЧСД будет постоянно возрастать.
Однако изучение данной проблемы показало, что честь и достоинство редко упоминаются в публицистической литературе, в средствах массовой информации, да и в воспитательных системах различных учебных заведений. Практически отсутствуют современные научные разработки по данной теме. И как результат, опрос детей и подростков г. Нальчика выявил, что среди качеств, которые они считают наиболее ценными, интересующие нас качества упоминались очень редко. В основном подростки связывают их с историческим прошлым, с понятием "рыцарской чести", "достоинством воина". Честь и достоинство редко проявляются в их повседневной жизни.
Эти причины побудили нас более глубоко заняться исследованиями теоретических основ чувства чести и собственного достоинства в отечественной и зарубежной науке, рассмотрением интересующих нас качеств с философско-этической и психолого-педагогической точек зрения, изучением и обощением опыта воспитания чести и достоинства в адыгской этнопедагогике, а также опыта современных образовательных учреждений, детских общественных организаций и др.
Объектом данного исследования явился целостный процесс нравственного воспитания учащихся-подростков общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, детскйх общественных организаций и объединений.
Предметом исследования стало научно-аналитическое осмысление причинно-следственных связей и закономерностей влияния различных факторов на возникновение, развитие и функционирование чувства чести и собственного достоинства у подростков (в условиях многонациональной аудитории Кабардино-Балкарской Республики).
Основная цель состояла в критической оценке сложившейся системы нравственного воспитания (через аспект ЧЧСД), в обосновании и практической проверке закономерностей формирования ЧЧСД, разработке научно обоснованной системы психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию формирования чувства чести и собственного достоинства у подростков.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проведение фиксирующего эксперимента и анализа сложившейся системы воспитания ЧЧСД.
2. Определение и раскрытие путей и педагогических условий совершенствования формирования ЧЧСД подростков в рамках многонациональной среды.
3. Разработка научно обоснованных практических рекомендаций педагогам и родителям по формированию ЧЧСД.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что высокая эффективность формирования ЧЧСД подростка может быть достигнута, если:
- для подростка в семье, школе и других сферах жизни и общения создаются подлинно демократические, гуманистические условия проявления собственной активности;
- основным путем формирования ЧЧСД является организация разносторонней, нравственно полноценной деятельности подростка, в которой происходит самоосознание, самооценка и самоутверждение его личности;
-создано здоровое общественное мнение в окружающих подростка сферах жизни: семье, школе, коллективе внешкольного учреждения и детской организации и т.д.;
- осуществляется опора на национальные, этнокультурные традиции данного народа при условии интеграции в общую культуру региона, республики, страны.
Методологической основой исследования явились:
- теория гуманизма в ее общечеловеческом понимании, положение о приоритете общечеловеческих ценностей, приоритете личности, ее прав и обязанностей;
- системный, деятельностный и личностный подходы к воспитанию; идея об этносах, национальной культуре, межэтнических отношенях, о влиянии особенностей быта, традиций и обычаев, духовно-нравственного облика наций на подрастающее поколение.
В ходе исследования использовались различные методы, применявшиеся в единой системе, что позволило дополнять и контролировать полученные данные.
Основным методом нашего исследования явился психолого-педагогический эксперимент, в ходе которого изучался наличный уровень развития чувства чести и достоинства у подростка, а затем прослеживался путь его формирования и педагогические условия, в которых подросток приобретает интересующие нас качества.
В процессе исследования развития чувства чести и собственного достоинства нами были использованы длительные педагогические наблюдения в естественных условиях жизнедеятельности подростков, анкетирование, индивидуальные групповые беседы с детьми, педагогами и родителями, сочинения и творческие работы школьников, самооценка и экспертная оценка учеников и др.
Нами была изучена обширная документация школ, учреждений дополнительного образования, детских общественных организаций и объединений, проанализирован опыт педагогов.
Базой для исследования явились средняя общеобразовательная школа № 7, школа-гимназия № 29 г.Нальчика, Республиканский Дворец творчества детей и юношества, Дом творчества и юношества Терского района, Федерация детских организаций и объединений Кабардино-Балкарской Республики.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что:
- формирование чести и собственного достоинства представляет собой особый сложный процесс развития личности подростка, в том числе интеллектуального, эмоционального и волевого;
- полученные данные теоретическогр и экспериментального анализа позволили выявить основные условия и определить эффективные пути формирования чести и достоинства у подростков в условиях многонациональной школы.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования в воспитательной работе педагогами-практиками школ, учреждений дополнительного образования, детских организаций разработанных рекомендаций по формированию чести и достоинства у подростков, а также в процессе подготовки учительских кадров в учебных заведениях и на факультетах повышения квалификации педагогических работников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Нравственное воспитание современных трудных подростков2005 год, кандидат педагогических наук Бурнацева, Залина Мурзабековна
Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности2005 год, кандидат педагогических наук Поздникина, Наталья Николаевна
Педагогические основы формирования отношения личности учащегося к себе: Самоотношения2002 год, доктор педагогических наук Емузова, Нина Гузеровна
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде2006 год, кандидат педагогических наук Куржева, Тамара Исмаиловна
Формирование основы чувства собственного достоинства у старшего дошкольника в самопроцессах2004 год, кандидат психологических наук Коротовских, Татьяна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Емузова, Нина Гузеровна
Результаты исследования позволяют конкретно охарактеризовать каждую из выделенных групп.
Подростки первой группы знают свои положительные и отрицательные качества личности, четко дают определение понятиям "честь", "достоинство", знают свои возможности, чего могут достичь, что могут выполнить; поручения выполняют охотно, ответственно и с желанием, требуют такого же отношения от других; самостоятельно соблюдают правила поведения в школе, на улице, дома, требуют этих качеств и от других; ответственно относятся к учению; самооценка нормальная (адекватная), самокритичны и требовательны к себе; верны своему слову, правдивы с учителями, одноклассниками, друзьями, добровольно признаются в своих проступках и того же требуют от других, отличаются простотой и скромностью, одобряют эти качества у других; способны к защите чести и доброго имени, обладают собственным достоинством; способны постоять за свои взгляды, принципы, убеждения; непримиримо относятся ко всему, что унижает и разлагает личность, ко лжи, воровству, пьянству.
Постоянно работают над совершенствованием своей личности, ведут дневники, знают себя, свои сильные и слабые стороны достаточно хорошо, чтобы чувствовать себя уверенно даже в свете чьего-то неодобрения. Чаще всего увлечены работой в кружках Республиканского центра детского творчества. Пользуются уважением в разных коллективах детей.
Таким образом, подростки первой группы соответствуют высокому уровню воспитанности.
Для подростков второй группы характерны несколько отличные проявления интересующих нас качеств.
Они сами достаточно охотно выполняют порученные дела, однако не требуют этого от ребят, с которыми должны их выполнить, хорошо ведут себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требуют хорошего поведения от других; учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, хорошо учатся сами, но товарищам помогают лишь тогда, когда поручают или просят.
Сами добрые, отзывчивые, всегда помогут в трудные минуты, но других на добрые дела не мобилизуют; верны своему слову, правдивы с учителями, признаются в своих проступках, чувствуют неудовлетворенность от незаслуженно полученной высокой оценки своих умений; просты и скромны, но не интересуются, обладают ли этими качествами окружаюцие их люди. Обладают адекватной или несколько завышенной самооценкой; заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье, воспринимают критику как возможный путь роста.
Итак, подростки второй группы соответствуют среднему уровню воспитанности.
Подростки третьей группы могут четко выделить положительные и отрицательные качества личности вообще, но себя характеризуют противоречиво.
Поручения выполняют только при условии контроля и поощрения со стороны учителей и товарищей.
Соблюдают правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей, дорожат честью семьи.
Учатся не в полную меру сил, сами не проявляют интереса к учению и прилежанию, однако, при постоянном контроле и поощрении справляются неплохо.
В общении с другими прежде всего заботятся о произведенном ими впечатлении. Помогают другим, если поручает учитель или коллектив. Не всегда выполняют обещания, в проступках признаются лишь после обсуждения старшими и товарищами.
Просты и скромны в присутствии старших и педагогов.
Не любят критики, приходят от нее в отчаяние. Обладают несколько заниженной самооценкой.
Потребность в самосовершенствовании ощущают, однако не умеют это делать.
Таким образом, подростки третьей группы соответствуют низкому уровню воспитанности.
Как было изложено выше, нравственная невоспитанность подростка проявляется в отрицательном опыте поведения, в неразвитости самоорганизации, саморегуляции; на этом уровне мы отмечаем отсутствие интересующих нас качеств.
Анализ понимания и особенности проявления ЧЧСД у подростков позволил нам вывести некоторые закономерности в развитии и проявлении этих чувств.
Анализ данных показывает, что становления чувств связаны с глубоким усвоением нравственных представлений и понятий, нравственных обязанностей, а также с формированием нравственной самооценки.
От класса к классу происходит расширение и углубление тех нравственных норм, в выполнении которых дети видят проявление ЧЧСД.
С расширением и углублением нравственных знаний и обязанностей неразрывно связано формирование нравственной эмоциональной самооценки.
В младшем подростковом возрасте мы можем говорить лишь о предпосылках ЧЧСД, так как нравственная самооценка еще не самостоятельна, она возникает на основе восприятия и представления реального осуждения со стороны взрослых.
В среднем подростковом возрасте как правило сохраняется зависимость нравственной эмоциональной самооценки от других. Но теперь самооценка чаще возникает на основе своих оценок за поступок.
Здесь можно говорить уже о зарождении ЧЧСД.
И наконец, в старшем подростковом возрасте нравственная эмоциональная самооценка возникает независимо от других на основе образовавшегося отношения, на основе чести и достоинства.
С развитием ЧЧСД увеличивается действенность его. У младших эмоции осуждения только начинают как-то регулировать поведение ребенка. У средних - отличается не только осуждение, но и побуждение к самостоятельному их исправлению, у старших - появляется новое -функция проектирования как отдельных поступков, так и поведения в целом.
Таким образом, развитие ЧЧСД - это переход от внешнего опосредствования нравственного поведения указаниями старших к глубокому внутреннему его опосредствованию, т.е. формированию данных качеств как отношений. Глубина этого усвоения выражается в растущей самостоятельности эмоциональной самооценки, а также в растущей действенности ее.
Учитывая изложенное, в дальнейшем исследовании мы ставили перед собой следующие конкретные задачи: во-первых, учитывая низкий уровень нравственной осведомленности, в том числе и интересующих нас качеств, расширить, углубить и уточнить представления и понятия подростков о чувстве чести и чувстве собственного достоинства;
- во-вторых, вовлечь каждого подростка в разнообразную деятельность в реальных условиях жизни (в детских центрах, в школе, школьных кооперативах, в семье и др.), где через конкретную практическую деятельность подросток может самоутвердиться;
-80- в-третьих, создать такую систему воспитательных воздействий и такие условия деятельности каждому подростку, в которых будет совершаться сдвиг от прямых внешних требований к самостоятельным побуждениям, от произвольной саморегуляции к непроизвольной и о саморегуляции, от оценок других людей к нравственной самооценке.
В качестве основных средств достижения этих задач нами было намечено:
1. Формирование в сознании подростков соответствующих образцов людей с развитым чувством чести и достоинства, для чего: а) использовать богатый материал народной педагогики (через беседы, конференции, лекции); б) использовать богатый потенциал художественной литературы, средств массовой информации, кино, видеофильмов;
2. Формировать у подростков интерес к своей личности, способность к самоанализу, анализу своих отношений с окружающими и к объективной оценке качеств своей личности.
3. На основе педагогических образцов и самооценки качеств своей личности формировать у подростков умение проектировать свою личность в
• it »» ?? будущем, видеть кем стать и каким стать .
4. Организовать деятельность подростков в соответствии с заданными образцами, а для этого вооружать подростков средствами самовоздействия (самопринуждения, самоконтроля и т.д.).
ГЛАВА II
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ЧЕСТИ И СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ПОДРОСТКОВ
§1. Самоутверждение - основной путь формирования чувства чести и собственного достоинства.
Анализ специальной литературы, данные нашего исследования, а также итоги длительных наблюдений и экспериментов, изложенные в первой главе, позволили нам выделить в структуре чувств чести и собственного достоинства три компонента - интеллектуальный, эмоциональный и волевой, предположить, что их сформированность зависит от уровня сформированности каждого компонента и гармоничного их сочетания.
ЧЧСД зависят от жизненного опыта и уровня развития самооценочных способностей конкретного подростка.
Жизненный опыт и нравственное оценочное отношение к себе у человека проявляются и формируются, прежде всего, в поведении, в деятельности, в общении с другими людьми, в потребностях и интересах.
Решающую роль в формировании морального сознания, - отмечает в своей работе И.С. Кон, - играет собственный опыт личности, ее практическая деятельность, в ходе которой складываются как ее моральные понятия, так и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. .Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же".(72,с.348)
Анализ этого круга проблем позволит выдвинуть несколько предположений, касающихся проблем формирования ЧЧСД или их компонентов, о которых было сказано выше.
Опираясь на теоретические достижения в отечественной и западной психологии и педагогики в области формирования "чувства собственной значимости", мы выдвинули предположение, что основным путем , формирующим чувства чести и собственного достоинства, является путь самоутверждения, пройденный конкретной личностью.
Есть основания утверждать, что для самоутверждения подростку необходимы:
1. Твердая убежденность в импонировании другим людям.
2. Уверенность в способности к тому или иному виду деятельности или компетентность.
3. Моральная удовлетворенность или положительные эмоции, испытанные от сознания собственной значимости.
Все три фактора тесно взаимосвязаны. Начиная с младенческого возраста ребенок должен чувствовать отношение к себе как достойному существу, способному к определенным видам деятельности,со стороны родителей, воспитателей, школы и т.д., что, в свою очередь, формирует в нем чувство собственной значимости. "Всякая деятельность имеет определенную цель, способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех в конкретной деятельности дает сознание собственной компетентности"(11,с.28). И наконец, третий ее фактор - чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является произвольным от общей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момента - насколько он импонирует другим и какова его компетентность.
В процессе проверки этих предположений нам было необходимо получить ответы на вопросы:
1.Что явилось источником самоутверждения личности подростка?
2. Какой путь прошел подросток в своем самоутверждении?
3. Каковы перспективы развития личности,обладающей чувством чести и собственного достоинства?
-83В качестве основных методических приемов нами использовались ответы на вопросы, различные задания, которые, по-разному формулируясь, давали аналитический материал по трем проблемам, а также наблюдение и изучение подростков в естественных условиях их жизнедеятельности: в школе, внешкольном учреждении, кружке, секции, дома и т.д.; беседы с самими детьми, учителями, родителями, друзьями и параллельно их анкетирование. Работа велась с подростками I и II групп, выявленными на первом этапе работы (см. главу 1 § 3).
Эти группы составили 45 человек, в их числе учащиеся школы-гимназии №29 г.Нальчика, члены различных объединений и кружков Республиканского центра детского творчества.
Задания для подростков, сформулированные по-разному, давали возможность также выявить творческие способности детей (задания взяты из Программы научно-практического центра ЦС СПО-ФДО "Познай себя"). (133)
Задание 1
Рука Эйнштейна, держащая скрипку, счастливее другой его руки, пишущей Е = м2 ". (Юстинас, Марцинкявичус).
1. Приведи примеры всестороннего самосовершенствования великих людей, талантливых, культурных, образованных, одаренных в различных областях деятельности.
2. Каковы твои способности? От какого дела ты испытываешь радость, удовлетворение, что удается лучше всего?
3. Какие способности ты хотел бы развить в себе?
Задание 2
Как можно познать самого себя? - Только путем действия, но никогда - путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг и узнаешь, что в тебе есть?" (Иоганн Вольфганг Гете).
-841. Какие качества личности, черты характера, способности ты открыл в себе "путем действия" в работе, в общении и т.п.?
2. Опиши путь этого открытия.
Задание 3
Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и одна единственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струны. .Так всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным".
Янис Петере)
1. Что в этой притче подразумевается под словами "обрести струны"?
2. Встретил ли ты на своем пути такие струны? А если еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести?
Ответы подростков на вопросы задания позволили выявить несколько значимых, влияющих на самоутверждение личности.
Первая группа факторов или значимых связана с достижениями в учебной деятельности, т.е. ярко выделился мотив самоутверждения, связанный с наличием у подростков потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности.
Хорошо знаю математику, химию, английский и компьютер. Лучше всего удается химия, работа на компьютере. Удовольствие получаю, когда сажусь за компьютер". (Бесланеев Р., 14 лет).
Лучше всего мне удается учеба, я имею ввиду не только изучение каких-либо школьных предметов, а познание всего нового, интересного, заставляющего задумываться над какими-то вопросами, делать выводы". (Тезадов С., 13 лет).
Я достаточно хорошо для своего возраста владею английским языком, что дает мне определенную уверенность". (Бемухов А., 13 лет).
В ходе аналитической работы нами было выявлено, что практически все подростки, вошедшие в экспериментальные группы, отличались достижениями определенного успеха в учебной деятельности: 100% подростков учатся на "отлично" и "хорошо", 80% - победители или участники олимпиад или творческих конкурсов по различным предметам.
Учебные успехи подростков высоко оцениваются не только самими детьми, но и учителями, одноклассниками.
Таким образом, можно подчеркнуть, что максимальное значение для подростков может иметь мотив самоутверждения, связанный со стремлением к завоеванию через учебные достижения устойчивого о положения в коллективе сверстников, к созданию у учителеи определенного мнения о себе, о своих способностях, а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки.
Это связано с тем, что образ "Я" подростка и самоуважение, зависящие от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, реализуются в данное время в основной сфере их деятельности - учебе в школе, и в рамках школы удовлетворение этой потребности осуществляется легче за счет достижения очевидных для окружающих успехов в различных областях школьной действительности.
Психологические исследования, изучающие проблемы мотивации учения подростков и юношей и социальные мотивы учения, подразделяют на несколько категорий: мотивы самоопределения, связанные с представлениями о будущей профессии, учебе, жизни в целом; мотивы саморазвития; узкбпрактические мотивы, мотивы общения со взрослыми в школе; мотивы общения со сверстниками в школе, мотивы, окружающие ситуативное отношение к учебе в школе, к одноклассникам и учителям и мотивы самоутверждения, связанные с наличием у учащихся потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности.
Анализ выделенных мотивов учения показал, что наибольшее значение для учащихся подростков и юношей имеет мотив самоутверждения и саморазвития. Это дает основание утверждать, что самоутверждение через учебную деятельность позволяет, осознавая себя, свои особенности, возможности, достоинства, недостатки, самооценки определенных притязаний личности, развить в себе чувство человеческого достоинства как нравственного качества личности.
Следующая группа значимых связана с самоутверждением подростка через многостороннюю самостоятельную творческую деятельность, иногда не связанную с учебой. У некоторых детей такие увлечения становятся доминирующими, порой существенно изменяя образ жизни.
Анкетирование 45 подростков, отобранных на первом этапе работы, выявило следующую картину. Ответы на вопросы анкеты "Откровенный разговор" (128): "Когда заканчиваются уроки в школе, где ты еще учишься или занимаешься?" распределились следующим образом. Таблица 4 с.86.
ЗАКЛЮЧЕ Н И Е
Анализ теоретических источников, опыт народной педагогики, отдельных педагогов, изученный нами, результаты проведенной экспериментальной работы по формированию чувства чести и собственного достоинства позволили сформулировать ряд выводов и конкретных рекомендаций для тех, кто работает с подростками:
1. Чувство чести и собственного достоинства как качества личности, в силу своих интегрирующих особенностей в целостном процессе воспитания, а именно: через них человек узнает о других своих качествах, о своих достоинствах и недостатках; через них осуществляется наиболее совершенный и наиболее типичный для морали способ регулирования поведения человека, который добровольно, в полном соответствии со своими чувствами и убеждениями совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества, - могут стать теми качествами, которые легли бы в основу формирующейся концепции нравственной личности современного подростка.
2. Подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных чувств, в том числе ЧЧСД, основывающихся на нравственных критериях, что связано с бурным развитием самосознания в этот период. Именно в подростковом возрасте стремление завоевать уважение, самоутвердиться становится естественной потребностью развивающейся личности. Что приводит к неоднозначному выводу: чем раньше мы удовлетворим потребности подростка в самоутверждении и самодеятельности, тем эффективнее будет воспитательное воздействие на них.
3. Структура чувства чести и собственного достоинства как свойств личности включает в себя в качестве компонентов интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Их сформированность зависит от уровня сформированности каждого компонента и гармоничного их сочетания.
Исследование показало, что о сформированности ЧЧСД можно судить по следующим основным показателям: а. Высказываниям подростков о себе, восприятии себя, способностью к оценке и самооценке. б. Наличию и степени проявления таких качеств личности, как чувство гордости, самоуважения, стыда, совести, являющихся проявлением человеческого достоинства. в. Ряду взаимосвязанных признаков, а конкретно:
- по источнику мотивации, по ее зависимости от непосредственных внешних побуждений или от собственных нравственных установок и убеждений личности;
- по способу действия учащихся в конкретной ситуации;
-по требуемой силе подкрепления нравственного качества внешними стимулами;
- по широте сферы проявления ЧЧСД во всех или лишь в некоторых видах деятельности;
- по степени усвоенности, т.е. по тому, перешли ли отношения достоинства и чести в привычную форму поведения, функционируют ли нравственные установки как уже заготовленные эмоционально-волевые программы или же действуют пока лишь на уровне полностью и О »»»»»» I» осознаваемом, в форме рассуждении и взвешивании за и против .
Исследование подтвердило целесообразность классификации подростков по особенностям проявления ЧЧСД для определения специфики педагогических воздействий на каждую группу.
Специфика педагогического воздействия на представителей 1 группы (с развитым ЧЧСД) заключается в том, чтобы, постоянно повышая и усложняя предъявляемые к нему требования, развивать у них интерес и склонность к самовоспитанию, совершенствованию своих отношений, способствовать развитию их самосознания.
В воспитании подростков второй группы (переход ситуативных чувств в устойчивые) задачи формирования более ценных мотивов не снижается, однако, главное внимание должно быть уделено вооружению их необходимыми способами и приемами как для выполнения своих учебных и других обязанностей, так для действия по самопознанию и самосовершенствованию.
В воспитании и самовоспитании ЧЧСД у подростков третьей группы необходимо учитывать, что эти качества проявляются как "процессуальные чувства" или эмоциональная реакция личности на оценку ее со стороны других людей. Поэтому необходимо преодолевать указанный недостаток и формировать у них мотивацию более высокого типа.
В работе с подростками четвертой группы приходится говорить не о преодолении отдельных пробелов в системе их отношений, а о преодолении у них опыта отрицательного нравственного поведения, т.е. о перевоспитании.
Таким образом,можно сделать вывод о том, что нажнейшей закономерностью процесса формирования ЧЧСД как качеств личности подростка является единство и взаимосвязь между внешними специально педагогическими и другими воздействиями на личность подростка, с одной стороны, и характером собственной активности воспитанника, направленной на развитие у себя адекватного социальным нормам отношения к своим социальным обязанностям, с другой стороны, единство и взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием.
С некоторой степенью условности можно выделить основные этапы становления ЧЧСД, которые могут оказать помощь воспитателю по определению уровня сформированности интересующих нас качеств.
Эти этапы таковы:
- ознакомление с нравственными нормами;
- проверка необходимости в них, т.е. по ценности на опыте (своем и чужом, непосредственно испробованном и лишь наблюдаемом, позитивном и негативном), достижения благодаря этому какой-то убежденности относительно данных норм и улавливания их ценностного значения;
-135- практическое применение или отвержение их реального руководства, действенной установки в личном поведении, что собственно и означает выработку нравственных качеств.
Как показано во II главе диссертации для накопления подростком личного опыта отношений достоинства и чести необходимо создать такую систему воспитательных воздействий и такие социальные условия (педагогические, психологические, правовые и др.) деятельности каждому подростку, в которых будет совершаться сдвиг от прямых внешних требований к самостоятельным побуждениям, от произвольной саморегуляции к непроизвольной саморегуляции, от оценок других людей к нравственной самооценке.
Основными из этих условий и методов являются:
1. Нравственное просвещение подростков и формирование в их сознании соответствующих образцов людей с развитым чувством чести и достоинства.
2. Накопление опыта нравственных переживаний, связанных с чувством чести и собственного достоинства.
3. Самоутверждение личности в разнообразных сферах жизнедеятельности, охарактеризованном в диссертационной работе как основной путь формирования ЧЧСД.
ЧЧСД формируется, укрепляется и развивается только через утверждение в каком-либо виде деятельности или общении, где подросток достигает определенного успеха (проявляет компетентность), получает одобрение других (импонирует другим), а также испытывает эмоциональное удовлетворение от сделанного.
Сферы самоутверждения личности подростка достаточно разнообразны, однако результаты исследования позволили выделить учебную деятельность и общение в коллективе как основные сферы жизнедеятельности подростка в этом возрасте и референтно значимую деятельность, на основе которой в условиях референтной группы реализуется потребность самоутверждения подростка. Референтной группой, где реализуется потребность общения и самоутверждения может быть специализированный подростковый клуб, объединение общественной организации, кружок, класс учреждения дополнительного образования и т.д., где не просто функционируют кружки и секции, а есть настоящий детский коллектив, созданы благоприятные условия как для общения, так и для самоутверждения.
4. Положительные оценочные отношения как необходимое условие формирования ЧЧСД.
Оценочные отношения в различных формах составляют ту среду, которая определяет моральную самооценку личности, развитие многих ее нравственных чувств и потребностей, в том числе ЧЧСД. В зависимости от возраста и условий в воспитании чувств и потребностей решающее значение может приобрести то одна форма оценки, то другая, или оценочные отношения в семье, или в классном коллективе, или внешкольном, мнение уважаемого учителя и т.д.
5. Эмоциональные состояния успеха, вызванные положительным отношением окружающих к себе.
Эмоциональные состояния подростка не только становятся мотивом гуманного поступка, но и влияют на формирование потребностей. Как показало исследование, если удовлетворение потребностей сопровождалось переживанием внутреннего довольства, потребность, давшая импульс радующим состоянием, закреплялась, приобретала тенденцию к дальнейшему развитию. И наоборот. Поэтому перед воспитателями стоит задача: общаясь с воспитуемыми, необходимо вызывать в них такие эмоциональные отклики, которые становились бы основой для формирования нравственных чувств и потребностей.
6. Стремление к самовоспитанию, улучшению себя. "Самовоспитание - это человеческое достоинство в действиях", - эти слова В.Сухомлинского как нельзя точно определяют установку в воспитательной работе на самовоспитание личности, поэтому необходимо обучать подростка анализу собственного нравственного опыта, создавать условия для развития нравственного самосознания личности. В этих целях необходимо: а) вооружение подростков необходимыми сведениями о качествах личности и их становлении; б) информирование подростков о возможностях нравственного самовоспитания и создания у них специальной установки на совершенствование своих отношений; г) организация усвоения подростками педагогических образцов чести и достоинства и опыта следования им в процессе различных видов деятельности; г) обучение подростков приемам и навыкам анализа и оценки своего поведения, определения конкретных задач самовоспитания, осуществление нравственного самоконтроля.
7. Усвоение положительных традиций как национальных, так и реальных традиций общения, которые складываются в конкретной школе.
Учет этнопедагогических корней, рост национального самосознания, использование огромной уподобляющей силы националных традиций могут стать опорой в воспитательной работе любого педагога.
8. Использование возможностей современных детских и подростковых общественных организаций, которые создают необходимые условия для социального творчества, многообразие форм деятельности, позволяющих подростку осознавать себя как личность, самоутверждаться, развивающие интересы и способности личности в изменяющихся социально-экономических условиях.
И в заключение, успех в воспитании и самовоспитании чувства чести и собственного достоинства зависит также от создания необходимых и достаточных условий осуществления воспитательного процесса с помощью тех средств, которые можно использовать во всех воспитательных институтах именно теперь, в демократизирующемся правовом обществе.
Для этого необходимо:
- поставить процесс нравственного воспитания на реальную, а не умозрительную почву. Требуются решительные действия по укреплению престижа морали в нашем обществе, семье, школе. Важно оценивать людей прежде всего по их нравственным и деловым качествам, тогда каждый постепенно привыкнет оценивать себя, окружающих по тем же меркам;
- создавать необходимые правовые условия для поддержания человеческого достоинства и чести и строго соблюдать их.
Вместе с тем, изложенные психолого-педагогические и социально-правовые выводы не исчерпывают всей проблемы воспитания и самовоспитания чувства чести и собственного достоинства у подростков. Эти вопросы требуют своей дальнейшей разработки и конкретизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Емузова, Нина Гузеровна, 1995 год
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./Подгот. О.С.Богдановой, В.И.Петровой, В.С.Ханчиным и др. Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. - 3-е изд., перераб. и доп.- М: Просвещение, 1979.-317 с.
2. Архангельский JI. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике.-М., 1974.
3. Байкова JI.A. Влияние педагогической оценки на формирование самооценки старших подростков в процессе нравственного воспитания: Дис. на соиск. уч. степ, канд.пед.наук М. 11987.- 182 с.
4. Бандзеладзе Г. Д. О понятии человеческого достоинства.- Тбилиси: Мецниереба, 1979. 106 с.
5. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы.// Общественный быт адыгов и балкарцев.-Н., 1986. с. 81
6. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет.- Нальчик: Эльбрус, 1978.- 159 с.
7. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Н., 1983. -с.3-229.
8. Белинский В.Г. Полн.собр. соч: В 11 т. М.,1956. - т.1.-с.324-325.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
10. Бербешкина В.А. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986. - 101 с.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. с.5-24. В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
12. Блюмкин В.А. Моральные качества личности: Их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе. Под ред. Е.А. Якуба. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1974. - 186 с.
13. Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека.- М.:Знание, 1974.- 114 с.
14. Блюмкин В.А., Цырлина Т.В. Моральные ценности и ценностное воспитание. М., 1981. - 152 с.
15. Богданова O.JI. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям IV VII кл./О.С.Богданова, Л.И.Катаева, А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 1979.- 111 с.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
17. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979.- 224с.
18. Болдырев Н.И. О долге, чести и личном достоинстве молодого человека. М., 1962. - 87с.
19. Борисенко В.В., Титов В.А. Проблемы нравственного воспитания молодежи на этапе современного общественного развития. М., 1988.-с.1-32
20. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.- 140с.
21. Вейденбаум Е. Воспоминания кавказского офицера// Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.-90 с.
22. Вицлак Герхард. Оценка поведения и характеристика учащегося: Книга для учителя: Пер. с нем. , М.: Просвещение, 1986. - 71с.
23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.- 360с.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
25. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966,-с.З-840.
26. Всеобщая декларация прав человека (1948).// Права человека: основные международные документы. М., 1989.-е.5-21.
27. Выготский JI.C. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. - т.3.-с.6-328.
28. Высотина JI.A. Формирование моральных качеств подростков.- Л., 1970. 37с.
29. Гавриловец К.В. Воспитание человечности: Кн. для учителя.- Мн.:Нар. асвета, 1985. 183с.
30. Гарданов В.К. Аталычество // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук /Чикаго, сентябрь, 1983г./- М., 1973.-c.3-21.
31. Гельвецкий К.А. Соч.: В 2 т. М., 1973. - т.1.-с.255.
32. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании: Сб./Сост. В.И.Ширяева. М.: Педагогика, 1990. - 363с.
33. Гнатюк Н.П. Мир увлеченных людей. М.:Педагогика, 1989.- 160с.
34. Декларация прав и свобод человека и гражданина / 6 ноября 1991г.// А.Ф.Никитин. Права человека: Хрестоматия по курсу. М., 1993.-с.84-94.
35. Дидуров А. Компания: Ушло обжитое время унижений и просьб. Новое поколение вырабатывает в себе умение жить без ожиданий подачек // Огонек. 1993. - №30-31. - С.8-10.
36. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. С-Пб., 1871.- т.1,-кн. 1;с.146.
37. Думанов Х.М. К вопросу о кабардинской семье в 40-60-х годах 19 в. //Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии.-Нальчик, 1981.-С.40-52.
38. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук;- М.:МГУ, 1971.- 200с.
39. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков: Автор.канд.дис. М.: Изд-во Московского университета, 1971.- 11с.
40. Елканов С.Б. Личность рождается в семье: На темы воспитания // Каб-Балк.правда.- 1983.-30 марта.
41. Емузова Н.Г., Емузова С.Г. Основные пути формирования самоуважения личности подростка. // Психологическая наука и актуальные проблемы практической психологии и образования: Тез.докл.науч.-практ.конф. Нальчик, 1995.
42. Емузова Н.Г. Размышления о проблемах детского общественного движения в республике.// Кабардино-Балкарская правда.-1995г.-19 мая.
43. Емузова Н.Г. Чувство чести и собственного достоинства -актуальная проблема воспитания современной молодежи.// Проблемы воспитания учащейся молодежи: Материалы российской конференции с международным участием. С.-Пб.- Черкесск, 1995. - 24с.
44. Жить достойно: Проблемы нравственного воспитания молодежи / В.Т.Лисовский, В.Г.Иванов. Д.А.Гранин. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984.- 223с.
45. Закон РФ "Об образовании".// Учительская газета,-1992 . -12 августа.
46. Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности личности. //Советская педагогика.- 1970. №7.
47. Зосимовский А.В. О критериях моральной воспитанности; Сб. Приобщение к педагогичской профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992.-е.18-20.
48. Кабардинские народные сказки. Нальчик, 1959.-С.5-159.
49. Кабардинские пословицы и поговорки: кн. 1-2, Нальчик, 1961.- 251с.
50. Кабардинский фольклор./ Вступит, статья, коммент. и словарь. М.Е.Талпа. Ред. Ю.М.Соколова. М.-Л., 1936. - 650 с.
51. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974.- 328с.
52. Какие есть права у человека. / О реализации международной конвенции о правах ребенка // Россия. 1993. - №38.-с.10.
53. Керашев Т.М. Избр. произв.: В 3 т. Майкоп, 1982.-т.1.-с.317.
54. Киржинов С.С. О народном воспитании адыгов.// Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института, 1974,-т.17,-с.495-504.
55. Киржинов С.С. Система воспитания у адыгов (черкесов): Историко-этнографические исследования: Автореф. канд.дис. Тбилиси: 1975.-c.3-21.
56. Ковалев А.Г. Воспитание нравственных чувств школьника.- Л., 1961.-c.21.
57. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986.- 284 с.
58. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа.// Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института,- Майкоп, 1968.-т.8гс.265-298.
59. Коков Дж.Н. Вопросы адыгейской (черкесской) антропологии.- Нальчик, 1973.-c.3-192.
60. Колесов Д. В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 80с.
61. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. - 335с.
62. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. М., 1971.- с.122-158.
63. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
64. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 255с.
65. Конвенция о правах ребенка.//А.Ф.Никитин. Права человека: Хрестоматия по курсу. М., 1993.- с.57-83.
66. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России.- М.: Дом, 1993. 76с.-14576. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.:1. Известия, 1992. 112с.
67. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Юрид. литература, 1977. - 176с.
68. Кравцов И.Е. Что такое отечество и патриотизм. М., 1960.- 27с.
69. Краковский А.П. О подростках: Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка.- М.: Педагогика, 1970- 271с.
70. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. "Изд.2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, - 316с.
71. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255с.
72. Крутецкий В.А. Характеристика некоторых моральных понятий у старших школьников // Вопросы психологии нравственного развития школьников / Под ред. В.Н.Колбановского и В.А. Крутецкого. М.: Известия АПН РСФСР, вып.123, 1962. - Зс.
73. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи: Сб. Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
74. Культура и быт адыгов.: Этнографические исследования: Выпуск VIII. Майкоп, 1991 . - 430с.
75. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. Киев: Рад. шк., 1983. - 120с.
76. Ленин В.И. О воспитании и образовании. / Сост. В.П. Груздев; Общ.ред. и вступ. ст. В.И. Додонова. М.:Просвещение, 1987. - 495с.
77. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл., 1993.- 41с.
78. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии: Обзор. // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. М., 1988.-С.73-100.-14689. Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. М.-Л., 1962. - т.2гс.148.
79. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64с.
80. Лонгворт Дж. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974.-с.556-570.
81. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. - 79с.
82. Лыков В.Н. Воспитание долга у подростков в детских внешкольных учреждениях; Канд. дис. на соискание канд. пед. наук.- Днепропетровск, 1988. 227с.
83. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании: Избран, пед. произв."2-е изд. М.:Учпедгиз, 1956. - 579с.
84. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.
85. Пед. соч.: В 8 т. М.:Педагогика, 1983. - т.1.-с.267-330.
86. Малярова Н.В., Нартова-Богавер С.К. Система ценностей детей и подростков в условиях социальной депривации // Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. трудов НИИ детства. М., 1993.-с.63-73.
87. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов// Ученые записки Адыгейского научно-исследоват. института. Майкоп, 1968.-т.8ГС.228-250.
88. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. - с.4.
89. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 104с.
90. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991. - 254с.
91. Мафедзев С.Х. Общественные деятели адыгов о воспитании.// Общественная политическая мысль адыгов, карачаевцев и балкарцев в 19 -нач.20 вл Материалы конференции 28-29 марта 1974. Н.:Эльбрус, 1976. с.286-292.
92. Мафедзев С.Х. О национальном самосознании // Адыги. 1991. -№1.- с. 120-130.-147103. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов Н. ,1986.-с.3-142.
93. Махлах Е.С. О методике изучения качеств личности у школьника. // Советская педагогика. 1965. - №10.-с.17-20.
94. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп: Адыг. отделение Краснодар, книжн. издательства, 1987. - 368с.
95. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1968,-т.8,~с. 179-188.
96. Мир детства: Подросток /Под ред. А.Т.Хрипковой. М.: Педагогика, 1982. - 432с.
97. Мирандела П. Речь о достоинстве человека. // История эстетики. М., 1962.-Т.1.
98. Молодежь России: Тенденции, перспективы. /Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М.: Мол.гвардия, 1993. - 224с.
99. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теории и методика. М.:Педагогика, 1981. - 144с.
100. Мораль: сознание и поведение. / Отв. ред. Н.А.Головко. М.: Наука, 1986. - 208с.
101. Москалькова Т.Н. Честь и достоинство: как их защитить? : Пособие для слушателей народных университетов. М.:3нание, 1992.- 128с.
102. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984. 112с.
103. Мудрые слова. Пословицы народов Кавказа. Нальчик, 1978. -с.3-72.
104. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. - 150с.
105. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии.-1957.-№5.-с.144.
106. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. - с.3-192.-148118. Налоев З.М. Этюды из истории культуры адыгов. Нальчик,1985.-c.120.
107. Намитоков А. Черкешенка. Майкоп, 1957.-Вып.1,-с.20-35.
108. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей; Сб. статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957.Вып.1.-с.20-35.
109. Напсо М.Д. Традиции, обычаи и их развитие. Общие положения. // Культура и быт адыгов.-Вып.4. Майкоп, 1982.-С.141-173.
110. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. - 415с.
111. Нарты. Кабардинский эпос. М: Детгиз, 1957. - 383с.
112. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике.// Советская педагогика," 1990.* №9. х.41-47.
113. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителя. М., 1993. - 120с.
114. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1959. -с.3-239.
115. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. / Под ред. И.В.Дубровиной, B.C.Круг лова. М.: Педагогика, 1988. - 192с.
116. Откровенный разговор о наших детях: Результаты социологического исследования "Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки". М.'Институт молодежи, 1990.
117. Папер Я. Детское чувство собственного достоинства. // Воспитание и обучение.-1906.- №23.
118. Педагогическое наследие / Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А./ Сост. А.Ф. Смирнов. М.:1. Педагогика, 1988. 496с. %
119. Перевозная Е.В. Достоинство и честь. Минск: Народная асвета, 1983. - 157с.
120. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука,1986.-149133. Познай себя: Программа СПО-ФДО. М.:Научно-практическийцентр СПО-ФДО, 1993. 71с.
121. Положение детей в России. 1992 г.: Социальный портрет. НИИ детства Российского детского фонда. М.: Дом, 1993. - 96с.
122. Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983.-с.52-69.
123. Права ребенка. Основные международные документы. М.: Дом, 1992. - 70с.
124. Прихожан A.M. Анализ содержания "образа Я" в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
125. Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980. - 35с.
126. Психологические особенности самосознания подростка. /М.И.Боришевский, JI.C. Сапожников, Т.В.Говорун и др./ Под ред. М.И.Боришевского. Киев: Вища школа, 1980. - 168с.
127. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского; Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240с.
128. Психология современного подростка / Д.И.Фельдтштейн, Т.Н.Бостанжиева, И.М.Вереникина и др. Под ред. Д.И.Фельдтштейна. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.:Педагогика, 1987. - 236с.
129. Пушкин А.С. Соч.: В 3 т. М., 1958. - т.2-с.93.
130. Радина К.Д. Воспитание чувств детей и подростков в деятельности пионерской организации: Автореф. докт.дис.- JL, 1975.
131. Развитие личности ребенка: Пер. с англ./П.Массен, Дж.Конджер, Дж.Каган, А.Хьюстон/ Общ. ред. А.М.Фонарева. Предисл. А.М.Фонарева, В.М.Слуцкого. М.:Прогресс, 1987. - 269с.
132. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.:Просвещение, 1981. - 128с.
133. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Мысль, 1983. - 89с.
134. Рувинский Л.И. Теория ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности.' Тезисы доклада ко второму симпозиуму 23-27 июля 1973г. М.: МГУ, 1973. - 7с.
135. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. /Л.И.Рувинский, С.И.Хохлов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.:Просвещение, 1988. - 160с.
136. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.:Наука, 1969.-c.156.
137. Рылько О.П. Генезис понимания и переживания совести у учеников третьих-восьмых классов. //Вопросы психологии личности и общественной психологии: Ученые записки Лен. гос. пед. ин-та/ т.254.- Л., 1964.-С.55-75.
138. Савин B.C., Шереги Ф.Э. Роль общественного мнения в формировании нравственных качеств молодежи.// Актуальные проблемы нравственного воспитания молодежи! Сб. научных трудов. М., 1985.-с.98-103.
139. Савонько Е.И. Возрастные особенности и соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.-С.81-111.
140. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбовского педагогического института.- Вып.10. Тамбов, 1956. - 137с.
141. Сидоренко П.Г. Пионерские пресс-конференции. // Советская молодежь. 1981. - №174,-12 марта.
142. Сидоренко П.Г. Школьный коллектив. Нальчик: Эльбрус, 1984. -84с.
143. Сидоренко П.Г. Школьный коллектив. // Кабардино-Балкарская правда. 1981.-11 февраля.
144. Словарь. Коммунистическое воспитание. / Под общ. ред. Л.Н.Пономарева и Ж.Т.Тощенко. М.: Политическая литература, 1984.- 302с.
145. Словарь по этике. /Под ред. И.С.Кона. 5-е изд.- М.:Политиздат, 1983. 445с.
146. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике* //Учен, запис. Северо-Осетинского пед. ин-та. Орджоникидзе, 1959.-t.23.
147. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгском ауле в прошлом и настоящем. // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Майкоп, 1968.-т.8.-13с.
148. Совершенствование нравственного воспитания в школе на основе изучения личности учащихся: Метод, рекомендации /Сост. Нисканен Т.М. и Черенкова С.В. М.Д983. - 72с.
149. Соколов Я.В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания. // Сов. педагогика. 1989.-№1.-с.12.
150. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей : Опыт изучения // Советская педагогика,-1990.-№9.
151. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.:Политиздат, 1972.- 303с.-152168. Способности и склонности: Комплексное исследование. /Под ред.
152. Э.А.Голубева. Научно-исследовательский институт общей и педаг.психологии АН СССР. М.:Педагогика, 1989. - 200с.
153. Стаматина О.Д. Структура и динамика процесса формирования честности у старшеклассников / Отв.ред. И.Г.Боршевич; Кишиневский гос. пед. ин-т им. И.Крянгэ. Кишинев: Штиинца, 1987. - 136с.
154. Столин В.В. Самосознание личности. М.:Изд-во МГУ, 1983.- 286с.
155. Стремякова Т. Честь и достоинство категории марксистской этики. // Категории марксистской этики. - М., 1965.-С.96-122.
156. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка //Эхо Кавказа -1992. №2.-с.44.
157. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива.- М.: Мол. гвардия, 1975. 236с.
158. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.:Молодая гвардия, 1979. - 335с.
159. Сущность, причины, тенденции проявления экстремизма в молодежной среде // Информационный бюллетень.-№7-8. М.:Институт молодежи, 1992." с.1-24.
160. Титов В.А.Мораль: познание и действие. М.:Молодая гвардия, 1990. - 249с.
161. Трубицына JI.B., Леонтьев Д.А. Индивидуальность личности и индивидуальность характера. // Психологические проблемы индивидуальности.-Вып. 2. М., 1984. -с.36-40.
162. Турковский В.И. Педагогические основы формирования рабочей чести у учащихся средних ПТУ! Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.- Минск: 1986. -206с.
163. Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 11 т. /Ред. кол. Е.М.Егонина и др.- М.-Л.:Академия педагогических наук РСФСР, 1848-1952. т.2.-Пед.статьи.- с.161.-153180. Фаутс Джефри. Пять моделей воспитания нравственности.
164. Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады
165. Российско-американской конференции. /Под ред. М.С.Мацковского и
166. Р.Шейермана. М., 1992.'с.72-82.
167. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно -полезной деятельности подростков. / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.:Педагогика, 1982. - 224с.
168. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе: Дониш, 1973. - 138с.
169. Формирование личности старшеклассника. /Под ред. И.В.Дубровиной. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 168с.
170. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик:Эльбрус, 1978. - 258с.
171. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978гс.3-332.
172. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1974.* с.3-334.
173. Ханчин B.C. О методике изучения уровня нравственной воспитанности детей как предпосылка управления процессом нравственного формирования,// Проблемы управления процессом воспитания. М., 1971.-с.34.
174. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. М.:Просвещение, 1983. - 160с.
175. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины 19-нач. 20 в. Нальчик, 1983.-с.3-242.
176. И.И.Чеснокова. М.: АН СССР, Ин-т психологии. - 144с.
177. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.:Педагогика, 1981. - 208с.
178. Шаги к рассвету. Адыгские писатели просветители 19в : Избранные произведения. - Краснодар: Кн. изд-во, 1986. -398с.
179. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. М., 1977.-кн. 1-2.
180. Шакуров Р.Х. Об условиях эффективности оценочного воздействия на личность // Вопросы психологии.-1964. №2.
181. Шакуров Р.Х. Самолюбие детей. М.: Просвещение, 1969.- 176с.
182. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. - 144с.
183. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. - 233с.
184. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика: Автор.диссерт. на соискание ученой степени доктора педаг. наук в виде научного доклада о монографии. Казань, 1994. - 45с.
185. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Монография.- Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного изд-ва, 1989.- 336с.
186. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве: Учебное пособие. Ростов-на-Дону:РГПИ, 1977. - 80с.
187. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском народно-поэтическом творчестве.// Учен. зап. Адыгского научно-исследовательского института. Майкоп, 1968.-т.7.-с.64-87.
188. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.- с.13-194.
189. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. - 112с.-155205. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др.- М.:Политиздат, 1989. с.169.
190. Якобсон П.М. Психология чувств. М.:Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 210с.
191. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -96с.
192. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1986. - 160с.
193. Ясько A.M. Личностный подход в воспитательной деятельности // Советская педагогика.-1989.~№3. 70с.
194. Bengt Erik Andersson Studies in Adolescent Behaviour/Project Youth in Goteborg Institute of Education University of Goteborg.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.