Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, доктор педагогических наук в форме науч. докл. Кочнев, Валерий Пантелеймонович

  • Кочнев, Валерий Пантелеймонович
  • доктор педагогических наук в форме науч. докл.доктор педагогических наук в форме науч. докл.
  • 1998, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 92
Кочнев, Валерий Пантелеймонович. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: дис. доктор педагогических наук в форме науч. докл.: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Якутск. 1998. 92 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания»

Актуальность проблемы. Происходящие процессы демократизации и гуманизации общественногоя способствуют возрождению национальной самобытности народов Севера. К ним относятся малочисленные народы Европейского Севера, Южной Сибири, Д&чьнего Востока и Северо-Востока России, которые уже почти утратили свою самобытную материальную и духовную культуру, в том числе и физическую.

Коренные народы Республики Саха в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, экстремальных прироДно-кйи'матических условий, тяжелого и сложного характера* труда при занятии скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, оленеводством создали собственную самобытную, достаточно рациональную систему физического воспитания, в чем-то отличную от физического воспитания других регионов Севера-Востока России. Это отличие связано с ранним началом, естественностью, перманентностью, простотой, доступностью подготовки детей к самостоятельной трудовой жизни и продолжением обучения детей традициям своего народа в рамках учения айыы и школы "кут-сюр" (в совокупности они способствуют выработке бережного отношения к природе, традициям и обычаям народа саха). В частности, речь идет о программах "Ураанхай саха огото", "Юрюнг Уолан", "Кыыс Куо". Физическое воспитание было непосредственно связано с трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием и закаливанием.

Выработанные на протяжении веков физические упражнения, игры состязания постепенно перешли в систему физического воспитания околений.

Благодаря воздействию этой системы молодое поколение обретало, развивало и всесторонне укрепляло необходимые (разносторонние) физические и психические качества, а также двигательные навыки, которые применялись прежде всего для трудовых и военных целей. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы, приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого нового молодого поколения.

Характерно, что передача традиций физического воспитания шла по строго начертанным правилам и законам. Начальный этап передачи опыт проводят отец, мать ребенка, старший брат, сестра или другой близкий родственник. Затем обучение происходит в коллективе под руководством более опытных людей, наставников. Традиционное физическое воспитание при этом выполняло свою главную, жизненно важную функцию - приспособления этноса к экстремальным условиям Севера, укрепления здоровья и приучения к традиционным профессиональным видам деятельности (скотоводство, оленеводство, охота, рыболовство и т.д.).

Изучение литературных источников по теме исследования позволяет нам выделить ряд авторов, внесших существенный вклад в развитие теории и практики физического воспитания разных этносов в различные исторические периоды (Г.Ш.Абсолямов, Ф.А.Агапов, М.Т.Танникеев, В.Г.Богораз-Тан, И.Вениаминов, В.И.Иохельсон, В.В.Леонтьев, Г.А.Меновщиков, Н.И.Пономарев, В.И.Прокопенко, Е.И.Тугутов, К.П.Тен, Н.И.Торопов, А.О.Чотонов, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев и др.).

Коренные народы Якутии по сравнению с другими соседними регионами Севера оказались более последовательными в сохранении уникальной самобытной традиционной физической культуры. Это наблюдается, в частности, у проживающих в Республике Саха (Якутия) - якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей. Этому способствовали такие обстоятельства, как отдаленность их проживания от центров царской России и поздний приход русских в Якутский край (XVII в.). К приходу русских народности Якутии находились на стадии уже сформировавшихся классовых отношений, достаточно развитого уровня самостоятельной культуры.

Народные виды физических упражнений, игры и состязания явились составной частью общей культуры. Традиционное физическое воспитание было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого и решительного молодого поколения - продолжателя рода аборигенов (Г.Ш.Абсолямов, В.Ф.Афанасьев, В.В.Антропова, В.И.Иохельсон, В.Г.Богораз, И.Вениаминов, В.В.Леонтьев, Г.А.Меновщиков, Н.И.Пономарев, В.И.Прокопенко, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев и др.).

Актуальность проблемы исследования заключается в научном обосновании необходимости сохранения этнокультурного наследия коренных народов Якутии в области этнопедагогики физического воспитания подрастающего поколения и применении его в системе физического воспитания (учебные занятия, организация спортивных соревнований, праздников, досуга, развлечений; оздоровительно-рекреационных, восстановительных мероприятий). Коренные народы Республики Саха (Якутия) (якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи), пройдя сквозь века тяжелых испытаний, остались жизнеспособными благодаря сохранению этого культурного наследия, в том числе и физической культуры.

Их богатейшие этнокультурные традиции в области физического воспитания, которые были выработаны в суровых условиях Севера, представляют собой большую ценность и жизненную силу, что вызывает необходимость изучения этого наследия. В настоящее время достаточно разносторонне научное изучение физических упражнений, игр, национальных видов спорта малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока применительно к общей системе физического воспитания и образования проведено В.И.Прокопенко.

Многовековой этнопедагогический опыт коренных народов Республики Саха (Якутия) в настоящее время остается недостаточно изученным и научно обоснованным, не получив должного освещения в отношении истории, теории и практики образования и воспитания, научной педагогики со стороны практических работников и исследователей в области физической культуры, физического воспитания.

Ряд имеющихся исследований местных авторов (В.Ф.Афанасьев, М.А.Чудинова, А.А.Григорьева, К.В.Павлов, Н.К.Шамаев) частично раскрывают уникальность, своеобразность народной педагогики аборигенов Якутии в области физического воспитания. В основном описывается внешняя сторона и общее содержание народных игр и национальных видов спорта. Не раскрывается суть их социально-педагогической и оздоровительной направленности.

Длительное время применение элементов народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в общеобразовательных школах, ССУЗ, ПТУ, ВУЗах считалось неприемлемым, т.е. неэффективным для воспитания и образования советского человека. Преподаватели физического воспитания работали по готовой программе, как бы по единому рецепту Министерства образования бывшего Союза ССР, РСФСР, которая была составлена без учета национально-региональных особенностей, наличия спортивных баз и контингента занимающихся.

Вся программа основывалась не на традиционной, а на европейской системе физического воспитания (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, коньки). Половина объема этой программы не выполнялась, т.к. в условиях Якутии не было бассейнов, катков, гимнастических снарядов и т.д. Получалось насильное навязывание преподавателем обязательного выполнения содержания и объема программы, что снижало интерес занимающихся и приносило большой урон системе физического воспитания и оздоровления. В особенности это относится к коренным малочисленным народам Севера, в частности Севера-Востока России. Это привело к отчуждению молодежи от своего культурного наследия и утрате национального самосознания и достоинства.

В 1992 году была принята концепция обновления и развития национальной школы нашей республики. В связи с этим была обновлена программа по физическому воспитанию общеобразовательных школ. Она была дополнена самобытными элементами физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта. Были разработаны методические указания (В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев), принята программа для специализированных ДЮСШ по национальным видам спорта (В.П.Кочнев), авторская программа для сельских национальных школ (К.В.Павлов, Н.К.Шамаев). Все эти программы были направлены на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта. Они обогатили содержание и формы занятий в системе народной педагогики новым информационно-познавательным материалом на основе традиционного физического воспитания. Содержание программ, формы и методы занятий полностью соответствуют воспитательно-образовательным целям учебного процесса и сочетаются с трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием и закаливанием.

Закаливанию организма у коренных народов Якутии и в целом Севера России посвящено достаточно много работ этнографов, историков, исследователей дореволюционного периода, бывшего Советского Союза и местных ученых (Г.Новицкого, И.Вениаминова, И.Г.Георга, В.К.Арсеньева, В.И.Иохельсона, Р.Маака, А.Миддендорфа, В.Л.Серошевского, Ф.И.Страленберга, И.Я.Худякова, Г.Ф.Миллера, И.Г.Гмелина, Я.И.Линденау, Э.К.Пекарского и др.). В советский период В.Г.Тан-Богораз, А.Ф.Анисимов, И.В.Васильев и др, всесторонне изучали быт, язык, нравы, традиции, обычаи, праздники, игры, состязания, в том числе способы и методы закаливания, аборигенов Якутии. Большинство их работ имеют описательный характер. В ряде работ, изданных в нашей республике (В.Ф.Афанасьев, М.А.Чудинова, Ф.С.Андросов, С.И.Николаев, В.П.Кочнев, Н.К.Шамаев, А.А.Григорьева, К.В.Павлов, В.Х.Иванов, Н.Н.Курилов, Г.В.Роббек, А.Н.Варламов, Г.В.Степанов, П.К.Васильев и др.), особое внимание придается закаливанию. Например, К.В.Павлов, Н.К.Шамаев описывают 18 методов и способов закаливания. Кроме общепринятых методов (находиться продолжительное время на морозе в легкой одежде, различные игры на воздухе и снегу, ходьба босиком летом и зимой, обливания холодной водой), они предлагают своеобразные методы дыхания (носом, открытым ртом) и выполнение различных физических упражнений, связанных с глубоким дыханием на морозе.

Исходя из вышеизложенного определена проблема и выбор темы диссертационного исследования: "Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания".

РОССИЙСКАЯ 9 ГОСУДАРСТВЕННА?

БИБЛИОТЕКА

Объект исследования - этнопедагогика физического воспитания коренных народов Якутии на основе сохранения, возрождения и дальнейшего развития традиций физических упражнений, игр, национальных видов спорта и их применение в современной системе физического воспитания, образования.

Предмет исследования - прогрессивные формы, методы, средства и приемы традиционной системы физического воспитания коренных народов Республики Саха (Якутия), направленные на формирование личности представителя северного этноса, физически и духовно крепкого, способного к полноценной профессионально-трудовой деятельности.

Цель исследования. На основе изучения положений этнопедагоги-ческой теории и практики обосновать рациональное применение традиционных народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в качестве национально-регионального компонента в системе физического воспитания и образования коренных народов Республики Саха (Якутия). Гипотеза исследования. Традиционная система физического воспитания коренных народов Якутии как результат многовекового опыта по воспитанию и образованию подрастающего поколения может быть востребована в качестве составной части духовной культуры и национально-регионального компонента образования, поскольку:

- современные социально-экономические условия, в которых оказались коренные народы Республики Саха (Якутия), стимулируют у них проявление национального самосознания и стремление к самовоспитанию через традиционную систему физического воспитания;

- прогрессивный опыт традиционного физического воспитания используется, начиная с семьи, детских образовательно-воспитательных учреждений и до ВУЗа, для подготовки физически и духовно развитой личности представителя северного этноса;

- самобытные физические упражнения, народные игры и национальные виды спорта, являясь составной частью содержания физического воспитания молодого поколения северян, способствуют их выживанию и жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера, овладению ими традиционными видами хозяйства своих предков;

- подготовка специалистов, преподавателей в области физической культуры и спорта включает усвоение историко-теоретических и педагогических знаний и умений в области традиционного физического воспитания коренных народов Севера;

- на современном этапе развития теории и практики физического воспитания северян создана система эффективного применения народных педагогических традиций.

В соответствии с поставленной проблемой, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Определить роль и место традиционной физической культуры коренных народов Якутии в общей системе их этнокультурного наследия.

2. Определить историческую обусловленность возникновения и развития физических упражнений, игр, национальных видов спорта, показать их этнопедагогическую сущность, способствующую формированию личности представителя северного этноса.

3. Выявить взаимосвязь этнической физической культуры с бытовым укладом, обычаями и традициями коренных народов Якутии и ее неотделимость от области воспитания и образования подрастающего поколения.

4. Обобщить и систематизировать на основе изучения литературных источников и архивных данных прогрессивные традиции народного воспитания в контексте развития теории и практики этнопедагогики физического воспитания коренных народов Якутии на современном этапе.

5. Разработать критерии рационального применения традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта в целях повышения уровня общего физического развития подрастающего поколения, его спортивно-технических результатов.

6. Научно-практически обосновать создание адекватной системы физического воспитания на основе применения этнопедагогической теории и практики с учетом экстремальных условий Севера и национально-региональных особенностей Якутии.

7. Создать комплекс научно-практических рекомендаций, программ, учебников с целью формирования всесторонне развитой, закаленной, работоспособной личности северянина в экстремальных условиях Якутии.

8. Определить перспективы регионального применения народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания, образования, оздоровления и этнокудьтуры народов Республики Саха (Якутия).

Методология и методы исследования. Общая ме тодология исследования определяется принципами диалсктическо-материалиети-ческого познания мира, общества, человека, положением о существовании всеобщей связи и взаимообусловленности фактов и явлений, целостного характера и социальной детерминированности процесса становления личности. В процессе исследования применен следующий метод: анализ и обобщение литературы по теме исследования во взаимосвязи с данными исследований из других областей науки (философия, социология, физиология, медицина, национальная культура, педагогика, психология, методика преподавания).

В процессе работы автор руководствовался положениями из педагогического наследия известных мыслителей-гуманистов Я.А.Коменского, Д.Локка, Р.Оузна, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и др.; суждениями о народном воспитании В.Г.Белинского, А.Г.Герцена, И.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Н.И.Пирогова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.А.Яковлева и др.; педагогическими воззрениями педагогов - Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Д.Сухомлинского и др. Для разработки теоретических этнопедагоги-ческих основ физического воспитания использовались педагогические концепции В.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, Т.И.Петровой, М.А.Чудиновой, А.А.Григорьевой, Н.К.Шамаева и др.; научные труды по истории, теории и практике педагогики представителей народов бывшего СССР Ф.А.Агапова, Г.Ш.Абсолямова, М.Т.Танникеева, О.В.Вахания, В.В.Санданова, В.И.Элашвили, Н.И.Торопова, А.О.Галустян, Г.С.Тумонян, С.Г.Галиева, Г.В.Короева и др. Особое место в работе занимают исторические, теоретические, методические и практические разработки, связанные с этнопедагогикой физического воспитания коренных народов Якутии (В.Ф.Афанасьева, К.В.Павлова, М.А.Чудиновой, А.А.Григорьевой, Н.К.Шамаева, И.С.Портнягина и др.).

В работе также использовались результаты анализа данных, полученных в ходе научных командировок и при сборе текущей информации на основе анкетирования (собрано более 150 анкет ветеранов и мастеров спорта России и Республики Саха (Якутия)), бывших спортивных руководителей, спортсменов, знатных уважаемых людей улусов, городов и т.д.

В исследовании отражен научно-педагогический опыт 45-летней работы автора, связанной с изучением и сбором материалов по традиционному физическому воспитанию коренных народов Якутии. Накоплен большой фактический материал во время этнопедагогических экспедиций в местах компактного проживания малочисленных народов Якутии (Золотинка-Иенгра, Токко, Хатыстыыр (эвенки); Тополиное, Эвено-Бытантайский национальный округ, Оленек (эвены), Нижнеколымск, Среднеколымск (юкагиры, чукчи) и т.д.). Научные исследования проводились в период с 1954 по 1998 гг. и включают следующие этапы:

Первый этап (1954-1970 гг.) был связан с организацией этнографических экспедиций по изучению и сбору материалов об истории возникновения и развития физических упражнений, игр и состязаний у коренных народов Якутии, с изучением и анализом литературных источников по их духовной культуре, а также по философии, социологии, истории, археологии, этнографии, соотносящихся с областью физического воспитания. Тогда был определен уровень разработанности изучаемой проблемы. Автором была разработана программа и на ее основе проведена работа по обеспечению организованной системы условий для возрождения, сохранения и дальнейшего развития традиционных физических упражнений, игр и национальных видов спорта коренных, народов Якутии.

Проблема исследования была связана с определением основных понятий по этнопедагогике физического воспитания и сущности взглядов в системе физического воспитания.

Второй этап (1970-1980 гг.). Проведено углубленное научное исследование физических упражнений, игр и национальных видов спорта малочисленных народов Якутии (эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей).

Организованы полевые этнографические экспедиции по местам их компактного проживания; анкетирование, беседы, интервьюирование и т.д. Продолжалось осуществление основных идей и положений исследования по практическому применению физических упражнений, игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания и образования. Создается теоретическая и методологическая база исследования. Организуются различные спортивные соревнования, спартакиады народов Севера, "Дни оленеводов", матчевые встречи и т.д.

Третий этап (1980-1998 гг.). Проведено теоретическое обоснование путей и условий использования опыта традиционного физического воспитания с разработкой теории и практики современного физического воспитания на основе применения методов этнопедагогики коренных народов Якутии. Выработаны научно обоснованные рекомендации по созданию целостной системы традиционной самобытной физической культуры и спорта, начиная с детских учреждений и до ВУЗа. Разработаны программы по физическому воспитанию по ступеням обучения (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, колледжи, ВУЗы). Автором изданы методические пособия, рекомендации, учебные пособия, монографии. Приведены в единую систему организация и проведение соревнований по национальным видам спорта, начиная с отдельных коллективов и до крупномасштабных спартакиад народов Якутии, Игр предков, где в финале участвует до двух тысяч спортсменов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются внедрением в систему физического воспитания научно разработанных и апробированных на практике программ, учебных пособий, монографий. О чем свидетельствуют положительные оценки специалистов спорткомитетов, министерства образования, преподавателей общеобразовательных школ, ССУЗов и ВУЗов, Государственного комитета по высшему образованию, специалистов и физкультурных работников СНГ, соседних республик - Бурятии, Тывы, Хакасии и т.д.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ней:

- выявлены, обобщены, теоретически обоснованы этнические принципы педагогики традиционного физического воспитания подрастающего поколения коренных народов Якутии;

- впервые научно разработана система традиционного физического воспитания коренных народов Якутии (школа, ССУЗ, ПТУ, ВУЗы) с учетом природно-климатических, национально-региональных и социально-экономических особенностей в условиях Севера;

- отечественная и международная теория, практика физического воспитания, культуры и спорта обогатились новым уникальным достоянием в виде самобытной системы традиционного физического воспитания коренных народов Якутии;

- решена актуальная научная проблема, имеющая важное социально-педагогическое значение. В частности, обеспечивается применение элементов народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта, которые дают возможность значительно обогатить содержание и формы физического воспитания в учебно-воспитательных учреждениях Якутии (школа, ССУЗ, ПТУ, ВУЗ);

- повышен идейно-теоретический и практический уровень подготовленности специалистов физического воспитания, т.е. они познают и реализуют те культурные ценности, традиции и обычаи, которые народ создавал, сохранял столетиями и донес до наших дней.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором разработаны принципиально новые подходы к современному процессу физического воспитания в духе воззрений этнопедагогики коренных народов Якутии. Автором составлен комплекс учебно-методических пособий и научно-теоретических разработок (для юных спортсменов, для общеобразовательных школ, студентов факультета физического воспитания госуниверситета, для специализированных ДЮСШ), в котором основное внимание уделено традиционным средствам физического воспитания коренных народов Якутии, национальным видам спорта. С участием автора в Республике Саха (Якутия) разработана и внедрена целостная непрерывная система возрождения, сохранения и дальнейшего развития народных игр, национальных видов спорта народов Якутии (якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи). Результаты научно-методических исследований и публикации автора активно используются в практической работе преподавателями, тренерами общеобразовательных школ, ССУЗов, ПТУ, колледжей, ВУЗов республики для подготовки спортсменов высшего класса и национальных педагогических кадров.

Практически применяются и совершенствуются в течение ряда десятилетий научно обоснованные Единые Правила судейства, организации и проведения соревнований (1955, 1960, 1975, 1988 гг.). Единые Правила стали, в свою очередь, требованиями и критериями для подготовки судей, организаторов по проведению массовых спортивных соревнований, спартакиад.

Начиная с 1957 года действует система повышения квалификации преподавателей физического воспитания, тренеров спортивных школ по линии ИПКРО (Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия)).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность, особенности, роль и место традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в качестве ее национально-регионального компонента обучения в условиях Якутии.

2. Целостная непрерывная система я преемственность физического воспитания на различных ступенях образования (школьного, в рамках ССУЗов, ПТУ, вузовского и послевузовского) как концептуально-методическая основа для формирования всесторонне развитой, физически здоровой, закаленной, работоспособной личности человека, способного жить и трудиться в традиционных отраслях хозяйства народов Севера (скотоводство, коневодство, оленеводство, охотничий промысел, рыболовство и т.д.).

3. Возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта на основе достижений этнопедагогической теории и практики физического воспитания являются основным условием для формирования полноценной личности представителя северного этноса.

4. Этнопедагогика физического воспитания и образования коренных народов Якутии является идейно-теоретической основой для формирования национального самосознания подрастающего поколения и вносит достойный вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей, который будет востребован различными представителями мирового сообщества в порядке взаимообогащения культур.

5. Народные физические упражнения, игры и национальные виды спорта, закаливание, различные спортивные соревнования, праздники, фестивали, традиции, обряды являются компонентами самобытной традиционной физической культуры коренных народов Якутии; они способствуют духовному, культурному, интеллектуальному и физическому развитию этносов до уровня мировой цивилизации.

6. Взаимодействие специально созданных нами условий, как-то: повышение уровня преподавания предмета "физическое воспитание", улучшение качества учебно-методической и спортивно-тренировочной работы, создание учебно-методических центров и т.д. - обеспечили возможность достижения нашими воспитанниками разностороннего развития физических качеств и высоких спортивных результатов на основе рационального сочетания традиционных методов народного воспитания и современных требований педагогической науки и практики.

7. Традиционная физическая культура коренных народов Якутии формировалась и развивалась на протяжении столетий в соответствии с суровыми условиями жизни и производительного труда аборигенов Севера. Она способствовала поддержании жизнедеятельности этносов в экстремальных условиях Севера, физическому развитию, закалке и подготовке молодого поколения к будущей профессиональной деятельности (охота, рыболовство, оленеводство, скотоводство, пушной промысел, собирательство).

Апробация и внедрение. Основные положения исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Всесоюзных, российских, региональных и республиканских научно-практических конференциях (Петропавловск-Камчатский, 1962; Ереван, 1971; Новосибирск, 1985; Ленинград, 1988; Москва, 1989; Кызыл, 1989; Екатеринбург, 1993; Нерюнгри, 1995; Хабаровск, 1996, 1997, 1998; Якутск, 1976,1980,1984,1988,1990,1995,1996 г.). Автор с докладом по проблемам развития национальных видов спорта выступал на совещании представителей спорткомитетов РСФСР, регионов Сибири и Дальнего Востока в 1958, 1962, 1968, 1970 гг.; регионов Севера - Липецк, 1968; Ленинград, 1987; Москва, 1989; Якутск, 1990).

Автор участвовал в разработке классификационных нормативов по национальным видам спорта РСФСР (1971 г.). Результаты исследования внедрялись в форме лекций, сообщений и публикаций. Автор, как судья всесоюзной категории, был главным арбитром на спартакиадах РСФСР по национальным видам спорта (Петропавловск-Камчатский, 1962; Кызыл, 1963; Улан-Удэ, 1965,1967; Якутск, 1968,1986; и др.).

Автором изданы пять учебно-методических пособий, две программы (для общеобразовательных школ и ДЮСШ), две монографии, Правила соревнований (1955, 1960, 1975, 1988 гг.) и ряд учебно-методических статей в различных сборниках.

Диссертация, представленная в виде научного доклада, состоит из введения, четырех глав, заключения и списка опубликованных работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Кочнев, Валерий Пантелеймонович

Выводы

1. Физические упражнения, игры, состязания коренных народов Якутии связаны с условием их жизни, природно-климатическими особенностями, характером труда, производственной деятельностью и т.д.

2. Главной задачей аборигенов была забота о всестороннем физическом развитии детей, привитие им нравственных, эстетических норм, обучение трудовым навыкам, приспособление этноса к экстремальным условиям Севера.

3. Коренные народы Якутии создали свою собственную систему воспитания, в том числе физического воспитания на основе учения Айыы.

4. Изучение устного народного творчества показало, что физическое воспитание коренных народов Якутии решало основные задачи укрепления здоровья, закаливания организма, достижения всестороннего физического развития, формирования необходимых двигательных умений и навыков для ведения традиционных отраслей хозяйства Севера.

5. Большим достижением коренных народов Якутии является возрождение, сохранение, дальнейшее развитие и использование физических упражнений, народных игр, национальных видов спорта в современной системе физического воспитания и образования, что позволило за короткий срок спортсменам Якутии завоевать четыре олимпийские медали - две золотые, две серебряные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение наскальных рисунков по верхнему и среднему течению реки Лены, вдоль ее притоков - рек Алдана и Олекмы в Якутии показали, что древние люди на своих рисунках изображали характерные позы и движения копытных животных, зверей, птиц, похожие на позы и движения в современных физических упражнениях и играх. Безусловно, наскальные изображения имеют культовое значение, отражают религиозные представления древних людей и связаны с обрядами поклонения древним божествам, духам, Солнцу и т.д. С другой стороны, можно утверждать, что на этих рисунках отображен целый комплекс физических упражнений (ходьбы, бега, метания, лазания и др.), без которых и сами культовые обряды не могли бы проводиться:

На многих рисунках древние люди изображали отдельные фрагменты, сцены, видимо, происходивших игр или состязаний, а на некоторых рисунках эти древние люди демонстрировали свои физические качества - бег, силу, прыгучесть и т.д. (рис. 1-3).

Большинство физических упражнений и игр коренных народов Якутии представляют собой копирование, подражание движениям животных, зверей, птиц, а также поведенческой тактики соперников при схватках пернатых, зверей, домашних животных и т.д.

Например, якутские прыжки "кылыы" (скачки на одной ноге) напоминают скачки журавлей, стерхов; прыжки "ыстанга" (прыжки с ноги на ногу) напоминают широкий шаг скачущего оленя; прыжки "куобах" (на двух ногах) - заячьи прыжки. Игры также похожи на движения животных и называются "Быть медведем", "Быть оленем", "Волк и жеребята", "Ястреб и утки" и т.д. . " *

Академик А.П.Окладников считал, что в истории возникновения физических упражнений, игр и состязаний первостепенную по важности роль сыграла охота. Охотники, наблюдая за движениями и играми животных и птиц, а также их соперничеством при схватках, стали подражать и воспринимать их действия для охотничьих целей и удовлетворения своих физических и эстетических потребностей. Затем, реализуя потребность в зрелищах, стали устраивать состязания, соревнования, чтобы помериться на них своими силами.

Коренные народы Якутии в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, экстремальных природно-климатических условий, тяжелого и сложного характера труда при занятиии скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством создали -собственную самобытную, достаточно рациональную систему физического воспитания, отличную от физического воспитания в других регионах Севера-Востока России. Главной задачей была подготовка ребенка с раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и продолжению традиций своего народа и прежде всего своих родителей. Необходимым условием при этом были забота о всестороннем физическом развитии детей, привитие им всей суммы нравственных и эстетических норм, передача накопленных знаний об окружающей природной среде, ее богатствах и способах существования в ней, обучение трудовым навыкам.

Забота о всестороннем физическом развитии детей была связана с необходимостью воспитать в ребенке качества настоящего хозяина тайги и тундры, человека, который мог бы успешно бороться с сильным морозом, жарой, ветром и морем, т.е. с бесконечными капризами северной природы.

Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Якутии развилась и распространилась с накоплением опыта ведения трудной и жестокой борьбы за существование и выживание в экстремальных условиях Севера.

Практический и теоретический опыт физического воспитания, его богатейшее содержание, формы, методы и принципы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого подрастающего поколения в семье, роду, в процессе жизнедеятельности этносов в суровых условиях Севера.

Передача опыта традиционного физического воспитания шла по строго начертанным правилам и законам. Начальный этап передачи опыта, т.е. семейное, индивидуальное воспитание, осуществляют отец, мать, старший брат, сестра, дедушка, бабушка или близкий родственник. Затем обучение проходит в коллективе под руководством более опытных людей, наставников, вождей племени, рода для подготовки молодежи к трудовой деятельности и военному делу.

Традиционное физическое воспитание при этом выполняло свою главную, жизненно важную функцию - приспособление этноса к экстремальным условиям Севера, укрепление здоровья и приучение к традиционным профессиональным видам деятельности (скотоводство, оленеводство, охота, рыболовство и т.д.).

Коренные народы Якутии по сравнению с народами других, соседних,регионов Севера оказались более последовательными в сохранении уникальной самобытной традиционной физической культуры. Они создали своеобразную комплексную систему воспитания, в том числе и систему физического воспитания, в таком виде больше не встречающуюся у других народов Севера-Востока России , и здесь речь идет об учении айыы, о философских традициях школы "кут-сюр", учении "Ураанхай саха огото", "Юрюнг Уолан", "Кыыс Куо", в которых основное значение придается всестороннему физическому развитию, воспитанию и образованию на примере самобытной жизни и деятельности народов Севера.

Учение айыы опирается на философское учение "кут-сюр", являющегося его составной частью и построено на принципе единства процесса воспитания и образования. В прошлом наши предки достаточно точно знали и определяли генетические программы задатков и способностей каждого вновь родившегося ребенка, прогнозировали его будущую судьбу и жизнь.

Заботой и стремлением родителей были - вырастить своих детей физически развитыми, здоровыми, способными к труду, охоте, скотоводству, коневодству, ремеслам, рыболовству; к защите родного очага, рода, племени, жизни и деятельности родного народа. Кроме того, родители на основе использования многочисленных иносказаний в виде сказок, загадок, игр, олонхо, рассказов развивали умственные и образовательные способности своих детей.

Учение "кут-сюр" (духовность и нравственность) - направлено на воспитание образованного, культурного и разносторонне физически развитого человека, бережно относящегося к родной природе, хранящий и умножающий заветы предков, живущий в строгом соответствии с законами мирового развития.

Система учения айыы охватывает широкий круг направлений воспитания и обучения, включая умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое. При этом они тесно связаны, переплетаясь между собой и дополняя друг друга. Физическое воспитание по «системе айыы» проходило в тесном контакте и единстве с трудовым и психическим воспитанием и закаливанием, так как от соблюдения этого единства зависел успех формирования физически крепкой, психически стойкой и профессионально подготовленной личности.

Возрождение национальной системы учений "Ураанхай саха ого-то", "Юрюнг Уолан" и "Кыыс Куо" в практике воспитания и образования является примером жизненности традиционного народного способа воспитания, т.е. народной педагогики. Ее возрождение связано с созданием Концепции обновления и развития якутской национальной школы. В частности, Концепцией был предусмотрен пересмотр постановки работы в области физического воспитания в отношении использования традиций этнопедагогики и определение его места в системе непрерывного образования, начиная с детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и до ССУЗов, ПТУ и ВУЗов. В связи с этим были приняты программы по физическому воспитанию, где 25-30 % от общего количества программных часов отводится на применение народных игр и национальных видов спорта. В отдельных малокомплектных школах преподавателям физкультуры разрешено самостоятельно вносить изменения и дополнения в программу по физическому воспитанию.

Богатейший информационный материал о традиционном физическом воспитании содержат в себе величественные произведения народного Зпоса якутов - олонхо, вершина духовного богатства народа, а также жанр устного народного творчества (мифы, легенды, предания, сказания и'др.). В них отражены реалии трудового опыта, исторического прошлого народа, образно и объективно освещается происходившие некогда события с участием конкретных лиц или коллективных участников. В олонхо можно найти описание целого арсенала средств и методов физической подготовки и закаливания организма их главных героев. Герой олонхо - богатырь, воин, защитник рода и племени, который с момента рождения проходит суровую школу разностороннего физического, психического, морально-волевого развития. Ему предстоит выдержать серию испытаний в силе, быстроте, выносливости, смелости, решительности, храбрости. Испытания всегда были строгими и сложными: уметь увертываться от стрел, ловить стрелы на лету, отбиваться от меча, поднимать и таскать тяжести, быстро бегать, перепрыгивать через горящие костры, метко стрелять, владеть в совершенстве навыками верховой езды, обливаться, купаться в ледяной воде и т.д. К восемнадцати годам юноша должен стать настоящим "боотуром", и он получает доспехи - меч, стрелы, панцырь и т.д.

Изучение материалов устного народного творчества (олонхо, предания, сказки, рассказы и т.д.) позволяют сделать вывод, что физическое воспитание у коренных народов Якутии решало главные и основные задачи укрепления здоровья, закаливания организма, всестороннего физического развития, формирования и совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и умений для развития традиционных отраслей хозяйства Севера, воспитания основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и т.д.), а также любознательности, рассудительности, умственной способности, доброты, смелости, храбрости, решительности, уравновешенности и т.д.

Коренные народы Якутии очень четко знали систему нормирования физической нагрузки с учетом возраста, физической подготовленности, состояния здоровья. Особенностью ее является метод постепенной адаптации организма (тренировки) к физическим нагрузкам, который и называется "учение тела" (эт уорэтиитэ). Учение тела (в современном понимании "тренировка тела") - глубоко продуманный, выверенный временем тренировочный процесс. Он применяется во всех сферах трудовой деятельности, где выполняются те или иные работы с большой физической нагрузкой в течение продолжительного времени. Фольклор коренных народов Якутии рождался в недрах семьи и прививал новому поколению любовь к традиционным занятиям, уважение к старшим, к родным местам, учил ребенка физическому совершенству, труду, усвоению необходимых норм отношений в человеческом общежитии.

В традиционной этнопедагогике коренных народов Якутии важная роль отводилась детской игре, отражающей быт, культуру и представления о физическом совершенстве. Народные игры с производственными, бытовыми и спортивно-состязательными сюжетами представляли собой начальную трудовую и жизненную подготовку детей. В настоящее время на примере 150-ти собранных игр и состязаний различного направления (беговые, прыжковые, силовые, интеллектуальные и др.) показан весь арсенал имеющихся средств разносторонней физической подготовки, развития у детей художественно-эстетического вкуса, жизненной сноровки и т.д.

Игры детей коренных народов Якутии отличаются многовариантностью, комплексностью, универсальностью. Большинство игр создавались и придумывались самими детьми или подсказывались их родителями, которые стремились учитывать интересы своих детей. Игры повторяли, копировали деятельность взрослых, являлись своеобразным средством подготовки детей к будущей профессиональной деятельности.

Большим достижением коренных народов Якутии является возрождение, дальнейшее развитие и использование народных игр и национальных видов спорта в современной системе физического воспитания.

Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Якутии обретает в настоящее время новые формы занятий, преодолевая последствия навязывания бывшими Министерствами просвещения СССР и

РСФСР программ по физическому воспитанию 1-Х1 классов общеобразовательной школы. Первым смелым и решительным шагом является включение в программы по физическому воспитанию традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта. Это сближает традиции родного народа, положительно влияет на улучшение разносторонней - физической, психической и морально-волевой -подготовки детей, возрождая и развивая обычаи и традиции, т.е. этническую культуру. Физическое воспитание стало базовым воспитательным и образовательным процессом молодого поколения. Оно используется в режиме дня, для организации внеклассной учебно-тренировочной работы, внутришкольных, улусных, республиканских, региональных и международных соревнований "Дети Азии".

Подготовка на отделении физического воспитания педагогического училища № ], факультете физического воспитания Якутского госуниверситета преподавателей физической культуры, тренеров, прошедших специализацию по национальным видам спорта и народным играм, обогащает теорию и практику традиционной физической культуры коренных народов Якутии, Создает предпосылки для разработки новой модели современного процесса физического воспитания, предполагает решение ряда принципиальных организационных вопросов по коренной перестройке всего учебно-воспитательного процесса, а также проведение научно-исследовательской работы по использованию традиций физического воспитания. Новые прогрессивные формы и модели будут рекомендованы для применения в работе специализированных ДЮСШ по подготовке спортсменов высокого класса.

Большим достижением в области развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) является принятие Концепции развития физической культуры и спорта высших достижений в 1991г. и

Закона о физической культуре и спорте" в 1992 г. (впервые в Российской Федерации).

В Конституции Республики Саха (Якутия), принятой в 1992 г., статья 25 гласит: "Государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта", что, несомненно, дает новый творческий импульс и гарантирует сохранение и развитие традиционных форм занятий физической культурой коренных народов Якутии.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук в форме науч. докл. Кочнев, Валерий Пантелеймонович, 1998 год

1. Трасса смелых: (История сверхдальних переходов). Якутск: Кн.изд-во, 1975 3,2 п.л. (Соавт.: В.А.Николаев).

2. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск: Кн.изд-во, 1980 -4,25 п.л.

3. Якутия спортивная. Якутск: Нац.кн.изд-во "Бичик", 1993 15,21п.л.

4. Спорт: годы, события, судьбы. Якутск: Нац.кн.изд-во "Бичик", 1.993 7,6 п.л.

5. Закаляя будущие кадры. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993 3,0 п.л.

6. Жизнь, посвященная спорту. Якутск: Изд-во "Борогонцы", 1994 -4,5 п.л.

7. Традиционные игры и состязания якутов. Якутск: Кн.изд-во "Северовод", 1997 1,5 п.л. (Соавг.: Н.К.Шамаев, П.П.Готовцев).

8. The Sakha Traditional Games and Competitions. Yakutsk, 1997 1,5 п.л. (Соавт.: Nikolai К. Shamaev, Valeriy P. Kochnev, Prokopiy P. Gotovcev).

9. История физкультурного движения в Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998 -11,5 п.л.1.. Учебные и учебно-методические издания

10. Легкая атлетика: (Учебно-методическое пособие). Якутск: Кн.изд-во, 1956 3,5 п.л.

11. Помощь молодым легкоатлетам. Якутск: Кн.изд-во, 1959 4,0 п.л. (Соавт.: Н.Е.Колесниченко).

12. Спорт сахалыы коругиэригэр курэхтэЬиилэр быраабылара. Якутск: Кн.изд-во, 1960 4,0 п.л. (Соавт.: Н.Н.Тарский, Н.Н.Волков).

13. Национальные виды спорта Якутской АССР: (Правила соревнований). Якутск: Кн.изд-во, 1960 4,0 п.л. (Соавт.: Н.Н.Тарский, Н.Н.Волков).

14. Национальные виды спорта Якутской АССР: (Правила соревнований). Якутск: Кн.изд-во, 1975 4,0 п.л.

15. Материалы к изучению физического развития и двигательной подготовленности школьников Якутии: (Сб. статей) / Составитель и редактор И.А.Гусева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1976 4,17 п.л.

16. Простейшие комплексы общеразвивающих физических упражнений: (Методическое пособие) / Составитель и редактор Н.К.Шамаев. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1981 1,86 п.л.

17. Национальные виды спорта Якутской АССР: (Правила соревнований). Якутск: Кн.изд-во, 1988 3,2 п.л.

18. Национальные виды спорта Якутской АССР: (Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания Якутского госуниверситета). Якутск: Кн.изд-во ЯГУ, 1988 1,75 п.л.

19. Организация и проведение занятий со специальной медицинской группой: (Методическое пособие). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995 7,7 п.л. (Соавт.: Л.А.Мординов, К.С.Золотарев, Л.Д.Власова).

20. Якутские прыжки: (Учебное пособие). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997- 10,2 п.л.

21. I. Программно-нормативные издания

22. Единая Всероссийская классификация по национальным видам спорта народов РСФСР. Москва: 1970 0,5 п. л. (Соавт.: Г.Ш.Абсолямов).

23. Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы и методические указания к ним. Якутск: Кн.изд-во, 1992 3,8 п.л. (Соавт.: Н.К.Шамаев).

24. Национальные виды спорта Республики Саха(Якутия): (Программа для специализированных ДЮСШ). Якутск: Кн.изд-во, 1992 5,0 п.л.

25. Килограммы, метры, секунды, очки (рекорды и лучшие достижения спортсменов Республики Саха(Якутия)). Якутск: Кн.изд-во "Бкчик", 1992 -2,1 п.л.1.. Статьи

26. Национальные виды спорта Якутской АССР // Ученые записки ЯГУ. 1957. №3.C.23-24.

27. О физическом развитии школьников Якутии в возрасте 12-13 лет // Тезисы докладов XI научной конференции ЯГУ. Якутск, 1970. С. 14-17. (Соавт.: И.А.Гусева).

28. Национальные виды спорта Якутии // Тезисы докладов XI научной конференции ЯГУ. Якутск, 1970. С.17-19.

29. О физическом развитии студентов Якутского госуниверситета // Тезисы докладов XI научной сессии, посвященной 100-летию

30. B.И.Ленина. Якутск, 1970. С.11-12.

31. О национальных видах спорта Якутии // Тезисы докладов научной конференции Армянского института физкультуры. Ереван, 1971.1. C.65-68.

32. Некоторые вопросы разработки периодизации и планирования тренировки по якутским прыжкам // Тезисы докладов юбилейной конференции ЯГУ. Якутск, 1972. С.14-15.

33. Техника выполнения якутских прыжков // Тезисы докладов юбилейной конференции ЯГУ. Якутск, 1972. С.15-16.

34. Методика преподавания разминки на занятиях по легкой атлетике со студентами I курса подготовительного отделения // Тезисы докладов научной конференции ЯГУ. Якутск, 1980. С.10-11.

35. Вопросы развития национальных видов спорта Якутской АССР // Тезисы докладов II научно-практической конференции Спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1980. С.4-6.

36. Возникновение и развитие физических упражнений, игр и состязаний у якутского народа // Тезисы докладов III научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1982. С.6-8.

37. Периодизация учебно-тренировочного процесса по якутским национальным прыжкам // Тезисы докладов III научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1982. С.35-37.

38. Народные виды физических упражнений, игры и состязания якутов в трудах русских и европейских ученых, первопроходцев, путешественников // Тезисы докладов IV Республиканской научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1984. С.50-53.

39. Применение национальных видов спорта в физкультурных мероприятиях Якутской АССР // Тезисы докладов научно-методической конференции Сибирского отделения Академии медицинских наук и Всесоюзной федерации профсоюзов. Новосибирск, 1985. С.81-83.

40. Подготовка спортсменов высокого класса в Якутском госуниверситете // Тезисы докладов V научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1986. С.22-24.

41. Физические упражнения, игры и состязания народов Крайнего севера и Юго-Востока Якутии // Тезисы докладов V научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1986. С.31-32.

42. Национальное и интернациональное в физкультурном движении ЯАССР // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Диалектика развития национальных отношений". Якутск, 1988. С. 120123.

43. Взаимосвязь развития физических качеств и методика тренировки занимающихся якутскими национальными прыжками // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Кызыл, 1989. С.4-5.

44. Физические упражнения, игры и состязания народов Якутии // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Кызыл, 1989. С.9-10.

45. Якутские национальные прыжки как средство тренировки в тройном прыжке /7 Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Кызыл, 1989. С.24-26. (Соавт.: П.П.Козырев),

46. Сопоставление периодизации годовой подготовки в якутских национальных прыжках, в тройном прыжке с разбега // Тезисы докладов VI республиканской научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1990. С.32-35 (Соавт.: П.П.Козырев).

47. Сравнительный анализ техники отталкивания в якутских национальных прыжках и в тройном прыжке с разбега // Тезисы докладов VI республиканской научно-практической конференции спорткомитета ЯАССР. Якутск, 1990. С.35-37 (Соавт.: П.П.Козырев, М.П.Шестаков).

48. Они были популярны // Розовая чайка. 1991. С.241 -243.

49. Якутские прыжки // Розовая чайка. 1992. С.244-245.

50. Во что играли северяне // Розовая чайка. 1993. С.251-253.

51. Народные игры Якутии детей школьного возраста // Тезисы докладов VII Виноградовских чтений. Екатеринбург, 1993. 4.1. С.11-112. (Соавт.: А.И.Донской).

52. Национальные виды спорта в программе по физическому воспитанию общеобразовательных школ и ДЮСШ РС(Я) // Тезисы докладов VII Виноградовских чтений. Екатеринбург, 1993. 4.2. С.255-256.

53. Центр физкультурного движения и спорта // Высшее образование в Якутии. 1994. С.82-83.

54. Физическая культура и спорт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Тезисы докладов научно-практической конференции ЯГУ. Якутск, 1995. С.40-41.

55. Физкультурники и спортсмены Якутии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Научно-практическая конференция филиала ЯГУ. Нерюнгри, 1995. С.52-54.

56. Путь к Олимпу // Тезисы докладов научно-практической конференции Хабаровского института физкультуры. Хабаровск, 1996. С.25-26.

57. Подготовка спортсменов высокого класса в Якутском госуниверситете // Тезисы докладов научно-практической конференции Хабаровского института физкультуры. Хабаровск, 1997. С.48-39.

58. Физическое воспитание многопрофильное обучение в ВУЗе // Тезисы докладов научно-практической конференции Хабаровского института физкультуры. Хабаровск, 1998. С.36-39. (Соавт.: Д.Н.Платонов).

59. Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Республики Саха(Якутия) // Тезисы докладов научно-практической конференции Хабаровского института физкультуры. Хабаровск, 1998. С.57-59.

60. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 130,0 п.л.