Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Кильпеляйнен Евгения Сергеевна

  • Кильпеляйнен Евгения Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 194
Кильпеляйнен Евгения Сергеевна. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2019. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кильпеляйнен Евгения Сергеевна

Содержание

Введение

Глава 1. Цифровая среда современной журналистики как 19-66 основа изменений журналистского образования

§1. Трансформация журналистики: общие представления, 21-33 требования, субъект

§2. Понятие конвергентности масс-медиа: институциональный 33-42 подход

§3. Медиапотребление: вызовы, тренды, коммуникация

§4. Понятие новых медиа в отечественной и зарубежной 54-65 литературе

Выводы по первой главе

Глава 2. Тенденции журналистского образования в контексте 67-112 развития новых медиакомпетенций

§1. Классическое журналистское образование: сущность, 68-79 проблемы, метаморфозы

§2. Новое поколение медиапотребителей как фактор эволюции 79-89 профессиональных компетенций журналиста

§3. Человек в системе новых медиа. Динамика взаимоотношений 89-101 брендов и медиа

§4. Актуальные тенденции в сфере гуманитарного образования: 101-111 peer learning, дистанционное образование Выводы по второй главе

Глава 3. Опыт применения геймификации в образовании 113-151 журналистов-менеджеров

§1. Геймификация в образовании: историография проблематики

§2. Формирование soft skills медиаменеджера и коммуникатора в 124-138 процессе обучения с элементами геймификации: ход и особенности эксперимента

§3. Опыт интерпретации обратной связи 138-150 Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства»

Введение

В настоящее время отечественная журналистика, вписанная в систему мировых медиа, находится на этапе многоаспектных тектонических перемен, которым цифровая эпоха подвергает все её структурные составляющие.

Во-первых, это технологическая перестройка, контекстом которой является распространение принципов Web 2.0. с акцентом на авторский контент, «юзабилити» (англ. usability — возможность использования, полезность) форматов или даже на Web 3.0. с его полной децентрализацией информационной системы. Следствием такой эволюции становится нарастание объёма и многообразия информации, конвергенция жанров и стилей медиа, очевидная ориентация на всеохватность, кроссплатформенность, мобилизацию, то есть на максимальный арсенал средств в борьбе за непрерывное внимание читателя. Сам читатель (пользователь контента) перестает быть молчаливым потребителем приготовленного для него медиа; он всё чаще принимает на себя роль творческого комментатора и соавтора.

Во-вторых, это завершение перехода к полной коммерциализации медиа, начавшегося с заменой плановой экономики на рыночную. Средства массовой информации в настоящее время представляют собой не только орудие пропаганды для политических сил, но и рупор маркетинга крупного и малого бизнеса. Такой сдвиг актуализирует широкий спектр моделей монетизации разных медиа, посредством рекламы, платных подписок, перенаправления трафика и т. д. Привлекающий внимание специалистов и обывателей тренд на отказ от классической формы печатного СМИ в пользу онлайн-издания также продиктован не стремлением оставаться в фарватере модных тенденций, а соображениями экономии средств. Параллельно наблюдается конвергенция медиа и

брендов: отношения между этими понятиями становятся многомерными и неоднозначными. Ситуация здесь отличается крайней динамичностью: модель монетизации, актуальная 2-3 года назад, сегодня может принести лишь убытки. Именно поэтому СМИ выбирают путь изменчивости в постоянных поисках новых, более выгодных маркетинговых и монетизационных решений.

Наконец, мы являемся свидетелями организационной перестройки институтов журналистики. Господствующим типом института здесь выступает конвергентная редакция — мультиплатформенный, мультиформатный орган, создающий широкий спектр видов мультимедийного контента. Конвергентная редакция характеризуется сложностью внутренних связей и вписанностью во внешний контекст, что особо подчеркивает роль медиаменеджеров, управляющих ею. Постоянный творческий поиск, напряжение, выбор оптимального пути развития — с такими динамичными реалиями сталкиваются современные средства массовой информации.

Все эти обстоятельства всё острее и острее ставят вопрос о критериях и особенностях профессиональной компетентности журналиста. Журналист, сформированный традиционной школой, без учёты современных вызовов, вынужден проходить долгий, травматичный и не всегда успешный путь профессиональной перестройки, адаптации к новым условиям, который лежит через слом творческих привычек и восприятие новых контекстов. В то же время, соответственно, остро стоит вопрос о формировании новой школы журналистики, которая могла бы готовить специалистов именно цифровой эпохи для работы в конвергентных редакциях и управления ими, для творческого и коммерческого развития средств массовых коммуникаций, для организации плодотворного, многоаспектного и взаимовыгодного диалога с читателем-соавтором.

Какими чертами должен обладать такой журналист? Какие новые, не встречавшиеся ранее курсы ему следует освоить? Как необходимо модифицировать имеющиеся учебные программы, чтобы по итогам образования профессиональная среда имела дело с компетентным, современным специалистом? Ответ на эти вопросы можно дать, в первую очередь, посредством тщательного комплексного исследования феномена трансформации профессиональных компетенций журналиста в цифровую эпоху.

Актуальность исследования трансформаций профессиональных компетенций журналиста в цифровой период имеет несколько аспектов. С одной стороны, без понимания направления этих трансформаций невозможно предсказать направления ближайшей эволюции средств массовых коммуникаций, сформулировать первоочередные вызовы, стоящие на повестке дня, построить концепцию информационной безопасности государства и человека. С другой стороны, эволюционирующие институты (конвергентные редакции и др.) без должного кадрового обеспечения, без креативных, организованных, ответственных коммуникаторов, будут создавать лишь видимость творческого прогресса, как в сущностном, так и в формальном отношении. Наконец, в условиях глобализации мировых и региональных экономических, культурных и социальных тенденций, недостаточно быстрая адаптация к новым квалификационным запросам может очень скоро обернуться отставанием, изоляцией и маргинализацией отечественной журналистики.

В качестве акцентов исследования динамики профессиональных компетенций журналиста в цифровую эпоху мы выделяем так называемые «мягкие навыки» (англ. soft skills) — надпрофессиональные коммуникативные, менеджерские и творческие умения, обеспечивающие творческое взаимодействие людей. При экспоненциальном развитии

технологий и инструментов, по всей видимости, именно soft skills - один из немногих участков подготовки молодого специалиста, который точно не устареет в ближайшие 10-20 лет. Исходя из этого, представляется актуальным уделить внимание именно этому аспекту, чтобы создать рамки для отслеживания всей эволюции профессиональных компетенций журналиста в эпоху цифровых медиа.

В методологическом плане одним из господствующих дискурсов в мире социально-гуманитарного знания является геймификация (игрофикация) — внедрение игровых практик и структур в неигровые образовательные контексты. Мы решили избрать геймификацию вторым ключевым акцентом данного исследования, так как она также играет и будет играть видную роль в перестройке профессиональных компетенций журналиста цифровой эпохи.

Хронологические рамки. Современная история цифровизации медиапространства, применительно к журналистике, непосредственно связана с развитием онлайн-журналистики. Отметим, что существует несколько подходов к периодизации, в том числе технический, социологический, экономический и субкультурный. В контексте нашего исследования целесообразность концепции исторической периодизации не вызывает сомнений, если она исходит из, как минимум, двух принципов: российская онлайн-журналистика — часть более общей системы мировой журналистики и подчиняется общим законам; сама по себе российская онлайн-журналистика является сложной системой и зависит от системообразующих факторов. Мы опираемся на подход Л.О. Алгави, в работах которой прослежены все эти установки. Таким образом, под «периодом цифровизации» в данном диссертационном исследовании понимается период с 2003 года (когда появились первые российские блог-платформы, а время коммуникационной модели «один — многим» завершилось) по настоящее время. Период цифровизации мы связываем с

использованием сетевой коммуникационной модели «многие — многим», в СМИ этот период часто называют эпохой Web 2.0.

Степень научной разработанности темы исследования. Необходимость интеграции наук, изучающих журналистское образование, и собственно журналистских наук, стала очевидной именно в последнее десятилетие, в период трансформации медиакомпетенций. Речь идёт о педагогической парадигме, которая основана на следующем тезисе: профессиональное журналистское образование сущностно и генетически связано с журналистикой и непосредственно определяет функционирование института журналистики в обществе. Данное направление развивали и продолжают развивать преподаватели нескольких ведущих вузов России. Это журфак МГУ (исследования Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой, С.С. Распоповой, С.А. Муратова, М.М. Лукиной); кафедра журналистики Южно-Уральского государственного университета (научные публикации и практические образовательные проекты Л.П. Шестёркиной); Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (публикации С.Н. Ильченко, С.Г. Корконосенко); факультет журналистики Белгородского государственного университета (исследования А.П. Короченского в области медиаобразования); филологический факультет (отделение журналистики) РУДН (работы по журналистскому образованию и методикам преподавания М.Н. Пряхина, И.И. Волковой, А.А. Грабельникова); кафедра медиаобразования МПГУ (изучение И.В. Жилавской и И.А. Фатеевой новых форматов журналистского образования) и другие.

Отдельное направление в педагогике — медиаобразование, которое связано, прежде всего, с научной школой А.В. Фёдорова — профессора, доктора педагогических наук, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главного редактора журнала

«Медиаобразование». Медиаобразование (media education) — это обучение, которое развивает медиакомпетентность и критическое мышление у широкого круга граждан, чтобы они могли ответственно воспринимать медиасообщения, не зависеть от пропаганды, формировать собственные суждения, не поддаваться на манипуляции в цифровом пространстве.

Следует отметить, что оба этих направления — профессиональное журналистское образование и медиаобразование — пересекаются именно в системе субъектно-субъектных сетевых коммуникаций, когда профессионалы и любители действуют в одном медиаполе. Поэтому логичным стало развитие медиаобразования силами профессиональных журналистов, преподавателей журналистики: например, открытие Центра цифровых культур и медиаграмотности в Высшей школе экономики (руководитель — кандидат филологических наук по специальности «журналистика» А.Г. Качкаева). Свою педагогическую специфику имеет кафедра медиаобразования (зав. кафедрой И.В. Жилавская, Президент Ассоциации специалистов медиаобразования) в структуре Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ (Московского педагогического государственного университета). Таким образом, филологи-журналисты и педагоги движутся навстречу друг другу, сохраняя, тем не менее, свои научные парадигмы изучения медиапространства^

Для автора данного исследования важно отметить разработанность темы диссертации в контексте коммуникативных трансформаций в эпоху цифровых медиа. Здесь список авторов будет внушительным. Отметим тех отечественных авторов (по алфавиту), которые, по мнению диссертанта, оказали непосредственное влияние на изучение трансформаций профессиональных компетенций современного журналиста: Алгави Л.О., Баранова Е.А., Вартанова Е.Л., Волкова И.И., Грабельников А.А.,

Градюшко А.А., Дзялошинский И.М., Калмыков А.А., Коханова Л.А., Пронина Е.Е., Уразова С.Л., Шестерина А.М., Шестёркина Л.П. Также отметим российских предшественников (зарубежные исследователи — см. список литературы) в разработке проблематики игрофикации: Барабаш Н.А, Бронникова М.Д., Волкова И.И., Ильченко С.Н., Нефедьев И.В., Новикова А. А., Олешко В.Ф., Осиповская Е.А., Савицкий В. А., Уразова С.Л.

Объект исследования. Объектом исследования являются журналистские компетенции во всей сложности и многомерности данного феномена, а также контекст их формирования и динамики. В связи со сложной детерминированностью данного феномена, в поле зрения автора данной работы попадает широкий круг вопросов, связанных с новыми медиа как таковыми, новаторскими подходами в журналистском образовании, проблемами медиапотребления. Вместе с тем, все эти вопросы исследуются в той степени, в которой они помогают охарактеризовать, какие журналистские компетенции представляются наиболее актуальными в настоящем и ближайшем будущем.

Предметом исследования являются трансформации журналистских компетенций и факторы, определяющие ход и особенности данных трансформаций в эпоху цифровых медиа.

Цель исследования — системная характеристика контекста и особенностей трансформации профессиональных компетенций журналиста в эпоху цифровых медиа.

Для достижения поставленной цели выдвинут широкий круг исследовательских задач:

1. Охарактеризовать общие направления трансформации современной журналистики.

2. Дать определения и проследить историографическую дискуссию в отечественной и зарубежной литературе относительно

понятий: новые медиа, конвергентные медиа, медиапотребление.

3. Осветить общие тенденции эволюции классического журналистского образования в современной России, новейшие приемы образовательного процесса как такового: peer learning, дистанционное обучение и т.д.

4. Показать тренды медиапотребления молодого поколения россиян.

5. Рассмотреть ход и особенности внедрения геймификации в процесс формирования soft skills у студентов-медиаменеджеров.

Цель и задачи диссертационного исследования определили структуру работы.

Основная гипотеза исследования касается краеугольного значения soft skills в эволюции профессиональных компетенций журналиста цифровой эпохи. Мы предполагаем, что неотъемлемым условием формирования журналиста-профессионала является усвоение им надпрофессиональных коммуникативных, креативных, менеджерских приемов, известных в литературе как «мягкие навыки». Именно они, а не классические научно-практические дисциплины («hard skills») будут в большей степени определять степень востребованности и успешности журналиста в ближайшем будущем.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Можно рассмотреть теоретико-методологическую базу исследования, в основе которой диалектический метод, с точки зрения двух подходов:

1. С точки зрения общенаучного, философского подхода основой позиции исследователя были взгляды Аристотеля, философов Просвещения, учения М. Хайдеггера о бытии и познании, теория симулякров Ж. Бодрийяра, представления А. Фагерйорда и Т. Сторсул о конвергенции жанров, воззрения Ю. Хабермаса и Ф. Фукуямы, построения

М. Маклюэна и др.

2. С точки зрения филолого-педагогических научных проблем, затронутых в исследовании, отправной платформой были труды отечественных специалистов, рассматривавших динамику журналистского образования и отечественной журналистики в цифровую эпоху. Их фамилии перечислены выше, в разделе «Степень научной разработанности темы исследования».

С позиций диалектики явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основывались общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, системно-структурный) и частно-научные (факторный и др.) методы. Особое внимание в рамках методологии уделено деятельностному и функциональному подходам к предмету исследования. Методика диссертационного исследования включает в себя изучение отечественной и зарубежной литературы, сайтов образовательных организаций, монографических, научно-практических, учебно-методических

публикаций, текстов диссертаций и авторефератов, аналитических обзоров и методических рекомендаций, а также метод самонаблюдения в процессе эксперимента. Материал диссертации излагается путем дедукции — восхождения от абстрактного к конкретному, то есть посредством постепенного продвижения от меньшей к всё большей определенности и конкретности содержания.

Филологический аспект. Традиционно журналистика изучается с точки зрения филологической парадигмы. Но это не только анализ языка и стиля, жанров и форматов текстов разной природы. Филология, согласно С. С. Аверинцеву, «помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека, не превращая его ни в «исчислимую»

вещь, ни в отражение собственных эмоций»1. Именно филология стала основой для выделения остальных парадигм в изучении журналистики, в том числе исторической, социологической и образовательной. Это отражено в паспорте специальности 10.01.10 «Журналистика» (ВАК при Министерстве образования и науки РФ). Для данного исследования особое значение имеет пункт 74. В нём обозначены, в качестве области исследований, особенности мотивационного профиля современного российского журналиста, экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста, типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста. Всё перечисленное изучается в диссертационном исследовании. Журналистского образования на базе филологического генетически связано с журналистикой, оно определяет развитие института журналистики в обществе, задаёт ориентиры в функционировании СМИ.

Эмпирический материал. Важными эмпирическими источниками являются Законы РФ «О средствах массовой информации», «Об образовании»; образовательные госстандарты высшего

профессионального образования; общероссийский классификатор специальностей по образованию. Были осмыслены и проанализированы обзоры рынков СМИ и медиакоммуникаций России и мира, данные социологических служб, проблемные интервью руководителей медиа, размещённые в открытом доступе, в том числе на профессиональных отраслевых порталах и деловых площадках. Также в зоне внимания автора данного исследования было содержание тематических сайтов образовательных учреждений России и мира, образовательные программы и учебно-методические комплексы, разработанные в русле

1 Аверинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 545.

образовательных программ по журналистике. Уникальным материалом эмпирической части исследования являются данные теоретико-методологического обеспечения, педагогической рефлексии и обратной связи от обучающихся по курсу «Тележурналистика», прочитанному автором данного исследования студентам третьего года обучения бакалавриата Российского университета дружбы народов в сентябре-декабре 2017 года.

Положения, выносимые на защиту.

1). Трансформация журналистики в цифровую эпоху представляет собой многомерный процесс, сущностным содержанием которого является отказ от субъектно-объектной модели взаимодействия производителя и потребителя контента в пользу субъектно-субъектной модели, что ведёт к изменению требований к профессиональному журналисту.

2). Прикладные компетенции, присущие журналистам цифровой эпохи, призванные обеспечить их эффективную работу и оптимальное выполнение профессиональных обязанностей в рамках конвергентной редакции, связаны с развитием так называемых soft skills — гибких надпрофессиональных навыков.

3). Современные стандарты российского журналистского образования отстают от стандартов цифровых конвергентных редакций, принципов Web 2.0 и требуют модернизации с учётом формирования надпрофессиональных навыков, которые уже стали обязательным элементом профиля успешного специалиста.

4). В ситуации, когда знания и навыки стремительно устаревают, конкурентоспособность журналиста обеспечивает набор ключевых soft skills-компетенций, максимально востребованных в медиапространстве и в деятельности специалиста медиа.

5). Новые технологии в журналистском образовании, отвечающие запросам времени, связаны прежде всего с геймифицированными

процессами, отказу от факторов расстояния, кастомизации учебных программ, что способствует развитию и формированию у будущих журналистов soft skills-компетенций.

6). Формирование у будущих журналистов soft skills-компетенций должно сопутствовать изучению большинства дисциплин учебного расписания, в связи с этим сами преподаватели вузов должны обладать этими компетенциями и транслировать их студентам.

Теоретическая значимость и новизна исследования может быть охарактеризована следующими положениями.

Первое. Данное исследование представляет собой одну из первых попыток формулирования, на новейшем материале экспериментального характера, некоторых характеристик контекста и хода эволюции профессиональных компетенций журналиста в цифровую эпоху,

Второе. Впервые даны параллельные характеристики динамики важных процессов современной журналистики — медиапотребления, конвергенции, методологии профессиональной подготовки журналистов.

Третье. Целостный анализ новых медиа сопутствует характеристике привычек медиапотребления поколения поздних миллениалов и постмиллениалов, а ведь именно они являются ключевой аудиторией данного типа средств массовой коммуникации.

Четвёртое. Предпринята одна из первых попыток (в рамках специализации 10.01.10) параллельного исследования культурных (человек в мире новых медиа) и монетизационных (бренды и медиа, маркетинг и медиа) аспектов эволюции цифровой журналистики и их восприятия современным человеком.

Пятое. Вероятно, впервые в науке многомерно охарактеризован экспериментальный авторский опыт совместного применения методик геймификации и развития навыков soft skills в работе со студентами отделения журналистики высшего учебного заведения. В одном

эмпирическом исследовании объединены два магистральных тренда современного социально-гуманитарного образования: тренировка soft skills и внедрение геймифицированных практик в обучение. Между тем, эти тренды гармонично дополняют друг друга, и, по нашему мнению, должны использоваться только вместе.

Шестое. В исследовании, проведённом на актуальном материале, нашла продолжение и развитие отечественная традиция изучения журналистского образования как явления, сущностно связанного с журналистикой и непосредственно определяющего функционирование института журналистики в обществе.

Седьмое. Впервые заявлена и введена в научный и практический оборот универсальная авторская модель для тренировки «мягких» навыков. Преимущество предложенной модели в том, что она не зависит от материала курса и является адаптивной.

Практическая значимость исследования насчитывает, как минимум, четыре момента:

1. Логические модели и алгоритмы доказательств, встречающиеся в настоящей работе, могут быть использованы для подготовки законопроектов в сфере информационной безопасности и культурной политики, так как адекватно отражают магистральные информационные процессы в медиасреде и нацелены на оптимизацию профессиональной подготовки специалистов в сфере медиакоммуникаций.

2. Выводы и методы данного исследования, вероятно, следует применять для разработки и коррекции учебных курсов бакалавриата и магистратуры по журналистским, менеджерским и общегуманитарным дисциплинам, использовать в просветительских целях для популяризации гуманитарного знания.

3. Представления о сути конвергентных медиа, о роли и месте soft skills могут быть использованы в качестве обучающих материалов

практиками средств массовой коммуникации: редакторами, корреспондентами, медиаменеджерами, маркетологами, специалистами по связям с общественностью.

4. Разработанные автором рекомендации по использованию геймифицированных практик, а также универсальная модель для тренировки «мягких» навыков в образовательном процессе, полностью готовы для применения в вузах.

Апробация работы и внедрение результатов. Предварительные результаты исследования были представлены автором в формате пленарного доклада «Геймификация в образовании» на Международной научной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» 8 июня 2017 года, организатор — Российская академия образования. Панельный доклад «Осмысление концепта новых медиа в России» был сделан автором на Всероссийской научно-практической конференции «Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы» 9 ноября 2018 года, организатор — Российский университет дружбы народов.

Результаты внедрения технологии геймификации (в процессе педагогической практики автора) были учтены при обновлении учебно-методического комплекса (УМК) «Игровые коммуникации в журналистике и РЯ», который разработан профессором И.И. Волковой (РУДН).

Материалы диссертации апробированы автором в рамках учебных курсов «Тележурналистика» (бакалавриат по направлению «Журналистика»), «История отечественного ТВ» (бакалавриат по направлению «Телевидение»), «Маркетинговое мышление и медиапространство» (магистратура «Организация информационного производства»).

Положения диссертации нашли отражение в восьми статьях, в том

числе в пяти, опубликованных в изданиях из списка Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, а также проиндексированных в международной базе данных Web of Science:

1). Kilpelyaynen E.S. Creative Designing of Personalized Game Model in Modern Media Education / Volume XLVI , Pages:791-799 (2018). The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. D01::https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.93 (в соавт.)

2). Кильпеляйнен Е.С. Виртуальная реальность и медиареальность: тенденции и прогнозы эволюции медиасистемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 410-421. D0I: 10.22363/2312-9220-2018-23-4-410-421 (в соавт.).

3). Kilpelyaynen E.S. Gamification In Education: Boss Fight / Volume XXVIII, Pages: 61-69 (2017). The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.8 (в соавт.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кильпеляйнен Евгения Сергеевна, 2019 год

Нормативные акты

226. Вартанова Е.Л., Лукина М.М., Смирнов С.С. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. М.: Минобрнауки России. 2017.

227. Вартанова Е.Л., Лукина М.М., Смирнов С.С. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика. М.: Минобрнауки России. 2017.

228. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2018. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 17.12.2018).

229. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"». URL: https://rg.ru/2014/10/17/ino-smi-dok.html (дата обращения: 17.12.2018).

Словари, справочники

230. Барабаш В.В., Волкова И.И. Электронные средства журналистики (Русско-англо-арабский словарь терминов радиожурналистики, тележурналистики и технических средств радиовещания). М.: РУДН, 1993.

231. Баранова Е.А. Глоссарий к учебной программе «Сетевая и коммерческая журналистика». 42.04.02 «Журналистика». М.: Издательство РГСУ, 2017. С. 18-35.

232. Грабельников А.А. Система средств массовой информации: библиографический справочник. М.: РУДН, 2009.

233. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: МГУ, 2004.

234. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / науч. ред. Дускаева Л.Р. М.: Флинта, 2018.

235. Словарь компьютерных и технических терминов, глоссарий. URL: www.hardvision.ru/?dir=glossary#.XDmzc1UzaUk (дата обращения: 30.01.2019).

Приложение 1. Программа курса по развитию «мягких навыков» для студентов специальности "Тележурналистика" (РУДН, 2017 г.)

«КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ» WHAT DREAMS MAY COME

Геймифицированное обучающее занятие для студентов, обучающихся на 4 курсе бакалавриата по специальностям «Журналистика», «Связи с общественность»,

«Коммуникации»

РЕЗЮМЕ

Разработка метода эффективного образования и есть сама игра. Конечная цель не сущностные знания, а алгоритм их получения (дать не рыбку, а удочку). Сам методический материал - и есть вводная лекция и основа игры, на которой будут строиться дальнейшие коммуникации. Финал открытый - то есть нет конкретной цели, фокус на процесс и постановку конечной цели (участники должны сами определить награду за полученные усилия). Сам процесс должен быть интересен и приносить удовольствие. Большая часть игры проходит в онлайн формате.

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ПОДХОДА

Ориентация на горизонтальную коммуникацию, взаимные интересы и взаимную мотивацию • Не только прямое получение новых знаний, но и развитие навыков эффективной коммуникации • Моделирование реальных ситуаций, свойственных профессиональному сообществу: защита идеи, работа в коллективе, переговоры с руководителем etc • Получение знаний через игру, отработка и использование на практике различных видов мотивации: личностной, взаимной, коллективной • Возможность ошибаться и учиться за счет этого • Совместный анализ всех производимых действий • Одновременное и взаимное обучение преподавателя и студентов (методическая лекция и есть игра) • Возможность играть дистанционно

ОПИСАНИЕ

Всем студентам 4 курса направлений PR, журналистика, коммуникации будет предложено принять участие в игре, которая представляет собой обучающий междисциплинарный тренинг, целью которого является дать теоретические знания в области современного подхода к коммуникациям, научить студентов применять их на практике в ходе выполнения творческих работ, а также дать возможность будущим специалистам испробовать свои возможности в рамках моделированной ситуации, отражающей реальное взаимодействие между субъектами в профессиональном сообществе.

Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых состоит из теоретического материала, предложенного преподавателем или ссылок на него. По теме пройденного на каждом этапе предлагается выполнить творческое задание. Часть заданий

выполняется индивидуально, часть в творческих группах.

Нарратив игры состоит в том, что студенты будут стремиться к исполнению своего желания. Ключевым компонентом игры («поединок с боссом») является то, что именно преподаватель должен помочь победившему студенту осуществить желание (или не иметь возможности этого сделать - проиграть)

Какое это желание - каждый студент определяет индивидуально, а затем выделяется общее желание для группы. Задача преподавателя - модерировать процесс постановки цели (желания), ограничивая его профессиональной областью. Цель (желание) должна быть одновременно сложно достижима, но реальна. Сроки достижения ее не ограничиваются. Выигрышем считается осуществление коллективного желания группы и индивидуально лучшего студента.

В игре присутствует стратегия, но нет заранее определённого выигрыша. Кроме того творческие задания и теоретический материал может быть дополнен/ изменен в ходе игры после анализа целей (желаний) студентов.

Такой подход усложняет работу преподавателя, однако подразумевает максимальную гибкость (agile), а общение через соц. сети - технологичность (digital), что отражает два глобальных тренда в коммуникациях современности.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Цели:

1. Создание и внедрение новой игрофицированной образовательной модели

2. Получение и анализ данных, полученных эмпирическим путем

3. Показать эффективность современного подхода к коммуникациям, основанного на практических тренингах по тайм-менеджменту - личностной мотивации

4. Обоснование теории о новом будущем формате образования

5. Подготовка студентов ко входу в профессиональное сообщество

Задачи:

1. Научить эффективно взаимодействовать в разных плоскостях (студент-студент, студент-группа, студент-преподаватель, группа-преподаватель)

2. Объяснение значимости и важности мотивации в любой деятельности (дело в руках горит)

3. Расстановка приоритетов (это можно отложить

4. Научить ставить конкретные и достижимые цели

5. Научить объективно оценивать собственные ресурсы и возможности (насколько я хочу этого добиться

6. Научить самоорганизации

7. Добиться баланса креативного и аналитического подходов в работе студентов

СТРУКТУРА ИГРЫ

Сроки:

Игра длится 1 месяц, разделена на 4 этапа, которые включают анализ результотов и

получение выигрыша.

Ориентировочная дата начала 1 апреля 2017. Ориентировочная дата окончания - 1 мая П - преподаватель С - студенты

День 1

Этап 1

П: Вводная лекция. Презентация.

Введение в игру: представление структуры, этапов, ограничений, системы ограничений Мотивации и цели

Ключевые понятия о коммуникациях С: Обмен контактами

Блиц - анкетирование

Анкета:

• Опросник в виде теста

• Закончить фразы

• Подчеркнуть ключевые слова

• Ответ на вопрос в свободной форме

День 2

П: Создание базы контактов. Рассылка обучающего материала и индивидуального задания.

• Лекция о коммуникации и рекомендованная литература

• Творческое домашнее задание

День 2-6

П: Анализ анкет, создание матрицы приоритетов С: Индивидуальная работа над заданиями

День 7

П: Рассылка выводов и анализа приоритетов. Вторая лекция по коммуникации. С: Самостоятельное изучение материала

• Лекция о коммуникации и рекомендованная литература

• Творческое домашнее задание

День 10

С: Сдача работ

Переход на Этап 2 только в случае наличия 80% сданных работ Студенты самостоятельно формируют творческие группы

Этап 2

День 10 - 20

П: Анализ индивидуальных работ. Второе творческое задание С: Работа в группах над творческим заданием

День 21

С: Представление промежуточных результатов П: Промежуточный контроль выполнения работ

Этап 3

Переход на Этап 2 только в случае наличия 80% сданных работ Студенты самостоятельно формируют творческие группы

День 22 - 29

С: Окончание работы над творческими заданиями П: Анализ материалов, подготовка к финалу

День 30

П-С: Заключительная лекция. Встреча со студентами, обсуждение игры.

Этап 4

Последний этап не ограничивается временными рамками, тк является непосредственным выполнением желания с обязательным последним анализом.

П-С: Встреча для обмена впечатлениями и анализа игры/ процесса/ выигрыша.

ПЛЮСЫ МЕТОДА:

1. Личная мотивация облегчит процесс получения знаний, превратит его их пассивного процесса (осваиваю материал - получаю оценку) в активный (выбираю что хочу узнать - узнаю - получаю оценку - оцениваю сам)

2. Введение понятий личной и коллективной мотивации (Я желаю быть лучшим, но не двигаться дальше, если не вкладываюсь в работу команды) . Моделирование работы в творческом коллективе.

3. Упор на креативное мышление, которое должно базироваться на реальных потребностях. ( Я свободен предлагать и делать все что угодно, однако это должно быть кому-то нужно).

4. Возможность многократно ошибаться и исправлять собственные ошибки.

Приложение 2. Вводная презентация курса по развитию «мягких навыков» для студентов специальности "Тележурналистика" (РУДН, 2017 г.)

эффективные коммуникации

синерп4я ' . „

digital

agile

Wi;

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ

I РЕЗЮМЕ

Разработка метода эффективного образования и есть сама игра. Конечная цель не сущностные знания, а алгоритм их получения (дать не рыбку, а удочку). Сам методический материал - и есть вводная лекция и основа игры, на которой будут строиться дальнейшие коммуникации. Финал открытый - то есть нет конкретной цели, фокус на процесс и постановку конечной цели (участники должны сами определить награду за полученные усилия). Сам процесс должен быть интересен и приносить удовольствие. Большая часть игры проходит в онлайн формате.

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ

Ориентация на горизонтальную коммуникацию, взаимные интересы и взаимную мотивацию • Не только прямое получение новых знат , но и развитие навыков эффективной коммуникации • Моделирование реальных ситуаций, свойственных профессиональному сообществу: защита идеи, работа в коллективе, переговоры а руководителем etc • Получение знаний через игру, отработка и использование на практике различных видов мотивации: личностной, взаимной, коллективной • Возможность ошибаться и учиться за счет этого • Совместный анализ всех производимых действий • Одновременное и взаимное обучение преподавателя и студентов (методическая лекция и есть игра) • Возможность играть дистанционно

1. Создание и внедрение новой игрофицированной образовательной модели;

2. Получение и анализ данных, полученных эмпирическим путем;

3. Демонстрация эффективности современного подхода к коммуникациям, основанного на практических тренингах по тайм-менеджменту и внутренней мотивации;

4. Обоснование теории о новом будущем формате образования;

5. Подготовка студентов ко входу в профессиональное сообщество.

ЗАДАЧИ

шгтшх

1 Ж мЩУ^г . > А КГ!

1. Научить эффективно взаимодействовать в разных плоскостях (студент-студент, студент-группа, студент-преподаватель, группа-преподаватель);

2. Объяснить значимость и важности мотивации в любой деятельности (дело в руках горит);

3. Научить расстановке приоритетов (это можно отложить);

4. Научить ставить конкретные и достижимые цели;

5. Научить объективно оценивать собственные ресурсы и возможности (насколько я хочу этого добиться);

6. Научить самоорганизации;

7. Добиться баланса креативного и аналитического подходов в работе студентов.

ПРЕИМУЩЕСТВА

ИГРА-ОБУЧЕНИЕ

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ

Личная мотивация облегчит процесс получения знаний, превратит его их пассивного процесса (осваиваю материал - получаю оценку) в активный (Я выбираю что хочу узнать - узнаю -получаю оценку - оцениваю сам)

Введение понятий личной и коллективной мотивации (Я желаю быть лучшим, но могу не двигаться дальше, если не вкладываюсь в работу команды) . Моделирование работы в творческом коллективе.

Упор на креативное мышление, которое должно базироваться на реальных потребностях. ( Я свободен предлагать и делать все что угодно, однако это должно быть кому-то нужно).

внешняя мотивация

К: ^

Работает на короткий срок - Тактические задачи

Пирамидальная модель игры. КЕВИН ВЕРБАХ (Kevin Werbach)

narrative ^ j^b relationshipsд

choice i emotions constraints t progress«

УДОВОЛЬСТВИЕ

^^^^ RESOURCE ACQOSniQN ^^^^

REWAROS CHALLENGES

COMPETITION J CHANCE M FEEDBACK

TRANSACTIONS I TURNS M COOPERATION

ОГРАНИЧЕНИЯ и

ПРАВИЛА

I^B COLLECTIONS J BADGES M IEA PER BOARDS J GIFTING

SOCIAL GRAPHS J QUESTS J POINTS J TEAMS J VIRTUAL GOODS

ACHIEVEMENTS M AVATARS ■CONTENT UNLOCKING ■COMBAT ■BOSS FIGHTS

Key Performance Indicators (KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.

ЦЕЛИ:

Быть лучшим - получить жпоАнейяё^явмёМчТ^^^^^Л Быть лучшей командой - получить исполнение своей мечты

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

Каждое письмо -1 балл Каждая принятая идея - 3 балла Приведи друга -1 балл за друга Если друг дойдет до конца -1 балл Скорость -1

Оценка:

Отлично-3 балла

Хорошо - 2 балла л

Нормально-1 балл ^

Макс. 4 балла за работу ' Я

ВЫ МОЖЕТЕ: ГРУППОВОЙ

Просить дополнительное задание Создание группы -1 балл

. .. **» Активное обсуждение -1 балл

Спрашивать помощи „

Игнорировать задание " ~ ' ^

ОГРАНИЧЕНИЯ

W:

Т'ДИСТ Ш0111ВТЕ: Оспаривать оценку Быть навязчивыми Критиковать чужую работу

Оценка работы: Глубина (изученность) Анализ(понимание) Креативность (форма)

Отлично - 3 балла Хорошо - 2 балла Нормально -1 балл

Макс. 10 баллов за работу

ОГРАНИ^р

ЯЗЫК - РУССКИЙ /ENGLISH /ESPAÑOL /FRANÇAIS (рукописные работы, кроме анкеты, не принимаются)

СРОК - ЕСТЬ ДЭДЛАЙНЫ СДАЧИ РАБОТ позже срока работы не засчитываются

^=1 I

МЕЧТА - может быть ТРУДНОДОСТИЖИМА, но должна быть РЕАЛЬНА.

Сроки исполнения мечты не ограничены во времени и исполнение - относительно.

КАЖДЫЙ ИГРАЕТ ЗА СЕБЯ И В КОМАНДЕ.

КТО НЕ ИГРАЕТ В КОМАНДЕ - НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЗАЧЕТЕ (при этом мера вовлеченности не учитывается)

СОСТАВ КОМАНДЫ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ЛЮБОГО КОЛ-ВА УЧАСТНИКОВ, НО БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ ЗХ НЕ ПРЕВЫШАТЬ 10

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОЖЕТ В СЛУЧАЙНОМ ПОРЯДКЕ ДАВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РАСКРЫВАЮТСЯ В КОНЦЕ, ГРУППОВЫЕ - В ХОДЕ ИГРЫ

ВЫ СВОБОДНЫ ВЫБИРАТЬ

УДОВОЛЬСТВИЕ

СТРАТЕГИЮ: играть БОЛЬШЕ за себя, играть БОЛЬШЕ с командой, ВЫЙТИ из игры

ТАКТИКУ: делать ставку на коллективное желание, предлагать много идеи, накапливать баллы за друзей, пытаться мне понравиться

ОБЪЕМ времени и степень вовлеченности в игру

ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ОТВЕЧАЮТ ГЛАВНОЙ ВАШЕЙ ЦЕЛИ - НАУЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО ВЫСТРАИВАТЬ

КОММУНИКАЦИЮ

AGILE - ВЫ МОЖЕТЕ КРЕАТИВНО ПОДОИТИ К ЛЮБОМУ ЭТАПУ, ЗАДАНИЮ, МЕТОДУ

СТРУКТУРА

...удовольствие I

„открытость

... креативность

4 уровень АНАЛИЗ

1 уровень Я - ПРЕПОД

¿..работа в команде

...работа индивидуально

...гибкость

...возможность ошибаться

1 УРОВЕНЬ

2 УРОВЕНЬ

3 УРОВЕНЬ

2 УРОВЕНЬ

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ

ВСЕ ЗА ОДНОГО

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ

АНАЛИЗИРУИ ЭТО

Теория

Проверка

Оценка

Презентация

Анкета

Теория

Исполнение желания группы

Анализ

ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩИМ УРОВЕНЬ ТОЛЬКО ПРИ 80% сданны:

Индивидуальное Задание

Коллективное Задание

Оценка

Исполнение желания

Без ограничения

УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА

ГЕИМИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЯ

ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА

Индивидуальные работы Групповые работы

КАЧЕСТВЕННЫЕ показатели: интерес, степень вовлеченности, мотивация

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ показатели: количество сданных работ, количество студентов, завершивших курс

Оценка сторонних экспертов Оценка студентов

ПОНЯТИЕ

КОММУНИКАЦИИ

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ

Преподаватель

Информация

С

Эксперты Профессиональ ное сообщество

Профессиональ ное сообщество

\

Преподаватель

Execution —

«NQvJ one key priorities

ff

When you have disciplined people, you don't need a hierarchy.

When you have disciplined thought, you don't need bureaucracy.

When you have disciplined action, you don't need excessive controls.

Jim Collins,

American business consultant, writer, researcher

ВМЕСТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.