Духовно-творческое начало личности и мировоззрение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Широкова, Ангелина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Широкова, Ангелина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА ЧЕЛОВЕКА
1.1. Онтологические подходы к исследованию духовности
1.2. Творчество как родовая особенность человека
1.3. Духовность в искусстве как феномене культуры
ГЛАВА II. ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЛИЧНОСТИ И ИСКУССТВО: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Творческий процесс как предмет теоретического анализа
2.2. Личность в процессе художественного творчества
2.3. Бытие художественного произведения: философский аспект
ГЛАВА III. ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ
3.1. Мировоззрение как явление духа и действия
3.2. Взаимовлияние духовно-творческого начала и мировоззрения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Творчество как атрибут человеческого бытия2012 год, доктор философских наук Кузнецова, Майя Анатольевна
Русская философская проза после 1917 года, символика мысли: А. П. Платонов, М. М. Пришвин, Л. М. Леонов2001 год, доктор филологических наук Дырдин, Александр Александрович
Соборность как идеал жизни и творчества Антона Брукнера: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Решетило, Наталья Сергеевна
Феномен духовности, бытие и ценность2002 год, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна
Художественное самосознание русской культуры1999 год, кандидат культурол. наук Жукова, Ольга Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-творческое начало личности и мировоззрение»
Актуальность темы диссертационного исследования. Данная работа представляет собой исследование сущности духовно-творческого начала, определения его влияния на мировоззрение человека. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим обращением людей в мире к непреходящим ценностям, созданным посредством творчества, и спецификой самоопределения человека в направлении развития своего мировоззренческого сознания. Мотивом возрастающего интереса к духовно-творческому началу человека явился кризис гуманизма, обозначившийся в силу условий техногенной цивилизации, расширившей направленность видов и средств деятельности, с одной стороны, и изменивший содержание человеческих устремлений в сторону узкотехнической, узкопрофессиональной направленности - с другой.
В условиях, когда происходит «уход» человеческого сознания от своих нравственных истоков, особое значение приобретает проблема антропологического измерения бытия, поиск онтологических истоков основания мировоззрения. Зарождается широкий круг жизненно значимых для человека мировоззренческих вопросов: останется ли устойчивым сохранение и развитие человеческого рода? Чем обеспечивается эта устойчивость? В каких конкретных формах данное качество или свойство проявляет себя в культуре и обществе? Каково культурологическое, общефилософское и экзистенциальное измерение классического духовно-творческого наследия, его место в системе духовной жизни общества? Эти вопросы имеют в своём содержании идеи, затрагивающие сущностные стороны человеческого бытия и входящие в круг мировоззренческих проблем. Таким образом, более тщательного изучения требует само понятие «мировоззрение», а также расширение границ понимания его содержания и функционирования.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что представления о мировоззрении, укоренившиеся в сознании человека, не в полной мере удовлетворяют его современным запросам и потребностям. В своём основании это выражается в сущностном разрыве «духовного» и «практического» в человеческой жизни. Огромное богатство всего духовного опыта человечества, накопленного и хранимого философией, искусством и т.д. практически не востребовано повседневной жизнью, как целого общества, так и отдельного человека. Отсюда возникает проблема нахождения «пружин» человеческой личности, которые отвечают за преобразование морального содержания культуры в нравственный поступок отдельного человека. Следовательно, наше внимание невольно обращается к изучению не только духовной культуры, созданной предшествующими и современными поколениями, но и к человеческой деятельности, кульминацией которой является творчество.
В рамках современной культуры к творчеству проявляется особый интерес, который подталкивает исследователей к проблеме творчества субъекта. Сегодня делаются попытки, весьма успешные и перспективные, вписать творчество, преимущественно художественное, в общую систему мировоззрения. Ведь именно через восприятие художественного творчества человек интенсивно постигает бытие и ценностное отношение к его аспектам посредством сложной системы образов, которые складываются в целостные модели действительности. Сфера искусства, в которой наиболее полно и всесторонне раскрывает себя духовно-творческое начало, сродни философскому подходу человека к жизни.
Мировоззренческое отношение к действительности в философии и искусстве представляет собой их имманентное, неотъемлемое качество, обусловливающее единство типологических особенностей искусства и философии. Наиболее адекватным образом мировоззрение философа или художника, как личностей проявляется не в отдельных теоретических положениях и публицистических высказываниях, а во всей ткани созданного ими: в философской системе или художественном произведении. Значит, философское осмысление жизненных проблем бытия, которые находят своё место в мировоззрении человека, способно раскрыть и продвинуть творчество.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы духовности имеет длительную историю: от античности до XX века. Это относится и к мировой, и к отечественной философской традиции. В философии XX века Э. Гуссерль, В. Дильтей, К.Г. Юнг, К. Ясперс. Феномен творчества изучен в работах H.A. Бердяева и Н.О. Лосского (онтологический подход). Нравственно-созидательный аспект изучал Ф. Ницше; эстетические особенности данного феномена в современной литературе разрабатывал М.С. Каган и др.; культурологические основания внесли в разработку проблемы А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.; проблемами творческого процесса в целом с помощью дневниковых записей и самих произведений художественного творчества занимались Л. Гинзбург, М. Арнаудов, А.Н. Лук и др.; анализом собственно творчества занимались Ф. Достоевский, Л. Толстой, О. Бальзак, бр. Гонкур, И. Вазов, У. Шекспир и др.; возможности реализации художественных творческих идей и воспитания с его помощью принадлежит теоретическим и практическим разработкам К. Станиславского, Вл. Нимеровича-Данченко, Г. Козинцеву, Г. Товстоногову, А. Эфросу и др.
Можно выявить направления, которые активно изучают и раскрывают различные стороны, свойства и функции мировоззрения: антропологическое направление (П.С. Гуревич, А.И. Столетов, Б.Г. Юдин и др.); философско-психологическое направление (С. Грофф, У. Джемс, В. Франкл, Э. Фромм, К.Г. Юнг, К. Ясперс, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили и др.); социально-философское и социокультурное направление (Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова и др.). Кроме того, обозначаются направления: философское (П.П. Гайденко, М.С. Каган, И.С. Нарский, В.Н. Сагатовский и др.); религиозное (Л.Е. Шапошников и др.); ноосферное (В.И. Вернадский и др.); педагогическое (А.С.Макаренко и др.); научное (B.C. Стёпин, Т.И. Ойзерман, JI.A. Микешина, В.А. Лекторский, A.A. Касьян и др.).
В современной литературе утвердился научно-идеологический подход к исследованию мировоззрения личности: во-первых, компоненты мировоззрения рассматривают через призму научного знания, во-вторых, мировоззрение принимают за идеологическую надстройку сознания личности. Такой подход правомерен. В то же время современные условия предлагают иной путь изучения мировоззрения человека: через духовно-творческое начало, которое активно проявляет и объективирует себя в культуре и действует созидательно-синтетическим образом в процессе человеческой деятельности. Подобные попытки предпринимались в истории развития философской мысли, однако в современных условиях необходима разработка новых подходов к изучаемой проблематике. Это даст возможность существенно обогатить способы исследования процесса развития мировоззрения личности.
Объект и предмет работы. Объект исследования — духовно-творческое начало человека. Предмет исследования — влияние духовно-творческого начала на развитие мировоззрения.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - определить и обосновать место и роль духовно-творческого начала в мировоззрении.
Достижение этой цели опосредовано решением поставленных задач:
1. Исследовать, каким образом и в каких формах проявляется духовность.
2. Рассмотреть творчество, как феномен, который присутствует в жизни человека как врождённая возможность созидания непреходящих материальных и духовных ценностей.
3. Показать, каким образом проявляет себя в человеческой деятельности духовно-творческое начало (на примере художественного творчества).
4. Выявить мировоззренческий аспект при исследовании диалектики создания и восприятия результата творческого процесса в искусстве.
5. Проанализировать феномен мировоззрения в аспекте его духовно-творческой природы.
6. Выявить роль и особенности влияния духовно-творческого начала на мировоззрение личности.
Теоретической основой исследования являются работы из области эстетики, истории и теории искусства и культуры, психологии художественного творчества. Актуализация мировой историко-философской традиции представлена немецкой классической (И. Кант, Г. Гегель) и русской философией (Н. Лосский, Н. Бердяев).
Методологические основы исследования определялись особенностями темы и структурой работы. В диссертации реализованы общенаучные подходы и методы: системный, деятельностный, исторический и логический, сравнительный, культурологический, аналитический и синтетический.
Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных задач, методов их решения и полученных результатов исследования.
1. Проведён анализ духовности в различных сферах бытия: природе, познавательных процессах, смыслополагающей деятельности, сфере нравственных отношений между людьми, синтетической способности сознания, которую можно выразить с помощью понятия «мудрость».
2. Показано, что творчество, которое относится к проявлениям духовности, присутствует в потенциале человека.
3. Проведён анализ искусства как феномена культуры в аспекте проявления синтеза духовности и творчества.
4. Предложен способ преодоления научно-идеологического подхода к исследованию феномена мировоззрения. Обоснован путь изучения мировоззрения человека через его духовно-творческое начало, которое проявляет себя в культуре и действует созидательно-синтетически в человеческой деятельности.
5. Отмечена избыточность познавательной функции в мировоззренческой триаде «знание-убеждение-действие», показана необходимость содержательно-целостного взгляда на мировоззрение, связанного с духовно-творческим началом личности.
6. Обосновано, что духовно-творческое начало обладает собственным содержанием в мировоззренческой системе и само в значительной мере способно оказывать влияние на развитие мировоззрения.
Положения, выносимые на защиту.
1. При взаимодействии с природным началом духовность проявляет себя главным образом, как связующее основание многочисленных познавательных отношений, которые могут существовать в мире. Познание природы осуществляется за счёт перенесения внимания человека на предмет, имманентный его сознанию, благодаря чему личность может познавать бытие в его целостности. Отсюда возникает необходимость определения контуров природно-созидательного развития, что переводит духовность в аспект смыслотворческой деятельности. Наивысшая степень проявления духовности отражается в понятии «мудрость», которое синтезирует деятельность познавательных и практических способностей человека.
2. Феномен творчества является одним из проявлений духовности. Он присутствует в потенциальных возможностях любого человека как некое врождённое качество. В процессе деятельности, кульминацией которой является творчество, личность претворяет задуманное ею, с одной стороны, в материальную действительность, с другой, - в духовный мир. Творческий акт представляет собой совокупность поэтапных действий, несущих очищающее и просветляющее воздействие на личность творца. В нём он может избавляться от всего личностно-негативного, тормозящего процесс его духовного совершенствования.
3. Духовность и творчество синтезируются в искусстве как феномене культуры, обретая вид духовно-творческого начала. Художник наполняет произведение своими мыслями, чувствами, идеями и т.д., создавая при этом целостную духовную реальность. Эта реальность проявляет себя в конкретных образах действительности. При восприятии их личность способна точно и целостно «уловить» всё то, что хотел передать творец людям.
4. Творческий акт включает в себя воплощение замысла в конкретной форме. Воплощение содержит не только проявление синтетической способности сознания человека, но и проявления разума, привносящего в творческий процесс нравственные понятия добра, чести, справедливости и т.д. По отношению к искусству это означает, что художник обращает своё внимание к проблемам философского характера. Ведь результат творчества -это многогранная система, отражающая во всей сложности и противоречивости тот или иной срез человеческого бытия, выражающая мировоззрение его творца, а также предполагающая взаимодействие авторского мировоззрения с мировоззрением воспринимающих результат творческого процесса субъектов.
5. Факты, знания, верования, предрассудки и т.п. из различных областей деятельности личности, которые она смогла усвоить в процессе жизни, складываются в большинстве случаев стихийно. Часто человек самостоятельно группирует свои знания и т.д. и затем использует в практической деятельности. Внутренним планом организации всего этого процесса является духовно-творческая деятельность.
6. Мировоззрение включает в себя смысложизненные проблемы, касающиеся разных областей человеческой деятельности. Духовно-творческое начало не только помогает личности определить их содержательный план в сознании, но и наметить те контуры развития, к которым необходимо двигаться человеку в его созидательной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные подходы и результаты диссертационного исследования вносят вклад в философию культуры, могут служить основой исследовательской деятельности в культурологи, истории и теории искусства. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в курсах философии культуры, онтологии и теории познания, теории художественного творчества. В исследовательских проектах, затрагивающих проблемы моделирования культурного пространства, результаты данной работы могут быть использованы в качестве мировоззренческой, онтологической, диалектической и культурологической базы.
Апробация диссертационного исследования.
Концептуальные положения данного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии Нижегородского государственного педагогического университета.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором на конференциях: студенческой научной конференции «Философия и жизнь» (Санкт-Петербург, 2003); научно-практической конференции студентов и магистрантов НГПУ (Н. Новгород, 2003); III международной научной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Н. Новгород, 2004); VI международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород, 2005); всероссийской научной конференции «Концепция нелинейного развития в истории общества и культуры. Вклад Н.А.Добролюбова и его современников в эту проблему» (Н. Новгород, 2006); VI межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых учёных «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, 2006); XI Нижегородской сессии молодых учёных. Гуманитарные науки (Н. Новгород, 2006); IV международной конференции «Человек в современных философских концепциях»
Волгоград, 2007); всероссийской конференции молодых учёных «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» (Н. Новгород, 2007); всероссийской научной конференции «Проблемы утраты и возрождения традиционной и классической культуры на фоне развития цивилизации. Вклад H.A. Добролюбова и современников в видение этой темы» (Н. Новгород, 2007); XII Нижегородской сессии молодых учёных. Гуманитарные науки (Н. Новгород, 2007).
Результаты диссертационного исследования отражены в 14 публикациях, в том числе в научном журнале «Вестник Нижегородского государственного университета Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки» (№ 3(8)/2007), включённого в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата наук».
Структура научной работы.
Диссертация изложена на 170 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, состоящего из 166 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума: Коэволюционный подход2002 год, доктор философских наук Некрасов, Сергей Иванович
Онтология художественного творчества2009 год, доктор философских наук Столетов, Анатолий Игоревич
Религиозный смысл творчества в истории художественной культуры России: проблема преемственности творческого опыта2007 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Анатольевна
Реконструкция психологических характеристик личности гения на примере изучения жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского2010 год, кандидат психологических наук Холондович, Елена Николаевна
Духовные практики искусств повседневности Китая и Японии2006 год, кандидат философских наук Чабанец, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Широкова, Ангелина Владимировна
Заключение
Духовность содержит основы мировоззренческой позиции личности. Мировоззрение личности представляет собой тот жизненный мир1, который она создаёт вокруг себя. Являясь частью духовного содержания человека, мировоззренческие характеристики, как и все характеристики духовного мира личности, характеристики психические. В зависимости от определённой жизненной ситуации одни начинают доминировать больше чем другие. При решении различных проблем бытия человека в мире происходит обогащение содержания мировоззрения. Для человека открываются новые направления жизни, по которым он мог бы продолжать своё движение.
Содержание мировоззрения можно разделить на части. Основой такого деления являются функциональные свойства, которые позволяют понять определённые факторы мировоззренческой системы. Например, содержательные факторы, проявляются, главным образом, в смысл ожизненных вопросах личности. Во-первых, человек активно взаимодействует с природой. Отсюда возникает ряд мировоззренческих вопросов относительно конечности или бесконечности материального мира, времени, пространства и т.д. Во-вторых, каждый человек живёт в обществе себе подобных, других людей. Повседневные отношения и взаимодействия с другими порождают вопросы, касающиеся совместного бытия нескольких людей, группы, государства и всего человечества (любви и ненависти, дружбы и вражды, мира и войны и т.д.). В-третьих, каждый человек задумывается над собственными особенностями своей личности, характера, психическими характеристиками «я». Ему присущи размышления о смысле своего существования, о главной направленности его жизни и т.д. В-четвёртых, при взаимодействии с миром культуры личность обогащает себя за счёт идей других людей. Черпает их из материальной и духовной культуры
1 Касьян, A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. человечества. В таком случае происходит определение всего спектра и богатства человеческих раздумий на протяжении всей истории. Ведь памятники прошлых цивилизаций и народов доходят до наших дней как элементы прошлых культур. Сохраняя свою самобытность, с одной стороны, и проникая в «сердца» воспринимающих их культуру современных поколений, с другой. В-пятых, самой главной составной частью содержания мировоззрения является синтезирующая особенность. Она подталкивает человека на разрешение проблем, связанных с целостностью всего бытия.
В диссертации рассмотрено духовно-творческое начало как основание становления зрелого, целостного мировоззрения. Духовность необходимо содержит в себе всё богатство содержания мира. Ориентиром человеческих стремлений является гармония, она и есть связующее и регулятивное начало духовности. Человеческая жизнь проходит в постоянном выборе правильной серии действий. Эта «правильность» зависит от результата, к которому стремится человек. Каждая новая ситуация преподносит задачу, для решения которой необходимо задействовать все внутренние резервы духовного мира личности. Масштабность события затрагивает пласты человеческой психики, которые содержат мировоззренческие вопросы. Отсюда возникает состояние ответственности не только за себя, но и за других людей. Оно подталкивает человека к поиску идеалов, на которые он мог бы опереться, осуществляя действия для достижения гармоничной жизни с окружающим его бытием.
Духовность проявляет себя в различных ипостасях бытия: природе, познании, экзистенциальном выборе, взаимодействии с другими, мудрости. Эти стороны духовности тесно пересекаются с компонентами, содержащимися в мировоззренческой системе. Духовность проявляет себя в природе в виде идеала полноценной и органичной её жизни. Фактором внутренней связности для природы как раз и оказывается духовность. Именно благодаря наличию духовности в её познающем и свободном парении, природа может проявлять себя как некий целостный живой организм в мировоззренческом сознании личности.
Духовность проявляет себя в познании бытия. Чтобы познать предмет нужно иметь его в сознании, т.е. достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор внутреннего духовного сознания познающего субъекта, и тогда предмет становится имманентным сознанию. Согласно позиции экзистенциальной философии основной характеристикой феномена духовности является его интенциональность, т.е. направленность на предмет, которого ещё нет, но который должен родиться в пространстве (поле) самой духовности и мировоззрения.
Духовность осуществляет свой идеал в экзистенциальном выборе человека. Наличие духовности предопределяет смысл и сущность бытия человека, то есть поддерживает и развивает его в себе. Тем самым человек оказывается причастным к духовному созиданию окружающей его действительности. Человек имеет серьёзные внутренние интересы и цели, источником которых является внутреннее раскрытие и углубление духа и его становящееся мировоззрение, что, в конце концов, может привести его к гармонии с собой.
Духовность проявляет себя в нравственных, «мирных» отношениях людей, антиподом в этом случае является «война». Диалектика нравственных отношений предполагает существование определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются мировоззренческие проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовно одарённый человек - это человек, предназначающий своё творческое начало для дел, необходимых другим людям, дел, лишённых корысти, дел, связанных с нравственными целями развития человечества.
Духовность может проявлять себя в синтетической способности человека, называемой мудростью. Синтетическая особенность духовности объединяет все упомянутые выше стороны бытия в их гармоничное единство и целостное мировоззрение. С функциональной стороны берёт на себя эту роль один из элементов самой духовности именуемый творчеством. Оно является природной особенностью человека и присутствует, как и духовность, в его потенциальных возможностях, а, главное, в реализуемых творческих возможностях.
Переплетение онтологических, гносеологических и этических аспектов понимания духовности более отчётливо обнаруживается в исследованиях природы творчества. С одной стороны, человек притягивается миром вниз, и в продуктах деятельности неминуемо сообразуется с состоянием мира. С другой стороны, когда творчество предстаёт как преобразование какой-то части сущего в качественно новое состояние, человек способен возвыситься над миром, победить его тягостные стороны. Потому-то критерием для добродетельной сущности творчества как раз и оказывается духовность. Творческий акт, пронизанный духовным началом, способен замыслить и создать прекрасное творение, не причиняющее окружающей действительности вреда и органично вливающееся в природную данность. Следовательно, посредством созревшей духовности человек может созидать новое, прекрасное, гармоничное бытие.
Составляющие творческого акта (творческого процесса) могут быть рассмотрены структурно. Эвристическая способность человека, выстраивает гипотетическое пространство творческих идей, где она начинает доминировать. Эстетическая способность суждения синтезирует, с одной стороны, процесс интеллектуально-эвристического познания, с другой — закономерности, принципы нравственной, духовной культуры развивающегося общества. Подлинный творец тогда осуществляет себя в качестве художника, а не ремесленника, когда ему удаётся добиться уместности частей — целому, уместности множества элементов творения - их точному месту, замыслу как возможной цельности произведения. Этот эффект достигается из-за того, что в творческом процессе объединены все способности человека: память чувства, рассудок, воля, воображение, синтетическая способность суждения, разум.
Философские размышления художника над проблемами действительности приводят его к определению той ценностной позиции, которая и составляет общую идею всего его произведения. Часто каждый писатель или художник имеет свою тему, которую он пытается выразить на протяжении почти всей жизни. Эта основная тема и есть внутренняя сущность его мировоззрения, содержание которой он пытается отразить в своих произведениях посредством духовности и творчества. Выразить суть своего мировоззрения помогают ступени творческого процесса. Наметить пути преодоления дисгармоничных недостатков мировоззренческой позиции позволяют идеалы (основанные на гармонии), которые художественное творчество берёт у духовности.
Произведение насыщается идеями, мыслями, духом, философией (мировоззрением) и т.д. автора и тем самым становится как бы пропитанным ими. При восприятии произведения искусства человек воспринимает то, что было заложено его творцом. Необходимость образца должна проявиться и у других людей по отношению к воспринимаемому произведению. Именно поэтому, как только произведение создано, оно теряет свою связь с создателем и обретает новую жизнь в сознании тех людей, которые его воспринимают. Воспринимающий искусство человек прикасается ко всему богатству содержания мира образов, жизненных миров произведения, воссоздаёт его в своём духовном мире. Богатый спектр открытых в себе мировоззренческих позиций говорит о зрелой, целостной духовности. С помощью созревшей духовности человек намечает те контуры развития, которые способствуют гармоничному сосуществованию его с миром. Таким образом, основываясь на мировоззренческих вопросах и проблемах, с помощью творчества человек пытается реализовать гармонию в реальность и передать её другим людям.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Широкова, Ангелина Владимировна, 2008 год
1. Августин, А. Творения / А. Августин; пер с латин. 2-е изд. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс. Т.2. Теологические трактаты. - 2000. - 751 с. -ISBN 5-89329-213-8.
2. Акопян, К.З. Структура эстетического: автореф. дис.д-ра. филос. наук: 09.00.04 / К.З. Акопян. М., 1996. - 36 с.
3. Алексеев, П.В. Наука и мировоззрение: союз материалистической философии и естествознания / П.В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1983. — 367 с.
4. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Аристотель; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1975 Т. 1. - 550 с. - (Философское наследие).
5. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Аристотель; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1984 Т. 4. - 832 с. - (Философское наследие).
6. Арнаудов, М. Психология литературного творчества; пер. с болгар. — М.: Изд-во «Прогресс», 1970. 654 с.
7. Арцишевский, P.A. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / P.A. Арцишевский. Львов: Вища шк., изд-во при Львовск. гос. ун-те, 1986. - 196 с.
8. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию: Сборник. / Отв. Ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. - 255 с. - ISBN 5-89357-085-5.
9. Ашманис, М.Г. Формирование научного мировоззрения / М.Г. Ашманис. Рига: Зинатне, 1984 - 234 с.
10. Бахтин, М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985 гг. -М., 1986.
11. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. 4-е изд. -М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
12. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский-М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. Т. 4: Статьи и рецензии, 1840-1841. -675 с.
13. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13т./ В.Г. Белинский. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - Т. 6: Статьи и рецензии, 1842-1843. -799 с.
14. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый. М.: Республика, 1994. - 525 с. - (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-02224-3.
15. Беньямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. — СПб.: Ad Marginem, 2004. 480 с.
16. Бердяев, H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / H.A. Бердяев. Харьков: Фолио. - М.: ООО Изд-во «ACT», 2002. - 688 с. - ISBN 966-03-0750-0 (Фолио), ISBN 5-17-001045-1 (ООО Изд-во «ACT»)
17. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. — М.: Республика, 1994. 479 с. - ISBN 5-250-02453-X.
18. Беркли, Дж. Сочинения / Дж. Беркли. М.: Мысль, 2000. - 554 с. -ISBN 5-244-00947-8.
19. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
20. Блок, A.A. Собрание сочинений в 8 томах / A.A. Блок. M.-JL: Гослитиздат, Ленингр. отд-ие, 1963. - Т. 8. Письма. 1898-1921. - 771 с.
21. Богомолов, A.C. Основы теории историко-философского процесса / A.C. Богомолов, Т.И. Ойзерман. М., 1983. - 286 с.
22. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 495 с. - ISBN 5-250-00130.
23. Бруно, Д. Изгнание торжествующего зверя; о принципе, начале и едином / Д. Бруно; пер. с итал. Минск: Харвест, 1999. - 478 с. - ISBN 985433-533-Х.
24. Брушлинский, A.B. Психология индивидуального и группового субъекта / A.B. Брушлинский. М.: Per Se, 2002. - 365 с. - ISBN 5-929200-70-X.
25. Брысина, Т.Н., Фомина, Т.Ю. Духовность как феномен / Т.Н. Брысина, Т.Ю. Фомина /Философские проблемы духовности личности: Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. - № 2. -С. 3-9.
26. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л.П. Буева. Выступление на заседании «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-9.
27. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века). ISBN 5250-02140-9
28. Буянов, B.C. Научное мировоззрение: социал.-филос. аспект / B.C. Буянов. М.: Политиздат, 1987. - 206 с.
29. Быстрицкий, Е.К. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / Е.К. Быстрицкий, В.П. Козловский и др. — Киев: Наукова думка, 1991.- 176 с.
30. Бычков, В.В. Эстетическое в системе культуры: Мир культуры // Труды государственной академии славянской культуры. Вып. II. М.: Искусство, 2000.
31. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2-х т. / Ф. Бэкон; пер. с англ. АН СССР, ин-т философии. 2-е изд., исп. и доп. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.
32. Вакенродер, В.Г. Фантазии об искусстве: Рассказы и эссе / В.Г. Вакенродер; пер с нем., вст. слово A.C. Дмитриева; коммент. A.B. Михайлова. М.: Искусство, 1977. - 263 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
33. Василенко, B.JI. Научное мировоззрение и теоретические проблемы его формирования в социалистическом обществе: автореф. дис.д-ра филос. наук: 09.00.04 / В.Л. Василенко М., 1975. - 24 с.
34. Волков, А.Н. В поисках смысла / А.Н. Волков. М.: Прометей, 1993. -153 с.
35. Володин, Э.Ф. Искусство и мировоззрение. Монография / Э.Ф. Володин. М.: МГУ, 1992. - 236 с.
36. Воробьёв, A.A. Как возможно религиозное мировоззрение? / A.A. Воробьёв // Мир человека: теория и история мировоззрений. Сб. научн. трудов. Вып. 2. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. С. 72-84.
37. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: ACT; Минск: Хервест: Современный литератор, 2001. - 1311 с.
38. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 521 с. - ISBN 5-89826142-7.
39. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель; пер. с нем. — М.: Мысль, 1974. Т. 1.: Наука логики. - 452 с.
40. Гегель, Г. Сочинения / Г. Гегель; пер. с нем. М.-Л.: Госполитиздат. Т. 3. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа. - 1956. - 371 с.
41. Гегель, Г. Эстетика. В 4-х т. / Г. Гегель; пер. с нем. Т. 1. М.: Издательство «Искусство», 1968. - 312 с.
42. Гегель, Г. Эстетика. В 4-х т. Г. Гегель; пер. с нем. Т. 3. М.: Издательство «Искусство», 1971.-621 с.
43. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1971. -464 с.
44. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. М.: Мысль, 2001. - 478 с. - ISBN 5244-00966-4.
45. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: В 7-ми т. / Н.В. Гоголь. Под общ. ред. С.И. Малинского и М.Б. Храпченко. М.: Худож. лит., 1978. - Т. 6. Статьи. — 559 с.
46. Гончаров, И.А. Собрание сочинений: В 8-ми т. / И.А. Гончаров. М.: Гослитиздат, 1955. - Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиография, избранные письма. - 576 с.
47. Горбунов, Б.А. Развитие эстетических потребностей в процессе художественного творчества / Б.А. Горбунов // Социально-гуманитарные знания. 2005. -№ 1.-С. 289-296. - ISBN 0869-8120
48. Григорьев, A.A. Эстетика и критика / A.A. Григорьев. М.: Искусство, 1980.-496 с.
49. Григорьева, Т.П. Философия красоты / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. 2007. - № 1. - С. 61-74.
50. Грофф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Грофф; пер.с англ. А. Андрианова, JI. Земской, Е. Смирновой. — 3-е изд. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 497 с. — ISBN 5-93509-004-Х.
51. Грякалов, A.A. Письмо и событие: эстетическая топография современности / A.A. Грякалов. СПб.: Наука, 2004. - 484 с.
52. Грякалов, A.A. Тематизация современности: от текста — к событию / A.A. Грякалов // Философские науки. 2004. - № 11. - С. 121-132.
53. Губерт, К., Кун, Г. История эстетики М., 2000. - Кн. 1. - 647 с.
54. Гулыга, A.B. Принципы эстетики / A.B. Гулыга.- М.: Политиздат, 1987. -286 с.
55. Гуревич, П.С. Человек будущего: мифы и реальность / П.С. Гуревич. — М.: Мол. гвардия, 1979. 175 с.
56. Гуренко, Е.Г. Проблема художественной интерпретации: (философский анализ) / Е.Г. Гуренко. Отв. ред. М.Ф. Овсянников, В.В. Целишев. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. -256 с.
57. Гусев, Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю.А. Гусев. Минск: Изд-во «Университетское», 1987. - 267 с.
58. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д.В. Скляднев. СПб.: Владимир Даль: Фонд «Университет», 2004. - 398 с. - ISBN 5-936150-17-8.
59. Декарт, Р. Сочинения: В 2 т. / Р. Декарт; пер. с лат. и фр. М.: Мысль, 1989.-Т. 1.-654 с.
60. Диденко, В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия /В.Д. Диденко. Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. - 199 с.
61. Дивненко, О.В. Эстетика / О.В. Дивненко. М. Аз, 1995. - 274 с.
62. Дидро, Д. Об искусстве: В 2-х т. / Д. Дидро; пер. с франц. JI.-M.: Искусство, 1936. - Т. 1. Мысли об искусстве. - 592 с.
63. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей; пер. с нем. М.: Интрада: ММ, 2001. - 159 с. - ISBN 5-87604-051 -7.
64. Джемс, У. Психология / У. Джемс; пер. с англ. / Под ред. JI. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.- 368 с. - (Классики мировой психологии).
65. Зеленов, JI.A. Типы мироосвоения / JI.A. Зеленов // Мир человека: теория и история мировоззрений. Сб. научн. трудов. Вып. 2. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. - 182 с. - ISBN 5-85746-115-4.
66. Зинченко, В.П. Восприятие и действие: автореф. дис.д-ра пед. наук / Зинченко В.П. М., 1966. - 49 с.68. Знание-сила, 1981, № 11.
67. Иванов, В.Г. Физика и мировоззрение / В.Г. Иванов. Л.: Знание, 1968. -19 с.
68. Иошкин, В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира / В.К. Иошкин // Вопросы философии. 2006. - № 8. - С. 15-28.
69. Макаренко, A.C. Педагогическая поэма / A.C. Макаренко. М.: Худож. лит., 1987.-623 с.
70. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. 766 с.
71. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия / М.С. Каган // Вопросы философии. 2001. - № 6. - С. 52-67.
72. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. Москва: Политиздат, 1974. - 328 с.
73. Канапацкий, А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А.Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. — 2004.-№2.-С. 201-211.
74. Кант, И. Сочинения в 6-ти т. / И. Кант; пер. с нем. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.И.Ойзермана М.: Мысль, 1966. Т. 5. - 564 с.
75. Касьян, A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография / A.A. Касьян. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. - 184 с. -ISBN 5-85219-026-8.
76. Карпинская, P.C. Социобиология. Критич. анализ / P.C. Карпинская. -М.: Мысль, 1988. 203 с. - ISBN 5-244-00016-0.
77. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры / В .Ж. Келле // Вопросы философии. 2005. - № Ю. - С. 38-54.
78. Кессиди, Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. 2007. - № 8. - С. 91-96.
79. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. -М., 1934. 384 с.
80. Комина, Э.В. Вербальная синестезия // Вестник МГУ. Серия Философия. 2006. - № 2. - С. 83-95. - ISSN 0201-7385, ISSN 0130-0091
81. Конев, В.А. Социальное бытие искусства / В.А. Конев. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1975. - 188 с.
82. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. М.: «Мысль», 1974. - 568 с.
83. Кошелев, А.Д. К общему определению игры / А.Д. Кошелев // Вопросы философии. 2006. - № 11. - С. 60-72.
84. Краткий словарь по философии. / Под общ. ред. Блауберга, И.В., Пантина, И.К. — з-е изд. М.: Политиздат, 1979. - 414 с.
85. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии.- 1992,- N 12.- С. 21 28.
86. Ксенофонтов, В.И. Духовность как экзистенциальная проблема / В.И. Ксенофонтов // Философские науки. 1991. - № 12. - С. 41-52.
87. Кукушкина, Е.И., Логунова, М.А. Мировоззрение, познание, практика / Е.И. Кукушкина, М.А. Логунова. Москва: Политиздат, 1989. - 303 с. - (Над чем работают, о чём спорят философы).
88. Куракина, Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи / Л.М. Куракина // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 3. - С. 229-241.-ISBN 0869-8120
89. Лишаев, С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография / С.А. Лишаев. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. 296 с. - ISBN 5-86465-058-7
90. Лекторский, В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструкивный реализм в эпистемологии / В.А. Лекторский // Вопросы философии. — 2005. -№ 8. С. 11-21.
91. Леонтьев, А.Н. Философия психологии / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 285 с. - ISBN 5-211-02628-4.
92. Логинов, A.A. Суть бытия / A.A. Логинов. Минск: Высшая школа, 1983.- 190 с.
93. Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев; Послесл. A.A. Тахо-Годи. Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. - 285 с.
94. Лосев, А.Ф. Форма Стиль - Выражение / А.Ф. Лосев. - Москва: Мысль, 1995. - 944 с. - (Библиотека «Философское наследие»).
95. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура А.Ф. Лосев. М.: Политиздат 1991 -. 525 с. - (Серия: Мыслители XX века).
96. Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. История эстетических категорий / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. М.: «Искусство», 1965. - 374 с.
97. Лосский, Н.О. Избранное / Н.О. Лосский. М.: Изд-во «Правда», 1991. - 622 с.
98. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. - ISBN 5250-01492-5.
99. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М.: Наука, 1978. - 127 с. — (Серия «Наука и технический прогресс»).
100. Малахов, В.А. Искусство и человеческое мироотношение / В.А. Малахов; АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1988. - 211 с.
101. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 416 с. - ISBN 593895-002-3.
102. Маниковская, М.А. Художественная культура как система / М.А. Маниковская // Философские науки. 2004. - № 4. - С. 105-129.
103. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 12. М.: Госполитиздат, 1958. - Т. 12. Апрель 1856 - январь 1859. - 879 с.
104. Мастера искусства об искусстве. Избр. Отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. / Под ред. A.A. Губера, В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. - Т.2. Эпоха Возрождения. - 1966. - 397 с.
105. Мелик-Пашаева, A.A. Психологические основы художественного творчества / A.A. Мелик-Пашаева // Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Мол. гвардия, 1997. - С. 324-378.
106. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.-439 с. - ISBN 978-5-8243-0833-4.
107. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики / В.И.Шинкарук, А.ИЛценко. Киев: Наук, думка, 1981. — 368 с.
108. Миронов, A.B. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России / A.B. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 2. - С. 39-67. - ISBN 0869-8120.
109. Михайлова, P.B. Духовность крестьянства России XX века. Социально-философский анализ / Р.В. Михайлова. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во.-1997.-222 с.
110. Монтень, М. Опыты: В 3 кн.: в 2 т. / М. Монтень; пер. с фр. М.: Изд-во центр «Терра», 1996. - Т. 1: Кн. 1-2. - 718 с. - ISBN 5-300-00353-0.
111. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. - 204 с.
112. Мотрошилова, Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. -2007.-№7.-С. 102-112.
113. Наумов, С.А. Эстетический вкус, его воспитание / С.А. Наумов. — Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 225 с. - ISBN 5-85746-269-Х.
114. Ницше, Ф. Сочинения в 2-х тт. / Ф. Ницше; пер. с нем. М.: Мысль, 1990. Т. 2.-829 с.
115. Новалис. Фрагменты / Новалис // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд. Моск.университета, 1980. - С. 94-107.
116. Овчинников, B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества / B.C. Овчинников. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. — 100 с.
117. Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К. Дремова. М.: Высшая школа, 1975. - 327с.
118. Пирадов, A.B. Эстетическая культура личности / A.B. Пирадов. Л. Знание, РСФСР, Ленингр. отд., 1978. - 35 с.
119. Платон. Сочинения: В 3-х т. / Платон; пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1970. Т.2.-611 с.
120. Плотин. Космогония / Плотин; пер. с латин. — М.: REFL-book: Вектор, 1998. 293 с. - ISBN 5-87983-024-1.
121. Поспелов, Г.Н. Эстетическое и художественное / Г.Н. Поспелов. М.: Искусство, 1984. - 325 с.
122. Потапова, З.М. Культурная ситуация конца XIX — начала XX в.: Итальянская литература. З.М. Потапова // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983 - Т. 8. - 1994. - С. 257-259.
123. Разин, A.B. Расширяющаяся вселенная и нравственная основа мира / A.B. Разин // Вестник МГУ. Серия Философия. 2007. - № 3. - С. 65-75. -ISSN 0201-7385, ISSN 0130-0091.
124. Рац, М. Материалы к понятию контекста / М. Рац // Вопросы философии. 2006. - № 3. - С. 77-89.
125. Речи и письма живописца Луи Давида. M.-JI., 1933. - 308 с.
126. Родченко, A.M., Степанова В.Ф. Сочинения. М.: Книга, 1989. - 643 с.
127. Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, мышления, психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-463 с.
128. Сагатовский, В.Н. Социальная синергетика и концепция доопределения бытия / В.Н. Сагатовский // Философские науки. 2007. - № 6. - С. 83-105.
129. Самохвалова, В.И. Творчество и энергия самоутверждения / В.И. Самохвалова // Вопросы философии. 2006. - № 5. - С. 34-46.
130. Селезнёв, М.А. Марксистско-ленинское мировоззрение коммунистическая убеждённость / М.А. Селезнёв // Формирование мировоззренческих представлений студенчества. Материалы симпозиума. 15-17 мая. 1973, Тарту [ТГУ], 1974. С. 41-51.
131. Смирнов, С.А. Бытие свободы или проблема культурной идентичности в ситуации онтологического перехода / С.А. Смирнов // Философские науки. 2004. - № 6. - С. 58-84.
132. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр; пер. с франц. со 2-го изд. A.M. Сухотина. М.: Логос, 1998. - 235 с. - ISBN 5-8163-0005-9.
133. Спиноза, Б. Сочинения: В 2 т. / Б. Спиноза; пер. с фр. СПб.: Наука, 1999. - Т. 1. - 488 с. - ISBN 5-02-026775-0.
134. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
135. Стёпин, B.C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / B.C. Стёпин и Л.Ф. Кузнецов. М.: ИФРАН, 1994. - 274 с. -ISBN 5-201-01853-Х.
136. Столович, Л.Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с. — (Над чем работают, о чём спорят философы).
137. Творчество в искусстве искусство творчества / Ред. И. Мартиндейл и др. - М.: Наука: Смысл, 2000. - 560 с.
138. Титма, М.Х. Методологические проблемы эмпирического исследования мировоззрения личности / М.Х. Титма // Формирование мировоззренческих представлений студенчества. Материалы симпозиума. 15-17 мая. 1973, Тарту [ТГУ], 1974. С. 58-75.
139. Тихомиров А.Н. Гюстав Кубе / А.Н. Тихомиров. М.: Искусство, 1965. - 190 с.
140. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: В 20-ти т / Под. общ. ред. H.H. Акоповой и др.. — М.: Худож. лит., 1964. Т. 15. Статьи об искусстве и литературе. — 479 с.
141. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений / Л.Н. Толстой. - М.: Гослитиздат, 1958. Серия первая-третья. - Т. 90. Произведения, дневники, письма 1835-1910.-475 с.
142. Федотов, Е.В. Понятие «дух» и «душа» в философском мировоззрении / Е.В. Федотов // Мир человека: теория и история мировоззрений. Сб. научн. трудов. Вып. 2. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997 - С. 84-88.
143. Философский словарь / Общ. ред. М.М. Розенталя 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с.
144. Философский энциклопедический словарь / Общ. ред. В.А. Малинина. -М.: Республика, 2003. 575 с. - ISBN 5-250-01794-0.
145. Фромм, Э. Душа человека: Сборник. / Э. Фромм; пер. с англ. М.: ACT, 1998. - 662 с. - ISBN 5-15-000777-3.
146. Чайковский и Н.Ф. фон-Мекк: переписка: В 3 кн. М.: Захаров, 2004. — Кн. 2. 1879-1881 годы.-С. 623-1304.-ISBN 5-8159-0391-4.
147. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. -М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
148. Человек как философская проблема и мировоззрение: (Гуманизм диалектическо-материалистического мировоззрения): сб. науч. трудов Владим. гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского; редкол. Б.Ф. Киктев (отв. ред) и др. Владимир; ВГПИ, 1982. - 142 с.
149. Черноволенко, В.Ф. Мировоззрение и научное познание / В.Ф. Черноволенко. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. — 173 с.
150. Чирва, В.Ф. Формирование коммунистических убеждений и условие воплощения их в действие / Творческая природа социалистического общественного сознания. М.: Мысль, 1980.- С. 54-77.
151. Чистяков М. Лев Толстой и Франция, «Литературное наследство» М., 1937.
152. Шадриков, В.Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. - 385 с.
153. Шапошников, Л.Е., Фёдоров, A.A. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников, A.A. Фёдоров. СПб.: Высшая школа, 2006. - 447 с. - ISBN 5-06-005109-9.
154. Шеллинг, В.Ф. Философия искусства / В.Ф. Шеллинг; Общ. ред. М.Ф. Овсянникова; пер. с нем. П.С. Попова. М.: Мысль, 1999. - 607 с. -(Классическая философская мысль).
155. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. / Ф. Шлегель; пер. с нем. Т. 1. М.: Искусство, 1983. - 479 с.
156. Шуртаков, К.П. Мировоззрение и методы его формирования. / К.П. Шуртаков. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 214 с.
157. Эккерман, И.П. Разговоры с Гёте. М.: Худ. Лит., 1981. 687 с.
158. Эфрос, A.B. Репетиция — любовь моя / A.B. Эфрос. Москва: «Искусство», 1975. - 319 с.
159. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994. 237 с. - 5-01-004302-5.
160. Юнг, К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К.Г. Юнг. Пер. с нем.; научн. ред. перевода В.А. Поликарпова. Мн.: ООО «Харвест», 2003. -384 с.
161. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс; пер. с нем. / Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - С. 288-418.
162. Breton, А. Balzac / А. Breton. Paris, 1905.
163. Chevalier, J. Pascal / J. Chevalier. Paris, 1923.
164. Lessing, G.E. Gesammelte Werke / G.E. Lessing. Berlin: Bd, 1968.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.