Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Белоусова, Елена Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 313
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Белоусова, Елена Васильевна
Введение. J
Глава I. Теоретические основы использования традиций русского народа в воспитании младших школьников
1.1. Традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое.
1.2. Классификация традиций русского народа. Анализ их возможностей в нравственном воспитании подрастающих поколений.
1\3. Своеобразие влияний русских народных традиций на нравственное воспитание младших школьников.
Глава II. Основы методики использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников.
2.1. Опыт экспериментального изучения традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников.
2.2. Пути использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников.
2.3. Педагогические условия эффективности использования русских народных традиций в нравственном воспитании младших школьников.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа2003 год, кандидат педагогических наук Перчун, Наталья Васильевна
Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы2004 год, кандидат педагогических наук Газизова, Фарида Габдулловна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа2007 год, кандидат педагогических наук Пасмурова, Ляйля Эдвартовна
Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха1997 год, кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна
Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа2004 год, кандидат педагогических наук Хубиева, Зарият Магометовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников»
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования. В настоящее время страна переживает политический,экономический и социальный кризис, влияющий и на моральные устои общества. Отказ от прежних советских идеалов, отсутствие четко определенных нравственных ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном развитии подрастающего поколения. В связи с этим необходимо проблему нравственного воспитания рассматривать с происходящими изменениями, разработать и внести ряд педагогических корректив в его содержание, формы и методы его осуществления.
Актуальность данного исследования определена современной ситуацией общественного развития, характеризующейся обращением к общечеловеческим ценностям и, в то же время, к человеческой индивидуальности. Новый подход к воспитанию в связи с происходящими изменениями предполагает и новое качество педагогического процесса, своеобразие социального аспекта воспитательного процесса, заключающееся в изменении содержания цели воспитательного процесса, логики его развертывания, характеризующейся движением от личности к обществу. В условиях кардинальных перемен в сознании подрастающего поколения развиваются противоречивые процессы. Предприимчивость, деловитость, инициативность, профессионализм порой часто уживаются с прагматизмом, безнравственностью, бездуховностью. Сложившаяся социально-экономическая ситуация ставит задачу формирования такого типа личности, в которой деловые качества сочетались бы с высокими нравственными достоинствами -порядочностью, честностью, справедливостью, уважением к человеческому достоинству. В следствие этого проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает все большее социальное значение. Особое значение она имеет именно сейчас, когда концепция нового педагогического мышления, системный подход в воспитании оказывает огромное влияние на общую стратегию и организацию учебно-воспитательного процесса.
Нравственное воспитание - это один из аспектов сложного целостного педагогического процесса, предполагающий педагогически целесообразную организацию всей жизни школьников. Процесс нравственного воспитания длителен, непрерывен, а результативность его не всегда предсказуема. Безусловно, нравственное становление личности закладывается в семье, она во многом предопределяет нравственную культуру будущего гражданина. Каждая семья имеет собственную систему ценностей, духовных отношений, традиций и обычаев. А это все складывается из народного опыта, богатств национальной культуры, народных традиций. Последние представляют собой совокупность накопленных и проверенных практикой элементов народного опыта, постоянно обогащающегося и передаваемого из поколения в поколение. I
Велика роль народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Известно, что нравственные качества человека начинают вырабатываться с младенческих лет и в основном процесс их формирования завершается в школьные годы. Наиболее значительным, сензитивным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Установлено, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Но в настоящее время назрела необходимость обогащения содержания нравственного воспитания младших школьников и, в частности, педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовекового исторического развития. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современной науки поможет обогатить теоретические основы и современную практику воспитания, в то же время, должны помочь выявить и общие тенденции, и специфические особенности, и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.
Можно предположить, что чем древнее историческое прошлое народа, создающего материальные блага и духовную культуру, тем глубже его идеологические истоки, сильнее дух и тверже взгляды на мораль и этику. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. К.Д. Ушинский писал: "Воспитание существует в народе столько же веков, сколько сам народ, - с ним, родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества" [214, с. 121].
Истоки нравственности и опыт нравственного совершенствования уходят корнями в далекое прошлое. Аристотель считал, установление, что есть добро и что есть зло, не обязательно сопровождается желанием поступить хорошо в познании природы нравственности. Для обретения добродетели требуются еще моральная устойчивость, эмоционально-волевая убежденность. Платон и Демокрит рассматривали вопрос гуманного становления личности как особо важную задачу государства. Сократовская теория говорит о смысле жизни человеческой как о доброте, о красоте и истине.
История развития педагогической науки также служит доказательством актуальности данной проблемы. Подробно изложили в своих трудах понимание цели и задачи нравственного воспитания известные классики зарубежной педагогики Я.А. Коменский, Ж- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Локк, И.Ф. Гербарт, а также русские педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, уделявшие серьезное внимание проблемам нравственного развития и воспитания личности ребенка.
В советский период педагогических идей следует отметить С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в чьих трудах уделялось внимание вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения и которые внесли неоценимый вклад в развитие теории нравственного воспитания.
За последние годы весомый вклад в разработку методологических и общетеоретических основ нравственного воспитания школьников, методики организации воспитательного процесса внесли такие ученые, как Е.Н. Бондаревская, З.И. Васильева, Д.М. Гришин, А.В. Зосимовский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, И.Ф. Харламов. Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников с учетом возраста и психологических особенностей детей исследованы в трудах таких ученых, как О.С. Богданова, Т.Е. Конникова, В.И. Петрова.
Из зарубежных ученых , внесших большой вклад в исследование процесса нравственного развития следует отметить Л. Кольберга, Э. Хиггинс (США), С. Френе (Франция), Ф. Озера (Швейцария), Г. Линда (Германия).
Еще в XIX веке К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, С.А. Рачинский отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности, детерминированные этнически направленной культурной средой. В советской педагогике проблемам нравственного воспитания с использованием народных традиций одним из первых обратился известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов. В 60-х годах Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе ввел термин "этнопедагогика", фактически положив начало научному подходу к изучению эмпирического опыта народов в сфере воспитания молодого поколения.
Нами также изучен ряд научных трудов, посвященных этнопедагогике русского народа ( Б.А. Александров, З.П. Васильцова, В.А. Алексеев, A.M. Леонов, А.С. Метелягин, JI.C. Малик, Л.Ф. Шибанова), азербайджанского ( А.Ш. Гашимов, A.M. Гасанов), татарского (Я.И. Ханбиков, З.Г. Ничматов), белорусского ( А.П. Орлова), украинского (М.И. Стельмахович, Т.И. Люрина, В.И. Пазникова), якутского (В.А. Афанасьев, А.Л. Бугаева), грузинского (Ю.А. Шалимова, А.Ф. Хинтибидзе, Ж.Г. Коидзе), бурятского ( Д.М. Бурхинов), туркменского ( К. Пирлиев), дагестанского (Ш.А. Мирзоев), армянского (В.А. Арутюнян), узбекского ( Г.К. Тохтасунова, Б.А. Кадыров, А.И. Мусурманов, И.Б. Алланиязов, А.К. Бердиев, Ж. Бешимов), киргизского ( А.А. Исаев), башкирского (С.А. Мухамедьянов, А.Г. Абсалямова, Н.М. Ахмерова).
Ряд исследований было посвящено изучению использования традиций в различных направлениях воспитания: Г.К. Тохтасунова [ 199 ], З.И. Пазникова [ 140 ], Н.В. Нагорнов [ 118 ], Л.Ф. Шибанова [229]. Кроме того, использование традиций выполнено на материалах со старшеклассниками, подростками и студентами - в этой области имеются работы Ю.А. Шалимовой [ 228 ], А.Г. Абсалямовой [ 2 ], А.М. Леонова [ 89 ], Т.И. Люриной [ 94 ], И.Б. Алланиязова [5 ], А.С. Метелягина [ 109 ].
Но наше исследование показало, что в использовании традиций русского народа с целью формирования нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе есть еще немало нерешенных вопросов. Нет классификации традиций русского народа и их возможностей влияния на нравственное развитие подрастающего поколения, не рассмотрены традиции русского народа как явление социальное, национальное, педагогическое и психологическое. Недостаточно разработаны пути, формы, методы, приемы, средства использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников, не выявлены педагогические условия использования традиций русского народа.
Недостаточная теоретическая разработка всех этих вопросов использования народных традиций в нравственном воспитании младших школьников и анализ практики позволили выбрать ТЕМУ исследования: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" и сформулировать ПРОБЛЕМУ: каковы педагогические условия эффективности использования традиций русского народа в нравственном воспитании учащихся начальных классов современной школы?
Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ нашего исследования.
ОБЪЕКТОМ исследования является процесс нравственного воспитания младших школьников.
ПРЕДМЕТОМ исследования - традиции русского народа как средство нравственного воспитания младших школьников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулировали следующие ЗАДАЧИ :
- охарактеризовать традиции русского народа как явление социальное, национально-демографическое, педагогическое и психологическое;
- дать классификацию традиций русского народа и проанализировать их возможности в нравственном воспитании;
- в процессе опытно-экспериментальной работы исследовать пути, формы, методы, приемы и средства использования русских народных традиций в нравственном воспитании младших школьников.
В ходе работы над диссертацией была выдвинута ГИПОТЕЗА исследования: эффективность использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников повыситься, если будут соблюдены три группы взаимосвязанных условий.
Они включают в себя: 1/ общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на исследуемый нами процесс:
- организация классного коллектива, его постепенное сплачивание и совершенствование;
- обеспечение успеха в учении;
- сочетание учения с другими видами деятельности;
2/ частные условия эффективности нравственного воспитания, влияющие на эффективность использования в нем народных традиций:
- систематическая работа по формированию нравственных представлений и понятий младших школьников;
- организация системного проявления нравственных представлений и понятий в поведении школьников, недопущение разрыва между развитием нравственного сознания и поведения;
- стиль нравственных отношений между учителем и учащимися;
3/ специфические условия эффективности непосредственно влияющие на использование этих традиций:
- содружество школы и семьи в нравственном воспитании;
- систематическое ознакомление учащихся и родителей с нравственными традициями русского народа;
- практическое включение учащихся в систему русских народных традиций с учетом их возрастных особенностей;
- формирование на основе традиций русского народа нравственных традиций классного коллектива младших школьников;
- помощь родителям в применении русских народных традиций в семейном воспитании;
- учет индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились важнейшие положения диалектического учения о всеобщей связи явлений действительности, об индивидуальном развитии психики человека, о ведущей роли деятельности в формировании личности; философская идея о роли народа в создании духовной и материальной культуры; философско-этические основы нравственного воспитания; общепсихологическая теория развития; учение о личности как объекте и субъекте воспитания; идеи демократизации и гуманизации образования и воспитания, документы правительства по вопросам совершенствования работы средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ исследования: теоретический анализ научно-педагогической литературы; изучение памятников устного народного творчества, традиций и обрядов русского народа, трудов по истории, краеведению, этнографии; изучение и обобщение передового педагогического опыта, тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы; опытно-экспериментальная работа; моделирование, обобщение независимых характеристик.
БАЗА исследования. Исследования проводились в школах №№ 50, 63, 77, 79, 36, 84, 56, 57 города Ульяновска. Всего исследованием было охвачено 800 учащихся, 30 учителей, 8 заместителей директоров школ по воспитательной работе, 305 родителей.
Исследование проводилось в 3 этапа: 1-ый - диагностический этап (1991-1993 г.г.) - были определены область исследования и его проблемы; изучалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме нравственного воспитания, научные труды в области этнопедагогики, методологии и методов педагогического исследования, обобщался передовой педагогический опыт учителей начальных классов, изучались особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, проводились наблюдения, беседы с учителями, учащимися, родителями, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся, учебно-воспитательной документации. Все это позволило сделать выводы на основе осмысления литературы и эмпирического материала, используя данные констатирующего эксперимента, наметить задачи дальнейшей исследовательской работы, разработать методические рекомендации по теме исследования. Был организован первый этап формирующего эксперимента, проводимого в школах №№ 50, 63 города Ульяновска. В ходе его проведения мы направляли свои усилия на подтверждение намеченных целей, задач и формирования гипотезы исследования.
П-ой - опытно-экспериментальный этап (1994-1997 г.г.) - продолжение изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования и смежных с нею, возможностей использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников, содержания и форм работы в данном направлении, используя апробированные на предыдущем этапе методики исследования. Был проведен второй, основной этап формирующего эксперимента, охвативший 7 экспериментальных и 2 контрольных класса в школах №№ 50, 77, 79, 84, 36, 56, 57 города Ульяновска. В каждом из опытных классов мы направляли свои усилия на реализацию общей гипотезы исследования и составленных на ее основе методических рекомендаций, фиксируя степень их выполнения по каждому опытному классу, сравнивая эти результаты с результатами контрольных классов как повседневно, так и в обобщенном виде по полугодиям. Итоги этой работы подводились на научно-практических конференциях, методических объединениях Заволжского района города Ульяновска.
III-ий - обобщающий этап (1997-1998 г.г.) была завершена опытно-экспериментальная работа. Данные, полученные на предыдущем этапе исследования, дали нам возможность уточнить и обогатить предположения об условиях эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа. Эти данные позволили сделать выводы о том, что наша гипотеза не противоречит полученным в ходе исследования фактам. Были целиком внедрены в работу сельских начальных школ методические рекомендации, программа-характеристика и цикл воспитательных занятий, по которым сейчас работают в Новочеремшанской начальной школе Новомалыклинского района Ульяновской области и Никитинской неполной средней школе Холм-Жирковского района Смоленской области. Одновременно было осуществлено обобщение собранного материала и литературное оформление результатов исследования.
НАУЧАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что нами рассмотрены, выявлены педагогические условия и дидактические приемы, обеспечивающие эффективность воспитательных мероприятий, связанных с использованием традиций русского народа, способных оказать положительное нравственное воздействие на учащихся: показаны тенденции формирования нравственной культуры с использованием русских народных традиций; раскрыта необходимость учета этнических особенностей в процессе нравственного воспитания младших школьников; обоснована необходимость введения в учебные планы начальных классов курса по нравственному воспитанию, основанного на народных традициях воспитания; введены в научный оборот новые данные о традициях русского народа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что она вооружает учителей начальных классов научно обоснованными рекомендациями по формированию нравственных качеств учащихся с опорой на русские народные традиции. В результате исследования разработана программа по нравственному воспитанию младших школьников с использованием прогрессивных идей русских народных традиций. Оказание помощи учителям в совершенствовании учебно-воспитательного процесса путем чтения лекций по педагогике в ИПК учителям начальных классов с использованием методических рекомендаций.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ результатов исследования обеспечиваются общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, адекватностью методов цели, гипотезе, задачам, объекту и предмету исследования, взаимодополнением и взаимопроверкой данных, полученных с помощью методик, решением поставленных задач с позиции системного и деятельностного подходов, методологической обоснованностью его исходных предпосылок, соответствием выводов исследования с выводами научных работ других педагогов, психологов, ученых.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования были обсуждены на Международной научно-практической конференции в г.Ульяновске (1993 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях в г.Чебоксары (1994 г.), в г. Курске (1994 г., 1997 г.), в г.Ульяновске (1995 г., 1997 г.), г. Бирске (1997 г.), на научно-практической конференции в г.Ульяновске (1996 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их использования в деятельности школ города Ульяновска, а также Никитинской неполной средней школе Холм-Жирковского района Смоленской области и Новочеремшанской средней школе Новомалыклинского района Ульяновской области; материалы исследования использовались в лекционных курсах, с которыми диссертант выступал на районных августовских совещаниях учителей начальных классов Заволжского района города Ульяновска, на методических объединениях, на семинарах учителей начальных классов, оказывалась непосредственная практическая помощь учителям школ г.Ульяновска в нравственном воспитании младших школьников на традициях русского народа. Материалы исследования были одобрены на кафедре педагогики и психологии младшего школьника и кафедре педагогики в Ульяновском педагогическом университете.
На защиту выносятся следующие положения исследования :
1/ наряду с возрастными, индивидуальными и психолого-педагогическими особенностями в процессе нравственного воспитания младших школьников необходимо учитывать и национальные особенности;
2/ результаты исследования показали, что сущность, содержание, основные формы и методы использования традиций русского народа ведут к совершенствованию нравственного воспитания учащихся начальных классов;
3/ комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа способствует эффективности нравственного воспитания младших школьников;
4/ обоснование целесообразности внедрения в учебные планы начальных классов воспитательного цикла с использованием традиций русского народа, спецкурса по развитию речи, основанного на передовых педагогических идеях русского народа, и факультатива "Край родной", отразившего региональные особенности и традиции Ульяновской области - все это способствует успешному решению задач нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Сандитова, Ирина Николаевна
Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников2003 год, кандидат педагогических наук Шаяхметова, Роза Искандаровна
Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов: На материале этнопедагогики карачаевцев2000 год, кандидат педагогических наук Байчорова, Аэлита Асланбековна
Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики1998 год, кандидат педагогических наук Овчинникова, Ксения Павловна
Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших школьников: На примере Республики Северная Осетия-Алания2004 год, кандидат педагогических наук Хатагова, Елена Руслановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Белоусова, Елена Васильевна
Результаты исследования показывают, что высокий уровень мотивации очень низок, когда низкий и ниже среднего уровни очень высоки, но в основном учащиеся со средним уровнем нравственной мотивации на протяжении трех лет обучения.
Высокий уровень - характерен для младших школьников, имеющих высокую активность учебно-познавательной и воспитательной деятельности, они осознают ради чего они выполняют данную деятельность, дети заинтересованы не только в завершении нравственной деятельности, но и осознают свои поступки с переживанием долга перед людьми и самими собой, подчас они ведут себя как альтруисты.
Выше среднего уровень - преобладает у детей тоже имеющих высокую активность учебно-познавательной деятельности, но чаще эта активность ради стремления занять новое положение в отношениях с окружающими, а иногда и ради получения только лишь высокой отметки, но и это не всегда действенно.
Средний уровень. Проявляют мотивы не систематически, без особой выраженности, а порой и просто ради игры, с неадекватным подходом к происходящему.
Ниже среднего уровень. Дети слабо инициативны, подчиняются лишь требованиям взрослых (ради "ненаказания"), часто их деятельность неосознаваема.
Низкий уровень. Активность этих детей проявляется "от случая к случаю", они часто безинициативны, хотя бывают такие всплески, что порой их может привлечь сам процесс деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное воспитание занимает одно из центральных мест в комплексном воспитании младших школьников. Личность воспитанника, целостная и многогранная, выступает в этом процессе и объектом и субъектом воспитания. В нашем исследовании подчеркнуто, что объектом воспитания выступают прежде всего социально значимые качества и опыт личности. Во взаимосвязи с биологическими свойствами личности в воспитательном процессе они способствуют нравственному становлению личности. Поэтому нравственное воспитание является ведущим, определяющим аспектом процесса формирования этой личности, а также наиболее сензитивным в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит формирование нравственных понятий и представлений, отношений и поступков. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, существует немало способов и средств формирования нравственной воспитанности младших школьников. Одним из них являются традиции русского народа, влияния и возможности которых мы изучили в нашем исследовании, а также показали пути и условия эффективности в нравственном воспитании. Традиции - это исторически сложившиеся устойчивые формы концентрации и передачи опыта общественных отношений от старших к подрастающим поколениям, являющиеся побудителями к творческой деятельности. Эффективность воспитательных возможностей русских народных традиций определяется нравственным содержанием, новаторским характером, связью с современностью, особенностями их социально-психологического влияния на духовный мир младшего школьника. На протяжении веков традиции русского народа были и остаются одним из действенных способов приобщения новых поколений к жизни общества, формирования определенного типа личности. Традиции, моральные нормы, усвоенные в младшем школьном возрасте,
144 выступают своего рода эталоном, с которым соизмеряются его дальнейшее поведение, отношение к обществу, к Родине, ко всему человечеству.
В своем исследовании мы показали, что уже в дошкольном возрасте имеются предпосылки для целенаправленного осуществления нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа, исходя из этого, нами были выделены тенденции развития нравственного воспитания, которые сводятся < последовательному расширению нравственных знаний, последовательному расширению, обогащению и углублению нравственных чувств и интересов, развитию мотивации и росту практических умений и навыков, позволяющих самостоятельно овладевать нравственными знаниями, удовлетворять свои интересы и потребности.
В диссертации мы определили задачи, содержание нравственного воспитания на традициях русского народа применительно к младшему школьному возрасту, показали возможности учебно-воспитательного процесса в нравственном обогащении учащихся. Мы предприняли попытку, исходя из i сущности, особенностей, тенденций развития, определить уровни нравственной воспитанности младших школьников. Основанием для их выделения были взяты критерии: а) сформированность нравственных знаний на основе адекватности, полноты, осознанности и прочности их; б) развитие потребности и способности у младших школьников заботиться об окружающих; в) развитие нравственных чувств; г) развитие нравственной мотивации; д) развитие нравственных интересов. Данные критерии и их показатели позволили выделить высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни нравственной воспитанности и дать им характеристику.
В опытно-экспериментальной работе нравственное воспитание осуществлялось с помощью различных средств, ведущими из которых являлись традиции русского народа, так как именно они позволяют использовать
145 различные способы психологического воздействия на сознание, чувства, мышление, волю, внимание младшего школьника. В процессе опытной работы нами были раскрыты пути, формы, методы, приемы и средства использования традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников, которые должны выступать в целостном педагогическом процессе, затрагивающем все стороны жизни младших школьников: деятельность, отношения, общение с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся.
Такое понимание сущности нравственного воспитания с использованием традиций русского народа потребовали от нас исследования условий его эффективности в учебно-воспитательном процессе.
В исследовании мы выдвинули, теоретически обосновали и экспериментально доказали единство трех групп условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания младших школьников с использованием русских народных традиций. Выявив совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для решения исследуемого нами процесса воспитания, мы понимали, что эти педагогические условия должны явиться необходимыми не только для нравственного воспитания младших школьников на русских народных традициях, но и для оптимального воспитания личности в целом.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутое нами в гипотезе предположение о единстве и иерархической взаимосвязи трех групп условий, как необходимой предпосылки обеспечения эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа.
На основе анализа опытно-экспериментальной работы мы выделили общие условия эффективности, необходимые как для всего процесса воспитания, так и для нравственного воспитания младших школьников на русских народных традициях.
146
В качестве наиболее общего условия эффективности этого процесса в опытной работе выступала организация классного коллектива, его постепенное сплачивание и совершенствование. Традиции русского народа оказываются включенными в этот процесс в качестве одного из их духовных компонентов. Эти традиции сначала воплощаются в духовном облике учителей и средствах воспитания, затем в ходе взаимодействия воспитанников с ними становятся содержанием коллективной деятельности и происходящего в нем процесса воспитания и превращаются в результат этого процесса - нравственные качества воспитанников. Поэтому, научно организованный детский коллектив, его деятельность оказываются тем звеном в воспитательной системе, которая трансформирует традиции русского народа сначала в традиции этого коллектива и затем на этой основе в нравственные качества воспитанников.
Существенное значение в этом процессе имеет обеспечение оптимального развития коллективной деятельности младших школьников, систематическое выдвижение перед воспитанниками их общих целей, их постоянная направленность на удовлетворение общественных потребностей и личных интересов учащихся, разнообразие этих целей, охват ими основных сторон жизни коллектива, обеспечение на этой основе постоянного движения коллектива вперед. Такое развитие обеспечивается, когда все воспитанники систематически включены в коллективную деятельность, средние перспективы сочетаются с близкими, к организации этой деятельности привлекаются сами школьники.
Наше исследование показало, что для оптимального функционирования воспитательного коллектива и на этой основе успешного формирования нравственных качеств, необходимо, чтобы формой функционирования его в младшем школьном возрасте являлись микроколлективы, в которых возникают наилучшие возможности для развития потребностей и способностей заботиться об окружающих. Деятельность в таких микроколлективах позволяет каждому
147 ребенку проявлять свои способности, развивать свою индивидуальность, принимать самое активное участие в различных видах деятельности, приучает считаться с интересами других учащихся, дает возможность проявлять заботу и внимание по отношению к товарищам.
Превращение традиций в процессе коллективной деятельности в социально ценные качества самих воспитанников предопределяется также тем, насколько обеспечивается формирование у каждого воспитанника положительного отношения к коллективу, к его деятельности. Такое отношение формируется, если организация коллективной деятельности ведет к систематическому образованию ответственных зависимостей между младшими школьниками и формированию на этой основе сознания и чувства своего единства с коллективом, потребности и способности заботиться об окружающих, ответственности за коллективные дела.
Формирование социально ценных качеств, сплочение и развитие детского коллектива не может происходить вне общественно необходимой деятельности. В исследовании подчеркивается своеобразие возможностей младшего школьного возраста в обеспечении оптимального социального развития коллективной деятельности, предполагающей успешную учебу школьников. Поэтому обеспечение повышения успеха в учении для каждого ученика является важнейшим стимулом формирования положительного отношения к этой деятельности и, следовательно, нравственной воспитанности в ней.
В ходе нашего исследования выделена также группа педагогических условий, реализующихся на фоне охарактеризованных выше общих условий, названных нами частными условиями, которые необходимы для нравственного воспитания младших школьников. К ним мы отнесли систематическую работу по формированию нравственных представлений и понятий младших школьников. Реализация этого условия выступает необходимой предпосылкой
148 для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта младших школьников, полученных через традиции русского народа, совершения ими правильных действий, для формирования у них мотивов деятельности, направленной на проявление заботливого отношения к окружающим. Но это условие необходимо сочетать с организацией системного проявления нравственных представлений и понятий в поведении учащихся, недопущение разрыва между развитием нравственного сознания и поведения.
Практическое участие младших школьников на благо людей способствует осознанию нравственной ценности такой деятельности, расширяет опыт учащихся, формирует субъективное личностное отношение к людям, упражняет школьников в выполнении нравственных норм и воспитывает на этой основе устойчивые формы поведения, основанные на традициях русского народа. Оптимальное функционирование коллектива младших школьников и на этой основе эффективное нравственное воспитание возможно только лишь при условии если происходит сочетание практической деятельности с нравственным просвещением учащихся, которое осуществляется с учетом традиций русского народа, несущих в себе яркость и эмоциональность, конкретность и простоту, наглядность и убедительность сообщаемых фактов, примеров, но это еще является и возрастной особенностью учащихся младшего школьного возраста.
Следующее частное условие эффективности - стиль нравственных отношений между учителем и учащимися. Реализация этого условия выступает одним из стимулов проявления нравственных качеств личности, так как в силу подражательности младших школьников и большого авторитета для них учителя, воспринимаемая доброжелательность, внимательность, справедливая требовательность по отношению к себе, к коллективу, учащиеся переносят этот тон общения и на окружающих людей.
149
В ходе исследования была выделена также группа специфических условий, реализующих на фоне охарактеризованных выше двух групп условий и непосредственно обеспечивающих использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников.
Содружество школы и семьи - основа развития личности в семейном воспитании. В семье даются учащимся первоначальные представления о нормах и правилах морали, первые навыки совместного труда, складываются первые жизненные установки. Поэтому школа должна поддерживать связь с семьей. Взаимосвязь осуществ.>1яется в двух направлениях: а) через пропаганду нравственных отношений к родителям среди учащихся, б) через тактичное побуждение родителей к проявлению примера нравственности, что позволяет обеспечить педагогически целесообразную согласованность влияний со стороны школы и семьи.
Систематическое ознакомление учащихся с традициями русского народа должно осуществляться прежде всего в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на традициях русского народа, которые заложены в учебных программах и учебниках начальных классов общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеучебной деятельности и труде. Целенаправленное использование разнообразных форм, методов убеждения во всех сферах деятельности младших школьников позволяет вооружать их системой знаний о традициях русского народа, все более углубляющейся и обогащающейся по мере перехода учащихся из класса в класс, формировать их нравственные чувства. Для большей эффективности этого процесса следует систематически знакомить родителей с русскими народными традициями через педагогический всеобуч, вовлечение во внеклассную деятельность, оказание помощи учителю в
150 подготовке и проведении ряда мероприятий, экскурсий, походов, что послужит большему сближению школы и семьи, учащихся и их родителей.
Практическое включение учащихся на доступном им уровне в систему традиций русского народа осуществлялось путем систематического включения школьников в посильную практическую деятельность в условиях научно обоснованной организации воспитательного коллектива, обеспечения оптимального развития его деятельности и сочетания учения с другими видами деятельности. Доступность для учащихся начальных классов и вместе с тем общественно-полезная направленность этой деятельности, педагогически целесообразное сочетание в ней игры и труда, ее осуществление в системе традиций русского народа, последовательное формирование на этой основе социально-ценных традиций датского коллектива, оказание помощи родителям в формировании народных традиций семьи и ведут, при реализации охарактеризованных выше условий, к постепенному формированию у младших школьников качеств, в которых воплощаются нравственные принципы, лежащие в основе традиций русского народа.
Выявленные в ходе исследования условия эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа не только неразрывно связаны, но и находятся во взаимопроникновении и могут успешно реализовываться лишь в единстве как определенная система, не соблюдение одного из них обычно вызывало в опытно-экспериментальной работе затруднения в реализации других и приводило к снижению результатов нравственного воспитания. Это и послужило экспериментальным обоснованием для выводов, сделанных в нашем исследовании.
Исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций русского народа. Так требует дальнейшей разработки проблема взаимосвязи школы и семьи в этом процессе. Как показали результаты исследования, остро
151 стоит проблема осуществления преемственности в нравственном воспитании. Решение этих проблем требует дальнейшего специального исследования.
152
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Белоусова, Елена Васильевна, 1998 год
1. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. - Ташкент : Фан, 1988. - 125с.
2. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества : Автореф. дис, .канд. пед.наук. -М., 1994.-21с.
3. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1975,- 322с.
4. Алексеев В.А. Русская народная песня в нравственно поэтическом воспитании младших школьников : Автореф.дис. .канд. пед. наук.- М, 1986.-16с.
5. Алланиязов И.Б. Гуманистические идеи каракалпакского фольклора и литературы как основа нравственного воспитания старшеклассников : Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Ташкент, 1992.-17с.
6. Альбедиль М.Ф. Народы мира.- СПб. : Просвещение, 1994.-239с.
7. Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности : Автореф.дис. .канд. пед. наук.-М., 1971.-22с.
8. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения. Омск : ОГПИ, 1989.-89с.
9. Арутюнов А.П. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М. : Наука, 1989. -243с.
10. Ю.Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания. М. : Молодая гвардия, 1981. - 151с.
11. П.Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48с.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. : Просвещение, 1976. - 201с.153
13. Ахметова Н.М, Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших школьников :
14. Автореф.дис. .канд. пед.наук. М., 1994. - 20с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса воспитания. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. : Педагогика, 1978. -260с.
17. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 80с.
18. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 184с.
19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М. : Наука, 1987.- 158с.
20. Баранов С.П., Болотина JI.P., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика. -М. : Просвещение, 1981. 368с.
21. Белов B.C. Лад. Очерки о народной эстетике. М. : Просвещение, 1985. -174с.
22. Белоусова В.А. Формирование товарищества и дружбы у младших подростков : Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М, 1971. -21с.
23. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Психолого- педагогические исследования. Минск : Изд - во БГУ, 1996. - 68с.
24. Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников : Автореф.дис. .канд.пед.наук. Казань, 1975. - 21с.
25. Блинков И. А. О школьных традициях. М.: Учпедгизд, 1961. - 104с.
26. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М. : Педиздат,1961.-274с.
27. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М. : Просвещение, 1979. - 112с.154
28. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников :
29. Автореф.дис. .д -ра пед. наук. М., 1975. - 55с.
30. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 207с.
31. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые вопросы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972. - 180с.
32. Божович ЛИ. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф.дис. .д-ра пед.наук. -М., 1966. -38с.
33. Божович Л.И. Личности и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
34. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика. М.: Педагогика, 1979. - 224с.
35. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников.- М.: Педагогика, 1979. -224с.
36. Болдырев Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. М.: Педагогика, 1967. - 274с.
37. Болотина Л.Р., Латышина Д.М. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1978. - 128с.
38. Бондаревский В.Б. Беседы о самовоспитании. М.: Просвещение, 1976. -127с.
39. Буева Л.П. Социальная структура развитой личности. Тарту : Пресс, 1975. -168с.
40. Букварь. / Под ред. В.Г. Горещсого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько. М. : Просвещение, 1995. - 128с.
41. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Педагогика, 1988. 124с.
42. Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традициям. //Философские науки. 1984. - № 5. - С. 152 - 156.155
43. Власова В.Б. Традиция как социально философская категория.//Философские науки. - 1980. - № 4. - С.30-40.
44. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников.
45. Минск : Вышэйш. школа, 1982. 176с.
46. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1989. - 264с.
47. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары : Б.И., 1993. - 85с.
48. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары : Чуваш.кн.изд-во, 1974.- 376с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары Чувашкнигоиздат, 1966. - 336с.
50. Воловик В.И. Преемственность поколений. М.: Мысль, 1973. - 64с.
51. Выготский Л.С. Психология исксства. М.: Просвещение, 1968. - 271с.
52. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев : Рад. Школа, 1982. - 136с.
53. Горячева А.И. Общественная психология. Л.: Наука, 1979. - 216с.
54. Гринева В.Н. Дидактические условия обеспечения действенности знаний учащихся : Автореф.дис. .канд.пед.наук. Киев, 1984. - 24с.
55. Гроздева В.И. Дидактические условия формирования точности знаний : Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1971. - 25с.
56. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994. - 334с.
57. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск : Изд-во БГУ, 1979. - 136с.
58. Детские подвижные игры народов СССР : Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. М.:1. Просвещение, 1989. 239с.
59. Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1975. - 354с.156
60. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Агропромиздат, 1985. - 351с.
61. Дроздов И.Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании :
62. Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 1971. 18с.
63. Дулов А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения. -Красноярск : КрГПИ, 1975. 152с.
64. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 145с.61.3акович Н.М. Советская обрядность и духовная культура. Киев; Наук.думка, 1980. -221с.
65. Зарецкая И.И. нравственное воспитание учащихся. М.: Высшая школа, 1986. - 144с.
66. Зеленин Д.К. Избранные труды. М.: Индрик, 1994. - 397с.
67. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 304с.
68. Злобин Н.С. Культурные мысли науки. М.: Олма - Пресс, 1997. - 288с.
69. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Советскаяпедагогика. 1992. - № 11-12. - С. 22-25.
70. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL: Наука, 1987. - 154с.
71. Казишвили Ю.В. Воспитание товарищества и дружбы в начальных классах : Автореф.дис. .канд. пед.наук. Тбилиси, 1971. - 23с.
72. Каменоградский И.С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. -Саратов : Сарат.кн.изд-во, 1962. 154с.
73. Клепинина З.А. Природоведение : Учебник для 2 класса трехлетней нач.шк. М.: Просвещение, 1996. - 128с.
74. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1967. - 194с.
75. Коган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328с.
76. Коджаспирова Г.М. Влияние самообразования младшего школьника на его нравственное сознание и поведение // Воспитание школьников. 1982. - № 4. -С.92 - 100.j157
77. Козлов И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964. -186с.
78. Коидзе Ж.Г. Народные традиции как средство героико патриотического воспитания школьников : Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 1982. - 16с.
79. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. ML: Учпедгиз, 1955.-325с.
80. Конникова Т.Е. Методы нравственного воспитания. М.: Педагогика, 1966 -204с.
81. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- JL, 1970. 57с.
82. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности. JI.: ЛГ11И, 1970. - 82с.
83. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев : Рад.школа, 1968. - 304с.
84. Коротов В.М. К вопросу классификации методов воспитания. // Советская педагогика. 1970.- № 3. - С.60 -68.
85. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. - 397с.
86. Костюк Г.С. Некоторые вопросы взаимосвязи воспитания и развития личности. // Вопросы психологии, 1966. - № 5. - С. 10-15.
87. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань : РГПИ, 1971. -182с.
88. Кочетов А.И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Л.: Лениздат, 1967. - 182с.
89. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 264с.
90. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. Книга для учителя и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 300с.
91. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Политиздат, 1965. - 204с.158
92. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально -этических традициях русских Забайкалья : Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1994. 20с.
93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304с.
94. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. -40с.
95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1972. - 572с.
96. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. - 224с.
97. Люрина Т.И. Нравственное воспитание подростков во внеурочной деятельности средствами фольклора : Автореф.дис. .канд.пед.наук. Киев,1992. 20с.
98. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М.: Просвещение, 1966. -255с.
99. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: Сборник . М.: Просвещение, 1988.-301с.
100. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. - 300с.
101. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. -334с.
102. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. М.: Просвещение, 1964. - 16с.
103. Макаренко А.С. О воспитании : Сборник . М.: Политиздат, 1990. - 414с.
104. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. Сборник избранных педагогических произведений. М.: Трудрезервиздат, 1951. - 395с.
105. Малик Л.С. Народная игрушка русского Севера как средство социализации младших подростков: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-СПб., 1994. 18с.159
106. Маркарян Э.С Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -286с.
107. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
108. М.: Просвещение, 1990. 191с.
109. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. - 102с.
110. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 182с.
111. Матлин Е.К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся. М.; Просвещение, 1968. - 261с.
112. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение : Учебник для 3, 5 классов средней школы. М.: Просвещение, 1993. - 210с.
113. Метелягин А.С. Духовно- нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1996 - 26с.
114. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172с.
115. Мир детства. Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1981.- 400с.
116. Мшценко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 1982. 16с.
117. Моносзон э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -200с.
118. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников : Книга для классных руководителей. М.: Просвещение, 1981. - 176с.
119. Муратова М.Л. Нравственные традиции и их функщш в процессе нравственного формирования личности : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М.,1982. 18с.160
120. Мусурманов А.И. Использование прогрессивных традиций в нравственном воспитании младших школьников : Автореф.дис. . канд.пед.наук. Ташкент,1989. 17с.
121. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики : Автореф.дис. .канд.пед.наук. Уфа, 1995. - 20с.
122. Нагорнов Н.В. Идейно политическое воспитание младших школьников на традициях советского народа: Автореф.дис. .канд.пед.наук. - М., 1986. - 20с.
123. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. / Отв.ред. Б.Н. Путилов.-М.: Наука, 1991. 166с.
124. Научная концепция целевой исследовательской программы "Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте". Методическое письмо. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - 42с.Ч
125. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. - 301с.
126. Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1971. -22с.
127. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. -142с.
128. Новое в воспитательной работе школы. / Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырева. М.: Педагогика, 1991. - 125с.
129. Нравственное воспитание : поиски новых подходов. / Под ред. С.А.Лощак.-М.: Знание, 1989. 63с.
130. Нравственное воспитание : проблемы теории и практики. / Под ред. А.К.Уследова. М.: Мысль, 1979. - 303с.
131. Нравственное воспитание советских школьников. / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1975. - 143с.161
132. Нравственное воспитание учащихся : Сборник научных трудов / Научно -исследовательский институт общей педагогики АПН. М.: Б.И. ., 1975.182с.
133. Нравственное воспитание учащихся в учебной и внеклассной работе. /Под ред. И.К.Воеводского. Курск : КурГПИ, 1975. - 155с.
134. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Педагогика, 1979. - 190с.
135. Нравственное самосовершенствование личности. / Под ред. М.А.Макаревича. М.: Знание, 1989. - 62с.
136. Нравственное формирование личности школьника. / Под ред. И.С. Марьенко. Л.: ЛГПИ, 1981. - 159с.
137. Нравственно трудовое воспитание в детском саду. / Под ред. Р.С.Буре. -М.: Просвещение, 1981. - 221с.
138. Нравственные проблемы развития личности. / Под ред. А.И.Титаренко. -М.: Изд-воМГУ, 1982. 144с.
139. Огородников И.Т. Педагогика. М.: Педагогика, 1978. - 596с.
140. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. - 917с.
141. Окунь Я.С. Факторный анализ. М.: Знание, 1974. - 183с.
142. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Экольнина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. - 136с.
143. Павлов И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары : Чуваш.кн.изд-во, 1988. - 95с.
144. Поздникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников : Автореф.дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16с.
145. Педагогическая энциклопедия. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М/. Советскаяэнциклопедия, 1984. 696с.
146. Петров И.Н. Традиции в строю. М.: ДОСААФ, 1980. - 64с.162
147. Петровский А.Ф. К построению социально психологической теории коллектива // Вопросы философ™. - 1973. - № 12. - С. 16-23.
148. Петровский А.В. О психологии личности. М: Педагогика, 1971. - 216с.
149. Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1992. - 220с.
150. Плохинский Н.А. Руководство по биометрии для зоотехников. М.: Колос,1969. -256с.
151. Попов Е.П. Формирование и развитие социалистических традиций народов Якутии : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1975. - 22с.
152. Поташник М.М., Кабатченко М.Ф. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: МГУ, 1980. - 194с.
153. Проблемы методологии и методики исследования. / Под ред. М.А.Данилова и Н.И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. - 214с.
154. Просецкий П.А., Просецкий В.А. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.-168с.
155. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика Пресс, 1996. - 440с.
156. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний Экспериментально педагогические исследования. / Под ред. М.В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983. - 168с.
157. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. - 528с.
158. Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1./ Сост. М.В. Голованова и др. -М.: Просвещение, 1996. 351с.
159. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2, ч.1./ Сост. М.В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1993. - 240с.
160. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач.шк. В Зкн. Кн.2.,ч.2./Сост. М.В. Голованова и др. Ульяновск : Симбирская книга, 1995. - 224с.163
161. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач.шк. В 3 кн. Кн.З.,ч.1./Сост. М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 1994. - 155с.
162. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач.шк. В 3 кн. Кн.З.,ч.2./Сост. М.В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1997. - 208с.
163. Роль традиций в истории и культуре Китая./ Под ред. Г.Ф.Салтыкова. М.: Политиздат, 1972. - 304с.
164. Романова Н.С. Мировозренческая функция социалистической обрядности. -Киев: Наук.думка, 1987. 85с.
165. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. -328с.
166. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 1981. - 231с.
167. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Педагогика, 1959. - 223с.
168. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 184с.
169. Рувинский Л.И. Психолого педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981. - 203с.
170. Русские : семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - 336с.
171. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./Собр. М.Забылиным. М.: Книга принтшоп, 1989. - 616с.
172. Рыкзанов С.В. Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях : Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1975. - 32с.
173. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата: Казахстан,1965. 326с.
174. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата: Казахстан, 1974.-227с.
175. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: Мысль, 1970. - 144с.
176. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1962. 180с.
177. Семенова Э.Ф. Влияние примера героической личности на формирование эмоционально нравственного опыта младших подростков : Автореф.дис. . канд.пед.наук. - JL, 1972. - 18с.
178. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Педагогика, 1947. -394с.
179. Симонов К. Япония 46. - М.: Правда, 1977. - 315с.
180. Система нравственного воспитания школьников 1-11 классов /Под ред. Н.В. Нагорнова. Ульяновск : УлГПИ, 1994. - 67с.
181. Сичинава В.А. Экскурсионная работа : ( из опыта). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 96с.
182. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 132с.
183. Сокольников Ю.П. Комплексный подход и воспитание личности в коллективе. // Советская педагогика, 1977. - № 4. - С.28 - 32.
184. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1971.287с.
185. Сокольников Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к формированию личности школьника. М.: МП СССР, 1977. - 58с.
186. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.:1. Педагогика, 1986. 136с.
187. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. - 200с.165
188. Сокольников Ю.П. Целостный подход в воспитании как принцип и проблема теоретического исследования. // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований педагогической науки. М.:
189. АПН СССР, 1976. С.130 -136.
190. Стиль и традиция в развитии культуры. / Под ред. Е.Я. Зазерского. -Л.:ЛГИК, 1989. 126с.
191. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216с.
192. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М.: Просвещение, 1961. -156с.
193. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192с.
194. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. - 396с.
195. Сухомлинский В. А. Потребность в человеке. М.: Сов.Россия, 1981. - 93с.
196. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молод, гвардия, 1980. - 175с.
197. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молод. Гвардия, 1971. -185с.
198. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська шк., 1988. -269с.
199. Сушков И.М. Героизм и героические традиции. Ростов : Ростов-книга, 1969. - 299с.
200. Теоретические проблемы воспитательного коллектива. Тарту : Пресс, 1975. - 200с.
201. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207с.
202. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос.изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. - 654с.166
203. Тонков Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. -Курск : КурГПИ, 1974. 184с.
204. Тохтасунова Г.К. Педагогические основы совместной работы школы, семьи и общественности по воспитанию подростков на героических традициях советского народа: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Ташкент, 1978. - 20с.
205. Традиции в истории культуры./ Под ред. В.А. Карпушина. М.: Наука, 1978. - 279 с.
206. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - 346с.
207. Традиции и новаторство./ Под ред. Г.Э. Ионкис. Кишинев : Штинца, 1973.-96с.I
208. Традиции и революции в истории науки./ Под ред. П.П.Гайденко. М.: Наука, 1991.-261с.
209. Традиции и современность./ Под ред. Н.С. Надъярных. Черкесск : Дом, 1980. - 180с.
210. Традиции, обряды, современность. / Под ред. В.Н. Горового. Киев : Политиздат, 1983. - 292с.
211. Традиции русского фольклора. / под ред. В.П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 203с.
212. Традиционное воспитание детей у народов Сибири : Сборник статей / Отв.ред. И.С. Кон. Л. : Наука, 1988. - 251с.
213. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М,: Политиздат, 1975. - 175с.
214. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 334с.
215. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. - 296с.
216. Управление процессом нравственного воспитания./ Отв.ред. Л.И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 174с.
217. Урбанская О.Н. Формирование культуры деятельности ребенка среднего школьного возраста : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1985. - 15с.167
218. Ушинский К.Д./ Сост.: С.Ф. Егоров. М.: Образование и бизнес, 1994. -208с.
219. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557с.
220. Ушинский К.Д. Поездки по России. Ярославль, Верх. - Волж.кн.изд-во, 1969. - 143с.
221. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания : Опыт педагогической антропологии. Л.: Педагогика, 1956. - 499с.
222. Философский словарь./ Под ред. И.Т. Фролова, М.: Изд-во полит, лит-ры,1991. 560с.
223. Философский энциклопедический словарь./ Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Сов.энциклопедия, 1983. - 840с.
224. Формирование нравственно психологического климата в коллективе./ Отв. ред. И.Е. Шварц. - Пермь : Перм.кн.изд-во, 1985. - 219с.
225. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. - М.:1. Просвещение, 1985. 224с.
226. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. - 207с.
227. Халиков Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста : Автореф.дис. .канд.пед.наук. М, 1984. - 21с.
228. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. - 150с.
229. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. - 576с.
230. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1972.-201с.
231. Харпинский Я.А. Нравственность и традиции. М.: Изд-во ин-та нар.хозва, 1971. 199с.168
232. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников : Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л., 1982. -22с.
233. Шалимова Ю.А. Революционные, боевые и трудовые традиции как средство военно патриотического воспитания старшеклассников Автореф.дис. .канд.пед.наук. - Тбилиси, 1976. - 27с.
234. Шибанова Л.Ф. Формирование морально политического опыта сельских школьников - подростков на традициях колхозного крестьянства Автореф.дис. .канд.пед.наук. - Иркутск, 1982. - 22с.
235. Шимбирев П.Н., Огородников И.Т, Педагогика. М.: Педагогика, 1954.426с.
236. Шмерлинг С.Б. Традиции семьи. Свердловск : Свердл.кн.изд-во, 1988. -316с.
237. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 160с.
238. Щукина Г.И. Педагогика. М.: Педагогика, 1966. - 548с.
239. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Изд-во МГПИ, 1971.- 182с.
240. Энциклопедический словарь./ Под ред. Б.А. Введенского. М: Большая
241. Совет. Энциклопедия, 1955. 744с.
242. Эстетическое воспитание школьников./ Под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136с.
243. Юнгер И.П. Диагностика процесса нравственного воспитания в начальных классах : Автореф.дис. .канд.пед.наук. -М., 1989. 21с.
244. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.:просвещение, 1986. 155с.169
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.