Творчество как принцип мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Столетов, Анатолий Игоревич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат философских наук Столетов, Анатолий Игоревич
Введение.
Глава 1. Мировоззрение:ктура, типы, развитие.
§ 1. Структура и типы мировоззрений. Принципы в структуре различных типов мировоззрения.
§ 2. Филогенез и онтогенез мировоззрения. Креативные возможности различных типов мировоззрения.
Глава 2. Творчество: сущность, виды, детерминанты.
§ 1. Сущность творчества.
§ 2. Виды и интенции творчества.
§ 3. Детерминанты творчества. Обоснование онтологической свободы творчества.
Глава 3. Мировоззрение и художественное творчество.
§ 1. Роль мировоззрения в художественном творчестве.
§ 2. Влияние творчества на мировоззрение художника.
§ 3. Мировоззрение и творчество Иосифа Бродского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Онтология художественного творчества2009 год, доктор философских наук Столетов, Анатолий Игоревич
Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика2006 год, кандидат филологических наук Каминский, Петр Петрович
Духовно-творческое начало личности и мировоззрение2008 год, кандидат философских наук Широкова, Ангелина Владимировна
Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов2004 год, кандидат философских наук Чернышова, Лариса Геннадьевна
Творчество как атрибут человеческого бытия2012 год, доктор философских наук Кузнецова, Майя Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество как принцип мировоззрения»
Актуальность темы исследования. Особенности современной эпохи, заключающиеся во все более ощущаемом мировоззренческом кризисе, в попытках осознать его причины и предотвратить эсхатологические перспективы глобального кризиса и возрастающей хрупкости индивидуального и социального бытия, актуализируют множество проблем и придают особую остроту так называемым «вечным» вопросам философии. «Особость» их остроты обуславливается в наши дни тем, что, будучи связанными с бытием - наиболее неуловимым и неразрешимым для человеческого сознания вопросом -они могут быть никогда не решены не только по причине их сложности, но и по причине отсутствия тех, кому это решение потребуется. Но именно постоянные попытки их решения и составляют человеческую суть, порой удерживая цивилизацию от последнего неправильного шага. И появляется ощущение, что от того, захочет ли человек решать эти вопросы, и как он будет их решать, зависит бытие человечества как органической части всей системы бытия.
Мировоззренческий кризис и парадоксальное духовное разобщение, порождающиеся экспоненциально растущим техническим прогрессом и сопровождающиеся небывалым усилением социально-экономической интеграции, приводят к растворению личности в социальных функциях субъекта.
Этот процесс, возникший в качестве ответной реакции на «бум» индивидуализма предыдущего времени, представляет его своеобразный антитезис, за которым должен последовать синтез, намечающийся в усилении интереса как к различным аспектам, так и всестороннему изучению феномена личности. Это объясняет все возрастающий объем работ и исследований по проблемам мировоззрения, являющегося основой личностной структуры.
Проблема творчества является одной из традиционных, так называемых «вечных» проблем философии. Она уходит своими корнями в античную эпоху, в «осевое время» человеческой истории и даже дальше. Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще: проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания, проблеме возможности познания. Наконец, она связана с комплексом антропологических и эстетических проблем. Не удивительно поэтому, что попытки осмыслить суть творчества предпринимались на протяжении всей истории философии и очень многие мыслители так или иначе, частично или более глубоко, рассматривали эту проблему и находили свои решения проблем и ответы на вопрос, что же такое творчество.
Современный интерес к творческому процессу во многом обусловлен ростом инновационной компоненты в человеческой деятельности, требованиями НТР и прагматическим стремлением управлять воспитанием людей, способных творчески решать научные и технические проблемы.
С другой стороны, стремление проникнуть в тайну творчества имеет своей причиной заинтересованность в познании личности путем разоблачения секретов творческой деятельности как одного из ее фундаментальных проявлений, ведь именно этот вид деятельности активизирует личность наиболее полно и разносторонне.
Наконец, давно осознаваемая исключительная роль индивидуальности в истории человеческой культуры в различных ее областях: философии, науке, искусстве, религии, - приводит к необходимости рассмотрения этих двух личностных основ - мировоззрения и творчества - не отдельно друг от друга, а в их взаимосвязи. Ибо, думается, современный мировоззренческий кризис связан, с одной стороны, с кризисом личности, /обусловленным всеобщей унификацией на основе интегративных процессов в масштабах планеты и техногенным уклоном развития цивилизации, и, с другой стороны, с кризисом творчества, имеющим в основании духовный вакуум разобщения конкретных людей, заполняемый массовой культурой, подменяющей самостоятельную работу по приобщению индивидуума к экзистенциальному опыту человечества уже готовой парадигмой ответов на жизненно важные вопросы.
Неотделимость этих двух сторон кризиса друг от друга еще раз подтверждает актуальность темы диссертационной работы.
Степень разработанности темы. Проблема взаимоотношений мира и человека относится к так называемым «вечным» вопросам философии. Мыслители всех времен так или иначе задавались вопросами мировоззренческого масштаба: вопросом о месте человека в мире, о смысле жизни, о Боге, о природе человека и другими. Но специальное рассмотрение феномена мировоззрения имеет менее длительную историю. Возможно, этим объясняется тот факт, что фундаментальных исследований, специально посвященных взаимоО связи мировоззрения и творчества, еще нет, хотя эта тематика затрагивается во многих работах, касающихся проблем творчества, реже - мировоззрения.
Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг.
В исследованиях, посвященных различным аспектам мировоззрения, творчество иногда рассматривается в качестве явления, определяемого в значительной степени мировоззренческой системой личности (Головных В.Я., Стеклова JI.T., Шуртаков К.П.). Отечественные исследователи достаточно подробно рассматривали влияние общественного уровня мировоззрения на творчество (Андреев Ю., Ашманис М.Г., Баранов В, Быстрицкий Е.К., Гире-нок Ф.И., Гольдентрихт С.С., Дубов Г., Елисеев В.А., Иванов В.П., Козловский В.П., Тарасенко Н.Ф., Фоминых И.В., Французова Н.П.). Значение мировоззрения в научном и техническом творчестве — также сторона, достаточно интенсивно интересующая исследователей (Альтшуллер Г.С., Гиренок Ф.И., Кедров Б.М, Кириленко Г.Г. и Шевцов Е.В., Пигров К.С. и Яценко Л.В., Филатов В.П., Ширяев Л.А., Щелкунов Д.М.).
О значительной роли творчества в познании мира и формировании всего комплекса знаний писали Воробей Ю.Д., Григорьян Б.Т., Коршунов A.M., Коршунова Л.С., Микешина JI.A., Михайлова А., Пендиков Н.В., Толстой В.П. и Швидковский Д.О., Урманцев Ю.А., Французова Н.П. и др.
Список работ, посвященных творческому мышлению, также обширен. В числе их авторов B.C. Библер, В.А. Елисеев, В.А. Коваленко, A.M. Коршунов, А.Н. Лук, В.М. Петров, Д.Б. Чернышов.
Все чаще - и среди отечественных исследователей, и особенно за рубежом - встречается понимание взаимовляния мировоззрения и творчества, органической взаимодетерминации этих явлений. В онтологическом аспекте эту точку зрения представляют зарубежные мыслители Новалис, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, А. Уайтхед, М. Бубер, М. Хайдеггер. В нашей стране об онтологических основаниях творчества писали Соловьев
B.C., Бердяев Н.А., Вышеславцев Б.П., Батищев Г.С., Гольдентрихт С.С., Вайман С.В., Шулевский Н.Б.
Эстетический аспект проблемы затронут П. Валери, Ж.-П. Сартром, Ю.В. Боревым, И.А. Бродским, С.В. Вайманом, М.С. Каганом, О.Э. Мандельштамом, А.А. Огановым.
На творческое основание личности указывали в своих работах
C.Л.Франк, Н.А. Бердяев, Д. Богоявленская, В.П. Коломиец, Р. Мэй, Е.Г. Яковлев. С точки зрения соответствия мировоззрения как осознания типа человеческой деятельности самому этому типу деятельности косвенно затронули это взаимодействие С.С. Гусев и Б.Я. Пукшанский. Многие из упомянутых исследователей подчеркивали роль мироощущения в связи с этой проблемой (Мандельштам О.Э., Борев Ю.Б., Вайман С.В., Борухов Б.Л., Фриауф В.А., Соловьев Э.Ю.). В работах этих авторов отмечалась важность мироощущения в творческом процессе и особая значимость мироощущения в структуре личности художника, субъекта творчества. Аксиологические аспекты мировоззрения рассматривались Батищевым Г.С., Вернадской Ю.С.,
Голиковой JI.B., Кириленко Г.Г., Кузнецовым Н.С., Москвиной P.P., Фино-гентовым В.Н., Хазиевым B.C., Шевцовым Е.В. и др.
О предвосхищении в творчестве писали Шеллинг Ф.-В., Анненский И., Соловьев B.C., Бродский И.А., Лукьянов А.В., Герасимова И.А.
Большое количество исследований посвящено культурологическим аспектам мировоззрения (см. работы М. Вебера, С.В. Асадченко, Ю.С. Вернадской, Д.Н. Герасимова, С.З. Гончарова, Н.А. Едалиной, И.Я. Лойфмана, А.И. Наймушина, С.В. Ольховиковой, Н.К. Эйнгорна) и его духовным основаниям (Бохеньский Ю., Бородина Н.К., Бузунова Л.Г., Галимов Б.С., Лукьянов А.В., Налимов В.В., Овчинников B.C., Ольховиков К.М., Финогентов В.Н.).
Одной из проблем, постоянно интересующих исследователей, является проблема нового, которой посвящены работы Бердяева Н.А., Галимова Б.С., Кедрова Б.М., Мейлаха Б.С., Николко С.Н., Рочева С.С. и других.
Вместе с тем, несмотря на обилие работ по данной проблеме, нет трудов, рассматривающих взаимосвязь мировоззрения и творчества специально, выявляющих детали процесса их взаимоизменения и взаимодетерминации.
Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования является субъект творчества. В качестве предмета исследования избрано мировоззрение субъекта творчества.
Цели и задачи работы. Целью данной работы является исследование творческой природы мировоззрения личности и построение основ концепции мировоззрения субъекта творчества. Задачи работы определяются ее целью. Их можно сформулировать так:
• уточнить и детализировать сущность и структуру мировоззрения на основании критического анализа трудов предшественников, дать рабочее определение этого явления;
• выявить творческий потенциал различных компонентов и типов мировоззрения;
• проанализировать общее и особенное в творчестве в разных областях человеческой деятельности, уточнить структуру творчества (этапы творческого процесса);
• выявить особенности влияния структурных уровней и различных компонентов мировоззрения на особенности творчества художника и художественный процесс; проследить соотношение взаимодействия мировоззрения и художественного творчества на личностном и социальном уровнях, выявить особенности взаимодействия;
• выяснить особенности влияния художественного творчества на структурные уровни и основные компоненты мировоззрения; обосновать тезис о том, что творчество является принципом, определяющим и формирующим личностное мировоззрение;
• на примере анализа мировоззрения и творчества И. Бродского проследить процесс взаимокоррекции мировоззрения и художественного творчества.
Методологические основания. Методологической основой исследования можно считать комплексный и органический подходы, реализуемые, соответственно, в естественнонаучных областях человеческого знания и гуманитарных (эстетика, искусствоведение, литературоведение). Также использовались методы абстрагирования, теоретического моделирования, герменевтический, восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, компаративистский метод и метод типологизации.
Новизна работы. Следующие выводы и положения, сформулированные и обоснованные в диссертации, можно отнести к новизне:
• дополнение схемы творческого процесса в искусстве, по сравнению с предложенной Уоллесом, этапом «праобраза» и понимание этапа проверки в художественном творчестве как бытия художественного произведения «для других»;
• выделение двух типов креативности: а) экстенсивного - осваивающего эмпирическую реальность путем ее анализа, выявления законов взаимодействия и создания новых вещей; б) интенсивного - стремящегося к онтологическим основам путем откровения и творению духовного бытия и реальности;
• понимание характера детерминации творчества как диалектически внешне-внутреннего, т.е. детерминанты творчества (язык, мировоззрение, стиль и др.) находятся одновременно и вне, и внутри субъекта, что уравновешивает их влияние на субъект творчества и приводит к выводу об онтологической творческой свободе;
• детализация характера и роли взаимовлияния мировоззрения и творчества на различных уровнях в зависимости от степени устойчивости и рационализированности последних: более устойчивые к изменению уровни, связанные с сознательной деятельностью, определяют творческий процесс в его аналитической фазе «частей раньше целого», а уровень мироощущения, являющийся дорациональным, и сверхрациональный уровень общественного мировоззрения, реализуясь в творческом процессе, корректируют посредством создания художественных ценностей и новых смыслов содержание более устойчивых уровней мировосприятия и миропонимания;
• определение значимости уровней мировоззрения в творческом акте в зависимости от творческого этапа: устойчивые уровни мировоззрения (уровни миропонимания и мировосприятия) значимы для творчества на этапах, контролируемых сознанием: замысел, практическая его реализация, материализация; дорациональный уровень мироощущения исключительно важен на интуитивных этапах праобраза и инсайта;
• определение творчества как саморазвертывания и самокоррекции мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром, а именно, понимание творчества как процесса, в ходе которого происходит формирование мировоззренческой системы субъекта творчества и ее экспликация, а также одновременное «обратное» воздействие (влияние мировоззренческих установок на творческий процесс), представляющее собой своеобразный самоконтроль и самодетерминацию субъекта творчества.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Рассмотрение взаимосвязи мировоззрения и творчества в теоретическом плане дает возможность выявить пути и способы формирования мировоззрения личности в процессе творческой деятельности, а также обосновать важность творческого начала для существования самой личности. Отсутствие творческоголодхода с необходимостью приводит к застыванию, стагнации и, в конечном итоге, к духовной смерти человека, что порождает кризис не только отдельного индивидуума, но и социума. В современную эпоху, когда политико-экономический фактор развития становится все более влиятельным, человечество выработало способы симулирования творческой деятельности, когда истинно творческий подход подменяется «симулякром», псевдотворчеством, имитирующим по форме творческую деятельность, на деле же следующим алгоритмам и штампам, приносящим материальные, а не духовные плоды, и наносящим непоправимый вред внутренней жизни человека, подверженного этому воздействию.
Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения феномена мировоззрения и творчества и их взаимосвязи. Материалы диссертации могут быть включены в состав курса «Философия», «Философские проблемы художественного творчества» и др.
На практике понимание нюансов процесса взаимокоррекции мировоззрения и творчества помогает не только вырабатыванию толерантности и созданию предпосылок для полилога различных типов мировоззрения и творческих подходов, но и более глубокому пониманию творчества деятелей искусства и собственных целей и задач, а также духовному обогащению жизни и сохранению подлинно человеческой сущнс&пробация работы. Материалы диссертационного исследования проходили апробацию на городском межвузовском философском семинаре «Мировоззренческие поиски современности» под руководством профессора Финогентова В.Н. (Уфа, 2003 г.), на III Российском Философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону,
2002 г.). Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии УГИС (ноябрь 2003 г.) и кафедре философии и методологии БГУ (2004 г.). Основные результаты диссертационного исследования опубликованы автором в следующих публикациях:
• Становление мировоззрения современной личности. - Уфа: УГИС, 2004. - 68 с.
• Поэтическое мироздание И. Бродского// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. — Уфа: Изд-во УТИС, 2000.-с. 138-140.
• Философская лирика: синтез рационального и эмоционального// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Тез. докл. Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т.т. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - т. 1. - с. 160-161.
• Создание смысла как возможность преодоления абсурда существования// Судьба философии в современном мире (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. - Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2003. -с. 164-170.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Философско-мировоззренческий дискурс и культурный контекст творчества М.М. Пришвина2008 год, доктор философских наук Подоксенов, Александр Модестович
Проблема художественной формы в аспекте целостности: Творчество Н. С. Гумилева2002 год, кандидат искусствоведения Мусинова, Наталия Евгеньевна
Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве2008 год, кандидат философских наук Воронина, Екатерина Александровна
Духовно-исторические истоки национального самосознания в русской поэзии первой трети XIX века2008 год, доктор филологических наук Нестерова, Татьяна Петровна
Экзистенциальная архетипика в художественном пространстве современной русской прозы2006 год, кандидат филологических наук Барышева, Светлана Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Столетов, Анатолий Игоревич
Заключение
Кризис существующих типов мировоззрения, разразившийся в нашу эпоху, показывает насущную необходимость экспликации новых форм мировоззренческого самоопределения, а возможно реорганизации прежних на новых основаниях, первым из которых является творчество. Поскольку невозможно просто отказаться от культурного наследия ради спасения человечества и формирования нового (мы уже видели примеры подобных попыток), то именно принцип творчества может стать краеугольным камнем при создании мировоззренческой системы - или систем - отвечающих требованиям ситуации, ведь принцип творчества наиболее органично сочетает в себе все остальные мировоззренческие основания: плюралистичность (или толерантность), личностность, критичность, гуманизм и др. Этот эффект достигается за счет полилогичности самого процесса творчества.
Понимая мировоззрение как сложную и исторически изменчивую многоуровневую и многофункциональную систему взаимодействия субъекта и мира, основанную на творческом потенциале и диалектическом единстве индивидуального и общественного и вырабатываемую в процессе всей жизни, мы утверждаем, что оно является той «областью» человеческого, где творчество проявляется особенно явно и где творчество особенно важно. И вот почему.
Человек, представляя собой единство природного и социального, реализует устремление мира к совершенству и взаимопроникновение идеального и материального, субъективного и объективного. Он, если так можно выразиться, одно из наиболее мощных орудий мироздания. Его единство с миром осуществляется посредством системы мировоззрения, в частности, ее внерационального уровня мироощущения, играющего важную роль в творчестве. Возможно, именно недискретность, синкретичность и позволяет позже вычленять такие компоненты мировоззрения, как взгляды, убеждения, принципы и ценности. В этом смысле мироощущение подобно уровню бытия бесконечного как такового. Еще до аналитического, рассудочного восприятия мира человек начинает ощущать и оценивать его, исходя из своей индивидуальности и, в сущности, случайного стечения обстоятельств. Это недискретное ощущение универсума становится базой для дальнейшего восприятия и позже кристаллизуется во взглядах, убеждениях и принципах.
Мироощущение является точкой отсчета для формирования мировоззрения в силу своей творческой природы. Можно сказать, что наше мировоззрение начинается с творчества, с некоего «целого раньше частей», с миро-ощущенческого праобраза. Безусловно, нельзя поставить знак равенства между творчеством и мировоззрением, но близость этих явлений очевидна, ведь и творчество, и мировоззрение без онтологического, созидательного плана не имеют смысла. Именно поэтому такую важную роль играет мифологический план нашего сознания, оказавшийся неистребимым рациональностью и историчностью Нового времени: он возвращает человека к бытийным первоисто-кам, оказывая решающее влияние на формирование личности посредством архетипов и искусства. Как раз благодаря творчеству человек и вырабатывает новые смыслы, ценности и реализует свою главную функцию - быть человеком.
Естественно, творчество не лишено опасных моментов, наиболее важные их которых - это, во-первых, неконтролируемость, свобода творческого порыва, могущего обернуться как реализацией в художественных ценностях, так и разрушительной и дезинтегрирующей идеей, имеющей большое влияние из-за огромной силы искусства.
Во-вторых, это подмена подлинного творчества суррогатом, имитирующим творческую деятельность, производством по так называемым «творческим» алгоритмам, снимающая необходимость всякого рода самостоятельной духовной деятельности и превращающая человека в субъекта потребления определенных мировоззренческих заготовок, а социум - в общество «оранусов», управляемых «вау-импульсами», по ироничному определению одного из современных писателей1.
В процессе формирования мировоззрения мы условно выделяем две цепочки взаимодействия субъекта творчества и социума.
Первая - «общество - художник - общество». Условно эту цепочку можно соотнести с традицией. Общественные идеи, социальное влияние, художественная традиция, наконец, архетипы, сверхсознательные по природе своей, а значит, относящиеся к коллективному бессознательному, дают питательную среду для раскрытия творческих способностей личности. Они представляют собой то наследие, из которого личность художника выбирает материал для дальнейшего роста, тот опыт, который невозможно приобрести самостоятельно в течение жизни. Чужой опыт, существующий в виде культуры, представляет собой мировоззренческий поиск прошлых поколений в концентрированном виде, личность же, исходя из своих психофизиологических особенностей, степени дарования, делает какую-то часть его своим.
Художественно переработав это наследие, художник «возвращает» обогащенный индивидуально-личностным содержанием опыт, становящийся, в зависимости от величины дарования, большой или малой частью традиции, начиная, новую или продолжая и углубляя старую. Акцент влияния в этой цепочке приходится на уровень миропонимания и мировосприятия, хотя значительна и роль коллективного бессознательного как на первом, так и на втором этапе.
Вторая - «художник - общество - художник». Условно эта цепочка соотносится с новаторством. В истории культуры есть творцы мировоззренческого масштаба, способные на создание художественного мира настолько оригинального и значимого, что он становится началом новой художественной традиции, нового художественного направления, или кардинальным образом меняет уже существующую.
1 Пелевин В. Generation «П»// Пелевин В. Generation «П». Рассказы. - М: Вагриус, 1999.-е. 114.
Разумеется, вследствие полилогичности характера творчества творец такого масштаба не просто бросает свое зерно в почву социума, выражаясь образно, но гораздо большее значение, чем у менее одаренных его собратьев, приобретает для него обратная реакция: когда его аудитория включается в его мир или по каким либо причинам игнорирует его творения. Эта обратная реакция социума, в свою очередь, корректирует до определенной степени его творчество, видоизменяя его мироощущение и, как следствие, атмосферу его художественного мира, тематику, мотивы и т.д.
В этой цепочке взаимодействие проходит больше на уровне мироощущения - рабочего инструмента художника, но на втором этапе большое значение приобретает понятие художественной ценности, входящее в область общественного мировоззрения.
Естественно, такое разделение на цепочки влияния достаточно условно, ведь поток бытия человека недискретен. Да и каждая творческая личность представляет собой индивидуальный вариант взаимодействия всех компонент, составляющих ее существо, выламываясь из существующих систем и правил.
Настоящая работа не в состоянии исчерпывающе осветить все аспекты взаимодействия мировоззрения и творчества уже в силу глубины и недостаточной изученности самих феноменов, чье взаимодействие мы рассматривали. Достаточно указать на проблему творческой интуиции, до сих пор остающуюся тайной за семью печатями и порождающую целый веер проблем: например, несомненный интерес представляет более детальное изучение детерминант творчества, самопорождение художественного метода и т.д.
Данная работа также приводит к необходимости продолжения детализации взаимодействия мировоззрения и творчества. В частности, существенным видится изучение проблемы соотношения реальности в мировоззрении и творчестве, проблемы соотношения понимания и взаимодействия истины мировоззрения и творческой истины, роли рационального и иррационального в художественном творчестве в личностном аспекте и в историческом развитии и других вопросов.
Итак, на основании рассмотренного взаимодействия мировоззрения субъекта и его творческой деятельности, можно сделать вывод, что творчество - это разворачивание во времени и пространстве, объективирование и материализация мировоззрения субъекта творчества, его личности, в течение которого происходит взаимокорректировка, взаимоизменение, диалог всех участвующих в процессе сторон: мира во всех его аспектах (художественном, эмпирическом, экзистенциальном, материальном и т.д.) и человека. Творчество, при справедливости иных его определений, есть также и процесс формирования человеческого в человеке, и мировоззрение как феномен, невозможный без творческого подхода, - один из этих признаков.
Не только развитие мировоззрения невозможно без творчества субъекта, но и само возникновение мировоззрения ставится под вопрос. Творческий подход субъекта к бытию, его обращенность к духовным аспектам своего существования являются основным мировоззренческим принципом, личностной основой.
155
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Столетов, Анатолий Игоревич, 2004 год
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач/ Отв. ред. А.К. Дюнин, АН СССР, Сиб. отд-ние. 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. - 223 с.
2. Андреев Ю. Глядя в будущее// Художник и общество: Свобода личности и свобода творчества. — М.: Художественная литература, 1980. с. 138-145.
3. Анненский И. Книги отражений. М.: «Наука», 1979. - 679 с.
4. Аристотель. Метафизика// http://www.philosophy.ru/library/aristotle/ metaphisic
5. Аристотель. Поэтика// http://www.philosophy.ru/library/aristotle/poet.html
6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Перевод с болг. Д.Д.Николаева. М.: Прогресс, 1970. - 654 с.
7. Ахутин А.В. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия// Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1980. - с. 544.
8. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинатне, 1984.-234 с.
9. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730 1980 г.г. Компендиум/ Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Смоленск: Русич, 1994. — 303 с.
10. Баранов В. Дойти до сути// Художник и общество: Свобода личности и свобода творчества. М.: Художественная литература, 1980. - с. 127-137.
11. Барт Р. От науки к литературе// http://www.philosophy.ru/library/cata-log.html
12. Барт Р. Писатели и пишущие// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -с. 133-141.
13. Барт Р. Смерть автора// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - с. 384391.
14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
16. Бахтин М.М. К вопросам самосознания и самооценки.// Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.-с. 241-248.
17. Бахтин М.М. «Человек у зеркала»// Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - с. 240.
18. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук// Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.-с. 227-231.
19. Белов А.П. Мировоззрение и концепция смысла жизни// Человек и мир. Сборник статей./ Под редакцией В.Н. Гасилина. Саратов, 1992. - с. 53-59.
20. Белый А. История становления самосознающей души// Белый А. Душа самосознающая. -М.: Канон+, 1999. с. 62-477.
21. Белый А. Основы моего мировоззрения// Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. - с. 8-43.
22. Бергсон А. Творческая эволюция// Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999. - с. 8-413.
23. Бергсон А. Философская интуиция// Путь в философию: Антология. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001.-е. 203-218.
24. Бердяев Н. О назначении человека// Путь в философию: Антология. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. с. 285-302.
25. Бердяев Н.А. Смысл творчества// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.
26. Бетея Д.М. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского// Русская литература. 1991. - № 3.
27. Богоявленская Д. Вчера и сегодня психологии творчества// Творчество в искусстве искусство творчества/ Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартин-дейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука, Смысл, 2000. - с. 186-198.
28. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997. - т. 1.
29. Борухов Б.Л. Философия и мироощущение// Человек и мир. Сборник статей./ Под редакцией В.Н. Гасилина. Саратов, 1992. - с. 11-19.
30. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени// http://www.philosophv.ru/ library/catalog.html
31. Бродский И. Большая книга интервью/ Второе, исправленное и дополненное издание. М., 2000. - 703 с.
32. Бродский И. Поклониться тени: эссе. СПб.: Азбука-классика, 2002. -320 с.
33. Бродский И. Сочинения в четырех томах/ Сост. Г.Ф. Комаров. Культурно-просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж - Москва - Нью-Йорк), 1992.
34. Бродский И.А. Нобелевская лекция// Бродский И. Сочинения в четырех томах/ Сост. Г.Ф. Комаров. Культурно-просветительское общество «Пушкинский фонд». Издательство «Третья волна» (Париж - Москва - Нью-Йорк), 1992.-т. 1. — с. 5-19.
35. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя// Антология мировой философии: Возрождение. Мн.: Харвест; М.: «Издательство ACT», 2001. - с. 704-705.
36. Бруно Дж. О причине, начале и едином// Антология мировой философии: Возрождение. Мн.: Харвест; М.: «Издательство ACT», 2001. - с. 689697.
37. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского// Литературное обозрение. -1990.-№8.-с. 23-29.
38. Вайман С.Т. Неевклидова поэтика. Работы разных лет. М.: Наука, 2001.-479 с.
39. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - с. 7-56.
40. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира// Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. -с. 7-42.
41. Верхейл К. Послесловие к переводному сборнику стихов «Осенний крик ястреба»// Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. -СПб.: ООО «Издательство журнала «Звезда», 2002. с. 122-137.
42. Верхейл К. Прилив тишины// Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. СПб.: ООО «Издательство журнала «Звезда», 2002. - с. 172-187.
43. Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ/ Изд-е Башкирского госуниверситета. Уфа, 2002. -178 с.
44. Воинкова 3. Г., Червяков Ю. Я. Диалектика обыденного сознания и научного мировоззрения // Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности: Межвуз. сборн. научн. тр. Челябинск, 1990.
45. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.- 480 с.
46. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-368 с.
47. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного/ Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - с. 266-323.
48. Галимов Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека: Препринт/ Б.С. Галимов, И.Г. Васильева. -Уфа: БГУ, 2001.-53 с.
49. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - 246 с.
50. Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового// Материалы научной конференции, посвященной 40-летию Башкирского государственного университета. Май 1997 г./ Издание Башкирского ун-та. Уфа, 1997. - с. 5-14.
51. Герасимов Д.Н. Как мы мыслим// Судьба философии в современном мире (тематический сборник)/ Отв. ред. доктор филос. наук, проф. В.Н. Финогентов. - Уфа: УГИС, 2003. - с. 50-69.
52. Герасимов Д.Н. Конфликт ценности и смысла. К исходным категориям русской культуры// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. - с. 35-40.
53. Герасимова И.А. Музыка и художественное творчество// http://www.philosophy.ru/library/catalog.html
54. Гиренок Ф.И. К вопросу о научном открытии как проблеме философского анализа// Природа научного открытия. (Философско-методологический анализ.) -М.: Наука, 1986. 304 с.
55. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М.: ИФРАН, 1994. - 218 с.
56. Головных Г.Я. Творчество как мировоззренческо-аксиологическая проблема// Мировоззрение и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1984. - 96 с.
57. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Голь-дентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с. 39-56.
58. Гончаров С.З. Рефлексия об основаниях мировоззренческой культуры// Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. проф. В.В. Кима; Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002.-с. 271-281.
59. Григорьян Б.Т. Философия творческой активности человека// Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986.-с. 109-125.
60. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб: Наука, 1994. - 87с.
61. Диалектика и теория творчества/ Под редакцией С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. М.: Издательство Московского университета, 1987. — 200 с.
62. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - с. 213255.
63. Довлатов С. Зона (Записки надзирателя)// Довлатов С. Собр. соч. в 3-х т.т./ Издание второе. СПб.: Лимбус пресс, 1995. - т. 1.-е. 25-172.
64. Дубов Г. Свобода художественного творчества и принцип партийности искусства// Художник и общество: Свобода личности и свобода творчества. -М.: Художественная литература, 1980. с. 36-65.
65. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления// Исследования проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983.-с. 247-266.
66. Ерофеев В. «Поэта далеко заводит речь.»// Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. - с. 206-224.
67. Иванченко Г.В. К эстетике возможного// Человек. 2002. - № 3. - с. 150159.
68. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.- 544 с.
69. Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 256 с.
70. Кант И. Сочинения. В 8-ми томах. т. 5. - М.: Чоро, 1994. - 414 с.
71. Кедров Б.М. О процессах научного творчества// Художественное и научное творчество/ Под редакцией Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1972. - с. 37-53.
72. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. О соотношении ценностного и научного способов духовного освоения мира// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с. 132-152.
73. Коваленко В.А. Организация творческого мышления// Вопросы философии. 2002. - № 8.
74. Кожеурова Н.С. К вопросу психологии лжи и философии правды// Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. проф. В.В. Кима; Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002.-с. 171-181.
75. Коломиец В.П. Становление индивидуальности (Социологический аспект). М.: Изд-во МГУ, 1993. - 141 с.
76. Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольден-трихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-е. 7-38.
77. Коршунова JI.C. Диалектика чувственного и рационального в воображении// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с. 168-190
78. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества// Человек. 2002. - № 3. - с. 29-40
79. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с.
80. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа: БГУ, 1998. -316 с.
81. Кундера М. Невыносимая легкость бытия. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 325 с.
82. Купчик Дж., Леонард Г. Два «Я» эстетического процесса// Творчество в искусстве искусство творчества/ Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартин-дейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука, Смысл, 2000. - с. 102-121.
83. Кутырев В.А. Осторожно, творчество!// Вопросы философии. 1994. -№7-8.-с. 72-81.
84. Лойфман И.Я. Три уровня мировоззренческого самоопределения личности// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. - с. 7-11.
85. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — с. 21-186.
86. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы// Лосев А.Ф. Форма -Стиль Выражение/ Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. - с. 5-296.
87. Лосев А.Ф. Мироощущение Эсхила// Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение/ Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - с. 782-880.
88. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения// Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение/ Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - с. 297-320.
89. Лотман Ю.М., Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой: (Из наблюдений над поэтикой сб. Иосифа Бродского «Урания»).// Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3-х т. Таллинн, 1993. - т. 3.
90. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
91. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 128 с.
92. Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. Уфа: Б. и., 1993. -109 с.
93. Лурье С. Свобода последнего слова// Иосиф Бродский. Холмы. — СПб., 1991.
94. Мазепа Н.Р. Поэзия мысли: (О современной философской лирике). Киев, 1968.
95. Юб.Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976.
96. Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении// http:// www.philosophv.ru/library/mmk/think.html
97. Мандельштам О.Э. Собр. соч. в 4-х т. Том II. М.: ТЕРРА, 1991. - 730 с
98. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. -М.: Искусство, 1985. 318 с
99. Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.
100. Микушевич В. Тайнопись Новалиса// Новалис. Гимны к ночи/ Пер. с нем. М.: Энигма, 1996. - 192 с.
101. Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. проф. В.В. Кима; Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002. - 384 с.
102. Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы форми рования)/ Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко Н.Ф., Козловский В.П. -Киев: Наукова думка, 1986. 295 с.
103. Михайлова А. О художественной условности/ Изд. 2-е, переработанное. -М.: Мысль, 1970. 300 с.
104. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/ Пер. с англ. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -128 с.
105. Наймушин А.И. Деятелыюстный компонент мировоззрения в технологиях образования субъекта творчества// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. - с. 84-98.
106. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 280 с.
107. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (Философско-онтологический анализ). Симферополь: «Таврия», 1990. - 190 с.
108. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000.-231 с.
109. Новалис. Ученики в Саисе// Новалис. Гимны к ночи/ Пер. с нем. М.: Энигма, 1996.- 192 с.
110. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Институт философии РАН, Нац. Общественно-науч. фонд: Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2000.
111. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. - 100 с.
112. Оганов А.А. Возвращение к эстетическому. (потребность переосмысления)// Вопросы философии. № 2. - 2003. - с. 66-76.
113. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985. -220 с.
114. Павловский А.И. Советская философская поэзия. JL, 1984.
115. Павловский А.И. Философская лирика// Русская советская литература 50-70-х годов. М., 1981. - с. 184-206.
116. Пелевин В. Generation «П»// Пелевин В. Generation «П». Рассказы. -М.: Вагриус, 1999. с. 5-290.
117. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития// Исследования проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.-с. 313-320.
118. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М.: Знание, 1987. - 64 с.
119. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий/ Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1999.-656 с.
120. Плотин. Избранные трактаты. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. - 320 с.
121. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1985. 344 с.
122. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского// Звезда. 1992. — № 5-6.-с. 186-192
123. Пономарев В.А. Фазы творческого процесса (вместо введения)// Исследования проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - с. 3-25.
124. Райнер Мария Рильке. Новые стихотворения. М.: Наука, 1977. - 544 с.
125. Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 464 с.
126. Ранчин А. Философская традиция Иосифа Бродского.// Литературное обозрение. 1993. - № 3/4 - с. 3-13.
127. Рочев С.С. Трансдуктивная концепция творческого мышления: Автореф. . доктора филос. наук. Пермь, 2000. - 29 с.
128. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРЕ - Книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.
129. Сартр Ж.-П. Ситуации: Сборник (Антология литературно-эстетической мысли). -М.: Ладомир, 1998.-431 с.
130. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения/ Пер. с фр. М: Республика, 1994.-496 с.
131. Семенов С.Н. Философско-методологическая концепция творческого мышления// Философская мысль. 2002. - № 1-2. - с. 3-12.
132. Синицын А.С. Мировоззрение: субъект и иносубъектность// Онтология и мировоззрение. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. - с. 73-80.
133. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп./ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.- 183 с.
134. Соловьев B.C. Общий смысл искусства// Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.-701 с.
135. Соловьев Э.Ю. Критико-верификационная функция философии// Философия сознания: Драматизм обновления. М., 1991. - 124 с.
136. Спивак Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров.- Красноярск, 1985.
137. Спиноза Б. Этика// http://www.philosophy.ru/library/catalog.html
138. Стеклова Л.Т. Диалектика свободы и необходимости в научном творчестве// Мировоззрение и творчество: Межвузовский сборник научных трудов.- Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1984. 96 с.
139. Толстой В.П., Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания// Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. В 2-х т./ Под общей ред. В.П. Толстого. М.: НИИ PAX, 1997. - т. 1. — с. 5-18.
140. Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. 148 с.
141. Трубина Е.Г. Философия и литература: о возможных мирах и сложностях демаркации// Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. проф.
142. В.В. Кима; Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002. - с. 148-161.
143. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -718 с.
144. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия// Вопросы философии. -1993.-№4.
145. Филатов В.П. Мировоззрение и научное познание: проблема взаимоотношения// Материалистическая диалектика методология естественных, общественных и технических наук. - М.: Наука, 1983. - с. 63-89.
146. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. Л., 1984.
147. Финогентов В.Н. «. И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека.). Уфа: Уфимский технол. институт сервиса, 182 с.
148. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: БГУ, 1992.
149. Финогентов В.Н. Максимы жизни и принципы онтологии// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. — Уфа: Изд-во УТИС, 2000. с. 11-24.
150. Финогентов В.Н. Предисловие// Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. - с. 57.
151. Финогентов В.Н. Философия: Учебное пособие/ Изд-е УТИС. Уфа, 2001.-359 с.
152. Франк С.Л. Непостижимое// Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.
153. Франк С.Л. Реальность и человек// Франк С.Л. Реальность и человек/ Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - с. 208-431.
154. Франк С.Л. Русское мировоззрение//http://civitasdei.boom.ru/articles/ frank2.htm
155. Французова Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. М.: Мысль, 1983. - 79 с.
156. Фриауф В.А. К вопросу о существе философствования// Человек и мир. Сборник статей./ Под редакцией В.Н. Гасилина. Саратов, 1992. - с. 3-10.
157. Хазиев B.C. Роса истины. Уфа: БГПИ, 1998. - 88 с.
158. Хазиев B.C. Целевое отношение// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - с. 153-167.
159. Хайдеггер М. Исток художественного творения// Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. -М.: Издательство «Гнозис», 1993. 464 с.
160. Хейзинга Й. HOMO LUDENS. Опыт исследования игрового элемента в культуре// Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
161. Ходасевич В.Ф. Собрание стихов/ Составитель А. Дорофеев. М.: Центурион, Интерпракс (Серия «Серебряный век»), 1992. - 448 с.
162. Хубер П. Иосиф Бродский: к вопросу возникновения автономного субъекта поэта// Вопросы философии. 2003. - № 7. - с. 56-66.
163. Худякова Г.П. К проблеме генезиса мировоззренческого поступка// Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. проф. В.В. Кима; Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002.-с. 327-334.
164. Человек в мире художественной культуры. (Приобщение к искусству: процесс и управление.)/ Ред. коллегия: Б.А. Грушин, А.Я. Зись, Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 333 с.
165. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1999.
166. Шелер М. Философское мировоззрение// Шелер М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. - с. 3-128.
167. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. - 608 с.
168. Ширяев JI.A. Концепция образования исторически нового типа: Методологический аспект: Препринт. Уфа: УГАТУ, 1997. - 50 с.
169. Ширяев JI.A. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 178 с.
170. Шубин В. И., Капитон В. П. Природа философского знания. Днепропетровск, 1999.
171. Шулевский Н.Б. Диалектика необходимости и свободы в творческой деятельности// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - с. 57- 76.
172. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. Казань, 1989. - 214 с.
173. Щелкунов Д.М. Мировоззрение и общенаучное знание. Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 152 с.
174. Щемелева JI.M. О русской философской лирике XX века// Вопросы философии. 1974. - № 5.
175. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: «Инвест -111111», ст. «ППП», 1996. - 240 с.
176. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
177. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: ООО «Издательство ACT», «Канон+», 2001. - 400 с.
178. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
179. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество// Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. - с. 132-290.
180. Deleuze G. Bergsonism, trans. Hugh Tomlinson and Barbara Habberjam, New York: Zone Books, 1988.
181. Gibson J. Between Truth and Triviality. In: The British Journal of Aesthetics. July 2003. - Vol. 43, Issue 3. - pp. 224-237// http://www3.oup.co.uk/ aesthj/hdb/ Volume43/Issue03/430224.sgm. abs.html
182. Olkowski D. Beside us, in memory// Man and World 29. 1996. - pp. 283292.
183. Stevenson L. Twelve Conceptions of Imagination.// The British Journal of Aesthetics. July 2003. - Vol. 43, Issue 3. - pp. 238-259// http://www3. oup.co.uk/ aesthj/hdb/Volume43/Issue03/430238.sgm.abs.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.