Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хуан Пин

  • Хуан Пин
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 160
Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хуан Пин

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Формирование фортепианной культуры в Китае.

Раздел первый: Древний Китай: философия музыки и музыка философии.

Раздел второй: Первое появление фортепиано в

Китае.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Китайское фортепианное искусство первой половины XX века в его взаимосвязях с русской фортепианной школой.

Раздел первый: "Во с то ч 11 а я Москва" - Харбин.

Раздел второй: Деятельность русских пианистов в других городах

Китая.

Раздел третий: Патриарх преподавания игры на фортепиано в

Китае - Борис Захаров.

Раздел четвертый: Незабываемый музыкант - Александр

Черепнин.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Влияние российской фортепианной культуры на эволюцию китайского фортепианного искусства второй половины XX — начала XXI веков.

Раздел первый: Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства Нового Китая (1949 - 1966).

Раздел второй: Связи с российской фортепианной культурой после начала периода реформ и открытости.

Раздел третий: Современная ситуация в китайском пианизме: проблемы и задачи. Уроки российского пианизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы»

Вначале несколько слов "от себя". Они нетрадиционны для научного исследования, но не сказать их не могу.

В детстве, насколько себя помню, я слышала как мои родители часто пели красивые песни. Я тоже им подпевала, хотя и не понимала слов, но могла исполнять их целиком от начала до конца. Потом я узнала, что это были советские песни «Ой, цветет калина», «Подмосковные вечера», «Катюша». Я подросла, начала учиться игре на рояле, каждый раз, когда я играла пьесы из «Детского альбома» Чайковского, особенно «Неаполитанский танец», я, сидя на стуле перед фортепиано, качала головой, меня охватывала неудержимая радость, которая наполняла все мое существо.

Помню, как раз за разом без устали повторяла «Июнь», «Октябрь», из альбома «Времена года». Я и сейчас не могу сказать, почему эта музыка так зачаровывала меня, помню лишь, что я твердо знала, что это самая прекрасная музыка в мире. Когда я выросла, то узнала, что в России была «Могучая кучка», сказка Прокофьева «Петя и волк», «Жар-птица» Стравинского. Я научилась играть фортепианные произведения Рахманинова, Скрябина. Во время учебы в Консерватории узнала много нового, познакомилась с разными видами искусства, но чувства, связанные с русской музыкой, которые остались у меня в душе с детства, уже пустили глубокие корни, их ничем нельзя стереть. После окончания Консерватории мне посчастливилось приехать на учебу в Россию, о чем я давно мечтала. Здесь я продолжаю свой путь в искусстве.

Актуальность исследования определяется современной ситуацией в Китае, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентаций, обращением к общечеловеческим и национальным традициям. Проблема соотношения духовности, культуры и образования актуализируется в периоды смены жизненных укладов и постулатов в обществе. Именно образование, благодаря своей массовости и системности «переводит» ценности мировой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, таким образом оказывая влияние на процессы, происходящие в духовной, культурной, экономической и политической жизни страны.

Конец XX — начало XXI веков - эпоха интенсивного сближения китайской и российской цивилизаций. Возникают и множатся контакты в политико-экономической, образовательной и культурной сферах, что подтверждается объявлением 2006 года «Годом России в Китае» и 2007 года «Годом Китая в России».

В этих условиях все больше возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран, постижению своеобразия национальных традиций.

В связи с этим особую актуальность приобретает исследование начала начал — влияния русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы.

Музыкальное образование представляет собой процесс постижения искусства путем проникновения в природу музыкального творчества с позиций композитора, исполнителя, и слушателя. XX век — целая эпоха в развитии китайской музыкальной культуры. Распространение фортепианной музыки в начале столетия, формирование основ методики преподавания фортепиано, творческий международный обмен опытом с представителями

В российском искусствознании существуют работы, посвященные культуре Китая, в их числе — труды Г.Шнеерсона, Ф.Аршманова, С.Серовой, Е.Васильченко, М. Кравцовой и др.

При всей ценности трудов названных авторов нельзя не отметить, что они в весьма незначительной степени затрагивают проблемы современной фортепианной культуры. «Невспаханным» остается широкое поле анализа исторического влияния русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. Рассмотрение этого вопроса имеет большое значение для китайской фортепианной культуры, которая сейчас бурно развивается, и, особенно, для нового поколения китайских музыкантов-исполнителей и педагогов.

Объект исследования - влияние русского фортепианного искусства на формирование и эволюцию китайской пианистической школы от начала XX века до наших дней.

Предмет исследования - процесс целостного развития фортепианного искусства, педагогики и образования в Китае в его взаимосвязях с русской фортепианной культурой.

Цель работы. Научное обобщение исторического опыта взаимодействия русской и китайской фортепианных школ, приведшего к высокому подъему молодого фортепианного искусства Китая, разработке и началу реализации новой концепции обучения фортепианному мастерству в изменившемся китайском социуме.

Задачи исследования.

- проанализировать влияние, оказанное русской фортепианной школой на китайское пианистическое искусство;

- рассмотреть эволюцию фортепианного искусства в Китае в XX веке;

- выявить специфику современной фортепианной культуры в Китае; -произвести сравнительный анализ методологических принципов деятельности музыкантов России и Китая, выявить преемственность теоретических и практических методических установок в преподавании игры на фортепиано;

- проанализировать международный обмен между Китаем и Россией в сфере фортепианной культуры после вступления в новый век;

- разработать с учетом позитивного исторического опыта конкретные практические рекомендации для современной методики подготовки музыкантов-пианистов в Китае.

Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция изучения китайской фортепианной школы в контексте эволюции культуры и искусства страны, представленная в трудах по истории музыки Китая (Ван Яохуа, Ван Юйхэ, Дин Шандэ, Чжен Цусин, Ян Инлю, Тао Ябин и др.); исследованиях по музыкальной педагогике (Сяо Юмэй, Хэ Лутин, Чжоу Гуанжэнь, Чжоу Вэй и др.); научных работах по музыкальной психологии и эстетике (Чжао Сяошэн и др.); трудах по фортепианной педагогике (Фу Цун, Чжоу Гуанжэнь, Чжоу Вэй, Бянь Мэн и др.). Базой для исследований послужили изыскания российских исследователей по музыкальной педагогике и образованию (А.Д.Алексеев, Л.Л. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, H.A. Терентьева, Б.Л. Яворский и др.); по фортепианной педагогике (А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, Я.И. Мильштейн, Н.Е. Перельман, С.И. Савшинский, С.Г Фейнберг и др.). Изученная литература на английском языке посвящена проблемам философии, истории, теории и практике музыкального образования; технике композиции, вопросам современной музыки и ее интерпретации, искусству игры на фортепиано, детской музыкальной педагогике (Б.Л. Кременштейн, А. Бентлей, Б. Рей мер , А.Корто, A.A. Хисамутдинов, С.И. Савшиский, Г.М. Цыпин и другие).

Методы исследования. В диссертации использованы следующие методы исследования:

- структурный анализ музыковедческой литературы, изданной на китайском и русском языках по проблематике исследования;

- комплексный исследовательский метод;

- индуктивно-дедуктивный метод научного изучения и обобщения педагогического опыта российских и китайских музыкантов;

- целенаправленное педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- сбор и обработка статистических данных о современном состоянии фортепианного искусства в Китае.

Основные положения, выносимые на защиту:

История влияния русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы подразделена на этапы:

1. Период раннего появления и распространения фортепианной музыки в Китае (конец XIX - 1949 (год образования КНР);

2. Период развития профессионального образования (1949-1966);

3. Период "реформ и открытости" (с 1978 по настоящее время).

В основе предложенной периодизации по этапам лежит обоснование эволюционных перемен, характеризующих фортепианную культуру Китая:

- Основополагающие принципы фортепианной педагогики сформировались под прогрессивным влиянием российской фортепианно-педагогической школы.

- Анализ методологических позиций пианистов-педагогов - работавших в Китае россиян (Б.Захаров, А.Черепнин, А.Татулян, Т.Кравченко и др.) и китайских специалистов (Дин Шандэ, Гу Шэнин, Лю Шикунь, Инь Чэнцзун, Бянь Мэн и др.) доказывает преемственность в их методических установках и подчеркивает прогрессивную направленность развития пианизма в Китае.

- Накопленный национальный китайский опыт в методике преподавания фортепиано. В числе его основных принципов: единство культурных традиций общей и музыкальной педагогики: целостность эстетических и дидактических принципов, гуманистическое отношение к ученикам; открытость искусству; бескорыстность музыкально-художественной деятельности.

- Фортепианное творчество композиторов Китая также имеет свои национальные стилистические и жанровые особенности. Двуединство творческих исканий китайских композиторов, писавших для фортепиано, заключается во взаимосвязи современных композиционных приемов и национальных китайских традиций.

- Фортепианная педагогика Китая нуждается в дальнейшей оптимизации, в активном включении в мировой художественный процесс.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

- комплексно прослежено позитивное влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы;

- рассмотрен генезис китайской фортепианной культуры, выявлены ее национальные черты и проанализировано современное состояние;

- исследовано развитие фортепианного искусства в аспекте классических философских и эстетических течений в Китае.

Теоретическая значимость результатов д и с с е р та ц и о н н о го исследования состоит в том, что:

- выявлены особенности эволюции китайского фортепианного искусства в контексте истории и культуры страны;

- дано теоретическое обоснование эффективности музыкальной деятельности русских музыкантов в Китае.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для современной практики подготовки музыкантов-пианистов в Китае; в проведении опроса композиторов-педагогов, писавших для фортепиано, позволившего выявить: общность эстетических воззрений российских и китайских музыкантов, интерес к фортепианному жанру, его видам, пути внедрения творческих результатов в педагогическую практику. Диссертация вводит в научный оборот целый комплекс проблем, касающихся китайской фортепианной музыки и педагогики. Положения, выводы исследования, материалы приложений позволяют значительно расширить научные представления о существе изучаемой культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве учебного пособия для колледжей и вузов искусств по истории музыкального образования Китая; в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятии по проблемам сравнительного образования и сравнительной педагогики; учеными и практиками при разработке концепции музыкального образования.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных дисциплин «История музыки стран Востока», «История фортепианного искусства в Китае», применены в научных работах, семинарах, при составлении учебных программ.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена, в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, а также в Тверском государственном университете. Отдельные положения работы опубликованы в виде семи статей, а также отражены в четырёх докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Теоретические материалы диссертации и нотные приложения были апробированы в лекционной и концертно-просветительской деятельности автора работы.

Структура работы. Диссертация (160 с.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хуан Пин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении почти ста лет своего развития китайское фортепианное искусство испытывало огромное благотворное влияние русской музыкальной культуры. Оно как младенец, питающийся молоком матери, начало набирать силы, расти, бурно развиваться и постепенно идет к своей зрелости. Наша методика обучения игры на рояле, методика уже демонстрирует многообразие форм. Российская система продолжает существовать в ней, как одно из главных звеньев. Она и в дальнейшем будет поддерживать устойчивое жизненное равновесие китайского пианизма.

Путь развития фортепианной музыки в Китае за последние сто лет в чем-то похож на историю становления фортепианного искусства в России, где в свое время сливались воедино и западная, и восточная культуры. Как сказал Герцен: "Русские не могут погрузиться в спячку в тени Европы". Они быстро продвигались вперед, и в девятнадцатом веке создали свою блестящую национальную культуру, в том числе и известную всему миру фортепианную школу.

Без преувеличения можно сказать, что Россия - это высокое музыкальное нагорье, на котором во множестве рождаются таланты -блестящие композиторы, пианисты, педагоги. Однако великое фортепианное искусство - сооружение, которое зиждется на прочном фундаменте общенациональной культуры. Чтобы появился один мастер мирового уровня, нужна, кроме его собственных природных данных, еще и хорошая культурная среда. Россия обладает такой плодородной почвой. То, что в этой стране делается в области музыкальной культуры и образования, заслуживает тщательного, глубокого изучения и осмысления.

Во всех крупных театрах России - ГАБТ (Москва), Мариинском, Михайловском (Санкт-Петербург) и других - ежедневно идут великолепные оперные и балетные спектакли. К примеру, в репертуаре одного только

Мариинского театра их более пятидесяти. В концертных залах люди могут наслаждаться и симфонической, и камерной, и вокальной музыкой.

Два с лишним десятка лет назад российское руководство провозгласило новый политический курс. Страна стала более открытой. Сходные процессы происходят и у нас.

Для китайцев фортепиано - иностранный музыкальный инструмент. Для русских когда-то - тоже. И в своем собственном развитии они впитали лучшие традиции зарубежной культуры. Но русское фортепианное искусство за свою историю выявило огромные скрытые ресурсы национальной музыки, стало быстро подниматься и превратилось в выдающуюся фортепианную школу, признанную во всем мире. Это является еще одним очень важным и полезным примером для нашей страны.

Русский философ Николай Бердяев писал: "Два потока - восточный и западный - сталкиваются в России. Россия находится в зоне взаимодействия и того и другого. Русская нация это не чисто европейская нация и не чисто азиатская нация. Россия это целостная часть мира, это огромный Восток и Запад. Она соединяет их вместе. И в ней постоянно борятся друг с другом эти два начала"[7,с.2] .

В Китае источником традиционной национальной культуры являются конфуцианство, даосизм и буддизм. Фортепианное искусство тоже развивалось на этом фоне. Если говорить о современном его состоянии, то приходится констатировать: творчество в области фортепианной музыки в китайском стиле по-прежнему является слабым звеном. Как и любая другая фортепианная школа в мире, она на первом этапе строилась на исполнении произведений иноземных авторов и созданном ими стиле, который сам по себе неразрывно связаны с техникой исполнения. Ныне же нужно всемерно развивать создание фортепианных произведений в национальном духе, с помощью рояля как можно полнее выражать особенности нашей музыки, продолжать прекрасные традиции Китая как "музыкальной страны".

В 2006 году в России широко отмечалось столетие со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В октябре в Петербурге впервые состоялся первый международный конкурс молодых пианистов им. Шостаковича (Россия-Китай). Один из организаторов организатор этого творческого соревнования Владимир Шляпников произнес знаменательные слова: "Фортепианное искусство в Китае развивается очень быстро. Мы устраиваем этот конкурс, чтобы еще лучше познакомиться с Китаем, ускорить культурный обмен между Россией и Китаем. Мы приняли решение - на третьем туре этого конкурса китайские участники должны будут исполнить китайские фортепианные произведения. Мы также искренне надеемся, что китайские фортепианные произведения выйдут за пределы Китая, войдут в большой мир и также как и русские фортепианные произведения широко распространяться повсюду".

Такой же точки зрения придерживается и знаменитая китайская пианиета-педагог, госпожа Чжоу Гуанжэнь: "Все китайские композиторы должны сочинять фортепианную музыку. Нужно, чтобы в нашей стране тоже появились такие мастера, как Рахманинов, Прокофьев, Скрябин. И тогда в Китае будет своя собственная фортепианная школа".

Русское фортепианное искусство оказало огромное влияние на формирование фортепианной музыки в Китае, помогло ей делать первые шаги. Как говорил Лу Синь: "Русская литература - наш учитель и друг". Развивающиеся контакты между нашими странами вселяют уверенность в том, что при условии дальнейшего углубленного изучения лучших традиций и образцов российской культуры опыта русского и мирового фортепианного искусства китайская национальная фортепианная школа будет активнее двигаться вперед и внесет свой достойный вклад в мировую музыкальную сокровищницу!

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хуан Пин, 2008 год

1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учебник для музыкальных вузов. М. 1988. 415с.

2. Бао Хуйцяо. Бао Хуйцяо слушает своих коллег по профессии Записи бесед с китайскими и иностранными пианистами. Первый выпуск. Пекин, Чжунго вэнь лянь, 2002. 421с.

3. Баренбойм Л.А. IIa уроках Антона Рубинштейна. М. музыка, 1964. 100с.

4. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс: Творческий Портрет. М. музыка, 1986. 32с.

5. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс: творческий портрет артиста. М., 1990. 261с.

6. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. Ленинград,Музыка, 1982. 62с.

7. Бердяев H.A. Русская мысль. Пекин, Жизнь, учеба, Новые знания, 1995. 265с.

8. Благой Д, Гольденвейзер Е. Сб,статей.Сост.В классе А.Б.Гольденвейзера. М.,музыка, 3986. 214с.

9. Богданов-Березовский В.М. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967. 487 с.

10. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская и сполнитель и педагог, музыка. Ленинградское отделение, 1978. 135с.

11. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. перев.Бянь Шаньи. Пекин, народная музыка, 1996. 181с.

12. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае. Пекин, Жизнь, учеба, новые знания, Саньлэньшудянь, 1993. 180с.

13. Вебер К.Э. Петеводитель при обучении игре на фортепиано. СПБ,Союз художников, 2002. 128с.

14. Вицинский A.B. Беседы с пианистами. 2004. 227 с.

15. Воротной М.В. сост. Фортепианное искусства, история и современность.проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. СПБ, РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. 152с.

16. Воротной М.В. сост. Фортепианное искусства, история и современность.проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов -вып.2. СПБ, РГПУ им.А.И.Герцена, 2006.112с.

17. Гаккель Л.Г. Фортепианная музыка XX века: очерки. Л., 1990. 287с.

18. Глазунова А.Г.,Николаева А.И., Воронова Т.Н. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 365с.

19. Го Цигон. (главный редактор) Хрестоматия знаменитых древних философских сочинений Китая". Пекин, Народ, 2005. 465с.

20. Голубовская Н.И. Искусство педальзации". Издание 2-е. М.,музыка, 1974. 96с.

21. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Современные пианисты: биографические очерки. Справочник. М., 1985. 470 с.

22. Грум-Гржимайло Т.Торжественное открытие 10-го Международного музыкального конкурса им.П.И.Чайковского (Россия). Перевод Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин, Восток, 2003. 328с.

23. Дай Пэнхай. Дин Шандэ и его музыкальные произведения. Сборник статей 4-ой музыкальной конференции современной музыки. Шанхайская консерватория, 1998. 268с.

24. История русской советской музыки (Институт истории искусств М и н и с терст ва ку j i ьту р ы С СС Р). М., 1963. 403 с.

25. Каузовой А.Г., А.И.Николаевой, М.Гуманит,под общ.ред. Теория и методика обчения игре на фортепиано: Учеб: пособие для студ.высш.учеб,заведений. Центр ВЛАДОС, 2001. 368с.

26. Келдыш Ю.В. 100 лет Московской консерватории. 1866-1966, краткий исторический очерк. М., 1966. 208с.

27. Китайский музыкальный ежегодник. Пекин ,народная музыка, 1997. 422с.

28. Комитет по развитию музыкального образования им.Сяо Юмэя при Центральной консерватории : Собрание Мянь Хуая. Центральной консерватории, 2003. 167с.

29. Корго А. О фортепианном искусстве. М., 2005. 246с.

30. Кошелева О.Ю. Под Общ.ред. Фортепианное искусства XX столетия: Сборник научных трудов. СПБ, РГПУ, 2000. 130с.31 .Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 2003. 126с.

31. Кременштейн Б. Л. Педагоги гика Г.Г.Нейгауза. М., Музыка, 1984. 89с.

32. Кулова Е.К. составитель. Л.Н.Оборин-педагог. М., Музыка, 1989. 190с.

33. Кун Фань. Комментированная биография Сюньцзы. Нанкин, Нанкинского Университета, 1997. 338с.

34. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862-1962). Государственное музыкальное издательство. Л., 1962. 415 с.

35. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., музыка, 1988. 236с.

36. Л у Цзяньхуа. Луньюй. Хэфэй, Аньхуй, Искусство, 2003. 376с.

37. Либерман У. Работа над фортепианной техникой. М.,музыка, 1971. 143с.

38. Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. История европейской музыки в Харбине. Пекин, Народная музыка, 2002. 403с.

39. Лю Юаньцзюй. Эпоха фортепиано. Пекин, Шиши, 2001. 360с.

40. Ляп Маочунь. Звуки музыки столетья. Пекин, Экономика, 2001. 265с.

41. Ман Кэжун. Биография Лао Чжичэна. Пекин,Чжунго вэньлянь, 2004. 220с.

42. Мяо Хуа. Составитель. Взгляд на прошлое и на будущее: изучение двадцатилетия русской литературы (1979-1999). Сборник статей научнойконференции. Пекин, Обучение иностранным языкам и исследования, 2000. 326с.

43. Музгиз Л. 100 лет Ленинградской консерватории, 1862-1962,исторический очерк. Л., 1962. 303 с.

44. Натансона В. Вопросы Фортепианной педагогики. Сборник статей пол общей редакцией,выпуск 3. М., Музыка, 1971. 333с.

45. Нейгауз Г. Об искусстве. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Перевод Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин,Народная музыка, 2003. 472с.

46. Печерский Б.А. Овладение композиторским стилем в класс фортепиано: Учебное пособие. Для студентов 1-~У курсов музыкально- педагогического факультета. М., МГЗПИ, 1991. 98с.

47. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. К.Игумнов, Г.Нейгауз, В.Софроницкий , Г.Гинзбург, Л.Оборин, Э.Гилельс, М.Гринберг, С.Рихтер. М., 1970. 280с.

48. Савшиский С.И. Работа пианиста над техникой. Ленинград, музыка, 1968. 107с.51 .Самин Д.К. Сто великих музыкантов. М., 2002. 478с.

49. Смирнов М. Русская фортепианная музыка. М.,музыка, 1983. 334с.

50. Смирнова М.В. Сопоставляя интерпретации: размышления педагога-пианиста над страницами класс музыки. М., 2003. 227 с.

51. Соколов М.Г., Составитель. Пеанисты рассказывают" выпуск второй. М.,музыка, 1984. 238с.

52. Сю Хайлинь, Ло Сяопин. Введение в музыкальную эстетику. Шанхай, Шанхайское музыкальное издательство, 1999. 436с.

53. Сюнь Куан. (Эпоха «Борющихся царств») Сюнь-цзы, составитель и комментатор Ван Сюэдянь. Пекин, Чжунго фанчти, 2007. 398с.

54. Сябэнь Тайцзы. (япон.) Столица музыкантов Шанхай: всплеск западной музыки в современном Китае. Перевод Пэн Цзинь. Шанхай, Музыка, 2003. 302с.

55. Гао Ябин. Краткая история музыкальных контактов между Китаем и Западом. Китайская энциклопедия, 1994. 287с.

56. Терентьева H.A. Высшее многоуровневое музыкально педагогическое образование. (Учебное пособие). СПБ., образование, 1994. 57с.

57. Терентьева H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования. (Учебное пособие). СПБ., образование, 1994. 148с.

58. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. M.« 1978. 207с.

59. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969. 598с.

60. Фортепианное искусство XX столетия: Межвузовский сборник научн. Тр. Нос. Гос. пед. Ун-т им.А.И.Герцена. СПб, 2000. 130 с.

61. Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе. М., 1987. 160с.

62. Фу Л эй. Письма Фу Лэя родным. Пекин, Сань Лянь жизнь, учеба, новые знания. 1981. 268с.

63. Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Библиографический словарь. Владивосток, 2000.

64. Хэ Жуни. Комментарии и анализ "Дао дэ цзина" ("Канон Пути и его Сила"). Тяньцзинь, Байхуа вэньи, 1994. 198с.

65. Цзоу Айминь. и др. (Перевод). Музыкальная педагогика. Составитель: редакционный отдел издательства "Народная музыка". Пекин, Народная музыка, 1996. 345с.

66. Цыпин Г. Знаменитые современные российские пианисты. Специальный очерк. Перевод Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин, Центральной консерватории, 2004. 402с.

67. Цыпин Г. Исполнитель и искусство. Перевод Дун Моли, Цзяо Дунцзянь. Пекин, Центральной консерватории, 2005. 454с.

68. Цыпин Г.М. Исполнительское музыкальное искусство теория и практика. Перевод Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин. Народная музыка, 2005. 213с.

69. Чан Шоучжун. Составитель: События и люди Шанхайской консерватории. 1997. 396с.

70. Чжан Цзижэнь. О музыкальных записках. Гуйлинь, Педагогического Университета провинции Гуанси, 2003. 3 14с.

71. Чжоу Гуанжэня. (Под ред) Китайская пианистка поэт - Гу Шэнин. Шанхайское издательство - Музыка, 2001. 271с.

72. Чэнь Даньцин. Сборник Регресс. Педагогического Университета Гуаньси. 2005. 427с.

73. Чэнь Даньцин. Сборник Регресс вып.2. Педагогического Университета Гуаньси, 2007. 401с.

74. Чэнь Даньцин. Музыкальные записки Чэнь Даньцина. Шанхайское издательство Музыка, 2002. 333с.

75. Юй Дань. Впечатления от Луныоя("Изречени я Конфуция и его учеников"). Пекин, Сань Лянь жизнь, учеба, новые знания, 2006. 212с. 81 .Юй Дань Впечатления от изучения Чжуанцзы. Пекин, Сань Лянь - жизнь, учеба, новые знания, 2007. 176с.

76. Ян Гожун. Мир идей Чжуан-цзы. Пекин, Пекинского Университета, 2006. 205с.1.. Научные статьи

77. Вянь Мэн. Я училась в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Из книги Цин Си ЖеТу. Пекин, Чжунго вэнь лянь, 2007. 587-593с.

78. В эй Тингэ. Возлагаю надежды на новое поколение запись беседы с профессором Го Чжихун. Ж. «Фортепианное искусство». Пекин, 1999, № 5. 8с.

79. Дин Шаньдэ. Незабываемые воспоминания вспоминая господина Сяо Юм эй. Ж. «Музыкальное искусство». Пекин, 1982, № 3. 12с.

80. Дяо Бэйхуа. Пятидесятилетнее чувство дружбы советский специалист Кравченко. Ж. «Фортепианное искусство». Пекин, . 999, № 6. 15с.

81. Дяо Бэйхуа. Еще не забытые воспоминания. Из книги Китайская пианистка поэт - Гу Шэнин, Под ред. Чжоу Гуанжэня. Шанхайское издательство - Музыка, 2001. 86с.

82. Кравченко Т.П. (рус.) Прекрасная и необычная Гу Шэнин. Из книги Китайская пианистка поэт - Гу Шэнин, под ред . Чжоу Гуанжэня. Шанхайское издательство - Музыка, 2001. 81с.

83. Кэ Лэйдэ. Обучение игре на рояле в Китае раньше и теперь. Интервью с Ли Сяньмин. Ж. «Музыкальное искусство». Пекин, 1984, № 4. 36с.

84. Ли Цзюйхун. Что я понял на уроках коллективного обучения фортепианной музыке. Ж. «Народная музыка». Пекин, 1986, № 1. 8с.

85. Лю Чанбяо. Записки о художественном воспитании пианистов-исполнителей. Ж. «Симфония». Пекин, 1987, № 3. 26с.

86. Мо Янь. Аккомпанемент на рояле это творчество. Ж. «Китайская музыка». Пекин, 1990, № 1. 26с.

87. Мэй Айди. Обучение игре на фортепиано: воспитатели и воспитанники. «Научный вестник Пекинского Педагогического института», выпуск 4, за 1989. 19с.

88. Пекин, Ж. «Фортепианное искусство», 1997. №1,11с.

89. Пекин, «Китайский музыкальный ежегодник», 1997. 203-204с.

90. Решето в A.M. Китайская музыка. Из книги Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965. 410-416с.

91. На спектакле студенток Пекинского У ниверситета "Яньцзин", «Пекинский еженедельник» от 14 ноября 1923.

92. У Чжу. Как обучать игре на фортепиано на начальном курсе обучения. Ж. «Китайская музыка». Пекин, 1989, № 3. 21с.

93. Фу Л эй. (Перевод на кит.язык) Американские институты расплачиваются по счетам "за преподавание музыки". Из американского журнала "Христианские наставления". Ж. «Музыкальный вестник». Пекин, Выпуск 21 от 6 июня 2007.

94. Чао Чжицзю). Уроки фортепианной музыки Ли Цуйчжэнь. Ж. «Музыкальное искусство». Пекин, 1990, № 2. 17с.

95. Чжао I Iиных). Гу Шэиин в моей душе. Из книги Китайская пианистка -поэт — Гу Шэнин , под ред. Чжоу Гуаньжэня. Шанхайское издательство -Музыка, 2001. 112,113с.

96. Ю8.Чжао Цуйсинь. Некоторые проблемы обучения на коллективных уроках фортепианной музыки. Ж. «Научный вестник Центральной консерватории». Пекин, 1996, №3, 26с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.