Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 277
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
Введение.
Глава первая. Формирование фортепианного стиля Шимановского в контексте польской музыкальной культуры начала XX века. Первый период творчества: 1900-1912 годы
1.1. Польская музыкальная культура рубежа XIX-XX веков.
1.2. Стилистика ранних фортепианных произведений Шимановского.
1.3. Формирование фортепианной стилистики Шимановского 1904-1912 годов в связи с обращением к жанрам симфонической музыки.
1.4. Вторая соната, ор. 21 как вершина фортепианного творчества первого периода.
Глава вторая. Фортепианные произведения Шимановского 1913-1919 годов. Второй период творчества
2.1. Эстетика искусства Сецессии в музыке Шимановского.
2.2. Драматургия формы и принципы авторской трактовки фортепианной фактуры в цикле «Метопы», ор. 29.
2.3. Дальнейшее развитие пианистической стилистики в цикле
Маски», ор. 34.^.
2.4. Двенадцать этюдов, ор. 33 и Третья соната, ор. 36 - итог эволюции фортепианного творчества второго периода.
Глава третья. Формирование современного польского стиля в фортепианных произведениях 1920-1937 годов. Третий период творчества'
3.1. «Закопанский» стиль в польском искусстве начала XX века.
3.2. Гуральский фольклор как источник стилистики цикла
Двадцать мазурок, ор. 50.
3.3. Расширение стилистических поисков Шимановского в 1925- 1932 годах.
3.4. Четвёртая концертная симфония для фортепиано с оркестром, ор. 60 как итог стилистического синтеза.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Стилистические и композиционно-технологические процессы в польской фортепианной музыке XX века2013 год, доктор искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
Лондонская фортепианная школа конца XVIII - начала XIX веков2012 год, кандидат искусствоведения Мофа, Алла Васильевна
Фортепианная музыка нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения2007 год, кандидат искусствоведения Красногорова, Ольга Альбертовна
Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена2000 год, кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна
Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков2002 год, кандидат наук Стуколкина, Светлана Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского»
Актуальность исследования. Фортепианное творчество Кароля Шимановского, выдающегося композитора XX века, ставшего основоположником польской современной композиторской школы, представляет собой значительное явление в мировой пианистической культуре. При обращении к наследию Шимановского становится очевидным особое место в нём фортепианной музыки, наиболее показательной в отношении значительной эволюции композиторского стиля. Рояль всегда оставался для Шимановского тем универсальным инструментом, который синтезировал в себе свойства и возможности многих разнообразных инструментов и давал композитору импульс к творческим поискам. Мастерское использование возможностей инструмента, отражённое в фортепианной фактуре Шимановского, во многом обусловлено тем, что, не будучи пианистом-виртуозом, он свободно владел фортепиано. Непосредственное творческое сотрудничество с выдающимися исполнителями (в первую очередь с Г. Нейгаузом и Арт. Рубинштейном) также стимулировало композитора к созданию значительного количества фортепианных произведений. Эти факты подчёркивают взаимосвязь композиторского и исполнительского аспектов фортепианного творчества Шима-J новского.
Значительная часть фортепианного наследия Шимановского была создана и впервые представлена публике в России, однако складывавшаяся в нашей стране в 1900-1940-х годах традиция исполнения произведений Шимановского не была продолжена. Сложная пианистическая стилистика Шимановского и теоретическая неосвещённость вопросов, связанных с интерпретацией его произведений привела к крайне редкому обращению современных пианистов к наследию композитора. Этот факт неоправданной потери непосредственного звучания произведений Шимановского на концертной сцене и в учебном репертуаре представляется неправомерным, поскольку при жизни композитора к ним с огромным интересом обращались выдающиеся пианисты - Г. Нейгауз, Арт. Рубинштейн, 3. Джевецкий, Р. Казадезюс, а позднее - С. Рихтер, Л. Ведерников, М. Юдина. В практике польской пианистической школы, где произведения Шимановского исполняли известные пианисты - Р. Бакст, Т. Жмудзиньский, Б. Хессе-Буковская, Я. Экер, традиция была продолжена до настоящего времени. Однако в последние годы польская критика отмечает, что музыка выдающегося польского композитора до сих пор мало • известна даже в Польше, что объясняется трудностями её понимания и интерпретации. Таким образом, противоречие между художественной ценностью фортепианного наследия Шимановского, его существенным вкладом в формирование пианистического искусства XX века и крайне недостаточным вниманием к нему современных педагогов и концертирующих пианистов, а также почти полное отсутствие его сочинений в учебном репертуаре определяет актуальность темы диссертации. Изучение стилистики фортепианных произведений Шимановского может способствовать продолжению исполнительских традиций, внести определённый вклад в осмысление фортепианного творчества композитора.
Состояние научной разработанности проблемы. Отметим, что изучению фортепианного творчества Шимановского посвящены в основном работы польских и российских авторов, которые можно отнести к следующим направлениям:
1) монографии;
2) эпистолярное и литературное наследие Шимановского;
3) публикации справочного характера;
4) критика и пресса Польши, России и других стран;
5) публикации исследовательской направленности.
1) Наиболее содержательный материал о жизни и творческом пути композитора сосредоточен в следующих монографиях:
- В первой монографии музыковеда 3. Яхимецкого «Rys dotychczasowej tworczosci» («Очерки созданного к этому времени творчества»), написанной в содружестве с самим композитором и опубликованной в 1927 году в журнале «Przeglqd wspolczesny» [193].
- В одной из наиболее значительных монографий, созданной С. Лобачевской в течение 1937-1948 годов, - «Кароль Шиманов-ский. Жизнь и творчество (1882-1937)» [213].
- В, монографиях Т. Хылиньской «Кароль Шимановский» [154], С. Голяховского «Кароль Шимановский» [176], Т, Зелиньского «Шимановский: лирика и экстаз» [280], а также и Антология «Кароль Шимановский» под редакцией 3. Серпиньского [256].
2) Ценный документальный материал сосредоточен в следующих изданиях, посвященных эпистолярному наследию композитора:
- Полное издание сохранившейся переписки композитора в 4-х книгах, 2-х томах, составленное одной из ведущих исследователей творчества Шимановского Тересой Хылиньской [264, 265].
- Шимановский К. Литературные сочинения в 2-х томах [266, 267].
3) Среди изданий справочного характера особенно следует отметить издание «Кароль Шимановский. 1882-1937. Тематический каталог произведений и библиография» [228], опубликованное в 1967 году, его авторj К. Михаловский сделал первый опыт обобщения и анализа имеющихся ценных документов и фактов, посвященных жизни и творчеству Шимановского.
4) Рецензии на исполнение произведений. Шимановского, опубликованные преимущественно в отечественной, а также зарубежной прессе представлены статьями Ан. Александрова [1], Б.Асафьева [3], Е. Браудо [9], А. Коллинза [160], Г. Тимофеева [101], Б. Тюнеева [102] и многих других авторов. Особняком стоят работы пианистов - первых исполнителей произведений Шимановского: стенограмма лекции-концерта Г. Нейгауза [62] и заметки 3. Джевецкого [166, 167]; эпизоды, посвященные творчеству Шимановского, можно найти и в книге 3. Джевецкого «Воспоминания музыканта» [168]. В них содержатся ценные практические наблюдения и выводы, а также личные впечатления исполнителей и документальные факты, дающие дополнительные материалы для теоретических обобщений.
5) Среди публикаций исследовательской направленности выделим статьи о фортепианном творчестве, написанные И. Бэлзой и А. Кендрой; они дают общее представление об эволюции творчества и стиля композитора. Заслуживают пристального внимания публикации К. Беганьского, С. Голяхов-ского, Л. Добровольского, 3. Мыцельского, С. Олендзкого, М. Тарнавец-кой, Т. Хылиньской, в которых дан анализ отдельных произведений Шима-новского. Подчеркнем, что в Польше изучение творчества композитора началось уже при его жизни, и важнейшее значение среди многих публикаций имеют работы Ю. Хоминьского и 3. Яхимецкого. Содержательная характеристика фортепианного стиля Шимановского имеется именно в работах Ю. Хоминьского, созданных в 1930-е годы: «Фортепианное творчество Ка-роля Шимановского», «Кароль Шимановский и западноевропейская музыка XX века». В своих работах Ю. Хоминьский выдвинул гипотезу, чрезвычайно важную для верной оценки исторического значения искусства польского мастера. Суть гипотезы в том, что эволюция стиля Шимановского была обусловлена в первую очередь внутренними закономерностями развития его творческого мышления, а не только различными влияниями на него других композиторов, близких ему по духу и стилевым устремлениям. Этот подход Ю. Хоминьского, являющийся ключевым для истинного понимания природы дарования Шимановского, однако не был по достоинству оценен и развит в последующих работах польских исследователей. До настоящего времени в среде музыковедов (в частности, в работах К. Беганьского, Г. Кужиньского, 3. Лиссы, С. Олендзкого) и в представлениях исполнителей-пианистов не преодолена инерция трактовки искусства Шимановского как явления в значительной мере эклектичного, сформировавшегося в результате подражания творческим принципам отдельных композиторов. На наш взгляд, подобная традиция, сложившаяся в польской музыкальной критике, связана со стремлением не только обосновать причину стилевой эволюции Шимановского следованием творческим методам уже известных мастеров, но также с позицией признания подлинным достижением Шимановского лишь произведений последнего периода творчества. Преодоление этой позиции, выявление диалектических закономерностей эволюции фортепианного творчества крупнейшего представителя польской композиторской школы вырастает в существенную проблему исследования. Подчеркнем, что самобытность стиля Шимановского в целом отмечалась ещё при жизни композитора в рецензиях ведущих российских музыкальных критиков: Ан. Александрова, Б. Асафьева, JI. Сабанеева, Г. Тимофеева, Б. Тюнеева.
Следует отметить две работы, раскрывающие специфику фортепианной фактуры Шимановского. Это статьи К. Беганьского - «Звуковая техника в «Метопах» и «Масках» К. Шимановского [131] и С. Олендзкого - «Некоторые проблемы фортепианной фактуры Кароля Шимановского» [232]. В обеих работах внимание авторов сконцентрировано прежде всего на стилистике произведений среднего периода творчества. Анализ К. Беганьского сосредоточен на определяющем влиянии на развитие композиторского стиля Шимановского Шопена, Скрябина, Листа, Брамса, Регера, Р. Штрауса, Дебюсси, Стравинского, Чайковского, что характерено для польской музыковедческой традиции исследования творчества Шимановского. Исследование С. Олендзкого направлено на характеристику фактуры как важнейшего средства композиторской техники и свидетельства её эволюции. Анализ фактуры циклов сосредоточен в статье С. Олендзкого в следующих разделах: «Фактурное значение динамики», «Взаимодействие звуковых пластов», «Артикуляция и прочие исполнительско-технические проблемы», «Гармония и мелодика», «Колористика», дающих интерпретацию фортепианной фактуры Шимановского в плане структурального анализа, отражающего парадигму польской музыковедческой школы, однако не содержит выводов о специфике фортепианного стиля Шимановского, не даёт целостности понимания исследуемого явления.
Ценные наблюдения мы находим в статье отечественного исследователя Н. Котлер, «Импрессионистические черты стиля Кароля Шимановского» [43], отметившего, что своеобразие импрессионистского стиля Шимановского заключается в богатстве и своеобразии форм, тяготеющих к цикличности, а также в использовании полифонических приёмов.
В статье 3. Хельман «Влияние Шопена на раннее творчество Кароля Шимановского» [184] выявлены историческая преемственность фортепианных стилей великих польских мастеров фортепиано; разнообразие линий претворения шопеновских традиций в ранних произведениях Шимановского; этапы эволюции его юношеского стиля с точки зрения овладения шопеновскими методами.
Среди публикаций, посвященных фортепианному творчеству Шимановского, выделяются немногочисленные работы, содержащие исполнительски-ориентированный анализ его отдельных произведений. Это статья Г. Кужиньского «Фактура фортепианных сонат Кароля Шимановского» [226], представляющая анализ особенностей стилистики фортепианных сонат с точки зрения их интерпретации; статья Ю. Драта «Этюды, ор. 33 Кароля Шимановского» [165] и статья М. Тарнавецкой «Вторая соната. К. Шимановского» [99]. Работа Г. Кужиньского, в целом посвященная анализу фактуры сонат, направленному на исполнительские задачи, также ставит целью обоснование эволюции музыкального языка сонат влиянием стиля других композиторов (подзаголовок статьи уточняет: «с учётом влияния К. Дебюсси и А. Скрябина»). Здесь также проявляется одна из устаревших позиций понимания творчества Шимановского, когда его стиль трактуется как эклектичное явление, сформировавшееся исключительно на основании претворения художественных методов других композиторов.
В российском музыковедении творчеству Шимановского посвящены исследования Э. Волынского, Л. Калениченко, Б. Нестерова, И. Никольской. Книга Э. Волынского «Кароль Шимановскин: 1882-1937 (краткий очерк жизни и творчества)» и его диссертация «Симфоническая музыка К. Шимановского и некоторые проблемы его творческой эволюции» (1970-е годы) развивают концепции 1950-х годов 3. Лиссы и С. Лобачевской в изучении творчества Шимановского. Новый этап изучения творчества Шимановского представлен в 1980-х годах в трудах А. Капениченко и И. Никольской. В диссертации А. Капениченко «Кароль Шимановский и народная музыка Подгалья» (к проблеме эволюции композиторского творчества)» (1984) раскрывается специфика взаимодействия творчества Шимановского с народной гуральской традицией, исследуются формы претворения фольклора. В трудах И. Никольской: «Творческий путь Кароля Шимановского» (1984), «Шимановский» (1987), «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века» (1990) представлена целостная концепция творческой эволюции Шимановского, обоснованная анализом симфонического творчества как синтеза стилевых поисков и вершины композиторских достижений.
Для нашего исследования представляют значительный интерес статьи Б. Нестерова, посвященные фортепианному творчеству Шимановского, и исследование «Фортепианное творчество Кароля Шимановского. Проблемы стиля и интерпретации», изданное в 2002 году. Б. Нестеров даёт краткий анализ фортепианных произведений композитора, продолжая в своих выводах о преемственности фортепианного стиля Шимановского со стилем других композиторов линию исследований Э. Волынского, С. Лобачевской, 3. Хель-ман. В центре внимания Б. Нестерова оказывается изучение российской традиции исполнения фортепианных произведений Шимановского, что придаёт значительную ценность его труду. При этом, на наш взгляд, в тени этой работы остались главные стилевые детерминанты и эстетическая платформа эволюции фортепианного творчества Шимановского. Более подробно исследуются ранние произведения, тогда как для выявления развития художественного метода и стиля композитора последующих периодов на наш взгляд требуется изучение зрелых сочинений, особенно - наиболее значимых в творчестве композитора произведений циклических форм.
Таким образом, подробное изучение фортепианного наследия Шимановского в ракурсе современной методологии представляется необходимым в настоящем исследовании.
Объектом нашего исследования предстаёт фортепианное творчество Шимановского; предметом - стилистика фортепианных произведений Шимановского как эволюционирующая идиостилевая система художественных средств.
Основная цель исследования — выявление особенностей стилистики фортепианных произведений Шимановского в процессе творческой эволюции, раскрытие факторов эволюции в разные периоды творчества. В соответствии с этим определились следующие задачи исследования:
1. Изучение фортепианных произведений Шимановского с точки зрения направленности его творческих исканий в области жанров, музыкальной формы и драматургии.
2. Исследование и систематизация индивидуальных стилистических особенностей фортепианного письма и использования выразительных средств инструмента, выявление векторов их обновления и развития в контексте фортепианно-стилистических процессов начала XX века.
3. Сопоставление творческого процесса Шимановского-композитора с его исполнительско-пианистическим мышлением.
4. Выявление факторов идейно-эстетической, художественной целостности стиля на протяжении творческой эволюции композитора: взаимодействия традиций польской фортепианной школы и инонациональных влияний, соотношения стабильных и мобильных компонентов стиля.
Материалом исследования послужило всё фортепианное творчество (включая черновики и эскизы произведений) и эпистолярное наследие Шимановского, а также музыковедческая и мемуарная литература, связанная с темой диссертации. Автором диссертации подробно изучен архив Шимановского; копии эскизов и рукописей его фортепианных произведений, неизвестных ранее в России, представлены в приложении к диссертации.
Методологическая основа исследования. Осмысление творчества Шимановского в контексте стилевых тенденций и художественных устремлений первой трети XX века повлекло необходимость историко-стилевого подхода к исследуемому явлению, а также разграничения понятий стиля и стилистики. Стилистика является в настоящем исследовании одной из ключевых категорий, а стилистический анализ - основополагающим методом изучения фортепианного наследия Шимановского. Основой для формирования методологического подхода к стилистическому анализу послужили труды некоторых российских литературоведов, и, в особенности, В. Виноградова. В его работе «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963) под стилистикой понимаются законы сочетаемости языковых элементов, особенности использования языка в разных ситуациях и жанрах, а также художественно целенаправленное оперирование разнообразными стилевыми элементами в рамках конкретного произведения.
Категория стилистики в музыковедческом ракурсе подробно разработана к настоящему времени в ряде трудов Е. Назайкинского [60, 61]. Она стала основой интерпретации стилистики как внутренней структуры каждого конкретного произведения Шимановского, которая отличает его от других сочинений композитора и, таким образом, определяет его стилистическую специфику. Различие между стилевым и стилистическим анализом автор книги «Стиль и жанр в музыке» определяет следующим образом: «. если стилевой анализ направлен на описание особенностей стиля композитора, школы, жанра и т.п., то стилистический анализ представляет собой уже характеристику строения самого произведения как особого процесса вторичного использования стилей и стилевых средств в качестве выразительных, смысловых компонентов» [60, с. 78]. В соответствии с таким подходом в диссертации исследуется совокупность стилистических проявлений, образующих в каждом конкретном фортепианном произведении Шимановского («стилевом объекте», по Е. Назайкинскому) его внутреннюю структуру, отличающую его от других фортепианных сочинений композитора и, таким образом, определяющую его стилистическую специфику*. Наряду с этим в контексте всего творчества Шимановского его фортепианное наследие в целом также образует «стилевой объект» высшего порядка, обладающий определённой стилистической спецификой. Это даёт основание изучать стилистику фортепианных сочинений Шимановского как целостную систему, имеющую своё внутреннее строение и стадиальность развития.
Другое, существенное для настоящего исследования, значение понятия «стилистика» мы относим к тому уровню структуры авторского художественного текста, в котором его стилевая природа, искания композитора в области жанров, форм, драматургии, музыкально-языковых средств преломляются1 в наиболее «наглядных», открытых для наблюдениям типизированных формах. Среди них, прежде всего, особенности трактовки инструмента и принципы фортепианного письма Шимановского, фактурно-клавиатурные формы и культивируемые пианистические технологии, отразившие характер авторских интерпретаторских представлений.
Важнейший аспект понятия «стилистика» связан в нашем исследовании с изучением опытов Шимановского по адаптации в своих произведениях художественных средств и приёмов, выработанных в пианистической культуре прошлого и современности, а также - преломление фольклорной (вокальной и инструментальной) стилистики. В данных аспектах мы опирались на положение Е. Назайкинского: «Стилистика - это и определённая сторона художественного текста, и совокупность стилистических приёмов и методов, характерных для творчества создавшего этот текст автора .» [60, с. 140].
Изучение разных аспектов музыкальной композиции повлекло обращение к широкой области современных музыковедческих подходов, включающих работы в области строения музыкального произведения, и в особен «Структура стилевых взаимодействий, возникающих в рамках одного художественного произведения и образующих в свойм смысловом развертывании его особый стилистический рельеф - это и есть стилистика (а не стиль) произведения» [60, с. 140]. ности фортепианной фактуры Шимановского как одной из наиболее показательных форм проявлений стилистических поисков в области инструментального искусства. В связи с этим нами используются труды В. Бобровского, Т. Красниковой, JI. Мазеля, В. Медушевского, М. Михайлова, Е. Назайкинского, Е. Ручьевской, С. Скребкова, М. Скребковой-Филатовой, В. Холоповой, В. Цуккермана.
Влияние на формирование методологической позиции изучения творчества Шимановского оказали труды И. Бэлзы, И. Никольской, Ю. Хоминьского, Т. Хылиньской, 3. Яхимецкого; теоретические положения польских и российских специалистов в области философии и эстетики польского искусства рубежа XIX-XX веков (3. Лиссы, М. Попшёнцкой, 3. Хельман, С. Яро-циньского).
Существенное значение в исследовании материала имели методы эмпирического уровня (практическое исполнительское овладение музыкальным материалом, изучение многочисленных записей исполнительских интерпретаций), а также сравнения изучаемых явлений с другими для выявления их специфики, в связи с чем в работе используются методы сравнительной характеристики и слухового анализа.
Научная новизна исследования:
1. Впервые в музыковедческой литературе о Шимановском осуществлён целостный анализ всех фортепианных произведений (включая Четвертую концертную симфонию, ор. 60 для фортепиано с оркестром). Фортепианное творчество Шимановского представлено в диссертации как стилистически-целостное эволюционирующее явление.
2. Константные черты стилистики и творческого мышления композитора (в том числе - обусловленные традициями польской национальной культуры) выявлены в произведениях всех периодов творчества, а не только в музыкальном языке фортепианных произведений последних лет, признанных ранее наиболее показательными в этом отношении. 3. Раскрыта тесная взаимосвязь композиторского и исполнительского творчества Шимановского, существенная при изучении фортепианных стилей XX века и путей формирования современной пианистической стилистики.
Практическая значимость результатов исследования: Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Шимановского в различных аспектах: в исследованиях проблем фортепианной стилистики, в изучении закономерностей взаимосвязи композиторского» и исполнительского творчества. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в, курсе истории и теории фортепианного искусства, при изучении фортепианных школ XX века. Материалы диссертации могут послужить основой будущих методических разработок, посвященных возрождению в исполнительской и педагогической практике искусства Шимановского - значительного художественного явления XX века.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на широкий пласт научных исследований в области эстетики, теоретического и исполнительского музыкознания, дающих основания для проведения настоящего исследования в контексте современных тенденций развития научной мысли. Исполнительская проверка теоретических положений диссертации проводилась автором в процессе концертов, лекций, мастер-классов, записей на радио в Польше и в России. .
На защиту выносятся следующие положения: 1. Самобытность фортепианной стилистики Шимановского определяется гармоничностью сочетания идиостилевых качеств и основополагающих тенденций развития музыкальной культуры XX века в русле эстетики художественного направления «Молодая Польша».
2. Специфика фортепианной стилистики Шимановского нашла наиболее полное воплощение в фактуре его произведений. В контексте многообразия фактурных поисков композиторов начала XX века фортепианная фактура Шимановского выделяется индивидуальным синтезом различных стилистических признаков - поздне-романтического, импрессионистского, неоклассического, неофольклорного.
3. Особенности фортепианного мышления композитора нашли преломление в индивидуальной трактовке пианистических технологий, что выразилось в самобытности звукового облика и фактурных рисунков его произведений.
Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись:
- посредством публикаций статей по проблеме исследования;
- в процессе исследовательской и исполнительской работы, проводимой автором с 1990 года в аспирантуре РАМ им. Гнесиных, на кафедре фортепиано Московской военной консерватории;
- в многочисленных выступлениях автора с монографическими программами и концертами-лекциями из произведений Шимановского в России и Польше на концертных площадках и в различных учебных заведениях (1990-2004);
- в проведении мастер-классов (Душники-Здруй, 1997-1998) и в ходе подготовки авторских программ, посвященных творчеству Шимановского на радиостанции «Орфей» (1992-2004);
- в процессе обсуждения основных разделов диссертации, а также публикаций на заседаниях кафедры специального фортепиано и кафедры современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры РАМ им. Гнесиных.
Структура диссертации: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложения и нотных примеров. Ло
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Григория Корчмара: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации2013 год, кандидат искусствоведения Курносова, Светлана Евгеньевна
Фортепианная музыка Чайковского в учебном процессе музыкальных факультетов педагогических вузов2000 год, кандидат педагогических наук Захаренкова, Елена Ивановна
Энрике Гранадос. Фортепианное наследие2010 год, кандидат искусствоведения Красотина, Ирина Викторовна
Камерная музыка Виктора Платонова: опыт образно-смыслового анализа2009 год, кандидат искусствоведения Платонова, Светлана Васильевна
Особенности фортепианного стиля А.С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества2007 год, кандидат искусствоведения Покровская, Ирина Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Собакина, Ольга Валерьевна
Заключение.
Обобщая результаты наших наблюдений, представляется целесообразным объединить выводы вокруг нескольких сквозных направлений исследования:
1. Фортепианное наследие Шимановского представляет в музыкальном искусстве XX века значительное явление; созданная польским мастером пианистическая стилистика претворяет традиции польской музыкальной культуры и переосмысливает их в широком контексте современности. В формировании своего творческого метода Шимановский руководствовался идеями возрождения национального искусства и обновления музыкального языка в духе художественных исканий своего времени. В своих поисках Шимановский предстаёт подлинно национальным художником — в силу своего мышления, темперамента, отношения к национальной, и, прежде всего, шопеновской традиции, в которой он видел образец органичного сочетания художественной содержательности музыки и высочайшего композиторского мастерства.
Очевидно, что определяющее влияние на развитие фортепианной стилистики Шимановского оказало наследие Шопена, которое композитор изучал не только в поисках собственных творческих решений, но и в поисках путей развития всей польской национальной школы. В фортепианном творчестве Шимановского можно проследить продолжение идейно-художественных линий шопеновского искусства - в первую очередь, лирико-поэтической и балладно-эпической, и в связи с этим, интерес к аналогичным жанрам. Важнейшей особенностью фортепианного творчества Шимановского представляется особое внимание к развитию пианистической стилистики в русле шопеновских достижений, прежде всего - это раскрытие широкого диапазона возможностей инструмента в плане мелодической природы его звучания, охватывающей также и сферу фортепианной виртуозности. Обобщая значение шопеновских традиций в творчестве Шимановского, отметим многогранность их проявления. Так, произведения первого периода создаются в русле следования шопеновским формам и жанрам; в соответствии с традициями классика польской музыки Шимановский вырабатывает собственную пианистическую стилистику на основе принципа полимелодизма фактуры. В произведениях 1913-1920 годов преломляются принципы формообразования поэмных форм Шопена. В последний период творчества шопеновские традиции нашли выражение в демократичности художественных устремлений, оригинальности выявления национального начала; в выборе жанра и формы, и, конечно, в творческом претворении фольклора, осуществлённом с высочайшим мастерством.
2. Важным для понимания эволюции фортепианной стилистики Шимановского представляется ориентация композитора на широкий охват явлений современного ему инонационального искусства, стремление к претворению в своих произведениях актуальных тенденций развития музыкального языка. Своебразная «синтетичность», «историзм» композиторского мышления Шимановского, его умение экспериментировать с музыкально-языковыми моделями и разнообразными приёмами композиторской техники представителей разных стилевых направлений (в первую очередь - Скрябина, Регера, Дебюсси, Стравинского, Бартока), индивидуально преломляя их в своих произведениях, является важнейшей характерной особенностью творчества Шимановского. Таким образом, следуя в своем творчестве шопеновским традициям и важнейшим тенденциям развития европейской музыки, Шимановский создал собственную концепцию фортепианной стилистики и открыл пути её дальнейшего развития в польской музыке.
3. Творческая эволюция Шимановского была обусловлена эстетической платформой художественного направления «Молодая Польша», различные устремления которого повлияли на идейное содержание поисков композитора в отдельные периоды творчества. В связи с этим, процесс эволюции фортепианной стилистики Шимановского характеризуется, с одной стороны, постепенностью формирования, органичного прорастания новых качеств из прежнего опыта и, с другой стороны, определенной стилистической контрастностью, отмечающей рубежи творческих периодов. При этом можно выявить стабильные качества, проявившиеся в творчестве разных периодов, и мобильные, подчинённые фактору обновления стилистики. Так, фортепианное творчество Шимановского отмечено стабильным воплощением классических жанров (сонаты, вариаций, этюда, прелюдии, мазурки) и форм, модифицированных эстетическими устремлениями начала века. Постоянством отличается направленность стилистических поисков композитора на развитие виртуозности фортепианного письма, стремление к утончённой красоте и красочности звучания. В пианистической сфере это проявилось в интересе к изысканным фигурационно-дублировочным рисункам и их совершенной пианистической организации. При этом Шимановского, в отличие от многих других композиторов (в т.ч. Скрябина и Дебюсси), характеризует преобладание мелодического начала, выразившееся в полимелодизме фактуры многих произведений в разные периоды творчества, а также в сочетании фигура-ционных рисунков с полифоническим складом фактуры.
Мобильность фортепианной стилистики Шимановского проявилась в стремлении к постоянной активной модификации звукового комплекса, при этом каждому сочинению присущ индивидуальный звуковой облик. Наиболее рельефно стилистическая мобильность выявляется в развитии различных принципов фактурообразования в процессе творческой эволюции. В области фортепианного творчества композитора фактура становится ключом к воплощению новой образности и созданию характерного стиля. Интенсивность фактурных поисков обусловила обращение Шимановского к полифонической традиции в её интерпретации неоклассиками, к звукописи импрессионистов; к воссозданию образцов народно-инструментальной стилистики. Все это стало для польского мастера основой поисков собственных принципов фактурообразования. В этом процессе выявляется последовательное развитие индивидуальных основополагающих качеств фактуры - а именно её полифо-низации, линеарной устремлённости развития планов, мобильности рисунков, активное оперирование пространственным параметром.
4. Фортепианное творчество композитора наиболее полно выявляет специфику эволюции его стиля в целом, её динамику; а также индивидуальное понимание принципов композиции и моделирования звуковых комплексов. В этом отношении область фортепианного творчества Шимановского справедливо может рассматриваться как лаборатория его творческих поисков. Вместе с тем, существенное влияние на эволюцию пианистической стилистики Шимановского оказали интерес к сценическим и симфоническим жанрам и «оркестровость» его композиторского мышления. Отметим, что симфоничность композиторского мышления проявилась в тенденции к укрупнению композиции и цельности формы, в стремлении к преобладанию крупных циклических форм, объединяющих одним замыслом ряд миниатюр, которые детализируют общую концепцию. Выразительный тембровый колорит и фоническая контрастность, непрерывность процесса развития звуковой ткани также обусловлены этим фактором. Склонность к сценическим жанрам выразилась в сюжетно-фабульной стилистике произведений среднего периода творчества, и более опосредованно - позднего. Важнейшим аспектом раскрытия сюжетности произведений Шимановского становится опять-таки фактура, несущая значительную часть «информации» о художественном образе; она отличается не только характерными конфигурациями рисунков, но и яркостью фонических характеристик, образной «ассоциативностью» многих пианистических форм, вызывающих аналогии с различными звуковыми явлениями.
5. В фортепианных произведениях Шимановского запечатлены особенности пианистического мышления композитора-пианиста, тонко чувствовавшего природу фортепианного звука, его красоту и богатство. Очевидно, что наиболее убедительные композиторские воплощения концепций фортепианной стилистики отличают именно творчество композиторов-исполнителей. Шимановского характеризует детальное понимание путей исполнительской реализации своих композиторских проектов, особенностей их исполнительской специфики. Композитор фиксирует в нотном тексте фонические качества фактуры посредством многочисленных ремарок (динамических, артикуляционных, агогических, а также образно-живописных), передающих характер звукового облика. Они помогают исполнителю конкретизировать специфику звучания многопластовых образований и функциональное значение каждого плана. Важную роль в передаче качеств музыкальной живописности имеют педаль и артикуляция, определяющие тембровую палитру произведений и пространственность звучания. Обращают на себя внимание многочисленные ремарки композитора относительно агогики, использование запятой и двойной черты (в том числе и в виде апострофа). Они не только «комментируют» синтаксическое развитие, структуру эпизода, но и побуждают исполнителя к выявлению граней формы, смены типов фактуры, что способствует восприятию развёртывающейся звуковой ткани. В связи с этим подчеркнём, что логика горизонтального параметра фактуры Шимановского является наиболее сложным моментом в исполнительской интерпретации, что отмечено в высказываниях многих пианистов и критиков.
Фортепианное творчество Шимановского, и глубоко философичное, и проникнутое культом рафинированной красоты, открывает современным исполнителям и педагогам значительные перспективы расширения репертуара; а также пути овладения тонкими гранями исполнительского мастерства. Пианистическая стилистика Шимановского продолжила линию романтической трактовки инструмента, отражающую всё неисчерпаемое многообразие его художественных возможностей. Виртуозное начало, преобладающее в фортепианных произведениях композитора, всегда направлено на достижение художественной ценности композиций, выявление богатства возможностей инструмента. Богатство звукового облика фортепиано и тонкое понимание специфики пианистической виртуозности характеризует Шимановского как выдающегося мастера в ряду фортепианных композиторов XX века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна, 2004 год
1. Александров А. /Нотографические заметки/ //К новым берегам, 1923.1. С. 62-63.
2. Алексеева JL, Григорьев В. Кароль Шимановский //Зарубежная музыка XX века. М.: Знание, 1986. - С. 120-126.
3. Асафьев Б. /Петроградские театры и концерты. Хроника/ //Музыкальный современник, 1916. № 4. - С. 7.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. -376с.
5. Асафьев Б. О музыке XX века. JL: Музыка, 1982. - 200 с.
6. Бершадская Т. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки //Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. -С. 97-113.
7. Бочкарёва О. О гармонии «Курпёвских песен» К. Шимановского //Статьи по музыковедению. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1969. Вып. 3. - С. 36-52.
8. Бочкарёва О. О некоторых формах диатоники в современной музыке //Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. - Вып. 7. - С. 221-246.
9. Браудо Е. Симфонические и камерные концерты //Аполлон, 1916.- № 8. 62 с.
10. Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). Д.: Музыка, 1973.- 198 с.
11. Бэлза И. Великий польский музыкант //Кароль Шимановский. М.: Музыка, 1982.-С. 5-36.
12. Бэлза И. Встречи с Шимановским и Хиндемитом //О музыкантах XX века.-М.: Сов. композитор, 1979.-С. 151-166.
13. Бэлза И. История польской музыкальной культуры. М.: ГМИ, 1957. -Т. 2.-308 с.
14. Бэлза И. История польской музыкальной культуры. М.: Музыка, 1972.-Т. 3.-295 с.
15. Бэлза И. Кароль Шимановский, его роль и значение в развитии польской музыкальной культуры //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 8-23.
16. Бэлза И. Фортепианные сочинения Шимановского //Шимановский К. Пьесы /Сост. К. Сорокин/. М.: Музыка, 1964. - С. 5-7.
17. Бэлза И. Фортепианное творчество Кароля Шимановского //Шимановский К. Сочинения для фортепиано в трёх томах. М.: Музыка, 1971. -Т. I.-C.3-5.
18. Визель 3. О классификации типов фактуры //Проблемы музыкальной фактуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1982. - Вып. 59. - С. 418.
19. Волынский Э. Кароль Шимановский. 1882-1937 //Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1974. - 86 с.
20. Волынский Э. Симфоническая музыка К.Шимановского и некоторые проблемы его творческой эволюции. Дис.канд. искусствоведения.- Л.: Лен. Гос. инст. театра, музыки и кинематографии, 1976. 179 л.
21. Волынский Э. Симфоническая музыка К.Шимановского и некоторые проблемы его творческой эволюции //Автореф. дис. канд. искусств. -Л., 1976.-28 с.
22. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. Л.: Сов. композитор, 1990. - 2-е изд., доп. - 288 с.
23. Голяховский С. Кароль Шимановский //Кароль Шимановский. 1882-1937. М.: Музыка, 1982. - С. 37-112.
24. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Худ. литература, 1967. - 766 с.
25. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути её реализации //Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988.- Вып. I. С. 69-86.Щ
26. Григорьев В. О роли времени в исполнительском творческом процессе. //Вопросы исполнительского искусства. Сборник трудов МГК. - М., 1981.-С. 3-14.
27. Гудимова С. Кароль Шимановский и традиции польской музыкальной культуры //Сов. славяноведение, 1983. № 5. - С. 40-47.
28. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984.-256 с.
29. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. — 208 с.
30. Дъячкова JI. Гармония в музыке XX века. Труды ГМПИ им. Гнесиных.-М., 1989.- 104 с.
31. Задерацкий В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии //Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1984. -Вып. 5.-С. 18-57.
32. Калениченко А. Кароль Шимановский и гуральская музыка /на примере мелодики кантаты «Stabat Mater»/ //Украинское музыковедение. -Киев, 1982.-Вып. 17.-С. 101-116/наукр. языке/.
33. Калениченко А. Кароль Шимановский и Украина //Украинский календарь. 1982. Варшава: УСКТ, 1982. - С. 111-113 /на укр. языке/.
34. Калениченко А. Кароль Шимановский и народная музыка Подгалья /к проблеме эволюции композиторского творчества/. Дис.канд. искусствоведения. - Киев: Инст. искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Ф. Рыльского АН УССР, 1988. - 195 л.
35. Калениченко А. Кароль Шимановский и народная музыка Подгалья //Автореф. дис. канд. искусств. Киев, 1988. - 18 с.
36. Калениченко А. О фольклорных истоках «Stabat Mater» Кароля Шимановского //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И.Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984.-С. 269-275.
37. Кокорева JI. Музыкальная культура Польши XX века: Кароль Шимановский, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий: Очерки. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1997. 162 с.
38. Кокорева Л. Фольклор в музыке Дариуса Мийо //Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1973. - Вып. 2. - С. 301-330.
39. Кон Ю. К вопросу о вариантности ладов //Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. - С. 238-262.
40. Кон Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке //Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. - Вып. 7. - С. 294-318.
41. Корабельникова Л., Вайдман П. Вопросы текстологии в музыкознании //Методические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. -С. 122-150.
42. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
43. Котлер Н. Импрессионистические черты стиля Кароля Шимановского //Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1973. - Вып. 2. - С. 265-300.
44. Красникова Т. Об организации фактурного пространства в музыке XX века (к проблеме синтеза искусств) //Музыкальная фактура. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. М., 2001. - Вып. 146. - С. 166-179.
45. Ларченко О. Проблемы музыкального исполнительства в критике Б.В. Асафьева //Вопросы исполнительского искусства. — Сборник трудов МГК.-М., 1981.-С. 106-132.
46. Левтонова О. Портрет художника в письмах //Сов. музыка, 1987. № 4. -С. 94-101.
47. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., Музыка, 1988.-236 с.
48. Лисса 3. О сущности национального стиля //Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1964.-Вып. 6.-С. 191-221.л
49. Лисса 3. Шимановский композитор и музыкальный мыслитель //Ка-роль Шимановский. Избр. статьи и письма /Пер., сост. и коммент. А. Фарбштейна- JL: Музгиз, 1963. - С. 6-26.
50. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. - 2-е изд., доп. - 376 с.
51. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Очерки. М.: Музыка, 1990. - 191 с.
52. Москалец Ю. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи. Автореф. дис. канд. искусств. М., 2004. - 27 с.
53. Маркевич Л. Кароль Шимановский о специфике композиторского творчества //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации. /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984.-С. 214-227.
54. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей //Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1984.-Вып. 5.-С. 5-17.
55. Медушевский В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. - С. 206-230.
56. Медушевский В. О музыкальных универсалиях. О понятиях редуцированной и развёрнутой формы. Композиция и драматургия //С. Скребков. Статьи и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. - С. 176-212.
57. Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981, - 264 с.фг 59. Национальные и международные аспекты искусства Польской Сецессии. М.: ПКЦ, 2003. - 169 с.
58. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
59. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка,1982.-319 с.
60. Нейгауз Г. /Великий польский музыкант/ //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крей-ниной. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 24-32.
61. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям //Сост. Я.Милыитейн: М.: Сов. композитор,1983. 2-е изд., испр. и доп. - 526 с.
62. Нестьев И. Шимановский в России //Сов. музыка, 1962. №11. -С. 127-138.
63. Нестеров Б. Вопросы фактуры фортепианных сочинений Шимановского //Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования. Межвузовский сб. науч. трудов. - Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1992.-С. 130-147.
64. Нестеров Б. М.В. Юдина играет фортепианные произведения К. Шимановского //Исполнитель и музыкальное произведение. М., 1989. -С. 106-117.
65. Нестеров Б. Традиции Ф. Шопена в раннем фортепианном творчестве К. Шимановского //О взаимодействии традиционных и новаторских черт в искусстве. Воронеж, 1990. - С. 28-31.
66. Нестеров Б. Фортепианное творчество Кароля Шимановского. Проблемы стиля и интерпретации. Исследование. М.: Издательский Дом «Композитор», 2002, - 144 с.
67. Нестеров Б. Черты фортепианного стиля К.Шимановского //Некоторые вопросы композиторской стилистики в фортепианном обучении. Воронеж: Изд-во Воронежского Гос. Инст. искусств, 1989. - С. 187-214.
68. Никольская И. Двойной портрет (Карлович, Шимановский) в интерьере символизма //Национальные и международные аспекты искусства
69. Польской Сецессии. М.: ПКЦ, 2003. - С. 69-77.
70. Никольская И. Критерий подлинного высокого искусства //Сов. музыка, 1982. -№ 10.-С. 86-90.
71. Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. М.: Сов. композитор, 1990. - 332 с.
72. Никольская И. Творческий путь Кароля Шимановского //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Ниф кольской и Ю. Крейниной. -М.: Сов. композитор, 1984. -С. 151-167.
73. Никольская И. Шимановский //Музыка XX века: Очерки. В двух частях. ч. 2, кн. 5 /А/. М.: Музыка, 1987. - С. 111-147.
74. Орлов Г. Семантика музыки //Проблемы музыкальной науки. М.:
75. Сов. композитор, 1973. Вып. 2. -С. 434-479.
76. Прокофьев Г. Московские концерты. РМГ, 1914. - № 48. - С. 905907.
77. Пшибышевский Б. Музыка современной Польши //Сов. искусство, 1933.-№52.-С. 28-44.
78. Пшибышевский Б. Концерт польской музыки //Известия, 1933. 17 ноября.
79. Радциг С. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1977.-551 с.р 81. Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1972. - Вып. 7. - С. 3-46.
80. Родионова И. Симфонии Кароля Шимановского //Сов. музыка, 1983. № 8. - С. 123-126.
81. Романтизм в музыке /Ответы на анкету польского журнала «Muzyka», 1928. № 7/9/ //Критика и музыкознание. - JL: Музыка, 1980. - Вып. 2. -С. 262-269.
82. Рубинштейн А. Дни моей молодости //Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: Музыка, 1981. - Вып. 9. - С. 109-166.
83. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения //Критика и музыкознание. JL: Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 69-96.
84. Ручьевская Е. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века //Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976. -С. 146-206.
85. Сабанеев JI. К.Шимановский //Современная музыка /Сб. Ассоциации современной музыки под ред. В. Беляева, В. Держановского, JI. Сабанеева. М., 1924. - Вып. 4. - С. 110-113.
86. Светлов И. Польша, XX век, символизм //Национальные и международные аспекты искусства Польской Сецессии. М.: ПКЦ, 2003. -С. 14-27.
87. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-448 с.
88. Скребкова-Филатова М. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке //Музыкальная фактура. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. -М., 2001.-Вып. 146.-С. 180-202.
89. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
90. Собакина О. К. Шимановский «Метопы»: вопросы интерпретации //Фортепианное исполнительство: теория, практика. - Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. -М., 1998.-Вып. 139.-С. 123-146.
91. Солтыс М. Подгалянский лад и его составные в творчестве К. Шимановского //Традиции и новаторство в музыке. Алма-Ата, 1980. -С. 183-184.
92. Стеншевский Я. Курпёвский фольклор в творчестве Кароля Шимановского /пер. с польск. Д. Ухова/ //Кароль Шимановский. Воспоминания,ф статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.:
93. Сов. композитор, 1984. С. 203-214.
94. Тараева Г. О вокальном творчестве Кароля Шимановского //Кароль
95. Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984, - С. 255-269.
96. Тараева Г. Проблемы национального стиля К. Шимановского //Музыковедение и вопросы теории искусства. — Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1975. С. 87-100.
97. Тарнавецкая М. Вторая соната К. Шимановского //Украинское музыковедение. Киев: Мистецтво, 1966. - Вып. 1. - С. 290-309.
98. Тарнавецкая М. Неизвестные автографы Шимановского. К вопросу ометоде творческой работы композитора //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 228-255.
99. Тимофеев Г. Концерт А. Дубянского. Рукописный отдел ГПБ, ф. 773, on. I, ед. хр. 114.
100. Тюнеев Б. Вечер фортепианной музыки Александра Дубянского. -РМГ, 1916. -№ 43. стб. 811-812.tf 103. Фарбштейн А. Об эстетике К. Шимановского // Сов. музыка, 1962. 4.-С. 123-126.
101. Фейнберг С. Судьба музыкальной формы //С.Е. Фейнберг: Пианист. Композитор. Исследователь /Ред. и сост. И. Лихачёва. М.: Сов. композитор, 1984.-С. 16-85.
102. Фришман Д. Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси //Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. -Вып. 7.-С. 122-163.
103. Хельман 3. Кароль Шимановский и польская музыка между двумя мировыми войнами /пер. с польск. Д.Ухова/ //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации/Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крей-ниной. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 176-188.
104. Холопова В. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. - 71 с.
105. Холопова В. Музыкальный тематизм: Науч.-метод. очерк. М.: Музыка, 1983. - 88 с.
106. Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века //Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 2335.
107. Холопова В. Об одном принципе хроматики в музыке XX века //Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1973. - Вып. 2. -С. 331-344.
108. Холопова В. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. - 87 с.
109. Хоминьский Ю. Кароль Шимановский и западноевропейская музыка //Славяне и Запад. М.: Наука, 1975. - С. 161-169.
110. Хоминьский Ю. Шимановский и Скрябин //Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -С. 375-443.
111. Хыбиньский А. Кароль Шимановский. РМГ, 1912. - № 36/37. - стб. 724-726.
112. Хыбиньский А. Обзор современной польской музыки и музыкальной культуры. РГМ, 1912. - № 36/37. - стб. 712.
113. Хылиньская Т. Шимановский и художественные искания «Молодой Польши» /пер. с польск. Д.Ухова/ //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейни-ной. -М.: Сов. композитор, 1984. С. 167-175.
114. Цибульская Ю. Кароль Шимановский и музыкальны.й фольклор Подгалья //Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984. -С. 188-203.
115. Цибульская Ю. «Фольклоризм» в музыке Шимановского //Сов. музыка, 1978.-№7.-С. 110-114.
116. Цуккерман В. Динамический принцип в музыкальной форме //Цуккер-ман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970.-С. 19-120.
117. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы //Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988. -Вып. I.-С. 43-68.
118. Кароль Шимановский. 1882-1937. М.: Музыка, 1982. - 143 с.
119. Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации /Ред. и сост. И. Никольской и Ю. Крейниной. М.: Сов. композитор, 1984. - 296 с.
120. Шимановский К. /Две статьи о Шопене/ //Шопен, каким мы его слышим. М.: Музыка, 1970. - С. 144-160.
121. Шимановский К. Избранные статьи и письма / Пер., сост. и коммент. А. Фарбштейна Д.: Музгиз, 1963. - 253 с.
122. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.
123. Шуцкая А. Мифологизм европейского модерна //Национальные и международные аспекты искусства Польской Сецессии. М.: ПКЦ, 2003. -С. 97-116.
124. Энтелис Л. Встречи с современной польской музыкой. Л.: Музыка, 1978.- 143 с.
125. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.-232 с.
126. Bagor R., Biancolli L. K.Szymanowski: Concerto for violin and orchestra, op. 35 /The concert companion New Jork, 1947. S. 728-729.
127. Centnerszwer B. K.Szymanowski //Revue musicale, 1939. № 194. -S. 139-145.
128. Bieganski K. Technika dzwiqkowa w "Metopach" i "Maskach" K.Szyma-nowskiego //Muzyka. 1957. № 4. - S. 45-66.
129. Bielawski L. K. Szymanowski a muzyka Podhala // Karol Szymanowski: Ksi^ga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964.-S. 8-21.
130. Bogdany-Popielowa W. Rqkopisy Karola Szymanowskiego w zbiorach Bib-lioteki Narodowej /Rocznik Biblioteki Narodowej. T. XII/XIII. - Warszawa, 1979.- 139 s.
131. Bogdany-Popielowa W., Jasinska-Jqdrosz E., Serdak G. Karol Szymanowski w zbiorach polskich: w 50 rocznicq smierci. Warszawa: Biblioteka Naro-dowa, 1990.-240 s.
132. Chojak A. Tradicje Szymanowskiego w polskiej muzyce wspolczesnej //Karol Szymanowski: Ksiqga Sesji Naukowej poswiqconej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964. - S. 22-36.
133. Chominski J.M. Fortepianowa tworczosc Karola Szymanowskiego //Muzyka Polska, 1936.-z. 5.-S. 313-328.
134. Chominski J.M. Karol Szymanowski a Strawinski i Schonberg //Muzyka Polska, 1937. z. 5. - S. 224-232.
135. Chominski J.M. Studia nad tworczosci^ K. Szymanowskiego /Cz. Ill: Choralne piesni kurpiowskie //Kwartalnik muzyczny, 1948. № 24. - S. 55-83.
136. Chominski J.M. Studia nad tworczosci^. Karola Szymanowskiego. Krakow:1. PWM, 1969.-350 s.
137. Chominski J.M. Szymanowski a tonalna organizacja materialu dzwiqkowe-go. //Muzyka, 1962. № 3. - S. 28-33.
138. Chominski Y. Szymanowski i muzyka europejska XX wieku//Karol Szymanowski: Ksi?ga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szyma-nowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964. - S. 37-46.
139. Chominski J.M. Zagadnienia konstrukcyjne w sonatach fortepianowych Karola Szymanowskiego //Kwartalnik muzyczny, 1948. № 21-22: S. 170207, -№ 23: - S. 102-157.
140. Chominski J.M. Ze studiow nad impresjonizmem Karola Szymanowskiego HZ zycia i tworczosci Karola Szymanowskiego. Krakow: PWM, 1960. -S. 73-116.
141. Chybinski A. Die polniche Klaviermusik der Jegenwart // Die Musik, t.50, 1913/14. -№ 9. S. 148-151.
142. Chybinski A. Karol Szymanowski //Sztuka i krytyka, 1912. № l. S.31-39.
143. Chybinski A. Karol Szymanowski //Sfinks, 1912. № 5-6. - S. 295.
144. Chybinski A. Karol Szymanowski a Podhale.- Krakow: PWM, 1938. -81 s.
145. Chybinski A. Mloda Polska w muzyce //Museion, 1911. S. 11-19.
146. Chybinski A. Najmlodsza polska piesn solowa//Sfinks, 1909.— №13. -S. 141-157.
147. Chybinski А. О nieznanym notatniku muzycznym Szymanowskiego //Ruch Muzyczny, 1947. -№ 5. S. 21-23.
148. Chybinski A. W czasach Strausa i Tetmajera Krakow: PWM, 1938 - 176 s.
149. Chybinski A. Z najnowszey muzyki polskiej //Sfinks, 1910. № 32/33. -S. 257-261.
150. Chylinska T. Karol Szymanowski nicht bloss komponist //Osterreichische Musikzeitschrift, 1967. - № 7. - S. 400-405.
151. Chylinska T. Karol Szymanowski /Oprac. Teresa Bronowicz-Chyliriska. Krakow, PWM, 1967. - Wyd. 2. - 224 s.
152. Chylinska Т. Mtoda Polska w muzyce mit czy rzeczywistosc // Muzyka polska a modernism. - Krakow: PWM, 1981. - S. 8-31.
153. Chylinska T. Szymanowski i jego muzyka. Warszawa: Wydaw. szkolne i ped., 1990. - Wyd. 3. - 139 s.
154. Chylinska T. Wale romantyczny nowo odnaleziona kompozyeja Karola Szymanowskiego //Ruch Muzyczny, 1967. - № 23. - S. 23-29.
155. Chylinska T. Wstqp //K. Szymanowski. IV Symfonia koncertuj^ca, op. 60. Partytura. Krakow: PWM, 1971. - S. 8-11.
156. Co zawdziqcza Szymanowskiemu mloda muzyka polska? Ankieta //Muzyka wspolczesna, 1937. -№ 4-5. S. 54-61.
157. Collins A. The Later Style of Karol Szymanowski //Chesterian, vol. IX.- London, Nov. 1927. № 66. - S. 33-38.
158. D^browska K. Karol z Atmy. Warszawa: Iskry, 1977. - Wyd. 2.-170 s.
159. De' Paoli P. Karol Szymanowski (1882-1937) //Rivista musicale italiana XLI, 1937.-S. 215-217.
160. Dobrowolski A. Preludium i fuga Karola Szymanowskiego //Ruch muzyczny, 1948. -№ 20. S. 15-16.
161. Dobrowolski T. Sztuka Mlodej Polski. Krakow: PWM, 1963. - 173 s.
162. Drath J. Etiudy op. 33 Karola Szymanowskiego. //Panstwowa wyzsza szkola muzyczna w Katowicach. Zeszyt Naukowy Katowice: 1963. - № 2.- S. 48-74.
163. Drzewiecki Z. Kilka uwag о interpretacji utworow fortepianowych Szymanowskiego //Karol Szymanowski: Ksi^ga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962).- Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964. S. 67-74.
164. Drzewiecki Z. Tworczosc fortepianowa Karola Szymanowskiego //Muzyka wspolczesna, 1937. № 4-5. - S. 2-4.
165. Drzewiecki Z. Wspomnienia muzyka. Krakow: PWM, 1971. - 195 s.
166. Dzieje przyjazni. Korespondencja Karola Szymanowskiego z Pawlem i Zofi^ Kochanskimi /Oprac. T.Chyliriska. Zrodla Pami^tnikarsko-Literackie do Dziejow Muzyki Polskiej. T.XI. - Krakow: PWM, 1971.-399 s.
167. Elsnerowna E. Tworczosc K. Szymanowskiego//Pion, 1937-№ 13. S. 2-3.
168. Elsnerowna E. Utwory skrzypcowe Karola Szymanowskiego //Muzyka wspolczesna, 1937. -№ 4.5. S. 6-8.
169. Folga Z. Koncerty skrzypcowe Karola Szymanowskiego //Panstwowa wyzs-za szkola muzyczna w Katowicach. Zeszyt Naukowy. Katowice: 1963.- № 2. S. 75-87.
170. Glinski M. Tworczosc kompozytorska Karola Szymanowskiego: Idealy, styl, technika //Muzyka wspolczesna, 1937. № 4-5. - S. 119-130.
171. Goddard S. Szymanowski, a great Polish composer //The Listener, 22.V.1947. -№ 956.
172. Golachowska S. Archiwum Karola Szymanowskiego //Muzyka, 1952.- № 3-4. S. 15-17.
173. Golachowski S. Karol Szymanowski. Krakow: PWM, 1982. - Wyd. 3.- 121 s.
174. Golachowski S. Niedokonczony Koncert fortepianowy Karola Szymanowskiego //Ksiqga pami^tkowa ku czci A. Chybiriskiego w 70-lecie urodzin. -Krakow: PWM, 1950. S. 58-71.
175. Golachowski S. Tablice chronologiczne do zycia i tworczosci Karola Szymanowskiego //Z Zycia i tworczosci Karola Szymanowskiego /Studia i materialy pod red. J.M. Chomiriskiego. Krakow: PWM, 1960. - S. 217318.
176. Gorczycka I. Z zagadnien arhaizacji w tworczosci Szymanowskiego //Muzyka, 1957. -№ 4. -S. 80-89.
177. Gorski A. "Mloda Polska". Krakow: Zycie, 1899. - № 15-19. - S. 5-9.
178. Harley-Pukinska H. Szymanowski a romantyzm //Muzyka, 1957.-№ 4.- S. 67-79.
179. Helman Z. Archiwum Karola Szymanowskiego przy Bibliotece Uniwersyte-tu Warszawskiego //Ruch Muzyczny, 1962. № 6. - S. 28-31.
180. Helman A. Harmonika "Piesni muezzina" Karola Szymanowskiego //Muzy-ka, 1956. -№ l.-S. 94-138.
181. Helman Z. Z zagadnieri warsztatu tworczego Karola Szymanowskiego na materiale jego szkicow //Ksi?ga Sesji Naukowej poswi?conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964.-S. 109-125.
182. Iwaszkiewicz J. "Harnasie" Karola Szymanowskiego. Krakow: PWM, 1979.-Wyd. 2.- 134 s.
183. Iwaszkiewicz J. Karol Szymanowski //Muzyka, 1952. № 3-4. - S. 17-20.
184. Iwaszkiewicz J. Spotkania z Szymanowskim. Krakow, PWM, 1986. -Wyd. 4.-106 s.
185. Iwaszkiewicz J. Szymanowski jako pisarz //Odrodzenie, 1947. № 12. -S. 18-25.
186. Jachimecki Z. Historia muzyki polskiej w zarysie- Warszawa, 1920 115 s.
187. Jachimecki Z. Karol Szymanowski //The Musical Quarterly, 1922. № 1. - S. 29-44.
188. Jachimecki Z. K. Szymanowski. Katowice: Spiewak, 1926. - № 10. -S. 11-19.
189. Jachimecki Z. Karol Szymanowski. Rys dotychczasowej tworczosci //Prze-gl^d wspolczesny, 1927. -№ 60, 61, 62. S. 31-59.
190. Jachimecki Z. Operetka Karola Szymanowskiego //Muzyka, 1952. S. 2739.
191. Jarociriski S. Z poglqdow estetycznych Szymanowskiego w swietle jego pub-licystyki //Muzyka, 1957. № 4. - S. 13-27.
192. Jarocinski S. Bibliografia publicystyki Karola Szymanowskiego //Muzyka, 1957.-№ 4.-S. 28-30.
193. Jasinska-Jqdrosz E. Rqkopisy utworow muzycznych Karola Szymanowskiego: Katalog. Warszawa: Wyd. Uniw. Warszawskiego, 1983. -Ills.
194. Jasinska-Jqdrosz E. Tworczosc literacka Karola Szymanowskiego //Ruch Muzyczny, 1983. -№ 14. S. 40-51.
195. Jazwinska Z. Muzyka Szymanowskiego na plytach //Ruch Muzyczny, 1963. -№ 3. S. 13-14.
196. Katalog mikrofllmow. Zbiory muzyczne II: Spuscizna Karola Szymanowskiego /Оргас. E. Jasiriska-Jqdrosz. Warszawa: Biblioteka Uniwersytecka w Warszawie. Oddzial Mikroform, 1988. - 56 s.
197. Kqdra A. Muzyka fortepianowa Karola Szymanowskiego //Poradnik Muzyczny, 1962.-№ 7-8.-S. 8-11; -№ 9. S. 3-7.
198. Kieipinski A. Folklor w tworczosci Szymanowskiego //Zycie Spiewacze, 1965.-№ 4.-S. 22-36.
199. Klemm E. Zagadnienia techniki wariacyjnej u Regera i Szymanowskiego //Karol Szymanowski: Ksiqga Sesji Naukowej poswiqconej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uni-wersytet Warszawski, 1964.-S. 142-160.
200. Komorowska M. Szymanowski i Witkacy //Przekroj, 1982. № 1955.- S. 26-37.
201. Korwin-Szymanowska S. Yak nalezy spiewac utwory Karola Szymanowskiego. Krakow: PWM, 1982. - Wyd. 3. - 40 s.
202. Kotoriski W. Piosenki z Podhala. Krakow: PWM, 1955. - 98 s.
203. Kotynska M. WstQp //K. Szymanowski. Utwory fortepianowie. Dziela 15.- Krakow: PWM, 1988 Wyd. 2. - S. 9-12.
204. Lissa Z. Karol Szymanowski //Musik und Gesellschaft, 1962. № 3. -S. 143-146.
205. Lissa Z. Rozwazania о stylu narodowym w muzyce na materiale tworczosci Karola Szymanowskiego HZ zycia i tworczosci Karola Szymanowskiego
206. Studia i materialy pod red. J.M. Chomiriskiego. Krakow: PWM, 1960.- S. 7-72.
207. Lissa Z. Szymanowski a romantyzm //Karol Szymanowski: Ksiqga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 2228 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964. - S. 161-176.
208. Lobaczewska S. Dla czego uwazamy Szymanowskiego za kompozytora na-rodowego? //Odrodzenie, 1947.-№ 12.-S. 12-19.
209. Lobaczewska S. Geneza stylu Karola Szymanowskiego. Proby syntezy z okazji jubileuszu //Muzyka, 1934. № 1. - S. 8-11.
210. Lobaczewska S. Karol Szymanowski. Zycie i tworczosc (1882-1937).- Krakow: PWM, 1950. 358 s.
211. Lobaczewska S. Karol Szymanowski (1882-1937) HZ dziejow polskiej kultury muzycznej. T. 2. Krakow: PWM, 1966. -412 s.
212. Lobaczewska S. Karol Szymanowski a polska muzyka ludowa //Studia Muzykologiczne. T. 2. Krakow: PWM, 1953. - S. 133-152.
213. Lobaczewska S. Karol Szymanowski a polska muzyka wspofczesna //Muzyka, 1952.-№ 3-4.-S. 6-16.
214. Lobaczewska S. K. Szymanowski i zagadnienia tradycji narodowych //Przegl^d Kulturalny, 1952. № 5. - S. 7-21.
215. Lobaczewska S. Mit о Karolu Szymanowskim. Wykaz zrodel //Muzyka, 1937. -№ 14. S. 15-19.
216. Lobaczewska S. Sonaty fortepianowe Szymanowskiego a sonaty Skriabina //Karol Szymanowski: Ksi^ga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 1964.-S. 177-190.
217. Maciejewski B. Karol Szymanowski. His life and music. London: Poets' and painters' press, 1967. - 147 s.
218. Malinowski W. Problem sonorystyki w "Mitach" K.Szymanowskiego //Muzyka, 1957. -№ 4. -S. 31-44.
219. Markiewicz L. Fryderyk Chopin w swietle wypowiedzi Karola Szymanowskiego //Zaranie Sl^skie, 1975. № 2. - S. 24-41.
220. Markiewicz L. Stosunek Szymanowskiego do Chopina w swietle wlasnych wypowiedzi //Chopin a muzyka europejska. Katowice, 1977. - S. 68-82.
221. Markowska E. Karol Szymanowski we wspomnieniach Witolda Lutoslaws-kiego //Ruch muzyczny, 1998,-№ 18.-S. 11-13.
222. Materialy z Sesji poswi^conej Karolowi Szymanowskiemu. Zeszyty Nauko-we, № 5. Wroclaw: Panstwowa wyzsza szkola muzyczna we Wroclawiu, 1973.- 145 s.
223. Materialy Sesji Naukowych, poswi^conych Karolowi Szymanowskiemu. Zeszyt Naukowy, № 36.
224. Cz.I: Sesja Naukowa "Karol Szymanowski i jego dziela sceniczne" /23- 24 pazdriernika 1982r/;
225. Cz.II: Sesja Naukowa w ramach "Dni Karola Szymanowskiego z oka-zji setnej rocznicy urodzin kompozytora" /30 listopada, 1 grudnia 1982r/. Wroclaw: Akademia Muzyczna im.Karola Lipinskiego, 1984. -234 s.
226. Michalowski K. Dyskografia Karola Szymanowskiego //Muzyka, 1957.- № 4. S. 95-99.
227. Michalowski K. Karol Szymanowski. 1882-1937. Katalog tematyczny dziel i bibliografia. Krakow: PWM, 1967. - Wyd. 1. - 348 s.
228. Miqdzy kompozytorem i wydawcq. Korespondencja Karola Szymanowskie/go z Universal-Edition /Oprac. Teresa Chylinska. Zrodla Pamiqtnikarsko1.terackie do Dziejow Muzyki Polskiej. Т. XIII. Krakow: PWM, 1978.- 161 s.
229. Mycielski Z. Szymanowski romantyk? //Odrodzenie, 1947. - № 12. -S. 19-26.
230. Mycielski Z. Uwagi о "Symphonie concertante" K. Szymanowskiego //Muzyka, 1952.-№ 3-4.-S. 21-26.
231. Olqdzki S. Niektore problemy faktury fortepianowej Karola Szymanowskiego //Muzyka, 1973. № 3. - S. 51-76.
232. Olkusnik J. Karol Szymanowski. Pogl^dy estetyczne kompozytora w swietle dnia dzisiejszego //Nowa Kultura, 1962. № 18. - S. 38-46.
233. Opalski J. Chopin i Szymanowski w literaturze dwudziestolecia miqdzywo-jennego. Krakow: PWM, 1980. - 223 s.
234. Opalski J. Karol Szymanowski w krqgu literatury miqdzywojennej. Krakow: PWM, 1974.- 172 s.
235. Pfau S. О sty hi K. Szymanowskiego //Pion, 1935. № 32. - S. 5.
236. Pianko G. Antyk Karola Szymanowskiego: Wplyw kultury klasycznej na tworzosc Szymanowskiego //Meander, 1952. № 2. - S. 93-114.
237. Piesn w tworczosci K. Szymanowskiego i jemu wspolczesnych komposyto-row /red. Z. Helman. Krakow: PWM, 2001. - 352 s.
238. Pinkwart M. Zakopianskim szlakiem Szymanowskiego. Warszawa: Kraj, 1982.-99 s.
239. Pociej B. Faktura choralna utworow K. Szymanowskiego //Karol Szymanowski: Ksiqga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uniwersytet Warszaws-ki, 1964.-S. 226-246.
240. Przybylski T. Karol Szymanowski. Wroclaw, 1977. - 129 s.
241. Regamey K. Tworczosc Szymanowskiego na tie wspolczesnych pr^dow muzycznych //Muzyka wspolczesna, 1937. № 4-5. - S. 22-38.
242. Regamey K. Stanowisko Szymanowskiego w muzyce europeiskiej //Atene-um, 1938.-№ 2.-S. 15-23.
243. Rytard J. Wspomnienia о Karolu Szymanowskim. Krakow: PWM, 1947. -69 s.
244. Rzepecka T. Opus 50 Karola Szymanowskiego (Cykl mazurkow) //Materia-ly z Sesji poswi^conej Karolowi Szymanowskiemu. Zeszyty Naukowe, № 5.- Wroclaw: Panstwowa wyzsza szkola Muzyczna we Wroclawiu, 1973.- S. 65-78.
245. Samson J. The music of Szymanowski. London: Kahn and Averill, 1980.- 220 s.
246. Sledzinski S. Dyrekcja Karola Szymanowskiego: Szkola Wyzsza (19271931) //150 lat Panstwowej wyzszej szkoly muzycznej w Warszawie. -Krakow: PWM, 1960.-S. 111-129.
247. Spiess S., Bacewicz W. Ze wspomnien melomana. Krakow: PWM, 1963.- 160 s.
248. Stuckenschmidt H. Mloda muzyka slowianska. I. Strawinski i K. Szymanowski. Warszawa: Narod, 13.111.1921.
249. Stuckenschmidt H. Karol Szymanowski //Music and Letters, 1938. № 1.- P. 36-47.
250. Swolkien H. Pokolenie "Mlodej Polski". Karol Szymanowski odnowiciel muzyki polskiej //Dzieje muzyki polskiej /Pod red. T. Ochlewskiego.- Warszawa: Interpress, 1977. S. 73-91.
251. Szczepanska-Lange E. Monografia subiektywna: Karol Szymanowski w ujq-ciu Tadeusza A. Zielinskiego //Ruch muzyczny, 1998. № 16. - S. 38-41.
252. Szopski F. Muzyka Karola Szymanowskiego //Rytm, 1925. № 5. - S. 13.
253. Szymanowska Z. Opowiesc о naszym domu. Krakow: PWM, 1980.- Wyd. 2.-122 s.
254. Karol Szymanowski. Antologia /Oprac. Zdzislaw Sierpinski. Warszawa: Interpress, 1983. -216 s.
255. Karol Szymanowski in seiner Zeit. Hrsg. Von M. Bristiger, R. Scruton, P. Weber-Bockholdt. Munchen: Wilhelm Fink, 1984. -212 s.
256. Karol Szymanowski: Ksi^ga Sesji Naukowej poswi^conej tworczosci Karola Szymanowskiego (Warszawa, 22-28 marca 1962). Warszawa: Uni-wersytet Warszawski, 1964. - 382 s.
257. Karol Szymanowski о Fryderyku Chopinie /Przygotowal do druku i wstq-pem zaopatrzyl Stanislaw Golachowski. Krakow: PWM, 1949. - 63 s.
258. Karol Szymanowski w ZSRR //Muzyka, 1952. № 3-4. - S. 49-50.
259. Karol Szymanowski we wspomnieniach/Oprac. J.M. Smoter. Krakow: PWM, 1974.-216 s.
260. Szymanowski K. Briefwechsel mit der Universal Edition 1912-1937 Wien, 1981.- 152 s.
261. Szymanowski K. F. Chopin i polska muzyka wspolszesna //Kompozytorzy Polscy о Chopinie /Red. M. Tomaszewski. Krakow: PWM, 1959. -S. 152-157.
262. Szymanowski K. Korespondencja /Pelna edycja zachowanych listow od i do kompozytora /Т.1. 1903-1919 /Zebrala i opracowala Teresa Chylinska. Krakow: PWM, 1982. - 692 s.
263. Szymanowski K. Pisma. Т. 1. Pisma muzyczne /Zebral i opracowal Kornel Michalowski. Krakow: PWM, 1984. - 535 s.
264. Szymanowski K. Pisma. T. 2. Pisma literackie /Zebrala i opracowala Teresa Chylinska. Krakow: PWM, 1989. - 454 s.
265. Szymanowski K. Pisma muzyczne /Zebrala i opracowala Teresa Chylinska. Krakow: PWM, 1989. - 594 s.
266. Szymanowski К. Z listow. Oprac. Teresa Bronowich-Chylinska. Zrodla Pamiqtnikarsko-Literackie do Dziejow Muzyki Polskiej. Т. V. Krakow: PWM, 1958.-529 s.
267. Szymanowski K. Z pism /Oprac. Teresa Bronowich-Chylinska. Zrodla Pamiqtnikarsko-Literackie do Dziejow Muzyki Polskiej. Т. VI. Krakow: PWM, 1958.-490 s.
268. Walacinski A. Wstqp //Karol Szymanowski. Utwory fortepianowe /Dziela 16. Wyd. I. - Krakow: PWM, 1982. - S. XIV-XX.
269. Wertheim I. О utworach Skriabina i K. Szymanowskiego //Sfinks, 1913. -zesz. 10.-S. 13-18.
270. Z zycia i tworczosci Karola Szymanowskiego /Studia i materialy pod red. J.M. Chominskiego. Krakow: PWM, 1960. - 405 s.
271. Zakopianskie dni Karola Szymanowskiego (1894-1936) /Oprac. Teresa Chy-linska. Krakow: PWM, 1975. - 103 s.
272. Zieliriski T.A. Podstawowe zagadnienia harmoniki mazurkow Szymanowskiego//Muzyka, 1956. -№ 3. S. 135-145.
273. Zieliriski Т.A. Style, kierunki i tworcy muzyki XX wieku. Warszawa, 1980. - 396 s.
274. Zielinski T.A. Szymanowski: Liryka i ekstaza. Krakow: PWM, 1997. -368 s.m1.:'! П
275. Эскиз: «Навзикая», ор. 29, № 3ti
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.