Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна

  • Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна. Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2013. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Проблемы изученности народного этикета в истории и теории педагогики

1.2. Сущность, содержание и значение народного этикета

1.3. Состояние практики использования народного этикета в нравственном воспитании

Выводы по 1 главе

Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Проблемы и перспективы использования народного этикета в нравственном воспитании младших школьников в семье и школе

2.2. Пути, средства и методы нравственного воспитания младших школьников на традиционном народном этикете

2.3. Условия эффективности использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях общественно-политического и социально-экономического развития российского общества, когда население озабочено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои жизнедеятельности людей. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Состояние нравственной культуры подавляющей части молодых граждан страны вызывает серьезную тревогу и озабоченность общества. Очевидно, что конфликты, нетерпимость, озлобленность, ксенофобия, неуважение к чужой культуре, проявляющейся в межличностных, а порою и в межнациональных взаимоотношениях, своими корнями уходят в раннее детство, где еще у истоков воспитания допущены серьезные пробелы в формировании нравственно-этической культуры человека, его толерантного отношения, гуманного общения с людьми различного возраста, социального положения, старшими и младшими, представителями других народов, рас и конфессий. Отсутствие в раннем детстве, отрочестве, юности целенаправленного воздействия на них моральных факторов, благоприятных условий развития, облагораживающего влияния примера - идеала в лице родителей и лиц ближайшего окружения приводит к тому, что многие молодые люди, неосведомленные о прогрессивных социальных нормах проявления гуманности, доброжелательности, учтивости, милосердия по отношению к старым, больным, обездолен-

ным т.д., нередко пытаются утверждать себя в социуме грубостью, агрессивностью, путем игнорирования прав и интересов окружающих.

Поэтому в важнейших государственных документах Российской Федерации, посвященных проблеме образования подрастающих поколений, подчёркивается необходимость духовно-нравственного воспитании на прогрессивном опыте народной педагогикой. Согласно программно- нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» российское образование должна решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В законах Республики Дагестан «О культуре», «О личной и общественной нравственности» и в ряде других документах содержатся установки, направленные к приобщению школьников к ценностям духовной культуры родного народа. Важность сохранения и развития национальных культур народов России особо отмечается в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Поиск путей, средств, источников совершенствования нравственного воспитания подрастающего поколения, предпринимаемый в последние годы в ряде регионов страны, является также признанием того, что национальная культура - сокровищница тысячелетнего духовно-педагогического народного опыта, является бесценным и эффективным воспитательным фактором, которому под силу решение многих актуальных педагогических проблем современной школы и семьи.

Воспитанию подрастающего поколения в многонациональном Дагестане с древнейших времен придавали самое серьезное значение. Счастье, благосостояние человека, его семьи народ связывает с мудростью, усвоенному

им еще в детстве. "Воспитание - лучшее наследство от родителей ", "Воспитание дороже золота ", гласят народные пословицы.

Ключевым направлением формирования личности в этнической системе воспитания народов Дагестана является нравственное воспитание, т.е. "очеловечивание ребенка" ("аялдикай инсан авун" - лезг.), говорят в народе. "Ученым стать проще, человеком гораздо труднее", - напоминают мудрецы, подчеркивая тем самым сложность и важность обретения личностью моральной зрелости.

В образцовых семьях и джамаате (обществе) - в тесно взаимосвязанных сферах функционирования народной педагогики, главное внимание уделялось тому, чтобы подрастающее поколение своевременно, т.е. с раннего детства было приобщено к духовно-нравственной культуре народа - обычаям, традициям, нормам поведения в обществе. Нравственно-этические законы народа, оформившиеся в виде традиций, обычаев, рассматриваются как непреходящие ценности, что подтверждается пословицей: "Все прогрессивное, что унаследовано от предков священно и ценно ".

Определенную угрозу для сохранения этнокультурной преемственности поколений представляют новые стандарты образования, где предметное обучение и внеурочная деятельность рекомендуется осуществлять без учета национально-регионального компонента культуры.

Сохранение и упрочение духовных связей между предками и потомками путем унаследования последними опыта осмысленного соблюдения и сохранения этикетных норм является показателем целостности и неразрывности воспитательного процесса, оказывающего эффективное воздействие на нравственное формирование личности.

Этикет - это не только норма поведения или идеал межличностного общения. В общении, которое строится в соответствии с нормами этикетной культуры, проявляются формы поведения, которые диктуются традициями, обычаями, моральным кодексом народа.

В системе моральных ценностей народов Дагестана в силу исторических, природно-географических условий жизни и деятельности сформировались традиции, обычаи, нормы общения людей, имеющие общечеловеческую значимость, такие как взаимопомощь в различных ее видах и формах, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей, обычай сыновнего, дочернего долга, защита, оберегание чести, достоинства и жизни женщины, терпимость и толерантность в межнациональной сфере, верность в клятве, преданность в дружбе, святость родной земли и др. Все эти этнокультурные ценности и ныне функционируют в семейно-бытовой и социальной сфере образцовых дагестанских обществ, позитивно воздействуя на процесс социализации подрастающего поколения. Однако это воздействие не везде имеет еще четкую педагогическую направленность, организацию, проходит главным образом стихийно, случайно, зачастую нецелесообразно.

Возникает необходимость целенаправленной актуализации этнокультурных ценностей через национальную школу и семью, отвести им надлежащее место в учебно-воспитательном процессе. Напрашивается глубокое и всестороннее исследование педагогического потенциала народного этикета и разработка методики его использования в нравственном воспитании учащихся.

Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям, не терпит отлагательства. Чем раньше, тем лучше, считается в народе. Воспитание, полученное в раннем детстве, имеет судьбоносную основу для человека. Подчеркивая эту истину, народная педагогика гласит: "Воспитание и знания, приобретенные в детстве, - что резьба на камне ", т.е. нестираемы и долговечны. Наиболее благоприятным возрастом для целенаправленного воспитания считается младший школьный возраст. Как отмечают ученые, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов

развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Младший школьный возраст наряду с ранним детством - благоприятный период в развитии личности, в усвоении ею фундаментальных знаний об обществе и мире и столь же необходимых для всей последующей жизни морально-этических норм и правил общения с различными по возрасту, родству, близости, национальной и конфессиальной принадлежности людьми.

Усвоение младшими школьниками этикетных норм родного народа выступает как естественная предпосылка для успешного овладения ими ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно-этической культурой, что крайне важно для современного человека.

На нравственно-этическую культуру народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания.

Необходимость использования прогрессивных народных морально-этических норм в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги Н.А.Констанинов, Ф.Ф.Королев, Е.М.Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании педагогического наследия народов сыграли труды академика Г.Н.Волкова - автора фундаментальных исследований, в которых определены сущность, содержание и специфика народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика». Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), Я.И. Хан-бикова (Татарстан), И.А. Шарова (Адыгея), и др. Исследователи рассматривали различные аспекты народной педагогики, выявили пути и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. (Э.Ш. Аганова,

P.M. Байчорова, X.X. Батчаев, C.M. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сундуй, X. Рахимов и многие др.).

Историко-этнографические исследования этических традиций дагестанских народов с выявлением их роли в различных сферах современной жизни провели известные дагестанские ученые А.К.Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли дагестанские ученые педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Магомедова, А.М Магомедов, Ш.М Мирзоев, С.М. Омаров, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

Однако при всей изученности содержания и специфики и значения педагогической культуры народов России, Кавказа, в том числе и Дагестана, педагогический потенциал этикета, как основной фактор нравственного воспитания учащихся используется недостаточно. Нет еще сколь либо целостных исследований, раскрывающих роль дагестанского народного этикета в нравственном воспитании младших школьников. А между тем Республика Дагестан - многонациональная, поликультурная, многоконфессиальная республика, на территории которой проживают более 30 коренных и представители более 100 народов России, где функционируют около 2-х тысяч общеобразовательных учебных заведений, где учащиеся целенаправленно и систематически должны формироваться как морально устойчивые и нравственно зрелые граждане нашей Родины-России.

Анализ психолого-педагогических исследований и учебно- воспитательной практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы нравственного воспитания школьников на прогрессивных нормах народного этикета, о чем свидетельствуют противоречия:

- между необходимостью сохранения нравственной культуры, сконцентрированной в национальном этикете, и опасностью глобального образова-

ния, когда предметное обучение и внеурочная деятельность в новых стандартах представлены без учета особенностей национальной культуры;

- между потребностью школы в оптимизации нравственного воспитания учащихся и недостаточностью решения данной проблемы на потенциале нравственного этикета народной педагогики;

- между необходимостью формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте и отсутствием соответствующей социальному запросу учебно-методической литературы по воспитанию учащихся на потенциале народного этикета;

- между необходимостью воспитания учащихся согласно требованиям народного этикета и недостаточной подготовленностью учителя начальной школы к оптимальному решению данной проблемы.

Таким образом, противоречие между возрастанием роли нравственного воспитания в современных условиях обновляющегося российского общества и недостаточной научной и практической разработанностью вопросов оптимального учета прогрессивных этикетных норм в формировании нравственно устойчивой личности, а также актуальность рассматриваемой проблемы стали основанием определения темы исследования: «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-этические основы формирования личности.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников.

Цель исследования - выявление нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета и обоснование форм и методов его эффективного использования в нравственном воспитании младших школьников.

Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников будет эффективным и результативным если:

- представить народный этикет как основу сохранения и развития национальной нравственной культуры;

- гармонично сочетать нормы традиционного народного этикета с ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно - этической культуры;

- создать оптимальные педагогические условия, где работа с учащимися целенаправленно ориентирована на формирование у них потребности усвоения этнокультурных ценностей;

- систематически и активно включать учащихся в деятельность по духовному общению с мудрыми представителями старшего поколения, доступно и последовательно поясняющими им гуманистическую направленность и значение прогрессивных моральных норм традиционного народного этикета;

- организовать реальное сотрудничество и достижение единства педагогических позиций педагогов и родителей по соблюдению учащимися ценностных этикетных установок морально- этической культуры народа.

В соответствии с целью и гипотезой в работе решались следующие задачи исследования:

- раскрыть педагогический потенциал традиционного этикета народов Дагестана как эффективного средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- определить педагогические условия, формы и методы оптимального применения педагогического потенциала традиционного этикета народов Дагестана в нравственном воспитании младших школьников;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности морально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста;

- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу «Традиционный этикет народов Дагестана» реализуемый в рамках регио-

нального общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Методологическую основу исследования составили научно- философская интерпретация природы и особенностей познания человеком сущности гуманистических взаимоотношений, философские и психолого- педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в обществе; о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; культурологические, психолого-педагогические концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о роли этнокультуры в формировании личности.

Теоретической основой исследования выступают философские положениями и педагогические идеи о общечеловеческих духовных ценностях и их использовании в воспитании и обучении подрастающего поколения (H.A. Бердяев, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, В.А Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), концептуальные положения о развитии личности (Л.И. Божович, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн и др.); положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, Д.М.Маллаев, A.M. Магомедов, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, Я.И. Ханбиков, З.Я. Якубов и др.); основные положения изучения народного этикета (А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, М.Г. Евграфова, С.Л.Лугуев и др.).

В ходе работы для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись комплекс методов исследования: теоретический анализ педагогических, этнопедагогических, психологических, этнокультурных, философских, культурологических и фольклорных источников; социолого-педагогические методы - наблюдения за учащимися в раз-

личных видах деятельности; изучение деятельности школ по использованию традиционной этической культуры народов Дагестана, изучение и анализ работы школы творческих работ учащихся при обучении учащихся региональному предмету «Культура и традиции народов Дагестана»; беседы с педагогами, родителями, старейшинами; анкетирование; устные и анкетные опросы педагогов, родителей, учащихся и оценивание; тестовая проверка уровней овладения учащимися задатками, умениями нравственного самовоспитания; педагогический эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа по исследованию содержания, средств, форм, методов и условий, отвечающих цели нравственного воспитания младших школьников с опорой на народный этикет проводилась на экспериментальной базе, включающий в себя Касумкентские СШ № 1 и № 2, Новопоселковую СШ и ДОУ № 1 с. Касумкента С. Стальско-го района. В эксперименте также использован опыт по этнокультурному воспитанию учащихся, накопленный Ленинкентской гимназией № 35 г. Махачкалы и Камышкутанской гимназией с этнокультурным профилем Ахвахского района. В исследовании проблемы диссертации большую помощь диссертанту оказывали консультации сектора культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского НИИ педагогики и кафедра народной педагогики Хасавюртовского педагогического колледжа (Саидов P.A.).

Исследование выполнялось в три этапа.

На первом этапе (2006 - 2008 гг.) изучались, анализировались педагогические и этнопедагогические, культурологические, этнографические, психологические, фольклорные источники. Изучался и анализировался опыт работы дагестанской школы по преподаванию региональных общеобразовательных культуроведческих предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и опыт семейного воспитания на предмет учета, осмысления и применения морально-этического содержания, средств, форм и методов народной педагогики, в частности педагогического потенциала традиционного народ-

ного этикета; осуществлялся сбор и анализ полевого материала, велась работа с информаторами; формировались гипотеза и программа исследования.

На втором этапе (2009 - 2011 гг.) проводилась опытно- экспериментальная работа, в ходе которой определялись пути, средства, методы, условия движения цели исследования, проверялась научная достоверность гипотезы, вносились в нее необходимые коррективы; внедрялись в школьную практику и семейное воспитание подтвержденные экспериментальной проверкой положения, результаты исследования.

На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) продолжалась экспериментальная проверка части положений гипотезы, эксперимент дополнялся открывшимися в ходе его средствами, факторами, источниками и условиями эффективного формирования у младших школьников гуманистической культуры общения; подводились итоги экспериментальной работы и исследования в целом; продолжалась проверка теоретических положений, методических рекомендаций в базовых школах и в ряде семей; проводилась обобщение и обработка материалов исследования; публиковались и апробировались актуальные результаты, выводы и положения исследования; диссертация подготавливалась к защите.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью и адекватностью методов исследования сути решаемой проблемы; реальными положительными сдвигами в уровнях сформированно-сти нравственных качеств личности; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы и получением позитивных результатов.

Степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем. Обоснованность результатов исследования обеспечивалась выверенной методологической позицией, основанной на со-

временных теоретических разработках в области педагогических наук, использовании совокупности методов исследования, репрезентативностью результатов, проведением апробации и экспертизы полученных выводов на конференциях регионального и всероссийского уровней.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- на основе изучения и анализа региональной этнографической, исторической, культурологической и педагогической литературы выявлены этикетные нормы, установки и правила народной педагогики Дагестана;

- установлена и экспериментально доказана целесообразность использования педагогического потенциала этикетных норм народа как важнейшего фактора повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников;

- подтверждена роль и значение традиционного народного этикета в формировании у детей духовно содержательной, гуманной культуры межличностного и межнационального общения;

- определены педагогические условия эффективного применения педагогического потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников с учетом этнокультурных и полиэтнических традиции региона;

- выявлены и охарактеризованы критерии, показатели и уровни нравственного воспитания младшего школьника на педагогическом потенциале этикетной культуры народов Дагестана.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- раскрыта сущность, значение и роль народного этикета в педагогической теории и практике воспитания социально востребованной личности;

- определено содержание традиционного народного этикета как нравственного кодекса, средства и источника воспитания личности, применительно к многонациональному и поликультурному региону;

- выявлен педагогический потенциал традиционного народного этикета, являющихся ключевой базой формирования морально-этических ка-

честв и определения критериев, показателей нравственно-этической воспитанности гражданина России, проживающего в многонациональном регионе;

- установлены оптимальные педагогические условия совершенствования и гуманизации содержания, средств и методов формирования морально-этического облика личности учащегося.

- разработаны содержание, структура и методика нравственного воспитания учащихся национальной школы на традициях народного этикета.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников; в совершенствовании и обогащении технологии нравственного воспитания младших школьников. Рекомендации по формированию у учащихся 1-4 классов нравственно-этической культуры общения, разработанные на основе результатов, выводов и положений исследования, внедрены в работу не только базовых школ, но и в ряде инновационных образовательных учреждений. Исследование успешно разрешает одно из значительных противоречий школьно-семейного воспитания - раскрывает актуальный потенциал традиционного народного этикета и методические решения его использования, что значительно снимает затруднения педагогов и родителей, удовлетворяет их потребности в налаживании добрых человеческих отношений с учащимися согласно веками апробированным морально-этическим нормам народа.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания регионального общеобразовательного предмета "Культура и традиции народов Дагестана" Разработанные на основе исследования этико-дидактические материалы могут быть использованы как на уроках родного языка, так и на внеклассных воспитательных мероприятиях. Результаты исследования также могут быть использованы в курсовой подготовке учителей начальных классов в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулаева P.M. Воспитательный потенциал дагестанских народных подвижных игр: дисс... канд. пед. наук. - Махачкала, 2002.- 137 с.

2. Абдуллаева М.А. Технологический подход к нравственному воспитанию младших школьников на уроках чтения: автореф. дисс... канд. пед. наук. - Махачкала 2007. - 21 с.

3. Абдулатипова Э.А. Духовно-нравственное воспитание на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова: дисс... канд. пед. наук. - Махачкала, 2008. - 194 с.

4. Абдуразакова Д.М. Социокультурные условия развития толерантного сознания современной учащейся молодежи: проблемы и приоритетные на-правления.//Сибирский педагогический журнал, №8, 2011. - С.202-210.

5. Агаев А.Г. Философия совести. - Махачкала, 1995. - 127 с.

6. Акавова С.С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде: автореф. дисс... канд. пед. наук. -Махачкала 2007. - 21 с.

7. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека - Махачкала: Дагиздат, 1968. - 280 с.

8. Алиев И.И. Влияние реформ в России на национальную культуру и этническую психологию её народов /Этнодиалоги: Московское эхо Кавказа. - М: Этносфера 1997,- С.28-33.

9. Алиева Б. Ш. Этнопедагогическая теория и практика воспитания младших школьников: (на материале Дагестана). - Махачкала, 2000. - 86 с.

10. Алиева Б. Ш. Идеал дагестанской женщины и ее роль в народном образовании // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ,1996.-Ы 1,С. 318-322.

11. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: дис. ... д-ра пед. наук. - Пятигорск, 2006. - 375 с.

12. Алиева С. Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества (на материале Республики Дагестан): автореф. дисс... канд. пед. наук - Махачкала 2004 - 18 с.

13. Алкадарский Г. Асари Дагестан.- Махачкала: Юпитер. 1994.-186 с.

14. Аникин В.П. Мудрость народов. Пословицы и поговорки народов Востока-Махачкала, 1961.-678 с.

15. Арсалиев Ш. М. Этнопедагогика чеченцев: (В связи с проблемой общности нар. пед. культур вайнахов): автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1999.-33 с.

16. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания -М. 1989 - с. 206-220

17. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дального востока. - Якутск, 1982. - 235 с.

18. Батурина Г.И., Кузика Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М.: Школьная Пресса, 2003 - 144 с.

19. Беделхтул Ф. Миф (на лезг. яз). - Баку, 1998. - 223 с.

20. Белокурова Г. В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета: автореф. дисс... канд. пед. наук.-Ульяновск, 2008. - 22 с.

21. Беловолова С. П. Этнопедагогическая культура алтайцев. Автореф. дисс... доктора пед. наук. М. , 2001.- 36 с.

22. Березовская Г.А. Духовно - ценностные ориентации молодёжи //Березовская Г.А. Ассоциация Российских вузов. Бюллетень. - М, 2000. -112 с.

23. Битарова А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения: дисс... канд. пед. наук.-2002. - 194с.

24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностного - ориентированного образования - Ростов на Дону - 352 с.

25. Борисова E.B. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России: автореф. дисс. канд. пед. наук - М, 1997-22 с.

26. Боровиков Л.И. Основные концепции воспитания в XX веке //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2000, № 6.

27. Борытько М.Н. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. - Волгоград, 2001 - 180 с.

28. Бугаева А.Л. Традиционная культура народов Севера: дисс... докт. пед. наук. - М., 1996. - 365 с.

29. Васильева Т.Г. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов: автореф дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 20 с.

30. Васильцова 3. Мудрые заповеди народной педагогики. - М. Педагогика, 1983. - 144 с.

31. Вейденбаун Е. Т. Священные рощи и деревья у кавказских народов. Известия КОИГГО, т. V. - Тифлис, 1878. - 248 с.

32. Власова Т.И. Духовно - ориентированная парадигма в современной отечественной педагогике. Теоретико - методологические основы современного воспитания. // Сборник научных трудов - Волгоград: Перемена 2004.-408 с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогическая система целостного учебно-воспитательного процесса. - М, 2001.- 183 с.

34. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. - Чебоксары, 1976.- 124 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. - М.: Могистр, 2001, № 1.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. -М., 1997, - 441 с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М., 1999.- 137 с.

38. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной педагогики. //Сов. Педагогика, 1987, № 7,- 102 с.

39. Волков М.И., Бабородов JI. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.-М. Владос, 2000.-256 с.

40. Вопросы воспитания: теория и практика: Материалы для учителей, преподавателей вузов и студентов. Вып. 9 /Сост. JI. К. Кленевская, В.В. Айропетова, А.Ю Траткин. - Пятигорск: Изд-во ПГЛГУ, 2002.- 114 с.

41. Воропаев М.В. - Теоретические основы построения типологии воспитательных систем: автореф. дисс... д- ра пед. наук - М; 2003 - 35 с.

42. Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно - практической конференции 24 апреля 2003 -41- 104 е.; ЧII-162 с.

43. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. науч. - практ. конф. педагогов дополнительного образования. Волгоград, 29 мая 2001 г. - Волгоград: Изд- во ВГИПКРО, 2002 -167с.

44. Воспитательная работа в школе: Пособия для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / Под. ред. Л, В. Кузнецовой. -М: Школьная пресса, 2002. - 144 с.

45. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования /Под. ред. Селивановой H.JI. - Калуга 2002. - 245 с.

46. Воспитать человека. //Сб. нормативно - правовых научно - методических организационно - практических материалов /Под. ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней - М: Вентана - Графт, 2002 - 308 с.

47. Гаврилюк В.В. Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколений подход). // Социологические исследования, №1 -2002.

48. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитальной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 294 с.

49. Гасанов З.Т. Педагогике межнационального общения.- Махачкала 1999.-390 с.

50. Гасанов З.Т. Развитие национального образования в поликультурном и многонациональном обществе. //Педагогике, 1000 № 2.-С. 31.

51.Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. - Баку, 1970. 88 с.

52. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Владос- Пресс, 2002. - 176 с.

53. Гликоецкий Н. Поездка в Дагестан. Военный сборник №1, 1882. с. 124- 125.

54. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания - Нальчик 1974 - 142 с.

55. Далгат У.Б. Л. Н. Толстой и Дагестан. Махачкала: Даггиз, 1960.189 с.

56. Дармодехин С.В. Семья и государство //Педагогика, 1999, № 1 -

с. 3-9.

57. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.: Прометей, 2002.- 71 с.

58. Духовно - нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. - М.: Изд.-во «Салонит»-2002 - 176 с.

59. Духовно - нравственное воспитание молодёжи России: Комплексное решение проблемы. - М.: Планета, 2003 - 76 с.

60. Духовно - нравственное воспитание детей и молодёжи: проблемы, традиции, опыт (по материалам Всероссийской конференции Минобразования России и Российской академии образования 22 -23 мая 2001 г.).

61. Эмельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие -Тюмень, Изд. Тюм. ГУ, 2003, -215 с.

62. Закон «Об образовании в Российской федерации» (новая редакция) - Сайт Минобрнауки 15 июля 2011 года.

63. Закон Республики Дагестан «О культуре» //Сборник нормативных документов в сфере культуры субъектов Российской Федерации. Часть -1. -М., 2006. - С.62-72.

64. Закон Республики Дагестан «О личной и общественной нравственности» от 9 ноября 1999 г.- Сайт Правительства Республики Дагестан.

65. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 34 с.

66. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Класс, рук., 2002, № 5 - С. 70-79.

67. Зангиева М.Ж. Воспитание совершенной личности в этнопедагоги-ке Северного Кавказа: автореф. дисс...канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. -22 с.

68. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников (на материале Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М.; 1995. - 20 с.

69. Игошев Г.К., Миньховский Г.М. Семья. Дети. Школа,- М: Юридическая литература, 1989 - 448 с.

70. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстане - М., 1991.-256 с.

71.Исрафилов P.C. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: автореф. дис... на соиск. учен. степ, к.п.н. -Махачкала: 2000. - 23 с.

72. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. - М.; 1967 - 367 с.

73. Капиев Э.М. Избранное. - М., 1948. - 143 с.

74. Ковалёва А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социологические исследования. -№ 1-2003-С. 109-115.

75. Козлова Г.Н. Воспитание в системе деятельности отечественной общеобразовательной средней школы (первая половине XX в. ): Автореф. дисс. доктора пед. наук.- Чебоксары, 2002 - 43 с.

76. Коран М. История начинается в Шумере. - М., 1965.- 155 с.

77. Кукушкин B.C. Теория и методике воспитательной работы: Учеб. пособие.- Ростов НАД: Март, 2002. - 320 с.

78. Кутеева О.Г., Редя Т.П., Смиткова И.Ф. Планирование воспитательной работы на основе личностно - ориентированного подхода //Классный рук. - 2001 -№1

79. Линский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 48-53.

80. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1998, - 25 с.

81. Лихачёв Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках). - Самара, СИУ, 1997. - 146 с.

82. Личностно - ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 200. - 148 с.

83. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академ, книги, 2003. - 331 с.

84. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана, XIX - начало XX в - Махачкала, 2001.-278 с.

85. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учеб.- метод, пособие. - М.: ЦГЛ, 2004.- 128 с.

86. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Духовно - нравственное воспитание - Махачкала, 1999.-344с.

87. Магомедов A.M. Золотые правила народной педагогики. - Махачкала: Даггиз, 2010.-230 с.

88. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана.- Махачкала, 1992.-220 с.

89. Магомедов P.M. Исторические этюды - Махачкала, 1991 -200 с.

90. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан. - Махачкала,

2001.-415 с.

91. Макаренко A.C. собр. Соч. в 7 томах. Т. 4. - Москва, 1960. -317с.

92. Маллаев Д.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития. - М.:СМУР «Academa», 2008. - 180 с.

93. Маленькова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое о-во России, 2002.-480 с.

94. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - М. ; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. Акад. службы, 2002.- 156 с.

95. Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя: Материалы Второй Всеросс. научно - практ. конф. - М.: МГПУ,

2002. - 284 с.

96. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник. - Махачкала, 2009. - 194 с.

97. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: словесные средства воспитания. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 168 с.

98. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 198 с.

99. Мосолов В.А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России Х-ХХ веков: Автореф. дисс. док-pa пед. наук - СПБ, 2000.-36 с.

100. Мудрик A.B. Воспитание в системе образования: характеристика понятия // Класс, рук. -2002- №5. - С. 4-11.

101. Мукаева О.Д., Мукаева А.Н. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. - Элиста, 1997- 175 с.

102. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постанов, правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 // Бюл. Минобразования Российской Федерации.// Высш. и средн. проф. образование, IV.- М, 2000, № 11. - С. 4 -13.

103. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий - Махачкала: Юпитер, 2000 - 229 с.

104. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: автореф. дисс...канд. пед. наук. - Якутск, 2008. -20 с.

105. Новиков С.Г. Воспитательные идеалы и ценности в исторической перспективе // Известия Волгоградского педагогического университета 2004, № 1 (06)-210 с.

106. Нюдюрмагомедов А.Н. Методологические основы синтеза нравственных ценностей в многокультурном образовании // Влияние качества образования и обучения на формирование личности. Махачкала: ДГПУ, 2004. - С.119-122.

107. Нюдюрмагомедов А.Н. Смыслосозидающие учебные технологии в воспитании нравственной позиции студентов // Гуманитарные науки: Новые технологии образования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С.238-241.

108. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана - Махачкала, 2000 -112 с.

109. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобр. Учреждений. - М.: «Школьная пресса», 2004. -144 с.

110. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособия.-М.: Сфера, 2000.- 149 с.

111. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников - М. 2003 -

197 с.

112. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М. Высшая школа, 2004.- 512 с.

113. Поляков С.Д. Технология воспитания: Учебно-методическое пособие - М.: Владос, 2002 - 144 с.

114. Повышение эффективности преподавания родных языков и литератур в образ, учреждениях Республики Дагестан // Сб. материалов научно - практ. конф. -Махачкала, 2007.- 166 с.

115. Пословицы и поговорки народов Востока. - М., 1964-839 с.

116. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская конференция - СПБ, 1994,- 198 с.

117. Путин В.В. О государственной поддержке традиционный народной культуры в России: выступление на заседании Госсовета 26 декабря 2006. - М.: Вестник образования России, январь 2007.

118. Родителям о детях. Вечны ли вечные истины.-М. Знание.-191 с.

119. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания.// Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов, - Волгоград: Перемена, 2004- 138 с.

120. Рожков М.И., Байбородов Л. В. Теория и методика воспитания. -М. Владос, 2004.-384 с.

121. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М., 1986. -143 с.

122. Саидов Т.Г. Традиции народа творит человека. - Махачкала, 1996.- 158 с.

123. Саидов Т. Г. Мудрость народного воспитания. - Махачкала, 2003 - 165 с.

124. Саидов Т.Г. Язык народа - сокровищница мудрости предков // Сб. материалов научно - практической конференции. - Махачкала, 2007. -198 с.

125. Саидов Т.Г. , Исаева А.Т. Мудрое адаты народа: Эксрим. Учебник для учащихся 1-3 кл. - Махачкала, 2003. - 212 с.

126. Саидбаев Т.С. Ислам, образование, воспитание. -М., 1993 - 152с.

127. Савзиханова М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Автореф. дисс. канд. пед. наук - Махачкала, 2007. -18 с.

128. Салалов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? -Орджоникидзе, 1968. - 137 с.

129. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личности. - Волгоград: Беременна, 2003. - 180 с.

130. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. -М.: Академия. - 336 с.

131. Селиванова JI. П. Воспитания система эффективные механизмы воспитания личности - М.: Вентана - Граф, 2002. - 344 с.

132. Слово о Дагестане. - Махачкала, 1967. -42 с.

133. Словарь по этике./Под редакцией A.A. Гусейнова и С.И. Кона. Изд. 6 -е. - М.: Политиздат, 1982 -447 с.

134. Степанов E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М.: Сфера, 2002. - 157 с.

135. Степанова JT.C. Воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в образовательном процессе школы: дисс...канд. пед. наук.- Санкт-Петербург. - 210 с.

136. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1987 - 356 с.

137. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Педагогика, 1987. -304с.

138. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива - М.: Педагогика, 1981,- 270 с.

139. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика , 1990.- 290 с.

140. Сухомлинская О.В. Предисловие к «Хрестоматии по этике» -М.: Педагогика, 1990. - С.3-5.

141. Сто народов, сто языков: Этнограф, очерки - М.: Просвещение, 1992,- 208 с.

142. Таланчук Н.М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. - М., 1998. - 124 с.

143. Труды Института национальных проблем образования Российской Федерации. - М., 1993. -152 с.

144. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов.- Волгоград: Перемена, 2004. - 204 с.

145. Тучалаев С.Т. Развивающие педагогические технологии в системе начального образования Республики Дагестан.-Махачкала: Алеф, 2011.-156 с.

146. Тушулина С.Г. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущего учителя: автореф. дисс... канд. пед. наук. - Мурманск, 2006. - 18 с.

147. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - М.: Политиздат, 1983383 с.

148. Ушинский К.Д. Собр. Соч. т. III. - M.: 1949. - 300 с.

149. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Пед. соч. в 6 т., T. I. - М., 1988. - 608 с.

150. Федорова С. В. Формирование этических ценностей школьников

средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования (на материале английского языка): автореф. дисс... канд. пед. наук. - Якутск, 2008. - 18 с.

151. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. - М. Госс НИИ семьи и воспитания, 2000. -160 с.

152. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность. // Педагогика, 2003, № 7 - С. 20.

153. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа-М., 1993132 с.

154. Хрестоматия по педагогике: Пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1972. - 512 с.

155. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика// Этнографическое обозрение. - 2000. - №5.-С.70-78.

156. Цаллагова З.Б. Тория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа: дисс... докт. пед наук. - М., 1996.-427 с.

157. Человек и природа: образование, воспитание: Сб. науч. работ, Вып. 3.- Пенза: ПГПУ, 2002. - 83 с.

158. Чистов H.B. Народные традиции и фольклор: очерки тории АН СССР. Институт этнографии. - Л., 1986.- 303 с.

159. Шалы А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: автореф. дисс... канд. пед. наук - М., 1997. - 16 с.

160. Шадринов Д.Н. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996 -

102 с.

161. Шамхалова А.Э. Формирование нравственно - этической позиции детей 6-8 лет: автореф. дисс... канд. пед. наук.- Махачкала, 2006. -20 с.

162. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогические образования: Дисс. докт. пед. наук. - М., 1991. - 40 с.

163. Шоров И. А. Адыгская (черкесская) народная педагогика: (учеб. пособие). - Майкоп, 1999. - 467 с.

164. Якубов З.Я. Педагогическая мудрость народа // Педагогика, 1995, №2. .-С. 85—91.

165. Якубов 3. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов // Aima mater : вестник высшей школы . - 2000. - № 5. - С. 33—35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.