Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна

  • Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 194
Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2008. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.14

1.1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы .14

1.2. Педагогическая сущность и этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова .30

1.3. Анализ практики использования произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании школьников.51

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАСУЛА ГАМЗАТОВА.;.,.79

2.1. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова.79

2.2. Практико-технологическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова.119

2.3. Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова.157

3 АКЛЮ ЧЕНИЕ.179

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова»

Актуальность исследования. В условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований в нашем государстве России нужна система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, позволяющая сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспита-* ния, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно - нравственного потенциала в воспитании подрастающего поколения ориентируют такие основополагающие документы, как выступление президента РФ "О стратегии развития России до 2020 года", Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, оккультизма и т. д.), и проблем воспитания такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности говорили выдающиеся мыслители, просветители, философы и педагоги всех времен и народов. Так, важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что такое добро и зло. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы у Аристотеля источники духовно-нравственного воспитания. К важнейшим чертам нравственности Ян Амос Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, благожелательность, щедрость, готовность делать людям добро. В педагогике, в нравственном воспитании Джон Локк исходил из решающего влияния среды на человека, призывал сочетать строгость и любовь к ребенку при его воспитании. Жан Жак Руссо нравственность детей видел в побуждении их к добрым чувствам и поступкам, свои педагогические взгляды он выразил в романе - трактате «Эмиль, или о воспитании». В основе нравственного воспитания Иоганна Генриха Песталоцци лежит связь обучения с воспитанием и развитием (развивающее обучение), а также связь педагогики с псиI хологией. Большое внимание нравственному воспитанию уделяли в дореволюционной России такие демократы как, А.Н. Радищев, А.Н. Герцен, Н.Г, Чернышевский и др.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких русских педагогов, психологов и философов, как В.Л.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгаф!, В.М.Меньшиков, А. Н. Остро горе к и й, Н. И.Пирогов, М.М.Рубинштейн. К.Д.Ушинский и др.

В трудах современных учёных таких, как К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, З.Т. Гасапов, И.Ф.Гончаров, С.Ф.Иванов, Д.М., Маллаев, В.А.Сластеиин, В.Д.Шадриков и др., уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают духовное воспитание личности с традиционной народной культурой. В трудах Г.Н. Волкова, М.С.Жнрова, М.А.Никитиной, М.Ю.Новицкой, Н.М.Соколышковой, Т.Я.Шпикаловой, и др. представлено духовно-нравственное воспитание средствами народной педагогики. Г.Н. Волков вывел систему духовно-нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагогических идей.

О духовно-нравственном потенциале народной педагогики немало сказано в трудах ученых Адыгеи, Азербайджана, Бурятии, Средней Азии, Татарстана, Чувашии, Якутии и др. Известные дагестанские ученые У.Б. Далгаг,

А.К. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич, и др. проделали большую работу по исследованию культуры, традиций, обычаев дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах жизни.

Дагестанские ученые - педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Маюмедова, А.М Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов. P.M. Омарова, P.M. Пашаева, З.Я. Якубов, и др. в своих трудах раскрыли возможности и пуI ти использования народной педагогики в различных направлениях воспитательной работы в школе.

Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, Г.И.Магомедова, В.Ю.Троицкого, Ч.С.Юсуповой и др.

Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли в своих работах такие учёные, как М.М. Байрамбеков, Г.И. Беленький, И.С. Збарский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и д) ховных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления урочной и внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками. Это позволяет формировать у учащихся многообразие чувств и суждений, расширить круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, учить правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремлению познать истину.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, пути использо1 вания потенциала народной педагогики, в частности духовно-нравствеиного потенциала народной педагогики, отраженной в художественных произведениях выдающихся поэтов и писателей, определены недостаточно. Это касается и этнокультурного потенциала творчества Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

О жизни и творчестве Расула Гамзатова написаны и изданы книги известных литературоведов: К.Абукова. В. Дементьева, В. Огнева, С.Хайбулаева К. Султанова и др. О нем сняты документальные и телевизионные картины такие, как «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и др. По его произведениям сняты художественные фильмы «Горянка» и «Сказание о храбром Хочбаре».

В нашей стране и более чем 70 странах мира опубликованы такие широко известные произведения поэта, как "Мой Дагестан", "Горянка", "Разговор с отцом", "Год моего рождения", "Остров женщин", "Слово о старшем брате", "Дагестанская весна \ "Солдаты России", "В горах мое сердце", "Высо-"' кие звезды", "Четки лет", "Две шали", "Письмена" и многие другие. Дагестан, его люди, история, традиции, ценности, легенды и предания стали известны всему мир}' благодаря Расулу. Его философия была философией добра, его поэзия была поэзией любви, и именно поэтому они стали близки и дагестанцам, и кубинцам, и индусам, и англичанам, и россиянам, и многим другим народам, которые еще при жизни поэта получили счастливую возможность прочесть его произведения в переводе на свои языки.

Творчество Р.Г. Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение пародов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности, они отмечены не только жанровым многообразием, оригинальностью, но и глубиной мысли и чувств. Творческая и общественная деятельность Р.Г. Гамзатова была пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом, поддерживал его усилия по сохранению мира и согласия в обществе, братской дружбы дагестанцев со всеми народами Российской Федерации.

По творчеству Расула Гамзатова проведен ряд научных исследований, написан ряд литературоведческих диссертаций. Однако трудно найти среди этих исследований работы педагогической направленности, хоть в какой-то мере позволяющие целенаправленно выявлять, осмысливать, понимать и использовать в учебно-воспитательном процессе колоссальный этнокультурный потенциал, сконцентрированный в произведениях поэта, направленный на формирование морально-этического облика настоящего человека.

Анализ материалов исследования, литературоведческой, художественно-публицистической, психолого-педагогической литературы, учебновоспитательного процесса школ республики позволяет выделить протшюре чип между:

- необходимостью духовно-нравственного воспитания личности современного школьника и недостаточным использованием возможностей этнокультурного потенциала произведений великого поэта в учебно-воспитательном процессе;

- углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне с учетом этнокультурного потенциала произведений литературы;

Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у учащихся общественно значимых идеалов и ориентиров, востребованных для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования этнокультурного содержания, методов, приёмов и средств воспитания человека. Отсюда обусловлен выбор темы нашего исследования — «Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова». Этот выбор объясняется еще и гем, что' методика изучения творчества Расула Гамзатова с уклоном на воспитание нравственности не получпла должного освещения в работах дагестанских методистов.

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания школьников на уроках и внеклассных мероприятиях по литературе. V

Предмет исследования — содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Цель исследования - выявление путей и средств системного использования этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебной и внеклассной работе в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание школьников будет успешным, если:

-выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный этнокультурный потенциал произведений Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова;

-учтены национально-региональные особенности социокультурного окружения школы и системы культурологического образования школьников для построения их социально значимой деятельности;

-подготовлены и применяются методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений поэта и писателя Расула

Гамзатова в урочной и внеклассной работе по литературе в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа этнопедагогического подхода к творчеству Народного поэта Расула Гамзатова определить этнокультурный потенциал произведений Дагестана Расула Гамзатоваизведений, целесообразный для духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности по предмету литература;

2. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе изучения произведений Расула Гамзатова;

3. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе изучения произведений Расула Гамзатова.

Теоретическую базу исследования составили:

- философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Элысонин и др.);

- гуманистические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Е.В.Бондаревская, Т.И.Петракова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.Е.Щуркова и др.).

Методологический основой диссертации является положение современной педагогики, психологии, методики и литературоведения, предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия дагестанской литературы, как яркого выразителя духовно-нравственного потенциала народов многонациональной республики и отечества.

Методы исследования: теоретический (изучение педагогической, эт-нопедагогической, методической, -литературоведческой литературы); социо-лого-педагогический (анкетирование, беседы с учителями и школьниками, наблюдения над учебным процессом и внеклассной работой, анализ устных и письменных ответов учащихся); экспериментальный (проведение несколько этапов эксперимента: констатирующий и обучающий); статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Экспериментальная база исследования — общеобразовательные учебные заведения: средние школы №№4,10; лицеи №№5,38,39 г. Махачкалы Республики Дагестан. Исследованием охвачено 14 учителей дагестанской литературы, 156 учащихся 5-11 классов.

Работа осуществлялась в течение 6 лег и прошла следующие этапы исследования:

1. Теоретический (2002 - 2004 гг.). В этот период был накоплен эмпирический материал через включение учителей и школьников в экспериментальную программу по дагестанской литературе, проведён отбор произведений Расула Гамзатова и сравнительно-сопоставительный анализ их содержания, методики духовно-нравственного воспитания на произведениях литературы, сформирован понятийно-терминологический аппарат, определены проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.

2. Опытно-экспериментальный (2004 - 2006 гг.). Углублённое изучение георетико-мегодических основ проблемы духовно-нравственного воспитания, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированное™ духовно-нравственных качеств школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности, проведение констатирующего эксперимента, подготовка публикаций по теме исследований.

3. Заключительно-обобщающий (2006 — 2008 гг.). Апробация основных положений исследования, систематизация, обобщение и оформление результатов исследования, подготовка диссертационной работы к защите. Внедрение результатов исследования в практику ряда общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается:

-в представлении теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы работы по формированию у дагестанских школьников нравственных идеалов в процессе изучения творчества Расула Гамзатова с учетом этнокультурного потенциала его произведений;

-в выявлении педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников на уроках и во внеклассной работе по дагестанской литературе в процессе изучения произведений Расула Гамзатова: определено содержание, формы, методы и средства урочной и внеурочной деятельности, оптимизирующие духовное и нравственное становление школьников;

-в определении педагогических условий эффективного использования возможностей учебно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания школьников: опора на региональное содержание литературного образования с использованием воспитательного потенциала всемирно известных произведений Расула Гамзатова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала произведений выдающихся отечественных поэтов и писателей в духовно-нравственном воспитании школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности учителей литературы и воспитателей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Разработанные методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебновоспитательном процессе школы, адресованные для учителей дагестанской литературы и классных руководителей, позволяют поднять эффективность духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с прогрессивными этическими традициями народной педагогики.

Достоверность и обоснованности полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений; достаточной базой и достаточному числу участников педагогического эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

- нравственные идеалы и мировоззренческие взгляды дагестанских народов, представленные в произведениях Р. Гамзатова, способствующие формированию этических и нравственных чувств, сознания и поведения учащихся, создающие им реальные условия для постижения духовно-нравственных ценностей российской и мировой культуры; У

- система изучения произведений Расула Гамзатова с этнокультурным потенциалом, формирующая и развивающая у школьников навыки чтения, интерес к творческой деятельности, потребность высказать свое отношение к произведению, к взглядам писателя, к культивируемым в дагестанском обществе прогрессивным нравственным установкам, правилам, нормам, традициям и обычаям;

- педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственности у школьников в процессе изучения произведений Р. Гамзатова па уроках и внеклассных занятиях с опорой на этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова.

- методические рекомендации по дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей школьников, способствующие дальнейшему совершенствованию процесса формирования нравственных чувств, взглядов и идеалов учащихся при изучении произведений Р.Гамзатова.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и педагогики начального обучения ГОУ ВПО Дагестанский государственный университет», обсуждались на Всероссийских и региональных научно-теоретических и практических конференциях в Москве (2004 г.г.), Махачкале (2005 г.), Пятигорске (2006 г.), на курсах повышения квалификации учителей русской и дагестанской литературы при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров (2005-2008 гг.), а также через публикации в российской и республиканской педагогической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс обучения в школе состоит из следующих функций: образовательной, развивающей и воспитательной. Связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение» [120, С. 174].

Из всех учебных предметов для духовно-нравственного воспитания учащихся наибольшие возможности имеет литература, в том числе литература народов Дагестана. Воспитательное значение этого предмета трудно переоценить, так как Дагестан богат и знаменит талантами, особенно поэтическими. Расул Гамзатов из поколения послевоенных дагестанских поэтов, но он первый среди них, он не дал угаснуть огню поэзии плеяды горских поэтов: Ирчи Казака, Омарла Батырая, Етима Эмина, Махмуда, Сулеймана Стальско-го, Гамзата Цадасы, Эффенди Капиева и многих других. Расул Гамзатов продолжил и развил традиции этой богатой поэзии, обогатил её. Его творчество неотделимо от деятельности знаменитых художников слова XX века. Президент Российской Федерации Путин В.В., награждая Расула Гамзатова Орденом Святого апостола Андрея Первозванного, отметил: «Вас любят за то, что Вы так искренне и так изысканно учите нас общечеловеческим ценностям — таким, как дружба, любовь, верность».

В произведениях Расула Гамзатова, как в капельке росы, отразилось истинное лицо горцев, истинных хранителей духовных ценностей и нравственных норм народа. Творчество Расула Гамзатова в этом смысле представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости и служит прекрасным средством духовного обогащения и воспитания молодого поколения.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1 .Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова — это важнейший фактор активизации процесса формирования личности учащихся на уроках литературы народов Дагестана, закладывающий основы гуманистического мировоззрения и духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Нами определена целостная, экспериментально проверенная, система изучения творчества Расула Гамзатова, повышающая эффективность использования как разнообразных форм проведения урочных и внеурочных занятий, с чётким направлением на духовно-нравственное воспитание учащихся.

3.Процесс духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Р.Гамзатова проходит более эффективно под воздействием межпредметных связей (с русской литературой, родным языком, историей, географией Дагестана, традициями, обычаями, культурой Дагестана, музыкой, изобразительным искусством).

4. Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся должна проходить с учётом художественных особенностей изучаемого произведения, спецификой возрастных особенностей учащихся, их интересов к нравственным проблемам современности.

5. Эффективность духовно-нравственного воспитания на разных этапах усвоения произведений Р.Гамзатова зависит от целостной методической системы, в понятие которой входит преемственность обучения, выбор оптимальных путей, методов и приёмов обучения, взаимосвязь всех этапов постижения произведения, выявление в нём этнокультурного потенциала, а также единства классных и внеклассных форм работы.

6. В духовно-нравственном воспитании учащихся большое значение имеет личность педагога. Учитель должен не только быть хорошим профессионалом, но и учитывать влияние семьи, социальной среды и сделать это влияние благоприятным. Личность педагога, его пример как воспитателя, единство его слова и дела, сочетание в нём требовательности с уважением к личности школьника, создание нравственной атмосферы на урочных и внеурочных занятиях, а также знание основ этнопедагогики - залог успеха в духовно-нравственном воспитании школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абдулатипова, Эльмира Абдулатиповна, 2008 год

1. Абдулатипов Р. Философичность творчества Расула Гамзатова. -Махачкала, 2003.

2. Абдулатипова Э.А. Духовно-нравственный потенциал творчества Расула Гамзатова // Среднее профессиональное образование (теоретический и научно-методический журнал М., 2007, №4 - С. 49-52 (Входит в «Перечень. .» рецензируемых изданий ВАК РФ).

3. Абдулатипова Э.А. Воспитательные мотивы в произведении Расула Гамзатова «Сказание о храбром Хочбаре»// Сборник научных трудов ДГПУ (гуманитарные науки) Махачкала, ДГПУ, 1 999.- С.48-53.

4. Абдулатипова Э.А. Образ женщины в творчестве Расула Гамзатова// Республиканский иллюстрированный журнал «Наш Дагестан» Махачкала, 2001, № 199-201.-С.74-75.

5. Абдулатипова Э.А. Воспитательные возможности уроков дагестанской литературы (на духовно-нравственном потенциале произведений Расула Гамзатова) Аспирант. Сборник статей Ассоциации молодых учёных Дагестана. Махачкала, 2007. - С. 19-24.

6. Абуков К. Философская лирика Расула Гамзатова. Махачкала,2003.

7. Абуков К. Представляя державу в целом. Творчество Расула Гамзатова: анализ, попытка обобщений. Махачкала, 2003.

8. Абуков К. Мне отдельного счастья не надо. Махачкала: Дагкниго-издат, 2005.

9. Агаев А. Философия совести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.

10. Айзермаи Л.С. Современный урок литературы и проблемное преподавание. М., 1969.

11. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М.: Просвещение,1974.

12. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика,1983.

13. Айзерман Л.С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков. В ж.: Литература в школе, сент.- окт. 1989 г.

14. Айтматов Ч. В них землю с небом породнишь. В сб.: мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДНТД РАН, 1995.

15. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала: Даггиз, 1968.

16. Алиева Б.Ш. Этпопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск,2006.-288 е.

17. Амаев М.А. Шесть страниц на машинке. Статьи, рецензии, репортажи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

18. Антопольский Л. У очага поэзии. М.: Сов. писатель, 1972.

19. Асельдеров М.а. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.

20. Асланов М.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

21. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев. — М: «Гелиос АРВ»,2007.-288 с.

22. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

23. Бабинский М.Б. Нравственный аспект курса литературы в 8 классе: дисс. канд. пед. наук. М., 1987.

24. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

25. Барова Е.С. Идейно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе изучения зарубежной литературы: дисс. канд. пед. наук. М., 1987.

26. Беленький Г.И., Колокольцев Н.В., Лондон Б.Н. О преподавании литературы в старших классах одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 1962.

27. Беленький Г.И. Совершенствование преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1986.

28. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.: Просвещение,1990.

29. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. Поли. собр. соч. в 13-ти томах. Т. 10. М., 1956.

30. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

31. Бесова А.К. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов: дисс. канд. пед. паук. -M., 2000.

32. Берестовицкая С.Э. Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы. В ж.: Русская словесность, № 8, 2002.

33. Бирюкова С.К., Ахмедзянов М.Г. Уроки внеклассного чтения в IV-VII классах. JL: Просвещение, 1985.

34. Блюмкин В.Я., Гумницкий Г.М., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание. -Воронеж, 1990.

35. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.

36. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Ключихина М.М. Методическое пособие для преподавания литературы. М.: Высшая школа, 1973.

37. Болдырев H.H., Гончаров Н.К., Есипов Б.П., Королёв. Педагогика. -М., 1968.

38. Болотин Ю.П. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе учебной и внеклассной деятельности по литературе. М., 1984.

39. Браже Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе. М.: Просвещение, 1977.

40. Вагидов А. Претворение заповеди: литературно-критические статьи. М.: Современник, 1988.

41. Вагидов А. Поиск продолжается. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.

42. Вагидов А. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.

43. Вербовая H.H. методика преподавания русской литераторы в V-VIII классах. Л.: Просвещение, 1988.

44. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании. В ж.: Сов. педагогика, № 10, 1971.

45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

46. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной педагогики. В ж.: Сов. педагогика, №7, 1989.

47. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. J1.: Просвещение, Л.О., 1981.

48. Выготский Л.В. Психология искусства. М., 1968.

49. Выготский Л.В. Собр. соч. в 2-х т. М.: Худ. литература, 1982.

50. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

51. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М.: наследие, 1996.

52. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.

53. Гамзатов Р. Избранное в 2-х т. М.: Худ. литература, 1964.

54. Гамзатов Р. Навстречу современности. В кн.: верность таланту. -М.: Сов.Россия, 1970.

55. Гамзатов Р. По-земному беспокоясь. Махачкала: Дагучпедгиз,1987.

56. Гамзатов Р. Собр. Соч. в 8-ми т. М.: Сов. писатель, 2003.

57. Гамзатов Р. В кн.: М.Ахмедов, Р.Гамзатов: на рубеже веков. Махачкала: изд-во «Дагпресс Media», 2004.

58. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999.

59. Гасан-Гусейнов М. К звёздной сказке. Литературно-критические статьи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.

60. Гасан-Гусейнов М. путешествие в страну Синегорию. Статьи и заг метки о дагестанской литературе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

61. Гегель. Лекции по эстетике. Сочинения. М.: изд-во АН СССР,1958.

62. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1952.

63. Гуревич A.M., Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Концепция литературного образования в гуманитарных школах и классах. М., 1991.

64. Гусейнов A.A. Введение в этику. М., 1985.

65. Дементьев В. Расул Гамзатов. М., 1984.

66. Добролюбов H.A. Поли. собр. соч. т.З. М.: ГИХЛ, 1936.

67. Духовно-нравственное формирование личности. Сб. научно-методич. ст. Вып. X. Чебоксары, 1999.

68. Жукова В.Н. развитие нравственных понятий и чувств у старшеклассников в процессе преподавания литературы: дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1969.

69. Звере Т.В. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в V-VI классах.- Л., 1967.

70. Зульфукарова М.И. Проблема гуманизма в творчестве Гамзатова. В кн.: Художественные искания современной дагестанской литературы. -Махачкала: ДФАН СССР, 1983.

71. Зульфукарова М.И. Проблема народного гуманизма в творчестве Расула Гамзатова. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.

72. Ильин E.H. Шаги навстречу. Из опыта работы. М.: Просвещение,1986.

73. Исмаилова Б.А. Патриотизм и гражданственность. Махачкала,2007.

74. Исрафилов P.C. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: автореферат дисс. .канд. пед. наук. Махачкала, 2002.

75. Казбекова З.Г. «Мой Дагестан» в свете проблем современного эпического повествования. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.

76. Кленицкая И .Я. Когда слово диктует чувства.- М.: Просвещение, 1991.

77. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

78. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967.

79. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.

80. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.

81. Кузьмичев Н.К. Нравственные основы советской литературы. -М.: Просвещение, 1986.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

84. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976.

85. Лихачёв Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. Учебное пособие. М., 1979.

86. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Пособие для работников народного образования. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.

87. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом восгштании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.

88. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

89. Макаренко A.C. соч. т.т.2,4,5. М., 1957-1958.

90. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: автореферат дисс. .доктора, пед. наук. 2001.

91. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей. /Поиск истины Дагестан. - 2003, №910. - С.46-50.

92. Мальцева К.В. Основные этапы работы над художественным произведением. В кн.: Методика объяснительного литературного чтения в национальной школе.- М.: Просвещение, 1978.

93. Мальцева К.В, Принципы анализа литературного произведения. В кн.: Методика преподавания литературы в старших классах национальной школы. М.: Просвещение, 1979.

94. Мансурова A.M. Предназначенье. О творчестве Расула Гамзатова. Литературно-творческое эссе. М., 2003.

95. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, 1985.

96. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: дисс. .канд. пед. наук. М., 1970.

97. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.

98. ОО.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1980.

99. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. Уроки и внеклассная работа по литературе. М.: Просвещение, 1991.

100. Методика преподавания литературы в 1Х-Х1 классах, под ред. K.M. Нартова. М.: Просвещение, 1989.103 .Методика преподавания литературы. Под редакцией О.Ю.Богдановой. М.: Academia, 2000.

101. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в V1-VI1 классах. М.: Просвещение, 1984.

102. Милонов H.A. Литературное краеведение. М.: Просвещение,1985.

103. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика, (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.

104. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (содержание, формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

105. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

106. Мухтаров С. Расул Гамзатов о преемственности в развитии литературы. В ж.: Литература Дагестана и жизнь.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

107. Наровчатов С. Чувство и слово. В кн.: Слово о Расуле Гамзатове. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.

108. Нартов K.M. Изучение зарубежной литературы в старших классах национальной школы. Владикавказ, 1991.i 12. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971.

109. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. М.: Просвещение, 1993.

110. Нюдюрмагомедов А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ, 2005. -168 с.

111. Огнев Вл. Расул Гамзатов. М.: Худ. литература, 1964.

112. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2000.

113. Оскоцкий В. Сердце с правдой вдвоём. В сб.: Слово о литературе. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.

114. Острогорский В.П. Беседы об эстетическом воспитании. М.,1894.

115. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Из опыта работы словесников Белоруссии. Под ред. М.А.Лазарука. М.: Просвещение, 1985.

116. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педаг. общество России, 2002.

117. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1974.

118. Поиск новых путей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.

119. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.

120. Поэт аула и планеты. Статьи, высказывания о Расуле Гамзатове. -Махачкала: изд. «Лотос», 2007.

121. Проблемы преподавания литературы в средней школе. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985.

122. Проблемы преподавания русской литературы. Под ред. М.В. Чер-кезовой и И.В. Андреевой. Л.: Просвещение, Л.О., 1989.

123. Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

124. Пушкин A.C. Избранные произведения. Лениздат, 1968.

125. Расул Гамзатов — поэт и гражданин. Махачкала: Дагкнигоиздат,1976.

126. Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: ДНЦ РАН, 1995.

127. Ревягшн А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. -М.: Просвещение, 1972.

128. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе. Л.: Просвещение, Л.О., 1968.

129. Романова А. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1999.

130. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Изд. Моск. ун-та, 1981.

131. Русина Н.С., Аминева Ф.Ф., Кугаевская Т.А. Преподавание русской литературы в 4-5 классах. Л.: Просвещение, Л.О., 1985.

132. Русина Н.С. Совершенствование преподавания русской литературы в национальной школе путем привлечения различных видов искусств. -М., 1988.

133. Рыбникова М.А. очерки по методике литературного чтения. М.,1985.

134. Сандов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1994.

135. Саидов Т.Г. Подготовка юношей к жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.

136. Саидов Т.Г., Исаева А.Т. Мудрые адаты народа. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003.

137. Слово и образ. Сб. статей. М.: Просвещение, 1964.

138. Слово о Расуле Гамзатове. Сб. статей. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.

139. Совершенствование преподавания литературы в школе. Под ред. Г.И.Беленького. М.: Просвещение, 1986.

140. Стоюнин В .Я. О преподавании русской литературы. Спб, 1908.

141. Султанов К. Расул Гамзатов. Очерк творчества. Махачкала: Даг-кпигоиздат, 1973.

142. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976.

143. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1965.

144. Сухомлинский В.Л. Нравственный идеал молодого поколения. -М., 1963.

145. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969.

146. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.

147. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.

148. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. Киев: Радяньская школа, 1975.

149. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х т. М., 1979.

150. Тимофеев Л. Стих и проза. М., 1938.

151. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М., 1985.

152. Урок литературы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

153. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. М., 1950.

154. Ушинский К.Д. Пед. соч. в 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1989.

155. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкниго-издат, 1983.

156. Хайбуллаев С.М. В русле устно-поэтических традиции. В сб.: Литература Дагестана п жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

157. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.

158. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.

159. Художественные искания современной дагестанской литературы. Сб. статей. Махачкала: ДФАН СССР, 1983.

160. Цаллагова З.Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы. Орджоникидзе, 1990.

161. Черкезова М.В. Воспитание учащихся в процессе изучения русской классической литературы. В кн.: Воспитание учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы. М.: Педагогика, 1980.

162. Шейхова Б.Б. Воспитание учащихся старших классов на прогрессивных традициях в процессе изучения дагестанкой литературы. Махачкала: дагучпедгиз, 1974.

163. Шейхова Б.Б. Внеклассная работа при изучении дагестанской литературы в 8-10 классах средней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979.

164. Шубин Вл. Пределы. В ж.: Новый мир, №3, 1978.

165. Шукшин В. Нравственность есть правда. - М., 1979.

166. Щербина В.Р. проблемы литературного образования в средней школе. М.: Педагогика, 1982.

167. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981.

168. Эльдаров М.М. Школьное краеведение и нравственное воспитание учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.

169. Эльконин Д.Д., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.

170. Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1970.

171. Юсупова Ч.С. Поэмы в творчестве Расула Гамзатова 60-70-х годов. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.

172. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М.: Наука, 1989.

173. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955-1990). -Махачкала: изд-во ДНЦ РАН, 1998.

174. Юшманов Н.Е. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения литературы в школе. Свердловск, 1984.

175. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

176. Якобсон П.М. Общение людей как социально психологическая проблема. М., 1973.

177. Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. -М.: Просвещение, 1985.

178. Якушина JI.C. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.