Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Эмирова, Гури Абдурагимовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Эмирова, Гури Абдурагимовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА В. РАСПУТИНА
1.1. Истоки публицистического творчества В. Распутина.
1.2. Экологическая проблематика в публицистике В. Распутина.
1.3. Нравственно-философский аспект публицистики В. Распутина.
1.4. Вопросы религии, языка, литературы в публицистике В. Распутина и их роль в историко-культурном процессе.
1.5. Трансформация общественно-политических и духовных взглядов в очерках В. Распутина.
ГЛАВА II. ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ПОВЕСТЕЙ В. РАСПУТИНА
2.1. Материальные и духовные ценности современного общества. (По повести В. Распутина «Деньги для Марии»).
2.2. Российская деревня на пути в XXI век: проблема нравственного и физического здоровья.
2.3. Публицистический аспект повести «Прощание с Матерой/).
2.4. Публицистичность как основной компонент повести «Пожар».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Проза В.И. Белова в контексте русской литературы 80-х - 90-х годов XX века2004 год, кандидат филологических наук Широкова, Людмила Вячеславовна
Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика2006 год, кандидат филологических наук Каминский, Петр Петрович
Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма2008 год, кандидат филологических наук Шетракова, Александра Николаевна
Художественные искания И. С. Шмелева: Публицистический аспект1998 год, доктор филологических наук Ивченко, Екатерина Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности»
Говоря о каком-то писателе, что он современный, мы не всегда уточняем, что именно подразумеваем под понятием «современность». То, что писатель живет с нами в одну эпоху или то, что творчество его является современным или иначе злободневным. Говорить о писателе в первом значении значит обеднять его творчество. Актуальность поднятых в произведении проблем издавна вызывает читательский интерес к произведению. Эпитетом «современное» мы продолжаем наделять творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, имея в виду то, что, как и сто лет назад, их наследие находит отклик в сердцах читателей.
Но есть среди рожденных в двадцатом веке авторов имя талантливого и современного со всех точек зрения писателя и публициста Валентина Григорьевича Распутина, чье творчество - полное отображение болевых точек жизни. Повести «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Пожар», «Живи и помни», не говоря уже о собственно публицистике, - это классика отечественной прозы в современном виде. Круг поднимаемых проблем, обсуждаемых тем, изучаемых конфликтов и коллизий так широк, настолько значителен, столь актуален с общественно-политической и духовной точек зрения, что впору говорить об уникальном распутинском публицистическом методе.
Актуальность темы исследования. Начиная с 60-х годов двадцатого века, «деревенская проза» привнесла в отечественную литературу много необычного, специфического, со временем закрепленного и воспринимаемого как своеобразная традиция писателей-«деревенщиков». Между тем стремление представителей этого направления к углубленному изучению человека из деревни, человека созидательного труда, высоко нравственного было своеобразным откликом на потребность общественного сознания опереться на народный духовный опыт.
Быть «деревенщиком» и писать о деревне для В. Распутина не было данью моде, так как глубокий интерес к деревне установился в литературе уже позднее и благодаря В. Распутину, В. Астафьеву, В. Шукшину. Скорее это было потребностью духа вникнуть в существующие проблемы отношений город-деревня и- шире -между человеком и общественным устройством жизни.
Универсальный реализм (а именно под этим условным терминологическим обозначением подразумевается разновидность реалистической литературы, утвердившейся в русской литературе в последние несколько десятилетий) В. Распутина существенно расширяет художественное освоение связей человека с миром за счет естественных условий человеческого бытия.
В своем творчестве В. Распутин развил традиции «деревенской прозы», истоки которой связывают обычно с именами В.В. Овечкина («Районные будни») и Е.Я. Дороша («Деревенский дневник»). Писатель заставил звучать типичные для этого направления проблемы публицистически остро и по-распутински психологично. В произведениях В. Распутина противоречия внешние (экономические, политические) проистекают из конфликтов внутренних (между разумом и чувством, между памятью и беспамятством, между духовным и материальным началами в человеке).
Глубокого научного изучения заслуживают не только повести В. Распутина, не только все его художественное творчество, но и собственно публицистика. «Публицистика в лучшем, высоком смысле слова - это литературно-общественный жанр, который суммирует ряд фактов, подобранных, или впервые сообщаемых самим публицистом. Публицист обобщает и толкует эти факты, чтобы добиться от читателя выводов.»1. «Благодаря сочетанию методов научного и обыденного знания, постановке фактов реальности в причинно-следственный контекст, а также присущим Кольцов М. Писатель в газете. - M.: Сов. писатель, 1961. - С. 110 публицистике пафосу и красноречию, единству образности эмоционального и логико-рационального начал, публицистика реализует свою способность воздействовать на жизненную реальность путём вовлечения читателей в действенный диалог о животрепещущих вопросах современности, трансформируя знания аудитории в убеждения»1. К публицистике, стоявшей у истоков творческого пути, В. Распутин обращался и все последующие годы, но особенно громко слышится голос Распутина-публициста сегодня. И даже сравнительно новые повести писателя «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана» вышли в свет под знаком художественно-публицистических произведений.
Не исчерпана на сегодняшний день в литературоведении тема публицистического освоения проблемы деревни в творчестве В. Распутина. Недостаточно рассмотрена проблема взаимоотношений город-деревня в его произведениях. Слабо изучена проблема воспитания духовно-нравственного человека, высвеченная творчеством этого писателя. Обращает внимание и то, что интерес к человеку из деревни со временем трансформируется у В. Распутина в серьезное исследование, проникновение в сущность явлений и фактов, формирующих личность современного человека в целом.
Цели и задачи исследования. Само обращение к личности В. Распутина, к его творчеству предполагает множество вопросов, касающихся его взглядов на общественно-политическое устройство страны, на литературу и публицистику как на действенные рычаги, способные преобразовать общественную жизнь и решить актуальные проблемы.
Цель диссертации - выявить художественно-публицистическую специфику оригинального распутинского понимания современной общественно-политической и духовной жизни; углубиться в творческую мастерскую автора для определения распутинского художественно-публицистического метода; проследить процесс обогащения творчества В.
1 Литературная энциклопедия терминов и понятий: [Текст] / Гл. ред. и сост. А.А. Николюкин. — М., 2003.- С. 837.
Распутина новыми темами, черпаемыми автором из современной жизни; показать процесс трансформации общественно-политических взглядов В. Распутина.
В задачи диссертации входят: анализ наиболее актуальных художественных и публицистических произведений писателя, обоснование закономерности обращения автора к публицистике, установление степени влияния публицистического и художественно-публицистического творчества этого автора на формирование «деревенской» и всей современной отечественной литературы.
Научная новизна. Творчество В. Распутина, с одной стороны, глубоко художественно, с другой - насыщено острым публицистическим содержанием. Специфика эта, на наш взгляд, обусловлена совершенно новым, оригинальным, связанным с образцами классической литературы и публицистики художественным методом В. Распутина. Публицистичность в художественной прозе - явление не новое ( к примеру, проникаясь заботами Левина в «Анне Карениной» JI.H. Толстого, читатель познает экономическую жизнь тогдашней России), но малоизученное. В этой связи актуальными остаются вопросы, касающиеся характера проникновения публицистического содержания в художественное повествование.
Литературная критика часто упускает факт трансформации взглядов В. Распутина на общественно-политическое устройство страны. Такая постановка вопроса создает целый ряд новых аспектов творчества В. Распутина. В этой связи особенно значительны проблемы экологии, формирования личности в современном обществе.
Надо отметить, что до сегодняшнего дня исследователи мало внимания уделяли не только публицистичности художественных произведений В. Распутина, но и непосредственно публицистике, чаще подвергая углубленному анализу тексты с целью выявить идейно-художественное своеобразие произведений.
Некоторые исследователи считают публицистичность едва ли не изъяном творческого метода В. Распутина, а его «уход» в публицистику объясняют слабостью литературных позиций, исчерпанностью художественных форм.
Наша работа служит опровержением данных взглядов и подчеркивает большое общественное и художественное значение публицистики В. Распутина. Таким образом, в изучении творчества В. Распутина наблюдаются не только «белые пятна», но и противоречивые положения, что создает необходимость нового подхода к творчеству писателя, отталкивающегося от его собственного публицистического способа освоения художественного пространства.
Предмет исследования — публицистика В. Распутина (статьи, корреспонденции, репортажи, интервью, очерки, зарисовки) и публицистический аспект его повестей («Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар»).
Методы исследования: аналитический, историко-литературный, культурно-исторический. Данная методика предполагает обращение не только к теоретическим вопросам распутинского публицистического творчества, но и на основе сопоставления с литературой «деревенской» позволяет проследить литературные традиции и новаторство.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы отечественных специалистов по творчеству В. Распутина: И. Панкеева, JI. Вуколова, С. Семеновой, В. Курбатова, Н. Тендитник, Н. Котенко, В. Шапошникова. При изучении явления «деревенская проза» были использованы труды В. Ковского, Н. Крупиной, М. Макиной, Н. Жулинского, JI. Теракопяна, В. Чалмаева, В. Сурганова.
При изучении историко-литературного процесса двадцатого века автором использованы труды Ш. Галимова, Е. Стариковой, В. Камянова, В. Саватеева, JI. Теракопяна.
Методологической посылкой при разработке темы диссертации явилось научное мировоззрение и критический подход И. Панкеева, С. Семеновой, Ф. Кузнецова, И. Дедкова.
Обращаясь к публицистическому творчеству В. Распутина, мы попытались рассмотреть большинство тем в контексте современной политической ситуации и в этой связи был привлечен ряд работ исторического, историко-политического характера, в том числе книги и статьи таких авторов, как Ш. Галимов, Е. Старикова. Кроме того, при изучении богатого диалектизмами языка публицистики и повестей В. Распутина имело место обращение к специальным научным работам, посвященным вопросам своеобразия распутинской авторской речи, к трудам С. Ваулиной, Н. Зудиной, В. Кардина, Ю. Костинского, М. Чудаковой.
На основании положений, отмеченных нами в трудах данных исследователей, мы попытались обосновать закономерность обращения В. Распутина к общественно важной тематике, к «деревенской прозе», обретающей особую значимость в период обострения противоречия город-деревня. Особенно нами отмечена «вынужденность» (И. Панкеев) обращения В. Распутина к публицистике, неспособность оставаться равнодушным, когда «глаза видят, уши слышат, душа болит»1.
Степень исследованности темы. Творчество В. Распутина исследовалось отечественными литературоведами в совокупности идейно-философских, духовно-нравственных, композиционно-стилевых особенностей. Оно получило освещение в плане генезиса, а также исследователи обращали внимание на близость мировоззрения В. Распутина мировоззрению писателей-«деревенщиков». Указывалось также на схожесть жизненных и художественных позиций В. Распутина и представителей русской классической литературы девятнадцатого - начала двадцатого века. На рассмотрение данных аспектов направлены труды Ф. Кузнецова, Н.
1 Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений - М.: Просвещение, 1990 - С. 134.
Драгомирецкой, Ю. Дворянинова, А. Овчаренко, JI. Герасимовой, Н. Яновского.
Настоящие критические работы, в большей степени ориентированные на углубленное исследование мира художественных образов В. Распутина, не уделяют должного внимания мощному публицистическому заряду в повестях писателя и большому общественно-политическому значению его выступлений в средствах массовой информации.
Теоретическая значимость диссертации определяется отсутствием в отечественной литературной критике детального исследования публицистического компонента творчества В. Распутина. Наша работа -первая попытка развернутого анализа малоизученной темы, что позволяет обратиться ко многим неотмеченным ранее аспектам распутинского творчества.
Ценность данной работы заключается в направленности ее на выявление общественной значимости публицистики В. Распутина, результативности его выступлений в средствах массовой информации, действенности и эффективности его публицистики. Выводы и заключения также подчеркивают значение публицистики В. Распутина как в плане общественно-политическом, так и в плане литературном, воплотившей в словесном искусстве характерные духовные искания писателя.
Практическая значимость работы формируется потребностью в подробном и соотнесенном с действительностью начала двадцать первого века критическом подходе к Распутину-публицисту и его взглядам на проблемы экологии, экономики, проблему формирования личности, вопросы религии и национальные вопросы. Выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, изучающих «деревенскую прозу»; при изучении современного литературного процесса; публицистического аспекта в литературе последних лет. Они наглядно демонстрируют процессы сближения литературы и журналистики.
На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению современных писателей и писательской публицистики на филологических факультетах ДГПУ, ДГУ и педколледжей республики.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждены на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета, отражены в научных статьях:
1. Своеобразие очерка «Русское Устье» В. Распутина // Вопросы дагестанских языков и литературы. Сб. ст. - Вып. II. - Махачкала: ДГПУ, 2005.-С. 143-145.
2. Проблемы экономики в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 14. - Махачкала, 2005. - С. 83-88.
3. Образы старух в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 15 - Махачкала, 2005. - С. 151-153
4. Проблема экологии в творчестве В. Распутина // Сб. ст. Ассоциации молодых ученых Дагестана. - Вып. 16. - Махачкала, 2005. - С. 129-131.
Структура и объем работы представляет собой следствие специфики темы, которая предполагает обращение к материалу литературоведческому, историографическому, этнографическому, биографическому, публицистическому, непосредственно связанному с объектом исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационной работы составляет 178 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Публицистические аспекты прозы В. Астафьева2011 год, кандидат филологических наук Курбанова, Самира Рамазановна
Христианский и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина2010 год, кандидат филологических наук Барышева, Ольга Александровна
Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970-90-х годов2006 год, кандидат филологических наук Королёва, Светлана Юрьевна
Природа и проблемы экологии как объект художественного осмысления в русской прозе и публицистике XX века и традиции их в адыгейской литературе2007 год, кандидат филологических наук Тищенко, Ирина Александровна
Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века: С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин2004 год, кандидат филологических наук Петушкова, Елена Викторовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Эмирова, Гури Абдурагимовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Писатель обычно скрывается в толпе своих персонажей, никак себя не обнаруживая, и это издавна считается высшим проявлением художественности его произведений. Но иногда ему трудно, а то и невозможно удержать себя в роли тайного летописца человеческих страстей: душа требует себе собеседника и не выдуманного, в лице литературных персонажей, а реального - в лице современников. Гак рождается писательская публицистика.
Публицистика стояла у истоков творчества В. Распутина (вспоминается, что начинал известный писатель как журналист). Публицистика сопровождает В. Распутина всю его творческую жизнь, обязывая его и сегодня «отложить «вечное» перо и взяться за то, которым водят неотложные нужды нынешнего дня»1.
Распутин - вынужденный публицист, - заключает И. Панкеев, - но вынужденность эта не вымученность, а невозможность молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда глаза видят, уши слышат, душа болит»2.
Большинство произведений В. Распутина созданы в русле «деревенской литературы» (об этом свидетельствует и проблематика творчества этого писателя: деревня неудержимо отторгается от человека, человек уходит с земли, нарушаются вековые уклады жизни, рвется нить, связывающая человека и природу в единое целое), и рассматривать его публицистику вне этого контекста нельзя.
Распутина больше, чем других писателей-«деревенщиков», настораживает «городская» цивилизация, унифицирующая пестроту и бесконечное многообразие, заключающая живое вещество бытия в унылый, просеянный сквозь сито, стандарт.
1 Распутин В. Верую, верую в Родину!.- С. 14.
2 Панкеев И. Указ. соч.- С. 134.
Другой пласт проблем - экологический. Особенно глубоко исследует В. Распутин комплекс проблем Сибири, указывая в публицистических выступлениях (например, в очерках, вошедших в книгу «Сибирь, Сибирь.», таких, как «Земля твоя и моя») на «рукотворный» характер экологического кризиса в этом регионе. Предпосылкой же возникновения экологической проблемы в глобальном масштабе публицист считает научно-технический прогресс, который кроме видимых, ощущаемых благ, принес человечеству множество бедствий, справиться с которыми ему уже не под силу. Возникает ситуация, когда по мнению В. Распутина, научно-технический прогресс перерастает в «научно-техническое иго», об этом писатель рассуждает в своём послесловии к книге И. Евсеенко «Крик коростеля», в наблюдениях «Судьба моя - Сибирь», в статье «Сберечь байкальскую жемчужину» (о проблеме охраны природного комплекса бухты Песчаная на Байкале), в публицистических заметках «Сибирь без романтики». Решение проблемы автор находит не в отказе от научно-технического развития, в чем часто обвиняют Распутина, а в придании этому развитию гуманистического направления, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.
Проблемы, рассматриваемые В. Распутиным в публицистике, остры и актуальны, полны нравственной сложности и политической неразрешимости. Значительное число выступлений публициста посвящено проблеме духовного вакуума, подстерегающего современного человека: «нравственность и духовность потеряли последний смысл и превратились в пустой звук»1, - восклицает автор. Снова и снова повторяет Распутин, что долг его как писателя-публициста, — это служение единому богу, под которым подразумевается правильное и возвышенное воспитание души. Этим наполнены такие выступления В. Распутина, как «Болеть человеческой болью», «Прежде всего воспитание чувств», «Ценность наших идеалов»,
Живу и верю». Глобальные преобразования в стране в кон. 80 - нач. 90-х гг. XX в., кризис всей государственной системы тревожным эхом отозвались в творчестве В. Распутина. В этот период писатель активно печатается в прессе, выступает на радио, телевидении, словно чувствует, что именно в такие моменты тотального «слома» людям нужны правильные, честные слова и верные ориентиры. Особенно беспокоит писателя нравственное «здоровье» молодежи, ставшей экспериментальным пластом. Всматриваясь в лица молодых людей, В. Распутин констатирует, что к семнадцати годам на них отпечатаны черты порока, главный из которых - равнодушие. Об этом писатель говорит своему собеседнику Олегу Нехаеву в интервью под названием «Чиновники забыли о людях». Писатель вскрывает тайные и явные механизмы этого поведения, правильно заключая, что настроение молодежи — результат и отражение того, что происходит в обществе. Крах иллюзий социализма вызвал растерянность у многих интеллигентов, потерю ориентиров, сумятицу в мыслях. Распутин замечает: «раньше мы плевали в то прошлое, которое было до семнадцатого года. Теперь мажем грязью то, что было позже. На одном неприятии, отрицании ничего не построишь»1. Конечно, подобные мысли в период тотального оплевательства не вызвали поддержки в рядах тех, чьи позиции основывались не столько на переоценке некогда непреложных истин и ценностей, сколько на полном их отрицании. Свежесфабрикованные мифы об истории и современности автор развенчивает в интервью, опубликованном в журнале «Диалог» под названием «Из проклятий ничего не добыть.».
Ряд статей и бесед, таких, как «Быть самим собой», «Не ищу героев на стороне», «Доверяя мысли героям», «Любовь к своему герою», «Очищение человека», «Передо мной оживают картины» раскрывает авторское воззрение на литературу, современность, на роль писателя в обществе.
Распутин наделен редким талантом быть не модным, а современным. Его мысли и поступки намного опережают время. В 1980 году он принимает в церкви обряд крещения, что по тем временам воспринималось верховной идеологией как духовное закабаление человека и его опускание до уровня ничтожества перед Богом. Годы идут, а современники по-прежнему не всегда понимают и разделяют многие взгляды В. Распутина, не доверяют его исключительной способности к предчувствованию правды жизни.
В канву публицистических произведений, посвященных общественно-этической тематике, плотно вплетено авторское исследование процесса формирования творческой личности современного писателя. В. Распутин не скрывает своей озадаченности происходящим в писательской среде: «Неестественна та оголтелость, нетерпимость друг к другу, непримиримость»1.
Россия сегодня столкнулась с кризисом в культурной сфере, «безвкусица и пошлость ударились в разгул» (В. Распутин), а литература, потеряв не только общественное, но и органическое значение, работает на конъюнктуру книжного рынка. И ситуация тем хуже, чем больше молодых, начинающих писателей перестают экспериментировать, искать индивидуальный творческий почерк, считает публицист. Проблемам современной литературы посвящена статья «Мы не сдали крепостей, на которых стоит Россия». Та же проблематика ощущается и в книге «Что в слове, что за словом», и в статье «Необходимость правды».
Проблему упадка культуры развивает серия публикаций В. Распутина, посвященных родному сибирскому краю и городу Иркутску. Защита материальной и духовной культуры Иркутска гармонично укладывается в рамки распутинской борьбы за сохранение исторической памяти народа, как связи между поколениями. Распутин - автор сценария и одновременно действующее лицо фильма «Иркутск с нами», снятого по мотивам его собственного произведения с одноименным названием. Проблеме сохранения памятников культуры посвящены статьи «А чего на нее глядеть» (о памятнике сибирского зодчества XVIII века Троицкой церкви), «Откуда они в Иркутске?» (о судьбах ценных экспонатов Иркутского художественного музея), «Лица необщим выраженьем» (о состоянии архитектурно-исторического облика Иркутска), «Новгородские монологи», а также материал, созданный в соавторстве с М. Сергеевым и А. Фатьяновым под названием «Порадеть славе города нашего», посвященный проблеме создания в Иркутске музея древнего русского искусства.
В ряде статей и очерков В. Распутин рассматривает проблему сохранения русского языка как самобытного, уникального явления. Распутин с горечью предрекает неизбежное отмирание старорусской, «досельной» речи и истинно русских традиций в очерке «Русское Устье» из книги «Сибирь, Сибирь.».
Еще немного — «и отзвучит досельность и перекроется клапан, приподнимавшийся время от времени над узким нечувствительным отверстием, сквозь которое доносится связный шепот нашего предка, знающего, что его поймут. А как только некому будет понимать - уже и не скажется»1.
Особое место в творчестве В. Распутина занимает очерк. Возможно, интерес к нему обусловлен пограничностью (между литературой и публицистикой) этого жанра. Очерки В. Распутина выражают живой интерес к состоянию и тенденциям развития социальной жизни. Традиционно очерки писателей содержат общие рассуждения автора или героев, анализирующие и оценивающие изображаемую жизнь. Но у В. Распутина очерки тяготеют к особенной документальности, точно воспроизводят реальные факты и явления, часто, однако, в сопровождение прямого истолкования или оценки автора.
Очерки демонстрируют эволюцию общественно-политических взглядов В. Распутина. Книга очерков «Костровые новых городов» наполнена идеей покорения природы, пафосом строительства нового социалистического общества, столь несвойственными для творчества зрелого Распутина. Но уже во второй книге «Край возле самого неба» обозначен переход взглядов писателя в новую проблемно-тематическую плоскость. Здесь уже присутствует мотив обращения к корням народа, к предкам — носителям нравственного начала, добра, вечной правды. Старухи-тофаларки из этой книги стали прообразом героинь повестей «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии».
Очерк «Вниз и вверх по течению» - следующая ступень в процессе формирования творческого почерка публициста. Действительность в очерке рассматривается сквозь призму прошлого (очерк весьма автобиографичен), через образы настоящего и будущего. У Распутина природа одухотворена и способна одухотворять. В единении с природой, в гармоничном общении человека с ней, видит Распутин основу для нравственного обновления человека. Произведение открывает новую серию материалов, направленных на сохранение нравственного состояния современного общества, на защиту истории и культуры страны, на охрану природы, языка как части культуры, человека от разрушающих его духовность внешних и внутренних факторов.
Самый поэтический очерк В. Распутина - «Байкал, Байкал.» наполнен гордостью писателя за уникальный природный заповедник и болью за бездумно губимые красоты. Та же эмоциональность чувствуется и в очерке «Земля твоя и моя» из книги очерков «Сибирь, Сибирь.», которая явилась результатом многолетних специальных исследований и год от года углублявшихся впечатлений В. Распутина о Сибири.
Наибольшим своеобразием в книге отличается очерк «Русское Устье». Это не только разностороннее добросовестное исследование (этнографическое, культурно-историческое, общественно-политическое, лингвистическое), - это гуманистическая книга, полная дум о человеке и русской жизни.
Распутин сумел соединить, казалось бы, несоединимое — обстоятельные, с расчетом на документальность, описания бытового уклада, местных традиций, промыслов, особенностей климата с раздумьями о взаимоотношениях старого и нового, природы и цивилизации, о мужестве и психологическом героизме.
Очерк «Моя и твоя Сибирь» стоит особняком в публицистическом творчестве В. Распутина. Это очерк особенной общественно-политической остроты. Три аспекта проблемы Сибири (экономический, экологический и национальный) обнажены В. Распутиным с откровенностью редкой для современного публициста. Сибирь живет сегодня на грани вымирания: недра опустошаются, предприятия-гиганты, уже отошедшие из рук государства в собственность криминальных структур, уничтожают экосистему края, а местное, «титульное» население, напрочь оторвавшись от самобытной культуры, в голоде и холоде, мечтает о суверенитете или о более сильном, чем Россия, покровителе. Конечная фраза очерка - итог многолетних раздумий В. Распутина о причинах, приведших страну к духовно-нравственному кризису. Корень всех проблем, уверен автор, заключается в отсутствии настоящего «хозяина» (а не собственника), как у земли сибирской, так и у всей России в целом.
У публицистики В. Распутина особый пафос - пафос распознания правды. Его публицистика требует разговора, страстного, прямого, открытого, прямодушного, подтвержденного свидетельствами фактов, не завуалированного дымкой неясных настроений, не укрывающегося в подтексте. Особенностью очерков В. Распутина является непременное заострение их образов в стиле публицистического исследования. Отчетливо видно, как социально-исследовательское начало в публицистике В. Распутина наложило свой отпечаток на стиль и язык его произведений. Язык публикаций В. Распутина максимально эмоционален, насыщен диалектизмами.
Стиль публикаций В. Распутина характеризуется привлечением большого количества текстов, взятых из различных источников - речей, статей, научных книг, документов.
Утверждение индивидуального начала, определяющее свободу синтаксических связей и отказ от жесткой регламентации форм, проявляется в использовании авторской ненормативной пунктуации, оформляющей «нечаянные восклицания». Обращенность авторского слова на самого говорящего, совмещение в одном лице и повествователя, и адресата текста предопределяет установку писателя на автокоммуникацию. Синтаксис публицистических произведений В. Распутина отражает две контрастные авторские установки: установку на автокоммуникацию и установку на активный диалог с читателем. Первая проявляется в широком использовании разговорных синтаксических средств и редкой смене функциональных и эмоциональных типов предложений, вторая - в обращении к вопросительным предложениям, создающим своеобразную драматизацию текста. В публицистике представлены и вопросно-ответные комплексы, и собственно вопросы, и риторические вопросы («Так что же такое сегодня Сибирь?»1). Тексты статей и очерков вступают в диалог с другими текстами. Для структуры характерны развернутые цепочки межтекстовых связей, образуемых прежде всего цитатами и реминисценциями. Неатрибутированные цитаты часто свободно ассимилируются авторским словом, а «точечные цитаты» (имена литературных персонажей, фамилии писателей) служат формой обобщения и способом образной характеристики: «И читают сегодня всех этих Сорокиных и Яркевичей из трупоядствующей словесности больше, чем. любого из нас» . Отличительным признаком структуры статей и выступлений, равно как и очерков В. Распутина является полицитатность, гармонично укладывающаяся в его неповторимый художественный стиль.
Анализ публицистических текстов В. Распутина позволяет сделать вывод о развитии авторского мировоззрения. Двигателем этого развития стали вопросы и проблемы современного мира, которые заставляют автора и
1 Распутин В. Моя и твоя Сибирь http://-wvvw-rg.ru 10.01.05.
2 Распутин В. Мы не сдали крепостей, на которых стоит Россия, http://vvwvv.riashsovr.aihs.net 14.12.04. его читателя глубоко задуматься, вникнуть в проблематику, осуществить глубинный анализ человеческого духа на рубеже эпох.
Повести Распутина также демонстрируют высокое мастерство этого писателя, овладение им приемом публицистического проникновения вглубь художественного повествования.
В повести «Пожар» публицистичность столь явственна, что позволяет сделать ряду исследователей заключение о преобладающем её характере над собственно-художественной частью. Отсюда вытекает и определение жанра «Пожара» как философско-публицистической повести. Автор дает развернутый анализ состояния современной деревни в совокупности её экономических, экологических и нравственно-духовных проблем. Границы мира одной деревни, описанной в повести, расширяются за счет характерных и типичных для страны явлений и проблем.
По- публицистически остро и четко подмечает Распутин формальный подход к деревне со стороны государства, недобросовестных местных начальников, способных ради планов и сверхпланов истребить все лесное богатство края, не задумываясь о будущем. К этому добавляется: халатность рядовых специалистов и всеобщее, давящее на сознание главного героя Петровича, равнодушие. Особенно четко обозначена в полести проблема «временщического» сознания. В нем видит Распутин причину всех причин, источник неблагоустройства, бездуховности и грубости жизни.
Повести В. Распутина высвечивают болевые точки современности, среди которых самой тревожной является проблема оскудения человеческой духовности под влиянием негативных факторов, ослабление памяти народной, личной - родовой, связанное с уходом человека с родной земли. Этими сверхтонкими нравственно-этическими проблемами, выраженными в публицистической форме, наполнена повесть «Прощание с Матерой».
В повести четко обозначено противоречие необходимости (строительство гидроэлектростанции) и необходимого (нравственное, духовное самосохранение человека). На новый уровень поднимается в произведении проблема взаимоотношений «город - деревня». Глава шестнадцатая - эпицентр публицистического освоения данной проблемы. Автором прекрасно показано, как диаметрально противоположно расходятся векторы интересов «городских» и «деревенских». Для одних — это мать-кормилица, для других - не модная сфера хозяйства. Глава одиннадцатая выступает как убедительный аргумент в защиту права частной собственности на землю, о котором в 90-е годы В. Распутин категорично скажет: «Нужно передать землю крестьянину в вечное пользование без права продажи»1.
Повесть наполнена тревогой писателя за будущее страны, которая, двигаясь к техническому совершенству, попирает духовно-нравственные принципы. Ситуация усугубляется недальновидной позицией государства, запустившего аграрный сектор экономики, сконцентрировавшего силы и средства на ресурсодобывающих и перерабатывающих производствах и «стройках века».
О том, что деревня отброшена на периферию общественного внимания, В. Распутин говорил еще в самой первой своей повести «Деньги для Марии». В эпизоде, где «интеллигенты» из города обсуждают проблемы деревни без участия самой «деревни», то есть Кузьмы (сцена в поезде), писателем весьма публицистично выделена причина всего комплекса проблем села. Проблемы возникают из-за того, что судьбу деревни: какой ей быть, что выращивать, как собирать, куда реализовывать - решают люди, далекие от нужд сельского хозяйства. В. Распутин, описывая существующие противоречия в сфере экономики села, указывает также на сопутствующие общественному развитию тревожные приметы современной жизни: страсть к накопительству, приоритет материального над духовным, зависимость от условностей мира.
Усиление публицистической тональности наблюдается в повести «Последний срок». Здесь основной для творчества В. Распутина мотив разрыва с родной землей связывается с проблемой нравственного распада личности. Но называть главы, посвященные пьянству, антиалкогольной кампанией В. Распутина нельзя, так как это снижало бы публицистический эффект этих сцен. Писатель больше стремится к обличению социальных факторов, провоцирующих и способствующих развитию в человеке порочных склонностей.
Таким образом, автор диссертации попытался разобраться в сложном художественно-публицистическом мире текста и подтекста В. Распутина, рассматривая его творчество в совокупности с литературным процессом XX - начала XXI века, складывающейся исторической ситуацией и в прямой зависимости от общественно-политических взглядов писателя-«деревенщика» В. Распутина.
160
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Эмирова, Гури Абдурагимовна, 2005 год
1. Распутин В. Абстрактный голос // Сов. Россия. - 1979. - 26 августа.
2. Распутин В. А куда в России подевалось родство? // Москва — 2000.- № 7. -С. 186-190.
3. Распутин В. «А чего на неё глядеть?» // Сов. культура. 1980. — 16 сентября. - С. 3.
4. Распутин В. Байкал бушевал. // Сов. молодежь. 1959. - 18 октября.
5. Распутин В. Байкал: Худож. публицист, очерк. // Сов. культура. — 1981.-15 мая. - С.8.
6. Распутин В. «Благословляю»: Фельетон. // Сов. молодежь. I960 - 24 апреля.
7. Распутин В. Бюро решило. // Сов. молодежь. 1959. - 24 октября.
8. Распутин В. В ответе перед потомками: Заметки с пленума Иркутского обл. отделения ВООПИК по итогам работы IV съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры г. Новгород. // Сов. молодежь. 1982. - 4 ноября.
9. Распутин В. В Саяны приезжают с рюкзаками. // Сов. молодежь — 1963- 9 января.
10. Распутин В. Вниз по Лене-реке // Наш современник. 1993. - №11. — С. 95-112.
11. Распутин В. Вниз по течению: Повесть. // Наш современник. 1972. -№6.-С. 3-39.
12. Распутин В. Внуки партизан. // Красноярский комсомолец. — 1964. 19 января.
13. Распутин В. Воспоминание о реке: Отрывок из повести Г«Вниз по течению». // Вост.-Сиб. правда. 1971. - 20 ноября.
14. Распутин В. Голос ближних и дальних полей. // Сов. молодежь. — 1961. — 9 марта.
15. Распутин В. За Непрядвой лебеди кричали: К 600-летию битвы на поле Куликовом.// Сов. культура. 1980. - 4 января. - С. 6.
16. Распутин В. Золотые костры романтики // Енисей. 1966. - №2. - С. 51 - 70.
17. Распутин В. Имена: (Новелла) // Красноярский комсомолец. — 1965. -14 ноября.
18. Распутин В. Иркутск с нами: Полем, заметки.// Сов. Культура. — 1979. -14 сентября. С. 6.
19. Распутин В. Край возле самого неба // Сов. молодежь 1961.- 12 февраля.
20. Распутин В. Край возле самого неба; На снегу остаются следы // Слиток. -М., 1977.- С. 5-16.
21. Распутин В. Любовь сверяют по сердцам // Сов. молодежь. I960 - 6 февраля.
22. Распутин В. Мое открытие Талнаха. // Красноярский комсомолец. -^ 1965. -25 июля.
23. Распутин В. Молодость какая она есть // Сов. молодежь. 1958. - 15 ноября.
24. Распутин В. Моя и твоя Сибирь http://www.rg.ru 10.01.05.
25. Распутин В. Моя и твоя Сибирь: Размышления писателя // Сов. молодежь. 1984. - 5 января.
26. Распутин В. Мы не сдали крепостей, на которых стоит Россия http://www.nashsovr.aihs.net 14.12.04
27. Распутин В. «Наши учителя теперь из породы потверже.» // Москва. -2002.- №7.-С. 3-12.ф 28. Распутин В. Незаметные истории // Сов. молодежь. — 1960 — 15 марта.
28. Распутин В. Нечаянные хлопоты: История, слышанная в Усть-Илиме // Наш современник. 1969. - №5- С.8 - 57.
29. Распутин В. Одни работают, другие созерцают. // Сов. молодежь. — 1957. 25 декабря.
30. Распутин В. От солнца до солнца: Из Тофалар. Дневника. // Сов. молодежь. 1964,- 19, 20 декабря.
31. Распутин В. Очень трудно писать стихи // Сов. молодежь- I960 29 сентября.
32. Распутин В. Патруль идет по городу. // Сов. молодежь. 1958. - 20 августа.
33. Распутин В. Подари себе город на память // Красноярский комсомолец.- 1965.-27 июня.
34. Распутин В. Поездам снятся дали // Красноярский комсомолец. 1965.- 10 марта.
35. Распутин В. Предатель выдаёт себя // Сов. молодежь. I960 - 13 января.
36. Распутин В. Продолжение саянской легенды. // Красноярский комсомолец.- 1963.-20 октября.
37. Распутин В. Пусть ветер разгонит тучи. // Сов. Молодежь. 1959.-17 июня.
38. Распутин В. Разговор с собственной совестью // Сов. молодежь,- 1959. -17 марта.
39. Распутин В. Русское устье // Наш современник.-1988.- №5 — С. 3- 40.
40. Распутин В. Сберечь байкальскую жемчужину // Сов. культура. 1983.- 12 июля.-С.З.
41. Распутин В. Сибирь без романтики: Публицист, заметки // Сибирь. -1983.-№5.-С. 106- 128.
42. Распутин В. Сколько стоит счастливое солнце. // Красноярский комсомолец.- 1963- 19 мая.
43. Распутин В. Скучать совсем некогда // Сов. молодежь. 1957. - 30 марта.
44. Распутин В. Слушайте Абакан и Тайшет. // Красноярский комсомолец. 1965. - 27 января.
45. Распутин В. Там, на краю оврага; Имена: Рассказы. // Ангара. — 1967. -№1.-С. 75-78.
46. Распутин В. Утро было без солнца // Сов. молодежь. 1959- 30 декабря.
47. Распутин В. Человек в степи. // Красноярский комсомолец.- 1963- 31 марта.
48. Распутин В. Человек с этого света: Из саянских рассказов // Вост.-Сиб. правда. 1964. - 14 ноября.
49. Распутин В. Четыре начала одной истории // Сов. молодежь.— I960 9 октября.
50. Распутин В. Что в слове, что за словом? // Лит. в школе. — 1987. №3. -С. 10- 13.
51. Распутин В. Чтобы их знали все. // Сов. молодежь.- I960 — 21 июня.
52. Распутин В. Я забыл спросить у Лёшки. // Красноярский комсомлец. -1965. — 5 сентября.
53. Выступления и рецензии В. Распутина.
54. Распутин В. Все краски подлинной жизни.// Учит, газета. 1984. - 30 апреля.
55. Распутин В. Вслед за Тополтой — рекой.// Семёнов Г. Вольная натаска. М., 1979.- С. 2-3.
56. Распутин В. Высота таланта.// Лит. газета. 1984. - 29 февраля. - С. 4.
57. Распутин В. Главный вопрос. // Кн, обозрение. 1979. - 29 июня. - С. 8.
58. Распутин В. Губоко и всерьёз // Кн. обозрение. 1979. - 9 февраля. - С. 9.
59. Распутин В. Держаться природного дара.// Сов. культура. 1983.- 6 декабря. - С. 6.
60. Распутин В. Его труд и подвиг.// Лит. Россия. 1983.- 20 мая.- С. 4.61.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.