Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Газизова, Фарида Габдулловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Газизова, Фарида Габдулловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.
1.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников сельской местности.
1.2. Сущность народных традиций, влияющих на нравственное воспитание сельских младших школьников.
1.3. Педагогический потенциал народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ.
2.1. Состояние использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников сельской местности.
2.2. Содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских младших школьников на народных традициях.
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников1998 год, кандидат педагогических наук Белоусова, Елена Васильевна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа2007 год, кандидат педагогических наук Пасмурова, Ляйля Эдвартовна
Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума2006 год, кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна
Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов2010 год, кандидат педагогических наук Гулов, Абдурахмон Кароматуллоевич
Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей: на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Джалилова, Мехринисо Назировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы»
Актуальность исследования. Переход современного общества к рыночной экономике привёл к упадку гуманистических ценностей, кризису духовности, индивидуализму, развивающемуся культу денег, что особенно губителен для наименее приспособленной части общества - детей, подростков, юношества. Как показывает социально-культурная практика развития общества, этим негативным воздействиям может противостоять устойчивая система духовных и нравственных ценностей, которую предлагает национальная культура в виде традиций, обычаев, обрядов, праздников. В многочисленных работах учёных [Ф.С.Баязитова (19; 249), Г.Н.Волков (47), Д.М.Генкин (64), В.С.Кукушин (119), В.А.Руднев (206; 207; 208; 209), Л.Д.Столяренко (119), И.В.Суханов (227), Р.К.Уразманова (211; 245; 246), Д.Р.Шарафутдинов (274)] доказано, что традиции, обычаи, обряды, праздники в социальной и культурной жизни человека - явления всеобщие и постоянные. Они свойственны всем народам и во все времена. Система традиций и обычаев имеет ярко выраженный этнический характер. Безусловно, она является одним из компонентов определения этноса. Кроме того, сложившаяся система традиций и обычаев - признак стабильности общества, без которой невозможно его полноценное, полнокровное существование, ибо она — неотъемлемая часть его образа жизни.
Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной востребованности и актуальности.
Разработке вопросов, связанных с использованием воспитательных возможностей народной, в частности татарской, культуры (фольклора, религии, игры, промыслов и т.д.) уделяли внимание в своих исследованиях Я.Г.Абдуллин (2), Э.Х.Галеев (61), М.И.Махмутов (144), Х.Ш.Махмутов (155; 271), Г.В.Мухаметзянова (153), Р.А.Низамов (167; 168), З.Г.Нигматов (163; 164, 165, 166), Я.И.Ханбиков (61; 254; 255; 256), А.Х.Хисамова (268), А.Н.Хузиахметов (164), А.Б.Хузина (269) и другие.
Наряду с татарскими народными традициями и обычаями заслуживают внимания и исследования вопросов воспитательного воздействия городских и сельских традиций, обычаев, праздников русского, украинского, белорусского, молдаванского, таджикского, киргизского, литовского, якутского [С.В.Лурье (128), А.Ф.Некрылова (162), В.К.Соколова (220), Л.А.Тульцева (243) и другие], мордовского, марийского, удмуртского [Н.Ф.Мокшин и др. (156), Л.Н.Сазонов и др. (216)], чувашского [В.П.Иванов и др. (120)], башкирского [Д.Ж.Валеев (43)] и других народов. В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
В конце XX века появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях и обычаях своего народа. Данная проблема получила достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях А.М.Аминова (7), Ш.Ш.Залялиева (299; 300), Р.А.Сахиповой (213), Л.А.Харисовой (235; 257; 258; 259; 262), Ф.Ф.Харисова (261; 262; 263; 264) и других учёных.
Перечисленные исследования помогли нам вникнуть в вопросы использования народных традиций и обычаев в деле воспитания высоконравственных качеств личности младших школьников; раскрыть индивидуальные и возрастные особенности сельских детей; подойти к проблеме с оценки педагогического наследия народов.
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств народных традиций и обычаев в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы нравственного воспитания школьников, тем более сельских детей младшего школьного возраста, средствами народных традиций и обычаев не получили ещё достаточного освещения; не разработана целостная система использования традиций, обычаев в сельской школьной практике. Вместе с тем, основательное изучение содержательного богатства народных традиций, обычаев, обрядов, праздников позволяет нам утверждать об их больших возможностях в нравственном развитии сельских младших I школьников. Отсюда вытекает, что изучаемая проблема представляет значительный интерес для педагогической науки и школьной практики. Это и определило область нашего научного исследования, а именно проблему нравственного воспитания учащихся младших классов сельской местности средствами народных традиций и обычаев.
Проведенное нами изучение данного вопроса в ряде сельских школ Республики Татарстан показало: в массовой школе значительная часть учеников младших классов слабо осведомлена об истории развития народных традиций, обычаев и мало знакома праздниками родного народа; учителя нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях по использованию в школе народных традиций и обычаев, ибо большинство из них не имеет четкого представления, а в отдельных случаях не знает форм и методов подобной работы.
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:
• между возросшей в условиях нравственного и духовного кризиса современного общества значимостью возрождения национальных культур и отсутствием конкретных методик и условий нравственного воспитания на народных традициях;
• между значимостью формирования уважения и интереса к народной культуре, развитием нравственной воспитанности учащихся младших классов сельских школ и недостаточным использованием в данном процессе педагогического потенциала народных традиций и обычаев;
• между обостренной потребностью сельской школьной практики в рациональном использовании народных традиций и обычаев и отсутствием разработанного содержания, научно-обоснованных форм и методов их использования в реальном учебно-воспитательном процессе.
Исходя из вышесказанного проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских учащихся младших классов на народных традициях?
Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретическую и методическую разработанность вышеназванной проблемы, была определена тема исследования: «Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы».
Объект исследования - педагогическая деятельность по приобщению младших школьников села к народным традициям.
Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических методов и средств применения народных традиций, обеспечивающих совместную деятельность учителей начальных классов, семьи и общественности по нравственному воспитанию сельских младших школьников.
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических методов и средств применения народных традиций, способствующих эффективному ' 4-----/ развитию нравственного воспитания сельских младших школьников.
Рабочая гипотеза исследования основывалась на том предположении, что возможности нравственного воспитания младших школьников села значительно усиливаются, если:
• приобщение младших школьников сельской местности к традициям своего народа будет строиться как целостный учебно-воспитательный процесс;
• в содержание обучения будет вводиться национально-региональный компонент, обеспечивая согласованную с содержанием локализацию учебных программ;
• в содержание нравственного воспитания будут включаться разносторонние знания о народных традициях и обычаях;
• будут осуществлены единство и взаимосвязь урочной и внеклассной работ, организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся на местных традициях, обычаях.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть потенциальные возможности народных традиций в нравственном воспитании младших школьников села.
2. Обосновать основные критерии нравственной воспитанности сельских младших школьников средствами народных традиций.
3. Разработать эффективные организационно-методические условия работы сельской школы с учителями, родителями, общественниками по приобщению младших школьников к народным традициям.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности выявленных педагогических методов и средств нравственного воспитания младших школьников на народных традициях.
Научная новизна диссертации состоит в том, что:
• выявлена сущность народных традиций в нравственном воспитании сельского ребенка, которая представлена системой: педагогических понятий —уход, воспитание, самовоспитание, наставление, обучение, учение, приучение; ребенок воспринимается как объект и субъект воспитания - рождение ребёнка, любовь и уважение к детям, отношение к своим и чужим детям, особенность воспитания девочек и мальчиков; функций воспитания -подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье духовном и телесном, привитие любви к ближнему и окружающему и т.д.; факторов воспитания — природа, труд, быт, религия, родное слово, промыслы; методов воспитания — просьба, поощрение, одобрение, пример, похвала, прощение, проявление доброты и огорчения, внимания и заботы, внушение, разъяснение, убеждение, объяснение, доверие, моральная поддержка, положительный пример старших, вовлечение в деятельность, ласковый упрек, намек, осуждение, приказание, предупреждение, проявление возмущения, наказание; средств воспитания - потешки, считалки, загадки, пословицы, песни, сказки, притчи, былины, байты, мунажа-ты и т.д.; идеей совершенства человека — взаимосвязь сторон воспитания, комбинированные меры воздействия, комплексные формы организации жизни и деятельности детей; организацией воспитания — этические беседы, совместный труд взрослых и детей; общенародные, семейные и религиозные обряды, праздники, ритуалы; общение; игра; воспитателями — родители, дедушки, бабушки, сестры, братья, родственники, сельские аксакалы-наставники, соседи, общественность, их деятельность и мысли;
• систематизированы формы нравственного воспитания младших школьников на традициях по группам и подгруппам (общенародные: государственные, воинские, общественно-календарные, профессиональные, ка-лендарно-трудовьге, детско-юношеские, экологические, праздники искусства и поэзии; семейные: рождение, имянаречение ребенка, свадьбы, юбилеи, новоселье, похороны, дни памяти умерших и т.д.; религиозные: курбан-, ураза-, раджаб-, маулид-байрам, ночи предопределения, создания и др.), и применение их в виде общественно-политических, трудовых, познавательных художественно-эстетических, организаторских, спортивно-оздоровительных мероприятий, игр, праздников, которые способны оказать благоприятное воздействие на процесс нравственного воспитания младшего школьника в сельской местности;
• обоснована программа педагогически организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи, общественности, которая включает в себя: подготовку педагогического и ученического коллективов родителей и общественников к эффективному использованию традиций в нравственном воспитании; проектирование и планирование совместной деятельности; организацию практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций; педагогический анализ совместной деятельности.
• определена роль сельской школы в формировании нравственной воспитанности младших школьников, и разработаны условия включения семьи и общественности в эту деятельность (создание организационно-педагогических возможностей для совместной деятельности; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся; создание психологического настроя; распределение групповых и индивидуальных поручений по подготовке совместной деятельности; проведение совместной деятельности; педагогический анализ совместной деятельности).
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:
• на основе глубокого анализа выявлены характерные для сельской местности три группы народных традиций (общенародные, семейные, религиозные), и раскрыты их воспитательные возможности в нравственном формировании сельских младших школьников;
• обоснованы сущностные характеристики и основные критерии нрав ственной воспитанности сельских младших школьников средствами традиций;
• определены основные организационно-методические условия ^¡^ нравственнокГвоспитани^младших сельских школьников через приобщение к народным традициям, что позволяет-допоянить недоработанные области этнической педагогики и теории нравственного становления личности школьника в современных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по приобщению младших школьников к народным традициям и обычаям с учетом особенностей и условий воспита тельной работы сельских школ. Предлагаемые научно-методические рекомендации, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных школ, в разработке курсов лекций и специальных семинаров для студентов педагогических факультетов высших и средних учебных заведений и институтов повышения квалификации работников образования.
В процессе исследования применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме исследования;
• обобщение педагогического опыта школ;
• беседы с учителями, учащимися, родителями об их отношении к проблеме исследования;
• анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, классных ру ководителей, сельских жителей;
• педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
• наблюдение за отдельными учениками, ученическими коллективами;
• ознакомление с творческими работами учащихся;
• обработка и оценка результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обусловлена.^ опорой на современные психолого-педагогические концепции; использованием комплекса методов; целенаправленным анализом педагогической практики, адекватных цели, задачи и предмету исследования; дополнительной проверкой и сопоставлением полученных данных об уровнях нравственного воспитания младших школьников при помощи на>. родных традиций и обычаев до и после опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования являются положения Законов об образовании РФ и РТ; Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Татарстан о необходимости обогащения процесса учебноучебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования её традиций.
Кроме этого, в исследовании данной проблемы мы опирались на:
• теоретические положения процесса нравственного воспитания, сформулированные в трудах известных учёных-педагогов прошлого [П.П.Блонский (21), Н.Ф.Бунаков (32), КК.Крупская (77), ПФЛесгафт (123), А.С.Макаренко (131; 132; 133), В.А.Сухомлинский (229; 231), К.Д.Ушинский (188) и др.] и современности [Ш.А.Амонашвили (8), Н.И.Монахов (56), ГШ.Пидкасистый (189), ИЛЛодласый (193; 194) и др.];
• психологические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста, данные в исследованиях таких учёных, как Л.И.Божович (25; 26), Л.С.Выготский (59), Е.И.Игнатьев (204), В.А.Крутецкий (118), Э.ШНатанзон (158), Л.С.Славина (25; 26) и другие.
Ценный материал для всестороннего изучения вышеназванной проблемы дают рассказы, очерки, беседы педагогов, писателей, журналистов, учёных [А.Алексеев (5), Л.Г.Алёшина (6), О.С.Богданова (4), И.А.Каиров (4), А.Стреляный (5) и др.], посвящённые вопросам самосовершенствования, развития морально-волевых качеств личности, нравственных принципов, убеждений.
Интересные сведения о традициях семьи, о контакте, душевной связи с ребенком как главном условии семейного воспитания, о вере в ребенка, стремлении укреплять и развивать в нем все лучшее, о значении атмосферы семьи, примера родителей в формировании его личности находим в исследованиях ЮЛ.Азарова (3), Д.И.Водзинского (215), В.А.Кан-Калика (101), Л.А.Никитиной (169), С.Л.Соловейчика (221) и других.
Весомый вклад в рассмотрение проблемы нравственного воспитания детей вносят работы зарубежных авторов [А.Гольдникова (68), Х.Дж.Джайнот (267), Я.Камычек (100), Д.Лешли (124), Г.Филипчук (248), Э.Шарнхорст (275)], рассматривающие условия и методы воспитания и развития в детях нравственных чувств, формирования нравственных убеждений.
Методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, проведенного в три этапа. На каждом из них в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап (1998-1999 гг.) — поисково-подготовительный — был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением задач, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике воспитания сельских детей младшего школьного возраста.
Второй этап (1999-2002 гг.) — опытно-экспериментальный — характеризуется тем, что на основе теоретической базы были выявлены, разработаны и экспериментально обоснованы: программа педагогически организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи, общественности; основное содержание и методы процесса нравственного воспитания сельских детей на народных традициях; условия включения школы, семьи и общественности в совместную деятельность по использованию народных традиций в нравственном воспитании сельских младших школьников.
Третий этап (2002-2003 гг.) — заключительно обобщающий — был посвящен теоретическому осмыслению, обработке и обобщению полученной информации и оценке результатов эксперимента, определению эффективности формирования нравственных качеств и нормативного поведения детей в процессе приобщения к народным традициям и обычаям; разработке рекомендаций и практического материала для внедрения результатов исследования в практику; научному и техническому оформлению исследовательской работы.
Базой исследования явились начальные классы общеобразовательных школ с татарским языком обучения сел Зеленодольского, Высокогорского районов Республики Татарстан.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Педагогический потенциал общенародных, семейных и религиозных традиций в виде систематизированных и ранее не использованных общественно-политических, трудовых, познавательных, художественно-эстетических, организаторских, спортивно-оздоровительных коллективных дел, праздников, игр как средств нравственного воспитания сельских младших школьников.
2. Программа педагогически целесообразной, организованной, взаимосвязанной деятельности младших школьников, школы, семьи и общественности, которая включает: подготовку педагогического и ученического коллективов родителей и общественников к эффективному использованию традиций в нравственном воспитании; проектирование и планирование совместной деятельности; организацию практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций; педагогический анализ совместной деятельности.
3. Разработанные условия включения семьи и общественности в совместную деятельность для нравственного воспитания младших школьников села (создание организационно-педагогических возможностей для совместной деятельности; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся; создание психологического настроя; распределение групповых и индивидуальных поручений по подготовке совместной деятельности; проведение совместной деятельности; педагогический анализ совместной деятельности).
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в сельских школах Высокогорского и Зеленодольского районов Республики Татарстан.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на VIII, IX международных (г. Казань 2001, 2002 гг.), XXI, XXII, XXIII республиканских научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ (г. Казань 2000, 2001, 2002 гг.), а также 15 публикациях международных, российских, региональных, республиканских уровнях (г. Казань 2000-2004 гг.; г. Владимир 2004 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы1999 год, доктор педагогических наук Портнягин, Иосиф Семенович
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Узденова, Зарема Кемаловна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа2003 год, кандидат педагогических наук Перчун, Наталья Васильевна
Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников2003 год, кандидат педагогических наук Шаяхметова, Роза Искандаровна
Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов: На материале этнопедагогики карачаевцев2000 год, кандидат педагогических наук Байчорова, Аэлита Асланбековна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Газизова, Фарида Габдулловна
Выводы по второй главе
1. В данной главе, исходя из поставленных задач, нами была рассмотрена своевременная вовлеченность и участие младших школьников в народных традициях и обычаях, проводимых в сельской местности. Изученные данные подтверждают, что многие младшие школьники, их родители, учителя не принимают активное участие в проводимых традиционных мероприятиях. Рассмотрены причины этого явления (недооценка учителями, родителями роли традиций и обычаев в воспитании детей, пассивное отношение к участию со стороны младших учеников и их родителей, недостаточный акцент со стороны взрослых на привлечение населения села к участию в этих мероприятиях и т.д.).
2. В ходе исследовательской работы нами были разработаны следующие рациональные условия приобщения младших школьников к участию в народных традициях и обычаях: создание организационно-педагогических условий для совместной деятельности; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года; выбор наиболее интересных и полезных традиций и обычаев для нравственного воспитания учащихся; создание психологического настроя, определенной ситуации ожидания праздника; коллективное обсуждение выбранных традиционных мероприятий и возможностей принятия детьми в них участия; распределение и определение групповых и индивидуальных заданий по возможностям участвующих; само проведение, подведение итогов.
3. Систематическая и планомерная совместная деятельность на основе разработанных в ходе исследования педагогических условий приобщения к народным традициям и обычаям способствует более активному участию родителей в жизни сельской школы; возрастанию той группы родителей, которые используют в воспитании своих детей методов народного воспитания; заметному снижению количества не использующих и отрицательно относящихся родителей в семейном воспитании традициям народной педагогики. А младшие школьники экспериментальных групп по показателям нравственной воспитанности оказались на значительно более высоком уровне по сравнению с теми же показателями контрольных групп.
Экспериментальная работа полностью подтвердила рабочую гипотезу, выдвинутую в начале исследования: возможности нравственного воспитания младших школьников сельской местности значительно усиливаются в процессе приобщения их к народным традициям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход социалистического общества к обществу рыночной экономики предъявляет все более высокие требования к моральному облику людей и тем самым обусловливает потребность в постоянном совершенствовании нравственного воспитания всех членов общества, но особенно детей-школьников.
Следовательно, перед современной школой, в том числе и сельской, стоит задача первостепенной важности - использование наиболее оптимальных методов и приемов воспитания, способствующих накоплению и эмоциональному осмысливанию сельскими учащимися, в данном случае младших классов, моральных знаний и социального опыта, закреплению их на практике, формированию нравственных взглядов и убеждений.
В формировании личности ребенка, в частности, его нравственных качеств, большую роль играет социальная среда. В ходе исследования особенностей нравственного воспитания сельских младших школьников мы еще раз убедились, что ребенок формируется под влиянием общих, специфических и положительных единичных общественных отношений. Особенно — в процессе усвоения социального опыта общества, предыдущих поколений, выраженного в общенародных, семейных, религиозных традициях и обычаях.
Общество не двигалось бы по пути нравственного прогресса, если бы каждое новое поколение только сохраняло предыдущие и не создавало бы новых традиций и обычаев, усиливающих нравственную воспитанность подрастающего поколения. Этот процесс предполагает наследование, прежде всего, самого духа традиций и обычаев, их принципиального существа: высокой гражданской активности, убежденности, непримиримости ко всему, что чуждо моральным нормам, идеалам нашего общества. Воспринимая от предыдущих поколений самое гуманное, самое ценное, каждое следующее поколение обогащает и развивает наследие прошлого, добивается нового взлета творческой мысли, подъема общественной активности.
Поэтому необходимо создать у младших школьников села определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам.
Однако традиции и обычаи сами по себе не могут оказать воспитательного влияния и вызвать желание следовать этим нормам, правилам, принципам. Лишь воплощенные в высоконравственные поступки, действия, определенное поведение человека или группы людей проявляют они свою воспитательную роль и силу на других. Следовательно, ни сами традиции и обычаи, а люди -носители этих традиций и обычаев, являются средством воспитания.
Традиции и обычаи наполнены огромным интеллектуальным содержанием, представляющим неоценимый материал для размышлений над многообразными нравственными явлениями общественной жизни. Всестороннее осмысливание народных традиций и обычаев, осознание их социального и нравственного содержания, закономерностей их исторического развития является главной задачей педагогического процесса формирования убеждений средствами традиций. Но традиции и обычаи /ив этом их универсальная воспитательная ценность/ воздействуют не только на сознание, но, будучи эмоционально выразительными, служат источником ярких коллективных переживаний и формируют общественно ценные чувства, выступают средством приучения, формируют волевые качества и эмоциональные отношения, навыки и привычки поведения.
Таким образом, традиции и обычаи заключают в себе широкие потенциальные возможности для формирования нравственных убеждений, взгля->. дов, поведения. Превращение этих возможностей в действительность и составляет содержание целенаправленного педагогического процесса.
Подчеркивая значение социальной среды в формировании личности, мы в то же время учитывали, что личность младшего учащегося формируется, с одной стороны, под непосредственным влиянием объективных факторов социальной среды, и, с другой, - под воздействием субъективных факторов социальной среды - целенаправленной и педагогически управляемой воспитательной работы.
Поэтому в начале опытной работы мы предположили, что приобщение школьников к народным традициям и обычаям, организованное совместными усилиями школы, семьи и общественности, является именно такой целенаправленной, педагогически управляемой воспитательной деятельностью, ко>. торая способствует усилению влияния социальной среды на личность, на процесс формирования нравственных взглядов и убеждений.
Мы предполагали, что создание организационно-педагогических возможностей для совместной работы, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, целенаправленный выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания, создание психологического настроя к участию в выбранных традициях, коллективная и индивидуальная подготовка к их проведению, само проведение традиций и обычаев, подведение итогов, и включение младших школьников в эти условия общественной деятельности вполне могут составить реальную основу нравственного воспитания сельских младших школьников /в процессе опытно-экспериментальной работы это предположение нашло свое подтверждение/. Таковы основные педагогические условия приобщения младших школьников сельской местности к народным традициям и обычаям в целях усиления их нравственной воспитанности. Это потребовало от нас в процессе приобщения младших школьников к народным традициям и обычаям вовлечения школьников в такие виды совместной деятельности, как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. Данные виды деятельности оказались наиболее эффективными в приобретении нравственных знаний, в глубоком изучении социального опыта старших поколений, в воспитании чувств воли, идеалов, интересов, потребностей в моральных знаниях и социальном опыте.
В процессе совместной деятельности младшие школьники непосредственно знакомились с теми традициями и обычаями, которые им особенно были близки и понятны, поэтому оказывали на детей большое психологическое воздействие. Это важно потому, что формирование убеждений происходит при активном участии эмоционально-волевой сферы сознания, когда человек не ограничивается простым пониманием увиденного и услышанного, а воспринимает новые знания через определенные чувства, переживает новые знания в процессе их усвоения, глубоко и основательно осмысливая их. Внутренне пережитое, социально проверенное знание органически соединяется с действиями и поведением личности, т.е. становятся убеждениями. Так, в процессе исследования младшие школьники убеждались в том, что народные традиции и обычаи в теснейшем единстве способствуют развитию таких нравственных ценностей и качесФв, как доброта, любовь, милосердие, сочувствие, сострадание, заботливость, взаимопомощь, дружба, требовательность и т.д.
Наиболее эффективными видами и формами совместной коллективной деятельности младших школьников, как показала наша экспериментальная работа, является изучение жизни и деятельности односельчан, родителей, земляков; истории своего села, семьи, школы, совхоза, сельских музеев; организация и участие фольклорных, семейных, школьных вечеров, диспутов, викторин, собраний, «круглых столов».с использованием местных народных традиций и обычаев. В процессе выполнения этих работ «внутренняя позиция» учащегося соответствует подлинному смыслу его деятельности и обеспечивает эффективность нравственного воспитания.
В ходе исследования было не раз подчеркнуто, что та или иная форма общественной деятельности дает ощутимый воспитательный эффект в том случае, если она воспринимается школьниками не только как общественно значимая, но и как субъективно значимая. Поэтому с самого начала опытно-экспериментальной работы мы стремились установить мотивы приобщения младших школьников к народным традициям и обычаям, а затем воспитывать эти мотивы в нужном направлении.
Изучение мотивов, потребностей, интересов и чувств младших учеников сельской местности в процессе совместной деятельности школы, семьи и общественности помогло своевременно установить уровень этих свойств личности каждого-школьника во все периоды экспериментальной работы и целенаправленно работать над их дальнейшем формированием и совершенствованием. С этой целью регулярно проводились беседы, сочинения, анкетирование, наблюдения на уроках, в процессе совместной общественно полезной деятельности, фолыслорно-исследовательской работы, на родительских собраниях, семинарах и классных сборах; велась специальная работа по формированию внутренних побуждений младших школьников.
К началу экспериментальной работы выяснилось, что только у 35% младших учеников экспериментальных и контрольных классов стимулом участия в проводимых народных традициях и обычаях являлись нравственно значимые мотивы деятельности.
К концу исследования, под влиянием специально организованной совместной деятельности по приобщению к народным традициям и обычаям, нравственно значимыми мотивами в общественно полезной деятельности стали руководствоваться 75% учащихся экспериментальных классов и 52% -учащихся контрольных классов. Это привело к заметному положительному изменению отношения младших школьников к народным традициям и обычаям, как важнейшей форме общественнойдеятельности.
Экспериментальная работа показала, что эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по использованию народных традиций и обычаев как средств нравственного воспитания учеников младших классов зависит и от осуществления единства и воспитания, взаимосвязи классных и внеклассных, внешкольных форм работы. Это позволило, во-первых, разнообразить содержание и форг^ы совместной деятельности по использованию традиций, во-вторых, развивать у младших школьников села оценочные суждения, сделать их деятельность эмоционально насыщенной, эффективной.
В экспериментальных классах младшие школьники были вовлечены в исследовательскуюработу по изучению народных традиций, как в учебное время, так и в процессе внеклассной, внешкольной работы. Выявленные и собранные материалы по истории родного края, по проведении традиций и обычаев своего края постоянно использовались учителями-предметниками на уроках истории, географии, литературы во время изучения новых тем, повторения пройденного материала.
Использование традиций и обычаев своего народа, в данном случае татарского народа, в экспериментальных классах способствовало как непосредственному формированию нравственных взглядов и убеждений, так и повышению качества знаний учащихся по всем предметам, особенно по русскому и татарскому языкам и литературе, изобразительному искусству, трудовому обучению, физическому воспитанию и музыке.
Нравственное воспитание младших школьников - сложный и длительный процесс и его успех во многом зависит от своевременного определения уровня воспитываемых качеств личности, эффективности тех или иных методов и форм воспитательной работы.
Младшие школьники сельской местности по уровню нравственной воспитанности в процессе совместной работы были распределены на три группы. В основу определения воспитанности, наряду с другими качествами личности, нами были взяты особенно показатели по отношению к обществу и отчиму дому - долг, бережливость, дисциплинированность; к труду и учению - ответственность, трудолюбие; к людям и животным - доброта, отзывчивость, правдивость; к себе простота и скромность.
- 173В начале экспериментальной работы к первой группе было отнесено лишь 20,5%, ко второй - 26,5%, к третьей - 53% учеников экспериментальных классов / в контрольных классах соответственно - 20,% ; 26% ; 54%.
К концу опытно-экспериментальной работы положение изменилось: В первую группу вошло 52%, во вторую - 37,5, в третью - 10,5% учащихся экспериментальных классов / в контрольных классах соответственно -30,5%; 35,5% ; 34% учащихся.
Экспериментальная работа полностью подтвердила рабочую гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования: возможности нравственного воспитания младших школьников села значительно усиливаются в процессе приобщения их к народным традициям и обычаям.
Однако традиции и обычаи являются оптимальным средством нравственного воспитания младших школьников в том случае, если:
- деятельность детей организована с соблюдением социальных и психолого-педагогических условий совместной деятельности семьи, школы и общественности;
- деятельность взрослых и детей направлена на моральное просвещение, вооружение нравственными знаниями, системой взглядов и убеждений;
- выбирая Традиции и обычаи, формы и методы воспитательного воздействия, предпочтение отдается тем из них, которые помогают связать нравственное воспитание с общественно полезной деятельностью сельских детей, с задачами сельского, школьного, семейного, государственного значения;
- существует наличие взаимосвязи и взаимодействия в воспитательном процессе народных традиций и традиций, созданных учащимися в школе; имеется дифференцированный подход к использованию традиций и обычаев в связи с их конкретными воспитательными возможностями;
- сохраняется яркость, эмоциональность, торжественность проведения традиционных мероприятий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Газизова, Фарида Габдулловна, 2004 год
1.Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань, Татар, кн. изд-во, 1976. -320с.
2. Абдуллин Я. Мусульманская религия в жизни татарского народа. Татарстан, № 1-2, 1994.-с. 106-109.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. -238с.
4. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 318с.
5. Азбука для несовершеннолетних. Сост. А.Алексеева, А.Стреляный. М.: Мол. гвардия. 1985. -461с.
6. Алешина Л.Г.О вежливости, о такте, о деликатности. 3-е изд. - Д.: Лен-издат, 1986. - 127с.
7. Аминов А.М. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998. - 126с.
8. Амонашвили Ш.А. Созидая Человека. М.: Знание, 1982. - 96с.
9. Асадуллин А.Ш., Газизов P.C. Русский язык. Учебник для 1 класса. Издание 16. Казань, «Магариф», 1993. - 199с.
10. Ю.Асадуллин А.Ш., Галеева Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. - 342с.
11. П.Аширов Ногман. СССРда ислам дине. Русчадан Г. Абдрашитова тэржемесе. Казан, Татар.кит. нэшр., 1976. 1446.
12. Балалар фольклоры Ьэм жырлы-сузле йез терле уен. Ж^ыеп тезуче Нэкый Исэнбэт. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. - 4886.
13. Балачак бэйрэмнэре: Тамаша урнэклэре /Сэмига Сэубанова туплавында.I
14. Казан, «Мастер Лайн» нэшр., 1999. 586.
15. Балалар бакчасында тэрбия Ьэм белем биру программасы. Тозучелэр: К.В.Закирова, Р.А.Борханова. Казан; «Хэтер» нэшр., 2000. - 1926.
16. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., «Просвещение», 1979- 112с.
17. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. -М.: Педагогика, 1988. 176с.
18. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Автореферат диссертации на соис-е у. с. к. п. наук. Казань, 1996.- 16с.
19. Баязитова Ф.С. Гомернец оч туе. /Татар халкыныц гаилэ йолалары/. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992. - 2956.
20. Баязитова Ф.С. Татар халкыныц байрэм Ьэм кенкуреш йолалары. Казан:
21. Татар, кит. нэшр., 1995. 1586.
22. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.- 176с.
23. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Сост. Н.И.Блонская, А.Д.Сергеева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 694с.
24. Богданова О.С. Досуг младшего школьника. Госуд. Учебно-пед-е изд-во Минис-ва просвещения РСФСР. М., 1959. - 48с.
25. Богопольская JI.A. Как научить доброте. Л.: Лениздат, 1984. - 62с.
26. Богуславская Н.Е., Купина H.A. Веселый этикет. Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.-192с.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464с.
28. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. - 96с.
29. Бойко В.В. Малодетная семья. 2.изд. - М.: Мысль, 1988. - 237с.
30. Болдырев Н.И. Классный руководитель. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978.-271с.
31. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 223с.
32. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984.- 172с.
33. Брускова Е.С. Урок после уроков. М.: Знание. 1987. - 94с.
34. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1953.-412с.
35. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1988. -137с.
36. Былеева JI.B., Таборко В.А. Игра? . Игра! М.: Мол. гвардия, 1988. -223с.
37. Бэйрэмнэр, туйлар очен: Тамаша урнэклэре./Сэмига Сэубанова тупла-вында. Казан, «Раннур» нэшр., 1999. - 5446.
38. Вагыйзов С.Г., Вэлитова Р.Г. Татар теле: 1 нче класс. Казан: Мэгариф, 1998.-1276.
39. Вагыйзов С.Г. К.б. Туган тел: 1 нче класс. Казан: Мэгариф, 1998. - 1276.
40. Вагыйзов С.Г., Вэлитова Р.Г. Татар теле: 2 нче класс. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988.-206 б.
41. Вагыйзов С.Г., Вэлитова Р.Г. Уку китабы: 2 нче класс. Казан: Мэгариф, 1996.-1916.
42. Вагыйзов С.Г., Вэлитова Р.Г. Элифба. Казан: Мэгариф, 1996. - 1196.
43. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-208с.
44. Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения середины-второй половины Х1ХВ.: Гордий Семенович Саблуков тюрколог и исламовед. Монография. 1993.- 103с.
45. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 253с.
46. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье. Минск: Полымя, 1987. - 128с.
47. Васильева-Гангнус JI.T. Азбука вежливости. 2. Изд. - М.: Педагогика, 1984.-128с.
48. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. - 144с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168с.
50. Воликова Т.В. Учитель и семья. М.: Просвещение, 1979. - 127с.
51. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: Татгосиздат, 1953. - 381с.
52. Воронов В.В. Цедагогика школы в двух словах. М.: Пед-е об-во России. 1999.- 192с.
53. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Г.Н.Година и др.; Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1980. - 233с.
54. Воспитание детей в семье /Сост. Р.А.Низамов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1983.-64с.
55. Воспитание сельских школьников. Под. Ред. Л.К.Балясной. М., «Просвещение», 1978.-128с.
56. Воспитание детей в семье. /Сост. Р.А.Низамов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985.- 184с.
57. Воспитательная работа в школе. Под общ. ред. М.И.Кондакова. Изд. 2-е.
58. М., «Просвещение», 1977. 352с.
59. Воспитание человека. /Сост. и предисл. Н. И. Монахова. М.: Мол. гвардия, 1989.-157с.
60. Воспитание школьников во внеучебное время. /Под ред. Л.К.Балясной; -2-е изд. М.: Просвещение, 1980 - 188с.
61. Вульфов Б.З. и Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., «Просвещение», 1978. 192с.
62. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. - 432с.
63. Гаилэ Ьэм балалар: Тезучесе Ф.Э.Шврифуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1983.-966.
64. Галеев Э., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники. 2-е изд. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1985. - 104с.
65. Гарданов Х.Ш., Хэсэнова М.Х. Уку китабы: 3 нче класс. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.-2396.
66. Гарданов Х.Ш. Салават кулере: 2 нче класс. Казан: Мэгариф, 2000. - 2236.
67. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., «Просвещение», 1975. - 140с.
68. География Татарстана. /Под ред. Г.П.Бутакова. Казань: Магариф, 1994. -143с.
69. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии. Воспитание школьников. -№6,2000, с.8-10.
70. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. - 160с.
71. Гольдникова Ä. Хорошие манеры в рисунках и примерах/Пер. с пол. Д.С.Гальперина. 3-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 151с.
72. Городская и сельская семья / Рук. авт. коллектива О.М.Медков. М.: Мысль, 1987.-284с.
73. Горская Г.И. Организация учебо-воспитательного процесса в школе. М., «Просвещение», 1977. 272с.
74. Гребенников И.В. Школа и семья. -М.: Просвещение, 1985. 176с.
75. Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продленного дня: (1-3 кл.). 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 190с.
76. Гуревич K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988.-80с.
77. Давыдова М.А.; Агапова И.А. Праздник в школе. 2-е. изд. - М.: Рольф, 2001.-304с.
78. Детские народные подвижные игры /Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. 2-е. изд. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 224с.
79. Диалоги о воспитании /Под ред. В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. 3-е. изд. - М.: Педагогика, 1985. - 238с.
80. Друг большой, заботливый: Переписка Н.К.Крупской с пионерами. 1924-1939гг.-М.: Мол. гвардия, 1979.-223с.
81. Дбулэтшин К.Д. Социалистик яшэу рэвеше Ьэм дин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984.-1286.
82. Ельченко Ю.Н. Новому человеку новые обряды. - М.: Политиздат, 1976.-78с.
83. Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе. М.: Просвещение, 1980. - 175с.
84. Ибра1шмов Ф.И. Сезгэ, ата-аналар! Казан, Татар, кит. нэшр., 1978. 1446.
85. Иванов А.Ф. Сельская школа. -М.: Педагогика, 1987. 128с.
86. Идел, 1990, №12 (Специальный выпуск).
87. Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания (Автор-сост. Н.МГизатуллина). Магариф, 1997, №5, Б.54-57.
88. Имам-хатыйб Харис Салихждн. Краткая история Ислама. Казань, Издво. «Дом печати», 1997. 68с.t
89. Ислам йолалары. Идел, 1992, №9-10 (Махсус чыгарылыш).
90. Ислам дине турында. Белешмэ-сузлек.- Казан, Татар, кит. нешр., 1981. -1986.
91. Ислам. Белешме-сузлек. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. - 1916.
92. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии.-Казань, Татар, кн. изд-во, 1979. 224с.
93. Йомгак таптым: Балалар фольклоры /Тезучесе Р.Ф.Ягъфэров. Казан: Мэгариф, 2000.-1596.
94. Казыйханов B.C. Эхлак дэреслере. Яр Чаллы, 1997. - 806. ЮО.Камычек Я. Вежливость на каждый день /Пер. с пол. Л.Пэк. - 3-е. изд.1. М.: Знание, 1988. 128с.
95. Кан-Калик B.Ä. Семейная педагогика. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1987.-84с.
96. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., «Просвещение», 1980. 189с.
97. ЮЗ.Кирьянен E.H. Воспитание любви к родному краю через уроки чтения.
98. Начальная школа, 1990, №6. Ю4.«Классный руководитель», № 3,2002. С.4-51.
99. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. 2-е.изд. М.: Политиздат, 1988 - 286с. Юб.Клуб и нравственное воспитание трудящихся /Сост. В.А.Воробьев. - М.: Профиздат, 1980. - 77с.
100. Ковальчук Я.Й. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. 2-е. изд. - М.: Просвещение, 1985. - 112с.
101. Комплексный подход к воспитанию школьников /Под ред. Л.К.Балясной. М.: Просвещение, 1982. - 208с.
102. Ю9.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. - 190с. НО.Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. - М.: Педагогика, 1979. - 174с.
103. Концептуальная модель национальной гимназии. Мегариф, 2001, №5. С.44-46.
104. Коротов В.М. Введение в педагогику. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 256с.
105. Коръен тефсире. Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. - 6836.
106. Кочетов А.И., Верцинская H.H. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986. - 160с.
107. Краткий политический словарь / Сост. и общ. ред. Л.А.Оникова, Н.В.Шишлина. 4-е. изд. - М.: Политиздат, 1987. - 509с.
108. Кротова Н.В. Праздники труда. М.: Сов. Россия, 1982. - 120с.
109. Крупская Н.К. К вопросу о воспитательной роли учителя. На путях к новой школе, 1928, №3.
110. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение», 1972.-255с.
111. Кукушин B.C.', Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Рос-тов-на Дону: Феникс, 2000. 448с.
112. Культура Чувашского края. Часть 1. /Сост. М.И.Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. - 350с.
113. Кеж;е-мекерж;э/Тезучесе Р.Ф.Ягъферов. Казан: Мегариф, 1994. - 1106.
114. Кеч Ьэм pyx тамырлары: Эдеплелек дереслере. Казан: Мегариф, 2000.966.
115. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., т.1. М., Изд-во АПН, 1951.-335с.
116. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. - 223с.
117. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога). Педагогика, №3,2001, с. 33-36.
118. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. -М.: Педагогика, 1983. 192с.
119. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е. изд. - М.: Юрайт, 1999. - 523с.
120. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448с.
121. Лушников И. Возвращаясь к глобальным проблемам человека. Воспитание школьников, №5, 2001. с.34-35.
122. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.-392с.131 .Макаренко Антон Семенович. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 256с.
123. Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение, 1963. - 139с.
124. Макаренко A.C. Книга для родителей. Л.: Лениздат, 1981. - 320с.
125. Максуди Эхмэтхади. Шэригать хекемнэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1997.-128 б.
126. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991.-112с.
127. Мартышин В. В традициях отечественной духовности. Воспитание школьников, №4, 2001 - с. 12-13.
128. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980. 183с.
129. Матвеев В.М. Ьэм Панов А.Н. Эдэп тебе матур гадэт. Русчадан Н.Габитов тэржемэсе. Казан, Татар, кит. нэшр., 1979. - 1446.
130. Матвеев В.Ф.,^Гройсман A.A. Профилактика вредных привычек школьников. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
131. НО.Мельников A.M., Пукин A.M. Семейно-нравственное воспитание детей.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. 48с.
132. Мец до бер хэдис. Казан. - 1992. - 736.
133. Миловский A.C. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. -М.: Дет. лит-ра, 1987. 190с.
134. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г.Хрипковой. 2-е. изд. -М.: Педагогика, 1988. - 272с.
135. Мирза Мэхмутов. Коръэн сузе татар телендэ. Казан утлары, 2000, №5. Б. 143-154.
136. Мифтахов 3.3., Мухамадеева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа. Часть 1. -г Казань, 1993. — 159с.
137. Нб.Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа: Казань: КГПУ, 1998.-488с.
138. Михеева A.A., Ахметзянов М.Г. Снежинка: Книга для внеклассного чтения в 1 классе татарской школы. Казань: Магариф, 1996. - 239с.
139. Мойсеюк Н.Е. Воспитание школьников на социалистических традициях сельских тружеников. М., «Просвещение», 1977. - 208с.
140. Мойсеюк Н.Е. Сельская школа и Продовольственная программа страны. М.: Просвещение, 1985. - 126с.
141. Мудрик A.B. Социальная педагогика. /Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184с.
142. Мусорин Н.П^В сельской школе после звонка. М.: Просвещение, 1989. -96с.
143. Мусульманские праздники. Автор-составитель А.Ниязи. Москва, СП «Корона», РИФ «Корона-принт», 1990. - 64с.
144. Мухаметзянова Г.В., Низамов P.A. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тац, 1994. - 114с.
145. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. 2-е. изд. - М.: Просвещение, 1990.-175с.
146. Мэхмутов Х.Ш. Ел тэулеге -12 ай. Казан: Татар, кит. нэшр.,1991. -128 б.
147. Народы Поволжья и Приуралья. /Отв. Ред.: Н.Ф.Мокшин и др. М.: Наука, 2000.-579с.
148. Народные приметы: хотите верьте, хотите - проверьте /Авт.-сост. Н.А.Мустаев. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. - 256с.
149. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. - 96с.
150. Наши праздники. -М.: Политиздат, 1977. 168с.
151. Наш «взрослый» детский сад /Сост. П.В.Галахова и др. М.: Просвещение, 1991.-95с.
152. Невский И.А. Трудный успех. М.: Просвещение, 1981. - 128с.
153. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. 2-е. изд. - Л.: Искусство, 1988. - 215с.
154. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998. - 130с.
155. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике. Казан: изд-во «Матбугат йорты», 2000. - 384с.
156. Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. 126с.
157. Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся. Казань: КГПИ, 1985. - 71с.
158. Низамов A.M. Ориентация школьников на сельскохозяйственные профессии. Казань: Татар, кн. изд-во, 1988. - 54с.
159. Низамов P.A. Педагогик уйланулар. Казан: Мэгариф, 1994. - 966.
160. Никитина Л.А. Отчий дом. М.: Знание, 1982. - 96с.
161. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Без Ьэм безнец балаларыбыз. Казан: Татар. кит. нэшр/, 1983.-2166.
162. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. М.: Дрофа, 1998. - 208с.
163. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Сельская школа, №6,2001. - 112с.
164. Нравственное воспитание школьников. Под ред. И.С.Марьенко. М., «Просвещение», 1969.-310с.
165. Нуриева А.Х. Татар теле: 3 нче класс. Казан: Мэгариф, 1999. - 1836.
166. Нуриева А.Х. Татар теле: 2 нче класс. Казан: Мэгариф, 2000. - 1596.
167. Нуриева А.Х., Саттарова Н.Х. Татар теле: 3 нче класс. Казан: Мэгариф, 1989.-1686.
168. Овчинникова И.Г. Эти родные неродные дети. М.: Знание, 1983. - 96с.182.0городников A.A. Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня (1-5кл.). -М.: Просвещение, 1989. 143с.
169. Панкеев И.А. Русские праздники. М.: ООО Изд-во Яуза, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 224с.
170. Педагогика. Под ред. С.П.Баранова и др. М., «Просвещение», 1976. 352с.
171. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. М., «Знание», 1971 80с.
172. Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
173. Педагогика. /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мещенко, Е.Н.Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1998.-512с.
174. Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М. ^Просвещение, 1986. 96с.
175. Пивоварова Г.Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение.-М., 1963.-40с.
176. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.-Кн. 1.-574С.
177. Подласый И.П. Педагогика.В 2кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-Кн. 2.-256с.
178. Позгалев В. Образовательно-воспитательный проект «Истоки». -Воспитание школьников, 1999, №6, с. 8-11.
179. Попова О.С., 1Саплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.- 144с.
180. Потешки. Считалки. Небылицы. /Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н.Мартынова. М.: Современник, 1989. - 349с.
181. Пояркова P.C. Мужество, храбрость и доброта. М.: Знание, 1984. - 79с.
182. Праздники, обряды, традиции. 2-е. изд. /Сост.: Б.Марьянов. - М.: Мол. гвардия; 1979.- 159с.
183. Праздники в начальной школе. Составитель С.В.Савинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2001. - 102с.
184. Праздники в начальной школе 2. Составитель Н.Г.Кувашова. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2001. - 118с.
185. Примерное содержание воспитания школьников. Под ред. И.С.Марьенко. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1976. 143с.
186. Прозоров Г.С. Воспитание у детей уважения к старшим. М., 1959. - 23с.
187. Психология младшего школьника. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 322с.
188. Родителям о детях / Под ред. А.Ф.Тура. Л.: «Медицина», 1975. - 335с.
189. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л., Лениздат, 1974. 150с.
190. Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л., Лениздат, 1979. -208с.
191. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л.: Лениздат, 182. -160с.
192. Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М.: Профиздат, 1984. - 160с.
193. Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Сост. Ю.Г.Круглов. -М.: Просвещение, 1990. 335с.
194. Рээуфэ Уразман. Татар халкыныц йолалары Ьэм бэйрэмнэре.-Казан: Татар. кит. нэшр., 1992. 966.
195. Садовничая З.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1988. - 79с.
196. Сахипова P.A. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Монография. Нижнекамск: Изд-во «Чишма». 2001. - 104с.
197. Связующая нить: Праздники, обряды, традиции. /Сост.: В.С.Долгова. -М.: Моск. рабочий, 1984. 142с.
198. Семейно-бытовая культура /Под ред. Д.И.Водзинского. 2.изд. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 254с.
199. Семейно-бытовые обряды и праздники /Сост.: Л.Н.Сазонов, Е.Д.Буянкина, Н.Н.Боронина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 144с.
200. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. 4-е. изд. - М.: Политиздат, 1981. -430с.
201. Советы молодым родителям /Сост. Н.П.Мазина. Казань: Татар, кн. изд-во, 1988.-224с.
202. Соединение обучения с производительным трудом в сельской школе /Под ред. К.А.Ивановича. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 163с.
203. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX начало ХХв. Изд-во «Наука», М., 1979. - 285с.
204. Соловейчик С.Л. Резервы детского «Я». М.: Знание, 1983. - 96с.
205. Спирин Л.Ф., Зайцев Е.С. Трудовое воспитание в сельской школе. М.: Просвещение, 1979.-223с.
206. Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарный Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания. Пермь: Кн. изд-во, 1988. - 186с.
207. Суворова Г.Ф. Сельская учительница. М.: Просвещение, 1975. - 71с.
208. Суворова Г.Ф. Чему учить сельского школьника. Начальная школа, 1991, №11, с. 35-39.
209. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе. Начальная школа, 1996, №11, с. 60-66.
210. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976.-216с.
211. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — 2-е. изд. М.: Просвещение, 1979.— 393с.
212. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192с.
213. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е. изд. -М.: Просвещение, 1982. - 206с.
214. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 4-е. изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270с.
215. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Изд-во «Наука», М.: 1967. 537с.г
216. Татар халык иж;аты. Йола Ьом уен ж;ырлары. Казан, Татар, кит. ношр., 1980.-3196.
217. Татары. М.: Наука, 2001. - 583с.
218. Татарская культура в предметах гуманитарного цикла /Сост. Л.А. Хари-сова. Под ред. Ф.Ф.Харисова. Казань: «Тац-Заря», 1996. - 48с.
219. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. — 2-е. изд. М.: Просвещение, 1990.-191с.
220. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. - 352с.
221. Толковый словарь русского языка /Под ред. М.И.Махмутова, А.В.Текучева, Н.М.Шанского. Л.: Просвещение, 1982. - 384с.
222. Традиции семьи /Сост. С.Б.Шмерлинг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988.-320с.
223. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. Изд-во «Наука», М., 1981.-183с.
224. Триадский В.А. Праздники юности Подмосковья. М.: Моск. рабочий, 1983.-160с.
225. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160с.
226. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Наука, 1985.-190с.
227. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Тезучесе Спартак Эхмэтов. Чаллы, 1991.-966.
228. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во,Л984. - 144с.
229. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. - 196с.
230. Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня: (V-VII кл.) /Под ред. М.Е.Кульпединовой. -М.: Просвещение, 1989. 192с.
231. Филипчук Г. 3. Знаете ли вы своего ребенка? /Пер. с пол. Л.Васильев. -З.изд. М.: Прогресс, 1985. - 206с.
232. Флера Баязитова. Керэшен татарларыньщ йолалары Иэм йола жырлары. — Казан утлары, 1992, №6. Б. 174-180.
233. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1983. -256с. f
234. Фурсин И.И. Обрядность и ее место в социалистическом образе жизни. -М.: Знание, 1977.-45с.
235. Фэхреддинов P.C. Болгар вэ Казан тереклэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1993.-2876.
236. Халык Ьэм спорт уеннары. Казан: Татар, кит. нэшр.,1982. 1686.
237. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, Таткнигоиздат, 1967. 232с.
238. Ханбиков Я.И. Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в Х1-ХХвв. Автореф. диссер. на соискание ученой степени доктора пед-х наук. М., 1968. 27с.
239. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского наiрода. Казань: Казан, пед. ин-т, 1975. - 162с.
240. Харисова JI.A. Национальная культура в содержании образования. Казань, 1995.-78с.
241. Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры. — Казань: «Тац-Заря», 1996. 76с.
242. Харисова Л.А. Религия и ее педагогический потенциал. /Под ред. Б.Ф.Султанбекова. Казань: РИЦ «Школа», 1998. - 28с.
243. Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе. Казань: Магариф, 1999. - 127с.
244. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань: «Тац-Заря», 1996. - 138с.
245. Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А. Сабантуй. Казань: «Тац-Заря», 1997. - 24с.
246. Харисов Ф.Ф. Милли мэдэниятнец белем биру белен интеграциялэнуе. -Казан: Мэгариф, 1999. 1116.
247. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. Казань: Издательство «Хэтер», 1999 - 40с.
248. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.- 160с.
249. Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е. изд. - М.: Гардарики, 1999. - 517с.
250. Х. Дж. Джайнот. Родители и дети. М.: Знание, 1986. - 96с.
251. Хисамова А.Х. Детский фольклор (1-3 классы). Казань, 1995. - 105с.
252. Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей в семье средствами народной педагогики. Казань: КГПУ, 1999. - 43с.
253. Хэсэнова М.Х., Саттарова Н.Х., Мицнуллин P.M. Уку китабы: 4 нче класс. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. - 1996.
254. Хужи Мэхмугов. Язылмаган кануннар (Фольклорда эдэп-эхлак месьелелере). Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. -1736.
255. Читаем детям./Под редакцией З.Г.Сахиповой. 2-е. изд., испр. - Л.: Просвещение, 1991.-239с.
256. Шабалина З.П. Первый год самый трудный. - М.: Просвещение, 1990. -96с.
257. Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй. Казань: «Эхо веков», 1997. - 311с.t.
258. Шарнхорст Э. Между детством и зрелостью /Пер. с нем. А.И.Павочка. -Минск: Нар. асвеста, 1985.-92с.
259. Шамаева С.Е. Начальная школа и «новая идеология». Начальная школа, 1997, №11.
260. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104с.
261. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися 1-3 классов. М.: Просвещение, 1980.-78с.
262. Шэйдуллина Л.И. Исламны «яцарту» Ьэм хатын-кыз мэсьбЛбсе. Казан, Татар, кит. нэшр., 1975. 1286.
263. Шэймэрданов'Р.Х., Сибгатуллина Э.Т., Сибгатуллин Р.Г. Татар халык педагогикасы. Яр Чаллы, 1997. - 1346.
264. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980. - 416с.
265. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176с.
266. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. М.: Педагогика, 1985. - 352с.
267. Ягафарова Д.С. Классный руководитель в сельской школе. Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. - 112с.
268. Ягафарова Р.Х. и др. Русский язык:3 класс. 2-е. изд. - Казань: Магариф, 2000.-374с. '
269. Ягафарова Р.Х. Азбука: Учебник для 1 класса. В двух книгах. Кн. 1. Казань: Магариф, 2001. - 48с.
270. Ягафарова Р.Х., Асадуллин А.Ш. Азбука: Учебник для 1 класса .В двух книгах. Кн. 2. Казань: Магариф, 2001. - 119с.
271. Ягъферов Р. Балалар фольклоры. Казан: Татар, кит. нешр., 1993. 3356.
272. Ягъфэрова Р.Х. h.6. Татар теле: 4нче класс. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990.-1506.
273. Ягъфэрова Р.Х. Уку китабы: 3 нче класс. Казан: Мэгариф, 1999. - 2076.
274. Ягьяев М.У. Организация и содержание методической работы в сельской школе. Казань, Татар, кн. изд-во, 1979. 112с.
275. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. -М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. — 256с.
276. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. Кн. 2. -М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. 256с.
277. Яхин Фэрит. Олуг пэйгамбэр: Кыйсса. Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. -1926.
278. Яхъя Абдуллин. Ислам безнец тарихыбызда Ьэм эдэбиятыбызда. Казан утлары, 1993, №7, Б. 164-170.
279. Эхмэтжанов М.Р. Гаилэдэ эхлак тэрбиясе. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.-1126.
280. Энвэр Хэйри. Ислам дине бэйрэмнэре. Казан: «Заман» нэшр., 1996. - 726.
281. Эдэплелек дэреслэре. 1-3 нче сыйныфлар /Л.И.Галиева, Л.В.Баязитова, Л.Х.Эхмэтжанова, М.Л.Гайнетдинов, Р.А.Низамов. Р.А.Низамов редак-циясендэ. Казан: Мэгариф, 1995.-2076.
282. Дэлэлиев Ш.Ш. Татар хальпс педагогикасы. Казан: Мэгариф, 2000. - 1836.
283. Ждлэлиев Ш.Ш. Татар халык педагогикасы. Казан: Мэгариф, 1997. - 1756.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.