Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приёмами европейского письма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения У На
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 316
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения У На
Введение.
Глава 1 Формирование музыканта.
1.1. Музыка в детстве Дин Шан Дэ.
1.2. Шанхай музыкальный.
1.3. Консерваторские уроки
1.3.1. СяоЮмэй.
1.3.2. В классе пипа. Чжу Ин.
1.3.3. Пипа и фортепиано.
1.3.4. В классе специального фортепиано профессора Б.С. Захарова.
1.2.5. В.Г. Шушлин и Дин Шан Дэ.
1.2.6. Практика Дин Шан Дэ.
1.4. Послеконсерваторские «университеты». Открытие новых рубежей.
1.4.1 Занятия с Вольфгангом Франкелем.
1.4.2. Париж. Тони Обен. Надя Буланже. H.A. Черепнин.
Глава 2 Соединение китайских традиций и европейских приёмов композиторского письма в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ.
2.1. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ как часть его композиторского наследия.
2.2. Вопросы теории композиции в статьях Дин Шан Дэ.
2.3. Анализ фортепианных произведений Дин Шан Дэ
2.3.1. Сюита «Весеннее путешествие (странствие)» ор.1.
2.3.2. Фортепианная соната E-dur ор.2.
2.3.3. Три прелюдии ор.З.
2.3.4. Вариации. ор.4.
2.3.5. Синьцзянский танец (первый) ор.6.
2.3.6. 4 маленькие прелюдии и фуги ор.29.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Ван Ин
Фортепианная музыка нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения2007 год, кандидат искусствоведения Красногорова, Ольга Альбертовна
Фортепианная музыка С.М. Ляпунова. Черты стиля2010 год, кандидат искусствоведения Онегина, Ольга Владимировна
Фортепианное искусство Якутии: Творчество, исполнительство, образование2004 год, кандидат искусствоведения Варламова, Александра Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приёмами европейского письма»
Актуальность исследования. Изучение национальных культур — одна из объективных, жизненно важных задач современной музыкальной науки. Её актуальность определяется ростом коммуникационных потребностей, диктующим необходимость взаимообогащения и информационного насыщения различных сфер знания.
Но существуют и субъективные моменты. Искусство Китая издавна обладает притягательностью, неся в себе тайну мудрости, гармонии, особого мировосприятия, сформированного философией Востока1. В Китае веками упрочивалась эстетика «мирного и уравновешенного» («срединного»), понимаемого как прекрасное, воспитывался взгляд на музыкальное исполнение как на путь познания истины, формировалось представление о неиссякаемом творческом потенциале, таящемся в «дао» («пустоте»), о прямой связи между человеком и природой — «единстве неба и человека». Китайские искусства отличает этика, для которой характерно почитание традиций, преклонение перед старшими, дух высокого ученичества.
Баланс духовности и культуры, духовности и образования, проявляемый в современном китайском художественном творчестве, свидетельствует о сохранности в нём ценностей непреходящего значения. Композиторское наследие, демонстрирующее спаянность с национальной традицией и в то же время прорыв к неизведанным в искусстве старого Китая творческим моделям, творческим подходам и приёмам, достойно пристального внимания. В его изучении содержится возможность приобщения к космосу национальной культуры через микрокосм творческой личности, внимательного рассмотрения общих «законов» и тенденций в индивидуальном творческом методе.
1 Китайское влияние на классическую западную музыкальную традицию сказалось, в частности, на творчестве Густава Малера, написавшего «Песнь о земле» на тему семи стихотворений четырех китайских поэтов (Ли Бай {Li Bai), Чжан Цзи {Zhang Ji), Мэн Хаожаня (Meng Haorari), Ван Вэя (Wang Wei)), и на творчестве Джона Кейджа («Музыка перемен», «Музыка воды», «Музыка зимы»). В обоих случаях речь идет о влиянии философии чань-буддизма на музыкальное мышление композиторов. л
Дин Шан Дэ {Ding Shandé) (1911—1995) - крупнейший деятель китайской музыкальной культуры, один из патриархов профессионального фортепианного и композиторского образования в стране, композитор, внесший значительный вклад в становление китайского фортепианного репертуара, -первопроходец в деле создания фортепианной музыки, претворяющей европейский композиторский опыт, большой педагог, теоретик, методист, музыкальный публицист. «Музыкальный внук» А.Н. Есиповой, Дин Шан Дэ стал первым воспитанником китайского музыкального вуза, давшим сольный фортепианный концерт. Уже в зрелом возрасте встав на композиторскую стезю, он оказался автором первой фортепианной сонаты в Китае, одного из первых циклов фортепианных вариаций, прелюдий, входящих в число первых проб китайских композиторов в этом жанре.
Отказавшись от карьеры пианиста-исполнителя, Дин Шан Дэ посвятил себя педагогике и композиции. Этот выбор был сделан им совершенно сознательно — Дин Шан Дэ видел отсутствие предпосылок для широкого развития концертного исполнительства в Китае в 30-е годы. Важным в его шаге было и ощущение своего призвания именно в педагогике. Он рано приобрёл авторитет первоклассного фортепианного педагога. Его ученики по классу фортепиано — Чжоу Гуанжэнь {Zhou Guangreri), Чжу Гонъи {Zhu Gongyi) — составили гордость китайской фортепианной школы. Сам Дин Шан Дэ был неоднократно приглашён на европейские международные конкурсы пианистов в качестве члена жюри. Так, в частности, он участвовал в почётной работе жюри в конкурсе имени Шумана в 1956-м году, в варшавском конкурсе имени Шопена в 1960-м году, в конкурсах имени Королевы Елизаветы в Бельгии в 1964-м году, в Лидсе в Великобритании в 1984-м году. 2
В российской литературе получили распространение 5 вариантов перевода имени китайского музыканта ТШШ - Тин Шан-дэ, Тинь Шань-дэ, Дин Шан-дэ, Дин Шаньдэ и Дин Шан Дэ. В диссертации избрана последняя транскрипция, часто используемая в российских изданиях, применённая в статьях автора по теме диссертации.
В отношении всех остальных китайских имён, в том числе - переведённых впервые, безоговорочно применена «Таблица соответствия системы Pinyin (Пиньинь) и системы Палладия», разработанная в соответствии с «Шанхайским» Китайско-русским словарём (Пекин, 1992), а также современные правила по слитно-раздельному написанию имени-фамилии. За рамками настоящего комментария — приведение в тексте диссертации китайских имён, не имеющих расхождений в написании на русском языке.
Дин Шан Дэ занимался не только фортепианной педагогикой, он преподавал на композиторском факультете. Им воспитано несколько поколений композиторов, теоретиков. Среди них - Чэнь Минчжи (Chen Mingzhi), Ло Чжунжун {Luo Zhongrong), Ши Юнкан {Shi Yongkang), Ху Дэнтяо {Ни Dengtiad), Лю Чжуан {Liu Zhuang), Чэнь Ган {Chen Gang), Ван Силинь {Wang Xiliri), Ван Лао {Wang Lao), Чжао Сяошэн {Zhao Xiaosheng), Сюй Шуя {Хи Shuya).
Чрезвычайно высок моральный авторитет Дин Шан Дэ. Невзирая на годы тяжёлых испытаний, связанных с «культурной революцией», на вынужденное творческое молчание, вытеснение из профессии, тяготы полуголодного существования и попрание чувства достоинства, он до конца жизни сохранил цельность личности, профессионализм, потребность сочинять, отдавать себя педагогике. Произведения последнего периода показывают, что творческие приоритеты, сформированные в молодости, оказались не тронутыми годами и испытаниями.
Творческое наследие Дин Шан Дэ составляет 36 опусов симфонической, хоровой, камерной, вокальной, фортепианной музыки и 25 неопубликованных или опубликованных без присвоения номера опуса. Значительная часть его композиторского творчества связана с фортепиано. Помимо 16-ти опусов для этого инструмента, Дин Шан Дэ сочинил несколько циклов романсов и песен в сопровождении фортепиано, две камерные сонаты, фортепианное трио. Ему принадлежат 111 статей и четыре книги: «Контрапункт строгого стиля» (1952г.), «Двойной контрапункт» (1954г.), «Очерки по технике фуги» (1957г.), «Исследование о приёмах композиции» (1987г.).
Фортепианное композиторское творчество Дин Шан Дэ развивалось на скрещении его пианистического опыта и исполнительского владения народными инструментами; целеустремлённого изучения европейских композиторских школ и претворения их принципов в условиях сохранения китайской традиции. Уникальность композиторского пути Дин Шан Дэ обусловлена множеством предпосылок и связана с необычностью обстоятельств, способствовавших рождению и развитию в нём музыканта. Важнейшие из них раннее приобщение к традиционной музыке, возможность получения музыкального образования по европейской системе, тесные профессиональные контакты с зарубежными музыкантами, в том числе с русскими, необычный для китайского музыканта 30-х-40-х годов слуховой опыт, включающий помимо китайской национальной музыки высокие образцы европейской и русской музыкальной культуры. Мощное влияние европейской музыки и европейских музыкантов, воспринятое в молодые годы, дало всходы, когда Дин Шан Дэ стал писать музыку.
Дин Шан Дэ принадлежал к поколению китайских музыкантов, устремленных к тому, чтобы создать китайский фортепианный репертуар. Но если некоторые молодые композиторы следовали спонтанно складывающейся традиции писать фортепианные транскрипции народных китайских песен, музыки для народного китайского оркестра, то другие — и Дин Шан Дэ был первым в их числе — избрали для себя путь творчества, требующий приобретения европейского музыкально-теоретического багажа, освоения образцов европейской музыки.
Композитор на протяжении всей своей жизни учился. Его творческий метод не оставался неизменным. С каждым следующим опусом он вступал в область познания нового: ладогармонических систем, принципов построения форм, приёмов фактурного письма, экономии художественных средств и распоряжения ими, методов развития «из ядра», способов использования гармонических и регистровых красок. Это явственно слышно в его фортепианных сочинениях. Ведущей нитью настоящего исследования стало наблюдение подчас неожиданного разнообразия влияний при сохраняющейся национальной характерности его музыки. Несмотря на то, что произведения Дин Шан Дэ для фортепиано (особенно его детская музыка и опусы 80-х годов) представляют интерес своей педагогической направленностью, в настоящей работе проблемы использования его музыки в современном педагогическом репертуаре специально не рассматриваются.
Степень изученности проблемы. В последние годы творческое наследие Дин Шан Дэ неоднократно становилось объектом внимания китайских музыковедов. Однако проблема соединения в творчестве композитора китайских традиций, связанных с национальной образностью и национальном звукоощущением, с семантикой китайской интонационности, и европейских принципов композиторского письма, за которыми стоит также определённое миро- и звукоощущение, ещё не получила должного освещения, хотя затрагивалась в связи с расширением в поздних произведениях Дин Шан Дэ ладовой системы. Появлению статей об отдельных периодах фортепианного творчества Дин Шан Дэ, об отдельных аспектах композиторского письма предшествовало издание воспоминаний композитора в книге «Восточная мелодия», подготовленной журналистами Мао Юйжунь {Мао Yururi) и Чжао Цзягуй {Zhao Jiaguí). Начало изучения музыки Дин Шан Дэ было положено конференцией, проведённой в 1991 году в Шанхайской консерватории по случаю 80-летия композитора. Темы, заявленные профессорами Центральной и Шанхайской консерваторий, легли в основу первых научных работ, посвя-щённых творчеству композитора. Среди них - статьи Ван Чжэнья {Wang Zhenya), Чэнь Минчжи, Линь Хуа {Lin Hua), JIo Чжунжун, Ян Лицин {Yang Liqing), Цянь Юань {Qian Yuan), Дай Пэнхай {Dai Penghaí), Чжао Сяошэн, Су Ся {Su Xia), Вэй Тингэ {Wei Ting-gé), Чэнь Линцюнь(Сйеи Lingqun), Ни Жуй-линь(М' Ruilin), Тун Чжунлян {Tong Zhongliang) и др. В 1993 году в Пекине была издана написанная Дай Пэнхай биография композитора «Хронологические таблицы - музыкальная жизнь Дин Шан Дэ».
В последние 10-15 лет наметилось несколько направлений изучения музыки Дин Шан Дэ. Истории создания фортепианных произведений Дин Шан Дэ посвящена работа Цянь Ипин {Qian Yiping), материал которой готовился в обсуждении с композитором. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ раннего и среднего периода рассматривалась Су Ся, позднего периода — магистрантом Цзянсиского педагогического университета Юй Цзин {Yu Jing). Анализу структуры форм посвящены статьи Гао Фусяо {Gao Fuxiao), Ло Чжунжун,
Чэнь Минчжи, Сунь Сысы (Sun Sisi), Тан Сяобо (Tang Xiaobö). Вопрос о роли полифонии в произведениях Дин Шан Дэ развёрнут в содержательных исследованиях Чэнь Минчжи, а также У Жуньхуа (Wu Runhua) и Лай Чаоши (Lai Chaoshi). Проблемы, связанные с гармоническими особенностями фортепианных произведений Дин Шан Дэ, поднимаются в статьях Ван Вэй (Wang Wei). Анализу отдельных произведений Дин Шан Дэ посвящены статьи Чжан Сяолинь (Zhang Xiaoliri), Тан Сяобо, JIo Чжунжун, Чэнь Минчжи, Гао Фусяо, Цинь Чуань (Qin Chuari), Сюй Чжицзе (Xu Zhijie), Лай Чаоши, Чжоу Цзяхун (Zhou Jiahong). Среди этих небольших (объёмом 3-4-5 журнальных страниц) статей имеются даже работы обобщающего характера. К ним принадлежат статья Юй Цзин и ёмкая, несмотря на малый объём, статья Вэй Тингэ.
Интерес к музыке Дин Щан Дэ в Китае продолжает оставаться высоким. Об этом говорит появление пяти магистерских работ, выполненных при китайских университетах в 2003-2007 годах, защита китайским пианистом Цинь Чуань докторской диссертации о музыке трёх шанхайских композиторов, один из которых — Дин Шан Дэ. Однако исследование музыки Дин Шан Дэ ещё далеко не завершено, что подтверждается ошибками в атрибуции произведений, в анализе фортепианных сочинений.
Среди работ китайских авторов, исследующих китайскую музыку в аспекте национальной самоидентификации, выделяется труд композитора, пианиста, теоретика Чжао Сяошена, представляющий собой оригинальную концепцию организации музыкальных форм, становления музыкального процесса в китайских произведениях. Отдельные вопросы воздействия национальных песенных и инструментальных традиций на фортепианные произведения китайских композиторов затрагиваются в работах Ван Вэй, Ван Цзайчан, Вэй Тингэ, Се Цзясинь (Xie Jiaxiri), Ван Ин (Wang Ving).
Существуют также русскоязычные работы китайских авторов, имеющие отношение к теме диссертации: статьи Ин Фалу (Fin Falu), Ma Кэ (Ma Ке), Хэ Лутина (Не Luding), Люй Цзи (LtlJi), Ma Сыцуна (Ma Sicong), Ли Хуаньчжи (Li Huanzhi), составившие сборник китайских композиторов и музыковедов
О китайской музыке» в 1958 году. Эти работы и, в особенности, статья Люй Цзи, проливают свет на ситуацию идеологического давления в отношении интереса китайских композиторов к европейской музыке, косвенно объясняя причины обращения Дин Шан Дэ в эти годы к формам и жанрам, отталкивающимся от фольклора.
Из современных русскоязычных работ, посвященных историческому освещению процессов становления китайской фортепианной школы, при этом касающихся фигуры Дин Шан Дэ, — две кандидатские диссертации: Бянь Мэн (Bian Meng) (1994) и Хуан Пин {Huang Ping) (2009); из работ, направленных на изучение стилистических особенностей китайской фортепианной музыки и, в частности, сонатины Дин Шан Дэ, — статья Пань Вэя (Pan Wei).
При всей ценности китайских работ, посвященных Дин Шан Дэ и его фортепианной музыке, следует подчеркнуть, что ни в одной из них не решаются задачи, поставленные в настоящем исследовании, — показать претворение европейского влияния на творчество китайского музыканта в конкретном музыкальном материале, с одной стороны, и, с другой, — рассмотреть условия и предпосылки формирования личности музыканта. Очевидна причинно-следственная связь этих задач. Своеобразие творческих композиторских установок Дин Шан Дэ, непреходящий глубокий и продуктивный интерес к европейским школам обусловлены такими факторами, как содержание полученного им музыкального образования, влияние личностей, художественной среды, слухового опыта — всего, что определяется как роль обстоятельств.
Изучение фортепианной музыки Дин Шан Дэ как искусства, адаптировавшего европейские влияния, но при этом не утратившего национальной идентичности, представляет собой практически неразработанный виток знания.
Объект исследования — фигура Дин Шан Дэ-фортепианного композитора. Жизненные и творческие контакты музыканта рассматриваются в рамках временных периодов, соответствующих годам творческого становления и затем — годам реализации замыслов в произведениях, выбранных для анализа.
Самобытность фортепианных сочинений Дин Шан Дэ представлена как соединение национальных традиций, включающих множество явлений национального континуума, и европейских принципов композиторского письма.
Предмет исследования — фортепианная музыка Дин Шан Дэ.
Цель работы - выявить в фортепианной музыке Дин Шан Дэ соединение китайских музыкальных традиций и европейских техник композиторского письма, вскрыть сопряжение специфически китайского музыкального мышления и нового слухового опыта, пришедшего с изучением европейской музыки, европейских композиторских приёмов, связанных с формами, с использованием возможностей гармонии, фактур.
Гипотезой, определившей задачи и структуру диссертации, стала поддерживаемая биографическими материалами Дин Шан Дэ мысль о том, что европейские творческие ориентиры, присутствующие в его фортепианной музыке, были восприняты им задолго до того, как он оказался в Париже. Уже в Шанхае Дин Шан Дэ тесно соприкасался с европейской (в том числе русской) музыкальной культурой и европейским опытом во множестве его проявлений. И слуховое пространство Шанхая, и музыка, на которой строилось обучение Дин Шан Дэ, и музыкально-теоретические системы, входящие как обязательные циклы в курс музыкального вуза, и европейский (английский) язык преподавания — всё это способствовало укреплению ценностей европейской культуры в сознании молодого человека. Будучи одним из наиболее образованных и просвещённых музыкантов своего времени, Дин Шан Дэ в то же время навсегда сохранил в своей душе наивность ребёнка, радующегося открытию нового.
Соответственно такому пониманию художественной природы, творческих установок и творческих ориентиров Дин Шан Дэ-композитора, в 1-й главе диссертации развёрнуто описание фактов, событий, важных творческих контактов Дин Шан Дэ; в ней представлены данные о его шанхайских и парижских наставниках и педагогах, о характере их преподавания, художественных приоритетах, исполнительских удачах, отличительных качествах преподавания и принципах занятий. 2-я глава посвящена фортепианным сочинениям Дин Шан Дэ. В неё характеризуется место фортепианной музыки в творческом наследии композитора, описываются — на основе анализа статей и книг Дин Шан Дэ — его композиторские принципы, приводится анализ его фортепианных произведений — шести опусов, дающих необходимый и достаточный материал для наблюдений о претворении европейских приёмов письма в условиях полного сохранения национальной самобытности музыки.
Задачи исследования — осмысление биографических данных в аспекте формирования творческих критериев, установок, творческих моделей. анализ влияний, оказанных русской фортепианной школой в лице Б.С. Захарова, вокальной школой в лице В.Г. Шушлина, композиторской школой А.Н. Черепнина на воспитание личности Дин Шан Дэ. анализ биографических материалов, освещающих содержание после-консерваторского образования Дин Шан Дэ; анализ влияний, осуществлённых В. Франкелем, профессорами Парижской консерватории, на формирование композиторских принципов Дин Шан Дэ. анализ выборочно взятых фортепианных произведений Дин Шан Дэ в аспектах: специфики преломления в его произведениях для фортепиано национальных архетипов, национальных традиций музицирования (1), композиторской работы с фольклором, воплощения опыта игры на пипа и опыта дирижирования народными оркестровыми коллективами (2), претворения в фортепианных композициях пианистического, вокального опыта (3), творческого использования теоретического багажа, освоенного в послеконсерватор-ские годы учёбы, — европейских музыкальных форм, европейских образных и стилистических систем (4).
Фортепианное творчество Дин Шан Дэ, находясь у истоков создания китайского фортепианного репертуара, отразило одно из направлений, по которому развивалась фортепианная музыка Китая в дальнейшем, — в его основе лежал синтез национального и европейского музыкального опыта. Сумев адаптировать в своих фортепианных произведениях принципы и приёмы композиции, сложившиеся в континууме западно-европейского творчества, Дин Шан Дэ уже в 50-е годы повлиял на музыкальное сознание своих соотечественников.
12
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианная музыка Чайковского в учебном процессе музыкальных факультетов педагогических вузов2000 год, кандидат педагогических наук Захаренкова, Елена Ивановна
Формирование тувинской фортепианной музыки: Вторая половина XX века2004 год, кандидат искусствоведения Цыбикова-Данзын, Инесса Александровна
Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского2004 год, кандидат искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
Г.А. Пахульский - композитор, пианист, педагог2005 год, кандидат искусствоведения Пушина, Наталия Борисовна
Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры1994 год, кандидат искусствоведения Бянь, Мэн
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», У На
Заключение
Исследование фортепианных произведений Дин Шан Дэ показало, что его композиторское мышление стремительно развивалось, становясь с каждым опусом всё более самостоятельным, что с каждым сочинением он решал новые художественные и специфически композиторские задачи. Вступив на композиторскую стезю позже, чем Хэ Лутин и другие дипломанты конкурса 1934 года, Дин Шан Дэ не задержался на том этапе учёбы, когда при сочинении фортепианных произведений подражание европейским образцам или простое переложение китайских оркестровых пьес оказывается основным композиторским способом создания музыки. Уже первый его опус, соединив традиционно китайские образы — звуковые, ритмоинтонационные, - с применением фактур, свойственных европейскому фортепиано, представляет собой сочинение, отличающееся и от образцов европейского фортепианного творчества, и от традиционной китайской музыки, А второй опус Дин Шан Дэ, представляя развёрнутое сонатно-циклическое произведение, обладающее всеми признаками этого жанра, является экспериментом большой смелости.
Фортепианные произведения тридцатисемилетнего композитора — Три прелюдии, Вариации на тему китайской народной песни - показывают, что мастерство композитора достаточно высоко, чтобы воплотить образы утончённого лиризма и эпиграфической обобщённости в лаконичных миниатюрах, соединив типично китайскую — напоминающую рисунок пером — тончайшую вязь письма с гармониями, кажущимися навеянными прелюдиями Дебюсси, интонационность народной песни с идеями и принципами вариационности европейской классической музыки, во многом отличающимися от китайских национальных принципов орнаментального варьирования мелодии при повторе.
Синьцзянский танец, представляя собой если не первую, то одну из первых пьес концертного плана и, по-видимому, первую фортепианную транскрипцию-фантазию, проявляет примечательный синтез национального и европейского. В этой пьесе фольклорные кррни обнаруживаются не только в тематизме и применении свойственного традиционному инструментальному музицированию повтора с вариантом, при котором трехчастность «лепится» из цепочек вариаций на 2 темы, каждая из которых является фрагментом народной темы, но и в имитации красочных звучностей оркестра, и в явлениях переменности размера, полиладовости. В то же время только европейскими влияниями можно объяснить явления серийности в формировании остинат-ных формул, разработанную полиритмическую технику, эффекты кластера, диссонантность на гранях разделов.
Ещё более ярко проявляется след направленного изучения европейской музыки - полифонии XX века, в частности, Ludus tonalis П. Хиндемита, - в последнем анализируемом в диссертации произведении - Четырёх маленьких прелюдиях и фугах.
Фортепианная музыка Дин Шан Дэ предстаёт, таким образом, самобытным явлением китайской музыкальной культуры, отразив, с одной стороны, ладовые, интонационные, метроритмические, формообразующие особенностей национальной песенной и инструментальной музыки, с другой стороны, адаптировав в систему китайского музыкального мышления свойства музыкальных систем, позволяющих включить в строительство музыкальных форм элементы развития - качество, предполагающее наличие тематического, фактурного контраста тем и их взаимодействие. Несмотря на то, что Дин Шан Дэ не создаёт больших музыкальных полотен - его сочинения отличает стремление к лаконизму, миниатюризации форм, — внутри его циклических произведений (Вариаций, Четырёх маленьких прелюдий и фуг) проявляются совершенно определённые инициативы к тому, чтобы обеспечить целостность на уровне связи музыкального материала и проведения сквозных идей.
В 80-е годы китайскими композиторами, впервые выступившими уже после «культурной революции», были написаны произведения, заслужившие оценку как сочинения китайского «музыкального авангарда». Полифонический цикл Ван Лисаня «Та Шань», додекафонная фуга Чэнь Минчжи, его же 8 пьес для фортепиано, «Тай Цзи» Чжао Сяошэна говорят об открытости китайских композиторов теоретическим системам второй половины XX века. В контексте сочинений молодых авторов фортепианная музыка Дин Шан Дэ может восприниматься как воплощение консерватизма и даже в чём-то «несовременного», несколько наивного отношения к миру. Однако правильнее видеть в его фортепианной музыке отражение «здорового» традиционализма музыканта, воспитанного в условиях китайского национального музицирования, с юности приобщившегося к педагогике, привыкшего видеть своего адресата: слушателя, исполнителя. Дин Шан Дэ всегда свойственна большая доля осторожности в использовании новейших (додекафонных, сонористиче-ских) техник, он сохраняет пристрастие к скрытой или явной программности, имеет склонность вносить в музыкальный тематизм народно-танцевальных элементы. Всё это, как и присутствие лирической ноты, «лёгкого дыхания» в его сочинениях самых «трудных» жанров, обусловлено стремлением создавать произведения, которые будут услышаны и поняты.
Это не исключает присутствия в творческой индивидуальности Дин Шан Дэ устремлённости к пробам и эксперименту (проявившейся, в частности, в сочинении музыки в разных формах и жанрах), но означает равновесие потребностей писать современно и писать ясно и просто. В соотнесении со вкусами его младших коллег композиторская эстетика Дин Шан Дэ может быть названа демократичной, но ещё точнее назвать её «охранительной»: в ней явственна забота о простом слушателе и нередко — о начинающем музыканте. Яркая образность, поэтичность его прозрачных пьес, не притязая на «новое слово» в музыке, несёт в себе новизну лаконизма, точности, экономии средств, мастерства в отделке деталей.
Находясь у истоков создания китайского фортепианного репертуара, фортепианное творчество Дин Шан Дэ легло в основание одного из важнейших направлений, по которым развивалась фортепианная музыка Китая в дальнейшем. Дин Шан Дэ оказался в числе первопроходцев в попытках творческого синтеза национального и европейского музыкального опыта, при этом среди композиторов его поколения он был одним из самых образованных и эрудированных музыкантов, одним из самых пытливых в изучении нового. В его фортепианном творчестве проявилась характерная для композиторского направления, в формировании которого он оказал серьёзную роль, особенность: принципы и приёмы композиции, сложившиеся в континууме западноевропейского творчества, становились средством для воплощения национальных образов мира.
Осмысление биографии композитора в аспекте формирования его творческих критериев, установок, творческих методов и творческих моделей показало, сколь серьёзным было влияние, оказанное русскими музыкантами Б.С. Захаровым, В.Г. Шушлиным, А.Н. Черепниным. Это влияние коснулось как профессиональных качеств молодого музыканта: владения стилистической дифференциацией, инструментальной тщательности, пианистической лёгкости и виртуозной смелости, воспитанности в русле певучего инструментализма, приобретения слухового опыта в европейской (и, в частности, русской) музыке, так и личностных: любознательности, пытливости, целеустремлённости. Именно шанхайскими (в том числе названными) музыкантами ему было привито представление о планке профессионализма, было дано напутствие учиться, которому Дин Шан Дэ следовал всю жизнь.
Рассмотрение биографических материалов, освещающих послеконсерва-торские занятия с В. Франкелем и учёбу в Парижской консерватории, творческие контакты с Т. Обеном, Н. Галлоном, Н. Буланже, А. Онеггером, О. Мессианом, А. Корто, А.Н. Черепниным, показало, что осознанный подход Дин Шан Дэ к процессу сочинения был развит не без участия его наставников. Усвоение европейских техник было поставлено на строгую методическую основу.
Анализ фортепианных произведений Дин Шан Дэ обнаруживает, как именно в каждом определённом опусе протекает интеграция национальных и зарубежных традиций, проявляя в одних случаях национальные архетипы, в других - народно-песенные, танцевальные связи или воплощение средствами фортепиано инструментальных традиций музицирования, в то же время включение принципов и приёмов европейских композиторских систем.
Претворив целый комплекс явлений национального континуума — фило-софско-мировоззренческих концепций, песенного и инструментального фольклора, театральных традиций, - фортепианная музыка Дин Шан Дэ оказывается микрокосмом китайского профессионального фортепианного творчества, становится материалом познания китайской культуры. Наблюдая преломление в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ ладовых, интонационных, метроритмических, формообразующих особенностей национальной песенной и инструментальной музыки, составляющих специфику китайской музыки для фортепиано, допустимо предполагать, что его фортепианная музыка может способствовать обогащению образно-содержательной, фактурной, сонористической и гармонической сфер фортепианного искусства, рассматриваемого вне региональных границ.
212
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения У На, 2009 год
1. Алендера ИЗ. Музыкальные инструменты Китая. Иллюстрированный очерк. Перевод: Сюй И, Шавердьян Э.Г. М.: Музгиз, 1958. 51 с.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 378 с.
3. Батожок И. А. Русские в Китае. Поиск документов в архивах КНР //Мар-сово поле. СПб.: 1996. N 1. С. 33-35.
4. Браудо К А. Артикуляция. Л.: Государственное музыкальное издательство, 196.198 с.
5. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. СПб.: СПб государственная консерватория, 1994, 140 с.
6. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2009. 25 с.
7. Вертинский А.И. За кулисами: песни, рассказы, заметки, интервью, письма, воспоминания. М., Советский Фонд Культуры, 1991. 304 с.
8. Виноградов Е.В., Желоховцев А.Н. Китайская музыка //Музыкальная энциклопедия Т.2, М.: Советская энциклопедия, 1974. Стб. 807-815.
9. Гаккель JI.E. Фортепианная музыка XX века. Л.-М.: CK, 1976. 296 с.
10. Жиганов В.Д. Русские в Шанхае: альбом (Подгот. изд. и предисл. В.П. Леонова и Ю.В. Шестакова) СПБ.: БАН; Альфарет, 2008. - 288 с.
11. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука., 1977. 168 с.
12. Захарова О.И. Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII века //Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. /Ред. Тараканов М.Е., Тю-лин Ю.Н., Холопова В.Н., Цуккерман В.А. М.: СК, 1975. Выпуск 3. С. 345378.
13. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приёмы. М.: Музыка, 1983. 77 с.
14. Инь Фалу. Наши замечательные музыкальные традиции НО китайской музыке. Статьи китайской композиторов и музыковедов /Ред.-составитель Г.М. Шнеерсон. М.: Государственное музыкальное4 издательство, 1958. С. 18-31.
15. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. 367 с.
16. Копленд А. Надя Буланже учитель композиции. //Сов. музыка, 1964, № 6. С.120-122.
17. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Издательство Алетейя, 1999.214 с.
18. Левая Т.Н., Леонтьева О. Т. Пауль Хиндемит. М.: Музыка. 1974. 448 с.
19. Ли Жэньнянъ Деятельность российских эмигрантов в сфере искусства Электронный ресурс.: Всё о Китае из первых рук /Китайский информационный Интернет-центр. Гос. библиотека КНР. Дата обновления 04.08.2003. URL: http.//en.invest.china.cn/russian/80149.htm
20. Ли Хуанъчжи. Творческий путь Си Синхая //О китайской музыке. Статьи китайской композиторов и музыковедов. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. с.120-142.
21. Люй Цзи. О некоторых вопросах музыкальной теории и критики ПО китайской музыке. Статьи китайской композиторов и музыковедов. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. с. 74-104
22. Ма Кэ. Китайская народная песня. //О китайской музыке. Статьи китайской композиторов и музыковедов /Ред.-составитель Г.М. Шнеерсон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. С. 34-45.
23. Ма Сыцун. О творчестве молодежи. //О китайской музыке. Статьи китайской композиторов и музыковедов /Ред.-составитель Г.М. Шнеерсон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. С. 105-119.
24. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001.632 с.t
25. Мелихов Г. Китайские гастроли: Неизвестные страницы жизни Ф.И. Шаляпина и А.Н. Вертинского. М.:, 1999.
26. Нейгауз Г.Г. Воспоминания о Леопольде Годовском //Пианисты рассказывают /Ред. М.Г.Соколов. М.: Музыка, 1990. С. 21-31.
27. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: СК, 1975. 528 с.
28. Панъ Вэй. Фортепианная соната в творчестве современных китайских композиторов (Дин Шан Дэ и Чу Ванхуа) //Вести Белорусской государственной академии музыки, Минск, 2006, № 8. С. 61-66.
29. Панъ Вэй. Особенности претворения программности в сонатно-циклических произведениях китайских композиторов //Вести Белорусской государственной академии музыки, Минск, 2007, №11. С. 50-56.
30. Прокофьев С.С. Дневники (1907-1918) sprfV., 2002. 812 с.
31. Ручьевская Е.А. Структура и функции музыкальной темы. Автореф. дис. доктора искусствоведения. М.,1979. 49 с.
32. Сун Вэйбо. Полифонический цикл для фортепиано «Та Шань» Ван Ли-Саня: особенности образно-семантического строя и композиции //Вести Белорусской государственной академии музыки. Минск, 2006/7. С. 71-79.
33. Сунь Джоан. О ладовой основе китайской музыки (опыт наблюдения над фортепианным педагогическим репертуаром) //Вести Белорусской государственной академии музыки. Минск, 2005/6. С. 138-144.
34. Тараканова М.Е. Традиции и новаторство в современной западной музыке (опыт постановки проблемы) //Проблемы традиции и новаторства в современной музыке /Ред. М.Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1967. С. 30-51.
35. Хисамутдинов A.A. Российская эмиграция в Китае. Опыт энциклопедии Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2002. 360 с.
36. Холопова В.Н, Китайский авангард от Сан Туна до Тан Дуна //Человек и фоносфера. Воспоминания, статьи. /Ред. М.Е. Тараканов. М.-СПб.: Алетейя, 2003. С.243-251.
37. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. СПб.: Астерион, 2009. 160 с.
38. Хэ Лутин. Проблемы национальной формы в китайской музыке. //О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов /Ред.составитель Г.М. Шнеерсон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. С.46-73.
39. Цахес И. Фуга как феномен музыкального мышления (Бетховен, Хинде-мит, Танеев, Шостакович). М.: Композитор, 2005. 240 с.
40. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений — вариационная форма. Второе издание. М.: Музыка, 1987. 236 с.
41. Черникова Л.П., Бэй Вэнъли. Ван Чжичэн — исследователь истории русской эмиграции //Проблемы Дальнего Востока. — 2001. № 6. — С. 132—136.
42. Черникова JI.IJ. Русский клуб в Шанхае, его прошлое и настоящее //Проблемы Дальнего Востока. 2001. - № 5. - С.131-137.
43. Черникова Л.П. Неизвестный Аксаков (О Шанхайском периоде жизни С.С. Аксакова) //Аксаковские чтения (1996-1997). Сб. научных статей /Ред,-составитель Г.О. Иванова. Уфа: Аксаковский фонд, 1998 Выпуск 2 — С. 7389.
44. Черникова Л.П. Гастроли Ф.И. Шаляпина по Дальнему Востоку оказались роковыми (по материалам периодической печати в г. Шанхае). Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 162 с.
45. Черникова Л.П. О чём писали Шанхайские эмигрантские газеты 70 лет назад Электронный ресурс.: Старые газеты /Русский Шанхай. Дата обновле-ния22.06.200 l.UM^:http://www.russianshanghai.com/histoiy/newspaper/post283 more
46. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. М.: Классика, 2002. 808 с.
47. Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков. JL: Музыка-Ленинградское отделение, 1971. 71 с.
48. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. М.: Музыка, 1952. 250 с.
49. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Том 1. М. :СК, 1972. 711с.
50. Материалы российских архивов
51. Архив Санкт-Петербургской консерватории, д.967, Л. 17.
52. ЦГАЛИ Фонд 361. оп.8, д.112. Л. 273-ОБ.
53. ЦГАЛИ Фонд. 361. оп.8, д.113. С. 295-ОБ.
54. ЦГАЛИ Фонд. 361. оп.4, д.21, Л.12.
55. ЦГАЛИ Фонд 7441. д.82,л.50
56. ЦГАЛИ Фонд 7441. д.75. л.252
57. Нотная литература (российские издания)62 .Дин Шан Дэ. Вариации на тибетскую тему // Серов Д. Избранные пьесы китайских композиторов /М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.
58. Избранные пьесы китайских композиторов. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956.
59. Избранные пьесы китайских композиторов. Государственное музыкальное издательство Москва, 1959.
60. Ma Сыцун. Танец Концертная обработка для фортепиано. //М.: Государственное музыкальное издательство, 1958.
61. Си Досон. Токката для фортепиано. //М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
62. Хэ Лутин. «Флейта пастуха», «Вечеринка» М.: Музгиз, 1954г.
63. Юн Сындин. «Две пьесы» для фортепиано: «Крестьянский танец» «Колыбельная» Л.: Музгиз, 1959г.
64. Литература на английском языке
65. Liang Mingyue. Music of the Billion. An introduction to Chinese Musical Culture. N-Y. 1985.
66. Литература на китайском языке
67. Бянъ Мэн. Формирование и развитие фортепианной культуры Китая. Пекин: Издательство «Хуаюе», 1996. 181 с.т, 1996 ^р-о
68. Ван Вэй. Исследование тонального мышления в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ // Вестник «Искусство музыки» Шанхайской консерватории. 2000, № 1. с. 53-60. //2001
69. Ван Вэй. Гармонический язык в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ // Вестник «Хуан Чжун» Уханской консерватории. 2000, № 3. С. 9298.л^тттт^^шт^ши«шт, юоошзяз.
70. Ван Вэй. Исследование фортепианной музыки Дин Шан Дэ. Путь новаторства // Исследование музыки. 2000, № 3. С.46-51. 311%шттштшн 2000шзт°
71. Ван Цзайчан. Анализ стиля фортепианных произведений Дин Шан Дэ раннего периода // Вестник педагогического университета Шанцю. 2007, №
72. С. 120-121. ЗЕШ // Ш-ЕЛШ^КЗ*1. Ш, 2007
73. Ван Чжичэн. Русская эмиграция в Шанхае. Шанхай: изд-во Энциклопедия, 2008. 569 с. &ZJ& ШФШ&ьЬШ, > 2008 ¿Ё.
74. Ван Чжэнья. Развитие навыков композиции. Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2004. 290 с. ЗЕМЖ Ф Ш^ЙМШ, ^ЬЖФ^ "ШЯ&ШШ* 2004^о
75. Ван Юйхэ. (редактор) Китайская современная музыкальная история — 1840-1949. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1994. С. 123-134.1840-1949)1994^о
76. Ван Юйхэ. Новая и новейшая история музыки Китая. Пекин: Издательство «Хуа-вэнь», 1991. 277 с. ФШВДЪ^&^Й ^ЖФЯШШЬ
77. Ван Юйхэ. Очерк развития китайской фортепианной музыки с начала образования нового Китая и обзор его перспектив // Фортепианное искусство. 1999, № 5. С. 68-78. Щ/ МШШ1. N0.5 1999о
78. Вэй Тингэ. Посещение Дин Шан Дэ — Ранний период фортепианного обучения в Шанхайской консерватории. Ранние фортепианные произведения Дин Шан Дэ // «Китайская музыка». 1982, №4. С. 62-64. ММШ Т#ШШ1. ФШ^ЯЬ 1982 4 1Шо
79. Вэй Тингэ. Особенности и достижения в фортепианной музыке Дин Шан Дэ // Вестник Центральной консерватории. Пекин, 1992, № 1. С.75-79.ммш тWí%шшmшщшшжmшfiЮl Ф&Ш^ШШ, 19921. ШШо
80. Вэй Тингэ. О фортепианном творчестве в нашей стране (1915-1981) // Сборник научных трудов Вэй Тингэ. Пекин: Издательство «Народная музыка», 2007. С. 105 -142. ШШХШШШШШт (1915-1981) //1. Й, А&ШШЪЬ, 2007 ^с
81. Дай Пэнхай. Музыкально-хронологические таблицы музыкальная жизнь Дин Шан Дэ Пекин: Издательство Центральной консерватории. 1993,178с.тттттшшш, ^^жжшь 1993
82. Дай Пэнхай. Музыкальный некролог Дин Шан Дэ (1911-1995) //Сборник статей Дин Шан Дэ. Сост. Дай Пэнхай. Шанхай: Издательство Шанхайской Консерватории. 2006. С. 323-337. ММШ'Ш^ШТ(19111995) /А<Т#, $штзш,2006 ^с
83. Дин Шан Дэ. Незабываемые воспоминания. (Воспоминания о Сяо Юмэе) // Музыкальное искусство. 1982, № 3. С. 4. Т0Ш1. И ШЪЯ» 1982 Ш 3 Шо
84. Дин Шан Дэ. Барабанная дробь — это начало // Любители музыки. 1980, № 2. С. 118. ТШШй—Шй II 1980 2
85. Дин Шан Дэ. О гармонизации мелодий в китайском народном стиле // Дин Шан Дэ. Сборник статей. Сост. Дай Пэнхай. Шанхай, Издательство Шанхайской консерватории. 2006, С.5-22. ТШШ2006 ^
86. Дин Шан Дэ, Цянъ Ипин. Воспоминания о создании музыки. Анализ произведений Дин Шан Дэ. Шанхай, Шанхайское литературное издательство. 1986,156 с. ГШ , «ГШ'ШШ^Ш—±ШС2 ШШ±» 1986 ^о
87. Дин Шан Дэ. Предисловие к новому изданию книги Фэн Цзыкая «Первая встреча с музыкой» // Методика преподавания музыки в младшей и средней школе. 1990, № 1. //ф^1990^ЛШо
88. Дин Шан Дэ. Воспоминания о Черепнине // Вечерняя газета Синьминь. 27.11.1984. 1984^11^ 27 0О
89. Дин Шан Дэ. Исследование о создании музыкальных произведений в национальном стиле // Газета Вэньхуы. 06.03.1964. Т^ШШ ^WiK^'Jf^ ЙВ: ШШШШII Ж.Ш, 1964^ з л б 0 о
90. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции — Глава I «Создание темы» //Музыкальное искусство. 1986, № 1. С.38-41.-) 1986^ 13Й.
91. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции — Глава П «Использование гармонии» // Музыкальное искусство. 1986, №2. С. 38-41.
92. ШШШМ& (-) тршшп^^, 1986^2 33.
93. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции — Глава III «Изменение лада и тональности» // Музыкальное искусство. 1986, № 3, С.20-24. ТШШШШШШ (Н) 1986^шз1. М
94. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции — Глава IV «Выразительная роль ритма» // Музыкальное искусство. 1986, №4. С.40-43. Т0Шшштшт си) «ш^ш, 1986ад.
95. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции — Глава VI «Полифонические приёмы» // Музыкальное искусство. 1987, №2. С.40-47. ТШШшшшшт с*) жшт и 1987 Шо
96. Дин Шан Дэ. Исследование о приёмах композиции Глава VIII «Музыкальная форма и содержание» // Музыкальное искусство. 1987г., №.4, С.51-61. ТШёШШШШШ (Л) 1987^41. ЙЯо
97. Ду Ясюн, Цинъ Дэсян. Китайская теория музыки. Шанхай, издательство Шанхайской консерватории. 2007. 346 с. $ЬЖШ> ШШ Ф н1 Я^ЩЦШЬ 2007 ^о
98. Дэ Байшэн. Искусство переложения китайской традиционной музыки для фортепиано. // Периодическое издание шэньянской консерватории. 1999,з. ш^штттшш^н «ш^я^Б^т, 1999^шзта
99. Жао Юйянъ. Манера и стиль произведений Дин Шан Дэ // Исследование музыки. 1981, № 3. т&Ш // 1981
100. Лай Чаоши. Наследие, традиционность и прорыв в новаторство. Анализ 4-х маленьких прелюдий и фуг Дин Шан Дэ // Сборник Наньцзинской художественной академии. 2006, № 1. С.70-77. ШЛ0 ШШЩШ ^Ш'Щ Тгооб^т i ш•
101. Ли Инхай. Музыкальные лады и гармония национальности Хань. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2001. 286 с.fflP (ШШ) 2001 ^о
102. Ли Хуанъчжи. Музыка Китая нашего времени. Пекин: Издательство «НовыйКитай». 1997. 852 с. ^ü^ftWifc. , 1997 ^о
103. Ли Чжигуо. Использование альтерированных аккордов и ладовых модуляций в музыке Дин Шан Дэ // Инструмент. 2007, № 4. С.54-55.1. Ш, 2007^31 4 №.
104. Ли Чжэхоу. История эстетики. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1989. 210 с. 1989^с
105. Ли Чунгуан. Теория музыки. Пекин: музыкальное издательство им. Жэньминь. 1998. С.253. ^Ж^^^Ш^ШШ ЛЙ^ЖШЬ 1998 ^о
106. Линь Хуа. Художественные особенности музыки Дин Шан Дэ // Музыкальное искусство. 1991, № 2. С.30-37. ^ФТШ^^ШШ^Ш'ШШ И ы ШЛ* 1991 ЯЗ.
107. Ло Чжунжун. Анализ прелюдии «Вне себя от радости» из цикла «4 маленькие прелюдии и фуги» Дин Шан Дэ // Музыкальное искусство. 1991,2. с.59-66. штп'йттжт1. Ш — Ш.ПШЪЯ, 1991 ^Ш 2Ш°
108. Лю Чэнхуа. Китайская музыка в гуманитарном аспекте. — Шанхай: Шанхайская музыка, 2002. 295 с. ММФ ФШ^ЗШЛ^РИР*1. М±, 2002 ^о
109. Лю Юефан. Соединение китайских и европейских музыкальных элементов в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ раннего и среднего периодов. Магистерский реферат. Хуадонский педагогический университет, 2006.63 с. ШШРФШШФШШ2006
110. Лю Юефан Интенция в фортепианной музыке Дин Шан Дэ // Китайская научная информация. 2005, № 23. С.169 и С.175. МЯт?-. ДН1 № 2005^|g23iffl
111. Лян Маочунь. Музыка нашего времени: Китай, 1949-1989. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1993. с.257. ФШШ^нДК (19491989) 1993^о
112. Ляо Тяньясуй, Цзи Лянъкан, Гуо Найань. (Редакторы) Китайская музыкальная энциклопедия. Пекин: музыкальное издательство им. Жэньминь. 1985. 524 с. m^m Ф1ШЛ, 1985
113. Мао Юйокунъ, Чжао Цзягуй. Восточная мелодия. Пекин: Гонконгское и шанхайское издательство. 1983, с. 129. МШШ 1Ш1. ЖЖ, 1983^0
114. Ни Жуйлин. Романсы Дин Шан Дэ // Искусство музыки. 2005, № 4. С. 9-22. ШЖТШШШЪШШШ и 2005 ФШ4М.
115. Сан Тон. Характерные особенности музыки Дин Шан Дэ // Вестник центральной консерватории. 2001, № 3. С. 3-7. МШ ЯН1=вп$12003
116. Се Цзясинь. Эстетический аспект музыкального искусства. Сычуань:
117. Издательство «Народ Сычуань», 1999. с. 332. МВФ -"тЯШтЯЧЙ».ИЛ1: 1999с
118. Су Семинъ. Новаторство в ранним периоде фортепианного творчества Дин Шан Дэ //Журнал Мир музыки, 2007, № 9. С. 58-60. ЙШШ Т'ШШ1. ФтЙ^йШЙ // ^ЯШЬ, 20079 т.
119. Су Ся. Фортепианная музьпса Дин Шан Дэ — средний период творчества // Искусство музыки. 1992, № 1. С. 51, с. 58-64. ЖЖtifc 1992 ^т Но
120. Сун Сысы. Особенности простой трехчастной формы — Анализ простой трехчастной формы в фортепианных произведениях Дин Шан Дэ // Вестник Шантонской художественной академии. 2008, № 3. С. 81-82, с. 90. -Щ
121. AT1Ю ШШ^Ш ffiä—тшшт^шФ ШЖ&ЕЕШ Ш^Ш И ÜJ%2008^ЩЗ|Шо
122. СюйХайлинъ, Ли Цзити. История и эстетика музыки Китая. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 1999. 348 с.1. ФЩ^ЯЙЗДЗЁ^ФШ 1999о
123. Тан Сяобо. Воплощение структуры музыкальной системы Дин Шан Дэ Анализ прелюдии «Мысль» из цикла 4 прелюдии и фуги Дин Шан Дэ // Китайский южный педагогический университет. 2004, № 3. С. 147-149. ШФШшнштшк^шш*^, шзт.
124. ТонДаоцзинъ, Суп Минчо/су. Анализ и исполнение китайских фортепианных произведений. — Пекин: Музыкальное издательство им. Жэньминь.2003.348с.шшш> мш^ттш&шшшт, ЛЙ^&ЖЖ2003 о
125. У Жуньхуа. Полифоническое мышление и формы в творчестве Дин Шан Дэ // Исследование музыки. 2005, № 2. С. 42-49.жш^жжлтшт шшш 2005 ш 2 т<>
126. Фанъ Цзуинъ. Теоретический и гармонический аспекты китайских пентатонных ладов. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 2003. 306 с.ттт ±ш^жш±2оозс
127. Хансон X. Письмо-отклик на сюиту Дин Шан Дэ. // Музыка. Ежемесячный журнал. 1945,№2. 1945^М2|Шо
128. Цай Члсундэ. История эстетики музыки Китая. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2003. 868 с. ШФШ ФИ н^И^ЗЬ ЛЙТеШЖ2003 о
129. Цзюй Цихон. Новая китайская музыкальная история (1949-2000). — Чанша: Хунанское художественное издательство, 2002. 238 с. ШЖ-^Ш^1949-2000) 2002^о
130. Цинъ Чуань. Исследование фортепианных произведений трёх шанхайских консерваторских композиторов. Диссертация на соискание доктора искусствоведения. Шанхай: Шанхайская консерватория. 2007. 243 с. М-^гтъх шшшщ&ктшя, 2007
131. Циян Миндун. Народная песня нации Хань: Общий очерк. Шанхай, Издательство «Искусство», 1982. 438 с.2004^ о
132. Цянъ Жун. Китайская традиционная музыка в аспекте китайской эстетики и конфуцианства // Вестник Центральной консерватории. 1997, № 4. С.231.243. ш ътш^ям&штй^шяк,1. Ж, 1997^ 4 Мо
133. ЦяньЖэнъпин. Китайская новая музыка. Шанхай: Издательство Шанхайской Консерватории. 2006. 329 с. ШСФ^ШШтЯ*,2006^о
134. Цянь Ипин. Анализ фортепианных произведений Дин Шан Дэ // Анализ фортепианных произведений китайских композиторов /под ред. Тон Даоц-зинь, Сун Минчжу. Пекин: Музыкальное издательство им. Жэньминь, 2003.с. 2з-4з. тшмтъ&ш и шт фшщтш, АЯШШЪк, 2003о
135. Цянь Минхуй. Особенности создания фортепианных произведений Дин Шан Дэ // Вестник Ханчжоского педагогического университета. 1998, № 5. С. 73-75. МЮ // 1998
136. Чжан Сяоху. Пентатонные лады и гармонические приемы в китайской фортепианной музыке. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1987. 264 с. ЯРШЯШРШ, ША^'ЯЖШ±, 1987^о
137. Чжан Хонся, У Янь. Рассмотрение тонального и гармонического мышления в музыки Дин Шан Дэ // Китайская музыка. 2007, № 4. С. 110-113.шшмт гтш^^птпршмшлшт, 200743Шо
138. Чжан Цянь, Ван Цычжао. Основы музыкальной эстетики. Пекин: Издательство «Народная музыка», 1987. 350 с. ШМ> ^гЯ^^йШЬ Лй^&ШШЬ 2004 ^с
139. Чжао Сяшэн. Я помню источник — Интервью с профессором Дин Шан Дэ //Сборник статей Дин Шан Дэ. Сост. Дай Пэнхай. Шанхай, издательство Шанхайской консерватории. 2006. С. 315-322. ШШ ^уКШМ—ТШ-ШМШ1. МЖ , 2006^о
140. Чжао Сяошэн. Национальные замыслы китайской фортепианной музыки // Фортепианное искусство. 2003, № 6. С. 389 409. « Ф ШШ^ гШ)) , Ш^^ЮОЗШШо
141. Чжао Сяошэн. Пути к постижению искусства фортепианной игры. Хаунань: Издательство «Воспитание: Хуанань», 1991. 263 с. Щ^ШШ ¿Ж, 1991 ^о
142. Чжоу Цисюнъ. Фортепианные произведения Дин Шан Дэ. Магистерский реферат. Хуананский педагогический университет 2003. 28 с. МШШ2003 ^о
143. Чжоу Цисюнъ. Художественный стиль в фортепианной музыке Дин Шан Дэ // Журнал Художественная эпоха. С.55-56. МШШ Й
144. ЧжунЦзахун. Педагогический аспект фортепианной сюиты «Весеннее путешествие». Магистерский реферат. Пекин, столичный университет 2006.32 с.2006 ^о
145. Чжэн Бянъи. Введение в общую историю китайской музыки. Ухань: Издательство Синаньского университета, 2004. 241 с. ФВтзЯ^^2004 ^о
146. Чэнь Минчжи. Новое развитие в полифоническом мышлении Дин Шан Дэ анализ цикла 4 маленькие прелюдии и фуги // Искусство музыки. 1991, № 3. С.51-55. №Ш ТЗШШЙШ1ЙШ2Ш —ъшл* 1991 тзШо
147. Шэн Сюанъ. Яркое новаторство — характерная черта музыки Дин Шандэ. с. 31-34. шттштшшш^т—тшттш.
148. Юань Цзинъфан. Введение в китайскую традиционную музыку. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2000. 208 с. ЖШ^ ^ЩЩШщ Ш. llt/UMi. 2000 ^о
149. Юй Цзин. Рассмотрение фортепианные произведение Дин Шан Дэ позднего периода. Магистерский реферат. Цзянсиский педагогический университет, 2005.35 с.2005^0
150. Юй Цзин. Место фортепианных произведений Дин Шан Дэ в развитии китайской фортепианной музыки // Музыка народа. С.46-48. ¿кЖ
151. Ян Жухуай Китайская энциклопедия — музыка, танец. Пекин: Китайское энциклопедичное издательство, 2004. MMffi Ф И —1. Ш, 2004^о
152. Ян Лицин. Сочетание современных техник с национальной музыкой // Желтый колокол. 2002, № 4. С. 38-45. ШШ/f^Шкт'^К}^^ Й
153. Ян Цюн. Анализ полифонических фортепианных произведений Чэнь Минчжи. Магистерский реферат. Пекин: Столичный педагогический университет, 2000.28 с.3Cf 2000 ^о
154. Янь Янь. Рассмотрение характерных особенностей создания фортепианных произведений Дин Шан Дэ. Магистерский реферат. Хэнанский университет, 2006.53 с.2006^01. Материалы интервью
155. Беседа с Ван Шэнь. Петербургская консерватория. Февраль 2009 года. Расшифровка записи на дискету. Личный архив.
156. Беседа с Дин Чжино. Шанхайская консерватория. Март 2008 года. Расшифровка записи на дискету. — Личный архив.
157. Беседа с Цянь Ипин. Шанхайская консерватория. Март 2008 года. Расшифровка записи на дискету. Личный архив.
158. Беседа с Чжао Сяошэн. Шанхайская консерватория. Март 2008 года. Расшифровка записи на дискету. — Личный архив.1. Нотные издания
159. Дин Шан Дэ Фортепианные произведения. Ред. Цянь Ипин, Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство. 1997. 165 с.1997 ^0230
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.