Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гяургиева, Фатима Юсуповна

  • Гяургиева, Фатима Юсуповна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 223
Гяургиева, Фатима Юсуповна. Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гяургиева, Фатима Юсуповна

Введение .3

Глава ;1. Общность традиционной культуры воспитания у кабардинцев и балкарцев (исторические, социально-педагогические предпосылки развития традиционной системы воспитания . 25

§ 1. Традиции народного этикета как социальнопедагогическая проблема в современных условиях

§ 2. Народный этикет в системе этнопедагогической культуры.

§ 3. Педагогические условия формирования социально-этических норм поведения учащихся национальных школ.

Глава II. Народные традиции как действенный механизм формирования социально-этических норм поведения учащихся национальных школ . 92

§ 1. Основные требования современного общества к моральному облику подрастающего поколения

§ 2. Народные средства и методы положительного нравственного воздействия на личность

§ 3. Содержание и методы приобщения учащихся к традиционной культуре через образовательно-воспитательные учреждения в современных условиях

§ 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев»

В современном обществе под воздействием происходящих в стране и в мире перемен, которые в первую очередь затронули духовную, нравственную и социальную сферу общества, на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе народных идей и опыта воспитания и обучения подрастающего поколения. Мы, как-бы, проснулись от долгой спячки, вроде бы только сейчас поняли, что отшлифованные веками народные идеи о сущности жизни, её цели, о задачах и способах народного воспитания молодого поколения - это кладезь мудрости, которой надо руководствоваться в процессе воспитания молодёжи.

В прошлом тоталитарное общество мало внимания уделяло изучению истории и культуры малочисленных народов, в том числе и использованию народной педагогики. Это расшатало отношение людей к таким понятиям, как честь, долг, совесть, взаимоуважение, справедливость, а также и саму систему воспитания, что отрицательно сказалось на воспитании молодёжи. Ещё больше усугубилось положение во время "активного строительства социализма", когда были закрыты и разрушены почти все культовые учреждения (церкви, мечети, синагоги и т.д.), а вместе с религией ушел в забвение целый пласт национальной культуры и традиций - легенды, предания, обычаи, обряды и т.д.

В наши дни происходит переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области нравственной и духовной культуры, а как следствие в области народной педагогики и методики воспитания и обучения детей. Сняты многие ограничения и табу. Ранее запрещенные произведения литературы и искусства, религиозные ритуалы и праздники стали предметами общественного сознания, по сути, фактическим признанием их необходимости, значимости.

Мораль и религия - есть формы общественного сознания, связанные друг с другом в определенных исторических условиях. Содержание религии не сводится только к художественно-культурным ценностям. Так заповеди любой религии, кроме чисто религиозных (почитание бога, чтение молитв и священных книг, соблюдение поста и т.п.) прежде всего содержат общечеловеческие ценности. Они характерны и для Библии, и для Корана (почитай отца и мать своих, не убей, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д.)

Духовное богатство народа очень тесно связано с нравственными проповедями и заповедями религии, с народной педагогикой, что в совокупности выступает как единство педагогической мысли народа.

Наукой установлено, что социально-нравственное развитие ребёнка происходит путём приобщения их к общественно-историческому опыту человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы лучших черт, качеств личности, нравственные эталоны, принятые в данном обществе . Не случайно, К.Д.Ушинский отмечал: ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным."

175; с. 252) .

Под народной, национальной системой образования мы подразумеваем систему образования, транслирующую национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке и обеспечивающая их национальной идентификацией.

В то же время, происходящие корректные социальные изменения в России вызывали такие сложные и противоречивые перемены в обществе, что привело к нарушению нравственных и этических отношений в многонациональном обществе. Поэтому в современных условиях формирование социально-этических норм гуманного поведения подрастающего поколения на основе духовных ценностей народа, умеющие быстро адаптироваться к сегодняшним переменам, связанные с рыночной экономикой, является важнейшей задачей. Народами Кавказа, в частности кабардинцами и балкарцами, на протяжении своей длительной истории был накоплен бесценный опыт семейного, трудового, социально-этического и духовного воспитания подрастающего поколения. Одним из главных элементов в деле воспитания, по представлению народа, является преемственность поколений, усвоение традиций и обычаев своего народа "Адыгэ хаб-зэ" и "Тау адет", кодекса чести ("закона гор"), включающий такие социально-этические качества, как скромность, честность, мужество, уважение к старшим, к женщине, трудолюбие, гостеприимство, дружба, а также обязательное знание национального этикета. Поэтому значение вопроса о традициях определяется ещё тем, что он составляет часть проблемы отношения к национальной культуре, её особенностям, к культурному наследию прошлого. А эта проблема уже связана с проблемой воспитания нового человека, развития в нем созидательной, творческой активности в деле духовного становления в целом.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа должна осуществляться прежде всего через приобщение молодёжи к изучению своей истории и произведений народного творчества - эпоса, сказок, пословиц и поговорок, в которых воплощена народная мудрость. Именно в фольклорных произведениях отражён прежде всего богатый народный опыт воспитания. Поэтому одной из важнейших проблем продолжает оставаться проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке, так как народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания и обучения детей и молодёжи в настоящее время.

Этнопедагогика, являясь совокупностью педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народом в течении всей своей истории, сохранившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических, исторических и фольклорных материалах, находит живое применение в воспитании детей у всех народов мира, в том числе в практике работы школ, в педагогической пропаганде среди родителей. Между тем многие учителя не подготовлены теоретически и методически к применению народных идей и опыта воспитания. Воспитание в школе должно быть основано прежде всего на проверенных опытом прогрессивных педагогических идеях, в ряду которых народные традиции и этикет - важнейшие. Нравственно-этические традиции кабардинского и балкарского народа ("Адыгэ хабзэ"и "Тау адет") в деле воспитания подрастающего поколения как раз и являются тем неисчерпаемым источником педагогических знаний. У каждого народа, в том числе кабардинского и балкарского, есть самобытные педагогические находки, методы и средства воспитания детей и молодежи, которые представляют общечеловеческую ценность. Это значит, что анализ и обобщение всего ценного, что создано педагогическим гением народа, способны внести много полезного в арсенал учебно-воспитательной работы современной школы.

Итак, в условиях актуализации проблемы нравственного воспитания и формирования социально-этических норм поведения школьников народные традиции могут стать действенным средством воздействия на их личностное становление, воспитание общечеловеческих ценностных отношений.

АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ обусловливается логикой современного исторического развития. Сегодня в период обновления нашего общества, когда перед народами нашей страны встали сложные, во многом неординарные, противоречивые социально-экономические и духовно-нравственные задачи, когда общество переживает время преодоления идеологических догм и больших деформаций в области духовной культуры и морали, национальной политики, межнациональных отношений, остро актуальной остается проблема возрождения и сохранения духовных ценностей народа, основанной на традиционной культуре народов. При этом серьезно повышается роль образования, которое по своей функции является социокультурной технологией, обеспечивает стабильность общества и его развитие.

Основанные на гуманистических и демократических взглядах новые принципы миропознания людей, реализуемые в их практической деятельности, ускорили процессы возрождения этносов, роста национального самосознания, самоопределения многих наций, суверинизация этнорегионов и как следствие - развитие их культуры, образования,науки,искусства и подлинно объективной истории,сохранение языка, традиции и обычаев, что дало возможность построения цивилизованных отношений между личностью и обществом, поиска наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому в изменяющихся экономических и социально-политических условиях жизнедеятельности общества, культивирующаяся веками социально-этическая преемственность поколений, составляющая основу человеческой общности и обеспечивающая духовную устойчивость этноса стали в большой степени возможными только через национальную систему образования, которая наиболее адекватно и объективно отражает происходящие общественные явления в мире и проецируют их в сознании формирующейся личности.

Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течении многих веков всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых и социальных качеств в целом. Переработка и осмысление явлений духовной культуры и этикетных норм поведения прошлого поможет строить педагогическую культуру и этнопедагогическую науку будущего. Без учёта особенностей этносов, их традиций воспитания, религиозного учения о морали и нравственности человека не может быть полной и объективной картина воспитания человека. Поэтому формирование социально-этических норм гуманного поведения детей и молодёжи на основе духовных ценностей народа, умеющего адаптироваться к сегодняшним переменам в обществе, является важнейшей задачей. Между тем, народная педагогика, обладающая богатейшим воспитательным потенциалом, являющаяся исконным носителем "адат", на основе национального этикета, всё еще остаётся невостребованной. Объективная оценка исторической роли этих социальных явлений, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов, является важнейшей задачей кабардинцев и балкарцев.

Активизацию интереса к этнокультуре своего народа, которая "органически входит в настоящее" (Д.С.Лихачев), сегодня уже можно наблюдать у родителей, учащихся и учителей школ, колледжей, вузов. Однако бессистемное, непродуманное включение в практику учебно-воспитательной работы элементов национальной культуры не приводит к желаемому результату. Все это диктует необходимость разработки методов и средств использования опыта народной педагогики для формирования социально-этических норм поведения учащихся. Проблема исследования направлена на поиск путей оптимального воздействия стереотипов этикетного поведения этносоциума, на формирование социально-этических норм поведения как морального кодекса горцев "адат" в современных условиях, в процесс приобщения детей к традиционным ценностям этносоциума, а также поиск путей активизации проявления и закрепления социально-этических норм поведения, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях.

Социально-этические нормы - "адат", становясь привычкой, традицией, на уровне общественного сознания передаются от поколения к поколению. Личность, усвоив социальные нормы общества, уже самостоятельно регулирует свое поведение и оценивает поступки других людей. Отрыв от нравственной традиции народа обычно приводит к деформации личности растущего человека. В период господства тоталитарной идеологии известные институты народа - гостеприимство, аталычество, куначество, побратимство и другие ставились в вину, служили поводом для репрессий .

Осмысление проблемы и её решение требуют серьезной концентрации интеллектуальных, материальных ресурсов, комплексной теоретико-прикладной проработки для повышения эффективности практической реализации рассматриваемой проблемы. Успех всех этих условий зависит от наличия фундаментальных концепций, ориентированных на преобразование важнейшего социального института— школы, а также других обще обра з овательных учреждений.

В настоящее время приобрело особое значение возрождение культурно-исторического наследия этносоциумов, в том числе народов Кабардино-Балкарии, где одним из основных источников духовных ценностей является народная педагогика, содержащая многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Социокультурные и духовные ценности народа, его традиции всегда играли важнейшую роль в гражданском становлении человека, в формировании его социально-этнических норм поведения - "адат", гражданских и трудовых качеств. Поэтому так необходимо сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов. Знание, переработка и осмысление духовной этнопедагогической культуры помогут успешному решению сложных и противоречивых проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без изучения и использования ценностей этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности. В настоящее время актуальным становится единение традиции и опыта народной педагогики с методолого-теоретическими положениями современной педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленных обществом.

На современном этапе очень важно осознать необходимость более активной работы по усилению единства радей и опыта народных традиций с педагогическими теориями и по определению путей усиления роли народного воспитания в решении задач, поставленных обществом в деле формирования полноценной личности на основе комплексного подхода к процессу воспитания подрастающего поколения.

Проблема народного воспитания всегда находилась в центре внимания прогрессивных деятелей прошлого - философов, педагогов, религиозных служителей, поэтов, народных просветителей. Материалы народной педагогики, основа которых заложена в произведениях народного творчества, служит основным источником развития традиционной этнопедагогической культуры, средством обогащения духовного мира подрастающего поколения и воспитания его на принципах гуманизма, добротворчества, милосердия, созидания и толерантности .

В этом плане нельзя не отметить, что опыт народа по воспитанию подрастающего поколения, прогрессивные педагогические идеи, выработанные веками народом, всегда привлекали внимание учёных-историков, философов и педагогов. Вопросы развития традиционной культуры, педагогической мысли освещаются в работах А.И. Беляева, Н.И. Ильминского, Н.П. Остроумова, Ф.Ф. Королева, Н.К. Гончарова, Хан-Гирея, Ш. Ногмова, М.А. Орифи, А.Э.Измайлова, К. И. Салимовой, М.Г.Данильченко, К. Атажукина, А.Кешева, С.Ф. Егорова и др.

В этих работах много внимания уделяется показу тенденции развития прогрессивной общественной мысли. Сделана попытка анализа педагогических взглядов учёных-энциклопедистов и деятелей просвещения прошлого в связи с современностью .

Ценность идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали и видные советские государственные и педагогические деятели, философы, социологи и учёные-педагоги: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Е.Н. Медынский, Н. А. Константинов, А. Г. Абдулатипов, JI. П. Буева, И. С. Кен , И.В. Суханов, В.П. Тугаринов, А.Г. Харчев, В.А. Разумный и др.

В их работах характеризуются особенности воспитательных институтов, связанные с народными традициями, пути возрождения прогрессивных народных традиций во взаимосвязи с научной педагогикой.

Исследование религиозных обычаев и традиций и их влияние на воспитание подрастающих поколений мы находим в работах М.П. Пиотровского, М.С. Дуранова, Н.Аширова, А.Н. Климовича, Т. Саидбаева, X. Цавкилова, А. Ахмедова, М.В. Вахабова и других. Однако влияние на духовный мир детей раскрыто в них односторонне. Известно, что религиозные каноны вобрали в себя очень много ценного из истории человеческого общежития. Общечеловеческие нормы поведения выступают как "отполированное историей зеркало" (В.А. Разумный) , и поэтому нет необходимости сводить всё к противопоставлению теистических тезисов и атеистических. Только доброжелательный диалог мировоззренческих установок различных направлений духовной культуры - философии, религии, социологии, организованный вокруг конкретных вопросов человеческого бытия, вокруг реальных социально-этических проблем может определить мировоззрение человека, его миропонимание, духовный мир в целом.

Из наиболее значительных работ, специально посвященных этой теме, следует назвать труды известного учёного-педагогка, академика РАО Г.Н.Волкова, посвящённые комплексному исследованию этнопедагогики народов, особенно же конкретной этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов, а также работы М.А. Арипова, Е.Н. Ханбикова, А.Ш. Гашимова, А.Ф. Хинти-бидзе, III.А. Мирзоева, М.Г. Тайчинова и др., дающие обобщенный и конкретный материал о народной педагогике отдельных народов.

Народная педагогика, - отмечает Г.Н. Волков, - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней" (37; С. 7) .

Значительный интерес представляют кандидатские диссертации по этой и близкой к рассматриваемой проблеме В.Х. Арутюняна, Н.Х. Байчекуевой, М.Б. Гуртуевой, А. Турсунова, И.А. Шорова, Б. Апышева, 3-Я. Якубова, З.Х. Галеева, М.Ш. Ширбаева, В.Ф. Афанасьева, Е.Л. Христовой, М.Г. Стельмахо-вича и др.

Кроме того нами изучена педагогическая, философская, этнографическая литература, раскрывающая проблемы формирования национального самосознания. Это работы Ю.В.Бромлея, В.С.Мухиной, Н.Гумилева и др. При раскрытии общих и конкретных вопросов обновления и возрождения национальной школы, традиционной культуры, этнопедагогизации - определенный интерес для нас представляли работы исследователей Е.П.Жиркова, А.А.Кудри, Н.А.Садовского, М.М.Буруловой, М.Г.Харитонова, А.Н.Николаевой и др.

Вышеперечисленные исследования по народному воспитанию в подавляющем большинстве своем содержат анализ педагогических воззрений народа, выраженных в памятниках народного творчества - пословицах, поговорках, загадках, колыбельных песнях, сказаниях, преданиях, народном эпосе, в национальных играх и состязаниях. Характерной чертой большинства работ и о народной педагогике является ограниченность их лишь традиционным трудом и обычаями. Роль духовной культуры (в том числе религиозной) в развитии народной педагогики остается малоисследованной. Имеющиеся в педагогической литературе рекомендации по некоторым частным вопросам позволяют разрешить лишь отдельные стороны проблемы воспитания, органически не составляя структуру системы воспитания. Кроме того нельзя не учитывать психологический феномен. Например, процесс формирования отдельных личностных качеств происходит как потребность развивать у себя стереотипы поведения, характерное для данного этносоциума, как способ идентификации себя в своем этносо-циуме ("Я - часть этноса").

Так, например, для народов Кабардино-Балкарии гостеприимство - уникальный социальный феномен - носит ярко выраженный характер и является ярко выраженной формой стереотипного поведения этих народов. Гостеприимство - это многогранное явление, требует широкого набора таких социально-этнических качеств, как общительность, приветливость, толерантность, доброжелательность, чувство чести и достоинства, глубокое знание народных традиций, а также определенных физических и эстетических качеств - умение гарцевать на коне, танцевать исламей, исполнять песни, вести доброжелательные беседы со старшими и т.п. Но эта проблема требует глубокого исследования.

Влияние духовной культуры на социально-этическое развитие молодежи через воспитательное воздействие старшего поколения, целенаправленность их использования в учебно-воспитательном процессе в современных условиях Кабардино-Балкарской Республики также слабо исследованы. Не изучены такие вопросы, как преемственность традиционной культуры, проблемы корректировки воспитания девочек и мальчиков и др. И самое главное, учителя слабо владеют формами, методами воспитания на традициях народной педагогики, технологией этноориентированного образования. Следует отметить также, что при традиционном построении образовательного процесса в школах происходящие этнические процессы остаются за рамками школы. Это способствует определенному разрыву между семьей и школой, школой и социальной средой. Наша проблема исследования наряду с формированием национального самосознания как части общественного сознания тесно связана с общероссийскими, общечеловеческими ценностями в условиях поликультурного общества. Её решение нацелено на поиск путей оптимального воздействия стереотипов этикетного поведения этносоциума, на формирование социально-этических норм поведения учащихся в современных условиях, приобщение их к традиционным ценностям этносоциума, а также на поиск путей активизации и закрепления социально-этических норм поведения "адат", основанных на национальных и общечеловеческих ценностях.

Таковы в своей совокупности позиции, которые служили обоснованием выбора темы нашего исследования: "Формирование социально-этических норм поведения учащихся на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении наиболее эффективных условий приобщения детей к национальным ценностям, традиционной культуре кабардинского и балкарского народов и формирование нравственной культуры учащихся на основе народного этикета.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - педагогический процесс приобщения детей к традициям, национальным ценностям, стереотипам этического поведения и формирования у учащихся социально-этических норм поведения в современных условиях Кабардино-Балкарии .

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является формирование социально-этических норм поведения на основе национальных и общечеловеческих ценностей и стереотипов народного этикета кабардинцев и балкарцев, с целью совершенствования культуры нравственных отношений учащихся.

Мы исходим из того, что построение этноориентирован-ного учебно-воспитательного процесса с учётом и на основе прогрессивных идей, народных традиций, культур и обычаев всех этнических групп учащихся, целенаправленная совместная добротворческая деятельность и детей, и людей старшего поколения способствуют решению школьниками актуальных проблем—возрождения национальной культуры, этносамовыражению и этносамоопределению учащихся в школьном коллективе, который обладает притягательной силой для проявления нравственной активности каждого своего члена.

В соответствии с намеченной целью, были сформулиро-ванны следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме и социально-педагогическое изучение состояния (опыта) этноориентированного образования в национальной школе.

2. Определение компонентов этикетного (стереотипного) поведения, характерного для данного этносоциума.

3. Выявление оптимальных педагогических условий этно-педагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе, а также путей и форм творческого использования традиционной культуры в образовательной практике.

4. Определение особенностей воздействия национального этикетного поведения на формирование сознания, этнической идентификации растущей личности.

Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации учителей в контексте этноориентированного образования.

Выдвигая гипотезу научного исследования^ мы осознавали, что достижение желаемых результатов в воспитании указанных качеств учащихся зависит от ряда обстоятельств, не связанных со школой. Так, на социально-этическое становление личности школьника оказывает огромное воздействие семья, окружающая среда в микросоциуме, а также сфера общения, в том числе со взрослыми и занятия по интересам (спорт, музыка, игры и т.д.). Поэтому мы предполагали, что создание соответствующих условий для формирования проектируемых качеств и деятельность в сфере усвоения этического поведения и межличностного общения с носителями традиционной культуры за предметами школы оказывает положительное воздействие на усвоение социально-этических норм поведения , нравственного опыта, а также существенно влияет на развитие этнокультуры, национального самосознания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которая позволяет более широко рассматривать взаимодействие социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп; о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, о гармоничном развитии личности посредством усвоения духовно-нравственных ценностей народа.

При определении методологической основы мы опирались на теоретические положения психолого-педагогической, этнографической науки о том, что взаимодействие различных культур, типов межличностных взаимоотношений является феноменом, действенной группой эмоциональной этнической идентификации межличностного поведения, в котором реализуются отношения друг к другу» совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно-оправданным принципам этносоциума, общества. При этом мы рассматриваем нравственно-культурные нормы поведения, стереотипы национального этикета как выражение объективных условий жизни людей (Бодалев В.А., Кон И.С., Соколов В.М. и др.) и их деятельности по социально-экологическим и территориально-пространственным подсистемам общества (Данильченко М.Г., Мухин М.И. и др.).

Основополагающей идеей в нашем исследовании является принцип комплексного подхода к педагогическому процессу воспитания учащихся, направленный на формирование национального самосознания и социально-этичестих норм поведения в сфере межнациональных отношений и межличностного общения. Основой её реализации в многонациональном коллективе является внутренняя готовность школьника каждой национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям человека иной национальности, иной культуры, постоянно следовать нормам социально-этнического поведения , основанным на принципе гуманизма и необходимым для совершенствования общественных отношений и межличностного общения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, отвечающих целям и задачам исследования:

1) анализ литературы по избранной тематике, а также публикации по проблемам этнопедагогического и этноориентированного образования и формирования нравственной культуры и общественных отношений в процессе усвоения общечеловеческих, этнокультурных ценностей;

2) анализ опыта работы школ по этноориентированному образованию и формированию нравственного опыта социально-этического поведения на основе традиционной культуры этносоциума;

3) анализ педагогического опыта автора диссертации в качестве классного руководителя, педагога-воспитателя;

4) опытно-экспериментальная работа по проверке модели этноориентированного образования учащихся при формировании социально-этических норм поведения, основанных на традиционной культуре этносоциума;

5) в качестве частных методик в исследовании были использованы анкетный опрос, социометрия, сочинения, беседы и др.

Важное место в нашем исследовании занимает метод изучения и обобщения опыта совместной работы семьи, школы и внешкольных учреждений по приобщению детей к традиционной этнической культуре, а также по формированию у учащихся социально-этических норм поведения ("адат").

С помощью монографической и независимой характеристики на учащихся, мы получили данные об уровне знания своего этноса, сформированности у учащихся социально-этнических норм поведения необходимых для гуманизации общественных отношений. Нами было предложено родителям, педагогам общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дать развернутую характеристику отношения к традиционной этнокультуре, проявлении социально-этических норм поведения одним и тем же школьником в различных ситуациях.

Объективная характеристика, полученная из разных источников, позволила разработать вариативные, этноориен-тированные учебно-методические материалы.

В необходимых случаях диссертант принимал непосредственное участие' в опытно-педагогической работе: проведение открытых классных часов, организация среди учащихся диспута "О национальных традициях"; семинары для классных руководителей,организаторов внеклассной работы, родителей по проблемам приобщения детей к традиционной этнокультуре, формирования у учащихся социально-этических норм поведения "адат", в школе, вне школы в семье.

Исследование проходило в несколько этапов и охватило около 800 учителей, учащихся и родителей.

На первом этапе (1992-1993 гг.) изучалась и анализировалась философская, социально-психологическая, педагогическая, этнографическая литература и фольклор по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования, выявления проблемы и предмета исследования, формирования методики опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1993-1995 гг.) был посвящен опытной работе в национальных школах по проверке достоверности выдвинутой гипотезы, обоснованию приемлемых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования социально- этических норм поведения учащихся в национальной школе в процессе приобщения их к традиционной культуре. Проводилось также экспериментальное осуществление проектов воспитательных систем на основе традиционной культуры, введение интегрированных этноориентированных курсов по учебным предметам национально-регионального цикла.

На третьем этапе (1996-1998 гг.) проводился анализ, сопоставление и обобщение материала опытной работы, осуществлялась проверка приемлемости педагогических условий и методов использования традиционной этнокультуры в национальной школе, а также разработка рекомендаций и литературное оформление работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. В исследовании разработан и апробирован теоретический подход к формированию социально-этических норм поведения, который основан на использовании этнокультурных традиций кабардинского и балкарского народов в учебно-воспитательном процессе школы.

2. Выявлены и раскрыты особенности этноориентирован-ного учебно-воспитательного процесса в национальной школе с позиции определения возможностей изучения традиционной культуры, показаны пути теоретического и методического оснащения учителей и родителей знаниями о механизме постижения и реализации на практике идей воздействия стереотипов этикетного поведения этносоциума на формирование социально-этических норм поведения учащихся как морального кодекса горцев "адат", "адыгэ хабзэ", "тау адет".

3. Выявлен и экспериментально проведен блок общекультурных дисциплин, способствующих формированию представлений о национальных и духовных ценностях кабардинского и балкарского народов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в подготовке и применении научно-методических рекомендаций по теме исследования, а также цикла лекций для учащихся, студентов педколледжа, учителей и родителей. Результаты работы дают возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать традиционную этнокультуру в целях формирования у подрастающего поколения интереса к этно-культуре кабардинцев и балкарцев и культуре сопредельных народов во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. Разработанные материалы могут быть использованы при создании этноориентированных учебно-методических пособий для национальных школ, в системе повышения квалификации учителей, а также в преподавании общекультурных дисциплин в школе, педколледжах и педвузах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; применением совокупности методов исследования, адекватных его основным направлениям, задачам и логике изучения проблемы; положительным результатом анализа статистических данных опытно-экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.

Полученные в ходе работы результаты, выводы, научнометодические рекомендации обеспечивают дальнейшее развитие осуществленных моделей воспитательных систем с использованием традиционной этнокультуры в национальной школе.

Основными источниками исследования являются архивные, историко-культурные, педагогические, психологические и этнографические материалы. Апробация работы осуществлялась в школах Кабардино-Балкарской республики, педагогическом колледже г.Нальчика.

Результаты исследования систематически докладывались на педагогических советах, методических объединениях учителей, межвузовских и межрегиональных научно-практических конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Педагогические традиции народного этикета кабардинцев и балкарцев содержат в себе уникальный учебно-образовательный потенциал, посредством которого может быть успешно реализовано формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ Кабардино-Балкарской республики.

2. Значимость национальной культуры этносов как основы использования опыта народных традиций и норм поведения ("адат") в учебно-воспитательном процессе.

3. Характеристика механизма влияния традиций народного этикета кабардинцев и балкарцев на формирование социально-этического поведения подрастающего поколения.

4. Возможность и необходимость использования традиций национальной культуры и народного этикета в целях развития и обогащения духовного и нравственного мира учащихся национальных школ.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гяургиева, Фатима Юсуповна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В ходе исследования определены основные концептуальные идеи:

- дан анализ трактовки социально-этических норм поведения ( адат, тау адет, адыгэ хабзэ) человека, традиций, обычаев и обрядов национальной культуры кабардинцев и балкарцев, показана их значимость в жизни горца, что позволило нам выявить и обозначить процесс формирования норм поведения современного подрастающего поколения;

- раскрыты с точки зрения этнопедагогики основные каноны этики (намыс кабардинцев и балкарцев, показана взаимосвязь народного этикета (культуры поведения) с этикой, так как в конечном счете этикет выражает содержание принципов нравственности и уважения к человеку, что и создаёт общественное мнение об уровне воспитанности человека;

- рассмотрены и проанализированы главные .аспекты и функции народного этикета кабардинцев и балкарцев, прослежены характерные черты, способы и формы проектирования на современную систему этнопедагогической культуры народов Кабардино-Балкарии;

- сформулирован комплекс нравственно этических норм поведения и показана связь и значение понятий "намыс", "адат", "адыгэ хабзэ", и "тау адет" в деле воспитания детей и молодёжи;

- дана характеристика субъектам национального этикета в плане "намыс" и "адат" с точки требований горского этикета.

2. Проанализированы и систематизированы педагогические условия, учебные программы и учебные планы национальных школ, а также республиканские и федеральные законы об образовании на предмет накопления в их содержании национально-регионального компонента. При этом нами определены условия и выработаны рекомендации по составлению учебно-воспитательных планов для национальных школ Кабардино-Балкарской Республики, главной целью которых должно служить реформирование и модернизация школьной системы образования, опирающиеся на этнопедагогическую культуру, традиции и обычаи народного этикета кабардинцев и балкарцев. Это, на наш взгляд, даст возможность национальной школе успешно решать задачи по укреплению культурных ценностей народа, а также формированию в сфере образования механизмов духовного, нравственного и социально-этического воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

3 . Рассмотрены и раскрыты механизмы и методы формирования социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на основе традиционной культуры и народного этикета кабардинцев и балкарцев. Сформулированы требования к моральному облику подрастающего поколения. Проанализированы методы и средства народного воспитания нравственных качеств личности с раннего детства, раскрыты механизмы морального и духовного становления человека в обществе.

4. Дано обоснование социально-этическим нормам поведения и показаны средства и методы воспитания у учащихся этих качеств на основе традиционной культуры кабардинцев и балкарцев, горского этикета, нравственных и моральных требований к облику человека, а также посредством устного народного творчества, фольклора, нартского эпоса, литературных произведений поэтов и писателей Кабардино-Балкарии.

5. Подробно рассмотрены педагогические приёмы и методы формирования у учащихся социально-этических норм поведения на основе народных традиций и этикета кабардинцев и балкарцев. Отмечены недостатки и упущения школьного и среднего специального образования в решении вопроса изучения народных традиций и народного этикета в условиях Кабардино-Балкарской Республики, указаны объективные и субъективные причины.

6. Результаты нашего исследования тщательно проанализированы и систематизированы, обработаны и составлены таблицы. Сравнение результатов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы дают возможность говорить о необходимости изучения в школьном курсе и курсе средних учебных заведений традиционной культуры кабардинцев и балкарцев, их обычаев, обрядов национального этикета и этики.

7. Школам и средним учебным заведениям Кабардино-Балкарской Республики предложены рекомендации по расширению углублению дисциплин, касающихся изучения истории народа, его культуры и традиций, народной педагогики. В необходимых случаях найти возможности ввести в учебно-воспитательные планы образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов) специальных курсов или факультативных занятий по изучению традиционной культуры, быта, обычаев, форм этикетных взаимоотношений народов Кабардино-Балкарии, что приведет к успешному решению задач по формированию подрастающего поколения социально-этических норм поведения, основанных на традициях народного этикета.

Таким образом, принципы сочетания и последовательности изучения культур в содержании образования должны быть отражены в системе учебно-воспитательной работы, то есть от освоения культуры родного народа к восприятию культуры совместно проживающих народов, а затем приближение к мировой культуре - основа образовательной системы.

8. Намечены перспективы продолжения исследовательской работы по формированию социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на основе традиционной культуры и народного этикета через систему образования Кабардино-Балкарской Республики. В ходе исследования выявился и ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении и разработке, в частности:

- роль и место современной женщины в этикете кабардинцев и балкарцев;

- этикетные нормы традиционного гостеприимства народов Кабардино-Балкарии;

- народные средства и методы эстетического воспитания подрастающего поколения на основе традиционной культуры кабардинцев и балкарцев. Все они станут предметом наших дальнейших исследований.

Каждый народ, выражая себя в культуре, уникален и неповторим, но специфические национально-культурные особенности его развития, ярко выражающие общечеловеческие ценностные каноны, могут и должны стать примером для других народов. Поэтому можно сказать, что изучение традиционного народного этикета кабардинцев и балкарцев и воспитание социально-этических норм поведения у учащихся национальных школ Кабардино-Балкарии может стать примером раскрытия потенциала возможностей традиционно г о образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гяургиева, Фатима Юсуповна, 1999 год

1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь. - М., 1994. - 368 с.

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - 636 с.3 . Адыгейские сказки. Пер. с адыг. И.Цей и Т.Керашева.-Ростов-н/Д, 1936. 121 с.

3. Адыгский фольклор. Нальчик, 1963. - 339 е.

4. Азаматова М.З. Народные игры адыгов // Уч. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1970. Т. 2. - С.370-379.

5. Александров Н.А. Степи и горы. Кавказ. Северный Кавказ. Черкесы и кабардинцы. М. , 1901.

6. Алексеев В. Происхождение народов Кавказа. М., 1974. -194 с.в.Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. - 64 с.

7. Аутлев П.У., Алибердов Г. Д. О народной метрологии адыгов (черкесов) // Уч. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. - Т. 8. - С. 92-106.

8. Ю.Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М. , 1982. - 463 с.

9. Афоризмы: По иностранным источникам. Нет ничего сильнее слова / Сост. П.П.Петров, Я.В.Берлин. М., 1985. - 496 с.

10. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. -Л. , 1985. С. 7-21.

11. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография, 1982. С.36-45.

12. Балкарская народная лирика. Пер. Н.Гребнева. Нальчик, 1959. - 131 с.

13. Балкарские и карачаевские сказки / Пересказ, и обр. для детей А.Алиевой и А.Холаева. М., 1971. - 191 с.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. - 159 с.

15. Бгажноков Б.Х. Образ жизни адыгской феодальной знати // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980. - С. 78-104.

16. Бгажноков Б.X., Кажаров В.X., Мафедзев С. X. Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. - 197 с.

17. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. 229 с.2 0. Белинский В. Г. О воспитании детей / / Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971. - 271 с.

18. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов,- 1974. С. 458-530.

19. Вениаминов М.В. Воспитание детей. М., 1981. - 229 с.

20. Бесс Ж.Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 329-352.

21. Бетрозов Р. Ж. К древней истории племен Центрального Кавказа. Нальчик, 1982. - 104 с.2 5.Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах) . М. , 1990. - 62 с.

22. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое , этнографическое и военное описание Кавказа //

23. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 353-434.

24. Брокгауз Ф.А., Ефрон А.И. Воспитание: Энциклопедический словарь. СПб., 1892. - Т.7. - С. 267-269.

25. Бромлей Ю.В. О некоторых актуальных задачах этнографического изучения современности // Сов. этнография. -1983. № 6. С. 10-23.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. , 1983. - 412 с.3 0.Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М. , 1981. - 390 с.

27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. , 1973. - 282 с.

28. Бурьянов В. Прогулка с детьми по России. СПб., 1837. - Ч. 4.

29. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, 1994. -525 с.

30. Виноградов Г. Детский фольклор и быт (программа наблюдений). Иркутск, 1925. - 84 с.3 5.Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. -Чебоксары, 1958. 264 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. 341 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И.Т.Огородникова. Чебоксары, 1974. - 375 с.

33. Выготский JI.C. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. M.-JI., 1932. - С. 3-412.

34. Газета "Коммунизмге жол". N 159 от 15 авг. 1973 г.

35. Гарданов В.К. Адыгские "братства" в XVIII первой половине XIX вв. // Сов. этнография. 1964. № 2. С. 19-37.

36. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество, патронат у адыгов (черкесов) в XVIII первой половине XIX вв. // Сов. этнография. 1964. С. 34-59.

37. Гарданов В.К. Земледелие у адыгов в XVIII первой половине XIX вв. // Сов. этнография . 1965. № 4. С. 66-83.

38. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII-первая половина XIX вв.). М., 1967. - 329 с.

39. Гасанов М.М. Дагестанские народны пословицы/ поговорки, загадки. Махачкала, 1971. - 78 с.

40. Гасиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе. // Тифлисский листок. 1877. - N 35.

41. Герандоков М.Х. Народные университеты Кабардино-Балкарской АССР. Нальчик, 1974. - 96 с.

42. Герандоков М.Х., Каров А.Х. В семье единой. Нальчик, 1987. - 138 с.

43. Гершунский B.C. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI в. М., 1996 .

44. Главани К. Описание Черкесии // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 156-173.5 0.Гора счастья. Сб. стихов кабардинских поэтов. Нальчик, 1948. 151 с.

45. Горький М. Литературно-критические статьи. М., 1937. - 703 с.

46. Гостиев К.И. Новые обряды в жизнь! - Орджоникидзе, 1985. - 47 с.

47. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Сов. этнография, 1973, № 1. С. 14-27.

48. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сб. сведений о кавказских горцах.- Тифлис, 1870. Вып. 4 .

49. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997. - 251 с.

50. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998.- 128 с.

51. Даль В. Толковый словарь. М., 1955. Т.1.

52. Д'Асколи Э. Описание Черного моря и Татарии // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974. С. 61-67.

53. Данилевский Н.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1851. - 230 с.

54. Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX начало XX вв.) Рук. канд. дис. Архив Института этнографии АН СССР.- М., 1985. 155 с.

55. Дробижева Л.М. О сближении уровней культурного развития союзных республик // История СССР. 1969. № 3. С.61-69.

56. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927. - 178 с.

57. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазцам в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974. С. 453-457.

58. Евтых, Аскер. У нас в ауле. Повесть. Майкоп, 1954. -380 с.67.3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике.- Нальчик, 1996. 167 с.

59. Закон Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" // Нац. школа Российской Федерации: республиканские законы об образовании. М.-Чебоксары, 1994. - С. 220-255.

60. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Рос. газета. 1992. - 31 июля.

61. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О свободе вероисповеданий" // Советская Россия. 1990. - 10 ноября.

62. Ивановская С. Кабардинка. М., 1928. - 48 с.

63. Инал-Ипа Ш.Д. Традиции и современность. Сухуми, 1973.- 95 с.7 3 . Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование / / Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 46-52.

64. Ионе Г., Опрышко О. Памятники рассказывают. Очерки. -Нальчик, 1963. 135 с.

65. Кабардинские народные сказки. Пересказ и обр. А.Алиевой, А.Ивановой, 3.Кардангушева. Нальчик, 1959.- 159 с.

66. Кабардинские пословицы. Нальчик, 1982. - 171 с.

67. Кабардинский фольклор / Под ред. Г.И.Бройдо. M.-JI., 1936. - 650 с.

68. Калмыков И.Х. Черкесы. Черкесск, 1974. - 344 с.

69. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Д., 1928. - 222 с.

70. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. - 80 с.

71. Карданов Б.М. Кабардино-русский фразеологический словарь. Нальчик, 1968. - 342 с.

72. Керашев Т. Дочь шапсугов. Повесть. Майкоп, 1951. -102 с.

73. Керашев Т. Одинокий всадник. Роман. Майкоп, 1977. -296 с.

74. Кешев А. (Каламбий). Абреки: Рассказ черкеса // Русский вестник. 1860. Т.З. № 11.

75. Кешев А.Г. Избранные произведения. Нальчик, 1978. -293 с.8 6. Киржинов С. С. О народном воспитании у адыгов / / Уч. зап. Адыг. НИИ. 1974. Т. 17. - С. 495-504.

76. Киржинов С.С. Система воспитания у адыгов (черкесов). Историко-этнографическое исследование: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Тбилиси, 1975. - 21 с.

77. Кишев А. С. Технология шва-плетения "бжэнлъэгуажьэ" у адыгов // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981. - С. 53-64 .

78. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М. , 1890. Т.1. - С. 293. Т.2. - 307 с.

79. Коджисау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгского народа // Уч. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. Т.8. - С. 265298.

80. Козлов В.Н. Этнос и культура // Сов. этнография, 1979. № 3. С. 71-86.

81. Комарова Г.А. О понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. - С. 202-212.

82. Кон И.С. В поисках себя. М. , 1984. - 334 с.

83. Кон И.С. Введение // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии .- Л., 1983. С. 3-8.

84. Косвен М.О. Аталычество // Сов. этнография, 1935. С. 41-60.

85. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. -61 с.

86. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. -258 с.

87. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 585-628.

88. Крымшамхалов И. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX века. - Нальчик, Т. 2.

89. ЮО.Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе: К 3 00-летию дома Романовых. Киев, 1913.

90. Кулиев К.Ш. Собр. соч. в 3-х томах. Пер. с балкар. Ч.Айтматова. М., 1987. - Т. 1. - 414 е.; - Т. 2. - 398 с. ; - Т. 3. - 398 с.

91. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба / Пер. В.К.Гарданова. Нальчик, 1995.

92. Ленин В.И. ПСС, т. 37. М., 1969. - 747 с.

93. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. - 437 с.

94. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения Л., 1965. -640 с.

95. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М. , 1995. - 281 с.1.i I 211

96. Лонгворт Дж. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы ;в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 531-584.

97. Лукка Дж1 Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. т-12.

98. Люлье Л.Я. Черкесия: Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927. - 229 с.

99. ИО.Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкес // Газ. "Кавказ", 1859, № 7. С. 33.

100. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Ис-торико-этнографические очерки. Орджоникидзе, 1963. -224 с.

101. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. -М.-Л., 1948. 303 с.

102. ИЗ.Малкар халкъ жомакъла. Нальчик, 1963. (Балкарские народные сказки.) (На балкар, яз.)

103. Мальсагов А.П. Притчи о горском этикете. Нальчик, 1989. - 211 с.

104. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балка-рии. Нальчик, 1962. - 110 с.

105. Мамбетов Г.Х. Народы Кавказа. М., 1960. Т.1.- 331 с.

106. Мамбетов Г.Х. Некоторые перспективы в семейно-бытовых отношениях кабардинцев и балкарцев и пути их преодоления // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. - С. 34-35.

107. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов // Уч. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. Т.8. - С. 228-250.

108. Мамбетов Г.Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелие // Уч. зап. КЕНИИ. Нальчик, 1967. - С. 161185.

109. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994. - 254 с.

110. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. - 141 с.

111. Маремшаова И.И. К вопросу изучения этнического менталитета. Нальчик, 1999. - 23 с.

112. Мафедзев С.Х. Адыгские детские игры в XIX- начале XX вв. // Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974. Вып. 1. - С. 189-207.

113. Мафедзев С.Х. Адыгские подвижные игры для детей // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1981. С. 81-111.

114. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX в начале XX века. - Нальчик, 1991. - 235 с.

115. Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик, 1986. - 142 с.

116. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX-начале XX вв. Нальчик, 1979. - 202 с.

117. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. -Нальчик, 1984. 170 с.

118. Мафедзев С.Х. Символика в коммуникативном поведении адыгов / / Национальная культура и общение: Материалы конференции. М., 1977. - С. 53-54.

119. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 406 с.

120. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Вып. 1. - С. 3-123.

121. Мижаев М.И. Обычаи адыгов и современность. Черкесск, 1980. - 128 с.

122. Мотрэ де ла А. Путешествие в Европу, Азию и Африку // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. - С. 119-141.

123. Мудрые слова. Пословицы народов Кавказа. Нальчик, 1978. - 72 с.

124. Мур Дж. Принципы этики. М. , 1984. - 325 с.

125. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990. - 110 с.

126. Мусукаев Б.Х. Балкарско-кабардинские языковые связи. -Нальчик, 1984. 128 с.

127. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. - 192 с.

128. Налоев З.М. Из кабардинской народной лирики / Сост. 3.Налоев. Нальчик, 1958. - 152 с.

129. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сб. статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп, 1957. Вып. 1. -С. 20-35.

130. Нарты. Адыгский героический эпос. М. , 1974. - 415 с.

131. Нарт сезле. Нальчик, 1960. (Нартские поговорки.) (На балкар. яз.)

132. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: Российский вариант. М., 1996. - 99 с.

133. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1958. - 239 с.1450 происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского икарачаевского народов (22-26 июня 1959 г) . Нальчик, 1960. -336 с.

134. Осетинские народные сказки. Пер. А.Г.Гаглоевой. Цхинвали, 1971. 315 с.

135. Пасынков Л.П. Быт и игры кавказских народов. Ростов-на-Дону, 1925. - 30 с.

136. Педагогика // Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. - 637 с.

137. Педагогика // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998. 640 с.

138. Песня об Абдул-Кериме // Песни живших до нас. Из народной поэзии кабардинцев и балкарцев. Пер. Н.Гребнева.- Нальчик, 1966. 190 с.

139. Пушкин А.С. Соч. в 3-х тт. М. , 1985. - Т. 1. - 735 е.; Т. 2. - 527 е.; Т.З. - 527 с.

140. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М. , 1981. - 184 с.

141. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1958. - 136 с.

142. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. - Кн. 2. - 304 с.

143. Сказания и сказки адыгов/Сост. Ш.Х.Хута. -М., 1987 . -320 с.

144. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. М. , 1983. -445 с.

145. Словарь иностранных слов. М., 1983. - 502 с.

146. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике // Уч. зап. Северо-Осетинского пединститута. Т. 23. Орджоникидзе, 1959. - С. 57-68.

147. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Уч. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. Т. 8.

148. Смирнова Я.С. Детский и свадебный цикл обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // Кавказский этнографический сборник. Вып. 4. М., 1976. - С. 47-98.

149. Смирнова Я.С. Избегания и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978. - С. 118-163.

150. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. - 263 с.

151. Сокровище нартов. Из кабардинских и балкарскихюсказа-ний о богатырях-нартах. Пересказ В.Кузьмина. Нальчик, 1980. - 262 с.

152. Студенецкая Е.Н. О большой семье у кабардинцев в XIX-XX вв. // Сов. этнография, 1950, № 2. С. 176-181.

153. Сукунов X.X., Величук А.П. О разработке типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа). М. , 1996. - 39 с.

154. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992 (1994). - 303 с.

155. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. - 215 с.

156. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1979. Т. 1.

157. Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974. С. 291-321.

158. Тогошвили М.Г. Экономические и культурные связи Грузинской ССР с народами Северного Кавказа: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Тбилиси, 1971. - 23 с.

159. Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Сов. этнография. 1980. № 3. -С. 26-36.

160. Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963. 343 с.

161. Тхамоков А.Х. Социально-экономический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик, 1961. - 202 с.

162. Урусбиев С.А. Сказание о нартских богатырях у татар горцев пятигорского округа Терской области // Сб. мат-риалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881. - Вып. 1.

163. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М. , 1988. -Т. 1. - 414 с.

164. Формаковская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982. - 193 с.

165. Франк С.Л. Духовные основы общества / Сб.; Сост. П.В.Алексеев. М., 1992. - 510 с.

166. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопе-дагогики осетин // Изв. Северо-Осетинского НИИ. Орджоникидзе, 1971. Т. 28. - С. 361-370.

167. Хакуашев Е.Т. Новое время новые обычаи. - Нальчик, 1984. - 154 с.

168. Хан-Гирей Черкесские записки. Нальчик, 1974. - 334 с.

169. Хан-Гирей Записки о Черкесии. Нальчик, 1992. - 342 с.

170. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник, 1842, № 1.

171. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967. - 232 с.

172. Хашхошева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX вв. Нальчик, 1983. - 242 с.

173. Хетагуров K.JI. Собр. соч. М. , 1960. - Т. 4: Публицистика. - 495 с.

174. Хинтибидзе А.Ф. Идея воспитания в грузинском народном эпосе: Дис. . д-ра пед. наук. Тбилиси, 1951. - 520 с.

175. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М., 1997. 151 с.

176. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. -Махачкала, 1929. 46 с.

177. Чурсин Г.Ф. Этнография Кавказа (современное состояние и задачи) // Новый Восток. 1926. - № 15. - С. 202-211.

178. Шаханов Б. Терские письма // Избр. публицистика. Нальчик, 1991. С. 104.

179. Шогенцуков А.А. Избранное. Пер. с кабардин. X.Теунова.- М., 1957. 311 с.

180. Шогенцуков А.А. Добрые обычаи народа // Наука и религия. 1967. № 4. С. 55-58.

181. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 334 с.

182. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982. -194 с.

183. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. - 303 с.

184. Эпштейн М. , Юкина Е. Образцы детства // Новый мир. 1979. R 12. С. 242-258.

185. АНКЕТА ДЛЯ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ

186. Дорогие учащиеся! Просим Вас по возможности ответить на следующие вопросы. Зараннее благодарим Вас за ответы.

187. Что Вы знаете о народных традициях, обычаях, обрядах, национальном этикете? Назовите несколько традиций. Кратко изложите их содержание.2 . Как Вы понимаете, что такое "адат", "намыс"?

188. Как Вы относитесь к религии?

189. Посещаете ли Вы мечети? Нравится ли Вам в мечети?

190. Какие религиозные заповеди Вы знаете?

191. Хотели ли бы Вы придерживаться этих заповедей?

192. Какие народные праздники у Вас в семье отмечаются?

193. Какие религиозные праздники Вы знаете?

194. Бываете ли Вы на свадьбах или других мероприятиях, связанных с национальными обрядами? Что в них нравится , или не нравится? Какие обычаи и обряды нравятся , опишите их.

195. Что Вы знаете об устном народном творчестве? Откуда, от кого Вы их узнали? Какие жанры народного творчества Вам известны?1..Что общего между народными традициями, народными сказками?

196. Какие народные музыкальные инструменты Вы знаете? На каких из них Вы умете играть?

197. Какие народные песни, танцы Вам нравятся, что Вы можете из них исполнить?

198. Знаете ли Вы родословную Вашей семьи? Сколько поколений? Кто их Вам рассказал?1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

199. Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на нижеприведенные вопросы. Ваши ответы помогут для организации более оптимальной учебно-воспитательной работы в школе и других учебных заведениях. Зараннее благодарим Вас за ответы.

200. Как Вы относитесь к народным традициям в воспитании детей? Когда, откуда Вы впервые начали осознавать ценность традиций?

201. Как Вы считаете, способствует ли лучшие традиции народа в воспитании "адат" поднятию духовно-нравственной культуры?

202. Считаете ли Вы, что незнание народных традиций, национальных обрядов снижает нравственность ("адат") личности и общества?

203. Какие -ценные традиции Вы в детстве усвоили в родительском доме?

204. Участвуют ли Ваши родители (бабушки, дедушки и другие) в воспитании Ваших детей?

205. Уважаемые учителя! Пожалуйста, по возможности старайтесь ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарим Вас за ответы.

206. Как Вы определяете "понятие духовная культура народа"?

207. Как Вы относитесь к народным традициям в качестве педагогического средства?

208. Какой смысл вкладываете Вы в понятия "адат", " тау адет", "адыгэ хабзэ", "намыс"?

209. Считаете ли Вы, что знание и соблюдение школьниками народных традиций важное условие воспитания "адат", возрождение национальной и духовной культуры молодежи?

210. Согласны ли Вы с мнением, что лучшие традиции народов способствуют поднятию уровня нравственности общества, социально-этического поведения растущелго человека?

211. Считаете ли Вы, что незнание прогрессивных народных традиций снижает нравственность и приводит к падению духовной культуры молодёжи?

212. Какова на Ваш взгляд роль религии в сохранении и передаче подрастающему поколению народных, национальных традиций?

213. Как на Ваш взгляд, сохраняет ли современная семья народные традиции в воспитании детей?

214. Как организовано в Вашей школе воспитание учащихся на народных традициях?

215. Как Вы используете народные традиции на уроке, вне учебной деятельности. Ваше мнение об оптимальных путях и формах использования прогрессивных народных традиций?

216. Какие нравственные и трудовые качества можно сформировать у детей на основе народных традиций?

217. Как на Ваш взгляд, уделяют ли достаточное внимание радио, телевидение, печать роли народных традиций в жизни человека и общества?

218. Какое место занимают в Вашей воспитательной практике народные традиции?

219. В каких случаях в процессе воспитания Вы обращаетесь к народным традициям?1. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

220. Уважаемые студенты! Постарайтесь ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарим за ответы.

221. Что Вы знаете о народных традициях, обычаях, национальном этикете?

222. Перечислите некоторые из них.

223. Кратко изложите их содержание.2 . Как Вы понимаете " адат11, " намыс" ?

224. Что по Вашему ценно в национальной культуре народа?

225. Как Вы думаете, традиции связаны с религией?

226. Какие религиозные заповеди Вы знаете?

227. Какие народные праздники Вы отмечаете?

228. Какие религиозные праздники Вы знаете?

229. На каких обрядах Вы бывали? Что Вам в них нравится, а что не нравится? Какие обряды хотели бы ещё увидеть?

230. Что Вы знаете об устном народном творчестве? Какие жанры Вам известны?

231. Какие нравственные и трудовые качества можно сформировать на основе народных традиций?1.. В каких случаях в процессе воспитания Вы обратитесь к народным традициям?

232. Как Вы думаете, сохраняет ли современная семья народные традиции в воспитании детей?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.