Специфика медиакоммуникаций в креативном музейном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Рязанова Виктория Андреевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат наук Рязанова Виктория Андреевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Креативное музейное пространство как социокультурный феномен
§1. Сущность понятия «музей» и его трансформация в современных условиях...25 §2. Влияние цифровых технологий на формирование глобальной музейной
экосистемы
§3. Концептуализация модели «СМК-музей»
Выводы к первой главе
Глава 2. Коммуникативный дизайн музея как новая парадигма организации креативного пространства
§1. Сущность понятия «коммуникативный дизайн» в контексте современного
музея
§2. Новые подходы к организации креативного пространства и инновационные
возможности в репрезентации искусства
§3. Дигитализация искусства в системе коммуникативного дизайна
Выводы ко второй главе
Глава 3. Коммуникативный дизайн музея в современном медиапространстве: возможности и перспективы
§1. Современные музеи и СМИ: пересечение задач и борьба за зрителя
95
§2. Современные музейные проекты в системе коммуникативного дизайна
§3. Мультимедийные проекты СМИ в современном медиапространстве
Выводы к третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
«Трансмедийный образовательный проект как инструмент формирования профессиональных компетенций журналиста в условиях цифровой интеграции университетских СМИ»2022 год, кандидат наук Марфицына Арина Родионовна
Игровое медиапространство мультимедийных англоязычных СМИ: новые тенденции в жанрообразовании2016 год, кандидат наук Осиповская Елизавета Андреевна
Принципы трансмедийного повествования в новостных историях2017 год, кандидат наук Аль-Ханаки Джамал Абдул-Нассерович
Художественно-выразительное своеобразие трансмедийных экранных произведений2017 год, кандидат наук Глазкова, Елена Александровна
Специфика поликодовых журналистских произведений Л. Г. Парфенова2021 год, кандидат наук Футерман Евгения Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика медиакоммуникаций в креативном музейном пространстве»
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы освоения музейных креативных мультимедийных пространств находятся в фокусе внимания гуманитарного научного сообщества в силу того, что современные музеи, обладая конкурентными преимуществами в сравнении с другими медиа, способствуют смене устоявшихся ролей внутри медиапространства и трансформации средств массовой коммуникации (СМК) в новых условиях. В свою очередь, под влиянием цифровых технологий, которые сформировали аудиторию нового типа, современные СМК превратились в своеобразную экосистему, объединяющую в себе коммуникативные потоки и пользовательскую активность, где музеи позиционируются иначе, чем прежде.
Информационная революция, а затем пришедшая ей на смену цифровая, оказала на стыке веков значительное воздействие на медиаландшафт современного общества, в котором потребность аудитории в информации и коммуникации стала беспрецедентной. Кроссплатформенная аудитория выработала новый — нелинейный — алгоритм потребления контента и заставила медиа пересмотреть устоявшиеся взгляды на коммуникативный дизайн и подачу материала, а также привела к необходимости синтеза медиа и креативных пространств. Получили развитие трансмедийные проекты, презентующие на разных медийных платформах эмоционально поданные истории — трансмедийный сторителлинг, где одинаково важны и сама история, и игровая механика, и процесс вовлечения аудитории.
Смещение задач коммуникации от информирования к вовлечению заменило культуру потребления контента на культуру участия в создании контента. Это позволило музеям раскрыть свой коммуникативный потенциал, заставило организаторов музейных проектов внести изменения в коммуникативный дизайн креативных пространств, дало возможность музеям стать участниками современного медиарынка.
Актуальность исследования связана с противоречивой ситуацией, которая сложилась в медиапространстве и, соответственно, в научном сообществе его изучающем. С одной стороны, возникла необходимость изучить креативные пространства музеев и определить их место в современном медиапространстве, в том числе в виртуальном. С другой стороны, вся музейная проблематика до недавнего времени находилась вне исследовательского поля филологии, а точнее — журналистики. При этом изменения внутри медиапространства существенно влияют как на способы подачи журналистской информации, так и на способы её восприятия. Подобные изменения уже привели к необходимости преобразования учебных программ подготовки профессиональных кадров в сфере массовых коммуникаций и введению более точных профессиональных дисциплин, которые бы отвечали современным требованиям. Об этом свидетельствуют перемены, произошедшие в образовательной сфере за последние пять лет.
В 2015 году Министерством науки и высшего образования РФ принят федеральный государственный образовательный стандарт 42.03.05 «Медиакоммуникации», разработанный НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») с ориентацией на мировой опыт1. Университет задал принципиально новую траекторию обучения будущих медиаспециалистов с акцентом на современные технологии создания разных продуктов — от газетной вёрстки до мультимедийной статьи и телешоу, а также сложных цифровых проектов: это обучение журналистике, менеджменту СМИ, основам режиссуры, монтажа, этапам творческого процесса и производственному циклу создания произведения для мультимедиа, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации»2.
1 Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://www.fgosvo.ru/news/2 (дата обращения: 21.01.2019).
2 О Департаменте медиа НИУ ВШЭ. URL: https://cmd.hse.ru/media/ (дата обращения: 21.01.2019).
Среди результатов такого обучения — творческие цифровые проекты студентов магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых
Э
индустриях» . В 2016 году на магистерской программе начал работу курс «Музеи в цифровой среде. Трансмедийное проектирование», а в 2018 году был запущен профиль «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела»4. Всё это говорит о востребованности и перспективах изучения музейного пространства с переносом акцентов на его коммуникативный потенциал. Необходимы специалисты, которые могут создавать и управлять системой коммуникативного дизайна креативного пространства.
На факультете журналистики МГУ в 2018 году открылась творческая мастерская по музейному сторителлингу под руководством преподавателя кафедры новых медиа — зам. главного редактора Международного информационного агентства «Россия сегодня» Н.Г. Лосевой. На занятиях студенты-журналисты учатся создавать медиапродукты о выставках и экспонатах с подключением всех ресурсов и инструментов медиа, от мультимедийности и интерактива до развития историй с использованием пользовательского контента.
О расширении границ медиапространства свидетельствуют международные конкурсы, которые генерируют номинации, смешивая при этом традиционную журналистику и нежурналистские проекты. Например, одна из номинаций на международном конкурсе Kantar Information is Beautiful Award 5 («Карты, места и пространства») призывает участников к визуализации данных с помощью интерактивных возможностей и искусства подачи информации. В 2018 году призером в этой номинации стал проект ТАСС «Италия. История одного падения», представляющий собой несколько видов инфографики: ЭБ-модель дирижабля,
3 Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / ред. А.Г. Качкаева. Ridero, 2018. - 150 с.
4 Магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/ma/digital/ (дата обращения: 21.12.2018).
5 Kantar Information is Beautiful Awards. About // Официальный сайт. URL: https://www.informationisbeautifulawards.com/about (дата обращения: 21.12.2018).
анимированную 3Б-модель его крушения и две интерактивные карты, одна из которых является реконструкцией маршрутов участников экспедиции6. Аналогичные технологии репрезентации контента сегодня часто встречаются в музейных пространствах, в активе которых мультимедийные макеты, ЛЯ-гиды, УЯ-очки и шлемы, QR-коды, связывающие экспозиционное пространство с мобильным приложением, и другие новейшие технологии. «При этом примеров внедрения подобных УЯ-технологий в отечественной журналистике пока нет», — отмечают исследователи медиа . Музеи обогнали СМИ по освоению технологий виртуальной и дополненной реальности, и вышли на арену борьбы за зрителя: посещаемость музеев Москвы, например, за последние 7 лет выросла в 1,5 раза8, а посещаемость виртуальных музеев, составлявшая в 2012 году в среднем 29 тыс. пользователей в месяц, к началу 2017 года достигла отметки в 100 тысяч9.
Вероятно, трансмедийные сторителлинговые музейные проекты, родившиеся в Сети, изначально имели некоторую фору перед проектами традиционных медиа, которые вошли в сетевое пространство со своим опытом однонаправленных субъектно-объектных коммуникаций и с соответствующими ментальными и психологическими ограничениями: «в Интернете жизнеспособно всё, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесённом извне»10.
6 Проект ТАСС стал призером международного конкурса Kantar Information is Beautiful Award // ТАСС. 05.12.2018. URL: https://tass.ru/novosti-
agentstva/5875506?fbclid=IwAR0e3aTktKUl3q02b8FOEuk8wR2QTA082heMKAWygY0eKkacZhsLatV GjZw (дата обращения: 21.12.2018).
Макарова Н.Я., Махнева Д.О. Журналистика виртуальной реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 1. С. 66.
8 Посещаемость столичных музеев выросла в полтора раза // Известия. 04.01.2018. URL: https://iz.ru/691551/2018-01-04/poseshchaemost-stolichnykh-muzeev-vyrosla-v-poltora-raza (дата обращения: 21.01.2019).
9 Аудитория виртуальных экспозиций сравнялась с числом посетителей крупнейших музеев страны // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/news/193426/auditoriya-virtualnykh-ekspozicii-sravnyalas-s-chislom-posetitelei-krupneishikh-muzeev-strany (дата обращения: 21.12.2018).
10 Калмыков А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009.
Посещаемость музеев и информационных ресурсов — далеко не единственный показатель, который сегодня в сфере внимания медиаменеджеров. Основным показателем эффективности генерируемого контента является вовлеченность пользователя, для обеспечения которой необходим комплектный подход к организации современного креативного пространства. Именно поэтому опыт музеев, которым удалось повысить вовлечённость пользователей в свои проекты, представляется особенно актуальным для всех медиаспециалистов, в том числе журналистов.
Основные термины и понятия. В рамках данной научной работы ключевыми понятиями являются «креативное пространство», «коммуникативный дизайн», «медиапространство», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации». В медиалогии и теории журналистики три первых понятия не имеют чётко закреплённого определения, поэтому во избежание недопониманий и разночтений, нам важно обозначить свою, необходимую для данного исследования, трактовку.
Так, термин «креативное пространство» используется во многих работах и применяется для понятий разного объёма. Мы будем говорить о креативном пространстве и как о совокупности информации (содержание), и как о дизайне этой информации (форма), который помогает выстроить понятную и эффективную коммуникацию с аудиторией и реализовать коммуникативный потенциал музейного пространства. В связи с этим мы будем рассматривать креативное пространство с учетом следующих необходимых характеристик:
1) Креативное пространство как сторителлинг-платформа, делающая искусство понятным и доступным каждому;
2) Креативное пространство как мультимедийное пространство, позволяющее вывести посетителя за границы системы;
3) Креативное пространство как площадка для диалога, обладающая гибкостью в отличие от других средств коммуникации;
4) Креативное пространство как феномен, трансформирующий городскую среду.
Таким образом, синонимом креативного пространства в данном исследовании будет выступать современный музей или музейное пространство, расширившее свои привычные функции, пересмотревшее основные задачи и сумевшее привлечь к себе внимание аудитории.
Другим важным понятием, непосредственно связанным с темой и объектом исследования, является «коммуникативный дизайн», под которым мы будем понимать ту часть функциональной сферы дизайна, где проектируются объекты, предназначенные для организации коммуникации. В том случае, когда речь заходит об электронных средствах коммуникации, то синонимами коммуникативного дизайна становятся словосочетания «дизайн интерактивной среды», «интерактивный медиадизайн», «дизайн новой среды» и «дизайн виртуальной среды». Используя данные термины в исследовании, мы подразумеваем не создание материального продукта, а создание определенной среды, в которой адресант и адресат находят друг друга и говорят на одном языке.
Термин «медиапространство» — ещё одно понятие, трактовка которого в теории коммуникации неоднозначна11. Некоторые исследователи различают понятия «коммуникационное пространство» и «медиапространство», однако для нас эти понятия родственны и представляют собой форму «социального пространства в
аспекте информационно-коммуникационного взаимодействия между личностями,
12
социальными группами и обществом» . В работе мы преимущественно используем термин «медиапространство», подчеркивая необходимость использования цифровых технологий для проектирования коммуникативной среды и выстраивания эффективного диалога с аудиторией.
11 См.: Сидорская И.В. Еще раз о понятии «медиапространство» // Медиаисследования. 2016. №3. С. 79-88.
12 Там же. С. 86.
Хронологические рамки исследования. История дигитализации информации в медиапространстве, применительно к коммуникационным процессам, связана с развитием веб-изданий. Для нашей темы актуален период с 2003 года, когда появились первые российские блог-платформы и сформировалась сетевая коммуникационная модель «многие — многим» (Web 2.0), и до 2018 года, когда Всемирная сеть соединила устройства реального и виртуального миров в режиме реального времени (Web 4.0).
Гипотеза, которую мы проверим в ходе исследования, нацелена на определение роли современного музея в системе медиапространства. Поскольку музеи сместили акцент в своем позиционировании с презентации и хранения знаний на процесс коммуникаций в креативном пространстве, вышли на диалог с посетителем, — наблюдается изменение основных задач музея и KPI (англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) по их реализации. На первый план выходит коммуникативная политика и работа с новыми средствами коммуникации, прежде всего, с цифровыми технологиями, в темпах освоения которых музеи опередили традиционных игроков медиапрострнаства. Таким образом, наша гипотеза следующая:
Изменения в функционале и позиционировании музеев, которые привели к активному использованию мультимедийных и виртуальных технологий в формате сторителлинга, оказывают непосредственное влияние на всё коммуникативное медиапространство, которое трансформируется в виртуальную платформу для гибридной цифровой журналистики: функции журналистики и музейного дела, журналистские и музейные практики частично пересекаются, а подчас и подменяют друг друга.
Объект исследования. Исходя из сформулированной гипотезы, мы выделяем в качестве объекта исследования креативные пространства (современные музеи), в коммуникативном дизайне которых прослеживаются сходства с другими СМК.
Предметом исследования являются технологии и модели коммуникации, реализуемые в системе коммуникативного дизайна музейного пространства.
Цель исследования — представить и обосновать подход к изучению креативного музейного пространства в качестве нового СМК, трансформирующего современное медиапространство.
В соответствии с заявленной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие «музей» и определить факторы, влияющие на трансформацию этого термина;
• Проанализировать этапы развития ^йа1-технологий и зафиксировать их влияние на функции современного музея;
• Определить основные задачи и КР1 в коммуникативной работе музейного пространства и провести параллель со СМИ как главным игроком на медиа рынке;
• Дать определение музею как новому СМК и зафиксировать его характеристики;
• Проанализировать проекты цифровых СМИ и современных музеев с целью обнаружения пересечения основных задач и определения роли креативного пространства в медиапространстве;
• Сформулировать основные положения, которые способствовали бы перепозиционированию современного медиапространства с учетом музейного сторителлинга как нового средства массовой коммуникации.
Степень изученности современного музейного пространства с точки зрения коммуникативных процессов определяется нами как невысокая и недостаточная для системного осмысления феномена модели СМК-музей, что связано с новизной данной проблематики. Однако есть ряд важных работ, затрагивающих те или иные аспекты коммуникативного пространства музея в ракурсе журналистских задач.
Под руководством А.Г. Качкаевой, профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна (департамент медиа), студенты магистерской программы НИУ ВШЭ «Медиапроизводство в креативных индустриях» и программы «Мультимедийная журналистика» с 2015 года создают, защищают в формате магистерских диссертаций и внедряют в практику творческие проекты, непосредственно связанные с развитием цифровых коммуникаций в пространстве
13
музеев . По сути, создана научная школа музейного сторителлинга (от замысла до внедрения и продвижения цифровых проектов). Вот только несколько примеров исследовательских проектов: Банникова М.С. «Культурное наследие в цифровой среде: особенности адаптации и формы репрезентации (на примере концепции «Малых музеев Третьяковской галереи»)»; Прохорова Н.В. «Трансмедийное повествование: режиссура и дизайн музейного проекта в цифровой среде» (на примере концепции «Малых музеев Третьяковской галереи»)»; Амирханова Г.Р. «От лонгрида до виртуального музея: форматы и инструменты мультимедийного сторителлинга»; Соколов Н.А. «Цифровой сторителлинг в литературном музее (на примере проекта для музея И.С. Тургенева)»; Качуровская Д.В. «Мультимедийное повествование в цифровом пространстве музея: форматы и инструменты»; Надь М.А. «Методы и инструменты разработки трансмедийного цифрового расширения музея (на примере концепции "Маяковский_125")».
В 2017 выпускники магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» и студенты программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» стали авторами и редакторами книги «Трансмедиа: модель разборки» (ред. А.Г. Качкаева), изданной на цифровой платформе Ridero (что само по себе примечательно). Теоретическая основа представленных проектов следующая: музеи стали значимой частью трансмедийного мира. В проектах показана действующая модель репрезентации культурного наследия в digital-среде.
13 Качкаева А. Г. Выпускные квалификационные работы студентов. URL: https://www.hse.ru/org/persons/2853682#teaching (дата обращения: 28.02.2019).
Авторы заострили внимание на привычных для интернет-пользователей форматах: персонализации и геймификации. Они также отметили наличие проблемы, связанной с непониманием сотрудниками музеев особенностей медиапотребления аудитории и функционирования современной медиасреды14.
В 2018 году новый проект НИУ ВШЭ — книга (снова на платформе Шёего) «Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка». Авторы отметили, что современный музей — «это синтез подлинного пространства памятников и новой медийной надстройки, позволяющей раскрыть информационный потенциал экспонатов». Они обратили особое внимание на изменении образа музейного профессионала, поскольку цифровые технологии открывают путь к междисциплинарности и требуют появления новых профессий в музеях, таких как продюсер цифрового контента, менеджер онлайн-проектов, специалист по работе с социальными медиа15.
В лекции Н.Г. Лосевой в феврале 2018 года «Музеи — это новые медиа» на факультете журналистике МГУ были обнародованы некоторые тезисы о музейных коммуникациях (например, «Как только в аудитории разрушился стереотип о существующей монополии журналистов на рассказ истории или новости, она стала воспринимать другие институты с тем же мерилом, что и качественные медиа. Аудитория ждет от музеев моментальной реакции на инфоповод»16), которые являются основополагающими для изучения музейных коммуникаций в парадигме специальности 10.01.10 — журналистика. Н.Г. Лосева предположила, что журналисты должны рассматривать музеи как ещё одну свою площадку (курсив наш - В. Рязанова), сотрудничать с ними, поскольку музей реализует похожие со СМИ
17
задачи и обладает инструментами сторителлинга .
14 Трансмедиа: модель разборки / ред. А.Г. Качкаева. Ridero, 2017. С. 65-89.
15 Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / ред. А.Г. Качкаева. Ridero, 2018. С. 6-13.
16 Лосева Н.Г. Музеи — это новые медиа // Лекция на факультете журналистики МГУ. URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/mediatrends_loseva (дата обращения: 25.12.2018).
17 Лосева Н. Музеи - это новые медиа // Лекция на факультете журналистики МГУ. URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/mediatrends_loseva (дата обращения: 25.12.2018).
Приведём несколько примеров из описания курса Н.Г. Лосевой: «На роль СМИ претендуют не только сайты музеев, их паблики в социальных сетях и каналы в мессенджерах: сам принцип взаимодействия с аудиторией, новые форматы выставок и представлений коллекций всё больше выстраиваются в соответствии с основными правилами работы с медийной аудиторией»; «Музейный сторителлинг — это когда музей рассказывает об экспонатах историю так, как это делали бы медиа»; «Музейные эксперты активно комментируют релевантную тематике музея новостную повестку, а страницы музеев в социальных сетях становятся самодостаточными медиа»18.
Сборник «Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016» (авторы А. Амзин., А. Галустян., В. Гатов., М. Кастельс, М. Паркс и др.) — своего рода путеводитель по журналистике в окружении новых медиа. Предметом обсуждения в книге стало необратимое изменение журналистики в условиях дигитализации и сетевых коммуникаций. Авторы рассмотрели новые форматы медиапотребления, новые навыки журналистов и предложили проверенные на практике инструменты для работы в новых медиа19.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день изучаемая проблематика находится в повестке дня научного сообщества и предполагает дальнейшие исследования.
Научная новизна диссертации заключается в самом факте изучения музейных коммуникаций в контексте журналистики. Диссертантом сформулированы концептуальные положения о неизбежной трансформации медиапространства, которая подразумевает под собой слияние журналистских и нежурналистских элементов при создании востребованного информационного продукта. Автором
18 Набор в творческую мастерскую музейного сторителлинга Натальи Лосевой. URL: http://www.journ.msu.ru/about/calendar/24599/ (дата обращения: 28.12.2018).
19 Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 / науч. ред. С. Бадмаева и М. Лукина. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
ставится на повестку дня журналистского научного сообщества проблема коммуникативного потенциала музейного пространства, грамотная реализация которого формирует новый тип СМК. Впервые проведен сравнительный анализ контента современных музеев с контентом цифровых СМИ и выявлены эффективные компоненты, используемые при генерации контента, направленного на вовлечение аудитории.
Теоретическая база исследования. Наряду с трудами в области массовых коммуникаций и журналистики, непосредственно связанными с музейной темой, диссертантом были изучены исследования креативных пространств в сфере культурологии, психологии, искусствоведения, педагогики и экономики. Результаты этих исследований составили междисциплинарный фундамент диссертации, поскольку комплексное изучение феномена музея невозможно без обращения к источникам и концепциям других наук, в рамках которых рассматривается изучаемое понятие.
Особую значимость для диссертанта имеют работы зарубежных и отечественных теоретиков, анализирующих креативные пространства с точки зрения
культурологии, педагогики и экономики. Среди них важно отметить таких
20 21 22 исследователей, как Н. А. Кобзева , А. Э. Рудник, I. МсАгШг , Ю. В. Решетников ,
23 24 25 26 27
Д. Тросби , Л. М. Шляхтина , Е. Н. Мастеница , Д. Хезмондалш , Ю. Ромедер ,
20 Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. №4. С. 193.
21 McArthur J. Practical Lessons from User-Experience Design for Spaces for Learning. // The ACEF Journal. Vol.2, No.1, 2011, pp. 65-76.
22 Рудник А.Э., Решетников Ю.В. Экспозиционер и художник (размышления об опыте создания выставки) // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков: тр. Гос. ист. музея. М., 2001. Вып. 127. С. 382.
23 Тросби Д. Экономика и культура. М.: ВШЭ, 2013. - 256 с.
24 Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии. // Вопросы музеологии. 2011. №2. С. 14-19.
25 Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Будущее в прошлом: музеи Петербурга в свете кросскультурных исследований // Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII-XX веков. СПб.: издательство Санкт-Петербургского ун-та. 2002. С. 144-150.
26 Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: ВШЭ, 2014. - 456 с.
28 29 30 31
C. Landry, F. Bianchini , Р. Флорида , В. Беньямин , Т. Е. Шехтер , K. F. Latham, J.
32 33 34 35
E. Simmons , J. L. Lemke , Е. Вартанова , А. Мальро .
Развитие интернет-технологий дало толчок к изучению влияния цифровых технологий на музейную сферу, привело к новому моделированию виртуальной среды, при котором одновременно задействуются различные способы организации медийного пространства. В связи с этим важной базой для исследования стали работы по изучению медиапространства в целом (в условиях digital) и вопросов трансформации музейного пространства. Подобные положения рассматривают такие
36 37 38
авторы, как В. Г. Лебедева36, Э. Тоффлер37, Г. М. Маклюэн38, А. Г. Качкаева, А. Михайлова39, С. Л. Уразова40, Л. И. Бородкин41, А. Мирошниченко42, А. Амзин43, Н. Луман44, Р. Дебре45.
27 Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя // Музееведение и охрана памятников: науч.-реф. сборник. М., 1980. С. 8.
28 Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. 2000. NY. P. 45-48.
29 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007. - 421 с.
30 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. // Киноведческие записки. 1988. №2. С. 152-167.
31 Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005. С. 30.
32 Latham K.F., Simmons J.E. Foundations of museum studies: evolving systems of knowledge: evolving systems of knowledge // ABC-CLIO. 2014.
33 Lemke J.L. Cognition, context and learning: a social semiotic perspective. Situated cognition: social, semiotic, and psychological perspectives. 1997. P. 40.
34 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. -335 с.
35 Мальро А. Голоса безмолвия. СПб.: Наука. 2012. С. 9.
36 Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры в России (вторая половина XIX - первая треть XX века). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 18.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Нарративные принципы мотивирующего контента и сторителлинга в медиасреде (на примере визуальных медиа You-Tube, Instagram*, TikTok) * Организация Meta*, а также ее продукты Instagram** и Facebook**, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ2024 год, кандидат наук Павлов Дмитрий Николаевич
Современные тенденции формирования информационного и коммуникативного пространства транспортного комплекса мегаполиса (на примере Московского метрополитена)2019 год, кандидат наук Рубас Антон Васильевич
Трансформация нарративных приёмов в мультимедийных журналистских проектах2021 год, кандидат наук Качанов Денис Геннадьевич
ИГРА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФЕНОМЕН ЭКРАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ2015 год, доктор наук Волкова Ирина Ивановна
Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ2016 год, кандидат наук Лайкова Яна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рязанова Виктория Андреевна, 2019 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Справочная литература и регламентирующие документы
1. Арсланов В. В. Искусственный интеллект // Толковый англо-русский словарь по нанотехнологии. М. 2009. URL: https://nanotech.academic.ru/ 69/Искусственный (дата обращения: 27.09.2018).
2. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1012 (дата обращения: 09.12.2018).
3. Грабельников А. А. Система средств массовой информации: библиографический справочник. М.: РУДН, 2009. - 708 с.
4. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М. и др. Социология: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис. Книжный Дом. 2003. URL: https://sociology_encyclopedy.academic.ru/407 (дата обращения: 09.12.2018).
5. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский толковый словарь концепций и терминов. М.: МГУ, 2004. - 416 с.
6. Иммерсивность // Академик URL: https://technical_translator_dictionary. academic.ru/74471/иммерсивность (дата обращения: 18.10.2018).
7. Комлеев Н. Г. Словарь иностранных слов, 2006. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10482 (дата обращения: 07.010.2018).
8. Конвергенция. // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_fwords/20945/КОНВЕРГЕНЦИЯ (дата обращения: 02.10.2018).
9. Магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/ma/digital/ (дата обращения: 21.12.2018).
10. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / науч. ред. Л.Р. Дускаева. М.: Флинта, 2018. - 440 с.
11. Российская музейная энциклопедия. Виртуальный музей. URL: http://www.museum.ru/rme/sci_virt.asp71 (дата обращения: 08.08.2018).
12. Сеттинг // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7618 (дата обращения: 15.10.2018).
13. Словарный запас: дигитализация // Strelka Magazine. URL: https: //strelka.com/ru/magazine/2015/02/03/vocabulary-digitalisation (дата обращения: 02.10.2018).
14. Словарь компьютерных и технических терминов, глоссарий. URL: www.hardvision.ru/7dir=glossary#.XDmzc1UzaUk (дата обращения: 30.01.2019).
15. Словарь музейных терминов. Музей // Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp740 (дата обращения: 24.07.2018).
16. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации // academic.ru. URL: https://normative_reference_dictionary.academic.ru /87334/ цифровые_технологии (дата обращения: 07.12.2018).
17. Справочник технического переводчика. // Интент. 2009-2013. URL: https://technical_translator_dictionary.academic.ru/77888 (дата обращения: 09.08.2018).
18. Федеральный закон от 14.10.2014 №305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"». URL: https://rg.ru/2014/10/17/ino-smi-dok.html (дата обращения: 17.12.2018).
19. Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/9425 (дата обращения: 17.12.2018).
20. Экстерриториальность // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/23103 (дата обращения: 30.11.2018).
21. Эмпатия // Psychologies, глоссарий. Психологический словарь URL: http://www.psychologies.ru/glossary/27/empatiya/ (дата обращения: 18.10.2018).
22. Энциклопедия Британика. URL: https://www.britannica.com/technology/ interactive-multimedia (дата обращения: 01.08.2018).
23. Mediakit. Esquire. 2018. URL: https://esquire.ru/upload_files/ squire_MediaKit_ 018_RUS.pdf (дата обращения: 09.11.2018).
Книги
24. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / отв. ред А. Щербакова, сост. Копелянская Н. М.: Музейные решения, 2012. С. 8-20.
25. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 / науч. ред. С. Бадмаева и М. Лукина. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
26. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. - 269 с.
27. Березин В.М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. - 427 с.
28. Березин В.М., Волкова И.И., Грабельников А.А. Экранная коммуникация в современном информационном обществе: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2009. -347 с.
29. Больц Н. Азбука медиа. М., 2011. - 136 с.
30. Брайант Дж., Томсон С. Основы воздействия СМИ. Киев: Изд. дом «Вильямс», 2004. - 432 с.
31. Буданцев Ю.П. Системность в исследованиях массовых информационных процессов. М.: УДН, 1986. - 167 с.
32. Буданцев Ю.П. Типология систем средств массовой коммуникации // URL: http://rudn.monplezir.ru/ssmk.html (дата обращения: 18.10.2018).
33. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
34. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. М: МедиаМир, 2015. - 136 с.
35. Вартанова Е.Л., Аникина М.Е., Вырковский А.В. и др. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / ред. Е.Л. Вартанова. М: МГУ, 2019. - 208 с.
36. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 348 с.
37. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2010. - 256 с.
38. Дебре Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2010. - 368 с.
39. Десяев С.Н. Образ времени и время образа: Монография. Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2003. - 177 с.
40. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. - 479 с.
41. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / науч. ред. А.А. Стриженко. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного техн. университета им. И. И. Ползунова, 2003. - 470 с.
42. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. М.: МГУ, 2010. - 272 с.
43. Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. М: МедиаМир, 2012. - 187 с.
44. Касьянов В.Н. Музеи и Интернет // Проблемы интеллектуализации и качества систем информатики / ред. В.Н. Касьянов. Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2006. С. 67-84.
45. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005 (2006). - 448 с.
46. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: ВШЭ, 2017. -424 с.
47. Коськов М. А. Предметный мир культуры. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - 344 с.
48. Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред.-сост. Д. Агапова. СПб.: СЕС ArtsLink, 2015. - 157 с.
49. Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры в России (вторая половина XIX - первая треть XX века). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 354 с.
50. Левочкина Н.А. Музейный менеджмент. Омск: Загурский С.Б. 2016. -118 с.
51. Луман Н. Медиакоммуникации. М., 2005. - 203 с.
52. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
53. Мальро А. Голоса безмолвия. СПб.: Наука. 2012. - 871 с.
54. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб: Алетейя, 2000.- 347 с.
55. Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Будущее в прошлом: музеи Петербурга в свете кросскультурных исследований // Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII-XX веков. СПб.: издательство Санкт-Петербургского ун-та. 2002. С. 144-150.
56. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / ред. А.Г. Качкаева. Ridero, 2018. - 150 с.
57. Назарчук А. В. Учение Никласа Лумана о коммуникации. М.: Весь Мир, 2012. - 248 с.
58. Никишина Н. А., Сорокина В.Н. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Москва-Самара, 1998. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/projects/ samara/site/concept/2.htm (дата обращения: 06.12.2018).
59. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Знание, 2004. - 495 с.
60. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2000. - 576 с.
61. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
62. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / ред. Я.Н. Засурский. М.: МГУ, 2000.
63. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество., 2001. - 279 с.
64. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. - 216 с..
65. Тойнби А. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 1991. - 736 с.
66. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ., 2010. - 784 с.
67. Трансмедиа: модель разборки / ред. А.Г. Качкаева. Шёего, 2017. - 136 с.
68. Тросби Д. Экономика и культура. М.: ВШЭ, 2013. - 256 с.
69. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007. - 421 с.
70. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: ВШЭ, 2014. - 456 с.
71. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005. - 258 с.
Диссертации и авторефераты
72. Аль-Ханаки Д. А.-Н. Принципы трансмедийного повествования в новостных историях: дис. ... канд. филол. наук. М., 2017.
73. Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2019.
74. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2003.
75. Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2015.
76. Емелин В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999.
77. Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере. Автореф. дис. канд. культурол. наук. М., 2000.
78. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2008.
79. Змеул А.А. Музеи в культурном пространстве города. Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 2004.
80. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009.
81. Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2012.
82. Майстровская М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте архитектуры, искусства, дизайна). Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 2002.
83. Распопова С.С. Журналистское творчество: теория и практика освоения: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2007.
84. Савицкий В.А. Игра как феномен журналистского творчества: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
85. Юдина Е. Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения). Автореф. дис. д-ра социологии. М., 2008.
Статьи
86. Аксенов В.П. Интерактивные методы в научно-техническом музее // ТЗН: библиотека. М. URL: http://t-z-n.ru (дата обращения: 09.08.2018).
87. Алгави Л.О. К вопросу о периодизации российской онлайн-журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. № 3. С. 76-85.
88. Алгави Л.О., Аль-Ханаки Д.А.Н. Линейный и нелинейный нарратив в новостной журналистике // Горизонты мировой журналистики: история и современность: сборник научных статей. Министерство образования и науки РФ; Российский университет дружбы народов. М.: РУДН, 2015. С. 12-18.
89. Алгави Л.О., Аль-Ханаки Д.А. Проблемы эффективности социальных медиа // Журналистика и общество: Сборник научных трудов. М.РУДН, 2013. С. 191-202.
90. Аль-Ханаки Д.А-Н., Алгави Л.О. Новости как развлечение в коллаборативной журналистике // Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу: сборник научных статей. М.: РУДН, 2016. С. 1221.
91. Аудитория виртуальных экспозиций сравнялась с числом посетителей крупнейших музеев страны // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/news/ 193426/auditoriya-virtualnykh-ekspozicii-sravnyalas-s-chislom-posetitelei krupneishikh-muzeev-strany (дата обращения: 21.12.2018).
92. Аудрен В. Машина времени в Эрмитаже: как музей осваивает VR. URL: https://iq.intel.ru/hermitage-vr/ (дата обращения: 28.09.2018).
93. Бабкин С. То, что происходит в музее, будет происходить везде. Архитектор Ник Аппельбаум - о настоящем и будущем музеев. Интервью // Look at me. 28.10.2015. URL: http://www.lookatme.ru/mag/ people/experience/ 217855-appelbaum (дата обращения: 10.08.2018).
94. Бакушкина Е.С. Архитектура современных музейных зданий. Формирование смысловых моделей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. №34. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/ arhitektura-sovremennyh-muzeynyh-zdaniy-formirovanie-smyslovyh-modeley (дата обращения: 17.09.2018).
95. Баранова Е.А. Этапы развития процесса медиаконвергенции (в попытках описать глобальные изменения в развитии СМИ с 1990-2015 гг.) // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 2. С. 170-193.
96. Белькевич Д. Музей в поисках аудитории. // Искусство. №2 (581). 2012. URL: http://iskusstvo-info.ru/muzej-v-poiskah-auditorii/ (дата обращения: 25.07.2018).
97. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. №2. С. 152-167.
98. Бородкин Л.И. Digital History: применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия // Историческая информатика. 2012. №1. С. 14-21.
99. Бронникова М.Д., Нефедьев И.В. Интерактивная инфографика в Интернете: игровой аспект // Средства массовой информации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / ред. В.В. Барабаш. М.: РУДН, 2017. С. 281-286.
100. Будовская Ю.В., Волкова И.И. Распространение медиаконтента в социальных медиа и социальных сетях: теория игр против виральности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5. С. 69-74.
101. Вартанова Е.Л. К чему ведёт конвергенция в СМИ // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11-14.
102. Вартанова Е.Л. О современном понимании журналистики и СМИ // Медиаскоп. Вып. № 1, 2010. URL: http://www.mediascope.ru/node/521 (дата обращения: 04.01.2019).
103. Вартанова Е.Л. О необходимости выхода теории журналистики на новый этап развития // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований - 2016». М.: ф-т журн. МГУ, 2016. С. 44-48.
104. Вартанова Е.Л., Лукина М.М. Russian Journalism Education: Challenging Media Change and Educational Reform // Journalism & Mass Communication Educator, Sage Publications inc. 2017. № 72(3). С. 274-284.
105. Блинова Е. К., Бакушина Е. С. Пространство и время музея // Знание сила. 2016. №2. С. 106-111.
106. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства. // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompleksnoe-ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-ramkah-muzeynogo-prostranstva (дата обращения: 09.08.2018).
107. Войткевич А.И., Эль-Смайли Д.П. Роль digital-технологий в продвижении fmcg-брендов. // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-digital-tehnologiy-v-prodvizhenii-fmcg-brendov (дата обращения: 07.08.2018).
108. Волкова И.И. Игра и телевидение в экранном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011.№ 4. С. 66-71.
109. Волкова И.И. Игровая парадигма исследований массмедиа // European Social Science Journal. 2014. № 5-2 (44). С. 228-231.
110. Волкова И.И. Компьютерные игры и новые медиа: игровой подход к коммуникациям в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 312-320.
111. Волкова И.И. К вопросу о функциональности игры и игровых коммуникаций в современных медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №12 (30): в 2-х ч., Ч. II. С 41-45.
112. Волкова И.И. Экранные игровые коммуникации как индикатор восприятия медиареальности: статусно-поколенческий аспект // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 4. С. 124-138.
113. Волкова И.И, Гужвий Д.А. Проблемы интегративного подхода к измерению эффективности контента новых медиа // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 3. С. 532-543.
114. Выставка о наследии Византии открылась в Русском музее // Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви. 03.03.2017. URL: http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=113614 (дата обращения: 22.11.2018).
115. Гиль А.Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №364. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 31.07.2018).
116. Горячева Т. Почти все о «Черном квадрате» // Приключения черного квадрата. Каталог выставки. СПб., 2007. С. 6.
117. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3 (66). С. 79-83.
118. Градюшко А.А. Трансформация журналистского контента в условиях цифровизации // Век информации. 2018. Т. 1. № 2. С. 245-246.
119. Гройс Б. Почему - музей? // Художественный журнал Moscow Art Magazine. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/9/article/114 (дата обращения: 30.11.2018).
120. Дедов С.Г., Фокин А.А. Виртуализация музейного пространства. // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/ v/virtualizatsiya-muzeynogo-prostranstva (дата обращения: 07.08.2018).
121. Десяев С.Н. О создании о сохранности аудиовизуальных архивов // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 4 (36). С. 148-151.
122. Ильченко С.Н. Журналист XXI века: кризис компетентности как следствие научно-технического прогресса // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 205-207.
123. К идеальному музею: серые кардиналы. Интервью // Искусство. №2 (581). 2012. URL: http://iskusstvo-info.ru/k-idealnomu-muzeyu-serye-kardinaly/ (дата обращения: 25.07.2018).
124. Как сделать музей интересным? // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 19.09.2017. URL: https://spb.hse.ru/news/209447121.html (дата обращения: 01.08.2018).
125. Кемарская И.Н. Драматургия электронных медиа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. №3 (153). С. 50-60.
126. Китель А., Янкина С. Параллельный мир: самые успешные музеи России в соцсетях // The Art Newspaper, 04.05.2018. URL: http://www.theartnewspaper. ru/posts/5647/ (дата обращения: 05.11.2018).
127. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. №4. С. 193-195.
128. Колесникова М. Вслед за Эрмитажем стикеры для Telegram выпустит метро Петербурга // Metro. 31.01.2018. URL: https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/vsled-za-ermitazhem-stikery-dlya-telegram-vypustit-metro-peterburga-1365797/ (дата обращения: 09.10.2018).
129. Колесникова М. Стикеры в Telegram от метро Петербурга будут полезны пассажирам // Metro. 02.02.2018. URL: https://www.metronews.ru/novosti/ peterbourg/reviews/stikery-v-telegram-ot-metro-peterburga-budut-polezny-passazhiram-1366631/ (дата обращения: 09.10.2018).
130. Корнев М.А., Пуля В.И. 5 трендов новых медиа в 2017 году. URL: http://mediatoolbox.ru/trends2017/ (дата обращения: 13.11.2018).
131. Корконосенко С.Г. Объект теории журналистики: взрывное развитие // Век информации. 2018. № 1. С. 16-29.
132. Костюк Е.Б., Селезнев А.Е. Технологии как фактор эволюции искусства XX-XXI столетий. // Вестник ВятГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologii-kak-faktor-evolyutsii-iskusstva-hh-hhi-stoletiy (дата обращения: 07.08.2018).
133. Коханова Л.А. Использование современных информационных технологий в освещении деятельности музеев // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Мажит Гафури - первый народный поэт Башкортостана. Деятельность музеев в увековечивании имен знаменитых личностей» (21-22 марта, 2018). Уфа: Самрау-Медиа, 2018. С. 120-126.
134. Кто работает в «Медузе». Meduza. URL: https://meduza.io/pages/about (дата обращения: 08.11.2018).
135. Кулиничева Е. Кроссовки дня: перевыпущенные желтые Yeezy Boost 350 как иллюстрация к плану Канье Уэста завоевать мир // Esquire. 12.12.2018. URL: https://esquire.ru/style-and-grooming/74372-krossovki-dnya-perevypushchennye-zheltye-yeezy-boost-350-kak-illyustraciya-k-planu-kane-uesta-zavoevat-mir/#part2 (дата обращения: 14.12.2018).
136. Лавровская М. Как AR/VR-технологии меняют индустрию развлечений // Buro24/7. 12.11.17. URL: https://www.buro247.ru/technology/media/12-nov-2017-ar-vr-technology-change-the-entertainm.html (дата обращения: 01.10.18).
137. Литвинович М. Как интернет меняет медиапространство. // URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/8763-kak-internet-%20menyaet-mediaprostranstvo.html (дата обращения: 07.09.2018).
138. Литвинцева Г.Ю. Креативные пространства аудитории «нового типа». / Международный научно-исследовательский журнал. Культурология. №10 часть 2. 2016. URL: https://research-journal.org/culture/kreativnye-prostranstva-auditorii-novogo-tipa/ (дата обращения: 31.07.2018).
139. Лободенко Л.К. Особенности развития концепции и медиатекста сайта регионального телеканала // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. №2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/osobennosti-razvitiya-kontseptsii-i-mediateksta-sayta-regionalnogo-telekanala (дата обращения: 08.09.2018).
140. Лободенко Л.К., Баштанар И.М. Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-3(59). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/regionalnye-internet-smi-v-sotsialnyh-setyah-transformatsiya-mediakontenta (дата обращения: 10.09.2018).
141. Макарова Н.Я., Махнева Д.О. Журналистика виртуальной реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. №1. С. 65-74.
142. Милош И. Grayling: как бренды взаимодействуют с искусством и зачем это нужно? // Sostav, 10.04.2017 URL: http://www.sostav.ru/publication/grayling-brendy-i-iskusstvo-stanovyatsya-vse-blizhe-26203.html (дата обращения: 22.10.2018).
143. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиаконвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник
статей к открытой сессии по медиаконвергенции / Под ред. М. С. Корнева. -М., 2014. С. 63-74.
144. Михайлова А. Российские музеи в социальных сетях изнутри и снаружи // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. 18.04.2018. URL: http://mart-museum.ru/mart_articles/smm-in-russia/ (дата обращения: 09.10.2018).
145. Может ли студент быть эсэмэмщиком? За какой соцсетью будущее? // Meduza. 04.12.2018. URL: https://meduza.io/slides/mozhet-li-student-byt-esememschikom-za-kakoy-sotssetyu-buduschee (дата обращения: 10.12.2018).
146. Москвин Е. Что происходило с Джонни Деппом в 2018 году и почему его карьеру ждет ренессанс // Esquire. 07.12.2018. URL: https://esquire.ru/movies-and-shows/73602-chto-proishodilo-s-dzhonni-deppom-v-2018-godu-i-pochemu-ego-kareru-zhdet-renessans/#part2 (дата обращения: 17.12.2018).
147. Москвитин Е. Что нужно знать об «Аквамене», чтобы получить удовольствие от просмотра фильма // Esquire. 13.12.2018 URL: https://esquire.ru/movies-and-shows/74612-chto-nuzhno-znat-ob-akvamene-chtoby-poluchit-udovolstvie-ot-prosmotra-filma/#part3 (дата обращения: 17.12.2018).
148. Музеи XXI века: технологии, креатив, маркетинг // Event Forum. URL: http://www.event-forum.ru/faces/muzei-xxi-veka-tehnologii-kreativ-marketing (дата обращения: 04.10.2018).
149. На выставке «Неделя Покрова» показали мультимедийные копии старинных икон // Санкт-Петербург. 10.11.2018. URL: https://topspb.tv/programs/stories/470208/ (дата обращения: 22.11.2018).
150. Начальника амурского ФСИН наказали за нарушения в колонии, где сидит Цеповяз // Интерфакс. 07.12.2018. URL: https://www.interfax.ru/russia/641232 (дата обращения: 10.12.2018).
151. «Одноклассники» и Русский музей запустили виртуальные экскурсии с аудиогидами Ивана Урганта, Михаила Боярского и Дельфина //
Комсомольская правда. 16.11.2018. URL:
https://www.spb.kp.ru/daily/26909.7/3954186/ (дата обращения: 30.11.2018).
152. Очкова Е. Пока что немногие готовы надеть на голову кастрюлю: эксперты о будущем рынка виртуальной реальности // vc.ru официальный сайт URL: https://vc.ru/flood/11493-vr-future (дата обращения: 25.09.2018).
153. Палько В. Новые фото Цеповяза в колонии: застолья, хоккей и кот // Сноб. 07.12.2018. URL: https://snob.ru/news/169276 (дата обращения: 10.12.2018).
154. Паршин М. Годовое исследование о состоянии российского медиарынка // Gmbox, 22.05.2018. URL: https://gmbox.ru/materials/35636-godovoe-issledovanie-o-sostoyanii-rossiyskogo-mediarinka (дата обращения: 05.11.2018).
155. Полеухин А. А. Развитие коммуникативного дизайна // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnogo-dizayna (дата обращения: 07.09.2018).
156. Посещаемость столичных музеев выросла в полтора раза // Известия. 04.01.2018. URL: https://iz.ru/691551/2018-01 -04/poseshchaemost-stolichnykh-muzeev-vyrosla-v-poltora-raza (дата обращения: 21.12.2018).
157. Представление интерактивного выставочного макета Эльбской филармонии города Гамбурга // Эрмитаж. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2017/news_68_17/?lng=ru (дата обращения: 29.11.2018).
158. Проект ТАСС стал призером международного конкурса Kantar Information is Beautiful Award // ТАСС. 05.12.2018. URL: https://tass.ru/novosti-agentstva/5875506?fbclid=IwAR0e3aTktKUl3q02b8F0Euk8wR2QTA082heMKA WygY0eKkacZhsLatVGjZw (дата обращения: 21.12.2018).
159. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 151-161.
160. Пряхин М.Н. «Журналист»: определение понятия в свете риторической теории // Тезисы научно-практической конференции "Российская журналистика конца ХХ столетия: власть прессы или пресс власти?" (7-10 апреля 1997 г.) Воронеж: Воронежский государственный университет, 1997.
161. Пуля В. Геймификация в СМИ: новости, в которые играют люди // Mediatoolbox. URL: http://mediatoolbox.ru/blog/geymifikatsiya-smi-novosti-v-kotoryie-igrayut-lyudi/ (дата обращения: 09.10.2018).
162. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя // Музееведение и охрана памятников: науч.-реф. сборник. М., 1980. С. 8-11.
163. Рудник А.Э., Решетников Ю.В. Экспозиционер и художник (размышления об опыте создания выставки) // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков: труды Гос. ист. музея. М., 2001. Вып. 127. С. 376-397.
164. Салтанова М.В. Игровые стратегии музея современного искусства. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №101. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/igrovye-strategii-muzeya-sovremennogo-iskusstva (дата обращения: 24.07.2018)
165. Салтанова М.В. Музей как культурный центр. // Вестн. С.Петерб. гос. унта культуры и искусств. 2013. №3 (16). С. 119-122.
166. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №103. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-predstavleniy-o-muzeynoy-kommunikatsii (дата обращения: 06.09.2018).
167. Свитич Л.Г. Трансформация журналистской профессии в условиях глобализации и медиаконвергенции // Информационные процессы в казахстанском обществе: вызовы и тренды времени. Материалы
международной научно-практической конференции. 5 декабря 2014 г. Алматы: Казахский нац. университет им. Аль-Фараби. С. 42-49.
168. Серебиненко А. Каким будет музей будущего // ПостНаука официальный сайт. URL: https://postnauka.ru/video/29812 (дата обращения: 25.09.2018).
169. Сидорская И.В. Еще раз о понятии «медиапространство» // Медиаисследования. 2016. №3. С. 79-88.
170. Синицына И. Поколение Y беспокоит // Ведомости, 08.06.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/06/08/772204-pokolenie-bespokoit (дата обращения: 05.11.2018).
171. Скрупник Р. Приемы сторителлинга: нарратив и сюжет, без которых не бывает историй // Mad Cats. 08.05.2017. URL: http://madcats.ru/content-marketing/storytelling/ (дата обращения: 17.12.2018).
172. Слезоточивый газ и дымовые шашки на Елисейских полях: как прошел третий митинг «желтых жилетов» в Париже» // Esquire. 03.12.2018. URL: https://esquire.ru/articles/72622-slezotochivyy-gaz-i-dymovye-shashki-na-eliseyskih-polyah-kak-proshel-tretiy-miting-zheltyh-zhiletov-v-parizhe/#part0 (дата обращения: 10.12.2018).
173. Смирнова Э.В. Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве. // Magister Dixit. 2014. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/transformatsiya-funktsiy-muzeya-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 31.07.2018).
174. Смолев Д. Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году // The Art Newspaper, 27.04.2018. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5630/ (дата обращения: 05.11.2018).
175. Сторителлинг - метод донесения нужной информации. // Дневник Успеха. URL: http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/storitelling-metod-donesenija-nuzhnoj-informacii.html (дата обращения: 01.08.2018).
176. Сулейманов С. iPad Pro - компьютер для тех, у кого уже есть компьютер // Meduza. 14.12.2018. URL: https://meduza.io/feature/2018/12/14/ipad-pro-kompyuter-dlya-teh-u-kogo-uzhe-est-kompyuter (дата обращения: 14.12.2018).
177. Супрунова В.Г. Виртуальная реальность - что это такое? // URL: http://tofar.ru/article/virtualnaya-realnost.htm (дата обращения: 25.09.2018).
178. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории. // Молодой ученый №10 (57). 05.09.2013. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (дата обращения: 31.07.2018).
179. Уразова С.Л. Век цифровой информации: креативность VS. творчество // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22. № 4. С. 650-659.
180. Уразова С.Л. Конвергентно-интеграционные аспекты эволюции СМИ в век информации // Вестник ВГИК. 2010. № 5. С.114-122.
181. Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. №5 (1). С. 287-293.
182. Уразова С.Л. Медиакоммуникации в фокусе цифровых трансформаций // МедиаАльманах. 2015. № 6 (71). С. 21-29.
183. Уразова С.Л. Модификации цифрового медиапространства как предмет дискурса // Вестник электронных и печатных СМИ, 2015. № 1(23). С. 23-38.
184. Уразова С.Л., Кильпеляйнен Е.С. Виртуальная реальность и медиареальность: прогнозы и тенденции эволюции медиасистемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 410-421.
185. Что такое партнерские материалы на «Медузе»? // Meduza. 25.01.2016. URL: https://meduza.io/cards/chto-takoe-partnerskie-materialy-na-meduze (дата обращения: 10.12.2018).
186. Что такое AR? URL: http://tofar.ru/dopolnennaya-realnost.php (дата обращения: 24.09.2018).
187. Шагина Е. «Интертекст». Коллективная выставка // Erarta. Официальный сайт. URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/ detail/72562084-7e3d-11e5-87a5-8920284aa333/ (дата обращения: 26.11.2018).
188. Шахов А. Я трачу на выставки и музеи 10% своего бюджета. // The Village. 26.03.2018. URL: https://www.the-village.ru/village/city/research/306861-ekb-modernart (дата обращения: 25.07.2018).
189. Шестёркина Л.П. Медиатекст в условиях конвергенции университетских СМИ (на материале экспериментальной площадки ТРК ЮУрГУ-ТВ) // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mediatekst-v-usloviyah-konvergentsii-universitetskih-smi-na-materiale-eksperimentalnoy-ploschadki-trk-yuurgu-tv (дата обращения: 14.09.2018).
190. Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии. // Вопросы музеологии. 2011. №2. С. 14-19.
191. Экосистема. // Индикатор. URL: https://indicator.ru/tags/ekosistema/ (дата обращения: 10.08.2018).
192. Эрмитаж возглавил рейтинг посещаемости музеев России // Деловой Петербург, 19.09.2018. URL: https://www.dp.ru/a/2018/09/19/JErmitazh_ vozglavil_rejting (дата обращения: 05.11.2018).
193. Эрмитаж запустил виртуальные экскурсии по музею // Россия К. 17.04.2018. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/244265/ (дата обращения: 09.11.2018).
194. Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестник ГУУ. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ kommunikatsiya-opredelenie-ponyatiya-vidy-kommunikatsii-i-ee-bariery (дата обращения: 06.09.2018).
Литература на иностранных языках
195. #GoldenAge Learning app launched for exhibition at Hermitage Amsterdam. URL: http://lava.nl/lavalab/learning-app-launched-for-exhibition-at-hermi (дата обращения: 28.09.2018).
196. Appelgren E. Convergence and divergence in media: different perspectives // URL: https://www.researchgate.net/publication/37676508_Convergence_ and_divergence_ in_media_Different_perspectives (дата обращения: 22.10.2018).
197. Burgyone P. The key issues for museums today. URL: https://www.creativereview.co.uk/the-key-issues-for-museums-today/ (дата обращения: 27.09.2018).
198. Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. New York: Free Press. 1967.
199. Giaccardi E. Collective Storytelling and Social Creativity in the Virtual Museum: A Case Study // Design Issues. Vol. 22. No. 3. 2006. P. 29-41.
200. Hooper-Greenhill Е. Communication in theory and practice. In the Education Role of the Museum // London and New York: Routledge, 1994. P. 28-43.
201. Kemp S. Digital in 2018: World's internet users pass the 4 billion mark // We are social. 30.01.2018. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (дата обращения: 25.10.2018).
202. Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. 2000. NY. P. 45-48.
203. Latham K.F., Simmons J.E. Foundations of museum studies: evolving systems of knowledge: evolving systems of knowledge // ABC-CLIO. 2014.
204. Lemke J.L. Cognition, context and learning: a social semiotic perspective. Situated cognition: social, semiotic, and psychological perspectives. 1997. P. 37-55.
205. McArthur J. Practical Lessons from User-Experience Design for Spaces for Learning. // The ACEF Journal. Vol.2, No.1, 2011. P. 65-76.
206. Miles R. S. Exhibition: management, for a change. In The Management of Change in Museums // London: National Maritime Museum, 1985. P. 31-33.
207. Pratten R. Getting Started in Transmedia Storytelling: A Practical Guide for Beginners. CreateSpace Independent Publishing Platform (January 19, 2011).
208. Sacre Bleu! We're teaming up with LACMA to retell beauty and the beast on Snapchat! // Oh my Disney. URL: https://ohmy.disney.com/news/2016/10/18/sacre-bleu-were-teaming-up-with-lacma-to-retell-beauty-and-the-beast-on-snapchat/ (дата обращения: 05.10.2018).
209. Scolari C.A. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds, and Branding in Contemporary Media Production // International Journal of Communication. 2009. Vol 3. P. 586-606.
210. Stults R. Media Space // Xerox PARC, 1986. URL: http://people.cs.vt.edu/srh/Downloads/Media%20Space%20Report.pdf (дата обращения: 05.10.2018).
211. Urazova S., Volkova I., Baranova E., Druzhinin A., Ulyura A. Branded Media Text as Communicative-integration Model of Interaction with Audience / SHS Web of Conferences Volume 50 (2018) / The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2018). Volgograd, Russia, April 23-28, 2018.
212. Volkova I. Four Pillars оf Gamification // Middle-East Journal of Scientific Research 13 (Socio-Economic Sciences and Humanities): 149-152, 2013.
213. Volkova I.I., Desyaeva N.D., Kilpelyaynen E.S., Algavi L.O. Gamification in Education: Boss Fight / EEIA 2017 — International Conference "Education Environment for the Information Age"//The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) http://dx.doi.org/10.15405/epsbs. 2017.08.8.
214. Whittle Ch. The Museum as a Communication System: A Review and Synthesis. // New Mexico, 1997. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED417076.pdf (дата обращения: 12.09.2018).
Сайты, социальные сети и приложения
215. В фокусе. Новый интернет-проект Государственного Эрмитажа // Музеи России. 25.12.2015. URL: http://www.museum.ru/N60532 (дата обращения: 19.11.2018).
216. Вечер кино // Русский музей. Официальный сайт. URL: http://rusmuseum.ru/pavilions-mikhailovsky-castle/news/movie-night-/#rmPhoto[gallery8658]/0/ (дата обращения: 26.11.2018).
217. Виртуальный музей Джоржда Вашингтона Маунт-Вернон // URL: http://www.mountvernon.org/site/virtual-tour/ (дата обращения: 08.08.2018).
218. Выставка-инсталляция «Эрмитаж в Галерее» // Галерея. Официальный сайт. URL: http://event.galeria.spb.ru (дата обращения: 30.11.2018).
219. Государственный Эрмитаж В ФОКУСЕ // Официальный сайт. URL: http://e-expo.hermitage.ru/?l=ru&s=date&sort-order=desc (дата обращения: 19.11.2018).
220. Интерактивная картина «Сад земных наслаждений» И. Босха. URL: https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en# (дата обращения: 05.10.2018).
221. Как устроен Arzamas. URL: https://arzamas.academy/about (дата обращения: 05.10.2018).
222. Лувр. Официальный сайт. URL: https://www.louvre.fr/en/visites-en-ligne (дата обращения: 08.08.2018).
223. Мобильное приложение JustAddArt. URL: https://itunes.apple.com/us/app/ just-add-art/id455654095?mt=8 (дата обращения: 09.10.2018).
224. Мобильное приложение Race Against Time. URL: https://itunes.apple.com/ gb/app/race-against-time/id484570746?mt=8 (дата обращения: 09.10.2018).
225. Музей ГУЛАГа. URL: http://www.gulag.online (дата обращения: 08.08.2018).
226. Музей Фаберже. URL: https://fabergemuseum.ru/ru (дата обращения: 08.08.2018).
227. Музей Эрарта в Санкт-Петербурге // Erarta. Официальный сайт. URL: https://www.erarta.com/ru/museum/about/ (дата обращения: 08.11.2018).
228. Национальный музей естественной истории в Вашингтоне. URL: https://naturalhistory.si.edu/vtp/1-desktop/ (дата обращения: 08.08.2018).
229. Не благодарите! Игра «Медузы» // Meduza. Официальный сайт. URL: https://meduza.io/games/ne-blagodarite-igra-meduzy (дата обращения: 12.11. 2018).
230. О русском музее // Официальный сайт Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/about/ (дата обращения: 08.11.2018).
231. Перин С. Вячеслав Цеповяз: фото из колонии с 2014 по 2017 годы // Youtube. 06.12.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cklT76CfjB4 (дата обращения: 10.12.2018).
232. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://www.fgosvo.ru/news/2 (дата обращения: 21.01.2019).
233. Посещение Центра мультимедиа Русского музея // Виртуальный Русский Музей. URL: http://rusmuseumvrm.ru/projects/multimedia/rezhim_raboti_centra/ index.php (дата обращения: 09.11.2018).
234. Сноб. О проекте. URL: https://snob.ru/basement (дата обращения: 08.11.2018).
235. Театр без актеров // Erarta. Официальный сайт. URL: https://www.erarta. com/ru/museum/projects/detail/fec5213f-7cdb- 11e2-817d-8920284aa333/ (дата обращения: 4.12.2018).
236. Цифровая выставка «Неделя Покрова» // Виртуальный Русский Музей. 10.11.2018. URL: http://rusmuseumvrm.ru/data/events/2018/10/obschee._ cifrovaya_vistavka_nedelya_pokrova_/index.php (дата обращения: 22.11.2018).
237. Шедевры Русского // Мы в музей. Официальный сайт проекта. URL: https://rusmuseum.ok.ru (дата обращения: 30.11.2018).
238. Эрмитаж // Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/ wps/portal/hermitage?lng=ru (дата обращения: 08.08.2018).
239. Arzamas // Официальный сайт. URL: https://arzamas.academy (дата обращения: 05.10.2018).
240. Herzog & de Meuron // Official website. URL: https://www.herzogdemeuron. com/index/projects/complete-works/151-175/169-schaulager.html (дата обращения: 17.09. 2018).
241. Kantar Information is Beautiful Awards. About // Официальный сайт. URL: https://www.informationisbeautifulawards.com/ (дата обращения: 21.12.2018).
242. Mirages & miracles // URL: https://www.am-cb.net/projets/mirages-miracles (дата обращения: 01.10.2018).
243. The Artist Project // The Metropolitan Museum of Art. URL: http://artistproject.metmuseum.org (дата обращения: 04.10.2018).
244. The Blu. An Underwater VR Experience. URL: https://nhm.org/site/explore-exhibits/special-exhibits/vr (дата обращения: 01.10.2018).
245. U-space. О пространстве. // Erarta. Официальный сайт. URL: https://www.erarta.com/ru/museum/projects/detail/1cb3ca9b-0619-11e2-beae-8920284aa333/ (дата обращения: 12.11.2018).
Стенограммы, видеозаписи и подкасты
246. В Лионе открыт Музей слияния // ТВ Канал Культура. Новости Культуры. Эфир от 13.05.2015. URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/126542/ (дата обращения: 17.09.2018).
247. Глава, в которой нужно до смерти испугаться, чтобы стать лучше // Meduza. Подкасты. 11.12.2018. URL: https://meduza.io/episodes/ 2018/12/11/glava-v-kotoroy-nuzhno-do-smerti-ispugatsya-chtoby-stat-luchshe (дата обращения: 17.12.2018).
248. Интервью: Директор Русского музея Владимир Гусев о миссии отечественного искусства и испанском филиале // Санкт-Петербург. 21.02.2015. URL: https://topspb.tv/news/news66219/ (дата обращения: 08.11.2018).
249. Книжный базар // Meduza. Подкасты. URL: https://meduza.io/podcasts/ knizhnyy-bazar (дата обращения: 17.12.2018).
250. Лосева Н. Музеи — это новые медиа // Лекция на факультете журналистики МГУ. URL: http://radio_mohovaya9.tilda.ws/mediatrends_loseva (дата обращения: 25.12.2018).
251. Hermitage Online. Археология в Эрмитаже // Выпуск от 01.11.2018. URL: https://vk.com/videos-67940544?section=album_4&z=video67940544_ 456239356%2Fclub67940544%2Fpl_-67940544_4 (дата обращения: 09.11.2018).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.