Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С. В. Максимова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Грахова, Светлана Ивановна

  • Грахова, Светлана Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 145
Грахова, Светлана Ивановна. Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С. В. Максимова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Елабуга. 2001. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Грахова, Светлана Ивановна

Введение.

Глава I. Широта провинциальной жизни в интерпретации

Д.И. Стахеева и С.В. Максимова.

Глава II. «. музей типов русского общества» в раннем творчестве Д.И. Стахеева и С.В. Максимова.

Глава III. Пейзаж как средство поэтики

Д.И. Стахеева и С.В. Максимова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С. В. Максимова»

Имена С.В. Максимова и Д.И. Стахеева были широко известны читающей России второй половины XIX века. Их талантливые произведения - «яркая летопись одной из самых памятных эпох нашего быта» [10,331]. Они сумели по-своему отразить жизнь России прошлого времени, описать быт различных сословий. В их произведениях много «метко охваченных типов», «верно переданных фактов», столько «наблюдательности» и им безусловно «принадлежит место среди тех художников-историков русской жизни последнего полувека, по творениям которых можно восстановить и сердце, и душу, и жизнь, идеалы и стремления многих слоев русского общества» [14,220]. Бытописателей высоко ценили их знаменитые современники: Н.Н. Страхов, А.Н. Майков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, JI.H. Толстой, А.П. Чехов и др., рядом с произведениями которых публиковались исследуемые нами авторы. Их заслуга заключается в создании и освещении тех общечеловеческих проблем, которыми жила Россия второй половины XIX века.

К сожалению, имя С.В. Максимова известно лишь узкому кругу специалистов по русской литературе и истории, а имя Д.И. Стахеева «словно вычеркнуто из истории литературы» [2, 10].

О Стахееве и Максимове писали мало. Недостаточность информации привела к забвению имен талантливых русских писателей, из истории литературы «исчезли» их многочисленные произведения, популярные во второй половине XIX века. Н.М. Валеев отмечает, что богатство и многообразие любой литературы «в наличии большого числа, хоть и различного уровня, писателей. Если же учесть особую, стержневую роль литературы в духовной жизни страны и ее многостороннюю связь с развитием общественной мысли, то станет особенно понятным, что забвение крупных талантов наносит невосполнимый ущерб отечественной истории, литературе и культуре» [2, 12].

Актуальность данного исследования заключается в необходимости возвращения в историю литературы тех писателей, которые остались за ее пределами по той причине, что их взгляды не совпадали со взглядами представителей общественной борьбы. Это были писатели, которые составляли особое позитивное направление в русской литературе XIX века.

Имена Стахеева и Максимова сближены не случайно. Они имели контакты не только творческие, но и дружеские, личностные.

В 1854 году в надежде отвлечь сына от непотребного увлечения литературой Иван Иваннович Стахеев отправляет его в Кяхту, расположенную на границе с Китаем. Пятнадцатилетний Дмитрий вел самостоятельно крупное чайное дело, поражая кяхтинских купцов своей сметливостью, разумным, честным ведением торговли, оборот которой доходил до миллиона рублей.

Однако Кяхта оказалась не только торговой слободой, но и «культурным гнездом», где существовали литературные кружки, состоявшие из ссыльных дворян и передовой молодежи города. Там работали многие знаменитости того времени: А.В. Игумнов и О.М. Ковалевский, педагоги и писатели В.П. Паршин и Д.П. Давыдов, китаевед Н.Я. Бичурин. В 40-50-х годах Кяхту посещали декабристы Н.А. и Б.А. Бестужевы, И.И. Горбачевский, С.П. Трубецкой.

Особой популярностью пользовался салон Серафимы Савва-тьевны Сабашниковой, где обсуждались актуальные вопросы того времени, новинки литературы, устраивались вечера культуры и прочее. Именно здесь произошла первая встреча и знакомство Д.И.

Стахеева (1840-1918) и СБ. Максимова (1831-1901), которое переросло в дружбу. После переезда первого в Петербург, общение стало постоянным. Часто писатели встречались на собраниях у М.О. Вольфа, где бывали Григорович, Гончаров, Минаев, Лесков, Вейн-берг, нередко заглядывали туда Салтыков, Крестовский, Майков, Писемский, Островский и др. Стахеев неоднократно вспоминает с душевной теплотой, а иногда добродушным юмором о Максимове в своих записках «Группы и портреты. Листочки из воспоминаний» (1907).

Возможно некоторое влияние старшего друга на стахеевское творчество, однако это не говорит о том, что один повторяет другого. Оба писателя отличаются самостоятельностью мысли и выбором тем, но их объединяет общий интерес к русской провинции.

Сближение этих имен носит неслучайный характер. Мы ставим перед собой задачу проследить типологическую общность их творчества, помня при этом, что они относятся к числу создателей той массовой беллетристики, которая всегда сопровождает магистральное направление русской художественной литературы.

Многие писатели второй половины XIX века черпали вдохновение для своего творчества в самой жизни, воплощали собой разные ее стороны и пласты. В произведениях 60-70 годов XIX века окружающая действительность представлена в состоянии внутреннего распада и разложения, в царящем кругом хаосе. Н.В. Шелгу-нов писал: «Везде от крепостного быта веяло вполне организованной устойчивостью и определенностью; каждый знал свое место, отношения были точны, права и обязанности ясны, закон исключал всякие сомнения и скреплял своей санкцией всю громаду тех нехитрых отношений между помещиками и крестьянами, которые превращали крепостную Россию в огромную, но простую и односложную машину» [23,64-65]. Когда на рубеже 60-х годов эта «машина» вышла из строя, то все «простое» и «односложное» стало невероятно сложным. На новый лад стали перестраиваться жизнь всех классов и социальных прослоек русского общества. Одни писатели искали корни «новой» жизни в дворянской среде (И.Тургенев, Л.Толстой), в большинстве прослоек городского населения интеллигентов, служащих, мелкой буржуазии и т.д. (Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский) и прочее. Д.И. Стахеев и С.В. Максимов выход из сложившейся ситуации видели в провинции, ее укладе, традициях.

В данной работе мы останавливаемся на творчестве авторов 60-70-х годов XIX века. В основе их ранних произведений лежит подлинная, невыдуманная картина жизни, конкретные виденные или услышанные факты. Еще в «Русских общественных заметках» Н.С. Лесков писал, что литератор есть в своем роде секретарь своего времени. Он должен быть записчиком, а не выдумщиком, и если он перестает быть «записчиком», то делается «выдумщиком», что ведет к исчезновению между ним и обществом всякой связи [9].

Освоение русской действительности дается ими в малой литературной форме.

В эти годы необычайно популярным становится очерк - краткая зарисовка, факт, сцена из народной жизни. Он занял ведущее место в литературе тех лет. Очерки писали буквально все - и известные писатели, и начинающие. Нашим современникам трудно понять теперь громадную общественную «отдачу» очерков, например Н.Успенского, В.Левитова, В.Слепцова, Н.Помяловского, С.Терпи-горева и в особенности, Г.Успенского. Но именно в очерке - этом быстром, оперативном, публичном отклике на злободневные события и явления ставились самые жгучие, самые острые социальные проблемы того времени.

Говоря о Максимове и Стахееве, нельзя не подчеркнуть оригинальность, новизну их очерков и рассказов. Уже в 60-70 годы в литературу вошел новый тип очерка - диалогизированного, с элементами сценичности, драматического действия. Именно с таким типом очерков вступили они в русскую литературу, запечатлели сценки, обрамленные авторским комментарием, связанные с характеристиками персонажей, пейзажем, лирическими отступлениями и иногда автобиографическими признаниями очеркиста-повествователя (что больше характерно для творчества Д.И. Стахеева). Такие сценки «практически смыкались с рассказом или небольшой повестью. А цепь подобных очерков неизбежно превращалась в широкое полотно русской жизни» [4, 304].

Очерк давал огромные возможности в познании нового, только что укладывающегося в пореформенной жизни России, давал писателям возможность для более достоверного и убедительного изображения действительности, более живого и эмоционального сиюминутного отражения мучительных, казавшихся неразрешимыми вопросов современности, привлекая своей мобильностью и глубиной. Новое Стахеев и Максимов пытаются найти в русской провинции: уездных городах, селах и деревнях, рыбацких поселениях и прочих местах. Их «новыми» героями являются обыкновенные люди: крестьяне, рабочие, рыбаки, охотники, духовенство, купцы и проч., которых также волновали общественные проблемы, поиски путей их решения. Но главное, у героев Максимова и Стахеева была непоколебимая «почва» - вера в русские традиции и обычаи.

Оба автора не ставили перед собой задачу «вызвать вокруг себя» и своих произведений «шум», они давали возможность увидеть своеобразный мир своих героев. Сюжеты очерков-рассказов строятся правдиво, отражая обрядность, внутреннюю сущность образа жизни, целесообразность и исторически сложившийся «порядок жития» [3,21].

Фактически в творчестве исследуемых авторов, в подтексте, свойственном всей очерковой литературе второй половины XIX века, живет тревога за судьбу России, желание найти новые формы жизни, глубокая уверенность, что их надо искать в русской провинции, где твердо укрепились основы национального бытия.

Актуальность темы исследования «Типология раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В. Максимова» вызвана потребностью осмыслить связи ранних очерков и рассказов писателей, определить место их творческого наследия в едином, непрерывном процессе развития русской литературы второй половины XIX века.

Важной, на наш взгляд, является необходимость выявить глубинное содержание их творчества, чтобы проникнуть в эпоху, изображенную ими. Будучи писателями-очеркистами, они внесли свой вклад в развитие очеркового жанра, расширив его тематику на основе исследования жизни русской провинции. Кроме того, ценность их открытий заключается в связи с широким кругом общечеловеческих проблем, актуальных и в наше время. Все это станет предметом рассмотрения в предлагаемой работе.

Деятельность Стахеева изучена мало. В дореволюционной критике есть несколько работ о Стахееве, на которые нужно обратить особое внимание - это биографический очерк М. Никольского (Т. 1, I-XIV) и критический этюд П.В. Быкова (T.I, XV-XXX), которые были написаны к 12-томному собранию сочинений писателя; в «Историческом вестнике» (1914, №9, 152-178) был опубликован очерк И.Гурвича «Забытый писатель», представляющий огромный интерес для современных исследователей литературного наследия Д.И.

Стахеева, ибо в нем дается характеристика самого автора, его трудов, говорится о причинах, повлекших за собою замалчивание ста-хеевских произведений.

С.Крившенко в своей работе «Берег Отечества: Романтика героизма в литературе о Дальнем Востоке» (М., 1988) проанализировал, как тема освоения Дальнего Востока отразилась в сборниках Д.И. Стахеева «На память многим.» и «За Байкалом и на Амуре» [8, 127-152], затронул вскользь и более поздние его произведения. Это единственное современное упоминание о сибирском периоде творчества писателя.

С начала восьмидесятых годов изучением жизни и творчества Д.И. Стахеева занялся Н.М. Валеев. Результатом серьезного литературно-краеведческого поиска стали десятки публикаций о Д.Ста-хееве в периодике, множество статей в научных сборниках, всесоюзная научно-практическая конференция «Д.И. Стахеев - купец, литератор, личность», проведенная в Елабужском государственном педагогическом институте в 1990 году, три книги о писателе: «Искры под пеплом. Творческий портрет Дмитрия Стахеева»; «Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество» - методическое пособие для студентов и краеведов; монография «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя».

С.В. Максимову посвящены несколько страниц в «Истории русской этнографии» А.Н. Пыпина, где были названы лишь основные путешествия и труды писателя [12, 70-74]. П.В. Быков, биограф и издатель собрания сочинений Максимова, дал общую характеристику творческого пути бытописателя [1, V-XXXIII]. Некоторые сведения об этнографической и беллетристической деятельности его можно почерпнуть из трудов Р.Сементковского, B.C. Касторского, А.В. Дружинина, A.M. Скабичевского, М.Е. Салтыкова

Щедрина и др. [6, 7, 15, 16, 17].

Основываясь на данных Центрального государственного архива Военно-Морского флота и других материалах, JI.B. Черных показала, как была организована экспедиция 1855 года, как был привлечен к участию в ней С.В. Максимов, описала его работу на Севере, отметила, что дала экспедиция для дальнейшей деятельности писателя как автора книги «На Востоке.» и др. [22].

Мартынова А. издала в 1987 году культурно-исторический очерк о писателе, ученом-этнографе Сергее Васильевиче Максимове «Бытописатель земли русской». Интересна работа И.М. Колесниц-кой «Писатель - этнограф С.В. Максимов. 1850-1870-е годы» (1968), где представлены его жизнь и творчество.

Как видим, все статьи посвящены в основном биографии писателя и лишь малая их часть затрагивает литературоведческий анализ его произведений. Все многообразное наследие писателя ждет своего изучения, как, впрочем, и творчество Д.И. Стахеева.

Итак, из данного обзора видно, что были достигнуты определенные результаты в изучении жизни и творчества Д.И. Стахеева и С.В. Максимова. В имеющихся работах собран и систематизирован значительный фактологический материал, и наиболее исследованными являются вопросы, связанные с биографией. Вместе с тем, далеко не в полной мере изучено творческое наследие писателей, и специальных работ, посвященных глубокому литературоведческому анализу произведений авторов (особенно Стахееву Д.И.), в современной науке пока нет.

Отдельные сюжеты нашли некоторое отражение в исследованиях Н.Валеева, С.Крившенко, А.Мартыновой, И.Колесницкой. Особенностью этих работ стало широкое использование фактологической базы жизни и творчества писателей.

Цель исследования состоит в выявлении типологических связей в раннем творчестве С.В. Максимова и Д.И. Стахеева, в определении степени их участия в литературном процессе своей эпохи, в анализе проблематики и поэтики очерков и рассказов писателей 6070-х годов XIX века.

Тема работы, ее хронологические рамки, специфика творчества исследуемых авторов определили задачи данного диссертационного исследования:

- опираясь на конкретный анализ произведений, показать значимость очерков и рассказов писателей, отразивших жизнь, быт, миросозерцание представителей различных сословий России 6070 годов XIX столетия;

- проследить, как писатели вырабатывали свои принципы художественного отражения действительности, как подходили к решению всеобщих проблем;

- попытаться определить место С.В. Максимова и Д.И. Стахеева в литературном процессе своего времени.

Методологической основой исследования является ориентация на традиционный историко-культурный подход к литературе. В работе использован сравнительно-типологический (или структурно-типологический) метод исследования. Задача его «заключается в определении различных родов связей между отдельными произведениями» [13,202]. Разностороннее сопоставление ранних очерков и рассказов Максимова и Стахеева выявляет специфику их идейно-художественной структуры, устанавливает ту общность, которая «характеризует их как явление данного исторического периода» [13, 202] в развитии русской литературы. В предлагаемой работе продемонстрированы принципы системного и целостного анализа литературно-художественных произведений. Теоретической базой работы стал опыт русского классического литературоведения, крупнейших ученых нашего времени, оказавших концептуальное влияние на данную работу: М.М. Бахтин, Ю.В. Лебедев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.С. Надъярных, И.Г. Неупокоева, Н.И. Пруцков, Л.В. Чернец и др.

Научная новизна настоящей работы состоит в комплексном исследовании общности и контактных отношений в раннем творчестве писателей. Типологическая связь выражается в основополагающих принципах воспроизведения, интерпретации и описании действительности, в проблемно-тематическом содержании, в эстетической позиции, в понимании задач литературы и др. Под контактными отношениями разумеются «конкретные соприкосновения и сцепления, переклички, а иногда и совпадения, которые обнаруживаются во взаимных отношениях произведений . Они проявляются в различных сферах - в «мелочах» и более существенных компонентах, лежат, так сказать, на поверхности, на периферии произведения, в его внешней структуре, или же скрыты в его структуре внутренней, в глубинных его особенностях» [13, 11], что и стало предметом нашего исследования при анализе конкретных произведений Стахеева и Максимова. Это прослеживается в конкретных контактах: тематика ранних очерков и рассказов писателей, обрисовка типов-персонажей, природы, решение всеобщих проблем охраны природных ресурсов, жизни крестьян, купцов, торговцев и мн. др., связывающих, с одной стороны, эти произведения между собой, а с другой - с произведениями А.С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского и мн. др.

Исследование общего, типичного в данном ряде ранних произведений интересующих нас авторов вовсе не сводится к установлению в них каких-то «общих мест». Нам важны не внешние черты, а внутренние основы творчества писателей, своеобразные тенденции внутри общего.

Объектом диссертационного исследования стали их ранние очерки и рассказы, монографии и статьи о жизни и творчестве писателей, критика и историко-литературные работы XIX-XX веков.

Предмет определяется новизной исследования - типологическая общность и контактные отношения ранних очерков и рассказов С.В. Максимова и Д.И. Стахеева. Одновременно делается попытка включить авторов и их творчество в общий литературных поток.

Структура и содержание работы обусловлены внутренней логикой исследования от общего к частному. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Грахова, Светлана Ивановна

Заключение

1. Плеханов С.И. Странник//Максимов С.В. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1981.-С. 5-25.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Грахова, Светлана Ивановна, 2001 год

1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избр. страницы / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Б.Н. Тарасов. М.: Современник, 1989. - 555, [2] с. - (Классич. б-ка «Современника»)

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 22: Дневник писателя за 1876 год (Январь-апрель) . Л.: Наука, 1981.-407 с.

3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 4: Записки из мёртвого дома. Л.: Наука, 1972. - 326 с.

4. Достоевский Ф.М. Полное собрание художественных произведений / Под ред. Б.Томашевского, К.Халабаева. Л.: ГИЗ, 1927.-Т. VI.-407с.

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Гослитиздат, 1956. - Т. 2. - 664 с.

6. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. М.: Гослитиздат, 1954. - 31 с.

7. Максимов С.В. Бродячая Русь: Гл. 1. // Отечественные записки. -1874.-№ 9. С. 67-100

8. Максимов С.В. Избранное / Подготовка текста, сост., вступ. ст., примеч. С. И. Плеханова. М.: Сов. Россия, 1981. - 560 с.

9. Максимов С.В. Куль хлеба: Рассказы и очерки. Л.: Лениздат, 1987. - 655 с.

10. Максимов С.В. Сибирь и каторга: В 3 т. СПб.: Тип. А. Тран-шеля, 1871.-Т. 1.-380 с.

11. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 3: Стихотворения. 1866-1877 гг. Л.: Наука, 1982. - 511 с.

12. Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений: В 20 т. Т.3: Сатиры в прозе; Невинные рассказы / Под ред. В.Я. Кирпо-тина и др. Л.: Гослитиздат, 1934. - 490 с.

13. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 9: Критика и публицистика. М.: Худож. лит., 1970. - 646 с.

14. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т.2: Губернские очерки. 1856-1857. М.: Худож. лит., 1965. - 559 с.

15. Стахеев Д.И. На память многим: Рассказы из жизни в России, Сибири и на Амуре. СПб.: Изд-е автора, 1867. - 4, VI, 303 с.

16. Стахеев Д.И. Глухие места. СПб.: А. И. Щербаков, 1868. -326, 8. с.9.

17. Стахеев Д.И. За Байкалом и на Амуре: Путевые картины. СПб.: Тип. К.Вульфа., 1869. - 347 с.

18. Стахеев Д.И. Драматические сочинения. СПб., 1869. - 2, VI, 265 с.

19. Стахеев Д.И. От Китая до Москвы. История ящика чаю: Очерки. СПб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1870. - 194 с.

20. Стахеев Д.И. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 12: Избранник сердца: Роман; Les miserables: (Дневник из петербургской жизни); Встревоженный город: (Картины губернской жизни); Стихотворения. СПб.; М.: Тов-во М.О. Вольфа, 1903. - 356 с.

21. Стахеев Д.И. Группы и портреты: Листочки воспоминаний // Историч. вестник. 1907. - № 2. - С. 464-478

22. Стахеев Д.И. Духа не угашайте: Избр. произв. / Сост., авт. вступ. ст. Н.М. Валеев. Казань.: Таткнигоиздат, 1992. - 416 с.

23. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М.: Гослитиздат, 1951. - Т. 30. - 555 с.

24. Тургенев И.С. Накануне: Рассказы и романы. Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 352 с.

25. Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Гослитиздат,1954.-Т.7.-384 с.

26. Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 11: Литературно-критические статьи и речи; Биографические очерки и заметки.- М.: Худож. лит., 1956. 570 с.

27. Успенский Г.И. Собрание сочинений: В 9 т. Т.5: Крестьянин и крестьянский труд; Власть земли; Из разговоров с приятелями; Пришло на память; Бог с грехами терпит: Очерки и рассказы. М.: Гослитиздат, 1956. - 494 с.

28. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т.- М.: Гослитиздат, 1949. Т. 2. - 943 с.

29. Шоу Б. Избранное. М., 1953. - 453 с.1.

30. Аникин В.П. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Худож. лит., 1969. - 110 с.

31. Анненков П.В. Современная беллетристика // Воспоминания и критические очерки. Пб., 1879. - С. 257-266

32. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого. М.: Изд-во АН СССР, 1962

33. Архипов В.А. Поэзия труда и борьбы: Очерк творчества Н.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1973. - 399 с.

34. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. ст. М.: Современник, 1982.- 464 с.

35. Барышников Е.П. «Жизнь для других» как нравственно-эстетическая категория творчества Л.Н. Толстого // Актуальные проблемы литературоведения. Воронеж, 1990. - С. 9-16

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

37. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. - 363 с.

38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. М.: Искусство, 1979. - 423 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства)

39. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр. соч.: В 7 т.-М., 1996.-423 с.

40. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т 8: Статьи и рецензии. М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 728 с.

41. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 4: Статьи и рецензии. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 674 с.

42. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог. -Л.: Наука, 1987. 196 с.

43. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 644 с. - (АН СССР. Ин-т миров, лит. (Пушкинский дом))

44. Бялый Г.А. Проза шестидесятых годов // История русской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1956. - Т. VIII. Ч. 1.

45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. лит., 1940. - 648 с.

46. Вопросы сюжетосложения: Сб. ст. Вып. 4: Сюжет и композиция / Даугавпилс. пед. ин-т. Рига: Звайгзне, 1976. - 166, 2. с.

47. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971.-463 с.

48. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 240 с.

49. Григорьян К. Пейзаж в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / / Русская лит. -1961. № 3. - С. 184-194

50. Громов П., Эйхенбаум Б. Н.С. Лесков // Н.С. Лесков. Собрание сочинений. М.: Гослитиздат, 1956. - Т. 1. - С. V-IX

51. Гроссман Л. Поэтика Достоевского. М.: Гос. Акад. худож. наук,1925. 191 с. - (История и теория искусств: Вып. 4)

52. Груздев А.И. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.; JI: Худож. лит., 1966. - 119 с.

53. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; JI.Гослитиздат, 1959. - 531 с.

54. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. М.; Д.: Гослитиздат., 1962. - Т. 5. - 614 с.

55. Донецких Л.И. Слово и мысль в художественном тексте / Молд. гос. ун-т; Отв. ред. Е.Ф. Ковалёва. Кишинёв: Штиинца, 1990. -165 с.

56. История русского романа: В 2 т. Т. 1 / Ред. Г.М. Фридлендер. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 627 с. - (АН СССР. Ин-т миров. лит. (Пушкинский дом))

57. История русского романа: В 2 т. Т.2 / Ред. Б. П. Городецкий, Н.И. Пруцков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - 641 с. - (АН СССР. Ин-т миров, лит. (Пушкинский дом))

58. История русской литературы. В 4 т. Т. 3: Расцвет реализма. Л.: Наука, 1982. - 876 с.

59. Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М.: Сов. писатель, 1990. - 397 с.

60. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Сов. писатель, 1989. - 646 с.

61. Лебедев Ю.В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

62. Лесков Н.С. Собр. соч. В 11 т. Т. 9. - М.: Худож. лит., 1957.558 с.

63. Либрович С.Ф. На книжном посту: Воспоминания. Записки. Документы. Пг.; М.: М.О. Вольф, 1916. - 496, III. с.

64. Лихачёв Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 271 с.

65. Лотман Л.М. Реализм русской литературы XIX века (Истоки и эстетическое своеобразие). Л.: Наука, 1974. - 350 с.

66. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

67. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. - 298 с.

68. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.- 152 с.

69. Меньшиков М.О. Критические очерки. СПб., 1899. - 320 с.

70. Мурин Д.Н. Человек и природа// Лит. в шк. -1992. № 3-4. - С. 72-76

71. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. Годы первой русской революции. М.: Наука, 1972. - 246, 1. с.

72. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа / Ин-т миров, лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1976. - 359 с.

73. Основин В.В. Драматургия Л. . Толстого: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Высш. шк., 1982. - 176 с.

74. Палиевский П.В. Литература и теория. 2-е изд. - М.: Современник, 1978. 283 с.

75. Плахотишина В. Т. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Киев: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1956. - 156 с.

76. Полянский В. Социальная среда и творчество Островского // А.Н. Островский / Сост.: В. Голубков и др. М.; Л.: Гиз, 1930.

77. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1983.-336 с.

78. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учеб. для филолог, спец. унтов. М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

79. Пруцков Н.И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 203 с. - (АН СССР. Ин-т миров, лит. (Пушкинский дом))

80. Пустовойт П.Р. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983.-222 с.

81. Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1891. - С. 56-60, 70-74

82. Распутин В.Г. Не мог проститься с Матёрой // Лит. газета. -1977. 16 марта.

83. Розанов И.Н. Литературные репутации: Работы разных лет. -М.: Сов. писатель, 1990. 462 с.

84. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.-358 с.

85. Русская литература: Сб.ст.. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - (Учёные записки ЛГУ: № 339; Серия филол. наук: Вып.72)

86. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

87. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник: Праздники и обычаи СПб.: Изд-во Суворина, 1885. - 423 с.

88. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

89. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского. Л.: Сов. писатель,1958.-256 с.

90. Страхов Н.Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984. -431 с.

91. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. 3-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1973. -503 с.

92. Твердохлёбов И.Ю. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 208 с.

93. Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». М.: Книга, 1979. - 112 с.

94. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996. - 624 с.

95. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. Русский физиологический очерк. М.: Наука, 1965. - 319 с.

96. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

97. Чичерин А.В. Поэтический строй языка в романах Достоевского // Творчество Ф.М. Достоевского. М.: Изд-во АН СССР,1959.-546 с.

98. Шаталов С.Е. Литература 60-70 годов. Расцвет критического реализма // История русской литературы XI-XX веков. М.: Наука, 1983.-С. 301-342

99. Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.; Пг.: ГИЗ, 1923. - 317 с. -(Б-ка мемуаров)

100. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма // Сочинения: В 2 т. Т.1: Пер. с нем. М.: Мысль, 1987. - С. 227-4881.I

101. Быков П.В. Дмитрий Иванович Стахеев: Критич. этюд // Стахеев Д.И. Собрание сочинений. М., 1902. - Т. 1. - С. XV-XXX

102. Быков П.В. С.В. Максимов // Максимов С.В. Собрание сочинений: Т.1. Пб.: Просвещение, 1913. - C.V-XXXIII

103. Валеев Н.М. Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя: Монография / Предисл. акад. М.Х. Хасанова. Казань, 1995. -176 с.

104. Грахова С.И. Пушкинские традиции в раннем творчестве Д.И. Стахеева // Поэт действительности: Материалы научной конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Елабуга, 1999.-С. 21-22

105. Грахова С.И. Сатира Д.Стахеева // В поисках ответов. Сборник трудов молодых ученых. Вып. 1. Елабуга, 1999. С. 74-76.

106. Грахова С.И. К вопросу о типологии раннего творчества Д.И. Стахеева и С.В. Максимова // Вестник Камской Академии. №1. Сборник научных трудов студентов, аспирантов, преподавателей. Набережные Челны, 2000. С. 28-31.

107. Грахова С.И. К вопросу об авторе в произведениях Д.И. Стахеева и С.В. Максимова // В поисках ответов. Сборник трудов молодых ученых. Вып. 2. Елабуга, 2000. С. 52-54.

108. Гурвич И. Забытый писатель // Ист. вестник. -1914. № 9. - С. 152-178

109. Дружинин А.В. «Год на Севере» С. В. Максимова. СПб., 1859.- (Б-ка для чтения. 1860. Т. CLX., № 7.,Отд. III.) С. 13-22;

110. Колесницкая И.М. Писатель-этнограф С.В. Максимов (18501870-е годы) // Русская литература. 1968. — С. 26-61. - (Учёные записки ЛГУ: № 339; Серия филол. наук: Вып. 72.)

111. Крившенко С.Ф. Берег Отечества: Романтика героизма в литературе о Дальнем Востоке: Лит.-критич. ст. М.: Современник, 1988.-412, 2. с.

112. Мартынова А. Бытописатель земли русской. М.: Мол. гвардия, 1987. - 78 с. - (ЖЗЛ)

113. Никольский М. Биография Д. И. Стахеева // Стахеев Д. И. Собрание сочинений: В 12 т. СПб.; М.: Изд-е тов-ва М.О. Вольфа, 1902. - Т.1. - С. VIII-IX

114. Плеханов С.И. Странник // Максимов С. В. Избранное. М.: Сов. Россия, 1981. - С. 5-25

115. Русаков В. Две литературные карьеры: Максим Горький и Дмитрий Стахеев //Новый мир. 1901. - №71. - С. 421-423

116. Русаков В. Полвека литературного труда // Вестник лит. 1907.- № 11.-217-221

117. Салтыков-Щедрин М.Е. «Лесная глушь. Картины народного быта» С. Максимова. СПб., 1871.- (Отеч. Зап., 1871. T.CXCIX, № 12, отд. II). - С. 225-229

118. Сементковский Р. Встречи и столкновения. С.В. Максимов // Рус. ст. 1912. - № 12. - С. 571-576

119. Скабичевский A.M. Сочинения: Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики: В 2 т. М.: Ф.Павленков, 1903. - Т. 2

120. Скабичевский A.M. Каторга пятьдесят лет тому назад и ныне // Рус. мысль. 1898. - № 11. Отд. II. - С. 71-98; № 12. Отд. II. - С. 34-68144

121. Черных JI,В. Литературная экспедиция 1855 года: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л.: ЛОЛГУ, 1950. - 25 с.1.

122. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-965 с.

123. Литературный энциклопедический словарь / Подгот. Е.И. Бонч-Бруевич и др.; Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. - 750, 1. с.

124. Русские писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. Ч. 1: АЛ / Под ред. П.А. Николаева. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

125. Русские писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2: М-Я / Под ред. П.А. Николаева. М.: Просвещение, 1996. - 448 с.

126. Русские писатели XI-начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. М.: Просвещение, 1995. - 575 с.

127. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.