Традиционная одежда айнов: XIX-начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Лебедев, Александр Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 250
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лебедев, Александр Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ.
I. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Историография и опубликованные источники.
1.2. Музейные материалы.2.
II. ОДЕЖДА В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Роль культурных контактов.4;
2.2. Одежда айнов в системе материальной культуры.в'.
2.3. Одежда айнов в системе духовной культуры.
III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ АЙНОВ.
2.1. Одежда рыболовов и охотников.
2.2. Бытовая одежда.
2.3. Праздничная и ритуальная одежда.V.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Этнокультурные особенности одежды негидальцев: вторая половина XIX - начало XXI вв.2010 год, кандидат исторических наук Лебедева, Валентина Владимировна
Материальная культура айнов (XIII-XIX вв.): историко-этнографическое исследование2007 год, кандидат исторических наук Соколов, Андрей Михайлович
Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин2006 год, кандидат исторических наук Осипова, Марина Викторовна
Орнамент в рязанском народном костюме конца XIX - начала XX веков: к проблеме определения региональных особенностей2008 год, кандидат искусствоведения Большова, Светлана Ивановна
Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани: На примере текстиля2002 год, кандидат исторических наук Гангур, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная одежда айнов: XIX-начало XX вв.»
Тема и её актуальность. Темой нашей работы являются историко-этнографические традиции национальной одежды айнов. Следует заметить, что до сих пор нет специальной обобщающей монографии, посвящённой традиционной одежде айнов, хотя есть достаточно много отдельных публикаций, отражающих разные аспекты этой широкой проблемы. Выделение традиционной одежды айнов в отдельную тему позволяет создать новое проблемное поле и включить в него ряд историко-этнографических сюжетов, которые, с одной стороны, мало изучались этнографами, этнологами и культурологами, с другой же, именно они, подобные сюжеты, при глубоком анализе могут помочь решению сложнейших вопросов этнической истории айнов, их этногенеза и культурогенеза.
Исследование избранной темы диссертации также актуально и в связи с тем, что на наших глазах исчезают историко-художественные традиции айнской одежды, уходят из жизни последние мастера, владеющие искусством её шитья и эстетического оформления. Одежда в жизни айнов -это не только феномен материальной культуры, она отражала в значительной степени характер этноса и даже шире - его историю, быт, нравы. Так, айнское слово «и кар и» («икири»), имеет разные значения. Первоначальный его смысл - линия, шов, который ведёт айнка, изготовляя одежду. Но другой, более общий перевод термина «икари» - «поколение», «жизнь», «судьба», «доля» [94, 264]. Этот пример ещё раз подтверждает важность и значительность проблемы исследования.
Актуальность изучения проблематики диссертации также и в том, что в материальной и духовной культуре айнов и коренных народов Дальнего Востока: нанайцев, нивхов, ороков, нигедальцев - много общего. Изучение этого явления поможет пролить свет на историческую судьбу и айнов, и приамурцев. Одним из аспектов работы, имеющим отношение к этой проблеме, является исследование традиционного орнамента айнов на их костюме. Безусловно, орнамент является важным историко-культурным источником в реконструкции художественной жизни, этнических контактов аборигенов Дальнего Востока с внешним миром. Памятники орнаментального искусства, по словам академика А.П. Окладникова, представляют собой чуткие индикаторы этнических отношений.
Наконец, не следует забывать и о том, что проблемы развития и возрождения культуры даже самой малочисленной народности, как части общечеловеческого наследия, органически вписываются в современную гуманитарную мысль.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является воссоздание и анализ целостной картины, отражающей специфику функционирования традиционной одежды айнов в системе их материальной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи диссертации:
1. Выявить основные особенности источниковой базы и определить наиболее эффективные способы реконструкции функционирования традиционной одежды в системе айнской культуры.
2. Определить типологию айнского традиционного костюма.
3. Рассмотреть проблему этнокультурных заимствований в сфере национального костюма.
4. Определить основные материалы и технологии, используемые в процессе изготовления традиционной одежды, их локальные варианты и историческую эволюцию.
5. Исследовать семиотику традиционного костюма айнов.
6. Определить динамику и основные движущие факторы эволюции традиционного костюма.
7. Провести функциональный анализ традиционной одежды айнов.
Таким образом, объект исследования данной диссертации -традиционная культура айнов. Предмет исследования - промысловая, бытовая, праздничная и ритуальная одежда в историко-этнографическом освещении.
Временные рамки исследования айнской культуры в данной работе представляют собой период с XIX до первой половины XX вв. Выбор данного исторического периода обусловлен состоянием источниковой базы -до XIX в. наши сведения об айнах недостаточны для полной реконструкции традиционного костюма. Начиная с первой половины XX в. традиционная одежда айнов уходит в прошлое, перестаёт использоваться в быту и в процессе трудовой деятельности.
Научная новизна диссертации проявляется как в постановке проблемы, так и в её историографической и источниковой базе. Прежде всего, впервые в отечественной историографии сделана попытка создания целостной картины традиционной одежды айнов в системе их культуры, включая процесс её изготовления, эстетического оформления и выполняемых функций. При этом автор привлекает ряд уникальных и новых для отечественного исследования материалов из различных музеев Японии, которые он исследовал во время четырех экспедиционно-полевых поездок, охвативших краеведческие и этнографические музеи шестнадцати японских городов (г. Асахикава, г. Сираои, г. Абасири, г. Эбэцу, г. Сидзунаи, г. Хакодатэ, г. Сэтана, г. Нэмуро, г. Токио, г. Нара). Наиболее важная и интересная часть изученного материала отражена в приложении. Также в работе использованы двадцать четыре монографии на японском и девять книг на английском языках. До настоящего времени содержащиеся в них исследования и материалы не попадали в поле зрения отечественных учёных. Между тем, ценность этих работ велика. Она обусловлена как большим фактическим материалом, так и новой для отечественной историографии спецификой его подачи, когда материальная культура рассматривается сквозь призму культуры духовной.
Практическое значение диссертации, прежде всего, заключено в том, что её материалы автор уже более трёх лет использует в лекционной работе, на практических и семинарских занятиях со студентами Дальневосточного института иностранных языков. Собранный материал автор включил в учебную программу и учебное пособие по предмету «История Японии» для студентов факультета восточных языков Дальневосточного института иностранных языков.
Выполненные автором по теме диссертации переводы статей и книг с японского языка могут быть использованы другими учёными: этнологами, антропологами, культурологами в их научной работе. Сюда входят, прежде всего, такие труды, как: Т^Г % ЮШОк. Ь ШШШ - Эмори Сусуму,
История и культура Айнов», Сэндай, 2003, Т^Г % ЮШИк.^ ШзШШ - Эмори Сусуму, «История Айнов», Сансэйдо, 1987, Т^Г В^ЮШЯ., 'ЙЁз
- Миядзима Тосимицу, «Айнский этнос и история Японии», 1996, Т^Г - Миёси Фумио, «История айнов», Коданся, 1973,
Т^^ЩЖ^Лк, НаЮ-ЗШЖЛ - Табата Хироси и Кувабара Масато, «История и культура Айнов», Токио, 2000.
В процессе проведения диссертационного исследования автор использовал сделанные в его ходе обобщения и выводы при систематизации полевого материала для выставок и экспозиций в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова; Государственном художественном музее г. Хабаровска; Государственном национальном музее этнологии (префектура Нара, город Нара) и Муниципальном краеведческом музее г. Абасири (о-в Хоккайдо). Подобное сотрудничество с музеями автор планирует продолжить и далее.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации автор представлял в сообщениях на кафедре «Теория и история культуры» Дальневосточного государственного гуманитарного университета; на кафедрах «История культуры Японии» в Дальневосточном институте иностранных языков и в Дальневосточном институте международного бизнеса, а так же на заседании отдела этнографии в Государственном национальном музее этнологии города Нара.
По теме диссертации опубликовано шесть статей. В настоящее время автор готовит к печати отдельное издание на русском и японском языках по теме диссертации (объём - 46 стр.).
Источники и материалы. В процессе исследования автор обращается непосредственно к материальным источникам, хранящимся в четырёх музеях России и шестнадцати музеях Японии. Подробнее коллекции этих музеев разбираются во втором параграфе первой главы - «Музейные материалы».
Новым для отечественной историографии является материал, хранящийся в японских музеях. Работа в краеведческих и этнографических музеях Японии позволила нам познакомиться с уникальным материалом по теме исследования, собранным и сохраняемым работниками музея на высоком профессиональном уровне. Соответственно, интересующие нас экспонаты находились в прекрасном состоянии, были учтены, хотя, в связи с относительной молодостью айнских коллекций, их систематизация ещё продолжалась. Часто айнские экспонаты по общей сюжетной и содержательной направленности находятся в разных фондах и экспозициях. Ярким исключением является выставка айнского декоративного искусства в Национальном музее антропологии в городе Нара. Здесь были представлены образцы айнской одежды, составлявшие самую крупную из известных автору коллекций подобного рода.
Также в течение мая - июня 2000 г. и июня - августа 2003 г. автор провёл собственное этнографическое исследование в местах компактного проживания айнов. В поле этого исследования попали селения Сираои, Камисунагава и Цукигата (о-в Хоккайдо). В процессе исследований был проведён респондентский опрос пожилых айнов; уточнены данные по способу ношения национальных костюмов.
Беседа со стариками-айнами помогла выяснить некоторые данные о покрое одежды айнов, её этническом цветоритме, стилевых чертах, записать отдельные названия её разных видов на айнском языке. Кроме того, встречи с носителями культуры дали возможность выявить наиболее глубоко традиционные приёмы изготовления одежды, технику национальной орнаментации.
Методология и методы исследования. Философско-методологической основой диссертации являются труды этнологов-классиков - Л.И. Шренка, Л.Я. Штернберга, Б.О. Пилсудского. В них намечены основные пути подхода к изучению материальной культуры малочисленных этносов, определено соотношение её отдельных элементов.
Также мы принимаем положение о том, что развитие традиционной культуры айнов в очень большой степени было направлено на усвоение элементов других культур, в процессе контактов с ними. Это положение находит развитие в работах Н. Кириллова, Н.В. Кюнера, М.М. Добротворского, Д.Н. Позднеева, Ф. Миллера, Б. Лауфера. При этом мы, как и наши предшественники, исходим из того, что речь идёт не о механических заимствованиях, а о творческой переработке привнесённых элементов, в ходе которой большое значение имела специфика среды обитания айнов.
М.Г. Левин, С.А. Арутюнов, В.Г. Щебеньков, Ч.М. Таксами, Ю.А. Сем, Г.М. Василевич, А.Б. Спеваковский, Б.А. Жеребцов, А.П. Окладников, А.П. Деревянко, В.А. Голубев, В.О. Шубин, C.B. Березницкий и другие наметили в культуре айнов комплекс историко-генетических слоев (ИГС)1. Методология выделения данных слоёв была использована для определения и уточнения предмета исследования на протяжении всей работы.
Также в работе использовались сравнительно-исторический метод, метод опроса (беседа, анкетирование, тестирование), ретроспективный,
1 Термин С.И. Вайнштейна метод простого и включенного наблюдения. Сравнительно-исторический метод имеет большое значение во второй главе, поскольку здесь имеющейся у нас источниковой базы недостаточно для решения поставленных задач и возникает необходимость привлекать сравнительный материал из типологически и исторически близких культур. Методы опроса и наблюдения использовались при работе непосредственно с современными носителями айнской культуры.
Структура работы. Структура работы определяется сочетанием системного и функционального подходов, что позволяет наиболее полно раскрыть функции традиционной одежды в системе национальной культуры. Если системный подход определил распределение материала по главам, то функциональный учитывался при выделении параграфов во II и III главах. В итоге, данная диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения (88 рис.); объем текста составляет 149 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.1998 год, доктор искусствоведения Климов, Константин Михайлович
Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века: Опыт этнографической реконструкции2000 год, кандидат исторических наук Гаврильева, Римма Семеновна
Традиционные металлические украшения якутов XIX - начала ХХ вв.: Историко-этнографическое исследование1999 год, кандидат исторических наук Саввинов, Анатолий Иванович
Женское искусство народов Приамурья. Эволюция в контексте мифологии2004 год, кандидат исторических наук Тарвид, Людмила Петровна
Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция2007 год, кандидат исторических наук Рябов, Николай Владимирович
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Лебедев, Александр Геннадьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования автор на обширном этнографическом материале подтвердил положение своих предшественников, согласно которому одежду айнов можно рассматривать как источник изучения этнической истории айнского этноса и его этногенеза.
Как было показано, айнская бытовая культура является отражением многовекового опыта этноса, в том виде, в котором мы могли её наблюдать к XIX - XX веку, она сложилась не сразу. То же самое относится и к формированию традиционного айнского костюма. Здесь мы видим столкновение двух культурных основ - собственно айнской и многочисленных заимствований.
Анализ заимствований позволил нам выделить в материальной культуре айнов ряд историко-генетических слоёв (ИГС). Они образуют сложную систему, в которой можно выделить, по меньшей мере, четыре слоя. Первый, самый древний и, на наш взгляд, самый значительный -аборигенный. Этот слой характеризует первосмысл народной одежды айнов, её национальный стиль, цветоритм, цветообраз, покрой, орнаментацию, отражающую менталитет айнов.
Второй историко-генетический слой в традиционной материальной культуре айнов органически связывается с многовековыми традициями коренных этносов народов Приамурья и Сахалина: нивхами, ороками, нанайцами и др. Третий слой в культуре айнов можно назвать восточноазиатским. Это влияние получило некоторое распространение на все стороны, аспекты и грани материальной и духовной жизни айнов со стороны Китая, Японии и Вьетнама. Подобный слой культуры не проявляет себя открыто и ярко, но при внимательном анализе культурного наследия айнов, его контуры хорошо заметны в механизме культурного взаимодействия айнов с другими этносами. Следует также поставить вопрос о культурных связях на определённых этапах истории айнов с русскими. Этот слой требует глубокого анализа и рассматривается нами впервые в отечественной науке.
Кроме того, в настоящее время продолжается внутриэтническое сближение и взаимодействие материальной культуры японцев и айнов. Наметился процесс этнической ассимиляции в этой сфере культуры у айнов, но аборигенное начало продолжает прочно удерживать свои позиции.
Широкий спектр заимствований, вероятно, диктовался, прежде всего, практическими соображениями. Давление природных условий подталкивало айнов к тому, чтобы они учились выживать у своих новых соседей. Вместе с тем, данный фактор сделал культуру айнов более открытой к заимствованиям вообще. Это, в частности, проявляется в элементах одежды, не влияющих на её потребительские свойства. Речь идёт об орнаменте.
Как было показано в работе, в орнаментации айнской, орокской, нивхской и т.п. одежды довольно много общего. В некоторых случаях орнамент больше включает орокские мотивы, чем айнские, в орнаментальные композиции входят и нивхские элементы. Есть айнские халаты, на которых практически совершенно отсутствует традиционное айнское оформление, по их вороту и нижней полосе аккуратно вышит типичный нивхский или орокский орнамент.
В конечном итоге, автор приходит к выводу об айнско-нивхско-орокском стилистическом единстве, выразившемся в общности технических приемов, в компоновке узоров и их начертании, в колорите и в некоторых случаях даже в терминологии.
Также требует специального исследования проблема айнско-удэгейских культурных связей. По данным орнамента в декоративном искусстве этих народов также много общего. Наблюдения показывают, что орнамент удэгейцев на мягких материалах связывается с айнским декором на деревянной посуде как бытового, так и ритуального назначения. Однако данная проблема выходит за рамки нашего исследования, поскольку данное влияние практически не прослеживается на традиционной одежде айнов.
Вместе с тем, нельзя сказать, что айнский национальный компонент полностью растворился в заимствованиях. Заимствованные элементы органично входили в структуру национальных традиций, благодаря чему айнские традиционные костюмы можно легко выделить из ряда других. Как показали наши наблюдения, подобное выделение айнской одежды в музейных экспозициях на интуитивном уровне способны осуществлять даже неспециалисты, после определённого знакомства с материалом выставки.
Мы можем выделить несколько концептуальных особенностей айнской одежды. Прежде всего, женское искусство изготовления айнской одежды отличается мягкостью цветовых решений и графичностью орнаментальных начертаний. Такое своеобразное противоречие: сочность цвета и жёсткость в линейном контуре орнамента характерны лишь для айнов. Развиваясь по общим законам декоративного искусства, орнамент айнов отразил наиболее значительные события в истории и эстетической мысли этноса. Соответственно, в декоративных элементах одежды айнов органично сочетаются реалистические и символические элементы, с явным преобладанием последних.
Таким образом, автор диссертации не предлагает новых теоретических построений в картине этнической истории айнов, но даёт ряд бесспорных по материалу сюжетов, которые в комплексе с другими культурологическими, антропологическими, этнологическими свидетельствами помогут исследователям определить более точный «рисунок» этногенеза айнов.
Мы уверены, что материал по традиционной одежде в своём историко-этнографическом комплексе может служить важным этнологическим и культурологическим источником при анализе самых сложных процессов у айнов как в прошлом, так и на этапе современности, в начале XXI века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лебедев, Александр Геннадьевич, 2006 год
1. Архивные и музейные материалы
2. Личный архив П.Я. Гонтмахера
3. Материалы Айнского музея, г. Сираои (Япония).
4. Материалы Государственного национального музея этнологии, г. Нара (Япония).
5. Материалы Исторического музея, Хоккайдо (Япония).
6. Материалы Краеведческого музея, г. Эбэцу (Япония).
7. Материалы Краеведческого музея айнской материальной культуры имени Каяно Сигеру, г. Нибутани (Япония).
8. Материалы Краеведческого музея, г. Сидзунаи (Япония).
9. Материалы Краеведческого музея, г. Сэтана (Япония).
10. Материалы Мемориального зала освоения Хоккайдо (Япония). Ю.Материалы Музея антропологии и этнологии Российской Академии наук,им. Петра Великого (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.
11. Материалы Музея Саимура Кайкё, преф. Аомори (Япония).
12. Материалы Муниципального краеведческого музея, г. Абасири (Япония).
13. Материалы Муниципального музея г. Асахикава (Япония).
14. Материалы Муниципального музея Культурного наследия, г. Нэмуро (Япония).
15. Материалы Муниципального национального музея айнской культуры Нибутани, г. Пиратори (Япония).
16. Материалы Муниципального национального музея северных народов, г. Хакодатэ (Япония).
17. Материалы Сахалинского областного краеведческого музея, г. Южно-Сахалинск.
18. Материалы Токийского государственного музея, г. Токио (Япония).
19. Материалы Хабаровского краевого краеведческого музея им. Гродекова.
20. Материалы Этнографического музея айнов, Хоккайдо (Япония).
21. Полевые материалы автора за 2000/2003 гг.А1. Литература
22. Адами, Н.Р. Краткий обзор немецких исследований об айнах текст. / Н.Р. Адами // Краеведческий бюллетень. 1990. - № 3. - С. 25 - 37.
23. Анисимов, А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири текст. / А.Ф. Анисимов. Л., Наука, Ленингр. отделение. - 1969. - 148 с.
24. Аргудяева, Ю.В. Взаимовлияние культур русских и аборигенов юга Дальнего Востока текст. / Ю.В. Аргудяева // Россия и АТР. 1999.- №4. С. 50-59.
25. Арутюнов, С.А. «Святые» реликвии: миф и действительность текст. / С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская. -М.: Политиздат. 1987. - 107 с.
26. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие текст. / С.А. Арутюнов; Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1989. - 243 с.
27. Арутюнов, С.А. Япония: народ и культура текст. / С.А. Арутюнов. -М: Знание. -1991. -63 с.
28. Арутюнов, С.А. Древнейший народ Японии: Судьбы племени айнов текст. / С.А. Арутюнов., В.Г. Щебеньков. Рос. АН, Ин-т востоковедения. М.: Наука. Изд. Фирма «Восточная Литература».- 1992.-207 с.
29. Архипова, А.Н. Как жили айны? текст. / А.Н. Архипова // Молодая гвардия, 14 октября, 1967.-С. 19.
30. Берг, Л.С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга текст. / Л.С. Берг. М.-Л. - 1946. - 380 с.
31. Берг, Л.С. Очерки по истории русских географических открытий текст. / Л.С. Берг. Л., 1949. - 465 с.
32. Бондаренко, O.A. Неизвестные Курилы текст. / O.A. Бондаренко. -М.: Наука.-1992.-369 с.
33. Бреславец, К.Н. Новое о курильцах текст. / К.Н. Бреславец // Наш Сахалин. Южно-Сахалинск. - 1963. - С. 14 - 17.
34. Василевский, Б.А. Снега былых времён текст. / Б.А. Василевский.- М.: Сов. Писатель. 1987. - 445 с.
35. Вебер, М. Религия и социальный статус текст. / М. Вебер. // Религия и общество. М.: Аспект-пресс. - 1996. - С. 266 - 312.
36. Воробьёв, Б.А. Айны. Кто они? текст. / Б.А. Воробьёв. // Техника молодёжи. 1979. -№ 4. С. 37.
37. Врадий, В.П. Опьяняющие напитки китайцев, корейцев, японцев и инородцев Уссурийского края текст. / В.П. Врадий. Спб. - 1904. -14 с.
38. Гаген-Торн, Н.И. Лев Яковлевич Штернберг текст. / Н.И. Гаген-Торн.- М.: Наука. 1975. - 235 с.
39. Голан, А. Миф и символ текст. / А. Голан. М.: «Русслит». - 1994. -371 с.
40. Голубев, В.А. Новые данные об айнских лодках текст. / В.А. Голубев, Б.А. Василевский. Южно-Сахалинск. - 1985. - 145 с.
41. Голубев, В.А. Сахалин в эпоху камня текст. / В.А. Голубев, Е.Л. Лавров; Отв. ред. P.C. Василевский. Новосибирск.: Наука.- 1988.-239 с.
42. Гонтмахер, П.Я. Декоративное искусство народностей Дальнего Востока России: проблемы истории и теории, (ср. XIX XX вв.) текст. / П.Я. Гонтмахер. Автореферат докт. дисс. Владивосток. - 1991. - 39 с.
43. Гонтмахер, П.Я. История декоративного искусства айнов текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск. - 1990. - 13 с.
44. Гонтмахер, П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: очерки о декоративном искусстве нивхов текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск. - 1988.- 128 с.
45. Гонтмахер, П.Я. Очерки культуры коренных народов Приамурья и Сахалина текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск. - 1991. - 66 с.
46. Гонтмахер П.Я. Нанайцы: этюды о духовной культуре. Этнография, культура, искусство текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск, 1996. -280 с.
47. Гонтмахер, П.Я. Нивхи: Этнографические тетради, философия, мифология, история, этнография, культура, искусство, народная медицина, национальная кухня текст. / П.Я. Гонтмахер; Под общ. ред.
48. B.В. Романова. Хабаровск: ХГПУ.- 1999.-416 с.
49. Гонтмахер, П.Я. Художественная культура народностей хабаровского края текст. / П.Я. Гонтмахер. Хабаровск, 1984. - 119 с.
50. Дикова, Т.М. Археология южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов текст. / Т.М. Дикова. М.: Наука. - 1983. - 231 с.
51. Ениколопов, С.Н. Три образующие картины мира текст. /
52. C.Н. Ениколопов // Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта. - 1997. - С. 35 - 42.
53. Жеребцов, Б. А. Материалы исследований Б. А. Жеребцова по этнографии айнов Южного Сахалина (1946 1948 гг.) текст. / Б.А. Жеребцов. - Южно-Сахалинск. - 1988. - 139 с.
54. Жилин, С.Б. Камчатка текст. / С.Б. Жилин. M.-JI. Детгиз. - 1949. -95 с.
55. Золотарев, A.M. Родовой строй и первобытная мифология текст. / A.M. Золотарев. M.: Наука. - 1964. - 206 с.
56. Иванов, C.B., Левин, М. Г. Старинные культовые изображения медведей у сахалинских айнов текст. / C.B. Иванов, М. Г. Левин // Сборник музея антропологии и этнографии. 1964. - № 22. - С. 23.
57. Иванов С. В. Старинные трубчатые игольники народов Сибири. Одежда народов Сибири текст. / C.B. Иванов. Л.: Наука. - 1970.1. С. 196-207
58. Иофан, H.A. Культура Древней Японии текст. / H.A. Иофан. М.: Наука, - 1974.-261 с.
59. Иохельсон, В.И. Женская зимняя одежда. Мужская зимняя одежда (штаны). Зимняя обувь. Зимние чулки, рукавицы. Детская одежда текст. / В.И. Иохельсон // Северные просторы. М. - 1990. -С. 15-19.
60. Историко-этнографический атлас Сибири; Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. М.-Л. Изд-во Акад. наук СССР. - 1961. - 498 с.
61. Кисляков, В.Н. Этнографический музей Петербургской академии наук (1836-1879) важный этап в истории МАЭ РАН (обзор поступлений) текст. / В.Н. Кисляков // Радловские чтения, 2005: Тезисы докладов. -СПб., 2005.-С. 102- 105.
62. Кнорозов, Ю. В. Селения айнов на острове Итуруп текст. / Ю. В. Кнорозов // Материалы полевых этнографических исследований. -СПб.- 1988-1989.-С. 23.
63. Кондратенко, А.П. К вопросу об антропоморфных личинах в керамике культуры Дземон. Семантика древних образов текст. / А.П. Кондратенко. Новосибирск. - 1990. - С 80.
64. Крашенинников, С.П. первый исследователь Камчатки: к 200-летию со дня смерти текст. / С.П. Крашенинников. - Хабаровск. - 1954. - 16 с.
65. Крашенинников, С.П. Описание земли Камчатки: в 2-х томах текст. / С.П. Крашенинников- Петропавловск-Камчатский. 1994. - Т.1. -438 с.
66. Крейнович, Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура текст. / Е.А. Крейнович. М.: Наука. - 1973. - 495 с.
67. Кудашев, М.Н. Из истории Курильских островов / М.Н. Кудашев // Вопросы истории. 1963. - №8. - С. 28 - 36.
68. Купина, Ю.А. Сибирские чтения МАЭ текст. / Ю.А. Купина // Кунсткамера: Этнографические тетради. 1993. - Вып. 2-3. -С. 425-427.
69. Лавров, И.П. Об изобразительном искусстве нивхов и айнов текст. / И.П. Лавров // КСИЭ, вып. 5. М.-Л. - 1949. - С. 32 - 39.
70. Ларичев, В.Е. Колесо времени: солнце, луна и древние люди текст. / В.Е. Ларичев; Отв. ред. В.И. Молодин; АН СССР, Сиб. Отд-ние. -Новосибирск: Наука. 1986. - 175 с.
71. Латышев, В.М. Каталог этнографических коллекций Б.О. Пилсудского в Сахалинском областном краеведческом музее текст. / В.М. Латышев, М.М. Прокофьев. Южно-Сахалинск: Сахалинский обл. краевед, музей. - 1988. - 121 с.
72. Латышев, В.М. «Остров Сахалин» А.П.Чехова как источник изучения русского населения на Сахалине конца XIX века Русские люди на Сахалине и Курильских островах в XVIII начале XX в текст. / В.М. Латышев. - 1985. - С. 14.
73. Лебедев, А.Г. Зарубежная историография по проблеме айнской материальной культуры / А.Г. Лебедев. Хабаровск. - 2003. - 15 с.
74. Лебедев, А.Г. Айну-э иллюстрации айнов как источник знаний по традиционной культуре. / А.Г. Лебедев // Культура: традиции и современность. Сборник научных трудов. - Хабаровск. - 2006.- С. 35-42.
75. Лебедев, А.Г. О своеобразии традиционной одежды айнов. / А.Г. Лебедев // Сборник статей молодых учёных. Хабаровск: ДВГГУ. -2005.-С. 63-68.
76. Лебедев, А.Г. Основные элементы орнамента и декоративные швы айнсков. / А.Г. Лебедев // Сборник статей молодых учёных.- Хабаровск: ДВГГУ. 2005. - С. 69 - 71.
77. Лебедев, А.Г. Таблицы айнской одежды и орнамента (с аннотациями). / А.Г. Лебедев // Лекции по декоративно-прикладному искусству нивхов. Хабаровск. - 2005. - С. 319 - 324.
78. Левин, М.Г. Древние могильники Чукотки и некоторые аспекты эскимосской проблемы текст. / М.Г. Левин, Д.А. Сергеев. М. - 1964.- 11 с.
79. Левин, М.Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока текст. / М.Г. Левин. М., Изд-во Акад. наук СССР.- 1958.-359 с.
80. Левин, М.Г. Этническая антропология Японии текст. / М.Г. Левин -М., Изд-во Акад. наук СССР. 1971. - 235 с.
81. Леонов, П.А. Область на островах. Краткий очерк истории, развития экономики и культуры на Сахалине текст. / П.А. Леонов. М. - 1979. -350 с.
82. Лим, С.Ч. Айнская татуировка текст. / С.Ч. Лим // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск. 1994. - № 4. - С. 23 - 31.
83. Мулдашев, Э.Р. От кого мы произошли? текст. / Э.Р. Мулдашев. М.: АРИА-Аиф. - 2003. - 443 с.
84. Навлицкая, Г. Б. Айны текст. / Г. Б. Навлицкая // Вокруг света. 1968. -№3.-С. 32-38.
85. Накамура, С. Японцы и русские текст. •/ С. Накамура; общ. ред. • Б.Г. Сапожникова. М.: «Прогресс». - 1983. - 303 с.
86. Невский, H.A. Айнский фольклор текст. / H.A. Невский. М.: Наука.- 1972.- 175 с.
87. Невский, H.A. Фольклор островов Мияка текст. / H.A. Невский. М.: Щ Наука.- 1978,-192 с.
88. Окладников, А.П. Загадка древних айнов текст. / А.П. Окладников // История Сибири и Дальнего Востока. 1977. - №2. - С. 12-26.
89. Папуш, М.П. Нереальная действительность, в которой живут люди ® текст. / М.П. Папуш // Модели мира. М.: Российская Ассоциация
90. Пилсудский, Б.О. Дорогой Лев Яковлевич. (Письма Л.Я. Штернбергу. 1893 1917 гг.) текст. / Б.О. Пилсудский. -Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей. -1996.-336 с.
91. Пилсудский, Б.О. исследователь народов Сахалина текст. / Б.О. Пилсудский. в 2 т. Южно-Сахалинск. - 1992. - Т. 1. - 173 с.
92. Пилсудский, Б.О. исследователь народов Сахалина текст. / Б.О. Пилсудский. в 2 т. Южно-Сахалинск. - 1992. - Т.2. - 144 с.
93. Пилсудский, Б.О. Некоторые сведения об отдельных айнских стойбищах на Сахалине текст. / Б.О. Пилсудский // Записки общества изучения Амурского края. 1997. - Т. 10. - С. 56 - 67.
94. Полевой, Б. П. Первооткрыватели Сахалина текст. / Б. П. Полевой -Южно-Сахалинск. 1959. - 120 с.
95. Полевой, Б.П. Первооткрыватели Курильских островов текст. / Б. П. Полевой. Южно-Сахалинск. - 1982. - 207 с.
96. Полевой, Б. П. Неопубликованное сочинение О. Аргунова о северных айнах текст. / Б. П. Полевой // История Сибири и Дальнего Востока. -М., 1988.-С. 23-26.
97. Полевой, Б.П. Новое об открытии Камчатки текст. / Б. П. Полевой в 2 ч. Петропавловск-Камчатский. - 1997. - Ч. 1. - 159 с.
98. Полевой, Б.П. Новое об открытии Камчатки текст. / Б. П. Полевой в 2 ч Петропавловск-Камчатский. - 1997. - 4.2. - 202 с.
99. Полевой, Б.П. Труды по истории Камчатки текст. / Б. П. Полевой -Петропавловск-Камчатский. 1998. - 17 с.
100. Потапов, Л.П. Айны жители южного Сахалина и Курильских островов текст. / Л. Потапов // Советская этнография. - 1946. - № 2. -С. 34-58.
101. Прокофьев, М.М. Айны Южного Сахалина текст. / М.М. Прокофьев // Краеведы ведут поиск. Южно-Сахалинск. - 1985. - С. 38 - 42.ж
102. Прокофьев, М.М. Новое об айнах на о. Сахалин текст. / М.М. Прокофьев // Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея. Южно-Сахалинск. Вып. 2. - 1985. -С. 5-13
103. Светлов, Г.Е. Колыбель японской цивилизации текст. / Г.Е. Светлов -М.: «Искусство». 1994. - 270 с.
104. Сем, Т.Ю. Медвежий праздник айнов в исследованиях Б. Пилсудского текст. / Т.Ю. Сем// Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. 2000. - №7. - С. 42 - 57.
105. Смоляк, A.B. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX начало XX в. текст. / A.B. Смоляк. - М.: Наука. - 1975.-232 с.
106. Смоляк, A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура) текст. / A.B. Смоляк; Отв. ред. Ю.Б. Симченко, З.П. Соколова. -М.: Наука. 1991. - 276 с.
107. Спеваковский, А.Б. Айнская терминология родства текст. / А.Б. Спеваковский // Советская этнография. 1986. - № 2. - С. 40 - 45.
108. Спеваковский, А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов текст. / А.Б. Спеваковский М.: Наука. - 1988. - 204 с.
109. Спеваковский, А.Б. Древнее погребение на острове Шикотан и проблема эногенеза айнов текст. / А.Б. Спеваковский // История Сибири. М. - 1990. - С. 38 - 46.
110. Спеваковский, А.Б. Основные проблемы изучения айнов в отечественной литературе текст. / А.Б. Спеваковский // Этносы и этнические процессы. М. - 1993. - С. 89 - 103.
111. Таксами, Ч.М. Живые родники: О культуре коренных жителей Сахалина и Курильских островов. [текст] / Ч.М. Таксами. Южно-Сахалинск. - 1989. - 72 с.
112. Такасами, Ч.М. Кто вы, айны? текст. / Ч.М. Такасами, В.Д. Косарев. М., Очерки истории и культуры. - М. - 1990. - 318 с.
113. Таксами, Ч.М. Нивхи текст. / Ч.М. Такасами. — JI. 1967. - 271 с.
114. Таксами, Ч. М., 1969. Материалы МАЭ по этнографии айнов Южного Сахалина (XIX начало XX вв.) текст. / Ч.М. Такасами // Культура народов зарубежной Азии и Океании. - Сб. МАЭ РАН. - Т. 25. - JL: МАЭ РАН.-С. 41 -54.
115. Таксами, Ч.М. Фольклорные материалы об истоках этнических и культурных связей народов Нижнего Амура и Сахалина текст. / Ч.М. Такасами // Фольклор и этнография. Сб. трудов. JI. - 1970. -С. 75-89.
116. Таксами, Ч.М. Бородачи на островах Тихого Океана текст. / Ч.М. Такасами. // Дальневосточные путешествия и приключения. -Хабаровск. 1973. - С. 358 - 375.
117. Таксами, Ч.М. Медвежий праздник в традиционном мировоззрении народов Севера текст. / Ч.М. Такасами // Ранние формы религии народов Сибири. СПб. - 1992. - С. 93 - 105.
118. Таксами, Ч.М. Общие элементы в традиционной культуре народов Тихоокеанского севера текст. / Ч.М. Такасами // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки: Духовная культура. СПб. - Вып. 1. - 1995. - С. 88 - 102.
119. Таксами, Ч.М. Поездка к айнам Хоккайдо текст. / Ч.М. Такасами // Материалы полевых этнографических исследований. СПб. - 1996. -С. 112-139.
120. Таксами, Ч.М. Этнографические коллекции российских айнов в МАЭ РАН текст. / Ч.М. Такасами // Курьер Петровской Кунсткамеры. -Вып. 6-7. 1997.
121. Таксами, Ч.М. Собиратели. Исследователи. Хранители текст. / Ч.М. Такасами. // Культурное наследие народов Сибири и Севера. -СПб.-2000.-С. 54-62.
122. Устюжанин, Ю. Айсберг Охотского моря. Айны и Сахалин текст. / Ю. Устюжанин // Советский Сахалин. №3. - 1962. - С. 35 - 41.
123. Цветов, В.П. Реальность как описание текст. / В.П. Цветов // Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта. 1997.- С. 159- 180.
124. Шафрановская, А.Б. Айны на страницах дневника Е. Е. Левенштерна текст. / А.Б. Шафрановкая, Б.Н. Комиссаров // Советская этнография. -№ 1.- 1985.-С. 42-48.
125. Шевцов, В.А. Айны оставили следы текст. / В.А. Шевцов // Камчатский Комсомолец. № 9. - 1982. - С. 9 - 15.
126. Шренк, Л.И. Об инородцах Амурского края текст. / Л.И. Шренк. в 3 т.-СПб. - 1883.-Т.1.-323 с.
127. Шренк, Л.И. Об инородцах Амурского края текст. / Л.И. Шренк. в 3 т. - СПб. - 1899. - Т.2. - 314 с.
128. Шренк, Л.И. Об инородцах Амурского края текст. / Л.И. Шренк. в 3 т. - СПб. - 1903. - Т.З. - 145 с.
129. Штернберг, Л.Я. Айнская проблема. Сборник музея антропологии и этнографии текст. / Л.Я. Штернберг. — т. 8. Л. - 1929.
130. Штернберг, Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, айны. Статьи и материалы текст. / Л.Я. Штернберг; Под ред. Я.П. Алькор. Хабаровск. - 1933.- 778 с.
131. Шубина, O.A. Айны Японии на Сахалине текст. / O.A. Шубина // Советский Сахалин. -№ 12. 1988. - С. 23 - 29.
132. Шульгина, Т.С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Нижнего Амура и Сахалина (конец XIX нач.ХХв.) текст. / Шульгина Т.С. - Владивосток. - 1989. - 179 с.1. На английском языке:
133. Aoki, Poisson B. The Ainu of Japan (First Peoples) text. / B. Poisson Aoki. Learner Publishing. - 2002.
134. Batshelor, J. The Ainu and their Folklore text. / J. Batshelor. London. -1901.
135. Carl, Etter. Ainu Folklore: Traditions and Culture of the Vanishing Aborigines of Japan text. / Etter Carl. Chicago: Wilcox & Folett. -2000.
136. Chard, K.S. A new look at the Ainu problem text. / K.S. Chard. Tokyo. - 1968.
137. Culture of Ainu Clothes: Features of Clothes in different districts text. /
138. Published by Ainu Ethnography Museum. Shiraoi. - 1991.
139. Fitzhugh, W., Dubreuil, Chisato O. Ainu: Spirit of a Northern People text. / W. Fitzhugh, O. Chisato Dubreuil. Washington Press. - 2001.
140. Hilger, I.M. Together with Ainu text. / I.M. Hilger. Tokyo. - 1971.
141. Honda, K. An Ainu Woman's Tale text. / K. Honda. California University. - 2000.
142. Ishida, E. The Kappa Legend. A Comparative Ethnological Study on the Japanese Water-Spirit Kappa and Its Habit of Trying to Lure Horses into the Water text. / E. Ishida. Folklore Studies. - Vol. 9. - Peking. - 1950.
143. Kayano, S., Iijima, Shun'ichi The Ainu: A Story of Japan's Original People text. / S. Kayano, S. Iijima. Tattle Publishing. - Sapporo -2004.
144. Kayano, S. Our Land Was a Forest: An Ainu Memoir text. / S. Kayano. -Westview Press. 1994.
145. Munro, Gordon N. Ainu Creed and Cult text. / N. Gordon Munro. -London. 1962.
146. Ogawa, M. Abolition of Ainu Educational System text. / M. Ogawa. Hokkaido University Bulletin. -№61.- Sapporo. - 1993.
147. Ohnuki-Tierney, E. The Ainu of the Northwest Coast of Southern Sakhalin text. / E. Ohnuki-Tierney. New York. - 1974.
148. Ohnuki-Tierney, E. The Ainu of the Northwest Coast of Southern Sakhalin text. / E. Ohnuki-Tierney. Waveland Press. - 1984.
149. Refsing, K. The Ainu Library (Collection 3). Early European Writings on Ainu Culture, Travelogues and Descriptions text. / K. Refsing. -University of Hong Kong. 2000.
150. Thomason, A. The Ainu aborigines of Northern Japan text. / A. Thomason. Washington Press. - 1999.
151. Walker, B. The Conquest of Ainu Lands: Ecology and Culture in Japanese Expansion, 1590-1800 text. / B. Walker. California University. - 2001.
152. Watanabe, H. The Ainu. A Study of Ecology text. / H. Watanabe. -^ Tokyo.- 1964.1. На немецком языке
153. Haas, H. Die Ainu und ihre Religion. Bilderatlas zur Religionsgeschichte. / H. Haas. № 8. - Lpz. - 1925.
154. Kreiner, J. Hans-Dieter. Ölschleger Ainu. / J. Kreiner Hans-Dieter. Köln. - 1987.
155. Staatl. Museum für Völkerkunde münchen. Die Ainu: Porträt einer Kultur im Norden Japans / Staatl. München. - 2002.1. На японском языке
156. ШЩ% T-КанъэнХ. Айнская ассимиляция и прецедент. Саппоро. - 1935.ф 134. — ч Тyf % Ю^Щч Киндаити К., Сугияма С. Айнскоеискусство. Токио. - 1941. Т.2.135. Кодзима Кёко.сиаки Кобункан. Роль женщины в традиционном айнском обществе.• -Токио, 1989.4i
157. XШШШ "Éf'fàtf) Кудо Масаки, Ёсиаки Кобункан. Древние Эмиси. - Токио. - 1992.
158. Н^РЗС^с, 1973. 74 Миёси Фумио. История айнов. -Коданся, 1973.138. 74 к В Миядзима Тосимицу. Айнский этнос и история Японии, 2001.
159. ЩЛ1, 74 ЖЖ, Ямакава. История и культура Айнов. Токио. - 2000.411. АМИН1. АМ81. ВМА1. ВМБ1. БМС1. НМН1. МАЕ1. ЫААымш1. РЕМ РМС \JAFM ИРМ1. Б/Н1. МАЭ МСК1. СГОКМ1. ТГМ1. ПМА1. ЭМА
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.