Творчество как акмеологическая составляющая личностно-профессионального развития психологов силовых структур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Назаров, Олег Викторович
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Назаров, Олег Викторович
Глава
2.1 2.
Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы исследованиям творчества как акмеологической составляющей личностно-профессионального развития^ психологов силовых структур Анализ основных подходов* к проблеме творчества в отечественной^ зарубежной психологии Акмеологические аспекты творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур
Акмеологическая модель творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур Экспериментально-психологическое исследование творчества: как акмеологической: составляющей; личностно-профессионального развития психологов силовых структур Методологический замысел исследования? Исследование влияния творчества на: эффективность, профессиональной! деятельности ш- личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур Исследование влияния? творческих способностей будущих психологов; силовых структур на эффективность, их подготовки к профессиональной деятельности и личностно-профессиональное развитие Повышение эффективности личностно-профессионального развития! и профессиональной подготовки психологов? силовых структур: за счет акмеологической; оптимизации их творческойсоставляющей
- Анализ подходов и основных методов развития творческих способностей
Повышение эффективности личностно-профессионального развития и профессиональной подготовки психологов силовых структур с помощью акмеологического тренинга Развитие творческих способностей у будущих психологов силовых структур в процессе учебных занятий в ВВУЗе Повышение эффективности профессиональной подготовки психологов силовых структур за счет оптимизации творческой составляющей педагогического взаимодействия Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Система психологической подготовки студентов - будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза2012 год, доктор психологических наук Зобнина, Татьяна Венеровна
Формирование профессиональной субъектности будущих психологов2010 год, кандидат психологических наук Миронов, Геннадий Анатольевич
Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста2004 год, кандидат психологических наук Фошина, Татьяна Николаевна
Развитие профессионального творчества государственных служащих средствами акмеологических технологий2006 год, кандидат психологических наук Ярошенко, Василий Владимирович
Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта2001 год, доктор педагогических наук Бегидова, Светлана Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество как акмеологическая составляющая личностно-профессионального развития психологов силовых структур»
Актуальность темы исследования
Свойственная современному этапу развития общества, динамика изменений, проявляется практически во всех сферах общественной- жизни, в специфике функционирования государственных институтов и работе'силовых министерств. Повышение интеллектуальной сложности стоящих задач и разнообразия условий, в которых они решаются, требуют от психологов силовых структур не только владения «технологической» составляющей профессиональной деятельности, но и высокого уровня развития личностных качеств, позволяющих проявлять гибкость, профессиональную мобильность, инициативу, эффективно действовать в, нестандартных, проблемных, неопределенных ситуациях, самостоятельно совершенствовать профессиональную компетентность. Данные требования- обусловливают необходимость высокого уровня личностно-профессионального развития современного психолога силовых структур, что в свою очередь предполагает активное и профессионально обоснованное использование творчества в профессиональной деятельности, а также его акмеологическое значение.
Несмотря на существующую регламентацию профессиональной деятельности, в.работе психологов силовых структур часто возникают,сложные профессиональные проблемы, требующие самостоятельного поиска сил, средств и способов их решения. Такие проблемы в значительной мере являются творческими задачами и соответственно не могут быть эффективно решены с помощью алгоритмизированных шаблонных действий.
Рассматривая подготовку и переподготовку психологов силовых структур можно отметить, что исходя из сложности системы профессиональной деятельности и решаемых задач, невозможно обеспечить требуемый профессиональный уровень специалиста, вооружив его суммой специальных знаний, умений и навыков. В то же время от него требуется эффективное решение всего спектра профессиональных проблем во всем многообразии условий. Очевидно, что решение данного противоречия будет заключаться в осознанном, профессионально обоснованном творчестве психологов силовых структур.
Помимо прагматического значения данной проблемы, необходимо отметить и гуманистический' аспект, связанный с необходимостью личностного развития и личностной самореализации в профессии психологов, работающих в силовых структурах, что также связано с уровнем и степенью проявления творчества.
Практика позволяет выявить противоречия между: ролью и значением творчества в процессе личностно-профессионального развития современного специалиста и недостаточной изученностью данного феномена в профессиональной деятельности психологов силовых структур;
- необходимостью оптимизации личностно-профессионального развития психологов силовых структур и недостаточностью существующих методов и средств эффективного использования творчества с учетом конкретной специфики профессиональной деятельности;
- усложняющейся системой требований государства и общества к качеству профессиональной подготовки психологов силовых структур и преобладающей ориентацией в ее процессе на «технологическую» составляющую, недостаточно учитывающую важность развития и реализации творческого потенциала специалиста, необходимого в сложных, малоопределенных, постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.
Состояние разработанности проблемы исследования
Психологические аспекты творчества и творческих способностей активно исследуются как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
В отечественной психологии широко представлены исследования творчества и как особого вида деятельности (И.П. Калошина, C.JI. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.) и как специфического вида активности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев).
В^'зарубежной шсихологии в,русле глубинного направления исследуются источники- творчества, специфика его влияния на психическое здоровье и развитие- личности-, роль и особенности проявления бессознательного- вФ творческом процессе (А% Адлер, 3. Фрейд, К.Г. Юнг и др.). В" работах представителей гуманистической психологии показана взаимосвязь творчества с развитием личности, различными формами самовыражения и уровнем самореализации (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). В рамках психометрического направления осуществляются попытки описать и исследовать креативность с помощью заданного набора параметров (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс).
Существенный вклад в психологическое изучение творчества внесли исследования. творческого (продуктивного) мышления-- (Э. Боно, A.B. Брушлинский, М. Вертгеймер, К. Дункер, М:М. Кашапов, В. Келер,
A.Mi Матюшкин, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, O.K. Тихомирова др.). Психологические аспекты творчества активно изучались в контексте проблемы соотношения интеллекта и креативности (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Груббер, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Р. Стернберг, JI. Термен, К. Тейлор, Е.П. Торренс и др.).
В психологии предпринимаются- попытки исследования* взаимосвязи ^творчества и личности (Т. Амабайл, Ф. Бэррон, Дж. Гилфорд,-В.Н. Дружинин, . Р. Кеттелл, М. Коллинз, К. Мартиндэйл, А. Маслоу, К. Роджерс,
М. Чиксентмихалий и др.).
Значительный теоретический и практический интерес представляют исследования психологических аспектов художественного творчества (Е.Я. Басин, JI.G. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, И.В. Страхов, 3. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), технического творчества (Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш,
B.И. Половинкин, A.M. Столяров и др.), научного творчества (Ж. Адамар, Н.В. Гончаренко, Б.М. Кедров, А.Н-. Лук, М.Г. Ярошевский и др.).
Представителями различных направлений активно осуществляется как разработка целостных программ, так и поиск отдельных методов, техник, факторов и условий повышения эффективности творчества и развития креативности (Т. Амабайл, Э. Боно, Т. Бьюзен, Ю.Б. Гатанов, У. Гордон, Р. Дилтс, В Н. Дружинин, М.В. Ермолаева, И.М. Кыштымова, Т. Любарт К. Муширу, А. Осборн, B.JI. Райков, Дж. Рензулли, Е.П. Торренс, Н.Ю.- Хрящева, М. Чиксентмихалий, E.JI. Яковлева и др.).
В акме о логических исследованиях обще-теоретические и конкретно-прикладные аспекты проблем творчества и креативности рассматриваются в контексте изучения процессов и механизмов совершенствования личности в жизни и профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, И.Г. Кочетков,
A.К. Маркова, О.В. Москаленко, Н.В. Кузьмина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов,
B.Н. Толмачев и др.):
В* рамках акмеологии осуществлены разноплановые исследования развития творчества и креативности (Е.П. Варламова, Н.Ф. Вишнякова, И.Л. Лаптева, В.А. Лузгин, A.C. Одинг, К.В. Петров, И.О. Сорокина, В.В. Ярошенко).
В трудах С.И. Жуковского, Н.И. Калакова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, Н.Д. Никандрова и других исследователей проанализированы и систематизированы механизмы развития профессионального творчества личности военнослужащего в специальной деятельности.
Проблемы личностно-профессионального развития в рамках психолого-педагогических и акмеологических исследований активно разрабатывались A.B. Авериным, Л.Н. Антилоговой, Л.И. Анцыфрровой, А.И. Артюхиной,
A.A. Бодалевым, Л.И. Божович, М.О. Будзяк, A.C. Гусевой, A.A. Деркачом, М.Ю. Дикановой, В.М. Дьячковым, Е.С. Дьячковой, В.Г. Зазыкиным, Л.И. Катаевой, Е.А. Климовым, И.М. Кондаковым, Н.И. Конюховым, Т.В. Кудрявцевым, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптевым, А.К. Марковой, Л.м: Митиной, В.Г. Михайловским, О.В. Москаленко, H.A. Позниной,
B.А. Полянской, H.A. Ручковой, И.Ш. Шавалиевой, Е.Г. Чирковской и др. В этих исследованиях рассматриваются проблемы профессиональной адаптации личности, влияния различных социально-психологических и акмеологических условий и факторов на личностно-профессиональное развитие, а также его содержание и особенности, обусловленные профессиональной спецификой или s характером профессионального образования.
В ряде акмеологических исследований рассматриваются различные аспекты личностно-профессионального развития психологов (В.В. Кульбери,
A.JI. Ласыгин, Л.В. Темнова).
Исследованию различных аспектов профессиональной деятельности и профессиональной подготовки психологов силовых структур посвящены работы И.Ф. Баширова, E.H. Гущиной, Е.В. Дежуровой, А.Г. Караяни, Г.К. Копыловой, П.А. Корчемного, М.С. Коданевой, Ю.Н. Кравцовой,
B.В. Кулишова, Г.В. Малебашевой, • B.C. Николина, Г.В. Протасовой, H.H. Радул, OiB. Самофаловой, Ю.Б. Степановой, И.В. Сыромятникова и др.
Наряду с наличием достаточно разносторонних и глубоких исследований, посвященных различным проблемам творчества, личностно-профессионального развития и различным аспектам профессиональной деятельности психологов силовых структур, роль и значение творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии психологов силовых .структур исследованынедостаточно, что в силу специфики деятельности является значимой проблемой, требующей научно обоснованного решения.
Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявить особенности творчества как акмеологической составляющей личностно-профессионального развития психологов силовых структур и возможности его оптимизации.
Объект исследования — личностно-профессиональное развитие ; психологов силовых структур.
Предмет исследования - акмеологические особенности влияния творчества на личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур.
Гипотезы исследования
Осознанное творчество психологов силовых структур, разрешая закономерно возникающие, в силу сложности системы профессиональной деятельности противоречия, обеспечивает гармоничное взаимодействие личности и профессии и является ключевой акмеологической составляющей личностно-профессионального развития.
Акмеологические особенности влияния творчества на личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур определяются диалектической системной взаимосвязью специфики деятельности и личности ее субъекта, включающей как уровень креативности, так и ряд личностных особенностей, выступающих условиями ее проявления. Наличие только креативности непосредственно не обеспечивает проявление творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур.
В целях эффективного проявления творчества и оптимизации личностно-профессионального развития психологов силовых структур развитие их творческих способностей целесообразно осуществлять с позиций акмеологического подхода, направляя основные усилия как на развитие способностей к обнаружению и гармоничному разрешению противоречий, возникающих в системе профессиональной деятельности, так и на формирование личностных особенностей, обеспечивающих проявление творчества.
Эффективности профессиональной подготовки и личностно-профессиональному развитию будущих психологов силовых структур способствует уровень развития их творческих способностей, степень сформированности личностных особенностей, обеспечивающих проявления творчества, а также придание творческого характера педагогическому взаимодействию.
Задачи? исследования
1. Обобщить основные психологические подходы к проблеме творчества и развитию творческих способностей.
2. Рассмотреть сущность и основные акмеологические аспекты творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур.
3. Разработать акмеологическую модель творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур.
4. Выявить акмеологические особенности влияния творчества на личностно-профессиональное развитие, эффективность профессиональной деятельности и профессиональной подготовки психологов силовых структур.
5. Экспериментально проверить и обосновать возможности повышения эффективности личностно-профессионального развития и профессиональной подготовки психологов силовых структур за счет акмеологической оптимизации их творческой составляющей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские представления ^ диалектике развития бытия, личностный принцип и субъектно-деятельностный подход C.JI. Рубинштейна, положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, положения системного подхода Б.Ф. Ломова; представление о творчестве человека как об одной из конкретных форм проявления механизма развития в ходе взаимодействия Я.А. Пономарева; представления о творчестве как о ситуативно не стимулированной продуктивной деятельности Д.Б. Богоявленской; положения концепции поисковой активности B.C. Ротенберга; взгляды на взаимосвязь творчества и личности представителей гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса; представления о роли и закономерностях функционирования бессознательного 3. Фрейда и К.Г. Юнга; положения психологической концепции профессионализма А.К. Марковой, подход к пониманию предмета психологии труда и профессиональному самоопределению, а также системное рассмотрение профессионального труда Е.А. Климова; взгляды на взаимосвязь профессионального и личностного развития Б.Г. Ананьева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой и др. Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода, отраженного в работах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик. Использовались: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки, контент-анализ документов. В1 качестве диагностических инструментов применялись: тесты креативности Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса, методика С. Медника (в отечественной адаптации - тест речемыслительной креативности), методика определения индекса самоактуализации А. Джоунса и Р. Крендалл. Весь комплекс использованных научных методов и методик был объединен в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ с помощью методов математической статистики, включающих корреляционный и кластерный анализы, а также критерии оценки значимости различий, реализованными в программах Microsoft Excel и SPSS.
Эмпирическая база исследования. Основную выборку исследования составили психологи силовых структур, а также руководители среднего звена. В качестве экспертов привлекались должностные лица, осуществляющие руководство деятельностью психологов силовых структур и преподаватели, осуществляющие профессиональную подготовку психологов и имеющие опыт психологической работы в силовых министерствах, всего 55 человек. Выборка формировалась на основе материалов ведомственной статистики. Всего в исследовании приняли участие 320 человек, из них 243 — это психологи силовых структур.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась выбором релевантного методологического основания,, опорот на известные и проверенные в научном отношении теоретические положения- сопоставлением: получаемых данных и разнообразием; применяемых исследовательских процедур? и методик, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
1. Выделеньь ключевые категории, с учетом^ которых целесообразно осуществлять психолого-акмеологическое рассмотрение творчества: «процесс», «взаимодействие», «противоречие», «гармония», «свойство», «многогранность» «активность», «личность», «отражение»; Уточнено понятие «творчество» с учетом его» психолого-акмеологического аспекта. Выявлена основная специфика существующих программ, методов и приемов развития, творческих способностей.
2. Уточнено содержание понятия творчества как: акмеологической-составляющей личностно-профессионального развития психологов силовых структур, показано, что его характеризуют внутренняя мотивация, активность субъекта деятельности, направленная на гармоничное разрешение возникающих в профессиональной деятельности субъективных и объективных противоречий, а также отражение и профессионально эффективное использование многообразия и многогранности элементов, свойств, внешних и внутренних связей и закономерностей функционирования системы деятельности. Установлено, что осознанное проявление творчества в процессе профессиональной деятельности является ключевой составляющей личностно-профессионального развития психологов силовых структур.
Выявлены основные акмеологические аспекты творчества, определяющие особенности влияния творчества на личностнопрофессиональное развитие психологов- силовых структур. Показано, что такими аспектами являются «деятельностно-творческий», обусловленный взаимосвязью творчества и профессиональной деятельности, и «личностно-творческий», обусловленный взаимосвязью творчества и личности субъекта деятельности. Установлено, что акмеологические особенности творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур определяются тем, что проявление творчества в их профессиональной деятельности обусловлено диалектической системной взаимосвязью специфики деятельности и личности ее субъекта, включающей как уровень креативности, так и ряд личностных особенностей, выступающих условиями ее проявления.
3. Разработана акмеологическая модель творчества в личностно-профессиональном развитии- психологов силовых структур, в качестве основных компонентов- которой- были выделены элементы системы профессиональной деятельности и их взаимодействие, личность специалиста, включающая творческий потенциал, и внутренние условия его проявления, а также непосредственно проявление творчества в профессиональной деятельности, включающее в себя ряд этапов, осуществляемое на различных уровнях и на основе сформулированных принципов, обеспечивающих его профессиональную эффективность.
Показан процесс функционирования модели, обеспечивающий профессионально эффективное проявление творчества и личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур. Доказательно представлено, что предложенная теоретическая модель творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур обладает нормативными и прогностическими возможностями.
4. Выявлены акмеологические особенности влияния творчества на эффективность профессиональной деятельности и личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур. Выделены личностные особенности, определяющие проявление творчества в профессиональной деятельности. Выделены наиболее типичные противоречия, возникающие; в; различных: подсистемах профессиональной; деятельности психологов; Определены возможности: использования творчества в; профессиональной деятельности психологов^ силовых структур в. целях повышения* эффективности^ деятельности и; личностно-профессионального" развития ее субъектов. Выявлен характер влияния уровня развития творческих способностей, наг, эффективность процесса профессиональной- подготовки будущих психологов.
Выделены типы психологов силовых структур, основанные, на различных вариантах сочетания уровней креативности и выраженности личностных условий? проявления творчества: «Креативный- профессионально-деятельный^ (активный)»; «Креативный; профессионально-пассивный»; «Низкокреативный профессионально-деятельный»; «Низкокреативный; профессионально-пассивный» Установлена- значимость отличий» различных типов В' степени^ проявления творчества; в профессиональной^ деятельности, эффективности^ деятельности и некоторых ее особенностях (частоте и; интенсивности трудных ситуаций:, степени субъективной сложности),, уровнях самореализации и характере отношения к профессии:
5; Обоснованы и; экспериментально апробированы способы повышения эффективности личностно-профессионального развития и профессиональной подготовки психологов силовых структур, основанные на оптимизации использования их творческой составляющей. К таким способам отнесены: акмеологический тренинг повышения креативности психологов силовых структур, обеспечивающий эффективное развитие творческих способностей и личностных условий проявления творчества, позитивно влияющий на эффективность профессиональной деятельности и личностно-профессиональное развитие: ее субъектов, курс «Психология творчества», обеспечивающий эффективное: развитие творческих способностей будущих психологов, а также методика проведения занятий с будущими психологами силовых структур, основанная на усилении творческой составляющей педагогического взаимодействия в процессе обучения. Доказательно представлено, что предложенная методика позволяет существенно повысить эффективность профессиональной подготовки будущих психологов за счет прицельной ориентированности на решение конкретной проблемы в индивидуальной системе знаний каждого обучаемого, повышения уровня активности обучаемых в процессе занятия, активизации рефлексии обучаемыми-собственных профессиональных знаний и проблемных моментов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что творчество психологов силовых структур рассмотрено системно, с учетом комплекса взаимосвязей феномена с деятельностью и ее субъектом. Полученные результаты исследования существенно конкретизируют, дополняют и углубляют знания о творчестве в. профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии как комплексном явлении, обогащая пространство его понимания в психологии и акмеологии. Разработанная теоретическая модель творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур имеет нормативный и прогностический характер и обеспечивает эффективное проявление, оценку и развитие творчества психологов, работающих в силовых структурах. Предложенное понимание сущности творчества психологов силовых структур и выделенные акмеологические аспекты, обусловливающие особенности его проявления в деятельности и личностно-профессиональном развитии, могут способствовать эффективности дальнейших психологических исследований этого феномена.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы как органами управления, так и самими субъектами деятельности для повышения эффективности личностно-профессионального развития и профессиональной деятельности психологов, работающих в силовых структурах, повышения уровня личностной и профессиональной самореализации и формирования позитивного отношения к профессии. Разработанные тренинг, методика проведения занятия и учебный курс могут применяться в целях эффективного развития творческих способностей и повышения эффективности профессиональной подготовки будущих психологов силовых структур и повышения их профессиональной квалификации. Полученные данные могут быть использованы для принятия управленческих решений в целях оптимизации деятельности и личностно-профессионального развития психологов силовых структур. Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по общей психологии, психологии профессиональной деятельности, психологии личности, педагогике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования изложены в публикациях автора, докладывались на заседании круглого стола в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ (Москва, 2004 г.), обсуждались на семинаре «Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики» в Институте психологии РАН (Москва, 2009 г.), на заседаниях кафедры психологии Военного университета МО РФ и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (Москва, 2010 г.), использовались в процессе повышении квалификации психологов силовых структур на высших академических курсах при Военном университете МО РФ.
Положения, выносимые на защиту
1. В психолого-акмеологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска и реализации личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, возникающих в процессе внутрисубъектных или субъект-объектных взаимодействий. Разрешение противоречий обеспечивается отражением, выражением и использованием многообразия и многогранности элементов, связей, свойств и закономерностей, в частном случае — ситуации, а в глобальном — бытия для повышения эффективности функционирования и развития.
Основная специфика существующих программ, методов и приемов развития творческих способностей связана с характером выделяемых их авторами основных противоречий, препятствующих эффективности творчества, особенностями используемых средств и организации различных видов взаимодействий, позволяющих разрешать соответствующие противоречия в творческом процессе.
2. Творчество как акмеологическая составляющая личностно-профессионального развития психологов силовых структур представляет собой внутренне мотивированный процесс активного поиска и реализации личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, возникающих в профессиональной деятельности.
Проявление творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур имеет два основных диалектически взаимосвязанных акмеологических аспекта: «деятельностно-творческий», обусловленный взаимосвязью творчества и профессиональной деятельности и включающий влияние профессиональной деятельности на специфику проявления творчества и влияние творчества на профессиональную деятельность, и «личностно-творческий» обусловленный взаимосвязью творчества и личности субъекта деятельности, включающий влияние личности на специфику проявления творчества и влияние творчества на личность.
3. Акмеологическая модель творчества в личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур представляет собой систему взаимодействия элементов профессиональной деятельности, творческого потенциала субъекта деятельности и личностных особенностей, обеспечивающих его проявление в профессиональной деятельности.
Функционирование модели, обеспечивающее профессионально эффективное проявление творчества и личностно-профессиональное развитие, описывается следующими положениями:
- в силу сложности системы профессиональной деятельности психологов силовых структур в процессе взаимодействия ее элементов возникают различного рода противоречия, препятствующие эффективности деятельности;
- данные противоречия, отраженные личностью субъекта деятельности, становятся профессиональной проблемой, требующей решения; при наличии креативности и соответствующих личностных особенностей осуществляется проявление творчества, которое направляется на поиск потенциальных возможностей гармоничного разрешения противоречий, обеспечивающих решение возникшей проблемы;
- поиск решения осуществляется на основе взаимодействия сознательного и бессознательного уровней психики, обеспечивающего отражение и использование многообразия и многогранности элементов, связей, свойств и закономерностей функционирования системы деятельности для достижения гармоничного взаимодействия? между ними, позволяющего решить возникшую проблему и повысить эффективность профессиональной-деятельности, а также уровень личностно-профессионального развития-ее субъекта:
4. Влияние* деятельности на специфику проявления творчества обусловливается- тем, что сложность и многоаспектность отдельных элементов деятельности и всей системы деятельности психологов силовых структур с учетом' совокупности реальных условий, в которой она осуществляется, неизбежно приводят к возникновению противоречий' в ее функционировании, которые могут негативно сказываться на полноте реализации целей и эффективности решения профессиональных задач. Соответственно, для повышения эффективности деятельности, помимо наличия и регламентации самой системы деятельности, необходимо включение в нее универсального элемента, детерминирующего придание системе деятельности свойства, обеспечивающего разрешение и в идеальном варианте - эффективное использование возникающих противоречий, что может достигаться с помощью осознанного творчества психологов силовых структур.
Влияние творчества на профессиональную деятельность заключается в том, что осознанное, профессионально обоснованное проявление творчества в профессиональной деятельности психологов силовых структур способствует повышению ее эффективности за счет разрешения возникающих противоречий в таких подсистемах деятельности, как: «внешне - заданная цель - уровень деятельности — внутренняя цель - субъект деятельности - ситуация»; «цель - предмет деятельности - научная основа деятельности - субъект деятельности - ситуация»; «цель - методы - объект (изучения, управления) -субъект деятельности - ситуация»; «цель - объект деятельности - ситуация -субъект деятельности».
Влияние личности на творчество заключается в том, что наличие креативности непосредственно не определяет проявление творчества в профессиональной деятельности психологов силовых структур, а опосредуется рядом личностных особенностей: степенью активности в трудных ситуациях, уровнем внутренней мотивации- к использованию творчества в профессиональной деятельности-и реализации своего потенциала, отсутствием страха^ перед проявлением творчества, внутренним- локусом контроля относительно возможных ограничений в профессиональной деятельности, творческим отношением к профессиональной деятельности.
Влияние творчества на личность заключается в том, что проявление творчества в профессиональной деятельности способствует профессиональной и личностной самореализации психологов силовых структур, что - обеспечивает личностно-профессиональное развитие и формирование позитивного отношения к профессии.
Различные варианты сочетаний уровней креативности и степени выраженности условий проявления творчества: высокая креативность и наличие выраженности условий; высокая креативность и отсутствие выраженности условий; низкая креативность и наличие выраженности условий; низкая креативность и отсутствие выраженности условий задают определенные акмеологические типы психологов силовых структур: «креативный профессионально-деятельный (активный)»; «креативный профессионально-пассивный»; «низкокреативный профессионально-деятельный»; низкокреативный профессионально-пассивный», при этом наиболее оптимальным, с точки зрения личностно-профессионального развития, является креативный профессионально-деятельный тип.
5. Исходя из специфики «деятельностно—творческого» и «личностно— творческого» аспектов творчества в деятельности психологов силовых структур в целях личностно-профессиональной эффективности проявления творчества развитие творческих способностей у психологов целесообразно осуществлять с позиций акмеологического подхода, направляя основные усилия как на развитие способностей к прогнозированию, обнаружению и гармоничному разрешению противоречий, возникающих в системе профессиональной деятельности, так и на формирование личностных особенностей, обеспечивающих проявление творчества. В качестве одного из эффективных средств реализации данной цели может являться разработанный автором акмеологический тренинг развития креативности.
В целях повышения эффективности личностно-профессионального развития психологов силовых структур в процессе профессиональной подготовки необходимо осуществлять как развитие их творческих способностей, так и формирование личностных условий проявления творчества, а также оптимизировать педагогическое взаимодействие в процессе обучения за счет, усиления его творческой составляющей, обеспечивающей разрешение возникающих противоречий и, соответственно, личностно-профессиональное развитие. В качестве эффективных средств реализации данных целей могут выступать использование разработанного автором курса «Психология творчества», методики проведения «Занятия по запросу» и выявленных аспектов формирования творческих способностей будущих психологов в процессе обучения.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии1996 год, доктор психологических наук Вишнякова, Наталия Федоровна
Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров2011 год, кандидат психологических наук Галкина, Юлия Ивановна
Психолого-акмеологическая модель преодоления диссинхронии психического развития студентов в период профессиональной подготовки2010 год, кандидат психологических наук Рябов, Оскар Раифович
Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих2007 год, кандидат психологических наук Сорокина, Ирина Остаповна
Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования2001 год, доктор психологических наук Темнова, Лариса Витальевна
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Назаров, Олег Викторович
Выводы, полученные в результате теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы органами, осуществляющими руководство деятельностью психологов силовых структур для повышения эффективности профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития ее субъектов. Полученные результаты также могут использоваться преподавательским составом ВУЗов для повышения эффективности подготовки и личностно-профессионального развития будущих психологов силовых структур.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокое изучение психологических механизмов творчества как акмеологической составляющей личностно-профессионального развития с учетом совокупности общих и специфических факторов, изучение тендерных особенностей творчества в условиях профессиональной деятельности психологов силовых структур, разработку и валидизацию диагностического инструментария, создание психолого-акмеологических средств обеспечивающих эффективность творчества психологов силовых структур с учетом специфики решаемых задач, уровня профессиональной подготовки, уровня креативности и наличия различных видов ресурсов.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило основные гипотезы, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту. В исследовании выявлены основные особенности творчества как акмеологической составляющей личностно-профессионального развития психологов силовых структур и возможности его оптимизации
В результате проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Творчество как акмеологическая составляющая личностно-профессионального развития психологов силовых структур представляет собой внутренне мотивированный процесс активного поиска и реализации личностью субъекта деятельности потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, возникающих в профессиональной деятельности, обеспечиваемый отражением и использованием многообразия и многогранности элементов, свойств, внешних и внутренних связей и закономерностей функционирования системы деятельности для достижения- профессионально-эффективного взаимодействия между ними.
2. Осознанное творчество психологов силовых структур, дополняя ее нормативную составляющую, является необходимым универсальным элементом системы деятельности, обеспечивающим ее эффективность и личностно-профессиональное развитие субъектов деятельности за счет разрешения и профессионально-эффективного использования возникающих, в силу сложности деятельности, противоречий, субъективно отражаемых как требующие разрешения проблемные ситуации.
3. Акмеологические особенности влияния творчества на личностно-профессиональное развитие психологов силовых структур определяются диалектической системной взаимосвязью специфики деятельности и личности ее субъекта, включающей как уровень креативности, так и ряд личностных особенностей выступающих условиями ее проявления. Наличие только креативности непосредственно не обеспечивает проявление творчества в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии психологов силовых структур.
4. Инициируясь осознанием профессиональной проблемы, творческий поиск решения осуществляется на основе взаимодействия сознательного и бессознательного уровней психики обеспечивающего отражение и использование многообразия и многогранности элементов, связей, свойств и закономерностей функционирования системы деятельности для достижения профессионально-эффективного взаимодействия между ними, позволяющего в частном случае решить возникшую проблему и реализовать конкретную цель, а, в общем, повысить эффективность профессиональной деятельности.
5. Проявление творчества психологами силовых структур опосредуется рядом личностных особенностей, обеспечивающих профессионально-эффективную реализацию творческого потенциала (креативности) субъекта деятельности, что ведет к повышению уровня его самореализации и способствует формированию позитивного отношения к профессии.
6. В целях профессионально эффективного проявления творчества и оптимизации личностно-профессионального развития психологов силовых структур развитие их творческих способностей целесообразно осуществлять с позиций акмеологического подхода, направляя основные усилия как на развитие способностей к обнаружению и гармоничному разрешению противоречий, возникающих в системе профессиональной деятельности, так и на формирование личностных особенностей, обеспечивающих проявление творчества.
7. Эффективности профессиональной подготовки и личностно-профессиональному развитию будущих психологов силовых структур способствует уровень развития их творческих способностей, степень сформированности личностных особенностей обеспечивающих проявления творчества, а также придание творческого характера педагогическому взаимодействию.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Назаров, Олег Викторович, 2010 год
1. Акмеология / Под общей редакцией А.А.Деркача. М.: РАГС, 2004. -596с.
2. Акмеологический словарь / Под общей редакцией A.A. Деркача. М.: РАГС, 2004.- 161с.
3. Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. -320с.
4. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Советская Россия, 1977.-254с.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 112с.
6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, Наука, 1991. 132с.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1996. 372с.
8. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2005. 578с.
9. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин O.A. Методологические проблемы военно-психологических исследований. М.: СГИ, 2000. 527с.
10. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М.: ВЛАДОС, 2004.-304с.
11. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. 335с.
12. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985: 86с.
13. Батищев Г.С. Философское наследие С.Л .Рубинштейна и проблематика креативности //Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. 237с.
14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 1997. 464 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -353с.
16. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: Дис. . канд. психол. наук. М., 2006. 210с.
17. Башмаков Д.И., Владимиров Д.И., Грачев В.А. и др. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / Под ред. В.А. Грачева. М.: СГИ, 2001. 378с.
18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
19. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320с.
20. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1998. 189с.
21. Боно Э. Латеральное мышление. Мн.: Попурри, 2005. 205с.
22. Борев Ю.Б.- Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511с.
23. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1999.-304с.
24. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: Авотс, 1981. -254с.25; Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Дисс. .канд. психол. наук. М.,1997.- 186с.
25. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека, рефлексивно-инновационный подход. М.: Логос,1998.-328 с.
26. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 97с.
27. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.- 132с.
28. Вачков. И.В., Гриншпун A.C., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». Воронеж: Модэк, 2002. 464 с.
29. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Наука, 1988. 342с.
30. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дис. . доктора психол. наук: М., 1996. -394 с.
31. Волков П.В*. Разнообразие человеческих миров. М.: Аграф, 2000. -570с.
32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.: Издательство МГУ, 1967. 86с.
33. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
34. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: СГУ, 2001. 220с.
35. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. СПб.: Иматон, 1997.- 129с.
36. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.- 185с.
37. Голованова A.A. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: Дис. . канд. психол. наук. Казань, 2003. 192с.
38. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Наука, 1991. 371с.
39. Грачев В.А. Теория и практика личного успеха. М.: СГУ., 2002. -293с.
40. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. 283с.
41. Гримак Л .П. Общение с собой. М.: Наука, 1991. 221 с.
42. Грузенберг С. Психология творчества. М.: Прогресс, 1971. 277с.
43. Гущина E.H. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел: Дис. .канд. канд. психол. наук. Кемерово, 2006. 228 с.
44. Дежурова E.B. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола: Дис. .канд. психол. наук. Рязань, 2009. 201 с.
45. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. -320с.
46. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2.М.: РАГС, 2000. 480с.
47. Деркач A.A. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития будущих специалистов. М.: РАГС, 2010. 76с.
48. Джозеф О'Коннор, Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Академия, 1998. — 328с.
49. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 235с.
50. Дилтс Р. НЛП: управление креативностью. СПб., Питер, 2003. -320с.
51. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 101-111.
52. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-216с.
53. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368с.
54. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол. журн. 1994.№ 4. С. 85-89
55. Дункер О., Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 86-234.
56. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Воронеж: Модэк, 2005. 302с.
57. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. М.: МГУ, 1990. 361с.
58. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, УГППУ, 1997. -244 с.
59. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов.-СПб., Речь, 2004. 134с.
60. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. М.: Военный университет, 1997. 110с.
61. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-273с.
62. Капиренкова О.Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Дис. .канд. психол. наук. М., 2004. 195с.
63. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 432с.
64. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М.: Академия, 2007. 208с.
65. Катаева Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. А.А.Деркача. М.: РАГС, 2006.-210с.
66. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: Ось-89, 2005. — 72с.
67. Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса/УВопросы психологии. 2007. №3, С.32-37
68. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.-275с.
69. Климов Е.А. Как выбирать профессию. 2-е изд., доп. и дораб., М.: Просвещение, 1990.- 159с.
70. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 2004. 335с.
71. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007. 424с.
72. Ковалева Г. В. Взаимосвязи когнитивных, личностных и нейродинамических характеристик креативности: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2002. 193с.
73. Коданева М.С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы: Дис. .канд. психол. наук: М., 2008.-268 с.
74. Константинов А. Е. Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005.-25с.
75. Копылова Г.К. Предпосылки эффективности деятельности практического психолога органов внутренних дел: Дис. . канд. психол. наук. М., 1997.- 242 с.
76. Короткое Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. 130с.
77. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к активным боевым действиям в условиях современной войны: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1990. -290с.
78. Корчемный П.А. Военная психология. М.: ОВД, 2005. 351с.
79. Кравцова Ю.Н. Профессиональное становление психолога уголовно-исполнительной системы и пути его оптимизации: Дис. . канд. психол. наук. М., 2005. 360 с.
80. Кузьмина Е.И. Психология свободы. Теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 338 с.
81. Кулишов В.В. Психологическая модель профессионально важных качеств будущего военного психолога. Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.-24с.
82. Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск, 2002. 176с.
83. Лаптева И.Л. Оптимизация развития творческого потенциала государственных служащих средствами акмеологического тренинга: Дис. . канд. психол. наук. М., 2006. 226 с.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005.-370с.
85. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Матер, чтений памяти Л.С.Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214-223.
86. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо, 2003. -542с.
87. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии //Психол. журн. 1989. № 4. С.26-32
88. Лузгин В.А. Акмеологические особенности развития профессионального творчества руководителя: Дис. . канд. психол. наук. М., 2004. 262 с.
89. Лук А.Н: Проблемы научного творчества. М.: Наука, 1980. 276с.
90. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности: Дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005. — 173с.
91. Малебашева Г.В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины: Дис. канд. психол. наук. М., 2006. 168с.
92. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Академия, 1996. -308 с.
93. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. 351 с.
94. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. Воронеж: Модэк, 2003.-317с.
95. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1994. 325с.
96. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская .Н., Адаскина A.A., Чубук Н.Ф Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс+, 2006.- 112 с.
97. Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско-ленинской философии. Ленинград: Наука, 1981.-204с.
98. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001. 230с.
99. Назаров О.В. Психика как объект информационно психологического воздействия//Научный сборник. М.: ВАГШ, 2007. 138с.
100. Назаров О.В. Повышение эффективности обучения с помощью проведения занятия на основе запроса обучаемых//Инновации в образовании. 2008. №4. С. 104-111
101. Назаров О. В. Творчество и креативность в профессиональной деятельности военного психолога//Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. №3. С.74-76
102. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь. 2004. -392с.
103. Опыт организации и проведения мероприятий психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ГУВР, 2008. -240 с.
104. Петров К. В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся: Автореф. дис. д-ра педаг. наук. М., 2008. -35с.
105. Платон. Диалоги. М.: Академия, 2004. 47с.
106. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 236с.
107. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, 185с.
108. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.-198с.
109. Протасова Г.В>. Развитие профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: Дис.канд. психол. наук. Рязань, 2004. 277 с.
110. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2007. 480 с.
111. Психология и психотерапия в условиях воинской деятельности//Под ред. А.Н.Харитонова и П.А. Корчемного. М.: ВУ, 2001. 179с.
112. Психология мышления. Сб. переводов / Под. ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. -358с.
113. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Под. ред. Я. А Пономарева. М:: Наука, 1990. 210с.
114. Психология художественного творчества. Хрестоматия//Составитель К.Сельчёнок. Мн.: «Харвест», 2003. 386с.
115. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: МГУ, 2003.-316с.
116. Пушкин В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М.: Наука, 1967.-212с.
117. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности/Авторский коллектив под ред. А. А. Деркача. М.: Красная площадь. 1996. 400с.
118. Радул H.H. Особенности профессиональной самореализации военного психолога: Дис. . канд. психол. наук. М., 2001. 180с.
119. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения, Мн.: Харвест, 2001. 253с.
120. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
121. Ротенберг В. С. Образ Я и поведение.- Материалы с сайта http://rj ews.net/vrotenberg/book.htm
122. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. -530с.
123. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2004.-512с.
124. Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 147с.
125. Руковдство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ГУВР, 2007. 85с.
126. Самофалова О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов (на примере Академии ФСИНРоссии): Дис.канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 254 с.
127. Селезнева Е.В. Общая акмеология. Учебное пособие / под общей ред. А.А.Деркача. М.: РАГС, 2009. 215с.
128. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Питер, 2007.-310с.
129. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. 175с.
130. Сорокина И.О.Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. . канд. психол. наук. М., 2007.- 176 с.
131. Степанов С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: Дис. . канд. психол. наук. М., 1984.- 175с.
132. Степанова Ю.Б. Совершенствование профессиональной подготовки психологов в вузе МВД России: Дис.канд. педаг. наук. СПб., 2008. 205с.
133. Столяров А. М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М.: Наука, 1988. 184с.
134. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. М.: ВУ, 2000. 165с.
135. Техническое творчество: теория, методология, практика/Под ред. В.И. Половинкина, В.В. Попова. М.: Прогресс, 1995. 408с.
136. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2005. 289с.
137. Толмачев В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества: Дис. . канд. психол. наук. М., 1998.- 162 с.
138. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство. СПб.: Питер, 1998.-76с.
139. Утлик Э. П. Психология личности. М.: ЮНИТА, 2003.- 56 с.
140. Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1991. -532с.
141. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. -370с.
142. Хрестоматия по общей психологии. Человек субъект познания./ Под. Ред. В.В. Петухова. М.: Академия, 2002. - 342с.
143. Хрящева НЮ. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2004. -184с.
144. Хрящева H.IO., Макшанов С. И. Тренинг креативности. СПб.: Ювента, 1999. 127с.
145. Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. 430с.
146. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Дис. . канд. психол. наук. М., 2000: — 165с.
147. Чирковская, Е.Г. Личпостно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности: Дис. . канд. психол. наук. М., 1998.- 183 с.
148. Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: Союз, 1997. 83с.
149. Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства/ Под ред. Е.Я. Басина. М.: Смысл, 2002. 212с.
150. Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Мн.: Харвест, 2003.-275с.
151. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.: СГУ, 2001. 127с.
152. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 131с.
153. Яковлева Е.Л. Психология развития- творческого^ потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 168с.
154. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии//Вопросы психологии, 1985. № 6. С.72-79
155. Ярошенко В.В. Развитие профессионального творчества государственных служащих средствами акмеологических технологий: Дис. . канд. психол. наук: М-., 2006.- 233 с.
156. Amabile Т.М. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, # 4, p. 333-336.
157. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76-98.
158. Csikszentmihalyi Ml Creativity Flow and the Psychology of Diskovery and Invention. New York: HarperCollins Publishers, 1996. P. 46-58.
159. Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg, J. Davidson (eds.). Conception of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1990. P. 201 -222.
160. Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994. P. 271-297.
161. Martindale C. Personality, situation and creativity // Glover J.A., Ronning R.R., Reynolds C.R. (eds.) Handbook of creativity. N.Y.: Plenum. 1989. P. 211 — 232.
162. Simonton D. Creativity, leadership and chance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76-98.
163. Tardif Т., Sternberg R. What we know about creativity? // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 429- 446.
164. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the te166. sting // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43-75.
165. Методика диагностики творческого мышления Дж.Гилфорда.
166. Субтест № 1. «Использование предметов ( варианты употребления)».
167. Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предметов. Инструкция зачитывается устно( для всех субтестов) время выполнения 3 мин. Ответы записывают сами испытуемые.
168. Задача.б перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Время выполнения — 3 мин.
169. Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах. Имеются 2 показателя: беглость и оригинальное 1ь. По каждому показателю высчитываются баллы, а затем суммируются в общее количество баллов по данному субтесту. Субтест № 3. «Выражение».
170. Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Время выполнения 3 мин.
171. Задача: нарисовать заданные объекты пользуясь определенным набором фигур. Испытуемым предъявляется набор фигур и пример выполнения задания в нарисованном виде. Время выполнения всех рисунков 8 минут.
172. Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах. Имеются 2 показателя: беглость и оригинальность. По каждому показателю высчитываются баллы, а затем суммируются в общее количество баллов по данному субтесту. Субтест № 6. «Эскизы».
173. В каждом субтесте возможно допущение ошибок испытуемыми. В этом случае ответ или изображение не засчитываются.
174. Бланк теста С.Медника (RAT) (в отечественной адаптации методика1. РМК)
175. Бланк методики «краткий индекс самоактулизации» Джоунса и Крендалла
176. Утверждения Вариант ответа Примечания
177. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций 12 3 4
178. Я чувствую, что надо делать то, чего ждут от меня другие 12 3 4
179. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять 12 3 4
180. Я могу сердиться па тех, кого люблю 12 3 4
181. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю 12 3 4
182. Я не принимаю свои слабости 12 3 4
183. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять 12 3 48 Я боюсь неудач 12 3 4
184. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы 12 3 4
185. Лучше быть самим собой, чем популярным 12 3 4
186. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил 12 3 4
187. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям 12 3 4
188. Я не обязан помогать другим 12 3 4
189. Я устал от неадекватности 12 3 4
190. Меня любят, потому что я люблю 12 3 41. Дата1. Респондент (ФИО)
191. АНКЕТА Уважаемый респондент!
192. По пятибальной шкале оцените (выделив соответствующее значение шкалы) степень достаточности своего уровня знаний для эффективного выполнения профессиональных обязанностей (1 абсолютно недостаточны, 5 — полностью достаточны):
193. Как часто вы испытываете трудности в профессиональной деятельности:1. практически не испытываю;2. испытываю редко;3. испытываю более-менее регулярно;4. испытываю часто;5. испытываю постоянно.
194. При решении каких задач (или в каких ситуациях) профессиональной деятельности вы испытываете наибольшие трудности (можно указать конкретные профессиональные задачи)
195. Оцените степень влияния на ваше психическое состояние тех трудностей, с которыми вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности (0- практически не влияют, -3 — влияют очень негативно; +3 влияют очень позитивно)-3 -2 -1 0 + 1 +2 +3
196. Обобщенно оцените уровень сложности лично для Вас тех ситуаций, с которыми Вам обычно приходится сталкиваться в профессиональной деятельности (1-уровень сложности незначительный, 5-уровень сложности очень высокий)1 2 3 4 5
197. В общих чертах приведите пример (примеры) трудных профессиональных ситуаций, с которыми вы сталкивались:
198. Оцените степень своей активности в трудных профессиональных ситуациях1 активность отсутствует, 2 - активность низкая, 3 - умеренная, 4 - высокая, 5 - очень высокая):1 2 3 4 5
199. Как часто вы используете интуицию при выполнении профессиональных задач (1 никогда, 2- очень редко, 3 - более или менее регулярно, 4 - часто, 5 - постоянно):1 2 3 4 5
200. По пятибальной шкале оцените качество выполнения Вами ваших профессиональных обязанностей: (1 — очень низкое, 5 — максимально высокое)1 2 о 4 5
201. Как Вы считаете, насколько в деятельности психолога силовых структур должны присутствовать четкая алгоритмизация и регламентация либо свобода (1-полная регламентация деятельности, 5-полная свобода):1 2 3 4 5
202. Укажите применительно к чему, по Вашему мнению, деятельность психолога должна быть четко регламентирована и применительно к чему должна предоставляться свобода:
203. Оцените степень своей удовлетворенности от профессиональной деятельности (1 полностью неудовлетворен, 5 - полностью удовлетворен):1 2 3 4 5
204. По пятибальной шкале оцените степень реализации вашего потенциала как специалиста и личности в условиях профессиональной деятельности1. потенциал практически не реализован, 5 потенциал реализован полностью): а) как спе11иалиста:б) как личности:
205. Оцените ваши профессиональные перспективы0.нейтральная оценка, -3 очень негативная оценка; +3 очень позитивная оценка):1 2 3 4 51 2 3 4 5-3 -2 |-1 0 + 1 +2 | +3
206. Как вы считаете, какие способности, знания, умения Вам необходимы для того, чтобы Вы работалиэффективней:способностизнанияумения
207. При разрешении трудной профессиональной ситуации, как правило, существует:а., единственно верный вариант решения; |б]. несколько верных вариантов; в], множество верных вариантов решения.
208. Как часто Вам в вашей профессиональной деятельности приходится действовать по четкому алгоритму (1-практически никогда не действую по четкому алгоритму, 5-действую по алгоритму постоянно):1 2 3 4 5
209. Часто ли у вас возникает желание создать (использовать) что-либо новое в своей профессиональной деятельности (1-практически не возникает, 5-возникает постоянно):1 2 | 3 4 5
210. В какой мере вы считает свою деятельность творческой (1-не считаю таковой, 5-считаю в полной мере):1 2 3 4 5
211. Насколько вы чувствуете себя свободным в вашей профессиональной деятельности ограничен,5-полностью свободен): 0- полностью1 2 3 4 5
212. Если вы чувствуете себя в той или иной степени несвободным, как вы считаете, причины ограничений являются в большей степени:а) внешними (окружение, обстоятельства и т.п.);б) внутренними (зависят от вас);в) нечто среднее.
213. В какой мере, при высказывании необычных идей, вам свойственны опасения показаться смешным или не очень умным (1-вообще не свойственны, 5-свопственны в полной мере):1 2 3 4 5
214. Оцените в баллах уровень своего желания продолжать профессиональную деятельность1 желание полностью отсутствует 5 - сильное желание продолжать профессиональную деятельность 1 2 3 4 5
215. Оцените в баллах Ваше стремление реализовать свой творческий потенциал в служебно-профессиональнойдеятельности1 желание полностью отсутствует 5 - желание сильное1 2 3 4 5
216. Укажите, какие переживания, как правило, связаны у Вас с профессиональной деятельностью:5 положительные4 умеренно положительные3 нейтральные2 умеренно отрицательные1 отрицательные
217. Приведите примеры использования творчества в Вашей профессиональной деятельности (любые, даже возможно незначительные на ваш взгляд, творческие решения задач, проблем, ситуаций):
218. Укажите Ваше воинское звание, фамилию, имя, отчество:
219. Занимаемую и предыдущую должности с указанием стажа в них:
220. Ваше базовое образование и специальность (можно указать ВУЗ и факультет):
221. Укажите (примерно) с каким количеством, и какими категориями личного состава вам приходится работать какспециалисту:
222. Благодарим Вас за сотрудничество.1. Ш ™
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.