Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий: современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Белоусова, Марина Николаевна

  • Белоусова, Марина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 205
Белоусова, Марина Николаевна. Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий: современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2012. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Белоусова, Марина Николаевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИЗИОННУЮ ИНДУСТРИЮ

1.1. Динамика развития зарубежного цифрового вещания

1.2. Специфика и необходимые условия для перехода российского телевидения на цифровое вещание

1.3. Особенность современных телевизионных технологий как определяющее условие журналистской деятельности

1.3.1. Технологический фактор в деятельности телевизионного

журналиста

1.3.2. Конвергенция медийной системы как следствие дигитализации

1.3.3. Роль и место журналистики в цифровом телевидении

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭКРАННОГО И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Влияние усовершенствования технологий на художественно-выразительные средства экрана

2.2. Отражение новых технологий на изобразительную эстетику телевидения

2.3. Способы создания интерактивного и мобильного контента

ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРОВ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ С УЧЕТОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Классификация телевизионных жанров

3.2. Видоизменения телевизионной жанровой системы

3.3. Тенденции развития телевизионных жанров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение 1

Концепция федеральной целевой программы

Приложение 2

Медленные медиа. Манифест

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий: современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры»

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха нулевых (период с 2000 по 2010 год) характеризовалась серьезными изменениями в телевизионном вещании и, в частности, внедрением цифровых технологий. Мир, который еще несколько десятилетий назад был информационно разъятым, благодаря новым средствам массовой коммуникации превращается в среду общего информационного обитания. Поэтому так важно разобраться в специфике происходящих изменений.

На этапе формирования искусство телевизионного вещания по своему характеру было ближе к радио, нежели к кино. В композиции любого материала, подготовленного специально для телевидения, преобладало повествование. Однако, возникнув как чисто технический способ передачи аудиовизуального отображения реального мира на расстояние, телевидение стало новым средством массового общения, а из небольшого механического устройства выросла, в конечном счете, великая телевизионная держава. Постепенно в арсенале творческих средств телевизионных специалистов стали появляться более современные инструменты и приемы, использование которых формирует зрительный ряд фильма, телепередачи или сюжета. Сочетание текста со звуко- и видеорядом - поле для постоянных экспериментов в области экранного творчества, сфера конструирования новых способов передачи информации.

За последние двадцать лет телевидение в России существенно

изменилось: на месте нескольких каналов выросла многоканальная и

многовещательная среда, способная удовлетворить разнообразные запросы

зрителей, оказать влияние на восприятие окружающего мира.

Принципиально важным этапом стало принятие в конце 2009 г. программы

цифровизации российского телевидения. В процессе перехода на цифровые

технологии пересекаются политические, технологические, экономические и

творческие факторы, а это, в свою очередь, создает условия для развития

медиасреды, дополняя привычное телесмотрение продвижением информации

и общением людей посредством интерактивного телевидения, мобильной

3

телефонии, в среде Интернета. Цифровизация становится основным трендом технических преобразований на телевидении, и в то же время следует отметить, что значительная доля телевизионной аудитории будет постепенно отказываться от традиционного ТВ в пользу просмотра телевизионных передач на Интернет-порталах и сайтах ТВ каналов. Согласно ежегодному аналитическому отчету1 лаборатории Ericsson ConsumerLab за 2011 год, зрители тратят все меньше времени на просмотр эфирного телевидения, предпочитая ему потоковое видео в Интернете. Почти половина всех респондентов (47%) утверждают, что они смотрят потоковое видео в Сети более одного раза в неделю. При этом традиционное эфирное ТВ не реже раза в неделю смотрят 84% опрошенных, что на 3% меньше, чем в 2010 г. Эта тенденция, скорее всего, в будущем неизбежно приведет к перераспределению приоритетов внутри всей системы телевидения.

Настоящая работа посвящена исследованию процессов, протекающих в сфере российской медиаиндустрии в период перехода на цифровые стандарты телевизионного производства и вещания. Сегодня ясно, что телевизионным специалистам предстоит научиться работать в новых, непривычных для них условиях как с технической стороны, так и с творческой. Перманентные трансформации телевизионных технологий производства журналистских произведений, касающиеся, в частности, изобразительно-выразительных средств, приводят к изменению даже жанровой палитры. Наступает время качественного преобразования телевидения и нашего представления о нем, открываются новые возможности получения и передачи информации.

Сегодня на телевидении имеет место противоречие между быстрым развитием новых технологий, с одной стороны, и недостаточной проработанностью в отечественной науке теоретико-методологического базиса - с другой, а это противоречие затрудняет осуществление анализа и

1 Исследование: телезрители продолжают уходить в онлайн. URL:

http://telecom.cnews.ru/news/lme/index.shtml72011/09/06/454178 (дата обращения 15.12.2011).

прогноза развития медиапространства и его сектора - телевизионной журналистики. С все ускоряющимся процессом перехода средств массовой коммуникации на новые, цифровые технологии производства и доставки аудиовизуальной информации и исследователи стали все больше обращать внимание на взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла экранного произведения и технико-технологических средств, используемых для его реализации. Следует подчеркнуть, что сегодня проблема эта пока что недостаточна изучена.

В разработке темы исследования нами рассматриваются два аспекта особенностей телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий, а именно, тенденции развития выразительных средств и характер изменении в жанровой палитре. Две эти стороны тесно между собой связаны, поскольку специфические средства изображения и выражения, присущие телевидению, имеют прямое отношение к техническим средствам, используемым для создания изображения и звука. Конечно, всякая технология является лишь средством достижения цели. Но в таком виде творчества как телевидение технические средства и технологические приемы играют особую роль, поскольку в значительной мере влияют на аудиовизуальное решение произведения. Помимо этого изменение технологий неизбежно сказывается не только на формировании изобразительных и выразительных средств, но на появлении новых жанров и видоизменении уже существующих.

Актуальность исследования определена постоянными функционально-содержательными и формообразующими изменениями информационного пространства, а также приобретением современной журналистикой как формой коммуникативной практики ряда качественно новых свойств (в частности, мультимедийности, гипертекстуальности, конвергентности, интерактивности).

Новые виды подачи телевизионного контента и все ускоряющийся темп жизни информационного общества в XXI веке неизбежно порождают

новые и видоизменяют существующие жанры, возникают мультимедийные и синтетические жанры и изобразительно-выразительные средства, с их помощью журналисты доносят информацию до зрителей, создавая обширную почву для наблюдений, дискуссий и исследований.

Объектом исследования является телевизионная индустрия России в условиях мирового перехода на цифровое вещание.

Предмет исследования - специфика создания и распространения телевизионного контента в условиях цифровизации, в меняющейся среде массовой коммуникации.

Проблему данного исследования можно сформулировать как ответ на вопрос: какие изменения происходят в арсенале выразительных средств и жанровой палитры телевидения под влиянием новых технологий и каково их влияние на телевизионную журналистику.

Решение данной проблемы стало основой для формулировки цели исследования. Цель - выявить основные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры современного телевидения и на основе полученных результатов разработать рекомендации по оптимизации творческого процесса создания журналистского произведения в условиях новых цифровых технологий.

В соответствии с темой исследования и для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проследить исторический путь развития и зарубежный опыт внедрения цифрового телевидения, а также обозначить специфику перехода российского телевидения на цифровое вещание;

- определить влияние цифровизации телевидения на производство и распростанение контента, на его содержательную и выразительную части;

- выделить взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла и технико-технологических средств на изменения жанровой палитры.

В современной литературе широко освещена история телевизионного вещания: от становления до его превращения в наиболее массовое средство

информации. В данной диссертации сделана попытка рассмотреть новый этап его развития - внедрение цифрового телевидения как наиболее важной проблеме в области ТВ.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что:

- современные цифровые технологии, способные конвергироваться и интегрироваться, изменяют информационно-коммуникационную среду, это выдвигает перед профессиональным сообществом ряд проблем, в том числе содержания и выразительного оформления контента;

— непосредственное участие потребителей информации в создании контента - одна из принципиальных особенностей цифрового времени, и на первый план выходит персонализация и интерактивность новостей.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор ставит вопрос о тесной взаимосвязи творческого и технологического аспектов при создании телевизионного контента, что расширяет существующие границы знаний в теории журналистики. В работе формулируются новые научные представления об особенностях содержания и производства современных телевизионных материалов в условиях новых цифровых технологий.

Степень изученности. Обстоятельный анализ проблем в исследовании показал, что изменения, происходящие в современной телевизионной журналистике, носят масштабный системный характер, однако тема изменения творческой составляющей журналистских материалов под влиянием технических факторов, и в частности внедрения новых цифровых технологий, на наш взгляд, пока остается недостаточно исследованной.

Для определения направлений работ по телевизионной журналистике был взят каталог авторефератов и диссертаций Российской Государственной Библиотеки за 2009-2011 гг. Исследования последних лет были посвящены как российским телеканалам в целом, так и их региональным представителям (Белгород, Челябинск, Республика Мордовия, Ханты-Мансийский автономный округ), телевидению стран Ближнего и Дальнего зарубежья (Таджикистан, Великобритания, Иордания, Йемен, Китай, Ливан, Сирия,

США, Финляндия, Франция,), а также отдельным каналам (Пойтахт, Аль-Джазира). Ряд работ затрагивают различные аспекты рекламно-информационного пространства и PR-компаний на ТВ, другие касаются специфики участия СМИ в политическом процессе, политической активности молодежи, взаимодействия СМИ с властью и их ролью в «цветных» революциях. Значительное число диссертаций посвящено исследованиям карьеры телевизионных журналистов, их коммуникативной компетентности, профессиональной морали и креативности. Некоторые авторы в своих работах рассматривают отдельные жанры тележурналистики (интервью, минисериал, ток-шоу, анонс), а другие касаются программных и структурных особенностей музыкального, развлекательного, образовательного ТВ и телевидения религиозных организаций. Несколько работ анализируют освещение электронными СМИ конкретных общественно значимых проблем (экология, здоровье, спорт). С.Н. Ильченко занимался вопросом эволюции системы жанров отечественного телевидения и ее трансформации в условиях глобализации информационного пространства. Есть исследования, посвященные мультимедийной среде и созданию журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации. Докторская диссертация A.A. Калмыкова посвящена вопросам Интернет-журналистика в системе СМИ. Работа E.H. Коротковой уделяет внимание медиапорталу как средству создания качественного контента, а О.Б. Шергова изучала коммуникативные и лингвистические компоненты медиаобразования и журналистики. Л.П. Шестеркина рассматривала гуманитарный и технологический аспекты в формировании инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ. Влияние современных цифровых технологий на творческую деятельность журналистов еще не стало предметом непосредственного, «прицельного» исследовательского внимания.

Следует особо выделить так же работы В.М. Березина, E.JI. Вартанову, В.А. Волкоморова, А.А. Грабельникова, OA. Дмитриева, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаевой, К.И. Кукка, Г.В. Лазутиной, М.М. Лукиной, Л. Шибаевой.

Тема жанровых трансформаций на современном экране довольно часто рассматривается в информационном издании Института повышения квалификации работников ТВ и РВ «Вестник электронных и печатных СМИ». И в специализированных изданиях, где имеются рубрики «Цифровое телевидение», обсуждают различные аспекты цифровизации. К примеру, внедрению цифрового телевидения и его отражению в журналисткой деятельности посвящены целые серии статей в журналах «Broadcasting», «625», «Digital Magazine», «Теле-Спутник», «Журналист», «Медиатренды», «Телецентр». Кроме того, нами был исследован ряд новостных и тематических сайтов - таких как официальные сайты телеканалов, телекомпаний, Интернет-ресурсы, где представлена историческая и статистическая информация.

Методологическая база. Для осуществления цели работы и решения комплекса поставленных задач нами были использованы теоретические методы исследования, которые включают в себя описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы, интерпретацию и обобщение существующих точек зрения.

Методологической базой диссертации служат работы крупнейших российских исследователей, таких как Р.А. Борецкий, Ю.П. Буданцев, Е.Л. Вартанова, М.Е. Голдовская, Н.Л. Горюнова, Я.Н. Засурский, Л.Е. Кройчик, Г.В. Кузнецов, А.А. Тертычный, В.В. Ученова, В.Л. Цвик, Л.П. Шестеркина, А.Я. Юровский и ряда других. Публикации этих авторов создают фундамент данного исследования, дают возможность опираться на основополагающие теоретические представления о сущности, функционировании и каналах массовой коммуникации, экранной публицистики, типологии жанров.

По тематике современных технологий СМИ использовались работы В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике» (2004 г.),

A.B. Смирнова «Цифровое телевидение: от теории к практике» (2005 г.) и

B.А. Карякина «Цифровое телевидение» (2008 г.).

Коллективная работа, вышедшая в 2010 году под редакцией А.Г. Качкаевой, «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» посвящена конвергентной журналистике. Исследуя данный аспект, авторы подчеркивают, что перемены в традиционных СМИ неизбежны, и к ним надо готовиться. Практики, участвующие в перестройке традиционных редакций, на страницах книги также размышляют о «конвергентном» скачке и переходе к мультимедиа. Крупные информационные агентства и региональные издательские холдинги ищут ответы на вопросы об эффективной организации и оптимальном содержании мультимедийного СМИ.

Интересную работу подготовила Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (HAT) - «Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире». В данном издании анализируются особенности процесса перехода на «цифру» в отдельных странах, систематизируется опыт российских регионов, где уже внедряется цифровое ТВ.

Также автор использовал отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Эмпирическую базу исследования составили программные сетки 7 федеральных российских телеканалов («Первого», «России-1», «России-К», НТВ, СТС, ТНТ и РЕН ТВ), проанализированные диссертантом за период с 2007 по 2011 год. Таким образом, конкретным материалом, рассмотренным в диссертации, послужил опыт, накопленный отечественным телевещанием в течение последних лет. Этот опыт изучался с помощью подсчетов и методом наблюдения - внешнего (зрительского) и внутреннего (сопровождаемого анализом телепередач, проведением интервью, обсуждений и бесед с работниками телеканалов, а также осмыслением публикаций периодической

печати). Кроме того, привлечены статистические и социологические данные, извлеченные с сайтов специализированных служб, занимающихся обследованием телеаудитории.

В рамках проведенного исследования диссертант посещал семинар по теме «Кадры для СМИ». Этот семинар проводился в рамках социально значимого проекта Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и HAT. Этот семинар был направлен на получение новых знаний для работы в современных электронных СМИ и массовых коммуникациях, в том числе на получение навыков производства контента в конвергентных и мультимедийных редакциях.

Вопрос особенностей телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий в последнее время активно обсуждается на различных конференциях и форумах профессионалов. Так, тему затрагивали на «Digital TV Russia», «Эволюция цифрового ТВ. Ключевые факторы успеха», «Цифровое ТВ и массовые коммуникации в России», выставке «Связь-Экспокомм». Новые технологии вещания и доставки цифрового содержания постоянно рассматриваются на Международных конгрессах HAT и Международных выставках «NATEXPO», на ежегодных конференциях в ТТЦ Останкино «Развитие цифрового вещания в России» и многих других. Следует подчеркнуть, что специальные сессии и секции конгрессов главным образом касаются экономической модели перехода на цифровое вещание, проблем производства и распространения контента в мультимедийном телевидении, правовых основ отношений субъектов индустрии. Однако содержательный аспект недостаточно глубоко обсуждается, хотя является, на наш взгляд, основополагающим. По текстам выступлений докладчиков и пост-релизам этих мероприятий можно составить объективную картину «цифровизации» России.

Многие исследователи высказывают мнение, что полноценный переход на новые цифровые стандарты невозможен без новых законодательных актов. Поэтому вопросом внедрения и развития цифрового производства и

вещания надо заниматься не только медийным специалистам, но и ставить задачи на правительственном уровне. И вот итогом правительственных совещаний и круглых столов стало принятие Концепции ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы».

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении знаний об особенностях создания телевизионного контента, его содержательной и выразительной частей в условиях новых цифровых технологий. Практическое значение диссертации заключается в том, что она делает акцент на те средства и методы создания телевизионного контента, которые могут быть использованы журналистами и другими медийными специалистами для создания актуальных и востребованных материалов. Ведь в такой прикладной области научные исследования для нас не самоцель. Они должны быть направлены на решение задач, важных для телевидения как средства информации, как области культуры и искусства. Результаты, приведенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, а также для специалистов в области образования.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, новизна и степень изученности, проводится обзор литературы, связанной с исследуемой проблемой, выявляются теоретическая сложность изучения, объект и предмет диссертации, формулируются цели и задачи, определяются методологическая и эмпирическая базы исследования, указываются новизна, теоретическая ценность и практическая значимость работы.

В первой главе «Характер воздействия новых цифровых технологий на телевизионную индустрию» рассматриваются динамика развития цифрового эфирного вещания зарубежных стран, современные технологии вещания в России, специфика и необходимые условия для перехода российского

телевидения на цифровое вещание, а также особенности современных телевизионных технологий как условие журналистской деятельности.

Вторая глава - «Современное развитие выразительных средств экранного и мультимедийного производства». Под выразительными средствами автором понимаются способы оформления контента ТВ-программ. Анализируя процессы, протекающие на отечественном телевидении, а также некоторые особенности творческого использования компьютерных технологий и поиск новых средств экранной выразительности, мы обращаем внимание на то, как в современных условиях реализуются изобразительно-выразительные средства, и какой становится их специфика.

Третья глава - «Тенденции развития жанров тележурналистики с учетом цифровых технологий» содержит классификацию телевизионных жанров, описание изменений в жанровой системе и тенденции развития телевизионных жанров. Мы отмечаем, что на сегодняшний момент теория жанров телевизионной журналистики не является устоявшейся. Многие исследователи предлагают разные, порой полярные подходы, положения и аргументы. В данной главе приводятся различные точки зрения, выявляются причины, объясняющие различие точек зрения на жанровую дифференциацию журналистского творчества, приводятся примеры видоизменения жанровой системы и анализируются тенденции развития жанров.

В заключении подводятся итоги, обобщаются результаты проведенного анализа, даются основные выводы и очерчивается проблематика возможных последующих исследований.

Библиография состоит из 180 источников, включая монографии, учебные пособия, диссертации, статьи, законодательные акты, справочную литературу, материалы конференций и круглых столов и Интернет-источники.

В приложении представлены Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 -2015 годы» и Манифест «Медленные медиа», предложенный западными медиаисследователями.

Апробация исследования. По теме диссертации автором подготовлены и опубликованы ряд статей в журналах «Вестник ЧелГУ», «Вестник РУДН», основные положение обсуждались на международных и межвузовских научно-практических конференциях.

ГЛАВА I. ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИЗИОННУЮ ИНДУСТРИЮ

1.1. Динамика развития зарубежного цифрового вещания

Обсуждение общеевропейской платформы для эфирного цифрового телевещания началось в 1991 году. Тогда же с этой целью было организовано сообщество, в которое вошли крупные заинтересованные игроки -телевещатели, операторы и разработчики аппаратуры. Сообщество поначалу не имело официального статуса и называлось European Launching Group (ELG). К 1993 году был разработан Меморандум о развитии цифрового телевидения, и в сентябре того же года ELG было переименовано в Digital Video Broadcasting Project (DVB). Рабочие группы сообщества начали разработку стандартов для цифрового телевещания.

С 1998 года, в буквальном понимании, взяла старт цифровая технологическая революция в сфере телерадиовещания и связи. В мире, начиная со «старой консервативной» Великобритании, стали внедряться новейшие эффективные цифровые технологии стандарта DVB в эфирном (наземном) телерадиовещании. Активно продвигается этот стандарт и в других странах мира2. В Германии началось цифровое эфирное вещание несколько позже - в 2002 году, но уже в 2003-м в Берлине, впервые в Европе, было отключено аналоговое телевидение.

В настоящее время в мире действуют три международные системы стандартов: DVB (Digital Video Broadcasting), ATSC (Advanced Television Systems Committee) и ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting).

2 Колюбакин. В. Развитие цифрового эфирного телевидения в мире - краткий обзор // Теле-Спутник. - 2006. - 11 ноября. URL: http://www.telesputnik.ru/archive/133/article/58.html (дата обращения 20.06.2008).

Распространение этой системы стандартов по странам можно представить следующим образом:

БУВ АТ8С 18БВ

Европейские страны Аргентина Бразилия

Новая Зеландия Канада Венесуэла

Индия Мексика Уругвай

Россия США Филиппины

Сингапур Тайвань Япония

Южная Корея

Наибольшее развитие цифровое эфирное телевидение получило в США, ориентированном, в основном, на телевидение высокой четкости (ТВЧ) с многоканальным звуковым сопровождением. 12 июня 2010 г. в Соединенных Штатах Америки прекратилась трансляция аналогового телевизионного сигнала. Теперь для приема телепрограмм там необходимо иметь телевизор, способный декодировать цифровой сигнал, либо специальный конвертер, который можно подключить к любому телевизору. Несмотря на кампанию по подготовке страны к цифровому ТВ и неоднократные переносы даты отказа от аналогового вещания, без телевидения остался примерно один миллион домов.

Переход на цифровое телевидение позволяет освободить частотный диапазон для различных беспроводных технологий и повысить качество телесигнала. Ранее высказывалось предположение, что в Америке переход на цифровое ТВ будет осуществлен в феврале 2010 г. Но существовал целый ряд факторов, сдерживающих развитие цифрового телевидения:

• недостаточное количество программного продукта в формате ТВЧ с многоканальным звуком;

• применяемый метод модуляции не позволял реализовывать мобильный и портативный прием и строить одночастотные сети. Все заявки на введение дополнительных видов модуляции как опции отклонялись

Федеральным комитетом связи (FCC);

• относительно высокая стоимость приемного оборудования из-за

ТВЧ;

• недостаточная совместимость эфирной системы цифрового ТВ со спутниковой и кабельной системами.

Австралия и Новая Зеландия тоже озадачены вопросом внедрения цифрового телевидения. В настоящее время сотни тысяч людей из этих стран, особенно проживающих в сельской местности, не имеют доступа к цифровому эфирному ТВ. В рамках перехода от аналогового к цифровому телевещанию правительство Австралии финансирует проект развития спутникового вещания, позволяющего бесплатно принимать передачи цифрового телевидения в отдаленных районах, где прием цифрового ТВ на обычную антенну невозможен. Преимуществами этой инициативы смогут воспользоваться почти четверть миллиона семей, которые проживают в зонах, все еще остающихся «белыми пятнами» на карте приема сигнала цифрового ТВ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белоусова, Марина Николаевна, 2012 год

Литература по теме

59. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике / В. Аграновский - М.: Вагриус, 1999. - 212 с.

60. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

61. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий - М.: Икар, 2002. - 260 с.

62. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье / Р.А. Борецкий - М.: Изд-во институт истории и социальных проблем журналистики, 1998. - 105 с.

63. Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.А. Борецкий, Г.В. Кузнецов - М.: Искусство, 1990. - 152 с.

64. Буданцев Ю. П. В контексте жизни / Ю.П. Буданцев - М.: Мысль, 1979. - 262 с.

65. Голдовская М.Е. Творчество и техника: опыт экранной публицистики / М.Е. Голдовская -М.: Искусство, 1986. - 189 с.

66. Грабельников A.A. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя / A.A. Грабельников - М.: РУДН, 2008. -341 с.

67. Засурский Я.Н. Российская журналистика: искушение свободой. 19902007 г. / Я.Н. Засурский - М.: Изд-во Московсокого университета, 2004. - 560 с.

68. Карякин B.JI. Цифровое телевидение / B.JI. Карякин -М.: Солон-пресс, 2008. - 272 с.

69. Ким М. Жанры современной журналистики / М. Ким - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.

70. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.

71. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа /А. Князев -Бишкек: КРСУ, 2001.-160 с.

72. Коппервуд Р. Как преподносить новости / Р. Коппервуд, Р. Нельсон -М.: Изд-во «Виоланта», 1998. - 127 с.

73. Кривошеев М.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания / М. И. Кривошеев — М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2006. - 928 с.

74. Кройчик JI.E. Система журналистских жанров: основы творческой деятельности журналиста / JI.E. Кройчик - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 410 с.

75. Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: критерии профессионализма / Г.В. Кузнецов - М.: РИП Холдинг, 2002. - 220 с.

76. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов - М.: Изд-во Московского государственного университета, 2004. - 400 с.

77. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 265 с.

78. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста / Г. Лазутина - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.

79. Левченко В.Н. Стандарты цифрового телевидения MPEG: спутниковое телевидение / В.Н. Левченко - Спб.: Изд-во BHV, 1999. - 288 с.

80. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России / Л.С. Лейтес - М: ФГУП «Останкино», 2008. - 568 с.

81. Локшин Б.А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю / под ред. проф. Виленчика Л.С. - М.: Изд-во Syrus Systems, 2001. - 446 с.

82. Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М.: Фокус-Медиа, 2010. -С. 129-135.

83. Мамаев Н.С. Системы цифрового телевидения и радиовещания / Н.С. Мамаев, Ю.Н. Мамаев, Б.Г. Теряев - М.: Горячая Линия-Телеком, 2007. - 254 с.

84. Миллерсон Дж. Телевизионное производство / Дж. Миллерсон - М.: ГИТР: Флинта, 2004. - 568 с.

85. Ситников В.П. Техника и технология средств массовой информации / В.П. Ситников - М.: Эксмо, 2004. - 415 с.

86. Смирнов A.B. Цифровое телевидение. От теории к практике / A.B. Смирнов, А.Е. Пескин - М.: Горячая Линия - Телеком, 2005. — 352 с.

87. Тертычный A.A. Жанры периодической печати / A.A. Тертычный - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.

88. Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике / Т.И. Фролова — М.: АСИ, 2009.-С. 210.

89. Цифровая обработка телевизионных и компьютерных изображений / под ред. Ю.Б. Зубарева, В.П. Дворковича. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: HAT, 1997.-217 с.

90. Цифровое телевизионное вещание (основы, методы, системы) / Ю.Б. Зубарев, М.И. Кривошеев, И.Н. Красносельский - М.: НИИР, 2001.-568 с.

91. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи / В.И. Шалак - М.: Омега-Л, 2006. - 272 с.

92. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного / В.Б. Шкловский // Избранное в 2-х томах. Том 2. - М.: Худож. Лит., 1983. - 232 с.

93. Эйзенштейн С. Избранные статьи. - М.: Молодая гвардия, 1965. -456 с.

94. Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения / А.Я. Юровский -М.: Искусство, 1975. - 184 с.

Справочники, пособия, конференции

95. Адамьянц Т.З. К проблеме типологии СМИ: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 3-4.

96. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения: учебное пособие /

Э.Г. Багиров - М.: Изд-во МГУ 1987. - 238 с.

97. Бадялик В.П. Основы телевизионного вещания со спутников / В.П. Бадялик - М.: Горячая линия-Телеком, 2004. - 368 с.

98. Брайс Р. Справочник по цифровому телевидению / Р. Брайс -Жуковский: Эра, 2001. - 230 с.

99. Быструшкин К.Н. Пути решения проблемы приема населением программ цифрового телевидения: доклад на Международной научно-технической конференции «Развитие цифрового вещания и ТВЧ в России и за рубежом». М., 2008.

100. Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках: учебное пособие / A.C. Вартанов — М.: КДУ, Высшая школа, 2003. - 320 с.

101.Вилкова H.H., Зубарев Ю.Б. Идеология внедрения цифрового в регионах России: доклад на Международной научно-технической конференции «Развитие цифрового вещания и ТВЧ в России и за рубежом». М., 2008.

102. Грабельников A.A. Организация информационного производства на телевидении / A.A. Грабельников, И.И. Волкова, Н.С. Гегелова - М.: РУДН, 2008. - 250 с.

103. Грабельников A.A. Система средств массовой информации: библиографический справочник / A.A. Грабельников — М.: РУДН, 2009. - 708 с.

104. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: Фокус-Медиа, 2010. - 200 с.

105. Землянова J1.M. Коммуникативистика и средства информации. Англорусский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.-416 с.

106. Зубарев Ю.Б., Кукк К.И. Цифровое телевизионное вещание - от концепции к промышленному производству: доклад на пленарном заседании 5-го Международного конгресса HAT. М., 2001.

107. Игорь Щеголев: контент - одна из ключевых тем выставки «Связь-Экспокомм 2011» // Бюллетень HAT. - 2001, 13 мая (№ 18).

108. Ильченко С.Н. Проблема типологической идентичности жанровой системы вещания: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 107-109.

109. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

110. Калмыков A.A. Интернет-журналистика: учебное пособие /

A.A. Калмыков, Л.А. Коханова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 384 с.

111. Капустина А.Г. Трансформация жанра обозрение в современных СМИ // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. -Самара: Изд-во СамГу, 2009. - С. 75-76.

112. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан; под ред. JI. А. Кохановой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -154 с.

113. Кихтан В.В. Спутниковый Интернет - разумный выбор для журналиста // Журналистика 2007: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. - С. 296-297.

114. Колесниченко A.B. Практическая журналистика: учебное пособие /

A.B. Колесниченко - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 192 с.

115. Короченский А.П. Жанровое своеобразие испаноязычной периодической печати. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. — С. 1—38.

116. Кривошеев М.И. Интерактивное телевидение / М.И. Кривошеев,

B.Г. Федунин - М.: Радио и связь, 2000. - 344 с.

117. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебное пособие / Г.В. Кузнецов - М.: Издательство Московского университета, 2004. -400 с.

118. Кукк К.И. Первый опыт испытаний российского оборудования цифрового телерадиовещания в г. Нижний Новгород // Материалы Международного конгресса HAT. М: HAT, 2000. - С. 15-17.

119. Лузин В.И. Основы телевизионной техники: учебное пособие / В.И. Лузин, Н.П. Никитин, A.A. Шестаков - М.: СОЛОН-Пресс, 2003. -432 с.

120. Макеенко, М. И. Американская журналистика в Интернете / М. И. Макеенко // Новые медиа и конвергенция: сборник материалов третьей летней школы по журналистике и массовым коммуникациям. - М., 2004. - 233 с.

121. Медиа-творчество: учебное пособие / A.B. Бастриков, Е.С. Дорощук, Л.М. Салмина. - Казань: УНИПРЕСС, 2002. - 183 с.

122. Медынский С.Е. Оператор: Пространство. Кадр: учебное пособие / С.Е. Медынский - М.: Аспект Пресс, 2007. - 111 с.

123. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С.А. Михайлов - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. -320 с.

124. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов - М.: Аспект Пресс, 2003. - 206 с.

125. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики: дис. ... канд. филолог, наук Пронин Евгений Иванович - М., 1984. - 395 с.

126. Наука и современность - 2010: сборник материалом V Международной научно-практической конференции: В 3 ч. 4.1. - Новосибирск: НГТУ, 2010.-435 с.

127. Полозова Е.И. Развитие конвергенции российских СМИ // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 72.

128. Проблемы современной журналистики: материалы Межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию РУДН. — М.: РУДН, 2010.-271 с.

129. Разумов C.B. Трансформация телевизионных жанров в новых средах вещания // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 253.

130. Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий / И.И. Романовский -М.: Союз журналистов России, 2004. - 480 с.

131. Рыбаков A.A. Техника и технология средств массовой информации: учебно-методические материалы / A.A. Рыбаков - М.: Союз, 2002. -13 с.

132. Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ч. 2 Теория и методика журналистики: учебное пособие / О.Р. Самарцев -Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 109 с.

133. Саруханов В.А. Азбука телевидения: учебное пособие для вузов / В.А. Саруханов - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 223 с.

134. Современные проблемы науки образования и производства: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.2. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - 484 с.

135. Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН / под. ред. В.В. Барабаша. — М.: РУДН, 2010.-368 с.

136. Тарасенко A.C. Интернетизация российского телевидения // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. С .75-76.

137. Творческий человек. Медиаландшафты. Том 3, доклад №6 / Под редакцией Дж. Чишолма // Формируя будущее газет. Серия докладов о современных газетных стратегиях. - М.: ГИПП, 2004. — С. 10.

138. Телевидение: учебник для вузов / В.Е. Джакония, A.A. Гоголь, Я.В. Друзин / под ред. В.Е. Джаконии. - М.: Горячая Линия-Телеком, 2007.-616 с.

139. Телевизионная журналистика: учебник / ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. - М.: МГУ, Высшая школа, 2002. -304 с.

140. Широбоков А.Н. Современная техника и технология российского ТВ / А.Н. Широбоков -М.: РУДН, 2008. - 201 с.

141. Ярцева С.С. Колонка в американской и испанской журналистике // Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. Самара: Изд-во СамГу, 2009. - С. 110.

Интернет ресурсы

142. Ericsson поможет ABC расширить охват бесплатного цифрового ТВ в Австралии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://telecom.cnews.ru/news/line/index.shtml72010/09/13/408397

143. Березин В.М. Экранная коммуникация в современном информационном обществе [Электронный ресурс] / В.М. Березин, И.И. Волкова, A.A. Грабельников - М.: РУДН, 2008. — Режим доступа: http://lib.rudn.ru/elektronnye-kollekcii/uchebno-metodicheskie-kompleksy-rudn/ekrannaya-kommunikaciya-v-sovremennom-informacionnom-obschestve

144. Болецкая К. Развлекай-ТВ [Электронный ресурс] // Ведомости. - № 94 (2860). - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/260929/razvlekajtv

145. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bse.sci-lib.com

146. Вакурова Н.В., Московкин JI. И. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие [Электронный ресурс]. - М., 1997 - Режим доступа: http://www.textfíghter.org/text3/08 .php#_top

147. Варшавчик С. Интернет теснит телевидение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20110107/315029984.html

148. Волкова Ю. Цифровое телевидение: в ожидании чудес невозможных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terralab.ru/video/28806/2003

149. Восприятие Интернет-сайтов как психологический механизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opsychology.ru/2008/03/18/vospriyatie-internet-sajtov-kak-psixologicheskij -mexanizm/

150. Горюнова H.JI. Телепроизведение: функция, содержание, форма [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ ИПК. - № 6. - Режим доступа: http://vestnik.ipk.ru/index.php?id= 1576

151. Дмитриев О. Медиаконвергениця - это возможность выхода в открытый мир, это возможность быть конкурентоспособным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.internews.kz/newsitem/21 -07-2008/4318

152. Журнал СЮ: руководитель информационной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cio-world.ru/

153. Исследование: телезрители продолжают уходить в онлайн [Электронный ресурс] // Cnews - Режим доступа: http://telecom.cnews.ru/news/line/index.shtml72011/09/06/454178

154. Калмыков A.A. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2011/04/28/2198/

155. Кудинов Г. Необходимо сохранить региональное телевидение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yugregion.ru/business/interview/34912.html

156. Материалы информационно-аналитический центра Национальной Ассоциации Телерадиовещателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nat.ru

157. Материалы Круглого стола «Телевидение высокой четкости (ТВЧ): проблемы и перспективы внедрения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.era.tv.ru/events/hdtv table.asp

158. Министерство культуры определилось с цифровым телевидением // Lenta.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. lenta.ru/news/2005/09/19/dtv

159. Официальный сайт Европейского Вещательного союза (European Broadcasting Union). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebu.ch

160. Официальный сайт компании ITV (Интернет. Технологии. Видео) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itv.ru

161. Официальный сайт компании журнала Целецентр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telecenter.ru

162. Официальный сайт Корпорации Дженерал Сателайт. Спутниковое HDTV (телевидение высокой четкости) в Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gs.ru/si/hdtv.html

163. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/infrastructure/digital ТУ

164. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. - М, 2001. - Режим доступа: www.president.kremlin.ru

165. Официальный сайт Телевизионного Технического Центра Останкино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ostankino.ru

166. Портал о полиграфии и издательских технологиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.publish.ru

167. Прямой эфир. Работа на выезде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radiostation.ru/efir

168. Ребров П. Переход на цифровое ТВ с человеческим лицом [Электронный ресурс] // IPTV в России. - Режим доступа: http://blog.iptv-russia.rU/2007/05/30/l 14

169. Рохлин A.M. Так рождалось дальновидение [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://antennatv.info/content/view/64/57

170. Сагалаев Э. Переход на цифровое вещание позволит значительно увеличить возможности по выдаче лицензий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mediaatlas.ru/items/?id==173&cat=interview

171. Словарь по естественным наукам [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/dict/gl natural/article/156/156 29...gl natural

172. Спорышев Р. Интерактивное телевидение в мире и в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relga.rsu.ru/n59/jur59 l.htm

173. Тертычный A.A. Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2010. - № 4. -Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/675

174. Цифровая журналистика: SAE Institute и медиа-революция. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/txt.asp7id-130379&sec= 1487

175. Целиков Д. Колумбийский университет будет готовить журналистов цифровых медиа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culture.compulenta.ru/521982

176. Цвик B.JI. О конвергенции в журналистской науке [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ ИПК. - Вып. № 10. -Режим доступа: http://vestnik.ipk.ru/index.php?id= 1668

177. ЦТ шагает по стране! [Электронный ресурс] // Официальный сайт Первого канала- Режим доступа: http://www.ltv.ru/owa/win/ort5_pressa.pressa?p_pr_title_id=24587&p_date =&p_hstj3agenum=7&p_search=

178. Чекмарева Е. Нам не нужны гуру в области цифровых медиа, мы должны играть в свою игру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slon.ru/future/nam_ne_nuzhny_ guruvoblasticifrovyhmediamyd О-402441.xhtml

179. Шибаева JL Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] // Учебно-методическое пособие. - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text3/82.htm

180. Эра медиатеатров наступает! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hifmews.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.