Этнопедагогика физического воспитания народов севера ханты и манси в современной системе образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, доктор педагогических наук Синявский, Николай Иванович

  • Синявский, Николай Иванович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2004, Сургут
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 409
Синявский, Николай Иванович. Этнопедагогика физического воспитания народов севера ханты и манси в современной системе образования: дис. доктор педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Сургут. 2004. 409 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Синявский, Николай Иванович

Введение.

Глава 1. Традиционная этнопедагогическая система физического воспитания народов Севера.

1.1 Генезис возникновения и становления традиционных средств физического воспитания.

1.2 Роль и значение героического эпоса в становлении системы физического воспитания народов ханты и манси.

1.3 Этнокультурные представления малочисленных народов севера о физическом воспитании.

1.4 Этнопедагогические особенности физического воспитания народов ханты и манси.

Глава 2. Методы и организация исследования.

2.1 Методы исследования.

2.2 Организация исследования.

Глава 3. Структурно-функциональная характеристика средств физической культуры народов ханты и манси.

3.1 Классификация традиционных средств физической культуры народов обского севера.

3.2 Психолого-педагогический анализ национальных подвижных игр.

3.3 Роль состязаний и самобытных физических упражнений в системе физического воспитания.

3.4 Особенности национальной рекреации и танцев народов ханты и манси в системе физического воспитания.

3.5 Значение национальных видов спорта в современной системе физического воспитания.

Глава 4. Практическое проектирование содержания национально-регионального компонента в системе физкультурного образования.

4.1 Разработка национально-регионального компонента программы по физическому воспитанию в системе основного общего образования.

4.2 Реализация национально-регионального (вузовского) компонента в подготовке педагогов по физической культуре в системе высшего образования.

4.3 Этнопедагогическое содержание в подготовке учителей физической культуры в системе повышения квалификации.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогика физического воспитания народов севера ханты и манси в современной системе образования»

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее народных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и в физическом воспитании подрастающего поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для малочисленных народов Севера в наше время огромна, так как в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания, образования, оздоровления.

Народы ханты и манси в процессе своего исторического развития, про-щ мыслово-хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, охота, собирательство дикоросов), проживания в сложных, экстремальных природно-климатических условиях создали самобытную систему физического воспитания. Многовековой опыт самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и содержание, методы и принципы, приемы передавались из поколения в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и нравственно устойчивого молодого поколения.

Важную роль в изучении культуры народов ханты и манси в дореволюционный период сыграли русские исследователи С.К. Патканов, A.A. Ду-нин- Горкавич, С.Д. Носилов, финские и венгерские исследователи A.M. Ка-ф стрен, А. Алквист, К.Ф. Карьялайнен, А. Каннисто, У.Т. Сирелиус. Наиболее активное изучение культуры малочисленных народов Севера ханты и манси в XX в. приходится на его вторую половину. Об этом свидетельствуют материалы этнографической литературы по различным аспектам: хозяйственным занятиям [В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, A.B. Головнев, Е.Г.Федорова и др.], материальной культуре [Н.В. Лукина, З.П. Соколова, В.Н. Чернецов и др.], религиозным представлениям и обрядам [В.Н.Чернецов, З.П. Соколова, В.М. Кулемзин, И.Н. Гемуев, A.M. Сагалаев, Е.И. Ромбандеева, Е.П. Мартынова, ф Н.И. Новикова, Т.А. Молданов, А.П. Зенько и др.], социальной организации

З.П. Соколова, Е.П. Мартынова и др.], этикету [М.А. Лапина], этнодемографии [З.П. Соколова, А.И. Пика, и др.], орнаменту и декоративно-прикладному искусству [О. М. Рындина, Т.А. Молданова и др.].

Для формирования представлений об отдельных элементах культуры и культурных комплексах оказалось необходимым привлечение археологической литературы [В.Н. Чернецова, В.И. Мошинской, В.М. Морозова, С.Г. Пархимовича, А.Т. Шашкова, Ю.П. Чемякина, Л.М. Тереховой, Н.В. Федоровой, Л.Л.Косинской и др.]. Этнопедагогические проблемы воспитания и образования раскрыты в работах А.Л. Бугаевой, У.Н. Устиновой и др.

На сегодняшний день существует небольшое количество научно- методической литературы по развитию теории и методики физического воспитания малочисленных народов Севера [Г.Ш. Абсолямов, Н.И. Понаморев, В.Г. Богораз-тан, В.П. Кочнев, В.И. Прокопенко, В.Ч. Бельды, А.Г. Базанов, Л.В. Певгова и др.], а также проведен ряд исследований в области физического воспитания народа ханты [В.И. Прокопенко, В.П. Красильникова].

Анализ передового теоретического и практического опыта в области физического воспитания школьников показал, что определились следующие подходы к построению учебного процесса: базово-вариативный, образовательный, спортивный, оздоровительный, региональный и др.

Одной из отличительных особенностей базово-вариативного подхода является разделение программного материала на базовую и вариативную части. Базовый компонент обеспечивает формирование основ физической культуры личности, а вариативный опирается на базовый и предлагает включать материал, который достаточно полно отражает национальную культуру( игры, состязания и самобытные физические упражнения, танцы, национальные виды спорта, единоборства и др.) с учетом климатических и природных условий проживания детей данного региона[В.И. Лях, Л.Б. Коф-ман, Г.Б. Мейсксон, А.П. Матвеев, Т.В. Петрова и др.].

Сложившаяся в общеобразовательной школе ситуация делает необходимым осмысление системы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры на основе традиционной физической культуры. Между тем в многолетнем опыте отечественной высшей школы этнопедагогическая подготовка осуществляется как на недостаточном уровне. Отмечается значительное отставание уровня этнопедагогической подготовки студентов, учителей от тех запросов, которые предъявляет школа[Г.Н.Волков, А.Л. Бугаева и

ДР-]

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью обоснования сохранения этнокультурного наследия малочисленных народов Севера ханты и манси в области этнопедагогики физического воспитания подрастающего поколения, определения социальной роли и педагогического содержания , выработки научно-обоснованных подходов к использованию её в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, Вузов, системе повышения квалификации учителей физической культуры, а также в организации и проведении спортивных соревнований, праздников, досуга, оздоровительно- рекреационных и восстановительных мероприятий. Таким образом, в существующей педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью обоснования внедрения национально-регионального компонента в систему образования. Противоречие заключается в том, что между потребностями общества в использовании этнопедагогики физического воспитания народов Севера, как национально-регионального компонента системы образования.

Исследования по этнопедагогике физического воспитания позволяют формировать у народов правильное представление о своей физической культуре, помогают осмыслить ее содержание, вскрывают большие потенциальные возможности для воспитания и обучения детей не только коренных этносов, но и других народов проживающих в регионе.

Цель исследования заключается в разработке оснований и положений этнопедагогической теории и практики национально-регионального компонента посредством внедрения традиционных средств в системе физического воспитания и образования народов ханты и манси

• Объектом исследования

Этнопедагогика физического воспитания малочисленных народов Севера ханты и манси. Предметом исследования

Содержание комплекса учебных программ на основе национально-регионального компонента образования в сфере физической культуры и спорта народов севера. Гипотеза исследования

Предполагалось, что этнопедагогическая система физического воспита-Ф ния малочисленных народов Севера ханты и манси как результат многовекового опыта в сфере воспитания и образования подрастающего поколения может явиться основой проектирования в сфере национально- регионального компонента физкультурного образования.

Задачи исследования

1. Осуществить анализ исторических условий возникновения средств физического воспитания Северных народов ханты и манси.

2. Определить роль этнопедагогической направленности в сфере физического воспитания народов ханты и манси.

3. Выявить связь между культурным наследием устного народного 0 творчества, искусства, литературы и компонентами образования в сфере физической культуры и спорта народов Севера.

4. Разработать и экспериментально обосновать содержание программы по предмету «Физическая культура» для учащихся общеобразовательных школ народов Севера ханты и манси на основе традиционных средств физического воспитания.

5. Разработать и экспериментально обосновать содержание дисциплин национально-регионального компонента по этно

• педагогическому профессиональному образованию будущих педагогов и учителей физической культуры на основе традиций народов Севера.

Методологической основой исследования явились работы посвященные культуре и быту народов Севера [В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, З.П. Соколовой и др.]; представления об этнопедагогике как факторе регионализации содержания образования [Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.В. Мухаметзяно-ва]; современные концепции физического воспитания учащихся основанные на диалектическом принципе единства общего и особенного [В.И.Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона, А.П. Матвеева].

Для разработки теоретических этнопедагогических основ физического воспитания малочисленных народов Севера использовались педагогические концепции Г.Ш. Абсолямова, Н.И. Понаморева, В.Г. Богораз-тана, В.П. Коч-нева, В.И. Прокопенко, В.Ч. Бельды, А.Г. Базанова, Л.В. Певговой и др., а также ряд положений в области физического воспитания народа ханты В.И. Прокопенко, В.П. Красильникова. Теоретическая значимость исследования

Научно обоснован системный комплексный подход к программному обеспечению учебно-педагогического процесса в области физической культуры и спорта народов Севера ханты и манси в современной системе образования; теоретически обоснованы связи между этно-культурным наследием и компонентами образования в сфере физической культуры и спорта народов ханты и манси, основанные на традиционных видах промыслово-хозяйственной деятельности и выживания в экстремальных климатических условиях Севера.

Теоретически обоснованная система этно-педагогического профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, способствует реализации национально-регионального компонента в сфере физического образования, что расширяет представления в области теории и методики физического воспитания и спорта в системе общего и высшего образования. Практическое значение результатов исследования Материалы диссертационного исследования можно использовать при составлении программного и программно-методического материала по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, студентов физкультурных ВУЗов, профессиональной ориентации специалистов; при составлении лекционного курса для студентов, инструкторов и курсов повышения квалификации специалистов, тренеров и преподавателей; в практических занятиях по физической культуре.

В рамках основных документов, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации по вопросам совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях: «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного и общего образования», «Примерная программа основного общего образования», «Временные требования к уровню подготовленности выпускников основной школы», «Минимальные требования к оснащенности учебного процесса», «Образцы заданий для проверки достижения требований к уровню подготовленности выпускников основной школы», даны практические организационно-методические подходы, отражающие содержательную этнопедгоги-ческую направленность в сфере физического воспитания народов Севера ханты и манси в современной системе образования.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что впервые:

• выявлены исторические условия возникновения, становления и развития традиционного физического воспитания народов Севера ханты и манси;

• раскрыто педагогическое содержание этнопедагогики физического воспитания народов ханты и манси;

• выявлены и научно обоснованы основные условия совершенствования этнопедагогической подготовки студентов в вузе и системе повышения квалификации учителей физической культуры;

• в результате исследования была решена важная социокультурная проблема формирования этнопедагогической системы физического воспитания народов Севера как обязательного компонента в становлении профессиональной педагогической компетентности специалистов по физической культуре и спорту, работающих в образовательных учреждениях ХМАО;

• разработана структура и содержание национально-регионального компонента программы «физическая культура» для учащихся общеобразовательных школ ХМАО; Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ исторических условий и связь между культурным наследием устного народного творчества, искусства, литературы способствуют определению содержательной этнопедагогической направленности в сфере физического воспитания народов Севера ханты и манси в современной системе образования;

2. Возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционных средств игр, состязаний и самобытных физических упражнений, национальных видов спорта, танцев и средств рекреации на основе достижений этнопедагогической теории и практики физического воспитания является основным условием формирования полноценной личности представителя северного этноса;

3. Игры, состязания и самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, танцы, являются составной частью содержания программ по физическому воспитанию школьников народов Севера, способствующие овладению традиционными видами промыслово-хозяйственной деятельности и выживанию в экстремальных климатических условиях;

4. Национально-региональный компонент содержания образования является обязательным условием воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности. Формирование национально-самосознания должно быть основой гуманитарного образования и системы историко-культурных, психолого-педагогических и социально- экономических знаний выпускников факультетов физической культуры педагогических вузов субъектов Российской Федерации.

5. Этнопедагогическая подготовка учителей физической культуры должна пониматься как система форм и методов воспитания в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания. Данные формы и методы призваны придать образовательно-воспитательному процессу определенные целевые, содержательные и процессуальные свойства при формировании у учителей физической культуры необходимой этно-педагогической профессиональной компетентности.

Достоверность результатов исследования подтверждается продолжительностью экспериментальных исследований (1998-2004гг.), достаточной выборкой учащихся общеобразовательных школ, студентов факультета физической культуры Сургутского госпединститута, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждается логико-содержательным анализом архивных материалов, научных работ по этнографии, культуре, педагогике, социологии, в которых раскрывается сущность этнопедагогического физического воспитания малых народов Севера. По результатом исследования опубликовано 46 научных работ, среди которых монография, 9 учебно-методических пособий и программно-методических материалов, научные статьи и тезисы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Синявский, Николай Иванович

346 Выводы

1. В результате изучения исторического наследия народов Севера определена роль этнопедагогической направленности в сфере физического воспитания народов ханты и манси. Выявлено, что возникновение физических упражнений, игр и состязаний в своей генетической основе связывается, прежде всего, с процессом охоты как главным источником существования древнего угорского человека. Создателями ранних форм физического воспитания являлись охотничьи общества, осуществляющие свою повседневную деятельность в определенных природно-климатических условиях.

Установлено, что элементы военного искусства также могли возникнуть из охоты, поскольку в ней практиковались наступательные и оборонительные действия и операции, многообразные формы использования оружия, разработанные тактические приемы.

Определено, что в процессе формирования и развития традиционных средств физического воспитания они обобщались и представлялись в форме обрядовых ритуалов, а реализовывались посредством церемониальных или реальных физических действий и актов, имитирующих охотничьи или боевые движения и упражнения.

2. Выявлено, что народы ханты и манси в силу ограниченности социально-экономических условий существования, экстремальных природно-климатических условий, сложного характера труда в процессе хозяйственно-промысловой деятельности (охота, рыболовство, оленеводство) создали самобытную, достаточно рациональную систему физического воспитания, основной задачей, которой является подготовка подрастающего поколения с раннего возраста к самостоятельной трудовой жизнедеятельности и продолжению традиций своего народа.

Необходимым условием при этом были забота о всестороннем физическом развитии детей, привитие им всей суммы нравственно—волевых норм, передача накопленных знаний об окружающей природной среде, её богатствах и способах существования в ней, обучение трудовым навыкам. На протяжении веков народы ханты и манси развивали определенные прогрессивные принципы, формы и методы физического воспитания и обучения, многие из которых не потеряли своего значения и сегодня. Все это создавалось согласно требованиям времени, практической жизни в целях всестороннего воспитания и формирования сильных, смелых, здоровых поколений, готовых к труду и защите отечества.

3. Выявлено, что в мифических и эпических сказаниях, сказках, преданиях, в героическом эпосе и других жанрах устного народного творчества отражено социальное, политическое, эстетическое развитие народа, его многовековой опыт бытия, в том числе и традиции физического воспитания. В своем устном народном творчестве, искусстве, литературе народы Севера сознательно воздействовали на воспитание человека, чтобы привить ему нравственные, физические и эстетические качества. Произведения устного творчества народов Севера содержат богатейший материал по самобытной народной педагогике (включая физическое воспитание), воспитывающей с ранних лет любовь к своему народу, родной Земле, природе, семье, стремление к физическому совершенству.

4. Выявлено, что традиционное физическое воспитание народов ханты и манси было обусловлено необходимостью выживания в сложных условиях Севера и ориентировано на развитие основных физических качеств и двигательных умений и навыков, которые способствуют быстрейшему овладению профессиональными качествами (охотника, рыбака, оленевода, домашней хозяйки). Опыт проживания народов ханты и манси способствовал выработке традиционных, самобытных средств физического воспитания, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, продление жизни.

5. Установлено, что в современной системе физического воспитания ХМАО-ЮГРА традиционные средства (игры, национальные виды спорта, состязания и самобытные физические упражнения, танцы и единоборства, средства рекреации) используются в следующих сферах:

• в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в этно-оздоровительных центрах, в средне-специальных и высших учебных заведениях, то есть в непрерывной системе физического воспитания, выполняющей образовательную, воспитательную, оздоровительную и спортивную функции;

• в организации и проведении спортивных состязаний на национальных праздниках, («Праздник оленевода», «Праздник обласа», «Охотничий биатлон» и др.), на соревнованиях и спартакиадах районного, областного, всероссийского и международного уровней;

• в организации досуга, развлечений, оздоровительно-восстановительных мероприятий;

• в подготовке спортсменов по национальным видам спорта.

6. В связи с введением на территории ХМАО дополнительного урока физической культуры, разработана программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов национальных школ, учитывающая традиции народов Севера. Программа направлена на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие самобытных физических упражнений, состязаний, национальных видов спорта, танцев, средств закаливания. Использование разработанной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов положительно сказалось на эффективности учебно-воспитательного процесса по сравнению с комплексной программой. Выявленные статистически достоверные сдвиги в показателях двигательной подготовленности и физического развития в экспериментальных группах 111 классов по сравнению с контрольными группами.

7. На основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033100-физическая культура с квалификацией «педагог по физической культуре» разработан национально- региональный (вузовский) компонент, который включает следующие учебные дисциплины:

• национальные игры, состязания, самобытные физические упражнения и танцы народов Севера.

• национальные виды спорта с методикой их преподавания.

• этнопедагогика физического воспитания народов Севера. Внедрение национально-регионального компонента в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования способствует процессу регионализации образования, изменения системы педагогического образования в регионах и, прежде всего, приведения его целей и содержания в соответствие с потребностями регионального сообщества.

8. Выявлено, что совершенствование этнопедагогической подготовки учителей физической культуры в субъектах Российской Федерации необходимо ориентировать на потребности общеобразовательной школы, на совершенствование структуры, содержания и форм занятий по физическому воспитанию в соответствии с характером, традициями, обычаями народов региона и их потребностями.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Синявский, Николай Иванович, 2004 год

1. Абрамов H.A. Описание Березовского края.- Шадринск, Рио По «Исеть», 1993.-84с.

2. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа. Автореф. дисс.канд.пед.наук.- М., 1962.-21с.

3. Агафонова А. Что нужно для воспитания детей // Югра.- 1999, № 6.-С.2-4.

4. Айпин Е. В тени старого кедра.- Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1986.- С.141.

5. Алгадьева Т. Национальные виды спорта- детям // Старт.- 2002, №5.-С.14-16

6. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогике ( На материале педвузов Киргизии).- Дис. . канд. пед. наук.-М.,1990.-255 с.

7. Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Перевод с немецкого и публикации д-ра наук Н.В. Лукиной.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.-С.20-22,54-55.

8. Андреев А.И. Описание о жизни и упражнениях разного рода ясачных иноверцев, обитающих в Туруханском и Березовском округах // Сов. этнография. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947.-№1-С.92-97.

9. Анисимкова М.К. Танья-богатырь. Мансийские сказы. Свердловск, Средне-Уральское книж.изд-во, 1973.- 96 с.

10. Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936.- С. 88-92.

11. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии .- 1992, № 1-2.- С. 5-14.

12. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего востока.-Якутск: Кн. изд-во, 1979.-С.154-170.

13. Бадер О.Н. Жертвенное место под Писанным камнем на Р.Вишере // Советская археология. М.-Л., 1954.- Вып.ХХ1.- С.256.

14. Базанов А. Вогульские дети // Советский север.- 1934, №-3.-С.93

15. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера.- Л.: Уч. педгиз, 1949.-72с.

16. Базанов А.Г. Казанский Н.Г. Школа на крайнем Севере. Л.: 1939.- С. 177178.

17. Барсова гора: 110 лет археологических исследований / Под ред. А .Я. Труфанова, Ю.П. Чемякина.- Сургут: МУ ИКНЦП « Барсова гора»,2002.-224с.

18. Бартенев В. На крайнем Северо-Западе Сибири. СПб., 1886.-С. 18.

19. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт, культура. Тюмень: « СофтДизайн», 1996.-208с.

20. БахрушинС.В. Остяцкие и вогульские княжества в 16-17 веках. Л.:Изд-во Ин-та народов севера, 1935.-92 с

21. Башарин В.Ф. Понятие «образовательный стандарт средней профессиональной школы» // Специалист .- 1997, №2.-С.27-30.

22. Бекетов А.Н. Еще несколько заметок об инородцах Березовского округа // Тобольские губерские ведомости.- 1857,№ 13.- С.203-204.

23. Бельды В.Ч. Возрождение традиционных средств физического воспитания Народов Севера // Межвуз. сб.науч.тр. Хабар.пед.ин.-т.- Хабаровск, 1990.-С.40-47.

24. Белявский Ф. Поездка к ледовитому морю.М.: 1883.-С.57-122.

25. Богданов А. Когда лед застынет, мы придем // Родина, специальный выпуск.- 2002.-С10-14.

26. Богораз В.Г. Чукчи. Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. 4.1. С. -101-103.

27. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера/ Сборн. Музея антропологии и этнографии.- М.-Л.: изд-во АНСССРД949.-Т.11.-С. 237254.

28. Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начало русской колонизации. Томск : Из-во томского ун-та, 1960.-149с.

29. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси: сущность, методы, тенденции.М.,1994.-152 с.

30. Бугаева А.Л., Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера.- Ханты-Мнасийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.- 190 с.

31. Бурыкин А. Человек и его мир // Северные просторы .- 1999, №3-4.- С.45.

32. Бутовский А.Д. Записки по истории и методике телесных упражнений.-СПб.: Изд. Главн. Гимн-.-Фехт. Школы, 1913.- С.32-72.

33. Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах: Т.2. Мангазея, Сургут, Нарым и Кетск / Под ред. С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика.- Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999.-328 с.

34. В министерстве образования Российской Федерации // Физическая культура в школе.- 2003, № 1.-С.5.

35. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогике,- Хабаровск: Кн. изд-во, 1989.-С102-110.

36. Ващенко Н.М. Повышение квалификации в системе непрерывного образования // Советская педагогика .- 1988, № 8.- С.65-68.

37. Вереш П. Этиологический мир обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира // Мировозрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.

38. Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников.- Ханты- Мансийск: ГУИПП « Полиграфист», 2002.-64 с.

39. Волдина М.К. Методика обучения хантыйским танцам // Музыка и танец в культуре обско-угорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.57-63.

40. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании / /Советская педагогика.-1971,№ 10.- С.174-189.

41. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей.- М.: Пресс-сервис, 1997.-486 с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.- Чебоксары, 1976.-С.86.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: конпецция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф., Якутск, 16-21 марта 1993г. М.: Просвещение, 1993.- С.45-52.

44. Волович JI.A., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе.- Казань, 1997.-143с.

45. Временный государственный стандарт // Физическая культура в школе. -1993, №6.- С.4-9.

46. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Л Вопросы психологии. 1966. № 6.-С.62-76.

47. Выдрин В.М. Национальное по форме, социалистическое по содержанию // Физическая культура в школе .- 1972.- № 9.- С.4-5.

48. Гаранин Л.А., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта .- М.: Изд.дом « Ореол», 1997.-143с.

49. Гартвиг Г. Природа и человек на крайнем Севере/ Пер.с нем. П.А. Федорова. Спб,1897.-422с.

50. Гафт A.M. Музыка и танец в традиционном искусстве народов севера// Музыка и танец в культуре обско-угорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- С.64-66.

51. Гемуев И.Н. Мировозрение манси. Дом и Космос.- Новосибирск: Наука Сиб.отд-ние.-1990.-230с.

52. Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Культовые места. -Новосибирск: Наука, 1986.-191 с.

53. Генинг В.Ф. Наскальные изображения Писанного камня на р. Вишере // Советская археология .-М.-Л., 1954.- Вып. XXI.-С.263.

54. Георги И.Г. Описания всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ,упражнений, забав, вероисповедований и других достопамятностей. Изд-во И. Глазунова.- СПБ., 1799, Ч.1.- С. 68, 104-105.

55. Глушков И.Н. Чердынские вогулы // Этнографическое обозрение.- 1990,Т. ХУ.- Вып. 2.-С.37-76.

56. Гмырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры .-Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 1995.-243 с.

57. Головнев A.B. Мифы тайги и тундры/ В сб: Тобольский хронограф, Вып.№3. Екатеринбург: И1 II 1« Уральский рабочий», 1998.- С.431.

58. Головнев A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров,-Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1995.- 606 с.

59. Головнев A.B. Историческая типология хозяйства народов СевероЗападной Сибири.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993.- 203 с.

60. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2001.-С.6.

61. Гондати H.JI. Следы язычества инородцев Северо- Западной Сибири. М., 1888,-С. 69-91.

62. Городков Б. Поездка в салымский край // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск: Губер тип. 1913, Вып.21.- С.-38-39, 52.

63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100- Физическая культура. Квалификация- педагог по физической культуре. М.: 2000.-29с.

64. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022300- Физическая культура и спорт. Квалификация- специалист по физической культуре и спорту. М.: 2000,-30с.

65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.