Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века: Опыт этнографической реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Гаврильева, Римма Семеновна

  • Гаврильева, Римма Семеновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Якутск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 221
Гаврильева, Римма Семеновна. Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века: Опыт этнографической реконструкции: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Якутск. 2000. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гаврильева, Римма Семеновна

Список сокращений.

Введение.

Глава I

Общая характеристика одежды саха XVII - середины XVIII века и способов ее изготовления

1. Данные этнической истории и культуры народа саха в конце XVII -середине XVIII века.

2. Народные способы выделки и обработки природного сырья для шитья традиционной одежды саха.

3. Виды народных кожемяльных инструментов и станков.

4. Традиционные швы шитья и вышивки одежды саха.

5. Комплектность и другие художественные особенности одежды саха XVII - XVIII вв.

6.Орнаментальные мотивы в декоре традиционной одежды саха.

Глава II

Состав одежды саха XVII - XVIII вв.

1. Типы, разновидности и генезис головных уборов.

2. Наплечная одежда: истоки покроя и декоративного оформления.

3. Натазники, ноговицы, набедренники: бытовые и обрядовые функции

4. Обувь: особенности фасонов и украшений.

5. Рукавицы: типологическая характеристика

Глава III

Знаковая функция женской свадебной одежды

1. Свадебная одежда "Тангалай": символика и обрядовый контекст

2. Семантика женского свадебного комплекта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века: Опыт этнографической реконструкции»

Выявление истоков народных художественных традиций на примере одежды саха ныне необходимо для восстановления утраченных ценностей культурного наследия народа на фоне падения нравственных устоев, народного эстетического вкуса, забвения национальных традиций. Художественная традиция — это не застывшие каноны, она развивается, хотя и замедленными темпами, под воздействием и внешних, и внутренних факторов. Экстремальные явления (экологические, социально-экономические кризисы, упадок духовно-нравственных критериев и т.д.) обычно вызывают скачкообразные изменения в художественных традициях, однако ядро их обычно сохраняет художественный вкус народа. Немалое влияние на формирование художественных традиций оказывает также проживание этноса в определенной природно-климатической и этноконтактной среде.

Понятие "традиция" разными специалистами (культурологами, этнографами, фольклористами, искусствоведами) толкуется по-разному. Так, М.А. Некрасова выделяет четыре слоя культурного бытования традиций и соответствующие четыре их формы: народное искусство, искусство промыслов, самодеятельное творчество и профессиональное искусство. Художественным традициям создания народной одежды соответствует первая форма, которая охватывает "народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни, (.) как образ родовой, связанный множеством нитей, понятий, представлений, переживаний с чувством мира народов. Наследственное мастерство в таких краях — привилегия родовая. Оно тесно связано с традиционной культурой народов. Живет не только как элемент быта, но и как элемент сознания человека (.), представляет сложный синтез духовного и материального начала (.), как образ мира, живой в народном сознании"1.

Таким образом, традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа "образ мира" и каждый мастер — носитель этой 7 народной памяти — передает его следующему поколению. Но здесь, как отмечал известный исследователь народного творчества П.Г. Богатырев, неизбежны импровизации: "Особенно ярко, — писал он, — проявляется тесная связь обязательного следования нормам традиции с ярко выраженным импровизационным началом в тех видах народного искусства, в которых создание произведения органически связано с исполнительством (.). Естественно, подобное исполнение по памяти влечет бессознательное или сознательное изменение услышанного или увиденного произведения.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что творец-исполнитель, импровизируя, строго придерживается рамок традиций"2.

По мнению A.C. Канцедикаса, "(.) традиционность ограждала народное искусство от посторонних явлений, жестко контролируя проникновение в народную культуру чуждых ей элементов и одновременно являлась надежным о инструментом, чтобы войти в нее" .

Польская исследовательница X. Шраммовна подчеркнула: "В народном искусстве, в той мере, в которой оно сохраняет верность традициям, не может быть плохих вещей. Могут быть более простые или более сложные, более или менее масштабные, но они всегда живы и в них ничего нет такого, что бы мы с точки зрения художественных критериев могли бы оценить как "несовершенные"4. Говоря о непреходящей значимости традиций, А.Б. Салтыков утверждал: "В течение веков народ творит и отбирает лучшее — то, что ему по душе, то, что прекрасно. Плохое тоже делают в народе, и неумелые и бесталанные люди тоже есть, но плохое отсеивается, не входит в традицию, оно не находит прочных корней, может быть, на поколение, два его хватит, но затем его сметает река истории, а все ценное, великое, идущее из глубины души идет и остается. Поэтому, конечно, к народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой"5.

Эту же мысль высказывала и С.Б. Рождественская: "Народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей 8 средой, сохраняет духовные ценности в образно-художественном выражении искусства и осуществляет их адаптацию к изменяющимся историческим и социально-экономическим условиям"6. Она также отмечала, что народные мастера хранят традицию и развивают ее, изменяя содержание элементов структуры народного искусства соответственно изменениям, происходящим в п окружающей действительности" . С точки зрения этнографа Р.Ф. Итса: "Традиция (от лат. "traditio" - передача) — явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса"8.

Таким образом, мы можем утверждать, что традиция в народном искусстве и творчестве — это регулируемая народным сознанием система, в рамках которой происходит развитие народного искусства.

Актуальность темы обусловлена тем, что на рубеже XXI века на фоне общего социально-экономического кризиса стал ощутим и кризис традиционной культуры. Сегодня утрачены многие составные элементы ритуальной системы якутов, идет постепенный процесс исчезновения традиционного мировоззренческого комплекса. В этом контексте вопросы разрешения сложных проблем возрождения и восстановления, почти утраченных в современности, забытых и исчезающих культурных памятников, в том числе замечательных традиций шитья, вышивки и других видов украшений одежды народа саха приобретают особую значимость. В традиционной обрядности особое место всегда занимал народный костюм как своеобразный этнический знак и определенный символ.

В связи с возросшим интересом самого народа к своему историко-культурному наследию изучение генезиса, эволюции, семантики традиционной одежды саха выдвигается на первый план.

Как известно, традиционная одежда была приспособлена не только к суровому северному климату, но вместе с тем ее покрой и украшения отражали 9 целостную систему мировосприятия народа, составляли особый символический комплекс. В типах и видах одежды саха на протяжении столетий происходили заметные изменения в покрое, в украшениях и в цветовом сочетании. Эти трансформации осуществлялись путем постепенной эволюции и были обусловлены социально-экономическими, историческими, культурными, этноэкологическими, техногенными и другими факторами.

Говоря о традиционной одежде народа саха, мы подвергаем изучению традиционную одежду с середины XVII по XVIII век. Это время фиксирования первых письменных информативных источников по духовной и материальной культуре, в том числе по одежде народа саха, как наиболее архаичной по покрою, так и "вещному комплексу". Малоизученность этого времени диктует необходимость изучения традиционной одежды данного периода. Проведенные ранее археологические и этнографические исследования полностью доказывают бытование архаичного комплекса одежды народа саха в указанное историческое время. Актуальность темы вызвана и отсутствием цельного монографического исследования, посвященного традиционной одежде народа саха.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является выявление, описание и реконструкция народного костюма, а также раскрытие его символики в контексте традиционного мировосприятия.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: выявление этногенетических истоков сложения самобытных видов и форм одежды; изучение особенностей изготовления наиболее раннего комплекса одежды; сравнительное изучение истории сложения культурных и

10 художественных традиций; реконструкция утраченного комплекса одежды конца XVII - первой половины XVIII века с использованием широкого поля источников: фольклора, археологии, этнографии, искусствоведения и лингвистики; характеристика и анализ покроя и украшений костюмных комплексов; интерпретация свадебной одежды как особого «знакового текста».

Объектом исследования является традиционная одежда народа саха.

В предпринятом исследовании одежда народа саха рассматривается в нескольких аспектах: народный костюм как составная часть этнокультуры, важный историко-этнографический источник; история развития одежды в контексте общих закономерностей этнокультурного процесса; символический комплекс «костюмного фонда»

Хронологические рамки исследования ограничиваются концом XVII -серединой XVIII века.

Методология и методика исследования

В последнее десятилетие XX века, начиная с 60-х — 70- х гг. исследователи культуры (П.Г. Богатырев, Д.С. Лихачев, К.В. Чистов, С.И. Вайнштейн, С.Б. Рождественская, М.Н. Некрасова и др.) приходят независимо друг от друга к общему выводу о сенкретичном характере традиционной культуры народа и в вопросах ее изучения используют междисциплинарные методы.

В данном диссертационном исследовании, при изучении одежды народа саха как неотъемлемой части этнической культуры, нами также используется комплексный подход с привлечением методологических принципов таких смежных научных дисциплин, как: история, археология, этнография, фольклористика, искусствознание, культурология. Для того, чтобы полнее

11 раскрыть внутренние движущие механизмы сложения и развития культурно-художественных традиций в одежде саха, используются методы системного анализа.

Данные методы позволяют проследить пути этногенетических культурно-исторических и адаптационных трансформаций, происходивших по мере продвижения праякутских племен в глубь Сибири и Севера, в более суровые природно-климатические условия проживания. В связи с этим одежда претерпевала существенные изменения в особенностях покроя, шитья, украшений и выбора материала. На трансформацию и модификацию одежды также позднее повлияли такие факторы воздействия, как общее экономическое, религиозное, социально-политическое и культурное развитие общества.

В выявлении семантических структур покроя, украшений и цветового сочетания одежды привлекается семиотический метод.

Таким образом, в работе используются следующие методы: историко-типологический, сравнительно-исторический, комплексный метод, метод реконструктивной экстрополяции по документальным источникам. Для воссоздания архаичной одежды саха используются сохранившиеся вещественные фрагменты из музейных коллекций.

Степень изученности Основополагающими источниками в исследовании саха стали опубликованные в разные годы в печати труды по истории, археологии, этнографии, материальной и духовной культуре и народному прикладному искусству Якутии XVII—XVIII веков.

Самую раннюю информацию по теме можно извлечь из фольклорных текстов (эпические сказания - олонхо, обрядовые заклинания - алгысы, легенды и предания старины, бытовые песни, пословицы, поговорки и крылатые выражения). Ряд важных сведений об одежде саха имеется в материалах различных экспедиций, в том числе академических, проводимых в эпоху великих географических открытий и освоения Сибирских земель и морских путей Северо-Востока: И.Э. Идее, И.Г. Георги, И. Биллингс, Я.И. Линденау.

12

Историко-этнографический материал о народе саха был зафиксирован участниками Северо-восточной географической экспедиции 1785—1795 гг.:

A.Ф. Миддендорф, Р.К. Маак и др.,

Следует отметить связь обрядовой одежды саха с мировоззрением народа, что прослеживается в исследовании И.А. Худякова.

Весомый вклад в изучение материальной и духовной культуры народа саха внесли политические ссыльные: B.JL Серошевский, В.Ф. Трощанский,

B.М. Ионов и В.И. Иохельсон и др. В их работах даны полные описания быта, нравов, обычаев, обрядов, верований и мифологических представлений народа. Все эти исследователи среди описаний предметов материальной культуры оставили богатые сведения о бытовой, нарядной и обрядовой одежде саха.

В начале XX века значительную лепту в изучение языка, материальной и духовной культуры народа саха внесли лингвисты: О. Бетлингк, В. Радлов, C.B. Ястремский, Э.К. Пекарский, историки и краеведы: Е.Д. Стрелов, Ем. Ярославский (Губельман), П.Х. Староватов.

В советский период по инициативе научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» (1925-1935) началось издание сборников трудов по истории культуре, этнографии якутов. Так, в частности, в ряде статей историко-этнографического, археологического характера и публикациях архивных материалов содержались ценные сведения о более архаичной одежде саха.

Одной из основополагающих работ при анализе дохристианской одежды саха послужили археологические материалы Е.Д. Стрелова, который произвел раскопки древних могил хоринских якутов первой половины XVIII века. Его статью «Одежда и украшение якутки в половине XVIII века» можно считать первым научным исследованием, посвященным архаичным формам якутской одежды.

В дальнейшем было предпринято более планомерное научное изучение материальной и духовной культуры народа, связанное с организацией археологических экспедиций Якутского краеведческого музея (ЯКМ) им. Ем.

Ярославского (И.Д. Новгородов, С.И. Боло, М.И. Ковинин). В 1933 г. ЯКМ и Областное краеведческое бюро организовали совместные раскопки могил в Западно-Кангаласском районе Якутской АССР (И.Д. Новгородов, С.И. Боло, Г.В. Ксенофонтов). В эти годы были также организованы фольклорно-этнографические, лингвистические экспедиции Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР (НИИЯК): Г.В. Ксенофонтов, Г.У. Эргис, A.A. Саввин, С.И. Боло, П.В. Слепцов. Материалы данных экспедиций частично опубликованы, но большая их часть хранится в рукописных фондах Архива ЯНЦ СО РАН и до сих пор не введены в научный оборот.

В 1938 г. С.И. Боло издал книгу "Прошлое якутов до прихода русских на Лену", в которой имеются описания одежды саха дохристианского времени.

В 1940-е — 1950-е годы в НИИЯК работали А.П. Окладников, М.М. Носов. А.П. Окладников не раз обращался к истории традиционного народного костюма.* Как известно, А.П. Окладников руководил Ленской историко-археологической экспедицией и внес существенный вклад в изучение древней культуры и истории Якутии.

М.М. Носов был художником и создал ряд картин на историко-этнографические темы, в которых во всех деталях и исторической достоверности изображает традиционные костюмы. Художнику приходилось реконструировать одежду по археологическим материалам. М.М. Носов также опубликовал ряд статей по этнографии якутов. Особый интерес для темы диссертации представляют статьи М.М. Носова: "Одежда и ее украшения у якутов" (Сб. науч. ст. ЯКМ. - Вып. I. - Якутск, 1955) и "Эволюция якутской одежды в XIX в. и до 1920-е гг." (Сб. науч. ст. ЯКМ. - Вып. II. - Якутск, 1957). В этих статьях М.М. Носов на археологическом и музейном материалах прослеживает историю традиционной одежды якутов с XVII до начала XX века. Он за годы работы в Якутской научно-исследовательской базе АН СССР История Якутии. - Якутск, 1949.

14 подготовил четырехтомный Атлас рисунков по материальной культуре и прикладному искусству якутов XVII — начала XX века, хранящийся в архиве ЯНЦ СО РАН.

Избранные рисунки из данного Атласа были опубликованы в отдельный альбом: "Художественные бытовые изделия якутов XVIII — начала XX века" (Авт.-сост. и предисловия И.А. Потапов. - Якутск: Кн. изд-во, 1988). Датированные и археологически достоверные рисунки-реконструкции по одежде якутов XVIII века стали одним из необходимых источников в написании диссертационной работы.

В 50-х — 60-х годах XX века начался новый этап в изучении материальной культуры народа саха.

Заметным явлением в изучении темы стала книга У. Йоханзен "Орнаментика якутов", изданная в Гамбурге в 1954 г. В этой книге был представлен интересующий нас материал по орнаментальной вышивке наверший женских головных уборов, анализируемых в работе по их семантическим значениям.

Одним из главных трудов при изучении одежды саха стала работа археолога И.В. Константинова "Материальная культура якутов XVIII века: По материалам погребений" (Якутск, 1971).

С 1965 г. им было произведено значительное количество раскопок позднеякутских погребений XVIII века в центральных регионах Якутии и составлены подробные описания погребальных комлексов, среди которых есть и по одежде.

Памятники материальной культуры и произведения народного устного творчества взаимосвязаны. Так, нередко фольклорные тексты хранят красочные описания одежды разных героев эпоса. Повторы описаний образуют своеобразные "формулы".

Историко-этнографические труды общего характера, в том числе академического издания, содержат данные по материальной культуре и, в частности, по традиционной одежде якутов (саха). В трудах по истории Якутии также освещаются особенности одежды саха. Нередко в одежде подчеркивается ценность пушного сырья и ощущается сословно-социальная дифференциация.

В целом, ценные, отдельные интересующие нас сюжеты об одежде саха можно почерпнуть во многих исторических исследованиях, начиная с XVIII века по настоящее время.

В последнее время опубликовано много работ по народному прикладному искусству саха научного и научно-популярного характера. К ним автор обращается при сравнительно-сопоставительном анализе древней архаичной одежды народа. В частности, были использованы монографии искусствоведов H.A. Потапова, В.Х. Иванова, статьи и учебные пособия Н.И. Каплан, альбом: "Народное искусство Якутии" (Авт.-сост. и предисловия М.В. Хабарова, Л., 1981).

Кроме того, по народной одежде и костюму имеется солидная специальная литература таких авторов, как Г.С. Маслова, O.A. Сухарева, Г.П. Васильева, Е.М. Махова, М.Н. Мерцалова. Эти исследования были использованы в работе. Особую ценность для нашего исследования представляет монография Р.Д. Бадмаевой "Бурятский народный костюм". Ее материалы широко используются при сравнительном анализе бурятского и якутского костюмов. В этой же связи специального упоминания требует диссертационное исследование Самбуевой С.Б., посвященное символике традиционного бурятского костюма.*

Научно-практический интерес представляет небольшая по объему, но очень ценная по содержанию книга народной мастерицы Е.Е. Аммосовой, где даны практические рекомендации по обработке природных материалов, покроя и шитья из них традиционной одежды. Внимание диссертанта привлекают также буклеты о творчестве современных мастериц, работающих в русле народных художественных традиций Е.Е. Аммосовой, А.Е. Сивцевой, А.П. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. / Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2000.

16

Скрябиной и др.

Ювелирные украшения являются важными дополнениями традиционной одежды. Серебряным украшениям якутов посвятил свою книгу этнограф Ф.М. Зыков (Якутск, 1981). Искусствоведами Якутии был издан сборник научных статей "Проблемы народного прикладного искусства Якутии". В нем затрагиваются актуальные вопросы возрождения и тенденции развития народных художественных традиций в современных условиях.

Сотрудниками ИЯЛИ в конце 90-х годов издан ряд публикаций в сборниках статей и монографий по материальной и духовной культуре народа саха (H.A. Алексеев, Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов, E.H. Романова и др), которых отличает новый концептуальный взгляд на изучение культуры народа.

Особое внимание следует обратить на работы А.И. Гоголева "Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XVI—XVIII вв.)" ( Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990) и "Якуты: Проблемы этногенеза и формирование культуры". (Якутск, 1993). Ученые Якутского госуниверситета им. М.К. Аммосова (г. Якутск) и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера, г. Санкт-Петербург) совместно издали историко-этнографический очерк: "Культурное наследие народа саха" (СПб. - Якутск, 1994), содержащий ценные фотоматериалы по традиционной одежде, привлеченные при написании работы диссертантом.

Значительную группу материалов составляют авторские полевые материалы, собранные с 1982 по 1986 гг. в центральных, вилюйской группы и северных улусах Якутии. Они представляют уникальные собрания периферийных музеев и ценные сведения старожилов о традиционной одежде.

Источники исследования:

1 — архивные документы и материалы исторического, археологического, этнографического, фольклорного и искусствоведческого характера. Документированными источниками

17 послужили "скаски", "отписки", "ясачные челобитные" и другие материалы русского служилого люда (воевод, казаков);

2 — музейные и частные коллекции;

3 — полевые материалы автора.

Новизна работы заключается в том, что впервые в якутологии систематизирован и обобщен имеющийся архивный, библиографический и музейный материал по ранней архаичной одежде саха конца XVII — середине XVIII веков. Впервые на широком материале с привлечением комплексного метода дана интерпретация генезиса архаичной одежды и семантики "образа одежды", где раскрывается связь одежды и ритуальных действ как знаков и символов обрядового контекста.

Научно-теоретическое значение диссертации состоит в том, что на основе народной одежды возможно проследить этногенетические истоки народа саха и особенности его культурных и художественных традиций. На основе стадиального развития прослеживается начальная история одежды народа саха.

В результате изучения архаичной одежды саха выявлены реликтовые черты, содержащиеся в некоторых элементах покроя, декоративного оформления и цветосочетания одежды, унаследованные у тех или иных этнокультурных традиций сопредельных или этноконтактных народов:

1 — традиции одежды южных скотоводов раннесредневековых культур кочевых племен Евразии;

2 — некоторые элементы одежды многокомплектных этнокультурных традиций южно-восточного ареала;

3 — традиции одежды аборигенов Севера (долганы, эвенки, эвены, чукчи, юкагиры и народы Приамурья);

4 — влияние элементов русской одежды XVII—XVIII веков.

18

Практическая значимость работы состоит в существенном восполнении имеющегося пробела в изучении традиционной одежды саха. Материалы исследования представляют большой практический интерес в разработке региональных и российских программ по возрождению народного костюма у народов Сибири, основные выводы работы могут быть использованы в лекционных курсах по этнографии, искусствоведению, культурологии. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для музейных работников при комплектации и составлении «костюмных» фондов, а также при организации различного рода экспозиций и выставок, посвященных традиционной одежде.

Реконструкция архаичных типов и видов одежды поможет народным мастерам и современным модельерам воссоздать «костюмный» комплекс, отражающий историю якутского народного костюма.

Апробация работы

Концептуальные положения диссертации были изложены в монографии "Одежда народа саха конца XVII — середины XVIII века". - Новосибирск: Изд-во Наука Сибирского предприятия РАН, 1998.

По теме диссертации были опубликованы научные статьи в сборниках, журналах, тезисах докладов общим объемом 6,5 п.л.

Выводы и результаты диссертации были изложены в докладах и сообщениях на российских межрегиональных и международных конференциях. Диссертант участвовала на республиканских научно-методических семинарах по линии Министерства культуры РС(Я). Был разработан и прочитан авторский цикл лекций по народному прикладному искусству и традиционной одежде народов Якутии в учебных заведениях Министерства образования РС(Я).

Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка источников и библиографии и приложения в виде иллюстраций, отражающих содержание диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Гаврильева, Римма Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение художественных традиций создания народной одежды якутов конца XVII - середины XVIII в. актуально в связи с возросшим интересом народа к своим истокам и к истории национальной культуры. Традиции шитья и декора народной одежды саха - это концентрированное выражение многовекового культурного и эстетического опыта народа. Обращение к их истокам потребовало изучения этногенеза якутов, поскольку именно на начальном этапе формирования этноса, в русле полиэтнических отношений и взаимовлияний, зарождались первоосновы этнокультурных традиций.

Недостаток сохранившихся вещественных памятников материальной культуры в отмеченный нами период истории Якутии определил выбор такого научного подхода, как метод реконструкции по письменным неопубликованным и изданным материалам, собранным по крупицам из разрозненных архивных и библиографических информативных источников по археологии, этнографии, фольклору, лингвистике, изобразительному искусству, искусствознанию. В музейных фондах сохранились только единичные экземпляры архаичной одежды народа саха. Личные полевые материалы, собранные за экспедиционные сезоны 1982-1987 гг. в центральных улусах (Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Таттинском, Усть-Алданском, Намеком), в бассейне Вилюя (Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский, Сунтарский) и в северных (Верхнеколымском, Среднеколымском, Нижнеколымском, Жиганском, Оленекском, Верхоянском), ощутимо расширили представления автора об ареалах распространения художественных традиций шитья и украшения одежды народов Республики Саха (Якутия) населявших Якутию с запада на восток, с юга на север.

Традиции одежды народа саха складывались из двух вначале друг от друга независимых региональных направлений - центральноякутского и северного, охватывавших в прошлом регионы центральной Якутии, бассейна

147

Вилюя, северно-западные и северо-восточные ареалы Якутии. Древние южные истоки в реликтовых формах сохранились прежде всего в орнаментальном искусстве и в некоторых названиях отдельных видов традиционной одежды. С начала своего образования народ саха в приемах изготовления одежды испытывал влияние культуры северных оленеводов.

К периоду вхождения Якутии в состав Российского государства (1632 г.) у якутов была развита своеобразная духовная и материальная культура, связанная со скотоводческим хозяйством (эпос-олонхо, богатая мифология с персонифицированными божествами-айыы, тотемистическое и анимистическое культовое верование, праздник годового цикла ысыах с обрядовой церемонией кумысопития и круговым танцем-осуохай, бытовые, праздничные и обрядовые атрибуты - деревянные и берестяная посуда, одежда и ее украшения).

Иное осмысление народных традиций началось со времени вступления якутов в контакт с русскими - первопроходцами и служилыми людьми, носителями инонациональной культуры и художественных традиций.

Сложные этнические взаимовлияния породили оригинальную культуру самого северного тюркоязычного, скотоводческого по преимуществу народа саха. Народные традиционные изделия якутов получили рассцвет в XIX -начале XX в. Однако в истории Якутии были и другие периоды, когда в социально-экономической, этнокультурной жизни народа происходили глубокие преобразования. Так, смена культово-языческих верований на религию православного христианства обусловила изменение нравственно-этических норм поведения, стереотипов традиционного мировоззрения, эстетического и художественного вкуса, что отразилось на особенностях материальных и духовных запросов, на этническое самосознание и культурное развитие народа саха.

Все эти этнокультурные процессы, несомненно, повлияли на формирование народных художественных традиций шитья и украшения одежды, внеся в нее стилевые трансформации и модификации.

148

В конце XVII - середине XVIII в. русские первопроходцы на территории Якутии заложили основы крепостного и жилищного строительства (деревянное зодчество городских крепостных сооружений, строительство башен, стен, срубных амбаров, домов, зимовий, часовен и церквей). С приходом русских служилых людей начался сбор с якутского населения пушно-мехового ясака. Это была колониальная великодержавная политика русских царей по отношению к "инородческому" населению обширной многонациональной территории Сибири. Со времени ясачного режима Якутия вступает в оживленную полосу пушных промыслов и торгов (промысловая охота, зачатки торговых и обменных товарно-денежных отношений).

Этот период культурной жизни народа был ознаменован особыми этнокультурными процессами. Еще продолжала бытовать языческая культура дохристианского времени, вера в родовые тотемы и культы, в духов-"иччи", в силу божеств-айыы и шаманских заклинаний. В материальной и духовной культуре в это время причудливо переплелись разные этнические культурные и художественные традиции: северные и южные, восточные и западные. Ярким примером этого явления служил комплект свадебного наряда якутской невесты конца XVII - начала XVIII в.: шапка-ураа бэргэсэ, шуба-тангалай сон, натазник с обрядовыми украшениями (кыабака симэхтээх чурумчу сыалыйа). В них ощущается этнокультурное взаимовлияние одежд как северных аборигенов, так и южных кочевников. В целом ряде декоративных и конструктивных особенностей одежды саха проявлялись также реминисценции стиля одежды древнерусского Севера: платье-пальто узкого, удлиненного покроя, украшенное орнаментальными полосами из прорезной кожи, расположенных по краям ворота, бортов, подола и манжетам рукавов в сочетании с меховыми кантиками. Русские художественные традиции в якутской национальной одежде сильнее всего проявились в следующий исторический этап - во второй половине XVIII-XIX вв.

В последнее время исследователи материальной культуры народа все

149 большее внимание стали уделять знаковой символике традиционного костюма, т.е. особенностям его конструктивного строя и декоративного оформления. Поэтому в данной работе сделана попытка выявить семантику фасонов женской свадебной одежды саха с конца XVII по XVIII век.

Покрой, декор и колорит традиционной якутской одежды продиктован народным миропониманием культовых церемоний традиционных обрядов и праздников. Диссертант восстанавливал позабытые фасоны архаичной одежды саха и расшифровывал значение давних символов и знаков путем сравнительного и сопоставительного стилистического анализа, используя методику исторической реконструкции костюма по реликтовым следам, оставленным на древних наскальных рисунках, на сохранившихся памятниках культуры степных кочевников, погребальной культуре саха, в тайниках народной изустной памяти, произведениях фольклора: в эпосе, пословицах и поговорках, в крылатых выражениях, в песнях, преданиях и легендах древности народа саха.

Современные тенденции развития народных традиций шитья и вышивки национальной одежды Республики Саха (Якутия) определяют ведущие мастера: Е.Е. Аммосова, А.Е. Сивцева, А.Г. Николаева, А.П. Скрябина, A.A. Волкова, возрождающие традиции исторической одежды. Их костюмы использовались в качестве иллюстраций в данном исследовании и послужили для анализа архаичной одежды саха, как соответствующие традиционным образцам. В русле народных традиций также работают творчески более молодые мастера А.Н. Зверева, Е.И. Заболоцкая, С.И. Петрова и народные умельцы М.Н. Потапова, Е.И. Протопопова и многие другие.

После обретения суверенитета Республикой, процесс возрождения народных традиций, пробуждения интереса к культурному наследию и сохранения менталитета народа саха осуществляется на государственном уровне.

150

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гаврильева, Римма Семеновна, 2000 год

1. РГИА. - Ф. 468. - Оп. 1. -Ч. 2. - Д. 3880. - - Л. 31. - Об. 95,102.

2. Архив СПбО ИВ ЛО РАН. Ф. 22. - Оп. 1. - N 1. - Л. 86: Зап. В.М. Ионова.

3. Национальный архив РС(Я). Ф. Якутской воеводской канцелярии. - Д. 1785.-Л. 15.

4. Архив ЯНЦ СО РАН: Ф. 5. - Оп. 9, 13. - Ед.хр.: 60, 252, 257.: Отчеты комплексных фольклорно-искусствоведческих экспедиций ИЯЛИ СО РАН за полевые сезоны 1982-187 годов: P.C. Гаврильева. Прикл. искусство народов Якутии, в том числе по одежде.

5. Ф. 5. - Оп. 6. - Ед.хр. 164: Зарисовки с кожемяльных инструментов, выполненных в с. Дулгалаах, Верхоянского р-на 23 янв. 1953 г. на 24 л.

6. Ф. 5. - Оп. 9. - Ед.хр. 26. - Л. 33.

7. Ф. 5. - Оп. 3. - Ед.хр. 97. - ЛЛ. 2-3, 19; - Л. 300: Кыыс тангара тэриирэ-Изготовление девы-богини: Запись у информатора В.Н. Дмитриева.

8. Ф. 4. - Оп. 14.- Ед.хр. 16, - ЛЛ. 8,17: По материалам архивных документов ЦАУ. - Ф.В. Васильевского: - Д. Якутского областного управления 1694 г. -С. 10: Из ст. Сибирского приказа N 889. - Л. 192.

9. Ф. 4. - Оп. 12. - Ед.хр. 41. - Л. 87: Этногр. Материалы A.A. Саввина 1941 г.29.- Ф. 5. Оп. 3. - Ед.хр. 291: П.В. Слепцов: Этнограф. Материалы 1903-1904 гг. - Л. 8: Кыабака симэгэ.

10. Ф. 5. - Оп. 3. - Ед.хр. 296. - ЛЛ. 7-10: Рисунки узоров одежды северных народностей, выполненные П.В. Слепцовым.34,- Ф. 5. Оп. 3. - Ед.хр. 669. - Инв. N 1165. - Л. 56: Г.М. Васильев. Предания, сказки, песни, этнгографические и др. материалы.

11. Ф. 5. - Оп. 13. - Ед. хр. 10. - Л. 47: Материалы по фольклору, собранные Н.И. Корякиным в 1964-1965 гг. в с. Хону, Момского р-на: Запись: "Песня, парня, заждавшегося конца шитья кэдьигэ тангалай-свадебной шубы (в стиле "дьээ-буо")".

12. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников иписателей. Иркутск: Крайгиз, 1932. - Т. I, ч. 2: XIII-XVII вв. - 368 е., ил., карт, и факсим.

13. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начала

14. XX в. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. - 199 с.

15. Аммосова Е.Е. Ебюгэлэрбит югэстэрэ, ойуулара бичиктэрэ (Ремесла предков вчера и сегодня). - Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 48 е., ил. - На якут, и рус. яз.

16. Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества: Альбом / Сост. и авт. предисл.

17. P.C. Гаврильева. Якутск: Бичик, 1994. - 91 е., 83 цв. фотоил.

18. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. М.; Л.: Наука, 1965.364 с.

19. Андреев А.И., Винокуров И.Н., Аммосов И.И. Сахалар сылгыны хайдах тусаналларай. Все о якутской лошади. - Якутск: Кн. изд-во, 1991. - 72 е., ил. - На якут. яз.

20. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,1987. 144 е., ил.

21. Базилевич К.В. Торговля Великого Устюга в середине XVII века // Учен. зап.

22. Ин-та истории АН СССР. М., 1929. - Т. 4. - С.

23. Белов М.И. Подвиг Семена Дежнева. М., 1973. 223 е., ил. и карт.

24. Березкин И.Г. Ебюгэлэрбит уонна юелээннээхтэрбит суолларынан — По следам наших предков и современников. Якутск: КН. изд-во, 1981. - 112 е., ил. - На якут. яз.

25. Биллингс И. О якутах: Журнал, или по денник флотского капитана // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан: Кн. изд-во, 1978. - 176 с.

26. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950. - Т. I. - С. 350-357.

27. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении народного словесного, изобразительного и хореографического искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - С. 394-395.

28. Богатырев П.Г. Знаки в театральном искусстве // Тр. по знаковым системам. -Тарту, 1975. Т. 7. - С.

29. Бодэ К. Очерки туркменской земли и юго-западного побережья Каспийского моря. СПб, 1856. - С. 64-65.

30. Булычев И. Путешествие по Восточной Сибири. СПб, 1856. - Ч. I: Якутская область. Охотский край. - 298 с.168

31. Василевич Г.М. Производственный костюм эвенов // Одежда народов Сибири: Сб. ст. МАЭ. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - С. 135-165.

32. Василенко В.М. Народное искусство: Избр. тр.: О народном творчестве XXX вв. М., 1974. - 294 е., ил.: 64 л.

33. Васильева Г.П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культуры народов Средней Азии. М.: Наука, 1986.-С. .-205 с., ил.

34. Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркменок XIX — первой половины XX века // Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. -240 с.

35. Вайнштейн С.И., Крюков М.В. Об облике древних тюрков // Тюркологический сборник: К 60-летию А.И. Кононова. М., 1966. - 276 с.

36. Винокуров П.В. Сэсэн Боло: Известный и неизвестный. Якутск: КИФ Ситим, 1993. - 56 с.

37. Гаврильева P.C. Елена Еремеевна Аммосова: Буклет. Якутск, 1985.

38. Геккер Н.Л. Три якутских могилы // Изв. ВСОИРГО. Иркутск, 1895. - Т. XXVI,N4-5.-С. 185-196.

39. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб, 1776-1777. - Ч. IV. - С. 176-185.

40. Гмелин С.Г. Путешествие Самуила Готлиба Гмелина по Каспийскому морю на Восточный берег в 1773 г. // Тр. Туркмен. Геогр. о-ва. Ашхабад, 1958, -Вып. I.-С. 217.

41. Гоголев А.И. Лекции по исторической этнографии якутов. Якутск, 1978. -Ч. 1. - 80 с.

42. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: Учебное пособие. Якутск, 1980.- 108 с.

43. Гоголев А.И. Распространение на Средней Лене скотоводства и проблемы этногенеза якутов // Историческая этнография: традиции и современность. -Л., 1983.-Вып. 2.-С. 73-79.

44. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: Вопросы происхождения якутов: Учебное пособие. Якутск, 1986. - 91 с.

45. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. - 124 е., с прилож. табл.: I-LXIV.

46. Гоголев А.И. Якуты: Проблема этногенеза и формирования культуры. -Якутск, 1993. 149 с. и табл. I-XLIX.

47. Гоголев З.В. К статье Г.Ф. Дебеца "О черепах Суор Бугдука и Леглю Беге" // Учен. зап. ИЯЛИ ЯФАН СССР. Якутск, 1955. - Вып. 2. - 112 с.

48. Гоголев З.В. Раскопки якутских могил XVII века. // Тр. ЯФАН СССР. -Якутск, 1958. Вып. 1(8). - С. 65-75.

49. Григорьев Н.С. Саха тылын сомого-домого тылдьыта (Фразеологический словарь якутского языка). Якутск: Кн. изд-во, 1974. - С. 42, 48-49. (На якут, яз.). - 126 с.169

50. Гурвич И.С. Ясак в Якутии в XVIII веке // Материалы по истории Яутии XVIII века: Документы ясачного сбора. В 3-х ч. - М.: Наука, 1970. - Ч. I. -159 с.

51. Гурвич И.С. Северная экспедиция Института этнографии АН СССР // Проблемы изучения историко культурной Среды Арктики: Сб. науч. тр. -М., 1990. - С. 198-204.

52. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977. - 247 с, ил.

53. Гурвич И.С. Северные якуты // Этнографическая история народов Севера. -М.: Наука, 1982. с.

54. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когуресцы: К этнической истории койцев. -М.: Нука, 1972.-202 с. ил.

55. Духовная культура в жизни этноса // Сб. науч. тр. Якутск, 1991. - 106 с.

56. Евтюхова JI.A. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан: Изд-во, 1948. - 111 е., ил.

57. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. - 375 с.

58. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964.-С. .-Рис.13 6.

59. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, 1981. - 62 с.

60. Иванов В.Н. Вклад А.Ф. Миддендорфа в изучение истории и этнографии народов Северо-Востока Сибири // Развитие гуманитарных исследований в Якутии. Новосибирск, 1981. - С. 55-62.

61. Иванов В.Н. Историческая мысль в России XVIII середины XIX века: О народах северо-востока Азии. - М.: Наука, 1989. - 245 с.

62. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии в XVII-XVIII веках. М.: Наука, 1974. - 187 с.

63. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. М.: Наука, 1979. - 111 с.

64. Иванова З.И. Елена Еремеевна Аммосова: К 75-летию со дня рожденя: Буклет. Якутск, 1990.

65. Иванова З.И. Анастасия Егоровна Сивцева народная мастерица: Буклет. -с. Намцы, 1990.

66. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 500 е., ил.

67. Иванов C.B. Старинные трубчатые игольники Сибири // Одежда народов Сибири: Сб. ст. МАЭ. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1970. - С. 196-207.

68. Измайлова М. Краткая хроника: К 35-летию Якутского Областного музея им. Ем. Ярославского // Сб. тр. исслед. о-ва "Saga Keskile (Саха кэскилэ)". -Якутск, 1926. Вып. III. - С. 177.

69. Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.П. Левина и Л.П. Потапова. М., Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр. отд-ние. - 498 е., ил., карт.

70. Исторические предания и рассказы якутов. Якутск, 1960. - Ч. I. - 322 е., ил.

71. История Якутской АССР. В 3-х т. T. I. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. -432 с.

72. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленингр. Гос. ун-та, 1974.170160 с.

73. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. JL: Художник РСФСР, 1961. - 160 е., ил.

74. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло: Изобр. искусство, 1977. 87 е., 16 л. цв. ил.

75. Каплан Н.И. На земле чоронов и сэргэ: Народное декоративное искусство якутов // Радуга на снегу. М., 1972. - С. 76-96.

76. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-643 с.

77. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века: По материалам погребений: Автореф. дис. . канд. истор. наук. Новосибирск, 1967.

78. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века: По материалам погребений. Якутск: Кн. изд-во, 1971. - 211 с.

79. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977. - 247 с.

80. Кузнецов И.В. Одежда армян Понта: семиотика материальной культуры. -М.: Изд-е фирмы «Восточная литература» РАН, 1995. 282 с.

81. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, Кн. изд-во, 1979. 483 с

82. Культурная жизнь в Якутской АССР: Хроника: 1917-1975 гг. Якуте: Кн. изд-во, 1981. - 171 с.

83. Культурное наследие народа саха: Историко-этнографический очерк. СПб.- Якутск: Изд-во "Ленарт", 1994. 96 е., ил.

84. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во вост. лит., 1961. - 392 с.

85. Левашова В.П. Из далекого прошлого южной части Красноярского края. -Красноярск: Кн. изд-во, 1939. 68 е., ил. и схем.

86. Линденау Я.И. Описание народов Сибири: Первая половина XVIII в. // Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока.- Магадан: Кн. изд-во, 1983. 176 с.

87. Лубо-Лесниченко Е.И. Древние китайские шелковые ткани и вышивка V в. до н.э. III в. н.э. в собрании Гос. Эрмитажа: Каталог. - Л.: Изд-во гос. Эрмитажа, 1961. - 67 е.: 27 л. ил.

88. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887. - Изд-е 1-е. - Ч. III. - 192 с.

89. Максимова А.Г. Погребение воина в XIV веке // Вестник АН Каз. ССР. -1965, N6.-С.

90. Мандельштам А.И. Шатровый могильник у оз. Нурэ (о. Ольхон) // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974.- С.

91. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-сибирских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. - М.: Наука, 1984. - 214 с.

92. Материалы по истории Якутии XVII в.: Документы ясачного сбора: В 3-х ч.- М.: Наука, 1970. Ч. I. - 159 с. - Ч. III. - 1269 с.171

93. Махова Е.И. Некоторые элементы кигизского национального костюма // Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. - С. 205-211.

94. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. -200 е., ил.

95. Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Спб., 1878. - Ч. II. - Отд. IV. - 833 е., ил.

96. Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России в XVIII начале XX века. - М.: Художник РСФСР, 1990. - 254 е., ил.

97. Народы Сибири: Этнографические очерки / Под ред. М.П. Левина и Л.П. Потапова. Раздел: Якуты. - М.; Л., 1956. - 1083 е., 24 л. ил., карт.

98. Народное искусство Якутии / Авт.-сост. М.В. Хабарова. Л.: Художник РСФСР, 1981.- 143 е., ил.

99. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 е., ил.

100. Несутроев Б.Ф. Саха орнаменнара-Якутские орнаменты / Авт. предисл. P.C. Гаврильева. Якутск: КИФ "Ситим", 1990. - 98 е., ил.

101. Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея // Сб. науч. ст. ЯКМ им. Ем. Ярославского. Якутск: Кн. изд-во, 1955. - Вып. 1. - С. 148-152.

102. Носов М.М. О якутском орнаменте // Сб. тр. О-ва изучения Якутской АССР.- Якутск: ЯГИЗ, 1936. Вып. 1. - С.

103. Носов М.М. Стилевые признаки якутского орнамента // Сб. материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948. - С. 107-116, ил.

104. Носов М.М. Якутская берестяная ураса. Якутск: Изд-во ЯРКМ им. Ем. Ярославского, 1954. - 31 е., ил.

105. Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVII-XVIII веков // Сб. науч. ст. ЯРКМ им. Ем. Ярославского. Якутск, 1955. - Вып. I- С. 84-137.

106. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII столетия до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯРКМ им. Ем. Ярославского. -Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып. II. - С. 116-152.

107. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII начала XX в.: Альбом / Ред.-сост. и авт. предисл. И.А. Потапов. - Якутск: Кн. изд-во, 1988.- 104 е.: цв. ил.

108. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание: Одежда и способы обработки шкур и кож // Сб. тр. исслед. о-ва "Saga Keskile (Саха кэскилэ)". Якутск, 1927. - Вып. 1(4). - С. 98-139.

109. Ойунский П.А. Туналганнаах ньуурдаах Туйаарыма Куо Светлоликая Туярыма Куо: (Олонхо) // Талыллыбыт айымньылар-Избр. произв. - T.I. -Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 439 с. - На якут. яз.

110. Ойуун: Ойууннар уонна ойуун сиэрин-туомун тусунан кэпсээннэр-Шаман: рассказы о шаманах и шаманских ритуалах. На якут. яз. - Якутск, 1993.17256 с.

111. Окладников А.П. К истории этнографического изучения Якутии: Описание быта и нравов народов Якутии, сочиненные в г. Якутске в 1768-1785 гг. // Сб. материалов по этнографии якутов. Якутск: ЯГИЗ, 1948. - С. 31-44.

112. Окладников А.П. История Якутии. М., 1949. - Т.1. - 436 с.

113. Окладников А.П. Конь и знамя на Ленских писаницах // Тюркологический сб. 1951.-Вып. 1.-С. 143-154.

114. Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. Т. 1. - М.; Л., 1955. - 432 е., ил.

115. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. II. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. - 218 е., ил.; Ч. II. - 264 е.: ил.

116. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. - 271 е.: ил.

117. Осипова М. Якутская свадебная одежда // Якутский университет. 1974. -21 фев.

118. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. В 3-х т. - Л., 1927. - Т.1. - Вып. 1-4. - Стб. 98; 107; 120; 396, 434, 463, 538-539, 658, 764-765; Т. И. - Вып. 5-9. - 1959. - Стб. 1932; Т. III. - Стб. 2549-2550, 2737, 2958-2959, 3057, 3816.

119. Петри Б.Э. Доисторические кузнецы в Прибайкалье: К вопросу о доисторическом прошлом якутов // Изв. Ин-та народного образования Читы. -Чита, 1923.-N 1.-С. 21-39.

120. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов б. Вилюйского округа // Сб. МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - Т. XI. - С. 255-323.

121. Попов Г.А. Якуты в XVII веке: По описаниям, произведенным в 1769 и 1785 гг. в г. Якутске // Сб. исслед. о-ва "Saga Keskile (Саха кэскилэ)". -Якутск, 1925. Вып. 1. - С. 5-12.

122. Попов Г.В. Слова "неизвестного" происхождения якутского языка: Сравнительно-исторические исследования. Якутск: Кн. изд-во, 1986. -148 с.

123. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 142 с.

124. Приклонский В.Л. Летопись Якутского края. Красноярск, 1896. - с.

125. Проблемы народного искусства: Сб. ст. НИИ теории и ист. изобраз. искусств АХ СССР / Под ред. М.А. Некрасовой, К.Д. Макарова, М.: Изобраз. искусство, 1982. 136 е.: 16 л. цв. ил.

126. Проблемы народного прикладного искусства Якутии // Сб. науч. ст. -Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1984. 100 с.

127. Прыткова Н.Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири: Сб. ст. МАЭ. Л.: Наука. Ленингр. отд. 1970. - С. 1-99; 224 е., с ил.

128. Прыткова Н.Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура Сибири и Севера. Л.: Ленингр. отд-ние, 1976. - С. 5-88.

129. Разина Т.М. К вопросу о коллективной основе народного искусства // Тр. НИИХП. М., 1973. - Вып. 7. - С.173

130. Радлов B.B. Опыт словаря тюркских наречий. Вып. XVIII. - С. 1659.

131. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 207 с.

132. Руденко С.И. Современное состояние и ближайшие задачи этнографического изучения тюркских народов // Тр. I всесоюз. тюрколог, съезда. Баку, 1925. - С.

133. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 404 е.: ил.: 76 л. ил.

134. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана: Сб. ст. Ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. - С. 203-204. - 205 е., ил.

135. Русское декоративное искусство. М.: Изд-во Акад. худ. СССР: / Под ред. и предисл. А.И. Леонова. - Т.1: 1962-1965: От древнейшего периода до XVIII в. - 504 е.: ил.

136. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство: Сб. изобр. работ. М.: Просвещение, 1969. - 295 е.: ил.

137. Салтыков А.Б. Избр. тр. М.: Сов. художник, 1962. - 727 е.: ил.: 18 л. ил.

138. Сарычев Г.А. Результаты раскопки кургана около г. Якутска: Письмо Сарычева // Изв. ВСОИРГО. Иркутск, 1889. - Т. XX, N 2. - С. 31-32.

139. Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной Сибири , Ледовитому морю и Восточному океану. М.: Гос. издат. геогр. лит., 1952. - 326 е.; ил.

140. Софронов Ф.Г. Русское население Якутии в XVII веке // История Якутской АССР. Т. 2. - М, 1957. - С. 44-57.

141. Софронов Ф.Г. Русские на Северо-Востоке Азии в XVII середине XIX в. -М.: Наука, 1978. - 258 с.

142. Софронов Ф.Г. Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в XVII середине XIX в. - М.: Наука, 1980. - 142 с.

143. Саха фольклора Якутский фольклор: Сб. / Авт.-сост. Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон. - Якутск: Кн. изд-во, 1970. - 336 с.

144. Северные вернисажи: Сб. ст. / Сост. З.И. Иванова, Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 135 с.

145. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 256 е.: ил.

146. Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма: На примере костюма невесты чепни в Турции // Этногр. изучение знаковых средств культуры: Сб. науч. ст. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. - С. 154-175.

147. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 1993. -Изд-ние 2-е. - 713 е.: ил.

148. Степи Евразии в эпоху средневековья: Археология СССР. М.: Наука, 1981.-299 с.

149. Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в половине Xyil в.: По археологическим материалам // Сов. этгнография. 1937. - N 2-3. - С. 75-99.

150. Стрелов Е.Д. Лук, стрелы и копье древнего якута: Материалы по174археологии якутов: Сб. тр. исслед. о-ва "Saga Keskile (Саха кэскилэ)". -Якутск, 1927. Вып. 1(4). - С. 58-74.

151. Стрелов Е.Д. Акты архивов Якутской области: 1650-1800 гг. Якутск, 1916.

152. Стрелов Е.Д. Арангас якутского князца Мындая // Изв. ЯОРГО. Якутск: Кн. изд-во, 1928. - Т. III. - С. 98-111.

153. Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо. М.: Наука, 1985. - 607 с. - На якут, и рус. яз.

154. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 158 с.

155. Сухарева O.A. Вопросы изучения костюма народов Средней Азии // Костюм народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1979. - С. 3-11.

156. Таксами Ч.М. Одежда нивхов // Одежда народов Сибири: Сб. ст. МЭ. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - С. 166-195.

157. Творчество художников Советской Якутии // Сб. науч. тр. Якутск, 1990. -с.

158. Тимофеев-Терешкин Н.М. Краткое описание дохристианской могилы якута Эчиэкина // Изв. ЯОРГО. Якутск: Кн. изд-во, 1915. - T. I. - С.

159. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII веков. Якутск, 1945.-414 с.

160. Токарев С.А. Этнография народов СССР: Исторические основы быта и культуры. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. - 615 с.

161. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Сов. этнография. 1980. - N 3. - С.

162. Троев П. Шлемы древних якутов // Полярная звезда, 1972. - N 5. - С. 107109.

163. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. / Предисл. и коммент. С.А. Токарева. Изд. 2-е, испр. - М.: Политиздат, 19891 - 541 е.: ил.

164. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. - 438 с.

165. Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. - 352 е.: ил.

166. Шрейбер С.Е. Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олекминского округов // Материалы Комиссии по изучению Якутской АССР. Л, 1939. - Вып. 9. - С. 181-183.

167. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - 402 е., порт.

168. Якутия в XVII веке: Очерки под ред. C.B. Бахрушина, С.А. Токарева. -Якутск: Кн. изд-во, 1953. 438 с.

169. Язык миф, культура народов Сибири // Сб. науч. тр. Якутск: Якут. гос. ун-т: - Вып. 1. - 1988. - 186 е.; Вып. II. - 1991. - е.; Вып. III. - 1994. - 231 е.; Вып. IV. - 1996. - 187 с.

170. Johansen U. Die Ornamente der Jakuten. Hamburg, 1954& - 205 s.

171. Jochelson W. The Jakut // Antropological Papers The American Museum of

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.