Генезис и эволюция ступы в истории северного буддизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Базарова, Эржэна Бальжинимаевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 241
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Базарова, Эржэна Бальжинимаевна
Введение.
Глава I. Историко-культурная эволюция буддийских ступ.
1.1. Генезис буддийской ступы.
1.2. Архитектоника ступы и ее эволюция.
1.3 Особенности воздвижения буддийских ступ.
Глава II. Историческая практика воздвижения ступ в северном буддизме.
2.1 История развития пагоды в странах Восточной Азии и
Дальнего Востока.
2.2. История развития ступы в Тибете и Монголии.
2.3 История развития ступы в Бурятии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Культурно-историческая типология образа Будды Шакъямуни1998 год, кандидат исторических наук Бадмажапов, Цырен-Базар Бадмажапович
Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов2006 год, кандидат искусствоведения Барданова, Туяна Иннокентьевна
Культовые памятники кочевников Трансбайкалья как исторический источник: буддийские книги и антропогеографические объекты2009 год, доктор исторических наук Сыртыпова, Сурун-Ханда Дашинимаевна
Творческое и духовное наследие буддийского деятеля Лубсан-Самдана Цыденова2007 год, кандидат философских наук Баяртуева, Доржема Лубсановна
Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Уланов, Мерген Санджиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и эволюция ступы в истории северного буддизма»
Актуальность темы диссертационного исследования
Возведение различного рода религиозных памятников в этнокультурных традициях народов мира всегда было актуальным, так как при этом происходила сакрализация не только конкретной территории, на которой воздвигались эти памятники, но и одновременно многих религиозных символов той или иной культуры. В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников, потому возрос и интерес к истории строительства ступ в конкретных регионах, в частности, и к истории буддизма в целом.
Актуальность исследования ступ в истории северного буддизма важна не только для понимания исторических процессов развития религии в целом, но и для изучения общих закономерностей происхождения и развития самой ступы. В отличие от предшествовавших, смежных с данной темой работ, в диссертации представлено научно обоснованное исследование истории создания, становления и совершенствования ступы как культового памятника, игравшего значительную роль в истории стран северного буддизма. До сих пор, несмотря на наличие работ, посвященных исследованию буддийских памятников, закономерности развития ступ в истории северного буддизма как целостного феномена изучены еще недостаточно. Вследствие этого особую актуальность приобретает комплексное изучение всех аспектов истории воздвижения буддийских памятников, особенностей их функционирования в различных рассматриваемых регионах, а также исследование доступного нам философско-мировоззренческого объяснения символики этих сооружений.
Степень научной разработанности проблемы.
Постановка проблемы позволяет обозначить исторические истоки и основные позиции предшественников, а также некоторые важные параллели и принципиальные различия в подходе к исследованию буддийского культового памятника - ступы.
В отечественной историографии данной тематики следует отметить работы О.С. Хижняк, В.М. Монтлевича, А.А. Терентьева, H.JI. Павлова.
Большой интерес и научную ценность представляют исследования по культурогенезу ступ О.С. Хижняк. Автор рассматривает историю возникновения, становления и развития ступы в буддийской традиции южного буддизма. В исследованиях О.С. Хижняк в значительной мере затронуты история возникновения первых буддийских ступ, ее архаические истоки и назначение. Автор рассматривает формирование ступы как первого буддийского культа в его историческом и архитектурном аспектах.
Известный будцолог и буддийский практик В.М. Монтлевич подходит к изучению ступы с философско-мировоззренческой стороны проблемы. В статье «О символике ламаистских субурганов» им представлена классическая символика традиционного чортена (ступа - в тибетском варианте) в учении ваджраяны, где каждая часть ступы имеет конкретное значение. В.М Монтлевич рассматривает один из основных символов ступы - символ Дхармакаи.
Среди исследований по данной теме особое место занимает работа H.JI. Павлова «Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание а архитектуре индоевропейцев» (М., 2001), в которой он определил роль и место ступ в индоевропейской традиции. Ступа, по его мнению, символ буддийского мироздания, что является основной предпосылкой его работы. Введение им в научный оборот реконструированной модели мироздания, позволяет обнаружить в архитектуре классических ступ процесс становления и развития систем архаических представлений о механизмах функционирования вселенной: циркуляции вод, течении времени, громе и молнии, вселенском Законе, Судьбе. Раскрытие этих представлений в контексте данного исследования, в свою очередь, позволило ему объяснить смысл и логику развития ряда архитектурных тем, мотивов, деталей. По мнению H.JI. Павлова, архаическая модель Вселенной, воссозданная в процессе исследования в ее особом архитектоническом виде в качестве мироздания, выглядит как универсальная система. Она вполне сопрягается с другими известными нам вариантами архаических моделей вселенной и предстает в их ряду как наиболее развернутая, устойчивая и логически непротиворечивая картина Вселенной. Такая характеристика, как утверждает автор, обуславливается ее особыми качественными свойствами.
Из исследований зарубежных ученых следует отметить работы Г. Пурэвбата, А. Говинды, А. Снодграсса и П. Дорже. Монгольский исследователь Г. Пурэвбат в своей работе «Их Монголын Суварга» («Великая Монгольская ступа», 2005 г.) дает универсальную классификацию ступ, раскрывая при этом многообразие архитектуры этих сооружений. Так, например, Г. Пурэвбат выводит восемь разновидностей классической ступы, наглядно иллюстрируя свои выводы собственными иллюстрациями. В указанной работе Г. Пурэвбат дал сравнительный анализ буддийских ступ в истории северного буддизма и их отличие от ступ традиции южного буддизма, но не затронул историю развития буддийских ступ на территории Бурятии. В данной диссертационной работе делается попытка в какой-то степени восполнить этот пробел.
Для нашего диссертационного исследования важное значение имели работы А. Говинды, в частности, его монография «Phychocosmic symbolism of the Buddhist Stupa» («Психологический символизм буддийской ступы», 1976 г.), в которой А. Говинда рассматривает историю возникновения и развития ступы, ее философское значение. В данном же направлении буддийская ступа, рассмотрена А. Снодграссом в его работе «Symbolism of the Stupa»
Символизм ступы»), в которой он раскрыл ее историко-культурные символы и философско- мировоззренческое содержание.
Среди исследований архитектуры культовых сооружений в буддийской традиции наибольшее внимание было уделено архитектуре буддийских памятников Юго-Восточной Азии. Причем большинство из известных нам научных работ по данной теме принадлежат европейским ученым. Значительный вклад в изучение архитектуры в целом внесли П. Браун,
A. Грюнведель, Э. Маккей, Дж. Б. Сэнсом, Р.Е. Фишер, Б. Флейчер, О. Шуази.
Из исследований отечественных ученых по общей архитектуре, в той или иной мере, затронувших рад вопросов, связанных с феноменом буддийской ступы, следует отметить работы Г.М. Бонгард-Левина, М.В. Алпатова, А.С. Мартынова, JI.C. Васильева, В.В. Вертоградовой, В.В. Малявина, Н.И. Брунова, JI.K. Минерта, Н.А. Виноградовой, А.Г. Габричевского, О.Н. Глухаревой, Н.А. Дмитриевой, А.Г. Жуковского, А.А. Короцкой, Ю.Ф. Марченко, В.И. Никифорова, Н.С. Николаевой, С.С. Ожегова, Н.И. Ожеговой, A.M. Осипова, Д.Б. Пюрвеева, Н.П. Свистуновой, А.С. Стрелкова, С.И. Тюляева, О. А. Щербатова, В.М. Бадлуевой и др.
Особую ценность для решения поставленных нами задач имели работы И.А. Алимова, М.В. Воробьева, М.Е. Ермакова, А.Н. Игнатовича, А.С. Мартынова, И.П. Минаева, Дж.Б. Сэнсома, Р.Е. Фишера, Н. Цултэма, Д. Майдара по истории и культуре буддизма в Тибете, Монголии и странах Восточной Азии и Дальнего Востока.
Изучению буддийской космологии, которая символически отражена в ступе, посвящены работы О.М. Ковалевского и академика В.П. Васильева. В своем неопубликованном труде «Буддийский терминологический лексикон»
B.П. Васильев значительное место уделяет трактовке космологических терминов, к сожалению, его труд до сих пор не стал достоянием научного сообщества. К наиболее крупным работам по буддийской космологии следует отнести работу А.Н. Зелинского «Идея космоса в буддийской мысли». Важное место среди работ по данной проблеме занимают также работы Р.Е. Пубаева, Е.А. Торчинова, Ю.А. Кушнарёва.
В сфере индоевропеистики, в частности, в области реконструкции архаических представлений индоевропейцев о вселенной нами обнаружены параллели в трудах Т.В. Гамкрелидзе, Ж. Дюмезиля, В.В. Иванова, М. Элиаде, Ф.М. Мюллера, В.Н. Топорова и других исследователей, свидетельствующие о типологически общих этапах развития сакральных сооружений в истории человечества.
Представители московско-тартуской школы В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и другие провели реконструкцию ряда архаических моделей Вселенной (Мировое Яйцо, Мировая Гора, Мировой Столп, Мировое Дерево) на основе анализа буддийских текстов, с обширным привлечением изобразительных и других материалов. Архаическая модель Вселенной упоминается ими как целостная конструкция, обладающая свойствами самопорождения и саморегулирования. Эти авторы как -представители семиотической школы анализируют не столько собственно модель ступы, сколько связанные с нею мифологические представления и семантическую значимость текстов, содержащих то или иное ее описание.
Таким образом, несмотря на то, что существует достаточное количество работ по истории возведения монастырей, в отечественной историографии до сих пор нет комплексного исследования истории воздвижения буддийских ступ, что делает актуальным данное исследование.
Объектом исследования является феномен ступы в истории стран северного буддизма.
Предметом исследования являются исторические закономерности становления и развития феномена ступы в странах северного буддизма.
Целью диссертационного исследования является комплексный исторический анализ воздвижения ступ и выявления их роли и места в истории рассматриваемого региона.
Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи исследования:
• Рассмотрение генезиса исторических форм буддийских ступ; выявление закономерностей их пространственного развертывания.
• Анализ эволюции структурных элементов ступ.
• Сравнительное исследование истории ступ (пагод) в Китае, Корее и Японии.
• Анализ исторических типов субурганов (ступ) на территории Тибета и Монголии.
• Историко-культурный анализ традиции воздвижения ступы в Бурятии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с I в. до н.э. - I в. н.э., времени возникновения махаянской традиции воздвижения буддийских ступ, по настоящее время.
Территориальные рамки исследования включают территорию стран северного буддизма (страны Восточной Азии — Китай; Дальнего Востока — Корея, Япония; и Центральной Азии - Тибет, Монголия и Республика Бурятия).
Методологическая и теоретическая основа исследования. В центре внимания нашего исследования - история генезиса и эволюции ступы в северном буддизме на вышеуказанной территории. Основные проблемы данной диссертации анализируются в историческом, историко-культурном и частично в культурологическом аспектах.
Исследование истории развития и функционирования буддийской ступы предполагает опору на определенные принципы и методы исследования. В работе последовательно выдерживается принцип историзма, позволивший проследить взаимодействие объективных и субъективных факторов в конкретно-исторических условиях, просмотреть и проанализировать формирование буддийской ступы в Тибете, Монголии и странах Восточной Азии и Дальнего Востока как процесса, последовательно развивающегося во времени.
В работе были применены методы научного анализа, к которым, в первую очередь, относятся общенаучные, специально-исторические методы. С помощью историко-типологического метода стало возможным выделение общих. признаков и особенностей в архитектуре ступ северного буддизма. Историко-системный, историко-генетический методы позволили выявить и проанализировать причинно-следственные связи между индийской культурой - местом воздвижения первых буддийских памятников - и общими тенденциями трансформации буддийской ступы на территориях распространении северного буддизма. Применение историко-сравнительного метода дало возможность выявить как общие, так и особенные черты эволюции буддийской ступы в традиции каждого этноса.
Полевые исследования, проведенные соискателем по районам республики Бурятии, позволили воспользоваться не только традиционными методами этнографической науки такими, как непосредственное наблюдение, собеседование с информантами, сбор материалов по ступам, но и произвести историческую реконструкцию буддийских памятников в возможной их полноте, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Применение комплекса указанных методов дало возможность подробно и всесторонне проанализировать поставленную в исследовании проблему.
Источниковая база исследования по своему происхождению и содержанию разделена на четыре группы источников. Первую группу составляют материалы на монгольском языке, в частности, билинговый тибето-монгольский текст «История ступы Джарун-Хашор».
Ко второй группе источников можно отнести фактологический материал, собранный автором во время полевых экспедиций на протяжении ряда лет (с 2002 по 2009 г.). Территориальные рамки работ - Тункинский,
Закаменский, Кяхтинский, Селенгинский, Хоринский, Кижингинский, Еравнинский районы Республики Бурятии. В ходе нескольких полевых сезонов нами были составлены описания субурганов (бурятские варианты ступ), собран обширный фонд фотодокументов, с помощью которых можно восстановить ход строительства и закладывания ступ, их структуру, а также попытка проведения анализа традиции воздвижения бурятских ступ на территории Бурятии.
Авторские материалы позволили выявить основные идеи и символы буддийской ступы, доминирующие в пространстве проживания бурятского этноса, а также охарактеризовать технологию построения ступ на данной территории. При сборе материала по культовым сооружениям на территории Бурятии также использовался метод интервьюирования.
Определенный источниковый слой составила информация, существующая в глобальной сети Интернет, которая представляет третью группу источников. В частности, в работе были использованы данные следующих специализированных электронных ресурсов: сайта «Архивы России», ассоциации «История и компьютер», исторического портала «Интернет для историков» и т.д. Использованные в работе материалы по истории буддийских ступ базируются на информации некоторых сайтов исследовательского характера. К примеру, сайты www.factnet.org; http: www.china.org.cn;http://goldref.ru/; http://refzone.ru/.
Ознакомление с буддийскими терминами и символами стало возможным, благодаря службе энциклопедической помощи на сайте http://en.wikipedia.org/. Термины и значение буддийских символов приведены на санскрите на некоторых специализированных сайтах в интернете: www.buddhism.com.cn/.
Помимо официально приведенных в Интернете сведений о традиции Юго-Восточной Азии по ступам нами были использованы также материалы по архитектуре ступ традиции северного буддизма, представленные в мировой сети на сайте www.factnet.org. В частности, нами использовались материалы сайтов www.religionfacts.com,http://scienceinto.org.ru и http://www. civilize.ru/.
Наконец, весьма информативными оказались сведения по истории воздвижения ступ в странах Восточной Азии и Дальнего Востока на сайтах http://akstudio.narod.ru/; http://china-history.ru/; http://www.civilize.ru/; http://akstudio.narod.ru/; http://infokorea.ru/.
Особый интерес представляет четвертая группа источников -материалы периодической печати. На страницах республиканских и местных газет были опубликованы статьи, касающиеся вопросов культурных памятников, исторические аспекты их функционирования в традиционной культуре бурятского этноса. К исследованию привлекались периодические издания разных лет: «Правда Бурятия», «Бурятия», «Буряад унэн», «Долина Кижинги», «Хэжэнгэ», «Ярууна» т.д. Эти материалы не только позволяют проследить многие явления и события, непосредственно относящиеся к данной теме. В статьях В. Аюшеевой, Ч.-Х. Бадмацыреновой, Г. Бальжирова, Д. Жанаева, А. Очировой, Б. Раднаева, П. Самбуева, Д. Хубитуева, Б. Цыренова, JI.-X. Гомбоева, в той или иной степени рассматривается история возникновения различных ступ и ее значение для бурятского этноса. В настоящее время очевидна необходимость уточнения некоторых положений, систематизации данных и введения в оборот нового материала. Публикации научного характера стали появляться в буддологическом журнале «Гаруда» (С анкт-Петербург).
В целом источниковая база диссертации имеет комплексный характер и позволяет решить задачи, поставленные в данном диссертационном исследовании.
Научная новизна работы заключается в том, что это первое комплексное исследование истории происхождения и эволюции ступы в северном буддизме. Впервые в отечественной исторической науке осуществлено системно-историческое исследование общности буддийских культовых памятников разных этносов и рассмотрение истории возникновения, становления и развертывания ступы внутри исторических процессов, протекавших в рамках северного буддизма. Впервые проведено сравнительное исследование истории развития ступ (пагод) в Китае, Корее и Японии и проанализирована история внешнего архитектурного вида ступ на территории Тибета, Монголии и Бурятии. На основе вводимого в научный оборот нового материала определена типология ступ, произведена их систематизация, основанная на изучении исторического многообразия архитектурных форм ступ. Автором рассмотрена история становления и распространения субурганов на территории Бурятии на материале собственных полевых исследований, позволивших раскрыть основные идеи и особенности буддийской ступы, доминирующие в пространстве проживания бурятского этноса, а также оценить историю, своеобразие и технологию построения ступ на данной территории. Автором введен в научный- оборот новый материал, ранее не использовавшийся в научных исследованиях, позволивший повысить степень изученности темы, в частности, ранее не публиковавшиеся фотографии и иллюстрации. Их комплексный всесторонний анализ дал возможность автору также выявить и проследить не только историю происхождения и развития буддийских ступ, но и их функционирование в этнической истории народов северного буддизма.
Научно-практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для исследований в области всеобщей истории, религиоведения, источниковедения, этнологии, культурологии, а также при чтении курса лекций по истории буддизма в России, в частности, в Бурятии. Диссертационная работа может также послужить основой для дальнейших исследований по генезису и эволюции буддийских сооружений в истории северного буддизма с углубленным изучением отдельных аспектов истории воздвижения буддийских ступ в отдельных регионах. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут также служить дополнительным источником знаний в процессе подготовки учебных и учебно-методических пособий.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались автором на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Бурятский язык и культура глобализации» (Улан-Удэ, 2005, республиканская); «Батуевские чтения: история и культура народов Сибири и Дальнего Востока» (Улан-Удэ, 2006, межрегиональная); «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008, международная); Ежегодная конференция преподавателей БГУ (Улан-Удэ, 2005, 2006, 2007, 2008, республиканская). Результаты исследования также были представлены в межвузовском сборнике статей «Исследования молодых ученых» (2007), в реферируемом сборнике статей «Вестник БГУ» (2007, 2008). По теме диссертации написано семь статей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка источников и использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса2006 год, кандидат искусствоведения Гожева, Наталья Анатольевна
Культы женских божеств в буддийской конфессии Бурятии ХVIII-ХХ вв.1998 год, кандидат исторических наук Сыртыпова, Сурун-Ханда Дашинимаевна
Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Шоболова, Светлана Игоревна
Буддийские культовые предметы у монголоязычных народов в XVIII - первой половине XIX века в собрании МАЭ РАН: история собирания, атрибуция, особенности художественного стиля2009 год, кандидат исторических наук Иванов, Дмитрий Владимирович
Типология буддийских пагод Китая конца IV - начала X вв.: провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси2009 год, кандидат искусствоведения Козлова, Мария Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Базарова, Эржэна Бальжинимаевна
Выводы по главе II
На основе традиции северного буддизма ступа начинает свое развитие в Тибет, Монголию и в страны Восточной Азии и Дальнего Востока. В истории северного буддизма в странах Восточной Азии и Дальнего Востока распространился тип буддийского сооружения — пагода. Предполагается, что пагода, считающаяся наиболее характерной китайской постройкой, имеет индийское происхождение. Однако между индийским ступенчатым монументом, покоящимся на низком основании, и высокой китайской пагодой сходства очень мало. И хотя ныне последние сохранились лишь в буддийских монастырях, их подлинной предшественницей, скорее всего, является добуддийская китайская многоэтажная башня, которую можно видеть на ханьских барельефах. Однако некоторые исследователи исходят из того, что пагоды однозначно соответствуют индийским ступам.
В Тибете и Монголии распространяется тип ступ, основанный на восьми классических ступах. Ступы в данных регионах практически не отличаются. Хотя на ступы Монголии имело влияние культура Китая. Поэтому ступы Монголии имеют некие различия в декоре.
160 Пурэвбат Г. Их Монголын Субарга. - С. 205-239.
Проанализировав историю воздвижения ступ на территории этнической Бурятии, мы пришли к выводу, что на данной территории существуют ступы двух разных традиций. Первая явилась отражением тибето-монгольской традиции, основывающейся на культуре воздвижения восьми классических ступ. Вторая явилась отражением культуры построения ступы западной традиции, в частности в связи с появлением на территории Бурятии западных европейских буддистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование свидетельствует о том, что проблемы изучения истории развития культовых памятников северного буддизма, касающиеся изучения генезиса и эволюции буддийских сооружений, представляют особый интерес в развитии самого буддизма, где пути научного изыскания проходят в определенных сферах.
Буддийская ступа как неотъемлемая часть культовых памятников в северном буддизме представляет большой интерес в плане исследования истории развития буддийской архитектуры вообще, а также в связи с перманентным воздвижением огромного количества буддийских сооружений. Буддийская ступа возникает преимущественно как результат практического освоения и сакрализации буддийских территорий. Средством их сакрализации служило перераспределение реликвии из существовавших в классической буддийской традиции памятников, а также возведение ступ на местах, связанных с событиями жизни Учителя (Будды Шакьямуни) и с его «прошлыми рождениями», довольно конкретно описанными в джатаках (северо-запад Древней Индии). Так появились uddesika ступы (мемориальные), которые внутри себя могли содержать или не содержать реликвии. В дальнейшем стали возводить ступы на местах, где «архаты и пратьекабудды уходили в нирвану» и где Будда Шакьямуни «обращал в буддизм» добуддийские более архаичные божества. По мере эволюции строительства ступ изменились и собственно вложения в ступы (телесные и вещественные реликвии учеников и выдающихся последователей Будды). На территории распространения северного буддизма основными элементами вложения в ступу являлись (кроме телесных и вещественных реликвий) таблички с записью формул «Прибежища» и «Пратитьясамуттпады», позже — с записью дхарани, буддийские тексты и даже целые разделы канона, статуэтки и крупные скульптуры Будды. Все формы сакрализации ступ связывали с Буддой Шакьямуни и его Учением.
Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы до сих пор не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами. Следы древних сооружений, близких по своей архитектонике к ступе, встречаются в целом ряде культур индоевропейского ареала. Хотя ни одно из них полностью не сохранилось, судить об их общей структуре можно только по основанию, по характеру обрушения и результатам археологических раскопок. Эти и некоторые другие косвенные данные позволяют нам считать, что подобные сооружения существовали. Однако позднее в научной литературе ступа не трактовалась как погребальное сооружение. Дальнейшие исследования ученых привели к отказу от этой точки зрения. Некоторыми исследователями было выявлено, что не все ступы являются реликвариями. К тому же в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. Однако до сих пор некоторые исследователи все-таки считают, что ступы имеют свое начало именно с тех могильных курганов, считая, что со временем их функции изменились.
В буддийской традиции общепринято считать, что особое значение культовые надмогильные сооружения приобретают после смерти основателя буддизма Гаутамы Будды, последовавшей в 544 г. до н. э. По известному преданию, его тело было сожжено, останки разделены между его учениками и захоронены в восьми ступах. Эти ступы были поставлены в местах, связанных с памятными историческими событиями из жизни Будды. Они считаются первыми буддийскими ступами, которые имеют название Восемь Великих ступ Будды. Немецким археологом Пеппе в 1898 г. в Пипрахве на раскопках руин ступы V в. до н. э. была найдена урна с надписью, указывающей, что в ней находился прах самого Будды. В Бодхгае также сохранился субурган великого Прозрения, где, по преданию, Будда открыл четыре благородные истины. Уже эти данные позволяют считать существование восьми ступ вполне реальными. В III в. до н. э. много ступ (по легенде, 84 ООО) построил царь Ашока, разделив между ними останки Будды, содержавшиеся в восьми знаменитых ступах. Новые ступы также строились в памятных для истории буд дизма местах. Эти ступы имеют название Восемь ступ Татхагаты.
Можно считать, что древнейшие ступы V-II веков до н. э. являлись одновременно и реликвариями, и мемориалами, где ступы-реликварии (sariraka) воздвигались на месте кремации тел высоких духовных лиц, иногда в них замуровался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или проваривания в масле. Так, например, тибетское название ступы - «чортен» имеет буквальный перевод - «опора жертвы почитания». Ступы-мемориалы (uddesika) воздвигались в честь какого-либо события в истории буддизма.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что ступа в разных регионах распространения буддизма имела свои конструктивные особенности: то это изящные ступы Аютайи в Таиланде, то это величественная Шведагон в Бирме, либо странная, похожая на бутылку навершием ступа в Лаосе, либо историко-культурные памятники Сваямбхунатх и Бодхнатх и, наконец, знаменитый Боробудур - образное воплощение буддийской теории спасения, увенчанное сорокаметровой ступой-вместилищем нирваны. Целый ряд моментов стадиального развития буддийской ступы, позволяющие понять ее закономерности, можно проследить по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. По вертикали ступа развертывается в сложную ярусную систему. По горизонтали ступа, главным образом, ее основание, развертывается по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света. В процессе стадиального развития ступы наблюдается устойчивая тенденция к постепенному превращению ступы в храм. При этом для ступы это тяготение к храму характерно не только в целом для всего сооружения, но в той или иной мере и для отдельных его частей: для алтаря-основания (ведики), хармики и анды. В истории различных регионов распространения буддизма эти тенденции развивались по-разному. Развитие каждого структурного элемента ступы проходит свой этап в историческом развитии ступы.
В рамках северного буддизма ступа имела два направления в своем развитии. Это культовые сооружения - пагоды, которые получили распространение в странах Восточной Азии и Дальнего Востока, и ступы, в Тибете, Монголии и Бурятии, основанные на восьми классических ступах.
Вопрос о просхождении пагоды до сих пор не решен однозначно. Существуют две теории происхождения пагоды. Согласно первой теории, пагода вырастает из индийской ступы вследствие атрофии полушарий ступы (анда) и гипертрофии её мачты и зонта. По другой теории, пагода развивается из башни, которая строилась для защиты ступы. Однако мы больше склоняемся к теории происхождения пагоды из индийской ступы. В истории стран Восточной Азии и Дальнего Востока первые пагоды появились в Китае, после чего распространились в Корею, а затем в Японию. Исследование показало, что значительных конструктивных изменений в форме пагод в истории Китая, Кореи и Японии не обнаружено.
Традиционные ступы типа чортена - это ступы Тибета, Монголии, Бурятии. Тибетский чортен или монгольский субурган также имеет определенную особенность: его форма напоминает бутылеобразный сосуд, фундамент чортена или субургана обязательно квадратный, местом приношения жертв в ступах-реликвариях Монголии и Тибета была бумба -центральная куполообразная часть, а не основание навершия над куполом, имевшее вид прямоугольного алтаря (хармика).
Феномен бурятской культовой архитектуры в основном являлся отражением тибето-монгольской традиции. Тибето-монгольская тематика построения ступ основывается на традиции воздвижения восьми классических ступ. В связи с этим в практике бурятского культового зодчества применяется восемь классических ступ, а именно: 1) ступа лотоса; 2) ступа Просветления; 3) ступа мудрости; 4) ступа чудес; 5) ступа снисхождения с небес Тушита; 6) ступа примирения; 7) ступа совершенной победы; 8) ступа паринирваны. Однако обнаруживаются субурганы и другой традиции. Так, например, субурган Джарун Хашор; субурган, посвященный Б.Д. Дандарону; субурган, посвященный Агвану Силнаму, и т.д. Подобные варианты не совсем традиционной архитектуры ступ появились в Бурятии относительно недавно, в частности, в связи деятельностью на территории Бурятии буддистов из Прибалтийских республик, Украины и Белоруссии. Они принесли с собой свое понимание культового зодчества и строительства ступ, и этим объясняется появление особой архитектуры ступ.
Исследование показало, что в истории северного буддизма ступы отличались друг от друга. Это происходило по мере постепенного исторического развития ступы и ее трансформация в разных культурах. Проанализировав это разнообразие, пришли к выводу, что различия обусловлены не только архитектурными традициями вышеупомянутых стран, но и региональными особенностями исторического развития буддизма в этих странах.
Новизна работы заключается в том, что впервые в рамках одного исследования дан комплексный анализ истории происхождения и эволюции ступы в северном буддизме как целостного явления, восполнен имеющийся пробел по данной теме, проведено сравнительное исследование истории развития ступ (пагод) в Китае, Корее и Японии и подвергнуто анализу историю внешнего архитектурного вида ступ на территории Тибета, Монголии и Бурятии. На основе вводимых в научный оборот нового материала определена типология ступ, произведена их систематизация, основанная на изучении исторического многообразия архитектурных форм ступ. На материале собственных полевых исследований рассмотрена история становления и распространения субурганов на территории Бурятии. Комплексный всесторонний анализ дал возможность нам также выявить и проследить не только историю происхождения и развития буддийских ступ, но и их функционирование в этнической истории народов северного буддизма. Выводы и результаты работы открывают широкую перспективу для дальнейших исследований в области истории, теории и истории культуры, этно- и культурогенеза народов, искуссвоведении и имеют большое научное значение для сравнительно-исторических и типологических изысканий по культуре народов вышеуказанной территории. Настоящая работа может стать основой не только новых исторических исследований, но и быть использована для углубленного изучения в различных других отраслей современной науки, к примеру, в области космологии, гносеологии, культурологи и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Базарова, Эржэна Бальжинимаевна, 2009 год
1. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая / И.А. Алимов, М.Е. Ермаков, А. С. Мартынов. - М.: ИД "Муравей", 1998.
2. Анисимов А.Ф. Космогонические представления народов Севера / А.Ф. Анисимов. М.; JL, 1959.
3. Аррениус Сванте. Представления о Вселенной- в различные времена / Сванте Аррениус. — М., 1914.
4. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция и перспективы / М.Д. Ахундов. — М.: Наука, 1982. — 222с.
5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / А.Н. Афанасьев. — М.: Современник, 1983. 464 с.
6. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта/ Ашвагхоша. М.:
7. Художественная литература, 1990. — 572 е.: 16 илл.j
8. Баирова JI.K. Истоки и тайны бурятских улигеров / JI.K. Баирова. Книга 2. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. 166 е.: илл.- С. 24-31, 135-155,162170.
9. Бёрке У. Пространство-время, геометрия, космология / У. Бёрке. М.: Мир, 1985.-411 е.: илл.
10. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура / Е.В. Блаватская. М.: Наука, 1976.173 е.: карт. 7 илл.
11. Врунов Н.И. Очерки по истории архитектуры / Н.И. Врунов. М.: ACADEMIA, 1937. - Т. 1-2.
12. Брунов Н.И. Альбом архитектурных стилей / Н. Брунов. — М., 1937.
13. Будаева С.Ц. Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов Восточного Забайкалья: автореф. дис. .канд. филос. наук / С.Ц. Будаева. — Чита, 2003.
14. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии / С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991.- 294 е.: илл.
15. Васильев JI.C., Никифоров В. И., Свистунова Н.П. Роль традиции в истории и культуре Китая / JI.C. Васильев, В.И. Никифоров, Н.П. Свистунова. -М.: Наука, 1972.
16. Васильева Г.П. Юрта переносное жилище народов Средней Азии и Казахстана / Г.П. Васильева // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука, 2000.
17. Васубандху. Абхидхармакоша (энциклопедия Абхидхармы) / Васубандху. -М.: Ладомир. В 2 т. 1т. 1998. 670 е.: илл.
18. Вертоградова В.В. Архитектура / В.В. Вертоградова // Культура Древней Индии. М.: Наука, 1975.
19. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока / Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева // Малая история искусств. — М., 1979. С. 87.
20. Воробьев М.В. История Кореи. Тома 1—2 / М.В. Воробьев. М., 1974.
21. Вострое В.В. Казахское народное жилище / В.В. Вострое, И.В. Захарова. Алма-Ата, 1989.
22. Габричевский А.Г. Теория и история архитектуры. Избранные сочинения / А.Г. Габричевский. Киев: Самватас, 1993.
23. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в / О. Н. Глухарева. — М., 1982. 1.
24. Глухарева О.Н. Искусство Кореи / О. Н. Глухарева. М., 1982.
25. Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма / А. Говинда. СПб., 1993.
26. Говинда А. Творческая медитация и многомерное сознание: (пер. с анг.) / А. Говинда. М.: Беловодье, 2006. - 320 е.: илл.
27. Голан А. Миф и символ / А. Голан. М.: Руслит, 1993.
28. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. -Ольденбург, 2000.
29. Даксанова Б.Д. Материалы об основании и деятельности дацанов в Бурятии / Б.Д. Даксанова // Центральная Азия и Тибет. Новосибирск, 1972.-С. 120-121.
30. Дмитриева Н.А. Исскуство древнего мира / Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова. М.: Детская литература, 1986.
31. Древо индуизма. М.: Восточная литература, 1999.
32. Дылыкова B.C. Семантика субургана как мандала / B.C. Дылыкова // Тибетская литература -М.: Наука, 1986. С. 27.
33. Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. М.: Радикс, 1993.
34. Ермакова Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. СПб., 2006. - 252 с.
35. Еше-Лодой Ринпоче. Восемь видов ступ // Мигжэд. Улан-Удэ.
36. Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры / В.П. Зубов. М.: Искусствознание, 2000.
37. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII XX столетий / А.Д.Жалсараев. - Улан-Удэ, 2001.
38. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры / Д.С. Жамсуева. У-У.: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-169 с.
39. Жамсуева Д.С. Субурганы Анинского дацана / Д.С. Жамсуева // Наследие народов РФ: сокровища РБ. 2002. - №1. — С. 307-312.
40. Жамсуева Д.С. Эволюция архитектурных форм бурятских дацанов в XVIII XX вв. / Д.С. Жамсуева // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: материалы междунар. науч. конф. - Улан-Удэ, 2000. - С. 261-267.
41. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л. Жуковская. -М.: Наука, 1977. -199 с.
42. Жуковская H.JI. Пространство и время в мировоззрении монголов / Н.Л. Жуковская // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. — М., 1986.
43. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В.В. Иванов. М.: Языки русской культуры, 1998. - Т.1.
44. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории / А.Н. Игнатович. М.: Наука, 1987. - 314с.
45. Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв / АН СССР, Инт востоковедения, Ленинградское отд-е. — М.: Наука, 1990. 210 с.
46. История стран и народов мира. Т. 2. — М., 1965.
47. Исторические памятники Кореи Альбом. — Пхеньян, 1980.
48. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. — 228 с.
49. Категории буддийской культуры / под ред. Е.П. Островской. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. — 320 с.
50. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством / В.А. Кожевников Петроград, 1916. - Т. 1.
51. Комиссарова Т.Г. Монах не должен быть почтительным к императору. Из буддийской полемики в Китае IV-V вв / Т.Г. Комиссарова // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — М., 1987.
52. Корейское классическое искусство Сб. статей. —■ М.: Наука, 1972. -96 е.: илл.
53. Короцкая А.А. Архитектура Индии раннего средневековья / А.А. Короцкая. -М., 1964. С.137.
54. Короцкая А.А. Современная архитектура Индии / ЦНИИ теории и истории архитектуры. -М.: Стройиздат. 1986. -253 с.
55. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии / Д. Косамби. -М.: Прогресс, 1968. -216 е.: илл.
56. Кравцова М. Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов / М.Е. Кравцова. СПб.: Лань, 1999. - 415 е.: илл.
57. Крючкова Е.В. Загадка субургана / Е.В. Крючкова // Буддийская культура и мировая цивилизация: материалы III Рос. науч. конф. (22-26 сентября 2003 г.). Элиста: Изд-во Калм. госуниверситета, 2003. - С. 29-31.
58. Крючков Н.И. Преодоление религиозных пережитков в Бурятии / Н.И. Крючков, Т.М. Михайлов. Улан-Удэ, 1987.- 142 с.
59. Кычанов Е.И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан Сун (VII-VII вв.) Е.И. Кычанов // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. - М., 1987.
60. Легенда о Великой ступе Джарун Хашор // Гаруда. — СПб.: Алга-Фонд, 1994.-С. 18-34.
61. Литвинский Б.А. Буддизм и среднеазиатская цивилизация / Б.А. Литвинский // Индийская культура и буддизм: сб. ст., посвящ. памяти академика Ф.И.Щербатского. М.: Наука, 1972.
62. Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993.
63. Мадхъямики и элеаты: несколько параллелей // Индийская культура и буддизм: сб. ст., посвящ. памяти академика Ф.И. Щербатского. М.: Наука, 1972.
64. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии. Очерки по истории / Д. Майдар. -М.: Стройздат, 1971. 243 е.: илл. - С. 65.
65. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы / А.Ю.Майничева. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археол. и этногр. СО РАН, 2000. 64 е.: илл.
66. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: Традиция и культура /В.В. Малявин. М.: Искусство, 1995. - 287 е.: илл.
67. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа / Г.Е. Манзанов. У-У.: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 192 е.: граф. табл.
68. Мартынов А.С. Государство и религии на Дальнем Востоке / А.С. Мартынов // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.,Х1987.
69. Марченко Ю.Ф. Выдающиеся пагоды Кореи / Ю. Ф. Марченко — М.: Сейлинг, 2001. — 14 с.
70. Михайлов Т.М. Бурятская традиционная культура: история и факторы формирования // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Сб. ст.- У-У.: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.- 161 с.
71. Мифы народов мира / Сост. В.И. Коровин. В.Я. Коровина. Е.С. Абелюк.-М.: Рост, 1999.-480 е.
72. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы / И.П. Минаев. -СПб., 1987.
73. Минерт JI.K. Памятники архитектуры Бурятии / JI.K. Минерт. -Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1983. 191 с.
74. Минерт JI.K. Архитектура Улан-Удэ / JI.K. Минерт. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. - 248 е.: ил.
75. Минерт JI.K. Памятники начального этапа градостроительства в Бурятии / JI.K. Минерт // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1989. - С. 80-107.
76. Мирча Элиаде. Аспекты мифа / Элиаде Мирча. — М.: Академический проект; Парадигма, 2005. 224 с. - («Технологии культуры»).
77. Митыпова Г.С. Православие в истории и культуре Бурятии / Г.С. Митыпова. Улан-Удэ, 2005. - 231 с.
78. Мицзун гун еючи яофа. (Методы практики Ваджраяны). Сиань, 1993.
79. Митыпова Е.С. Православные храмы в Забайкалье (XVII нач. XX вв.). Опыт историко-культурного исследования / Е.С. Митыпова. - У-У, 1997.- 130 с.
80. Монтлевич В.М. Легенда о Великой ступе / В.М. Монтлевич // Гаруда.- СПб.: «Алга-Фонд», 1994 (2). С. 18-19.
81. Монтлевич В.М. Две ступы / В.М. Монтлевич // Гаруда. СПб.: Алга-Фонд, 1996.-С. 34.
82. Монтлевич В.М. О символике ламаистских субурганов / В.М. Монтлевич // Центральная Азия и Тибет: материалы конф. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1972. С.91-94.
83. Муканов М.С. Виды переносного жилища казахов / М.С. Муканов // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 2000.
84. Муриан И.Ф. Искусство Непала, Древность и средневековье / И.Ф.Муриан. М.: Восточная литература, 2000. - 119 е.: илл.
85. Ожегов С. С. Архитектура Индокитая / С.С. Ожегов, Т.С. Проскурякова, Дао Кинь Хоанг. М.: Стройиздат, 1988. - 311 с.
86. Ожегова Н.И. Искусство Бирмы / Н.И. Ожегова. М.: Изобразительное искусство, 1979.
87. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община / Г. Ольденберг. -М., 1900.
88. Павлов H.JI. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Н.Л. Павлов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -368 е.: илл.
89. Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи / М.Н. Пак. М.: Изд-во МГУ, 1979.-239 с.
90. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды / Р.Б. Пандей. М., 1982.
91. Позднеев А. Очерки быта буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А. Позднеев. Элиста: Калм. Кн. Изд-во, 1993. -XVI, 492 с.
92. Попов А.А. Жилище / А.А. Попов // Историко-этнографический атлас Сибири. -М., 1961.-С. 131-226.
93. Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. М., 1982.
94. Пюрвеев Д.Б. Архитектура кочевой цивилизации / Д.Б. Пюрвеев. М., 1975. - 189 е.: илл.
95. Религиозно-философский альманах «Дхарма». Вып. 1-2. У-У., 1996.
96. Рудой В.И. Религиозный идеал в системе категорий буддийской культуры / В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова // Восток. -1977. №3.-0.45.
97. Сверкунов И. К вопросу об эволюции строительства дацанов / И. Сверкунов. Иркутск, 1927.
98. Сибирь: Этносы и культуры. Сб. ст. / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Вост.- Сиб. гос. акад.культуры и искусств / Отв. ред. З.П. Соколова М. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999.-151 с.
99. Сидоров С. Буддизм: история, каноны, культура / С. Сидоров. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; ACT, 2005. - 487 с.
100. Страноведение Китая. Учебная хрестоматия. М.: Издательский дом "Муравей", 1999. - 336 е.: илл.
101. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. СПб.: Евразия, 1999. - 576с., илл.
102. Сыртыпова С-Х. Памятники реликвии кочевников Центральной Азии: парадигмы определения / С-Х. Сыртыпова // Mongolica. Vol. 17 (38), 2006.-С. 181.
103. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1986. - 575 е.: илл.
104. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990.—621 с.
105. Топоров В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце / В.Н. Топоров //Труды по знаковым системам 198/Ш. Тарту, 1967.
106. Топоров В.Н. К предыстории двух архаичных концепций / В.Н. Топоров // Ш летняя школа по вторичным моделирующим системам. -Тарту, 1968.
107. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» / В.Н. Топоров //Труды по знаковым системам, 284/У. Тарту, 1971.
108. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. -М.: Изд-во ГРВЛ, 1988.
109. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В.Н. Топоров. М.: Прогресс, 1995.-624 с.
110. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира / Т.В. Топорова. М.: Радикс, 1994.
111. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада. Познание Запредельного / Е.А. Торчинов. — СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. 480 с.
112. Тюляев С. И. Искусство Индии / С. И. Тюляев. М., 1988. - 342 с.
113. Тюляев С.И. Архитектура Индии / С. И. Тюляев. М.: Изд-во ВАА, 1939.
114. Хижняк О.С. Архаичные истоки символики буддийской ступы (историографический анализ) / О.С. Хижняк // Материалы VI буддол. конф. / сост. С.Э. Коротков, Е.А. Торчинов. СПб., 1999. - С.57-61.
115. Хижняк О. С. Культурно-историческое значение терминов «ступа» и «чайтья» / О.С. Хижняк // Буддийская культура и мировая цивилизация: материалы III Рос. науч. конф. (22-26 сентября 2003 г.). — Элиста: Изд-во Калм. госуниверситета, 2003. С. 31-33.
116. Хижняк О.С. Значение ступы в формировании буддийского культа / О.С. Хижняк // Международный конгресс востоковедов. Секретариат XXXVII. М., 2004. - С. 653-654.
117. Хижняк О.С. Буддийские ступы Древней Индии: происхождение и начальный этап строительства / О.С. Хижняк // Россия Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Санкт-Петербург). - М., 2000.-С. 101-112.
118. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: 2-я пол. XIX нач. XX в. Сб.ст. / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Ленингр. отд-е. - Л., Наука, 1979. — 227 е.: илл.
119. Фишер Р.Е. Искусство буддизма / Р.Е. Фишер. — М.: Слово / Slovo, 2001.
120. Флейзер Б. Архитектура Индии. История архитектуры / Б.Флейзер. Петербург, 1911-1913. - Вып 1.
121. Фэн Ю-Лань Краткая история китайской философии. Пер с анг. Р.В. Котенко. Спб.: Евразия, 2000. - 373 с.
122. Цултэм Н. Архитектура Монголии / Н. Цултэм. Улан-Батор, 1988.-200 е.: илл.
123. Чжоу Илян. Тандай мицзун. (Ваджраяна эпохи Тан). Шанхай, 1996.
124. Чэн Чжилян, Хуан Минчжэ. Чжунго фоцзя. (Буддизм в Китае). / Чжилян Чэн, Миннчжэ Хуан. Бэйцзин, 1996.
125. Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до III в. н.э.) / В.М. Штейн. М., 1960.
126. Шуази О. Архитектура Индии. История архитектура. В 2-х тт. / О. Шуази. Т.2. - М., Изд-во В. Шевчук, 2002. - 708 е.: илл.
127. Щербатова О.А. Об архитектуре Индии. По Индии и Цейлону / О.А. Щербатова. М., 1892.
128. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта, 2003. 704 с.
129. Япония: культура и общество в эпоху НТР. — М.: Наука, 1986.1. Иностранная литература
130. Adams Edwards В. Korean's Golden Age. 1991.
131. Brown P. Indian Architecture / P. Brown. Bombay, 1965. - Vol. 1, 2.
132. Crystal Mirrow The stupa: Sacred Symbol of Enlightment. Dharma Press. Berkeley, 1977. P. 16.
133. Cultural Treasures of Korea, vol. IV (General Treasures, Pagodas), 1991.
134. Dorje P. Stupa and its technology. Delhi, 1996.
135. Gandantehchinling Monastery. Ulan-Bator, 1961P. 18
136. Govinda A. Phychocosmic symbolism of the Buddhist Stupa. Dharma Publishing, 1976. 102 c.
137. Gupte R.S. Iconography of the Hindus, Buddhism and Jains. Bombay, 1972.
138. Harvey P. The Symbolism of the Early Stupa // Jounal of the International Association of Buddhist Studies. 1984. N VII. P.67-83.
139. Irvin J. The Stupa and the Cosmic Axis: the Archaelogical Evidence // Proceedings of the 4th International Conference of South Asian Archaeologists. Napoli, 1977 (1979). P. 799-845.
140. Kolver B. Stages in the Evolution of a World Picture // Numen32. 1986. P 131-168.
141. Koo John H., Nahm Andrew C. Introduction to Korean Culture. Seoul, 1997.
142. Пуревбат Г. Их Монголын Суварга / Г. Пурэвбат. Улан-Батор, 2005.
143. San Y. Рак. Korean Architecture, vol. 1, 2, 1991.
144. Schlagintweit E. Buddhism in Tibet. London, 1863. P. 194
145. Snodgrass A. Symbolism of the Stupa. New York, 1985.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.