Типология буддийских пагод Китая конца IV - начала X вв.: провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Козлова, Мария Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Козлова, Мария Алексеевна
Введение.
Пагода - архитектурный символ средневекового Китая.
Глава I. Европейские и китайские варианты типологий буддийских пагод Китая.
Глава П. Индийские прототипы буддийских пагод.
Влияние религиозно-философской буддийской мысли на формирование архитектуры.
Развитие формы ступы: от полусферы к башне
Ступы Центральной Индии и Гандхары.
Буддийские башни Гандхары и Турфанского оазиса и их влияние на архитектуру пагод Китая.
Развитие вертикализма в архитектурных формах в странах буддийского мира (от древности к средневековью).
Буддийская архитектура глазами китайских паломников.
Глава III. Китайские прототипы архитектуры пагод.
Пагода в форме терема» и ее китайские прототипы.
Башни городских ворот и стен.
Стороэ/севые башни, двух- и трехэтажные жилые дома, двухъярусные беседки-павильоны.
Башня Куйсина.
Конструкция и пространство в архитектуре времени династии
Хань и их влияние на формирование архитектуры пагод.
Подземный дворец «дигун» в структуре буддийских пагод . 135 «Пагода в форме павильона» и ее прототипы в китайской архитектуре.
Многокарнизная пагода» и ее китайские прототипы.
Пагода буддийского канона» и ее китайские прототипы.
Глава IV. Становление архитектурных форм китайских пагод: от прототипов к разнообразию типов.
Итоговая схема эволюции типов пагод периода простых форм».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Генезис и эволюция ступы в истории северного буддизма2009 год, кандидат исторических наук Базарова, Эржэна Бальжинимаевна
Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая: Династия Северной Вэй - 386-534 гг. н.э. Комплекс Юньган2012 год, кандидат наук Чжао Синьсинь
Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа)2007 год, кандидат искусствоведения Жэнь Лань Синь
Резьба по дереву и деревянная скульптура во вьетнамских храмах эпохи поздних Ле, 1428-1789 гг.1999 год, кандидат искусствоведения Чан Ван Лонг
Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун2014 год, кандидат наук Юй Бо
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология буддийских пагод Китая конца IV - начала X вв.: провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси»
В диссертации исследуется процесс зарождения и формирования архитектуры пагод Китая. На основе метода сравнительной типологии проводится систематизация и классификация типов пагод, появившихся в период от эпохи Северных и Южных династий (386-589) до династии Тан (618-907). Эти временные границы включают в себя начальный период формирования архитектуры пагод. Выбор территории пяти провинций (Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси) не случаен. Именно в эти земли приходят первые миссионеры - проповедники буддизма, здесь строятся первые монастыри и пещерные комплексы. В исследовании использованы материалы таких пещерных комплексов, как Дуньхуан, Бинлинсы, Майцзишань (пров. Ганьсу), Юньган (пров. Шаньси), Лунмэнь (пров. Хэнань), приводятся примеры сохранившихся построек города Сиань (пров. Шэньси), памятников в горах Суншань (в частности, пагод Шаолиньского монастыря (пров. Хэнань), пагод провинции Шаньдун. Эти места можно по праву назвать колыбелью буддизма в Китае.
Актуальность исследования
Тема исследования является новой для отечественного искусствознания, в котором были созданы отдельные предпосылки для ее разработки. Автор, проанализировав варианты типологий европейских и китайских ученых, предлагает свой вариант типологии. В нем подробно рассматриваются две линии прототипов пагод - китайская и индийская, а также дается общая характеристика развития архитектурных форм, приведших к появлению архитектуры пагод.
Степень научной разработанности
Первенство в научной разработке темы принадлежит европейским ученым. Надо сказать, что научный интерес во многом был спровоцирован общекультурной ситуацией в Европе XVII-XVIII вв., когда китайское искусство вошло в моду при королевских дворах и домах знати. Французские, голландские, а затем немецкие и английские художники и архитекторы стали создавать произведения в "китайском стиле", за которым закрепился французский термин "шинуазри" ("китайщина"). Появились архитекторы, которые специализировались на разработке этого стиля. Среди них - Жан Огюст Ренар (1744-1807), Франсуа Жозеф Беланже (1744-1778), Вильям Хэпенни (XVIII в.).
Сэр Вильям Чемберс (1726-1796) не только строил в "китайском стиле", но и опубликовал первые систематические научные сведения по китайскому зодчеству. В шестнадцать лет, поступив на службу в шведско-остиндскую компанию, он посетил Китай. По возвращении в Европу, учился архитектуре в Риме. Затем, приехав на родину, он начинает заниматься строительством. Чемберсу принадлежит первый в англо-китайском стиле сад Кью (Kew-Garden). Среди ряда "китайских" сооружений в нем выделяется десятиэтажная пагода высотой в 160 футов с вынесенными вперед крышами, по углам украшенными глазурованными драконами. В 1757 г. архитектор издает книгу о китайских постройках. Позднее выпускает сочинение о китайских садах. Две эти работы уже в XVIII в. были переведены на французский и немецкий языки [33; с. 6, 7].
В 1832 и в 1837 гг. в английском журнале «Chinese Repository» появились научные заметки о пагодах, и касались они общих вопросов. В этом журнале в 1844 г. Милн и в 1850 г. Вильяме помещают статьи об отдельных памятниках - о пагодах Нинпо и Кантона. Оба автора уже прибегают к китайским источникам и ставят пагоды в тесную связь с буддизмом. В 1855 г. Милн выпускает первую обстоятельную работу «Пагоды Китая» в журнале «Transactions of the China Branch of Royal Asiatic Society». В 1844 г. французский исследователь Станислас Жюльен в журнале «Le magasin pittoresque» публикует описание фарфоровой пагоды Нанкина, которую уже в XVII столетии европейцы называли восьмым чудом света (илл. 1).
Значение этой работы было таково, что вплоть до начала XX в. ни один исследователь не обходился без ссылки на нее. Памятники буддийской архитектуры, в том числе и пагоды, упоминаются в книгах Эткинса «Буддизм в Китае» (1893) и «Религия в Китае» (1893) [112; с. 4, 5].
Первая попытка систематизации многочисленных памятников принадлежит иезуиту Бэку — главе Католической Миссии в Шанхае. В 1913 г. в его Технической школе были сделаны 83 деревянных модели самых известных пагод Китая в масштабе 1:50. Коллекция была показана на Всемирной выставке в Сан-Франциско в 1915 г. После этого последовала публикация фотографий коллекции в виде отдельного издания [116]. Принцип систематизации описательный, в виде кратких сведений (место, название, время постройки, высота, количество ярусов, план строения, материал). К изданию прилагалась карта и таблица местонахождения памятников по провинциям (илл. 2, 3).
В 1919 г. появляется труд Яна Якоба Марии де Гроота «Ступа - святая святых буддизма в Китае» [112, с. 5]. Здесь пагода впервые называется именем своего архитектурного буддийского прототипа. Автор на основе современных ему данных синологии и индо-буддологии раскрывает внутренний, сакральный смысл постройки. При этом он опирается на огромное количество источников, цитируя их в оригинале. Давая формальную и искусствоведческую характеристику памятников, он показывает их тесную взаимосвязь с историческим развитием религии, государства, культуры, обусловленность архитектурно-художественной формы её религиозным назначением. Таким образом, де Гроот первым из всех исследователей рассматривает пагоду в самом широком культурологическом и иконологическом аспекте.
В Берлине в 1913 г. выходит публикация данных археологической экспедиции в районе Китайского Туркестана, в Турфанском оазисе. Ее автор - Арнольд фон Ле Кок. Название «СЬ^зсЬо» (Гаочан) - по названию одного их разрушенных ранне-средневековых городов оазиса [131]. Здесь сохранились остатки буддийского монастыря, многочисленные ярусные башни с нишами, сложенные из кирпича-сырца.
Самыми яркими и глубокими из довоенных трудов по проблеме возникновения и формирования различных типов пагод являются труды Эрнста Бёршманна. Бёршманн совершил ряд многолетних научных экспедиций по Китаю, обошел вдоль и поперек почти все провинции, собственноручно сделал сотни фотографий, зарисовок, чертежей, собрал исторические и литературные сведения о памятниках. На этой основе родились фундаментальные труды: «Китайская архитектура» (1912) [107], «Архитектура и ландшафт Китая» (1923) [108], трехтомное издание «Архитектура и религиозная культура Китая» (1931) [112] и обстоятельные статьи: «Пагоды династий Суй и ранней Тан» (1924) [110], «Железные и бронзовые пагоды Китая» (1924) [109], «Башня Куйсина и колонна фэншуй» (1925) [111]. Книги и публикации Бёршманна, как и де Гроота, характеризует широкий культурологический подход. Он стал родоначальником целого ряда тем в изучении пагод. Первая - взаимосвязь с ландшафтом, с пейзажем, как особая черта пагодостроения в Китае. Он первый тщательно изучает один из китайских прототипов пагод - колонну-стелу фэншуй. Вторая - особая связь китайских пагод с литературой. Здесь Бёршманн впервые указывает на еще один китайский прототип - беседку-павильон бога литературы Куйсина. Третья - систематизация памятников, разработка типологических принципов при описании пагод. Исследователь разбивает памятники на две основные группы - пагоды больших форм и пагоды малых форм. При описании пагод больших форм, если говорить точнее, больших башенных форм, главный типологический критерий — ярусность. Но он не единственный. Второй критерий - материал. В отдельные главы выделены каменные, глазурованные, бронзовые и железные пагоды-башни. И третий критерий -функциональная специализация - в главах о пагодах малых форм. Здесь ученый описывает такие типы пагод, как пагоды-павильоны, пагоды-погребальные урны, пагоды в форме монолитных столбов, пагоды для воскурения благовоний и т.д.
В 1925 г. Освальд Сирен выпускает четырехтомную «Китайскую скульптуру» [150] и в 1930 г. «Архитектуру» - четвертый том «Истории искусства древнего Китая» [149]. Особенно ценно в работах Сирена то, что он приводит обширнейший материал по ранним буддийским пещерным храмам Юньгана и Лунмэня. В архитектуре и скульптуре этих пещерных комплексов нашел отражение процесс формирования типов пагод в период от династии Северная Вэй до династии Тан. В описании памятников ученый использует комплексный подход. Сирен рассматривает архитектуру и скульптуру как единый живой организм.
Одна из первых публикаций изображений Дуньхуанских фресок в 19211922 гг. принадлежит М.А. Штайну - «Тысяча Будд. Древняя буддийская живопись пещерных храмов Дуньхуана» [151]. Пещерная живопись служит одним из основных источников, дающих зрительный материал первых буддийских построек.
Широко использует материалы фресок Дуньхуана, рельефов и скульптур Юньгана и Лунмэня Аннелизе фон Буллинг в работе 1936 г. «Китайская архитектура от Хань до поздней Тан» [114]. Она разделяет постройки на четыре группы - башенные павильоны, ярусные башни, пагоды, ступы. Исследователь рассматривает строение пагод Кореи и Японии, показывая их преемственность от архитектуры китайских пагод определенных типов.
Франц Эльманн в статье 1931 г. «Происхождение пагоды» в журнале «Этюа» (№ 6) [139] дает краткий историографический очерк. Эльманн выделяет две линии, две школы в изучении происхождения пагод. Первая -это английская школа под главенством Дж. Фергюсона. Она отдает предпочтение Индии, как родине башенной формы пагод, и выводит ее сугубо из формы ступы. Вторая - немецкая школа (Бёршманн, Кюммель), которая склонна видеть в специфике китайского духа и добуддийских китайских форм архитектуры основу для появления пагод. Сам же Эльманн считает, что ни первая, ни вторая ничего не объясняют в главном для пагоды
- в ее ступенчатости, ступенчатой форме ее крыш. И тут впервые ученый указывает на древнее индийское сооружение, известное, как тупагара (thupagara). Тупагара служила своеобразным охраняющим домом-балдахином над ступой и имела ступенчатую крышу. Сооружения такого типа сохранились на Цейлоне, в Тибете, в Японии под названием тахото 0я1юи)). Изображения их сохранились на рельефах плит ступы в Амаравати.
Особая тема — архитектура буддийского монастыря. Как правило, пагода — не отдельно стоящая постройка, а главная и единственная (не считая «барабанной» и «колокольной» башен, намного уступающих по высоте пагоде) вертикаль монастырского сооружения. Впервые пагода, как неотъемлемая часть монастыря, рассматривается И. Прип-Мёллером в работе «Китайский буддийский монастырь» (1937) [140], а затем - лишь двадцать лет спустя в 1957 г. в иконологическом очерке Дитриха Зеккеля в фундаментальном труде «Буддийское искусство Восточной Азии» [144]. Как ступа из природного, неориентированного специально пространства индийских монастырей словно переходит уже в виде пагоды в строгую сетку пространственных зон монастырей Китая, зон, нанизанных на сакральную линию юг-север; как пагода ищет себе место, как меняется ее положение в разное время всвязи со смещением акцентов в культе и религиозной практике
- все эти вопросы емко и кратко очерчены Д. Зеккелем. Исследователь описывает архитектурно-сакральную специфику каждого элемента монастыря, где пагода выступает неким духовно-обобщающим центром, всеотражающим зеркалом буддийского миропорядка. Дает Зеккель и краткую типологическую схему формирования пагоды. Здесь он следует английской школе, выводя лишь одну линию - индийскую - от ступы к пагоде.
В 1973 г. в рамках издания «История мировой архитектуры» под общей редакцией Марио Буссальи вышел том «Архитектура Востока» [115], где пятая глава посвящена архитектуре Китая в целом, в том числе и пагодам.
Проблеме формирования архитектуры пагод посвящена монография немецкого ученого Ганса Герхарда Франца «Пагода, башенный храм, ступа» (1978) [125]. В своей работе он рассматривает буддийские башенные храмы Индии, буддийские башни Гандхары, башни-ступы Центральной Азии, пагоды пещерных монастырей Юньгана и Лунмэня, добудцийские башенные постройки Китая, башенные постройки Китая периода Шести династий и династии Тан, пагоды Кореи и Японии. Основным модулем в определении понятия «пагода» для ученого является «башенность». Для него пагода — это в первую очередь башенная постройка.
В Гейдельбергском университете в 1980 г. проходил семинар, посвященный ступе. На основе докладов семинара в том же году был издан сборник «Ступа. Религиозное, историческое и архитектурное значение». В нем, в том числе, статьи Зеккеля «Элементы ступы в пагодах Восточной Азии» [145], Франца «Ступа и ступа-храм в Гандхаре и в Центральной Азии» [126], J1. Леддерозе «Китайские прототипы пагоды» [134] .
В 1986 г. издательство Оксфордского Университета выпустило в свет путеводитель по памятникам архитектуры Китая «Проходя через Лунные ворота» [156]. В нем даются описания наиболее известных пагод. В 2004 г. в Нью-Йорке выходит научный каталог, приуроченный к выставке «Китай. Начало золотого века, 200-750 гг. н.э.», где ряд статей посвящен сторожевым башням династии Хань и ранним буддийским пагодам [118].
Династические хроники, путевые заметки китайских паломников, хроники городов и провинций, сборники местных и имперских географий - все они являются первоначальным историографическим материалом, который используют как китайские, так и европейские ученые. Как правило, в них представлено религиозное и историческое описание отдельных памятников и событий, связанных с ними. Самые ранние отдельные описания пагод относятся к III—VI вв. Сведение же большого количества памятников воедино появляется в энциклопедии «Тушу цичэн» (1686-1726 гг.) в разделе «Религиозные достопримечательности» [112, с. 3]. Авторы энциклопедии при описании памятников используют литературный и пиктографический материал - надписи на каменных плитах, находящихся внутри и около пагод.
Выбор места для постройки определял геомант, владеющий знаниями «фэншуй». Являясь делом ремесленников - плотников и каменщиков, архитектура не пробуждала в интеллектуальной среде стремления к научному анализу. Вплоть до XX в. китайцы не предпринимали попыток научного изучения истории своей собственной архитектуры.
Первопроходцем в этой области стал Лян Сычэн (1901-1972). Стимулом к изучению истории родной архитектуры для него послужила уникальная находка. В начале 20-х гг. была обнаружена копия старинного манускрипта -«Инцзао фаши» («Строительные стандарты»), В книге, составленной в 1103 г. чиновником сунского двора, излагались технические приемы, которыми пользовались в строительной практике времен династии Сун. С 1931 г. Лян Сычэн становится руководителем Общества (позднее Института) по изучению китайской архитектуры, возглавляет полевые исследования. К 1941 г. участники экспедиций объездили более 200 округов в пятнадцати провинциях и изучили более двух тысяч памятников. Лян Сычэн фактически заново открыл китайскую архитектуру для самих китайцев. Им было опубликовано множество статей и фундаментальных книг. В одной из них -«Иллюстрированной истории китайской архитектуры» [135], написанной в 1947 г. на английском языке, но в силу обстоятельств увидевшей свет лишь в 1980 г., ученый систематизирует собранный им материал о пагодах и выстраивает хронологическую таблицу развития основных типов пагод. В китайской науке это единственная на сегодняшний день типология архитектуры пагод, носящая не только описательный характер, но указывающая на индийские и китайские прототипы пагод и показывающая развитие каждого типа во времени. Эта типологическая схема остается уникальной не только для китайской науки, но и шире - для мировых исследований в области строительства пагод в средневековом Китае (илл. 4).
Традиционный для Китая описательный принцип изложен в книгах Ло Чжэвэня - «Древние пагоды Китая» (1983) [169], «Китайские пагоды» (1985)
170] и Цзян Сяопина - «Традиционная архитектура Китая» (1998) [175]. Авторы этих изданий выделяют семь основных типов пагод: 1. Пагода в форме терема «лоугэ ши та» (1ои§е бЫ 1а), 2. Пагода с плотно прилегающими друг к другу карнизами «миянь ши та» (гшуап бЫ 1а) (наиболее удачный перевод на русский язк - многокарнизная), 3. Пагода в форме павильона «тингэ ши та» (йг^е бЫ 1а), 4. Пагода в форме индийской ступы «цуйдупо» (сшс!иро), 5. Пагода "Алмазного трона" - «цзиньган баоцзо та» Ьао2ио 1а), 6. Пагода со сложным, богатым декором «хуа та» (Ьиа 1а), 7. Пагода через улицу «гоцзе та» (guojie 1а) и пагода-ворота «та мэнь» (1а теп), объединенные в один тип — «гуань» (§иап) (в переводе — пост, застава; запирать).
Ли Чжиго в 1999 г. выпустил книгу «Пещеры Юньгана» [168]. В ней представлены фотографии 144 пещер, дается их краткое описание. Фотоальбом предваряет очерк о монастырском комплексе V века. Здесь, как ни в одном другом скальном монастыре, мы наблюдаем огромное количество пагод, изображенных в рельефах и в виде пагод-колонн в центре пещер.
В 2002 г. в Гонконге вышло в свет издание «Сокровища пещер Дуньхуана» [165]. Настенная живопись пещер, также как и рельефы Юньгана, является важнейшим источником сведений об архитектуре в период проникновения и развития буддизма в Китае.
Синьцзянский Университет в 2006 г. издал книгу «Буддийское искусство Синьцзяна на Великом шелковом пути» [174] (авторы-составители - Хо Сючу и Ци Сяошань). В ней дается краткое описание всех известных на сегодняшний день памятников на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, включая последние археологические находки начала XXI в.
В книге Ван Гуйсяна «Пространство в архитектуре Запада и Востока» (2006) [162] прослеживается связь архитектуры с религиозно-философскими представлениями, рассматривается процесс формообразования пагод по двум линиям: и от буддийских ступ Индии, и от добуддийской архитектуры жилищ ханьцев.
В 2007 г. опубликован труд «Исследование древних пагод провинции Шэньси» [180]. В нем историк архитектуры Чжао Кэли дает подробное описание всех сохранившихся на сегодняшней день 287 пагод провинции, определяет, к какому типу каждая из них относится. Он представляет карту размещения памятников и таблицу, где показывает общее количество пагод, возведенных в период правления той или иной династии (от династии Северная Вэй до образования КНР), и место их расположения.
Издательство Шаолиньского монастыря в 2007 г. выпустило двухтомник «Лес пагод» [188]. «Лес пагод» - термин, издревле применяемый к буддийским монашеским кладбищам. Автор издания Ян Хуаньчэн собрал воедино сведения о 243 пагодах-надгробиях. Самая ранняя постройка датируется 689 г., самая поздняя - 1820 г. Каждое описание сопровождает цветная иллюстрация, в конце книги даны прорисовки ряда памятников.
В русскоязычной научной литературе нет специальных исследований, посвященных зарождению и формированию архитектуры пагод в Китае, систематизации ее различных типов. В ряде работ представлены общие положения, касающиеся основных принципов китайского зодчества. Так, В.В. Згура в книге «Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе» (1929) [33] дает характеристику основных различий в китайском и европейском архитектурном мышлении. Б.П. Денике приводит самые известные примеры пагод с их кратким описанием в работе «Китай. Альбом по архитектуре» (1935) [26]. Е.А. Ащепков в «Архитектуре Китая» (1959) [5], указывая на большое разнообразие композиционных приемов при строительстве пагод, отмечает, что пагода - квинтэссенция китайской национальной культуры и культурных влияний извне, но подробно на этих влияниях не останавливается. Л. Капица в работе «Древний город Пекин» (1962) [38] обращает внимание на основные конструктивные особенности и принципы китайской архитектуры.
В.Г. Белозерова в монографии "Традиционная китайская мебель" (1980) описывает функции мебели в системе жилого, культового и общественного интерьера. Автор делает ценные выводы об устойчивости китайского архитектурного типа, под который трансформируются пришедшие извне архитектурные формы. В частности, она пишет: ". когда культовая архитектурная форма (например, индийские пирамидально-башенные храмы или мусульманские минареты) вместе с иноземной религией попадает в Китай, она всячески видоизменяется по традиционным китайским образцам (индийский храм превращается в пагоду - многоэтажную башенную постройку, каждое звено которой представляет собой схему традиционного китайского строения, состоящего из крыши с изогнутыми краями и стены)" [7, с. 113].
О.Н. Глухарева в книге «Искусство Кореи» (1982) [22], описывая развитие форм корейских пагод, указывает на их взаимосвязь с пагодами Китая. С.И. Тюляев в книге «Искусство Индии» (1988) замечает, что форма гандхарских ступ оказала влияние на конструкцию пагод [87, с. 180].
Краткие сведения представлены в справочных изданиях - «Всеобщая история архитектуры» (1966-1978) [19], [20], «Малая история искусства. Искусство Дальнего Востока» H.A. Виноградовой, Н.С. Николаевой (1979) [16], «История архитектуры» В.Н. Ткачева (1987) [89], «Малая архитектурная энциклопедия» Н.И. Баторевич, Т.Д. Кожицевой (2005) [6].
В альбоме "Искусство Китая" (1988) H.A. Виноградова замечает, что многоярусные башни-пагоды напоминают южноазиатские башнеобразные храмы. Автор приводит примеры наиболее известных пагод Сианя (эпохи Тан), Сучжоу, Ханчжоу, провинции Хубэй ( династии Северная Сун). Описывая пагоду монастыря Сунъюэсы (520 г.) исследователь делает следующие заключение: "Мягкая криволинейность и пластичность силуэта, характерная для индийской ступы (прообраза буддийской пагоды), приобрели на китайской почве новый смысл, сочетаясь со строгостью и даже суровостью форм, четкостью ярусного членения" [35, с. 24].
В.В. Малявин в работе «Китайская цивилизация» (2000) [60] дает краткую характеристику архитектуре пагод, подчеркивая, что она восходит к древнеиндийским буддистским ступам. Книга Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае» (2001) [14] предоставляет богатейший материал по истории буддизма в Китае, насыщенный фактами и о буддийской архитектуре.
В учебном пособии «История искусства Китая» (2004) М.Е. Кравцова посвящает целую главу архитектуре пагод. Она (первая из отечественных исследователей) не просто указывает на ступу, но более обстоятельно пишет о ней, как об архитектурно-семантическом прототипе пагоды. Автор последовательно, от начального этапа китайско-буддийского зодчества (1-У1 вв.) до династии Цин (1644-1912), раскрывает историю строительства пагод на примере конкретных памятников. В главе о пагодах Марина Кравцова дает также обобщенное описание тех типов буддийской архитектуры на территории Великой Гандхары и в странах Юго-Восточной Азии, которые были порождены формой ступы [45, с. 868-886].
Интересна работа Н.В. Кияченко «Актиния и лотос. Протохрам синтоизма и буддийский храмовый комплекс» в сборнике «Храм земной и небесный» (2004) [41, с. 87-200]. В публикации автор, раскрывая символику пространства и построек (в том числе и пагод) буддийских монастырей Японии, делает отсылки на китайские прототипы.
Следует отметить и переводную на русский язык литературу. В монографии «Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан» автора Маурицио Скарпари (2000) [82], сборнике «Китай. Земля небесного дракона» под общей редакцией профессора Эдварда Л. Шонесси (2006) [39] представлен материал о китайской архитектуре, в том числе и о пагодах.
Теоретические и методологические основы исследования
В работе мы ставим перед собой задачу показать процесс зарождения и формирования различных типов пагод в конце IV - начале X вв. на примере памятников провинций Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси.
Теоретической базой для нашего исследования служат разработки доктора архитектуры М.Р. Савченко, сделанные им в труде "Основания архитектуры: Введение в архитектурную онтологию, парадигмы и универсалии, категории, типология" (2006) [80]. Ученый отмечает, что "самая распространенная и ответственная рубрикация архитектурных объектов" (типология) не имеет до сих пор в науке "наглядных оснований, держится традицией и требует теоретической рефлексии". В этой книге М.Р. Савченко рассматривает теоретические положения, определяющие понятие «архитектурный тип». Он считает, что типологическая модель должна быть прояснена на онтологическом уровне. В основу построения своего варианта типологической модели ученый берет разработки модальной методологии Д.Б. Зильбермана, изложенные в труде "Генезис значения в философии индуизма" (М., 1988).
Типологический метод уже использовали такие корифеи архитектурного знания, как Витрувий и Альберти. На основе этого метода только и было возможно появление в теоретическом искусствознании теории стилей и концепции истории искусства как истории стилей. Магистральные направления в теории стилей были разработаны И.И. Винкельманом, Э.Э. Виолле-ле-Дюком, Г. Вёльфлином, Э. Кон-Винером, А. Фосийоном, Э. Базеном. Несмотря на отличия их концепций, ученых объединяет используемый ими метод — метод сравнительной типологии. Европоцентризм в выработке понятия «стиль» был определяющим. Но в предисловии к шестому изданию «Основных понятий истории искусств» Генрих Вёльфлин замечает: «Все же моя схема оказалась пригодной для исследования даже таких областей, как японское и старое северное искусство» [15, XXXVIII] (курсив — наш).
Научный метод типологии дал интересные результаты и в более частных искусствоведческих исследованиях. Впервые при описании пагод его использует Эрнст Бёршманн. Типологические принципы немецкого ученого мы анализируем в I главе нашей работы.
Также в качестве теоретических и методологических основ мы берем традиционный для китайских ученых XX века принцип систематизации пагод по их типам. Каждый тип пагод обладает только для него характерным набором конструктивных и иных формальных признаков. Говоря о периодах в эволюции различных типов пагод, мы опираемся на принципы, разработанные китайским историком архитектуры Лян Сычэном (1901-1972). Он, систематизируя архитектуру каменных пагод, выделяет три периода: «период простых форм», он же «период квадратного плана» (около 500-900 гг.), «период совершенствования», иначе «период восьмиугольного плана» (примерно 1000-1300 гг.) и «период многообразия» (около 1280-1912 гг.). Наше исследование посвящено пагодам «периода простых форм».
Пагоды Китая, как и ступы Индии, являются архитектурным выражением идей буддизма. Они, следуя термину, применяемому Альберти, относятся к типу "священных сооружений". Выявляя истоки каждого типа пагод и классифицируя их, мы затрагиваем и религиозно-философский смысл архитектурных форм.
Здесь научной опорой нам служит не только вышеназванный труд М.Р. Савченко, но и теоретические разработки Ш.М. Шукурова, относящиеся к такой дисциплине, как теменология (храмоведение). Они изложены в книге "Образ храма" [99, с. 7-20]. На японском и китайском материале они применяются в статье Н.В. Кияченко "Актиния и Лотос. Протохрам синтоизма и буддийский храмовый комплекс" [41, с. 87-200] и в статье В.В. Малявина "Небо на земле: Символизм даосской литургии" [61, с. 541-579]. Эти работы опубликованы в труде "Храм земной и небесный" (составитель и автор предисловия Ш.М. Щукуров).
Цели и задачи исследования
Цель диссертации - проанализировать процесс зарождения и формирования различных типов пагод Китая в период с конца IV по начало
X века и на основе уже существующих типологий, с учетом новейших научных данных и натурных исследований памятников, создать типологическую схему, отражающую процесс появления первых типов буддийских пагод. Для реализации этой цели решались следующие задачи:
1. Изучить сохранившиеся памятники как в виде архитектурных объектов, так и в виде рельефов, скульптур, моделей, настенной живописи, и систематизировать их по определенным типам*.
2. Выявить индийские линии прототипов для архитектуры пагод в целом и для каждого типа в частности.
3. Выявить китайские линии прототипов для архитектуры пагод в целом и для каждого типа пагод в частности.
4. Проанализировать архитектурные формы каждого типа пагод на конкретных примерах.
Объект исследования
Объектом исследования являются пагоды Китая от эпохи Северных и Южных династий (386-589) до династии Тан (618-907) на территории провинций Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси. Причем, рассматриваются как сохранившиеся постройки, так и изображения пагод в рельефах, настенной живописи, пагоды, выполненные в виде скульптурных объектов и моделей. Объектом исследования является также индийская буддийская культовая архитектура и архитектура династий Западная и Восточная Хань, так как и та, и другая оказали непосредственное влияние на процесс формообразования пагод.
Предмет исследования
Предмет исследования - процесс формообразования различных типов пагод в начальный период становления данного вида архитектуры с конца IV в. по начало X в.
Новизна исследования
1. Впервые в отечественной науке анализируется процесс формообразования архитектуры китайских пагод, рассматриваются две линии прототипов — индийская и китайская, повлиявшие на возникновение этого вида архитектуры в средневековом Китае.
2. Автором впервые систематизированы и рассмотрены все существующие на сегодняшний в день в европейской и китайской науке варианты типологий буддийских пагод.
3. В диссертации дается описание всех типов пагод, появившихся в исследуемый период, не только на примере сохранившихся построек, но и с привлечением материала пещерных храмов - рельефов, настенных росписей, скульптуры, а также музейных экспонатов -пагод-реликвариев, архитектурных моделей городов и отдельных построек.
4. В диссертационном исследовании на основе уже существующих типологий, с учетом новейших научных данных и натурных исследований памятников создана новая типологическая схема, отражающая процесс появления первых типов буддийских пагод.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Представленная диссертация развивает исследования в области типологии архитектуры буддийских пагод Китая, начатые европейскими и китайскими учеными в прошлом веке. В работе на основе изученного материала предлагается авторский вариант типологии, что и является вкладом в теоретическую разработку данной темы.
Практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть включены в соответствующие разделы архитектурной науки, посвященные архитектуре Китая. Кроме того, данные материалы с прилагаемым к ним в виде альбома иллюстративным рядом могут войти в разделы по истории архитектуры Китая в соответствующих учебниках и учебных пособиях. Также они могут послужить базой для дальнейшего изучения тем и вопросов, затронутых в диссертации.
Апробация исследования
Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях отдела Искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в сообщениях и докладах, представленных на круглом столе "Сохранность и сакральность" (Москва, Государственный институт искусствознания МК РФ, 2007), на международной конференции "Личность. Эпоха. Стиль" (Москва, Научно-исследовательский институт истории и теории архитектуры и градостроительства, октябрь 2008), на 6-й ежегодной сессии Мирового общественного форума "Диалог Цивилизаций" (Греция, о. Родос, октябрь 2008), в публикациях в научных сборниках и периодических изданиях.
Структура диссертации отвечает сформулированным выше целям и задачам работы. Диссертация состоит из введения с экскурсом, четырех основных глав, разбитых на разделы, заключения и приложения в виде альбома с иллюстрациями. Библиографический список насчитывает около 200 наименований монографий, каталогов и статей на русском, английском, немецком и китайском языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ2006 год, кандидат архитектуры Шевченко, Марианна Юрьевна
Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса2006 год, кандидат искусствоведения Гожева, Наталья Анатольевна
Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв.2012 год, кандидат искусствоведения Чжао, Инна.
Историко-культурные связи Восточного Туркестана со Средней Азией в раннем средневековье: на примере архитектуры1993 год, кандидат исторических наук Рахимбабаева, Надия Ханбабаевна
Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая2009 год, кандидат искусствоведения Чжоу Цзюнъянь
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Козлова, Мария Алексеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации показан процесс зарождения и формирования архитектуры пагод в самый начальный период - в период появления данного типа архитектуры в Китае на временном стыке между древностью и средневековьем. В работе подробно проанализированы индийские и китайские варианты прототипов, прослежен процесс становления архитектурных форм пагод. Тому или иному типу построек дана не только формальная характеристика, но и раскрыт, в определенных границах, их сакральный смысл.
На раннем этапе строительства на основе сохранившихся памятников было выявлено семь типов пагод. Все они вошли в схему эволюции типов пагод конца IV - начала X вв. Это - "пагода в форме терема" (лоугэ ши та), "пагода в форме павильона" (тингэ ши та), "многокарнизная пагода" (миянь ши та), "пагода Алмазного трона" (цзиньган баоцзо та), "пагода в форме ступы" (цуйдупо), "пагода буддийского канона" (цзинчуан ши та), "пагода-изваяние" (цзаосян та).
Собирая и анализируя материалы, относящиеся к "периоду простых форм", мы проследили линии развития вышеназванных типов пагод во времени, как бы забегая за хронологические рамки, определенные задачей диссертационного исследования. При этом нами было отмечено, что после периода династии Тан возникали новые типы пагод. В результате было выявлено, что за всю историю строительства пагод в Китае возникло более двадцати типов пагод, с учетом вариантов в рамках одного типа.
Такое типологическое разнообразие контрастирует со свойственной древней архитектуре Китая типологической повторяемостью форм, когда взятые в отдельности традиционный китайский дом, храм, дворец, в своей конструктивной основе построенные по стропильно-рамочной системе с консольной капителью доугун, были близки между собой.
Строительство пагод внесло необычайное разнообразие в общую картину архитектуры Поднебесной. Неизвестные до этого времени формы культовый архитектуры буддизма в соединении с традиционной конструктивной системой породили не просто новый тип китайской архитектуры, но тип, обладающий удивительным свойством - вариативностью. Каждый из вариантов обладает своими яркими отличительными чертами, и их никогда не спутаешь друг с другом.
Однако, оказалось, что такое типологическое многообразие не так просто привести в единую стройную систему. В работе представлены описание и анализ трех известных на сегодняшний день типологий. Одна из них принадлежит европейскому ученому Эрнсту Бёршманну. В качестве определяющего критерия в ней взята внешняя геометрия формы, ее очертания - ступенчатость, закругленная форма, форма прямых линий силуэта, а также критерий материала и функциональной специализации.
Главным критерием типологии китайского историка и теоретика архитектуры Лян Сычэна является конструкция постройки: ее план, деление на ярусы или карнизы, тип внутреннего пространства, наличие или отсутствие стропильно-рамочной сетки с системой консольной капители доугун, наличие платформы. Его типологию характеризует эволюционный принцип. Он показывает развитие типов пагод во времени.
Третий вариант типологии также принадлежит китайским ученым. Его можно встретить в книгах Ло Чжэвэня и Цзян Сяопина. В нем отражен традиционный для Китая описательный принцип и даны традиционные наименования различных типов пагод.
Определенную сложность в анализе названных выше типологий представляет разница в терминологии. Дело в том, что во всех трех вариантах применительно к одним и тем же типам пагод используются разные наименования. Например, Эрнст Бёршманн дает типам такие названия как "ступенчатая", "круглая", "этажная", "галерейная". В китайских типологиях мы подобных названий не встретим. У Лян Сычэна все вышеперечисленные типы включены в один тип - "многоярусные". А у таких авторов, как Ло Чжэвэнь, Чжао Кэли, Цзян Сяопин, они включены в тип, носящий название «лоугэ ши та» (пагода в форме терема). Как мы видим, даже среди китайских исследователей нет единства в терминологии по отношению к одному и тому же типу пагод.
Разрабатывая свой вариант эволюции типов пагод, мы пришли к выводу, что традиционная терминология является наиболее удачной, так как более точно отражает внешние характеристики строений и в большинстве случаев указывает на их архитектурные прототипы.
В уже существующих типологиях есть также различия в том, какой набор типов в них включен. Лян Сычэн выделяет только пять типов пагод, его китайские коллеги - семь. Правда, при этом они оговаривают, что это основные типы.
Мы решили включить в типологическую схему не только главные типы (их пять в исследуемый нами период), но и пагоды малых форм (два типа). Это позволяет увидеть процесс типообразования во всем многообразии.
Итог нашего диссертационного исследования - схема эволюции китайских пагод конца IV- начала X вв. - первая попытка в отечественном искусствознании отразить историю зарождения и формирования многообразных типов пагод в средневековом Китае.
На ее основе в дальнейшем возможно создание детальной типологической схемы, объемлющей всю хронологическую шкалу строительства буддийских памятников, и показанной в динамике исторического развития архитектурных форм каждого из многочисленных типов пагод.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Козлова, Мария Алексеевна, 2009 год
1. Алексеев В.М. В старом Китае. М.: , 1958. с.
2. Андросов В.П. Ваджраччхедика праджняпарамита сутра (Алмазная)или Сутра о Совершенной Мудрости, рассекающей (тьму невежества),как удар молнии // Восточный альманах: Мир Будды и китайскаяцивилизация. М.: «Толк», 1996. с. 9-36.
3. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Сб. статей. / Отв. ред. P.E. Пубаев. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1985. 126 с.
4. Буркхардт, Титус. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы. М.: «Алетейа», 1999. 216 с.
5. Ван Фан. Земной рай Даньба // ж. «Китай» № 12, 2008. с. 58-61. ВанХунбинъ. Буддийские сокровища// ж. «Китай» №3, 1989. с. 34-37. Васильев КВ. Истоки китайской цивилизации. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998, - 319 с.
6. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Издательскаяфирма «Восточная литература» РАН, 2001. 488 с.
7. Вёлъфлин, Генрих. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М,- JL, 1930.
8. Виноградова H.A., Николаева Н.С. Малая история искусства: Искусство Дальнего Востока. М., Дрезден: ,1979,- с.
9. Виноградова H.A. Стиль китайского традиционного архитектурного ансамбля // Эпохи. Стили. Направления. Сб. статей. К 250-летию Академии художеств. М.: «Памятники исторической мысли», 2007. с. 522-554.
10. Виноградова H.A. О чем говорит китайский сад // ж. «Юный художник» №7, 2007. с. 16-20.
11. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. I / Отв. ред. . JI.-M.: 1966. с.
12. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. IX / Отв. ред. . JL-М.: ,1971.- с.
13. Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусства Китая. M.-JL: ,1948,- с.
14. Глухарева О.Н. Искусство Кореи: С древнейших времен до конца XIX века. М.: «Искусство», 1982. 255 с.
15. Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. М.: Издательский дом «Хроникер», 2003. с.
16. Голыгина К.И. Великий предел: Китайская модель мира в литературе и культуре (I -XIII вв.). М.: , 1993. с.
17. Гуревич И.С., Зограф И.Т. Хрестоматия по истории китайского языка III-XV вв. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1982. 198 с.
18. Денике Б.П. Китай: Альбом по архитектуре. М.: , 1935. с.
19. Древние цивилизации / Под общей ред. Г.М. Бонгард-JIевина. М.: «Мысль», 1989.-479 с.
20. Ду Куйчан. Дайские колодцы //ж. «Китай» №3, 1989. с. 42-43.
21. Духовная культура Китая, т. I. Философия. / Гл. Ред. M.JI. Титаренко. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. 727 с.
22. Духовная культура Китая, т. II. Мифология. Религия. / Гл. Ред. M.JI. 29. 29. Титаренко. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2007. 869 с.
23. Духовная культура Китая, т. III. Литература. Язык и письменность. / Гл. Ред. М.Л. Титаренко. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2008. 956 с.
24. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб.: , 1994. с.
25. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М.: , 1929. с.
26. Иконография Ваджраяны / Под общей ред. академика РАН Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Дизайн. Информация. Картография», 2003. 623 с.
27. Искусство Китая. Серия «Искусство стран и народов мира». Альбом/ Автор-сост. H.A. Виноградова. М.: «Изобразительное искусство», 1988.-255 с.
28. История Востока: В шести томах. Т. I. Восток в древности / Отв. ред. В.А. Якобсон. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2002. -688 с.
29. История Востока: В шести томах. Т. II. Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2002. 716 с.
30. Капица Л. Древний город Пекин. М.: , 1962. с.
31. Китай: Земля небесного дракона / Под общей ред. профессора Эдварда Л. Шонесси. М.: ЗАО «БММ», 2006. 256 с.
32. Китайская пейзажная лирика: III XIV вв. / Отв. ред. . М.: , 1984.с.
33. Кияченко Н.В. Актиния и Лотос: Протохрам синтоизма и буддийскийхрамовый комплекс // Храм земной и небесный. М.: Прогресс-Традиция, 2004. с. 87- 200.
34. Классическое искусство Индии: С 3000 г. до н.э. до XIX в. н.э. Л.: , 1987. с.
35. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1983. 247 с.
36. Короцкая А.А. Архитектура Индии раннего средневековья. М.: , 1964. с.
37. Кравцова М.Е. История искусства Китая: Учебное пособие. Краснодар. Москва, С-Петербург: «Лань», 2004. с.
38. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: , 2003. с.
39. Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. СПб.: Азбука-классика, 2004. 768 с.
40. Крюгер, Рейн. Китай. История страны. М.: «Эксмо», Спб.: «МИДГАРД», 2008. 543 с.
41. Культура Непала. Традиции и современность. Сб. статей. / Отв. ред. и сост. Т.Е. Морозова. СПб.: Алетейя, 2001. 243 с.
42. Куценков П.А. Рассеивание и конвергенция // Храм земной и небесный. М.: Прогресс-Традиция, 2004. с. 25-86.
43. Кьгчанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.-351 с.
44. Лепехов С.Ю. Праджняпарамита в китайском и японском буддизме // Восточный альманах № 2: Мир Будды и китайская цивилизация. М.: «Толк», 1996. с.36 65.
45. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1992. 149 с.
46. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. 279 с.
47. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шёлковом пути: Шёлк и внешниесвязи древнего и раннесредневекового Китая. М.: «Наука», Издательская фирма «Восточная литература», 1994. с.
48. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М.: «ИНСАН», 1992. 208 с.
49. ЛунияБ. История индийской культуры. М.: , 1969. с.
50. Ляп Сычэн. Великая традиция и наследство архитектуры Китая // Советская архитектура. М.: 1953, № 8. с.
51. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция: К проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае // Этика и ритуал в средневековом Китае. М.: , 1988. с.
52. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: «Астрель», «Дизайн. Информация. Картография», 2000, с.
53. Малявин В.В. Небо на земле: Символизм даосской литургии // Храм земной и небесный. М.: Прогресс-Традиция, 2004. с. 541-579.
54. Манн, Томас. Иосиф и его братья. В двух томах, т. I. М.: «Правда», 1991.-720 с.
55. Мартынов A.C. Буддизм в Китае: Диалог культур // Восточный альманах №2: Мир Будды и китайская цивилизация. М.: «Толк», 1996. с. 124- 135.
56. Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. М.: КомКнига, 2005. 200 с.
57. Носов КС. Замки и крепости Индии, Китая и Японии. М.: «Рейтаръ», 2001. с.
58. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзажпериода Южная Сун (ХН-ХШ вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. 384 с.
59. Оэ/сегова Н.И. Искусство Бирмы. М.: «Изобразительное искусство», 1979.- 192 с.
60. Ожегов С.С., Проскурякова Т.С., ХоангДао Кинь. Архитектура Индокитая. М.: Стройиздат, 1988. с.
61. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм: Архаичное мироздание в архитектуре индоевропейцев. М.: «Олма-Пресс», 2001. с.
62. Петров А.М. Великий шелковый путь: О самом простом, но мало известном. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. 127 с.
63. Погребенные царства Китая / Пер. с англ. А. Чекмарева. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1998. 168 с. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
64. Пугаченкова Г.А. Искусство Афганистана. М.: «Искусство», 1963. с.
65. Пугаченкова Г.А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. М.: «Искусство», 1979.-226 с.
66. Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. М.: «Искусство», 1982. 181 с.
67. Пугаченкова Г.А. Черты эллинизма в искусстве Среднеазиатско-Пенджабского региона // Культурное наследие Востока: Проблемы, поиски, суждения. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1985. с. 184189.
68. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. I. М.: , 1956. с.
69. Рыкова С.Л. Буддийские пещерные храмы Дацзу // Восточный альманах № 2: Мир Будды и китайская цивилизация. М.: «Толк», 1996. с. 138-160.
70. Сабуро, Иэнага. История японской культуры. М.: «Прогресс», 1972. -312с.
71. Скарпари Маурицио. Древний Китай: Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М.: «АСТ», «Астрель», 2003. 292 с.
72. Сталь-Голъштейн, А. фон. Сюань-Дзан и результаты современных археологических исследований // Отдельный оттиск из Записок Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества. Т. XX. С.- Петербург: 1910. 14 с.
73. Сычев Л.П., Сычев B.JI. Китайский костюм. М.: , 1975. с.
74. Тан Юнтун. История буддизма эпох Хань, Вэй, Цинь, Северной и Южной Сун.М.: ,1959.- с.
75. Тюляев С.И. Архитектура Индии. М.: , 1939. с.
76. Тюляев С.И. Искусство Индии: Ш-е тысячелетие до н.э. VII век н.э. М.: «Искусство», 1988. - 342 с.
77. Философия китайского буддизма / Под ред. Е.А. Торчинова. Спб.: ,2001.- с.
78. Ткачев В.Н. «История архитектуры». 1987.
79. Храм земной pi небесный / Сост. и автор предисловия Ш.М. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 584 с.
80. Цендина А.Д. . и страна зовется Тибетом. М.:Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. 304 с.
81. Чжу Чанчжуи. Характерные черты китайской архитектуры // Архитектура СССР. М.: 1959, №8, с.
82. Шихуа о том, как трипитака великой Тан добыл священные книги.
83. Пер. с кит., исследов. и примеч. Л.К. Павловской. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 143 с.
84. Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования IV в. до н.э. II в. н.э. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004.-415 с.
85. Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Индией и Китаем в древности. М.: , 1960. с.
86. Эберхард В. Китайские праздники. М.: , 1977. с.
87. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: ,1984.- с.
88. Шукуров Ш.М. Образ Храма. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с. юо.Янгутов J1.E. Особенности изложения буддийских «истин» в трактате
89. Фа Цзана «Очерк о золотом льве» // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1985. с. 84-89.
90. Элиаде, Мирна. Азиатская алхимия. М.: «Янус-К», 1998. 604 с.* *юг Ananthalwar A., ReaA. Indian Architecture. Madras, 1921. Vol. I -III. юз. Archaeological remains, monuments and museums. New Delhi, 1964. Vol. I-II.
91. Auboyer J. Afghanistan und seine Kunst. Prag, 1968.
92. Bhattacharya T. The Canons of Indian Art of a Study on Vastuvidya. Calcutta, 1963.
93. Behrendt, Kurt A. The Art of Gandhara in the Metropolitan Museum of Art. N.Y.: The Metropolitan Museum of Art, Yale University Press, 2007. 116 P
94. Boerschmann E. Chinesische Architektur. Berlin, 1912.
95. Ю8. Boerschmann E. Baulcunst und Landschaft in China. Berlin, 1912. 18 p.
96. Boerschmann E. Die Baukunst und religiose Kultur der Chinesen. Vol. III. Pagoden. Berlin, 1931.- 428 p.
97. Brown P. Indian Architecture. Buddhist and Hindu Periods. Bombay, 1942.
98. Ecke G., Demieville P. The Twin Pagodas of Zayton: A study of later Buddhist sculpture in China // Harvard-Yenching Institute Monograph Series Volume II. Cambridge (Mass).: Harvard University Press, 1935. 176 P
99. Ecke G. Structural Features of the Stone-Built T'ing-Pagoda: A Preliminary Study // Monumenta Sérica. № 1, 1935/36. p. 253- 365.
100. Ecke G. Brick Pagodas in the Liao Style // Monumenta Sérica. № 13, 1948.
101. Fergusson J. A History of Indian and Eastern Architecture. L., 1910.
102. Franz H.G. Der Stupa mit Kultnische // Artibus Asiae. № 23. Berlin, 1961.
103. FranzH.G. Buddhistische Kunst Indiens. Leipzig, 1962.
104. Franz H.G. Pagoda, Turmtempel, Stupa: Studien zum Kultbau des Buddhismus in Indien und Ostasien. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1978. 109 p.
105. Franz H. G. Stupa and Stupatemple in the Gandhara-regions and in Central Asia/ The Stupa, its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden, 1980.
106. Fyson D.R. Mahabalipuram or Seven Pagodas. Madras, 1949.
107. Glahn E. Fine Early Chinese Pagodas / Asia Magazine. August, 1941.
108. Gray B. Buddhist Cave Paintings at Tun-huang. Chicago, 1959.
109. Kenneth K.S. The Chinese Transformation of Buddhism. Princeton, 1973.
110. Le Coq, A. von. Die buddhistische Spatantike in Mittelasien. Bd. I-VII. Berlin, 1922-1933.
111. Le Coq, A. von mit Anhang von Franz H.G. Chotscho und Jarkhoto, die beiden Ruirienstadte der Turfan-Oase aus Zentren buddhistischer Baukunst. Graz, 1980.
112. Ledderose L. Chinese Prototypes of the Pagoda / The Stupa, its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden, 1980.
113. Liang Ssu-cheng. A Pictorial History of Chinese Architecture: A study of the development of its structural system and the evolution of its types / Ed. Wilma Fairbank. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1984.
114. Marshall J.H. Catalogue of the Museum of Archaeology, Sanchi. Calcutta, 1922.
115. McArthur, Meher. Reading Buddhist Art: An illustrated Guide to Buddhist
116. Signs and Symbols. N.Y.: Thames&Hudson, 2004. 216 p.
117. Mizuni S., Nagahiro T. Yun-Kang. The Buddhist Cavetemples of the Fifth Century A.D. in North China. Kioto, 1952.
118. Oelmann F. Der Ursprung der Pagoda / Sinica № 6, 1931.mo. Prip-Moeller J. Chinese Buddhist Monasteries. Copenhagen, London. 1937.mi. Rosenfield J.M. The Dynasty Art of the Kushans. Los Angeles, 1967.
119. Rowland B. Zentralasien (Kunst der Welt). Baden-Baden, 1970.из. Ru Jinghua, Peng Hualiang. Ancient Chinese architecture: Palace architecture. Springer-Verlag Wien, New York, 1998. 193 p.
120. Seckel D. Buddhistische Kunst Ostasien. Stuttgart, 1957.
121. Seckel D. Stupa Elements Surviving in East Asian Pagodas: Referat des Heidelberger Stupaseminars / The Stupa, its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden, 1980.
122. Shah V.P. Beginnings of the Superstructure of Indian Temples / Studies in Indian Temple Architecture. Bombay, 1975.
123. Shan Deqi. Chinese Vernacular Dwelling. Beijing, 2004. 144 p.
124. De Silva A. Chinesische Landschaftsmalerei am Beispiel der Hohlen von Tun-huang. Baden-Baden, 1964.
125. Siren О. Histoire des arts anciens de la Chine. Bd. IV. Paris-Brussels, 1930.
126. Siren О. Chinese Sculpture. Vol. I-IV. N.Y., 1970.
127. Stein M.A. The Thousand Buddhas. Ancient Buddhist paintings from the cave temples of Tun-huang. L., 1921-22.
128. The Art of Chinese Pavilions./ Ред. Чжу Цзюньчжэнь. Beijing, 2002,- 118 P
129. The Student's Sanskrit-English Dictionary. Delhi, 1982.
130. Thilo Т. Klassische chinesische. Leipzig, 1977.
131. Trappl R. Cao Tiandu, Nordliche Wei (386-534), last Tausend-BuddhaStein-Ta bauen / Kunsthistorisches Jahrbuch. XV/XVI. Graz, 1979/80.
132. Through the moon gate. A guide to China's historic monuments. Oxford University Press, Hong Kong, 1986. 313 p.
133. Vollmer J.E., Keall E.J., Nagai-Berthrong E. Silk Roads. China Ships: An Exhibition of East-West Trade. Toronto, Ontario: Royal Ontario Museum, 1983.-240 p.
134. Wellesz E. Die buddhistische Kunst von Gandhara. Leipzig, 1924.
135. Wheeler R.E. Early India and Pakistan, to Asoka. N.Y., 1968.
136. Zimmer H. The Art of Indian Asia. Its Mythology and Transformations. Vol. I-II. N.Y., 1955.
137. Zuercher E. The Buddhist Conquest of China / Sinica Leidensia, XII. Leiden, 1959.* *
138. Ван Гуйсян. Дун си фандэ цзяньчжу кунцзянь (Пространство в архитектуре Востока и Запада). Тяньцзинь, 2006. 393 с.
139. Ван Чаовэнъ, Цзинь Вэйно, Сунь Цзиюанъ и др. Чжунго шику. Тянынуй майцзишань (Пещерные храмы Китая. Майцзишань). Пекин, 1998. -302 с.
140. Гун Дачжун. Лунмэнь шику ишу (Искусство пещерных храмов Лунмэня). Шанхай, 1981.
141. Дуньхуан шику чжэньпинь (Сокровища пещер Дуньхуана). Гонконг, 2002. -292 с.
142. Ито Тюторо. Чжунго гудай цзяньчжу ши (История китайской архитектуры). Шанхай, 1956. 324 с.
143. JIu Мин, Чан Цин, Ли Ли. Чжунго гудай цзяньчжу синынан (Древняя китайская архитектура. Популярный очерк). Пекин, 1988.
144. Ли Чэгсиго. Юньган шику (Пещеры Юньгана). Пекин, 1999. 177 с. Приложение на англ.: Yungang caves. - 26 p.
145. Ло Чжэвэнъ. Чжунго гу та (Древние пагоды Китая). Пекин, 1983. 43 с.
146. Ло Чэ/сэвэнь. Чжунго та (Китайские пагоды). Пекин, 1985. с.
147. JToy Цинси. Чжунго гу цзяньчжу эрши цзян (Двадцать лекций по истории древней архитектуры Китая). Пекин, 2007. 342 с.
148. Лоу Цинси. Чжунго чуаньтун цзяньчжу ишу (Традиционная архитектура Китая). Пекин, 2002.из. Нихон кэнтику си. Тоё кэнтику си (История архитектуры Японии, Индии и Китая). Токио, 1957. 509 с.
149. Сычоу чжи лу. Синьцзян фацзяо ишу (Буддийское искусство Синьцзяна на Великом шелковом пути). The buddhist art in Xinjiang along the silk road./ Авторы-сост. Xo Сючу, Ци Сяошань. Урумчи, 2006. 175 с.
150. Цзян Сяопин. Чжунго чуаньтун цзяньчжу ишу (Традиционная архитектура Китая). Чунцин, 1998. 113 с.
151. Цяо Юнъ, Сунь Дачжан, Ся Нанъси и др. Чжунго гудай цзяньчжу (Архитектура древнего Китая). Пекин, 2002. 321 с.
152. Чжан Даои, Тан Цзялу. Чжунго гудай цзяньчжу: Мудяо (Древнекитайская архитектура: Резьба по дереву). Нанкин, 2005. 340 с.
153. Чжан Даои, Тан Цзялу. Чжунго гудай цзяньчжу: Чжуаньдяо (Древнекитайская архитектура: Резьба по кирпичу). Нанкин, 2005. 340 с.
154. Чжан Даои, Тан Цзялу. Чжунго гудай цзяньчжу: Шидяо (Древнекитайская архитектура: Резьба по камню). Нанкин, 2005. 340 с.
155. Чжао Кэли. Шаньси гу та яньцзиу (Исследование древних пагод провинции Шэньси). Пекин, 2007. 440 с.
156. Чжунго гудай цзяньчжу: цайхуа. Architectural colored drawings (Древнекитайская архитектура. Цветные росписи). / Ред. Сунь Дачжан. Пекин, 2005. 317 с.
157. Чжунго гудай цзяньчжу ши (История древней китайской архитектуры). Пекин, 1987.
158. Чжунго гудай цзяньчжу ши (ди эр бань) (История древней китайской архитектуры, т. II). Пекин, 2005. 423 с.
159. Чжунго цзяньчжу ши ту лу (История китайской архитектуры в рисунках и чертежах). Пекин, 1958. 24 с.
160. Чжунго мэйшу цюаньцзи: Цзяньчжу ишу бянь (Антология китайского искусства. Серия «архитектура»). Пекин, 1988.
161. Чжунго фоцзяо хуацзи. Buddhists in New China. (Буддийские храмы в КНР). Пекин, 1956.
162. Эхань дуйчжао мэйшу чжуанье чан юн цы хуйбянь (Русско-китайский словарь наиболее употребляемых терминов по искусству). Пекин, 1984, 225 с.
163. Ян Хуанъчэн. Та линь (шан) (Лес пагод, т. I). Та линь (ся) (Лес пагод, т. II). Издательство Шаолиньского монастыря, 2007. 653 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.