Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чернышова, Лариса Геннадьевна

  • Чернышова, Лариса Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 202
Чернышова, Лариса Геннадьевна. Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Томск. 2004. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чернышова, Лариса Геннадьевна

Введение

Глава1 Категория «экологическое мировоззрение» и ее 31 онтологический статус

§1.1 Категория экологическое мировоззрение и экспликация ее 32 как категории онтологии новейшего времени

§ 1.2 Специфика экологического мировоззрения как 43 социокультурного феномена

§1.3 Материальные и духовные основания становления 57 экологического мировоззрения

Глава II Детерминация экологического мировоззрения конкретно- историческим способом взаимодействия общества и природы и пути формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов

§ 2. 1 Технические специалисты как центральное звено 81 материального производства и субъект экологической деятельности

§ 2. 2 Субъективные детерминанты экологического 89 мировоззрения технических специалистов

§ 2. 3 Высшее техническое образование и детерминация им 101 процесса формирования экологического мировоззрения

§ 2. 4 Формирование экологического мировоззрения через 114 систему высшего технического образования и место творчества в этом процессе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов»

Мощная преобразовательная деятельность современного человечества поставила перед ним проблему: как выжить в среде с разрушенным естественным равновесием циклов природы. Сложившаяся кризисная ситуация требует радикальных решений. С одной стороны, это неизбежно потому, что деструктивные процессы в природе идут огромными темпами. Такими же темпами исчезает естественная среда обитания человечества, с которой оно как органическая часть природы находится в диалектическом взаимодействии.

С другой стороны, нестандартность решения проблемы экологической войны, которую человечество ведет само против себя, заключается в том, что одних технических средств оказалось недостаточно, чтобы ее прекратить.

Сегодня техника и наука в проблеме экологического кризиса не должны рассматриваться автономно по отношению к человеку, его внутреннему миру. Внутренний мир человека, его агрессивно — потребительские идеалы также разрушают природную среду, ведут к вырождению человека. Это доказывает, что хотя природная среда и обуславливает человеческое существо, но образ его жизни определяет не столько природа, сколько его дух, система норм и так далее, то есть мировоззрение.

Техногенная цивилизация мощным рывком вошла в постиндустриальную эпоху. Между тем, как отмечает В. С. Степин, «мировая философия, да и мировая культура в целом не успевают в должной мере осмыслить происходящие перемены. .в предшествующие эпохи философия не наработала в достаточной мере багажа новых идей, опираясь на которые можно было бы найти новые стратегии цивилизационного развития»[92,С. 5]. Именно потому сегодня насущно важно пересматривать смысложизненные установки, которые определяли бы современный тип цивилизационного развития и устраняли бы катастрофические для человечества варианты. «Нужны новые мировоззренческие идеи, которые могли бы стать базисом для новых жизненных смыслов и ценностей, становящихся глубинными основаниями новой культурной традиции.»[92, С. 5]пишет В. С. Степин,- и «.без этого вряд ли человечество найдет выход из глобальных кризисов, порожденных техногенной цивилизацией» [92, С. 5].

В контексте нашего исследования представляет интерес интенсивный поиск в области глобальной этики, не прерываемый в последнее десятилетие. В частности, Ханс Кюнг, признавая в «Декларации прав глобальной этики», что мир агонирует по причине войн, нарушений мирового экологического равновесия и прочего, говорит о глубинной системе ценностей. Он также указывает на то, что этических положений недостаточно и их реализация возможна только через преобразование сознания.

Осознанием необходимости согласия по поводу всеобщего этического минимума, когда глобально объединенное человечество любой своей составляющей частью способно вызвать экономическую, экологическую или ядерную катастрофу, проникнута «Универсальная декларация глобальной этики» Леонардо Суидлера. Автор декларации также приходит к выводу о необходимости фундаментального изменения сознания.

Признавая, что экологическая проблема коренится в человеке, исследователи расходятся во мнении о том, какой резонанс, положительный или отрицательный, она будет иметь для человечества. К примеру, резким противопоставлением мнению большинства философов являются работы А. Н. Павленко. Отмечая, что экологический кризис, как и любой другой, заставляет человечество высвобождать колоссальную внутреннюю энергию и тем самым развиваться, он находит его необходимым и чрезвычайно полезным. С работами А. Н. Павленко перекликаются, в некоторой своей части, работы А. С. Арсеньева, который в модели антропогенеза витки развития человечества связывает с изменениями психики. Поэтому экологическая проблема становится в его трудах феноменом очередного этапа развития сознания человечества или самосознания цивилизации.

В этом контексте спор философов, представляется для нашего исследования весьма актуальным, так как позволяет еще раз убедиться в необходимости трансформации общественного сознания, увидеть мировоззрение как движущую силу эволюции общества, а также надеяться на то, как пишет А. Н. Павленко, что ответ «на очередной вызов окружающего мира, на кризис предыдущих с ним отношений.» будет всегда носить «непредсказуемо творческий характер»[100, С.68].

Мировоззрение общества исторически изменчиво. Из множества факторов закономерно определяющих его немаловажное значение имеет материальное производство. Потому естественно, что человек, производящий материальные блага, является одним из первых в цепочке тех, кто определяет допустимые параметры технического воздействия на естественную среду и обеспечивает (что на наш взгляд наиболее важно) их соблюдение.

В современном глобальном социальном контексте, не только бизнес, в частности в сфере промышленности, но и сфера знания, представленная университетами, существуют как открытые неравновесные системы. Теряются традиции Российского национального академического образования. Между тем, «среди современных мыслителей немало считающих, что России предстоит играть особую роль при переходе к новому этапу эволюции человечества, в частности, на пути преодоления экологического кризиса. Причем эти надежды связывают с особенностями характера души русского человека, как наиболее способного к духовному обновлению, обладающего наибольшей эволюционной способностью в этом плане»[156, С. 31]. Таким образом, традиции российской высшей школы, в частности, технической, предполагающие высокий уровень духовного развития своего выпускника, необходимо возрождать, но на новой основе.

Такую основу мы находим у И. В. Черниковой: «Скрытая от редукционистского мировидения современной науки область трансцендентной реальности является средоточием наиболее фундаментальных ритмов (синхронизмов) природы. Главную роль в синхронистических явлениях играет эмоциональность. Познавательная деятельность осуществляется не только в разумно - когнитивной сфере, но и эмоционально - психической»[157,С. 335]. Поэтому, имеющаяся в отечественной философии тенденция обращаться в процессе поиска выхода из проблемных ситуаций не к «технологическому логосу, а к экзистенциальному, «умудренному» разуму» [157, С.326], вполне отвечает потребности формирования нового технического специалиста на новых началах. В эти начала как противоположные включаются положения и терминология как «технонауки» так и постнеклассической науки, где «логицизму как научному методу противопоставляется воображение и творчество» [157, С. 323]. Совершено новые типы знания, такие как глубинная экология, также расширяют сознание личности, способствуют развитию индивидуальной экологической чувствительности.

Таким образом, экологическое мировоззрение необходимо первоначально развивать на уровне личности. Инженер как личность, сформированная на традициях холизма, тем самым приобретает через самосознание особую собственную парадигму общечеловеческих ценностей, обеспечивающую гармоничный способ действия человека в мире, обозначаемый нами как экологический. В системе «тектуры» это невозможно, так как трансформированный духовно человек, признающий безоговорочно над собой власть технологического мира, становится един с ним субстративно. Потому уничтожается мир природы, как нечто враждебное неживому.

Конечно, экологическим должно быть мировоззрение большинства граждан: и тех, кто получил техническую, и тех, кто получил гуманитарную специализацию. Однако через профессиональную деятельность мировоззрение проявляется поразному. Знание законов функционирования живой, одухотворенной материи, определяет во многом отношение гуманитариев к охране жизни как особой ценности. Технические специалисты, непосредственно занятые в сфере производства, в условиях планетарной рыночной экономики, подвергаются чудовищному давлению со стороны промышленных собственников. Если технологии приносят выгоду, то они приобретают самое широкое распространение и,как отмечает А. В. Толстоухов, «риско - генность таких технологий для эко -будущего мирового социума, как правило игнорируется эксплуатирующими их транснациональными корпорациями»[127, С.57].

Внутренняя логика человеческого мировоззрения как системы определяет сегодня необходимость его эволюции к глобальной экологической этике, морали.

В настоящее время мировоззрение масс отличается антропоцентризмом, а экоцентрические тенденции в сознании — прерогатива отдельных мыслителей и соответствующих общественных движений. В то же время, решение глобальной экологической проблемы возможно при наличии экологического мировоззрения у большинства граждан. Убеждение масс в правильности выбранного пути, предполагает наличие механизмов власти и массового сознания. Поэтому для перехода массового сознания в новое качество необходима подготовка элиты общества. Только подготовленное сознание, обладающее знанием законов неустойчивости, саморазвивающихся систем, нелинейности процессов, коэволюции способно стать соучаствующим сознанием.

Генезис экологического мировоззрения от индивидуального соучаствующего к массовому возможен посредством отдельных социальных групп, которые в силу объективной детерминированности процесса могут быть источниками моральных идей и влиять на эгоистические действия огромного числа других людей.

Одним из промежуточных социальных носителей экологического мировоззрения должны стать специалисты высшей школы, то есть те, кому предстоит занять руководящие посты, определять политику не только в масштабах одного государства, но и в глобальном, общечеловеческом масштабе. Другими словами, эко - будущее техногенной цивилизации зависит не только от степени жизнедеятельности человека, но и от того, кто и как властвует, какие структуры направляют эволюцию общества.

В настоящее время личностные качества политических лидеров определяют процесс глобализации ресурсопользования. Стихийная борьба за природные ресурсы между странами в лице их лидеров не позволяет выполнять международные договоренности. Таким образом, хотя концепция устойчивого развития получила политическое признание, исполнение решений мирового сообщества в ее контексте зависит от субъективной воли лидеров государств. Мировоззренческие установки этих лидеров закладываются уже сегодня через систему высшего образования.

В силу того, что гигантская научно - техническая мощь современного человечества не является сегодня гарантом безопасности и свободы и служит инструментом для манипуляций государственной власти, то экологическим мировоззрением должны в первую очередь обладать специалисты высшей технической школы. Кроме того, технические решения рядового инженера в настоящее время носят глобальный характер. Можно С уверенностью сказать, что мир второй природы, созданный человеком, поставил существование человечества в зависимость от компетентности технического персонала. Таким образом, поскольку в условиях НТР центральным звеном материального производства является инженер, то именно его мировоззрение является одной из предпосылок преодоления потенций к окончательному разрушению природной среды.

Мировоззрение будущих прикладников, выпускников технических вузов должно обеспечивать их грамотную экологически профессиональную деятельность. Вместе с тем, в мировоззрении технических специалистов должно быть место для понятий, фактов и выводов системной экологии. Мировые экологические приоритеты должны составлять информационную базу для выбора каждым таким специалистом своего места и роли на пути к обществу устойчивого развития, коэволюции природы и общества или к ноосфере.

Необходимость потребления материальных благ и их производство является важнейшим фактором эволюции. В свою очередь, противоречие между потреблением материальных благ и духовностью во всех культурах и этносах, всегда приводило к экологическому кризису. Таким образом, экологическое мировоззрение тесно связано с материальным производством, а духовность становится сегодня главным условием и фактором эволюции человечества. Сторонники такого подхода считают, что в поиске наиболее глубинных оснований экологического кризиса следует особое внимание уделять личностному уровню.

На уровне индивидуального сознания технического специалиста должно закладываться понимание того, что материальное производство только тогда имеет смысл, когда оно нужно человеку. С исчезновением человечества — исчезамт его потребности. Производство пищи, еды, одежды - есть лишь необходимое условие поддержания энергетического баланса в теле человека. Поэтому человеческое, а не профессиональное в техническом специалисте становится сегодня его главнейшей характеристикой, а его духовность, способность к саморазвитию -фактором выживания человечества.

Актуальность формирования экологического мировоззрения в первую очередь у выпускников технических вузов диктуется тем, что последствия мировоззренческих установок специалиста -гуманитария проявят себя через десять-пятнадцать лет, а результаты профессиональных действий экологически невоспитанного технического специалиста наглядны, материальны. Тем более, что мировоззренческие установки регидны и перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать.

Кроме того, благодаря особенностям образовательного пространства и профессиональной специфике, у специалистов — гуманитариев формируются и апробируются еще на стадии обучения запреты, которые позволяют в той или иной мере охранять жизнь как абсолютную ценность (например, «Клятва Гиппократа» у будущих врачей; принцип «Не навреди» у будущих психологов). Техницизм мышления выпускников технических вузов сегодня ничем не ограничивается, поскольку они подготавливаются для работы в первую очередь с неживой материей.

Образование будущей элиты общества не соответствует современным онтологическим условиям. Осуществляющееся традиционно на основе парадигмы классической науки, обучение и воспитание ориентирует субъекта на предметный мир, мыслящийся как совокупность механизмов. В тоже время, современная система высшего образования на основе постнеклассической парадигмы научного мышления уже сегодня могла бы формировать холистическое представление о мире, когда он видится как неделимое целое. Целостный трансдисциплинарный взгляд на мир необходим для адекватного понимания ситуации глобальной экологической проблемы и необходимости выбора путей ее решения.

Потому решить сегодня, каким должно быть мировоззрение инженеров, технических специалистов, направляющих материальное производство в условиях научно - технической революции, и как формировать это мировоззрение - проблема не только своевременная, но и имеющая общечеловеческую значимость.

Нашей работой выявлена историческая тенденция к усилению значения в составе мировоззрения личности творческой активности. Поскольку, в настоящем исследовании именно мировоззрение инженера является одной из предпосылок преодоления потенций к окончательному разрушению природной среды, то его творчество представляет непосредственный интерес.

Как уже отмечалось, решение проблемы глобального экологического кризиса лежит в контексте мировоззренческой парадигмы человека.

Детерминация экологического кризиса имеет многоуровневый характер. Но из возможных подходов, трактующих причины возникновения экологических проблем, исследователи выделяют антропологический, то есть тот, где, как отмечает В. В. Грязных, «акцент ставится на внутреннем мире человека, его качествах, которые запаздывают в своем развитии, не поспевая за изменяющимися формами воздействия человека на внешний мир»[36, С.9]. Историко-философские исследования П. П. Гайденко, А. X. Гофункель, в связи с основной для них проблемой, обращаются к вопросу о содержании мировоззренческой концепции «человек-природа» в культурной традиции западной Европы.

Истоки экологического кризиса в мировоззренческом аспекте видят Баткин JI. М, Бахтин М. М., Берковский Н. Я., Грязных В.

B., Гуревич А. Я., Дерябо С. Д., Иванов В. Г.,Лисеев И. К., Лосев А. В., Лохов А. Г., Майоров Г. Г., Минакова С. Ф., Моисеев Н.Н., Нахов И. М., Ополев В. Т., Павленко А. Н., Рожанский И. Д., Соколов В. В., Толстоухов А. В., Фролов И. Т., Ясвин В. А., работы которых отличаются пониманием ограниченных возможностей техники и потребностью указать на мировоззренческие пути решения экологической проблемы. Так

C. Д. Дерябо и В. А. Ясвин фундаментально исследовали культурно - историческую обусловленность современного отношения к природе, ее место в различных исторических мировоззрениях. Они утверждают, что для современного западного антропоцентрического типа экологической культуры характерно объектное восприятие природы, прагматический характер взаимодействия с ней. В своей работе В. А. Ясвин указывает на то, что «антропоцентристская экологическая культура обуславливает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и так далее. Учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем - то воспитывать «ответственное отношение к природе», проникнуты идеей полезности ее для человека»[173, С. 25].

Мировоззренческая детерминанта обуславливает экологический кризис и названа в работах А. Н. Захлебного [46], Н. Н. Моисеева [86]. Они отмечают, что господствующий сегодня в обществе тип экологической культуры психологически отдаляет человека от мира природы.

Именно метафизическую причину экологического кризиса выделяют другие исследователи. Так Степин В. С. считает: .необходима реформация ценностей потребительского общества и системы мировоззренческих оснований техногенной цивилизации» [121, С. 109]. Аналогичные мысли высказывают участники «Круглого стола», посвященного проблемам экологического кризиса: ".обсуждая истоки экологического кризиса, отечественные философы гораздо меньше исследовали то, что можно назвать его духовными истоками"[93, С.27 ].

Проблема мировоззрения достаточно проработана в философской литературе. Концептуальный подход к мировоззрению личности является предметом исследования таких философов, как Арсеньев А. С., Горячев А. П., Иванов В. Г., Касьян А. А., Ковальзон М. Я. , Лопанцев Ю.М., Макарова С. Г., Мейдер В. А., Минакова С.Ф., Сагатовский В. Н., Спиркин А. Г., Степин В. С., Теслюк С. С., Фролов И. Т., Шинкарук В.И.и др.

Основания для типологизации мировоззрений систематизирует А. А. Касьян [57]; структура мировоззрения исследуется Макаровой С. Г.[71], Минаковой С. Ф.[81], Теслюк С. С. [124], Федотовой В. Г. [143]. Авторами различаются рациональные и эмоциональные составляющие мировоззрения. К примеру, С. Ф. Минакова акцентирует в проблеме мировоззренческого кризиса внимание на его духовной составляющей: " Причина экологической катастрофы дегуманизация людей - отчуждение от дела, от семьи, от детей, от себя (наркомания, алкоголизм и т. д.), от Жизни (убийства, суецид и дегуманизация социальных институтов и организаций -формирующая отчужденную личность и периодически выливающаяся в геноцид населения и всего живого на Земле" [80, С. 13].

В работе С. Г. Макаровой структура мировоззрения рассматривается с точки зрения содержательного подхода, причем автор уточняет: «в курсе охраны природы». Оно включает три органично взаимосвязанных аспекта такого мировоззрения [71, С. 118]. Первый, естественно - научный, связан с обеспечением "студентов системой знаний о живой материи, ее структуре, особенностях движения и развития. Целесообразно выработать у студентов знания о возникновении жизни, различии между живым и неживым. . Особое значение имеет выработка у обучаемых четкого представления о том, что в результате взаимодействия живой и неживой природы изменяется не только животный и растительный мир, но и окружающая их среда" [71, С. 118]. Социальный аспект, по мнению автора, ".предполагает на основе полученных знаний по . философии о роли человека в обществе, взаимоотношений людей в общественном производстве выработку у обучаемых понимания вклада наук биологического цикла в. решение одной из глобальных проблем современности -экологической. Специфичность этого аспекта заключается в формировании у студентов правильных взглядов на общественную роль человека в его отношении к окружающей среде, другим людям" [71, С. 118]. Очевидно, говоря о "взгляде", автор имеет ввиду не созерцательность как таковую, а знание.

Гносеологический аспект структуры мировоззрения, будучи связан с предыдущими аспектами, призван "способствовать формированию у студента убежденности в неисчерпаемости познания живой природы" [71, С. 118]. В этом аспекте структуры мировоззрения так же, хотя и не явно, выделяются знания (а иначе как трактовать выражение "о неисчерпаемости познания живой природы") [71, С. 118].

Отметим, что положения авторов С. С. Теслюк, С. Г. Макаровой, делавших упор на знания в области экологии не оправдались. Исследования глобального кризиса общественного духа определены животрепещущей потребностью найти ответ на старый вопрос «Что делать?" в условиях, когда общество испытывает усталость от информационной перегрузки. Казалось бы, приложи усилия к объединению мирового знания (тем более, что современные возможности техники позволили бы это сделать) и - выход из глобального экологического кризиса будет найден?! Ориентация на то, что будущие специалисты и ученые будут четко представлять себе «технику будущего, ее основные характеристики» и разрабатывать «такие технические средства, которые удовлетворяли бы не только экономическим и производственным требованиям, но и экологическим" [ 124, С. 111], не подтвердились. Не оправдались, в том числе, пожелания выработки ". у будущих специалистов ориентации на учет экологических аспектов сознания в их непосредственной практической деятельности" [71, С.119]. Так, по прошествии всего лишь десятка лет дипломные проекты выпускников учебных заведений различного профиля сейчас в своем большинстве обязательно включают расчет экологических последствий внедрения проекта в производство. Кроме того, в современной России даже учитываются экономические факторы экологического регулирования. Тем не менее, содержание знаний по проблеме не является, по - прежнему, определяющим в действиях студентов и специалистов в самостоятельной жизнедеятельности. Проекты компенсирования техногенных воздействий на природу чаще выглядят в дипломных проектах лишь модным, если хотите, обязательным дополнением.

В целом, анализ философских исследований по проблеме мировоззрения доказывает, что категория связана прежде всего с понятием "мир". Мир нужен человеку для самоутверждения, здесь возникают его соотношения с обществом, природой на основе представлений человека о самом мире. Как элемент универсума, человек обладает его всеобщими свойствами, а значит, микрокосмос личности меняется, развивается в соответствии с базовыми онтологическими законами.

Таким образом, мы пришли к выводу о неизбежности трансформации, смены ведущих типов мировоззрения как исторической необходимости. Именно мировоззрение определяет отношения человека с миром. Поэтому закономерны выводы философов, детерминирующие экологический кризис мировоззренческим фактором. Вместе с там, анализ категории «мировоззрение» и необходимость смены мировоззренческих парадигм, выводит нас на проблему экспликации экологического мировоззрения, проблему ее сущности и генезиса.

Философское переосмысление стратегий взаимодействия человека с природой, в частности В. И. Вернадским [24], А. Швейцером [164], обусловило введение альтернативных экоцентрических категорий, описываемых, как отмечает В. А. Ясвин, такими «узловыми точками как энвайронментальный консерватизм - учение о ноосфере, экологизм - универсальная этика, биоцентризм» [173, С.49]. Экологизация мировоззрения как самый мощный психологический и природоохранный фактор предлагается М. Ф. Пупиньш [108]. Мировоззренческие проблемы экологии рассмотрены также в работах: Алферова В. П.[2], Олейникова Ю. В.[95]; Черниковой И. В.[156], [157] и др. Данные исследования значительно усиливают восприятие природы как духовной, качественно - психологической ценности.

Тем не менее, как нам представляется, в проблеме экологического мировоззрения нельзя исключать полностью узловые точки социогенеза. Одной из них, частности, является материальное производство, обладающее вполне объективными связями с экологическим мировоззрением масс. Не случайно В. А. Ясвин отмечает: «.если антропоцентрическая тенденция отражает этапы развития действительно массового экологического сознания, то экоцентрическая - скорее этапы развития философских и конкретно - научных концепций тех или иных отдельных мыслителей и соответствующих общественных движений» [173, С.50]. Поэтому в экспликации экологического мировоззрения нам представляется важным рассмотреть не просто объективные и субъективные его детерминанты и их иерархическое соотношение. Дальнейшая ее цель - анализ возможностей конкретно -исторической системы «природа - техника - инженерные кадры -образование» в становлении экологического мировоззрения.

Система материального производства, ее связь с природой и роль в ней инженерных кадров исследована в философской литературе.

Генезис экологического сознания подробно проанализирован в работах Васильева Н. Г.[20], Галеевой А. М.[31 ], Курок М. JI.[31], Рубанова В. Г. [112], [113]. Данные авторы связывают процесс изменения отношения к природе с уровнем развития общества, его производительными силами.

Галеева А. М., Курок М. JL, Рубанов В. Г. исследуя необходимость разрешения антагонистического экологического противоречия, в частности отмечают, что органичное объединение двух природ необходимо и отказ от техники на современной стадии ее развития лишь приведет к первобытному хаосу, катастрофе.

Инженерное образование и инженер, как его носитель и непосредственный манипулятор техникой, рассматриваются в работах Большаковой К. Г., Горохова В. Г., Иванова В. Г., Камышева Э. Н., Кагана М. С., Кооп А. В., Лохова А. Г., Розина Я. А., Рубанова В. Г., Рубанцовой Т. А., Турченко В. Н., Фролова И. Т., Фроловой Т. В., Чешева В. В. и других.

Данные авторы отмечают закономерность: во все исторические эпохи функции образования тесно связаны с государственными целями и определены тесным взаимодействием системы образования с производительными силами и производственными отношениями в обществе. В частности, это выражается в такой функции высшего технического образования как профессионализация.

С позиций системного подхода к проблемам высшего технического образования подходит Каган М. С. [51]. В работе Шаталовой Н. И. [161] рассматривается проблема качества высшего технического образования. О путях совершенствования высшего инженерного образования и повышения коммуникативной компетенции преподавателя технического вуза говорят Кирпичников В. [59] и Меньшикова JI. В. [78]. В исследовании Федорова И. [140] исследуется содержание и структура современного инженерного образования с позиций концептуального подхода. Такое многообразие и глубина исследования авторами проблемы инженерного образования указывают на ее актуальность и сложность как системного образования, в котором мировоззрение играет важнейшую структурирующую роль.

Рассматривая специфику функционирования и развития образования в целом в работах Дмитриенко В. А., Турченко В. Н., Федосеева П. Н., Фролова И. Т., Шахгильдяна В. В. и других исследователей, мы акцентировали внимание на различиях и диалектике противоборства гуманитарного и естественно — научного образования.

Работы Шахгильдяна В. В.[163], Фролова И.Т. [150] говорят о необходимости особого внимания к высшему техническому образованию. Формирование экологического мировоззрения через его систему, дает человечеству уникальную возможность научить свое потомство видеть глобальные общечеловеческие ценности через технические науки. Сегодня влияние человека на окружающую среду столь велико, что технические решения рядового инженера могут носить глобальный характер. Как отмечал И. Т. Фролов: «Нет естественно-технических наук, свободных от ценностей [150, С. 89].

Философы указывают на связь эволюции высшего технического образования с развитием техники и материального производства и, в связи с этим, на онтологически закономерную тенденцию высшего технического образования - необходимость его гуманитаризации.

Отметим, что особое значение здесь представляют работы И. Т. Фролова, который уже с конца 1960-х - начала 1970-х годов, рассматривая глобальные проблемы современности в широком социально - гуманистическом аспекте, со всей остротой поставил вопрос соответствия техники степени социально-нравственного развития специалиста ею управляющего. В середине семидесятых годов двадцатого века в связи с проблемой перестройки высшего образования вопрос о гуманитаризации высшего технического образования как общая тенденция был поставлен и в работах В. Н Турченко [131], [132], [133].

Такими авторами как Галаган А. И. [30], Каган М. С. [51], Храпова Е. А. [153], Цейкович И. Н. [30] и другими отмечалось, что гуманитаризация высшего технического образования это не только средство личностного формирования и профессионализации студента, но и способ преодоления технократизма в деятельности и мышлении инженера.

В не меньшей степени основательно проработана проблема фундаментализации образования, в том числе высшего технического. Так Т. В. Фролова, в частности, отмечая значимость фундаментальной общечеловеческой культуры и влияние на составную ее часть - экологическую культуру, замечает, что «людей работающих в разных областях науки и техники, следует учить совместно конструировать свою деятельность, идти к единой цели. Экологический подход должен быть составной частью любого профессионального образования, его надо формировать у всех специалистов»[151,С 72]. Таким образом, она находит интегрирующую точку при обучении любым профессиональным знаниям — знания экологические.

Научная картина мира представляет интерес для многих авторов. Они выявляют тесную связь между применением научных знаний и практикой, а также с социально - философскими проблемами производства.

Отметим, что значимость высшего технического образования декларируется на общегосударственном уровне, где определяются стратегические линии его развития и стандарты качества [97]. В центр стратегии развития государство ставит науку и образование. Так Субетто А. И. в докладе, сделанном 10 ноября 1999 года на конференции в Госстандарте России, утверждает, что негативные тенденции в развитии качества образования, выявленные на основе анализа Федеральной программы развития образования, будут преодолены и Россия выиграет геополитическую конкуренцию, если во внутренней политике будут на деле придерживаться высшего приоритета образования и развития науки, если в центр стратегии развития в XXI в. поставит образование и качество [122].

Серьезные исследования в области фундаментализации технического профессионального образования принадлежат таким современным российским философам как Кондратьев В. В. [64], Московченко А. Д. [88], [89], [90].

В контексте нашей работы представляют особый интерес выводы А. Д. Московченко [90], который рассматривает проблемы интеграции знаний, в том числе, естественных и технических наук.

Вместе с тем, идея интеграции естественно - научных и общественных знаний, также осмысливается, в частности, такими философами как Барг О. А. [6], Карпинская Р. С. [56], Лисеев И. К. [56], Моисеев Н. Н. [83], Огурцов А. П. [56], Федоров В. [138]. Авторы предлагают разнообразные точки интеграции знаний в различных бытийных процессах, в том числе, в поисках обновления образования.

Нам представляется, что проблема фундаментализации и гуманизации высшего технического образования имеет интеграционную точку взаимодействия, которая соединяет их, но не механически. При таком слиянии исчезают границы между ними, между знанием и чувственной практикой окружающего мира. Если использовать символику китайской философии, то фундаментализация и гуманизация это Инь и Ян высшего технического образования. Мы бы назвали это непрерывное взаимодействие экологизацией. Обе ипостаси есть проявление Единого гармоничного закона о бытии, экосе и его функционировании.

Точкой интеграции гуманизации и фундаментализации видится творчество. Оно онтологически неизбежно присутствует и проявляется в гуманизации и фундаментализации.

Проблема инженерного творчества достаточно широко рассмотрена в философской литературе, в частности, представлена фундаментальными работами таких ученых как Винер Н., Половинкин А. И. Напрямую проблема творчества и науки связана с учением В. И. Вернадского о ноосфере.

Используемое в диссертации понятие «экологизация», для обозначения процесса насыщения экологическим императивом высшего технического образования, включает в себя множественный контекст. Во - первых, это процесс, который носит противоречивый характер и включает в себя две стороны. Одна из них обусловлена логикой качества подготовки профессионалов технического профиля, логикой развития производительных сил, другая обусловлена социально и связана с соблюдением правил безопасности на планете в целом всем обществом с сочетанием целей различных социальных групп. Во — вторых, экологизация высшего технического образования представляется также нам, в свете изложенного, не просто как процесс накопления экологических знаний, но как системное качество образования, возникающее благодаря активизации через фундаментализацию и гуманизанию онтологически детерминированного в человеке — его творчества. Творческий специалист, руководствующийся в своей профессии и бытовой деятельности абсолютными законами добра, космической гармонии, нравственности и фундаментальными техническими знаниями как проявлениями этой же гармонии, добра, нравственности, не может причинить зло своему онтологическому истоку.

Экологическое образование и воспитание представлены широким спектром работ: Виноградовой П. Н. , Галеевой А. М., Данилова - Данильяна В. И.; Деребо С. Д.; Захлебного А. Н.; Курок М. Л.; Марфенина Н. Н.; Минаковой С. Ф.; Левина В. А. и др. В контексте нашего исследования интересен труд П. Н. Виноградова [26], в котором средствами экологического образования решаются проблемы гуманистического характера. Исследования в области экологического образования высшей школы проводятся Алферовым В. П. [2], Урсул А. Д. [136], Шапошниковым Л. К. [160] и другими учеными. Фундаментальные работы в этой области принадлежат, в частности, таким авторам как Дерябо С. Д., Минакова С. Ф., Ясвин В. А. Названные исследователи, разрабатывая проблему экологического образования рассматривают ее в различных контекстах: возрастном, этико-эстетическом, коррекции и нетрадиционности методов экологического образования; проблемы общения и межсубъектных отношений; приоритетности; национальном и интернациональном и прочих. Данные работы помогают выявить отдельные аспекты в механизме формирования мировоззрения, но они не дают целостной картины формирования экологического мировоззрения в высшей технической школе.

Кроме того, сегодня, как отметил Ю. В. Олейников, «фрагменты нового мировоззрения никак не укладываются в единую универсальную картину мира» [95, С. 27] потому, что широкие массы определяют свое мировоззрение новыми научными достижениями в том случае, если они обрели практически значимое для них воплощение. Объективной «причиной отсутствия мировоззрения адекватного эпохе постиндустриального общества, является тот факт, что последнее еще нигде не реализовано в полной мере. Оно находится в стадии становления.»[95, С. 127]. Тогда, когда мировоззрение станет, наконец, достоянием большинства в силу своей практической значимости, то сомневаться в возможностях его не приходится. Сила общественного воздействия хорошо известна. Но она, повторим, предполагает, воздействие большинства на единицы. Обратное влияние - процесс, определяемый особенностями лидера.

Нам представляется необходимым формировать этого лидера в системе высшей технической школы в первую очередь.

Кроме того, мы думаем, что создание возможности реализации онтологически заданного качества человека -творчества, есть стадия перехода экологического мировоззрения от элитарного состояния (когда оно отражает сущность единичного мышления отдельных мыслителей), через промежуточный элемент человеческой общности (технических специалистов) к массовому экологическому мировоззрению.

Процессы гуманизации и фундаментализации технического образования изначально связаны с творчеством, и крайне важно, чтобы они касались не только непосредственно аудиторных форм работы с будущими инженерами, но и их внеаудиторной жизни, тех социальных институтов, в которых студенты смогут проявить себя творчески не только через обучение. Нам представляется, что оба процесса (гуманизация и фундаментализация) в такой акцентуации, будут определять экологизацию высшего технического образования.

Таким образом, выбор темы обусловлен следующими положениями:

1) необходимостью экспликации новой философской категории - экологическое мировоззрение;

2) недостаточной разработанностью проблемы формирования экологического мировоззрения как в философской, так в специальной литературе по теории образования;

3) необходимостью изучения детерминант экологического мировоззрения в конкретно - историческом способе взаимодействия общества и природы: технические специалисты высшей школы;

4) поиском направлений и путей формирования паритетных основ отношений человека и природы в конкретно — историческом варианте: студенты технических вузов, что отражается на понимании сущности экологизации высшего технического образования.

В теоретическом и практическом отношениях данное социально-философское исследование процесса формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов через систему высшего технического образования представляется весьма актуальным.

Основной целью работы явилось выявление онтологических основ и детерминант формирования содержания экологического мировоззрения в конкретно-историческом варианте и разработка на этом основании варианта концепции формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1) обобщить факторы и условия, определяющие сущность экологического мировоззрения у специалистов высшей технической школы, в частности, студентов высшей технической школы,

2) зафиксировать характер специфики формирования экологического мировоззрения у специалистов высшей технической школы и студентов технических вузов как конкретно- исторического субъекта, взаимодействующего с природой,

3) определить концептуальные основы формирования экологического мировоззрения через систему высшего технического образования

В работе анализируются такие категории как «мировоззрение», «экология», то есть общая проблема мировоззрения конкретизируется в экологическом мировоззрении и экологизации высшего технического образования. В диссертационной работе исследуется также экологизация высшего технического образования как социальная тенденция в общем контексте истории.

Объектом диссертационного исследования является экологическое мировоззрение как совокупность чувств, умений, знаний, навыков, которые составляют содержание отношений человека и природы в их онтологическом аспекте, а предметом -факторы и условия, определяющие сущность процесса формирования экологического мировоззрения, его функционирования у студентов технических вузов.

Теоретической и методологической основой исследования являются философские законы мировой философии. Исследование проведено в частности на основе диалектического отрицания и синтеза (мы конкретизируем его взаимодействием природы и человека). Диалектика позволяет раскрыть основания для сосуществования взаимно-противоположных мировоззрений, их борьбу и, как результат, "слияние в новую категорию" -экологическое мировоззрение, составляющую "сущность диалектического движения" [73]. Работы классиков диалектического материализма имели важнейшее значение в определении направлений нашего научного поиска, поскольку в них основательно проработаны вопросы взаимодействия производительных сил человека и его прародительницы -природы. Особое значение мы придаем в исследовании идее К. Маркса о гуманизации научно - технического прогресса, когда возрастает значение человеческой личности, ее творческих возможностей, ее духовного развития, а также тому, что классик видел идеал будущего как интегрированного человечества.

Исторический подход позволяет, рассматривая исторический аспект взаимодействия природы и человека, обеспечить прогнозирование дальнейшего их развития, дает материал уникального характера для рассмотрения динамики современного мировоззренческого кризиса. Конкретно-исторический характер миропонимания как принадлежащего вполне определенному субъекту, эпохе, уровню развития познания и практики и так далее, открывает возможность для рассмотрения его как с точки зрения генезиса, так и как элемента, узла связей и отношений, реализованных специфической системой убеждений и знаний.

Философия, по словам В. С. Степина, выясняя мировоззренческие основания и общие тенденции современного цивилизационного развития, как правило, способна предсказать возможный вид изменений в социуме и тем самым способствовать выработке оптимальных стратегий реформ. Новые идеи и образы, создаваемые в философском творчестве, часто способствуют трансформации прежних и становлению новых культурных традиций. Сама же культура хранит, генерирует, транслирует программы деятельности, поведения и общения, которые входят в исторический опыт общества. Мировоззренческие универсалии как категории культуры систематизируют и аккумулируют человеческий опыт. В их системе складывается характерный для каждого исторического отрезка образ человека, представления о его социальных отношениях, отношениях с природой и прочее. Предельно обобщенная система мировоззренческих установок -есть основание культуры. Значит рассмотрение семиотики культуры, ее роли в социальной динамике имеет особое значение для понимания эпохи перемен [121]. Поэтому используемый нами культурологический подход задает особый ракурс обсуждения проблемы, акцентируя внимание на роли ценностей, трансформация которых во многом определяет тот или иной тип развития человеческой цивилизации.

В диссертации используется также системно деятельностный подход к исследуемой проблеме. Он нацеливает на познание предмета исследования как некой целостности, так и всесторонний его анализ. Метод также позволяет видеть необходимость не только созерцательной, но и активно — деятельностной включенности в социальные явления. Он позволяет показать всю глубину и сложность глобально-экологической тематики, уточнить возможные сроки существования гомеостазиса экологии планеты. Системно деятельностный подход позволяет применить стимулирующую роль знаний, проникающих в сферу чувств человека и побудить его к активной экологической деятельности. Рассматриваемая Т. В. Фроловой идея проектного отношения к миру как основополагающая в системе развития экологической культуры «.в образовательной системе реализует возможность субъекта активно применить свои знания»[151, С.75]. «Ставя во главу угла идею охраны природы, мы формируем лишь запреты на действие»,- пишет она [151, С.75]. Системной позитивной основой формирования экологического мировоззрения в образовании должны быть не только экологические знания, не только призывы к охране природы, но, прежде всего, действие в совокупности со знанием. При этом мы имеем в виду знание не только экологическое, но и знание как умение жить сообща, толерантность к позициям других людей, ответственность. Другими словами, речь идет о знаниях не сугубо профессиональных, а в широком культурном, классическом смысле. Ю. Нагибин так сказал об этом : "Технический интеллигент - нонсенс. Интеллигент - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам" [91].

Системность обеспечила структурирование исследовательской работы в направлении обнаружения интегративной основы экологического мировоззрения.

Диссертационное исследование опирается на классические положения В. И. Вернадского, Ф.М. Достоевского, JI. Н. Толстого о необходимости изучение среды как единой системы, на идеи русского космизма о планетарном уровне объединения человечества и управлении природой на основе понимания ее целостности. Этот важнейший теоретический материал во многом определил наш поиск новых мировоззренческих ориентаций. В рамках интерпретации этих идей, лежит представление об оптимизации творческой духовности человека и соединения ее с божественной Софией, организующей космос. Кроме того, важнейшим источником информации о необходимости изучения окружающей среды как единой системы, стали работы наших отечественных философов Винограй Э. Г., Дмитриенко В. А., Московченко А. Д., Павленко А. Н., Рубанова В. Г., Степина В. С., Фофанова В. П.

В области предварительного изучения количественных и качественных возможных последствий любого, а особенно крупного действия в экологической сфере и планирования динамики социально-экологического развития, незаменимыми оказались работы Дерябо С. Д., Моисеева Н. Н., Шафаревича И. Р., Левина В. А.

Идеи художественного литературного творчества русских писателей, в частности Толстого JI. [128], Нагибина Ю. [91], Тренева К. [129], Тютчева Ф. [134], а также классические работы христианских философов Булгакова С. Н. [18], Флоренского П. А. [144], [145], в том числе современных, в частности, архимандрита Рафаила (Карелин) [4], [5] явились методологическим основанием понимания интегрирующего значения творчества в мировоззрении.

Важнейшим теоретическим источником нашего исследования, служат положения официальных документов, содержащиеся в материалах по проблемам реформирования высшей школы, «Современной доктрины Русской Православной Церкви», ведомственных инструкциях, относящихся к сфере образования.

В ходе исследования были получены результаты, обладающие научной новизной:

1. Обобщены и эксплицированы факторы и условия, определяющие сущность экологического мировоззрения в его становлении и функционировании у специалистов высшей технической школы, которые заключаются в: а) исторической необходимости, обусловленной генезисом общества и материального производства; б) преодолении прагматизма и технократизма мышления; , использовании общественной морали.

2. Зафиксирован специфический характер механизма формирования экологического мировоззрения у студентов технических вузов, который заключается в: а) необходимости интеграции процессов гуманизации и фундаментализации высшего технического образования; б) выработке субъект -субъектной парадигмы отношений инженера с миром природы; q) гармонизации профессиональной деятельности будущего инженера через интеграцию разума и чувств, формирование духовной зрелости.

3. Определена концептуальная основа формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов, которая включает творчество в качестве своего ядра.

Научно - практическая значимость диссертационного исследования

Полученные теоретические обобщения о процессе формирования экологического мировоззрения через систему высшей технической школы как об одном из факторов преодоления экологического кризиса, могут быть использованы при разработке концептуальных подходов к стратегии выживания человечества в условиях глобальной экологической катастрофы. - Выводы настоящего исследования способствуют углублению и конкретизации механизма формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов.

Философское осмысление процесса формирования экологического мировоззрения призвано придать логическую стройность понятийному аппарату таких конкретных научных дисциплин как педагогика, в ее составляющей части «Экологическое воспитание».

-Полученные результаты исследования внедряются посредством комплексной программы «Духовность и творчество как условие возрождения нации» в действующем образовательном пространстве Юргинского технологического института Томского политехнического университета. Выводы данной работы использованы на семинарах и лекциях по философии в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета. Возможно применение положений диссертации в качестве концептуальной основы при разработке спецкурсов по проблемам высшей технической школы в последующем. Материалы исследования использованы при подготовке ряда учебных пособий для студентов Юргинского технологического института Томского политехнического университета, а также филиала Кемеровского института пищевой промышленности в городе Юрге, в частности, учебного пособия «Человек. Природа. Творчество. Курс лекций».

-В качестве концептуальных основ положения диссертации использованы при разработке базовых направлений программы молодежной политики управления по делам молодежи Администрации города Юрги, с привлечением общественных организаций, связанных с деятельностью по защите окружающей среды.

Концептуальный подход, предложенный данным исследованием для процесса формирования экологического мировоззрения специалистов высшей технической школы, позволит разработать программу переподготовки кадров, реализация которой на машиностроительном предприятии г. Юрги обеспечит прогнозирование обоснованных управленческих решений на производственных этапах, их соответствие экологическому императиву.

Апробация работы.

Основные результаты исследования и базовые положения диссертации докладывались на научных семинарах, и восемадцати конференциях, в том числе, республиканского, регионального значения, а также конференциях и конгрессах международного уровня: Международный конгресс. - Новосибирск. 1999 г.; Международный конгресс. — Москва. 2000 г.; IV Международная научно - практическая конференция. - Томск. 2000 г.; Межрегиональная научно - методическая конференция. - Анжеро -Судженск. 2000 г.; IV международная научно — методическая конференция. - Новосибирск. 2001 г.; Межрегиональная научно -практическая конференция. - Кемерово. 2001 г.; Всероссийская научно - практическая конференция. - Юрга. 2001 г.;

Всероссийская научно - практическая конференция. — Москва. 2002 г.; IV Международная научно — техническая конференция. -Омск.2002 г. Итоговый вариант диссертации обсужден на заседании кафедры философии Томского политехнического университета и рекомендован к защите.

По теме диссертации имеются печатные издания общим объемом 2 печ. л.

Структура работы определена в соответствии с целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического описания использованных литературных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чернышова, Лариса Геннадьевна

Заключение ч

Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо сделать ряд наиболее главных и общих выводов

Анализ категории мировоззрение доказывает историческую необходимость смены мировоззренческих парадигм и потребность появления экологического мировоззрения. Генезис мировоззрений показывает, что экологическое мировоззрение - объективная потребность и необходимость интегрированного человечества. В процессе становления человеческого общества происходит изменение экологической парадигмы. В усиливающемся процессе освобождения человека от стихий природы тем не менее происходит все более глубокое взаимодействие общества и природы как подсистем единой целостной системы.

Эксплицируя категорию «экологическое мировоззрение», мы отметили что будучи, по словам В. С. Степина, «генетическим кодом» [121] целостного общественного организма, экологическое мировоззрение закрепляет предшествующий социально -исторический опыт и направляет материально - производственную стратегию человека на сохранение его онтологического базиса -природы.

Экологическое мировоззрение как совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, формируется в процессе усвоения личностью экологической культуры эпохи и тесным образом связано с материально-техническим производством.

В условиях НТР центральным звеном материального производства является инженер, и именно его мировоззрение является одной из предпосылок преодоления потенций к окончательному разрушению природной среды. Поэтому объективные и субъективные детерминанты экологического мировоззрения исследовались нами в конкретно - исторической системе: природа - техника - инженерные кадры.

В процессе исследования мы утвердились в мысли о том, что исторические изменения в способах производства жизнеобеспечивающих продуктов, неизбежно меняли само общество и вели к прогрессу познания. Инженерная деятельность эволюционировала вместе с производством и сегодня предполагает необходимость не только профессионального владения специальными техническими знаниями, то есть мастерство, но и высокого духовного уровня развития своего носителя.

Таким образом, диалектическое единство и борьба живой и неживой материи создает условие не только для усовершенствования систем материального порядка, но и для развития духовных образований. Наиболее обобщающее из них: экологическое мировоззрение, является аттрактором нестабильного сегодняшнего Бытия.

Исторический, цивилизационный, культурологический подходы к экологическому мировоззрению позволили выявить субъект - субъектные отношения человека с природой и антроподицею как ядро исследования этих отношений.

Кроме того, перед нами стала необходимость анализа возможностей системы высшего технического образования в формировании экологического мировоззрения прежде всего потому, что ее образовательное пространство, завязывая в единый узел познание и практическую деятельность способно вести нашего современника, как отмечал Н. Н. Киселев, «от конкретного поступка до выработки необходимых форм мироощущений и мировосприятия.» [60, С.5].

Высшее образование как система в системе общества несет в себе отражение его противоречий. В двух противоречивых составляющих его (гуманитарном и техническом), мы видим борьбу и единство духовного и материального начала. Вместе с тем, техническое образование, в силу его прямого влияния на техногенные перекосы в отношениях «природа - человек» и ряда исторических объективных предпосылок, становится одной из возможностей решения глобальной экологической катастрофы.

Мы пришли к выводу, что процесс высшего технического образования так же имеет две противоположные детерминанты: фундаментализацию и гуманизацию.

Исторически фундаментальные профессиональные знания всегда были необходимостью для технического специалиста. В век научно- технической революции без фундаментализации высшего технического образования тем более обойтись невозможно. Управлять миром второй природы, созданной человеком, и грозно напоминающей о себе в случае некомпетентности, может только профессионал. Безупречность функционирования техники сегодня

- залог сохранения экоса. Таким образом, технический специалист

- здесь центральное звено.

Фундаментализацией технического образования в неменьшей степени определяется необходимость включения в общий багаж знаний технических специалистов знаний об экологии и законов функционирования экоса, о взаимоотношениях живой и неживой материи, следовательно - освоения общих законов Бытия, музыки космических сфер.

Историческая потребность гуманизации материального производства закономерно отразилась в гуманитаризации высшего технического образования. И если первоначально высшее техническое образование преследовало решение задач прикладного характера, цели иные нежели гуманитарное университетское образование, то сегодня все чаще звучит идея гуманизации технического образования, признается значение социально-гуманитарных наук для будущих специалистов технического профиля.

Гуманизация - процесс насыщения гуманитарным знанием высшего технического образования и способ развития у студентов творчества, мобильности, повышения общей культуры, их общей деятельностной активности. Данные качества необходимы инженеру не только на производстве. Они не менее важны в жизни инженера в целом.

Преподавание специальных дисциплин в техническом вузе должно быть предназначено раскрытию сущности техники как закономерного явления развития социума, природы, кроме того, должно позволять преодолевать односторонность в представлениях о них как прикладных. Через специальные дисциплины можно раскрывать философские, в том числе и экологические аспекты использования техники и ее разработки, так как в технических системах специфично синтезированы законы и принципы естествознания, а так же специфично отражаются социальные установки и ценности.

Изучение определенного круга специальных и общественных наук обеспечивает овладение мировоззрением, а знание гуманитарных наук обеспечит возможность каждому инженеру умение быть контактным с людьми, самостоятельным, конструктивным.

Анализ структуры и содержания экологического мировоззрения специалистов технических вузов привел нас к убеждению, что делать упор только на экологических знаниях при его формировании - нецелесообразно. Рассматривая как эколого -мировоззренческая парадигма общества закономерно меняется в зависимости от материального производства, мы отметили историческую тенденцию к усилению значения в составе мировоззрения творческой компоненты личности.

Творческое начало личности важнейшая онтологическая составляющая экологического мировоззрения студентов технических вузов. Опираясь на положение о том, что творчество является исторически закономерной потребностью материально -технического производства, мы определяем необходимость создания условий для раскрытия творческих задатков у инженеров. Отметим, что и гуманизация, и фундаментализация высшего технического образования как важнейшие детерминанты высшего технического образования также онтологически определяют творчество технических специалистов. Например, гуманизация, преодолевая технократизм в мышлении и деятельности инженера, активизирует его творческое начало.

Фундаментализация и гуманизания высшего технического образования как главные онтологические детерминанты, включающие в свое ядро творчество, в своем диалектическом единстве и борьбе сливаются и дают интегрированное действие: экологизацию высшего технического образования, так как творческий специалист, руководствующийся в своей профессии и бытовой деятельности абсолютными законами добра, космической гармонии, нравственности, а так же фундаментальными техническими знаниями (как проявлениями все той же гармонии, добра, нравственности), не может причинить зло своему онтологическому истоку.

Онтологически заложенная в человеке потребность творить в процессе материального производства также позволяет подчинить социальному контролю и образование, что в целом перестраивает всю общественную систему по пути ее экологизации.

Выявленная тенденция предполагает соответствующую подготовку инженеров - производственников через такие формы взаимодействия общества и природы, где творчески активная позиция человека приобретает исторически закономерную силу.

И фундаментализация, и гуманизания высшего технического образования, несущие в современном Бытии на себе печать противопоставления разума и чувств, способны экологизировать образование. То есть, гармонизация профессиональной деятельности инженера через структурирование поведения в направлении гармонии разума и чувств, есть одно из направлений экологизации материального производства и высшего технического образования.

Таким образом, экологизация высшего технического образования и формирование экологического мировоззрения должны опираться не просто на фундаментальные и научно интерпретированные экологические знания, которые смогут реализоваться в различных видах экологической деятельности.

Это одновременно выработка активной жизненной позиции через раскрытие творческого потенциала личности.

То есть, экологизация высшего технического образования не есть механическое объединение фундаментализации и гуманизации. Их интегральной точкой является творчество. Отметим при этом, что творчество как интегральное качество в экологизации высшего технического образования и составляющая экологического мировоззрения - результат не только рационального и целенаправленного процесса экологического воспитания и образования. Творчески активная позиция человека имеет онтологическую и исторически закономерную силу.

Практическая часть нашего исследования подтверждает потребность в интегральном проявления студентами технических вузов разума и чувств.

Находясь в сфере влияния образовательного пространства технического вуза, они стремятся к творческому самоутверждению, в том числе в сфере внеаудиторного общения. В частности, это театральные студии, клубы по творческим интересам, пробы литературного журналистского пера, дискуссионные клубы по проблемам философии и искусства. И это в то время, когда деформация в экономической, политической и культурной сферах общества повлекли за собой изменения в культурной среде; когда выхолащиваются отечественные культурные и нравственные традиции, насаждаются зарубежные стандарты низкой пробы!

Таким образом, проблема не материального, а духовного, мировоззренческого плана, связанная с преодолением технократизма в мировоззрении будущих инженеров - наша цель и наши первые результаты.

Сегодня мы заполняем учебный процесс (в преподавании гуманитарных дисциплин) выполнением творческих зачетных заданий и студенческим эспериментаторством.

Нам удалось связать практически проблему гуманизации и гуманитаризации образования в политехническом университете с проблемой преобразования научно - исследовательской деятельности студентов. В ее процессе мы интерпретировали общественные процессы и соединили ее с собственной учебно -воспитательной преподавательской деятельностью. С целью формирования у будущих специалистов научных интересов и потребностей мы, включая их в сферу своих исследовательских интересов, вместе изучали проблему творчества как духовного проявления. Результатом данного процесса стало участие студентов в межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, прошедшей в Томском государственном университете весной 2002 года.

В соответствии с поставленной стратегической задачей формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов и появившейся необходимости, в связи с этим, экологизации высшего технического образования, нами приложены усилия и получены результаты по созданию и использованию интегрированной образовательной и воспитательной программы. В ней предусмотрены связи гуманитарных кафедр с негуманитарными, а также с общегородскими государственными и общественными организациями. Комплексная программа развития кафедр гуманитарного факультета на 2002 - 2005 учебный год в рамках КПР ТПУ «Духовность и творчество как условие возрождения нации», включает сотрудничество по проблеме формирования духовной сферы с Администрацией города, Комитетом по делам молодежи, а также с общественными организациями, связывающими свою деятельность с защитой окружающей среды. В результате приоритетными направлениями развития молодежной политики города стало создание условий для деятельности и проявления в ней творчества.

Программа, работая через институты социальной адаптации, активизирует творческое начало личности. И хотя она предусматривает работу по созданию материальной базы проекта, в первую очередь направлена на обеспечение проявления творческого начала как мировоззренческой доминанты студентов технического вуза и их непрерывное творческое развитие. В рамках программы апробирован элективный курс философии «Человек. Природа. Творчество », который издан в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений. Гносеологической целью курса является совместный со студентами поиск ответа на вопросы: «Любое ли творчество можно назвать творчеством? Какова природа творчества, природа человека? Какова, наконец, связь творчества и человека с Природой, в конечном итоге с Бытием и бытием человека новейшего времени?»

С целью активизации духовной практики студентов технического вуза нами предложена концепция совершенствования культурной среды в техническом университете, которая, в частности, предусматривает программу использования государственного художественного наследия. В рамках концепции осуществлялось общее руководство по разработке методического обеспечения процесса непрерывного культурного и духовного становления личности обучающихся. Так нами издан ряд методических указаний по предмету «Культурология» и «Философия», а также подготовлена к проведению межрегиональная конференция по философским проблемам образования. По результатам конференции, в ноябре 2002 года, издан сборник трудов. Целью конференции явилось исследование проблемы формирования концепции духовного возрождения нации в контексте молодежных проблем. Исходя из нее участниками конференции уточнились смысл и цели гуманизации отечественного образования как проблемы современной антропологии; условия развития педагогики ненасилия в контексте современной проблемы бездуховности общественных институтов, а также совместно выработаны рациональные пути формирования экологического мировоззрения, через решение задач экологического права и культуры как одной из доминант духовной личности.

На конференции была предоставлена возможность обмена информацией и опытом между производственниками, научными и педагогическими работниками образовательных учреждений и организаций. Студенты, желающие проявить свою творческую активность, в частности, работающие в общественных организациях города, также использовали трибуну конференции для того, чтобы заявить о своих духовных потребностях и проблемах.

Самореализация творческого потенциала студентов возможна в условиях самореализации творческого потенциала сотрудников всех обучающих кафедр. Интеграция усилий университетских структур в этом процессе осуществляется как при организации учебного процесса, так и во внеаудиторные часы. Примером тому могут служить совместные творческие вечера, спортивные соревнования, дискуссии и общественные диспуты.

Итак, в нашем исследовании мы приблизились к пониманию новой философской категории «экологическое мировоззрение» и, в связи с насущной потребностью общества в формировании такого мировоззрения, нами исследовались технологии гуманизации и фундаментализации.

Предложенное нами интегральное качество для технологий гуманизации и фундаментализации - творчество, позволяет по -новому интерпретировать «экологизацию» высшего технического образования. Мы впервые трактуем экологизацию как интегральную технологию совершенствования личности студента в соответствии с биокосмическими законами.

Наша программа и концепция совершенствования культурной среды в техническом университете позволяет уже сейчас получать результаты по формированию духовно — зрелых людей, раскрывая их творческое начало. Заметим, также, что целостный подход к исследованию окружающего мира возможен только со стороны духовно - зрелых людей. Зрелость, приходящая к ним, в первую очередь через продуманную систему формирования мировоззрения, приобретает черты экологического мировоззрения, будет являться мощным природоохранным фактором. Нам представляется, что экологическая гармония чувств и разума в творчестве, созвучие чувств и разума - это проблема и способ спасения от гибели в экологической катастрофе.

Итак, нами:

1. Осмыслена на основе исторического, культурологического и системного подхода категория «экологическое мировоззрение» как способ социального движения, включающий в себя совокупность общечеловеческого опыта, научных, ненаучных и вненаучных знаний об отношении общества и природы, учитывающий необходимость долгосрочного сосуществования общества с природой, а на этой основе обеспечения устойчивого в течение неограниченно долгого времени коэволюционного равновесия, сохранения общего жилища и всего живого на Земле;

2. Доказана необходимость высокого духовного уровня профессионально - технического субъекта и субъект -субъектной парадигмы его отношений с миром, как важнейшей составляющей экологического мировоззрения;

3. Доказана онтологическая необходимость творчества технического специалиста, как начала гармонизирующего разум и чувства, как силы интегрирующей гуманизацию и фундаментализацию технического образования, проявляющуюся в экологизации технического образования и общественных сфер в целом;

4. На основе применения технологии гуманизации и фундаментализации начато практическое формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов. л чип

Вместе с тем, мы предприняли попытку экологизировать высшее техническое образование, формировать в этом процессе экологическое мировоззрение. Высшее техническое образование -часть системы образования и общественной системы в целом. Поэтому, несомненно, формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов должно опираться на общесоциальные усилия, подчиняясь закону преемственности. Следовательно, необходимо включать в исследуемый нами процесс формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов предыдущие возрастные ступени общества: дошкольный и подростковый. А это требует более тщательной проработки концепции довузовского образования, включая его экологизацию.

Представляется, что для полного решения нашей задачи необходимо экологизировать все общество в целом, его социальные институты, производственную деятельность. Нам видится необходимость экологизации в первую очередь семьи, как важнейшего такого института, политической элиты.

Приведенные в исследовании объективные и субъективные детерминанты формирования экологического мировоззрения, не являются их полным перечнем. Структурировать человеческое поведение в направлении сохранения экоса может законодательство и другие духовные формы проявления социума, которые предстоит исследовать.

Таким образом, фиксируя в нашем исследования экологическое мировоззрение как онтологическую необходимость, эксплицируя его, мы считаем важным раскрыть в дальнейшем все детерминационные связи, увидеть все противоречия и тенденции в его становлении.

Дальнейшая работа возможна через организацию специализированных курсов в учебном процессе, а также при формировании концептуальных моделей учебных программ высших учебных заведений, школ и дошкольных учреждений.

Кроме того, следует учитывать производственный процесс на промышленных предприятиях. Средства (при всей скудости), которые выделяются на охрану природы, наличие профессиональных экологов не используются с полной отдачей. Необходима методологическая база стратегии и тактики использования уже имеющихся материальных средств и человеческого фактора. Такой методологической базой может стать наша работа. В частности на ее основе возможна разработка методических указаний, пособий, курсов переподготовки кадров, непосредственно работающих на производстве и способных сегодня охранять среду в новых условиях, а также долгосрочных программ, способных актуализировать экологический императив у руководителей промышленных предприятий, политической элиты, определяющей приоритеты глобализирующегося человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чернышова, Лариса Геннадьевна, 2004 год

1. Абабилова JI. С. Политический аспект экологический проблемы: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1985,21 с.

2. Алферов В. П. Формирование экологического стиля мышления у студентов технического ВУЗа //Производство. Технология. Экология. ПРОТЭК-2000: Тр. междунар. Конгресса (юбилейной научно-практической конференции). 19-22 сентября 2000.- Москва, 2000. С. 2326.

3. Аристотель Никомахова этика. II 5.

4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 2001. -300 с.

5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 2001. -200 с.

6. Барг О. А. Живое в едином мировом процессе. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993.- 227 с.

7. Белоцерковский О. М. В сочетании с университетской фундаментальностью // Вестн. Высш. школы. 1985. №15. С. 25-29.

8. Беляев Д. К. Соответствовать требованию времени // Вопросы философии. 1986.- №1.- С. 98.

9. Бердяев Н. А. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1996.- С.103.

10. Бережной Н. М. Действенность социалистического гуманизма. М.: Мысль, 1979.-140 с.

11. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.- 147 с.

12. Беседы на Шестоднев иже во святых Отца нашего Василия Великого. Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 1902.- С.4.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.